Правила устранения барьеров общения разного вида. Психологические барьеры в общении. Барьер общения «избегание»

ОБЩЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС

1. Прочитайте теоретический материал и составьте конспект этой статьи.

2 . Опираясь на теоретический материал, подготовьтесь рассказать об основных механизмах оценки поведения собеседника .

3. Изучите материал о микротехниках общения . Подготовьте конспект этого вопроса.

Вопрос 1.

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что она не просто при­нята, но понята и осмыслена. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно тогда, когда участ­ники общения обладают единой системой "кодирования".

Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково в силу социальных, полити­ческих, возрастных особенностей. В результате возникают коммуникативные барьеры (барьеры общения), т. е. психо­логические препятствия на пути передачи и принятия ин­формации, которые служат причиной непонимания собесед­ников и, как следствие, могут создавать предпосылки их кон­фликтного поведения.

Барьеры общения имеют социальный или психологичес­кий характер. Социальные барьеры создаются из-за отсут­ствия единого понимания ситуации, вызванного глубинными социально-культурными различиями, существующими меж­ду партнерами (национальными, социальными, политически­ми, религиозными, профессиональными и проч.).

Барьеры психологического характера возникают вслед­ствие индивидуальных психологических особенностей обща­ющихся или в силу сложившихся между ними психологичес­ких отношений.

Выделяют три формы барьеров общения:

Барьеры непонимания. Зачастую источник информа­ции заслуживает доверия, авторитетен, однако информация "не доходит" (не слышим, не видим, не понимаем). Почему это происходит и как можно эти проблемы решить?

Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фоне­тический (фонема - звук), семантический (семантика - смыс­ловое значение слов), стилистический (стилистика - стиль изложения, соответствие формы и содержания), логический.

1. Фонетический барьер непонимания возникает, когда:

Говорят на иностранном языке;

Используют много иностранных слов или специальную терминологию;

Говорят быстро, невнятно и с акцентом.
Преодолеть фонетический барьер возможно при:

Внятной, разборчивой и достаточно громкой речи, без скороговорки;

Учете аудитории и индивидуальных особенностей лю­дей (чем хуже знает человек предмет обсуждения, тем мед­леннее надо говорить, тем подробнее нужно разъяснять; люди разных национальностей говорят с различной скоростью: на севере и в средней полосе - медленнее, на юге - быстрее, маленькие дети и старики плохо воспринимают быструю речь и др.);



Наличии обратной связи с собеседником, с аудиторией.

2. Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык "наш", но по передаваемому смыслу "чу­жой". Почему? Во-первых, потому что любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений, во-вторых, "смысло­вые" поля у разных людей разные, наконец, в-третьих, за­частую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры. На­пример, смысл слов "перо", "капуста" и другие на воровском жаргоне существенно отличается от истинного значения.

Барьер чаще всего возникает, потому что мы обычно исхо­дим из того, что "все понимают, как я", а между тем правиль­нее было бы сказать обратное - "каждый понимает по-своему".

Для преодоления этого барьера необходимо:

Говорить максимально просто;

Заранее договариваться об одинаковом понимании ка­ких-то ключевых слов, понятий, если надо разъяснить их в начале разговора.

3. Стилистический барьер непонимания. Человек обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном слу­чае, когда происходит несоответствие между формой и со­держанием, возникает стилистический барьер.

Другими словами, если стиль изложения неуместный, слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем, не соот­ветствует содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать.

С определенными оговорками можно признать, что стиль - это отношение формы сообщения к его содержанию. Поэтому главное при преодолении этого барьера - правильно струк­турировать передаваемую информацию.

4. Логический барьер непонимания. Если человек, с на­шей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики, то мы не только отказываемся его пони­мать, но и эмоционально воспринимаем отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна - правильная, т. е. наша.

Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики: женская, детская, возрастная и т. д. Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в обще­нии, если только эти логики не соотнесены или если у чело­века нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.

Преодоление логического барьера возможно:

При учете логики и жизненной позиции собеседника. Для этого необходимо примерно представлять себе позицию партнера, собеседника (кто он, с чем пришел, на каких пози­циях стоит и др.), а также индивидуальные и социально-ро­левые особенности, так как приемлемость или неприемле­мость той или иной логики для партнера в основном зависит от его исходной направленности;

При правильной аргументации.


Существуют различные виды аргументации:

1) возрастающая - сила аргументов к концу общения возрастает. К ней целесообразно обращаться при высокой за­интересованности в разговоре собеседника и при его высоком образовательном уровне;

2) убывающая - сила аргументов к концу сообщения ос­лабевает. К ней целесообразно обращаться при необходимос­ти пробудить внимание и интерес и при низком образова­тельном уровне;

3) односторонняя - следуют аргументы только положи­тельные или только отрицательные. К ней целесообразно об­ращаться, когда надо укрепить уже имеющиеся у людей взгля­ды, представления, когда позиции сторон сходны, когда у объекта воздействия низкий образовательный уровень;

4) двухсторонняя - используются различные - как поло­жительные, так и отрицательные - аргументы. К ней целесо­образно обращаться, когда слушатель, собеседник безразлично или негативно настроен на восприятие данной информации, т. е. аргументы противоречат его сложившимся представлениям, установкам, когда у собеседника высокий образовательный уровень.

Таким образом, барьеры в общении не являются резуль­татом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации. Их действие противоречиво.

Система барьеров есть своего рода автоматизированная охрана - при своеобразном срабатывании охранной сигнали­зации автоматически перекрываются подступы к человеку. В противном случае мозг и психика человека просто не выдер­жали бы обвала информации. Однако иногда барьеры играют и отрицательную роль.

Например, тяжело изложенная, но нужная информация не воспринимается или воспринимается с искажениями, не­полно. Человек, знающий решение, но не имеющий автори­тета, может быть не услышан. Разрешить это противоречие позволяет знание социально-психологических особенностей этих барьеров и способов их преодоления.


Социально-культурные барьеры, (приводящие к раз­ной интерпретации понятий, употребляемых в процессе об­щения).

Барьеры отношений (неприязнь, недоверие к комму­никатору, которое распространяется на передаваемую им информацию).

Любая поступающая к человеку информация несет тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение и желание с целью их частичного или полного изменения. Не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут на­рушить его представление о самом себе, образ мыслей, отно­шения с другими людьми, душевное спокойствие.

Соответственно человек может противиться получению нежелательной для него информации, защищаясь как от ис­точника информации, так от самого сообщения. Защита от информации может проявляться в виде барьеров избегания и барьеров авторитета и барьеров непонимания, (индивид укло­няется от контактов с определенными людьми, не слушает собеседника, использует любой предлог для его прекраще­ния) или своеобразного "непонимания" самого сообщения (так реагирует, например, заядлый курильщик на информацию о вреде курения).

1. Барьер авторитета. Разделив всех людей на автори­тетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недо­верие как бы персонифицируются и зависят не от особеннос­тей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Напри­мер, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.

Социального положения (статуса), от принадлежности к реальной "авторитетной" группе. Психолог П. Уилсон пока­зывал студентам разных классов колледжа одного и того же мужчину. В одной аудитории психолог представлял этого муж­чину как студента, во втором - как лаборанта, в третьем - как преподавателя, в четвертом - как доцента, в последнем - как профессора. После того как гость уходил, просили максимально точно определить его рост и рост самого эксперимен­татора. Оказалось, что рост незнакомца неуклонно увеличи­вался по мере увеличения его социального статуса, в то вре­мя как рост психолога не менялся;

Привлекательного внешнего вида (аккуратная причес­ка, расчесан ли, выглажен ли, силуэт, цветовая гамма, зас­тегнут ли на все пуговицы, как выбрит и др.);

Доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.);

Компетентности;

Искренности, причем если слушающий доверяет гово­рящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает вы­воды и практически не обращает внимания на ход рассужде­ний. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рас­суждений.

2. Барьер избегания. Человек избегает источников воздей­ствия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклонить­ся невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспри­нимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения раз­говора). Иногда избегают не только источников информации, но определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре "страшных мест" из фильмов ужасов).

Как же преодолеть этот барьер?

Чаще всего барьер избегания предстает в той или иной степени невнимания. Поэтому, только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер.

Главное при этом - разрешить две взаимосвязанные проблемы:

Привлечь внимание;

Удержать внимание.

На наше внимание больше всего влияют следующие фак­торы: актуальность и важность информации, ее новизна, не­стандартность подачи, неожиданность, интенсивность пере­дачи информации, звучность голоса и его модуляция.

Как же привлечь внимание?

Это позволяют сделать три основных приема:

- прием нейтральной фразы. В начале выступления, бе­седы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-либо причинам имеющая смысл, значение, ценность для собеседника или для всех при­сутствующих (откуда родом, последний просмотренный фильм, передача, прочитанная книга, увлечения и др.);

- прием завлечения. Говорящий произносит нечто труд­но воспринимаемым образом, например, очень тихо, монотон­но или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говоря­щий как бы "завлекает" слушающего в свои "сети". Другими словами, говорящий провоцирует слушателя самого применить способы концентрации внимания, а потом их использует;

-прием зрительного контакта. Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, фиксирует взглядом несколько человек в аудитории и кива­ет им и т. д.

Не менее важна проблема поддержания внимания. Ее можно решить, используя ряд приемов:

- прием изоляции (когда отводят собеседника в сторо­ну, уединяются, закрывают двери и окна в лекционных ауди­ториях, делают замечания говорящим. Вот почему говоря­щий больше мешает лектору, чем спящий);

- прием навязывания ритма (постоянное изменение ха­рактеристик голоса и речи, т. е. говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительно, "с нажимом", то скороговоркой, нейтрально, говорящий как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внима­ния). Этим приемом ликвидируется монотонность звучания;

- прием акцентировки (употребление различных слу­жебных фраз, призванных привлечь внимание, типа "Прошу обратить внимание...", "Важно отметить, что...", "Необходи­мо подчеркнуть, что..." и др.).


Бурнашева Динара

Цель данной работы – определить коммуникативные барьеры в деловом общении и описать способы их преодоления.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Филиал Областного государственного бюджетного профессионального образовательногоучреждения

«Рязанский педагогический колледж» в г. Касимове

(Филиал ОГБПОУ «РПК» в г. Касимове)

Проект:

по дисциплине

Психология общения

на тему :

Коммуникационные барьеры и пути их преодоления

Касимов

2017

Ведение

2. Методы преодоления плохой коммуникации

Заключение

Список литературы

Введение

Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.

И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.

В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры. Определению последнего понятия посвящено наше исследование.

Актуальность проблемы «барьеров» общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений «человек-человек». Очевидно, что в сфере бизнеса, педагогики, инженерного труда и т.п. невозможно эффективное существление деятельности при затрудненных взаимоотношениях. Разработка и решение проблемы «барьеров» имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности. Распознавание «барьеров» на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности.

Обьект исследования –коммуникационные барьеры

Предмет исследования - пути преодоления коммуникационных барьеров

Цель данной работы – определить коммуникативные барьеры в деловом общении и описать способы их преодоления.

В задачи работы входит:

1. Обосновать особенности барьеров коммуникации

2. Определить способы преодоления этих барьеров.

Структура работы включает традиционно две главы, а также введение и заключение. В первой даётся теоретическое обоснование причин возникновения коммуникативных барьеров, обусловленных природой делового общения, перечисляются их виды.

Вторая глава посвящена непосредственно методам преодоления барьеров и возникающего как следствие межличностного конфликта.В конце помещён список использованной литературы.

1. Коммуникационные барьеры – основные аспекты

1.1 Понятие коммуникационных барьеров и основные причины их возникновения

Коммуникации - это связи между функциями, подразделениями системы управления, между людьми. Коммуникации - взаимодействия, двусторонние усилия, без которых невозможна совместная деятельность, это первое условие существования всякой организации .

Осуществление коммуникаций – это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия, – планирования, организации, мотивации, контроля, принятия решений.

В процессе коммуникации могут возникнуть различного рода препятствия или барьеры.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адаптивной информации между партнерами по общению .

При диалоге людей различной национальности, например, может возникнуть языковый барьер, а при прохождении радиосигнала – радиопомехи.

В коммуникациях между руководителем и подчиненным в качестве помех и барьеров могут служить статусные различия между руководителем и подчиненным, или желание слышать только то, что хочется услышать. В беседе помехой могут быть и отвлечения, и неправильная интерпретация полученной информации реципиентом, и семантические проблемы (придание различных значений одним и тем же словам). Все помехи и барьеры искажают передаваемый сигнал, поэтому коммуникатору важно убедиться в том, правильно ли понята реципиентом информация. Для этого в систему коммуникации включается канал обратной связи. В разговоре в качестве канала обратной связи может быть, например, краткий пересказ реципиентом услышанного. С помощью обратной связи коммуникатор может оценить, насколько эффективно осуществляется коммуникация.

Условно можно выделить следующие причины возникновения барьеров в коммуникациях:

  • сложность содержания сообщения (связанные с речью, словами, жестами, телодвижениями);
  • непривычность и сложность формы сообщения;
  • проблемы со средствами передачи сообщения;
  • плохая обратная связь;
  • запаздывание информации и другие.

1.2 Классификация коммуникационных барьеров

В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различных модификаций:

  1. «авторитет»;
  2. «избегание»;
  3. «непонимание».

Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний - защиту от самого сообщения.

Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.

  • социального положения (статуса) , от принадлежности к реальной «авторитетной» группе. Психолог П. Уилсон показывал студентам разных классов колледжа одного и того же мужчину. В одном классе психолог представлял этого мужчину как студента, во втором - как лаборанта, в третьем - как преподавателя, в четвертом - как доцента, в последнем - как профессора. После того как гость уходил, студентов просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост незнакомца неуклонно увеличивался по мере увеличения его социального статуса, в то время как рост психолога не менялся. Интересно, что разрыв в росте незнакомца от первого до последнего класса составлял 14-15 см;
  • привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут ли на все пуговицы и др.);
  • доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.);
  • компетентности;
  • искренности , причем если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.

1.2.2. Барьер общения «избегание»

Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).

Как же преодолевать этот барьер? Установлено, что чаще всего барьер обусловлен той или иной степенью невнимания. Поэтому только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:

  1. привлечь внимание;
  2. удержать внимание.

На наше внимание больше всего влияют следующие факторы: актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, неожиданность, интенсивность передачи информации, звучность голоса и его модуляция.

Привлечь внимание можно при использовании трех основных приемов. К ним относятся:

  • прием «нейтральной фразы». В начале выступления, беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-либо причинам имеющая смысл, значение, ценность для собеседника или для всех присутствующих (откуда родом, последний просмотренный фильм, телевизионная передача, прочитанная книга, увлечения и др.);
  • прием «завлечения». Говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается, например говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говорящий как бы «завлекает» слушающего в свои «сети». Другими словами, говорящий провоцирует слушателя самого применить способы концентрации внимания, а потом их использует;
  • прием зрительного контакта. Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т.д.
  • Не менее важна и проблема поддержания внимания Она решается рядом приемов. Наиболее важные из них следующие:
  • прием «изоляции»: когда отводят собеседника в сторону, уединяются, закрывают двери и окна в лекционных аудиториях, делают замечания говорящим. Вот почему говорящий больше мешает лектору, чем спящий;
  • прием «навязывания ритма»: постоянное изменение характеристик голоса и речи, т.е. говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительно, «с нажимом», то скороговоркой, то нейтрально, говорящий как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания. Этим приемом ликвидируется монотонность звучания;
  • прием «акцентировки»: употребление различных служебных фраз, призванных привлечь внимание, типа «Прошу обратить внимание», «Важно отметить, что…», «Необходимо подчеркнуть, что…» и др.

1.2.3. Барьер общения «непонимание»

Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Почему это происходит и как можно эти проблемы решить?

Обычно выделяют четыре барьера непонимания:

фонетический (фонема - звук),

семантический (семантика - смысловое значение слов),

стилистический (стилистика - стиль изложения, соответствие формы и содержания),

логический .

Фонетический барьер непонимания

Возникает в следующих случаях:

  • когда говорят на иностранном языке;
  • используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;
  • когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.
  • Чтобы преодолеть фонетический барьер, нужны:
  • внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки;
  • учет аудитории и индивидуальных особенностей людей (чем хуже знает человек предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, тем подробнее нужно разъяснять, люди разных национальностей говорят с различной скоростью: на севере и в средней полосе - медленнее, на юге - быстрее; маленькие дети и старики плохо воспринимают быструю речь и др.);
  • наличие обратной связи с собеседником, с аудиторией.

Семантический барьер непонимания

Возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам:

  • любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;
  • «смысловые» поля у разных людей разные;
  • зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры (например, смысл слов «перо», «капуста» и др. на воровском жаргоне существенно отличается от истинного значения).
  • Возникновение барьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное - «все понимают по-своему».
  • Для преодоления семантического барьера необходимо:
  • говорить максимально просто;
  • заранее договариваться об одинаковом понимании каких-то ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в начале разговора.

Стилистический барьер непонимания

Возникает, когда человек обязан понять и отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.

Другими словами, если стиль изложения слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать. Главное при преодолении стилистического барьера - правильно структурировать передаваемую информацию.

Существуют два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи.

Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти , открытого немецким психологом Г. Эббингаузом (этот закон часто называют еще «фактором ряда»). Суть его в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина.

Рамку в общении создают начало и конец разговора. Для эффективности общения, предстоящего разговора, беседы целесообразно вначале указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора - подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей. Причем в первичном общении наиболее важной частью является начало, а при неоднократном деловом общении - конец разговора. Во втором случае людей не так интересует, как проходили переговоры, беседа, как то, чем они закончились.

Правило цепи основано на том предположении, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь, «перечислено». Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две задачи: во-первых, позволяет улучшить запоминание, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника.

Возможны следующие варианты перечисления:

  • простое перечисление - «во-первых, во-вторых, в-третьих…»;
  • ранжирование - «сначала о главном, теперь о составных элементах, наконец, менее существенное…»;
  • логическая цепь - «если это - то, тогда можно предположить, что…, а следовательно…». Логическое построение сообщения должно вести собеседника от привлечения внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от основных положений к возражениям и вопросам, от возражений и вопросов к заключению, а от заключения к призыву действовать.

Барьер логического непонимания

Возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики. Тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна - правильная, т.е. наша.

Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.

  • Преодоление логического барьера возможно при соблюдении следующих условий:
  • учет логики и жизненной позиции собеседника. Для этого необходимо примерно представлять себе позицию партнера, собеседника (кто он, на каких позициях стоит и др.), а также индивидуальные и социально-ролевые особенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера в основном зависит от его исходной направленности;
  • правильная аргументация.

Таким образом, барьеры в общении не являются результатом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации. Их действие противоречиво.

Система барьеров - как автоматизированная охрана: при срабатывании охранной сигнализации автоматически перекрываются подступы к человеку; иначе мозг и психика человека могли бы быть травмированы содержанием или объемом информации.

Однако иногда барьеры играют и отрицательную роль. Например, тяжело изложенная, но нужная информация не воспринимается или воспринимается с искажениями, неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан. Разрешить это противоречие позволяет знание социально-психологических особенностей перечисленных барьеров и способов их преодоления.

2.Методы преодоления плохой коммуникации

2.1 Правила и принципы построения эффективной коммуникации

Все «барьеры» и ошибки - негативные факторы, мешающие реализации функции коммуникации, для повышения эффективности которой необходимо их преодоление.

Существуют общие правила и принципы построения эффективных коммуникаций.

Наиболее общее правило - не приступать к передаче идеи до тех пор, пока она не станет до конца понятна самому себе.

Правило «постоянной готовности к непониманию» и допущения за исполнителями «права на непонимание». Руководитель часто заблуждается, считая, что его нельзя не понять. Однако многообразие «барьеров» часто приводит к неполному и неточному пониманию.

Правило конкретности. Не следует употреблять двусмысленные, расплывчатые выражения и слова, перегружать сообщения профессионализмами.

Правило контроля за невербальными сигналами. Необходим контроль за мимикой, жестами, интонацией, позой.

Правило адресата. Надо стараться говорить на языке собеседника,

учитывая его уровень - жизненный, профессиональный, культурно-образовательный.

Правило «собственной неправоты». Необходимо допускать ошибочность личной точки зрения.

Правило «места и времени». Эффективность руководящих распоряжений возрастает при их своевременности и выборе наиболее благоприятной обстановки, в которой они реализуются.

Правило активного и конструктивного слушания, правило обратной связи. Существует ряд принципов обеспечения эффективной обратной связи, являющихся конкретными средствами реализации коммуникативной функции. Эффективная обратная связь:

  • должна быть направлена на изучение действий членов организации;
  • конструктивна, и благодаря ей получателю сообщаются полезные для него идеи;
  • обнаруживает тенденцию к специфичности, точно устанавливая, в чем неполадки и что конкретно должно быть сделано для их устранения;
  • носит незамедлительный характер;
  • основывается не столько на оценке сказанного (хорошо или плохо), сколько на изложении того, что должно (или не должно) быть сделано;
  • полезна члену организации в той мере, в какой она предоставляет ему способы улучшения работы;
  • характеризуется своевременностью поступления к работнику, давая ему возможность внести улучшения в свои действия;
  • для того чтобы обратная связь была эффективной, члены организации должны проявлять желание и готовность принять ее;
  • должна быть четко выражена таким образом, чтобы стать понятной получателю;
  • должна быть надежной.

Также в теории управления существуют три наиболее общих принципа эффективной коммуникации: ясности, целостности и стратегического использования неформальной организации.

Соблюдение этих правил и принципов способствует реализации функции коммуникации в управленческой деятельности, определяет ее содержание и специфику.

Заключение


Итак, обобщая все выше сказанное, можно выделить следующие моменты.

Осуществление коммуникаций - это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия. В ходе коммуникации могут возникать различные барьеры. Это помехи и препятствия, которые искажают исходный смысл сообщения, мешают конструктивному и грамотному диалогу.

Существуют два основных вида барьера - объективные и субъективные. Физический шум, плохая телефонная связь, медленный интернет при online-конференции - все это относится к независящим от субъектов общения объективным барьерам. Субъективные барьеры разнообразнее. Можно выделить такие виды субъективных барьеров как: семантический, барьер восприятия, некорректная обратная связь, неумение слушать и другие.

Если говорить про бизнес-коммуникацию или организационную коммуникацию, то тут можно выделить следующие виды барьеров: искажение сообщений, информационные перегрузки, неудовлетворительная структура организации.

Эффективной можно назвать ту коммуникацию, при которой влияние барьеров снижено по минимуму. Преодоление коммуникационных барьеров осуществляется различными способами, такими как: устранение всех объективные барьеров, использование максимально понятной собеседнику лексики, избежание сложной или профессиональной терминологии, формулирование сообщения максимально четко и ясно, определите успешности контекста конкретной коммуникационной ситуации, регулярная обратная связь.

Таким образом, барьеры в коммуникациях неизбежно ведут к неэффективному управлению организацией и мешают работе менеджера, если вовремя не принимаются меры по их устранению.

Список использованных источников

  1. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб.пособие для студентов вузов / Автор-составитель И.Н.Кузнецов.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб: Знание, 2001.
  3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - 2-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2003.
  4. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент. - Москва: «ИНФРА-М», 2008.
  5. www.aup.ru
  6. www.dic.academic.ru
  7. Леонтьев Д. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал, 2000, т. 21, 1
  8. Морозов А. Психология влияния СПб.: Питер, 2000.
  9. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. К., 1990
  10. Поваренков Ю. Психологическое содержание профессионального становления человека М.: УРАО, 2002.
  11. Реан А. Социальная педагогическая психология СПб.: Питер, 2000.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ШАТУРСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

(ГБПОУ МО «ШЭТ»)

Лекторий для педагогов

на тему:

    Как понять, что в общении появился барьер?

Разумеется, находясь внутри ситуации, сделать это несложно. В процессе затрудненного общения мы испытываем дискомфорт, недоверие к партнеру, не можем раскрыться, проявить эмоции, не знаем что сказать – в общем, такое общение отнюдь нельзя назвать легким. Однако, если нам нужно оценить наличие психологических барьеров, то очень полезным будет знание о том, как ведут себя люди в ситуации затрудненного общения.

В роли такого внешнего индикатора выступает наша невербалика. Особенно наглядно в ней проявляются враждебность, тяга к власти и доминированию, неискренность и стремление выделиться. Это проявляется следующим образом:

    Во-первых, это контакт глаз. Он, как правило, редкий, неинтенсивный, а иногда и полностью отсутствующий.

    Во-вторых, это поза. Почувствовав трудности в общении, люди зачастую принимают либо неестественные, угловатые и напряженные позы, либо наоборот, неадекватно расслабленные, иногда даже расхлябанные. Очень часто положение тела бывает закрытым (скрещенные руки, ноги, тело отворачивается от собеседника) или “возвышенным” (стремление сесть повыше, смотреть на собеседника сверху вниз).

    В-третьих, жесты. Как правило, они резкие и интенсивные, что тоже неестественно. Отчетливо выражено стремление спрятать руки (например, в карманы или за спину), сжать кисти рук в кулаки, “захватить” или занять себе побольше пространства за счет позы и жестов. Это может перемежаться с частными прикосновениями к себе и к другому.

    В-четвертых, мимика. Лицо зачастую выражает напряжение. Мимика странная – например, рот может улыбаться, а глаза остаются неподвижными. В общем и целом, лицу свойственны выражения, демонстрирующие недоверие и недоброжелательность к собеседнику, а также презрение и гнев.

Разумеется, человек, испытывающий трудности в общении, не всегда ведет себя подобным образом. Это лишь наиболее типичные и яркие маркеры, и по ним можно сделать вывод не только о том, что во взаимодействии есть барьеры, но и о самих собеседниках – об их отношении друг к другу и об их целях и ориентирах в общении.

    Способы преодоления барьеров в общении.

Проведя анализ изученной литературы по обозначенной проблеме, и у знав классификацию барьеров в общении, их характеристику можно определить способы их преодоления.

Таким образом, чтобы преодолеть барьеры в общении необходимо:

    Следить за своей внешностью. Это вовсе не означает, что нужно всегда выглядеть как кинозвезда на ковровой дорожке. Наоборот, во многих ситуациях это будет вычурно и неестественно. Внешность должна вызывать симпатию. Этому способствует аккуратность, опрятность и умение носить те вещи, которые действительно идут.

    Учитывать особенности собеседника: его возраст, пол, воспитание, характер и взгляды. Выбирать манеру общения в соответствии с ситуацией и людьми.

    Стараться встать на место партнера по общению и попытаться понять его точку зрения. Самый правильный способ решения проблем барьеров общения – разрешить другому человеку быть другим и отличаться от вас, а также попытаться вникнуть в его позицию, даже если вы с ней не согласны.

    Тренировать эмпатию и сенситивность. Это, соответственно, способность сопереживать другим людям и чувствовать то, что с ними происходит до мельчайших изменений в состоянии. Две данных черты являются залогом успехов в общении.

    Ожидать от партнеров того, что они смогут вам дать, реальных вещей, соответствующих их особенностям. Рассказывать им о своих ожиданиях.

    Не пытаться самим полностью соответствовать ожиданиям партнера. Лучше быть естественным по максимуму, но с учетом собеседника и социальных норм.

    Следить за своими словами. Сообщения должны быть логически связаны, содержать интересную собеседнику информацию и опираться на что-то общее – например, общее понимание смысла слов или какую-то минимальную общую память. Речь должна быть понятна собеседнику как в буквальном смысле, так и в смысле соответствия его кругозору.

    Быть открытым и честно говорите о своих мыслях, чувствах и ожиданиях. Если вас о чем-то просят, а вы уже уверены в своем отказе – лучше озвучить его сразу же. Так ни вы, ни собеседник не потеряете время и ресурсы.

    Применять прием “взгляд со стороны”. Иногда для того чтобы что-то понять (например, осознать, что конкретно мешает вашему с партнером общению) необходимо посмотреть на ситуацию со стороны, описать ее в отвлеченных словах без привнесения ваших эмоций и личностных особенностей.

    Уважать партнера по общению. Даже если он вас неимоверно раздражает, необходимо проявить фантазию и найти то, что вызовет у вас уважение к нему. Это может быть какая-нибудь мелочь, например, его манера выделять интонацией отдельные слова. Или что-то более серьезное – например, очень грубый в общении человек, который при этом тратит на благотворительность половину своего дохода. В любом человеке можно найти что-то хорошее и достойное уважения, а если этого сделать не получается, то стоит задуматься – а это общение вам действительно необходимо?

Заключение.

К сожалению, в жизни не бывает такого, чтобы можно было без барьеров общаться лишь с приятными людьми. Как правило, все мы так или иначе оказываемся в ситуациях, когда эти трудности возникают. Задача, стоящая перед нами в этот момент, – почувствовать барьер, определить его вид и применить способ, наиболее эффективно его устраняющий. На самом деле, барьеры общения – это препятствие только до того момента, пока мы не задумались, как их преодолеть. Больше практики, внимания к собеседнику, искреннего интереса к тому, что вам рассказывают, и половина проблемы будет решена!

Список литературы

    Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- М.: ЮНИТИ. 1999.

    Бодалев, А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности / А.А. Бодалев. – Л., 1970.

    Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М., 1984.

    Основы конфликтологии. / Под ред. Кудрявцева В. Н. - М.: Юристъ, 1997.

    Парыгин, Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие / Б.Д. Парыгин.
    – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

    Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. – Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб., 1997.

    Таннен, Д. Ты меня не понимаешь! / Д. Таннен. – М., 1996.

    Уайтсайд, Р. О чем говорят лица / Р. Уайтсайд. – СПб., 1999

    Хрестоматия по социальной психологии. / Под ред. Кутасовой Т. В. - М.: МГУ. 1994.

    Цибульская М. В. и др. Конфликтология. - М.: МГИЭСИ, 1998.

В процессе общения людей друг с другом возникают различные трудности, которые препятствуют эффективному общению. В психологии эти препятствия называются психологическими барьерами общения. Любой психологический барьер – это всегда защита от какой-либо нежелательной для личности информации. Психологические барьеры общения возникают при выпадении из общей структуры коммуникативного процесса того или иного структурного элемента и жестко блокируют межличностную коммуникацию.

Коммуникативный барьер – это социально-психологический феномен, который проявляется как некоторый результат переживания личностью трудностей общения.

В психологии выделяют различные виды психологических барьеров общения.

1. Барьеры восприятия другого человека, людей, информации, ситуации. Коммуникативный барьер восприятия возникает из-за того, что действуют общие свойства и закономерности восприятия – избирательность, направленность и другие. Вследствие этого происходит искажение воспринимаемой информации.

2. Барьеры понимания другого человека, людей, ситуации, информации – это особенности индивидуальной интеллектуальной деятельности, основанной на разнообразных знаниях и опыте личности.

М.Р. Битянова выделяет следующие виды коммуникативных барьеров, препятствующих восприятию и пониманию информации людьми, вступающими в общение: фонетический, семантический, стилистический, логический, социокультурный и барьеры отношений.

Фонетический барьер возникает в том случае, когда темп речи, эмоциональная окраска, особенности дикции или какие-либо другие экстра- и паралингвистические характеристики речи не позволяют адекватно воспринимать ее содержание. Этот барьер всегда возникает в ситуациях, когда люди говорят на разных, незнакомых друг другу языках.

Семантические (смысловые) барьеры понимания воспринимаемой информации возникают вследствие различий в знании значений используемых слов, символов и прочего и способности понять их ситуативный смысл.

Семантический (смысловой) барьер возникает в тех случаях, когда один из общающихся использует в своей речи жаргонные или слэнговые выражения, которые не понятны другим участникам акта общения. Жаргон и слэнг – это системы речи, которые используются в отдельных социальных группах общества. Существует профессиональный жаргон, молодежный слэнг, криминальный жаргон и т.д. Медицинские работники в повседневном общении друг с другом часто используют свои профессиональные жаргонные слова и выражения, но использование таких слов в общении с пациентом и/или его родственниками создает семантический коммуникативный барьер и является этически недопустимым.

В широком смысле семантический коммуникативный барьер – это неадекватное понимание смысла и значения передаваемой информации. Каждое слово и выражение имеет определенный смысл и значение, которые должны использоваться участниками общения одинаково. Соотношение значений и личностного смысла было глубоко исследовано в трудах А.Н.Леонтьева. «В отличие от значений личностные смыслы... не имеют своего "надындивидуального", своего "не психологического" существования. Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами. Личностный смысл и создает пристрастность человеческого сознания». Личностный смысл, т.е. особую значимость для человека приобретает то, что связывает цели деятельности с мотивами ее осуществления, то, в чем оказываются запечатленными его потребности. Одно и то же слово, действие, обстоятельство может иметь различный смысл для разных людей. Использование метафор, аллегорий, афоризмов, поговорок, образных выражений и т.п. несет в себе риск неправильного понимания смысла той информации, которую коммуникатор хочет в данный момент передать собеседнику.

Стилистический барьер возникает при условии несвоевременного, неуместного использования слов и выражений. Речь медработника и его поведение становятся неуместными в случаях нарушения этических норм, проявления бестактности, равнодушия, пренебрежения интересами и психологическим состоянием пациентов и/или их родственников. Обращение к пациенту пожилого или старческого возраста с использованием слов «бабуля», «дедуля» может быть расценено пациентом как фамильярное, неуважительное и создаст стилистический коммуникативный барьер в общении.

Барьер логического непонимания является следствием различного уровня образования, особенностей мышления и интеллекта. Логика рассуждений пациента и медицинского работника может быть разной даже при обсуждении простых вопросов лечебно-диагностического, реабилитационного или профилактического характера. Различия в особенностях образования и уровня интеллекта могут быть разные, в том числе и более высокий уровень у пациента по сравнению с уровнем медработника. Данный коммуникативный барьер преодолевается только постоянным самосовершенствованием, повышением профессиональной квалификации, психологической компетентности медицинского работника.

Социокультурные коммуникативные барьеры возникают при общении с людьми определенных профессий, национальностей, пола, возраста, социального положения, религиозной принадлежности. Эти барьеры преодолеваются критическим отношением к существующим в обществе социальным стереотипам и предрассудкам и строгим соблюдением профессиональных этических норм.

Коммуникативный барьер отношений возникает вследствие того, что человек в процессе восприятия и познания других людей вырабатывает к ним определенное отношение, в котором отражается его субъективная оценка к познаваемым людям. Это отношение к участникам общения, как положительного характера, так и отрицательного всегда оказывает влияние на восприятие и понимание информации, передаваемой этим человеком, особенно в случае чрезмерного эмоционального проявления этого отношения.

Психологические особенности личности в процессе общения становятся барьерами для восприятия, понимания и познания людьми друг друга, установления стабильных конструктивных взаимоотношений. К таким особенностям относятся те, которые в лучшую или худшую сторону выделяют человека из общей массы остальных людей. Талантливые, неординарные личности часто имеют нестандартные формы поведения, что воспринимается окружающими людьми как нарушение установленного порядка, пренебрежение действующими социальными нормами и создает трудности в общении. Восприятие всего нового, необычного требует от личности гибкости мышления, способности переоценивать свои ценности, изменять представления и убеждения, потребности узнавать новое и обогащать свой жизненный опыт. Восприятие и понимание информации в процессе общения зависят от способности точно передавать ее смысл при помощи вербальных, невербальных и опосредующих средств общения, т.е. от коммуникативных способностей личности.

Негативные качества личности, проявляющиеся в общении с другими людьми, значительно затрудняют процесс общения и приводят к конфликтам. Эгоистическая направленность личности, завышенная самооценка, инфантилизм, эмоциональная неуравновешенность и т.п. всегда становятся психологическим барьером в понимании других людей и конструктивном общении с ними.

Стиль общения, т.е. психологическая позиция, которую участники акта общения занимают друг по отношению к другу определяют психологические границы и барьеры этого процесса. Авторитарный, директивный стиль общения предполагает использование формы приказа при передаче информации различного содержания. Такие формы выражений, как «Принеси!», «Замолчи!», «Сделай так, как я говорю» и т.п. вызывают психологическое сопротивление, создают напряженность в отношениях между людьми.

Понимание людьми друг друга затрудняется под влиянием ситуативных эмоциональных факторов. Человек может изначально находиться в состоянии переживания сильных, как положительных, так и отрицательных эмоций, но может и оказаться в таком состоянии, если партнер по общению передает эмоционально значимую информацию или использует средства ее передачи, вызывающие эмоциональные переживания (слова, выражения, жесты, мимику и проч.). Люди могут выразить очень значимую, психологически травмирующую информацию вежливо, корректно, но отрицательные эмоции возникнут и повлияют на дальнейший процесс общения.


Волкова… С. 202.

Волкова………..С. 201.

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. С. 123.

Одна и та же фраза может быть сказана и воспринята по-разному. Вопрос, произнесённый на повышенных тонах, будет определён собеседником как гневный. Если вы произнесёте ту же самую фразу полушёпотом, то люди увидят в ней заигрывание. Поэтому порой решающую роль в коммуникации играют не сами слова, а сопутствующие факторы.

1. Перцептивный барьер

Перцептивный барьер - барьер восприятия. Настроение, с которым с нами ведут беседу, напрямую сказывается на эффективности коммуникации.

Проблема

Равнодушный тон и незаинтересованность, выдаваемая , формируют у собеседника скептическое отношение к успеху беседы и отбивают у него желание вести с вами разговор. То же касается людей, объясняющих свою точку зрения без уважения или с трудно скрываемой или не скрываемой вовсе неприязнью.

Решение

Начните разговор с позитивной ноты и старайтесь удерживать её на протяжении всей беседы. Допускайте уместную жестикуляцию, улыбайтесь и не забывайте о зрительном контакте с собеседником.

2. Поведенческий барьер

Мнение окружающих о нас напрямую влияет на уровень усвоения ими наших слов и на вероятность эффективного диалога. Исходя из отношения к вам, собеседник может абстрагироваться от темы беседы или частично игнорировать информацию.

Проблема

Напыщенный тон - причина неприязни со стороны собеседника. Если вся информация проходит через призму снисходительности, это вредит коммуникации и портит впечатление о говорящем. Низкая самооценка также может послужить причиной возникновения барьера.

Решение

Воспринимайте собеседника как равного себе. Обязательно хвалите человека за хорошо выполненную работу, даже если думаете, что сами могли бы сделать её лучше. Не забывайте про зрительный контакт и улыбку.

3. Языковой барьер

Языковой барьер возникает не только между носителями разных языков, но и между людьми с разным уровнем компетенции в какой-либо области.

Проблема

Если собеседник в речи использует незнакомые слова, вряд ли вы сможете понять его. Прибегая к профессиональным жаргонизмам в разговоре со стажёрами, вы не добьётесь понимания с их стороны и вселите в них неуверенность в собственной профпригодности. Если вы будете объяснять ребёнку решение задачи так, как рассказывали бы взрослому, это также приведёт к печальному результату: ребёнок не сможет решить подобную задачу вновь, пострадает его способность мыслить и докапываться до истины постепенно.

Решение

Упростите вашу речь до уровня собеседника, не проявляя снисхождения, свойственного людям с завышенной самооценкой.

4. Эмоциональный барьер

Эмоциональный барьер возникает из-за неуверенности, злобы, печали или даже излишней радости. Домашние проблемы могут наложить отпечаток на рабочие коммуникации, и наоборот.

Проблема

Испытывая эмоциональное напряжение, мы сами не замечаем, что пропускаем часть информации мимо ушей и как страдает наша способность к анализу и рассуждению. Находясь не в духе, мы становимся раздражительны по отношению к словам собеседника, а чрезмерная радость во время рабочего диалога может привести к одобрению откровенно плохой идеи.

Решение

Будьте выше своих и не позволяйте им влиять на общение с другими людьми. Находясь в состоянии эмоционального напряжения, старайтесь вести разговор с собеседником нейтрально.

5. Культурный барьер

Когда коммуникация происходит между представителями различных культур, высока вероятность возникновения культурного барьера. Но различия культур проявляются не только в общении с иностранцами или представителями иной веры.

Проблема

Некорректное общение с человеком другой национальности или религии может оскорбить его убеждения. Рассказы о пятничных гулянках могут испортить настроение человеку, которому противопоказан алкоголь. Попытка объяснить человеку старшего возраста смысл популярного ролика на YouTube может быть встречена непониманием.

Решение

Постарайтесь изучить собеседника заранее и ведите разговор максимально тактично. Если высок риск ляпнуть что-то не то, постарайтесь объяснить собеседнику с глазу на глаз, что не слишком хорошо знакомы с его культурой.

6. Гендерный барьер

Причиной непонимания может послужить различия в общении и мышлении . Женщинам свойственно мыслить интуитивно, а мужчинам - логически. Так, женщины любят говорить о людях и эмоциях, а мужчины концентрируют внимание на чём-то физическом и измеримом. Эти стереотипы, естественно, касаются не всех.

Проблема

То, что приемлемо по отношению к мужчине, может быть неэтично в общении с женщиной. Мужчина-начальник может скептически относиться к профессиональным навыкам женщин, позволяя стереотипам вмешиваться в коммуникацию. Так он рискует не только задеть собеседниц, но и неверно оценить рабочую ситуацию.

Этот эффект работает и в обратном направлении: отношение к словам обаятельной женщины может быть несправедливо завышено.

Решение

Не разделяйте собеседников по половому признаку. Воспринимайте представителей любого пола как равных себе.