Организация социального обеспечения. Формы и виды социального обеспечения Какие органы входят в систему социального обеспечения

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно «Словарю русского языка» СИ. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.

Таким образом, право социального обеспечения - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Другими словами, социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится,

что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального

обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных

актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся, прежде всего, Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, социальное обеспечение - это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

Необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

Осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

Установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;

Закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции: экономическая; компенсационно-распределительная; политическая; социально-реабилитационная; демографическая; защитная. Основными из них

являются экономическая и социально-реабилитационная функции.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными

членами общества.

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права - право социального обеспечения.

В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х - начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь,

санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается

конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.

Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть

государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и

функционирования государства.

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов,

осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Следует различать понятия социального обеспечения и социального страхования.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества»1. Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение.

Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия - экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан)2. Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких, порой мало совместимых критериях, в частности, на экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества

на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России - сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем - наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Наконец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

В первые годы советской власти сформировалась теория так называемых социальных рисков, в соответствии с которой социальное обеспечение - это предоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной.

Представителями этой теории явились В. М. Догадов, Н. А. Вигдорчик, Н. А. Семашко1.

Однако ее сторонники к числу социальных рисков относили и обеспечение из средств общественных организаций, из средств касс (товариществ) взаимопомощи, социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение распространяется, по их мнению, на все население страны, а не только на нетрудоспособных. В. Дурденевский предложил ограничить пределы социального обеспечения строгой целевой направленностью. По его мнению, такой целью должна быть помощь общества в «развитии и охранении человека»2. Введение функционального (целевого) критерия в дополнение к экономическому и субъектному явилось в дальнейшем основополагающим фактором в формировании научной мысли по вопросу о понятии социального обеспечения. Развивая позицию В. Дурденевского, В. С. Андреев указывал, что социальное

обеспечение - это «совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности»3.

Однако позиция В. С. Андреева не была однозначно принята учеными, занимающимися проблемами права социального обеспечения. Их мнения разделились. Появились представители « широкой» и « узкой» сфер социального обеспечения. Более того, между представителями каждой из указанных сфер тоже не было единства. Так, сторонники «широкой» сферы предлагали включить в понятие социального обеспечения отношения по « медицинскому обслуживанию и лечению» (В. С. Андреев), но не включали отношения по санаторно-курортному лечению и обслуживанию. Другие представители « широкой» сферы (К. С. Батыгин4 и др.), напротив, считали, что медицинская помощь не должна включаться в социальное обеспечение, а санаторно-курортное обеспечение может и должно входить в это понятие. Не было единогласия и по поводу бесплатного образования (среднего, среднего специального и высшего). В. С. Андреев5, Р. И. Иванова и В. А. Тарасова6 считали, что оно должно включаться в социальное обеспечение. Т. М. Кузьмина7 относит к социальному обеспечению не собственно предоставление образования, а лишь выплату стипендий в учебных

заведениях.

Представители « узкой» сферы социального обеспечения (в частности, В. Ш. Шайхатдинов)8 предлагают ограничить сферу социального обеспечения только выплатой пенсий, пособий и социальным обслуживанием. В праве социального обеспечения некоторыми учеными под « узкой» сферой социального обеспечения понимается также предоставление обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета1.

Своеобразный подход к данному вопросу предлагает Е. Е. Мачульская. По ее мнению, социальное обеспечение предоставляется только лицам, подвергшимся воздействию социального риска на безвозмездно-неэквивалентных или бесплатных началах. Поэтому санаторно-курортное обслуживание и образование не следует включать, по ее мнению, в понятие социального обеспечения2.

Учитывая имеющиеся точки зрения по вопросу о понятии социального обеспечения, следует вместе с тем выявить основные современные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным. Таковыми, на наш взгляд, являются:

1) источники финансирования.

Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В период существования СССР таковыми являлись общественные фонды потребления (фонды обеспечения для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения; 2) круг лиц, подлежащих обеспечению В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных социальных фондов, средств республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и

вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью « За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;

3) условия предоставления обеспечения Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств,

указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является крайне необходимой;

4) цель предоставления обеспечения

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с

другими членами общества.

При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Так, например, социальная политика СССР 70-80- х годов была направлена на неуклонный рост народонаселения. Поэтому социальное обеспечение в тот период предусматривало выплату пособий многодетным матерям.

Социальная политика современного Российского государства должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. СССР (правопреемником которого является Россия) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.). В соответствии с этими актами каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со

структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного обстоятельства утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Процесс формирования современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета указанных основных положений международных норм. В развитие этого Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В

связи с этой политикой охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления

событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем - по причине отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.

§ 2. Функции социального обеспечения

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная1.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т. д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена профессором Р. И. Ивановой2) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан. Нам представляется, что социальное обеспечение выполняет еще одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.) являются основным назначением социального обеспечения. 1.

  • § 1. Понятие и сущность юридической ответственности по российскому праву. Виды юридической ответственности за нарушение правопорядка
  • Социальное обеспечение: что это?

    Определение 1

    Социальное обеспечение выступает в качестве предусмотренной законодательными органами власти системы, которая необходима для организации материального обеспечения и последующего обслуживания граждан, достигших определенного возраста (старости), а также в случае их болезни, частичной или полной утраты реализовывать трудовую деятельности, в случае потери кормильца. Также в рамки социального обеспечения вписываются семьи, в которых есть дети, но нет возможности обеспечить их полноценное существование (многодетные семьи, дети-сироты).

    Право социального обеспечения – это отдельная отрасль российского права. Она представляет из себя целую совокупность норм, а также правовых статусов и институтов, которые регулируют отношения по материальному обеспечению за счет средств, хранящихся в государственных целевых внебюджетных фондах социального назначения. Иными словами, социальное обеспечение – это одна из распространенных адресных форм распределения материальных благ. Основная цель – удовлетворить наиболее жизненно важные личностные потребности:

    1. Физические – поддержка физического здоровья, помощь в обеспечении услугами здравоохранения;
    2. Социальные – бесплатное образование, услуги в различных бюджетных организациях;
    3. Интеллектуальные – обеспечение доступности образования на каждом этапе развития и обучения человека.

    Данные потребности присущи практически всем – старикам, людям с ограниченными возможностями, детям, иждивенцам и вынужденным переселенцам, безработным. Но стоит отметить, что каждый человек имеет право получить помощь и быть обеспеченным в целях восстановления здоровья и для последующего корректного воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов. Социальное обеспечение является выражением работы в рамках социальной политики государства на данном этапе его развития и деятельности.

    Таким образом, социальное обеспечение – это форма выражения свойств и действий социальной политики государства. Оно направлено на материальное обеспечение конкретных категорий граждан (стариков, инвалидов, сирот, иждивенцев, многодетных семей) из средств государственного бюджета, а также специально отведенных внебюджетных государственных фондов. Происходит это в случае наступления таких событий в жизни человека, которые могут подкосить его социальное положение и нанести вред его жизнедеятельности в целом. Главная характеристика социального обеспечения – это его адресность, поскольку перед тем, как давать согласие по заявлениям, поданным в органы социального обеспечения, необходимо произвести проверки по данному вопросу и выявить действительность положения человека, который обратился за помощью.

    Организация социального обеспечения в современной России

    Социальное обеспечение граждан производится в соответствии с мероприятиями, которые предусматриваются в рамках законодательства, а также в рамках социальной политики нашей страны. Сегодня в России к системе социального обеспечения необходимо отнести все виды пенсионных выплат и льгот, пособий, компенсационных выплат. Сюда же относятся следующие элементы социального обеспечения:

    • Социальное обслуживание граждан, наиболее нуждающихся в этом;
    • Медицинская помощь категориям граждан, финансирование дорогостоящих лекарств или операций из государственного бюджета, или фондов внебюджетных организаций;
    • Санаторно-курортное лечение для граждан, которые в большой степени нуждаются в этом по медицинским показаниям (вялотекущие хронические заболевания, послеоперационная реабилитация);
    • Льготы для отдельных категорий граждан (выплаты субсидий и пособий гражданам, наиболее нуждающимся в этом).

    Социальное обеспечение может различаться по своим формам. При этом под формами в целом подразумеваются организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения в условиях современности. К довольно специфическим признакам форм социального обеспечения следует отнести такие, как система органов, которые осуществляют непосредственное социальное обеспечения; способ аккумуляции денежных средств, которые используются для того, чтобы предоставить социальное обеспечение нуждающимся особым категориям граждан. В-третьих, нельзя не отметить круг субъектов, которые получают помощь и обеспечиваются за счет средств, выделяемых определенным финансовым источником. К тому же, здесь исследователями учитываются виды обеспечения, производящиеся за счет конкретного источника для конкретного круга объектов социального обеспечения.

    Формы постоянно меняются, поскольку изменениям подвергается и система социального обеспечения, и курс политики в этом плане. Поэтому сегодня, когда речь идет о централизованных формах социального обеспечения, то их следует подразделять на такие, как:

    1. Обязательное социальное страхование граждан и особых категорий населения;
    2. Социальное обеспечение за счет бюджетных средств – в данном случае оно предоставляется только особым категориям граждан, которые официально подтверждают свое сложное материальное и социальное положение;
    3. Смешанную форму социального обеспечения, которая принимается для определенных социальных субъектов. Здесь подразумевается финансирование и соответствующих фондов, социальная помощь в организации медицинского обслуживания, помощь в получении дополнительных услуг или финансового обеспечения (льгот, субсидий, пенсионных выплат и доплат к ним).

    В настоящее время в России действует несколько фондов в качестве самостоятельных кредитно-финансовых систем. К ним относится Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также некоторые фонды обязательного медицинского страхования.

    Замечание 1

    В качестве основных поступлений для этих фондов выступают страховые взносы. Человек может обратиться в них и, в соответствии с законодательной системой, получить необходимую помощь, подтвердив перед этим документально свой социальный статус.

    Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся дети и старики.

    По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

    Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось, скорее всего, в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела.

    Феодальный период характеризуются господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по материальному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот период государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела характер награды, а не обеспечения нетрудоспособных.

    Как свидетельствует начальная летопись, с принятием в 988 г. христианства на Руси князь Владимир велел: «Всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны». Он заботился также о создании богаделен, странноприимных домов.

    С этого периода на Руси начали создаваться госпитали, больницы, богадельни, сиротские дома, дома для незаконнорожденных младенцев, аптеки, работные дома, смирительные дома. При Екатерине II в России был учрежден первый дом для инвалидов.

    Российское законодательство в XIX в. делило нищих на четыре категории:

    1. те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;
    2. те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако может работать;
    3. те, которые могут трудится, но нищенствуют по лености и дурному поведению;
    4. те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.

    Очевидно. Такая «классификация» нуждающихся была необходима для определения характера социальной поддержки и применения иных мер для борьбы с нищенством.

    В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принципиально новый этап - социальное обеспечение наемных работником начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его организации вводится государственное социальное страхование наемных работников. Первые законы об обязательном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка. Вслед за Германией такие законы принимаются и в других странах Европы.


    В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важный этап, когда наряду с государственным и производственными социальным страхованием наемных работников в странах с рыночной экономикой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.

    Именно с принятия законов об обязательном социальном страховании трудящихся появляются государственные системы социального обеспечения. Государственный характер этих систем выражается в том, что законодательно организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения, которые в последствии дополняются новыми; но неизменным остается одно: обязательность им придает само государство.

    Государственная система социального обеспечения, как уже говорилось, явление многоаспектное. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих гражданам социальную поддержку, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по видам, регулируемых общественных отношений к различным отраслям права.

    Формирование пенсионной системы. Первый этап осуществления пенсионной реформы в России связан с применением Закона от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В связи с этим законом был создан Пенсионный Фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система. В связи с принятием этого закона были ликвидированы привилегированные и ущербные пенсионные системы. Закон закрепил равную для пенсионного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности и оплаты за нее; закрепил механизм сохранения реальной оценки пенсии путем защиты ее от инфляции предотвращая, таким образом, снижение уровня жизни пенсионеров. В первоначальной редакции закон закреплял принципиальное положение, в силу которого минимальный размер пенсий не может быть ниже прожиточного минимума.

    Единая пенсионная система в России сохранялась недолго. В начале 1993 года начался интенсивный процесс декодификации пенсионного законодательства. Его началом послужило принятие 12 февраля 1993 года еще одного пенсионного закона - Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей». Лицам, предусмотренным в данном законе, было предоставлено право выбора получения пенсии по одному из пенсионных законов. Закон 1993 года закрепил такой уровень пенсионного обеспечения, который гарантирует получение пенсии в размере до 85% сумм денежного довольствия военнослужащего и без ограничения размера пенсий твердым максимальным пределом.

    Формирование систем иных денежных выплат гражданам в порядке их социального обеспечения. В данном случае речь идет о системе пособий и компенсаций. Первоначально пособия по беременности и родам регулировалось Законом от 4 апреля 1992 года «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», нормы которого затем были инкорпорированы в ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в связи с чем закон от 4 апреля 1992 года был признан утратившим силу.

    Впервые в нашей стране устанавливается пособие по безработице. Оно вводится в России одним из первых законов - от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в РСФСР». Законом от 12 марта 1992 года «О ритуальном пособии» впервые в России вводится ритуальное пособие, которое назначается любому лицу, взявшему на себя похороны умершего. В последствии нормы этого закона инкорпорируются в Федеральный Закон от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле», который ввел бесплатные ритуальные услуги всему населению, а если такие услуги не предоставлялись, то лицам, взявшим на себя похороны умершего, выплачивается социальное пособие на погребение. Введен ряд других новых пособий: единовременные пособия предусмотрены для лиц, пострадавших в связи с участием их в борьбе с терроризмом; для медицинских работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией при выполнении своих обязанностей; при возникновении поствакционального осложнения у граждан; для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

    Формирование системы социального обслуживания. Наряду с пенсионной системой пособий, реформированию подвергалась система социальных услуг, как необходимый элемент государственной системы социального обеспечения. В советский период предоставление гражданам социального обеспечения не в денежной форме, а в виде «натурального обеспечения» регулировалось в основном актами министерств и ведомств. Россия законодательно закрепляет эту подсистему. К числу социальных услуг условно можно отнести также медицинскую помощь и лечение.

    В настоящее время предоставление гражданам медицинской помощи и лечение регулируется принятыми 22 июля 1993 года Верховным Советом РФ Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».

    Законодательное закрепление получает и система социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми. Федеральными законами от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов», от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» предусматривается социальное обслуживание на дому пожилых и инвалидов, нуждающихся в постоянной помощи.

    Формируется система социальной поддержки в виде социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми, детям, лишенных родительской опеки и попечительства; детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По защите их прав были приняты законы от 24 июля 1989 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    Общая характеристика современной российской системы социального обеспечения была бы неполной без учета социальных льгот. Основной закон, который регулирует предоставление льгот по системе социального обеспечения, это ФЗ «О ветеранах», принятый в 1994 году и изложенный в новой редакции ФЗ от 2 января 2000 года. Достаточно широким и разнообразным стал перечень льгот. Однако реальное положение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены, таково, что эти права носят зачастую декларированный характер. Многие виды социального обслуживания остаются дефицитными, поскольку не обеспечены соответствующим государственным финансированием.

    На социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как:

    • круг обеспечиваемых;
    • источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;
    • виды обеспечения;
    • условия и размеры обеспечения;
    • органы, предоставляющие обеспечение.

    С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие организационно-правовые формы социального обеспечения :

    1. государственное (обязательное) социальное страхование;
    2. социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;
    3. государственная социальная помощь.

    Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

    Согласно теории вероятности страховой риск - это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, т.е. фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения.

    Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального риска:

    Государственное (обязательное) социальное страхование

    Основной организационно-правовой формой является . В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.

    Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.
    Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.

    Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

    Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.

    Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

    Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

    Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета

    Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета.

    Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.

    Социальная помощь

    Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь . В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ", от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 20.11.99 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по РФ".

    Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.

    Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

    Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.

    В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.

    За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам).

    Видами социальной помощи являются:

    • социальные пенсии;
    • социальные пособия;
    • субсидии;
    • компенсационные выплаты малообеспеченным пенсионерам;
    • компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за престарелыми старше 80 лет, инвалидами I группы, и другие виды компенсационных выплат;
    • единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам;
    • бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви);
    • дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
    • дотации на оплату коммунально-бытовых услуг;
    • помощь престарелым и инвалидам на дому;
    • полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых;
    • содержание детей в детских приютах;
    • оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

    Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов.

    Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве видов социальной помощи .

    В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.

    В чем отличия профессии права и организации социального обеспечения от подобных? Рассмотрим на практических примерах! Если вы учитесь на этой специальности, перебираете варианты или просто интересуетесь предметом, обязательно читайте далее.

    Общая характеристика профессии

    Сразу же стоит выделить основу, на которой построен весь предмет и образовательный процесс. Это, конечно, право: законы, нормативные акты и различные документы, их содержащие. Дальше идет судебный процесс и сопутствующие ему дисциплины.

    Базовые знания в юриспруденции полностью соответствуют остальным правовым дисциплинам. Дано вам в них будет ни больше, ни меньше. Так в чем же разница? И вот тут вторая часть названия специальности дает о себе знать. Организация социального обеспечения — это работа с людьми, столкнувшимися с проблемами в соблюдении гражданских норм.
    Подробности уклона

    По конституции, РФ — государство социальное. Это значит, что социальные программы имеют наибольший приоритет в политике страны, и право должно быть направлено на их улучшение и укрепление. Граждане, как основная ценность такого государства, и являются тем, ради чего оно существует.

    На деле в социальных программах возникает огромное количество дыр, вызванных самыми разными, но несомненно вам знакомыми причинами. И люди, которые в эти дыры попадают, оказываются внезапно словно выдернутыми из системы. Или, еще хуже, поставленных в положение виноватых безо всяких оснований. Если неудобства первых вполне можно решить запросами в необходимые места и переоформлением бумаг, то в случае вторых часто доходит до суда. И это далеко не худшее, что бывает!

    Юрист с этого направления должен обладать качествами философа, психолога, экономиста, политолога и финансиста. И всему этому там стараются научить. По возможности.

    Применение на практике

    Уже видно, насколько широким может быть применение полученных после обучения знаний. Да, они ограничены правовой отраслью, но в правовой отрасли не ограничены практически ничем. Итак, какой выбор предоставляется выпускнику по завершению обучения? Реализовать себя можно в:

    • трудовом праве;
    • гражданском праве;
    • страховом деле;
    • право социального обеспечения.

    Трудовое право

    Как можно охарактеризовать трудовое право? Это возникновение, ведение и прекращение трудовой деятельности. Если говорить более развернуто, то это все, что происходит с того момента, как сотрудник приходит на собеседование, до того, как его увольняют (или он увольняется сам). Что может произойти в этом промежутке? Да что угодно! Трудовое право — довольно популярная отрасль в крупных городах, где люди меняют работы чаще всего, иногда даже по несколько раз в год. Как тут обойтись без инцидентов? И юрист как раз может их решить. За плату.

    Для работы в данной области необходимо будет завершить еще ряд курсов, получить лицензию, но это самая легкая часть. Главное, что у вас будет квалификация юриста по завершении обучения.

    Гражданское право

    Это имущественные и личные неимущественные отношения сторон. Насколько расплывчатая формулировка, настолько и широк спектр деятельности. Если просто, то это любая вещь, чья принадлежность кому-то вызывает вопросы. Лидер на рынке юридических услуг уже несколько лет, но при этом один из самых сложных аспектов права. Вам пригодятся усидчивость, хорошая память и меланхоличный характер. Если это не про вас, то читайте дальше, все впереди!

    Страховое дело

    Тут, пожалуй, и пояснять много не нужно. Страховой бизнес, серьезно развившийся в последние десятилетия, направлен на общество, носит четко социальный характер. Как раз то, что нужно. Причем рады вам будут с обеих сторон: как компании-страховщики, заинтересованные в минимизации выплат, так и люди, заинтересованные в обеспечении обратного.

    Право социального обеспечения, конституционное право

    Эти два предмета преподают отдельно. Но в жизни они представляют собой весьма взаимосвязанные вещи. О них вы будете знать больше всего, ведь они — ваш профиль.
    Работа с людьми и работа с законами. Владение этическими нормами. Способность грамотно анализировать ситуацию и разъяснять ее людям. Умения к разработке и экспертизе правовых актов. Все это — право и организация социального обеспечения.
    Итоги

    Работа в этой специальности требует аналитических способностей, внимательности и хорошей памяти, умения быстро разыскивать необходимую информацию. Ведь, рассматривая каждую конкретную ситуацию, юристу необходимо не просто выразить свое мнение по ее поводу, а дать предельно точное и правильное пояснение со ссылками на все действующие законы и акты, ее касающиеся. Кроме того, желательно наличие коммуникативных способностей и эмоциональной устойчивости.

    Необходимо обладать и развивать в себе такие качества как гуманность и доброжелательность, тактичность, выдержка и самообладание, наблюдательность, инициативность и ответственность, эрудиция. Словом, все, что так ценят люди в других. Именно социальный характер профессии и является в ней ключевым.

    Эта профессия требует от человека довольно многого, поэтому при отсутствии в нем необходимых качеств она может показаться весьма сложной. Но при их наличии она даст возможность развиться сразу в нескольких направлениях. Общение, точные данные и трезвый анализ при правильном сочетании дают очень интересный жизненный стиль.