Что нужно знать специалисту по социальной работе. Деятельность специалиста по социальной работе. Общие положения документа

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

специалиста по социальной работе

1. Общие положения

1.1. Специалист по социальной работе относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется директору Социального приюта, его заместителю по социальной работе

1.2. На должность специалиста по социальной работе принимается лицо, имеющее высшее (среднее специальное) профессиональное образование , высокие моральные и деловые качества, не имеющее вредных привычек, без предъявления требований к стажу работы

1.3. Специалист по социальной работе при предоставлении социальных услуг воспитанникам приюта должен осуществлять их в строгом соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 01.01.2001г., а также с принципами, установленными Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации»:

Адресность;

Доступность;

Добровольность;

Гуманность;

Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним;

Конфиденциальность;

Профилактическая направленность.

1.4. При оказании воспитанникам (выпускникам) социальных услуг проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость , внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение, учитывать их физическое и психологическое состояние


1.5. Специалист по социальной работе должен:

Обеспечивать безопасность оказываемых социальных услуг для жизни и здоровья воспитанников, сохранность имущества приюта;

Постоянно повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство путем переподготовки от учреждения, самоподготовки.

1.6. Специалист по социальной работе при исполнении своих функциональных обязанностей должен проявлять профессионально важные качества:

Честность;

Правдивость;

Ответственность.

2. Должностные обязанности

Специалист по социальной работе обязан:

2.1. Осуществлять прием вновь поступивших детей, оформлять на них личное дело, организовывать фотосъемку ребенка для личного дела

2.2. Вести личные дела закрепленных за ним воспитанников, добиваться получения недостающих документов и обеспечивать порядок ведения и сохранность личных дел воспитанников приюта.

2.3. Обеспечивать конфиденциальность ведения личных дел воспитанников Социального приюта.

2.4. Вести переписку с органами исполнительной власти города Москвы, вышестоящими организациями и государственными учреждениями по вопросам обеспечения социальной защиты несовершеннолетних.

2.5. Заниматься вопросами изучения личности несовершеннолетних в условиях институционального воспитания, разрабатывать и реализовывать индивидуальный план социальной реабилитации несовершеннолетних в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации , с их возрастными, физическими и интеллектуальными особенностями.

2.6. Оформлять документы на приобретение гражданства, паспорта, пенсии по случаю потери кормильца, сберегательной книжки, заграничного паспорта, страхового полиса обязательного медицинского страхования, ИНН, социальной карты москвича, пенсионного страхового свидетельства, обновление финансового лицевого счета и выписки из домовой книги и других необходимых документов для воспитанников приюта.

2.7. Выдавать специалистам по социальной работе и воспитанникам приюта, принимать под роспись в журнале регистрации выдачи оригиналов документов из личного дела воспитанников (сейфа) для предоставления в различные государственные учреждения Российской Федерации

2.8. Проводить работу с проживающими в приюте детьми и подростками по выявлению актуальных для них проблем и кризисных ситуаций, искать пути выхода из них, оказывать им содействие в дальнейшем жизнеустройстве и продолжении обучения.


2.9. Осуществлять проверку жилищно-бытовых условий воспитанников в приюте и в г. Москве по месту регистрации.

2.10. Оформлять пакет документов на снятие денежных средств с лицевых счетов воспитанников приюта.

2.11. Проводить профориентационную работу с воспитанниками-выпускниками, осуществлять подготовку документов на поступление воспитанников в учебные образовательные учреждения для получения начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего образования или трудоустройство и дальнейший патронат выпускников.

2.12. Формировать пакет документов, составлять и подавать список в ГУП «Моссоцгарантия» на получение жилого помещения выпускников приюта.

2.13. Проводить осмотр предоставленного выпускнику жилого помещения, подписывать договор, регистрировать по новому месту жительства, осуществлять постановку на воинский учет в военкомат .

2.14. Составлять список на осуществление денежных выплат выпускникам приюта: единовременного денежного пособия и компенсационной выплаты .

2.15. Заниматься вопросами розыска воспитанников, самовольно оставивших учреждение: передавать в ОВД, муниципалитет сведения о том, что ребенок сбежал с детского учреждения. При необходимости заводить в дело.

2.16. Формировать пакет необходимых документов для направления воспитанников на Городскую медико-психолого-педагогическую комиссию.

2.17. Ставить на воинский учет в военкомат воспитанников, подлежащих призыву.

2.18. Выдавать и собирать социальные карты Москвича воспитанников, выезжающих в г. Москву.

2.19. Подготавливать и своевременно передавать в Департамент семейной и молодежной политики г. Москвы отчетную документацию и необходимые сведения.

2.20. Оформить список, подготовить воспитанников приюта, передать все необходимые документы в учебные заведения для дальнейшего их обучения на полное государственное обеспечение.

2.21. Передавать информацию о детях, поступивших в приют начальнику регионального оператора государственного банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформлять анкету и необходимые документы.

2.22. Осуществлять регистрацию документов в книгах регистрации входящей и исходящей корреспонденции.

2.23. Оформлять документы воспитанникам приюта, уезжающим в г. Москву на выходные, праздничные и каникулярные дни.

2.24. Передавать документы выпускников на учет в ЦСО по месту регистрации.

2.25. Организовывать и осуществлять социальный патронат выпускников учреждения в соответствии с требованиями руководящих документов Российской Федерации и г. Москвы.

2.26. Сдавать пакет документов в ОМС и получать полиса обязательного медицинского страхования на воспитанников.

2.27. Сдавать документы в ОУФМС г. Ступино и получать заграничные паспорта воспитанников.

2.28. Регулярно вести дневник специалиста по социальной работе. Один раз в неделю отчитываться перед руководством учреждения о проделанной работе за закрепленными воспитанниками и выпускниками. В конце месяца сдавать заместителю директора по социальной работе отчет по социальной реабилитации воспитанников приюта.

2.29. Регулярно, на первое число каждого месяца, обновлять списки информационного стенда социального отдела:

- –, паспорта, гражданство;

- – пенсии по потери кормильца, страховые пенсионные свидетельства;

- – дети приюта, выбытие, поступление;

- –обучение специальности, лишение родительских прав;

- – квартиры, единовременная денежная компенсация, списки детей приюта, пособия;

- – сберегательные книжки, социальные карты Москвича;

Учет в ЦСО, ИНН;

- – учет воспитанников в военкоматах (ВУС), загранпаспорта.

2.30. Выполнять дополнительные указания директора Социального приюта, его заместителя по социальной работе, возникающие в любое время суток по исполнению должностных обязанностей специалиста по социальной работе.

2.31. При убытии в очередной отпуск специалист по социальной работе временно передает свои должностные обязанности другому специалисту по согласованию с заместителем директора по социальной работе.

3. Права работника

Специалист по социальной работе имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.

3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

3.3. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Постоянно повышать квалификацию в установленном законом порядке.

3.5. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии .

3.6. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность работника

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Начальник отдела кадров _______________

Начальник социально-правового отдела _______________

С должностной инструкцией ознакомлен (а):

« .» _______________ 2010 г. _____________________________



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ

Специалист по социальной работе оказывает и организует материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, а также другим бедствующим гражданам, находящимся в состоянии психической депрессии в связи с экологическими катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких, семьи, жилья, работы, веры в свои силы и будущее.

Выявляет граждан, нуждающихся в социальных услугах, определяет характер и объем необходимой помощи (ремонт жилья, обеспе-чение топливом, одежной, продуктами и т.п.), а также содействует госпитализации в лечебные учреждения, принятию на обслуживание нестационарными и стационарными учреждениями органов социальной защиты населения, консультирует по вопросам получения дополнительных льгот и преимуществ. Проводит работу в неблагополучных семьях. Разрабатывает программу реабилитационных мероприятий. Участвует в оформлении необходимых документов, добивается принятия отвечающих закону решений в официальных инстанциях. Координирует усилия различных государственных и общественных структур.

Стремится максимально приблизить образ жизни своих подопечных к обычным для здоровых и благополучных людей условиям и нормам. С этой целью уделяет особое внимание выяснению желаний и возможностей участия человека в посильном труде по имеющейся про-фессии или готовности к профессиональной переподготовке, повышению квалификации.

Социальный работник по указанию специалиста по социальной работе выполняет технические функции: покупку и доставку продуктов, лекарств, доставку вещей в прачечную, химчистку, оказание доврачебной помощи (измерение температуры, накладывание горчичников и т.п.), а также содействие в проведении уборок помещений, приеме пищи, обработке приусадебного участка и т.п. При необходимости берет на себя часть этих функций.

Работает с людьми, проводит беседы, наблюдение за жизнью и бытом своих подопечных.

Труд специалиста по социальной работе тарифицируется по 7-11 разряду, социального работника - по 3-5 разряду. Специалист по социальной работе может быть назначен (выбран) на руководящую должность директора или замдиректора дома-интерната для престарелых и инвалидов с тарификацией по 15-18 разряду.

Труд указанных работников может быть специализирован по возрастным, социальным, медицинским критериям (обслуживание детей и подростков, пожилых людей, безработных, бездомных, слепых, глухих и т.д.).

Возможна организация негосударственных структур социально-реабилитационной и трудовой направленности, функционирующей на хозрасчетной и спонсорской основе.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Необходима осведомленность в социально-гуманитарных и нравственных вопросах, проявлять интерес к вопросам этики, права, социологии, медицины, экономики, профконсультации, трудоустройства.

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

· Порядочность, честность и бескорыстие;

· высокий уровень эмпатии;

· целеустремленность;

· сильная воля;

· трудолюбие;

· наблюдательность,

· эмоционально-волевая устойчивость;

· спокойный и приятный тембр голоса.

4. МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

· заболеваниями сердечно-сосудистой системы,

· нервно-психическими заболеваниями;

· другими недугами, снижающими общую работоспособность и уравновешенность в общении, поступках и т.п.

5. БЛИЗКИЕ ПРОФЕССИИ (специальности)

Воспитатель в общежитии, школе-интернате, обслуживающий персонал в больницах, преподавательская работа.

6. Обучение

Подготовка специалистов по социальной работе осуществляется в вузах, социальных работников – в средних специальных учебных заведениях.

Должностные функции специалиста по социальной работе, как правило, учреждение прописывает в должностной инструкции. Этот документ помогает работодателю конкретизировать круг обязанностей, а сотруднику лучше понять, что от него требуется на рабочем месте. Какая информация должна быть в должностной инструкции специалиста по социальной работе, разберемся в статье.

Образец должностной инструкции специалиста по социальной работе

1. Общие положения

  1. Специалист по социальной работе входит в категорию специалистов, подчиняется ______________, нанимается на должность и освобождается от нее приказом руководства учреждения.
  2. На данную позицию может быть принято лицо с высшим или средне-специальным образованием по специальности «Социальная защита» или с аналогичным образованием и прохождением переподготовки по курсу «Социальная защита». Требований к опыту работу нет.
  3. Во время выполнения своих трудовых задач работник должен опираться на:
    • законодательство РФ в области своей деятельности (нормы семейного, уголовного, гражданского права);
    • методическую документацию в своей области;
    • устав учреждения;
    • распорядительную документацию руководства учреждения;
    • правила внутреннего трудового распорядка;
    • нормы охраны труда;
    • требования пожарной безопасности;
    • настоящий документ.
  4. Работник, принятый на должность специалиста по соцработе, должен знать:
    • нормативно-правовую документацию и другие документы вышестоящих ведомств, регламентирующих работу в сфере соцобслуживания, государственной семейной политики;
    • актуальные социальные методы развития региона;
    • методы и специфику соцработы с семьями и отдельными гражданами различных категорий и социальных слоев, находящихся в тяжелых жизненных условиях;
    • базовые положения психологии личности, семейной и возрастной психологии, правила помощи инвалидам, пенсионерам;
    • ведущий опыт социальной работы как российский, так и зарубежный;
    • национальные особенности и традиции своего региона;
    • основы социологии;
    • правила работы с компьютерной техникой.
  5. В период отсутствия данного сотрудника на его рабочем месте его обязанности и полномочия переходят другому сотруднику, назначенному руководством учреждения.
  6. В подчинении у специалиста по социальной работе числятся __________.

2. Должностные обязанности

Специалист по соцработе имеет следующие должностные обязанности:

  1. Находить граждан и семьи в зоне своей работы, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, составлять из базу данных.
  2. Выяснять причины нахождения их в тяжелой жизненной ситуации, решать, какие объемы соцпомощи им необходимы, способствовать предоставлению им этой помощи.
  3. Разрабатывать «социальный паспорт» территории в зоне своей работы, изучать потребности проживающих на ней семей и граждан в соцпомощи и обслуживании.
  4. Проводить социальный патронаж инвалидов и участников ВОВ, граждан, пострадавших от военных действий, одиноких пожилых людей, семей с детьми-инвалидами, детей-сирот.
  5. Помогать формировать пакет документов для принятия указанных выше граждан на временное или постоянное соцобслуживание, в целях попечительства и опеки.
  6. Давать всем обращающимся лицам консультации по соцвопросам.
  7. Участвовать в мероприятиях по формированию и улучшению семейной и социальной политики в своей регионе, по подготовке и внедрению региональных соцпрограмм.
  8. Оказывать содействие органам образования, внутренних дел, здравоохранения в своей профессиональной сфере.
  9. Принимать участие в деятельности методических объединений соцработников.
  10. Контактировать с разными учреждениями (государственными, религиозными, общественными) по вопросам оказания соцпомощи нуждающимся в ней гражданам и семьям.
  11. Помогать гражданам трудоустроиться, раскрыть свой потенциал.
  12. Помогать в формировании клубов и кружков, объединений семей по интересам, групп взаимопомощи.
  13. Участвовать в проведении культурно-массовых мероприятий для обслуживаемых семей и граждан.
  14. Формировать, вести и хранить должным образом необходимую документацию.

3. Права

Сотрудник на должности специалиста по соцработе имеет такие права:

  1. Предлагать мероприятия по улучшению работы, относящейся к пунктам данной должностной инструкции.
  2. Запрашивать и изучать все необходимые документы, требующиеся для выполнения своей работы.
  3. Повышать в установленном порядке свою квалификацию.
  4. Требовать от начальства помощи в выполнении своих должностных функций.
  5. Участвовать в решении вопросов охраны труда и других в своем учреждении.
  6. Другие права, гарантированные трудовым законодательством РФ.

4. Ответственность

Сотрудник, принятый на должность специалиста по соцработе, несет ответственность:

  1. За выполнение своих рабочих задач недолжным образом, указанных в данном документе, — в рамках положений актуального трудового законодательства РФ.
  2. За нанесение материального вреда работодателю — в соответствии с положениями ТК РФ и ГК РФ.
  3. За преступления на рабочем месте — в пределах норм ТК РФ, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ.

ФАЙЛЫ

Полезные сведения

При формировании должностной инструкции может пригодиться следующая информация:

  1. Составляя должностную инструкцию для данного специалиста, можно воспользоваться профстандартом «Специалист по социальной работе». Документ утвержден приказом Минтруда РФ от 22.10.2013 г. №571н и содержит обширное описание трудовых задач для такого работника, а также требования к опыту работы, образованию. Из профстандарта можно выписать все необходимые должностные обязанности.
  2. К составлению документа в учреждении привлекаются сотрудники юридического отдела, кадрового, делопроизводители. Можно также проконсультироваться с непосредственным начальником специалиста по социальной работе или руководителем подразделения.
  3. Подписывают бумагу сотрудники, с которыми она согласовывалась (обычно это юристы), и руководитель учреждения. Он расписывается и ставит на документе дату в графе «Утверждаю». Специалист по социальной работе при принятии на должность также ставит свою подпись, тем самым он подтверждает, что инструкция им прочитана и он с ней согласен. С этого момента начинается действие документа.
  4. Должностную инструкцию готовят и подписывают в двух экземплярах. В кадровый отдел отправляется один из них, второй же — передают работнику. Тому целесообразнее хранить бумагу на рабочем месте, при необходимости обращаясь к информации в ней.
  5. Трудовое законодательство не обязывает работодателей иметь должностные инструкции, однако Роструд в своих письмах часто поднимает тему важности этого документа. Он может быть использован в судах, поэтому большинство работодателей, а тем более бюджетные учреждения составляют их обязательно.

Важно! Использование должностных инструкций должно быть прописано в локальных нормативных актах учреждения.

Какая информация должна быть в документе

Универсального образца данного документа для должности специалиста по социальной работе не существует. Каждое учреждение формирует свой документ в зависимости от круга обязанностей работника и количества аналогичных штатных единиц, между которыми эти обязанности можно разделить. Однако любая инструкция всегда имеет базовые разделы и дополнительные. Коротко опишем суть основных разделов.

Общие положения документа

В этой части, как ясно из названия, описывают лишь в общих чертах требования к специалисту по соцработе: кому он подчиняется в учреждении, кто вправе его уволить, какое образование он должен иметь. Нужно также в общих чертах описать, какие знания ему понадобятся для выполнения своих должностных обязанностей.

В некоторых случаях можно прописать и профессионально важные качества. Лицу на этой должности необходимо обладать высоким уровнем эмпатии, быть стрессоустойчивым, уметь общаться с разными социальными слоями населения.

Должностные обязанности работника

Трудовые задачи должны всегда соответствовать тем знаниям и навыкам, которые перечислены в разделе выше. В круг обязанностей традиционно входит помощь незащищенным слоям населения, выявление таких граждан и семей, составление списка таких лиц. Этот раздел нужно прописать достаточно конкретно, чтобы после прочтения работнику сразу стало понятно, что именно он будет делать в учреждении, а также чтобы обеим сторонам избежать в дальнейшем недопонимания.

Права

Права специалиста по социальной работе стандартные, как и для большинства должностей. Это права получать нужные сведения и документы, гарантии от государства, участвовать в решении вопросов, связанных с деятельностью учреждения, получать помощь от руководства и других работников.

Ответственность работника

Наказание за каждый проступок описать невозможно, поскольку решение об ответственности принимается свое в каждом конкретном случае. Указывают только общие виды нарушений (материальный ущерб, некорректное выполнение должностных обязанностей), а наказания описывают общими словами: «в рамках текущего законодательства РФ».

Из дополнительных разделов можно назвать «Оценка деятельности», «Условия работы», «Взаимодействие в учреждении». Их включают на усмотрение работодателя.

К сведению! Документ распечатывают на листе формата А4 с реквизитами учреждения. Обязательно должна присутствовать отметка об утверждении документа руководителем. Завершать бумагу должны подписи руководителя специалиста по социальной работе, согласующего инструкцию работника и самого специалиста.

Профессиональные качества специалиста

Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе обусловлена функциями:

· диагностической – специалист изучает особенности групп людей или отдельной личности, определяет влияние на них микросреды, ставит «социальный диагноз»;

· прогностический – специалист прогнозирует развитие процессов, в которых оказываются группы людей и личности, вырабатывает модели их социального поведения;

· правозащитной – специалист использует законы и правовые акты, которые направлены на оказание помощи населению, его защиту;

· организационной – специалист способствует организации социальных служб, привлекает к их работе общественных помощников;

· предупредительно-профилактической – специалист использует юридические, психологические, медицинские, педагогические и другие механизмы предупреждения негативных явлений в группах и обществе;

· социально-медицинской – специалист занимается профилактикой заболеваний, использует навыки оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, занимается трудотерапией;

· социально-педагогической – специалист выявляет интересы и потребности клиентов в разных видах деятельности (культурно-досуговой, художественного творчества, спортивно-оздоровительной) и привлекает к работе с ними соответствующих специалистов и учреждения;

· психологической – социальный – работник способствует социальной адаптации и социальной реабилитации нуждающимся, консультирует по вопросам межличностных отношений;

· социально-бытовой – специалист способствует в оказании помощи инвалидам, пожилым, молодым семьям и другим в улучшении условий быта, в решении жилищных проблем;

· коммуникативной – специалист устанавливает контакт с клиентами, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия всех участников в разрешении проблем нуждающихся.

Выполняя эти многообразные профессиональные функции, специалист по социальной работе использует определенные подходы при решении проблем клиентов:

ü воспитательный подход, когда специалист выступает в роли учителя или эксперта и дает советы, обучает умению своих клиентов;

ü фасилитатный подход, при использовании которого специалист играет роль помощника или посредника, интерпретирует поведение клиентов, обсуждает альтернативные направления в их деятельности;

ü адвокативный подход, когда специалист выполняет роль адвоката от имени конкретного клиента или группы людей и выдвигает усиленную аргументацию в пользу клиента.

В реализации этих подходов социальным работникам придают уверенность знания и опыт, узаконенные полномочия, статус и репутация, харизматические данные и личная привлекательность, владение информацией.

Знания и опыт

Знания и опыт приобретаются в процессе учебы и жизненной практики специалиста. Знания и опыт применяются в межличностных отношениях. Умение интервьюировать, оказывать поддержку, устанавливать обратную связь, осуществлять посредничество позволяют специалисту добиваться перемен в поведении клиентов.

Знания и опыт оказываются необходимыми в дифференцированном подходе к клиентам, когда специалист определяет их способности и интересы на различных этапах жизненного пути, в различных кризисных состояниях. Умения и опыт специалистов используются в управлении деятельностью социальных служб, подборе кадров и выборе необходимых технологий.

Знания, умения и опыт специалистов востребованы в специализации:

· одни работают в направлении оказания помощи бедным;

· другие – в области профилактики правонарушений;

· третьи – в направлении поддержки инвалидов и престарелых;

· четвертые – в работе с детьми и семьями.

Необходимы знания и умения специалиста для его ориентации в проблемах моделирования и прогнозирования перспективы развития социальных систем, групп и общества. Для клиентов оказываются полезными знания специалиста источников и систем обеспечения социальными услугами населения, а также его знания специфики деятельности социальных учреждений (школ, больниц, государственных служб).

Узаконенные полномочия

Должность социального работника узаконена в России с 1991 года с введением соответствующей профессии. Его легитимные полномочия повышают авторитет и доверие клиентов.

Статус и репутация

Статус социального работника является отражением его положения в обществе. Он во многом зависит от политики государства.

Репутация социального работника складывается в процессе взаимодействия его с окружающей средой. Прежде всего, она зависит от самого специалиста, его личностных качеств и профессионализма. Чем больше людей убеждаются в глубоких знаниях, богатом жизненном опыте социального работника, его внимательности и благожелательности к людям, тем выше его репутация.

Харизматические данные и личная привлекательность

Репутация некоторых социальных работников значительно повышается благодаря их привлекательности для окружающих, обаянию и даже их харизматических особенностей. Личная привлекательность специалистов усиливает его положительное влияние на людей.

Харизматические особенности (редкая одаренность человека талантами от природы) способствуют выдвижению специалиста на более высокие позиции по служебной лестнице, приобретению более высокого статуса в обществе.

Владение информацией

Проблемы людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, усугубляются по причине отсутствия достоверной и полной информации о них. Поэтому высоко ценится информированность специалиста по социальной работе, которая располагает клиентов и вселяет уверенность в его компетентности.

Требования к профессиональным качествам специалиста

Итак, обобщая представление о профессиональных качествах специалиста, следует четко сформулировать требования к профессионалу.


Специалист должен:

ü иметь знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики, медицины, законодательства, информатики и др., то есть иметь хорошую профессиональную подготовку;

ü обладать высокой общей культурой, что предполагает наличие знаний в области литературы, музыки, живописи и др.;

ü владеть информацией о политической и социально-экономической жизни современного общества, иметь осведомленность о состоянии социальных групп населения;

ü предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь свою позицию;

ü иметь социальную приспособленность в работе с разными группами населения (подростками, женщинами, инвалидами, престарелыми и т.д.);

ü обладать профессиональным тактом, соблюдать профессиональную тайну, деликатность в вопросах личной жизни клиентов;

ü иметь эмоциональную устойчивость, быть готовым к психическим перегрузкам, уметь принимать верные решения в неожиданных ситуациях;

ü должен быть преданным своему делу, должен поддерживать высокие стандарты своего профессионального поведения.

Личностные качества специалиста

Социальная работа была и остается одним из самых трудных видов профессиональной деятельности. Далеко не каждый человек пригоден для социальной работы. Пригоден лишь тот, у кого представление об абсолютной ценности каждого человека переходит из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основа ценностей ориентации.

Личностные качества социального работника можно разделить на три группы.

К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависит способность человека к данному виду деятельности. Среди них те, которые отражают психические процессы (память, восприятие, воображение, мышление), психическое состояние (апатия, тревожность, депрессия), эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность). Они должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника.

Ко второй группе относятся психологические качества, характеризующие социального работника как личность, среди них: самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.

К третьей группе относятся психологические качества, от которых зависит эффект личного обаяния социального работника. Среди них: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми), эмпатичность (улавливание настроения людей, сопереживание их нуждам), аттрактивность (внешняя привлекательность), красноречие (умение убеждать словом) и др.

Основные направления подготовки специалистов по социальной работе в России и за рубежом.

В открытии первых учебных заведений, осуществляющих подготовку социальных работников, большую роль сыграли благотворительные организации. Так, Обществом организации благотворительности в 1896 году в Англии были открыты курсы по подготовке таких специалистов. Практически в то же время открылись аналогичные курсы в Германии. Благотворительные организации, действовавшие в Нью-Йорке и Чикаго, стояли у истоков подготовки социальных работников в США. Здесь в 1898 году возникла Нью-Йоркская школа филантропии, ставшая в последствии Школой социальной работы Колумбийского университета.

Школы в Нью-Йорке, а затем в Чикаго осуществляли одногодичную подготовку социальных работников в сфере помощи нуждающимся.

Институт развития социального благосостояния в Амстердаме, открытый в 1899 году, был первым в мире институтом по подготовке социальных работников, обучение которых было рассчитано на два гола.

В ХХ веке количество профессиональных школ значительно выросло, особенно в 30-е годы. В 1928 году первая школа социальной работы была открыта в Италии, в 1930 году – в Бельгии, Норвегии, Чили.

В 30-е годы продолжался рост числа стран, осуществлявших подготовку социальных работников. К ним относилась Испания (1932 г.), Израиль (1934 г.), Ирландия (1934 г.), Люксембург (1935 г.), Португалия (1935 г.), Греция (1937 г.), Дания (1937 г.), Индия (1936 г.).

В настоящее время, например в США, более четырехсот университетов и колледжей осуществляют подготовку социальных работников на трех уровнях – бакалавры (4 года), магистры (6 лет), доктора (8 лет).

В Великобритании выпускники средних школ могут закончить четырехгодичные курсы и получить звание бакалавров социальной работы, выпускники высших учебных заведений – двухгодичные курсы и годичную аспирантуру, незакончившие высшие учебные заведения – двухгодичные и трехгодичные курсы.

В Германии подготовку социальных работников осуществляют университеты и колледжи, в которых обучаются выпускники средних школ по программам до четырех лет.

Как профессия, социальная работа в России существует с 1991 года, когда в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Министерства труда в СССР были внесены дополнения. Введены пять новых должностей: социального работника, педагога-организатора, социального педагога, заведующего отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам, специалиста по социальной работе.

К началу 90-х годов стало очевидно, что советская система социальной защиты была неэффективной. Возникла необходимость в замене ее на профессиональную помощь нуждающимся, которая показала свою действенность во многих странах мира.

Подготовку социальных работников осуществляют лицеи, колледжи, техникумы, училища, специалистов по социальной работе – университеты (бакалавры – 4 года, специалисты – 5 лет, магистры – 6 лет).

Утверждаю
_______________________________ _________ _______________________________
(организационно-правовая форма, (подпись) (Ф.И.О., должность руководителя
наименование организации, или иного должностного
предприятия) лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию)

"__" _________________ 20___ г.

Должностная инструкция

специалиста по социальной работе

___________________________________________________
(наименование учреждения, организации, предприятия)

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора со специалистом по социальной работе, в
соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Постановлением
Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. N 92 "О дополнении
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих и об установлении должностных окладов специалистов по социальной
работе" и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые
правоотношения.

1. Общие положения


1.1. Специалист по социальной работе относится к категории
специалистов и непосредственно подчиняется ____________________________.
(наименование должности
руководителя)
1.2. На должность специалиста по социальной работе принимается
лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________,
без предъявления требований к стажу работы.
1.3. На должность специалиста по социальной работе назначается и
освобождается от должности _____________________________________________.
(наименование должности руководителя)
1.4. Специалист по социальной работе должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты, методические документы в
области социального обслуживания граждан, семьи и государственной
семейной политики, охраны материнства и детства;
- нормы семейного, трудового, жилищного законодательства,
регулирующие охрану материнства и детства, права несовершеннолетних,
пенсионеров, инвалидов;
- основы уголовного и гражданского права;
- основы психологии и социологии;
- основы общей и семейной педагогики;
- программно-методическую литературу по социальной работе;
- порядок и организацию установления опеки, попечительства,
усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-
воспитательные учреждения;
- передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы;
- формы и методы воспитательной и социальной работы;
- специфику работы в различной социальной среде;
- организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения,
гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни;
- национальные особенности быта и семейного воспитания, народные
традиции региона;
- нормы и правила дорожного движения, охраны труда, техники
безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. Профессионально важные качества: ____________________________.
(перечислить качества)

2. Должностные обязанности


На специалиста по социальной работе возлагаются следующие
должностные обязанности:
2.1. Выявление на предприятии (в объединении, организации,
учреждении), в курируемом микрорайоне (округе) семьи и отдельных лиц,
нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-
педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного,
физического и психического здоровья и осуществление их патронажа.
2.2. Установление причины возникших у них трудностей, конфликтных
ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывание им
содействия в их разрешении и социальной защиты.
2.3. Содействие интеграции деятельности различных государственных
и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой
социально-экономической помощи населению.
2.4. Проведение среди населения работы по пропаганде здорового
образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических
норм, мер противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно-
транспортного травматизма, правонарушений.
2.5. Консультирование по различным вопросам социальной помощи и
защиты.
2.6. Проведение психолого-педагогических и юридических консультаций
по вопросам семьи и брака, воспитательной работы с несовершеннолетними с
асоциальным поведением.
2.7. Оказание помощи в семейном воспитании лицам, испытывающим
негативное воздействие социального окружения по месту жительства, учебы,
работы, трудоустройстве несовершеннолетним, заключении трудовых договоров
о работе по дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам,
пенсионерам.
2.8. Выявление и оказание содействия детям и взрослым, нуждающимся
в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и лечебно-воспитательные
учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи.
2.9. Представление в соответствующие органы материалов и документов
для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления
усыновления, опеки, попечительства.
2.10. Организация общественной защиты несовершеннолетних
правонарушителей, в необходимых случаях выступление в качестве их
общественного защитника в суде.
2.11. Участие в работе по созданию центров социальной помощи семье,
усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, приютов,
молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и
ассоциаций, объединений по интересам и т.п.
2.12. Организация и координация работы по социальной адаптации и
реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных
учреждений и мест лишения свободы.

3. Права работника


Специалист по социальной работе имеет право:
3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы,
относящиеся к вопросам его деятельности.
3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по
совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей
должностной инструкцией обязанностями.
3.3. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении
своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.4. Повышать квалификацию в установленном законом порядке.
3.5. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.6. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность работника


Специалист по социальной работе несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в
пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах,
определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности, - в пределах, определенных действующим административным,
уголовным, гражданским законодательством РФ.

Руководитель кадровой службы
_________________________
(инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
"__" _____________ 20__г.

Согласовано:

Начальник юридического отдела
_________________________
(инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
"__" _____________ 20__г.

С инструкцией ознакомлен:
_________________________
(инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
"__" _____________ 20__г.

Если после прочтения этой статьи Вы не получили однозначного ответа, обратитесь за быстрой помощью: