Высшим руководящим органом образовательного учреждения является. Органы управления образованием. Структура общешкольного коллектива. Организационная культура, организационные ценности, философия и миссии школы. Организационная структура внутришкольного уп

Согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 8) система образования представляет собой совокупность взаимодействующих:

● преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

● сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

● органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.

Цель системы образования - обеспечить право человека на образование. Критерием эффективности деятельности такой системы является уровень образованности граждан - воспитанности и обученности. Право на образование - основное и естественное право человека - реализуется им всю жизнь. С помощью образования возможно максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека.

Право на образование имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потребности в информации и образовании стоят на одном уровне с первичными потребностями человека: физиологическими, в обеспечении безопасности и защищенности.

Все компоненты системы образования постоянно изменяются, развиваются. Одно из важных изменений - развитие Государственных образовательных стандартов (ГОС) . В числе разрабатываемых законопроектов находится проект закона «О государственных минимальных социальных стандартах», в которые планируется включить и стандарты в области образования: набор общедоступных и бесплатных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся; норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях; уровень обязательного образования, который должен получить каждый гражданин страны.

Образовательные программы осваиваются с учетом потребностей и возможностей личности в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Независимо от форм получения образования для объективной оценки уровня образования используются Государственные образовательные стандарты, которые устанавливаются федеральным законом. Следует обратить внимание на то, что строгое соблюдение принципа преемственности между образовательными программами разных уровней обеспечивает целостность и непрерывность всей системы образования в России и отсутствие в образовательном пространстве этой системы тупиковых образовательных ветвей.

Образовательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим Государственным образовательным стандартом (ст. 7).

Важнейшими ролевыми участниками (субъектами) в процессе управленческого взаимодействия являются учредители, заказчики, пользователи, представители властных структур, партнеры, конкуренты.

Основным заказчиком образовательных учреждений выступает государство и его ведомства, которые:

● формируют образовательную политику;

● регистрируют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют образовательные учреждения;

● определяют Государственные образовательные стандарты;

● проводят экспертизу подведомственных им учреждений.

Учредителями образовательных учреждений согласно Закону РФ «Об образовании » (ст. 11) могут являться:

● органы государственной власти и регионального (местного) самоуправления;

● отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (фонды, союзы, ассоциации);

● общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ;

● граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Учредители образовательных учреждений наделены широкими правами и полномочиями. В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральные органы государственной власти и органы управления образованием должны:

● формировать и осуществлять федеральную политику в области образования;

● регулировать правовые отношения в области образования;

● разрабатывать и реализовывать федеральные и международные программы развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей;

● формировать федеральные государственные и ведомственные органы управления образованием;

● согласовывать назначение руководителей образовательных учреждений федерального подчинения (если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов);

● устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;

● устанавливать перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

● разрабатывать и утверждать типовые положения об образовательных учреждениях;

● устанавливать порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

● регулировать трудовые отношения и др.

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся (ст. 29):

● определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике РФ в области образования;

● законодательство субъектов Российской Федерации;

● определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;

● осуществление федеральной политики в области образования;

● разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

● формирование государственных органов управления образованием и руководство ими;

● создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений;

● установление национально-региональных компонентов Государственных образовательных стандартов;

● формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

● установление местных налогов и сборов на цели образования;

● установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования;

● организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений;

● организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;

● обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения Государственных образовательных стандартов;

● издание нормативных документов в пределах своей компетенции и др.

Органы местного самоуправления (ст. 31) ответственны за реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования ; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:

● планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

● формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

● обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

● регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;

● создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

● создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;

● назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

● строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

● контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;

● использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования и др.

Компетенция и ответственность образовательного учреждения (ст. 32) состоят в том, что оно самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся:

● материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса;

● привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;

● представление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

● подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации ;

● организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

● разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

● разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

● разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;

● установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

● установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;

● установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;

● разработка и принятие Устава образовательного учреждения;

● разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения;

● самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников;

● самостоятельное осуществление образовательного процесса;

● осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения;

● контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения;

● обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;

● создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

● содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

● координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом, и др.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за:

● невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

● реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

● жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

● нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

● иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании» и Устава соответствующего образовательного учреждения . Управление строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др.

Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель соответствующего образовательного учреждения.

Представим основные функциональные обязанности некоторых руководителей образовательных учреждений.

Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:

● руководит образовательным учреждением совместно с советом школы в соответствии с Уставом школы, законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами;

● обеспечивает государственную регистрацию школы, лицензирование образовательной деятельности, государственную аттестацию и аккредитацию школы;

● создает атмосферу единого понимания и совместного формулирования целей, ценностей и задач, перспектив развития образовательного учреждения всеми участниками образовательного процесса, формирует внутришкольную педагогическую культуру, ответственность за общую работу и ее результаты. Регулирует отношения в коллективе, поддерживает благоприятный морально-психологический климат, поощряет и стимулирует творческую инициативу работников;

● несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет внутришкольный контроль, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;

● представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;

● осуществляет подбор и расстановку педагогических кадров учебного заведения, прием детей в школу, увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;

● организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;

● координирует управленческую деятельность своих заместителей, руководителей структурных подразделений школы, распределяет функциональные обязанности между ними;

● утверждает учебные планы, образовательные программы, расписания занятий, экзаменов, педагогическую нагрузку и графики работы педагогов и технического персонала школы;

● курирует состояние преподавания и результаты обучения и воспитания учащихся;

● руководит деятельностью педагогического совета школы ;

● принимает меры по безопасной эксплуатации зданий, оборудования, соблюдению правил внутреннего распорядка, охраны труда, норм санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной защиты;

● совместно с медицинскими работниками организует деятельность по оздоровлению детей и взрослых, оптимизации режима труда и отдыха;

● обеспечивает своевременное и правильное ведение делопроизводства, бухгалтерского учета, статистической отчетности.

Указанные функциональные обязанности директора школы существенно дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью и др.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и Государственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; составляют расписание занятий; руководят методической работой в школе.

Характеризуя основные направления управленческой деятельности, необходимо отметить, что в последние годы произошло разграничение компетенции между школой и органами управления. В школах отмечается:

● повышение уровня автономности;

● появление возможности формулировать свою миссию, стратегию, переходя от позиции пользователя действующих систем управления к позиции проектировщика и создателя новых систем;

● высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования;

● развитие плюрализма;

● привлечение квалифицированных специалистов из вузов;

● получение дополнительных источников финансирования;

● изменение штатного расписания.

Данные направления представлены в различных моделях самоуправления. Наряду с традиционными органами общешкольного управления (педсовет, родительский комитет, ученический совет) в настоящее время появились: Совет школы, Попечительский совет, Орган разработки стратегического развития школы, Совет учредителей, Инновационный совет, Экспертный совет, Приемная комиссия (отборочная), Научно-методический совет, Совет лицеистов, Совет гимназистов, Школьный парламент и др. Состав этих органов в разных типах школ и масштаб их деятельности неодинаков, степень участия членов и органов школьной организации также неравнозначна. Но именно этими управленческими звеньями разрабатывается и утверждается стратегия развития школы.

Развивающие школы, реализуя стратегические планы, перестраивают структуру управления на основе поиска «золотой середины» между централизацией и децентрализацией управления. В развивающих школах введены группы нововведений, проектные группы, группы разработчиков, экспертные группы. Внедрение в школе элементов менеджмента содействует процессу демократизации и гуманизации школьной жизни, эффективному управлению школой, педагогическим и ученическим коллективами.

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

Развитие системы образования определяется качественным улучшением управления, так как именно управление образованием прогнозирует пути совершенствования образовательной системы, направления ее деятельности и качество образования. Правовой основой управления образованием являются Конституция Российской Федерации (ст. 72), конституции и уставы субъектов Федерации, Федеративный договор, международные акты («Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Конвенция о правах ребенка» и др.), федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, положения об органах управления образованием, типовые положения и уставы образовательных учреждений.

Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы образования к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что означает как совместные действия федеральных и региональных органов, так и распределенную ответственность. Объем и пределы этих полномочий и ответственности установлены в Законе Российской Федерации «Об образовании». Основы системы государственного управления образованием в Российской Федерации определены постановлением Российской Федерации от 9 января 1992 г. В соответствии с этим постановлением в настоящее время в Российской Федерации сформирована следующая система органов государственного управления образованием:

Министерство образования Российской Федерации;

министерства образования республик в составе Российской Федерации;

управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;

комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт- Петербурга.

Органы управления образованием районов, городов (округов) в городе могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.

Названная децентрализация управления образованием в Российской Федерации привела к изменениям в управляющих подсистемах, в объектах воздействия, в содержании управленческих решений.



Если в прежней системе управления образованием управляющим был лишь федеральный уровень, на котором задавались цели, ставились задачи и контролировалось их выполнение, то в настоящее время в соответствии с порядком, определенным Законом Российской Федерации «Об образовании», разграничения компетенции федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации происходит постепенное перераспределение управленческих функций между различными уровнями управления образованием.

Результаты анализа взаимоотношений разных уровней управления образованием свидетельствуют об изменениях их характера: с повышением уровня управления уменьшается доля прямых воздействий управляющей системы на управляемую и увеличивается доля косвенных.

В этом заключается основное изменение характера отношений между уровнями управления образованием в результате проведенной реформы децентрализации управления. Центр тяжести в управлении образованием все последовательнее перемещается на региональный и муниципальный уровни.

Это объясняется тем, что территориальные системы образования формируются под воздействием процессов, результатом которых является возникновение общностей населения, имеющих и осознающих свои интересы. Сходство условий жизнедеятельности, достаточно общее место проживания, разнообразие форм социальных связей объективно определяют для каждой такой общности самостоятельные и специфические образовательные интересы.

Успех в реализации этих интересов зависит от многих причин, но в первую очередь от правильно созданной структуры управления образованием, подбора управленческих кадров, распределения между ними соответствующих функций.

Вариантов создания структур органов управления образованием может быть много. Это зависит от региональных и национальных особенностей, социально-экономических условий региона, сети образовательных учреждений, многоукладное™ и вариативности образования.

Общим является то, что структура, штатное расписание региональных органов управления образованием утверждаются постановлением руководителя администрации субъекта Российской Федерации. Им же определяется круг вопросов, решаемых органом управления, его задачи и функции, утверждается Положение об органе управления образованием.

Перечень задач, стоящих перед региональными органами управления образованием, определен Законом «Об образовании». Среди них к числу важнейших относится задача обеспечения условий, позволяющих обучающимся получать образование, не ниже предусмотренного образовательными стандартами; предоставление возможностей обучающимся реализовывать свои природные задатки и способности в соответствии со своими познавательными потребностями и возможностями. Последнее имеет непосредственное отношение к специальному образованию, актуальность которого в современных условиях чрезвычайно высока.

Это объясняется значительным ростом числа детей с проблемами в развитии и детей-инвалидов в частности (в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 2 млн таких детей, что составляет почти 5% от их общего числа), появлением детей со сложными, комплексными типами отклонений в развитии, с различными формами задержек психического развития, детей с аутизмом, нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д. и необходимостью создания для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, а также лечение, оздоровление, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Комплекс этих проблем должен найти свое решение в первую очередь на региональном уровне в форме:

Создания региональной законодательной и нормативной правовой базы для функционирования специальных (коррекционных) образовательных учреждений, системы коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития и трудностями в обучении, создания условий для развития данной категории детей, поддержки семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

Целенаправленной работы по подготовке кадров специалистов для работы с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии, повышению их квалификации;

Разработки методических и организационных основ выявления детей с проблемами в развитии и на основе анализа данных проектирования развития сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

Создания предпосылок для развития системы психодиагностики и профилактики нарушений в развитии детей начиная с младенческого возраста (раннего вмешательства);

Управленческих решений, способствующих перемещению коррекционной психолого-педагогической работы в систему дошкольного образования;

Организации условий для планомерного развития системы профессиональной подготовки подростков-инвалидов и подростков с нарушениями развития, создания условий для их трудоустройства, интеграции в общество;

Контроля за качеством специального образования, содействия развитию инновационных форм деятельности в системе специального образования, поддержки реабилитационных учреждений нового типа, внедрения в практику работы достижений науки и передового опыта;

Поиска и отработки моделей интегрированного обучения детей с особыми нуждами в условиях массовой школы;

Привлечения к работе по решению проблем детей, имеющих отклонения в физическом, психическом здоровье, интеллектуальном развитии, региональных органов управления здравоохранением, социальной защиты населения, трудоустройства и занятости населения, общественных организаций.

Роль регионального уровня в управлении специальным образованием чрезвычайно велика и по ряду других причин.

Во-первых, как никакая другая сфера образования, специальное образование остро ощущает недостаток квалифицированных кадров (в среднем по Российской Федерации число специалистов-дефектологов составляет лишь 9% от их необходимого числа). Поэтому организация целевого набора на дефектологические факультеты педагогических вузов и университетов, организация курсовой переподготовки кадров на базе региональных институтов повышения квалификации работников образования (ИПК) в соответствии с потребностями региона, создание и координация деятельности региональных методических объединений учителей-дефектологов, оказание им помощи в подготовке и прохождении аттестации составляет значительную часть деятельности регионального органа по управлению специальным образованием.

Вторая особенность состоит в следующем. Для субъектов Российской Федерации в значительной степени характерны нестабильность и большие качественные различия в развитии и функционировании сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений (по видам, по размещению и т.д.). Годами складывавшиеся традиции привели к тому, что в значительном числе муниципалитетов отсутствуют образовательные учреждения для обучения детей с проблемами даже в интеллектуальном развитии. А образовательные учреждения для глухих и слабослышащих, для слепых и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата в регионах представлены, в лучшем случае, в единичных экземплярах. Проблема усугубляется тем, что все эти образовательные учреждения в последние годы потеряли статус федеральных, Министерство образования Российской Федерации не решает вопросы их комплектования. В этих условиях региональный орган управления образованием должен на практике обеспечить каждому ребенку с проблемами в развитии его право на получение доступного образования, своевременную коррекцию психофизиологических и познавательных процессов. Это достигается путем совершенствования и развития сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, комплектования их детьми только в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических комиссий и согласием родителей, решения вопросов обучения детей с проблемами в развитии за пределами региона и т.д.

Разнообразие видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (восемь видов) создает третью особенность управления специальным образованием на уровне региона. Она состоит в том, что региональные органы управления образованием, институты повышения квалификации работников образования становятся главными организаторами и координаторами методической работы в сфере специального образования регионов, центрами по обобщению и распространению передового опыта, реализации передовых педагогических технологий специального образования, инновационной деятельности, в том числе и становления реабилитационных учреждений нового типа (постоянно действующих психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центров раннего вмешательства и т.д.).

В этой же связи из-за отсутствия в муниципальных образовательных системах необходимых квалифицированных кадров (тем более научных) осложнена экспертная оценка экспериментальной деятельности, реализация региональных образовательных программ и стандартов и т.д. Поэтому такую работу - на региональном уровне - можно сделать целенаправленной, научно обоснованной и, что не менее важно, достаточно эффективной.

И последнее. Несмотря на всю специфику, система специального образования не является изолированной. Она непосредственно связана с дошкольным, общим, дополнительным, начальным профессиональным образованием. И если в первых трех случаях совершенствовать контакты и взаимоотношения в работе можно на разных уровнях управления, то установление постоянных партнерских связей между специальными (коррекционными) образовательными учреждениями и учреждениями начального профессионального образования, привлечение последних к оказанию помощи специальным (коррекционным) школам в вопросах до-профессиональной подготовки, создания условий для получения обучающимися в системе специального образования доступного им начального профессионального образования является прерогативой регионального органа управления образованием.

Для реализации указанных задач в составе региональных органов управления образованием в соответствии с их структурой создаются специальные отделы (управления): специального образования, учреждений реабилитации, специального образования и социально-правовой защиты детства и т.д. Положения о них, функциональные обязанности специалистов утверждаются приказом руководителя регионального органа управления образованием. Являясь структурным подразделением регионального органа управления образованием, названные отделы (управления) в своей работе руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области образования, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и администрации региона, нормативными правовыми документами Министерства образования Российской Федерации, положением о региональном органе управления образованием. Специалисты, занятые руководством системой специального образования, должны знать и уметь применять на практике:

«Конвенцию о правах ребенка» (ООН);

Конституцию Российской Федерации;

Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ;

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи населению»;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Указы Президента Российской Федерации: «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 02.10.92 г. № 1156; «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25.08.93 г. № 394; «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 27.12.92 г. № 802; «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 06.09.93 г. № 1338;

Постановление Совета Министров РСФСР от 24.05.91 г. № 278 «О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии»;

Постановление Совета Министров РСФСР от 20.06.92 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Типовые положения об образовательных учреждениях, утвержденные Правительством Российской Федерации;

Нормативные правовые документы Министерства образования Российской Федерации по вопросам специального образования.

Если говорить обобщенно, то именно специалисты регионального органа управления образованием, курирующие вопросы специального образования, на практике реализуют четыре основных функции управления образованием вообще и специальным образованием в частности. К ним относятся:

руководство - постоянная работа по поддержанию внутренних условий функционирования существующей системы специального образования в регионе;

организация - обеспечение постоянного соответствия системы специального образования региона изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования;

администрирование - конструирование новых элементов (норм функционирования) системы специального образования региона;

управление - прогнозирование новых рамок системы специального образования, изменяющих ее актуальное состояние в соответствии с тенденциями развития специального образования в Российской Федерации, запросами общества, спросом на те или другие специальные (коррекционные) образовательные услуги.

Отделы (управления) специального образования региональных органов управления образованием призваны реализовывать государственную политику в области специального образования детей с отклонениями в развитии и детей-инвалидов; обеспечивать выполнение федеральных и региональных целевых программ, направленных на социальную поддержку и реабилитацию детей и подростков, нуждающихся в помощи и защите государства; осуществлять развитие региональных систем социальной и психолого-медико-педагогической реабилитации нуждающихся в ней детей.

На практике это достигается в ходе:

разработки законодательных актов (вносятся в законодательный орган администрацией региона), постановлений и распоряжений администрации субъектов Российской Федерации, норма-1вных правовых документов регионального управления образования, определяющих основные подходы к реализации целей специального образования в регионе и устраняющих пробелы федерального законодательства в этой сфере;

осуществления постоянного контроля за исполнением законодательства в области специального образования объектами образовательного процесса, выполнением нормативных правовых доцентов, учебных планов, государственных образовательных стандартов, который реализуется при комплексном (фронтальном) «учении управленческой деятельности муниципальных органов травления образованием, аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений, проведении тематических проверок и другой инспекционной деятельности;

постоянной работы по анализу ситуации, связанной с удовлетворением потребностей населения региона в специальных (коррекционных) образовательных услугах на основе данных психолого-медико-педагогических комиссий, запросов и предложений общественных организаций (особенно тех, которые связаны с жизнедеятельностью инвалидов), родительских ассоциаций, обращений отдельных граждан, итогов работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений и других учреждений (реабилитации системы образования, а также по подготовке предложений для рассмотрения на коллегиях регионального управления образования, совещаниях при руководителе регионального управления образования (производственных, аппаратных), совещаниях с руководителями муниципальных органов управления образованием, заседаниях советов руководителей учреждений специального образования, научно-методических советах по специальному образованию и т.д.;

оказания помощи муниципальным органам управления образованием в вопросах своевременного выявления, диагностики, психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, путем повышения компетенции специалистов муниципальных структур управления в вопросах специального образования, проведения научно-практических конференций, совещаний, семинаров по актуальным вопросам коррекционной педагогики, внедрения новых форм и методов обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, дающих положительный результат;

лицензирования, аттестации (является компетенцией регионального управления образования), аккредитации специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

проведения работы по комплектованию государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

определения потребности в кадрах учителей-дефектологов, учителей-логопедов и координации на этой основе работы педагогических институтов и университетов региона, института повышения квалификации работников образования по подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогов узких специальностей;

организации работы (совместно с ИПК) по аттестации руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учителей-дефектологов, учителей-логопедов на высшую квалификационную категорию, а при наличии государственных учреждений специального образования, отсутствии в муниципальных образованиях специалистов необходимого уровня квалификации, и на первую квалификационную категорию;

осуществления мероприятий, направленных на развитие службы практической психологии образования, психолого-медико-педагогической и диагностической службы, создания реабилитационных центров для детей-инвалидов.

Особое место в деятельности региональных органов управления образованием занимает контроль как одно из четырех главных управленческих действий (наряду с планированием, организацией, руководством). Какому бы толкованию ни подвергались те или иные статьи Закона Российской Федерации «Об образовании», необходимо понимать, что только контроль делает управление развитием специального образования в регионе осязаемым, только контроль позволяет осуществлять необходимые в работе коррекцию, координацию, регулирование. Это вытекает из теории и научно обоснованной практики управления: управленческие действия представляют собой замкнутый цикл, взаимосвязанную замкнутую систему. При удалении любой части из этого цикла, из системы последняя разрушается, перестает существовать, так как управление (из-за отсутствия контроля) становится слепым, а процесс развития - неуправляемым.

На практике контроль осуществляется в ходе инспектирования, аттестации образовательных учреждений.

Под инспектированием понимается проведение региональным управлением образования проверок, наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке надзора и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением муниципальным управлением образования, подведомственными образовательными учреждениями и их должностными лицами законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области образования.

Целями инспектирования являются:

реализация принципов государственной политики в области образования;

обеспечение конституционных прав граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, на образование;

соблюдение государственных образовательных и минимальных социальных стандартов, нормативов в системе образования субъекта Российской Федерации;

исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений;

защита прав и свобод участников образовательного процесса;

совершенствование системы управления качеством образования (формирование условий и результатов обучения);

проведение анализа и прогнозирование тенденций развития системы образования субъекта Российской Федерации и ее составляющих.

При инспектировании в форме надзора проверяется деятельность руководителей муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений с целью установления правомерности их фактических действий при реализации законодательных норм прямого действия или соответствие издаваемых нормативных правовых актов действующему законодательству в области образования вообще и специального образования в частности.

При инспектировании в форме контроля прослеживаются результаты деятельности муниципальных органов управления образованием и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов, изучения последствий принятия управленческих решений в области специального образования. Методами инспекционного контроля являются: документальный контроль, обследование, экспертиза, анкетирование, опрос участников образовательного процесса, контрольные срезы усвоения образовательных программ и т.д.

Инспектирование может осуществляться в виде плановых, оперативных проверок, мониторинга.

Инспектирование в виде плановой проверки осуществляется в соответствии с планом работы отдела специального образования, соотнесенного с планами работы других отделов регионального управления образования, что обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.

Оперативное инспектирование осуществляется в целях установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, при возникновении конфликтных ситуаций и т.д.

Особую актуальность для специалистов регионального управления образования представляет инспектирование в виде" мониторинга, которое предполагает постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью специальных (коррекционных) образовательных учреждений, сбор, систематизацию, анализ, накопление и обновление информации о деятельности системы специального образования, без чего невозможно принятие своевременных, правовых и эффективных управленческих решений.

Как правило, инспектирование осуществляется специалистами регионального управления образования, которые должны обладать соответствующей квалификацией в области коррекцией -ной педагогики и управления, а их должностные обязанности должны предусматривать инспекционные функции. Однако в качестве экспертов могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и специалисты.

Инспекционные проверки могут быть комплексными (изучается два и более направлений деятельности), тематическими (изучается одно направление деятельности), фронтальными (проверяется вся нормируемая деятельность). По продолжительности тематические, комплексные проверки не должны превышать 5- 10 дней, фронтальные - двух недель.

К компетенции управления образования субъекта Российской Федерации при осуществлении инспектирования в области специального образования относится:

1. Контроль за исполнением имеющих нормативное значение положений:

Закона Российской Федерации «Об образовании», законов субъекта Российской Федерации в области образования;

указов Президента Российской Федерации в области образования и создания условий, среды жизнедеятельности для детей, нуждающихся в особой поддержке государства и детей-инвалидов;

постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, главы администрации региона в области образования детей с особыми нуждами и их социально-правовой защиты;

нормативных правовых актов Министерства образования Российской Федерации по вопросам специального образования.

2. Контроль за соответствием федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации:

нормативных правовых актов руководителей муниципальных образований и их органов управления образованием;

учредительных документов специальных (коррекционных) образовательных учреждений и других учреждений реабилитации детей и подростков системы образования;

локальных актов муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений по вопросам специального образования.

3. Контроль за результатами деятельности муниципальных органов управления образованием по вопросам:

соблюдения прав граждан на образование и создания необходимой коррекционно-развивающей среды для детей и подростков в соответствии с их нуждами;

реализации положений региональной программы развития образования и целевых программ («Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и др.), участником которых является региональный орган управления образованием;

соблюдения подведомственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями контрольных нормативов и показателей, указанных в приложении к лицензии;

соблюдения нормативных требований по вопросам охраны здоровья учащихся, санитарных правил содержания образовательных учреждений;

обеспечения социальных прав и гарантий детей, нуждающихся в помощи государства.

Управление образования субъекта Российской Федерации как учредитель государственных учреждений специального образования вправе осуществлять инспектирование деятельности учрежденных им образовательных учреждений по вопросам:

использования финансовых средств, выделяемых управлением образования субъекта Российской Федерации на содержание образовательного учреждения, а также финансовых средств, полученных образовательным учреждением из других источников;

сохранности и эффективности использования имущества, находящегося в оперативном управлении образовательного учреждения, в том числе на условиях аренды зданий, помещений, сооружений и другого имущества;

результатов деятельности руководителя образовательного учреждения;

соблюдения иных требований, установленных уставом и другими учредительными документами образовательного учреждения.

По итогам инспектирования, оформленного в виде аналитической справки, служебной записки, доклада, в зависимости от его формы, целей и задач с учетом реального положения дел могут проводиться заседания коллегий, педагогических советов, производственных и рабочих совещаний с педагогическим составом, совещания руководителей специальных (коррекционных) (образовательных учреждений, издаваться приказы, направляться письма и иные материалы инспектирования в компетентные органы, приниматься решения о повторном инспектировании или (привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц и т.д.

Формой государственно-общественного контроля за качеством образования является и аттестация образовательных учреждений. Не раскрывая в данной главе саму процедуру и содержание аттестации, отметим еще раз, что в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.97 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» она проводится государственным (региональным) управлением образования один раз в пять лет. В соответствии с этим вопросы организации аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений требуют постоянного внимания со стороны регионального управления образования и его специалистов в форме планирования этой деятельности, разработки специальных тестовых заданий, контрольных и квалификационных работ, обобщения материалов аттестации, выявления складывающихся тенденций и проблем в области специального образования, принятия адекватных управленческих решений, поощрения и распространения выявляемого педагогического опыта и прогрессивных педагогических технологий. Немаловажное значение в этой связи имеет проблема подбора и подготовки соответствующего круга экспертов (в зависимости от вида коррекционных образовательных учреждений), так как при аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений наряду с общими вопросами аттестации (полнота выполнения основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников государственным образовательным стандартам и т.д.) должны изучаться и сугубо специфические вопросы: организация коррекционной и лечебно-профилактической работы, трудовой и социальной подготовки, соответствие реализуемых образовательных программ возможностям психофизического развития и состоянию здоровья воспитанников.

Одна из характерных особенностей состояния образования в Российской Федерации в настоящее время заключается в том, что многие образовательные учреждения переходят в режим развития, организуют экспериментальные площадки, научно обоснованной практикой возмещают пробелы в педагогической теории, ищут новые эффективные пути организации образовательного процесса. Эти тенденции характерны и для специального образования. С одной стороны, с новых позиций анализируются сложившиеся подходы к развитию детей с особыми нуждами, с другой - идет поиск более совершенных на данный момент системных решений.

Появляются образовательные учреждения нетрадиционного типа, в которых организаторы образования пытаются решить проблему гарантий прав и координации мероприятий по улучшению социального, организационного и культурного окружения детей и подростков с ограниченными возможностями. В функции специалистов этих нетрадиционных коррекционно-образовательных учреждений входят: диагностика, разработка методических пособий для педагогов, мониторинг, консультирование, психологический тренинг, работа с родителями детей-инвалидов и т.д. Конечный результат их деятельности - создание условий для развития личности детей и подростков с нарушениями различного вида и степени.

С точки зрения пересмотра предметоцентристской ориентации специального образования, вносятся изменения в учебные планы и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Предметом изучения становятся не только базовые понятия, но и нравственные понятия, нравственные отношения как психолого-педагогический феномен.

Становление рыночных отношений усиливает значимость системы подготовки выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений к труду. Поэтому процесс определения новых путей допрофессиональной и трудовой подготовки предполагает не только высокий уровень профессиональной компетенции, но и определенную степень адаптации подростка-инвалида в новой социально-экономической ситуации.

Все это заслуживает глубокого анализа, формирования новых направлений деятельности и со стороны региональных органов управления образованием, что региональные органы управления образованием имеют большие возможности для привлечения к работе ученых, занимающихся проблемами специальной педагогики и психологии, методистов-практиков, объединяя их в творческие группы, лаборатории для решения тех или иных задач, подключая к экспертизе инноваций, разработке путей развития и совершенствования системы специального образования.

Одной из форм участия общественности в управлении развитием специального образования в регионах стали в последние годы научно-методические (методические) советы по коррекционно-педагогическим проблемам специального образования, создаваемые при региональных органах управления образованием.

В их состав могут входить ученые, руководители образовательных учреждений, опытные педагоги-практики, представители органов здравоохранения и социальной защиты населения, специалисты основных направлений специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии. Состав данного совета и положение о нем утверждаются руководителем управления образования субъекта Российской Федерации. Правильная организация работы совета может оказать региональному управлению образования значительную помощь в вопросах:

Прогнозирования путей развития и совершенствования системы специального образования региона;

Планирования и координации разработки научного и программно-методического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности в регионе в сфере дошкольного и школьного образования; разработки и апробации программ комплексного дифференцированного психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков, содержательного и организационного компонентов программ;

Экспертизы и поддержки экспериментальных площадок и авторских программ, авторов инновационных технологий в области специальной (коррекционной) педагогики;

Научно-методического консультирования руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений по проблемам специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии;

Содействия обеспечению преемственности дошкольного и школьного образования детей с проблемами в развитии.

Система образования в РФ представляет собой:

  • совокупность преемственных образовательных программ, государственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Функции управления образованием выполняют различные государственные и муниципальные органы.

Законодательство Российской Федерации относит к государственным органам управления образованием:

  • Правительство РФ;
  • федеральные (центральные) органы управления образованием;
  • федеральные ведомственные органы управления образованием;
  • государственные органы управления субъектов РФ.

В компетенцию государственных органов управления образованием в обязательном порядке, согласно ст. 37 Закона РФ "Об образовании" 1996 г., входят:

  • разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;
  • разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификации) документов об образовании;
  • государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
  • установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений;
  • формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
  • прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
  • создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;
  • разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
  • прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах;
  • контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования и т.д.

Полномочия Правительства РФ в области образования.

В рамках определенных законодательством функций государственных органов в сфере образования Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, развитие и совершенствование общего и профессионального образования, развитие системы бесплатного образования (ст. 17 Закона "О Правительстве"). Полномочия Правительства РФ в сфере образования определяются также законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 1996 г.


К ним относятся:

  • участие в разработке и реализации политики в указанной области;
  • подготовка соответствующих разделов Федеральной программы развития образования и контроль за ее реализацией;
  • доработка законопроектов и принятие в соответствии с законами нормативных актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования;
  • установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации;
  • определение порядка разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования;
  • определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования и др.

Реализуя определенные законодательством полномочия Правительство РФ утвердило Положение о Министерстве образования РФ от 24 марта 2000 г., Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения от 2 декабря 1999 г., Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, типовые положения об учреждении начального профессионального образования, об общеобразовательном учреждении, об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации и др.

Министерство образования РФ.

Федеральным государственным органом, специально образованным для управления образованием в Российской Федерации, является Министерство образования РФ (Минобразование России). Оно призвано проводить государственную политику, осуществлять управление и координацию деятельности других федеральных исполнительных органов в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений высшего профессионального образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Министерство образования как центральный федеральный орган управления образованием решает целый спектр специализированных задач, и среди них:

  • осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;
  • разработка системы управления и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в образовательных учреждениях и организациях системы образования;
  • реализация государственной кадровой политики в области образования и научной деятельности образовательных учреждений;
  • разработка и утверждение федеральных требований к содержанию образования;
  • создание системы оценки деятельности образовательных учреждений;
  • совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования;
  • осуществление информатизации в области образования;
  • обеспечение нормативно-правового регулирования отношений в области образования;
  • организация государственной аттестации научных работников и специалистов научных организаций и научных подразделений высших учебных заведений.

В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России реализует многочисленные специализированные функции.

В Положении о Министерстве образования РФ определено 75 таких его функций, в частности:

  • оно реализует федеральные целевые программы в области образования;
  • осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития образования;
  • выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении находящихся в его ведении образовательных учреждений и организаций;
  • ежегодно устанавливает для находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структуру их приема; рассматривает и согласовывает количество граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств федерального бюджета;
  • устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;
  • определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающий реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, технических и других средств обучения;
  • участвует в разработке реализации государственной финансовой, налоговой, инвестиционной и инновационной политики в области образования; осуществляет разработку и контроль за выполнением государственных нормативов материально-технического обеспечения образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях.

В функции Министерства входит также присвоение ученого звания профессора, доцента научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего дополнительного профессионального образования и ученого звания профессора научным работникам научных учреждений и организаций.

Оно создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), контролирует их деятельность, утверждает персональный состав советов и устанавливает перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций. Министерство присуждает в установленном порядке научным и научно-педагогическим работникам ученые степени, проверяет выборочно аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата наук. Оно может заслушивать отчеты руководителей диссертационных советов с целью изучения и обобщения опыта их работы.

В целях реализации своих функций Министерство образования вправе издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, обязательные для выполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в ведении Министерства образовательными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним.

Оно имеет право инспектировать в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения, любой орган управления образованием в порядке надзора. Министерству предоставлено право запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач.

Для осуществления своих функций оно может создавать в установленном порядке при Министерстве научные, научно-технические и другие советы и комиссии, временные научные (творческие) коллективы, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития образования и научной деятельности.

Возглавляет Минобразование России министр, который осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций. Он возглавляет коллегию Министерства, в которую по должности входят заместители министра, а также руководители структурных подразделений центрального аппарата Министерства, ведущие ученые, специалисты и общественные деятели.

Коллегия является совещательным органом, ее решения оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В составе Министерства в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров образуется Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации.

Министр образования как руководитель Министерства представляет в Правительство проекты законодательных и иных нормативно-правовых актов по вопросам входящим в компетенцию его ведомства; утверждает уставы, находящихся в ведении Министерства образовательные учреждения и в установленном порядке утверждает и освобождает от должности руководителей этих учреждений. Он издает приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работниками Министерства и находящимися в его ведении образовательными учреждениями и организациями; утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства, утверждает положения о его структурных подразделениях и т.д.

Министерство насчитывает более тридцати структурных подразделений, обеспечивающих осуществление его основных задач и функций. Они включают управления (управления высшего профессионального образования, среднего специального профессионального образования, управления развития образования, управление лицензирования, аккредитации и аттестации и др.), департаменты (образовательных программ и стандартов общего образования, государственной аттестации научных и научно-педагогических работников и др.), отделы (нострификации, информатизации образовательных учреждений, специальный отдел и др.).

Свои задачи и функции Министерство образования РФ осуществляет во взаимодействии с ведомственными государственными органами управления образованием и органами управления образованием субъектов Федерации.

Федеральные ведомственные органы управления образованием.

К группе этих органов относятся министерства и ведомства, которые имеют в своем ведении отраслевые образовательные учреждения и для управления ими создают в своей структуре специализированные подразделения (главные управления, управления, отделы). В отраслевых образовательных учреждениях (военных, медицинских, юридических, музыкальных, сельскохозяйственных и т.д.) готовятся специалисты в основном для одной отрасли. Такие профильные образовательные учреждения имеют Минобороны, МВД, ФСБ, Министерство иностранных дел, Минюст, Минздрав и др.

В компетенцию этих министерств и ведомств входят вопросы планирования подготовки специалистов, порядка назначения или выборов руководителей этих учреждений, порядка их финансирования и иных видов обеспечения, порядка приема и зачисления граждан в эти учреждения и т.д. Вместе с тем для всех этих ведомств правовые акты управления Министерства образования РФ, касающиеся содержательной стороны образования, являются обязательными для исполнения.

Государственное управление на уровне субъектов Федерации осуществляется их органами исполнительной власти общей и отраслевой компетенции. К органам отраслевой компетенции относятся: в республиках - министерства или комитеты, в других субъектах - департаменты, главные управления, отделы образования. Эти органы непосредственно не входят в систему органов Министерства образования, однако назначение их руководителей осуществляется по согласованию с министром образования.

К компетенции органов управления образованием субъектов Федерации относятся:

  • осуществление федеральной государственной политики в сфере образования;
  • разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных, региональных особенностей, разработка и утверждение национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
  • создание, реорганизация и ликвидация подведомственных им образовательных учреждений;
  • лицензирование образовательных учреждений (за исключением вузов);
  • организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;
  • обеспечение соблюдения законодательства РФ в области образования и контроль за исполнением государственных образовательных стандартов;
  • издание нормативных документов в пределах своей компетенции и др.

В целях конкретизации основных задач Федеральной программы развития образования, введенной в действие Федеральным законом от 10 апреля 2000 г., органы субъектов Федерации приняли соответствующие региональные программы, учитывающие социально-экономические, культурные, национальные и другие особенности конкретного региона. В рамках реализации этих программ и государственной политики в сфере образования органы исполнительной власти в субъектах Федерации тесно взаимодействуют с Министерством образования РФ.

Это взаимодействие осуществляется по нескольким направлениям .

Во-первых , путем предусмотренного Федеральной программой, формирования координационных планов ежегодных совместных действий Минобразования и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Во-вторых , посредством оказания Министерством образования РФ методической помощи в нормативной работе. Так, в целях повышения эффективности контроля за соблюдением органами управления образованием Министерством образования были разработаны Примерное положение об инспекционной деятельности управления образованием субъекта РФ, Примерная инструкция о порядке инспектирования и др.

В-третьих , важной формой взаимодействия является деятельность при Министерстве Совета руководителей органов управления образованием субъектов РФ, выполняющего консультативные и координационные функции.