Презентация по Истории на тему "Наука в XIX веке". Презентация "история науки" Проблемы и принципы историко-научных исследований

Функции наукиФУНКЦИИ НАУКИ
Культурная – процесс формирования человека,
как субъекта деятельности и познания
Социально-регулятивная – наука как социальная
сила
Проективно-конструктивная
Экологическая
Неогуманистическая – установка на заботу о
будущих поколениях

ПРЕДМЕТ И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ НАУКИ

История науки – осмысление исторического
развития научного знания.
Ее разработка началась в XIX в. во Франции.

Предмет истории науки

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ НАУКИ
Совокупность
познавательных
моделей и законов
историко-научного
развития человечества.

Задачи и проблемы истории науки

ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ
НАУКИ
выявить исследователей, отметив, их заблуждения и ошибки
искать ценное, но забытое, что есть в каждой науке
исследование особенностей развития науки в отдельные
периоды
описывать механизм развития науки
выявить общие закономерности развития научного знания
представления о методах и приемах научного мышления
решения научных проблем с помощью исторической
аналогии
повышение культурного и научного потенциала общества

интеграцию естественно-научного и
гуманитарного знания
создание основы для разработки моделей
развития общества
расширение источниковой базы для научных
исследований
уточнение понятийного аппарата,
совершенствование методологии исследования

Эмпирическая база истории науки

ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИСТОРИИ
НАУКИ
научные тексты
прошлого
переписка ученых
автобиографические
очерки и воспоминания

ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ИСТОРИКО-НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Презентuзм - стремление
восстановить прошлое науки,
используя терминологический
язык современности;
Антuкварuзм желание
восстановить прошлое в
развитии научных идей без
ссылок на современность.

Принцип дополнительности

ПРИНЦИП
ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ
Антикваризм и презентизм
дополняют друг друга.
Презентизм понимает
прошлое, а антикваризм
его объясняет.

Кун Томас Сэмюэл (1922–1996), американский историк и философ науки

КУН ТОМАС СЭМЮЭЛ (1922–1996),
АМЕРИКАНСКИЙ ИСТОРИК И
ФИЛОСОФ НАУКИ
невозможно перевести
термин «флогистон»
(вера в существование
особой субстанции,
которой нет в
реальности) на
современный язык науки.
Презентистский подход к
этой проблеме
невозможен, она может
рассматриваться только
с позиции антикваризма.

Классификация Аристотеля (384-322г. до н.э.)

КЛАССИФИКАЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ
(384-322Г. ДО Н.Э.)
1.
Теоретическая
2.
3.
Первая
философия
(метафизика)
Математика
Физика
Практическая
Творческая
Логика – органон
(гр. орудие или
инструмент)
познания

Классификация Ф. Бэкона (1561-1626)

КЛАССИФИКАЦИЯ Ф. БЭКОНА
(1561-1626)
По критерию
познавательной
способности
человека:
память,
рассудок,
воображение.

1.
История – основана на памяти
Естественная
Гражданская
2.
Философия – основана на разуме
3.
Естественная теология
Антропология
Философия человека
Гражданская философия
Философия природы
Поэзия – основана на воображении

Ключ к наукам

КЛЮЧ К НАУКАМ
Логика
Диалектика
Риторика
Теория познания

Классификация Гегеля (1770-1831)

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЕГЕЛЯ (17701831)
1.
2.
3.
Критерий –
уровень развития
абсолютной идеи
или мирового духа
Логика
Философия
природы
Философия духа

Логика = Диалектика =
Теория познания
Учение о бытии
Учение о сущности
Учение о понятии

Философия природы
Механика
Физика
Органическая физика
Геологическая природа
Растительная природа
Животные организмы

Философия духа
Субъективный дух
Антропология
Психология
Объективный дух
Социальная история
Абсолютный дух
Философия, наука наук

Классификация О.Конта (1798-1857)

КЛАССИФИКАЦИЯ О.КОНТА (17981857)
1.
2.
3.
Начальная
математикоастрономическая
Промежуточная
физикохимическая
Конечная биологосоциологическая

Классификация Ф. Энгельса (1829-1895)

КЛАССИФИКАЦИЯ Ф. ЭНГЕЛЬСА
(1829-1895)
1.
2.
3.
4.
По критерию
форм
движения
материи
Механика
Физика
Химия
Биология

Классификация В. И. Вернадского (1863-1945)

КЛАССИФИКАЦИЯ В. И.
ВЕРНАДСКОГО (1863-1945)
1.
2.
По критерию
характера
изучаемого
объекта
Науки где объект –
вся реальность
планеты, космос
Науки объектом
которых является
Земля

Классификация наук по предмету и методу познания

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК ПО
ПРЕДМЕТУ И МЕТОДУ ПОЗНАНИЯ
Науки о природе
Науки об обществе
Науки о познании и мышлении
Технические науки
Математика

По критерию практической значимости

ПО КРИТЕРИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ЗНАЧИМОСТИ
Фундаментальные
Прикладные

Периодизация истории науки

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ
НАУКИ
Классификация наук
Периодизация - это их
развертывание по оси времени
в форме исторических
периодов.

Этап истории это целостность,
имеющая свою структуру и свои
характеристики
Границы между этапами
истории гибки и подвижны

Задача периодизации истории науки

ЗАДАЧА ПЕРИОДИЗАЦИИ
ИСТОРИИ НАУКИ
понимание исторического процесса в
различных фазах,
установить специфику этих фаз, сходство и
отличия, границы и связь
правильное проведение границ между фазами
стремиться к изучению всех ступеней, чтобы
затем выделить среди них главные, «узловые».

Периодизация науки с точки зрения соотношения анализа и синтеза

ПЕРИОДИЗАЦИЯ НАУКИ С ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ СООТНОШЕНИЯ АНАЛИЗА
И СИНТЕЗА
Аналитическая
Особенности:
непрерывная дифференциация наук;
преобладание эмпирических знаний;
акцентирование внимания на исследуемых
предметах, а не на их изменениях;
рассмотрение природы неизменной, вне развития,
вне взаимосвязи ее явлений.
Включает классическое и неклассическое
естествознание.

2. Синтетическая, интегративная
Особенности:
Возникновение междисциплинарных проблем
Появление «стыковых» научных дисциплин физхимия, биофизика, биохимия, психофизика,
геохимии и др.
Идет процесс построения целостной науки о
природе и единой науки о всей действительности в
целом.
Совпадает с постнеклассическим
естествознанием.

Два вида периодизации:

ДВА ВИДА ПЕРИОДИЗАЦИИ:
1) формальный, когда в основу деления истории
предмета на соответствующие ступени кладется
тот или иной отдельный «признак» (или их группа);
2) диалектический, когда основой (критерием)
этого деления становится основное
противоречие исследуемого предмета, которое
необходимо выделить из всех других
противоречий последнего.

Преднаука

ПРЕДНАУКА
Доклассический этап где
зарождаются элементы
(предпосылки) науки.
Зачатки знаний
на Древнем Востоке,
в Греции и Риме
в средние века, вплоть до 16-17
столетий.

Наука как целостный феномен

НАУКА КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ФЕНОМЕН
Возникает в Новое время вследствие
отпочкования от философии
три этапа:
классический,
неклассический,
постнеклассический (современный).
Критерием данной периодизации является
соотношение (противоречие) объекта и
субъекта познания.

Тип
рациональности
Характеристики
рациональности
классическая
все относящееся к субъекту
не имеет значения
неклассическая
учитываются средства
познания
постнеклассическая
учитываются ценностноцелевые структуры

Каждая из стадий имеет свою парадигму
(совокупность теоретико-методологических и
иных установок), свою «картину мира», свои
фундаментальные идеи.

Современная наука и общество

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И ОБЩЕСТВО
Вектор связи «наука - общество»
в XIX в. был направлен от науки к обществу, так
как история цивилизации выступала в качестве
функции развития научных идей,
в ХХ в. - от общества к науке. Наука выступает как
функция развития общества.

Социальность науки

СОЦИАЛЬНОСТЬ НАУКИ
Наука превращается в
сложный социальный
организм,
включающий в себя
социальные структуры
разного типа:
лаборатории,
университеты,
группы ученых,
научное сообщество
и т.д.

Общественная поддержка науки

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
НАУКИ
финансовая (от государства или частных
фондов);
материальная (земля, здания, оборудование и
т.д.);
интеллектуальная (приток в науку молодежи);
высокий общественный статус, престиж
(понимание обществом ценности науки как
таковой).

ОБЩИЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ НАУКИ

1) история науки как
прогрессивный поступательный
процесс (кумулятивная модель);
2) история науки как процесс
развития научного знания через
научные революции;
3) история науки как совокупность
различных познавательных
программ «кейс стадис».

Первая модель исходит из установки, что новое
знание всегда совершеннее прежнего, поэтому
историческое развитие науки это подготовка ее
современного состояния. Теоретической
основой данной модели стала философия
позитивизма (конец XIX - начало ХХ в).

Вторая модель появилась в середине ХХ в. в связи
с кризисом позитивизма. Она исходит из идеи
прерывности развития научного знания. Время от
времени в науке происходят революции,
принципиально меняющие парадигму и
направление научного знания.

Третья модель понимает любое событие в науке
как неповторимое в других исторических
условиях. Она допускает одновременное
существование различных теорий, по-разному
объясняющих одни и те же научные факты.
Помимо указанных моделей история науки
может изучаться через теории отдельных ученых
или научных школ, исследующих определенную
область научного знания.

Структура научного познания

СТРУКТУРА НАУЧНОГО
ПОЗНАНИЯ
Научное познание
Эмпирический
уровень
Теоретический
уровень

Математика 1826 г - теория неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский) Теория вероятности (А.А. Марков, М.В. Остроградский) 1826 г - теория неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский) Теория вероятности (А.А. Марков, М.В. Остроградский) Н. И. Лобачевский А.А. МарковМ.В. Остроградский


Астрономия Работы по астрометрии и изучению двойных звезд. Установка наличия поглощения света в межзвездном пространстве (В.Я. Струве) Изучение земного магнетизма (И. М. Симонов) И.И. Литтров – первый профессор астрономии Казанского университета Работы по астрометрии и изучению двойных звезд. Установка наличия поглощения света в межзвездном пространстве (В.Я. Струве) Изучение земного магнетизма (И. М. Симонов) И.И. Литтров – первый профессор астрономии Казанского университета В. Я. Струве И. М. Симонов


Физика Ряд физических приборов и открытие электрической дуги (В.В. Петров) Правило, определяющее направление индукционного тока (Э.Х. Ленц) х гг разработка телеграфного аппарата и изобретение его модификаций (Б.С. Якоби) Записывающий электромагнитный телеграф (П.Д. Шиллинг) гг. - первая в России железная дорога на паровой тяге (Е.А. и М.Е. Черепановы) Первое в мире применение микроскопа для изучения структуры металла и разработка способа получения булатной стали (П.П. Аносов) Ряд физических приборов и открытие электрической дуги (В.В. Петров) Правило, определяющее направление индукционного тока (Э.Х. Ленц) х гг разработка телеграфного аппарата и изобретение его модификаций (Б.С. Якоби) Записывающий электромагнитный телеграф (П.Д. Шиллинг) гг. - первая в России железная дорога на паровой тяге (Е.А. и М.Е. Черепановы) Первое в мире применение микроскопа для изучения структуры металла и разработка способа получения булатной стали (П.П. Аносов) В. В. Петров П. П. Аносов П. Д. Шиллинг


Химия Периодический закон химических элементов (Менделеев) Химическая и технологическая лаборатории (П.П. Зинин и К.К. Клаус) Открытие способа искусственного получения анилина (Зинин) 1844 г. - новый химический элемент – рутений (Клаус) 2-ая пол х гг. - формирование 2-го центра химической науки - в Петербургском университете Открытия в области химии металлов (Н.Н.Бекетов) Периодический закон химических элементов (Менделеев) Химическая и технологическая лаборатории (П.П. Зинин и К.К. Клаус) Открытие способа искусственного получения анилина (Зинин) 1844 г. - новый химический элемент – рутений (Клаус) 2-ая пол х гг. - формирование 2-го центра химической науки - в Петербургском университете Открытия в области химии металлов (Н.Н.Бекетов) Д. И. Менделеев Н. Н. БекетовП. П. Зинин


Медицина Появление военно-полевой хирургии. Первое применение эфирного наркоза в военно- полевых условиях (1847), введение неподвижной гипсовой повязки, ряд новых хирургических операций (Н.И. Пирогов) Начало применения антисептического метода при операциях (Н.В. Склифосовский) Появление военно-полевой хирургии. Первое применение эфирного наркоза в военно- полевых условиях (1847), введение неподвижной гипсовой повязки, ряд новых хирургических операций (Н.И. Пирогов) Начало применения антисептического метода при операциях (Н.В. Склифосовский) Н. И. Пирогов Н. В. Склифосовский


История 12-томная «История государства Российского» (Н.М. Карамзин) «Историю России с древнейших времен» в 29 томах (С.М. Соловьев) «Курс русской истории» (В.О. Ключевский) Основание русской палеографии (А.Х. Востокова) 12-томная «История государства Российского» (Н.М. Карамзин) «Историю России с древнейших времен» в 29 томах (С.М. Соловьев) «Курс русской истории» (В.О. Ключевский) Основание русской палеографии (А.Х. Востокова) Н.М. Карамзин С.М. Соловьев В.О. Ключевский




Философия Становление русской философии как самостоятельной науки Великие философы: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В. Л. Соловьев Появление богатого спектра самобытных школ и течений Становление русской философии как самостоятельной науки Великие философы: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В. Л. Соловьев Появление богатого спектра самобытных школ и течений


География Маршруты в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Аляски, южных степей и Среднеазиатские страны гг. - 1-ая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского Изучение и съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка гг. – кругосветная экспедиция, открытие Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев) Маршруты в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Аляски, южных степей и Среднеазиатские страны гг. - 1-ая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского Изучение и съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка гг. – кругосветная экспедиция, открытие Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев) И.Ф. Крузенштерн Ю.Ф. Лисянский Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев


Результат научного развития В целом российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знания, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной. Но задержка экономических и политических преобразований способствовала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опережала их.




Общая характеристика Значительное развитие образовательной системы России в начале XIX века было обусловлено, в первую очередь, социально-экономическими изменениями в стране. В этот период образование уже не является привилегией только для дворян и знатных людей, оно становится более общедоступным. Основой развития системы образования стала реформа Страна была поделена на 6 образовательных округов, в каждом из которых имелись учебные заведения всех типов. Для организации и управления учебными заведениями было создано Министерство народного просвещения.




Лучшие университеты и лицеи первой половины 19 века 1. Московский университет (Москва) 2. Царскосельский лицей (Петербург) 3. Демидовский лицей (Ярославль) 4. Ришельевский лицей (Одесса) 1. Московский университет (Москва) 2. Царскосельский лицей (Петербург) 3. Демидовский лицей (Ярославль) 4. Ришельевский лицей (Одесса) Московский университет Царскосельский лицей


История науки - это исследование феномена науки в его истории. С одной стороны наука представляет объективное знание, а с другой - процесс его получения и использования людьми.

Изучение истории современной науки опирается на множество сохранившихся оригинальных или переизданных текстов.

Однако сами слова «наука» и «ученый» вошли в употребление лишь

в XVIII-XX веках, а до этого естествоиспытатели называли свое занятие «натуральной философией».


Хотя эмпирические исследования известны еще с античных времен (например, работы Аристотеля и Теофраста), а научный метод был в своих основах разработан в Средние века(например, у Ибн ал-Хайсама, Аль-Бируни или Роджера Бэкона)

начало современной науки восходит к Новому времени, периоду, называемому научной революцией , произошедшей в XVI-XVII веках в Западной Европе.


Античная наука

Характерные черты античной науки:

  • Созерцательность
  • Самодостаточность
  • Логическая доказательность
  • Открытость критике
  • Эстетическое отношение к объекту исследования.

Античная наука

Становление первых научных программ: атомизм; математическая картина мира пифагореизма и платонизма; разработка теории доказательств (в частности, аппарата доказательства от "противного" элеатами);

фундаменталистская программа Аристотеля; построение космологических моделей. Создание дедуктивного математического метода. Превращение математики в стройную самостоятельную дисциплину (Евклид, Пифагор, Архит, Евдокс, Гиппократ, Теэтет и др. "Начала" Евклида - энциклопедия античной математики, ее историческое значение. Античная теоретическая астрономия (Евдокс, Гиппарх, Клавдий Птолемей, Аристарх Самосский).


Средневековая наука

Наука и религия - основная антитеза ценностных установок Средневековья

Для Средневековья характерно:

  • Теолого-текстовый характер;
  • Идея совокупного, божественного, отсутствие частичного;
  • Все вещи рассматриваются как символы божественного разума;
  • Слово как орудие мира, данное Богом человеку. Особенно важно записанное в Библии слово;
  • Существование мира имеет конечный замысел;
  • Познание рассматривается как иерархичный процесс;
  • Натуральная магия, считалось, может дать знание о скрытых естественных законах;
  • Полностью исключался метод эксперимента.


Представители интернализма :

Г. Герлак

Полагают, что наука развивается лишь благодаря внутринаучным факторам: в силу объективной логики возникновения и решения научных проблем, вследствие внутренней потребности самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы. В работах историков-интерналистов история науки предстает в виде чисто интеллектуальной истории - истории взаимного порождения идей, напоминающей саморазвитие абсолютного духа.


Представители экстернализма : Б. Гессен Д. Бернал Дж. Холдейн Э. Цильзель Д. Нидам

Возникший в 1930-е гг. в значительной мере под влиянием марксизма, настаивает на том, что решающее воздействие на развитие науки оказывают социально-экономические, т.е. вненаучные, факторы. Поэтому при изучении истории науки основной задачей является реконструкция социально-культурных условий («социальных заказов»), в которых возникают и развиваются те или иные идеи и теории.


Новое время

С конца XIX до середины XX веков в науке происходят радикальные изменения, связанные со становлением нового неклассического естествознания. В 20-30-е годы XX в. господствующим течением в западной философии становится логический позитивизм или неопозитивизм.

Большие идеи, охватывающие всё мироздание, вырастают из непрерывного потока эмпирического знания, они ищут в этом потоке подтверждение, изменяются, обобщаются, конкретизируются.


  • Построение для эмпирической науки нейтрального (то есть не навязывающего предвзятых интерпретаций) языка описания фактических «положений дел», так чтобы теоретические положения можно было бы выводить по самым строгим логическим законам из протокольных предложений опыта, а предсказания теории подтверждать (верифицировать) обращением к наблюдению и эксперименту.
  • Познание с помощью эксперимента


Представители «Нового времени»

Карл Раймунд Поппер (1902-1994)

Карл Поппер изучал отношения между конкурирующими и сменяющими друг друга научными теориями.


  • В процессе развития знания растет глубина и сложность решаемых проблем, но эта сложность зависит от самого уровня науки на определенном временном этапе ее развития.
  • Переход от одной теории к другой не выражает никакого накопления знания (новая теория состоит из новых проблем, порождаемых ею).
  • Целью науки является достижение высокоинформативного содержания.

Основными понятиями его концепции научного знания являются следующие: 1)проблема демаркации(отделении научного знания от ненаучного) 2)принцип фальсификации(теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается.)


3)принцип фаллибилизма(любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений) 4)теория "трех миров"(первый мир - мир объектов, второй мир- мир субъектов и третий мира- мир объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть предмет философии науки)


Считал, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция - это смена научным сообществом психологических парадигм. Наиболее известной работой Томаса Куна считается - «Структура научных революций» .


Ход научной революции по Куну:

1)Нормальная наука - каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории;

2)Экстраординарная наука – кризис в науке. Появление аномалий - необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ;

3)Научная революция - формирование новой парадигмы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учитель географии ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» при ФКУ ИК-8 г. Благовещенск Лисенко Ю.В. Наука в XIX веке. Создание научной картины мира

2 слайд

Описание слайда:

Цели: Определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке; Познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями; Определить значимость научных открытий 19 века для современности.

3 слайд

Описание слайда:

XIX век – особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Монополистический капитализм, крупные корпорации обеспечивали внедрение современных технологий и научных открытий. Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобным и общедоступным становился транспорт. Современные средства связи облегчали общение, а газеты и радио приносили прямо в дом все новости. Неотъемлемой частью уличного пейзажа в конце XIX века стала фигура мальчика – газетчика, выкрикивающего новости.

4 слайд

Описание слайда:

1800 г.- Вольта создал батарейки. Начинается век изобретений и открытий. Итальянский физик Алессандро Вольта создал в 1800 г. источник постоянного тока, способный постоянно производить электроэнергию. Эта первая электрическая батарея, получившая название вольтова столба, была гораздо эффективнее и удобнее, чем обычные тогда конденсаторы, которые требовалось долго заряжать перед каждым использованием.

5 слайд

Описание слайда:

1816 г.- английские почтальоны пересели на велосипеды: быстро и удобно. Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover - «Скиталец» (или "Бродяга"). Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года.

6 слайд

Описание слайда:

1826 г.- изобрели фотографию: теперь можно увековечить события и людей. Первая известная попытка фиксации изображения химическим способом предпринята Томасом Веджвудом и Гемфри Дэви. Уже в 1802 году они могли получать фотограммы при помощи солей серебра, не зная способа их закрепления. Первым практическим успехом на пути к появлению фотографии стало изобретение Нисефором Ньепсом гелиографии. Наиболее раннее из сохранившихся изображений, снятых с помощью этой технологии камерой-обскурой, датировано 1826 годом и известно под названием «Вид из окна в Ле Гра».

7 слайд

Описание слайда:

1829 г.- Брайль изобрёл алфавит и дал возможность слепым людям читать и писать. Шрифт Брайля - рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми. Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем, сыном сапожника.

8 слайд

Описание слайда:

1832 г.- открыли газ ацетилен и его свойство сваривать металл. Появилась возможность использовать металлические конструкции в строительстве мостов, домов, башен. Открыт в 1836 году Э. Дэви, синтезирован из угля и водорода.

9 слайд

Описание слайда:

1854 г.- родился новый металл – алюминий. Пока его используют как украшения, но в следующем веке из него будут делать самолёты. Впервые алюминий был получен датским физиком Гансом Эрстедом в 1825 году действием амальгамы калия на хлорид алюминия с последующей отгонкой ртути. Название элемента образовано от лат. alumen - квасцы. До открытия промышленного способа получения алюминия этот металл был дороже золота. В 1889 г. британцы, желая почтить богатым подарком великого русского химика Д. И. Менделеева, подарили ему весы из золота и алюминия

10 слайд

Описание слайда:

1805 г.- спички – огонь в маленькой коробочке. Теперь безопаснее и удобнее. Первые спички сделал в 1805 году французский химик Жан Шансель, ассистент профессора Тенара. Это были деревянные спички, зажигавшиеся при соприкосновении головки из смеси серы, бертолетовой соли и киновари с концентрированной серной кислотой 1855 г.- изобрели целлулоид. Детские игрушки стали легче и практичнее. В 1855 году британский металлург Александр Паркс (англ. Alexander Parkes) открыл новое вещество на основе нитроцеллюлозы, растворённой в этаноле. Для массового производства нового вещества, которому Паркс дал название «паркезин». Применяется для изготовления кино- и фотоплёнки, планшетов, линеек, корпусов музыкальных инструментов - гармоник, различных галантерейных товаров, игрушек и др. Практически незаменимый материал для изготовления мячей для настольного тенниса.

11 слайд

Описание слайда:

1866 г. – человечество переходит на искусственную еду. Иску́сственная пи́ща - пищевой продукт, который получают из различных веществ (аминокислоты, белки, липиды, углеводы), предварительно выделенных из вторичного сырья мясной и молочной промышленности, семян масличных и бобовых растений, злаков, микроорганизмов и др., а также пищевых добавок. 1867г. – Шоулс отдаёт патент Релингтону на пишущую машинку. Как и большинство других технических устройств и изобретений, разработка механизма пишущей машинки не была плодом усилий одного-единственного человека. Множество людей совместно или независимо друг от друга приходили к идее быстрой печати текстов. Первый патент на машину такого рода был выдан английской королевой Анной Генри Миллю ещё в 1714 году.

12 слайд

Описание слайда:

1866 г.- Зингер изобрёл швейную машинку, а запатентовал только иголку с отверстием в острие. Зингер не изобретал швейной машины и никогда не утверждал, что сделал это. К 1850 году, когда появилась его первая швейная машина, уже существовал ряд моделей. Зингер потратил на преодоление имевшихся у этих моделей конструктивных недостатков 10 дней, которые «потрясли мир» и сделали изобретателя богачом. 1866 г.- Альфред Нобель создал динамит – добро и зло в «одном флаконе». Ежегодно, с 1901 года, вручают премии имени Нобеля за открытия в науке и укрепление мира. Среди представителей науки 19 века тоже есть лауреаты Нобелевской премии.

13 слайд

Описание слайда:

В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что если медная проволока попадает в магнитное поле, в ней возникает электрический ток. Это открытие подарило жизнь всем генераторам, динамо-машинам и электродвигателям. «Повелителем молний» назвали Фарадея современники. Он стал членом королевского общества и многих академий мира.

14 слайд

Описание слайда:

Сенсацией стало открытие английского физика Максвелла. В 60 х годах он разработал электромагнитную теорию света. Согласно теории, в природе существуют невидимые электромагнитные волны, передающие электричество в пространстве. Так родилось представление о немеханическом движении. Свет у Максвелла выступает как разновидность электромагнитных колебаний. Через 10 лет немецкий инженер Генрих Герц подтвердил существование электромагнитных волн и получил их в лабораторных условиях и доказал, что никакие предметы не могут помешать их распространению. На основе этих открытий Попов и Маркони создали беспроволочный телеграф.

15 слайд

Описание слайда:

Главная особенность естественнонаучных открытий второй половины 19 века заключалась в том, что: в корне менялись представления о строении материи, пространстве, движении, о развитии живой природы, причинах болезней и происхождении жизни на земле. Наука опровергла прежние знания и дала ключ к открытию невидимых тайн природы. Формировалась новая картина мира, т.к. наука вплотную подошла к строению атома. Развитие науки привело к успехам в медицине, что очень важно для всего человечества. Благодаря науке изменилась жизнь повседневная жизнь общества. Возникли новые направления в науке: микробиология, ядерная физика – неограниченное поле для новых исследований и открытий. 19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался.

16 слайд

Описание слайда:

Презентация по истории на тему: «Образование и наука» . Выполнил ученик 8 класса «Б» Борисов Сергей Учитель Горячева И. В.

Образование. В самом начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. 1803 г. – была проведена реформа в области образования, которая привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе уездного училища.

В 1811 году был открыт Александровский(Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего дворянского общества(в их числе и А. С. Пушкин). На время Лицей стал не только самым престижным учебным заведением, но и центром свободомыслия.

Типы школ при Николае I. 1. Приходские одноклассные училища (обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике) 2. Уездные трёхклассные училища (обучали русскому языку, арифметике, геометрии, истории и географии; принимали детей купцов, ремесленников, мещан) 3. Семиклассные гимназии (учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии)

Рос объём выпуска литературы для всех слоев населения. В 40 е гг. известность приобрели книги издательства А. Ф. Смирдина, выпустившего в свет более 70 собраний сочинений крупнейших русских писателей.

В 1806 г. - И. А. Двигубский утверждал, что земная поверхность и населяющие её существа с течением времени под действием естественных причин претерпевают коренные изменения. В 1816 г. - И. Е. Дядьковский выдвинул и доказал идею и о том, что все явления в природе обусловлены естественными причинами и подчинены общим законам развития. В 1834 г. - К. М. Бэр создал работу, которая стала серьёзным шагом вперёд в обосновании представлений о развитии живых организмов. «Всеобщий закон развития природы»

Выдающимся представителем отечественной медицины стал профессор Медикохирургической академии Н. И. Пирогов, явившийся основоположником военно-полевой хирургии.

ГЕОЛОГИЯ. Острый характер приобрела борьба между сторонниками двух теоретических направлений – «нептунистами» и «плутонистами» . Большинство геологов стояло на позициях плутонизма. Главным итогом развития геологии стал вывод о том, что Земля имеет длительную историю, в ходе которой её поверхность значительно изменилась. Николаем Ивановичем Кокшаровым была составлена первая геологическая карта Европейской России.

Астрономия. В астрономии шёл медленный процесс накопления знаний. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволяли составить более детальное описание Солнечной системы. В 1839 г. - была открыта Пулковская обсерватория.

Математика. М. В. Остроградскийсделал великий вклад в развитие математической физики. В 1826 г. - создание неевклидовой геометрии профессором Казанского университета Н. И. Лобачевским.

ФИЗИКА. В области физики XIX век начался с изобретения первого источника электрического тока. В 1802 г. - В. В. Петров разработал гальваническую батарею. В 1833 г. –Э. Х. Ленц установил правило направления движущей силы индукции. В 1840 г. - Б. С. Якоби изобрёл гальванопластику. В 1832 г. - П. Л. Шиллинг создал первый в мире практически пригодный электрический телеграф. В 1850 г. - Якоби изобрёл буквопечатающий аппарат для телеграфа.

Химия. К. С. Кирхгоф- разработал способ получения глюкозы К. И. Гротгус- открыл основной закон фотохимии. В 1840 г. - Г. И. Гесс открыл основной закон термохимии. В 1826 -1827 гг. П. Г. Соболевский и В. В. Любарский положили начало порошковой металлургии. А. А. Воскресенский, Ю. Ф. Фрицше и Н. Н. Зинин стояли у истоков органической химии.

Наука и производство! В 1817 г. На Пожевском заводе были успешно проведены первые опыты по переделу чугуна в железо методом пудлингования. В 1843 г. Началось строительство первой двухпутной железной дороги между Петербургом и Москвой. Началось развитие машиностроения.