Компенсационные выплаты врачам. Гарантии и компенсации медицинским работникам за труд во вредных и опасных условиях. За что могут быть отменены стимулирующие выплаты медработникам

Название документа:
Номер документа: 204/13
Вид документа:
Принявший орган:
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 03 апреля 2018
Дата начала действия: 20 апреля 2018
Дата редакции: 25 марта 2020

Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города...

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек *


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 26.06.2019);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 25.03.2020).
____________________________________________________________________

______________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 7 июля 2019 года постановлением Правительства Московской области от 25 июня 2019 года N 375/19 постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 ..

В соответствии с приложением N 8 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек" к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" , утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" , Правительство Московской области
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 7 июля 2019 года постановлением Правительства Московской области от 25 июня 2019 года N 375/19 ; в редакции, введенной в действие с 26 марта 2020 года постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 .

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.

2. Установить расходное обязательство Московской области, связанное с реализацией мероприятия по финансовому обеспечению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.
постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 .

3. Определить Министерство здравоохранения Московской области уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области по предоставлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.

4. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, осуществляется на условиях софинансирования за счет средств субсидии, предоставляемой в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Московской области на очередной финансовый год и плановый период.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 марта 2020 года постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 .

5. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", "Информационном вестнике Правительства Московской области", размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого Вице-губернатора Московской области Габдрахманова И.Н.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 июля 2019 года постановлением Правительства Московской области от 25 июня 2019 года N 375/19 .

Губернатор

Московской области

А.Ю.Воробьев

Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до...

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Московской области

от 3 апреля 2018 года N 204/13
(В редакции, введенной в действие
с 7 июля 2019 года постановлением
Правительства Московской области
от 25 июня 2019 года N 375/19 . -
См. предыдущую редакцию)

Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек *

______________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 26 марта 2020 года постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 ..

1. Настоящий Порядок регулирует предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Московской области, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации , с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (далее соответственно - единовременная компенсационная выплата, медицинские работники), а также медицинским работникам, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии продолжения ими работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 марта 2020 года постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 .

2. Размер единовременной компенсационной выплаты составляет 1 млн.руб. для врачей и 0,5 млн.руб. для фельдшеров.

3. Единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинскому работнику однократно.

4. Министерство здравоохранения Московской области (далее - Министерство) вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты при наличии у него обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, подведомственной Министерству (далее - медицинской организацией), укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов.

5. Министерство ежегодно в срок до 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году, утверждает Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (далее - программный реестр должностей).

6. Единовременная компенсационная выплата предоставляется на основании договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договора), заключаемого между медицинским работником, медицинской организацией и Министерством.

7. Форма договора утверждается Министерством.

8. К договору прилагаются копии следующих документов:

паспорта гражданина Российской Федерации;

страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;

свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе;

документа об окончании образовательного учреждения высшего образования (врачам) либо профессиональной образовательной организации (фельдшерам);
постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 .

документа об окончании интернатуры или ординатуры (врачам специальностей, подготовка по которым в интернатуре или ординатуре является обязательной для осуществления трудовой деятельности в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки");
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 марта 2020 года постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 .

документа о профессиональной переподготовке (при наличии);

сертификата специалиста (либо свидетельства об аккредитации специалиста);

свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации;

сертификата специалиста, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения Росздравнадзора, либо ее территориальными органами (для лиц, получивших медицинскую подготовку в вузах иностранных государств, являющихся гражданами Российской Федерации);

трудового договора;

трудовой книжки либо сведения о трудовой деятельности, полученные в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг на бумажном носителе;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 марта 2020 года постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2020 года N 140/7 .

приказа о назначении на должность;

документа из кредитной организации, содержащего наименование банка, БИК банка, ИНН банка, КПП банка, лицевой счет медицинского работника;

лицензии на осуществление учреждением здравоохранения медицинской деятельности.

9. Договор заключается на основании обращения медицинского работника к руководителю медицинской организации, поступившего после заключения трудового договора, предусматривающего работу на должности, включенной в программный реестр должностей, и окончания испытательного срока, если такой срок установлен медицинскому работнику при приеме на работу.

10. Договор, подписанный медицинским работником и руководителем медицинской организации, направляется медицинской организацией в Министерство.

11. Министерство в срок не более 30 рабочих дней со дня получения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, подписанного медицинским работником и руководителем медицинской организации, подписывает указанный договор и направляет два экземпляра договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в медицинскую организацию.

12. При наличии оснований для отказа в заключении договора, предусмотренных пунктом 13 настоящего Порядка, Министерство в срок, указанный в пункте 11 настоящего Порядка, направляет медицинскому работнику мотивированный отказ в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

13. Основаниями для отказа в заключении договора являются:

несоответствие медицинского работника, подписавшего договор, требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящего Порядка;

направление в Министерство договора, не соответствующего форме договора, утверждённой Министерством;

отсутствие копий документов, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка.

14. При устранении причин, послуживших основаниями для отказа в заключении договора, медицинский работник вправе повторно обратиться за получением единовременной компенсационной выплаты в соответствии с пунктами 9 и 10 настоящего Порядка.

15. Министерство:

ведет учет заключенных и исполненных договоров;

перечисляет единовременную компенсационную выплату на счет получателя единовременной компенсационной выплаты.

16. Медицинский работник, заключивший с медицинской организацией и Министерством договор, принимает обязательства:

1) исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного и 107 Трудового кодекса Российской Федерации);

2) возвратить в бюджет Московской области часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 и пунктами 5 -7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам;

3) возвратить в бюджет Московской области часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника).

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (с изменениями на 25 марта 2020 года)

Название документа: Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (с изменениями на 25 марта 2020 года)
Номер документа: 204/13
Вид документа: Постановление Правительства Московской области
Принявший орган: Правительство Московской области
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.04.2018
Дата принятия: 03 апреля 2018
Дата начала действия: 20 апреля 2018
Дата редакции: 25 марта 2020

В последние годы зарплаты врачей и вся система оплаты труда медицинских работников существенно изменились, что можно связать с необходимостью мотивирования сотрудников к оказанию качественной медицинской помощи. В свою очередь, уровень зарплаты сотрудников здравоохранения должен в полной мере зависеть от того, насколько качественные медицинские услуги населению он оказывает.
Распоряжением Правительства № 2190-р от 26.11.2012 года предусмотрено поэтапное изменение системы начисления оплаты труда в бюджетной сфере, что предполагает совершенствование основных компонентов заработной платы – оклада, тарифной (часовой) ставки, а также дополнительных стимулирующих и компенсационных выплат.

При этом уровень зарплаты сотрудников здравоохранения должен в полной мере зависеть от того, насколько качественные медицинские услуги населению он оказывает.

Зарплаты врачей и медицинских работников в 2016 году*

По данным Росстата, за первое полугодие 2016 года средняя зарплата врачей и медицинских работников составила 48 946 руб.

Самые высокие зарплаты врачей предсказуемо зафиксированы в Ненецком, Чукотском, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском - Югра, автономных округах; Камчатском крае; Магаданской, Сахалинской, Тюменской областях; Москве и Республике Саха (Якутия).

Самые низкие зарплаты медицинских работников и врачей: Орловская область, Республика Марий Эл, Ульяновская область, Республика Ингушетия, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Калмыкия.

Полную таблиц зарплат врачей в 2016 году в России смотрите ниже.

Cдельная оплата труда медработников

Зарплата врача может формироваться по принципу сдельной оплаты труда, с учетом некоторых особенностей. В частности, необходимо учитывать рекомендации Минздрава РФ, а также Российской трехсторонней комиссии (РТК). Если говорить в целом, то действующее законодательство содержит положения, разрешающие устанавливать в организации сдельную трудовую оплату, при этом каких-либо исключений для сотрудников медучреждений не предусмотрено. При сдельной оплате труда медработников берется во внимание установленная цена за выполненную работу, тогда как тарифная ставка устанавливается за выполненную трудовую норму, и не включает в себя выплаты стимулирующего или компенсационного характера. О том, что эти понятия неравнозначны, следует и из выводов судов по итогам рассмотрения гражданских дел. Кроме того, утратил силу и приказ Минздрава РФ № 377, в котором содержалась прямое указание на возможность применения сдельных расценок для установления зарплаты медработников. На сегодняшний день Минздрав РФ придерживается позиции о том, что зарплата врачей должна включать в себя: оклад, выплаты стимулирующего, компенсационного характера и тарифную ставку. Однако, если в больнице все-таки существует необходимость установления отдельным работникам сдельной формы оплаты труда, то необходимо предусмотреть такую форму в локальном акте учреждения – в коллективном договоре или ином локальном акте. Это не будет являться нарушением действующего трудового законодательства.

Бригадные формы оплаты труда

Некоторые больницы рассматривают возможность установления в учреждении бригадных форм оплаты труда, т. е. когда зарплата конкретного врача или иного медицинского работника зависит от общих результатов подразделения, отделения или выездной бригады.

Сегодня система оплата труда медицинских работников в обычных городских и районных больницах, предусматривает расчет размера доплат стимулирующего характера в зависимости от конкретных коллективных итогов работы сотрудников больницы.

Формула расчета оптимальной среднесуточной нагрузки на бригаду скорой медицинской помощи:

Согласно авторской методике В.М. Шиповой и А.Н. Плутницкого, оптимальная нагрузка на бригаду скорой медицинской помощи не определена, так как поток вызовов является случайным и частота вызовов не регулируется. Но рассчитать оптимальную нагрузку на бригаду скорой медицинской помощи возможно. Основываясь на планово-нормативных данных по обеспечению населения машинами скорой медицинской помощи и числу вызовов, выводим формулу:

318 Х 10: 365 = 8,7, где
318 - число вызовов на 1000 населения;
10,0 тысяч - количество населения;
365 - календарные дни года;
Показатель 8,7 (9,0) вызовов – среднесуточная нагрузка на бригаду скорой медицинской помощи.

Система оплаты труда в таких учреждениях закрепляется в локальных актах (соглашениях, коллективных договорах, положениях и т.д.), при этом учитываются:

  • утвержденные классификаторы профессий, должностей;
  • разработанные медицинские профессиональные стандарты;
  • мнения профессиональных союзов медработников;
  • профессиональные сообщества работодателей;
  • объемы государственных гарантий в сфере оплаты труда;
  • позиция Российской трехсторонней комиссии;
  • позиция Минздрава РФ.

Так, в совместных рекомендациях Минздрава РФ и РТК, не предусматривается применение бригадной формы оплаты труда. Ранее применение формы бригадной оплаты труда медработников был предусмотрен в приказе Минздрава СССР № 1180 от 10.11.1986 года, но от с 2009 года утратил свою юридическую силу. Однако, действующее законодательство не запрещает учитывать результаты работы бригады для расчета стимулирующих выплат конкретному медицинскому работнику. Также в Распоряжении Правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 года сказано о том, что в отношении медицинских работников должны устанавливаться конкретные поощрения за достижение коллективных результатов работы.

Соотношение частей зарплаты

Министерство здравоохранения РФ установило предельный уровень соотношения средней зарплаты главных врачей больниц и медицинских работников в системе учреждений здравоохранения. Так, в соответствии с приказом № 170 от 28.03.2013 года уровень предельной зарплаты главного врача больницы кратен 8 зарплатам сотрудников больниц, находящихся в ведении Минздрава РФ. Положение об оплате труда работников Медицинской организации разработано в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Оклад медицинских работников

В этом разделе рассмотрены все правовые особенности установления окладов медицинским работникам, в том числе правила применения профессиональных квалификационных групп, учета стажа и возможность установлении медработнику индивидуального оклада.

Установление персонального оклада

Оклад представляет собой определенную сумму оплаты труда медработника, которая устанавливается ему за выполнение своих профессиональных обязанностей, предусмотренных конкретной должностью. В сумму оклада не включены иные дополнительные выплаты. Мы считаем, что установление медработникам государственных и муниципальных больниц персональных окладов трудовым законодательством прямо не запрещено, хотя другими нормами не рекомендуется по следующим причинам. В соответствии со ст. 22 ТК РФ медицинское учреждение, как работодатель, должен обеспечить своим сотрудникам одинаковую оплату труда за выполнение аналогичного труда. При этом установление различных окладов для одних и тех же должностей не запрещено, но представляется неоправданным. РТК приняты единые рекомендации по установлению оплаты труды сотрудников учреждений государственной и муниципальной системы от 25.12.2015 года, в которых не рекомендовано устанавливать для сотрудников, которые входят в одну и ту же квалификационную группу разных ставок, окладов. Также не рекомендуется и указывать диапазон размеров должностных окладов для медработников, которые занимаются трудом одинаковой сложности. Однако, как показывает правоприменительная практика, все же решение об установлении индивидуального оклада не признается трудовой дискриминацией в том случае, если сотрудники занимают одну и ту же должность, но выполняют разный объем работы различной сложности.

Как учесть стаж

По общему правилу стаж медицинского работника никак не влияет на размер устанавливаемого ему должностного оклада. Как мы уже говорили, должностной оклад представляет собой фиксированную ежемесячную выплату работника, который исполнил свои трудовые обязанности в надлежащем объеме. Поскольку оплата труда медицинских работников состоит не только из должностного оклада, следует отображать их непрерывный медицинский стаж в других выплатах, например, в выплатах компенсационного характера. Такие рекомендации установлены приказом Минздравсоцразвития РФ № 818 от 29.12.2007 года.

Применение профессиональных квалификационных групп

Профессиональные квалификационные группы (ПКГ) могут использоваться при установлении базовых ставок и окладов Правительством РФ, зарплата медработников государственных и муниципальных больниц не может быть ниже установленных по ПКГ окладов. Согласно распоряжению Правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 года, заинтересованные исполнительные органы совместно с Минтрудом РФ могут разрабатывать и вносить свои конкретные предложения по должностным окладам ПКГ сотрудников. Основой формирования ПКГ являются определенные требования к уровню квалификации сотрудников, который им необходим для осуществления конкретной профессиональной деятельности, т.к. в соответствии с трудовым законодательством зарплата врача, как и любого другого работника зависит от его квалификации. Поэтому до установления базовых окладов по конкретным должностям Правительством РФ, в учреждениях здравоохранения ПКГ могут применяться при разработке систем оплаты труда медработников. Это подтверждают и положения постановления Правительства РФ № 583 от 05.08.2008 года, в котором говорится что размеры окладов сотрудников устанавливаются руководством учреждения на основании требований к квалификации и опыту работы по конкретной должности (ПКГ). При этом учитывается объем выполняемой сотрудников работы и ее сложность.

Соотношение размеров оклада руководителей и медработников

Размеры должностных окладов медицинских работников никаким образом не оказывают влияния на оклад главного врача больницы и оклады его заместителей. Как сказано в ст. 145 ТК РФ, оплата труда руководителей государственных и муниципальных учреждений устанавливается в соответствии с трудовым законодательством, учредительными документами должностного лица, региональными и муниципальными актами. Конкретные условия оплаты труда руководящих должностных лиц отражается в их трудовых договорах. При этом рядом нормативных актов приняты рекомендации по установлению уровня оплаты труда руководителей учреждений: рекомендации на 2016 год, утвержденные РТК от 25.12.2015 года, а также применительно к федеральным учреждениям – постановление Правительства РФ № 583 от 05.08.2008 года. В этих документах рекомендуется устанавливать руководителям учреждения зарплату, кратную 8 средним зарплатам всех работников учреждения; в решении РТК от 25.12.2015 года также рекомендовано устанавливать оклады для главных бухгалтеров и заместителей главного врача на уровне 70-90% от окладов руководителей больниц.

Оклад: контроль установления

Какие органы могут проверить правильность выбора должностного оклада для сотрудников медицинского учреждения:

трудовая инспекция при проведении проверок в рамках государственного надзора за соблюдением медицинским учреждением трудового законодательства РФ. Кроме того, государственной трудовой инспекцией проводятся проверки исполнения программы совершенствования системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, которая утверждена распоряжением Правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 года;
Министерство здравоохранения РФ, как ведомство, которое исполняет полномочия учредителя по отношению к подведомственным медицинским учреждениям; территориальные фонды ОМС, которые проверяют размеры окладов в рамках проведения проверок расходов на оплату труда, которые входят в структуру тарифа на оплату медпомощи в системе ОМС;
другие государственные органы, уполномоченные на проведение проверок финансовой и хозяйственной деятельности больницы.
Форма отчетности о заработной плате работников медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования утверждена Приказом ФФОМС от 26.03.2013 № 65.

Расчет суммы средств, направленных на оплату труда работников кабинета (офиса) общей врачебной практики (семейного врача)

1. Штатная численность работников

2. Численность прикрепленного населения, чел.

3. Подушевой норматив финансирования, руб.

4. Сумма финансирования, руб.

5. Отчет о расходовании средств

Главный врач

Главный бухгалтер

Компенсационные выплаты медицинским работникам

Указание компенсационных выплат в трудовом договоре

Возможно ли в трудовом договоре медработника прописать, что размер его компенсационных выплат устанавливается законодательством РФ? В том случае, если законодатель установил минимальные размеры компенсационных выплат для медработников, работодатель должен указать в трудовом договоре сотрудника в конкретном размере или в процентном отношении к должностному окладу. Компенсационные выплаты медицинским работникам могут предоставляться по разным основаниям: за медицинский стаж, за ненормированный день работы, за работу в сельской местности, за наличие профессиональной категории и т.д. Трудовое законодательство, как правило, устанавливает лишь минимальный размер таких выплат. Конкретные размеры компенсационных надбавок медработникам должен установить работодатель, прописав такие разделы в положении об оплате труда больницы. Дополнительные гарантии сотрудникам, которые трудятся в условиях, отклоняющихся от нормальных, должны быть прописаны в трудовом договоре сотрудника, в соответствии со ст. 57 ТК РФ. Кроме того, рекомендации, утвержденные приказом Минздрава РФ № 167-н от 26.04.2013 года, говорят о том, что в положении об оплате труда, а также в трудовом договоре сотрудника следует прописать конкретные факторы и условия получения всех компенсационных выплат.

Снижение размера компенсационных выплат по результатам СОУТ

Рассмотрим условия, при которых медработнику могут быть снижены предоставляемые ему компенсационные выплаты в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ). Объем компенсаций медработника может измениться при улучшении его трудовых условий, что подтверждается заключением специалиста по СОУТ, проведенной в больнице (ст. 74 ТК РФ); Как известно, гарантии и компенсации медработникам, которые заняты в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, предоставляются в соответствии с положениями трудового законодательства, коллективным договором больницы, с трудовым договором сотрудника и т.д.

Однако, работодатель должен отменить предоставленные ранее гарантии в том случае, если на рабочем месте сотрудника обеспечены безопасные условия труда, что подтверждается заключением государственной экспертизы или СОУТ. В связи с принятием нового закона № 426 «О СОУТ», существует переходный период к новой системе оценки рабочих мест. Так, если в больнице проводилась аттестация рабочих мест до 13.07.2015 года, то она будет продолжать действовать в течение 5 лет. СОУТ в этот период не обязательно. Медучреждение имеет право, но не обязано, инициировать проведение СОУТ до окончания срока действия результатов аттестации.

Если сохранение условий труда, которые дали работодателю право установления компенсационных выплат своим сотрудникам, подтвердилось, то размер этих дополнительных гарантий не может быть изменен по сравнению с теми выплатами. Которые действовали на начало 2014 года. В соответствии с разъяснениями Минтруда РФ от 15.12.2014 года по поводу применения новых правил СОУТ, улучшением трудовых условий является уменьшение окончательного класса или подкласса условий труда на конкретном месте работы сотрудника. Так, если условия труда медработника улучшились, что подтвердилось в заключении СОУТ, руководство больницы может пересмотреть объем компенсаций, которые предоставляются сотруднику во вредных условиях труда. При этом необходимо помнить о правилах изменения условий трудового договора между больницей и сотрудником, которые изложены подробно в ст. 74 ТК РФ.

Замена дополнительного отпуска за вредность денежной компенсацией

У многих работников возникает желание заменить часть положенного ежегодного отпуска денежной компенсацией. Возможно ли с точки зрения закона заменить отпуск, предоставляемый сотруднику за работу во вредных условиях труда денежной компенсацией?

Замена отпуска компенсацией возможно, но важно соблюсти при этом ряд условий:

  • компенсировать можно лишь часть отпуска «за вредность» (2, 3, 4 степени);
  • всем сотрудникам ТК РФ гарантирует минимальные 7 календарных дней за работу во вредных и опасных условиях труда;
  • если коллективный договор медучреждения или отраслевые акты гарантируют таким сотрудникам свыше 7 дней дополнительного отпуска, то по желанию сотрудника часть, превышающая гарантированную, может быть заменена денежной компенсацией;
  • возможность замены частями дней отпуска предоставлением денежной компенсации должна быть прямо оговорена в локальных актах больницы или отраслевом соглашении;
  • работник должен выразить свое желание на замену дополнительного отпуска деньгами, его согласие оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору.

Учет компенсационных выплат при дежурстве на дому

Оплата труда медицинских работников состоит из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. С учетом всех этих выплат осуществляется и оплата дежурств врача на дому.

Под домашним дежурством понимается пребывание врача больницы дома в ожидании вызова в медицинское учреждение или к пациенту для оказания ему неотложной или экстренной медицинской помощи. В отношении таких сотрудников обычно устанавливается особые режим работы и учета рабочего времени.

В соответствии с приказом Минздрава РФ № 148-н от 02.04.2014 года, время, в течение которого медработник дежурил на дому, является рабочим, и учитывается оно при суммированном учете рабочего времени.

При этом законодательство не устанавливает специфических правил, по которым рассчитывается зарплата врача , дежурившего на дому. Это значит, что все выплаты работнику учитываются в общем порядке, в том числе компенсационные выплаты, независимо от того, дежурил врач на дому или нет.

Компенсационные выплаты: контроль установления

Следующие государственные органы и должностные лица могут проверить правильность установления компенсационных выплат медицинским работникам:

территориальные органы службы труда и занятости, в ходе осуществления государственной экспертизы условий труда. Именно в ходе такой проверки проверяющие оценивают правильность предоставления медработникам необходимого объема компенсаций за работу с вредными или опасными трудовыми условиями;

государственная трудовая инспекция, которая оценивает безопасность условий труда, проверяет обеспечение и защищенность трудовых прав медработников в ходе специальных проверок;

специалисты по охране труда и инспектора профсоюзных органов медработников, которые осуществляют независимую экспертизу трудовых условий и безопасности сотрудников на рабочих местах;

территориальные органы ОМС, в ходе проверок, целью которых является проверка расходов на заработную плату, являющейся частью тарифа на оплату медпомощи.

Стимулирующие выплаты медицинским работникам

Использование балльной оценки

Медицинские учреждения муниципальной или государственной системы здравоохранения не обязаны использовать для оценки деятельности своих сотрудников балльную оценку трудовой деятельности Стимулирующая выплата медицинским работникам должна быть установлена в локальных актах больницы, в коллективном договоре, отраслевом соглашении или иных нормативны актах, которые содержат в себе трудовые нормы.

Приказом Минздрава РФ № 421 от 28.06.2013 года утверждены методические рекомендации, в которых говорится о том, что существуют разные механизмы распределения фонда стимулирующих доплат между сотрудниками конкретного учреждения. В том числе допустимо введение системы балльной оценки, премирования. Это значит, что конкретное медицинское учреждение может разрабатывать и внедрять свои механизмы начисления стимулирующих доплат медицинским работникам, в том числе оно вправе вводить балльную систему распределения выплат. Для этого необходимо разработать соответствующие критерии и показатели.

Выплаты ПНП «Здоровье»

Выплаты медицинским работникам в рамках национального проекта «Здоровье» устанавливаются в регионах в соответствии с тарифными соглашениями и условиями территориальной программы. Напомним, что одной из задач программы является материальное стимулирование медицинских работников. Должно ли руководство медицинского учреждения сохранять участковым врачам и среднему медперсоналу выплаты, которые ранее предоставлялись им по данной программе? Трудовое законодательство в ст. 135 ТК РФ выделяет источники, в которых могут устанавливаться дополнительные стимулирующие выплаты сотрудникам, в том числе и условия выплаты премий.

В соответствии с программой государственных гарантий на 2016 год, которая утверждена постановлением Правительства РФ № 1382 от 19.12.2015 года, в структуру тарифа, предусмотренного для оплаты оказанной помощи населению в системе ОМС, входят стимулирующие выплаты для участковых врачей, медсестер, сотрудников фельдшерско-акушерских пунктов, сотрудников скорой помощи и т.д.

В тарифных соглашениях между региональным органом исполнительной власти, территориальным фондом ОМС, профсоюзами медработников, а также медицинскими некоммерческими организациями, устанавливаются конкретные тарифы на оплату оказанной больницами медицинской помощи.

На сегодняшний день при установлении этих тарифов уполномоченная участниками комиссия учитывает размеры стимулирующих доплат медработникам, которые ранее устанавливались национальной программой «Здоровье».

В связи с этим считаем, что медицинское учреждение должно предусмотреть, что все подобные выплаты должны производиться в размере, которые уже учтены в тарифе на оказание медпомощи по территориальной программе ОМС, утвержденной на региональном уровне.

Условия, при которых стимулирующие выплаты не производятся

Медицинское учреждение должно изначально прописать в нормативной документации специальные условия, при наступлении которых стимулирующие доплаты конкретным медработникам производиться не будут. Действующая система оплаты труда медработников устанавливается в коллективном договоре больницы, в положении об оплате труда, а также в трудовых договорах конкретных сотрудников. Из правовой сути выплат стимулирующего характера следует, что их начисление конкретным медицинским работникам не является обязанностью медицинского учреждения – это его право. При этом в распоряжении Правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 года прямо сказано о том, что система оплаты труда, а также условия получения тех или иных выплат и вознаграждений не должны толковаться сторонами двойственно, они должны быть в равной мере понятны как медработнику, так и работодателю.

  • если в ходе проверок выявлен факт оказания гражданам медицинских услуг платно, тогда как программой госгарантий предоставление таких услуг предусмотрено на бесплатной основе;
  • наложение дисциплинарного взыскания на медицинского работника.

При этом система оплаты труда конкретного медицинского учреждения может предусмотреть и иные условия лишения медицинского работника стимулирующих выплат в конкретном периоде.

Депремирование медицинских работников

Спорным является вопрос о применении к медицинским работникам такой санкции как депремирование. Отметим, что согласно ведомственным рекомендациям, а также положениям ТК РФ, в медицинских учреждениях рекомендуется предусматривать условия для применения стимулирующих доплат, но не условия для лишения полагающейся работнику премии. В соответствии с Распоряжением Правительства № 2190-р, мероприятиям по совершенствованию системы стимулирующих доплат медработникам проводятся с целью взаимосвязи размера зарплаты врачей с конкретными итогами их работы. В первую очередь, учитывается качество оказанных медицинских услуг, исходя, из чего применяются те или иные стимулирующие выплаты. Премия сама по себе является одним из видов стимулирующих доплат медицинским работников, поэтому в медицинском учреждении должны быть установлены конкретные условия ее получения. Конкретный перечень дисциплинарных наказания содержится в ст. 192 ТК РФ, однако, такая мера как депремирование (лишение премии) в действующей редакции кодекса не содержится. Об этом говорит и судебная практика. Суды однозначно толкуют применение депремирования по отношению к любому сотруднику работодателя как необоснованная и не подлежащая применения санкция, которая действующим законодательством признается незаконной. В связи с этим, рекомендуем главным врачам больниц избегать применения подобных санкций по отношению к медицинским работникам, в локальных актах больницы тем более не должно содержаться никаких условий депремирования.

Нормы труда для стимулирующих выплат

При установлении стимулирующих выплат медработникам используются определенные нормы труда, однако, не все из них целесообразно использовать в качестве критериев для доплаты. В частности, неприменимы трудовые нормы, которые прямо не предусмотрены для целей назначения стимулирующих выплат и никаким образом не отражают результаты профессиональной деятельности медработника и качество оказанных им медицинских услуг. Это связано с положениями распоряжения Правительства РФ № 2190-р от 26.11.2012 года, в котором сказано, что все стимулирующие доплаты сотрудников зависят о качества их труда и достигнутых профессиональных результатов, а конкретные показатели и критерии их деятельности должны быть отражены в трудовом контракте сотрудника на основании разработанной системы оплаты труда. В соответствии с приказом Минтруда РФ № 504 от 30.09.2013 года, конкретные трудовые нормы учреждения устанавливаются системой нормирования труда в организации. При этом в медицинском учреждении могут быть установлены разные нормы и нормативы: по численности персонала, по времени, по объемам, выработке и т.д.

Нецелесообразно использовать для определения стимулирующих выплат следующие нормы:

1. Норма численности медработников. В соответствии с приказом Минтруда РФ № 504 от 30.09.2013 года, данная норма нужна, прежде всего, для определения числа сотрудников определенных должностей, которые необходимы для выполнения определенного объема работ или производственных и иных функций. Например, такая норма может выражаться в одной врачебной должности на участок в соответствии с числом прикрепленного населения.

2. Нормативы времени. В соответствии с приказом Минтруда № 504, в них выражаются конкретные затраты времени медработника, которые необходимы ему для оказания одной услуги (выполнения работы). Такой показатель в первую очередь используется для расчета норм численности сотрудников.

Нормативы обслуживания, в соответствии с приказом Минтруда РФ № 504, представляют собой показатели количества рабочих мест, оборудования, производственных площадей и т.д., с которыми сотрудник работает в течение определенной единицы рабочего времени. Такой показатель допустимо использовать для оценки трудовых результатов сотрудника при начислении стимулирующих выплат.

Примерный перечень показателей для назначения стимулирующих выплат за интенсивность и результативность работы, а также премиальных выплат по отдельным категориям работников рекомендован экспертной группой информационного центра "МЦФЭР-Медицина".

Фонд заработной платы медицинских работников

В медицинских учреждениях существует несколько источников формирования фонда оплаты труда медперсонала:

  • денежные средства из бюджетов разных уровней;
  • денежные средства из внебюджетных источников (из фондов ОМС);
  • денежные средства, которые получены от деятельности, приносящей доход.

В учреждениях здравоохранения, которые находятся в ведении региона или муниципалитета, фонд оплаты труда формируется в соответствии с соответствующими нормативными актами субъекта РФ или муниципального образования. В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 2190-р от 26.11.212 года в настоящее время предусмотрена система дифференцированной оплаты труда персонала, итоговая зарплата врача зависит от сложности выполняемой им работы, ее объемов, а также квалификации сотрудника. Порядок определения фонда заработной платы медработников конкретного подразделения должен утверждаться в локальных актах медучреждения, в которых устанавливается система оплаты труда организации. При этом рассчитывается фонд оплаты труда по-разному. Так, в некоторых больницах за основу берется штатное расписание, в других – учитывается объем ежегодного финансирования.

Оплата труда медицинских работников в любом случае имеет основу – должностной оклад , который указал в трудовых договорах. Именно по отношению к размеру оклада применяются другие обязательные выплаты – компенсационные . Порядок их начисления должен быть прописан в локальных актах больницы.

Начисление же стимулирующих выплат зависит от установленных в больнице показателей качества и объема выполненной работы, а также от других условий, описанных в положении об оплате труда. Именно из этих составных частей складывается современная дифференцированная система оплаты труда. Таким образом, конечная зарплата врача напрямую зависит от качества, сложности и объема его работы, т.е. от качества оказанных населению медицинских услуг.

Для того, чтобы по такой системе рассчитывать стимулирующую часть заработка, необходимо следовать следующему порядку:

  • определить, сколько баллов заработал каждый врач за отчетный период;
  • суммировать все баллы, заработанные сотрудниками отделения;
  • определить часть фонда оплаты труда, которая приходится на стимулирующие выплаты сотрудникам отделения;
  • рассчитать стоимость одного балла;
  • высчитать стимулирующую часть зарплаты сотрудника, исходя из стоимости и суммы набранных баллов.

Исходя из этого, фонд оплаты труда медицинского работника представляет собой сумму всех выплат, причитающихся работнику за отработанный месяц, включая стимулирующие выплаты, премии, а также иные регулярные выплаты. Рассчитывается зарплата врача исходя из тарификационных списков больницы, а также ее утвержденного штатного расписания.

*) включены врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) в учреждениях образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обслуживания.

Начавшаяся в 2011 году Программа модернизации здравоохранения, имела целью, в том числе, повысить заработок медицинских работников до 200% от среднего по соответствующему региону. Для этого было введено понятие «стимулирующие выплаты медработникам».

Кому положены стимулирующие выплаты в 2020 году

Указанная выше программа принципиально изменила систему начисления заработной платы как врачам, так и медсёстрам.

Однако под ее действие попали далеко не все работники здравоохранения.

  1. Не положены стимулирующие:
    Администрации предприятия. Заведующие могут стать исключением из правила, если занимаются медицинской практикой.
  2. Медикам, попадающим под действие программы «Здоровье», а конкретнее:
    занимающимся оказанием помощи при родах, во время ухода за младенцами;
    педиатрам, участковым терапевтам, семейным врачам, младшему персоналу, работающему с ними в тандеме.
  3. Специалистам, оказывающим высокотехнологичную помощь.

Выплата стимулирующих медикам должна способствовать активизации их деятельности, повышению уровня обслуживания населения. Больше денег тому, кто лучше помогает людям!

Стимулирующие выплаты начисляются только тем работникам, которые имеют сертификат установленного образца по основной рабочей специальности.

Документальная база Программы

Федеральное законодательство в целом регулирует оплату труда бюджетников, в том числе и медработников.

В ст. 129 ТК РФ указаны следующие виды начислений:

  • основные, иначе именуемые базовыми;
  • компенсации, зависящие от специфики региона;
  • стимулирующие;
  • социальные.


Первая, основная часть выплачивается обязательно всем без исключения. Вторым пунктом обозначены начисления, зависящие от конкретных условий работы. Они различаются по регионам. Стимулирующие выплаты медикам, интересующие нас, насчитываются исходя из оценки эффективности работы врачей и медсестер.

Базовым нормативно-правовым актом, на который опирается администрация медучреждения, является Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее - Положение).

В этой бумаге сказано, что все части дохода, кроме стимулирующей, тружеников медицины строго регламентируется центральными и региональными законодательными актами. А вот стимулирующие отдаются на откуп медучреждению.

Администрация предприятия обязана издать документ, регламентирующий стимулирующие выплаты труженикам здравоохранения, затем, ознакомить тружеников с его содержанием!

Где разрабатываются критерии поощрения

На основании п. 6 указанного выше постановления Минздравсоцразвития разработаны и направлены во все учреждения рекомендации, обязательные к исполнению при разработке внутренних документов. Руководствуясь этой бумагой, каждая организация утверждает собственное Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам. Кроме того, издаются соответствующие акты и на региональном уровне.

Поинтересуйтесь у администрации медучреждения содержанием вышеуказанного документа, для того чтобы понимать, как именно производятся начисления.

Контроль профсоюза

При разработке и утверждении рекомендаций медучреждениям, Правительство РФ советуется с профсоюзами.

Это формат называется трехсторонней комиссией, в которой еще принимают участие работодатели. Заседает она ежегодно, следовательно, рекомендациями снабжает администрации медучреждений тоже раз в год.

А это означает, что Положение о стимуляции труда деньгами тоже должно утверждаться на местах только на указанный период.

В нем отражаются отражены следующие моменты:

  • источники финансирования, из которых станут выплачивать стимулирующие (создается специальный фонд на предприятии);
  • категории специалистов, подпадающих под действие Положения;
  • конкретная схема начисления с разделением на финансирование из: средство обязательного страхования и денег, полученных от предпринимательской деятельности;
  • критерии эффективности труда медиков.

Нюансы начислений

Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» содержит ряд конкретных факторов, подлежащих поощрению, а именно:

  • продолжительность и непрерывность стажа;
  • итоги работы;
  • достижения, связанные с напряженностью деятельности;
  • качество труда.

Первые два критерия обычно понимаются однозначно, они являются количественными показателями. А вот, чтобы оценить уровень эффективности, качества, напряженности и результативности, пришлось создать специальную методику. Министерство здравоохранения приказом от 28.06.2013 № 421 предложило региональным ведомствам перечень показателей эффективности, которые следует учитывать при решении вопросов стимулирования, описанных в Методических рекомендациях.


Согласно указанному документу, факторами, характеризующими эффективность труда медиков, являются:

  • сколько недугов по своему профилю доктор выявил на ранней и запущенной стадии;
  • как много неправильных диагнозов он допустил;
  • были ли случаи несвоевременности госпитализации;
  • сколько выявлено осложнений после операций (иных манипуляций с телом);
  • жалобы и нарекания клиентов;
  • ошибки и неточности в ведении документов;
  • антисанитария;
  • прочее.

Осуществляет оценку эффективности специально созданная в организации комиссия. Ежемесячно этот орган издает специальный экспертный оценочный Акт, являющийся основанием для приказа о стимулирующих.

Вышеназванные критерии необходимо описать в Положении об оплате труда предприятия. Министерство здравоохранения региона обязано установить своим документом минимальную величину каждого из перечисленных факторов.

Если по окончании года выяснится, что у больницы образовались неиспользованные средства в рамках Программы, их можно выплатить медикам (годовая премия).

Как отражается совмещение и замещение на размере стимулирующих

Медработникам часто приходится трудиться за отсутствующего априори или временно товарища. Это далеко не всегда приводит к повышению зарплаты.

Совместителям стимулирующие начислят только в том случае, если их дополнительные обязанности оформлены должным образом, то есть трудовым договором. Врачам, которые заменяют своих коллег-отпускников, тоже могут доплатить. Но и подобный вид совмещения следует оформлять дополнительным соглашением.

Совмещение должностей в рамках основного договора не подлежит дополнительному стимулированию.

Лишение стимулирующих


Кому платить, а когда отказать, решает руководитель организации. Законом обязательность начисления стимулирующих медикам не закреплена , что предполагает гипотетическую вероятность лишения этой части зарплаты.

Для этого необходимо серьезное основание, например, минусы по всем вышеперечисленным критериям (ничего врач не делал) или грубое нарушение трудовой дисциплины.

Если столкнулись с отказом в начислении какой-либо части заработной платы, требуйте приказ руководства, на основании которого действовал бухгалтер. В этой бумаге ищите основания. Только после их изучения стоит принимать решение о подаче жалобы.

Последние изменения

В связи с работой по исполнению так называемых, Майских указов Президента РФ (от 2012) в 2017 году произошло серьезное перераспределение финансирования частей, из которых состоят зарплаты медиков. Наблюдается снижение стимулирующих медикам по всей России.

Уменьшение размера поощрительных выплат происходит двумя способами.

В первом случае, ссылаясь на необходимость выполнения федерального законодательства, увеличивали базовую часть оклада. При этом некоторые виды стимулирующих урезали или вовсе отменяли.

Во втором случае сокращали выплаты, которые не регулируются государственными нормативными актами. В основном это коснулось поощрений за качество и интенсивность работ.

С конца 2018 г. изменился порядок расчетов и размер страховых взносов на ОМС неработающего населения, в том числе, в части возрастания стоимости медуслуг. Увеличение таких показателей должно повлечь и соответствующее возрастание оплаты труда медработников, рассчитываемой, исходя из числа обслуживаемых граждан с данным видом ОМС. Однако изменится ли реально оплата труда медработников или эта очередная рокировка в рамках бюджета ФФОМС - покажет лишь практика.

В 2020 г. продолжится перераспределение денежных средств с целью выравнивания показателей оплаты труда бюджетников. Оплата труда медработников должна приводиться в соответствии со средней зарплатой в целом по региону.

Запланированное для младшего медперсонала повышение на 4,3% в 2019 г., на 3,8 в 2020-м и на 3,4% в 2021 г. фактически индексирует оплату труда на уровень инфляции.

Трудовая деятельность медицинского персонала специфична — иногда приходится работать круглыми сутками. Однако не все работники сферы здравоохранения трудятся в безопасных условиях (когда воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов). На многих медиков оказывают воздействие вредные и опасные производственные факторы. Трудовым кодексом и иными нормативно-правовыми актами предусмотрен ряд гарантий и льгот для работников, осуществляющих деятельность в таких условиях труда. Об этом вы и узнаете, прочитав статью.

Общие нормы

Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны, а также полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Статья 209 ТК РФ определяет условия труда как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Вредным считается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. А опасным — воздействие которого на работника может привести к его травме. Однако сами по себе условия не становятся вредными или опасными — для выявления таких факторов проводится аттестация рабочих мест по условиям труда.

Примечание. Если по результатам аттестации или на основании заключения государственной экспертизы условия труда на рабочем месте признаны безопасными, то компенсации (включая ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск) работнику не положены (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

Статьей 219 ТК РФ установлено, что каждый работник помимо основных прав, установленных ст. 21 ТК РФ, имеет право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями. Размеры таких компенсаций установлены Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (далее — Постановление N 870).

Повышенные или дополнительные компенсации за труд на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Роструд 13.02.2013 выпустил разъяснение о порядке предоставления гарантий и компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями. В частности, данное ведомство с учетом Решения ВС РФ от 14.01.2013 N АКПИ12-1570 рекомендовало работодателям для установления размера компенсации использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее — Список), и Инструкцию по его применению. Следовательно, во вредных и опасных условиях выполняется, например, работа:

— в инфекционных, грибковых и туберкулезных (противотуберкулезных) ЛПУ;

— в противолепрозных учреждениях и отделениях, кабинетах и пунктах;

— в психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических ЛПУ, отделениях, палатах и кабинетах, а также домах инвалидов (отделениях) для психически больных;

— в физиотерапевтических кабинетах (отделениях);

— в стоматологических поликлиниках, отделениях и кабинетах;

— в патологоанатомических отделениях и лабораториях;

— в специализированных ВТЭК для туберкулезных и психически больных;

— на станциях (отделениях) скорой и неотложной медицинской помощи и отделениях выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц;

— в санитарно-профилактических учреждениях.

Компенсации за вредные и опасные условия труда

Постановлением N 870 предусмотрено, что лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются следующие компенсации:

— сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ;

— ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее семи календарных дней;

— повышение оплаты труда — не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Рассмотрим их подробнее.

Сокращенная продолжительность рабочего времени

Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Однако ст. 350 ТК РФ для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — 39 часов в неделю. Если же медработник трудится еще и во вредных или опасных условиях, продолжительность его работы не должна превышать 36 часов в неделю в силу ст. 92 ТК РФ.

Отметим, что не только Трудовой кодекс регламентирует сокращенную продолжительность рабочего времени медицинских работников: работодателю необходимо учитывать и некоторые федеральные законы и постановления Правительства РФ. Так, медицинским и иным работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени на основании ст. 22 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-Ф3 "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". При этом продолжительность рабочего времени для них определяется в соответствии с приложением 1 к Постановлению N 101 и составляет 36 часов в неделю.

Работать меньше полагается и медицинским работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи (ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"). Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании такой помощи, утвержден Приказом от 30.05.2003 Минздрава РФ N 225, Минобороны РФ N 194, МВД РФ N 363, Минюста РФ N 126, Минобразования N 2330, Минсельхоза РФ N 777, ФПС РФ N 292. Отметим, что в соответствии с приложением 3 к Постановлению N 101 медработникам туберкулезных организаций здравоохранения и их структурных подразделений продолжительность рабочего времени должна быть сокращена до 30 часов в неделю.

Медицинские сотрудники, выполняющие работы в психиатрических (психоневрологических) ЛПУ, учреждениях, отделениях, палатах и кабинетах, учреждениях социального обслуживания населения и их структурных подразделениях, предназначенных для обслуживания граждан, страдающих психическими заболеваниями, на основании ст. 22 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" тоже имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, которая в силу приложения 1 к Постановлению N 101 составляет для них 36 часов в неделю.

Кроме этого, Постановлением N 101 установлена:

— 33-часовая рабочая неделя для медицинских работников ЛПУ (поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов), физиотерапевтических ЛПУ и кабинетов, стоматологических отделений, кабинетов и ЛПУ;

— 24-часовая неделя для медработников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

Обратим внимание, что медикам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

— при 36-часовой рабочей неделе — восемь часов;

— при 30-часовой рабочей неделе и менее — шесть часов.

Для некоторых категорий медработников продолжительность ежедневной работы конкретизирована в рамках Списка. Например, у врачей, среднего и младшего медицинского персонала, а также уборщика производственных помещений паталогоанатомических отделений и лабораторий продолжительность рабочего дня (смены) не может быть более пяти часов.

Коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени и гигиенических нормативов условий труда (ст. 94 ТК РФ).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

На основании ст. 350 ТК РФ отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. При этом минимальная продолжительность отпуска за работу во вредных и опасных условиях труда установлена Постановлением N 870 и составляет семь календарных дней.

Пунктом 2 Постановления N 870 определено, что минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в зависимости от класса условий труда и условия предоставления данной компенсации должны быть установлены Минтрудом. Однако до настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не издан (что не освобождает работодателей от обязанности предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск). До его принятия работодатель должен предоставить отпуск как минимум на семь дней. Конечно, отпуск может быть и больше, но только если это предусмотрено коллективным договором или локальным нормативным актом.

Если профессия или должность работника, которому положена компенсация, включена в Список и указанная в нем продолжительность отпуска больше той, что предусмотрена Постановлением N 870, то при определении размера компенсации следует руководствоваться именно Списком (Решение ВС РФ от 14.01.2013 N АКПИ12-1570).

Обратите внимание! Устанавливая продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска в локальном нормативном акте или коллективном договоре, нужно ориентироваться на Список. Например, медицинский статистик, средние медицинские сотрудники инфекционных и грибковых ЛПУ гардеробщик, занятый в гардеробной для больных, имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней. Врач-руководитель, его заместитель-врач (с ненормированным рабочим днем) детских психиатрических ЛПУ имеют право на 24 рабочих дня отдыха. Врач-психиатр, средние и младшие медицинские сотрудники, занятые оказанием медицинской помощи психически больным, — на 30 рабочих дней, а врачи противочумных учреждений — на 36 рабочих дней.

Отметим, что если по итогам аттестации рабочих мест условия труда медицинского работника будут признаны вредными или опасными, работодателю придется предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск вне зависимости от того, содержится наименование должности, занимаемой медработником, в Списке или нет (Определение КС РФ от 07.02.2013 N 135-О).

Дополнительный оплачиваемый отпуск установлен и Постановлением Минтруда РФ от 08.07.1993 N 133 . В частности, установлен дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда продолжительностью 30 рабочих дней психологам и физиологам непосредственно и полный рабочий день — работающим с психически больными, врачам-руководителям (с ненормированным рабочим днем) психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических учреждений, отделений, палат и кабинетов, домов инвалидов (отделений) для психически больных и их заместителям, а также главным психиатрам органов здравоохранения, непосредственно участвующим в оказании психиатрической помощи.

Может получиться, что работник здравоохранения имеет право на получение дополнительного отпуска за труд во вредных или опасных условиях по нескольким основаниям. В таком случае отпуска не суммируются, а предоставляется лишь один из них — большей продолжительности.

Трудовым законодательством установлено, что дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском. Но здесь может возникнуть вопрос. Как видим, в основном дополнительный отпуск должен предоставляться в рабочих днях. Но ведь согласно ст. 120 ТК РФ продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков исчисляется в календарных днях. Как же пересчитать рабочие дни отпуска в календарные?

Роструд разъяснил в Письме от 01.02.2002 N 625-ВВ: от даты начала отпуска отсчитывается определенное количество дней основного отпуска в календарных днях, а затем — определенное количество дней дополнительного отпуска в рабочих днях в расчете на шестидневную рабочую неделю и выясняется дата последнего дня отпуска. После этого общий период отпуска переводится в календарные дни. Полученное количество календарных дней и будет общей продолжительностью ежегодного оплачиваемого отпуска.

Например, 13.03.2013 работник уходит в ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. За вредные условия труда ему полагается дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней. В таком случае последним днем отпуска будет 23.04.2013. Теперь общий период отпуска с 13.03.2013 по 23.04.2013 переводим в календарные дни, получаем отпуск продолжительностью 42 календарных дня.

Повышенная оплата труда

В соответствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда лиц, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством, — 4% тарифной ставки (оклада).

Как и с дополнительным отпуском, конкретные минимальные размеры таких повышений в зависимости от класса условий труда должны быть установлены Минтрудом, но пока этого не сделано. До принятия соответствующего нормативного правового акта продолжает действовать законодательство бывшего СССР, регламентирующее эти вопросы, — Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78. Согласно названным постановлениям доплаты предусмотрены в следующих размерах:

— на работах с тяжелыми и вредными условиями труда — 4, 8, 12%;

— на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда — 16, 20, 24%.

Конкретный размер повышения платы за работу во вредных и опасных условиях медицинским сотрудникам устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Гарантии за работу во вредных и опасных условиях труда

Помимо компенсаций, установленных Постановлением N 870, медицинские работники за труд во вредных и опасных условиях имеют право на иные компенсации и гарантии. Рассмотрим их.

Медицинские осмотры

Медицинские сотрудники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ст. 213 ТК РФ).

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Отметим, что для некоторых категорий медицинских работников обязательно прохождение психиатрического освидетельствования. Так, Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 установлен перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. В этот перечень вошли следующие опасные и вредные вещества:

— антибиотики (производство и применение в медицинской практике);

— инфицированный материал и материал, зараженный гельминтами (работа в контакте с инфекционным и зараженным гельминтами материалом, с инфекционными больными);

— лазерные излучения (все виды работ с лазерами, работа с ультразвуковой медицинской аппаратурой).

Кроме этого, для медицинских работников хирургических стационаров, родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), отделений патологии новорожденных, недоношенных также установлены психиатрические противопоказания для работы, поэтому данные работники обязаны проходить психиатрическое обследование.

Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также выполняющими свои обязанности в условиях повышенной опасности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695. В соответствии с данными правилами освидетельствование медработника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением не реже одного раза в пять лет.

Средства защиты

На основании ст. 212 ТК РФ медицинским сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями, работодатель обязан выдавать специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства, прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия. Причем обеспечить приобретение и выдачу работодатель должен в соответствии с типовыми нормами. Например, типовые отраслевые нормы выдачи средств индивидуальной защиты работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций и учебных заведений, производств бактерийных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий, по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок утверждены Постановлением Минтруда РФ от 29.12.1997 N 68. В соответствии с данными нормами врачам и среднему медицинскому персоналу операционных, перевязочных и гипсовальных комнат, родовых и послеродовых палат ЛПУ и учреждений судебно-медицинской экспертизы полагается фартук непромокаемый, перчатки резиновые, а при работе в операционных с электроинструментарием дополнительно галоши диэлектрические.

Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н. А вот типовые нормы обеспечения работников службы медицины катастроф специальной одеждой и обувью утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.11.2004 N 201: на них могут рассчитывать медработники полевых госпиталей, мобильных медицинских отрядов, медицинских бригад учреждений здравоохранения и формирований службы медицины катастроф. В соответствии с правилами, утвержденными этим же приказом, выдача специальной одежды и обуви производится работникам службы медицины катастроф, должностные и профессиональные обязанности которых связаны с обеспечением постоянной готовности сил и средств службы медицины катастроф и которые участвуют в выполнении работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

Примечание. Не допускается замена молока сметаной, сливочным маслом, а также выдача молока или других равноценных пищевых продуктов за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены.

Лечебно-профилактическое питание и молоко

На работах с вредными условиями труда выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты (ст. 222 ТК РФ). Нормы и условия бесплатной выдачи молока утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 45н. Так, медицинским работникам, трудящимся во вредных условиях, полагается 0,5 л молока за смену независимо от ее продолжительности. Если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены. Вместо молока медработнику могут выдаваться равноценные пищевые продукты, перечень и нормы выдачи которых приведены в таблице 1 Норм и условий бесплатной выдачи молока. Выдача иных продуктов законодательством РФ не предусмотрена.

Работникам, занятым производством или переработкой антибиотиков, вместо свежего молока выдаются кисломолочные продукты, обогащенные пробиотиками (бифидобактерии, молочнокислые бактерии), или приготовленный на основе цельного молока колибактерин.

Обратим внимание на то, что выдача медработникам по установленным нормам молока или других равноценных продуктов по письменному заявлению работника может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока и других равноценных продуктов, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором (п. 10 Норм и условий бесплатной выдачи молока, ч. 1 ст. 222 ТК РФ).

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно лечебно-профилактическое питание. Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, нормы и правила выдачи питания утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 46н. В соответствии с данным приказом лечебно-профилактическое питание полагается врачам, среднему медицинскому персоналу, руководителям и специалистам, непосредственно работающим в лечебных барокамерах, а также врачам всех категорий и специальностей, выполняющим медико-санитарное сопровождение работ, связанных с уничтожением химического оружия.

Пенсионное обеспечение

По общему правилу право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Однако медработникам, трудящимся во вредных или опасных условиях, пенсия может быть назначена досрочно.

В частности, трудовая пенсия по старости назначается ранее указанного возраста (мужчинам в 50 лет, женщинам в 45), если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. Таким правом, например, могут воспользоваться врачи, средний и младший медицинский персонал, буфетчики и другие работники, занятые санитарным и бытовым обслуживанием подземных частей организации.

Кроме этого, право на досрочную пенсию имеют:

— средний медицинский персонал рентгеновских отделений (кабинетов), а также занятый в рентгенооперационных ангиографических кабинетах;

— медицинские работники, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях;

— средний и младший медицинский персонал в лепрозориях, психиатрических ЛПУ, домах-интернатах для умственно отсталых детей, подземных больницах (в отработанных соляных шахтах);

— врачи, средний и младший медицинский персонал ожоговых и гнойных отделений, отделений и кабинетов химиотерапии онкологических учреждений;

— младшие медицинские сестры (санитарки) патологоанатомических отделений, прозекторских моргов;

— младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях;

— медицинские и фармацевтические работники, заразившиеся при исполнении служебных обязанностей вирусом иммунодефицита человека.

Примечание. Непосредственным обслуживанием больных является работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.

Не так давно федеральная власть ввела стимулирующие выплаты медработникам в 2020 году. Целью такой помощи государства является поощрение сотрудников здравоохранения, чтобы они были заинтересованы в своей работе. Какие условия и порядок получения материальной поддержки?

Нормативные акты, регулирующие предоставление льгот

Регулирование стимулирующих выплат медработникам в 2020 году осуществляется на основании нескольких нормативных актов. Первым из них является , а именно статья 129. В ней указано понятие заработной платы и типы выплат сотрудникам организаций.

Другим регулирующим правовым актом является Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (ред. от 19.01.2019) "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (вместе с "Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений") , которое устанавливает системы оплаты труда людей, работающих в бюджетных, автономных и казенных предприятиях. Также имеется Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007 г. N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях" (с изменениями и дополнениями) , закрепляющий список стимулирующих поощрений, факторы, по которым определяют возможность предоставления добавки к заработной плате.

Перечисляется перечень показателей эффективности, которые необходимы для решения вопроса о стимулировании рабочих.

Локальный документ о выплатах для стимуляции

Каждая больница должна разрабатывать собственный документ, который регулирует выплаты сотрудникам. Называется он «Положение о выплате стимулирующих надбавок медицинским работникам» и считается дополнением к соглашению коллектива, который оформляется на один год.

В данном документе должны содержаться следующие данные:

  • источник, из которого выделяются денежные средства на оплату поощрений медработникам;
  • список сотрудников, имеющих право претендовать на дополнительные выплаты;
  • процедура начисления денег;
  • величина ежемесячной доплаты;
  • перечень критериев, которые применяются для проверки качества работы персонала медицинского учреждения.

Образец Положения о стимулирующих выплатах медицинским работникам в каждой больнице практически одинаковый.

Кто вправе претендовать на материальное поощрение?

Чтобы получать выплаты стимулирующего характера медицинским работникам, специалисту необходимо обязательно иметь сертификацию по специальности. Также сотруднику требуется показать хорошую работу. Ведь при принятии решения о поощрении учитывается производительность каждого работника медицинского учреждения.

Региональная власть сама устанавливает перечень должностей, которые вправе пользоваться денежными пособиями. Не попадают в льготную категорию следующие работники здравоохранения:

  • администрация учреждения. Рассчитывать на материальное поощрение могут заведующие, но только в том случае, если они непосредственно предоставляют медицинские услуги;
  • медработники, которые принимают участие в программе «Здоровье», а именно оказывают помощь в процессе родов, ухода за грудничками, а также другие врачи, работающие вместе с ними;
  • сотрудники медучреждений, осуществляющим помощь по высоким технологиям.

Критерии, по которым оценивается труд медицинского персонала

Стимулирующие выплаты врачам назначаются после оценки качества их работы. В ходе проверки учитываются следующие факторы:

  1. Качество выполненной работы за месяц.
  2. Объем предоставленных мед. услуг.
  3. Длительность работы в учреждении.
  4. Количество непрерывного трудового стажа.
  5. Уровень квалификации.
  6. Работа по совместительству.
  7. Индивидуальный повышающий коэффициент.

В связи с наличием данных факторов становится понятно, что осуществление материального поощрения работникам больниц полностью зависит от того, как будет произведена работа. Это является оптимальной мотивацией для работников здравоохранения.

Процедура начисления

Порядок того, как начисляются стимулирующие выплаты медработникам, регулируется локальным документом, в котором закрепляются правила оплаты труда в больнице. В конце каждого месяца начальник подготавливает приказ, в соответствии с которым медицинским работникам выплачиваются материальные поощрения.

Также руководство должно в конце месяца создать перечень сотрудников с указанием сведений о проделанной ими работе. Если врач не справился со своими должностными обязанностями, то надбавку могут не выдать. Решение о вручении поощрения принимает специальная комиссия, в состав которой входят:

  1. Председатель профсоюза.
  2. Старшая медсестра.
  3. Заведующий отделением.

Медперсонал оповещают о том, какие оценки они получили за работу. Комиссия оценивает деятельность по бальной системе. Для отказа в предоставлении президентских выплат медработникам в 2020 году необходимы серьезные основания. К примеру, доктор не выполнял свои обязанности или грубо нарушил дисциплину труда.

Если в бухгалтерии сотруднику не выдали премию, то нужно потребовать предоставление приказа, на основании которого действует бухгалтер. В нем обязательно указываются причины отрицательного решения. Если работник не согласен с решением руководства, то он вправе его обжаловать.

Кроме стимулирующих выплат, врачам и всем остальным работникам в медицинской сфере положен ряд других государственных преференций. К ним относятся:

  • года и другие ;
  • льготные потребительские .

Примерный расчет размера надбавки

Расчет стимулирующих выплат медработникам производится в зависимости от проделанной работы. К примеру, заработная плата доктора равна 20 тысячам рублей. Повышающий коэффициент после оценки работы по установленным критериям составляет 0, 2. В результате материальное поощрение будет равняться 4 тысячам рублей. Этот пример расчета приблизительный, он зависит от многих факторов.

Получают ли выплаты при совмещении и замещении?

Согласно Положению о стимулирующих выплатах медицинским работникам людям, замещающим других сотрудников, также предоставляют дополнительные денежные компенсации. Но при этом должен быть соблюден документальный порядок оформления совместительства.

То есть с работником заключается трудовой договор о совмещении должностей. Если оно оговорено в пределах основного трудового соглашения, то надбавки не производятся.

Изменений по поводу стимулирующих выплат медработникам в 2020 году пока нет. Эта программа является действительно хорошей мотивацией для врачей. Государство старается сделать все, чтобы заработная плата медицинского персонала стала достойной этой профессии.