Характерная черта общения. Разные уровни общения – разный контекст высказываний. Какую роль играет коммуникация в человеческой жизни

Сущность общения наиболее полно выражается в том, что оно – Важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном отношении – отношении одного человека к другому на основе взаимного признания «самости» и самоценности.

Основные черты и свойства общения:

· оно предстает как Деятельность, что подчеркивает его активно-процессуальный характер;

· устанавливается, что деятельность эта заключается в Отношении одного человека к другому;

· отмечается, что эти отношения должны носить Субъект-субъектный характер , иными словами, в них вступают Равные Субъекты , «Я» и «Ты» здесь Цель друг для друга и никогда – средство (по крайней мере, так должно быть);

· общение устанавливает не только информационную, но и Личностно-экзистенциальную, субъективную связь Между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон: каждый признает за другим его уникальность и неповторимость, его право быть самим собой и ждет того же от него;

· предполагается проявление Творчески-импровизационного характера общения , выявляющего глубинные качества субъекта – его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.

· общение Симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной деятельности;

· важнейшей отличительной чертой общения выступает его Диалогичность.

Таким образом, общение – это Взаимодеятельность , базирующаяся на Потребности человека в человеке. Это не только (и не столько) роскошь (А. де Сент-Экзюпери), сколько Необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение осуществляется с помощью Диалога, цель которого – установление Понимания Между людьми.

Ценность межличностного общения определяется его Полифункциональностью и Глобальной значимостью в жизни человека и общества. Можно выделить Ряд «ролевых» функций общения.

1. Общение есть условие формирования и существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс).

2. Общение есть способ самовыражения Человеческого «Я»: человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

3. Общение – основное средство коммуникации, что проявляется в Информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется Социальное наследование. Одновременно коммуникативность общения проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его Творческий характер, и обмен идеями, что обусловливает Праксеологическую ценность общения.

4. Общение выступает основным средством управления людьми . В настоящее время эта функция используется целенаправленно – как средство Манипуляции Сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.

5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает Интимный характер Общения, выступающего внутренней, зачастую неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как Избирательность и Направленность на определенный объект, Наличие Обратной связи, взаимность выбора и Взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения как Дружба и Любовь.

Выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его Ценность по меньшей мере в двух аспектах.

Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.

  1. передача (от человека к человеку) информации;
  2. восприятие друг друга;
  3. взаимооценка партнерами друг друга;
  4. взаимовлияние партнеров;
  5. взаимодействие партнеров;
  6. управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику):

  • инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);
  • синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);
  • самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);
  • трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т. п.).

Конечно, этими четырьмя функциями содержание общения не исчерпывается. Среди других функций общения можно отметить:

  • экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);
  • социального контроля (регламентации поведения и деятельности); социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Стороны общения . Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционально-техническую, и внутреннюю, глубинную, затрагивающую лигностон-смысловые пласты.

Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся:

  • коммуникативная активность в группе общения;
  • интенсивность действий в общении;
  • инициативность в общении;
  • технико-коммуникативное мастерство общения и пр.

Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение.

Манера общения определяется:

  • тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым и т. д.);
  • поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т. д.);
  • дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной и т. д.).

Дистанция в общении определяет характер отношений партнеров. Интимная и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная - на интеллектуально-демонстрационный характер общения.

Манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной манере.

Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

В стиле общения находят выражение:

  • особенности коммуникативных возможностей человека;
  • сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;
  • психологическая или социальная индивидуальность человека; особенности партнера по общению.

Фундамент стиля общения личности составляет ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

Наиболее распространены следующие стили общения:

  • творчески-продуктивный,
  • дружеский,
  • дистанционный,
  • подавляющий,
  • популистский,
  • заигрывающий,
  • требовательный,
  • деловой,
  • позиционный.

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств.

Средства общения делятся на пять основных групп:

  1. лингвистические (речевые);
  2. оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
  3. паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность);
  4. экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);
  5. пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Речевые средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно называть "словесным действием".

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т. е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.

Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т. е. в построении фраз и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создается рядом психотехнических приемов:

  • воображаемой диалогизацией (синтаксический строй словесного действия имитирует воображаемую обстановку диалога);
  • вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задает себе вопрос и сам на него дает ответ);
  • риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнеров по общению);
  • эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);
  • инверсией (т. е. преднамеренным нарушением порядка слов).

Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи (именно психотехникой, а не техникой, как считают некоторые авторы).

Психотехника речи - это система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-психологическими условиями общения.

Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле психотехника речи - это раздел психотехники общения, раскрывающий приемы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.

Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические и экстралингвистические - его выразительность.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.

Темп словесного действия - это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный - утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия - психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.

Дикция , т. е. ясное, четкое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.

Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.

Жест - это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека.

Мимика - это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.

Пантомимика - это динамическое состояние позы в конкретный момент общения.

Слияние словесного и оптико-кинетического действий образует процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания.

Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

Различаются содержание, функции и средства общения .

Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функ­ции общения , информационно-коммуникативную (прием и пе­редача информации); регулятивно-коммуникативную (инте­рактивную: организация взаимодействия людей в их совмес­тной деятельности); перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоцио­нальную сферу); аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредственным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным).

Техника общения - установление психических контак­тов, использование различных приемов психического воздей­ствия на партнера по общению, выбор средств общения в за­висимости от формы общения.

Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Основное средство коммуникации - естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую орга­низацию. При речевом общении происходит кодирование ин­формации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление, предва­ряются осознанием смысла сообщения. Получение информа­ции сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.

Процесс речеобразования -- сложный вид деятельности: сначала у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксичес­ки его конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны.

Речь говорящего называется экспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называется импрессивной речью.

Импрессивная речь связана с анализом (расчленением вос­принимаемой речи на составные части, существенные эле­менты) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему).

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, не умеет правильно и оригинально мыслить. Манера речи, ма­нера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность.

Существенный коммуникативный фактор общения- использование невербальных (паралингвистических) средств общения.

Невербальные средства общения делятся на:

1) кинесические:

а) экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, ми­мика, походка);

б) визуальный контакт (направление движения, длина па­узы, чистота контакта);

2) просодические и экстралингвистические (инто­нация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, плач, ка­шель);

3) такесические (рукопожатие, поцелуй, похлопывание);

4) проксемические (ориентация, дистанция).

Кинесические средства - это зрительно воспринима­емые движения другого человека, выполняющие выразитель­но-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица, которое недаром называют зеркалом души. Главной характеристикой мимики являются ее целос­тность и динамичность. Это означает, что в мимическом вы­ражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все дви­жения мышц лица скоординированы, что хорошо отмечено в схеме мимических кодов эмоциональных состояний, разра­ботанной В. А. Лабунской.

Исследования психологов показали, что все люди незави­симо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретиру­ют эти мимические конфигурации как выражение соответ­ствующих эмоций.

С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть обще­ния. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

Структура общения

Структура общения (по Андреевой):

1. Коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами).

2. Интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями).

3. Перцептивная (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).

Модель коммуникативного процесса (по Лассуэлу):

1. Кто (передает сообщение) - коммуникатор.

2. Что (передается) - сообщение.

3. Как (осуществляется передача) - канал.

4. Кому (направлено сообщение) - аудитория.

5. С каким результатом передается сообщение - эффективность.

Функции общения (по Ланову):

1. Информационно-коммуникативная.

2. Регуляторно-коммуникативная.

3. Аффективно-коммуникативная.

Общение бывает формальным и неформальным. Формальным называется общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме.

Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения - любовь и дружба.

Главным средством общения является речь. Однако на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты, пантомика и т.д.)

Виды общения

Виды общения

1. Социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и.т.д.).

2. Групповые предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью, т.е в процессе обучения, труда и.т.д.

3. Личностно ориентированное общение, те. общение одного человека с другими.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают:

1. вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы, используется речь);

2. невербальную (используются различные неречевые знаковые системы - жесты, мимика, пантомика).

Особый вид общения - это педагогическое общение - профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.

Несколько дней назад я задала старшеклассникам вопрос: ? Перечень оказался большим: грубость, наглость, презрение, высокомерие, глупость, злость, агрессия, неуважение, хамство, желание унизить и т.д.

Мы выясняли, почему человек демонстрирует отрицательные качества личности. По мнению ребят, причина состоит в желании человека привлечь к себе внимание, возвыситься над другими, удовлетворить чувство превосходства.

Да, молодое поколение умеет анализировать. Однако, есть и понимание того, что не эффективно обращать суждения только в сторону критики кого-то. Необходимо осознание качеств собственной личности и преодоление затруднений в общении, которые они вызывают.

Каждый человек в какие — либо моменты жизни испытывает затруднения в общении. Причин много. Однако, часто черты его характера затрудняют общение. Признаться в этом может себе не каждый. Поскольку, скорее черты характера партнера по общению человеку кажутся непреодолимыми препятствием, затрудняющим общение. И многие люди бросаются критиковать, исправлять партнера по взаимоотношениям или вовсе уходят от общения.

На самом деле, мир устроен очень интересно: в партнере по общению, как в зеркале, человек видит именно свои недостатки, но редко осознает это. Почему? Читайте .

Окружающие люди очень нужны человеку, ведь только в общении с ними он может проявлять свои качества, а затем осознать их и начать меняться, если это необходимо. Нет смысла менять кого-то в общении. Этого «кого-то» нужно благодарить за то, что высветил черты характера, которые мешают человеку общаться без затруднений.

Обобщим черты характера, которые затрудняют общение как самого человека, так и окружающих людей с ним самим.

Гордыня.

Ставлю ее на первое место, так как все другие черты характера в той или иной степени являются производными от нее. Гордыня, как правило, проявляется в превосходстве человека над другими людьми. Возвышение себя и тем самым принижение других - вот ключевой посыл в мир гордыни через общение с людьми.

В христианстве гордыня – один из главных грехов. Гордыня может проявляться по-разному. Это не обязательно прямое унижение партнера по общению. Гордыня может появляться и через снисхождение, показывающее партнеру по общению, «где его место» и насколько оно ниже. Человек может навязывать свое покровительство, унижающее чувство достоинства другого.

Проявление гордыни — это всегда сильный дисбаланс в общении. С гордецом трудно общаться. Если человек замечает в себе такое качество, ему необходимо учится дружественным, партнерским отношениям; умению видеть достоинства других людей; учиться не унижать, а возвышать людей. Для этого может быть полезно посмотреть на людей, как на равных себе, и задуматься о своем умении .

Общаясь с гордецом человеку необходимо проявлять не мерянную долю спокойствия и самообладания, чтобы не допустить конфликта. Но, как правило, подобное притягивается к подобному, и если встречаются две гордыни, избежать борьбы и конфликтов очень трудно, но возможно, если осознать, что происходит.

Хвастовство.

Это один и способов показать окружающим, «какой я хороший», насколько «я лучше». Часто за этим скрыта неуверенность в себе и желание признания. Человек может хвалиться друзьями, родственниками, счастливым случаем. Где реально он сам, его качества и его ответственность - не понятно. Таким образом, человек косвенно, опосредованно, через других людей или независящие от него события, хочет возвыситься в глазах других людей.

Хвастовство не следует поддерживать. Если человек замечает в себе это качество, нужно учиться совершать собственные действия, брать на себя ответственность за события своей жизни. Часто такие люди в душе чувствуют себя неудачниками и их бравада на пустом месте – это своеобразная защитная реакция и попытка повысить свою ценность в глазах окружающих. Но для человека ничего не изменится в жизни, если он так и будет продолжать хвастаться, не совершать собственных действий и в душе страдать от сравнения с успешными людьми и собственной несостоятельности. Но возможно, если очень захотеть.

Тщеславие.

Тщеславный человек любит лесть. Человеку приятно слышать, что он «самый – самый». Конечно, каждому человеку приятно слышать в свой адрес что-то хорошее. Однако, если зависимость от чужого мнения берет над человеком верх, и он чувствует собственную значимость только при постоянном внешнем одобрении, нужно задуматься о том, как самому научится хвалить и поддерживать себя. Ведь в лести, обращенной к человеку нет искренности. Лесть всегда имеет цель, поэтому тщеславный человек рискует стать объектом манипулирования.

Честолюбие.

Честолюбие ведет к злоупотреблению человеком хорошими и даже близкими отношениями, которыми он может пользоваться в своих целях, независимо от потребностей и желания партнера по общению. Честолюбивый человек «идет по головам», не считаясь ни с чем и ни с кем, преследуя исключительно собственные цели и выгоды. Он теряет друзей, которые считают, что их предали; разрушает чужую карьеру, а, возможно, и жизнь. Это путь к одиночеству, хотя он может сопровождаться внешним успехом и карьерным взлетом.

Властолюбие.

Властолюбие проявляется в неприемлемости критики, возражений и неподчинения со стороны других людей. Властолюбивый человек все контролирует и не приемлет чужого мнения. Для эффективного общения с таким человеком необходима четкая аргументация и логика, иначе властолюбец будет подавлять партера по общению, как в семье, так и на работе. Если человек понимает, что его властолюбие вредит отношениям с окружающими, ему необходимо научиться слушать других людей, разговаривать с ними, уважать чужое мнение, и давать партнеру по общению право на собственное суждение.

Бестактность.

Это качество проявляется в том, что человек затрагивает болезненные стороны личности и события жизни партнера по общению вопреки его желанию. Общение с бестактным человеком может вызывать душевную боль, обиду, чувство униженности.

Часто неделикатность – это не злой умысел, а неумение чувствовать партнера по общению и ситуацию, в которой происходит общение. Чувствованию другого человека необходимо учить ребенка с детства, разговаривать с ним о чувствах. Подробнее читайте здесь. Прежде чем причинить кому-то боль своей бестактностью, нужно самому ее почувствовать. Это значит, что необходимо уметь внутренне встать на позицию партнера по общению.

Бестактным является и появление человека там, где его не ждут, без предварительной договоренности или предупреждения. Это может вызвать неловкость у противоположной стороны из-за неготовности к общению. Как правило, у многих людей бестактность вызывает неловкость, растерянность или напряжение и агрессию.

Вспыльчивость. Данная черта характера свидетельствует о неумении контролировать и осознавать свои эмоции. Вспыльчивый человек, как правило, после эмоционального всплеска осознает вред, нанесенный им в общении другому человеку и отношениям с ним. Партнеру по общению с таким человеком следует быть особенно спокойным и уравновешенным и не отзеркаливать излишнюю эмоциональность противоположной стороны. Эмоции играют особую роль в жизни мужчины и женщины, подробнее об этом читайте .

Итак, мы кратко рассмотрели какие черты характера затрудняют общение между людьми. Надеюсь, что статья будет полезна вам и затруднения, возникающие в общении, будут понятны и устранимы.

Статья: Какие черты характера затрудняют общение. Поделитесь ссылкой на статью в соцсетях.

Общение

(соц. психология)

Общение (связь между людьми) - психологический процесс, в результате которого возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информации, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

В последние годы в научной литературе появились несколько направлений, рассматривающих проблему общения под определенным ракурсом. Особенно интересна попытка Г.М Андреевой, которая рассматривает и выделяет в структуре общения 3 стороны:

1. Коммуникативная сторона – обмен информацией, широкое понятие, включающее в себя связь взаимодействия двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию – здесь нет влияния одного человека на другого.

2. Интерактивная сторона – взаимодействие

3. Перцептивная сторона – восприятие человека

Другие исследователи – Б.Ф Ломов, Бодалев, И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, Леонтьев, рассматривали проблему общения как целостный феномен и подразделяли эту целостность на ряд структур, которые выделяются из этой целостности и исследуются отдельно.

Рассмотрим стороны общения:

1.Коммуникативная сторона : предполагает обмен информацией. В основе этой информации положены речевые и неречевые средства:

А) неречевые средства – оптико-кинестетические (жесты, мимика, пантомимика);

- экстролингвистические – (паузы, смех, плач, темп речи)

- пространственно-временные – (взаимное расположение партнеров, временные задержки начала общения)

В практике общения выделяют следующие виды коммуникаций:

1. Познавательная – главная цель – передача содержания информации

2. Экспрессивная – мы вступаем в общение, когда имеется потребность передать наши чувства, оценки, взгляды.

3. Убеждающая - здесь проявляется стремление одного человека повлиять на другого, изменить отношение к чему-либо, или сделать что-то для вас.

4. Социально-ритуальная – суть этого общения сводится к поддержанию норм и обычаев социально-культурного поведения (процедура знакомства, поздравления, обычаи гостеприимства). Большая часть этого общения протекает между друзьями и близкими на расстоянии в пределах 50-130 см. между незнакомыми людьми в общественных местах - свыше130 см. При нарушении дистанции в памяти остаются неприятные ощущения от контакта с этим человеком. Это строго индивидуально от национальной и религиозной стороны общения (у асериканцев – близко; японцев и англичан далеко).

5. Несловесная коммуникация – мимика, позы, жесты

6. Несловесное сообщение – выражение рта, покусывание, сжатие, искривление губ, что означает иронию, сообщение о решимости, нервное напряжение, сарказм.

2.Интерактивная сторона: в социальной психологии были предприняты многочисленные попытки определения типов взаимодействия людей друг с другом. К числу наиболее распространенных типов взаимодействия относится:

1. Дихотомическое – кооперация и конкуренция, где присутствуют нравственно-психологическое соревнование

2. Согласие

3. Конфликт

4. Приспособление

5. Оппозиция

6. Ассоциация

7. Диссоцияция

При характеристике взаимодействия, выделяют несколько видов социальных мотивов , с которыми вступает во взаимодействие:

1. Мотив максимизации общего выигрыша – мотив кооперации

2. Мотив максимизации собственного выигрыша – на первом плане индивидуализм личности

3. Мотив максимизации относительного выигрыша – конкуренция

4. Мотив максимизации выигрыша другого – альтруизм (с вами взаимодействую для того, чтобы вам было лучше, а мне хуже)

5. Мотив минимизации выигрыша другого – агрессия (с вами взаимодействую, чтобы вам было хуже, а мне лучше).

6. Мотив минимизации различий в выигрышах – равенство (с вами взаимодействую, чтобы выигрыш разделить поровну).

Однако дихотомическое рассмотрение видов взаимодействия недостаточно для экспериментальной практики. Американский психолог Бейлс разработал и экспериментально подтвердил 82 наименования взаимодействия, затем сведя эти типы к четырем категориям:

1. Область позитивных эмоций : солидарность; снятие напряжения; согласие.

2. Область постановки проблем : просьба об информации; просьба высказать мнение; просьба об указании.

3. Область решения проблем : предложение – указание; мнение; ориентация других.

4. Область негативных эмоций : несогласие; создание напряженности, 12 демонстраций антогонизма (несовместимость, несогласие…).

В процессе трудовой деятельности интерактивная сторона общения может реализовываться в разных формах. Сов. Психолог Л.И. Уманскмй, изучая технологию взаимодействия людей в процессе труда, выделил три формы:

1. Совместно-индивидуальная деятельность , когда каждый участник делает свою часть работы, независимо друг от друга – бригада станочников, токарей, доярки, трактористы.

2. Совместно-последовательная , когда задача выполняется последовательно каждым участником – конвейер.

3. Совместно-взаимодействующая , когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – футбольная команда, конструкторское бюро.

3. Перцептивная сторона общения: общение начинается с перцептивной стороны.

Социальная перцепция – восприятие и понимание человека друг другом.

Поскольку человек вступает в общение как личность, постольку он и воспринимается другим человеком, партнером по общению так же, как личность. На основе внешней стороны поведения мы читаем другого человека как бы, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления , которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

Представление о другом человеке связано с уровнем самосознания

В ходе познания другого человека, одновременно осуществляется несколько процессов:

1. Эмоциональная оценка другого человека, которого я воспринимаю (симпатия-антипатия).

2. Попытка понять строй его поступков. Основанное на этой стратегии – изменение его поведения.

4. Построение стратегии собственного поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом и, следовательно, сопоставляет себя с другим, осуществляя это с двух сторон. Каждый из партнеров уподобляет себя другому.

Все это приводит к тому, что осознание себя через другого, включает 2 стороны :

1. Идентификация – уподобление себя другому. В реальных ситуациях взаимодействующие люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению, строятся на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

2. Эмпатия - тесно взаимосвязана с идентификацией, это аффективное понимание, бурная кратковременная вспышка, эмоциональное аффективное сопереживание другому человеку. При этом, действовать по-своему, в отличии от идентификации, где понимая партнера по общению, встать на его позицию, действовать вместе с ним (партнером).

3. Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание и понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс – зеркальных отражений друг друга Глубокое, последовательное взаимодействие, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию. Причем, в этом внутреннем мире, в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя

Как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе есть много исследований в области межличностной перцепции . Все эти исследования можно разделить на 2 класса:

1. Изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств)

2. Изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, эффектов при восприятии).

К эффектам привосприятии относится каузальная атрибуция – приписывание человеку не свойственных ему свойств.

Приписывание осуществляется:

А) На основе сходства поведения, воспринимаемого лица с каким-то другим образцом

Б) На основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. В этом случае, могут действовать и механизмы идентификации, но в любом случае, возникает целая система способов такого приписывания атрибуция . Каузальная атрибуция анализирует именно эти процессы.

Каузальная атрибуция имеет важное значение для характеристики процесса взаимного понимания и восприятия. Одним из первых психологов, предложивший идею приписывания был Хайдер, который ввел в социальную психологию понятие наивной психологии человека с улицы, который рассуждает след.образом: «Плохой человек – обладает плохими чертами; хороший человек обладает хорошими чертами».

Поэтому, приписывание осуществляется по этой схеме – плохим людям приписываются плохие черты, а хорошим – хорошие.

Большое внимание в теории каузальной атрибуции уделяется идее контрастных представлений , когда плохому человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту, как носителя самых высокий положительных черт.

Психолог Келли в своих экспериментах обнаружил, что не успех во взаимодействии по разному оценивается участником и наблюдателем. Участник какого- либо действия винит в неуспехах преимущественно объективные обстоятельства, среду. В то время, как наблюдатель винит на неуспех самого исполнителя.

Здесь прослеживается выделение 2-х типов людей:

А) Одни при неудачах винят обстоятельства и среду, забывая оценивать себя в этих обстоятельствах.

Б) Другие наоборот, винят себя, свои деловые и личностные качества, считая причиной своих несчастий какие-то личные недостатки, промахи, упуская при этом оценивать влияние внешних факторов.

Все эти различия в каузальной атрибуции , в процессах восприятия человека друг другом, определяются наличием социальных установок – аттитюдов. (Бодалев А.А. – в книге «Восприятие и понимание человека друг другом» пример фото преступника и героя).

При восприятии друг другом, возникают различные эффекты:

1. Эффект Ореола – формирование первого впечатления о человеке «Кто он?», что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам пи неизвестных качеств воспринимаемого. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Эффект Ореола проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимум информации об объекте восприятия; также, когда суждения касаются моральных качеств человека.

2. Эффект первичности и новизны – тесно связан с эффектом Ореола, так как оба касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке, для составления представления о нем. (эксперимент Лагинса, в котором 4 разным группам студентов был представлен незнакомец, о котором было сказано: в 1-ой группе - он экстраверт; во 2-ой группе – интраверт; в 3-ей группе – сначала, что он экстраверт, а потом сказали, что интраверт; в 4-ой группе - сначала интроверт, потом экстраверт. Всем группам было предложено описать незнакомца в соответствующих терминах его личностных качеств. В 2-х первых группах проблем не было с таким опысыванием. В 3-ей и 4-ой группах впечатление о незнакомце точно соответствовало порядку предъявленной информации. Предъявленная ранее возобладала).

Такой эффект получил название первичности, был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимался незнакомый человек.

Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны , который заключается в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее значимой.

3. В широком контексте все эти эффекты можно расценивать как особого рода явлений стереотипизации. Стереотип это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением.

Стереотипы в общении , возникают при познании людьми друг друга, имеют специфическое происхождение и опираются на апперцепцию прежний опыт (все учителя – назидательны; бухгалтера – педанты). Стереотипизация приводит к 2-м разным следствиям:

1. К определенному упрощению процесса познания другого человека.

2. К возникновению предубеждений. В этом плане значительное распространение имеют этнические стереотипы , когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо наций, строятся предвзятые выводы относительно всей группы (немцы – педанты; японцы – вежливые; испанцы – играют на муз.инструментах и музыкальны).

4.Межличностная аттракция – особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, связанный с проявлением любви и дружбы. В процессе восприятия возникают определенные эмоциональные отношения людей друг к другу. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют определенные отношения. На базе сделанных эмоциональных оценок рождаются разнообразные чувства: от неприязни того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Именно область исследований, связанная с выяснением механизмов образования разных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получило название аттракции.

В процессе общения определенную роль имеют личностные качества человека. Сюда относятся:

1. Обаяние – психологически излучаемые человеком, привлекательность его со стороны проявлений его особенностей: мужское и женское; мудрости; простодушия; интеллигентности; силы.

2. Фастинация – завораживание: особый взгляд; голос; ритм речи – ненаскучивающий; ум; модуляция голоса. Человек, владеющий способами фастинации, должен умело их использовать и импровизировать по ходу общения.

В процессе взаимодействия и формирования межличностных отношений происходит определенная нравственно-нивидимая и психологически скрытая борьба за статусную позицию в общении. Это статусное соревнование обуславливает выработку у людей определенной типологии в общении, которая во многом и характеризует систему межличностных отношений.

В структуре общения выявляют следующие черты поведения :

1. Адаптационная мобильность – которая в системе и динамике межличностных отношений проявляется на уровне социометрического статуса и позиции в функциональной структуре деловых отношений.

2. Эмоциональное лидерство - как по вертикали, так и по горизонтали в неформальных группах; и деловое лидерство в своей группе при решении большинства проблемных ситуаций.

3. Способность к интеграции социальной функции ролей, т.е. приспособление своего поведения под ролевые ожидания других участников общения. Условием успешного руководства людей является всесторонний учет руководителя ролевых ожиданий подчиненных.

4. Контактность – т.е. способность к установлению положительных социальных отношений. Этот фактор обуславливается такими социально-психологическими свойствами личности как – открытость характера в общении; стремление к информированности, стремление к самоутверждению, способность располагать к себе других людей; способность выслушивать и убеждать.

5. Стрессоустойчивость в широком смысле – интеллектуальная, волевая, эмоциональная.

6. Общий интеллектуальный уровень – всестороннее развитие. В динамике общения чаще всего проявляются такие черты поведения :

А) Доминантность (подавление собеседника своей эрудицией) - недоминантность

Б) Мобильность (пластичность, гибкость ума, интеллектуальное развитие) – регидность

В) Экстраверсия – интроверсия