Планирование карьеры. Построение карьеры. Внутренние карьерные ресурсы Планирование и развитие карьеры


Люди работают: Чтобы разбогатеть Чтобы содержать семью Потому что хотят применить свои способности для общей пользы Чтобы потом хорошо отдохнуть, повеселиться Потому что им нравится работать Потому что видят в этом смысл жизни Потому что работа удовлетворяет их потребность в саморазвитии






Карьера – это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу, к определённой должности. Два вида карьеры: - горизонтальная: рост профессионального мастерства - вертикальная: рост в должности


Профессионал: Обладает специальными знаниями и навыками в своей предметной области; Владеет информацией, умеет её собирать и правильно использовать; Знает своих коллег, завоёвывает себе соответствующую репутацию, поддерживает отношения с коллегами и работодателями; Владеет основами менеджмента и самоменеджмента, т.е. умеет организовать свою работу и работу других; Владеет искусством делового общения Профессионализм – это владение набором личностных характеристик, необходимых для успешного выполнения работы.







Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7» с углубленным изучением отдельных предметов Городского округа Стрежевой

Утверждено: Согласовано:

Директор МОУ «СОШ № 7» Зам. Директора по УВР

Портнова Г.П. Осинская Н.Н.

______________________ ______________________

«___»_______________2015 «___»_______________2015

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ»

Ступень обучения: 2

Класс: 9 классы

Срок реализации: 1 год

Примерная программа: развернутое тематическое планирование составлено на основе программ Н.Р.Огневой, Симоненко Л.А, Резапкиной Г.В.

Составитель: Коломиец Ю.Г.

Педагог-психолог МОУ « C ОШ№ 7»

г. Стрежевой - 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс……………………………………………………………............3

    Пояснительная записка

    Актуальность

    Практическая значимость

    Вид программы

Цель и задачи программы……………………………………………………………………3

Отличительные особенности программы…………………………………………….……4

    Базовые теоретические идеи.

    Ключевые понятия

    Этапы реализации, их обоснование и связь

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа…………….4

    Возраст детей и их психологические особенности

    Особенности набора

    Число обучающихся по годам обучения

    Режим занятий: общее количество часов в год, число часов

и занятий в неделю, периодичность занятий

    Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Уровень результатов работы по программе……………………………………………….5

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей……………………5

Ресурсное обеспечение программы………………………………………………………....5

    Кадровое

    Материально-техническое.

    Краткий перечень оборудования, инструментов, материалов

    Финансовое

    Информационно-методическое (пособия, методическая

литература и т.п., интернет)

Содержание программы……………………………………………………………………...6

Список литературы…………………………………………………………………………6-7

    Литература, используемая педагогом для разработки

программы и организации образовательного процесса

Учебно-тематический план………………………………………………………………..7-8

Приложение: Анкета готовности к профессиональному самоопределение «Путь в профессию»………………………………………………………………………………..9-11

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Актуальность

С 2006/2007 учебного года начался период перехода на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации и соответственно с 2005/2006 учебного года – введение предпрофильной подготовки в 9 классах. На сегодняшний день по данным социологических исследований каждый третий подросток покидает школу, не имея представления о том, кем он будет работать, второй после окончания ВУЗа работает не по специальности.

    Практическая значимость

Элективный курс «Планирование карьеры» помогает учащимся 9 классов определиться с выбором будущей профессии посредством самодиагностики своих профессиональных способностей, склонностей, ценностей. На основе полученных знаний обучающиеся на уроках проводят самоанализ собственной профпригодности к той или иной сфере профессиональной деятельности. Посредством современных методик и технологий учатся строить, планировать и прогнозировать траекторию своего личного профессионального плана. Полученные знания позволяют сформировать осознанное и адекватное представление о себе как о субъекте будущей трудовой деятельности. Все перечисленное формирует у старшеклассников высокий уровень готовность к профессиональному самоопределению, которое в свою очередь обеспечивает уверенность в себе и своих силах.

    Связь с уже существующими по данному направлению программами

Программа представляет собой углубленный модуль курса «Основы социализации личности». Помимо этого, элективный курс «Планирование карьеры» (как психологический) тесно связан с такими школьными предметами как история, обществознание, биологией, литературой и русским языком.

    Вид программы

Программа является коррекционно-развивающей и общеобразовательной, поскольку дети получают навыки профессионального самоопределения, а также базовые психологические знания о профессиональных способностях, склонностях, ценностях и т.д., которые помогают успешному планированию своей профессиональной карьеры.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цели курса:

1) Формирование психолого-педагогический условий для осознанного и адекватного выбора будущей траектории профиля обучения.

2) Актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения, включающего в себя получение знаний о себе как о субъекте выбирающего профессию и мире профессий.

Задачи курса:

    Повышение психологической компетентности обучающихся за счет развития уровня профессионального самосознания, определения профессиональной позиции в жизни.

    Формирования адекватного оценивания себя и своих способностей и склонностей к той или иной профессии.

    Формирование готовности к профессиональному самоопределению (информационному, эмоциональному, волевому).

    Развитие навыков построения профессиональной карьеры.

    Развитие у обучающихся готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

    Базовые теоретические идеи

Программа элективного курса «Планирование карьеры» основана на идеях таких известных психологов: Климова, Пряжникова, Борейши, Холланда, Йовайши.

    Ключевые понятия.

Карьера – это сложное и многообразное явление, которое имеет несколько разновидностей. Принято различать административную (управленческую) и профессиональную карьеру, а также вертикальную и горизонтальную карьеру.

Самоопределение – процесс развития человека.

Профессиональное самоопределение – определение критериев профессионализма.

Успех – ощущение счастья, удачливости, везения, гармонии, спокойствия жизни в целом.

    Этапы реализации, их обоснование и связь.

Программа элективного курса «Планирование карьеры» состоит из 2-х учебных разделов:

    Секреты выбора профессии и карьеры (программа экспресс - диагностики Г.В. Резапкиной).

    Профессиональный успех и карьера (продолжение курса «Основы социализации личности»).

Учебный раздел «Секреты выбора профессии и карьеры» предназначен для актуализации процесса профессионального самоопределения, развития навыков самопознания, совершенствования и психокоррекции профессионального выбора и готовности к профессиональному самоопределению. Профессиональное самоопределение возможно только на основе глубокого изучения своих интересов, возможностей, качеств характера и т.д. данный раздел оснащен обширным психодиагностическим материалом, который анализируют и с которым работают сами обучающиеся под руководством педагога-психолога.

Раздел «Профессиональный успех и карьера» предназначен для развития и совершенствования навыков планирования своей профессиональной карьеры. Данный раздел включает развивающие игры «в профессию». Игровые занятия, способствующие развитию личности обучающихся, построены с целью оказания им психологической помощи в выборе будущей профессии и в целом направлены на развитие умения строить жизненную перспективу.

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА

    Возраст детей, их психологические особенности

Программа адресована для учащихся 9-х классов в возрасте от 15 до 16 лет. Потребность в самопознании, самопонимании является особо актуальной для подростков, поскольку в этот период наблюдается кризис рефлексии сопутствующий этому кризису поиск ответов на вопросы о самом себе, жизненном смысле, перспективах собственного развития и самоопределения (личностного, профессионального, социального, семейного и жизненного). В 9 классе возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Дети чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе из-за этого переживают страх, сильное волнение. Главным образом, такое повышение тревожности вызвано особым положением выпускного класса, предстоящими экзаменами, отбором в 10 класс и, возможно, началом нового жизненного пути.

    Особенности набора детей на курс

Элективный курс «Планирование карьеры» является углублением в области спихологических знаний и коррекциооно-развивающим. Набор детей осуществляется по желанию, т.е. формируются группы. Также данный элективный курс предлагается учащимся из других школ. По окончании курса ставиться зачет.

    Число обучающихся по годам обучения.

Максимальное число детей в группе – до 20 человек. Группы набираются каждую четверть.

    Режим занятий: общее количество часов в год, число часов и занятий в неделю, периодичность занятий.

Количество занятий в год – 64 часа. Общее количество занятий в четверть – 16 часов. В неделю – 2 часа. Периодичность занятий – 1 раз в неделю.занятия проводятся каждую пятницу. Время проведения занятий – 40 минут.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Обучающиеся владеют :

    Навыками построения и планирования профессиональной карьеры.

    приемами самопознания и самосовершенствования.

Обучающиеся умеют :

    определять свои способности,

    соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку,

    строить стратегию своего будущего.

У обучающихся 9 классов сформированы :

    представления о своем личностном и профессиорнальном потенциале,

    профессиональная стратегия дальнейшего развития .

Результаты обучения проверяются с помощью методов тестирования и анкетирования.

УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Уровень результатов работы оценивается с помощью анкетирования и тестирования показателей готовности к профессиональному самоопределению следующим образом:

1 уровень – высокий (высоко сформированы)

2 уровень – средний (достаточно сформированы)

3 уровень – низкий (слабо сформированы)

СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Достигнутые результаты и их динамика проверяются при помощи диагностической методики 2 раза в четверть: в начале и в конце курса. Для сбора и анализа результативности элективного курса используется анкета «Путь в профессию», целью которой является определение готовности к профессиональному самоопределению (информационной, эмоциональной, волевой).

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

В ходе работы с обучающимися предусмотрено использование современных психологических методик (диагностические, проективные, развивающие, игровые, арт-терапевтические и т.д.).

В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, индивидуальные и групповые беседы, диалог, дискуссия, метод проблемного обучения, профориентационные игры и упражнения, практические занятия, метод конкретных ситуаций.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    Кадровое

Реализация программы реализуется педагогом-психологом, курирующим начальную школу.

    Материально-техническое

Реализация программы осуществляется в обычном кабинете школы с достаточной площадью. Кабинет должен быть оснащен ученическими партами, стульями.

    Краткий перечень оборудования, инструментов, материалов.

Для демонстрации обучающих видеофильмов слайдовых презентаций кабинет должен быть оснащен интерактивной доской, проектором, компьютером, музыкальным проигрывателем. Дидактическим и раздаточным материалом, тетрадями для записей, бумагой формата А4, ватманами, канцелярскими принадлежностями.

    Финансовое

Финансовое обеспечение реализуется администрацией школы, но часть материалов (методические пособия, книги, канцелярию на практике психолог приобретает на собственные средства).

    Информационно-методическое

Выход в интернет, современные, разработанные УМК – учебно-методические комплекты, включающие в себя: рабочие тетради, методические пособия, дидактический материал.

Литература для учителя.

    Арефьев. И.П. Технология. Профориентация: Тесты.- М,2005.

    Борейша В.Б. Курс «Планирование карьеры», «Альфаплан 2015». Комплект материалов для преподавателя.

    Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. //Вопр. психол. № 1, 2001. стр.57 – 66.

    Методические материалы для психолога-профконсультанта. Под общей редакцией О.И. Шендель, Томск.-2004.

    Психологическое сопровождение выбора профессию научно-методическое пособие. Под редакцией Л.М. Митиной, М.-2003г.

    Экспресс - игры по профориентации. Вып.1: Сборник развивающих и активизирующих игр и упражнений по профориентации. – ТОЦРОМиППН. – Томск, 2004.

Литература для учащихся

Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.- М.: Генезис, 2005.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ» 9 КЛАСС

Тема урока

Кол-во часов

Дата (сроки)

Используемый ресурс/содержание

Вид контроля

Раздел 1. СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И КАРЬЕРЫ (8 часов).

1

Знакомство. Введение в элективный курс «Планирование карьеры».

1 час

сент

Упражнение «Снежный ком», игра «Автопортрет»

Записи в тетрадях. Анкета «Путь в профессию»

2

В мир профессии «по компасу» (продолжение)

1 час

сент

Лекция, обсуждение, тест Дж. Голланда Упражнение «Визитка», дискуссия

Выполнение упражнений

3

Знакомство с миров профессий

1 час

сент

Лекция, обсуждение, профориентационая игра «Или-или» Климова, тест «Цвет и профессия»

Записи в тетрадях

4

Знакомство с миром профессий (продолжение)

1 час

сент

Упражнение «Молекула профессионального будущего», обсуждение

Выполнение упражнения в тетрадях

5

Здоровье и профессия

1 час

сент

Лекция, тест «Вегетативная лабильность», обсуждение

Записи, выполнение теста

6

Медицинские противопоказания

1 час

сент

Упражнение «Профессия и здоровье»

Выполнение упражнения

7

Знания и карьера

1 час

сент

Мини-лекция, тест «Эрудит», упражнение «Реклама профиля»

Записи, тестирование

8

Тип мышления и профессия

1 час

сент

Лекция, обсуждение, тест «Тип мышления»

Записи, тестирование

Раздел 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ И КАРЬЕРА (8 часов).

9

Внутренние ресурсы успешной карьеры

1 час

окт

Лекция, обсуждение, тест «Социальный интеллект»

Записи, тестирование

10

Внутренние ресурсы успешной карьеры (продолжение)

1 час

окт

Тесты «Трудно ли вас вывести из равновесия?», «Решительный ли вы?», «Подвержены ли вы стрессу?», «Ваше отношение к карьере»

Выполнение тестов в тетрадях

11

Ценности как основание личной и профессиональной стратегии

1 час

окт

Мини-лекция, обсуждение, упражнения: «Донорское сердце», упражнение «Колесо жизни»,

Записи, выполнение упражнений

12

Ценности как основание личной и профессиональной стратегии (продолжение)

1 час

окт

Арт-методика «Мой герб», упражнение «Миллион долларов»

Выполнение упражнений

13

Цели как основание личной и профессиональной стратегии

1 час

окт

Упражнения: «Линия жизни», «Что есть цель?»,

«Техника целеполагания», «4 цели»

14

Цели как основание личной и профессиональной стратегии (продолжение)

1 час

Окт

Упражнения «Ресурсы для успеха», «План достижения цели», «Радуга»

Выполнение упражнений в тетрадях

15

Итоговое занятие. Защита проектов «Мой план карьеры».

1 час

Окт

Методика «ЛПП»

(сл. презентации)

Выполнение зачетного задания

16

Итоговое занятие. Зачет.

1 час

Окт

Упражнение «Чемодан»

Анкета «Путь в профессию»

Итоговая диагностика.

Анкета обратной связи

Приложение: Анкета готовности к профессиональному самоопределению

«Путь в профессию».

Дорогой друг! Выбор профиля обучения по профессии – дело не простое. Необходимо разобраться в своих способностях и склонностях, познакомиться с интересующими профессиями, научиться отстаивать свою точку зрения. Нам важно знать, как ты осуществляешь свой выбор. Предлагаем тебе ответить на вопросы.

    Информационная готовность (знание мира профессий)

    Знаешь ли ты, какие профессии востребованы сегодня на рынке труда?

    Да, знаю.

Могу перечислить эти профессии______________________________________

Какие профессии тебя интересуют______________________________________

    Знаю, но очень мало.

    Практически ничего не знаю.

    Можешь ли ты сейчас определить, к какому типу относится интересующая тебя профессия?

    Профессия предполагает работу:

    с людьми

    с техникой

    знаками, формулами, языками

    с живой природой

    с искусством, творчеством

    Затрудняюсь ответить

    Никогда не думал об этом

    Что ты знаешь о предполагаемой профессии?

    У меня достаточно глубокие знания:

    Требования к данной профессии

    Требования к уровню образования

    Виды работ, выполняемые специалистом на данном рабочем месте

    Знаю только внешнюю сторону профессии:

    • Условия работы

      Уровень оплаты труда

    Практически ничего не знаю о профессии

    Какими источниками о профессиях ты пользуешься?

    Мои источники информации достаточно обширны:

    Справочники, энциклопедии, буклеты

    Периодические издания: газеты, журналы

    Интернет

    Профессиограммы

    Беседы со специалистами, работающими по той или иной профессии

    Консультации психолога, профконсультанта

    Я получаю нужную мне информацию от людей из моего окружения:

    Беседы с родителями, родственниками

    Беседы с друзьями, знакомыми

    Беседы с учителями

    Никакими источниками информации я не пользуюсь

    Волевая готовность (самостоятельность выбора профиля, уровень действования и планирования)

    В сегодняшней ситуации про себя могу сказать:

    Да, я могу принять решение о том, какой профиль обучения выбрать, и могу обосновать свой выбор.

    Я могу принять такое решение только при чье-либо поддержке, но обосновать свой выбор не могу.

    Мне достаточно сложно принять такое решение и тем более обосновать его.

    С каким утверждением ты полностью согласен:

    Мой выбор сферы деятельности достаточно хорошо спланирован, продуманы все шаги к достижению цели и запасные варианты выбора и я с легкостью могу их перечислить: 1)________2)________3)______ Запасные варианты:______________

    Мой выбор сферы деятельности спланирован, но не все мои шаги (действия) хорошо продуманы, нет запасных вариантов выбора

    У меня нет четкого плана выбора сферы деятельности

    Знаешь ли ты, что такое «портфолио»?

    Да, знаю. Могу перечислить основные требования к его составлению___________

    Знаю лишь в общих чертах

    Не знаю

    Можешь ли ты защитить свой планируемый профиль перед приемной комиссией?

    Да, смогу

    Вряд ли смогу

    Нет, не смогу

    Эмоциональная готовность (социальное самочувствие в ситуации выбора)

    Я испытываю положительные эмоции, когда начинаю представлять свое профессиональное будущее.

    Иногда у меня возникает чувство тревоги, когда я представляю свое профессиональное будущее.

    Когда я пытаюсь представить свое профессиональное будущее, меня охватывают отрицательные эмоции (страх, раздражение, тоска и т.п.).

    Знание себя (соответствие)

    Задумываешься ли ты, к овладению какой профессией у тебя есть способности?

    Да, я думаю об этом

    Лишь, тогда, когда заходит об этом разговор

    Нет, никогда не задумывался

    Как ты считаешь, насколько твои качества, способности соответствуют предполагаемой профессии?

    Полностью соответствует

    Скорее соответствуют

    Не знаю

    Выбери одно утверждение, с которым ты полностью согласен:

    Я достаточно хорошо знаю свои недостатки и достоинства и, исходя из них, я выбрал свой профиль

    Я не всегда учитываю свои особенности

    Я считаю, что необязательно учитывать свои особенности при выборе профессии

    Выбери одно утверждение, с которым ты полностью согласен:

    При выборе профиля нужно учитывать как свой талант, так и востребованность будущей профессии

    Я считаю, что очень важно выбрать профиль, который поможет выбрать профессии которые тебе близки

    При выборе профессии нужно ориентироваться только на престижность данной профессии, и ее востребованность

Обработка и интерпретация данных мониторинга готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Перед обработкой данных все ответы переводятся в баллы:

Вариант a - 2 балла, вариант b – 1 балл, вариант c – 0 баллов

Параметр готовности

вопросов

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Информационная

1-4

7-8 баллов

4-6 баллов

0-3 баллов

Волевая

5-8

7-8 баллов

4-6 баллов

0-3 баллов

Эмоциональная

2 балла

1 балл

0 баллов

Соответствие способностей и выбираемого профиля

10-13

7-8 баллов

4-6 баллов

0-3 баллов

Общий уровень готовности к профилю

1-13

20-26

13-19

0-12

ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ

Планирование карьеры использует всю информацию, которую дают проводимые организацией оценки требований, оценки показателей труда и потенциала, планы преемственности руководства, и переводит ее на язык индивидуальных программ карьерного роста и общих мероприятий по повышению квалификации руководителей, консультирования по вопросам развития карьеры и наставнической деятельности.

РИСУНОК 26.5

Система развития карьеры в диапазоне компетенции

Можно определить развитие карьеры в терминах того, что люди должны знать и уметь делать, чтобы выполнять работу на более высоком уровне ответственности или вносить больший вклад. Эти уровни можно описать как диапазон компетентности. Для каждой зоны требуется определить опыт и подготовку, необходимые для достижения данного уровня компетенции. На основе этого создается карта карьеры человека, включающая «целевые точки» (рис. 26.5). Работников следует проинформировать о том, какого уровня компетенции они должны достичь, чтобы сделать успешную карьеру. Это поможет им планировать собственное развитие, хотя следует обеспечить им поддержку и руководство со стороны начальства, специалистов по ЧР и, если они есть, консультантов по повышению квалификации руководителей или наставников. При необходимости сотрудникам можно предоставить дополнительный опыт и обучение, но важно дать ясно понять, что сотрудники сами должны делать, если хотят продвигаться вверх по карьерной лестнице в организации.

Система оплаты по семейству работ, подробно описанная в гл. 46, может определить уровни компетенции для каждого семейства работ и показать пути развития карьеры внутри семейств или от одного семейства к другому (рис. 26.6).

РИСУНОК 26.6

Пути развития карьеры в структуре семейств работы

Формальное планирование карьеры по этим линиям – это идеальный случай, однако, как отмечают Гирш с соавторами (2000), наметился сдвиг от управляемого развития карьеры к более открытым внутренним рынкам рабочих мест. Процесс подачи заявления о приеме на работу внутри своей же организации стал основным способом, посредством которого менеджеры делают карьеру.

Из книги Психология инвестиций [Как перестать делать глупости со своими деньгами] автора Ричардс Карл

Планирование жизни vs. финансовое планирование Последние несколько лет в наши разговоры о политике – как в средствах массовой информации, так и за столиками кафе – стали вклиниваться рассуждения о деньгах, что ведет к необходимости затрагивать все более сложные вопросы.

Из книги Менеджмент. Шпаргалка автора Дружинина Н Г

21 ПОНЯТИЕ КАРЬЕРЫ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ТИПОВЫЕ МОДЕЛИ Карьера – это продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью, продвижение вперед по однажды

Из книги Нет мотива - нет работы. Мотивация у нас и у них автора Снежинская Марина

10.5. Развитие карьеры Развитие карьеры зависит прежде всего от самого сотрудника. При этом необходимо иметь в виду набор условий, делающих это возможным: 1) результаты работы в занимаемой должности. Успешное выполнение должностных обязанностей является важнейшей

Из книги Путь камикадзе [Смертельный марш] автора Йордон Эдвард

1.4.5 Возможность будущей карьеры Как было сказано выше, бывают ситуации, когда «приглашение» участвовать в безнадёжном проекте сопряжено с опасностью поставить будущее продвижение по службе в зависимость от успеха проекта и того признания, которое он получит. Зачастую

Из книги На пике возможностей. Правила эффективности профессионалов автора Поузен Роберт

Начало карьеры Идеальный вариант – любимая работа, с которой вы отлично справляетесь, при этом зарабатывая много денег. Реальный – получать приличные деньги за ту работу, которую вам предложат.К сожалению, найти любимую и одновременно высокооплачиваемую работу очень

Из книги Ctrl Alt Delete. Перезагрузите свой бизнес и карьеру, пока еще не поздно автора Джоэл Митч

Выбор карьеры в условиях перезагрузки Сравните рассказанную выше вымышленную историю с реальной историей моей хорошей знакомой. Она никогда не могла понять, чем ей хочется заниматься. У нее не было ярко выраженных предпочтений или талантов в какой-либо области. На

автора Армстронг Майкл

ПЛАНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА Планирование человеческих ресурсов должно составлять неотъемлемую часть планирования бизнеса. Стратегическое планирование необходимо для определения того, какие изменения будут произведены в объемах и видах

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

ДИНАМИКА КАРЬЕРЫ Планирование карьеры должно основываться на понимании динамики карьеры. Она описывает то, как развивается карьера, – те пути, которыми люди либо поднимаются вверх по карьерной лестнице, когда их продвигают, или расширяя и обогащая свои роли и беря на

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

СТРУКТУРА СЕМЕЙСТВ ВИДОВ КАРЬЕРЫ Структура семейств видов карьеры, как показано на рис. 46.6, напоминает структуру семейств видов работ тем, что существует некоторое количество разных семейств. Различие же состоит в том, что в семействе видов карьеры работы на уровнях,

Из книги Кризис – это возможность. 10 стратегий, которые позволят вам процветать в эпоху перемен автора Стейнберг Скотт

Восемь принципов новой карьеры Осознавая, что карьера уже не может быть линейной и предсказуемой, мы должны быть гибче и дальновиднее, когда делаем тот или иной выбор. Следующие принципы помогут вам развернуть ситуацию в свою пользу:1. Достаточно хорошо больше

Из книги Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту автора Никерсон Пэт

Накопление последствий для карьеры Независимо от того, внутренние или внешние у нас «клиенты», мы должны быть осторожны: они применят более строгие наказания за проволочки и задержки, чем за честные ошибки или исправимые упущения в отношении качества.Почему? Потому что

Из книги Управление отделом продаж автора Петров Константин Николаевич

Этапы карьеры и мотивация торгового персонала Как уже упоминалось, отношение работников к выполнению поставленных задач и получению соответствующего вознаграждения меняется по мере их карьерного роста.Карьеру продавца можно разделить на четыре

Из книги Джек. Мои годы в GE автора Бирн Джон

автора Ситкинс Патрик

Начало карьеры Управление восприятиемРанние этапы профессиональной деятельности сравнимы с водоворотом. Втянутые в незнакомую вам стихию, вы должны понять, что представляет собой организационная культура вашей компании и какие усилия вы должны предпринять, чтобы

Из книги Личный бренд. Позаботьтесь о вашей репутации прежде, чем это сделают другие автора Ситкинс Патрик

Конец карьеры «Давай, бабуля!»По словам одного моего хорошего знакомого, каждый раз, когда его бабушка размещает посты в социальных сетях, он испытывает самые негативные эмоции. «Она считает, что беседует с подругами у себя на кухне, и не осознаёт, что на самом деле все

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

Варианты карьеры для интровертов В какой мере нынешняя профессия соответствует типу вашей личности? На работе вам приходится все время пребывать в состоянии полной готовности или бывает достаточно пауз, спокойного времени, когда можно привести в порядок мысли?

Планирование служебной карьеры осуществляется исходя из результатов оценки потенциала и индивидуального вклада, возраста работников, производственного стажа, квалификации и наличия вакантных рабочих мест (должностей).

Главной задачей планирования и реализации карьеры является выполнение ряда конкретных задач, а именно:

    увязать цели организации и отдельного сотрудника

    планировать карьеру конкретного сотрудника с учетом его специфических потребностей и ситуаций

    устранять «карьерные тупики», в которых нет возможностей для развития сотрудников

    повышать качество процесса планирования карьеры

    формировать наглядные и воспринимаемые критерии служебного роста, используемыев конкретных карьерных решениях

    изучать карьерный потенциал сотрудников

    определять пути служебного роста, которые помогут удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.

Планирование карьеры руководителей и специалистов – составная часть кадровой политики фирмы, которая органически входит в систему работы с резервом кадров, обеспечивая развитие личности работников, решение стратегических,инновационных,производственно-технических, управленческих и социальных задач.

Первый шаг в планировании карьеры – это выяснение интересов, склонностей, возможностей и навыков личности.

Для успешного развития карьеры недостаточно одних пожеланий сотрудника, даже если они принимают форму хорошо продуманного плана. Для продвижения по иерархической лестнице необходимы профессиональные навыки, знания, опыт, настойчивость и определенный элемент везения.

При планировании и построении карьеры могут использоваться различные методы.

Методы планирования карьеры:

1.Индивидуальное консультирование;

2. Групповая сессия;

3. Ротация по службе;

4. Самооценка;

5. Профессиональная поддержка

Наиболее широко применяется неформальное индивидуальное консультирование. Применяемые формальные подходы, такие как специальные семинары, различные формы самооценки, не так широко распространены.

Индивидуальное консультирование, включающее применения тестов, интервьюирование, а затем последовательную проработку консультантом отдельных вариантов карьеры. Основные цели работы консультантов по должностному продвижению связаны с планированием карьеры руководителей и реализацией этих планов. Консультирование помогает в определении карьерных целей и способов их достижения с учетом организационных, технологических, социальных и иных особенностей компании, планирования карьеры и разработке мероприятий, направленных на реализацию планов. Немаловажная помощь оказывается в освоении техники принятия решений, связанных с увеличением количества альтернативных вариантов карьеры, за счет усвоения дополнительных знаний и навыков, формирования готовности к изменениям содержания труда. Консультанты оказывают помощь руководителям в совершенствовании самоконтроля в формировании у них уверенности в себе, поведения, ориентированного на соблюдение норм, правил, процедур, принятых в данной компании.

Основными результатами персонального консультирования по проблемам индивидуальной управленческой деятельности являются:

    целенаправленное изменение структуры деятельности, методов и способов взаимодействия с подчиненными и организационного взаимодействия;

    адаптация руководителей к временным требованиям;

    выявление наиболее «узких мест» в деятельности и организационных шагов, позволяющих скомпенсировать индивидуальные особенности и т.п.

Выделяются несколько этапов консультирования по проблемам управленческой карьеры:

    оценка знаний, умений и навыков руководителя. Анализ особенностей его управленческой деятельности. Психодиагностика.

    Оценка потребностей в управленческих кадрах, системного окружения. Анализ статистических закономерностей построения карьеры в данной отрасли производства, организации. Прогноз изменения среды.

    Анализ карьерных устремлений руководителя и установления конечной цели данного временного отрезка

    Определение необходимых мероприятий (обучение, подготовка, перемещения и т.д.) с учетом имеющихся ресурсов и промежуточных уровней иерархии системы управления.

    Контроль и коррекция выполнения плана

Положительные результаты консультирования могут быть достигнуты при наличии двух условий: определенных предварительных исследований и заинтересованности руководителей в том, чтобы активно использовать полученную информацию, следовать рекомендациям консультантов. Основой консультаций по проблемам управленческой деятельности или планированию карьеры являются психологические, социальные, экономические исследования, статистический анализ, которые позволяют собрать и обобщить информацию об особенностях становления руководителя, его проблемах. Анализ биографических данных позволяет выявить критические моменты в его формировании, психодиагностические методы – оценить личностные особенности.

Выделяются несколько видов консультирования по проблемам управленческого пути.

Первый вид – пассивное консультирование. Руководитель хочет высказаться по наиболее важным для него проблемам управленческой деятельности, ищет сочувствия, признания, поддержки. Консультации в этом случае проходят в форме монолога руководителя. Роль консультанта сводится к активному слушанию. Высокая эффективность пассивного консультирования достигается за счет снятия напряжения, осознания руководителями собственных целей, проблем и ограничений, стимулирования саморазвития.

Вторым видом консультирования является целенаправленное индивидуальное информирование о результатах оценки. Консультации сводятся к получению руководителем дополнительной, разнообразной информации. В этом случае возникают проблемы, связанные с доверием к источнику информации, его авторитетностью для руководителя. Наиболее эффективным видом является формирующее консультирование в соответствии с запросом руководителя: «Помогите разобраться в новой ситуации и делать все правильно». В этом случае цели консультируемого и консультанта совпадают. Консультации такого вида имеют большое значение для вновь назначенных руководителейили при резком изменении системного окружения. Четвертый вид консультирования – корректирующий. Он является ответом на вопрос руководителя: «что-то в моей управленческой деятельности не так». Коррекция сложившегося стиля управления и руководства, управленческой концепции, отношений и установок, ускорение должностного продвижения после его стабилизации – основные задачи этого вида консультирование.

Групповая сессия. Эта форма не требует больших материальных задач, но она имеет серьезный недостаток – отсутствие индивидуальной оценки работников.

Ротация по службе – широко применяемый метод подготовки управленческих кадров. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате молодой менеджер познает проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания необходимы и для успешной работы на более высоких должностях, но особенно полезны для руководителей низших уровней управленческой иерархии. Очень часто прибегают к ротации японские организации. Наиболее важным является тот факт, что каждый работник знает, что в течение всей своей карьеры, он будет переходить из одних подразделений фирмы в другие, даже расположенные в разных географических местах. Кроме того, во многих японских фирмах ротация в течение всей трудовой жизни распространяется на всех ее служащих.

Различные формы самооценки. Это путь наиболее дешевый, однако, следует иметь в виду, что многие работники не обладают способностью к объективной самооценке. Человек должен определиться со своими желаниями и возможностями и через консультирование понять, какого рода средства ему необходимы (обучение, тренинг).

Организация в свою очередь также должна определить свои потребности и возможности в области кадровой политики, чтобы спланировать и обеспечить необходимую информацию, а также возможности обучения и развития своих сотрудников. Совмещение личных потребностей сотрудника и потребностей организации может происходить различными способами. Наиболее распространенными являются неформальное консультирование менеджерами по управлению персоналом и консультирование непосредственным руководителем.

Консультирование непосредственным руководителем является частью оценивания работника. Характерной чертой эффективной оценки работы является то, что она позволяет работнику не только понять, насколько хорошо он работает, но и видеть свои перспективы. Это пробуждает интерес работника к планированию продвижения. Руководители должны быть готовы дать подчиненным информацию о потребностях и возможностях не только в пределах одного участка, но и в организации в целом.

Растет число фирм, которые пользуются услугами различных оценочных центров развития. Обычно внимание уделяется очень способным и «быстро шагающим» кандидатам. В этих центрах определяют сильные и слабые стороны работника с следующих областях:

    Анализ проблем

    Коммуникация

    Постановка целей

    Принятие решений

    Разрешение конфликтов

    Отбор, обучение, мотивация работников

    Контроль за работниками

    Использование времени

На основе результатов в каждой из этих областей работник сам устанавливает личные задачи и цели продвижения.

Метод перспективной профессиональной поддержки сочетает индивидуальное консультирование с экономическими преимуществами группового и состоит из трех этапов:

    Консультант проводит стационарный семинар для группы работников или индивидуальное собеседование по телефону, если клиент один. Его тематика – содержание понятия «развитие карьеры», его цели и методы, роль работника в процессе развития карьеры.

    Работник выполняет ряд тестов, оформленных в виде типовых бланков самооценки. Они составляются по стандартной форме и включают набор вопросов с некоторыми вариантами ответов. Заполненные формы передаются консультанту.

    Консультант подытоживает результаты анкетирования и составляет подробный отчет по каждому работнику. В отчете характеризуются профессиональные знания и умения работника, его мотивация, интересы в сфере работы и служебного роста, их соответствие деловым качествам, перечисляются возможные направления карьеры, делаются рекомендации, как вести себя в дальнейшем, в частности как строить взаимоотношение с начальством, какую информацию из отчета можно сообщать третьим лицам.

Метод кривых карьеры. Кривая карьера – это формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте. Кривые карьеры позволяют осуществлять перспективное планирование индивидуального продвижения работников и определять комплекс задач, выполняемых данной группой персонала.

Карьера руководителя и специалиста – это всесторонние творческое и профессиональное развитие личности в процессе деятельности и его должностной рост, базирующиеся на потенциальных возможностях, непрерывном образовании, мотивационных процессах. Карьера работника почти полностью зависит от его желания ее развития, а предприятие должно содействовать этому, если это отвечает его планам.

Компания Мс Kinsey провела международное исследование с целью оценить эффективность различных методов развития персонала, которые используются в компаниях. Основной вывод был неожиданным. Оказалось, что люди в зрелом возрасте, занимающие руководящие позиции, учатся только тогда, когда осваивают то, что они делать не умеют. Наиболее эффективными методами явились:

    Работа в новой должности с расширенными обязанностями. Наиболее качественный рывок в своем профессиональном развитии человек совершает, когда от него требуется сделать то, чего раньше он никогда не делал.

    Полная реорганизация того, чем руководит человек

    Участие в крупном проекте, который предполагает взаимодействие с различными контрагентами и длится достаточно долгий период времени.

    План индивидуального развития человека.

На развитие руководителей оказывает высокое положительное воздействие работа за рубежом в той же должности и с теми же обязанностями, но в другой национальной культуре.

Неэффективными оказались такие широко распространенные методы, как:

    Традиционное профессиональное обучение. Программы, которые проводятся в аудитории, хороши для постановки концептуальных вопросов, как попытки по-другому посмотреть на технологии повседневной работы, но для развития каких-либо навыков они действительно не очень результативны.

    Тестирование. Оно помогает выявить пробелы, но не дает возможности их ликвидировать.

    Зачастую сотрудника не умеющего управлять людьми, ставят руководителем сложного коллектива, предполагая, что в стрессовой ситуации он быстро этому учится. Оказывается, что эффективность такого назначения не высока.

Разработка классного часа:

«Что может помочь в планировании карьеры»

Цели:

1. Создать условия для формирования у учащихся знаний об основных требованиях к профессионалу, о профессиональной карьере и об основных направлениях ее роста;

2. Способствовать формированию личностных качеств учащихся- целеустремленности, инициативности, здравомыслия;

3. Показать роль и место самовоспитания при планировании карьеры;

4. Развивать способности к самоанализу, умение логически мыслить и аргументировано вести беседу.

Ход классного часа:

В начале классного часа ведется дискуссия «Зачем люди работают?». Утверждения показываются на слайде. Все учащиеся их изучают и отдают свое предпочтение одному из них. Каждый отстаивает свое мнение

(единомышленников можно объединить в группы).

Утверждения:

1. Люди работают, чтобы разбогатеть.

2. Люди работают, чтобы содержать семью, не погрязнуть в нищете и не умереть с голоду.

3. Люди работают, чтобы потом хорошо отдохнуть и повеселиться.

4. Люди работают, потому что применить свои способности для общей пользы.

5. Люди работают, потому что им нравится работать.

6. Люди работают, потому что видят в этом смысл.

7. Люди работают, потому что работа удовлетворяет их потребность в саморазвитии.

Учитель: Итак, большинство из вас считают, что люди работают, чтобы… А с какой целью будете работать вы?(Выслушиваются мнения учащихся.) какие задачи стоят перед вами в настоящее время, реализация которых смогла бы решить те проблемы, ради которых вы будете трудиться по окончанию школы? (Выслушав все мнения, учитель делает вывод.)

Вывод: Необходимо успешно закончить учебу в школе, приобрести необходимые знания, умения, навыки для последующего роста профессиональной карьеры.

Прежде всего, необходимо выяснить, что такое карьера. (слайд) В точном переводе с итальянского - это бег, жизненный путь. А если быть точнее, карьера- это:

1. Продвижение в какой-либо сфере деятельности.

2. Достижение известности, славы.

3. Род занятий, профессия.

Профессиональная карьера- это профессиональное продвижение, профессиональный рост как этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим как процесс профессионализации (от выбора профессии к овладению профессией, затем упрочнение профессиональных позиций, овладение мастерством.) (слайд)

Кроме того, карьера - это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу, к определенной должности. Можно выделить два вида карьеры:

Горизонтальную: рост профессионального мастерства (оно всегда с вами);

Вертикальную: рост в должности (может рухнуть в один день). (слайд)

Вертикальная и горизонтальная карьера - это два равноправных способа жизни в профессии и в обществе в целом, они существуют вместе и не исключают, а взаимно дополняют друг друга. Сделать карьеру - значит добиться престижного положения в обществе и высокого дохода, который в три раза превосходит средние показатели. При планировании карьеры человек с самого начала должен решить для себя, какого служебного положения он хочет добиться, какого уровня дохода он желает и что для этого нужно? Это поможет формулировать, а потом регулярно пересматривать и уточнять, особенно в переломные моменты, личные цели. О карьере человек должен думать постоянно и составлять на ближайшие годы альтернативные варианты продвижения по службе. Рост сложившегося специалиста оценивается сроками 3-5 лет: именно столько в среднем требуется работнику, чтобы овладеть «секретами мастерства», стать профессионалом на своем рабочем месте. (слайд)

Профессионал:

1. Обладает специальными знаниями и навыками в своей предметной области.

2. Владеет информацией, умеет ее собирать, структурировать и правильно использовать.

3. Знает своих коллег, завоевывает себе соответствующую репутацию, поддерживает отношения с коллегами, работодателями.

4. Умеет организовывать работу других и свой труд.

5. Владеет искусством делового общения, хорошо знает особенности и правила этикета в своей профессиональной среде.

Профессионализм - обладание человеком набором личностных характеристик, необходимых для успешного выполнения работы. Вывод: для успешного овладения карьерой недостаточно иметь определенные профессиональные знания, умения и навыки, а необходимо обладать определенными чертами характера, которые будут способствовать успешному карьерному росту. Это и уверенность в себе, и решительность, и коммуникабельность и т. д. Давайте самостоятельно определим черты своего характера:

Мои положительные черты:

Мои отрицательные черты: (слайд)

Посмотрите, каких черт характера у вас больше и наметьте план работы над собой, который может выглядеть так: (слайд)

Какие черты характера я уже имею, чтобы овладеть избранной профессией:

Что нужно изменить в себе:

Какими приемами и методами я собираюсь достичь цели:

И все же не достаточно просто наметить план самовоспитания, необходимо успешно следовать ему, фиксировать поступки в своем дневнике. Это будет служить вам самоконтролем. И вы первыми сможете заметить и оценить изменения в вашем характере, так как любой человек всегда лучше постороннего все знает о себе. Для того чтобы добиться успехов в планировании необходимых личностных качеств, необходима настойчивость. Ее необходимо сделать своим девизом. Только так можно добиться успеха в профессиональной карьере.

Подведем итоги:

1. Какие же качества необходимы человеку для успешной карьеры?

2. Что делать, если человек не обладает необходимыми качествами для успешной карьеры?

Напутствие: (слайд)

Идите настойчиво к намеченной цели, воспитывайте волю и самодисциплину.

Дерзайте. И помните, что самовоспитание - тяжелейшая из работ, но приносящая громадный успех в будущей карьере.

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта