Что является важнейшей функцией всемирной торговой организации. Всемирная торговая организация (вто). Стимулирование соревновательной составляющей

Всемирная торговая организация (ВТО; англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) - международная организация, созданная 1 января 1995 г. с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

ВТО отвечает за внедрение новых деталей, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986-1994 гг. в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ .

Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 г. стартовал девятый в Дохе, Катар. Организация пытается завершить переговоры по Дохийскому раунду переговоров, который был начат с явным акцентом на удовлетворение потребностей развивающихся стран.

Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 г., заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций.

Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО - основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли.

Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом. Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли.

Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:


Равные права . Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае.

Взаимность . Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника».

Прозрачность . Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

Создание действующих обязательств . Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах.

Защитные клапаны . В некоторых случаях, правительство в состоянии вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

Есть три типа деятельности в этом направлении:

Статьи, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей;

Статьи, направленные на обеспечение «справедливой конкуренции»;. Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики;

Положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам.

Исключения из принципа РНБ также составляют Развивающиеся и Наименее развитые страны, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы.

Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в результате многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда, который завершился в декабре 1993 г.

Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994 г. Соглашением об учреждении ВТО, известным также как Марракешское соглашение.

Помимо основного текста документ содержит 4 приложения:

Приложение 1А :

Многосторонние соглашения по торговле товарами :

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г., которое определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г., которое определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

Соглашение по сельскому хозяйству, которое определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе.

Соглашение по текстилю и одежде, которое определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой.

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм, которое определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля.

Соглашение по техническим барьерам в торговле, которое определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации.

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, которое запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть квалифицированы как противоречащие Ст.III ГАТТ (Национальный режим) и Ст.XI (Запрет количественных ограничений).

Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров), которое определяет правила оценки таможенной стоимости товаров.

Соглашение по предотгрузочной инспекции, которое определяет условия проведения предотгрузочных инспекций.

Соглашение по правилам происхождения, которое определяет, что под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и правил для определения страны происхождения товаров.

Соглашение по процедурам импортного лицензирования, которое устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта.

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, которое определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием.

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг), которое определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу.

Соглашение по защитным мерам, которое определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту.

Приложение 1В:

Генеральное соглашение по торговле услугами, которое определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

Приложение 1С:

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, которое определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности.

Приложение 2:

Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров, которое устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО.

Приложение 3:

Механизм обзоров торговой политики, которое определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО.

Приложение 4:

Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения:

Соглашение по торговле гражданской авиатехникой, которое определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе.

Соглашение по правительственным закупкам, которое устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

Организационная структура ВТО.

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено восемь таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации.

Конференция министров - высший орган ВТО, состоящий из представителей государств-членов. Заседания министерской конференции проводятся в соответствии со статьей 4 «Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации» от 15 апреля 1994 года раз в два года или чаще.

На настоящий момент было проведено 9 конференций:

1. Первая конференция - Сингапур (декабрь 1996 г.). Были созданы 4 рабочие группы - по прозрачности гос. закупок; содействия развитию торговли (таможенные вопросы), торговли и инвестиций; торговли и конкуренции. Эти группы также известны как Singapore issues;

2. Вторая конференция - Женева (май 1998 г.);

3. Третья конференция - Сиэтл (ноябрь 1999 г.). За неделю до начала конференции не было согласия о перечне вопросов, подлежащих обсуждению, а также были очевидны нарастающие разногласия между развитыми и развивающимися странами (с/х). Предполагалось, что конференция станет началом нового раунда переговоров, но планы были сорваны плохой организацией и уличными протестами. Переговоры были сорваны и перенесены в Доху (2001 г.);

4. Четвертая конференция - Доха (ноябрь 2001 г.). Было одобрено вступление КНР в ВТО;

5. Пятая конференция - Канкун (сентябрь 2003 г.). 20 развивающихся стран во главе с КНР, Индией и Бразилией выступили против требования развитых стран принять «Singapore issues» и призвали их отказаться от субсидирования национальных с/х производителей (в первую очередь в ЕС и США). Переговоры к успеху не привели;

6. Шестая конференция - Гонконг (декабрь 2005 г.). Конференция отметилась многочисленными акциями протеста южнокорейских фермеров. На конференции предполагалось завершить Дохийский раунд по субсидированию сельского хозяйства к 2006 г. Повестка конференции: Дальнейшее снижение таможенных пошлин; Требование прекратить прямое субсидирование с/х; Отдельное требование к ЕС относительно ЕСХП; Singapore issues - требование к развитым странам ввести более прозрачное законодательство в сфере инвестиций , конкуренции, гос. закупок и содействия развитию торговли;

7. Седьмая конференция - Женева (ноябрь 2009 г.). На данной конференции министры ретроспективно рассмотрели проделанную ВТО работу. Согласно распорядку, на конференции не проводились переговоры по Дохийскому раунду переговоров;

8. Восьмая конференция - Женева (декабрь 2011 г.). Параллельно пленарной сессии были проведены три рабочих заседания «Важность многосторонней торговой системы и ВТО», «Торговля и развитие» и «Дохинская повестка дня в области развития». Конференция одобрила присоединение России, Самоа и Черногории;

9. Девятая конфрернция - Бали (декабрь 2013 г.). Одобрено присоединение Йемена.

Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений.

Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

В соответствии с принятой «Договорённостью о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», возникающих между государствами-участниками ВТО, урегулированием разногласий занимается Орган по разрешению споров (ОРС). Этот квазисудебный институт призван беспристрастно и эффективно разрешать противоречия между сторонами. Де-факто его функции выполняет Генеральный совет ВТО, который принимает решения на основе докладов третейских групп, занимающихся тем или иным спором. За истекшие после основания ВТО годы ОРС был вынужден много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО. Многие решения ОРС за истекшие годы воспринимаются неоднозначно.

В ВТО входят 159 членов, в том числе: 155 международно признанных государства-члена ООН, 1 частично признанное государство - Китайская Республика (Тайвань), 2 зависимые территории - Гонконг и Макао, а также Европейский Союз (ЕС). Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.

Государства - члены Всемирной торговой организации: Австралия, Австрия, Албания, Ангола, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Бангладеш, Барбадос, Бахрейн, Белиз, Бельгия, Бенин, Болгария, Боливия, Ботсвана, Бразилия, Бруней, Буркина-Фасо, Бурунди, Вануату, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Германия, Гондурас, Гонконг, Гренада, Греция, Грузия, Дания, Джибути, Доминика, Доминиканская Республика, ДРК, Европейское сообщество, Египет, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Канада, Катар, Кения, Кипр, Киргизия, Китай, Колумбия, Конго, Республика Корея, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Лесото, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Макао, Республика Македония, Малави, Малайзия, Мали, Мальдивы, Мальта, Марокко, Мексика, Мозамбик, Молдавия, Монголия, Мьянма, Намибия, Непал, Нигер, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Панама, Папуа — Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Россия, Руанда, Румыния, Сальвадор, Самоа, Саудовская Аравия, Свазиленд, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сингапур, Словакия, Словения, Соломоновы Острова, Суринам, США, Сьерра-Леоне, Таиланд, Тайвань, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Украина, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Чад, Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Эквадор, Эстония, ЮАР, Ямайка, Япония.

Наблюдателями при ВТО являются : Афганистан, Алжир, Андорра, Азербайджан, Багамы, Белоруссия, Бутан, Босния и Герцеговина, Ватикан, Иран, Ирак, Казахстан, Коморы, Ливан, Либерия, Ливия, Сан-Томе и Принсипи, Сербия, Сейшельские Острова, Судан, Сирия, Узбекистан, Экваториальная Гвинея, Эфиопия.

Страны не являющиеся ни членами, ни наблюдателями при ВТО : Абхазия, Ангилья, Аруба, Восточный Тимор, Джерси, Фолклендские острова, Гибралтар, Гернси, Западная Сахара, Каймановы острова, Кирибати, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Косово, Острова Кука, Кюрасао, Монако, Монтсеррат, Науру, Ниуэ, Палау, Сан-Марино, Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, Синт-Мартен, Сомали, Токелау, Тёркс и Кайкос, Тувалу, Туркмения, Федеративные Штаты Микронезии, Эритрея, Южная Осетия, Южный Судан.

Главами ВТО являлись:

Роберту Азеведу, с 2013 г.

Паскаль Лами, 2005-2013 гг.

Супачаи Панитчпакди, 2002-2005 гг.

Майк Мур, 1999-2002 гг.

Ренато Руджеро, 1995-1999 гг.

Питер Сазерленд, 1995 гг.

Главами предшественницы ВТО, ГАТТ, были:

Питер Сазерленд, 1993-1995 гг.

Артур Данкел, 1980-1993 гг.

Оливер Лонг, 1968-1980 гг.

Эрик Уиндхем Уайт, 1948-1968 гг.

Дохийский раунд переговоров, проводившийся в рамках Всемирной торговой организации с 2001 года, в течение многих лет балансировал на грани срыва. Страны с развитой и развивающейся экономикой пытались договориться о либерализации торговых барьеров. Однако сытый голодного не разумеет, равно, как и наоборот, и долгая история споров и рассуждений 29 июля завершилась провалом. Никаких перемен в мировой торговле не произошло.

Эволюция

К своему нынешнему виду Всемирная торговая организация (ВТО) шла сложным путем последовательных эволюционных преобразований, одним из которых мог стать Дохийский раунд переговоров. Первым в 1946 году было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), определяющее таможенные ставки и торговые квоты, которые были призваны наиболее эффективно поддержать послевоенную экономику стран.

С развитием технологий и финансовой системы соглашение ГАТТ потребовало расширения до новых областей, например, интеллектуальной собственности, услуг, капитала и сельского хозяйства. Появилась необходимость создания единой организации, которая стала бы следить за исполнением всеми странами-членами торговых соглашений.

Прежде, чем торговая организация оформилась в конце 20 века, страны-члены ГАТТ провели несколько переговоров, самыми долгими из которых стали раунд Кеннеди, продлившийся с 1962 по 1967 год, и Уругвайский раунд, на который ушло 8 лет. В 1995 году появилась ВТО.

Дохийский раунд должен был отрегулировать торговые взаимоотношения стран-членов ВТО. Как предполагалось, развивающиеся страны должны были снизить таможенные барьеры в сельскохозяйственном секторе экономики. В обмен на это развитые обязались уменьшить объемы субсидирования сельского хозяйства. Все эти условия в совокупности должны были предоставить равные конкурентные возможности для всех стран-членов ВТО.

В мае 2008 года генеральный директор ВТО Паскаль Лами заявил, что Дохийский раунд закончится успешно с вероятностью в 60 процентов. Однако согласие достигнуто не было - ни одна из сторон не захотела идти на уступки, считая именно свою систему субсидирования сельского хозяйства и таможенных пошлин наиболее выгодной для отечественных производителей.

Между Сциллой и Харибдой

Девять дней назад, когда начинались нынешние переговоры в рамках Дохийского раунда, многие из стороны договорились практически по всем пунктам нового соглашения о свободной торговле. Китай, США и Евросоюз согласовали даже компромиссные условия по вопросам снижения импортных тарифов и сокращения субсидий сельскому хозяйству.

Компромиссные условия предусматривали, в частности, что развивающаяся страна может повысить ввозные пошлины на конкретную сельхозпродукцию, если ее импорт увеличится более чем на 40 процентов. Позже некоторые пункты компромиссного соглашения вызвали недовольство сторон. В частности, Индия стала настаивать на том, чтобы этот порог был снижен до 10 процентов.

В ходе переговоров Содиненные Штаты выступали против позиции Индии, Китая и Индонезии, предусматривающей принятие мер по защите отечественных производителей сельскохозяйственной продукции от дешевого импорта. При этом китайская сторона заявила, что Вашингтон старался акцентировать переговоры на тех сферах, в которых у Запада есть преимущество. Речь шла о машино- и автомобилестроении.

Совершенно особую позицию заняла Франция. Представитель французского правительства Люк Шатель (Luc Chatel) заявлял, что Франция не станет подписывать соглашение о либерализации мировой торговли в его нынешнем виде. По его словам, необходимо защищать интересы европейской промышленности. Кроме того, недовольство Франции вызвало отсутствие договоренности указывать географическое происхождение на продовольственных товарах, особенно, вине. Об отказе подписывать итоговое соглашение также заявлял и президент Франции Николя Саркози.

Тем не менее некоторые подвижки в рамках переговоров сделаны все же были. Так, Евросоюз и США предложили сократить собственные сельскохозяйственные субсидии. Соединенные Штаты согласились снизить госинвестиции в сельское хозяйство с 48 миллиардов долларов до 15 миллиардов долларов, а Евросоюз - на 60 процентов.

В любом случае это заявление было воспринято развивающимися странами двояко. Дело в том, что по данным Торгового представительства США, за последний год американское сельское хозяйство получило лишь семь миллиардов долларов, поскольку из-за ипотечного кризиса появилась необходимость уделять большее внимание другим секторам экономики. Примерно такая же ситуация сложилась и в Евросоюзе, который также может позволить себе безболезненно уменьшить объем инвестирования в сельское хозяйство.

Не исключено, что именно поэтому развивающиеся страны отвергли предложение США и ЕС. Ведь, по заявлению бразильской стороны на предыдущих переговорах итак были сделаны значительные уступки. По мнению Китая, он имеет право устанавливать высокие защитные тарифы на сахар, хлопок и рис. Вдобавок, представитель КНР заявил, что в проекте соглашения о либерализации торговли развитые страны получают слишком серьезные экспортные преимущества в области машиностроения, торговли автомобилями и химикатами.

Самые маленькие

За долгие годы обсуждения документ о либерализации торговли претерпел ряд серьезных изменений. Изначально целью Дохийского раунда переговоров, помимо торговли, было усиление глобального экономического роста и оказание помощи миллионам людей, живущих за чертой бедности. Во всяком случае, именно такие цели ставили перед собой около 150 переговорщиков, начинавших Дохийский раунд. Но в скором времени акценты сместились на сельское хозяйство.

Кроме того, за последние пару лет Дохийский раунд превратился в переговоры между крупнейшими игроками на мировом рынке. По заявлению Эдуардо Эрмиты (Eduardo Ermita), управляющего делами президента Филиппин, маленьким странам было трудно добиться того, чтобы их выслушали. "Переговоры превратились в противостояние позиций: того, что хотят США, что хочет Китай, что хотят США от других больших стран", - сказал он.

Похоже, что в будущем мольбы беднейших стран услышаны не будут вовсе. Этому поспособствует и разгорающийся во всем мире продовольственный кризис, и предстоящие политические перемены в США. Не исключено, что после выборов новое правительство Соединенных Штатов сконцентрируется на защите собственной экономики, изрядно потрепанной ипотечным кризисом, а вовсе не на нуждах развивающихся и бедных стран.

Место расположения: Женева, Швейцария
Основана: 1 января 1995 г.
Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)
Членство: 160 стран (по состоянию на 26 июня 2014 г.)
Бюджет: 196 млн.швейцарских франков на 2011 г.
Штат Секретариата: 640 сотрудников
Глава: генеральный директор

Цели и принципы. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшими функциями ВТО являются:

  • контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
  • проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
  • сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

    получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

    устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

    возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС. Тексты многосторонних соглашений Вы можете посмотреть

Приложение 1А:

Многосторонние соглашения по торговле товарами:

Наименование соглашения

Краткое описание

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947.

Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

Соглашение по сельскому хозяйству.

Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе.

Соглашение по текстилю и одежде.

Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм.

Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля

Соглашение по техническим барьерам в торговле.

Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей.

Запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть квалифицированы как противоречащие Ст.III ГАТТ (Национальный режим) и Ст.XI (Запрет количественных ограничений)

Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров).

Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров

Соглашение по предотгрузочной инспекции.

Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций

Соглашение по правилам происхождения.

Определяет, что под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и правил для определения страны происхождения товаров

Соглашение по процедурам импортного лицензирования.

Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам.

Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг).

Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу

Соглашение по защитным мерам.

Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту

Приложение 1В:

Генеральное соглашение по торговле услугами
Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

Приложение 1С:

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности

Приложение 2:

Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров
Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО

Приложение 3:

Механизм обзоров торговой политики
Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО

Приложение 4:

Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения

  • Соглашение по торговле гражданской авиатехникой (определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе)
  • Соглашение по правительственным закупкам (устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд)

Вторая часть пакета документов Уругвайского раунда (помимо Приложений 1-4) состоит из решений и деклараций Министров, принятых по итогам завершившего Уругвайский раунд министерского совещания в Марракеше (Марокко) в 1994г., а также других Договоренностей. В этих документах формулируются дополнительные условия и правила, которые принимают страны-члены ВТО. С учетом перечней национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг полный пакет документов ВТО в настоящее время составляет около 30 тыс. страниц.

Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы (вариант «ноль на ноль», «гармонизация торговли химическими товарами», «текстильная гармонизация»), участники которых берут на добровольный основе обязательства по максимальной либерализации доступа в соответствующие секторы национального рынка. Участниками секторальных инициатив в основном являются развитые государства.

Пакет документов Уругвайского раунда не является догмой, - неизменными остаются базовые принципы ГАТТ/ВТО. В рамках ВТО постоянно идет работа по совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их имплементации и тенденций развития мировой торговли с целью разрешения возникающих проблем. В ходе продолжающихся МТП рассматриваются возможности включения в сферу деятельности ВТО новых актуальных вопросов.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.

Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре, на которой, в частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА).

Вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров.

Третья Министерская конференция состоялась в ноябре-декабре1999г. в Сиэтле (США) и была посвящена анализу выполнения (имплементации) странами-членами соглашений Уругвайского раунда, а также открытию нового раунда МТП. В рамках очередного раунда планировалось начать переговоры прежде всего по тем вопросам, которые не удалось решить в ходе Уругвайского раунда и рассмотрение которых было отложено до следующих этапов МТП (т.н. «встроенная повестка» дня). Речь шла о таких вопросах, как сельское хозяйство, торговля услугами и др., Также в ходе нового раунда предстояло выработать рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих Конференций, в т.ч. возможному включению новых сфер в повестку будущих переговоров.

Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, т.к. не были выработаны конкретная повестка раунда и формат его проведения. Это было обусловлено наличием серьезных противоречий между промышленно развитыми государствами и развивающимися странами как по принципиальным проблемам в целом, так и по новым сферам, в частности. Выявились значительные разногласия и между ведущими игроками ВТО - ЕС, США, Япония, Канада (так называемая группа «квадро»), - стратегические подходы которых к проведению нового раунда оказались различными.

В итоге было принято решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве под эгидой Генерального совета ВТО, который должен был представить свои предложения по проведению нового раунда. В рамках соответствующих Комитетов ВТО весной 2000 г. началось обсуждение некоторых вопросов «встроенной повестки» Уругвайского раунда. В 2000-2001гг. проходило также рассмотрение предложений стран-членов относительно эволюции некоторых Соглашений ВТО, а также о других сферах деятельности организации. С учётом остающихся противоречий между различными группами государств и отдельными странами-членами ВТО, работа строилась на поиске компромиссных решений.

9-13 ноября 2001 г. в г.Доха (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция. В Дохе было принято решение начать новый раунд многосторонних торговых переговоров – первый раунд в рамках ВТО. Он получил название «Раунд развития». В программу переговоров включены вопросы, связанные с развитием, уточнением и дополнением действующих Соглашений ВТО, а также традиционные вопросы снижения торговых барьеров. Кроме того, в программу вошли и вопросы «встроенной повестки». Особое место в программе переговоров заняли вопросы снижения поддержки сельского хозяйства в развитых странах.

Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика). На ней предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Однако из-за наличия глубоких разногласий между различными группами государств, прежде всего по проблемам сельского хозяйства и т.н. “сингапурским вопросам” (правила конкуренции, инвестирование, транспарентность в правительственных закупках, упрощение торговли) конференция закончилась практически безрезультатно. Неудача конференции в Канкуне нарушила первоначально установленные сроки окончания переговоров Доха раунда – 1 января 2005 г. В июле 2004 г. в Женеве между членами ВТО было достигнуто рамочное соглашение о продолжении переговоров Доха раунда, в частности, было зафиксировано общее согласие относительно ликвидации экспортных субсидий в сельском хозяйстве.

Шестая Министерская конференция стран-членов ВТО состоялась 13-18 декабря 2005 г. в Гонконге. Гонконгская конференция сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация закрепляет достигнутый прогресс на переговорах и пределяет ориентиры работы по обеспечению завершения раунда в 2006 г. По итогам конференции были приняты следующие важные решения:

    Экспортные субсидии в сельском хозяйстве подлежат отмене к 2013 г.;

    Хлопковые субсидии подлежат отмене в 2006 г.;

    К 2008 г. развитые страны (ОЭСР) обязаны обеспечить свободный доступ на свои рынки для 97% товаров из 32 наименее развитых стран;

Российская делегация использовала свое участие в конференции в Гонконге для интенсивного продолжения переговоров о присоединении к ВТО.

21-30 июля 2008 г. в Женеве прошла мини-конференция стран-членов ВТО, в которой участвовало около 40 стран. В результате интенсивных переговоров участникам удалось значительно сблизить позиции по наиболее сложным и чувствительным вопросам повестки Дохийского раунда (сельскохозяйственные субсидии и тарифы, промышленные тарифы). Однако общей договоренности о путях завершения раунда достигнуто не было.

Структура и функции. Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет, состоящий из представителей всех участников организации. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики.

Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других органов.

Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора ВТО. С 1 сентября 2005 г. им стал француз Паскаль Лами, бывший торговый комиссар ЕС (до 11. 2004 г.)

Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также ряд других органов. В рамках этих Советов учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы, членство в которых открыто для всех участников ВТО. Также функционируют другие специализированные органы.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО в Женеве (Швейцария), в структурных подразделениях которого занято 500 человек. Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.

Принятие решений. В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, а также освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).

Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны - участники ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда.

В настоящее время (октябрь 2008 г.) полноправными участниками ВТО являются 153 государства, причем только 25 из них стали новыми членами: Эквадор, Болгария (1996г.), Монголия, Панама (1997г.), Киргизия (1998г.), Латвия, Эстония (1999г.), Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 г.), Литва, Молдова (2001г.), Китай (2001г.), Тайвань (2002г.) и Армения (2003 г.), Македония (2003г.), Непал (2004г), Камбоджа (2004г.), Саудовская Аравия (2005г.), Вьетнам, Тонга (2007г.), Украина, Кабо Верде (2008г.)

Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Алжир, Казахстан, остальные государства СНГ находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере мировой торговли.

Процедура присоединения ко Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы (РГ) по присоединению России к ВТО (в РГ по присоединению России на сентябрь 2008 г. значилось 60 стран, при этом ЕС считается как одна страна).

Прежде всего переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

    Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

    Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

    Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

    Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

ВТО - это международный институт, который выступает преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Последнее было подписано еще в 1947 году. Предполагалось, что оно является временным и вскоре будет заменено полноценной организацией. Однако ГАТТ было главным соглашением, регламентирующим внешнюю торговлю на протяжении без малого 50 лет. СССР хотел присоединиться к нему, однако ему этого сделать не дали, поэтому отечественная история взаимодействия с этой структурой начинается только с того момента, когда Россия вступила в ВТО. Данному вопросу и посвящена сегодняшняя статья. Также в ней будут проанализированы последствия того, что Россия вступила в ВТО, плюсы и минусы этого решения. Мы рассмотрим процесс, условия и цели присоединения к Всемирной торговой организации, сложные вопросы для РФ.

Вступила ли Россия в ВТО?

РФ является правопреемницей СССР. Если мы говорим о том, когда Россия вступила в ВТО, то важно понимать, что данный институт начал функционировать только в 1995 году. Новая организация стала контролировать гораздо более широкий круг вопросов. СССР подал официальную заявку на получение статуса наблюдателя в ходе Уругвайского раунда в 1986 году с целью дальнейшего присоединения к Генеральному соглашению по тарифам и торговле. Однако США отклонили ее. Причиной стала СССР, которая не была совместима с понятием свободной торговли. Советский Союз получил статус наблюдателя в 1990 году. После обретения независимости Россия сразу обратилась с заявкой на присоединение к ГАТТ. Вскоре Генеральное соглашение было преобразовано в полноценную организацию. Однако непосредственное вступление РФ в систему ГАТТ/ВТО заняло почти 20 лет. Слишком много вопросов требовало согласования.

Процесс присоединения к ВТО

Россия в качестве независимого государства начала вступление во Всемирную торговую организацию в 1993 году. С этого времени началось сравнение торгово-политического режима страны со стандартами ВТО. Затем стартовали двусторонние переговоры, когда Россия внесла свои первоначальные предложения по уровню поддержки сельского хозяйства и доступа на рынок. Эти два вопроса и составляли основу переговоров вплоть до ратификации соглашений в 2012-м. В 2006 году, в рамках Азиатского-Тихоокеанского форума, Россия и США подписали протокол присоединения РФ к ВТО. Однако начался мировой финансовый кризис, и переговоры о выполнении дальнейших этапов получения членства в организации были отложены. Свою роль сыграл и конфликт с Грузией по поводу Абхазии и Южной Осетии. Договор именно с этой страной стал последним этапом на пути к вступлению РФ в ВТО. Он был подписан в 2011 году в Швейцарии.

Таможенный союз

Рассматривая вопрос, когда Россия вступила в ВТО, важно понимать, что с января 2010 года РФ хотела участвовать в процессе присоединения в составе Таможенного союза. Об этом Владимир Путин сделал заявление на заседании совета ЕврАзЭС в июне 2009-го. Таможенный союз включает, кроме России, Беларусь и Казахстан. Он был образован еще в октябре 2007 года. Членами ВТО могут быть не только страны, но и интеграционные объединения. Однако руководство Всемирной торговой организации стразу предупредило российские власти о том, что такое требование значительно затянет процесс получения членства. Уже в октябре 2009 года Россия высказала заявление о целесообразности возобновления двусторонних переговоров. Казахстан вошел в состав Всемирной торговой организации в 2015-м, а Беларусь по-прежнему не является членом этого международного института.

Когда Россия вступила в ВТО: дата, год

Возобновление двусторонних переговоров значительно упростило процесс присоединения к Всемирной торговой организации для РФ. К декабрю 2010 года все проблемные вопросы были урегулированы. На Брюссельском саммите был подписан соответствующий меморандум. 22 августа 2012 года - это дата, когда Россия вступила в ВТО. Дата ознаменовалась ратификацией Протокола о присоединении РФ, подписанного еще 16 декабря 2011-го, и вступлением в силу соответствующего нормативно-правового акта.

Условия вступления

Процедура присоединения к ВТО является достаточно сложной. Она состоит из нескольких этапов и занимает минимум 5-7 лет. Сначала государство подает заявку на вступление. После этого происходит рассмотрение торгово-политического режима страны на уровне специальных рабочих групп. На втором этапе происходят переговоры и консультации, посвященные условиям членства заявителя в ВТО. К ним может присоединиться любая заинтересованная страна. В первую очередь переговоры касаются доступа на рынки государства и сроков введения изменений. Условия присоединения оформляются следующими документами:

  • Доклад рабочей группы. В нем излагается весь перечень прав и обязательств, которые были приняты на себя страной.
  • Список тарифных уступок в товарной области и разрешенные возможности субсидирования аграрной сферы.
  • Перечень специфических обязательств по сфере услуг.
  • Список изъятий из режима наибольшего благоприятствования.
  • Юридические договоренности на двух- и многостороннем уровне.
  • Протокол о присоединении.

На последнем этапе осуществляется ратификация пакета документов, который был согласован в рамках специальных рабочих групп. После этого он становится частью национального законодательства государства-заявителя, а страна-кандидат превращается в члена Всемирной торговой организации.

Цели и задачи

Когда Россия вступила в ВТО в 2012 году, она делала это в рамках своей стратегии экономического развития. На сегодняшний день государство не может построить эффективное национальное хозяйство, не являясь членом данной организации. Россия преследовала в своем вступлении в ВТО следующие цели:

  • Получение большего доступа на иностранные рынки для отечественной продукции за счет использования который декларируется данной организацией.
  • Создание благоприятного за счет приведения национального законодательства в соответствие с международными стандартами.
  • Повышение конкурентоспособности отечественных товаров.
  • Расширение возможностей для российских предпринимателей и инвесторов за рубежом.
  • Получение возможности влияния на формирование международного законодательства в сфере торговли с учетом собственных национальных интересов.
  • Улучшение имиджа страны в глазах мировой общественности.

Такие длительные переговоры о присоединении - свидетельство желания добиться максимально благоприятных условий членства для России.

Тарифные изменения

Одним из главных препятствий на пути членства России в ВТО было согласование политики доступа на ее рынок иностранных товаров. Средневзвешенный импортный тариф был уменьшен. Напротив, квоту иностранного участия в страховой сфере повысили. После прохождения будут снижены импортные пошлины на бытовую технику, лекарства и медицинское оборудование. В рамках присоединения к ВТО было заключено 57 двусторонних договоров по доступу на отечественный рынок товаров и 30 - по сфере услуг.

Сельскохозяйственная проблематика

Кроме обсуждения тарифных уступок, в рамках переговоров важное место занимала защита аграрного сектора России. РФ стремилась уменьшить количество субсидий, подлежащих сокращению. на сельскохозяйственную продукцию стали 11,275% вместо 15,178%. По отдельным товарным группам произошло резкое снижение на 10-15%. После того как Россия вступила в ВТО в году, когда начал утихать мировой финансовый кризис, отечественный агросектор столкнулся с гораздо большей конкуренцией на внутреннем и внешнем рынках.

Последствия для Российской Федерации

На сегодняшний день существует множество монографий и статей, посвященных оценке вступления РФ во Всемирную торговую организацию. Большинство экспертов отмечают положительное воздействие этого процесса на экономику страны. Так в каком году Россия вступила в ВТО? В 2012-м. Что изменилось? Присоединение заняло 18 лет напряженной работы. Данный процесс потребовал гораздо больше времени, чем предполагалось. Поэтому положительный эффект может проявиться только в отдаленном будущем. Как и прогнозировало большинство экспертов, в краткосрочном периоде гораздо больше потерь в связи с членством в ВТО, чем реальных достижений. Однако стратегические преимущества стоят некоторых тактических поражений. Таким образом, вступление в ВТО - это, безусловно, положительный шаг, без которого дальнейшее развитие страны было бы невозможным.

Преимущества и недостатки членства

После того как Россия вступила в ВТО в 2012 году, ученые-правоведы и экономисты не устают публиковать все новые статьи с анализом перспектив и проблем, связанных с этим событием. Можно условно выделить три мнения:

  1. Нейтральное . Например, профессор Александр Портанский считает, что присоединение к ВТО не приносит ни пользы, ни ущерба.
  2. Критичное . Аналитик отмечает, что вступление в ВТО не дает России никаких очевидных преимуществ в краткосрочном периоде. Однако это событие является выгодным для других членов организации. Перспективы в долгосрочном периоде для России Козлов не рассматривает.
  3. Негативное . Главный экономист российского отделения Deutsche Bank Ярослав Лисовик считает, что вступление в ВТО может отрицательно сказаться на экономике страны, особенно на обрабатывающей промышленности, из-за уменьшения импортных пошлин.

Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что все преимущества для России от членства во Всемирной торговой организации проявятся при условии грамотной внутренней и внешней политики только в долгосрочной перспективе.

Объединение стран-участников, заинтересованных в либерализации международной торговли, устранении рыночных барьеров, создании благоприятного торгового и политического климата.

ВТО образована в 1995 году и является правопреемницей Генерального соглашения по торговле и тарифам, основанного в 1947 году. Всемирная торговая организация преследует цель либерализации мировой торговли, регулирует ее тарифными методами за счет сокращения существующих барьеров, ограничений, пошлин на импорт.

ВТО контролирует выполнение торговых соглашений между участниками организации, обеспечивает ведение переговоров между ними, разрешает возникающие споры, наблюдает за ситуацией на международном рынке. Головной офис ВТО базируется в Женеве, штат сотрудников превышает 630 человек.

Членами ВТО сегодня являются 164 страны, 161 из них — признанные государства. Россия вступила во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012 года, став 156-м членом. Ранее в состав участников были включены и другие страны постсоветского пространства — Киргизия, Латвия, Эстония, Грузия, Литва, Армения, Украина.

Принципы и правила ВТО

Задача создания и функционирования Всемирной торговой организации — свободная торговля на международном уровне. В работе ВТО руководствуется следующими принципами:
  • для всех стран-участников действуют единые права. Преференции, установленные для одного члена ВТО, относятся к другим членам;
  • деятельность участников является прозрачной, страны должны подготавливать и печатать отчетность для ознакомления других членов ВТО с установленными ими правилами;
  • участники должны выполнять обязательства в сфере торговых тарифов, установленные организацией, а не разработанные самостоятельно.
Соглашение ВТО позволяет членам организации предпринимать меры, направленные на сохранение животного и растительного мира, защиту здоровья и окружающей среды. При установлении торговых ограничений ущемленная сторона может настаивать на соразмерной компенсации в другом секторе экономики, например, на специальных послаблениях.

Структура Всемирной торговой организации

ВТО имеет разветвленную структуру, обусловленную целым рядом задач, требующих решения на международном рынке:
  • Министерская Конференция — высший орган объединения, созываемый хотя бы раз в 2 года.
  • Генеральный Совет ВТО — выполняет руководящую роль, контролирует работу других отделов.
  • Совет ГАТТ — определяет взаимоотношения участников в сфере торговли товарами.
  • Совет торговых услуг.
  • Совет юридических вопросов и защиты индивидуальной собственности.
  • Орган по разрешению споров — обеспечивает справедливое и беспристрастное разрешение конфликтов на международном уровне.
В состав ВТО входят представительские органы стран с развивающейся экономикой, комитет по бюджетной политике и информации, которые находятся в подчинении Генерального Совета.

Роль ВТО в глобализации международной торговли является существенной, несмотря на ряд проблем, связанных с интеграцией новых членов и принятием спорных решений. Всемирная торговая организация отвечает за либерализацию торговли, однако не лишает государства суверенитета в принятии экономических решений, она не диктует торговую политику, а лишь способствует диалогу между участниками.