Какую погрузку принимает начальник станции. Руководство и оперативное управление железнодорожной станцией. В. Участковая станция

Утверждено

Советом Народных Комиссаров

Союза ССР

ПОЛОЖЕНИЕ О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ

I. Общие положения

1. Железнодорожные станции, в зависимости от характера работы, делятся на: а) пассажирские, б) грузовые (товарные), в) объединенные станции, производящие операции по перевозке грузов и пассажиров.

Объединенные станции по техническим признакам делятся на: а) сортировочные, в том числе узловые станции, б) участковые станции, в) промежуточные станции.

Сортировочные (в том числе узловые) и участковые станции, расположенные на границе между дорогами, одновременно являются и обменными станциями.

По объему своей работы железнодорожные станции подразделяются на классы, а именно: а) внеклассные, б) I класса, II, III, IV и V классов, в) разъезды.

2. Границы станции определяются пределами полосы отвода, а со стороны перегонов - входными сигналами (семафор, светофор).

II. Начальник станции

3. Станцией управляет начальник, который является единоличным руководителем и организатором работы станции и несет полную ответственность за всю работу станции и за точное исполнение служебных обязанностей всеми работниками станции, в особенности за выполнение станцией государственного плана погрузки, за своевременную выгрузку и выдачу грузов получателям, за обеспечение безопасности движения поездов и маневров в пределах станции, за правильное использование подвижного состава, за правильный учет и отчетность, в частности, учет наличия и использования вагонов.

В соответствии с этим начальник станции выполняет следующие задачи:

а) получает от начальника отделения эксплоатации месячные планы погрузки и пятидневные приказы-задания на погрузку, выгрузку, пономерное назначение поездов по постоянно действующим графикам и регулировочные задания по выкидке порожняка, выполняет эти задания, составляя на их основе и с учетом заявок, представляемых грузоотправителями на каждую пятидневку, суточный план погрузки отдельными вагонами и целыми маршрутами, выгрузки, отправления и приема поездов и выкидки порожняка; организует точное выполнение планов воинских перевозок на основе действующих положений об этих перевозках;

б) принимает к перевозке грузы, предъявляемые мелкими отправками, в пределах особых суточных норм, выделяемых начальником дороги в плане грузов 2 категории;

в) организует прием, выдачу и хранение грузов, багажа и сдаваемой на хранение ручной клади, обеспечивает полную сохранность их, своевременное отправление принятых к перевозке и транзитных грузов, правильное взвешивание и документацию грузов, своевременное уведомление получателей о прибывших грузах, розыск засланных не по назначению грузов; обеспечивает внимательное обслуживание клиентуры;

г) организует перевозку и обслуживание пассажиров, в соответствии со ст. 35 настоящего Положения, обеспечивая необходимые удобства для пассажиров и культурное обслуживание во время пребывания их на станции; лично присутствует при приеме и отправлении экспрессов и курьерских поездов на главнейших (по пассажирскому движению) дорогах, а на остальных дорогах - при приеме и отправлении скорых и пассажирских поездов;

д) обеспечивает безопасность движения поездов и маневров в пределах станции, лично систематически наблюдая за исправным состоянием и правильным обслуживанием семафоров, светофоров и других сигнальных приборов, стрелок станционных путей и средств связи;

е) разрабатывает и представляет через начальника отделения эксплоатации на утверждение начальника службы эксплоатации железной дороги схему работ станции по приему и отправлению грузов, выдаче грузов получателю, обороту документов, отцепке и прицепке вагонов, формированию и отправлению поездов, приему поездов на станцию, разборке вагонов по назначениям, передаче вагонов из одной системы парков в другую, подаче и выводке больных вагонов, распределению станционных путей на маневровые районы - с установлением порядка производства последовательных и параллельных работ и времени, затрачиваемого на каждую работу; организует работу станции в соответствии с утвержденной схемой; ускоряет оборот товарных вагонов и паровозов путем сокращения их простоя на станции; обеспечивает выполнение установленных норм использования подъемной силы и вместимости вагонов и тяговой силы локомотивов; выполняет задания по снижению себестоимости отдельных работ станции (маневры, товаро-станционные работы и т.п.);

ж) составляет совместно с участковым ревизором движения техническо-распорядительный акт (распределение путей по назначениям, указание нормального положения стрелок и проч.) и представляет его по участковым, сортировочным (в том числе узловым), грузовым и пассажирским станциям, через начальника отделения службы эксплоатации, на утверждение начальнику службы эксплоатации дороги, а по промежуточным станциям - начальнику отделения службы эксплоатации; разрабатывает для станции, применительно к ее особенностям, правила внутреннего распорядка и проводит их в жизнь;

з) организует погрузочно-разгрузочные работы, производимые средствами станций; наблюдает за своевременной погрузкой и разгрузкой вагонов средствами клиентуры; предоставляет клиентам станционных грузчиков для производства погрузочно-разгрузочных работ;

и) организует учет наличия вагонов на станции, использования подвижного состава, погрузки, выгрузки и других операций станции, а также коммерческий и финансовый учет, лично проверяет его и представляет установленную отчетность начальнику отделения эксплоатации и управлению дороги;

к) вносит выручку за перевозку грузов и пассажиров и другие услуги железных дорог в установленном порядке в доход государства; производит расходы на нужды станции в соответствии со ст. ст. 16 - 20 настоящего Положения;

л) заключает договоры на сдачу различным организациям в аренду на срок не свыше 1 года складов и земельных участков, на приписку к станции складов и весов, на сдачу помещений под буфеты, ларьки, парикмахерские и т.п., на заготовку льда и др.;

м) принимает и увольняет служащих и рабочих станции в соответствии со ст. 9; организует их работу применительно к квалификации каждого из них; руководит ими и контролирует их работу; внедряет твердую трудовую дисциплину на станции, налагая дисциплинарные взыскания и применяя меры поощрения согласно Уставу о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта, отстраняет от исполнения служебных обязанностей работников станции, поездных и паровозных бригад и работников других служб на станции, оставление которых на работе создает угрозу безопасности движения; принимает меры к повышению квалификации рабочих и служащих станции путем технического инструктирования, бесед и т.п., с последующей проверкой их знаний; организует снабжение работников станции продовольствием и промтоварами (на станциях, где организованы станционные ОРС"ы); заведует жилыми помещениями, выделенными для размещения станционных работников, и распределяет квартиры в них;

н) заведует всеми станционными и служебными зданиями и отвечает за исправное их содержание; размещает все служебные помещения станции, а также помещения для обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, как то: конторы, кассы, камеры хранения, кипятильники и др. так, чтобы ими удобно было пользоваться; помещает на видных местах указатели местонахождения этих пунктов; принимает меры к поддержанию чистоты и порядка в указанных помещениях и на всей станционной территории;

о) обеспечивает конторы станции, технические посты, стрелочные, посты и стрелочные будки расписанием движения поездов, выписками из техническо-распорядительного акта, инструментом, выдаваемым на руки работникам станции (фонари, лопаты, метлы, гаечные ключи и т.п.).

4. Распоряжения начальника станции по содержанию в исправном состоянии и чистоте станционных устройств и помещений, по аккуратной и четкой работе маневровых бригад, по исправному содержанию семафоров, светофоров и др. сигналов, стрелок, станционных путей и средств связи и по противопожарной охране являются безусловно обязательными для работающих на территории станции агентов других служб: дорожных мастеров, смотрителей зданий, технических агентов и осмотрщиков вагонов, маневровых машинистов, монтеров связи и т.д.

В случае невыполнения указаний начальника станции этими агентами, начальник станции имеет право налагать на них так же, как и на непосредственно подчиненных ему работников согласно Уставу о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта, дисциплинарные взыскания с последующим доведением об этом до сведения начальников соответствующих служб.

5. Стрелковая и пожарная охрана, находящаяся на территории станции, оперативно подчиняется начальнику станции, которому принадлежит право расположения постов охраны.

Порядок оперативного подчинения стрелковой и пожарной охраны начальнику станции устанавливается народным комиссаром путей сообщения.

6. Начальники станций внеклассных и первого класса назначаются народным комиссаром путей сообщения.

Начальники станций второго и третьего классов назначаются начальником дороги.

Начальники станций четвертого и пятого классов, а также начальники разъездов назначаются начальником отделения эксплоатации.

Лица, назначаемые на должность начальника станции, подвергаются установленным испытаниям по всем вопросам станционного хозяйства. Начальники станций подвергаются также периодическим испытаниям не реже 1 раза в три года.

7. Начальник станции подчиняется непосредственно начальнику отделения эксплоатации, а в отношении движения поездов также участковому дежурному диспетчеру.

Все оперативные задания начальник станции получает, как правило, от начальника отделения и обязан выполнять их точно в указанные в распоряжении сроки. В случае получения непосредственно от управления дороги или старшего начальника оперативного задания, начальник станции обязан выполнить задание и доложить об этом начальнику отделения.

8. Начальник станции может отлучаться за пределы станции на срок до 5 дней с разрешения начальника отделения эксплоатации, а на более продолжительный срок с разрешения начальника службы эксплоатации дороги.

Очередные отпуска начальникам станции разрешаются начальником службы эксплоатации дороги по представлению начальника отделения эксплоатации.

III. Личный состав станции

9. Работники станции (по службе эксплоатации), кроме указанных ниже, принимаются на службу, увольняются со службы и перемещаются с одной должности на другую приказом начальника станции.

Старшие помощники начальников станций внеклассных и первого класса назначаются начальником дороги; старшие помощники начальников станций 2 и 3 класса назначаются начальником службы эксплоатации дороги. Помощники начальника станции, дежурные по станции, по путям, по горкам, станционные диспетчера, заведующие обменом, заведующий пунктом льдоснабжения, заведующий товарной конторой и заведующий грузовым двором - назначаются и увольняются начальником отделения эксплоатации по представлению начальника станции.

10. Работники станций, занимающие должности, связанные с движением поездов, подвергаются в установленном порядке соответствующим испытаниям при поступлении на службу и периодически через каждые два года.

11. Инструкции о работе основных категорий работников станций каждого вида утверждаются народным комиссаром путей сообщения.

12. Для снабжения продовольствием и предметами широкого потребления работников тех станций, где работает не менее 1000 человек, организуются станционные отделы рабочего снабжения (ОРС"ы). Снабжение работников остальных станций производится районными отделами рабочего снабжения.

Заведующий отделом рабочего снабжения на станциях, где организованы ОРС"ы, является помощником начальника станции по снабжению.

13. Снабжение работников станций спецодеждой производится по установленным нормам через материальные склады дороги.

IV. Материальное снабжение станции

14. Снабжение станции материалами осуществляется, как правило, через материальные склады, снабжение топливом - через топливные склады железной дороги.

Порядок снабжения материалами всех станций и особенно промежуточных, находящихся вне места нахождения материальных складов, устанавливается управлением дороги.

15. При отсутствии необходимых материалов на складе начальнику станции предоставляется право закупки на стороне в пределах сумм, предусмотренных сметой станции.

V. Финансирование станции

16. Годовая и квартальная сметы станции и штаты ее утверждаются управлением дороги.

17. Для обеспечения текущих расходов, предусмотренных сметой (для приобретения за наличный расчет мелкого инвентаря и материалов, для текущего ремонта жилых и служебных помещений, ремонта инвентаря, расчетов с увольняемыми работниками и т.п.), начальнику станции отпускаются операционные авансы под отчет. Размер авансов для различных категорий станций устанавливается народным комиссаром путей сообщения.

18. Операционный аванс хранится в Государственном банке, а при отсутствии филиала Государственного банка - в сберегательной кассе на текущем счету начальника станции и по мере израсходования пополняется в установленном порядке управлением дороги через районную платежную кассу.

19. В смете предусматривается состоящий в распоряжении начальника станции фонд для премирования лучших работников станции в размере 0,5% от фонда заработной платы.

20. Кроме средств, получаемых по эксплоатационной смете, в распоряжение начальника станции поступают, в качестве специальных средств, доходы от перронного сбора, камер хранения багажа, бюро обслуживания пассажиров, плата за услуги носильщиков, штрафы за излишнюю ручную кладь, обнаруженную у прибывших пассажиров, штрафы с лиц, оказавшихся на перронах без перронных или проездных билетов, и с лиц, нарушающих обязательные постановления НКПС, арендная плата за помещения, сдаваемые под парикмахерские, ларьки и буфет.

Суммы этих поступлений хранятся в порядке, указанном в ст. 18, и расходуются на следующие нужды:

а) на содержание штата работников, связанных с улучшенным обслуживанием и благоустройством вокзалов (начальники вокзалов, дежурные по вокзалу, штат камеры хранения, перронные кассиры и контролеры, дикторы, носильщики, швейцары, уборщики и т.п.);

б) на приобретение спецодежды и мыла для этих работников;

в) на премирование этих работников;

г) на оборудование (кроме капитального строительства) внутренних помещений вокзалов и станций, в том числе помещений, занятых парикмахерскими, ларьками и буфетами;

д) на приобретение мелкого инвентаря.

VI. Основные задачи и структура отдельных видов станций

А. Грузовая (товарная) станция

21. Грузовые (товарные) станции организуются в крупных центрах, где грузооборот достигает больших размеров как по отправлению, так и по прибытию грузов.

22. Основными задачами грузовой (товарной) станции являются прием и отправление грузов в точном соответствии с государственным планом погрузки, хранение и выдача прибывших грузов получателям и в случаях, предусмотренных законом, выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

23. Обязанности начальника грузовой (товарной) станции определяются ст. 3, за исключением пунктов, относящихся к пассажирскому движению.

24. Для грузовой (товарной) станции устанавливается следующая типовая структура: 1) начальник станции; 2) старшие помощники начальника; 3) инженеры или техники при начальнике станции; 4) контора начальника станции; 5) хозяйственная часть; 6) дежурные диспетчера для руководства технической работой станции, которым оперативно подчиняются операторы, дежурные по станции и дежурные по путям с необходимым техническим штатом (стрелочники, сигналисты, составители поездов и т.д.); 7) товарная контора, разделяющаяся на контору отправления и контору прибытия; 8) грузовой двор со штатом весовщиков, маркировщиков, грузчиков и т.д.; инженер или техник по механизации погрузочно-разгрузочных работ; 9) заведующий пунктом льдоснабжения с дежурными помощниками и рабочими; 10) отдел рабочего снабжения (при наличии не менее 1000 работников).

Типовой штат грузовой (товарной) станции прилагается (см. Приложение N 1).

Б. Сортировочная станция

25. Сортировочная станция имеет основной задачей формирование товарных поездов, максимально специализированных по пунктам назначения.

Начальник сортировочной станции, кроме обязанностей, перечисленных в ст. 3, обязан: а) при наличии достаточного потока вагонов, формировать прямые составы до одной станции назначения, до одного узла, ближайшего к пунктам назначения, до наиболее отдаленной сортировочной станции по пути следования группы вагонов и т.д.; б) сортировать мелочные грузы по пунктам назначения с целью сокращения расхода вагонов и ускорения доставки грузов в вагонах прямого следования.

В тех случаях, когда сортировочная станция является обменной станцией, начальник станции обязан организовать обмен вагонами с соседними дорогами с соблюдением утвержденных НКПС узловых соглашений и без задержки сверх установленного для этой операции времени, сдавать вагоны в исправном состоянии, принимать вагоны от соседних дорог, не допуская споров по несущественным формальным поводам, и вести точный учет вагонов, переданных с одной дороги на другую.

26. Узловая станция является сортировочной станцией для участков линий, образующих узел. Ее задачей является формирование поездов до ближайших основных сортировочных станций.

27. Для сортировочной станции устанавливается следующая типовая структура:

1) начальник станции; 2) старшие помощники начальника; 3) инженеры или техники при начальнике станции; 4) контора начальника станции; 5) хозяйственная часть; 6) дежурные диспетчера для руководства технической работой станции, которым оперативно подчиняются операторы, дежурные по станции, дежурные по путям и дежурные по горкам с необходимым техническим штатом (стрелочники, сигналисты, башмачники, составители поездов и т.д.); 7) билетные и багажные кассиры; 8) заведующий грузовыми операциями со штатом товарных кассиров, таксировщиков, весовщиков, маркировщиков, грузчиков и т.д.; инженер или техник по механизации погрузочно-разгрузочных работ; 9) заведующий пунктом льдоснабжения с дежурными помощниками и рабочими; 10) контора обмена (на обменных станциях); 11) отдел рабочего снабжения (при наличии не менее 1000 работников).

Типовой штат сортировочной станции прилагается (см. Приложение N 2).

В. Участковая станция

28. Участковая станция является станцией смены локомотивов.

29. Начальник участковой станции, кроме обязанностей, перечисленных в ст. 3, обязан:

а) пропускать локомотивы из депо под поезда и от прибывших поездов в депо строго в установленные для этого сроки;

б) формировать сборные поезда на прилегающие участки по действующей на дороге схеме специализации.

В тех случаях, когда участковая станция является обменной станцией, начальник станции обязан организовать обмен вагонами с соседними дорогами с соблюдением узловых соглашений, утвержденных НКПС, и без задержки сверх установленного для этой операции времени, сдавать вагоны в исправном состоянии, принимать вагоны от соседних дорог, не допуская споров по несущественным формальным поводам, и вести точный учет вагонов, переданных с одной дороги на другую.

Начальник участковой станции, ближайшей к сортировочной, обязан обеспечить разметку вагонов в натурном листе каждого поезда применительно к специализации сортировочных путей на сортировочной станции.

30. Для участковой станции устанавливается следующая типовая структура: 1) начальник станции; 2) старшие помощники начальника; 3) инженер или техник при начальнике; 4) контора начальника станции; 5) хозяйственная часть; 6) справочное бюро; 7) багажные и билетные кассиры и багажные весовщики; 8) дежурные диспетчера, которым оперативно подчиняются операторы, дежурные по станции с техническим штатом (технические конторщики, списчики, сигналисты и стрелочники) и дежурные по путям со штатом составителей, сцепщиков и т.п.; 9) заведующий пунктом льдоснабжения с дежурными помощниками и рабочими (при наличии пункта льдоснабжения); 10) товарная контора; 11) грузовой двор со штатом весовщиков, маркировщиков, грузчиков и т.п.; 12) контора обмена (на обменных станциях); 13) отдел рабочего снабжения (при наличии не менее 1000 работников).

Типовой штат участковой станции прилагается (см. Приложение N 3).

Г. Промежуточная станция

31. Промежуточная станция пропускает все поезда как пассажирские, так и товарные, без переделки и переформирования их состава (за исключением случаев отцепки вагонов по техническим неисправностям или по особым указаниям).

32. Начальник промежуточной станции, кроме обязанностей, предусмотренных в ст. 3, обязан обеспечить своевременную прицепку к сборным поездам погруженных на станции вагонов и отцепку вагонов, адресованных на данную станцию.

33. Для промежуточной станции устанавливается следующая типовая структура: 1) начальник станции; 2) дежурные по станции; 3) товарные, багажные и билетные кассиры, таксировщики, весовщики, коммерческие конторщики, операторы; 4) стрелочники и сигналисты; 5) станционные сторожа и на более крупных станциях - грузчики.

Типовой штат промежуточной станции прилагается (см. Приложение N 4).

Д. Пассажирская станция

34. Специальные пассажирские станции организуются в больших городских или промышленных центрах.

35. Начальник пассажирской станции обязан организовать перевозку пассажиров (подготовка вагонов, формирование, отправление точно по расписанию и прием пассажирских поездов, а также обслуживание пассажиров продажей проездных билетов, посадкой в поезда, не допуская, в частности, задержки отправления транзитных пассажиров, приемом и выдачей багажа, услугами носильщиков, хранением багажа и ручной клади, помещениями для ожидания поездов, буфетом, выдачей справок по вопросам пассажирского движения, приемом телеграмм, писем и телефоном).

Начальник станции обязан предупреждать и устранять все недоразумения, связанные с предварительной продажей билетов на городских станциях и обеспечить безусловное предоставление мест в данном поезде пассажирам, которые приобрели билеты на городских станциях. В случае отцепки вагонов в пути вследствие технической неисправности, начальник станции обязан обеспечить размещение пассажиров в том же поезде с наибольшими удобствами.

Начальник пассажирской станции обязан обеспечить необходимые удобства для пассажиров и их культурное обслуживание (комнаты матери и ребенка, комнаты отдыха, радиооповещение и т.п.).

Начальник станции обязан организовать движение пассажиров на вокзале и по перронам так, чтобы не было встречных потоков пассажиров и перевозки багажа во время прохода пассажиров по платформам.

36. Для пассажирской станции устанавливается следующая типовая структура: 1) начальник станции; 2) 2 старших помощника начальника, один из них - начальник вокзала; 3) инженеры или техники при начальнике станции; 4) контора начальника станции; 5) хозяйственная часть; 6) дежурные диспетчера для руководства технической работой станции, которым оперативно подчиняются операторы, дежурные по станции и дежурные по путям с необходимым техническим штатом (стрелочники, сигналисты, составители поездов и т.д.); 7) заведующий билетными кассами со штатом билетных кассиров и кладовщиков запаса билетов; 8) заведующий багажными операциями со штатом багажных кассиров, весовщиков, грузчиков и т.д.; 9) дежурные по вокзалу со штатом дежурных по перронам, перронных контролеров, носильщиков, кладовщиков камеры хранения и т.д.; 10) бюро обслуживания пассажиров; 11) отдел рабочего снабжения (при наличии не менее 1000 работников).

Типовой штат пассажирской станции прилагается (см. Приложение N 5).

Народный комиссар путей сообщения

А.АНДРЕЕВ

Приложение N 1

ТИПОВОЙ ШТАТ ГРУЗОВОЙ СТАНЦИИ

1. Начальник станции 1

2. Старшие помощники начальника станции 2 - 3 (по указанию НКПС)

Контролер-нормировщик)

6. Диспетчера 4

8. Дежурные по станции 4

3 - 4 маневровых паровоза

12. Старшие товарные кассиры:

А) по отправлению по 1 в смене

Б) по прибытию по 1 в смене

13. Заведующий грузовым двором 1

14. Старшие агенты по ликвидации и розыску грузов 2

15. Заведующий погрузочно-разгрузочными работами, 1 (при наличии не менее

Он же помощник заведующего грузовым двором 200 грузчиков)

16. Производители погрузочно-разгрузочных работ по 1 в смене

17. Бухгалтер по погрузочно-разгрузочным работам 1

18. Инженер или техник по механизации 1

19. Заведующий пунктом льдоснабжения 1

20. Дежурные помощники заведующего пунктом 4

Льдоснабжения

21. Начальник ОРС"а 1 со штатом по нормам,

Устанавливаемым НКПС

(при наличии не менее

1000 работников)

22. Составители поездов и сцепщики по 4 составителя и

4 сцепщика на каждый

Маневровый паровоз

23. Стрелочники старшие и рядовые по 4 на каждый

Стрелочный пост

24. Старшие и рядовые весовщики, В зависимости от объема

Маркировщики, пломбировщики, сторожа охраны и характера работ - по

Грузов, грузчики, рабочие по обслуживанию нормам, устанавливаемым

Механизмов на погрузочно-разгрузочных НКПС

Работах, десятники, скрутчики, конторщики

Технические и коммерческие, товарные кассиры

И таксировщики, операторы, делопроизводители,

Старшие и рядовые счетоводы, станционные

Рабочие

Приложение N 2

к Положению о железнодорожной станции

ТИПОВОЙ ШТАТ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ

1. Начальник станции 1

3. Инженеры или техники при начальнике станции 3 (в том числе

Контролер-нормировщик)

4. Заведующий конторой начальника станции 1

5. Заведующий хозяйственной частью 1

6. Диспетчера 4

7. Операторы при диспетчерах 4

8. Дежурные по станции 4

9. Дежурные по постам по 4 на каждый пост

10. Дежурные по путям по 4 на каждые

3 - 4 маневровых паровоза

11. Дежурные по горкам по 4 на каждую горку

12. Заведующий грузовыми операциями 1

200 грузчиков)

14. Старший товарный кассир 1

15. Старший агент по розыску грузов 1

16. Инженер или техник по механизации 1

Погрузочно-разгрузочных работ

17. Заведующий пунктом льдоснабжения 1

18. Дежурные помощники заведующего пунктом 4

Льдоснабжения

19. Заведующий конторой обмена или старший 1

20. Начальник ОРС"а 1 со штатом по нормам,

Устанавливаемым НКПС

(при наличии не менее

1000 работников)

21. Составители поездов и сцепщики по 4 составителя и

4 сцепщика на каждый

Маневровый паровоз

22. Стрелочники старшие и рядовые по 4 на каждый

Стрелочный пост

23. Сигналисты, башмачники, скрутчики, весовщики В зависимости от объема

Старшие и рядовые, пломбировщики, работы - по нормам,

Маркировщики, производители устанавливаемым НКПС

Погрузочно-разгрузочных работ,

Рабочие-грузчики, сторожа охраны, товарные

Кассиры и таксировщики, конторщики технические

И коммерческие, списчики, операторы, агенты

По передаче (на обменных станциях), билетные

И багажные кассиры, счетоводы старшие

И рядовые, делопроизводители, кладовщики,

Станционные рабочие

Приложение N 3

к Положению о железнодорожной станции

ТИПОВОЙ ШТАТ УЧАСТКОВОЙ СТАНЦИИ

1. Начальник станции 1

2. Старшие помощники начальника 2 - 4 (по указанию НКПС)

3. Диспетчера 4

4. Операторы при диспетчерах 4

5. Инженер или техник при начальнике станции 1

6. Дежурные по станции 4

7. Дежурные по путям по 4 на каждые

3 маневровых паровоза

8. Дежурные по постам (на станциях с большим по 4 на каждый пост

Объемом работы)

9. Заведующий конторой начальника станции 1

10. Заведующий хозяйственной частью 1

11. Заведующий товарной конторой 1

12. Заведующий грузовым двором 1

13. Заведующий погрузочно-разгрузочными работами 1 (при наличии не менее

200 грузчиков)

14. Техник по механизации 1 (при наличии

Погрузочно-разгрузочных

Механизмов)

15. Заведующий пунктом льдоснабжения 1 ¬

16. Дежурный помощник заведующего пунктом 4 ¦ (при наличии пункта

Льдоснабжения - льдоснабжения)

17. Заведующий конторой обмена или старший 1

Агент по передаче (на обменных станциях)

18. Заведующий справочным бюро 1

4 сцепщика на каждый

Маневровый паровоз

20. Стрелочники старшие и рядовые по 4 на каждый

Стрелочный пост

21. Товарные (старшие и рядовые), билетные В зависимости от объема

И багажные кассиры и таксировщики, весовщики работ - по нормам,

Старшие и рядовые, сигналисты, скрутчики, устанавливаемым НКПС

Агенты по передаче (на обменных станциях),

Конторщики технические и коммерческие,

Операторы, делопроизводители, счетоводы,

Грузчики, десятники и станционные рабочие

22. Начальник ОРС 1 со штатом по нормам,

Устанавливаемым НКПС

(при наличии не менее

1000 работников)

Приложение N 4

к Положению о железнодорожной станции

ТИПОВОЙ ШТАТ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ СТАНЦИИ

1. Начальник станции 1

2. Дежурные по станции 3 - 4

3. Стрелочники по 4 на каждый

Стрелочный пост

4. Сигналисты 4

5. Товарные, багажные и билетные кассиры, В зависимости от объема

Таксировщики, весовщики старшие и рядовые, работ - по нормам,

Коммерческие конторщики, операторы, сторожа устанавливаемым НКПС

И на более крупных станциях грузчики

Приложение N 5

к Положению о железнодорожной станции

ТИПОВОЙ ШТАТ ПАССАЖИРСКОЙ СТАНЦИИ

1. Начальник станции 1

2. Старший помощник начальника станции 1

(по технической части)

3. Старший помощник начальника станции 1

По вокзалу (начальник вокзала)

4. Инженеры или техники при начальнике 3 (в том числе

Станции контролер-нормировщик)

5. Диспетчера 4

6. Операторы при диспетчерах 4

7. Дежурные по станции 4

8. Дежурные по постам по 4 на каждый пост

9. Дежурные по путям по 4 на каждые

3 - 4 маневровых паровоза

10. Заведующий конторой начальника станции 1

11. Заведующий хозяйственной частью 1

12. Заведующий билетными кассами 1

13. Заведующий багажными операциями 1

14. Дежурные по вокзалу 4

15. Заведующий бюро обслуживания пассажиров 1

16. Старший агент по розыску багажа 1

И ликвидации невостребованного багажа

17. Начальник ОРС"а 1 со штатом по нормам,

Устанавливаемым НКПС

(при наличии не менее

1000 работников)

18. Бухгалтер 1

19. Составители поездов и сцепщики по 4 составителя и

4 сцепщика на каждый

Маневровый паровоз

20. Стрелочники старшие и рядовые по 4 на каждый стрелочный

Пост

21. Сигналисты, скрутчики, конторщики В зависимости от объема

Коммерческие и технические, операторы, работ - по нормам,

Списчики, агенты по передаче багажа, устанавливаемым НКПС

Счетоводы старшие и рядовые,

Делопроизводители, табельщики, кладовщики,

Агенты справочного бюро, дикторы, билетные

И багажные кассиры, весовщики рядовые

И старшие, дежурные по залам вокзала и по

Перронам, перронные контролеры и швейцары,

Носильщики, грузчики и станционные рабочие

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Есть такая профессия на железной - начальник станции. Ты знаешь чем он занимается? Сейчас расскажу.

Количество станций на территории России огромное количество. По объему и сложности грузовых (или пассажирских) операций они делятся на классы: от 5-го до внеклассной станции. Чем выше класс, тем меньше станция. Внеклассная – это крупная станция с большим количеством путей, сооружений и, как следствие, с обширным штатом сотрудников. Главная задача начальника станции это организовать работу своей станции на высоком уровне.

Степень ответственности и уровень выполняемых задач у начальника (железнодорожное сокращение этой должности – ДС) как раз и зависит от размера станции. Одно дело, ст. Екатеринбург-Сортировочный с более чем 70-ю путями и суточным вагонооборотом в 23 тыс. единиц, и другое – ст. Пери с 4-мя путями, через которую в сутки просто проходит пару десятков поездов.

В представлении некоторых людей, начальник (или ДС) — это человек который разбрасывается приказами, командами из своего кабинета в перерывах между чаепитием: дал указание громким голосом, проверил исполнение, ну и т.д. Между тем, знаю по своему опыту работы на станции, даже наличие заместителей не спасают главного руководителя станции от ежедневных стрессовых ситуаций.

Это беспрерывные отчеты вышестоящему руководству, разбор всех проблемных ситуаций возникающих на станции, а также постоянное взаимодействие с клиентами станции (предприятия, примыкающие своими ж/д подъездными путями к станционным путям).

Конечно, на станциях 5-го или 4-го класса у начальника проблем гораздо меньше, в некоторых случаях он совмещает свою работу с обязанностями дежурного по станции. Но и в таких случаях должность обязывает обеспечивать порядок на станции, отвечать на бесконечные телеграммы, запросы, распоряжения от вышестоящего руководства. Плюс к этому, еще и ведение/заполнение различных рабочих журналов, либо контроль их ведения подчиненными.

Любой ревизор после проверки идет к начальнику станции со списком нарушений. Нарушил составитель поездов, а отвечает также и ДС. И вот здесь руководители делятся на два типа. Одни готовы вступиться за своих подчиненных, даже если они виновны, чтобы смягчить наказание вынесенное ревизором после проверки, другие – даже не разобравшись в ситуации, отдают своих работников «на съедение» любой проверке.

К своим подчиненным нужно относиться уважительно

Помню, был случай показывающий всю сущность одного начальника. На этой станции в техническом отделе работал молодой специалист. Нормальный, толковый, адекватный парень. Знаю только, что у него были непростые отношения с одним ревизором. Так вот, звонит этот ревизор начальнику станции, на которой работал этот парень, и просит кого-нибудь для развозки извести в крытом вагоне по близлежащим станциям.

Хозяйственными вопросами на железной дороге может заниматься кто угодно. Весной на многих станциях известь используют для побелки деревьев, различных сооружений. Для этого дела выделяется маневровый тепловоз с прицепным крытым вагоном. В этот вагон грузят известь с какого-нибудь станционного склада или грузового двора.

Грузят так, чтобы осталось место по центру вагона для инвентаря (лопаты, ведра) и человека, который будет набирать известь в ведра. Тепловоз останавливается на каждой станции на участке. Все эти станции небольшие и находятся в сельской местности. Человек, отвечающий за развозку извести может в пути следования находиться и в тепловозе. Но на каждой станции он обязан залезть в этот крытый вагон, погрузить в ведра известь и высыпать ее на этой станции в обозначенном месте.

И ревизор, позвонивший начальнику главной станции с которой организовывалась отправка тепловоза с вагоном, попросил привлечь к этому делу именно парня из технического отдела.

Тому, кто не работал на железной дороге, может показаться странным такое распределение обязанностей. Но бывает и не такое. И начальник станции не вызывая к себе сотрудника, которому выпала столь «высокая честь», через других сотрудников технического отдела передает ему указание обеспечить развозку. Это притом, что кабинеты руководителя станции и техотдела находились в одном здании на расстоянии 50-и шагов.

Парень оказался с достоинством. Предпринял попытку переговорить с руководителем, объяснить ему, что эта работа не входит в обязанности специалиста технического отдела с высшим образованием. Начальник станции разговаривать не захотел. И закончилась эта история тем, что в этот же день молодой специалист написал заявление об увольнении. Насколько я знаю, через какое-то время он устроился на хорошую должность в крупную частную Компанию. Специалист, знающий себе цену, без работы не останется.

А вот начальник станции, проявивший малодушие, остался без хорошего перспективного сотрудника. И ревизору даже не попытался объяснить, что работники техотдела не обязаны заниматься развозкой всяких там стройматериалов, и не уделил двух минут для разговора своему сотруднику, который и написал потом заявление. А может этот молодой специалист и согласился бы выполнить поручение….

С людьми нужно общаться. Тем более если ты начальник. Подчиненные должны видеть в своем руководителе лидера, защитника и надежного человека.

Подводя итог, хочу сказать, что железная дорога это особая сфера деятельности. И наличие в трудовой книжке записи о руководящей должности не гарантирует ее владельцу беззаботной жизни и высокооплачиваемой работы. Знаю некоторых ДС которые под прессом частых проверок, абсурдных указаний своего руководства просто отказывались от руководящей должности.

Кто-то переходил на другую позицию, кто-то просто оставлял железную дорогу. Много и таких, кому должность начальника станции дала возможность двигаться дальше по карьерной лестнице. Огромное количество крупных руководителей железной дороги имеют за плечами опыт работы ДС. Кто смог преодолеть этот барьер идет дальше, кто нет – выбирает свой путь. Но одно я могу сказать точно — если ты отстраняешься от своих работников, их можно запросто потерять.

Это начало чеховского рассказа, написанного в 1883 году, который так и называется – «Начальник станции».

Антон Павлович Чехов, великий знаток мелочей, из которых состояли жизнь и работа множества его современников, описывает забавный случай, произошедший в такую ночь. Не станем вдаваться в то, как Шептунов попал в неловкое положение, лучше попытаемся понять, чем занимались и как жили его коллеги.

Сегодня сеть ОАО «РЖД» насчитывает 5341 станцию, 57 из них – сортировочные, отправляющие десятки поездов в сутки. И трудно представить себе начальника станции, который, как Степан Степаныч, должен лично встречать и провожать каждый поезд.

Как самостоятельное линейное предприятие станцию впервые осмыслили в 1848 году. Тогда, чтобы улучшить управление движением, железную дорогу было решено разделить на территориальные отрезки – дистанции, отделения и станции между ними. Отделения представляли собой участки, включающие станции I и II класса, а также перегон между ними.

Начальники станций распоряжались приёмом, пропуском и отправлением поездов, их обязанностью был надзор за состоянием – чистотой и исправностью – станционных зданий, подготовкой подвижного состава, размещением пассажиров, приёмом и сдачей грузов, за кассирами, ведением финансовой отчётности, а также общая координация работы.

Начальник станции встречал, осматривал и провожал ударом колокола все поезда, следил за порядком на платформе. Это было не так сложно при двух-трёх парах поездов в сутки. Судя по рассказу, Шептунов обеспечивал со своей стороны то, что называется безопасностью движения поездов. Он внимательно следил за тем, чтобы поезд был принят на нужный, подготовленный путь. Он кричит, увидев чью-то фигуру: «Не ходить по рельсам! Запрещено!»

Краеведы города Сестрорецка Ленинградской области нашли документ, который рассказывает, как в 1876 году вполне реальный начальник станции заботился о том, чтобы никто не попал под поезд. Станция была огорожена, и, когда темнело, он запирал калитку, чтобы никто впотьмах не ходил по перрону. Родители школьников, которым зимой после уроков было далеко идти в обход, написали на него жалобу. Они предлагали «устроить калитку в заборе у ворот около станции. Ключ будет у учительницы, и калитка будет отворяться...».

Начальники станций «перед назначением на должность подвергались экзамену на знание: положения о сигналах; правил технической эксплуатации; общего соглашения между Российскими железными дорогами о взаимном пользовании вагонами; телеграфного дела; существующих тарифов и таксировки грузов и т.п.», сообщают отраслевые документы XIX века. Кандидатов на должность представлял начальник отделения, а назначал начальник службы движения дороги. Среди требований были: возраст не старше 50 лет, владение русским языком, «неимение физических недостатков, мешающих исполнению должностных обязанностей».

Известный руководитель российского железнодорожного транспорта Иван Рерберг в книге «История эксплуатации Московско-Нижегородской железной дороги за первые 25 лет» уточнял: «Назначение на должность (начальников станций. – Ред.) производится не иначе как по испытании их в знании правил, независимо от сего подобные же испытания производятся ежегодно старшими агентами службы». В этой книге приводятся и фамилии начальников станций, которые десятилетиями успешно работали в своей должности с 1860-х годов на этой магистрали: Гимпель, Органовский, Игнатов, Байков, Суркин, Ясейкин, Лотов, Соколов… Примечательно, что этих фамилий нет в списке дипломированных инженеров путей сообщения: высшее образование им не требовалось, даже на самых крупных станциях хватало знаний и опыта работы движенца.

Начальник станции в XIX веке подчинялся начальнику отделения или дистанции. Но даже на небольшой станции он сам руководил серьёзной командой. Сейчас коллеги этих специалистов трудятся в четырёх-пяти службах и дирекциях, а тогда все они были движенцами. Рерберг перечисляет профессии подчинённых начальника станции: его помощник, кассир, письмоводитель, конторщик, весовщик, составитель поездов, ламповщик, сторож, рабочий, бухгалтер, смотритель товарного двора, пломбировщик, наклейщик ярлыков, начальник стрелочного поста, носильщик и даже прислужница при дамской комнате. Подчинялись ему и телеграфисты. Телеграфные аппараты на казённых железных дорогах содержались за счёт телеграфного ведомства, а на частных – за счёт дороги. Кроме депеш, которые обеспечивали управление движением, разрешалось принимать и частные депеши, связанные с железной дорогой: о забытых вещах, о времени приезда пассажира или для вызова к станции экипажа.

Конечно, чем ниже был класс станции, тем меньше был её штат. К примеру, если станция относилась к III и IV классам, начальнику полагалось выполнять, кроме собственной, работу, которая сейчас входит в обязанности его дежурного помощника и кассира. В свою очередь, на любой станции оба эти работника в случае болезни начальника должны были без малейших затруднений выполнять все его функции.

Зарабатывал начальник станции в царской России от 600 до 1800 руб. в год в зависимости от класса станции и от того, к какой дороге – частной или казённой – она относится. Историк железных дорог Виталий Семилетов писал, что на рубеже XIX и ХХ веков начальник станции Нижний Новгород Московско-Казанской дороги имел оклад 850 руб. и при этом рядом с вокзалом бесплатную квартиру из пяти комнат (правда, очень небольших – общая её площадь была около 52 кв. м), для начальников станций всегда строили жильё. Сравним масштаб заработков и цен того времени: врач получал в год 600–1200 руб., начальник паровозного депо – 1200 руб., стрелочник – 182 руб., переездная сторожиха (была и такая должность) – 41 руб. Такой работник транспорта, как бурлак на Волге, в сезон мог заработать за месяц 8–12 руб. А вот цены на вокзале Нижнего Новгорода: буханка хлеба – 5 коп., щи – 12–20 коп., каша – 12 коп., самый дешёвый билет до Москвы – 2,3 руб., самый дорогой, в I классе, – 11,5 руб.

Начальник станции был уважаемым в городе человеком и старался поддерживать доброе имя – и своё, и железной дороги. На станции Вязники начальник Степан Кнушевицкий приобрёл сотни книг для местной библиотеки, а когда в городе случился большой пожар, передал сотни рублей на строительство домов для погорельцев.

Но, наверное, самую большую известность среди его коллег в царской России получил Иван Озолин. Так получилось, что осенью 1910 года именно на его станции Астапово внезапно сошёл с поезда больной Лев Толстой, покинувший Ясную Поляну. Озолин совершил настоящий подвиг, сделав всё, чтобы спасти великого писателя. Он отдал ему свою квартиру, организовал уход и взял под контроль сложнейшую ситуацию, когда на маленькую станцию хлынули тысячи поклонников Толстого, репортёров, полицейских чинов, всевозможное начальство. Вскоре от пережитого у начальника станции случился инсульт. Семья писателя нашла лучших врачей, но спасти Ивана Озолина не удалось. А Россия увидела: самыми достойными в непростой трагической ситуации показали себя железнодорожники, именно начальник станции, который не просто исполнял инструкции, а по-настоящему заботился о жизни всех, кто оказался в Астапове.


Примерная форма ______________________________ (наименование организации, УТВЕРЖДАЮ предприятия и т.п., его (инициалы, фамилия) организационно-правовая форма) _________________________ (директор или иное должностное лицо, уполномоченное утверждать должностную инструкцию) (инициалы, фамилия) _________________________ (подпись) " " _____________ 20__г. м.п.

Должностная инструкция начальника железнодорожной станции

______________________________________________ (наименование организации, предприятия и т.п.) " " ______________ 20__г. N_________ Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с __________________________________________ (наименование должности лица, на которого ______________________________________________________ и в соответствии с составлена настоящая должностная инструкция) положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации. 1. Общие положения 1.1. Начальник железнодорожной станции относится к категории руководителей. 1.2. На должность начальника железнодорожной станции назначается лицо, имеющее в зависимости от классности станции: - при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной станции V класса - среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 1 года; - при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной станции IV класса - среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 2 лет; - при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной станции III класса - высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет; - при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной станции II класса - высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет; - при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной станции I класса - высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 4 лет; - при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной станции внеклассной - высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет. 1.3. Начальник железнодорожной станции назначается и освобождается от должности ____________________________________________________________ и подчиняется непосредственно __________________________________________. 1.4. Начальник железнодорожной станции должен знать: - Правила технической эксплуатации железных дорог; - Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах; - Инструкцию по сигнализации на железных дорогах; - Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ; - Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; - Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам; - приказы, распоряжения и указания вышестоящих организаций; - методические, нормативные и другие руководящие материалы по организации грузовой и поездной работы и перевозке пассажиров; - график движения поездов, план формирования поездов; - правила перевозок грузов, технические условия погрузки и крепления грузов; - показатели и технические нормы эксплуатационной работы станции; - принципы работы устройств СЦБ и связи и правила пользования ими; - основы оперативного планирования перевозок; - основы экономики и управления производством; - порядок планирования производственно-хозяйственной деятельности и заключения хозяйственных договоров, договорные обязательства с обслуживаемыми предприятиями; - действующие положения об оплате труда и формы материального стимулирования; - правила и нормы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии; - Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте; - Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта; - положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта; - _________________________________________________________________. 1.5. На время отсутствия начальника железнодорожной станции (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. 1.6. ______________________________________________________________. 2. Должностные обязанности Начальник железнодорожной станции: 2.1. Руководит всеми видами деятельности железнодорожной станции в соответствии с законодательством, приказами, указаниями, другими нормативными актами Министерства путей сообщения, железной дороги, отделения железной дороги и Уставом (положением) железнодорожной станции. 2.2. Организует работу железнодорожной станции и взаимодействие структурных подразделений по выполнению пассажирской, грузовой и поездной работы в соответствии с планом и заданиями отделения железной дороги, обеспечивая безопасность перевозок, сохранность грузов и подвижного состава, минимальные затраты и эффективное использование технических средств. 2.3. Участвует в разработке и утверждении технологического процесса и техническо-распорядительного акта работы станции и других документов по производственно-хозяйственной деятельности станции. 2.4. Осуществляет оперативное планирование поездной и грузовой работы станции на основе суточного и сменного задания отделения дороги. 2.6. Анализирует выполнение основных показателей работы станции, докладывает руководству о результатах работы. 2.6. Расследует случаи нарушения нормальной работы станции, Правил технической эксплуатации железных дорог, инструкций и приказов, разрабатывает мероприятия по их предупреждению. 2.7. Контролирует выполнение грузоотправителями и грузополучателями правил перевозок, технических условий погрузки и крепления грузов, требований ГОСТ по сохранности вагонного парка. 2.8. Принимает меры по обеспечению сохранности и содержанию в исправном состоянии станционных сооружений, устройств и оборудования, развитию, реконструкции и техническому перевооружению станции; обеспечивает внедрение новой техники, технологии и передового опыта. 2.9. Представляет интересы железнодорожной станции, распоряжается ее имуществом в пределах предоставленных прав. 2.10. Заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета. 2.11. Обеспечивает развитие подсобно-вспомогательного производства, расширение платных услуг населению. 2.12. Контролирует ведение в установленном порядке бухгалтерского, статистического учета и отчетности, составление годового баланса и отчета. 2.13. Утверждает структуру и штаты станции. 2.14. Издает приказы и распоряжения. 2.15. Поощряет отличившихся работников и налагает взыскания на нарушителей трудовой и производственной дисциплины. 2.16. Осуществляет подбор, расстановку, обучение и повышение квалификации кадров, совершенствование организации труда и заработной платы, системы материального стимулирования. 2.17. Организует заключение и выполнение коллективного договора. 2.18. Обеспечивает социальную защиту работников, соблюдение законодательства об окружающей среде. 2.19. Принимает меры по укреплению трудовой и производственной дисциплины. 2.20. Обеспечивает улучшение условий труда и предупреждение производственного травматизма, выполнение трудового законодательства, правил и норм охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, повышение культуры производства. 2.21. Поручает выполнение отдельных функций своим заместителям или руководителям структурных подразделений. 2.22. _____________________________________________________________. 3. Права Начальник железнодорожной станции имеет право: 3.1. Представлять интересы железнодорожной станции во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами. 3.2. Представлять на рассмотрение руководства предложения по улучшению работы станции. 3.3. Издавать указы, распоряжения, подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции. 3.4. Поручать выполнение отдельных функций своим заместителям или руководителям структурных подразделений. 3.5. Требовать от вышестоящего руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей. 3.6. ______________________________________________________________. 4. Ответственность Начальник железнодорожной станции несет ответственность: 4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации. 4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. 4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации. 4.4. ______________________________________________________________. Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________ (наименование, _____________________________. номер и дата документа) Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия) _________________________ (подпись) " " _____________ 20__г. СОГЛАСОВАНО: Начальник юридического отдела (инициалы, фамилия) _____________________________ (подпись) " " ________________ 20__г. С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия) _________________________ (подпись) " " _____________20__ г.

Начальник станции руководит работой станции и несет полную от­ветственность за выполнение показателей работы станции и уста­новленных заданий. Грузовыми и коммерческими операциями ру­ководит заместитель начальника станции по грузовой и коммер­ческой работе (ДСЗМ или ДСМ). Непосредственно на местах общего пользования работой руководят начальники (заведующие) грузо­вых районов (дворов). При небольших объемах работы на местах необщего пользования эту работу выполняют старшие приемосдат­чики . При значительных объемах работы на местах необщего пользования может вводиться должность заместителя начальника станции по подъездным путям .

На крупных (внеклассных) грузовых станциях имеется главный инженер (ДСГ) , в обязанности которого входят разработка, обнов­ление и внедрение технологического процесса, разработка и реали­зация мероприятий по обеспечению безопасности движения, охра­не труда и технике безопасности работников. Он отвечает за рацио­нальное использование технических средств и устройств, проводит анализ работы станции. При отсутствии должности главного инже­нера его функции выполняет заместитель начальника станции.

Руководство оперативной работой станции возлагается на замес­тителя начальника станции по оперативной работе (ДСЗД) . Он осу­ществляет контроль за выполнением суточных и сменных планов, соблюдением технологического процесса, обеспечением безопасно­сти движения. Непосредственное руководство оперативной работой осуществляют сменные работники: ДСЦ, сменный инженер по гру­зовой и коммерческой работе, дежурный по станции (ДСП) . Каждый из них выполняет обя­занности в соответствии с должностными инструкциями.

ДСЦ - диспетчер маневровый (в обиходе маневровый диспетчер), управляет всей работой по выполнению сменного плана гру­зовой станции. Заступая на дежурство, он знакомится с оперативными приказами, суточным планом погрузки и выгрузки грузов, изу­чает заявки грузоотправителей на отправление груза, положение ва­гонного парка на станции, подъездных путях и подходах к станции. В начале смены ДСЦ доводит план работы до исполнителей, а в про­цессе дежурства корректирует его по четырехчасовым периодам в зависимости от оперативной обстановки на станции.

На протяжении своего дежурства ДСЦ ведет график исполненной работы (ГИР) , необходимый для оперативного планирования и руководства маневровой, грузо­вой и поездной работой, качественного анализа работы за смену, где фиксируется занятие путей по грузовым пунктам, ход погрузки и выгрузки, время подачи и уборки вагонов, число вагонов, ожидаю­щих погрузку или выгрузку.

Грузовой оператор - ведет оперативный учет сортировки грузов на сортировочной платформе, работы контейнерного пункта и авто­транспорта по завозу и вывозу груза, номерной учет наличия и рас­положения местных вагонов.

Наблюдение за ходом погрузки-выгрузки вагонов осуществляет приемосдатчик , используя переносной терминал для связи с манев­ровым диспетчером, грузоотправителями , грузополучателями и то­варной конторой.

В процессе диспетчерского руководства используется информа­ция о подходе поездов и грузов, ходе выполнения грузовых опера­ций, наличии, назначении и расположении вагонов на станционных путях, погрузочно-разгрузочных фронтах и подъездных путях и др.

Рабочие места ДСЦ и сменного инженера (старшего техника) по грузовой и коммерческой работе оборудуют необходимыми средства­ми связи, информационными табло, установками промышленного телевидения, компьютерной техникой.

Сменный инженер (старший техник) по грузовой и коммерчес­кой работе обеспечивает выполнение сменного плана грузовой ра­боты на местах общего пользования, осуществляет текущее плани­рование, учет наличия свободных мест на складах и оперативный контроль за выполнением плана погрузки-выгрузки и сортировки мелких отправок на местах общего пользования. Он согласовывает план работы с ДСЦ, начальником производственного участка меха­низированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ (МЧ) и диспетчером автопредприятия, а также осуществляет контроль за своевременной подготовкой к погрузке, подачей, расстановкой и уборкой вагонов с грузовых фронтов мест общего пользования, ве­дет оперативный учет грузовой работы.

Дежурный по станции (ДСП) - осуществляет непосредственное руководство приемом, рас­формированием, формированием и отправлением поездов, контроль за коммерческим и техническим осмотром составов.

Начальник Агентства фирменного транспортного обслуживания (АФТО) - осуществляет контроль за выполнением плана погрузки и выгрузки грузов, оформлением грузовых перевозочных документов, расчетами с грузоотправителями и грузополучателями, ведением ус­тановленных форм учета и отчетности.

Начальник грузового района, - обеспечивает выполнение планов погрузки по грузовой работе на местах общего пользования и подъез­дных путях, осуществляет контроль за своевременной подачей и рас­становкой вагонов на грузовых фронтах, организует выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Эффективность оперативного управления и взаимодействия всех подразделений грузовой станции во многом зависит от средств пе­редачи информации, которые составляют органичную часть техно­логии работы станции.

Помимо уже упомянутых видов связи, на грузовых станциях ис­пользуется система «Строп», которая обеспечивает взаимный вызов и ведение переговоров между приемосдатчиками, машинистами кра­нов, старшим приемосдатчиком, работниками контрольно-пропуск­ного пункта и автомобильным диспетчером.

ДСЦ руководит единой сменой станции, состоящей из работни­ков служб перевозок, грузовой и коммерческой работы, локомотив­ной, вагонной, сигнализации и связи, подъездных путей, портов и автомобильного транспорта. Организация единой смены позволяет обеспечить слаженность в работе грузовой станции, выполнение го­сударственных заказов и договорных обязательств. В непосредствен­ном подчинении ДСЦ находятся составители поездов, машинисты маневровых локомотивов, коммерческий агент.

В зависимости от местных условий и объема работы распределе­ние обязанностей между ДСЦ, сменным инженером по грузовой и коммерческой работе и ДСП может изменяться. В частности, при отсутствии на станции сменного инженера его обязанности выпол­няет ДСЦ, а если нет должности ДСЦ, руководство маневровой и грузовой работой на станции осуществляет ДСП.

В процессе управления грузовой работой большое значение име­ет информационное взаимодействие с клиентурой, которое выпол­няется на договорной основе. Предварительная грузовая информа­ция грузополучателям передается по телетайпу или телефону в соот­ветствии с заключенными договорами.