Как коснутся профстандарты руководителей образовательных учреждений. Внедрение профессиональных стандартов в образовании. Когда нужно перейти на профстандарты внебюджетным фондам и государственным предприятиям

В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Профстандарт педагога – в чем суть?

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.

В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).


Причины введения профстандарта

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога . Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как "квалификация" и "профессиональный стандарт", которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

Подготовка к введению профстандарта

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.

И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.

Структура и содержание профстандарта

Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога , начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:

  • обучение;
  • воспитание;
  • развитие.

Описание каждой функции включает в себя три блока: "Трудовые действия", "Необходимые навыки" и "Необходимые знания". Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:

  • Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
  • Деятельность педагогов начального образования.
  • Деятельность педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль "Предметное обучение. Математика".
  • Модуль "Предметное обучение. Русский язык".

Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.


Как будет проходить переход на новые стандарты?

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении. Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

  • Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
  • Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
  • Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
  • Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.

Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?

О повышении оплаты труда педагогам , подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…

Проблемы внедрения профессионального стандарта

Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:

  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Внедрение профессиональных стандартов в организации - это многоуровневый процесс, который начинается с изучения текста стандарта с целью определения сферы деятельности и, соответственно, должностей, к которым он применим. О том, как внедрить профстандарты и чем может быть чреват отказ от использования их положений, расскажем в статье далее.

Как внедрить систему профстандартов?

С 01.07.2016 на территории РФ начала действовать система профстандартов. После изучения законодательной базы по данной теме (в том числе, ст. 195.1-195.3 и 57 ТК РФ) у многих работодателей, для которых положения стандартов носят обязательный характер, возникает закономерный вопрос: как происходит внедрение профессиональных стандартов на предприятии?

На уровне нормативных актов ответа на этот вопрос нет, так как ни закон, ни постановление Правительства РФ с разъяснением порядка внедрения профстандарта в деятельность компании еще не приняты. На момент написания статьи существует лишь проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов». Это означает, что каждому руководителю организации в таком случае необходимо разработать собственную систему по введению стандарта с учетом требований законодательства.

При этом использовать в деятельности можно только положения профстандарта, утвержденного приказом Министерства труда РФ и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ. Проектами приказов, которые размещены в сети Интернет, пользоваться нельзя, так как они не имеют юридической силы (в такой ситуации рекомендуется применять положения единых квалификационных справочников).

Когда нужно перейти на профстандарты внебюджетным фондам и государственным предприятиям?

Законодатель выделяет внебюджетные фонды и иные организации, контрольный пакет акций которых находится в руках государства, в отдельную группу в части внедрения положений профстандартов в свою деятельность. Полномочия по установлению факта обязательности стандартов для таких компаний переданы Правительству РФ, при этом обязательно должно быть учтено мнение Трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений.

27.06.2016 было принято постановление Правительства РФ № 584, которым устанавливаются особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения внебюджетными фондами и государственными предприятиями. В частности, им установлен переходный период до 2020 года, в течение которого предприятия должны внедрить профстандарты на основании заранее утвержденного плана.

Мероприятия по внедрению профстандартов

Комплекс мероприятий по внедрению профстандартов включает следующие:

  1. Издание приказа о создании комиссии по внедрению профстандартов в деятельность компании.
  2. Проведение заседания комиссии и составление плана-графика внедрения.
  3. Определение трудовых функций работников и применение в соответствии с ними нужных профстандартов.
  4. Переименование должностей в соответствии с текстами профстандартов.
  5. Внесение изменений в должностные инструкции.
  6. Изменение системы оплаты труда.
  7. Проведение мероприятий по переподготовке и подготовке служащих.
  8. Проведение аттестации сотрудников.
  9. Проведение иных организационно-штатных мероприятий, связанных с внедрением профстандартов.

Пошаговый алгоритм внедрения профстандартов с 2016 года

Теперь поговорим о каждом из этапов внедрения профстандартов подробнее.

Не знаете свои права?

  1. Своим приказом руководитель предприятия назначает комиссию из числа работников, которая будет ответственна за внедрение профстандартов в организации. В приказе помимо указания членов комиссии необходимо прописать полномочия каждого из них и сроки выполнения работы. Желательно включить в состав рабочей группы сотрудников отдела кадров, экономистов, юристов и лиц, ответственных за охрану труда на производстве, то есть тех служащих, которые так или иначе в своей деятельности будут в дальнейшем использовать профстандарты.
  2. Проводится первое заседание комиссии, на котором определяется фронт работы и составляется пошаговый план по введению профстандартов на предприятии. Законодатель форму плана не утверждает, поэтому он может включать любые положения, которые сочтет нужными комиссия. В этом документе отражаются промежуточные задачи по вводу профстандартов, обозначаются конкретные сроки выполнения работ и назначаются ответственные за выполнение пунктов плана лица (все они должны быть ознакомлены с документом под подпись). После составления план утверждается руководителем организации.
  3. Для соотнесения текстов профстандартов и трудовых функций, указанных в них, с должностями, которые имеются на предприятии, сравнивается штатное расписание, утвержденное в организации, и разделы соответствующих 3 профстандартов. Напоминаем, что не всегда название профессии в стандарте может совпадать с названием должности в расписании. Например, в штатном расписании многих предприятий имеется должность работника отдела кадров, а в профстандарте указано, что подобным видом деятельности занимается специалист по управлению персоналом.
  4. Для приведения в соответствие текстам профстандартов наименований должностей, если работа в них связана с предоставлением льгот или наложением ограничений, руководитель должен исключить из штатного расписания старую должность и ввести новую. При этом с работником заключается дополнительное соглашение к трудовому контракту об изменении наименования должности. Если по каким-то причинам служащий отказывается подписывать документ и настаивает на сохранении прежнего названия должности, работодатель вправе провести организационно-штатные мероприятия по сокращению данного работника в связи с тем, что должность, которую он занимал, исключена из штатного расписания.
  5. Внесение при необходимости изменений в должностную инструкцию работника в связи с изменением его трудовой функции, производится только с согласия служащего на это. Законодатель запрещает менять обязанности сотрудника в одностороннем порядке.
  6. Изменение системы оплаты труда необходимо потому, что законодатель устанавливает правило, по которому работники, выполняющие одинаковые трудовые функции, должны получать равную оплату за это. Таким образом, если работодатель решает внести изменения в должностные обязанности сотрудника или повысить уровень квалификационных требований (например, направить его на прохождение курсов по повышению квалификации), то по мере изменения сложности труда должна соответственно изменяться и зарплата.
  7. Если в профстандарте по определенному виду деятельности при обязательности его применения установлена квалификация работника выше той, что имеется у него, работодатель вправе направить его на курсы по повышению квалификации или поднять вопрос о получении дополнительного образования. Вопрос о том, за чей счет будет проводиться обучение, решается в рамках переговоров между сторонами трудовых отношений или на основании положений локальных актов предприятия. Как правило, если речь идет об оплате обучения работодателем, с работником заключается ученический договор, по условиям которого он обязан после получения образования определенное время отработать в компании; в противном случае с него будет взыскана стоимость обучения.
  8. Проведение аттестации сотрудников необязательно при внедрении профстандартов в деятельность организации, но необходимо для того, чтобы работодатель смог определить квалификацию служащих и понять, соответствуют ли их знания и умения занимаемым должностям. По результатам аттестации непрошедшего ее сотрудника можно перевести на другую должность или уволить.
  9. Вопрос проведения иных оргштатных мероприятий поднимается при их возникновении. Например, если работник трудится на определенной должности и его обязанности, согласно положениям профстандарта, охватывают две группы должностей, работодатель должен увеличить объем работ или расширить зону обслуживания. Если же сотрудник в рабочее время наряду с основными должностными обязанностями выполняет дополнительные по обобщенной трудовой функции другого профстандарта, то последние оформляются как совмещение должностей.

План внедрения профстандартов

Так как требований к форме и содержанию плана законодательно не установлено, можем предложить вашему вниманию примерный перечень задач, отражаемых в документе:

  1. Уточнение списка профстандартов, которые необходимо применить на предприятии (делается это путем соотнесения трудовых функций, указанных в стандартах, с видами деятельности, которыми занимается компания). Список должен быть согласован с руководителем организации.
  2. Сверка должностей работников, указанных в штатном расписании, с наименованиями принятых стандартов. Результат данных действий комиссии должен быть отражен в протоколе, содержащем решение о переименовании должностей (при необходимости).
  3. Проверка трудовых соглашений сотрудников и локальных актов предприятия.
  4. Внесение изменений в трудовые контракты и локальные документы и их последующая передача на утверждение руководителю компании.
  5. Составление списков вопросов для проведения аттестации в соответствии с положениями профстандарта по каждому конкретному виду деятельности.
  6. Проверка соответствия сотрудников требованиям стандартов.
  7. Составление отчета о выполнении плана и передача его на ознакомление руководителю организации.

Это лишь примерный вариант плана по внедрению профстандарта. Он вполне может быть дополнен и другими пунктами по усмотрению руководителя организации и членов комиссии.

Некоторые вопросы из практики внедрения профстандартов на предприятии

Как показала практика, при внедрении профстандартов на предприятиях нередко возникают спорные вопросы. Рассмотрим некоторые из них.

Что делать, если наименование должности в профстандарте отличается от ее наименования в квалификационных справочниках?

Разъяснения по данному вопросу может дать только Правительство РФ, однако пока такого документа нет. Решить вопрос можно 2 способами:

  1. Запросить сведения в территориальном подразделении Минтруда РФ.
  2. Использовать положения профстандарта в том случае, если это не противоречит законодательству. Например, если речь идет о вопросе досрочного назначения пенсии, то компетентным органом во внимание будут приниматься справочники, устанавливающие квалификацию. Именно поэтому работодателю на подобных должностях следует изучить нормативную базу по назначению досрочной пенсии. Главное, не забывать при этом, что если занятие определенной должности предполагает наличие льгот или введение ограничений, то ее название должно звучать именно так, как указано в профстандарте.

Может ли работодатель уволить работника, если его квалификация не соответствует уровню, указанному в профстандарте?

Уволить работника в этом случае можно только на основании результатов аттестации. Без этого возможны только следующие варианты:

  1. Перевод на другую должность (например, если стажа для занятия должности в соответствии с положениями стандарта не хватает).
  2. Направление работника на обучение или повышение квалификации. В некоторых случаях, указанных нормативными актами, работодатель обязан проводить переподготовку или обеспечивать повышение квалификации определенных категорий служащих за свой счет. Например, как в случае с медицинскими работниками, которые должны подтверждать свою квалификацию каждые 5 лет.

Примечание: работнику, не имеющему необходимого профобразования или не прошедшему обучение по профессии (должности, специальности), когда это требуется по условиям профстандарта, может быть присвоен более высокий уровень квалификации, если результатами аттестации подтверждено, что он обладает требуемым уровнем знаний и опытом практической работы.

Если работодатель не внедряет в деятельность организации положения профстандарта при обязательном указании на это законодателем, какую ответственность он будет нести?

Положения ст. 5.27 КоАП РФ за данное нарушение норм трудового законодательства предусматривают штраф:

  • для должностных лиц — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • для ИП — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • для организаций — от 30 до 50 тыс. руб.

Правда, при первичном нарушении возможно просто вынесение предупреждения.

Профстандартом называют специальный документ, содержащий в себе описания и характеристику всех должностей в какой-то одной рабочей сфере. В этой статье будет рассмотрен профессиональный стандарт специалистов по управлению персоналом.

Общие сведения

Само понятие профстандарта относительно новое. Оно было введено в оборот в июле 2016 года. Не стоит путать представленный документ с должностной инструкцией. Так, если последняя будет полезна, скорее, для работников, то профстандарты - для руководства и работодателей. Стоит также отметить, что начальству будет гораздо удобнее ориентироваться при помощи профстандарта. Все потому, что сам документ включает в себя список должностей на предприятии и описание функциональных обязанностей каждого рабочего лица.

Стоит, наконец, отметить главную тему статьи - профессиональный стандарт специалиста в области управления персоналом. Этот документ также включает в себя названия основных рабочих должностей и закрепление за каждым лицом трудовых функций. Стоит чуть подробнее рассказать и о структуре профстандарта. Итак, приступим.

Структура профстандарта

Какой структурой обладает рассматриваемый Специалист по управлению персоналом, как уже ясно, является ключевым лицом в документе. Однако сам профстандарт раскрывает общие сведения о разрядах, квалификационных уровнях и должностях представленной сферы.

Первый раздел документа дает наиболее общие сведения о специальности. Дается характеристика трудовой, социальной, экономической, культурной или даже политической деятельности работников.

Второй раздел - это то, на чем строится весь профессиональный стандарт. Специалист по управлению персоналом, менеджер, заместитель директора и многие другие рабочие лица рассматриваются с позиций их обязанностей и функций именно в этом разделе.

Третий раздел помогает определить основные требования к работникам. Сюда также относятся трудовые функции, но даются они в более широком смысле.

Последний раздел, согласно приказу № 691н Минтруда, необходим для записи данных о составителях профстандарта.

Трудовые функции

Как уже было сказано выше, сразу несколько категорий и подкатегорий рабочих лиц закрепляет представленный профессиональный стандарт.

Специалист по управлению персоналом, тем не менее, обладает некоторыми обобщенными функциями и обязанностями, которые стоит выделить. Так, работник отвечает:

  • за качественный оборот документов в кадровом отделе;
  • эффективное обеспечение организации персоналом (для этого специалист обязан грамотно анализировать состояние рабочих мест);
  • оценивание и аттестацию рабочих лиц;
  • своевременную оплату труда;
  • разработку определенных мероприятий в рамках своей компетенции.

Таким образом, работник имеет довольно большое количество обязанностей, которые закрепляет за ним профессиональный стандарт. Специалист по управлению персоналом обладает и многими другими функциями. Все их можно посмотреть в профстандарте.

Первый блок квалификационных уровней

Сразу стоит отметить, что представленный профстандарт фиксирует информацию о восьми различных специалистах.

Первое, что необходимо выделить, - группу А. Сюда относится специалист по делопроизводству в отделе кадров. Требования к данному работнику чуть ослабли: отныне специалисту необходимо иметь хотя бы профессиональное среднее образование или диплом соответствующих курсов. Незначительно урезалось и общее количество функций.

К группе В относится работник, занимающийся подбором персонала. Требования к нему сохранились - осталось необходимым высшее образование, а опыт все так же не нужен.

Группа С включает в себя, по сути, все прошлые стандарты профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента, однако в отношении специалиста, оценивающего и аттестующего персонал. Все, что изменилось в данном случае, - сами функции работника. Они стали более четкими и узкими.

Второй блок квалификационных уровней

Здесь необходимо выделить группы D, E и F. К группе D относится специалист, занимающийся развитием и обучением персонала. Как и в прошлых случаях, немного изменились условия обучения по профессии, а также несколько детализировались обязанности.

Работник по оплате и нормированию труда относится к группе E. У данного специалиста больше не рассматривается опыт работы, но зато стала необходима дополнительная профессиональная подготовка. Количество задач чуть упорядочилось в зависимости от степени конкретности.

Специалисты по социальным программам, относящиеся к группе F, обрели расширенный, но детализированный функционал. Стоит отметить и удаление некоторых параметров, которое закрепляет рассматриваемый профессиональный стандарт. Специалист по управлению персоналом утвержден, таким образом, более четко.

Третий блок квалификационных уровней

Оставшиеся две группы, G и H, включают в себя руководителей подразделений. Стоит, однако, отметить, что ни руководитель структурных подразделений (бывший начальник отдела кадров), ни директор по управлению персоналом не получили каких-то значительных изменений.

Все функции данных работников остались такими же, которые некогда закреплял специальный справочник (приказ "Специалист по управлению персоналом"). Профессиональный стандарт, однако, вводит обязательство дополнительного обучения. В целом же две представленные группы не подверглись серьезной модернизации.

Достоинства и недостатки профстандарта

Профессиональный стандарт, как документ, появившийся совсем недавно, стал объектом рассуждений для многих компаний и организаций. Некоторые считают, что введенный в оборот акт совершенно неактуален и бессмысленен. Другие же утверждают, что подобного рода стандарты нужно было ввести уже давно - настолько они удобные и полезные.

Разобраться в том, чего же все-таки у профстандарта больше - преимуществ или недостатков, не так уж и просто. Во-первых, зависеть все будет от компании, в которой он применяется. Так, по утверждениям многих руководителей, рассматриваемый документ попросту невозможно применять в сфере малого бизнеса. Зато работу крупных, в особенности государственных предприятий, можно будет с легкостью регулировать при помощи представленного нормативного акта. Во-вторых, не так уж и прост, по заверениям лиц-руководителей, алгоритм внедрения профессионального стандарта. Специалист в области управления персоналом, например, является очень сложным с организационной точки зрения лицом. Однако связать все возникающие проблемы и трудности можно, например, с относительной новизной документа.

С лета 2016 года мы вступили в новую эру, когда профессиональный стандарт в образовании, как и в других сферах применять стало обязательным. Процедура их внедрения в организации - процесс безусловно непростой и занимающий много времени.

Если коммерческие компании могут и не всегда обращаться к стандартам, то для сферы образования они являются обязательными. Какие же бывают виды стандарта профессионального образования и какова процедура внедрения профессиональных стандартов среднего профессионального образования, сейчас разберемся.

План внедрения профессиональных стандартов в образовании

Первым этапом стоит создать рабочую комиссию по внедрению стандартов. Как правило, в рабочую группу включают представителей служб персонала, юристов, а также тех специалистов, которые будут непосредственно работать со стандартами. Председателем такой группы назначается руководитель учреждения. Для создания рабочей группы издается приказ. Составляется он в свободной форме на бланке учреждения. В нем прописывается состав группы (комиссии), цели и задачи внедрения профстандарта, срок завершения всех процедур и результат, который мы хотим получить на выходе. После подписания руководителем, с приказом необходимо ознакомить членов комиссии под роспись и передать приказ на хранение.

Не лишним будет и разработка положения о работе комиссии. В нем необходимо описать цели для которых она создана, задачи, которые необходимо будет решать, ее права и обязанности. А также порядок проведения заседаний и их периодичность. Ввести в действие положение необходимо также приказом руководителя организации. Все заседания рабочей группы должны быть оформлены протоколом, а все принятые решения - актом.

Следующим этапом комиссия утверждает план мероприятий по внедрению стандартов, а также реестр профстандартов образования, которые будут применяться конкретно в этом учреждении. Еще на этапе планирования стоит определиться с исчерпывающим списком стандартов необходимых в процессе деятельности. Не стоит вводить в действие те, которые не нужны Вам в текущий момент и не понадобятся в ближайшем будущем. Так перечень стандартов профессионально технического образования будет существенно отличаться от такого перечня в общеобразовательном учреждении или тем более в детском саду.

В процессе составления списка необходимо соотнести название профессий в штатном расписании с имеющимися профстандартами. Различие в наименованиях может быть расценено как нарушение трудового законодательства и повлечь за собой наложение штрафных санкций. Причем штраф будет выписан за каждый неверно составленный договор в отдельности. Таким образом при значительной численности персонала штрафы могут достигать астрономических сумм.

Соблюдение идентичности названий должностей будет гарантией того, что у работника в момент оформления пенсии не возникнет препятствий. Если трудовой кодекс или другие законодательные акты предусматривают льготы (компенсации) для некоторых профессий, то эта должность должна в точности соответствовать профстандарту. В противном случае льготы не будут действовать. Поэтому в процессе принятия перечня профессиональных стандартов в образовании очень важно сопоставлять названия принятое в учреждении и то, которое допускает профстандарт. Причем в первую очередь стоит опираться на содержание стандарта, а потом уже на название.

При возникновении разночтений их конечно нужно устранить. Самым доступным является введение в штатное расписание должности с “правильным” названием и перевод работника на вновь введенную должность. А после “старую” должность исключить из штатного.

Основные требования предъявляемые профстандартами конечно не являются требованиями к названию должности. Основным моментом является уровень квалификации трудящегося. Все работники чья деятельность попадает под действие профстандарта должны будут “подтянуть” свои знания до необходимого установленного уровня.

После согласования перечня необходимо определить категории педагогического состава, для которых необходимо провести профессиональную подготовку (переподготовку). Эти категории работников направляются на обучение в учреждения с государственной лицензией с которыми у организации заключен договор на обучение.

После проведенных процедур часто возникает потребность во внесении изменений или дополнений в кадровые документы. Наибольшим правкам подвергаются должностные инструкции. Эти документы не являются обязательными, но как правило есть в любой компании. А если документ есть, то его нужно привести в соответствие новым реалиям. Часто это является единственным документом, где отражены требования к кандидату на должность, а также описывается какие конкретно задачи должен выполнять сотрудник в процессе работы. Стоит отметить, что профстандарт является только основой для разработки Ваших внутренних актов и в нем указаны необходимый минимум по профессии. Из этого можем сделать вывод, что компания вправе установить более жесткие требования к профессии.

Вносить изменения в должностные инструкции (ДИ) придется тем образом, которым они были выпущены. Если ДИ является самостоятельным актом, то это самый простой вариант. Выпускаем новую редакцию и утверждаем ее. Сложнее обстоит дело, если ДИ является приложением к трудовому договору. Тогда необходимо будет издать дополнительные соглашения к трудовым договорам (для каждого сотрудника отдельно). Этот способ значительно увеличивает объем работы. В любом случае с измененной ДИ необходимо будет под роспись ознакомить всех сотрудников, которых затрагивает такие изменения.

Списки профстандартов со временем дополняются новыми профессиями и компании нужно периодически проверять не выпущены ли новые стандарты.

Перечень профстандартов в образовании

Реестр профессиональных стандартов образования в 2016 году включает в себя 4 позиции:

  • Педагог;
  • Педагог-психолог;
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых;
  • Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Если в 2016 году в области образования проходила еще только апробация профстандартов в ряде пилотных регионов, то с 1 января 2017 года они станут обязательными к применению для всех образовательных учреждений. Руководствоваться ими работодателю придется не только при разработке ДИ и трудовых договоров, но и при выборе системы оплаты труда.

Наиболее широко используемым будет профессиональный стандарт педагога. В него включают работу не только работу учителей общеобразовательных школ, но также воспитателей детских садов. Профстандарт педагога допускает к работе гражданина только в случае наличия у него высшего или среднеспециального образования в образовательной сфере или по направлению преподавания. Если образование не соответствует этим требованиям, то необходимо пройти дополнительное образования в сфере, которой планируется рабочая деятельность.

Кроме того установлены ограничения к допущению преподавательской деятельности. Так учителем или воспитателем не может работать лицо ранее лишенное права заниматься такой деятельностью, лица ранее судимые, страдающие определенными заболеваниями или недееспособные. А вот требований к стажу профстандарт педагога не предъявляет. Поэтому выпускники, сразу после получения диплома, могут сразу окунуться в преподавательский процесс.

Перечень утвержденных профессиональных стандартов в образовании конечно является еще не исчерпывающим. На данный момент происходит активная процедура его разработки и дополнения.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ в Трудовом кодексе РФ закреплены понятия "квалификация работника" и "профессиональный стандарт":

- это требования к квалификации работника в целях осуществления его профессиональной деятельности ( ТК).

Квалификация работника - это уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности (статья 195 1 ТК).

По замыслу законодателя, профессиональные стандарты:

    представляют собой более детализированную систему, определяющую минимальные требования к квалификации работников для конкретных должностей. В то же время наименование конкретной должности и профстандарта могут отличаться, т.к. профстандарты разрабатываются не под какую-либо должность или профессию, а под вид профессиональной деятельности;

    связывают между собой сферу труда и сферу профессионального образования;

    опираются на реальный опыт профессиональной деятельности специалистов, а не на образовательные программы.

На практике же получается, что с ними перемудрили.

Профессиональные стандарты могут использоваться работодателем при:

    формировании кадровой политики и в управлении персоналом;

    установлении систем оплаты труда;

    определении трудовой функции работников, заключении, изменении трудовых договоров;

    разработке должностных инструкций;

    установлении оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях;

    тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам;

    подготовке, переподготовке, обучении и аттестации работников.

При определении трудовой функции работника, заключении, изменении трудового договора . Согласно статье 57 ТК обязательным условием трудового договора является указание в нем трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

При установлении в трудовом договоре должности работодатель вправе воспользоваться примерными наименованиями должностей, содержащимися в соответствующем блоке в разделе III профессионального стандарта.

Разработка, утверждение и применение профессиональных стандартов осуществляется по Правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н утверждены уровни квалификации, применяемые в профстандартах. Всего их девять.

Применение профстандартов

Применение профстандартов обязательно:

При приеме на работу работника работодатель обязан руководствоваться профессиональными стандартами только в случаях, прямо предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Ответственность за неприменение профессиональных стандартов в иных случаях законодательством не предусмотрена, но если работодатель в локальном нормативном акте (например, в правилах внутреннего трудового распорядка) примет на себя обязательство руководствоваться квалификационными справочниками или профессиональными стандартами, он должен их соблюдать.