Финансирование агропромышленного комплекса из бюджета. Список использованной литературы. В то же время необходимо отметить, что проблемы развития сельского хозяйства, проблемы обеспечения страны продовольствием постоянно возникали и в советское время

Рыночные отношения способствовали возникновению самостоятельности в решении вопросов финансового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов, в отличие от централизованного финансирования командно-административной экономики. Для российских предприятий отсутствие знаний в области рыночной экономики, опыта работы на рынке, в том числе и в выборе источников финансирования, явилось одной из причин сложного финансового состояния. Поскольку только приемлемая для конкретного субъекта хозяйствования структура источников финансирования позволяет решить цели и задачи функционирования предприятия.

Решающая роль финансирования в деятельности предприятий определяет необходимость изучения источников финансирования настоящего периода. Условие переходности экономики актуализирует исследование в данном направлении.

Современные источники финансирования предприятий в рамках проводимого исследования представлены как источники самофинансирования, заемные источники и источники бюджетного финансирования. Источники самофинансирования рассматриваются с позиции внутреннего финансирования, к внешнему финансированию отнесены заемное и бюджетное.

Источники самофинансирования, или собственные средства хозяйствующих субъектов, относятся к числу наиболее очевидных ресурсов, аккумуляция которых реальна для предприятий, как ни одни другие, хотя и обладают свойством предельности.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов предприятий происходит в момент учреждения любого хозяйствующего субъекта, когда образуется уставный капитал. Источниками его образования могут быть акционерный капитал, паевые взносы или бюджетные средства. Именно вариант объединения капитала участников и степень ответственности каждого обусловливают различия организационно-правовых форм хозяйствования.

Уставный капитал определяет размер имущества предприятия, является источником собственных средств формирования основного и оборотного капитала. Минимальный размер уставного капитала определяется законодательно: для открытого общества - не менее 1000-кратной суммы МРОТ, для общества закрытого типа - 100-кратная сумма МРОТ и др.

Для увеличения уставного капитала формируется добавочный капитал, включающий результаты переоценки основных фондов, эмиссионные доходы акционерного общества, безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели, ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений, поступления на пополнение оборотных средств. За время существования предприятия уставный капитал может не только увеличиваться, в том числе и за счет части внутренних финансовых ресурсов, но и дробиться, уменьшаться.

Если в акционерном обществе уставный капитал разделен на определенное число акций, участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. В то же время акционеры, не полностью оплатившие стоимость акций, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной стоимости принадлежащих им акций.

В открытом акционерном обществе допускается открытая подписка на акции и свободная продажа их любым третьим лицам. В закрытом акционерном обществе акции не могут продаваться третьим лицам без согласия остальных акционеров

Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства вызвана тем, что инновационный процесс в данной отрасли проявляется в гораздо меньшей степени, чем в отраслях промышленности, где производительность труда растет более быстрыми темпами. Кроме того, производительность труда в сельском хозяйстве ограничена физическими возможностями земли.

Наличие негативных явлений в развитии сельского хозяйства при одновременной его стратегической значимости для экономики страны обуславливает актуальность бюджетного финансирования отрасли.

Оно осуществляется в виде дотаций и бюджетных компенсаций. Первые выплачиваются товаропроизводителям для возмещения затрат, которые по объективным причинам не покрываются реализационными ценами на продукцию, произведенную в основных зонах товарного производства. Бюджетные компенсации выделяются для обеспечения минимально достаточного уровня потребления сельскохозяйственными производителями промышленных товаров и ресурсов, удорожание которых не может компенсироваться повышением цен на продукцию отрасли.

С помощью бюджетных дотаций и компенсаций государство поддерживает отдельные стратегически важные виды производства, в том числе те, которые обеспечивают воспроизводство в отрасли, имеют социальную и экологическую значимость.

Бюджетное финансирование агарного сектора включает два направления:

1. Финансирование бюджетных услуг, включающих содержание управленческих структур, НИОКР, образование, мероприятия по улучшению земельного устройства и пользования, поддержку фермерства.

2. Финансирование программ, направленных на решение отдельных задач (поддержка животноводства и растениеводства, компенсация части затрат на ресурсы, льготное кредитование и др.)

Расходов федерального бюджета

В 2013-2014 гг. отмечается умеренный рост расходов федерального бюджета на поддержку аграрного сектора, проблемы которого связаны с двумя факторами - вступлением России в ВТО и ростом цен на рынке продовольствия. По статье «Сельское хозяйство и рыболовство» расходы увеличиваются с 149,5 млрд руб. в 2012 г. до 152,7 млрд руб. в 2014 г.

Таким образом, создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Развитие агропромышленного комплекса приоритетное направление экономики любого типа, в последние годы в связи с либерализацией цен и ужесточением кредитной политики, произошло ухудшение финансового положения агропромышленного комплекса. Были приостановлены процессы укрепления материально-технической базы, поддержания плодородия почв, развития социальной инфраструктуры на селе.

Важнейшую роль в системе государственного регулирования АПК играют финансирование, кредитование, налоговое регулирование и цены.

Кроме собственных ресурсов,финансирование АПК осуществляется посредством выделения безвозмездных инвестиций, финансовых субсидий, дотаций.

Источники государственного финансирования АПК:

1.республиканский бюджет;

2.местные бюджеты;

3.целевые бюджетные фонды;

4.внебюджетные фонды,

5.местные фонды стабилизации.

Особо следует выделить Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, созданный в 1997 году. Фонд формируется за счет отчислений 1% выручки от реализации продукции, работ, услуг почти всеми предприятиями и организациями республики несельскохозяйственной сферы.

Объемы ежегодного финансирования устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь после принятия и вступления в силу Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете» на очередной финансовый год. Целесообразный размер бюджетного субсидирования от расходной части консолидированного бюджета (без социальной сферы) составляет 15%.

На сегодняшний день в республике субсидирование колхозов и совхозов, начисление дотаций осуществляется на тонну сданной государству продукции (а не в расчете на гектар сельхозугодий, как это было раньше). Это позволяет каждому хозяйству определить сумму государственных средств, на которую оно может рассчитывать.

Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию основывается на рациональном сочетание рыночных и регулируемых цен . Рыночные (свободные) цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Регулируемые цены применяются при:

Расчетах за сельскохозяйственную продукцию, поставляемую для государственных нужд;

Определении доплат к свободным ценам при реализации сельскохозяйственной продукции в пределах установленных квот в случаях, когда свободные цены ниже гарантированных.

При падении рыночных цен ниже уровня гарантированных государством целесообразно осуществлять на рынке закупочные интервенции или компенсировать товаропроизводителям разницу между рыночной и гарантированной ценой. Перечень видов сельскохозяйственной продукции, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты ) ее реализации по этим ценам, порядок утверждения гарантированных цен и их применения устанавливаются Советом Министров Республики Беларус ь.

Важными формами государственного регулирования АПК являются льготное кредитование и налогообложение, предоставление товарных кредитов. Участие государства в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется путем выделения бюджетных ссуд, установления льготных процентных ставок за пользование кредитами, предоставления государственных гарантий в погашении льготных процентных ставок за пользование кредитами , предоставления государственных гарантий в погашении кредитов банков , компенсации потерь банков в связи с предоставлением льготных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Часть средств, направляемых на финансирование сельского хозяйства, предоставляется на условиях возвратности и платности, в виде бюджетных займа для кредитования сезонных сельскохозяйственных работ, проведения закупочных интервенций и для иных целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Важной проблемой в кредитовании АПК остается долгосрочное кредитование. Оно связано со спецификой сельскохозяйственного производства, где производственный цикл длится иногда до года и более. Процентные ставки по долгосрочным кредитам не могут быть на уровне ставок, устанавливаемых по кратковременным кредитам. В мировой практике применяется долгосрочное кредитование сельского хозяйства с пониженными процентными ставками за пользование кредитом.

Широкое распространение в республике получил товарный кредит (дизельное топливо, смазочные материалы и т.д.). Для обеспечения обязательств по кредитным договорам применяется залог сельскохозяйственной продукции . Условия залога с участием государства определяет Совет Министров Республики Беларусь. Важно отметить, что система кредитования АПК должна быть тесно увязана с системой кредитования национальной экономики и соответствовать ей.

В Республике Беларусь используется режим льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Он устанавливается действующим налоговым законодательством. Основная цель льготного налогообложения - защита отечественных производителей .

Широкое применение в регулировании АПК получили лизинг, способствующий более быстрому обновлению техники, и сельскохозяйственное страхование , которое призвано гарантировать финансовую поддержку производителей сельхозпродукции, осуществляющих страхование имущества, урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы от стихийных бедствий и неблагоприятных погодных условий. Сельскохозяйственное страхование может быть обязательным и добровольным. Виды, условия и порядок обязательного сельскохозяйственного страхования устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь и определяются Советом Министров. Средства на уплату 50% страховых взносов по видам обязательного страхования выделяются из республиканского бюджета, а операции по этому виду страхования проводит БРУСП «Белгосстрах».

Важным направлением государственного регулирования АПК является инвестиционная деятельность . Меры государственного регулирования в этом направлении должны обеспечить активизацию инвестиционной деятельности, для чего необходимо:

Повысить роль собственных источников формирования инвестиционных ресурсов, которые в общем объеме инвестиций должны составлять не менее 65-70%;

Усилить роль амортизационных отчислений в формировании инвестиционных ресурсов путем использования ускоренной амортизации, свободной амортизации, введения режима специального хранения и расходования амортизационных средств;

Сосредоточить централизованные инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях АПК;

Развивать вторичный рынок ценных бумаг и специализированные финансовые поступления;

Создать ипотечную систему и механизм ее регулирования;

Расширить систему лизинговых операций и т.д.

В 2006-2010 гг. основными задачами развития агропромышленного комплекса будут: формирование эффективного, устойчивого и конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечение продовольственной безопасности страны, ориентация на удовлетворение спроса внутреннего рынка и увеличение поставок на экспорт, повышение уровня и качества жизни сельского населения. В первую очередь будет обеспечена модернизация сельскохозяйственного производства на основе его технического и технологического переоснащения. Важнейшим направлением развития аграрного сектора экономики станет максимальное использование инноваций.

Дальнейшее развитие получат все формы собственности и хозяйствования. Институциональные преобразования предполагается осуществлять на базе кооперации и интеграции с формированием разноуровневых многоотраслевых и узкоспециализированных объединений, охватывающих технологические цепочки от производства сырья до его переработки и реализации продовольствия. Перспективными формами интеграционных образований будут агрофирмы, агрокомбинаты, финансово-промышленные группы, союзы, крупные корпорации – модели АПК, развивающиеся в основном за счет собственных ресурсов.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы и принципы формирования доходов бюджета

Основы и принципы формирования доходов бюджета.. сущность и состав бюджетных.. формы мобилизации денежных средств в бюджет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущность и состав бюджетных доходов
Доходы бюджета являются частью централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций.Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозврат

Налоговые доходы республиканского бюджета
В республиканский бюджет зачисляются следующие налоговые доходы: 1. налог на прибыль; 2. налог на доходы; 3. налог на добавленную стоимость; 4.акцизы; 5

Неналоговые доходы республиканского бюджета
Неналоговые доходы республиканского бюджета включают в себя: 1. доходы от размещения денежных средств республиканского бюджета; 2.дивиденды по акциям и доходы от других форм участ

Налоговые доходы областных бюджетов
В областные бюджеты зачисляются следующие налоговые доходы: 1.подоходный налог с физических лиц, кроме исчисленного с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности;

Неналоговые доходы областных бюджетов
Неналоговые доходы областных бюджетов включают в: 1. доходы от размещения денежных средств областного бюджета – 100 процентов; 2. дивиденды по акциям и доходы от других форм участ

Налоговые доходы бюджетов базового и первичного уровней
В бюджеты базового уровня зачисляются следующие налоговые доходы: 1. подоходный налог с физических лиц; 2. налог на прибыль и доходы; 3. налог на недвижи

Неналоговые доходы бюджетов базового и первичного уровней
Неналоговые доходы бюджетов базового уровня включают: 1. доходы от размещения денежных средств; 2. дивиденды по акциям и доходы от других форм уч

Неналоговые доходы бюджета г. Минска
Неналоговые доходы бюджета г. Минска включают в себя: 1. доходы от размещения денежных средств; 2. дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале; 3. дохо

Формы мобилизации денежных средств в бюджет
Во всех цивилизованных государствах основными методами перераспределения национального дохода с целью мобилизации государственных доходов являются: 1. налоги 2. за

Планирование доходов бюджета
Бюджетное планирование – это определение объема бюджета, его доходной и расходной частей на основе прогнозов показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствую

Экономическая сущность налогов. Специфическое назначение и роль налогов в доходах бюджета
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые законодательно с предприятий и граждан, не имеющие индивидуально-возмездного характера для налогоплательщика.

Характеристика действующей системы налогообложения предприятий, организаций, населения в РБ
Налоговая система - совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания налогов, налоговый контроль, устанавливаемы

Налоговая система РБ закреплена в Налоговом кодексе РБ
В налоговую систему республики Беларусь входят не только непосредственно налоги, но и сборы, пошлины, обязательные отчисления. Статья 8 Налогового кодекса РБ устанавливает

Основные направления дальнейшего совершенствования системы налогообложения в Республике Беларусь
Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными став

Лекция 17
Неналоговые доходы и поступления Налоговые платежи формируют основную долю доходов бюджета. Кроме того, существуют неналоговые платежи и с

Понятие и роль расходов государственного бюджета
Государство, являясь собственником бюджетных ресурсов, имеет право распоряжаться ими, направлять на развитие материальной и социальной сферы, покрывать общегосударственные и другие

Принципы организации, методы и формы осуществления государственных расходов
Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляют систему государственных расходов. В Республике Беларусь формирование р

Физические лица
2.1. прямые расходы – это бюджетные ассигнования, которые непосредственно предоставляются отдельным гражданам: группируются: -- по слоям населения -- их социальной принадлежности

Методы предоставления средств бюджета на финансирование народного хозяйства
Расходы бюджета на народное хозяйство направляются в конкрет­ные отрасли, ведомства и характеризуются целевым содержанием. Наиболее распространенными в мире формами бюджетны

Финансирование строительного производства
Важнейшей составляющей государственного регулирования строительного производства в части нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения действующих пре

Финансирование расходов на развитие рыночной инфраструктуры
Для финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, в Республике Беларусь создаются республиканские и территориа

Состав распорядителей бюджетных средств
Основным источником средств бюджетных учреждений являются ассигнованияиз государственного бюджета. Расходы отдельного бюджетного учреждени

Внебюджетные средства бюджетных организаций
В настоящее время организации социальной сферы, находя­щиеся на бюджетном финансировании, могут привлекать до­полнительные ресурсы за счет внебюджетных средств, получае­мых от видов

Понятие и принципы бюджетного планирования и финансирования
Сметно-бюджетное финансирование – это метод предоставления средств бюджета хозяйствующим субъектам для организации их деятельности. Осуществление ра


Национальная система образования республики состоит из государ­ственных и негосударственных образовательных и воспитательных заведений и включает:


Наибольший удельный вес в расходах местных бюджетов на образование занимают расходы на общеобразовательные школы. Система общего среднего образован

Особенности планирования и финансирования расходов на школы-интернаты
Школы-интернаты - это общеобразовательные школы, где совме­щаются функции школьного и внешкольного воспитания детей. Они подразделяются на следующие виды:


1. бюджетные ассигнования - являются основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры: · на осуществление основной деятельности; программное

В 2007 г. по РБ
Культура 124 503 855,0 0,4 % Респ Культура и искусство 106 424 120,0 85 % Кинемато

Г. по РБ
Культура 241 052 715,0 0,6% Респ &nbs

Программное финансирование
Государственная программа «Молодые таланты Беларуси» на 2006–2010 годы Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 г. № 310, Основными целями Государственной програ

ПРОГРАММЫ регионального значения
Областная программа развития отрасли культуры Витебской области на 2006- 2010 годы= 4801577 т.р. Принятая решением Витебского областного Совета депутатов от 29.11.06 № 227 «Об обла

Система грантов и государственных премий
Грант: 1. безвозмездное, безвозвратное предоставление денежных средств; 2. оплачиваемый, субсидируемый государственный заказ на выполнение научных исследований и разработок (испол


Под научной деятельностьюследует понимать деятельность, направленную на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, технике и на использование этих знаний


Наука является специфической областью общественной деятель­ности. В современных условиях она стала решающим фактором, обес­печивающим развитие НТП, производительных сил, выполнение

Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения
Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей дл

Организация пенсионного обеспечения
Пенсионное обеспечение - это то направление материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое пользуется особым вниманием в нашем обществе, так как затрагивает интересы пр

Общегосударственные расходы
Как равноправный член международного сообщества, суверенное государство Республика Беларусь несет весь комплекс расходов, обусловленных национальной государственностью. К о

Развитие агропромышленного комплекса приоритетное направление экономики любого типа, в последние годы в связи с либерализацией цен и ужесточением кредитной политики, произошло ухудшение финансового положения агропромышленного комплекса. Были приостановлены процессы укрепления материально-технической базы, поддержания плодородия почв, развития социальной инфраструктуры на селе.

Важнейшую роль в системе государственного регулирования АПК играют финансирование, кредитование, налоговое регулирование и цены.

Кроме собственных ресурсов,финансирование АПК осуществляется посредством выделения безвозмездных инвестиций, финансовых субсидий, дотаций.

Источники государственного финансирования АПК:

1.республиканский бюджет;

2.местные бюджеты;

3.целевые бюджетные фонды;

4.внебюджетные фонды,

5.местные фонды стабилизации.

Особо следует выделить Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, созданный в 1997 году. Фонд формируется за счет отчислений 1% выручки от реализации продукции, работ, услуг почти всеми предприятиями и организациями республики несельскохозяйственной сферы.

Объемы ежегодного финансирования устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь после принятия и вступления в силу Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете» на очередной финансовый год. Целесообразный размер бюджетного субсидирования от расходной части консолидированного бюджета (без социальной сферы) составляет 15%.

На сегодняшний день в республике субсидирование колхозов и совхозов, начисление дотаций осуществляется на тонну сданной государству продукции (а не в расчете на гектар сельхозугодий, как это было раньше). Это позволяет каждому хозяйству определить сумму государственных средств, на которую оно может рассчитывать.

Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию основывается на рациональном сочетание рыночных и регулируемых цен . Рыночные (свободные) цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Регулируемые цены применяются при:

Расчетах за сельскохозяйственную продукцию, поставляемую для государственных нужд;

Определении доплат к свободным ценам при реализации сельскохозяйственной продукции в пределах установленных квот в случаях, когда свободные цены ниже гарантированных.

При падении рыночных цен ниже уровня гарантированных государством целесообразно осуществлять на рынке закупочные интервенции или компенсировать товаропроизводителям разницу между рыночной и гарантированной ценой. Перечень видов сельскохозяйственной продукции, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты ) ее реализации по этим ценам, порядок утверждения гарантированных цен и их применения устанавливаются Советом Министров Республики Беларус ь.

Важными формами государственного регулирования АПК являются льготное кредитование и налогообложение, предоставление товарных кредитов. Участие государства в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется путем выделения бюджетных ссуд, установления льготных процентных ставок за пользование кредитами, предоставления государственных гарантий в погашении льготных процентных ставок за пользование кредитами , предоставления государственных гарантий в погашении кредитов банков , компенсации потерь банков в связи с предоставлением льготных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Часть средств, направляемых на финансирование сельского хозяйства, предоставляется на условиях возвратности и платности, в виде бюджетных займа для кредитования сезонных сельскохозяйственных работ, проведения закупочных интервенций и для иных целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Важной проблемой в кредитовании АПК остается долгосрочное кредитование. Оно связано со спецификой сельскохозяйственного производства, где производственный цикл длится иногда до года и более. Процентные ставки по долгосрочным кредитам не могут быть на уровне ставок, устанавливаемых по кратковременным кредитам. В мировой практике применяется долгосрочное кредитование сельского хозяйства с пониженными процентными ставками за пользование кредитом.

Широкое распространение в республике получил товарный кредит (дизельное топливо, смазочные материалы и т.д.). Для обеспечения обязательств по кредитным договорам применяется залог сельскохозяйственной продукции . Условия залога с участием государства определяет Совет Министров Республики Беларусь. Важно отметить, что система кредитования АПК должна быть тесно увязана с системой кредитования национальной экономики и соответствовать ей.

В Республике Беларусь используется режим льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Он устанавливается действующим налоговым законодательством. Основная цель льготного налогообложения - защита отечественных производителей .

Широкое применение в регулировании АПК получили лизинг, способствующий более быстрому обновлению техники, и сельскохозяйственное страхование , которое призвано гарантировать финансовую поддержку производителей сельхозпродукции, осуществляющих страхование имущества, урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы от стихийных бедствий и неблагоприятных погодных условий. Сельскохозяйственное страхование может быть обязательным и добровольным. Виды, условия и порядок обязательного сельскохозяйственного страхования устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь и определяются Советом Министров. Средства на уплату 50% страховых взносов по видам обязательного страхования выделяются из республиканского бюджета, а операции по этому виду страхования проводит БРУСП «Белгосстрах».

Важным направлением государственного регулирования АПК является инвестиционная деятельность . Меры государственного регулирования в этом направлении должны обеспечить активизацию инвестиционной деятельности, для чего необходимо:

Повысить роль собственных источников формирования инвестиционных ресурсов, которые в общем объеме инвестиций должны составлять не менее 65-70%;

Усилить роль амортизационных отчислений в формировании инвестиционных ресурсов путем использования ускоренной амортизации, свободной амортизации, введения режима специального хранения и расходования амортизационных средств;

Сосредоточить централизованные инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях АПК;

Развивать вторичный рынок ценных бумаг и специализированные финансовые поступления;

Создать ипотечную систему и механизм ее регулирования;

Расширить систему лизинговых операций и т.д.

В 2006-2010 гг. основными задачами развития агропромышленного комплекса будут: формирование эффективного, устойчивого и конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечение продовольственной безопасности страны, ориентация на удовлетворение спроса внутреннего рынка и увеличение поставок на экспорт, повышение уровня и качества жизни сельского населения. В первую очередь будет обеспечена модернизация сельскохозяйственного производства на основе его технического и технологического переоснащения. Важнейшим направлением развития аграрного сектора экономики станет максимальное использование инноваций.

Дальнейшее развитие получат все формы собственности и хозяйствования. Институциональные преобразования предполагается осуществлять на базе кооперации и интеграции с формированием разноуровневых многоотраслевых и узкоспециализированных объединений, охватывающих технологические цепочки от производства сырья до его переработки и реализации продовольствия. Перспективными формами интеграционных образований будут агрофирмы, агрокомбинаты, финансово-промышленные группы, союзы, крупные корпорации – модели АПК, развивающиеся в основном за счет собственных ресурсов.

Агропромышленный комплекс (АПК) занимает в реальном секторе хозяйства особое место: сельскохозяйственное производство и переработка агросырья ориентированы на удовлетворение базовых потребностей населения – в продовольствии, в продукции легкой промышленности, фармацевтике, снабжении людей другими важными продуктами.

В настоящее время ситуация в экономике такова, что прежде всего и чаще всего думать приходится не столько о стратегических проблемах, не о «программе - максимум», а о «программе - минимум», чисто тактических задачах, о конкретных мерах по поддержанию агросектора «на плаву». По сравнению с прочими отраслями экономики агропромышленный сектор, прежде всего сельское хозяйство, имеет самые невыгодные стартовые возможности перехода к рыночным методам хозяйствования, приспособления к рыночной экономике и соответствующим ей хозяйственным отношениям.

В результате проводимой финансово-кредитной политики предприятия АПК испытывают острую потребность в собственных оборотных средствах, которые сегодня не покрывают даже стоимости минимальных запасов.

Острый недостаток собственных оборотных средств привел к таким негативным последствиям:

Использование чрезвычайно высокой доли получаемой прибыли для их формирования;

Рост взаимных неплатежей по договорам;

Сокращение налоговых поступлений;

Рост недоимки и задолженности бюджету.

По данным выборочных обследований хозяйств степень износа тракторов, комбайнов и грузовых автомобилей приблизилась к 50%. Хозяйства практически лишены возможности обновлять морально устаревшую и физически изношенную технику.

После многократного повышения цен и повышения стоимости оборотных производственных фондов резко возросла потребность предприятий АПК в дополнительном капитале. Целесообразность крупных вложений обусловлена сезонностью сельскохозяйственного производства, необходимостью сезонных запасов на предприятиях.

Оставляет желать лучшего и кредитная политика Центрального банка Российской Федерации, предусматривающая кредитную рестрикцию, т. е. уменьшение объемов централизованных кредитов с одновременным увеличением процентной ставки. Такая политика особенно болезненно отражается на финансовом состоянии сельскохозяйственных предприятий, с одной стороны, требующего кредитного финансирования в силу своей капиталоемкости, с другой стороны, невозможностью быстрого погашения кредитной задолженности из-за сезонности производства.

Кроме того, относительная распыленность финансового потенциала по большому числу банков, равно как и относительно небольшая его суммарная величина, мало способствует концентрации усилий по изменению положения АПК к лучшему. С АПК реально и устойчиво работает лишь сравнительно небольшое число банков, возможности которых далеко не безграничны. Как правило, банки обладают относительно небольшой массой свободных ресурсов, при этом срочность этих ресурсов не сопрягается с потребностями предприятий в долгосрочных вложениях. Государство с постоянным бюджетным дефицитом (на федеральном и на региональном уровнях) тоже долгое время не было способно помочь агропромышленному сектору и только в последние годы начало заботиться о создании специальных фондов (бюджетных и внебюджетных) для поддержки отечественного АПК. Инфляционный фактор тоже действует негативно: выделенные в начале года средства к концу года оказываются недостаточными, чтобы в полной мере обслужить намеченные ранее проекты.

Попытки государства самостоятельно кредитовать сельское хозяйство терпят неудачу: деньги либо просто не доходят до аграрного сектора, либо сосредоточиваются на счетах тех реципиентов, которые не предусматривались программой кредитования. Кроме того, уровень возврата аграрных кредитов бывает традиционно низким, а поставленная цель увеличить производство определенного продукта или закрыть финансовую брешь несостоятельного предприятия никогда не достигается.

Кризис 1998 г. усугубил далеко не гармоничные взаимоотношения финансового сектора и агропромышленной отрасли. Увеличились задолженность, объем просроченных кредитов, повысились риски, ослабли нити доверия аграрников к банковской системе. Еще более уменьшились кредитные и инвестиционные возможности банков. Под угрозой оказались некоторые конкретные проекты, особенно в области внедрения и развития новых форм хозяйственных взаимоотношений и ресурсосберегающих финансовых технологий (в частности, лизинг). Вместе с тем кризис в ряде случаев помог по-новому взглянуть на характер отношений агропромышленного и банковского секторов, более реалистично оценить их количественные и качественные параметры.

В основу реформирования аграрного сектора России положена структурная перестройка сельскохозяйственного производства, в частности, путем создания новых организационных форм хозяйствования - фермерских хозяйств, предприятий малого и среднего бизнеса. Однако развитие этих структур, повышение их эффективности сдерживается из-за ограниченного их доступа к финансовым ресурсам.

В условиях кризиса экономики, резкого сокращения государственной поддержки сельскохозяйственного производства и социального развития села в огромной степени возрастает роль мобилизации и использования собственных ресурсов самими мелкими сельхозтоваропроизводителями, сельским населением на основе взаимопомощи, тем самым на повестку дня выдвигается вопрос о воссоздании и всемерном развитии кредитной кооперации в сельскохозяйственном производстве.

Членами сельских кредитных кооперативов могут стать фермеры, другие сельскохозяйственные товаропроизводители, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, заготовительные, снабженческие и иные предприятия и организации, связанные с сельскохозяйственным производством, мелкие и другие предприниматели, а также отдельные граждане, участвующие своими денежными средствами в виде паевых взносов в формировании кредитных ресурсов.

Основное содержание деятельности сельских кредитных кооперативов видится в мобилизации сбережений членов кооператива, привлечении заемного капитала и использовании этих средств для выдачи кредитов, в первую очередь на производственные цели, а также для обеспечения расчетов, при этом не исключается возможность использования средств и на социальные нужды членов кооператива.

Кредитные кооперативы в сельских зонах могли бы быть более эффективным средством распределения государственных кредитов сельскохозяйственным заемщикам, учитывая их солидарную ответственность.

По нашему мнению, в настоящее время создание системы сельской кредитной кооперации должно стать одним из важнейших направлений аграрной политики государства.

В настоящее время попытка поддержать сельские кредитные кооперативы предпринимается Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). По ее инициативе был создан Фонд развития сельской кредитной кооперации - некоммерческая организация, учрежденная для содействия становлению системы сельской кредитной кооперации в России как одного из важнейших направлений реформирования кредитного механизма агропромышленного комплекса. Фонд ведет активную работу по привлечению отечест- венных и зарубежных инвестиций на развитие сельской кредитной кооперации.

В условиях кризиса производства и неплатежей на российском рынке одним из средств выживания предприятий-производителей и сохранения рабочих мест стал экспорт. От него агропромышленный комплекс России получает ежегодно от 4 до 5 млрд. долл. США. Из сельскохозяйственной продукции наибольшим спросом при этом пользуются семена подсолнечника, ячмень, пшеница, шерсть.

Экспорт сельскохозяйственной продукции, за исключением некоторых ее видов, осуществляют в настоящее время по ценам выше внутренних. Посреднические коммерческие структуры, через которые проходит более 70% продовольственных товаров, закупая сельхозпродукты по дешевым внутренним ценам, реализуют ее за рубеж по высоким ценам, получая от этого значительные доходы и не стремясь инвестировать их в развитие АПК. Отечественные товаропроизводители теряют от таких сделок значительные денежные ресурсы. В связи с этим целесообразно передать функцию экспорта продукции кредитным кооперативам.

Среди мнений, высказываемых по поводу исправления положения в АПК, наиболее правильным, то есть наиболее прагматичным и соответствующим реалиям, можно считать трехсторонний подход к решению финансовых проблем АПК. При этом подходе равная роль принадлежит и государству, и финансовым институтам, и производителям продукции АПК. Главное в нем - объединение их усилий и ресурсов, а также оптимальные формы такого соединения. При этом государство обеспечивает формулирование и последовательное проведение структурной аграрной и агропромышленной политики, определение приоритетов и основных ее принципов, гарантированное выполнение соответствующих статей бюджета и целевых программ, стимулирует накопление соответствующих фондов как в рамках государственных структур, так в финансовых институтах и на предприятиях АПК.

Для эффективной организации производства сельскохозяйственной продукции государство должно предоставить товаропроизводителям гарантии в ее реализации по экономически обоснованным ценам, а также ввести квотирование сельскохозяйственной продукции, реализуемой на внутреннем рынке. В пределах квот в бюджете необходимо предусмотреть средства для закупки продукции сельского хозяйства.

Одной из форм государственной поддержки агропромышленного комплекса, как особой формы приобретения материально-технических средств, мог бы стать лизинг. Анализ показывает, что современный уровень развития лизинговых операций совершенно недостаточен (потребности хозяйств в технике удовлетворяются менее, чем на 10%). Особенностью финансового лизинга оборудования в условиях достаточно высоких темпов инфляции является то, что ни лизингодатель, ни лизингополучатель не заинтересованы в большой продолжительности срока лизинга, и поэтому срок лизинга составляет, как правило, от 6 до 18 месяцев.

Соответственно, собственную политику развития и расширенного воспроизводства, экономически обоснованные программы и инвестиционные проекты, равно как и планы развития и накопление соответствующих фондов, должны подготовить производители - предприятия АПК. Они должны заботиться и о создании собственных ресурсов финансирования. Особая роль в координации усилий и формировании фондов развития и финансирования принадлежит общенациональным и региональным ассоциациям предприятий АПК.

Финансовые структуры в рамках кредитно-финансовой политики, осуществляемой Центральным банком Российской Федерации и Минфином России (при участии Минсельхозпрода и других государственных ведомств, ответственных за структурную, прежде всего аграрную и продовольственную, политику), вырабатывают с учетом специфики отрасли собственные схемы и операционные модели, ориентированные на предоставление кредитно-финансовых услуг АПК. В ходе совместной работы на всех уровнях от федерального до индивидуального они содействуют выработке оптимальных форм и методов финансирования АПК, поиску источников финансирования, созданию условий для накопления необходимых средств и резервов, обеспечивают контроль за целевым использованием средств и рентабельностью отдельных проектов. Именно при таком трехстороннем подходе можно мобилизовать резервы при перераспределении средств, добиться укрепления инвестиционного потенциала АПК за счет государственных средств. Но, главное, с помощью продуманной общенациональной агропромышленной политики могут быть созданы благоприятные исходные предпосылки для финансирования комплекса за счет долгосрочных кредитов и инвестиций банков.

Для обеспечения устойчивого развития АПК необходим действенный экономический механизм, основанный на сочетании государственного регулирования и саморегулирования, проведении сбалансированной ценовой и финансово-кредитной политики.

Финансы промышленности

ТЕМА 3.2. ФИНАНСЫ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ СФЕРЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

1.Финансы промышленности.

2. Финансы агропромышленного комплекса (АПК).

3. Финансы строительства.

4. Финансы транспорта.

Основные принципы организации финансов современных предприятий всех отраслей СМП едины, что обусловлено общими законами товарного производства, сущностью денег и денежных отношений. Финансы промышленности занимают ведущее место в общей системе финансов народного хозяйства, так как, во-первых, промышленность производит средства труда – основу производства жизненных благ человеком, во- вторых, в промышленности создается большая часть ВВП и национального дохода. Промышленность является основной частью сферы материального производства. Принципы и методы организации финансов промышленности лежат в основе организации и планирования финансов в других отраслях (темы 2-4, 3-1, 3-3, 3-4).

Все затраты, связанные с производством и реализацией продукции, промышленные предприятия производят раньше их возмещения из выручки за реализованную продукцию. Поэтому у предприятий возникает потребность в средствах на закупку необходимого сырья, топлива, основных и вспомогательных материалов, на оплату труда работников и т.д.

Наибольший удельный вес в расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Они складываются из затрат, связанных с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, труда, отчислений на социальное и медицинское страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости населения и т.д.

Финансы предприятий агропромышленного комплекса (АПК) – составная часть финансов сферы материального производства. К предприятиям, функционирующим в рамках АПК, относятся: СПК, фермерские хозяйства, экспериментальные базы, опытные поля, сортоиспытательные станции, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию заводы, ремонтно-технические предприятия, предприятия материально-технического снабжения, строительные предприятия и др. В промышленно развитых странах сельское хозяйство дотируется не потому, что оно убыточно, а для сохранения его мощностей на случай непредвиденных обстоятельств.

АПК - совокупность отраслей, участвующих в производстве продукции сельского хозяйства и доведении ее до потребителя, включает отрасли, производящие средства производства (тракторное, сельскохозяйственное и продовольственное и машиностроение, ремонт тракторов и сельхозмашин, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, добыча торфа, капитальное строительство в АПК), сельское хозяйство (производство сельхозпродукции и сырья; в эту сферу включаются: колхозы, госхозы, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства населения и предприятия лесного хозяйства), отрасли заготовки, переработки и доведения сельхозпродукции до потребителя (мясная, молочная, мукомольная, крупяная, рыбная, комбикормовая промышленности, торговля и общепит).


Стадии воспроизводственного процесса АПК :

А) Производство средств производства;

Б) Сельскохозяйственное производство;

В) Производство продовольствия и предметов потребления из сельскохозяйственного сырья;

Г) Производственно-техническое обслуживание всех стадий воспроизводственного процесса;

Д) Реализация конечного продукта потребителю.

Особенности организации финансов предприятий АПК обусловлены тремя факторами: особенностями сельскохозяйственного производства, межотраслевым характером отношений в АПК и использованием в АПК различных форм собственности.

Особенности организации финансов АПК, связанные с особенностями сельскохозяйственного производства :

1. Основным средством труда является земля, которая не амортизируется (не участвует формировании себестоимости продукции). Неодинаковый уровень плодородия и местоположение земли создают условия для получения дифференцированного дохода (дифференциальной ренты). Подготовка земли к использованию часто требует больших капитальных затрат (известкование, мелиорация и т.д.), которые, как правило, не по силам одному предприятию и осуществляются обычно из государственного бюджета.

2. В качестве предметов труда используются биологические объекты (растения и животные). Процесс выращивания растений и животных, который ускорить практически нельзя Это обусловливает медленную оборачиваемость оборотных средств (в растениеводстве он равен году) и приводит к неравномерности поступления выручки. Финансовый результат деятельности можно определить только в конце года. Несовпадение по времени денежных поступлений и необходимых расходов обуславливает большую роль заемных источников финансирования.

3. Результат деятельности сильно зависит от природных, климатических условий (климатической зоны, времени года, погоды, стихийных бедствий и т.д.). Это обусловливает: а) обязательный по времени и срокам характер большинства видов работ (промедление или невыполнение их приводит к убыткам), б) необходимость создания натуральных и денежных резервных фондов, осуществления обязательного страхования имущества, урожая, животных, многолетних насаждений. К началу срока работ необходима полная обеспеченность материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

4. В качестве средства труда используются животные (рабочий скот), воспроизводство которого (выращивание молодняка) чаще всего осуществляется непосредственно в самом сельскохозяйственном предприятии. По продуктивному скоту, используемому для получения молодняка, амортизация не начисляется и стоимость его не переносится на себестоимость продукции. По рабочему скоту амортизация начисляется.

5. Значительная часть производимой продукции используется на собственные нужды предприятия (во внутрихозяйственном обороте), то есть она не реализуется на сторону (молодняк скота, семена, корма для скота, навоз для удобрения полей и т.д.) и не принимает денежной формы.

6. Цены на продукты питания, как предметы первой необходимости, являются неэластичными.

7. Стратегическая значимость сельскохозяйственной продукции для безопасности страны.

Уровень цен на продукты питания (хлеб, мясо, молоко и др.) не может определяться только спросом и предложением, как для других товаров.

Государство регулирует цены на сельскохозяйственную продукцию. При их чрезмерном росте оно ограничивает цены, а при резком падении (например, вследствие большого урожая) поддерживает сельскохозяйственных производителей, закупая их продукцию.