Правовое регулирование рекламной деятельности в рф. Правовое - регулирование рекламной деятельности в скст

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и виды рекламы. Классификация рекламы по предъявляемым к ней требованиям. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Основные проблемы правового регулирования рекламной деятельности в РФ. Проблемы правового регулирования рекламы в сети Интернет.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2017

    Понятие правового регулирования рекламной деятельности, ее законодательная база, классификация и виды. Задачи Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты. Нормы для рекламы, адресованной детям. Суть ненадлежащей рекламы.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Понятие и сущность рекламы, ее роль в коммерческих товарно-рыночных отношениях. Правовое регулирование рекламной деятельности; общие и специальные требования к рекламе. Ненадлежащая реклама; ответственность рекламодателя за нарушение законодательства.

    контрольная работа , добавлен 24.05.2013

    Гражданско-правовое регулирование в сфере производства и размещения рекламы в средствах массовой информации. Требования к рекламе, способы ее распространения. Государственный контроль в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства России.

    дипломная работа , добавлен 24.02.2012

    Определение рекламы лекарственных средств в российском законодательстве. Специальные ограничения, накладываемые на рекламу лекарственных средств, медицинских изделий. Правовое регулирование рекламы лекарственных препаратов в Интернете на территории РФ.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2016

    Понятие рекламы с точки зрения комплексного правового явления. Виды субъектов рекламных отношений. Специальные нормы, направленные на защиту несовершеннолетних. Сущность недобросовестной рекламы. Государственное регулирование рекламной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2015

    Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие субъектов рекламных отношений. Требования, предъявляемые к рекламе. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Государственное регулирование рекламной деятельности. Ответственность за ненадлежащую рекламу.

    реферат , добавлен 17.01.2008

    Правовая характеристика рекламной деятельности по законодательству Российской Федерации, ее историческое развитие. Правовая природа и виды рекламы. Система источников правового регулирования рекламной деятельности. Договорные отношения в сфере рекламы.

    дипломная работа , добавлен 30.07.2012

В ст. 1 Федерального закона от 13.03.2006 38-ФЗ "О рекламе" в качестве целей провозглашается развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Как известно, это такая реклама, которая способна ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также которая посягает на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Идеальная реклама - это поиск разумного баланса интересов продавца и покупателя. Рекламные коммуникации состоят из трех равнозначных частей: информации о товаре, маркетинга и творческой части, выраженной ярко, самобытно и запоминаемо. В современном мире рекламная деятельность достигла огромных масштабов, на нес тратится в среднем 3-6% от стоимости сбываемых товаров, а по некоторым видам продукции до 20-30%. Российский рекламный рынок входит в десятку крупнейших европейских рынков. Состояние этого рынка является одним из показателей того, что происходит в стране: каковы покупательные способности населения и каков инвестиционный климат.

Каждое коммерческое предприятие, приступая к организации рекламной кампании, определяет конкретные цели. Реклама товара призвана решать задачи стимулирования сбыта товара; ускорения товарооборота; формирования потребности в этом товаре; побуждения к приобретению именно данного товара; помощи потребителю в выборе товаров; стремление сделать определенного потребителя постоянным клиентом.

Закон определил соответствующие требования к рекламе, которые подразделил на: общие и специальные.

  • - реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения;
  • - реклама на территории РФ распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации;
  • - если деятельность рекламодателя подлежит лицензировано, в рекламе должны быть указаны помер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию;
  • - реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации";
  • - использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  • - реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности;
  • - реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство и др.

Специальные требования относятся к рекламе, которая распространяется:

  • - в телепрограммах и телепередачах (ст. 14);
  • - в радиопрограммах и радиопередачах (ст. 15)
  • - в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 40% объема одного номера периодического печатного издания (ст. 16);
  • - в кино- и видеообслуживании (ст. 17);
  • - по сетям электросвязи и на почтовых отправлениях (ст. 18);
  • - в городских, сельских поселениях и на других территориях, т.е. наружная реклама и установка рекламных конструкций. Она не должна иметь сходства с дорожными знаками, ухудшать их видимость, снижать безопасность движения и т.д. (ст. 19 Закона);
  • - на транспортных средствах (ст. 20).

Законом установлены особенности рекламы отдельных видов товаров. Так, реклама алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также табака и табачных изделий и курительных принадлежностей не должны распространяться в детских, образовательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, культурных учреждениях, а также ближе чем 100 м от них; на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. Она не должна создавать впечатление, что употребление алкоголя или курение имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха для улучшения физического или психического состояния (ст. 21-23 Закона);

Специальные требования относятся к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения (ст. 24); рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания (ст. 25); финансовых услуг (ст. 28); ценных бумаг (ст. 29) и др.

Осуществляя рекламную кампанию, торговые предприятия должны определить формы рекламы, т.е. способы и средства ее распространения. Наиболее распространенными на сегодняшний день являются следующие средства и способы распространения рекламы:

  • - печатная реклама - листовки, проспекты, каталоги, буклеты, плакаты, календари, блокноты, папки;
  • - реклама в печатных изданиях - газеты, журналы, книги, телефонные книги, специализированные справочники;
  • - наружная реклама - планшеты и щиты, световые экраны ("бегущая строка", неподвижное изображение, движущееся изображение), вывески. Запрещено размещать рекламу на многоквартирных жилых домах без согласия собственников жилья;
  • - реклама на месте продажи - витрины магазинов с товарами, стеллажами, стойки, упаковка товаров, ярлыки, ценники и т.п.;
  • - сувенирная реклама - блокноты, календари, ежедневники (полиграфического исполнения), канцелярские принадлежности, кофейные кружки, полиэтиленовые пакеты и т.д.;
  • - радио-, телереклама, кино- и видеофильмы (клипы, еноты), радиоклипы, слайд-фильмы;
  • - реклама на транспорте - рисунки и надписи на бортах транспортных средств, реклама с помощью авиационных средств (подъем рекламных материалов в воздух воздушными шарами, дирижаблями, вертолетами). В то же время запрещена звуковая и голосовая реклама в общественном транспорте ВАС РФ. По его решению реклама должна молчать, когда человек едет в автобусе, троллейбусе, трамвае или маршрутке.

В последние годы бурно развивается сегмент Интернет-рекламы. Так, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), если рассматривать российский рынок, то в 2000 г. доля рекламы в печатной прессе была 48%, а Интернет-сегмент отсутствовал как класс. В 2005 г. доля Интернета в рекламе была уже 2%, в 2010 г. - уже 11%. Тогда как доля печатной прессы была 29%, а стала 18%. Подсела наружная реклама с 17 до 13%. Темпы роста объемов виртуальной рекламы в Интернете в разы больше, чем у его ближайших конкурентов.

В Российской Федерации прирост объемов ежегодного рекламного бюджета в Интернете впечатляет - от 50 до 70%. Только с января по март 2011 г. Интернет-компании заработали на рекламе порядка 7 млрд руб. Если такая динамика сохранится в течение 5-7 лет, то структура рекламного рынка изменится в ущерб печатным СМИ и радио. По расчетам аналитиков в глобальном масштабе Интернет опередит прессу по рекламным доходам уже к 2013 г.3 Таковы тенденции развития средств и способов распространения рекламы.

Реклама должна соответствовать общим и специальным требованиям по содержанию и форме, предусмотренными нормативными актами, чтобы быть надлежащей. Реклама, в которой допущены нарушения требований к се содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Федеральном законе "О рекламе" приведено два вида ненадлежащей рекламы:

  • 1) недобросовестная реклама - это реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других лиц; порочит честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, относительно рекламируемого товара; является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством (п. 2 ст. 5 Закона);
  • 2) недостоверная реклама - это реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения: относительно различных характеристик, свойств, качеств и стоимости товара; о наличии его на рынке; об условиях доставки, гарантийных обязательств и т.п. (п. 3 ст. 7 Закона).

В прежнем законодательстве не проводилось четкое разграничение между понятиями наружной рекламы и средства стабильного территориального размещения, на который помещается реклама. На практике это приводило к тому, что органы местного самоуправления при определении порядка выдачи разрешений на размещение наружной рекламы вторгались в сферу регулирования вопросов содержания рекламной информации на средствах наружной рекламы. Это позволяло им при выдаче разрешений на рекламу меть возможность необоснованного отказа в размещении рекламы отдельных товаров и хозяйствующих субъектов.

В ст. 19 Федерального закона "О рекламе" четко прописаны параметры наружной рекламы и установки рекламных конструкций. Согласно п. 15 в размещении рекламных материалов отказывается по следующим основаниям: а) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; б) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану; в) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; г) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа; д) нарушение требований законодательства РФ об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании и др.

Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа сроком на пять лет.

Серьезной проблемой является широкое распространение продажи товаров но образцам (дистанционные продажи), сопровождаемой рекламой ("телемагазины", рассылка рекламных буклетов по почте и т.д.). Реклама позволяет продавцу-рекламодателю в наиболее выгодном свете продемонстрировать с телеэкрана товар, описать его характеристики и способы использования. Однако часто она не содержала информации о том, у кого потребитель приобретает товар, кто является его производителем и т.д. Такая схема продаж позволяла недобросовестному продавцу обманывать потребителя и уходить от ответственности. Согласно ст. 8 Федерального закона "О рекламе" товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны следующие сведения о продавце: наименование, место нахождения и государственный регистрационный помер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, система рекламного законодательства, устанавливающая общие параметры рекламного рынка, выступает базой для формирования правил и стандартов рекламы саморегулируемыми организациями. Вместе с тем нельзя забывать о том, что, устанавливая требования к рекламе (распознаваемость, добросовестность, достоверность, ограничения рекламирования отдельных видов товаров, особенности отдельных способов рекламирования и т.п.), государство обеспечивает их соблюдение посредством возможности государственного принуждения в отношении нарушителей установленных правил.

Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 утвердило Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе1. Дела но фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом ФЛС России по месту нахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства. Дело может быть возбуждено антимонопольным органом также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

Заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства РФ о рекламе. Антимонопольный орган рассматривает заявление, поданное в соответствии с Правилами, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления. В случае недостаточности доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства, антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на месяц, письменно уведомив о таком решении заявителя. По результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела; об отказе в возбуждении дела. В случае отказа в возбуждении дела антимонопольный орган обязан письменно уведомить об этом заявителя в течение пяти дней со дня принятия такого решения.

Общепризнанно, что дети иначе воспринимают рекламу, чем взрослые, в силу особенностей психики своего возраста, отсутствия жизненного опыта и других причин. Поэтому на законодательном уровне поставлена задача защиты несовершеннолетних от отрицательного влияния рекламы. Эта задача решается с помощью установления специальных требований к рекламе в целях защиты несовершеннолетних.

1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками;

5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;

7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Практика деятельности контролирующих органов в сфере рекламы показывает значительное количество нарушений установленных правил.

Другой пример – из практики Высшего арбитражного суда.

Нарушением закона признано также создание рекламных роликов, показывающих несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях: в одном рекламном ролике подросток скатывался с холма внутри автомобильной шины, в другом – катался на роликовых коньках, зацепившихся веревкой за кузов спортивного автомобиля .

Самым распространенным нарушением требований ранее действовавшего Закона «О рекламе» 1995 г. было текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для этой возрастной группы. Воздействие на родителей через использование образов детей в рекламе является известными и эффективным рекламным приемом. Достаточно часто можно увидеть рекламу стиральных порошков, моющих средств, недвижимости и других товаров с использованием образов детей. Применение этой статьи было затруднено в связи с отсутствием нормативно утвержденного перечня товаров для несовершеннолетних, однако антимонопольным органам часто удавалось доказывать свою правоту и привлекать нарушителей к ответственности. В ныне действующем законе запрет на использование образов несовершенолетних в рекламе, не относящейся к товарам непосредственно для несовершеннолетних, отсутствует, за исключением рекламы отдельных, общественно вредных товаров (алкогольной продукции – статья 21, табака – статья 23).

Из книги Правовое регулирование рекламы автора Мамонова Е

Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

Из книги Коммерческое право автора Горбухов В А

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Из книги Правовое регулирование рекламной деятельности автора Богацкая Софья Германовна

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2011 год автора Коллектив авторов

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Современная реклама играет значительную роль в обществе, что обусловливает необходимость выработки этических и правовых норм , регулирующих рекламную деятельность. Ни одна реклама не может продать товар вторично, если в первый раз она обманула ожидания покупателя. Недобросовестная реклама если и может создавать некоторый успех, то он будет лишь кажущимся и временным. Реклама должна быть: добропорядочной, достоверной, пристойной, доброжелательной. В рекламе недопустимы негативные высказывания в адрес предприятий конкурентов и их товаров. Во-первых, это не этично, причем во многих странах эта норма регламентирована законом. Во-вторых , это, как правило, играет в пользу конкурентов, может случиться так, что их товар запомниться лучше, чем собственный. В-третьи, чисто психологически такой метод вызывает сомнения в качестве рекламируемого товара. Рекламе должны быть присущи такие черты добросовестной и достоверной рекламы , как правдивость, конкретность, целенаправленность, гуманность и компетентность.

Правдивость обязывает организатора рекламного мероприятия приводить сведения о товарах, их качестве, достоинствах и преимуществах, соответствующие действительности.

Конкретность выражается в убедительных аргументах и цифровых данных, используемых в тексте рекламного средства; в рекламной графике соблюдение этого принципа исключает неоправданный формализм и непонятные широкому зрителю приемы.

Целенаправленность рекламы означает, что ее отправным пунктом являются рекламируемые товары и рыночная конъюнктура, ее объектом – потребитель. Соблюдение в рекламе принципа целенаправленности предотвращает нерациональное расходование средств, позволяет оценивать эффективность применения того или иного средства рекламы, его влияние на увеличение оборота торгового предприятия, а также эмоциональное и психологическое воздействие.

В регулировании рекламной деятельности принимают участие различные социальные субъекты. Среди основных сил, в наибольшей степени влияющих на рекламную деятельность, необходимо выделить потребителей, общественные организации и государство . Рассмотрим основные особенности участия указанных сил в регулировании рекламной деятельности.

Потребитель – адресат большинства рекламных обращений – играет в последние годы все более заметную роль в этом процессе. К его безусловным традиционным правам относятся: право на безопасность потребления купленного товара; право рассчитывать, что товар будет функционировать в точном соответствии с утверждениями продавца; право на исчерпывающую информацию о товаре; право на защиту от сомнительных товаров и сомнительных маркетинговых приемов. Потребитель, если он стал жертвой недобросовестной рекламы, может отстаивать свои права или индивидуально, или в составе общественной группы (общества) по защите прав потребителей.

В первом случае он может обратиться с письмом к руководству фирмы-рекламодателя, в средство массовой информации, в органы местной власти, подать исковое заявление в суд. Сразу необходимо отметить, что в условиях недостаточно разработанной законодательной базы и соответствующем состоянии дел данный подход вряд ли принесет какой-либо эффект. Так как данная тенденция является универсальной и интернациональной, уже с середины прошлого века потребители объединяли свои усилия для отстаивания своих прав.

Общественные организации создаются не только потребителями, но и самими рекламистами. Их деятельность можно рассматривать как одну из форм общественного саморегулирования. Именно саморегулирование является в настоящее время главным направлением деятельности общественных организаций рекламистов во всем мире. Целью деятельности многочисленных рекламных ассоциаций стала борьба с недобросовестной конкуренцией в сфере рекламного бизнеса, искоренение лживой рекламы, наносящей вред имиджу всех рекламистов. Таким образом, движение предпринимает шаги для смягчения критики широкой общественности и предотвращает эскалацию вмешательства государства в проблемы отрасли. Зачастую общественные организации рекламистов играют роль лобби в связях с органами государственной власти, «проталкивании» нужных всем рекламистам законов, подготовки их проектов.

В 1990-х годах в России были созданы первые общественные организации , объединившие peкламucmoв страны. В числе наиболее авторитетных организаций – Ассоциация коммуникационных агентств России – АКАР (до этого – Российская ассоциация рекламных агентств – РАРА), Ассоциация рекламодателей, Российское отделение Международной рекламной ассоциации (IAA), Фонд поддержки производителей рекламы, Национальная рекламная ассоциация (до1996 года – Ассоциация работников рекламы России), Рекламная федерация регионов (РФР), Московская рекламная гильдия, Лига рекламных агентств (ЛиРА) и др.

В феврале 1995 года был основан Общественный совет по рекламе, который в феврале 2000 года был трансформирован в Рекламный совет России (РСР). В состав правления Совета вошли руководители Торгово-промышленной палаты РФ, Союза журналистов РФ, Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), Ассоциации рекламодателей, АКАР и др. Основными целями деятельности Совета являются: формирование системы саморегулирования рекламного рынка, координация деятельности региональных советов по рекламе и участие в разработке рекламного законодательства.

В рамках обеспечения основ саморегулирования Общественным Советом по рекламе был разработан и предложен к добровольному исполнению российскими участниками рекламного процесса «Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации». В ноябре 2000 года Рекламный совет России обнародовал проект «Российского Рекламного Кодекса», который был принят весной 2001 года. В основу кодекса были положены нормы Международного кодекса рекламной деятельности Международной торговой палаты и уже упомянутого «Свода обычаев и правил». При этом были учтены этические нормы и положения, отражающие особенности рынка рекламы и культурно-исторические традиции России.

Свои общественные организации имеют профессионалы, работающие и в других областях маркетинговых коммуникаций. Так, в 1995 году была создана Российская ассоциация директ-маркетинга (РАДм). После периода относительно низкой активности в 2001 году эта организация была практически воссоздана. Первой российской профессиональной организацией фирм, работающих в паблик рилейшнз, стала ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью (АКОС), созданная в 1999 году. Авторитетной в данной сфере организацией является Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). Одним из направлений ее деятельности стала сертификация участников РR-процесса в России, целью которой является вытеснение с рынка агентств, не обладающих достаточной профессиональной компетентностью.

Саморегулирование участников коммуникационного процесса, формирование цивилизованного рынка ВТL-услуг, кодификация этических стандартов в области стимулирования сбыта являются основными целями деятельности Российской ассоциации стимулирования сбыта (РАСС). Одним из важнейших шагов этой организации стала разработка Российского кодекса практики стимулирования сбыта, соблюдение которого стало обязательным для членов ассоциации. Основные статьи кодекса посвящены защите интересов потребителей, соблюдению законности, защите интересов детской аудитории, формулированию общих условий проведения SР-кампаний.

Большое влияние на координацию совместных усилий, унификацию требований к рекламе играют международные неправительственные организации . Наиболее известными из них являются: Международная торговая палата (МТП), Международный союз ассоциаций рекламодателей, Международная ассоциация паблик рилейшнз, Международный союз ярмарок, Европейская ассоциация предприятий прямой рекламы и др.

Важнейшей составляющей системы внешнего контроля рекламной деятельности является государственное регулирование . Оно осуществляется путем создания широкой законодательной базы и формирование системы исполнительных органов, осуществляющих контроль.

Основными объектами государственного регулирования рекламы являются :

  • рекламная деятельность в целом;
  • реклама товаров, представляющих потенциальную опасность для потребителей;
  • использование необоснованных утверждений;
  • охрана авторских прав на рекламные идеи и решения;
  • правовая защита товарных знаков и других форм интеллектуальной собственности;
  • реклама, вводящая в заблуждение и содержащая «исчезающую приманку»;
  • сравнительная реклама;
  • реклама, направленная на детей, и др.

В Российской Федерации основным законодательным актом прямого действия, который регулирует рекламную деятельность, является закон «О рекламе» принятый 22 февраля 2006 г. В законе дается определение основным понятиям (реклама, объект рекламирования, рекламопроизводитель и т.д.); излагаются общие требования к рекламе и раскрываются понятия «недобросовестной» и «недостоверной рекламы». Федеральный закон «О рекламе» позволяет на современном этапе управлять рынком различных средств рекламы, определяет особенности рекламы отдельных видов товаров и услуг, устанавливает права и ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Кроме того, закон служит исходной нормативной базой для развития законодательства в области рекламы. Основными целями Закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы. Закон предусматривает необходимость функционирования системы контроля и саморегулирирования в области рекламной деятельности, учитывающей интересы всех участников рекламных коммуникаций.

Практическая реализация законодательства по регулированию рекламной деятельности возможна только при условии наличия системы исполнительных органов , непосредственно выполняющих эти функции. В России в соответствии с Законом РФ «О рекламе» 1995 г. государственный контроль над соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе возложен на Федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения. В момент принятия закона им был Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, трансформировавшийся позже в


Министерство антимонопольной политики и поддержки


предпринимательства РФ (МАП РФ), а затем – в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС РФ). Основным документом, на котором основывается регулирующая деятельность этого органа исполнительной власти, является разработанный им же «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе». В соответствии с данным нормативным актом ФАС РФ и его территориальным органам предоставлено право возбуждать дела по фактам нарушения законодательства о рекламе, издавать предписания о прекращении нарушений законодательства, выносить решения об осуществлении контррекламы, налагать штрафы на нарушителей и т. д.

В деле государственного регулирования реклама важную роль играет и судебная ветвь власти . Причем судебная практика в данной сфере достаточно активна. Регулированием споров в сфере рекламы занимались и районные суды, и суды высших инстанций.

Учитывая, что основное предназначение рекламы – экономическое и реклама является одной из сфер бизнеса, очевидно активное участие в регулировании рекламной деятельности арбитражными судами. Причем количество дел, рассмотренных этими судами, была такой большой, что Президиум Высшего арбитражного суда РФ выступил 25 декабря 1998 года с информационным письмом, которое содержало официальный «Обзор практики рассмотрения споров, которые связаны с применением законодательства о рекламе».

Процесс совершенствования системы государственного и общественного регулирования рекламы в России продолжается

Правовое регулирование рекламной деятельности. Правовое регулирование рекламной деятельности, как и любой иной частноправовой деятельности, осуществляется главным образом на двух уровнях: нормативном правовом и договорном. Можно выделить следующие основные особенности современного нормативного правового уровня регламентирования рекламной деятельности.

  • 1. Рассмотренные выше взаимосвязанные правовые режимы рекламной деятельности в их совокупности свидетельствуют о том, что область коммерческой рекламы, как и любая иная предпринимательская сфера, является комплексной, межотраслевой областью правового регулирования х. Соответствующим образом строится и ее правовое регламентирование.
  • 2. Законодательство, регулирующее рекламную деятельность, как и любая область законодательного регулирования, носит системный характер, но имеет специфику строения. Центральным элементом структуры этого законодательства выступают три нормативных акта, содержащих основное количество норм действующего законодательства, посвященных рекламе. Это ГК, КоАП и Закон о рекламе.

правовое положение субъектов этой деятельности, оформляют общий режим ее договорного регулирования, регламентируют иные сопутствующие названной деятельности гражданские отношения. А специальные нормы ГК содержат предписания, напрямую касающиеся рекламы. Кроме определения в части первой ГК обозначенного выше гражданско-правового существа рекламы (ст. 437), нормы о рекламе содержатся в части второй (ст. 494 о публичной оферте товара в розничной купле-продаже), части третьей (ст. 1212 о праве, подлежащем применению к договору с участием потребителя) и в части четвертой этого акта (ст. 1299, 1474, 1484, 1515, 1519, 1539). По смыслу указанных норм части четвертой ГК реклама может быть связана с использованием различных результатов интеллектуальной деятельности. Так, согласно п. 1 ст. 1539 ГК правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение) и, в частности, путем указания коммерческого обозначения в рекламе. Соответственно можно заключить, что отмеченное указание есть одна из форм реализации обозначенного исключительного права. Таким образом, реклама в данном случае - это особая сфера использования результатов интеллектуальной деятельности. В этой области (области рекламы) реализуются соответствующие исключительные права, т.е. это сфера праворе- ализации исключительных прав и других интеллектуальных прав.

В отличие от ГК, КоАП, содержащий правила об административной ответственности за рекламные правонарушения, и Закон

0 рекламе в совокупности устанавливают систему специальных правовых ограничений в области рекламы. Эти два акта указывают на границы дозволенного в рекламной сфере, отграничивая в этой области правомерное поведение от неправомерного.

Наряду с тремя базовыми актами, различные отношения в рамках рекламной деятельности регулируются также и множеством иных, в основном, федеральных актов .

  • 3. Основным, наиболее распространенным приемом нормативного правового регулирования рекламной деятельности выступает установление в законодательстве о рекламе правовых запретов. Смысл такого запретительного регулирования - ограничение свободы усмотрения (правореализационных возможностей) рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей в целях охраны субъективных прав потребителей рекламы и публичных интересов.
  • 4. Анализ текущего состояния нормативного правового регулирования отношений в области рекламы позволяет указать на тенденцию развития законодательства о рекламе и тенденцию повышения роли договорного регулирования.

При этом практика свидетельствует и о том, что в этой области договоры зачастую носят смешанный характер, подчиняясь положениям ст. 421 ГК . В таком случае договор обычно оформляет осуществление всего комплекса рекламных мероприятий либо их существенной части, например это может быть договор на создание и размещение наружной рекламы.

Саморегулирование (гл. 4 Закона о рекламе) предполагает, что профессиональные участники рекламного рынка самостоятельно осуществляют нормирование своей деятельности. Институциональным инструментом такого саморегулирования выступает создание саморегулируемых организаций в сфере рекламы (ст. 31 Закона о рекламе).

Необходимость применения правил технического регулирования при осуществлении рекламной деятельности определена наличием соответствующих документов по техническому регулированию .

Правовые последствия нарушения законодательства о рекламе.

Специфическим нарушением в области рекламной деятельности, за которое предусматриваются специальные правовые последствия, выступает осуществление ненадлежащей рекламы. Согласно Закону о рекламе (ст. 3) ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.

Правовые последствия ненадлежащей рекламы определяются как межотраслевые в гл. 5 Закона о рекламе. Такие правовые последствия следует подразделить на гражданско-правовые и публично-правовые. В ст. 38 Закона о рекламе сформулированы правила о гражданско-правовых последствиях ненадлежащей рекламы. Согласно ч. 1 указанной статьи нарушение физическими или юридическими лицами законодательства о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. В данном случае, как установлено в ч. 2 ст. 38 Закона о рекламе, потерпевшие (это лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы) вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о:

  • 1) возмещении убытков, включая упущенную выгоду (ст. 15 ГК);
  • 2) возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц;
  • 3) компенсации морального вреда (ст. 151 ГК);
  • 4) публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

По существу, в указанной норме законодатель перечислил способы защиты гражданских прав, большинство которых одновременно является и мерами гражданско-правовой ответственности и которые могут быть использованы в рекламной сфере. Возможно не только раздельное, но и совместное применение названных способов защиты, например может быть заявлен иск о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью физических лиц, и о компенсации морального вреда.

Следует заметить, что с иском о контррекламе может обращаться не только потерпевший, но и антимонопольный орган. В соответствии с ч. 3 ст. 38 Закона о рекламе в случае установления названным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания он вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения. Таким образом, данный способ защиты гражданских прав может быть применен и по инициативе уполномоченного органа власти (а не потерпевшего).

Публично-правовые последствия представляют собой административно-правовые и уголовно-правовые последствия ненадлежащей рекламы. Например, административно-правовые последствия в данном случае - это применение ответственности в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Возможна и уголовно-правовая ответственность за правонарушения в сфере рекламы .

Административная ответственность наступает согласно КоАП. В соответствии со ст. 14.3 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа. Дела по ст. 14.3 КоАП рассматриваются федеральным антимонопольным органом, а также его территориальными органами (ч. 1 ст. 23.48 КоАП). Наряду с указанной специальной административной ответственностью в рекламной сфере отмеченные лица согласно КоАП могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.5 за невыполнение в срок законного предписания антимонопольного органа, по ст. 19.8 за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в антимонопольный орган .

Иные правовые последствия ненадлежащей рекламы - это такие последствия, которые по своей правовой природе не являются мерами юридической ответственности. В частности, к таким последствиям нужно отнести выдачу предписаний антимонопольным органом о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе по правилам ст. 36 Закона о рекламе. Такое предписание выдается по результатам рассмотрения антимонопольным органом дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (см.: Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508// СЗ РФ. 2006. № 35. Ст. 3758).

Заметим, что правонарушения в рекламной сфере могут быть допущены не только рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, но и антимонопольным органом. На основании ст. 35, 37 Закона о рекламе возможны и правовые последствия за нарушения со стороны антимонопольного органа (например, возмещение убытков или административная ответственность за разглашение сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну и т.п.).