Курсовая работа: Маркетинговое исследование потребительского вторичного рынка автомобилей. Маркетинговое исследование рынка легковых автомобилей Маркетинговое исследование рынка автомобилей

Общая концепция маркетинга рынка легковых автомобилей заключается в разработке маркетингового комплекса, представляющего собой маркетинговую стратегию и программу ее реализации (маркетинговую программу).

Маркетинговая стратегия включает в себя выбор целевых рынков, выбор целевых сегментов, формирование стратегии позиционирования для этих сегментов на выбранных рынках, стратегию управления брендом и формирование перспективного имиджа бренда.

Маркетинговая программа представляет собой комплекс действий, направленных на реализацию принятой стратегии, включающий: продуктовую программу, ценовую программу, сбытовую программу и программу продвижения .

Общая схема взаимодействия различных элементов маркетингового комплекса представлена на рисунке 1.1

рынок маркетинговый легковой автомобиль

Рисунок 1.1 - Взаимодействие элементов маркетингового комплекса

Стратегия маркетинга

Целевые рынки. Неоднородность различных региональных рынков по таким параметрам как объем спроса, уровень конкуренции, возможности компании создает различную степень привлекательности этих географических рынков для компании .

Повышение эффективности деятельности компании возможно за счет концентрации усилий на перспективных рынках и формирования уникальных маркетинговых программ, учитывающих специфику отдельных географических территорий. Примером стратегического решения развития бизнеса служит экспансия автомобильного концерна VW на китайский рынок. В планах концерна VW уже в 2002 году внедрение в Китае собственных моделей "дешевых" автомобилей. Этот сегмент китайского автомобильного рынка в настоящее время переживает настоящий бум, а у немцев до сих пор нет достойного предложения для него. В течение следующих 5 лет VW планирует инвестиции в Китай в размере 2,5 млрд. евро, в основном в производства новых моделей. По прогнозам компании сектор частного транспорта в Китае будет расти быстрыми темпами. В данный момент 70 % транспортных средств представляют собой служебные машины и такси.

Европейские и японские производители автомобилей избегают непосредственной конкуренции с американскими производителями, выпускающими большие и неэкономичные автомобили, отличающиеся показным блеском. Вместо этого они нашли необслуживаемый потребительский сегмент, для которого требовались небольшие, экономичные по потреблению топлива автомобили, и заполнили эту брешь. К их удовольствию и к удивлению компании Detroit - гиганта американского автомобилестроения, этот сегмент вырос в довольно крупную часть рынка автомобилей.

Концерн BMW сосредоточит усилия на производстве дорогих и качественных автомобилей. В течение следующего десятилетия продажи престижных автомобилей вырастут на 50 %, в то время как рост объемов продаж массовых автомобилей составит в два раза меньшую цифру.

Целевые сегменты. Потребители не однородны в своей массе - различия по таким параметрам как уровень доходов, опыт эксплуатации автомобиля, ит.п. обуславливают различные требования, предъявляемые потребителями к отдельным маркам автомобилей.

Выделение однородных (например, с точки зрения мотивации выбора автомобиля) сегментов потребителей и предоставление требующихся им различных комплексов обслуживания позволят достигнуть более полного удовлетворения потребителей.

Концентрация усилий компании на наиболее привлекательных сегментах потребителей и применение уникальных инструментов маркетингового комплекса для каждого из целевых сегментов позволят максимизировать прибыль компании .

Примером успешного выбора целевого рынка может служить открытие в США сети автосервисов "Great American Auto Service Centers", специально ориентированных на женщин-водителей. Идея сориентировать свой бизнес на женщин была принята после ряда исследований, в результате которых был сделан вывод, что женщины чаще мужчин привозят машины в сервис для ремонта или диагностики. В 1998 году был создан первый филиал, целенаправленно рассчитанный на женскую клиентуру. Данные сервисы пользуются популярностью. Попав внутрь сервисного центра, посетительницы попадают в помещение, декорированное в пастельных тонах, где звучит приятная и ненавязчивая джазовая музыка. Комната ожидания оборудована удобными диванами, предлагаются бесплатные напитки. В процессе обслуживания автомобиля можно полистать модные женские журналы. Сюда можно прийти с детьми, которым предлагается поиграть на компьютере или с воспитателем. Все необходимые автозапчасти аккуратно разложены по шкафчикам. Через стеклянную перегородку клиентки могут наблюдать за обслуживанием автомобиля. В планах компании расширение спектр услуг для женщин: маникюрные и косметические салоны, водительские курсы и т.д.

Компания General Motors пытается производить автомобили для каждого "кошелька, случая и личности". Используя разнообразные товары и маркетинговые подходы, компания надеется на увеличение объемов продаж и усиление своей позиции внутри каждого рыночного сегмента. General Motors рассчитывает на то, что занимаемая сразу в нескольких сегментах более сильная позиция закрепит в сознании потребителя связь компании с данной товарной категорией. Она также надеется на более частое совершение покупок, поскольку предложение компании лучше соответствует характерным для данного сегмента ожиданиям потребителей.

Позиционирование. Основная цель позиционирования - формирование у потребителей определенного представления об отличительных преимуществах автомобилей компании, представляющих для них значительную ценность, с целью создания дополнительной потребительской стоимости и повышения конкурентоспособности автомобилей.

Позиционирование призвано ответить на вопрос: почему потребитель должен приобрести автомобиль компании?

Наличие четкой позиции, занимаемой компанией в сознании покупателей, позволит в дальнейшем сократить издержки на рекламу, достигнуть высокого уровня лояльности покупателей, а также поможет удерживать конкурентоспособность компании на высоком уровне .

Примером успешного позиционирования на рынке автомобилей "люкс" служит созданием компанией Honda нового автомобильного бренда Acura. Автомобили класса "люкс" европейских производителей, рынок которых Honda определили для себя в качестве целевого, обладал исключительными характеристиками и стоил значительно дороже обычных автомобилей. К тому времени ее модель Accord занимала одно из первых мест по объему сбыта в США. Она обладала превосходной репутацией из-за своей экономичности, надежности и комфорта и на американском рынке малолитражных автомобилей занимала первое место. Следующим этапом было завоевание рынка автомобилей класса "люкс", на котором господствовали европейские компании. Этот рынок быстро рос и отличался высокой нормой прибыли. Accord был меньше и дешевле аналогичных американских автомобилей. Honda поняла, что для того, чтобы добиться успеха, нужно позиционировать модели Accord и Legend отдельно, что она, собственно и сделала. Модель Legend уже отличалась от Accord тем, что была больше и дороже, но этого было недостаточно для раздельного позиционирования двух моделей. Honda вывела на рынок модель Legend не под своим именем, которое воспринималось как название одной из марок компании Honda, а под новым. Acura, представив его как новую марку автомобиля класса "люкс". Одновременно была создана сеть автомагазинов Acura и специальных центров по обслуживанию поставщиков и владельцев автомобилей Acura. Однако в отличие от компаний Mercedes и BMW Honda намеревалась продавать свои автомобили, полностью оборудованными в соответствии со стандартами, принятыми для автомобилей класса "люкс".

Стратегия управления брендом. Основная цель стратегии управления брендом - определение основных направлений, по которым будут использоваться ресурсы компании для повышения ценности бренда, с целью создания дополнительной потребительской стоимости и повышения конкурентоспособности автомобилей компании .

Стратегия управления брендом отвечает на вопрос: кому и как следует предложить автомобиль компании?

Концерн VW, выпускающий автомобили для разных сегментов рынка, от Skoda до Audi и Bentley, в последнее время стал испытывать трудности в четкой идентификации в глазах потребителей различные марок собственных автомобилей. Трудность заключалась в том, что в автомобилях разных марок применялось значительное число одних и тех же компонентов, и покупатели были озадачены вопросом: почему они должны платить большие деньги за автомобиль класса люкс Audi, когда можно приобрести сравнимый по качеству автомобиль - Volkswagen или Skoda - гораздо дешевле. В конце 2001 года концерн объявил, что брэнды будут разделены на две группы: Bentley, VW и Skoda будут ориентированы на более консервативных потребителей, а Lamborghini, Audi и Seat приближены к сегменту рынка спортивных автомобилей.

Перспективный имидж бренда. Основная цель формирования перспективного имиджа бренда - создание уникального набора ассоциаций, возникающих у потребителей при упоминании моделей автомобилей компании, его качественных, стоимостных и технических характеристик, которые описывают назначение автомобиля и несут определенные потребительские ценности, предоставляемые потребителям при покупке и эксплуатации автомобилей компании .

После того как компания Volkswagen приобрела чешскую компанию Skoda, она стала использовать марку Volkswagen для того, чтобы "тень" ее высокой репутации "упала" и на марку Skoda. Как было отмечено в одной рекламной статье, этим ходом Volkswagen попала в точку, что было очевидно для всех. Покупатели мгновенно попались на эту уловку. Те, кто имел некоторые сомнения относительно покупки автомобиля Skoda, перестали сомневаться относительно покупки данного автомобиля. Через некоторое время после покупки компании, дилеры сообщили об увеличении продаж автомобилей Skoda на 50 %.

Программа маркетинга

Продукт. Основной целью, стоящей при формировании продукта (автомобиля и комплекса по его обслуживанию), предлагаемого компанией, является определение его оптимальных характеристик, способных удовлетворить потребности различных сегментов потребителей и сделать это лучше, чем аналогичные продукты конкурентов .

Продуктовый элемент маркетингового комплекса призван ответить на вопрос: что получает покупатель, приобретая автомобиль компании?

Российская автомобильная компания "УАЗ" анонсировала концепцию новой сбытовой политики, согласно которой автозавод будет продвигать на рынке не просто автомобиль, а еще и комплекс услуг, связанный с покупкой автомобиля и включающий предпродажную подготовку, гарантийное и постгарантийное обслуживание.

С целью повышения объемов продаж производимых автомобилей, концерн VW придумал новый вид страхования. При покупке в кредит или аренде новых или подержанных автомобилей банк VW страхует автомобиль на случай, если клиент потеряет работу. В этом случае клиенту не придется беспокоиться об оставшихся выплатах за машину. Банк целиком оплатит оставшиеся взносы (в пределах 12 месяцев) - совершенно безвозмездно.

Цена. Это один из наиболее важных элементов маркетингового комплекса, оказывающий непосредственное влияние на привлекательность автомобиля для покупателей с одной стороны и на доход, получаемый компанией, с другой стороны.

Набор ценовых инструментов позволяет определить оптимальную стоимость автомобиля (базовая цена, система скидок и т.д.), удовлетворяющую основную часть целевых сегментов и максимизирующую доход, получаемый компанией .

Ценовой элемент маркетингового комплекса призван ответить на вопрос: во сколько покупатель оценивает автомобиль компании?

Грамотная ценовая политика может привести к значительному увеличению доли рынка. Так, на американском автомобильном рынке вновь обострилась ценовая война среди крупнейших игроков рынка. Корпорация General Motors, пытающаяся увеличить объем продаж, объявила о введении дополнительных скидок на ряд наиболее популярных моделей пикапов, мини-вэнов и внедорожников. Руководство Chrysler рассматривает в качестве альтернативы прямым скидкам возможность улучшения условий гарантии на комплектующие. Новые скидки, предлагаемые GM, делают автомобили этой корпорации значительно более привлекательными для покупателей.

В 1988 году компания Mazda выпустила изящный двухместный автомобиль с откидным верхом Miata, сконструированный для американского рынка, и обладающий отличными эксплуатационными качествами автомобиля. Автомобиль не имел аналогов на рынке. Компания Mazda столкнулась с проблемой определения цены этого автомобиля. Японские импортеры контролировали издержки производства таким образом, чтобы цена не превышала 15 тысяч долларов. Первые несколько тысяч автомобилей Miata были распроданы на "ура", едва успев поступить в магазины. Чтобы разжечь еще больший интерес, Mazda поставила в 1989 году всего на 40 тысяч машин больше. Таким образом, спрос превысил предложение в 10 раз. Модель Miata приобрела такую популярность, что даже существенное повышение цен не позволяло обеспечить автомобилями всех желающих.

Распространение. Распространение - элемент маркетингового комплекса, направленный на то, чтобы сделать автомобиль Компании доступным, а процесс покупки автомобиля - простым и удобным .

Распространение отвечает на вопрос: где и как потребитель может приобрести автомобиль компании?

Компания Seat организовала продажу своих машин в Германии через Интернет. Машины продаются с 13-процентной скидкой и доставляются в течение 10 дней. Механизм покупки представляет собой следующее: покупатель выбирает понравившуюся ему модель. Затем оплачивает так называемый взнос за резервирование в размере 250 евро, только после этого машина доставляется в дилерскую фирму компании Seat. Там она стоит в течение 30 дней, чтобы покупатель смог ее посмотреть и решить, будет он покупать эту модель или нет. Если он в итоге откажется, плата за резервирование не возвращается.

Производители автомобилей занимают лидирующие позиции в компаниях по прокату автомобилей, что является важным средством поддержания уровня продаж. Совместными владельцами Hertz, самой крупной компании по прокату автомобилей, являются такие компании, как Ford и Volvo. Hertz является самым большим частным потребителем для компании Ford, закупая 70 % автомобилей, производимых компанией в США, а также треть автомобилей, производимых в Европе.

Продвижение. Основной целью продвижения является донесение до покупателей информации с целью добиться от них желаемого целевого поведения .

Комплекс мер по продвижению продукции компании позволяет ответить на вопрос: как повлиять на поведение покупателя?

Примером удачного продвижения нового продукта на рынок служит рекламная стратегия японской автомобильной компании Honda. Когда Honda запустила в производство новую пятидверную модель Civic, она использовала интегрированный подход, при котором агентства брали на себя обязательство сотрудничать друг с другом для того, чтобы в телевизионных рекламных роликах, при прямом маркетинге и стимулировании сбыта фигурировала одна и та же идея и образы. В качестве другого примера выступает программа продвижения автомобильной компании Ford своих новейших моделей автомобилей, сделанных в стиле "ретро", построенная на чувстве патриотизма американцев и их любви ко всему старинному. Компания предприняла рекламный тур через всю "Living Legend Tour", перевозя из одного населенного пункта в другой модели Mustang, Thunderbird, Forty-Nine Concept и GT40, и устраивая импровизированные автошоу. Ford Forty-Nine Concept и GT40 были главными экспонатами Детройтского автосалона этого года и получили настолько положительные оценки зрителей и специалистов, что компания решила запустить их в серийное производство. Западных автопроизводителей осенила новая маркетинговая идея: при виде фильма, где автомобили сталкиваются, падают в пропасть и превращаются в груду металла, у потребителя должно появляться навязчивое желание приобрести себе новую машину. Этот психологический трюк становится новым трендом в рекламной индустрии, связанной с автомобилями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Потребительские свойства легковых автомобилей, пути совершенствования. Требования к качеству и дефекты автомобилей. Основные поставщики отечественных легковых автомобилей. Характеристика моделей, реализуемых в г. Сарапуле, контроль качества проведения ТО.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2015

    Сравнительная динамика продаж легковых автомобилей в РФ. Анализ доли и прироста иностранных марок, участвующих в программе утилизации. Краткосрочная и долгосрочная модели этапов развития рынка автомобилей. Прогноз объема продаж легковых автомобилей.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2014

    Общие сведения автомобильного рынка России. Анализ производства легковых и грузовых автомобилей на территории России. Совместные предприятия импортных и отечественных производителей. Автомобили импортного производства, основные импортеры России.

    практическая работа , добавлен 08.06.2010

    Теоретические и методические основы рынка и его особенности на международном уровне. Понятие сегментирования рынка и характеристика его сегментов. Характеристика международного рынка легковых автомобилей. Особенности его двухуровневого сегментирования.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2014

    Динамика продаж легковых автомобилей в РФ. Модели для прогнозирования развития автомобильного рынка. Сценарии краткосрочного и долгосрочного прогнозов социально-экономического развития. Тенденции продаж по ценовым сегментам в рамках инерционного сценария.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Основные характеристики оптовой торговли. Классификация оптовых посредников. Структура парка отечественных и иностранных легковых автомобилей. Оптовая торговля автомобилями ОАО "ГАЗ". Анализ товарного предложения на рынке российских автомобилей.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2010

    Методы прогнозирования конъюнктуры рынка: экстраполяция, экспертные оценки, математическое моделирование. Составление прогноза конъюнктуры рынка легковых автомобилей Самарской области. Определение соотношения спроса и предложения на товары данного вида.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2015

Автомобильный рынок РФ относится к товарным рынкам РФ, которые подвержены влиянию различных нелинейных факторов таких как, уровень наличной денежной массы, уровень монетизации и доля скрытого объема производства, высокий уровень налогообложения, безработица.

Емкость мирового автомобильного рынка растет год от года. Не стал исключением и год прошедший. Европа продолжает оставаться одним из самых емких автомобильных рынков мира. В прошедшем году в 25 странах, входящих в Евросоюз зарегистрировано 18 млн. автомобилей или 29% мировых продаж. Большая часть продаж легковых автомобилей, как и машин в целом приходится на германский рынок. На втором месте по объемам Великобритания, на третьем - Италия.

Лидером в странах Евросоюза среди автомобильных брендов является Volkswagen. Лидером по темпам роста среди массовых брендов в Европе стала марка FIAT (+20,9%), среди люксовых брендов Lexus (+76,3%). Наибольшей долей рынка по прежнему владеют VW, за ним PSA, Ford, GM, Renault.

На российском рынке на протяжении последних лет наблюдается устойчивый рост объемов продаж новых легковых автомобилей. Исключением стал «кризисные» 2008-2009г.г., когда с усилением влияния на мировые автомобильные рынки финансового кризиса крупнейшие автопроизводители стали испытывать трудности с реализацией своей продукции - кризис ликвидности начал сказываться и на реальном секторе экономики. Особенно это хорошо заметно на примере стран Западной Европы: по итогам девяти месяцев суммарные продажи легковых авто относительно аналогичного периода прошлого года там снизились почти на 5%. Крупнейшими мировыми автопроизводителями средства изыскиваются уже не для продвижения продукции и технологических инноваций, а для продолжения функционирования. Российский рынок не стал исключением - значительное ужесточение условий кредитований (увеличился не только размер первоначального взноса, но и процентные ставки, повысились требования к заемщикам) напрямую отразилось уже на осенних объемах продаж легковых автомобилей.

Развитые страны, входящие в еврозону, использовали средства, стимулирующие продажи легковых автомобилей, еще в 2009 году, поэтому плавный выход из мирового финансового кризиса в 2010 году совпал в них со снижением объемом реализации автомобилей на рынке. По данным агентства JATO Dynamics, в июле 2010 года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в Европе сократились на 17,4% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. По-прежнему лидером продаж в европейских странах остается «народный» Volkswagen.

А как обстоят дела на авторынке нашей стране? У России, как водится, собственный путь развития. Опустившись в 2009 году на пятое место по итогам продаж легковых автомобилей в Европе, в середине 2010-го она вновь оказалась в «тройке сильнейших».

В 2010 г. автомобильная промышленность РФ постепенно начала восстанавливаться: производство автомобильной техники выросло почти в два раза, не достигнув, однако, докризисных показателей. По данным Минпромторга РФ, за прошедший год производство выросло во всех основных сегментах: выпуск легковых автомобилей - на 102%, грузовых - на 68%, автобусов - на 26%.

Несмотря на высокие темпы роста производства, не следует переоценивать значение высоких темпов прироста, поскольку в 2009 г. было зафиксировано резкое падение как производства, так и продаж автомобильной техники, что создало в 2010 г. так называемый эффект низкой базы. Проще говоря, сравнивать показатели прошлого года надо не с 2009, а с 2008 годом, когда авторынок показал наивысшие показатели за последние десять лет. Если сравнить общий выпуск автомобильной техники за 2010 и 2008 гг., то окажется, то показатель прошлого года ниже на 22%.

Как и прежде, легковые автомобили обеспечивают основной объем производства автомобильной техники. В 2010 г. их доля составила 86%, что на 3,4 п.п. выше показателя 2009 года. Необходимо отметить, что доля легковых автомобилей в производства автомобильной техники с каждым годом растет, так в 2007 году доля составляла 77%, в 2008 году - уже 82%. Именно сегмент легковых автомобилей определяет состояние рынка и его перспективы.

В своем выступлении Алексей Рахманов, директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ, отметил, что в 2010 г. значительно выросло внутреннее производство легковых автомобилей на фоне продолжения сокращения прямого импорта. При этом внутреннее производство иномарок впервые превысило производство легковых автомобилей отечественных марок. В среднесрочной перспективе внутреннее производство продолжит увеличиваться по мере восстановления потребительского спроса на легковые автомобили.

В 2010 г. продажи легковых автомобилей выросли на 29,9% по сравнению с результатами 2009 года. Ощутимую поддержку автомобильному рынку оказало государство - в 2010 г. начала действовать программа утилизации старых автомобилей, ускорившая обновления российского парка легковых машин. Кроме того, в настоящее время действует программа льготного кредитования, под действие которой попадают многие иномарки, собирающиеся на российских заводах. Новые модели подбираются зачастую именно с расчетом попасть под действие этой программы. В частности, новая модель Hyundai Solaris, производство которой стартовало в начале2011 г., уже включена в программу льготного кредитования.

На фоне государственной поддержки и постепенного восстановления потребительского спроса российский рынок легковых автомобилей будет восстанавливаться сравнительно быстро. Уже в 2011 г. ожидается, что в России будет продано более 2 млн легковых автомобилей.

Новые условия режима промышленной сборки автомобилей, начавшие действовать в 2011 г., ускорят рост рынка за счет увеличения внутреннего производства. Однако многое зависит от состояния автокомпонентной отрасли, которая сейчас определяет развитие автомобильного производства. Учитывая более жесткие требования нового режима промсборки по уровню локализации производства (60% за шесть лет), развитие автокомпонентной отрасли за счет открытия здесь заводов иностранных компаний представляется наиболее вероятным сценарием развития. Кроме того, реализация требования о создании центров R&D позволит развиваться собственной технологической и исследовательской базе автопроизводителей.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по итогам 2010 года выросли на 30%. за весь год в нашей стране реализовано 1 910 573 новых автомобиля. В декабре продано 204 586 автомобилей, что на 60% больше, чем в аналогичном месяце 2009 года.

Как сообщил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас, прогноз на 2011 год составляет 2,24 млн автомобилей.

Продажи автомобилей в России вышли в плюс по сравнению с низкими результатами 2009 года в апреле 2010 года, осенью показатели роста к аналогичному периоду прошлого года достигли 50%, а в ноябре было продано на 80% автомобилей больше, чем годом ранее - 189 902. При этом российский авторынок опередил высказывавшиеся прогнозы: в начале года эксперты АЕБ ожидали, что за год будет реализовано не более 1,5 млн автомобилей, позднее прогноз был скорректирован до 1,7 млн автомобилей, а в декабре было заявлено об ожидаемых продажах машин на уровне 1,9 млн и росте на 30%.

По словам вице-председателя комитета автопроизводителей АЕБ и главы российского отделения Ford Марка Овендена, результаты 2010 года вселяют оптимизм, и прогнозы на 2011 год вполне позитивны, однако лишь в том случае, если российская экономика и валюта продолжат рост.

В начале2011 г. было объявлено о продлении программ утилизации подержанных автомобилей и льготного кредитования. Автопроизводители приветствовали данное начинание правительства РФ. Однако, как отмечает Овенден, следует заметить, что 80% продаж по этим программам приходится на дешевые автомобили традиционных российских автопроизводителей». Больше всего автомобилей (517 147) в 2010 году продал «АвтоВАЗ», показав рост на 48%. При этом почти половина из них была реализована по государственной программе утилизации: по данным автопроизводителя, с государственной скидкой реализовано 221 584 автомобиля. В последнем месяце 2010 года автозавод продал 49 597 машин, что на 78,3% больше, чем в аналогичном месяце 2009 года, из них по программе утилизации 27 160 машин.

На втором месте по объемам продаж в России располагается Chevrolet (116 233 авто за год и 12 552 в последнем месяце), увеличившая продажи к аналогичным периодам прошлого года на 11% и 35% соответственно, за ней следуют Kia, Renault, Ford и Hyundai, продавшие 104 235, 96 466, 90 166 и 87 081 авто соответственно. При этом продажи Kia в 2010 году увеличились на 49%, Renault на 33%. Ford реализовал на 10% больше автомобилей, а Hyundai на 17%.

Многие японские марки к концу года укрепили свои позиции. В декабре продано 10 323 автомобиля Nissan и 575 люксовых Infiniti, что соответственно на 108% и 141% больше, чем в том же месяце 2009 года. На 129% в последнем месяце года выросли продажи Mitsubishi (продано 5314 авто), на 85% вырос спрос на Mazda. Тем не менее по итогам 2010 года Mazda продала 24 926 автомобилей - на 19% меньше, чем годом ранее. На 22% (до 18 159 машин) снизились продажи Honda.

Также в декабре реализовано 8525 автомобилей Toyota, что на 46% больше аналогичного месяца прошлого года.

Всего в 2010 году японская корпорация продала в России 90 296 автомобилей Toyota и Lexus, при этом спрос на люксовые автомобили японской марки увеличился на 72%, до 10 981 автомобилей, продажи Toyota увеличились на 15%, до 79 315 машин. Глава российского представительства Toyota Такеши Исогая ожидает, что в целом российский автомобильный рынок в 2011 году достигнет 2,3 млн автомобилей. Продажи автомобилей Toyota ожидаются на уровне 115 тысяч машин.

«Доля рынка автомобилей Toyota в России, по нашим оценкам, составит к концу текущего года около 6% от общего объема автомобильного рынка в России. Продажи автомобилей марки Lexus в 2011 году, по нашим прогнозам, вырастут на 45% по сравнению с 2010 годом - до 16,1 тысяч единиц. При таком сценарии доля рынка марки Lexus в премиум-сегменте в следующем году составит более 13%», - говорит он.

В люксовом сегменте большинство марок закончили год с существенным ростом. В «большой немецкой тройке» Mercedes, реализовавший за 12 месяцев 19 724 автомобиля (+64%), перегнал Audi (18 510 авто, +23%), но не достал BMW (20 584 автомобиля и 26% роста). На 7% увеличились продажи LandRover (9970 автомобилей за год), а Jaguar (858 авто) на 8% ушел в минус. Практически не изменились показатели японской Infiniti (4674 авто в 2010 году и 4630 годом ранее), до 1572 экземпляров (+24%) увеличились продажи Porsche. Официальные дилеры Volvo реализовали за год 10650 автомобилей. Таким образом, рост продаж составил 54,48% по сравнению с 2009 годом (6 894 проданных автомобиля).

Программа утилизации в 2010 году воскресила спрос на вазовскую «классику», которая стала самой покупаемой моделью автомобиля. За год реализовано 136 006 Lada 2105 и 2107, на 102% больше, чем в 2009 году.

За ней следуют Priora, Kalina и Samara. Самой продаваемой иномаркой стал Ford Focus (67 041), почти на 4 тысячи автомобилей обогнавший московский RenaultLogan (62 862). По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Дэвида Томаса, на докризисный уровень 2008 года российский автомобильный рынок может вернуться уже по итогам 2012 года, с результатом 2,8-2,9 млн автомобилей.

Оживление автомобильной промышленности в России налицо. Это следует хотя бы из того, что девять из десяти марок, входящих в «десятку» самых популярных по итогам полугодия, производятся на отечественных автозаводах. Индикатором роста интереса населения к автомобилям стал и проходящий в августе2010 г. в Москве международный автосалон ММАС-2010. Еще год назад любая выставочная деятельность в крупных российских городах приносила одни лишь убытки, а мировые производители открыто игнорировали отечественные автосалоны, в 2010 году дела обстоят иначе. Московский автосалон снова встает в один ряд по популярности с крупнейшими европейскими автовыставками.

Исследование рынка автомобилей

Введение

2.1 Характеристика ОАО "УАЗ"

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в настоящее время автомобильному рынку принадлежит самая ведущая роль в развитии и машиностроения вообще, и транспортного машиностроения в частности.

Автомобильная промышленность мира - это емкий и весьма значительный сектор мировой экономики и международного бизнеса, ведь это не только собственно автомобили, но и разнообразные товары по обслуживанию автомобиля, а также, в значительной мере, рынок производства и продажи автозапчастей. Рынок автомобилей имеет ряд смежных рынков и отраслей: от наиболее тесно прилегающих (рынка деталей и блоков автомобилей и нефтедобывающей промышленности) до менее очевидных (строительство дорог, производство аксессуаров для автомобилей и т.п.).

Автомобиль обеспечивает высокую мобильность человека, эффективность труда, определяет современный образ жизни общества. Он является показателем уровня обеспеченности материальными средствами как отдельного человека (его владельца), так и общества или государства в целом.

Важной особенностью автомобилей являются их адаптационные возможности в том, что касается, в частности, интеграции в едином процессе перевозки с другими видами транспорта: водным (паромы, суда для горизонтальной погрузки и разгрузки грузов и т.д.), железнодорожным (платформы, трейлеры), авиационным (большегрузные самолеты). При этом используется перевозка не только колесной техники, но и контейнеров, также других видов грузовых мест. В результате вклад автомобильного транспорта в формирование единой мировой транспортной системы весьма велик.

Объектом исследования курсовой работы выступает автомобильный рынок РФ и мира.

Цель курсовой работы: исследовать автомобильный рынок России и мира за последние несколько лет.

Задачи курсовой работы:

·Дать определение автомобильному рынку;

·Рассмотреть структуру автомобильного рынка;

·Проанализировать данные продажи автомобилей в России и мире за последние несколько лет;

·Проанализировать текущее состояние автомобильного рынка ОАО "УАЗ".

В курсовой работе будут рассмотрены зарождение автомобильного рынка, его структура, продажи автомобилей за последние несколько лет в России и мире, продажи автомобилей ОАО "УАЗ" за последние несколько лет.

автомобильный рынок продажа автомобиль

Глава 1. Автомобильный рынок России и мира

1.1 История автомобильного рынка

В ряду имен изобретателей одним из первых должен быть назван дворцовый крестьянин из Казанской губернии Леонтий Лукьянович Шамшуренков (1687-1758), в 1752 г. создавший четырехколесный экипаж, приводившийся в движение мускульной силой двух человек. Интенсивные поиски новых видов транспорта велись в более развитых странах Запада.

Русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735-1818) еще в 1791г. изготовил педальную повозку-самокатку. В ней он использовал маховое колесо, коробку скоростей, подшипники качения, тормоза, рулевой механизм. Таким образом, повозка Кулибина, приводившаяся в движение человеком, стоявшим на запятках, содержала в себе ряд новых технических усовершенствований, впервые применявшихся в истории техники.

Практическое, применение автомобиля как транспортного средства начинается с появлением принципиально более простого, компактного и экономичного двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Опыты по созданию автомобилей, паромобилей и электромобилей проходили в разных странах в разных масштабах. В 1769-1770 гг. французский изобретатель Ж. Кюньо построил трехколесный тягач для передвижения артиллерийских орудий. "Тележку Кюньо" считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в действие силой пара. Паровые тележки для обычных дорог строились также и в Англии, и в России, однако были они тяжелыми, неудобными для пользования и потому широкого распространения не получили.

Появление легкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания открыло широкие возможности для развития автомобиля. В 1885 г. немецкий изобретатель Г. Даймлер, а в 1886 г. его соотечественник К. Бенц начали производство первых самодвижущихся экипажей с бензиновыми двигателями. Немалый вклад в широкое распространение автомобильного транспорта внес американский изобретатель и промышленник Г. Форд. В России автомобили появились в конце XIX в.

Первым отечественным автомобилем, сделанным на отечественном заводе, был знаменитый "РуссоБалт, который сошел с конвейера 26 мая 1909 года. Благодаря успешным выступлениям в гонках (Петербург-Рига-Петербург 1909 года), ралли (девятое место в абсолютном зачете ралли "Монте-Карло" 1912 года), пробегах (военный испытательный 1912 года и пробег по Африке 1913 года) автомобили "РуссоБалт" получили репутацию надежных и выносливых машин. Автомобиль показал отличные результаты, ему был присужден Кубок выносливости, русский автомобиль признали самым надежным в мире. Собственно, у власти этот автомобиль оказался в почете именно потому, что показывал достойные результаты. В итоге, с 1909-го по 1918-ый Русско-билтийский завод сделал 625 автомобилей, в среднем в год около 150 машин, что превышало показатели, например, "Роллс Ройса" или "Опеля.

Первый уже серийный автомобиль был грузовым. Это был модернизированный "Фиат-15, получивший название "АМО-Ф-15. В начале тридцатых годов был начат серийный выпуск легковых и грузовых "ГАЗ-М-1, спроектированных на базе американского "Форда-А.

Возобновление подлинно отечественного автопрома произошло после войны. "Победа или ГАЗ-М-20 был создан в 1943 г. Сам силуэт "Победы разработал молодой дизайнер Вениамин Самойлов. В 1945 г. прототип был продемонстрирован Сталину.

А массовое производство началось в 1946-м. году. "ГАЗ-М-20 стал первым в мире серийным автомобилем с кузовом "бескрылой" формы. На "Победе впервые появились электрические указатели поворотов и стоп-сигналы, звуковые сигналы высокого и низкого тонов. "Победа послужила зарубежным конструкторам примером для подражания. В частности, английский "Standard Vanguard 1947 года был практически точной копией. "ГАЗ-М-20 оказался первым автомобилем Горьковского автозавода, производимым на экспорт.

Впрочем, почти бок о бок с "Победой" на АЗЛК началось спешное производство довоенного "Опель-Кадета, который получил в слегка модернизированной версии название "Москвич-400.

С 1960 года начинается выпуск "Запорожца-965, в котором были совмещены элементы европейских машин: "Фиата-600" и "Фольксвагена битл. Первая модель отечественных "Жигулей, так называемая "копейка", была скопирована с "Фиата-124. Чтобы наладить выпуск "Жигулей, впервые в истории отечественного автопрома решили закупить за рубежом целый завод по производству легковых автомобилей. А саму машину оснащали амортизаторами польского производства, аккумуляторами болгарского производства, разными приборами, арматурой и приемником венгерского производства.

Непревзойденными российскими "вездеходами" стали НИВА (активно поставляется на экспорт, особенно в горные страны) и УАЗ. Это и понятно, учитывая природные условия (к сожалению, сюда можно прибавить и качество дорог). Но уже последняя модель УАЗа - Patriot - скомплектована во многом из импортных деталей, а "Niva производится на заводе Chevrolet.

1.2 Состав и структура автомобильного рынка

Определение автомобильного рынка

Для того, чтобы дать точное определение автомобильного рынка, необходимо вначале определиться с общим экономическим понятием рынка. Далее приведены несколько определений понятия "рынок" в экономической теории.

Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Рынок - совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг.

Рынок - совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что рынок как экономическая категория имеет две основные составляющие:

Субъекты рынка.

Субъектами рынка являются потребители/покупатели (представители спроса) и производители/продавцы (представители предложения).

Товар - все, что может быть предложено на рынке для привлечения

внимания, ознакомления, использования или потребления и что может удовлетворить нужду или потребность. Товаром может быть материальный объект, услуга или нематериальный объект (например: патент, авторское право).

С учетом всего вышеизложенного, можно дать следующее определение автомобильного рынка:

Автомобильный рынок - это совокупность экономических отношений, благодаря которым происходит взаимодействие субъектов рынка с целью

обмена готовых автомобилей на денежные средства или их эквиваленты.

Товаром автомобильного рынка является готовый автомобиль. Под готовым автомобилем подразумевается механическое транспортное средство, имеющее более двух колес, способное к передвижению без внесения дополнительных изменений в его конструкцию.

Таким образом, товаром автомобильного рынка нельзя считать, например: мотоциклы и т.п., отдельные агрегаты автомобиля и запчасти.

Автомобиль, как товар, должен удовлетворять нужды или потребности покупателей автомобильного рынка. В маркетинге выделяется три формы проявления желаний потребителей:

Нужда - это испытываемый человеком недостаток в чем-то необходимом.

Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.

Запрос - потребность, которую человек способен реализовать в силу своих финансовых возможностей.

По причине того, что каждый человек обладает собственной индивидуальностью и ограниченным материальным ресурсом, можно сказать, что в рыночных условиях желания покупателей проявляются только в форме запросов.

Определение отраслевого рынка и временного интервала исследования

Автомобильный рынок в целом делится на две большие группы, имеющие кардинальные различия:

Рынок легковых автомобилей частного пользования;

Рынок коммерческого автотранспорта - это: автобусы, грузовики, спецтехника и т.п.

На современном этапе развития рынка прослеживается тенденция к снижению доли отечественных автомобилей и увеличению количества автомобилей иностранных марок, собранных на территории России. Специфика анализа заключается в исследовании автомобильного рынка России и мира, а также анализ отечественной марки на примере Ульяновского автомобильного завода.

Временной промежуток: 2010-2013 года. Данный временной период был принят к исследованию, так как наибольший интерес представляет собой современное состояние автомобильного рынка.

География рынка

Самая большая концентрация дилерских автосалонов приходится на Москву и Московскую область, а также на Санкт-Петербург. Здесь представлены абсолютно все марки иностранных компаний. Центральный регион является лидером по продажам. Именно поэтому "завоевание" автомобильного рынка России начинается с него.

Структура рынка

Мировой и российский рынок новых легковых автомобилей можно представить в виде следующей схемы движения готового автомобиля:

Автопроизводитель→Импортер→Дилер→Субдилер→Покупатель

Таким образом, рассматриваемый рынок характеризуется двух - или трехуровневой системой распределения от производителя до конечного потребителя. Нужно учитывать то, что при организации производства на территории России цепь поставок сокращается за счет исключения звена "импортер". Выяснить количество компаний-импортеров достаточно сложно, по причине "закрытости" этого сектора. Стоит помнить о том, что некоторые автопроизводители пользуются услугами нескольких импортеров для распределения рисков.

Субъекты отраслевого рынка

Субъекты отраслевого рынка:

Покупатели. Покупателями данного рынка являются физические и юридические лица. Большая часть физических лиц, индивидуальных граждан, покупают легковой автомобиль для личного пользования. Некоторые используют его с целью получения прибыли: частный извоз, организация экскурсий и т.п. Потенциально покупателем является каждый гражданин страны, достигший 18 летнего возраста. Юридические лица приобретают транспорт с целью обеспечения большей мобильности и независимости своего бизнеса, а также для организации бизнеса по перевозке пассажиров.

Продавцы, дилеры, импортеры. Продажа легковых автомобилей частными лицами распространена, в основном, в сегменте поддержанных машин, но есть и небольшой процент новых автомобилей - это модели и марки, не поступающие в Россию по официальным каналам. Подавляющее большинство автомобилей реализуются специализированными институтами - автомобильными дилерами. Все дилеры обязаны заключить с официальным представительством договор, и вправе рассчитывать на поддержку. Однако, в обмен на право продажи автомобилей той или иной марки, дилеры приобретают обязанности по ведению бизнеса с соблюдением корпоративных норм марки и полностью берут на себя все связанные с этим расходы. Помимо официальных дилеров, на рынке присутствуют так называемые "серые" дилеры, реализующие автомобили под определенными брендами, но не имеющие соглашения с официальным представительством компаний. Часто "серые" дилеры используют в оформлении салонов логотипы автомобильных компаний, хотя это незаконно.

Процесс выхода каждой новой модели на отечественный рынок и последующая доставка товара на территорию нашей страны сопряжены с большими трудностями. Чтобы получить разрешение на продажу новой модели автомобиля необходимо пройти ее сертификацию, а это дорогостоящая процедура. Доставка автомобиля клиенту, если конечно его не собирали в России, сопряжена с трудностями пересечения границы. Все эти расходы не под силу отдельно взятому дилеру.

Официальные представительства всегда берут на себя расходы по сертификации. Организация потока заказанных автомобилей через таможенные барьеры ложится на "плечи" компаний-импортеров. Их может быть несколько, в зависимости от политики автопроизводителя. Большинство западных компаний на данный момент перешли на централизованные поставки, то есть одного импортера. При этом компании-импортеру не запрещено иметь свои дилерские сети.

Дифференциация продукта

Основным продуктом рассматриваемого рынка является непосредственно готовый легковой автомобиль.

Продукт призван удовлетворить потребности человека в перемещении, и связанные с этим потребности: коммуникация, общение, независимость, стиль, статус, прихоть. Дополнительными товарами здесь могут являться: фирменные аксессуары от компании, не предусмотренные официальным поставщиком "улучшения" автомобиля - тюнинг, установка противоугонных систем, автострахование и автокредитование.

Товар на рассматриваемом рынке относится к группе потребительских и не продовольственных товаров. По чистоте спроса - товары редкого спроса, с явно выраженной тенденцией к уменьшению периода между покупками.

Товаром заменителем на данном рынке может служить только государственный и коммерческий транспорт общего пользования. Его позиции особенно сильны в крупных городах, переполненных автомобилями и с развитой структурой общественного транспорта.

При перемещениях на большие расстояния легковой автомобиль уступает ж/д транспорту по стоимости, но выигрывает по удобству. Авиатранспорт намного быстрее. Мотоциклы и велотранспорт могут составить конкуренцию автомобилям только в странах с жарким климатом и невысоким уровнем жизни, к которым Россия не относится.

Покупатели зачастую приобретают вместе с автомобилем еще один товар - сервисное обслуживание. Официальные дилеры рекомендуют своим клиентам обращаться по поводу любого ремонта в свои автосалоны. Однако, иногда ремонт в неавторизованном сервисе обходится дешевле и происходит с аналогичным качеством. Первоначально покупатель вынужден обращаться только к официальному дилеру вплоть до окончания гарантийного срока, в противном случае гарантия производителя аннулируется.

Конъюнктура рынка

Конъюнктура рынка (сегментирование). Самая общая классификация товаров на рынке легковых автомобилей - это критерий размерного класса машины. Согласно общеевропейской классификации выделяют:

·"А-класс" - малолитражки, длина: до 3,6 м.;

·"В-класс" - компактные автомобили, длина: 3,6 - 4,2м.;

·"С-класс" - средний класс, длина: 4,2 - 4,4 м.;

·"D-класс" - семейные автомобили, длина: 4,4 - 4,7 м.;

·"Е-класс" - бизнес-класс, длина: 4,7 - 5 м.;

·"F - или S-класс" - представительские автомобили, длина: более 5 м.;

Можно отметить две серьезные тенденции. Во-первых, с каждым новым поколением своих моделей автомобильные компании увеличивают их габаритные размеры, стремясь обеспечить больший уровень комфорта, чем у конкурентов. Таким образом, машины переходят в следующий размерный класс. Один из примеров: современная модель Volkswagen Polo класса "В" даже немного превосходит по размерам первое поколение модели Golf - родоначальника "С-класса". В-вторых, автопроизводители стремятся удовлетворить как можно больше потребностей покупателя одним автомобилем, что приводит к возникновению моделей на стыке классов. Самый яркий пример "Nissan Qashqai", находящийся на стыке между автомобилями "С-класса", минивенами и внедорожниками - это новый тип автомобиля SUV (Sport Utility Vehicle). Небывалый успех этого автомобиля позволяет судить о том, что межклассовых автомобилей будет появляться все больше. Практически все размерные классы подразделяются на виды по типу кузова автомобиля. Виды автомобилей по типу кузова:

·седан;

·3-х дверный хэтчбек;

·5-и дверный хэтчбек;

·универсал;

·купе;

·кабриолет;

·родстер;

·микроминивен;

·минивен;

·вен;

·компактный внедорожник;

·внедорожник.

На современном этапе можно отметить появление новых типов кузовов: на стыке купе и седана - модель "Mercedes-Benz CLS". Далее сегментировать рынок необходимо по ценовому признаку, так как ввиду большой стоимости автомобиля этот показатель является определяющим. Можно выделить следующие категории:

·до $15.000

·от $15.000 до $25.000

·от $25.000 до $45.000

·от $45.000 до $80.000

·свыше $80.000

Категория, к которой относится та или иная модель, зависит от размерного класса автомобиля и стратегии компании-производителя. Комбинация параметров размерного класса и типа кузова, направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей различных категорий населения. При совмещении вышеуказанных комбинаций удовлетворяются узкоспециализированные потребности людей с высоким материальным положением.

Реклама легкового автомобиля имеет свои особенности, как и все отраслевые продукты. Основная особенность в целевой направленности и создании образа, в отличие от "информационного шума", применяемого при продвижении многих потребительских товаров.

Также существует и особенность распространения информации "из уст в уста". Дело в том, что воздействовать на этот сегмент маркетологам не имеет смысла: один и тот же автомобиль у каждого человека может вызывать абсолютно различные ощущения. Единство мнений достигается только по вопросу надежности его эксплуатации.

Сейчас продается не автомобиль, и даже не "не образец современного технического прогресса", а идея - философия. Все западные компании строят свои маркетинговые компании на основе единого "слогана", отражающего философию бренда: Ford - "Навстречу переменам", Toyota - "Управляй мечтой". Изменился "слоган" - изменилось и позиционирование марки.

Некоторые особенности продвижения легковых автомобилей:

·Реклама на телевидение: только федеральные или региональные каналы, рейтинговое время, профильные программы, кинопоказы, спорт.

·Радио - специализированные радиостанции.

·Пресса - федеральный уровень: автомобильные журналы, журналы о бизнесе и финансах, спорте, географии и природе, реже в "дамских" журналах; практически нет в черно-белых изданиях. Часто выпускают собственные издания.

·Наружная реклама: растяжки, плакаты и т.п.

·Особое внимание уделяется оформлению дилерских центров в корпоративном стиле и обилию информационных носителей: листовки, прайс-листы, каталоги, сувениры, визитки и т.п.

·Интернет: собственные сайты компаний-производителей, размещение рекламы на профильных порталах.

·Директ-маркетинг: создание клубов поклонников той или иной марки автомобиля, клубные карты и привилегии, мероприятия, конкурсы, регулярные почтовые рассылки.

Автопроизводители стараются сокращать бюджеты на рекламу в традиционных СМИ, и наращивать - на рекламу в Интернете. По мнению экспертов, в первую очередь это связано с изменением поведения покупателей автомобилей. В поисках своей машины они все меньше изучают традиционные СМИ и все больше времени проводят в Сети. Подобные тенденции присущи и другим рынкам.

Состояние автомобильного рынка мира

Таблица 1 "Продажи легковых автомобилей в мире":

Сегменты2011г., млн. шт. 2012 г., млн. шт. 2013 г., млн. шт. Продажи автомобилей в мире58,8961,8764,47Канада1,591,681,69США12,7314,4015,00Германия3,173,083,14Россия2,652,933,08Китай10,0410,6511,75

В итоге можно сказать, что наибольший объем продаж среди конкурентоспособных стран наблюдается у США (2011 год - 12,73 млн., 2012 год - 14,40 млн., 2013 год - 15,0 млн.) и Китая (2011 год - 10,04 млн., 2012 год - 10,65 млн., 2013 год - 11,75 млн.). Неплохое положение на мировом рынке автомобилей занимает и Россия (2011 год - 2,65 млн., 2012 год - 2,93 млн., 2013 год - 3,08 млн.). Кроме того, необходимо отметить, что во всех странах происходит значительный рост продажи автомобилей, а это говорит о наличие спроса и улучшение качества автомобильного рынка в целом.

Таблица 2 "Темп прироста проданных автомобилей в мире":

Наименование показателя: 2011г., млн. шт. 2012 г., млн. шт. 2013 г., млн. шт. Темп прироста 2011/2012 г., %Темп прироста 2012/2013 г., %Продажи автомобилей в мире58,8961,8764,475,06%4, 20%Канада1,591,681,695,66%0,59%США12,7314,4015,0013,11%4,16%Германия3,173,083,14-2,84%1,94%Россия2,652,933,0810,56%5,11%Китай10,0410,6511,756,07%10,32%

Расчеты:

Тпр = Тр% - 100%

Состояние автомобильного рынка России

На протяжении ряда лет Россия становится все более заметным игроком на мировом рынке. Автомобильная промышленность - не исключение.

На долю Москвы сейчас приходится чуть более 10% российского парка и порядка 20% российского рынка легковых автомобилей. Еще порядка 6,2% парка и 8-10% рынка приходится на долю Московской области. На учет в ГИБДД Москвы ежегодно встает более 30% иномарок, продаваемых на российском рынке. Несмотря на ежегодное смещение доли продаж в пользу регионов, по ряду иностранных брендов (в основном наиболее дорогих) доля Москвы по-прежнему превышает 50%. Московский рынок является также "транзитным" для регионов близлежащих к Москве. Значительная часть покупателей из областей, граничащих или находящихся в радиусе 300-600 км от Москвы (Тульская, Владимирская, Тверская, Смоленская, Калужская, Рязанская, Ярославская, Ивановская и др.) приобретает новые автомобили в столице .

Состояние автомобильного рынка России за 2011-2013 годы улучшилось. Совокупный объем продаж автомобилей всех типов и всех сегментов по источникам происхождения (традиционные российские марки, иномарки российской сборки, новый импорт и подержанный импорт) составил в 2011г.2,65 млн. шт., в 2012 г.2,93 млн. шт., в 2013 г.3,08 млн. шт.

Долевая структура рынка машин (по происхождению) в каждом из трех секторов (легковые, грузовые и автобусы) изменялась в течение года в соответствии с присущей каждому сектору закономерностью. Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению за последние два года выявило следующие изменения. Абсолютный рост продаж отмечен во всех сегментах рынка. Кроме того, российский рынок легковых автомобилей отличается высоким уровнем разделения по моделям, что характеризует его относительную развитость, но создает проблемы в конкурентоспособности по масштабам производства.

Таблица 3 "Продажи новых легковых коммерческих автомобилей в России":

Месяц2010 г., шт. 2011 г., шт. Январь74 002127 977Февраль91 930165 898Март126 938224 495Апрель165 565235 473Май159 022235 170Июнь176 026246 429Июль177 410225 524Август169 987224 764Сентябрь187 057235 909Октябрь189 516240 865Ноябрь190 133239 490Декабрь205 208251 414Итого: 19127942653408

В итоге можно сказать, что продажи новых легковых коммерческих автомобилей в России значительно увеличились в 2011 году, по сравнению с 2010 годом. Всего за 2011 год продажи выросли на 740614 штук, по сравнению с 2010 годом. Это говорит о конкурентоспособности и устойчивом положении России на автомобильном рынке.

Таблица 4 "Темп прироста продажи новых легковых автомобилей в России":

Наименование показателя: 2010 г., шт. 2011 г., шт. Темп прироста 2010/2011 г., %Январь74 002127 97772,93%Февраль91 930165 89880,46%Март126 938224 49576,85%Апрель165 565235 47342,22%Май159 022235 17047,88%Июнь176 026246 42939,99%Июль177 410225 52427,12%Август169 987224 76432,22%Сентябрь187 057235 90926,11%Октябрь189 516240 86527,09%Ноябрь190 133239 49025,95%Декабрь205 208251 41422,51%Итого: 1912794265340838,72%

Расчеты:

Тр = У2/ У1 * 100%, где У1 - базисный период, У2 - отчетный период.

Тпр = Тр% - 100%

В итоге можно сказать, что темп прироста продаж 2011 года по сравнению с 2010 годом достаточно высокий. Это говорит о значительном увеличение спроса на товары автомобильного рынка России.

Глава 2. Исследование рынка автомобилей на примере ОАО "УАЗ"

2.1 Характеристика ОАО "УАЗ"

История развития ОАО "УАЗ"

Во время Великой Отечественной войны <#"justify">·Панорама "УАЗ";

·Народная газета;

·Российская газета.

Миссия ОАО "УАЗ": быть лидером в России и на рынках развивающихся стран по производству и сбыту надежных малотоннажных автомобилей повышенной проходимости.

В курсовой работе представлены: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, среднесписочная численность работников. [см. Приложение А]

УАЗ производит многофункциональные машины, они станут хорошим помощником в работе и подойдут для любителей активного вида отдыха. Автомобили УАЗ могут решить проблемы по перевозке людей и грузов при плохих дорогах и при полном их отсутствии.

Автомобилестроительный завод "УАЗ" просто умеет применять технологические положительные стороны и добивается успеха при помощи эффективного производства при самых минимальных затратах.

Преимущества автомобильного рынка ОАО "УАЗ"

Ульяновский автомобильный завод вот уже более 70 лет выпускает автомашины УАЗ. По разным дорогам, независимо от времени года, в разных климатических условиях, зимой - при морозе - 45 градусов и летом - при жаре +45 градусов может ездить эта машина с ведущими передними и задними мостами. Поэтому автомашина УАЗ - машина - вездеход. Сейчас Ульяновский автомобильный завод выпускает более 40 разновидностей и модификаций УАЗ. Последние модели УАЗ вышли на один уровень со знаменитыми во всем мире иностранными автомашинами "Джип", способными ездить по полному бездорожью. Таким образом, автомашины УАЗ предназначены для передвижения по сельской дороге, но имеют комфортабельный салон, красивый внешний вид, которые отвечают требованиям современного покупателя. УАЗ является машиной-вездеходом, так как предназначен для езды по сырой, болотистой, труднопроходимой дороге. Именно УАЗ устроен специально для суровых климатических условий, может выдержать зимние морозы и летнюю жару.

Преимущества автомобилей УАЗ:

УАЗ является машиной-вездеходом, так как предназначен для езды по сырой, болотистой, труднопроходимой дороге.

УАЗ устроен специально для суровых климатических условий нашей республики, может выдержать зимние морозы и летнюю жару.

Для жителей сельских местностей наиболее подходит автомашина УАЗ, так как имеет высокую проходимость, рыночная стоимость соответствует доходу сельского труженика и можно легко достать запчасти для этой машины.

Отраслевые риски ОАО "УАЗ"

ОАО "УАЗ" осуществляет свою хозяйственную деятельность на внутреннем и на внешнем рынках, в связи с чем ему присущи риски, связанные с внутренней и внешней рыночной конъюнктурой. К основным рискам производства и реализации автомобилей ОАО "УАЗ" относит:

·снижение лояльности конечных покупателей готовой продукции;

·значительную зависимость объемов автомобильного рынка от социально-экономического положения в стране, уровня потребительских ожиданий и доступности автомобильных кредитов;

·моральное устаревание производимого модельного ряда и зависимость от успешных результатов новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проводимых ОАО "УАЗ" и финансовых ограничений на их проведение;

·усиление конкуренции на рынке автопроизводителей;

·снижение ценового преимущества за счет роста цен на сырье;

·износ основных производственных фондов;

·увеличение ввозных пошлин в странах-экспортерах, рост транспортных тарифов;

·снижение потребительского спроса и усиление конкуренции на рынках сбыта.

Автомобильное производство является зависимым также и от смежных отраслей промышленности, включая производство химических компонентов, металла, резинотехнических изделий. Изменения рыночной ситуации в данных отраслях влияет также и на основную производственную деятельность ОАО "УАЗ".

Для снижения отраслевых рисков автомобильной отрасли ОАО "УАЗ" планирует оперативно реагировать на изменения путем анализа и разработки мер для устранения негативного влияния, в частности, проводить следующие мероприятия:

·разработка новых моделей автомобилей, а также модернизация существующего модельного ряда с целью повышения потребительских качеств продукции и обеспечения соответствия требованиям стандартов качества, экологичности и безопасности;

·реализация программы снижения издержек, в том числе поиск альтернативных поставщиков качественных и недорогих материалов и комплектующих;

·заключение долгосрочных договоров с поставщиками сырья и комплектующих изделий с целью оптимизации затрат во времени;

·модернизация действующих производственных мощностей.

Состояние ОАО "УАЗ"

Несмотря на отсутствие в модельной линейке явных новинок, Ульяновский автозавод закончил 2013 год с рекордным показателем продаж автомобилей, реализованных на внешних рынках. Согласно данным предприятия, на экспорт отгружен 10421 автомобиль. Это на 37% больше показателя 2012 года. Автомобили UAZ были поставлены в 20 стран.

Основу поставок, как нетрудно догадаться, составили внедорожники UAZ Patriot. Объем их продаж на 20 мировых рынках вырос на 25%, по сравнению с 2012-м. При этом в России самый популярный продукт предприятия вышел в минус. За 12 месяцев минувшего года наши "патриотически" настроенные фермеры и охотники приобрели на 5% меньше UAZ Patriot, нежели годом ранее.

На 7% выросли экспортные продажи другой модели - UAZ Pickup. Данный тип кузова активнее стали предпочитать и на родине. Об этом свидетельствует тот факт, что в 2013-м усилиями соотечественников было приобретено на 9% UAZ Pickup больше, чем в 2012-м.

За последние годы выросло количество автомобилей, экспортируемых за пределами Российской Федерации. Количество проданных автомобилей на внутреннем рынке сократилось в 2013 году на 10817 штук по сравнению с 2012 годом. [см. Приложение Б]

Как информирует пресс-служба Ульяновского автозавода, основной рост продаж пришелся на страны дальнего зарубежья, где объемы реализации выросли на 25%. При этом рост количества проданных автомобилей в государствах СНГ составил более 17%. В наступившем году предприятие намерено обратить свои взоры в сторону таких рынков, как страны Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за первый месяц 2014 года снизились на 6% по сравнению с январем 2013 года. Дилеры реализовали 152662 единицы техники. Незначительное уменьшение объема продаж, может говорить о перенасыщении состояния автомобильного рынка на данный момент.

2.2 Анализ рынка автомобилей ОАО "УАЗ"

Таблица 5 "Объемы продаж ОАО "УАЗ" в соответствующих сегментах":

Соответствующие сегменты: 2010 г., шт. 2011г., шт. 2012 г., шт. Доля (2012), %SUV (внедорожник) 23 24228 22929 12948,0%пикап1 4792 4973 6396,0%LCV (легкий коммерческий а/м) 13 29617 97316 01626,4%MPV (микроавтобус) 11 0268 44911 86919,6%Итого: 49 04357 14860 653100%

Из таблицы видно, что наибольшую долю занимают внедорожники (48%), затем идут легкие коммерческие автомобили (26,4%), еще меньше приходится на микроавтобусы (19,6%), а наименьшую долю занимает пикап (6%). Из этого можно сделать вывод, что автомобильный рынок ОАО "УАЗ" ориентируется на внедорожники.

Таблица 6 "Темп прироста продаж ОАО "УАЗ" в соответствующих сегментах":

Наименование показателя: 2010 г., шт. 2011 г., шт. 2012 г., шт. Темп прироста 2010/2011 г., %Темп прироста 2011/2012 г., %SUV (внедорожник) 23 24228 22929 12921,45%3,18%пикап1 4792 4973 63968,83%45,73%LCV (легкий коммерческий а/м) 13 29617 97316 01635,17%-10,89%MPV (микроавтобус) 11 0268 44911 869-23,38%40,47%Итого: 49 04357 14860 65316,52%6,13%

Расчеты:

Тр = У2/ У1 * 100%, где У1 - базисный период, У2 - отчетный период.

Тпр = Тр% - 100%

Анализируя данные таблицы, можно сказать, что темп прироста всех автомобилей снизился в 2011/2012 году (6,13%) по сравнению с 2010/2011 годом (16,52%). Снизился темп прироста пикапов в 2011/2012 году (45,73%) по сравнению с 2010/2011 годом (68,83%), внедорожников в 2011/2012 году (3,18%) по сравнению с 2010/2011 годом (21,45%) и легких коммерческих автомобилей в 2011/2012 году (-10,89%) по сравнению с 2010/2011 годом (35,17%). Зато увеличился темп прироста микроавтобусов в 2011/2012 году (40,47%) по сравнению с 2010/2011 годом (-23,38%).

2.3 Перспективы развития ОАО "УАЗ"

В течение 2014 года Ульяновский автомобильный завод продолжит работу по модернизации производственной площадки, по внедрению новых технологий и по совершенствованию выпускаемых автомобилей.

По словам Генерального директора ОАО "СОЛЛЕРС" и ОАО "УАЗ" В.А. Швецова, на предприятии будут созданы универсальные производственные мощности, которые позволят наладить выпуск новой линейки автомобилей под брендом УАЗ, а также организовать потенциальное производство автомобилей иностранных брендов.

В феврале этого года на заводе введена в эксплуатацию новая технологическая линия подготовки и катафорезного грунтования кузовов, изготовленная немецкой компанией EISENMANN Anlagenbau GmbH & Co. Все оборудование спроектировано с учетом экологических требований и возможностью дальнейшей модернизации. Все используемые материалы, которые поставляют компании PPG-Helios и Henkel, также отвечают высоким современным требованиям. Проектная мощность составляет 105 тысяч автомобилей в год что позволяет обрабатывать не только весь модельный ряд UAZ, но и кузова автомобилей потенциальных партнеров.

Еще одно из нововведений - модернизация большого штамповочного комплекса. Установка новой штамповочной линии позволит изготавливать детали для современных автомобилей семейства Patriot, производство которых продолжится до 2020 года. Планируется, что на УАЗе будет установлена и смонтирована новая прессовая линия, которая позволит изготавливать детали для нового модельного ряда по самым последним автомобильным стандартам - штамповать боковину целиком. Это будет прорыв и с точки зрения организации работы, и качества, а самое главное - заложит основу для производства будущей линейки автомобилей Ульяновского автомобильного завода.

Также на заводе планируется создать единый логистический центр. Для этого в январе 2014 года все складские помещения были реорганизованы и сконцентрированы вокруг сборочного конвейера, что сделает структуру производства более управляемой, а учет и хранение товарно-материальных ценностей более эффективными.

Сегодняшний УАЗ расположился на 312 гектарах, и содержать такую площадь просто нерентабельно. Движение к концентрации производства на менее крупных площадках подразумевает необходимость расстаться с частью территории. Вадим Швецов отметил, что модернизация предприятия повлечёт сжатие завода до периметра стандартного производства автомобилей - с 312 гектаров до 50,2 гектара, что позволит ему соответствовать современным требованиям по архитектуре и дизайну современного производства автомобилей. Планируется, что территории предприятия будет разделена на шесть зон: непосредственно сам завод площадью 50,2 гектара, жилую застройку "Запад" (73,5 гектара), зону металлургии (33,5 гектара), "Восток" (56,15 гектара), общественно-деловую зону площадью 39,85 гектара и вспомогательные территории (58,8 гектара). При этом планируется создание 4 331 вакансий, в том числе около 1 500 новых высокотехнологичных рабочих мест. Программа рассчитана на 6 лет. Часть площадей займёт индустриальный парк.

В настоящее время за смену Ульяновский автомобильный завод производит 240 автомобилей. Планируется, что по завершении модернизации объём годового производства составит 105 тысяч автомобилей в год.

Новый "Патриот" будет выпускаться каждый год, и изменения коснутся как интерьера и экстерьера, так и шасси и агрегатной части. "Новый "Патриот" будет запущен осенью с абсолютно другим уровнем качества. Изменения затронут весь модельный ряд, который по мере модернизации будет заменять старые модели. Семейство "Патриота" представлено тремя моделями: собственно "Патриотом", "Пикапом" и грузовичком "Карго" грузоподъёмностью 800 килограммов. С недавнего времени автомобили оснащаются немецким сцеплением LUK и корейской раздаткой DYMOS. На выбор предлагается два типа двигателей производства ЗМЗ: 2,7-литровый бензиновый и 2,3-литровый дизельный.

Заключение

Автомобильный рынок в России с каждым годом набирает обороты. Причины автомобильного бума понятны - доходы граждан растут, и автомобиль в России до сих пор считается элементом престижа. Причем многие покупают транспорт классом выше того, что могут себе позволить.

Причины такого ажиотажа не только в росте доходов населения, хотя он тоже присутствует. По данным Росстата выросла доля людей, способных без труда покупать вещи длительного пользования. Также продолжает развиваться и автокредитование. В борьбе за новых клиентов банки совместно с автосалонами предлагают новые льготные программы. Но еще одна неожиданная причина - резкий рост цен на недвижимость.

Многие граждане, копившие на квартиру, поняли, что за ценами им не поспеть. Кое-кто из них бережет деньги, ожидая обвала на рынке недвижимости, а кое-кто, отчаявшись, покупает хорошую машину, желая хотя бы так улучшить качество жизни. Это означает, что в ближайшее время спада на рынке автомобилей ждать не придется.

В курсовой работе были рассмотрены: структура автомобильного рынка, продажи автомобилей в России и мире за последние несколько лет, текущее состояние автомобильного рынка ОАО "УАЗ".

Список литературы

1.Курс экономической теории, под ред. проф. Чипурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А. - Киров: АСА, 2006г. - 832 с.

2.Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. - М.; СПб.; К.: Издательский дом "Вильямс", 2006г. - 944с.

.Шварц А. Автомобиль и построение гражданского общества в России. Журнал "Деньги". №17 2010 год.

4.Машиностроение Украины и мира "Россия: состояние автомобильного рынка улучшается, 2011-2012 годы", #"center">Приложения

Приложение А

Таблица 1 "Бухгалтерский баланс":

Наименование показателя2011 г., тыс. руб. 2012 г., тыс. руб. 2013 г., тыс. руб. 1234Актив I. Внеоборотные активы Нематериальные активы504442553Результаты исследований и разработок177 348194 827227 427Нематериальные поисковые активы---Материальные поисковые активы---Основные средства5 392 0795 351 1785 588 349в т. ч.: Незавершенные капитальные вложения317 916278 116438 275Доходные вложения в материальные ценности30 31830 7149 842Финансовые вложения2 642 1487 111 2888 852 267Отложенные налоговые активы-9 30823 325Прочие внеоборотные активы56 47442 54724 759Итого по разделу I8 298 87112 740 30414 726 522II. Оборотные активы Запасы1 452 7921 631 917813 323Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям107 286100 441175 674Дебиторская задолженность6 907 66211 456 7208 488 112Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) 6 783 65378 92327 575Денежные средства и денежные эквиваленты508 507197 4641 716 175Прочие оборотные активы16 99913 34917 136Итого по разделу II15 776 89913 478 81411 237 995БАЛАНС24 075 77026 219 11825 964 517Пассив III. Капитал и резервы Уставный капитал 4 142 6574 142 6574 142 657Собственные акции, выкупленные у акционеров---Переоценка внеоборотных активов3 339 1483 297 9533 264 509Добавочный капитал---Резервный капитал414 266414 266414 266Нераспределенная прибыль3 708 3214 735 1123 687 883Итого по разделу III11 604 39212 589 98811 509 315IV. Долгосрочные обязательства Заемные средства2 003 0003 733 5955 571 758В том числе проценты по заемным средствам---Отложенные налоговые обязательства43 335--Оценочные обязательства---Прочие обязательства---Итого по разделу IV2 046 3353 733 5955 571 758V. Краткосрочные обязательства Заемные средства5 584 1592 004 1664 357В том числе проценты по заемным средствам10 2714 1664 357Кредиторская задолженность4 631 3207 483 2438 369 603Доходы будущих периодов---Оценочные обязательства209 519408 096509 471Прочие обязательства453013Итого по разделу V10 425 0439 895 5358 883 444БАЛАНС24 075 77026 219 11825 964 517

Таблица 2 "Отчет о финансовых результатах":

Наименование показателя2011 г., тыс. руб. 2012 г., тыс. руб. 2013 г., тыс. руб. Выручка 26 400 51127 931 41426 191 901Себестоимость продаж23 452 54325 225 16323 480 614Валовая прибыль (убыток) 2 947 9682 706 2512 711 287Коммерческие расходы383 259370 254490 177Управленческие расходы1 160 7261 047 8571 259 641Прибыль (убыток) от продаж1 403 9831 288 140961 469Доходы от участия в других организациях2046 640301 033Проценты к получению980 059258 1184 189Проценты к уплате1 001 161677 926648 633Прочие доходы4 609 8593 477 6773 715 431Прочие расходы5 066 1853 193 7745 330 553Прибыль (убыток) до налогообложения926 5751 198 875997 064Текущий налог на прибыль519 284264 89794 584в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы) 270 18227 013276 497Изменение отложенных налоговых обязательств15 42910 3853 722Изменение отложенных налоговых активов48 35841 75021 222Прочее3 9975176 525Чистая прибыль (убыток) 467 081985 5961 080 673

Таблица 3 "Среднесписочная численность работников":

Показатель2011 г., чел. 2012 г., чел. 2013 г., чел. Среднесписочная численность работников9 6428 7368 088

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследования потребительского и производственно-технического рынков: схема, назначение, цели. Организация маркетинговых исследований на примере компании "Корвет": классификация методов; виды информации и её сбор; оценка емкости рынка; анализ конкурентов.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2011

    Типология потребителей по поведенческой стратегии и социально-демографическим характеристикам. Предполагаемые мотивы потребительского выбора при покупке автомобиля. Этапы маркетингового исследования и составление анкеты. Критерии сегментации рынка.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2010

    Поведение потребителей: содержание, модели; типы покупателей. Характеристика российского рынка антидепрессантов и успокоительных средств безрецептурного отпуска. Методология маркетинговых исследований потребительского поведения на фармацевтическом рынке.

    контрольная работа , добавлен 28.06.2011

    Основные этапы исследования потребительских предпочтений. Качественные и количественные методы маркетинговых исследований потребительского поведения. Методы исследования потребительской мотивации, выявление скрытых или неосознанных мотивов поведения.

    реферат , добавлен 08.05.2010

    Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований, их классификация. Проблемы и способы реализации маркетинговых исследований фирмы "Джонсон вакс". Количественный метод сбора данных – работа фокус-группы. Цели маркетинговых исследований.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2010

    Понятие сегментации рынка товаров и услуг, требования к эффективной сегментации. Сегментация рынка промышленных товаров производственного и потребительского назначения на примере ООО "СКАД". Мероприятия по улучшению маркетинговой деятельности организации.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2015

    Проблемы преобразования организационных форм инфраструктуры. Основы проведения маркетинговых исследований потребительского рынка. Показатели ассортимента товаров как характеристика сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке.