Виды профессиональной мобильности. Профессиональная мобильность как фактор профессиональной успешности специлиста. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе

Конспект урока: «Социально-профессиональная мобильность »

Тип урока : изучения нового материала

Вид урока : лекция с элементами беседы

. Цели урока:

Личностные:

    Формировать мотивированность и направленность на активное участие в будущем в общественной жизни;

    Формировать заинтересованность в личном успехе учащихся;

    Формировать ценностные ориентиры учащихся.

Метапредметные:

    Развивать умения сознательно организовать свою познавательную деятельность;

    Развивать умения объяснять явления и процессы социальной действительности;

    Развивать способности анализировать реальные социальные ситуации;

    Развивать умения выполнять познавательные и практические задания;

    Развивать умения работать в парах, уметь договариваться.

Предметные:

    Актуализировать знания учащихся о социальной стратификации, социальном статусе, социальной мобильности, социальных «лифтах» людей в современном обществе.

Методы и приёмы:

    элементы проблемного обучения,

    беседа с элементами дискуссии,

    исследовательская работа с документами, анализ документов,

    использование информационной технологии.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

    социальная и профессиональная мобильность

  • сословия,

    каналы социальной и профессиональной мобильности,

    маргиналы.

Оборудование урока:

    раздаточный материал в виде фрагмента текста,

    компьютер,

    мультимедийное оборудование.

План урока:

1.Организационый момент(10 мин).

    Актуализация знаний

    Постановка проблемы

    Сообщение новой темы, цели и плана урока

2. Изучение нового материала - (15 мин), (беседа, проблемный метод, исследовательская работа, анализ документов)

3. Закрепление нового материала - (12 мин), (информационные технологии)

Выполнение заданий:

    Разминка,

    « Встречают по одёжке…»,

    Задание на определение титулов,

    Просмотр фрагмента мультфильма «Чиполлино»,

    « Старые песни о главном…»,

    Решение задачи.

4. Подведение итогов работы на урока. Рефлексия (5мин).

9. Домашнее задание(3 мин).

Ход урока

    Организационный момент.

На прошлом занятии мы с вами изучили п рофессиональное разделение труда, многообразие и непрерывность процесса разделения труда, термины профессия, специальность, квалификация. А сегодняшний урок я хочу начать с просмотра фрагмента мультфильма.

    Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» («Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!»)

    О чем данный фрагмент? (О том, что старуха была крестьянкой, а стала дворянкой, и изменился ее образ жизни)

    Какое явление общественной жизни показано? (Изменение социального статуса человека)

    Какой социологический термин употребляется, применительно к этому явлению? (Социальная мобильность)

    Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор? Какая тема сегодняшнего урока? (Социальная мобильность)

    Попытайтесь дать определение этому понятию. (Это перемещение людей в структуре общества, изменение их социального статуса)

Сегодня нам предстоит познакомиться с такими понятиями, как социально-профессиональная мобильность, способность к перемене труда, социально-профессиональные перемещения

2.Изучение нового материала.

На первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием.

Равенство нельзя понимать как “одинаковость” всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.

В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко.

Само слово стратификация” образовано от латинских существительного stratum и глагола fasere . Стратификация – stratum (лат.) – слой fasere (лат.) – делать, что в переводе на русский означает – расслоение общества. Термин “стратификация” пришел из геологии, где он означает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов.

Возможные варианты примеров к каждому виду социальной мобильности:

    Вертикальная восходящая – Повышение работника в должности;

    Вертикальная нисходящая – Увольнение работника;

    Горизонтальная – Переход человека из одного гражданства в другое;

    Групповая – В результате революции старый класс уступает господствующее положение новому классу;

    Индивидуальная – Один человек независимо от других перешел из старого класса в новый;

    Межпоколенная – Сын шахтера становится инженером;

    Внутрипоколенная – Токарь становится инженером, потом начальником цеха, а затем директором завода.

    Давайте проверим, какие виды социальной мобильности вы смогли вспомнить. (На доске постепенно заполняется кластер «Виды социальной мобильности»)

    Прочтите примеры, которые вы дописали в свой кластер.

Те, кто не смог привести примеры или не вспомнил какой-либо вид социальной мобильности, дописывают их в рабочую карту при проверке. Рабочая карта должна быть заполнена у каждого (обязательно!), материал необходим для подготовки к ЕГЭ.

Работа с понятием «социальные лифты» («каналы социальной мобильности»)

    Посмотрите еще раз на наш кластер. На схеме есть еще один элемент, который мы не отметили, но который очень важен для социальной мобильности. На кластере – это линии, которые соединяют ячейки. А в общественной жизни они называются «социальные лифты» или «каналы социальной мобильности». Кто может дать определение этому понятию? (Социальные «лифты» - это пути, по которым происходит перемещение человека в социальной структуре общества, изменение его социального статуса. Социальными «лифтами» могут быть: вступление в брак, получение образования, смена места жительства, физические и умственные способности человека, армейская служба и др.)

Обращение к учащимся.

    Давайте помечтаем и представим себя 11 октября 2026 года. Опишите в нескольких предложениях себя, свою жизнь, свои достижения на тот момент. (Учащиеся в свободной форме на листочках записывают, какой видят свою жизнь через 10 лет)

    А теперь, глядя на свои записи, напишите, как вы этого достигли, какими каналами («лифтами») воспользовались. (Учащиеся дописывают пути достижения желаемого будущего)

    А вы знаете, что наши мысли материальны? Если человек чего-то хочет, у него есть цель, он постепенно непреклонно идет к своей цели.

Богатые занимают верхнюю ступеньку, зажиточные группы – среднюю, а бедняки – низшую. Верхняя ступенька – высший класс, средняя ступенька – средний класс, а на низшей ступеньке – низший класс. Так сформировалось представление о трех классах общества. Но ведь есть еще и рабочий класс. Рабочий класс составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное между средним и низшим классами положение. Основы теории социальной стратификации были заложены в последней трети XIX в. Максом Вебером (1864 – 1920). Немецкий ученый выявил главные компоненты неравенства (собственность, или доход, престиж, образование, власть) и ввел понятие статуса. Статус – положение и место человека в обществе. Статус выступает обобщенным показателем стратификации.

Высший класс представляет социальная элита - относительно небольшой слой богатых людей, выполняющих главным образом функции управления экономической, политической и культурной жизнью общества.

Средний класс занимает в современных обществах особое положение. Во-первых, он там имеет значительный и все более возрастающий удельный вес (в диапазоне 60-80%). А во-вторых, он служит своеобразным стержнем, опорой порядка и стабильности в обществе.

Рабочий классразвитых обществ в условиях современной НТР уже совершенно не похож на обездоленный пролетариат, подвергавшийся жестокой эксплуатации в эпоху раннего капитализма. Сегодня это квалифицированные рабочие и работники, занятые в основном механизированным и автоматизированным трудом, и не только на заводах, фабриках, стройках или сельскохозяйствен­ных предприятиях, но и в стремительно растущем секторе управления и услуг. Современные работники - это и аккуратные продавцы-консультанты в сверкающих супермаркетах, водители комфортабельных грузовиков, работники ремонтных служб, оснащенных новейшей техникой, операторы сложнейших пультов управления и компьютеров, программисты и многие другие.

Низший класс, если не делить его на подклассы, являет собой картину весьма пеструю. Тут и неквалифицированные рабочие (грузчики, уборщики, подсобные рабочие), и безработные, и неимущие, и вовсе опустившиеся на дно люди - так называемые люмпены (бродяги, нищие, уголовные элементы). Большинство представителей этого класса объединяет то, что их доходы (когда они есть) находятся на грани или ниже уровня бедности.

Маргинал – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д. от лат. margo - край.

Сущность социальной мобильности

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях. П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти.

Социальная мобильность - это изменение положения индивида в стратификационной системе. Социальная мобильность может быть индивидуальной и групповой.

1.Индивидуальная социальная мобильность связана с переходом отдельных людей из одной общности в другую. По отношению к индивидуальной мобильности Питирим Сорокин выделил вертикальную и горизонтальную социальные мобильности. Вертикальная социальная мобильность - это изменение социального положения индивида, которое сопровождается повышением или понижением его статуса. Переход человека к более высокому классовому положению называют восходящей социальной мобильностью. (Молодая женщина начинает работать низкооплачиваемой секретаршей, а затем достигает должности директора фирмы). Переход к более низкому социальному статусу - нисходящей социальной мобильностью. (Банкротство директора крупной фирмы, который после этого вынужден стать страховым агентом). Горизонтальная социальная мобильность - это изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса. (Смена профессии на равную по престижу).

Каналами индивидуальной социальной мобильности являются армия, церковь, школа, политические и профессиональные организации, институты, производящие и распределяющие ценности, семья и брак

2. Групповая социальная мобильность осуществляется тогда, когда в обществе меняются сами критерии стратификации (Например, в СССР, чтобы осуществить социальную карьеру нужно было вступить в КПСС, а в современной России нужно разбогатеть, чтобы получить необходимые стартовые возможности для повышения своего статуса).

Исторические типы стратификации

Различают четыре основных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Рабство – это наиболее выраженная форма неравенства, при которой одни люди буквально принадлежат другим как их собственность. Правовые условия рабства значительно варьируются в различных обществах. В Соединенных Штатах, Южной Америке и Вест-Индии в XVIII – XIX вв. рабы использовались почти исключительно как рабочие плантаций и домашние слуги. В классических Афинах, рабы исключались из политической и военной жизни, но были заняты выполнением других обязанностей. Одни занимались литературным творчеством, другие – квалифицированным ремесленным трудом, третьи – помогали воспитывать детей. В Риме, где правящие группы имели невысокое мнение о торговле, рабы иногда становились очень богатыми благодаря их деловой активности, а некоторые богатые рабы имели даже своих рабов. В Древнем Риме в самом низу социальной лестницы находились те, кто работал на плантациях или рудниках. Обращались с ними жестоко. Рабство часто вызывало сопротивление и борьбу против тех, кому было подвластно. История заполнена восстаниями рабов, причем иногда они добивались коллективного освобождения от своих хозяев.

На смену рабству пришли касты, которые связывают чаще всего с культурой Индии. Термин “каста” не индийского происхождения, а португальского, означает род, “чистый род” – т. е. наследственные группы людей, занимающие определенное место в социальной иерархии, связанные традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых государств, но только в Индии кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Здесь она возникла в древнем и раннесредневековом обществе первоначально в рамках четырех сословий - варн - в процессе складывания этнических общностей из родоплеменных групп и формирования феодальной сословно-классовой структуры. Для 2-й касты в научной литературе принято индийское название кшатрии, для 3-й – вайшии.

Всю жизнь человек оставался в той касте, в которой родился. Особенно тяжелым и унизительным было положение неприкасаемых, не входивших ни в одну из основных каст. В наши дни в Индии деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми еще велика. Например, в современных индийских деревнях многие крестьяне не возьмут пищу и воду из рук человека низшей касты; если им захочется пить в чужом доме, то они льют воду из чашки в ладонь и пьют с ладони.

Следующей формой стратификации являются сословия. Сословия были частью европейского феодализма и представляли собой большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. Первым сословием считалось духовенство. На него возлагалась обязанность молиться, "заступаться перед богом" за грешников. Все феодалы, кроме церковных, составляли второе сословие – дворянство. Обязанность дворян состояла в том, чтобы воевать, защищать короля и его подданных от врагов. Духовенство и дворянство имели ряд привилегий, т.е. прав, которые принадлежали только им. К так называемому "третьему сословию" относились слуги, свободные крестьяне, богатые горожане, торговцы, ремесленники, художники.

Проблемный вопрос: А в России сословия были? Какие?

Промышленная революция XVIII – XIX вв. разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя. Класс – главный элемент социальной стратификации капитализма. Понятие “класс” появилось в XVIII веке.

Класс, классификация - группа предметов или явлений, обладающих общими признаками. Классы - «…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 39, с. 15).

Общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице, называют открытым. Если же переход из одной страты в другую запрещен, то общество – закрытое.

Анализ документов № 1 и №2.

1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии”

“…истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…” / Работа вышла в свет в 1848г /

2) Фрагмент работы В.И.Ленина “Великий почин”

“Классы – это большие группы людей, которые различаются:

    по месту в исторически определенной системе общественного производства;

    по отношению к средствам производства;

    по роли в общественной организации труда;

    а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…” / Работа была написана В.И.Лениным в 1919/

Вопросы к документам:

    Что объединяет эти документы?

    Выделите понятия, содержащиеся в документах.

    На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?

Работа над определением “страта” и анализ документа № 3

Другая теория социальной структуры общества связана с именем немецкого обществоведа М.Вебера, одного из основоположников социологии. Вебер говорил о классе, как о социальной группе людей, обладающих сходными “возможностями” жизни. Как и Маркс, Вебер видел в собственности важный классификационный признак, но отнюдь не единственный и не определяющий “с 40 –х гг XX в. в США выделяют шесть страт, каждый из которых объединяет людей с одинаковым рангом “престижности”

    Верхушка высшего класса. Это элита общества, “пропуском” в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.

    Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актеры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали свое положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2 -5%

    Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высоко – профессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15 % населения.

    Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, “американскому образу жизни”. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно – технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в “приличном” районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса в численности населения США – 35-40%

    Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и “люди, работающие в касках” - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непристижных районах города. Составляют 30% населения.

    Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в “трущобных” районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.

Задание. Определите, какие критерии положены в основу выделения этих групп.

Закрепление нового материала:

Слайды презентации

1.Разминка:

    Рассмотренные ранее типы стратификации создаются на основе правовых и религиозных норм. А какой признак лежит в основе классового деления?

    Браки между представителями разных классов возможны?

    А переход из одного класса в другой?

    Назовите высшие сословия феодального общества?

    Какой титул присвоил “Кот в сапогах” своему хозяину?

Демонстрация фрагмента мультфильма «Кот в сапогах»

    Один из важнейших документов петровской эпохи зафиксировал разделение службы на гражданскую и военную. Назовите этот документ.

    Стабильность обществу придает средний или высший класс?

    Как называлась официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их?

    Что появилось раньше сословия или касты?

    Какое сословие в дореволюционной России объединялось в гильдии?

2.« Встречают по одёжке…»

У каждого класса свой стиль одежды в соответствии со статусом. Даны три фигуры представителей высшего, среднего и рабочего классов и список вещей, в которые их можно одеть. Вам надо подобрать гардероб для всех трех классов.

Слайды презентации

3.Определите титул следующих известных в России политических фигур.

А. Суворов _______________ А. Невский _______________

Александр I _______________ М. Кутузов _______________

И. Грозный _______________ Я Мудрый _______________

Л. Толстой _______________

4.Просмотр фрагмента из мультипликационного фильма “Чиполлино”.

    Как в сказке показана стратификация общества?

Слайды презентации

5.Старые песни” о социальном.

Знаю милый, знаю, что с тобой.
Потерял себя ты, потерял.
Ты покинул берег свой родной,
А к другому, так и не пристал.

    Какие социальные группы, “потеряв свой берег”, так и не могут пристать к другому?

Я начал жизнь в трущобах городских,
И добрых слов я не слыхал.
Когда ласкали вы детей своих,
Я есть просил, я замерзал.
О, увидав меня, не прячьте взгляд,
Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.

    Кто и что виновато в том, что сегодня кто-то начинает жизнь в городских трущобах? На какое неравенство указывает автор песни?

По диким степям Забайкалья,
Где золото моют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Плетется с сумой на плечах.

    Какому классу посвящены эти строчки? Что на это указывает.

6.Решение задачи Социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет собой “ лимон” т.к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамериканских стран напоминает Эйфелеву башню – широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть, и верхушка (элита).

Задание . Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % - бедный класс, 3-5 % - высший класс, 15-18 % - средний класс.

Подведение итогов урока.

Самооценка студентами своей работы на уроке.

Рефлексия:

Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…

Какой этап урока понравился и почему?

На каком этапе было труднее всего работать и почему?

Получили ли Вы удовлетворение от работы в группе?

    Домашнее задание. Чтобы ваши мечты стали еще более четкими, осознанными, а в будущем – воплотились, домашнее задание будет творческим!

    Домашнее задание: составить коллаж на альбомном листе (или даже формат ватмана/полуватмана) из журнальных и газетных вырезок на тему «Мое будущее. Я в 2022 году».

Педагогические науки/4

Нужнова С. В.

Троицкий филиал Челябинского государственного университета

Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе

Понятие «профессиональная мобильность» достаточно ёмкое и неоднозначное, имеющее сложную структуру. В психологическом словаре оно определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности

Активное рассмотрение указанной проблемы в профессиональной педагогике началась в 70-ые годы. Профессиональную мобильность в то время определяли преимущественно как готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии или отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием технических преобразований.

Однако такой такая трактовка рассматриваемого понятия достаточно ограничена и отражает особенности технических профессий, оставляя за рамками рассмотрения профессиональную мобильность других классов профессий («человек - человек», «человек – природа» и т. д.). Не совсем правомерно и то, что не учитываются, идущие большими темпами, социальные, культурно-исторические изменения в обществе и глобальные изменения в экологии, природе. Д. В. Чернилевский, указывая на необходимость замены, при определении профессиональной мобильности, понятий о чисто производственных знаниях, умениях и навыках, предлагает заменить их более полной гаммой знаний, умений и навыков, в том числе требуемых для охраны и улучшения здоровья, демографического развития, сохранения и развития традиций и культуры, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. В такой трактовке профессиональная мобильность предстаёт как многогранное понятие, объединяющее в себе различные отрасли человеческого знания и очень обобщенные умения и навыки.

Возникает закономерный вопрос, что же лежит в основе этого многогранного понятия? Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. отмечают, что основой профессиональной мобильности, прежде всего, является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких либо заданий в области своей профессии .

По мнению зарубежных исследователей (Д. Мартенс , А. Шелтон ) в основу формирования профессиональной мобильности и конкурентоспособности будущих специалистов должны быть положены «ключевые квалификации», которые имеют широкий радиус действия, выходят за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к смене и освоению новых специальностей и профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности.

В настоящее время Российские ученые значительно обогатили концепцию ключевых квалификаций, дополнив её понятием ключевых компетенций. Э. Ф. Зеер в своих работах обосновал профессионально обусловленные структуры деятельности и личности специалиста. На основе этих исследований определил структуру ключевых квалификаций, отражающих общепрофессиональный характер деятельности и личности специалиста и ключевых компетенций характеризующих межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.

Профессиональная мобильность личности это ещё и симптом ее внутренней свободы, умение отбросить сформированные стереотипы и взглянуть на жизненную или профессиональную ситуацию по-новому, не стандартно, иногда выходя за рамки обыденного . Это под силу личности творческой, обладающей дивергентным мышлением и креативными способностями. Поэтому, по мнению ряда ученых (З. А. Решетова, А. М. Столяренко ) основой профессиональной мобильности в современный период развития общества является развитое творческое мышление будущих специалистов.

Обобщая результаты теоретических исследований, мы пришли к выводу, что профессиональная мобильность – это интегративное качество личности, объединяющее в себе: сформированную внутреннюю потребность в профессиональной мобильности, способности и знаниевую основу профессиональной мобильности, а также самоосознание личностью своей профессиональной мобильности сформированное на основе рефлексии готовности к профессиональной мобильности. Каждая из этих составляющих включает в себя подструктуры, развитие которых и приводит в конечном итоге к её формированию. Так в основе формирования потребности в профессиональной мобильности лежат: развитие мотивации самообразования, развитие мотивации достижения, формирование установки на самоактуализацию , установки на оптимистическое восприятие действительности, смены профессии. Способности к профессиональной мобильности включают в себя развитые когнитивные способности, креативность , дивиргентность , критичность мышления. Знаниевая основа профессиональной мобильности складывается из общеобразовательных знаний, общепрофессиональных знаний, профессиональных знаний, ключевых квалификаций и компетенций, способности к быстрому переносу знаний.

При подготовке специалиста, когда складываются стереотипы учебно – профессиональной и профессиональной деятельности осуществляется активный поиск возможностей развития, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, формирование образа будущей профессии. Именно на этом этапе очень важно сформировать у человека внутреннее осознание многовариантоности возможностей развития, умение соотносить личные ценностные ориентации с общечеловеческими , умение воспринимать мир в движении, приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям, необходимо формирование профессиональной мобильности.

Название

Адрес получателя

e -mail

Дата платежа и платежное поручение

Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе

Педагогические

н ауки / 4.

Проблема подготовки специалистов

Legneva _nv @mail .ru

4.04. 2005 г. п п 0090

Нужнова С. В.

ул.Р азина 33 кв.21

г.Т роицк

Выходные данные сборника:

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Попова Светлана Владимировна

E - mail : umnica 2006@ mail . ru

Бажутова Лариса Николаевна

преподаватель СТПТ, РФ, г. Самара

THE MAIN ASPECTS FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY

Popova Svetlana

, Russia, Samara

Bazhutova Larisa

teacher in GBOU SPO “Samara Technical College of Industrial Technologies” , Russia, Samara

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие «профессиональная мобильность», представлены её основные виды, выделены внешние и внутреннее факторы.

ABSTRACT

The article considers the concept of «professional mobility», presented the main types, allocated external and internal factors.

Ключевые слова: профессиональная мобильность; факторы; виды.

Keywords : professional mobility; factors; types.

Социально-экономические изменения, которые произошли в настоящее время в России и позиция правительства, стремящаяся увеличить количество рабочих мест на заводах и предприятиях, в корне изменили требования работодателей к своим специалистам. Новые требования декларируют, что на рынке труда сегодня востребован специалист профессионально компетентный, мобильный, конкурентоспособный, ответственный, готовый к активным действиям по приобретению, изучению, анализу и передаче профессионально значимой информации, способный к принятию решения и оценке его эффективности, умеющий чётко проектировать свою деятельность, стремиться к саморазвитию и осуществлять дальнейшее самообразование.

К началу 90-х годов XX века понятие «профессиональная мобильность» становится предметом целенаправленных научных исследований в педагогике. В 2001 году в глоссарии терминов профессионального образования и рынка труда под мобильностью понимается способность человека адаптироваться к новой профессиональной среде; способность и возможность менять место работы или сферу деятельности .

В результате результатов проведённых исследований российскими и зарубежными учёными было выделено несколько видов мобильности: социальная и профессиональная мобильность, культурная мобильность, образовательная мобильность, академическая мобильность, конструкторская мобильность, трудовая мобильность и т. д. В наши дни профессиональная мобильность чаще всего рассматривается, как способность работника изменять свою профессиональную деятельность внутри предприятий, развивать навыки приобретения опыта работы, карьерного роста и подготовки и переподготовки персонала.

Авторами статьи под профессиональной мобильностью специалиста понимается: его способность и готовность к изменениям, быстро, успешно и наиболее эффективно адаптироваться к новым технологическим условиям труда путём овладения новыми техническими средствами и новейшими технологическими процессами, наиболее быстро и эффективно перестраивать профессиональное содержание своей деятельности в связи со сменой требований рынка труда; быть готовым к смене профессии; иметь желание постоянно повышать свою профессиональную компетентность, приобретая самостоятельно недостающие знания и умения. Необходимо отметить, что базой для успешного формирования профессиональной мобильности, главным образом, является высокий уровень профессиональных знаний и владение системой обобщённых профессиональных приёмов и методов решения поставленных задач, а также умение эффективно их применять для выполнения каких либо заданий в области своей профессиональной деятельности.

Профессиональная мобильность определяется социально-экономическими и социально-культурными факторами. К социально-экономическим факторам относятся: географическое положение места проживания, плотность населения, удалённость от крупнейших промышленных и научных центров страны; возрастной состав лиц с высшим и среднеспециальным образованием и их распределение по различным областям производства. Социально-культурная группа факторов выражается качеством образования в общей системе средних и высших профессиональных учебных заведений различного профиля, традиционная престижность различных профессий, характерная для данной территории. Таким образом, общими факторами, определяющими профессиональную мобильность современного человека, можно выделить следующие: быстрое изменение социально-культурной и социально-экономической ситуации, инновационность всех сфер жизнедеятельности людей, глобализация основных сфер производства, усиление зависимости профессиональной карьеры от образования, усиление скорости старения знаний, появление новых информационных потоков, рост зависимости личного успеха в жизни от образования и профессии; нестабильность на рынке труда; динамическое развитие рынка профессий; постоянные трансформирования статуса многих профессий и д.р.

Выделим внешние и внутренние факторы, влияющие на профессиональную мобильность (см. таблица 1).

Таблица 1.

Факторы, влияющие на профессиональную мобильность

В то же время наибольшее влияние на профессиональную мобильность оказывает «внутренний ресурс» человека, который является чётким индикатором изменений его уровня жизни, отвечая за то - способен ли человек сменить профессию ради улучшения качества своей жизни или он готов «плыть по течению», избегая каких-либо сильных перемен. Стремление человека быть профессионально мобильным очерчивается в первую очередь достигаемым им статусом в обществе, который с одной стороны, влияет, а с другой - зависит от его внутренних ценностно-ориентационных установок и мотиваций, формирующихся под влиянием внешних факторов.

Список литературы:

  1. Психологический словарь /Педагогика-Пресс // 1997. - 440 с.

Бородулина Анна

Важнейшей жизненной ценностью личности является достижение успеха. Проблема жизненной успешности – малоизученная область знаний: нет четкого определения понятия «успешность», не разработаны, в полной мере, критерии оценки жизненной успешности личности. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание; как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно полезной деятельности. Таким образом, понятие «успешность» необходимо рассматривать как личностно-значимые и как социально-оцениваемые результаты деятельности.

Современные отечественные и зарубежные ученые (К. Левин, Ф. Хоппе, Е. Серебряков) понятие «успешность» рассматривают не просто как достижение успеха в конкретной деятельности, а как владение способами, которые обеспечивают высокий результат в достижении поставленных целей.

Характер деятельности, способы достижения поставленных целей могут быть разные. Следовательно, и виды успешности разные: личная успешность, социальная, профессиональная.

Для успешного осуществления профессиональной деятельности молодой специалист должен обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как личность и профессионала и позволяющие ему ориентироваться в своей профессии, быть конкурентоспособным на рынке труда, быть готовым к самообразованию.

Динамизм современных общественных преобразований вызывает к жизни потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной и социальной мобильности, - одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ФГОУ СПО НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСВА И ЭКОНОМИКИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ТЕМА: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА»

Приложения

Введение

Важнейшей жизненной ценностью личности является достижение успеха. Проблема жизненной успешности – малоизученная область знаний: нет четкого определения понятия «успешность», не разработаны, в полной мере, критерии оценки жизненной успешности личности. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание; как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно полезной деятельности. Таким образом, понятие «успешность» необходимо рассматривать как личностно-значимые и как социально-оцениваемые результаты деятельности.

Современные отечественные и зарубежные ученые (К. Левин, Ф. Хоппе, Е. Серебряков) понятие «успешность» рассматривают не просто как достижение успеха в конкретной деятельности, а как владение способами, которые обеспечивают высокий результат в достижении поставленных целей.

Характер деятельности, способы достижения поставленных целей могут быть разные. Следовательно, и виды успешности разные: личная успешность, социальная, профессиональная.

Для успешного осуществления профессиональной деятельности молодой специалист должен обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как личность и профессионала и позволяющие ему ориентироваться в своей профессии, быть конкурентоспособным на рынке труда, быть готовым к самообразованию.

Динамизм современных общественных преобразований вызывает к жизни потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной и социальной мобильности, - одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.

Методологический аппарат

Объект исследования:

Выпускники средних профессиональных учреждений города Новороссийска, молодые специалисты, студенты вторых курсов и выпускных групп ФГОУ СПО г. Новороссийска.

Предмет исследования:

Составляющие профессиональной мобильности как фактора профессиональной успешности молодого специалиста.

Цель исследования:

Изучить понятие и различные характеристики профессиональной и социальной мобильности как фактора профессиональной успешности молодого специалиста.

Гипотеза исследования:

Профессиональная и социальная мобильность тесно взаимосвязаны с процессом профессионального становления молодого специалиста.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи :

  1. Изучить состояние проблемы и степень ее разработанности в научной теории и практике.
  2. Выделить основные компоненты социальной и профессиональной мобильности молодых специалистов в Российской Федерации.
  3. Определить степень удовлетворенности выпускников колледжа полученными профессиональными знаниями.
  4. Определить эффективность (результативность) подготовки специалистов в колледже.
  5. Определить представления выпускников о главных факторах жизненного успеха.
  6. Выяснить степень освоения студентами выпускных групп профессиональных компетенций, необходимых для достижения профессионального успеха.

Методы исследования.

В работы использовались разнообразные методы исследования, направленные на изучение профессиональной и социальной мобильности личности:

  • метод теоретического анализа литературных источников;
  • метод сбора социальной информации (анкетирование, беседы, соцопросы);
  • метод математической статистики (вычисление процентных соотношений);
  • метод графических изображений.

Теоретическая значимость проблемы

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что профессиональная успешность молодого специалиста есть личностно-значимые и социально-оцениваемые достижения. Ориентация личности на достижение успеха является непременным условием развития как личности, так и общества.

Профессиональная мобильность, как фактор профессиональной успешности, есть, во-первых, качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека; во-вторых, деятельность человека, обусловленная постоянно меняющимися тенденциями в развитии общества и производства; в-третьих, процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды.

В соответствии с данным определением были выявлены составляющие профессиональной мобильности специалиста: профессиональные компетентности, готовность личности к переменам, а также профессиональная и социальная активность.

Исходя из данного исследования, для успешного осуществления профессиональной мобильности молодой специалист должен обладать профессиональной компетентностью, т.е. готовностью к переменам.

Успех современного молодого специалиста определяется, прежде всего, способностью гибкого реагирования на постоянно меняющиеся условия на рынке труда. По подсчетам американских ученых, специалист ежегодно должен обновлять 5% теоретических и 20% практических профессиональных знаний. В США установлена единица измерения устаревания знаний – «период полураспада компетентности» т.е. некий срок после окончания учебного заведения до появления новой информации, компетентность специалиста снижается на 50%. «Период полураспада компетентности» последние десятилетия быстро сокращается. Например, в 1940 году устаревание знаний наступало через 12 лет, в 60-е годы – через 8-10 лет, для современного выпускника – через 2-3 года. Ежегодно обесценивается 20-30% знаний.

Многие ученые, изучая социально-профессиональную активность, считают, что она является показателем степени социализации личности и проявляется не только в приспособлении личности к иным профессиональным условиям, но и направлена на их изменения. Степень изменения этих условий есть показатель активности, а, следовательно, и мобильности специалиста в профессиональной сфере. С одной стороны, профессиональная мобильность специалиста выступает, как результат полученного образования, а с другой, как фактор, определяющий это образование.

Таким образом, важной составляющей профессиональной мобильности является уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять.

Отсюда следует, что формирование типа личности есть одно из условий проявления мобильности молодого специалиста, обеспечивающее ему профессиональную успешность.

Третьей составляющей профессиональной мобильности является активность личности.

Анализ профессиональной мобильности, как фактора профессиональной успешности, позволяет утверждать, что мобильность молодого специалиста определяется социальными, индивидуально-личностными факторами и в то же время выступает как результат собственных усилий человека, направленных на осмысление своей общественной и профессиональной роли (самосознание) и на оценку своей профессиональной деятельности (самооценка).

Теоретическое исследование понятия.

Обзор состояния научной разработанности рассматриваемой проблемы позволяет констатировать, что, несмотря на актуальность изучения профессиональной мобильности, ее социальной и личностной значимости в отечественной науке пока недостаточно работ, в которых эта проблема была бы предметом самостоятельного исследования.

Понятие «профессиональная мобильность» является предметом исследования различных областей знаний: философии, психологии, социологии. Профессиональная мобильность, достаточно емкое и неоднозначное понятие, имеющее сложную структуру.

Основой изучения такого феномена как профессиональная мобильность специалиста явились работы Э. Дюркгейма, П. Сорокина, М. Вебера, в которых заложен функциональный подход к анализу профессиональной мобильности как социального явления.

В психологическом словаре понятие «профессиональная мобильность» определяется, как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладеть новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности.

Отечественные ученые 70-х годов XX века в своих исследованиях рассматривали профессиональную мобильность не как предмет самостоятельного изучения, а как предмет социальной стратификации советского общества. Профессиональную мобильность в то время определяли как готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках другой профессии или отрасли. В работах Т.И. Заславской, Р.В. Рывкиной, В.Г. Подмарковой разработана методология анализа трудовой карьеры специалиста, исследованы механизмы смены труда В работах В.Н. Шубкина, И.О. Мартынюк, В.А. Ядрова профессиональная мобильность рассматривается с позиции профессионального самоопределения выпускников, адаптации на рабочем месте, повышения квалификации, поиска работы.

Однако такая трактовка рассматриваемого понятия достаточно ограничена, т.к. не учитывает социально-экономические и культурно-исторические изменения в обществе. При определении профессиональной мобильности понятия о чисто производственных знаниях, умениях и навыках, необходимо заменить на более полную гамму знаний, умений и навыков.

В исследованиях современных ученых «профессиональная мобильность специалиста» определяется не только его способностью менять свою профессию, место и род деятельности, но и умение принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а также способностью быстро осваивать новую образовательную, профессиональную, социальную и национальную среду.

Профессиональная мобильность личности – это еще и симптом ее внутренней свободы, умение отбросить сформированные стереотипы и взглянуть на жизненную и профессиональную ситуацию по-новому, не стандартно, иногда выходя за рамки обыденного. Это под силу личности творческой, обладающей дивергентным мышлением и креативными способностями.

Проанализировав исследования ученых, следует отметить, что профессиональная мобильность рассматривается и как качество личности и как процесс, т.е. имеет двусторонний характер. Дуальность такой категории как «мобильность» характеризуется тем, что человек может быть мобильным, если он обладает определенными личностными и профессиональными качествами, но его мобильность может проявляться только в деятельности. И говорить о степени и уровню мобильности человека следует только при условии ее реализации в деятельности.

Отсюда следует, что профессиональная мобильность понятие многогранное.

Возникает закономерный вопрос, что лежит в основе этого многогранного понятия? Основой профессиональной мобильности, прежде всего, является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в области свой профессии.

В работах зарубежных ученых в основу формирования профессиональной мобильности специалиста положены «ключевые квалификации», которые выходят за пределы одной группы профессий.

Современные российские ученые значительно обогатили концепцию ключевых квалификаций, дополнив ее понятием ключевых компетенций. Ключевые квалификации отражают общепрофессиональный характер деятельности личности, т.е. профессиональную и психологическую готовность специалистов к профессии, к новациям в их профессиональной деятельности. Ключевые компетентности характеризуют межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.

Опираясь на компетентностный подход в изучении профессиональной мобильности, ученые пришли к выводу, что становление профессиональной мобильности специалиста возможно через развитие следующих компетенций:

  • Социально-коммуникативные компетенции, обеспечивающие готовность молодого специалиста к социализации в современном обществе, к работе с новыми информационными технологиями, к осуществлению своей профессиональной деятельности в неоднородных группах людей, адаптироваться к новым ситуациям.
  • Образовательные компетенции, обеспечивают готовность специалиста к научному, системному познанию мира, к овладению навыками самостоятельного освоения знаний и повышения своей квалификации, готовность специалиста поддерживать свой профессионально-творческий и социальный потенциал в условиях научно-технического прогресса, к самообразованию и самосовершенствованию.
  • Общенаучные компетенции, обеспечивают высокий уровень базовых знаний и общих знаний по профилю специальности, способность адаптироваться к изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности.
  • Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции, обеспечивают успешность ценностно-смысловой ориентации специалиста в окружающем мире, готовность и стремление познать и совершенствовать самого себя, к непрерывному самообразованию, постоянной мотивации к обучению на протяжении своей жизни.

Данные компетенции и являются основной составляющей профессиональной мобильности специалиста.

Анализируя особенности современного исторического развития (постоянные перемены, изменения, взаимопроникновение различных областей деятельности и знаний) становится понятно, что установившиеся требования к качеству специалиста не соответствует меняющимся условиям жизни и деятельности.

Современный специалист должен обладать такими качествами, как креативность мышления и быстрота принятия решений, способность к частой обучаемости и умение приспосабливаться к новым обстоятельствам, умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства. Отсюда следует, что второй составляющей профессиональной мобильности специалиста выступает его готовность к переменам.

Третьей составляющей профессиональной мобильности является активность личности. Профессиональное и личностное становление молодого специалиста осуществляется посредством его собственной активности. При этом активность выражается и как работа над преобразованием себя, так и над преобразованием окружающей действительности.

Многие ученые, изучая социально-профессиональную активность, считают, что она является показателем степени социализации личности и проявляется нее только в приспособлении личности к иным профессиональным условиям, но и направлена на их изменение. Степень изменения этих условий есть показатель активности, а, следовательно, и мобильности специалиста в профессиональной среде.

Обобщая результаты теоретических исследований, можно сделать вывод, что профессиональная мобильности по своей природе социальная, потому, что она имеет место быть, только в социальных системах, а ее успех зависит от той специальности, образовательной среды, в которой происходит становление личности специалиста-профессионала. Профессиональная мобильность специалиста выступает как результат полученного образования, с другой стороны как фактор, определяющий это образование.

Практическое исследование

Одной из задач исследования было выявление представлений студентов-выпускников о факторах жизненного успеха. Что, по их мнению, обеспечивает человеку успех в профессиональной деятельности? Какими личностными качествами должен обладать молодой специалист для достижения успеха?

В результате социологического опроса большинство респондентов – 40%, главным фактором жизненного успеха считают связи , 18% назвали хорошее образование, 28% - высокий профессионализм, 8% - творческий потенциал и по 3% - упорный труд и удачу. Как видим, упорный труд оказался в глазах наших выпускников наименее полезным фактором жизненного успеха.

А на вопрос, «Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать человек для достижения успеха?» большинство студентов, 28% выбрали профессиональную компетентность, 25,7% - целеустремленность, 23,3% - профессиональная мобильность, 14% - инициативность, 5,2% - коммуникабельность, 3,8% - предприимчивость.

Карьера выпускника начинается не в момент окончания среднего или высшего профессионального образовательного учреждения, а гораздо раньше – при выборе профессии. Как известно, на выбор профессии влияют социальные, психологические и экономические факторы. В исследовании проблемы выбора специальности приняли участие 276 первокурсников НКСЭ. Анализ результатов исследования показал, что основными факторами, определяющими выбор профессии являются социальный статус семьи: уровень образования родителей, материальная обеспеченность семьи, место работы и должность родителей. Студенты-первокурсники (технических специальностей) при выборе профессии ориентировались на мнение родителей – 48%, стоимость обучения – 14%, востребованность профессии – 28%, престижность специальности – 7% и возможность самореализации в профессиональной деятельности – 3%. Соответственно студенты-первокурсники экономических специальностей: 33% - мнение родителей, 9% - стоимость обучения, 13% - востребованность профессии, 38% - престижность, 7% - возможность самореализации. К сожалению, такие важные аспекты как возможность самореализации в профессиональной деятельности и востребованность профессии остаются «за кадром». В то же время, сегодня имеет место перенасыщение рынка труда специалистами определенных профессий, которая вызвана, с одной стороны, инерционностью системы профессиональной школы, а с другой – высокой динамичность социально-экономических процессов.

Так, по информации городской службы занятости населения г. Новороссийска, трудности в трудоустройстве испытывают бухгалтеры, юристы, менеджеры. Тем не менее, подготовка специалистов по этим направлениям не снижается, а наоборот, возрастает. Вместе с тем на рынке труда г. Новороссийска существует спрос на специалистов педагогических профессий, строительные специальности, но они сегодня не престижны. Таким образом, на Новороссийском рынке труда существует противоречие между рынком образовательных услуг и реальным сектором экономики. Для этого профессиональной школе необходимо, во-первых, формировать у абитуриентов осознанный выбор профессии; во-вторых, гибко реагировать на востребованность специалистов на рынке труда.

Однако осознанный выбор профессии будущим молодым специалистом еще не гарантирует успешности его карьеры.

В исследовании приняло участие 210 студентов выпускных групп. Студентам был предложен ряд вопросов с различными вариантами ответов. Так, на вопрос, «Правильно ли Вы поступили, выбрав данную специальность?», 76% студентов выбрали ответ «да», 3% - «нет», 21% ответили, что не думали об этом. На вопрос, «Считаете ли Вы, что колледж дал Вам необходимые знания для дальнейшего обучения по избранной специальности?», 63% ответили «да», 17% - «нет», 20% - «не думали об этом».

Важнейшим показателем эффективности профессиональной подготовки специалистов является степень удовлетворенности молодых специалистов качеством своей профессиональной подготовки. Был проведен сравнительный анализ степени удовлетворенности качеством подготовки выпускников технических и экономических специальностей, который показал, что студенты вполне удовлетворены качеством полготовки специалистов: 72% выпускников-экономистов считают качество профессиональной подготовки хорошим, 22% - удовлетворительным, 5% затрудняются с ответом и 1% - плохим. Соответственно, результаты ответов студентов технических специальностей: 78,7% - хорошее, 17% - удовлетворительное, 0,3% - плохое, 4% затрудняются с ответом.

Уточняя оценку качества профессиональной подготовки, к сожалению, только 34% студентов выпускных групп на вопрос «Достаточно ли полученных знаний для карьерного роста?» ответили утвердительно.

В ходе исследования выполнена статистическая обработка данных по трудоустройству выпускников колледжа с 2006 года. И она показала, что в 2008 г. всего 8% экономистов были трудоустроены по специальности, а около 80% продолжили обучение в высших учебных заведениях. Среди студентов технических специальностей соответственно – 52% и 40%. В 2009г. статистическая обработка показала, что картина трудоустройства несколько изменилась: трудоустроенных - 13% выпускников экономических специальностей, продолжили обучение около 70%, выпускники технических специальностей соответственно 61% и 27%.

Мы видим, что процент трудоустроившихся по специальности выпускников больше у технологов, чем у экономистов. Следовательно, технические специальности более востребованы. Проблема занятости решается за счет продолжения обучения в высших учебных заведениях.

Таким образом, возникает противоречие между рынком образовательных услуг и реальным сектором экономики.

С целью изучения активности будущих выпускников колледжа (2010 г.) в вопросах трудоустройства, нами выявлено, что 33% выпускников планируют работать по специальности, 51% - продолжить обучения, 11% планирует открыть свое дело.

Планируя трудоустройство, выпускники в первую очередь рассчитывают на помощь родственников, знакомых, друзей – 40,8%, 30% будут работать там, где проходили практику, 11% через службу занятости и объявления, 18,2% - не задумывались о способах поиска работы. Таким образом, социальные связи по-прежнему являются наиболее актуальным механизмом трудоустройства. При этом около 20% выпускников не готовы приложить какие-то усилия для поиска работы. Отсюда следует, что уровень активности выпускников в поисках работы по специальности, желания реализовать себя в профессии, низкий.

Таким образом, нами была подтверждена гипотеза и мы пришли к выводу, что профессиональная успешность зависит от профессиональной мобильности, однако, нынешние студенты колледжа недостаточно активны для самостоятельного достижения профессионального успеха.

Выводы

На основании результатов наших теоретических и практических исследований, мы пришли к выводу, что:

  1. профессиональная и социальная мобильность является механизмом адаптации личности в развивающейся России;
  2. социальные и профессиональные ориентации молодежи при выборе специальности не соответствуют реальным потребностям рынка труда;
  3. теоретическая подготовка специалистов не соответствует реальному содержанию профессиональной деятельности (высокая теоретическая подготовка и слабые практические навыки и умения выпускников);
  4. студенты выпускных групп не владеют способами поиска работы и навыками эффективной самореализации.

Опираясь на социологический подход и рассматривая профессиональную мобильность как фактор профессионального становления специалистов, необходимо иметь ввиду, что социальный субъект в процессе профессионального роста полностью или частично меняет свой профессиональный статус. Поэтому учебные заведения должны не только давать студентам профессиональное образование, но и серьезно заниматься вопросами их трудоустройства и будущей карьеры. Профессиональные образовательные учреждения призваны сформировать в адаптационной образовательной среде социальную компетентность и помочь выпускникам в адаптации к смене своего социального и профессионального статуса. Для этого необходимо включать в образовательный процесс информационные, коммуникационные и организационные компоненты. Таким образом, основными задачами профессионального образования являются: во-первых, подготовка специалистов, способных легко обучаться, быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности, заинтересованных в своем непрерывном образовании и совершенствовании; во-вторых, формирование у будущих специалистов таких личностных структур и способностей, которые позволили бы им самостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и выстраивать вектор своего карьерного роста.

Результаты исследования:

  • исследованы наиболее важные аспекты проблемы развития профессиональной и социальной мобильности будущих специалистов;
  • исследованы основные компоненты профессиональной и социальной мобильности;
  • выявлены предпосылки развития профессиональной и социальной мобильности будущих специалистов и факторы, тормозящие этот процесс;
  • проведена статистическая обработка данных по трудоустройству выпускников ФГОУ СПО «Новороссийский колледж строительства и экономики»;
  • проведен социологический опрос студентов колледжа;
  • выполнено анкетирование студентов выпускных групп и первокурсников колледжа.

Практическое применение исследований:

  • результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе регулирования образовательно-профессиональной подготовки специалистов среднего профессионального образования;
  • результаты исследования могут представлять интерес для психологов и педагогов, работающих в школах, лицеях, колледжах и осуществляющих проф.ориентационную работу;
  • создание на базе Новороссийского колледжа строительства и экономики студенческого Центра трудоустройства выпускников.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Динамика трудоустройства

выпускников по специальности

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Анкета Степень удовлетворенности выпускников качеством профессиональной подготовки в колледже»

  1. При выборе специальности вы ориентировались:
  1. на мнение родителей;
  2. на мнение друзей;
  3. престижность профессии;
  4. стоимость обучения;
  5. престижность учебного заведения;
  6. другое (указать что)
  1. Правильно ли вы поступили, выбрав профессию…?
  1. нет;
  2. не задумывался.
  1. Дайте оценку качества подготовки специалистов в колледже:
  1. хорошая;
  2. удовлетворительная;
  3. плохая;
  4. затрудняюсь ответить.
  1. Ощущаете ли вы недостаток профессиональных знаний, полученных в колледже по специальности…?
  1. ощущаю;
  2. не ощущаю;
  3. ощущаю в некоторых случаях;
  4. полученных знаний явно недостаточно.
  1. Достаточно ли вам профессиональных знаний, полученных в колледже по специальности … для карьерного роста?
  1. нет;
  2. не задумывался.
  1. Считаете ли вы, что колледж дал вам необходимые знания для поступления в ВУЗ по избранной специальности?
  1. нет;
  2. не задумывался.
  1. По окончании колледжа вы:
  1. продолжите обучение в ВУЗе;
  2. будете работать по специальности;
  3. откроете свое дело;
  4. другое (указать что).
  1. Определились ли вы с местом работы?
  1. нет;
  2. не задумывался.
  1. Как вы планируете решить проблему трудоустройства?
  1. рассчитываю на родителей, друзей, знакомых;
  2. через службу занятости;
  3. буду работать там, что проходил практику;
  4. через объявления.
  1. Что, по Вашему мнению, обеспечивает успех в профессиональной деятельности?
  1. высокий профессионализм;
  2. упорный труд;
  3. хорошее образование;
  4. творческий потенциал;
  5. удача;
  6. связи.
  1. Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать человек для достижения успеха?
  1. профессиональная компетентность;
  2. профессиональная мобильность;
  3. коммуникабельность;
  4. предприимчивость;
  5. целеустремленность;
  6. инициативность.

Список использованной литературы

  1. Вейлланд Д. Компетентностный подход в правовом образовании. // Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, М., 2002.
  2. Дворецкая Ю.Ю. Система ценностных ориентаций личности, сменивший профессию // Человек. Сообщество. Управление. Спецвыпуск. Краснодар, 2006. №2.
  3. Горюнова Л.В. Событийность как предпосылка проявления мобильности человека = Л.В. Горюнова // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика». – 2006. – №1.

Рабочая сила в России - одна из самых образованных в мире, особенно если сравнивать ее со странами, имеющими сопоставимый уровень дохода на душу населения. Однако для того, чтобы нам в полной мере использовать этот потенциал, нужно повысить профессиональную мобильность рабочей силы. В современном мире нужны не просто образованные работники, а работники, могущие и желающие учиться и приспосабливаться к новым условиям. Профессиональная мобильность является, пожалуй, даже большей проблемой для России, чем географическая. В нашей стране достаточно хорошо развита система школьного и высшего образования, но не система повышения квалификации и переквалификации. В результате наш рынок труда достаточно инертен и не способствует быстрой реструктуризации экономики. Единственное исключение - это переход на работы, не требующие серьезной профессиональной подготовки, скажем, в челночную торговлю.

Повышение профессиональной мобильности необходимо России не только для того, чтобы преодолеть негативный эффект от реструктуризации экономики, но и для того, чтобы успешно развиваться в будущем. Как мы уже отмечали выше, современный мир очень динамичен, новые сферы деятельности возникает очень часто, а технический прогресс почти полностью меняет представление об условиях труда в старых отраслях. В результате, даже на протяжении жизни одного поколения, могут происходить серьезнейшие структурные перестройки экономики. Поэтому надо быть готовым к тому, что полученного первоначального образования будет недостаточно, и придется на протяжении жизни постоянно доучиваться и переучиваться. В современной глобальной экономике, чтобы не отставать от конкурентов, недостаточно идти - нужно бежать, а чтобы перегонять их, необходимо бежать очень быстро. Те страны, в которых профессиональная мобильность рабочей силы высока, могут быстро развиваться, не испытывая продолжительных экономических катаклизмов, тогда как в более инертных странах возможны серьезные задержки и отставания в развитии в случае недостаточной мобильности трудовых ресурсов.

В качестве примера можно привести опыт штата Массачусеттс США и опыт Валонии - французской части Бельгии. В конце 60х годов, Массачусеттс столкнулся с проблемой необходимости серьезной структурной перестройки своей экономики, поскольку традиционная для этого штата отрасль - обувная, перестала быть конкурентоспособной. Эта проблема была успешно решена за счет использования научного потенциала штата, в котором находятся два ведущих американских университета - Гарвард и Массачусеттский Технологический Институт. В результате, в 90е годы Массачусеттс стал одним из наиболее успешных американских штатов, второй Силиконовой долиной, с очень высоким уровнем жизни и рекордно низким уровнем безработицы - чуть больше 1%. С подобными же проблемами в послевоенные годы столкнулась и Валония, где неконкурентоспособными стали традиционные металлургические отрасли. Однако, из-за невысокой профессиональной мобильности населения, Валония не смогла быстро перестроиться, сталкивается сейчас с серьезными экономическими проблемами и даже отстала от традиционно менее развитой голландской части Бельгии - Фландрии.

Существенный вклад в рост профессиональной мобильности внесет реализуемая в настоящее время реформа образования. Стратегия правительства вполне адекватна, Единственный недостаток стратегии реформы - ее изолированность. Необходимо увязать профессиональную мобильность с географической, например, выдавать ваучеры (ГИФО) на образование, которые работники, покидающие депрессивные регионы, могут использовать для оплаты своего переобучения. нужно только ускорить ее выполнение. В данном вопросе промедление смерти подобно - Россия может оказаться по ту сторону расширяющегося цифрового водораздела. Главное - это изменить восприятие образования как отрасли социальной сферы и рассматривать ее как отрасль производства знаний . Конечно, образование - необычная отрасль, в ней существенна экономия от масштаба и специализации, ее продукт характеризуется внешними эффектами, в ней крайне важна сертификация качества. Поэтому образование необходимо регулировать, но именно как производственную отрасль: налогами, мониторингом качества, контролем над консолидацией и обеспечением разумной конкуренции, обеспечением равных прав всех образовательных предприятий независимо от источника финансирования и формы собственности, введением современных структур корпоративного управления в государственных учебных заведениях.

Профессиональная мобильность должна иметь серьезную информационную поддержку, а значит, опираться на информационную мобильность. Обеспечение широкого доступа к интернету существенно изменит спрос на образовательные услуги: люди будут более полно представлять себе свои возможности и потребности. Развитие географической мобильности сделает профессиональную мобильность более эффективной (так как промышленность географически концентрированна, получение образования и смена специальности очень часто сопряжены с переездом). Именно недостатком информационной и профессиональной мобильности объясняется в первую очередь то, что, несмотря на сильную образовательную систему, показатель отдачи от образования в России чрезвычайно низок. В развитых странах, каждый дополнительный год образования дает при прочих равных увеличение зарплаты на 10% (США), в успешных переходных экономиках (Чехия) этот показатель после падения в начале реформ уже увеличился до 7% и продолжает расти. В России он по-прежнему остается на уровне 4%. Однако, одной только мобильности трудовых ресурсов недостаточно - трудовая мобильность должна опираться на корпоративную мобильность и мобильность капитала.