Презентация на тему профессиональная этика юриста. Презентация - Профессиональная этика. Сущность, классификация, функции. Корпоративная этика. Отношение к труду

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Профессиональная этика Волкова Лариса Александровна, учитель технологии МОУ «СОШ №21» города Магнитогорска

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью.

Основные нормы и принципы профессиональной этики свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями; в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность; при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность; в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными; следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц; нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа; недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

Основные виды профессиональной этики Врачебная этика - ориентирована на здоровье человека, его сохранение и улучшение. Педагогическая этика - рассматривает педагога как носителя глубоких и всесторонних знаний, требовательного и великодушного человека. Этика ученого - предполагает социальную ответственность, гражданское мужество, добросовестность. Творческая этика - ожидает от людей творческих профессий - актеров, художников, писателей - проповедования высших ценностей. Инженерная этика - предполагает ответственность за изобретения - их безопасность, соблюдение авторских прав, неразглашение секретной информации. Судебная этика - базируется на принципах гуманизма, верности духу и букве закона. Деловая этика или предпринимательская этика - требует от бизнесмена осознания полезности труда, уважения законов, государственной власти, социального порядка, собственности, другой личности.

Журналист Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен, Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений. При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати. Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания.

Юрист Юрист должен уважительно относиться к клиенту. При оказании услуг юрист должен в первую очередь руководствоваться интересами клиента, при этом, однако, не ставя под угрозу иные свои профессиональные обязанности по отношению к применимому законодательству, правосудию или надлежащему оказанию услуг. Юрист должен приложить все разумные усилия, чтобы спор клиента был разрешен посредством внесудебного регулирования, не допуская при этом истечения сроков исковой давности и не лишая клиента возможности обращения в суд. Юристу не следует провоцировать начало судебного разбирательства, если существует возможность решить спор другими способами и если это отвечает интересам клиента.

Врач Врач обязан добросовестно выполнять весь комплекс лечебно-диагностических мероприятий независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса и материального положения, вероисповедания, политических взглядов больных людей, имеющих разную репутацию в обществе. Врач обязан оказать качественную, эффективную и безопасную медицинскую помощь. Он обязан учитывать преимущества, недостатки и последствия различных диагностических и лечебных методов. При отсутствии в лечебном учреждении необходимых условий и ресурсов врач обязан направить пациента в соответствующее медицинское учреждение. Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского сообщества. Врачи должны относиться друг к другу с уважением и доброжелательно, быть готовыми бескорыстно передавать свой опыт и знания. Врач любой специальности, оказавшийся рядом с больным вне лечебного учреждения или пострадавшим, находящимся в тяжелом состоянии, должен оказать ему помощь или быть уверенным в том, что он ее получает.


Закирова Татьяна Ивановна

доцент кафедры психологии и педагогики кандидат педагогических наук

Учебные вопросы

Этика в системе общественного сознания.

Мораль, ее функции, структура.

Место морали в профессиональной деятельности юриста

Профессиональная этика и ее основные категории

Этика (греч. ethika, от ethos – обычай, нравственный характер) – философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Аристотель ввел в научный оборот понятие этики, обозначил круг проблем, которые должна решать этика

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.)

Как должно поступать в тех или иных ситуациях?

Какова мера и оценка справедливости?

Что есть долг и почему его необходимо выполнять?

В чем смысл жизни?

Понятие морали

Мораль (лат. moralis - касающийся нравов) - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений

Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы , цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом , совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Нравственные (моральные) ценности

это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов поведения.

Нравственные (моральные) регулятивы

это правила поведения, ориентированные на нравственные ценности. Каждый индивид осознанно или неосознанно выбирает в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Но в каждой стабильной культуре есть система общепризнанных нравственных регулятивов, обязательных для всех, это и есть нормы морали.

Теории происхождения морали

Социально-историческая концепция морали

источник происхождения морали в способности человека к совместной жизни и готовности к сопереживанию, сочувствию, стыду.

Эволюцнонно-генетическая теория (Конфуций,

Ч. Дарвин, К. Лоренц) происхождения морали строится на понимании морали как инстинкта, унаследованного от животных предков. Инстинкты, как борьба за выживание, материнский, стадный превратились в моральные качества (эгоизм, агрессивность, любовь, коллективизм)

Религиозно-теологическая концепция происхождения

морали связывает ее возникновение с именем Творца всего сущего, т.е. Бога. Люди получили квинтеэссенцию морали от посланцев Бога – пророков, т.е. Будды, Моисея, Христа и Магомета. В Библии и Коране зафиксированы основные рекомендации и запреты, которые должны строго соблюдаться

Сущность морали

институт, обуздывающий «животные инстинкты» человека;

удовлетворенность индивида своим поведением;

наикратчайший путь к обретению счастья;

инструмент сохранения порядка в обществе;

средство взаимопонимания и сплочения людей

условность, сковывающая личную инициативу и волю

Функции морали

Регулятивная функция морали проявляется в виде запретов и образцов, т.е. двух сторон должного поведения, определяющего границу между дозволенным и недозволенным, допустимым и недопустимым.

Ценностно-ориентирующая функция дает индивиду знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

Познавательная функция отражает общественное бытие, моральное сознание, показывает их нравственную ценность, а формирует убеждения, чувства, привычки, потребности, характер.

Воспитательная функция морали не сводится к шаблону и формальному усвоению норм, принципов морали, она предполагает более глубокое и полное овладение ими.

Подобные документы

    Общее понятие профессиональной этики. Основные категории и принципы этики в деятельности юриста. Служебный этикет юриста и его принципы. Формы проявления эстетической культуры юриста и ее внешние атрибуты. Структура, принципы и формы проявления морали.

    контрольная работа, добавлен 08.06.2010

    Понятие и структура юридической этики как совокупности конкретизированных общих нравственных принципов, норм применительно к правоохранительной и правоприменительной деятельности юриста. Ее задачи и принципы, содержание и значение, отличительные черты.

    реферат, добавлен 10.05.2014

    Предмет и задачи психологии труда юриста. Мораль и ее место в юридическом труде. Принципы профессиональной этики юриста. Составные психологической культуры юриста. Честность, справедливость, бескорыстие, внимательность – залог судебной этики юриста.

    контрольная работа, добавлен 05.08.2010

    Понятие и сущность юридической деонтологии. Кадровая политика государства в сфере практической юриспруденции. Психологическая культура юриста. Профессиональное мышление юриста. Политическая культура и ее виды. Кодекс профессиональной этики юриста.

    учебное пособие, добавлен 17.04.2012

    Понятие профессиональной этики. Нравственные основы законодательства о правоохранительной деятельности, особенности их реализации в уголовном судопроизводстве. Нравственные начала предварительного расследования и уголовно-процессуального доказывания.

    реферат, добавлен 10.03.2011

    Анализ предмета судебной этики как вида профессиональной этики юриста. Её теоретические аспекты и значение. Нравственное содержание существующих процессуальных принципов подлинной справедливости. Особенности действия общих моральных норм правосудия.

    курсовая работа, добавлен 20.01.2014

    Нравственные начала в уголовном праве. Рассмотрение основных проблем судейства в виде конфликта моральных ценностей. Предупреждение профессиональной деформации нарушителя. Исследование особенностей современной судебной системы Российской Федерации.

    контрольная работа, добавлен 29.04.2015

    Изучение правил осуществления профессиональной деятельности судьи, которые содержатся в Кодексе судейской этики судьи Российской Федерации. Правила поведения судей, соответствующие современным преобразованиям в судебных органах и в обществе в целом.

    статья, добавлен 06.06.2018

    Качество профессиональной деятельности юриста. Изучение основ психологической подготовленности. Создание прототипа специалиста-юриста, обладающего многофункциональностью. Основные цели и задачи юриста. Типовые элементы его профессиональной деятельности.

    контрольная работа, добавлен 09.10.2016

    Принципы профессиональной деятельности адвоката. Права и обязанности юриста. Корпоративная дисциплина и профессиональная этика адвоката в Российской Федерации. Соблюдение профессиональной тайны как безусловный приоритет адвокатской деятельности.

ВОПРОСЫ: 1. Понятие этики 2. Принципы профессиональной деятельности адвокатов 3. Обязанности адвоката 4. Отношения адвоката с клиентами 5. Отношения адвоката с судом, другими участниками процесса 6. Отношения адвоката с органами управления, Комиссией по этике Адвокатуры в Кыргызской Республике


Этика (греч. ethiká, от ethikós касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos привычка, обыкновение, нрав) философская наука, единственным объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. 1. Понятие этики


Профессиональная этика адвоката К профессиональной этики адвоката относятся этические требования адвокатского сообщества, касающиеся адвоката как личности и достойного представителя адвокатуры, его уважительного отношения к закону и суду, взаимоотношений адвоката с клиентами, с коллегами, а также правоохранительными и иными органами власти и другими участниками процессов.


Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, а также на международных стандартах и правилах адвокатской профессии и предусмотренные Законом Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности».






1.Адвокат, как представитель клиента, официальное лицо правовой системы должен нести особую ответственность за качество юридической помощи. 2. Адвокат должен информировать клиента об имеющихся у него в соответствии с законом правах и обязанностях и как они реализуются на практике. 3. Адвокат должен активно отстаивать позицию клиента в соответствии с правилами состязательности процесса. 4. Адвокат должен стремиться к достижению благоприятного для клиента результата, а также к примирению противоположных интересов клиентов, давать оценку по делу клиента. 3. Обязанности адвоката


5. Адвокат, выполняя свои функции, должен поддерживать регулярную связь с клиентом и обсуждать с ним все вопросы, касающиеся его интересов по делу, хранить адвокатскую тайну. 6. Поведение адвоката при оказании юридической помощи должно соответствовать требованиям закона, морали и нравственности. 7. Адвокат должен добиваться улучшения отправления правосудия и качества юридической помощи, постоянно повышать уровень своих профессиональных знаний. 8. Каждый адвокат должен соблюдать Кодекс профессиональной этики адвокатов и содействовать соблюдению норм Кодекса другими адвокатами. 9. Адвокат не может находиться на государственной службе. Он вправе заниматься преподавательской, научной или иной творческой деятельностью.




Адвокат не вправе: 1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер; 2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение. 3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя или подзащитного, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя или подзащитного; 4) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем или подзащитным, в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя или подзащитного; 5) отказаться от принятой на себя защиты


Участвуя в судебном процессе, адвокат обязан строго соблюдать нормы, установленные процессуальными законами и подчиняться распоряжениям председательствующего. При этом обязательными требованиями к адвокату являются соблюдение процессуальных норм, уважения к суду и участникам процесса. 5. Отношения адвоката с судом, другими участниками процесса




При свидании с подзащитным, находящегося в местах их содержания, адвокат обязан соблюдать правила мест заключения, нормы, регулирующие порядок и условия общения с лицами, находящимися под стражей. Он не имеет права в местах заключения передавать кому- бы то ни было записки, вещи, продукты, запрещенные предметы, в обход установленных правил, равно как и принимать от кого бы то ни было, в том числе и для передачи другим лицам каких-либо письменных сообщений или других вещей, предметов.






Адвокат обязан подчиняться решениям Съезда, Общего собрания адвокатов, Совета адвокатов. При несогласии с их решениями он вправе обжаловать в установленном порядке. Адвокат обязан подчиняться решениям Съезда, Общего собрания адвокатов, Совета адвокатов. При несогласии с их решениями он вправе обжаловать в установленном порядке.




Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.




Содержание понятия ЭТИКА - это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни


Содержание понятия ЭТИКА - это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса,общественной или профессиональной группы (Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1988). Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.


Содержание понятия МОРАЛЬ (от лат. «moralis» - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт, наука, политика, труд и др.). Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т. е. в различные исторические эпохи у разных народов. Однако в морали должное не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей.


Содержание понятия Специфика норм морали заключается в следующем: ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях, моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения отдельного человека.


Содержание понятия НРАВСТВЕННОСТЬ есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - это единство внешней и внутренней культуры личности, одним из составных элементов которой является ЭТИКЕТ. Категории морали и нравственности, безусловно, оказывают влияние (и порой существенное) на характер РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.


Содержание понятия Большинство философов сегодня не поддерживают идею существования какой-то одной, единственно верной теории морали. Недостаточно понимать мораль как форму общественного сознания или особый механизм регулирования поведения людей, что она является особым духовно- практическим отношением человека к миру. Вместе с тем самые разные концепции морали при обращении к толкованию ценностей жизни оперируют общими понятиями добра и зла, долга и совести, справедливости, счастья и др.


Содержание понятия ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии. Можно говорить о специфической нравственности врача, юриста, учителя и т. д. Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает, анализирует профессиональная этика. Профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях подчас сложных, необычных.


Содержание понятия ЭТИКЕТ (от франц. etiquette - ярлык, этикетка) - установленный порядок поведения где-либо. Это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет совпадает с общими требованиями вежливости РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.


История вопроса Правила поведения людей изменялись с учетом условий жизни общества, конкретной социальной среды. Элементы этикетных норм поведения появились еще на ранних ступенях развития человеческого общества (например, определенные правила поведения рядового члена общества по отношению к вождю племени). Но большинство исследователей считают, что этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции: разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.


История вопроса Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам этики. «Отец» античной этики – Сократ. «Только моральный человек может быть счастлив» (абсолютизирует мораль, считая ее основой достойной жизни и культуры, различает счастье и наслаждение, ставит проблему свободы воли, определяет главные добродетели, подчеркивает значимость нравственного самосовершенствования личности). Платон - первая попытка систематизации этических идей, осуществленной на объективно- идеалистической основе. В рамках педагогической этики исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении. ;


История вопроса Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Систематическое изложение этики как теоретической науки впервые осуществил Аристотель. Наука, которая изучает этические добродетели и исследует, какой характер и какой образ действий человека является наилучшим, была названа Аристотелем этикой (IV в. До н.э.) Ему принадлежит первый специальный этический труд «Никомахова этика». Он впервые построил глубокую теорию морали. Этика – это особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой – научить человека, как стать добродетельным (и счастливым). Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан..


История вопроса Аристотель считал воспитание делом государственной важности Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношения личности и общества, Аристотель стремится найти пути их гармонического взаимодействия в разумном соотношении эгоистических потребностей, ориентации индивида на общественное благо – с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан – с другой. Социальная гармония не должна подавлять личных интересов. Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводит его цели, желания, потребности в соответствие с интересами государства. Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Эти ключевые для нравственного сознания понятия, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности.


История вопроса но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессионально - этическом уровне – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.


История вопроса В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие – в трудах М.Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать душевные склонности ребёнка, не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Я.А.Коменского (акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей), Дж.Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя).


История вопроса Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Ж.Ж.Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. И.Г.Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Ф.В.Адольф Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.)


История вопроса В русский язык слово «этикет» вошло в XVIII столетии при Петре I, когда устанавливались широкие культурные и политические связи России с другими государствами. В это время создавались особые руководства по этикету для молодых людей, в них подробно указывалось, как следует вести себя в обществе. В 1717 г. была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней давались советы молодым дворянам, как, соблюдая этикет, добиться успеха при дворе и в свете. Основы же современного служебного этикета фактически были заложены«Генеральным регламентом» Петра I, где были заимствованы наиболее апробированные зарубежные этикетные нормы.


История вопроса Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами- демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова – он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей. В советское время разработкой проблем профессиональной этики занимался Сухомлинский. Им неоднократно подчёркивалось, что учение – это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми.


Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т. д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.


Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось весьма высоко в обществе. Знание норм этикета, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей. К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность,тактичность,доброжелательность выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия.


Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали, содержащую две составляющих: - теоретические исследования (теоретическая этика) - нормативные разработки (нормативная этика).


Теоретическая этика исследует: -происхождение и сущность морали, ее роль и место в обществе, функции, механизм действия; -ее основные компоненты (прежде всего моральное сознание и моральное поведение); -характер связи между ними, структуру моральных отношений и значение их для системы общественных отношений в целом; -содержание ценностных оснований морали (благо, добро, зло, смысл жизни, счастье); - разрабатывает шкалу моральности (идеал – добродетель – порок) и определяет ее критерии; -исследует реальный уровень моральности общества (нравственность) и влияющие на него факторы (в контакте с психологией и социологией)


Нормативная этика исследует: -стихийно складывающиеся представления морального сознания, которые отражают побуждения, входящие в моральную установку человека; - уточняет, систематизирует, конкретизирует их, трансформируя в определенные рекомендации; -разрабатывает пути совершенствования моральной практики общества; -занимается вопросом о том, как должен поступать человек.


В ХVII в. Рене Декарт отметил, что «этика предполагает полное знание других наук и есть последняя степень к высшей мудрости». Представление об этике как учении о морали, путях достижения общего блага и личного счастья сложилось в ХIХ в. В дальнейшем Гегель положил начало историческому пониманию нравственности. Он ввел в этическую теорию реальные проблемы семейной, государственной и гражданской жизни, наполнил ее богатым социальным содержанием. Цицерон отмечал: «Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды». Человеку от природы свойственны проявления эгоизма и альтруизма. Этика ставит перед собой задачу объяснить, почему альтруизм предпочтительнее эгоизма


Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.


Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.


Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п..


Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество. Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в определенной профессиональной сфере. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.


Педагогическая этика как научная дисциплина ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя. Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.


Педагогическая этика как научная дисциплина Предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога. Функции педагогической этики: эмпирико-описательная; теоретико-философская; нормативная.


Основные задачи педагогической этики: исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали, разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности, выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя, изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога, исследование характера нравственных отношений учителя с учащимися, разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога. педагогическая этика как научная дисциплина


К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.


Категории педагогической этики Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.


Категории педагогической этики Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.


Категории педагогической этики Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.


Категории педагогической этики Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого- педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.


СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АВТОРИТЕТА ЯВЛЯЕТСЯ КРИТЕРИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА 1. Формальный - обусловлен набором властных полномочий, прав дающихся постом. (обеспечивает 65% влияния руководителя на подчиненных) 2. Психологический а) моральный (зависит от нравственных качеств руководителя) - нравственный; - коммуникативный. б) функциональный - компетентность руководителя - его деловые качества - его отношение к своей профессиональной деятельности


Благодарю за внимание! Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: [Текст] учеб пособ. Изд-во «Новое знание» с. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика. [Текст] Барнаул: изд-во АлтГТУ, с