Иновационная деятельность. Функции и виды инновационной деятельности. Особенности инновационной деятельности. Характерные особенности инновационной деятельности

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства. [Ссылка]

Инновационная деятельность включает:

  • · выявление проблем предприятия;
  • · осуществление инновационного процесса;
  • · организацию инновационной деятельности.

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

Откуда берутся инновационные идеи? Можно назвать семь источников таких идей. Перечислим внутренние источники; они возникают в рамках предприятия или отрасли. К ним относятся:

  • 1. неожиданное событие (для предприятия или отрасли) - успех, неудача, внешнее событие;
  • 2. не конгруэнтность - несоответствие между реальностью (какова она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней;
  • 3. нововведения, основанные на потребности процесса;
  • 4. внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

Следующие три источника нововведений относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение за пределами предприятия или отрасли. Это:

  • 1. демографические изменения;
  • 2. изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;
  • 3. новые знания (как научные, так и ненаучные).

Анализ названных ситуаций при рассмотрении того или иного типа изменения позволяет установить характер инновационного решения. Во всяком случае, всегда можно получить ответы на следующие вопросы. Что будет, если мы воспользуемся создавшимся изменением? Куда это может привести предприятие? Что нужно сделать, чтобы изменение превратить в источник развития?

Вместе с тем из семи источников изменений наиболее важными являются третье и седьмое, так как они носят наиболее радикальный характер.

Изменение, вызываемое потребностью процесса, представляет собой куда более важное значение, нежели два первых. Старая пословица гласит: "необходимость есть мать изобретения". В данном случае изменение основывается на потребности практики, жизни. (Замена ручного набора в книгопечатании, сохранение свежести продуктов и др.) Вместе с тем реализация этого типа изменений предполагает необходимость понимания, что:

  • · недостаточно прочувствовать потребность, важно познать и разобраться в ее сути, иначе невозможно найти ее решение;
  • · не всегда возможно удовлетворить потребность, а в этом случае остается только решение какой-то ее части.

Во всяком случае при решении проблемы этого типа необходимо ответить на следующие вопросы. Понимаем ли мы, в чем и в каких изменениях нуждается процесс? Имеются ли в наличии необходимые знания или их нужно получить? Соответствуют ли наши решения привычкам, традициям и целевым ориентациям потенциальных потребителей?

Наиболее существенные изменения, можно сказать радикальные, происходят на основе "новых знаний". Нововведения, основанные на новых знаниях (открытиях), как правило, трудноуправляемы. Это обусловливается рядом обстоятельств. Прежде всего наблюдается, как правило, большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием, во-вторых, проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.

В этой связи нововведения, основанные на новых знаниях, требуют:

  • · тщательного анализа всех необходимых факторов;
  • · ясного понимания преследуемой цели, т.е. необходима четкая стратегическая ориентация;
  • · организации предпринимательского управления, поскольку здесь необходимы финансовая и управленческая гибкость и нацеленность на рынок.

Нововведение, основанное на новых знаниях, должно "созреть" и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех.

Что делается длявнедрение новых технологий:

  • 1. Целенаправленная систематическая инновационная деятельность требует непрерывного анализа возможностей указанных выше источников инноваций.
  • 2. Инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут ею пользоваться. Инновация должна быть простой и иметь точную цель. Величайшая похвала инновации звучит так: "смотрите-ка, как все просто! Как я до этого не додумался?"
  • 3. Внедрять инновации эффективнее, имея небольшие деньги и небольшое количество людей, ограниченный риск. В противном случае почти всегда не хватает времени и средств для многочисленных доработок, в которых нуждается инновация.
  • 4. Эффективная инновация должна быть нацелена на лидерство на ограниченном рынке, в своей нише.

Инновация - это работа, требующая знаний, изобретательности, таланта. Подмечено, что новаторы в основном работают только в одной области.

Наконец, инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.

Инновационная деятельность в промышленности

Инновационная деятельность в промышленности охватывает реализацию инновационных процессов, результатом которых являются промышленные инновации в виде новых технологий, техники, материалов, которые являются основой научно-технического прогресса на предприятиях. На региональном уровне инновации определяют экономическое и социальное поведение граждан, конкурентоспособность региона, развитие промышленной отрасли.

В условиях системного кризиса производства развитие инноваций на предприятиях особенно актуально, оно должно охватывать различные сферы деятельности, связанные с инновационными циклами, объединяя методы исследования, технологии и систему управления предприятием. Зарубежный опыт по внедрению инноваций на производственных предприятиях должен активно применяться в российских условиях в отношении самостоятельных субъектов экономики, факторов и движущих сил инновационного процесса со стороны компаний. В то же время инновационные процессы и их влияние на состояние экономики и общества характеризуются существенными различиями.

Исследования, относительно организации инноваций на промышленных предприятиях, возможностей активизации инновационной деятельности являются новым направлением научной мысли. Для внедрения инноваций на промышленных предприятиях необходимо разработать методику определения социально-экономической эффективности новой техники, управления научно-техническим прогрессом и эффективностью. Инновационный путь развития требует активизации промышленной деятельности на уровне хозяйствующих субъектов - это создание соответствующих научно-технических разработок, инвестиций. Для начала внедрения инноваций в условиях промышленной деятельности необходимо учитывать следующие факторы:

  • * рассмотрение инновации как непрерывного процесса;
  • * акцентировать внимание на управляемости процесса, т.е. возможности оказывать на него воздействия;
  • * наличие общих зависимостей между определенными факторами и условиями инновации на уровне промышленного предприятия.

Основной задачей современного социально-экономического развития производственного предприятия является выход на инновационную траекторию, максимальное использование принципиально новых факторов роста. Такой подход позволит реорганизовать предприятия на основе наукоёмкого производства. Для выбора наиболее эффективного инструментария управления инновационной деятельностью предприятия и оценки инновационного потенциала, необходимо разработать пути повышения инновационной активности на предприятиях промышленного сектора. Это позволит повысить конкурентоспособность предприятия, оперативно определять внутренние возможности к инновационной деятельности, обнаруживать скрытые резервы развития организации в целях повышения эффективности ее коммерческой деятельности. Для реализации инновационной стратегии на промышленных предприятиях необходимо совершенствование существующих и поиск новых методических подходов к организации инновационной деятельности на предприятии с учетом состояния внешней и внутренней среды, текущей конъюнктуры и задач стратегического развития экономики в условиях рынка.

Для адаптации инновационных программ необходимо проанализировать систему управления инновациями промышленных предприятий, определить тенденции развития инновационной деятельности в российских условиях. Кроме того, необходимо разработать алгоритм организации инновационной деятельности на промышленном предприятии, создать модель инновационного процесса, разработать программу по управления инновациями. Для создания эффективной модели внедрения инноваций на производственном предприятии необходимо оценить такие показатели как: конкурентоспособность, результативность, источник появления, источник финансирования, степень риска, источник создания, затраты.Также необходима методика рационального распределения средств предприятий, для планирования реализации инновационных проектов.

Модель комплексного инновационного процесса позволит сократить время разработки и выведения новшества на рынок, а также повысить эффективность данного процесса. Методика эффективного управления инновационной деятельностью на промышленном предприятии должна содержать оценочная систему показателей эффективности организации инновационной деятельности.

В современных рыночных условиях обеспечение инновационной ориентации промышленных предприятий повысит потребление выпускаемой продукцией и поможет сбалансированности и эффективности функционирования рынков в целом. При таком подходе инновации можно считать залогом устойчивого экономического развития.

Внедрение инноваций может оказаться высоко рискованным только для тех производственных предприятий, которые не обладают хорошо продуманной и разработанной моделью и методикой внедрения инновационных программ развития. Залогом успешного внедрения и модели организации инновационной деятельности предприятия и инновационного процесса может стать реструктуризация промышленного предприятия.

Реструктуризация на предприятиях промышленного сектора может представлять собой процесс комплексного изменения методов и условий функционирования компании в соответствии с внешними условиями рынка и стратегией ее развития. В качестве инструмента совершенствования инновационной деятельности реструктуризация может затрагивать инновационный процесс производства новых продуктов и операций, их реализацию, продвижение и распространение. Однако реструктуризация сложный экономический процесс и проводить ее следует с учетом всех внешнеэкономических факторов развития предприятия промышленного сектора.

Принятие решения о совершенствовании инновационной деятельности предприятия, в том числе о совершенствовании модели её организации и разработке модели комплексного инновационного процесса, требует оценки экономической эффективности проводимых мероприятий. Для определения эффективности необходимо разработать методику определения качества инновационной деятельности промышленного предприятия как сбалансированной системы показателей.

Система показателей инновационной деятельности поможет предприятию проанализировать его способность к инновационной работе, качество осуществления этой работы, инновационную активность предприятия, конкурентоспособность продукции.

Таким образом, система показателей инноваций создает базу для принятия управленческих решений, выражая стратегические интересы предприятия и мотивируя персонал к инициативной работе. Также необходимо учитывать, что даже самая совершенная система показателей является уязвимой перед влиянием внутренних факторов восприимчивости персонала к инновациям. Анализ промышленных предприятий, которые удачно осуществляют инновационную деятельность, показывает, что основой успеха является хорошо организованный механизм внедрения инновационных процессов.

Условием для внедрения инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, которая осуществляет связь предприятия с конечными потребителями по качеству производимых товаров . Новшества возникают на базе новых знаний, а покупателям нужны новые выгоды. Таким образом, правильно проведенная промышленным предприятием инновационная политика повышает его конкурентоспособность на рынке. Интенсивность инновационной деятельности предприятия определяет для него больше конкурентных преимуществ.

Инновационная активность предприятия характеризуется эффективностью и регулярностью инноваций, динамикой действий по созданию и практической реализации новшеств. Чем выше инновационная активность предприятия, тем целесообразнее его функционирование и существование. Таким образом, инновационная активность как мера интенсивности осуществления инноваций на предприятии - это современная стратегическая характеристика его эффективности. Использование инноваций поможет промышленным предприятиям ускорить свой рост, освоить новые рынки, создать новые рабочие места.

Основным источником финансирования инновационной деятельности на промышленных предприятиях являются финансовые ресурсы. В таком случае, основой финансово-экономической проблемы, является недостаток собственных денежных средств. Дефицит собственных средств, которые являются основным источником финансирования инноваций, приводит к проблеме развития производственно-технологической базы. Однако одной из главных проблем внедрения инноваций является не финансово-экономические проблема, а управление инновационными процессами, отсутствие способности организовать их разработку и реализацию. Квалификация руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационного процесса. Правильно выбранная структура позволяет обеспечить предприятию полную занятость персонала, гибкость в использовании ресурсов и соответствие требованиям рынка.

Таким образом, необходима реорганизация системы управления инновационной деятельностью предприятия. Управлять такой деятельностью значительно сложней, чем текущим, повторяющимся производством. Необходимо совершенствовать модель организации инновационной деятельности. Для этого промышленному предприятию необходимо пройти несколько этапов:

  • * выбор и реализация инновационной стратегии предприятия, основу которого составляют материально-технические, финансовые, кадровые, информационные и другие виды ресурсов;
  • * комплексный подход для промышленного предприятия;
  • * для распределения риска необходимо формирование инновационного портфеля, создание инновационной программы предприятия и постоянное перераспределение средств из завершенных инновационных проектов в разрабатываемые.

Подходы к моделированию инновационного процесса требуют тщательной разработки модели инновационной политики и стратегии ее внедрения как объекта управления и средства перспективного развития производства в различные периоды времени. Комплексный инновационный процесс на производственном предприятии позволит оценить рыночные, научно-технические, производственные и финансовые перспективы новшества. Кроме того, объединить ответственность между исполнителями инновационного проекта. Также необходимо управленческое понимание, что нововведения являются стратегическими, так как от них зависит вся дальнейшая деятельность предприятия. Для успешного внедрения и последующего функционирования усовершенствованной модели организации инновационной деятельности предприятия и разработанной модели комплексного инновационного процесса требуется совершенствование инновационной деятельности предприятия. Также принятие решения о внедрении инноваций на промышленном предприятия, в том числе принятие решения о совершенствовании модели её организации, требует оценки экономической эффективности проводимых мероприятий. Для этого необходима разработка методики определения эффективности инновационной деятельности промышленного предприятия как оценочной системы показателей.

Предприятия используют различные подходы для измерения своей инновационной активности, некоторые из них имеют целостную систему показателей инновационной деятельности, которая сочетается со стратегическими интересами предприятия. Чаще всего оценка эффективности инноваций на промышленных предприятиях осуществляется с использованием «классических» финансовых показателей. Однако система показателей инновационной деятельности также должна включать не только финансовые, но и качественные показатели, динамика изменений которых поможет вовремя выявить проблемы в системе управления инновациями и принять меры до наступления кризиса. Система должна стать частью внутрикорпоративной системы показателей и периодически пересматриваться с учётом изменений окружающей среды предприятия. Для эффективной оценки показателей можно использовать сбалансированную систему показателей для оценки инновационной деятельности предприятия. Сбалансированная система показателей включает в себя несколько экономических показателей и может применяться на любом промышленном предприятии, осуществляющем инновационную деятельность.

Данная система показателей поможет предприятию проанализировать его способность к инновационной работе, качество осуществления этой работы, а также позволит оценить инновационную активность предприятия, конкурентоспособность продукции. Таким образом, применение комплексного подхода внедрения инноваций на предприятиях промышленного сектора приведет к динамичному развитию предприятия, укреплению конкурентоспособности, укреплению маркетинговой политики.

Инновационная деятельность как основа эффективного развития предприятия

Курта Елена Евгеньевна ,

магистрант Керченского государственного морского технологического университета.

Современные экономические реалии свидетельствуют, что достижение успеха и целей предприятия возможно лишь при условии целенаправленного новаторства, внедрения новых технологий, реализации которых создаст возможность для повышения эффективности деятельности предприятий и роста их конкурентоспособности на рынке. Данные обстоятельства актуализируют необходимость в развитии инновационной деятельности, в том числе совершенствование и реорганизация деятельности, обновление производства, замена одних структурных элементов другими, а также дополнение имеющихся технологий новыми.

Основными элементами инноваций на предприятиях выступают средства производства, организационное развитие, технологические процессы, человеческий потенциал, а также производимая продукция и ее качество.

Под инновационной деятельностью понимают деятельность, направленную на осуществление экспериментальных разработок, при внедрении которых будет произведен новый, либо усовершенствованный продукт, который впоследствии будет востребован на рынке. Кроме того, инновационная деятельность предполагает совершенствование либо разработку нового технологического процесса при условии его дальнейшего применения в производственной деятельности предприятия .

Инновационная деятельность – это одна из форм управленческой деятельности менеджеров предприятия, учитывающая как влияние внешней среды, так и изменение российского рынка инноваций, происходящих под влиянием общих и специфических факторов .

Основные принципы организации и внедрения инновационной деятельности отражены на рисунке 1.

Рис. 1. Принципы организации инновационной деятельности.

Принцип целевой ориентации предусматривает необходимость непрерывного осуществления инновационной деятельности.

Под принципом системности понимается четкая организация инновационной деятельности, которая предусматривает выделение четко обозначенных функций, их исполнителей и взаимосвязей между ними.

Адаптивность предусматривает своевременное реагирование организации на изменения внешней среды и принятие управленческих решений, направленных на нивелирование негативного влияния на процесс внедрения инноваций.

Под оптимальностью понимается создание системы взаимодействия полномочий различных исполнителей и определение ответственности подразделений .

Экономичность определяется как осуществление инновационной деятельности таким образом, чтобы достигалась оптимальная результативность инновационного процесса, при этом особое внимание должно быть уделено сокращению инновационного цикла при одновременном повышении конкурентоспособности новых изделий и своевременном реагировании за меняющиеся потребности потенциальных потребителей.

Иерархичность предусматривает осуществление эффективного взаимодействия между элементами инновационной деятельности, между вертикальными и горизонтальными уровнями системы.

Следует учитывать, что внедрение новых технологий приводит к необходимости применения адекватных изменений в существующих формах и методах организации управления, что обуславливает дальнейшую разработку инноваций в сфере принятия управленческих решений.

На инновационную деятельность предприятия оказывают влияние общие и специфические факторы.

Наиболее влиятельным общим фактором выступают циклические колебания экономики. К специфическим факторам следует отнести коммерческо-политические условия реализации конкретных продуктов инновационной деятельности на рынке, состояние научно-технического потенциала производственной сферы.

Под механизмом развития инновационной деятельности понимается совокупность организационно-экономических форм реализации и стимулирования ее проведения, формирование инновационных решений, методы их регулирования .

Применение данного механизма осуществляется на трех уровняхфедеральном, региональномимикроуровне (уровне предприятия).

На макроуровне (федеральном) разрабатывается государственная инновационная стратегия, которая проявляется в создании благоприятного законодательного инновационного климата как для отдельных предприятий и организация определенной отрасли, так и для государства в целом.

На региональном уровне решаются аналогичные вопросы, но уже с учетом специфики конкретных регионов.

При этом, как на макро-, так и на региональном уровне основные решения должны быть направлены на совершенствование нормативно-правовой базы в области инноваций; предоставление инвесторам определенных льгот и привилегий, подготовку компетентных специалистов по инновационной деятельности .

Если инновационное развитие предприятия становится приоритетной задачей, то для её воплощения необходимо проведение изменений в производственной и сбытовой деятельности, в распределении финансовых и инвестиционных ресурсов и в проведении маркетинговой политики.

Данные изменения должны основываться на двух принципах:

- должен соблюдаться баланс интересов потребителя и производителя, то есть внедряемый инновационный продукт должен отвечать как требованиям рынка, так и соответствовать потребностям развития предприятия;

- инвестиционная деятельность предприятия должна осуществляться непрерывно.

При внедрении инноваций предприятия должны учитывать, что данной деятельности присущ высокий риск, который необходимо своевременно определить, адекватно оценить и разработать эффективные меры управления.

В связи с тем, что в инновационном процессе несколько участников возникает необходимость четкого распределения функция и обязанностей между ними, а также определение степени ответственности между ними за принятые решения. Возникает необходимость четкой постановки задач каждому из участников по вопросам сроков реализации и внедрения инновационных решений, лимитов расходования денежных средств на внедрение инноваций.

Все это обуславливает необходимость четкой координации и контроля осуществления инновационной деятельности, и особое внимание следует уделять разработке юридически грамотных договоров.

Таким образом, в настоящее время инновации обуславливают ориентацию предприятия на перспективное развитие, а, следовательно, инновационная и стратегическая деятельности предприятия с развитием рынка полностью объединяются.

При условии успешного внедрения инновационной деятельности в процессе функционирования предприятия появляются новые идеи, усовершенствованные продукты, технологические процессы, возникают более усовершенствованные формы организации и управления предприятиями и различными сферами экономики и ее структурными элементами.

Однако следует учитывать, что способы и масштабы решения конкретных задач инновационной деятельности будут определяться ресурсными возможностями самой организации.

Литература

1. Алехин С.П. Актуальные проблемы и перспективы развития малых промышленных предприятий в инновационной экономике. / Алехин С.П., Тепанов А.А. и др. – М.: Издательский дом «Центросоюз», 2010, – С. 192.

2. Галетов И.Д. Инновационно-инвестиционные проекты в современной России / Галетов И.Д., Черкасов М.Н. / Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014. – № 34. – С. 186–191.

3. Логунова Н.А.Инновационное развитие предприятия – вектор современной экономической политики государства/ Н.А. Логунова, Н.А. Красовская //Экономика: проблемы, теории и практики. – 2010.–Т. 256.–№ 2.–С.317-328.

4. Логунова Н. А. Экономика и организация инновационной деятельности: учебн. пособие / Н А. Логунова, Л. В. Алексахина, Н. А. Красовская. – К.: Кондор-Издательство, 2014. – 278 с.

5. Шаренков С.Б. Формирование процессных инновационных проектов предприятиями РФ / Шаренков С.Б., Черкасов М.Н. / Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014. – № 34. – С. 201-205.

Педагога является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования. Тому, кто работает в традиционной системе, достаточно овладения техникой, представляющей собой комплекс обучающих умений. Уже это позволит проводить в полном объеме и добиться при этом тех или иных успехов. Однако для осуществления инновационной деятельности педагога одной его профессиональной подготовки оказывается недостаточно. Важна при этом и готовность самого учителя к становлению на путь совершенствования.

Определение понятия

Что мы понимаем под инновационной деятельностью педагога? Это что-либо новое, если сравнивать его с предыдущим, направленное на повышение качественного уровня образования. В целом термин «инновация» в современном его понимании означает проявление новых элементов или форм. Синонимом данного слова является «новшество».

Современного педагога рассматривается несколько глубже, имея при этом более широкое смысловое обозначение. Под ней понимают целенаправленную работу учителя, основанную на осмыслении собственного профессионального опыта путем изучения и сравнения учебно-воспитательного процесса для его изменения и получения при этом более качественного образования.

Можно сказать, что инновационная деятельность педагога является феноменом, в котором находит отражение творческий потенциал учителя. Если рассматривать данный термин с точки зрения его применения к общеобразовательному процессу, то можно говорить об его относительной молодости. И этим объясняется существование различных подходов к разъяснению данного понятия.

С одной стороны, под педагогическими инновациями понимают различные нововведения, направленные на изменение технологии воспитания и обучения для повышения их эффективности. Но порой в это понятие вкладывается и другой смысл. К инновациям относят не только создание и распространение новшеств, но и изменения и преобразования в стиле мышления и в образе деятельности, которые связаны с этими новшествами. В любом случае, это нечто прогрессивное, полезное, передовое, современное и положительное.

В настоящее время в России происходят процессы стандартизации всех без исключения ступеней образования. Это и привело к созданию ФГОС. Целью данной работы является определенная унификация и доступность для повсеместного практического использования научно обеспеченной экспериментальной работы в воспитании и в обучении. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС призвана осуществлять положительные изменения в имеющейся на сегодняшний день системе образования. Это необходимо для вхождения России в международный рынок, который предлагает подобные услуги, и приведения учебных планов школ и ДОУ в соответствие с теми, которые считаются общепринятыми во всем мире.

Признаки инновационной деятельности

Процесс внедрения в процесс образования различных новшеств во многом зависит от потенциала самого учителя. Как определить готовность педагога к инновационной деятельности? Потенциал личности в данном случае связан с такими параметрами, как:

Наличие творческой способности к генерированию и продуцированию новых представлений и идей, а также проектированию и моделированию их на практике;

Готовность к отличному от имеющихся представлений, новому, основой чего становится панорамность и гибкость мышления, а также толерантность характера;

Образованность и развитость в культурно-эстетическом плане;

Желание совершенствования своей деятельности, а также присутствие внутренних методов и средств, которые ее будут обеспечивать.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности понимают также наличие у него большой работоспособности, умения сдерживать сильные раздражители, высокого эмоционального статуса и желания подходить к своей работе творчески. Но помимо личностных учитель должен обладать и некоторыми специальными качествами. К ним можно отнести знание новых технологий, способность разработки проектов, овладение новейшими методиками обучения, а также умение проведения анализа и выявления причин имеющихся недостатков.

Специфика новаторства

Участие педагогов в инновационной деятельности имеет свои особенности. Оно предполагает присутствие необходимой степени свободы у соответствующих субъектов. Ведь в силу своей специфики инновационная деятельность педагога в ДОУ и в школах чаще всего осуществляется как бы наощупь. Дело в том, что подобные решения находятся за пределами имеющегося опыта. Стоит отметить также и то, что на сегодняшний день инновационная деятельность педагога в реализации ФГОС регулируется и контролируется лишь частично. В связи с этим приходится доверять новатору, исследователю, предполагая, что все, что он предпринимает в процессе поиска новых решений и истины, не нанесет ущерба интересам общества.

Такой подход приводит к осознанию того, что свобода творчества должна идти рядом с высокой личной ответственностью педагога, занимающегося инновационной деятельностью.

Важность новаторства

Столь ли необходима организация инновационной деятельности педагога? Важность данного направления вызвана тем, что в современных условиях развитие образования, культуры и общества невозможно без:

Социально-экономических изменений, предполагающих необходимость обновления всей системы обучения, а также технологий и методик организации познавательного процесса в ОУ различного типа;

Усиления гуманитаризации содержания учебных программ, которое выражается в непрерывном изменении объема и состава дисциплин, введении новых предметов, предполагающих постоянный поиск усовершенствованных технологий обучения и организационных форм;

Изменения отношения самого педагога к применению и освоению новшеств;

Вхождения образовательных учреждений в систему рыночных отношений, что позволит сформировать их реальную степень конкурентоспособности.

Чем же, в конечном итоге, вызвана необходимость развития инновационной деятельности педагога? Главной причиной данного направления является та острейшая конкуренция, с которой каждый коллектив, предлагающий услуги в сфере образования, сталкивается практически повсеместно.

На сегодняшний день все образовательные учреждения должны самостоятельно повышать свой уровень работы, отслеживать и уметь прогнозировать ситуацию, сложившуюся на соответствующем рынке, и быть немного впереди всех, используя новейшие научные и технологические достижения.

Признаки новаторства

Что может говорить об участии педагогов в инновационной деятельности? Этот вопрос является одновременно сложным и простым. С одной стороны, можно легко определить новейшие подходы и методики, которые применяет учитель. Ведь они имеют отличия от тех, которые применялись до их внедрения. С другой - описать и обосновать инновационную деятельность очень сложно. Ведь новаторство является не просто фиксацией какого-либо определенного факта. Каждая из форм инновационной деятельности педагога представляет собой целую систему.

В ее описании обязательно должны присутствовать цель и содержание, сроки реализации, имеющиеся проблемы и их решение. То есть все то, на что направлена инновация. Должны быть также разъяснены и способы анализа полученных результатов. Необходимо дать указание и на формы инновационной деятельности педагога.

Классификация новаторства

По своему назначению все новейшие внедрения в систему обучения условно делят на:

  1. Общие . Это глобальные концепции, имеющиеся в современном образовании. Они находят свое проявление в оптимизации УВП, развитии гуманистических положений, практических и информационных технологий, а также в организации и в управлении педагогическими процессами.
  2. Частные . Они имеют место в тех случаях, когда инновационная экспериментальная деятельность педагогов носит форму авторских нововведений, разрабатываемых в соответствии с современными направлениями образовательного процесса, и внедряется в отдельно взятом ОУ.

По принадлежности к учебно-воспитательному процессу инновационную деятельность связывают:

  1. С внедрением в систему образования комплексного подхода. Ведь традиционная система получения знаний ориентируется на уже давно достигнутый уровень технологий и наук и не способна соответствовать требованиям общества, находящегося в своем динамичном развитии.
  2. С организацией всего учебного процесса и внедрением новейших педагогических технологий, которые и являются основным фактором в развитии новаторских методов и средств получения знаний.
  3. Со специализацией и профилизацией общего образования. Такие направления предполагают формирование необходимых условий инновационной деятельности педагога с переходом ее в систему гибкого и открытого непрерывного индивидуализированного обучения личности в течение всей ее жизни.
  4. С профессионализацией имеющейся управленческой деятельности. Это является одним из условий эффективности и успешности новаторских направлений в ОУ.

Исходя из концепции обновления и содержания образовательных процессов инновационную деятельность педагога делят на методико-ориентированную, а также проблемно-ориентированную. Рассмотрим их подробнее.

Методико-ориентированная деятельность

При ее применении предполагается реализация той или иной технологии образования. Это может быть:

Использование новейших информационных технологий;

Применение к содержанию образования принципа интеграции.

Кроме этого, исходя из опыта инновационной деятельности педагога в рамках методико-ориентированной работы, им может быть использовано обучение:

Развивающее;

Дифференцированное;

Проектное;

Проблемное;

Программированное;

Модульное.

В рамках применения подобных технологий обязательным условием является подготовленность и компетентность учителя, который способен использовать такие подходы, как:

  1. Личностно-ориентированный. Он может быть достигнут при внедрении стратегии поддержки и уважения, понимания, помощи и сотрудничества администрации ДОУ в области выбора средств и методов работы учителя.
  2. Сущностный. Он находит свое отражение при взаимодействии педагогов с учащимися для развития их способностей с целью формирования сущностных системных знаний и установки межпредметных связей.
  3. Операционно-деятельностный. Данный подход основывается на позициях ФГОС. Умение действовать учащиеся формируют в течение учебного процесса, усваивая знания благодаря их практическому применению.
  4. Профессионально-ориентированный. Это компетентностный подход. Он позволяет вырабатывать у учащихся профессиональные установки.
  5. Акмеологический. Данный подход тесно связан с сущностным. Он применяется при организации новаторского образования с разработкой новых, а также обновлением уже существующих методов и средств обучения. Подобный подход позволяет сформировать у учащихся творческое мышление и способствует их саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию и самоконтролю.
  6. Креативно-развивающий. Данный подход призван сформировать продуктивное мышление. Он развивает у учащихся творческое отношение к своей деятельности, а также способности и качества творческой личности, навыки и умения научно-творческого характера.
  7. Контекстный. Данный подход позволяет привести в соответствие содержание предметов обучающей программы к разработанному в стране государственному стандарту образования.

Проблемно-ориентированная деятельность

Подобные инновационные процессы предусматривают решение определенного вида задач, которые связаны с формированием у личности высокой степени конкурентоспособности.

Деятельность педагога при этом направлена на формирование у учащихся:

Осознания своей личной и социальной значимости;

Умения постановки цели самоусложнения проблем и задач, а также самоактуализации, что является обязательным условием творческого развития конкурентоспособной личности;

Адекватного ощущения свободы и оправданного риска, что способствует формированию ответственности в принятых решениях;

Максимальной концентрации своих способностей с целью их реализации в самый подходящий момент, что носит название «отсроченная победа».

Одна из самых актуальных проблем, которые пытается решить современная система образования, заключается в воспитании социально конкурентоспособного человека. В подобное понятие включается профессиональная устойчивость, социальная мобильность личности и ее способность осуществлять процесс повышения квалификации. При этом учащиеся должны быть обучаемы восприимчивости к инновациям. Это позволит им в будущем легче изменить сферу деятельности, и быть всегда готовыми к переходу в новую область труда, являющуюся более престижной.

Сформировать конкурентоспособную личность на данном этапе развития общества можно только благодаря внедрению и включению в процесс обучения методико- и проблемно-ориентированных инноваций.

Дополнительная классификация

Также в системе образования выделяют следующие виды инноваций:

  1. По масштабности - федеральные и региональные, национально-региональные и на уровне ОУ.
  2. По - обособленные (локальные, частные, единичные, то есть не связанные друг с другом), модульные (цепочка частных инноваций, связанных между собой), системные.
  3. По происхождению - усовершенствованные (модифицированные), комбинированные (присоединенные к ранее известному компоненту), принципиально новые.

Проблемы внедрения инноваций

Нередко ведение инновационной деятельности вызывает затруднение у педагогов. Именно это и сказывается на необходимости научно-методического сопровождения их работы. Формальный характер проводимой новаторской работы, который часто можно наблюдать в ОУ, вызван:

Низким уровнем базовой подготовки учителей;

Формированием среды деятельности в классическом, традиционном режиме;

Невысокой степенью готовности к инновационной деятельности;

Отсутствием мотивации из-за перегруженности;

Неспособностью определить для себя наиболее приоритетное направление, что вызывает распыление деятельности и не дает ощутимого результата.

Вместе с тем представить себе работу современного ОУ без инновационных методик невозможно. Но для осуществления намеченных целей педагоги нуждаются в тех или иных видах сопровождения. Для одних важна психологическая поддержка, для других - индивидуальная консультация методиста или учителя-практика. Одним из обязательных условий новаторской работы является наличие достаточного количества специальной учебно-методической литературы, а также новейшей материально-технической базы.

Инновационная деятельность педагогов в современной системе образования должна стать личностной категорией, неким созидательным процессом и результатом творческой деятельности. Она также предполагает присутствие некоторой степени свободы в действиях соответствующих субъектов.

Основная ценность проводимой педагогом инновационной деятельности заключена в том, что она позволяет сформировать личность, способную на самовыражение и применение своих способностей одновременно с творчеством. Те трудности, которые возникают в процессе такой работы, по мнению многих практиков могут быть разрешены своими силами.

Основным результатом при этом явится:

Создание которая обеспечит изучение, устойчивое развитие и дальнейшее внедрение передового опыта;

Занятие лидерской позиции ОУ в сфере образовательных услуг;

Создание положительного имиджа коллектива учебного заведения.

Инновационная деятельность может организовываться па разных уровнях управления - непосредственно на предприятии, в рамках объединения предприятий, на региональном и на государственном уровне. На каждом уровне применяются свои способы и методы организации инновационной деятельности.

Инновационная стратегия на микроуровне, т.е. на уровне предприятия или организации (рис. 19.1), определяется базовыми стратегиями развития предприятия, характером возникающих при этом инновационных задач, наличием инновационного потенциала у предприятия.

Инновационная стратегия определяет вид инновационной деятельности, ее формы, а также конкретные методы ее организации. Организация инновационной деятельности направлена на упорядочение процессов генерации новых идей, поиска и разработки технических решений, создание инноваций, их внедрение в производство и управление компанией, коммерциализацию инноваций.

Рис. 19.1.

Организация инновационной деятельности включает в себя формирование и реорганизацию структур, осуществляющих инновационные процессы. Такая работа может проходить в различных формах, основными из которых являются создание, поглощение, выделение.

Создание - это формирование новых предприятий, структурных подразделений или единиц, призванных осуществлять инновационную деятельность. Это могут быть проектные и научно-технические подразделения и самостоятельные организации, создаваемые как внутри, так и вне материнской организации.

В ряде случаев весьма эффективным организационным механизмом может быть поглощение крупной компанией небольших инновационных фирм, деятельность которых входит в круг интересов этой компании. Данный механизм приводит к значительному сокращению сроков выхода с новым продуктом па рынок, а кроме того, позволяет получить синергетический эффект от объединения инновационных достижений. Сами малые инновационные фирмы также могут быть заинтересованы в поглощении, так как они не всегда обладают достаточными средствами для продолжения инновационной деятельности.

Механизмом, дополняющим поглощение, является установление тесных связей между крупной компанией и малыми инновационными фирмами, основанных на долгосрочных договорных отношениях. Такое партнерство позволяет создать инновационное окружение производственной компании.

Выделение - организационный механизм, предполагающий создание самостоятельных инновационных компаний, ранее бывших частью целостных образований. Такие действия целесообразно осуществлять, когда образуется новое направление деятельности, не связанное с основной специализацией компании, отвлекающее на себя ее ресурсы. Выделенная структура может создаваться как дочернее предприятие материнской компании, как обособленное малое предприятие под учредительством крупной материнской компании, с тем чтобы затем преобразоваться в аутсорсинговую фирму, обслуживающую инновационный процесс фирмы-заказчика.

Инновационные стратегии фирмы можно разделить на две группы: стратегии проведения НИОКР и стратегии внедрения и адаптации нововведений. В первой группе стратегий можно выделить следующие:

  • 1) лицензионная стратегия. Приобретаются незаконченные или завершенные разработки с целью их дальнейшего развития и использования;
  • 2) стратегия параллельной разработки. Эта стратегия предполагает одновременное приобретение технологической лицензии па готовый продукт и проведение и освоение собственных разработок;
  • 3) стратегия исследовательского лидерства, нацеленная па достижение передовых позиций в области определенных НИОКР.

Вторая группа стратегий связана с внедрением нововведений. Среди них:

  • 1) стратегия поддержки продуктового ряда. Ее смысл заключается в улучшении потребительских свойств выпускаемых традиционных товаров, не подверженных сильному моральному старению;
  • 2) стратегия продуктовой и процессной имитации, при которой предприятие заимствует технологии со стороны;
  • 3) стратегия радикального технологического и продуктового опережения. Это достаточно дорогая и рискованная стратегия, однако в ряде случаев она приводит к успеху;
  • 4) стратегия выжидания лидера. Принимается крупными предприятиями-лидерами в периоды выхода на рынок новых продуктов, спрос на которые еще не определен. Первоначально на рынок выходит малая фирма, а затем в случае удачи лидер перехватывает инициативу.

Важным фактором успеха инновационной деятельности предприятия является стимулирование творческой активности его сотрудников. Как добиться участия каждого специалиста в поиске новых технологий, продуктов и управленческих решений? Как сформировать у каждого творческое отношение к своей работе? Как пробудить у сотрудников предпринимательской структуры мотивацию к изменениям? Ответы на эти вопросы лежат не только в теории управления, но и в практической деятельности фирмы. Для того чтобы автор или авторы идеи взялись с энтузиазмом за ее воплощение, им требуется поддержка. Именно поэтому в организациях необходимо разрабатывать специальные программы поддержки и поощрения экспериментов и экспериментаторов. Каждому, кто высказал новую идею или разработал тот или иной инновационный проект, при определенных условиях гарантируется поддержка со стороны руководства, которая может касаться и финансов, и консультаций, и снабжения, и производственных площадей, и рабочего времени других сотрудников, и оборудования, и сырья, и комплектующих.

Главным источником изменений в каждой предпринимательской структуре всегда являются люди. Способностью генерировать новые идеи и реализовывать их обладают многие специалисты. Однако используется эта способность на благо фирмы лишь в том случае, если реализуются следующие условия и предпосылки:

  • - люди привержены целям своей организации;
  • - сотрудники имеют согласованное видение решения проблем;
  • - каждый член коллектива имеет реальную возможность сделать что-то на практике, используя свою способность к инновациям.

Одним из элементов инновационного климата является формирование мотивирующего видения у работников. Видение - это комплекс представлений работников организации (предприятия) по поводу того, чем должна стать эта организация (предприятие) в будущем. Создание видения - более важная задача, чем формирование традиционных планов. В создании видения участвует не только разум, но и эмоции. В связи с этим в формировании видения участвуют прежде всего элементы культуры организации.

Нередко организации используют внешние источники нововведений, в частности путем создания или участия в создании венчурных фирм. Венчурные фирмы как подверженные повышенному риску заставляют практически каждого сотрудника с удвоенной энергией генерировать новые идеи и работать над их воплощением. Результат деятельности большинства венчурных фирм известен: либо они терпят финансовый крах, "закрывая" тем самым малоперспективное направление поиска, либо они добиваются успеха, и тогда, как правило, окрепшую венчурную компанию покупает крупная фирма, участвовавшая в ее создании, а учредители венчурной фирмы в качестве награды за риск, удачный поиск и достигнутые результаты получают весьма значительную сумму, эквивалентную стоимости их компании. Таким образом, любая крупная нововведенческая фирма может не только в своих стенах проводить научные исследования и вести опытно-конструкторские разработки, помогая в становлении ряда венчурных компаний, она может расширить поле своих исследований и экспериментов, причем вести их "чужими руками", приобретая в качестве исследователей и экспериментаторов команды весьма сильно мотивированных энтузиастов.

Многие фирмы успешно применяют механизм мотивации, создавая в рамках своих структур внутренние рисковые проекты. Внутренние венчуры создают дополнительные мотивы к творческому труду, формируют внутри себя благоприятный нововведенческий климат, истинную страсть к изменениям, способствуют изменениям всей фирмы в целом.

Невозможно создать на предприятии инновационный климат в приказном порядке, скажем, возложив административным путем эту ответственность на какое-либо структурное подразделение предприятия.

Наиболее эффективным фактором формирования инновационного климата на предприятии является создание автономных групп (команд) для осуществления деятельности и управления любыми работами. Группы (команды) становятся основным "строительным" блоком компании. В группу могут входить представители всех функциональных служб, ей предоставляются необходимые ресурсы.

Руководители инновационных организаций стремятся развивать у персонала управления способности к инновациям, культивируя и поощряя качества людей, отвечающие следующим требованиям:

  • открытость, восприимчивость, готовность к новому опыту;
  • независимость, нонконформизм;
  • гибкость, готовность отказаться от прежних идей и моделей;
  • терпимость к окружающим и к иным представлениям и мировоззрениям.

Одной из эффективных форм активизации инновационной активности сотрудников являются так называемые ретриты.

Ретрит - это форма обучения сотрудников в рамках регулярно проводимых собраний персонала с фиксированной повесткой дня. Часто ретриты проводятся в нерабочее время, например в субботу, и сопровождаются неформальным общением сотрудников, что способствует налаживанию продуктивных коммуникаций между членами коллектива. Эта форма повышения эффективности работы коллективов стала своеобразной формой повышения квалификации и обучения. Она также позволяет раскрепостить инновационный потенциал сотрудников, вовлечь их в творчество, в поиск новых, лучших подходов к своей работе. Ретриты принимают вид неформальных обсуждений, в процессе которых сотрудники в непринужденной обстановке выдвигают собственные решения проблем развития подразделения или фирмы в целом.

Функции государства в области управления инновациями включают в себя следующее:

  • формирование государственных программ и установление приоритетов развития в научно-технической сфере;
  • финансирование фундаментальных исследований, которые определяют будущий уровень развития страны, развитие фундаментальной науки;
  • развитие образования, формирование условий для плодотворной интеграции науки, вузов и бизнеса, организацию подготовки научных и инженерных кадров;
  • регулирование деятельности в особых экономических и технико-внедренческих зонах;
  • развитие венчурных фондов;
  • формирование и развитие национальной инновационной системы, обеспечивающей инновационный климат (рис. 19.2).

Государство вырабатывает стратегию и приоритеты развития науки, техники и технологии. Государство размещает заказы на исследования, разработки и выпуск приоритетной продукции для государственных нужд, а также формирует ориентиры народнохозяйственных потребностей в определенных видах и группах товаров, носящие рекомендательный характер.

Рис. 19.2.

Существенная роль государственных органов власти заключается в обеспечении условий и способности предприятий к инновационному развитию. Способность к инновационному развитию - свойство рыночной экономической системы, которое позволяет генерировать на собственной основе нововведения, обеспечивающие конкурентоспособность системы во взаимодействии с внешними силами. Для целенаправленных действий но стимулированию и регулированию инновационной деятельности предприятий у государства имеются следующие рычаги и инструменты:

  • стимулирующая кредитно-финансовая, налоговая и амортизационная политика;
  • система экономических льгот субъектам инноваций и инвесторам;
  • поддержка производства новой продукции.

Государство может выступить непосредственно в качестве хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации социально значимых инновационных проектов: современные технологии, продукты и услуги в сферах транспорта, связи, энергетики, ЖКХ. Вместе с тем благоприятные ставки процента и налогов, масштаб кредитных ресурсов имеют фундаментальное значение для реализации инновационной стратегии предприятий.

Государство формирует условия для положительных изменений в инновационной сфере. Оно осуществляет поддержку и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство путем установления налоговых льгот, государственных гарантий и субсидирования кредитов. Одна из существенных функций государства в инновационной сфере - совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. В современных экономических условиях это, прежде всего, уточнение налогооблагаемой базы, формирование амортизационной политики, стимулирующей вложения в наукоемкое оборудование.

Государство создает условия для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и ее реализации на внешнем рынке. Также государство может содействовать продвижению отечественных инноваций за рубежом, поддерживать выставочно-ярмарочную деятельность, информационный обмен в инновационных сферах, создавать формы взаимодействия со странами - членами ЕС, СНГ, другими государствами в научно-технической сфере.

При реализации инновационной политики государство использует такие инструменты, как государственно-частное партнерство в научно-технической сфере, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития (РФТР), Банк развития (ВЭБ), Российская венчурная компания, технопарки, наукограды, особые экономические и технико-внедренческие зоны. Инновационная политика государства также направлена на повышение уровня защиты интеллектуальной собственности. Реализация инновационной политики предполагает повышение степени выполнения законов, укрепление гражданских свобод и политических прав граждан. Среди других направлений деятельности государства по повышению инновационного характера экономики страны - укрепление политической стабильности, усиление антикоррупционных мер, расширение свободы прессы. Одним из важнейших объектов деятельности правительства в инновационной сфере является образование. Повышение качества как среднего, так и высшего образования, развитие бизнес-образования, повышение интенсивности обучения персонала в государственных и частных организациях - все это важные направления инновационной политики государства.

Современные средства осуществления инновационной активности как на уровне государства, так и на уровне предприятия трансформируются и видоизменяются под влиянием современных информационно-коммуникационных технологий, возможностей компьютеров и Интернета. В последнее время они пополнились относительно новой технологией краудсорсинга, основанной на массовом обмене знаниями многих участников.

Термин "краудсорсинг" является неологизмом, он соединяет в себе два англоязычных термина: crowd - толпа и source - источник. Краудсорсинг означает передачу задания, обычно выполняемую персоналом организации или внешним контрактором, неопределенной, как правило, большой группе людей в форме открытого предложения. Данное предложение направлено на создание нового знания. Это может быть либо создание новой технологии, нового продукта в виде операционной системы, либо создание энциклопедии ("Википедия"), либо обработка большого количества данных. Другими словами, краудсорсинг - это технология использования ресурсов (как правило, интеллектуальных) большого количества людей в рамках одного проекта.

Ярким примером использования краудсорсинга в развитии инновационной активности может служить деятельность компании "InnoCcntivc", осуществляющей так называемые открытые инновации. Данная компания широко использует краудсорсинг для проведения исследований в различных областях - от инженерии до менеджмента. "InnoCentive" предлагает ряд проблем для открытого обсуждения в Интернете, а также принимает предлагаемые решения. Существуя с 2002 г., этот центр открытых инноваций объединил большое количество фирм и организаций, проводящих научные исследования, заинтересованных в привлечении со стороны интеллектуальных ресурсов, а также более 125 тыс. исследователей, предлагающих свои решения для конкретных компаний. Для наиболее интересных решений в компании предусмотрены вознаграждения, однако значительная часть идей поступает к пей на бесплатной основе. Членом этого сообщества может стать каждый, у кого есть доступ в Интернет.

Впечатляют результаты использования краудсорсинга компанией IBM. В рамках программы, которая носила название Innovation Jam, было привлечено более 150000 человек из 104 стран, которые участвовали в виртуальном мозговом штурме, посвященном новым идеям в области транспорта, охраны окружающей среды, финансов, коммерции. Компания IBM впоследствии селектировала наиболее интересные с точки зрения коммерческого использования идеи, из них сформировала 10 масштабных проектов с начальными инвестициями в 100 млн долл., что позволило уже в первый год после их осуществления получить значительный коммерческий эффект. Аналогичная процедура концентрации инновационной активности с помощью современных информационных технологий была применена для инноваций в некоммерческой сфере - при подготовке и проведении Конференции ООН по городам в 2006 г. Она была осуществлена компанией IBM и получила название Value Jam. В рамках этой процедуры удалось добиться массового участия в выработке новых идей, касающихся организации жизни в городах с использованием достижений новых технологий.

Таким образом, краудсорсинг в последнее время стал мощным средством инновационной деятельности. В настоящее время компании могут осуществлять разработку и производство собственной продукции непосредственно с участием потребителей, привлекая интеллектуальные ресурсы большого количества людей. Использование краудсорсинга в отечественной инновационной деятельности может дать существенные результаты во многих сферах.

Выводы

  • 1. Инновация - это нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, обеспечивающее повышение эффективности.
  • 2. Управление инновациями направлено на изучение механизмов стимулирования и эффективного управления инновационными процессами на макро- и микроуровне с целью обеспечения развития и усиления конкурентных позиций организаций, стран и регионов путем создания, освоения и коммерциализации инноваций в различных отраслях экономики.
  • 3. Инновационная деятельность включает в себя помимо освоения и производства новых продуктов широкий спектр работ но эффективному продвижению инноваций на рынок, по продаже и приобретению патентов и лицензий, управлению знаниями и т.д.
  • 4. Организация инновационной деятельности на предприятии включает в себя формирование инновационной стратегии, стимулирование творческой активности, деятельность малых творческих групп, использование методов управления знаниями, организацию внутренних и внешних венчуров.
  • 5. Функции государства в области управления инновациями заключаются: в формировании государственных программ и установлении приоритетов развития в научно-технической сфере; финансировании фундаментальных исследований, которые определяют будущий уровень развития страны; в развитии фундаментальной науки; в развитии образования, формировании условий для плодотворной интеграции науки, вузов и бизнеса, организации подготовки научных и инженерных кадров; в регулировании деятельности в особых экономических и технико-внедренческих зонах; в развитии венчурных фондов; в формировании и развитии национальной инновационной системы, обеспечивающей инновационный климат.
  • 6. Среди современных средств осуществления инновационной активности как на уровне государства, так и на уровне предприятия под влиянием современных информационно-коммуникационных технологий, возможностей компьютеров и Интернета появилась относительно новая технология краудсорсинга, основанная на массовом обмене знаниями многих участников. Благодаря данной технологии компании и органы власти могут осуществлять разработку и производство продукции или услуг непосредственно с участием потребителей, привлекая интеллектуальные ресурсы большого количества людей.

Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

Инновационная деятельность предприятий

Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии.

Главная задача любой стратегии предприятия - достижение конкурентных преимуществ и требуемой рентабельности производственно-хозяйственной деятельности. Решение этой задачи видится в определении условий, определяющих позицию предприятия на конкретном рынке.

К их числу относят:

Производственный потенциал предприятия - наличие современного оборудования, техники и технологий и их рациональное использование;

Экономический потенциал предприятия - низкие издержки производства и финансовая устойчивость предприятия;

Маркетинговый потенциал предприятия - эффективная служба маркетинга, развитая сбытовая сеть.

Также к числу перечисленных условий необходимо отнести и инновационный потенциал предприятия - наличие научно-технического задела, наличие квалифицированных научных кадров, способность к разработке и освоению инноваций, свободный доступ к современной информации в области НТП и т.д.

Инновационный потенциал косвенно характеризует и производственный, и экономический, и маркетинговый потенциал предприятия.

Он также характеризует их способность к усилению в перспективе.

Следовательно, изначально любое стратегическое решение имеет инновационный характер и направлено на решение различных проблем: производственных, экономических, маркетинговых и прочих. Поэтому необходимо определить место инновационного менеджмента в процессе стратегического управления.

На всех этапах стратегического управления одной из основных выступает инновационная составляющая. Это означает, что инновационный менеджмент на современном уровне развития экономики превращается в ведущий элемент стратегического управления.

Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними (см. английские терминологические словари).

В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом -- как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих.

Инновации - это результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков.


Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей -- товаров, техники, технологии, организационных форм и т. д.

Объектно-утилитарный подход к определению термина «инновация» характеризуется двумя основными моментами.

Во-первых, в качестве инновации понимается объект -- новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники.

Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения -- способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом.

В отличие от объектно-утилитарного процессно-утилитарный подход к определению термина «инновация» заключается в том, что в данном случае инновация представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.

Инновационный процесс предполагает следующие особенности:

1) представляет собой осуществление научно-исследовательской, научно-технической, собственно инновационной, производственной деятельности и маркетинга;

2) под ним можно понимать временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения;

3) с финансовой точки зрения его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, рассматриваемого как частный случай инвестиционного проекта.

В общем случае инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности Малахов Е.С. Теоретические основы инновационного анализа хозяйствующего субъекта//Справочник экономиста, 2008. - №9.

Появление термина инновация продиктовано требованиями жизни.

Сегодня инновационная деятельность становится как никогда важной для предприятий.

Вместо того чтобы фокусироваться только на снижении затрат для удержания позиций в традиционной ценовой конкуренции, компании должны мыслить категориями роста и дополнительной стоимости и создавать их через использование знаний в инновационных процессах. Те компании, которые оказались первыми на рынке с инновационными продуктами, пользуются преимуществами первопроходцев и собирают повышенный доход до тех пор, пока конкуренты не догонят их.

Инновационным продуктом могут быть как новые товары, так и новые услуги. При этом процесс инноваций не ограничивается новыми технологиями производства, он также включает организационные системы.

Деятельность предприятия связана с непрерывным потоком многообразных изменений. Адаптация к инновациям, их проведение требуют разнообразных преобразований, как правило, новых для организации и потому носящих инновационный характер. Избранная инновационная стратегия должна быть реализована. Для успешного достижения поставленных инновационных целей необходим способ управления изменениями инновационного характера.

Другими словами, предприятию необходима модель управления инновационной деятельностью Письменная Н.Е. Инвестиционная деятельность в современных условиях хозяйствования. Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика», №2 (13), 2004.

Воплощение инновационных процессов в новых продуктах является основой экономического роста. Научно-технический прогресс привел к появлению новых технологий и производств и вызвал существенную трансформацию привычного экономического уклада.

Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные. Внедрение нового продукта определяется как радикальная продуктовая инновация. Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Усовершенствование продукта - инкрементальная продуктовая инновация - связано с существующим продуктом, когда меняются его качественные или стоимостные характеристики.

Процессная инновация - это освоение новых или значительно усовершенствованных способов производства и технологий, изменения в оборудовании или организации производства.

По степени новизны инновации подразделяются на принципиально новые, т.е. не имеющие аналогов в прошлом и в отечественной и зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. Принципиально новые виды продукции, технологии и услуг обладают приоритетностью, абсолютной новизной и являются оригинальными образцами, на основании которых тиражированием получают новшества-имитации, копии Сафронов. Экономика предприятия: Учебник. М.: ИФРА-М, 2007. -251 с..