Изменения вносимые в должностной регламент. Обязательства уведомления сотрудника о внесении изменений в должностную инструкцию. Когда это уместно и возможного

О внесении изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности заместителей руководителя в центральном аппарате Федерального агентства железнодорожного транспорта

Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ

О внесении изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности заместителей руководителя в центральном аппарате Федерального агентства железнодорожного транспорта


В соответствии с приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 11 сентября 2009 года N 378 "О распределении обязанностей между руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта и его заместителями"

приказываю:

1. Внести изменения в должностной регламент государственного гражданского служащего, замещающего должность заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 2 по штатному расписанию), утвержденный , изложив пункт 3.2 раздела 3 в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Внести изменения в должностной регламент государственного гражданского служащего, замещающего должность заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 3 по штатному расписанию), утвержденный приказом Росжелдора от 24 апреля 2009 года N 161 , изложив пункт 3.2 раздела 3 в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Внести изменения в должностной регламент государственного гражданского служащего, замещающего должность заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 4 по штатному расписанию), утвержденный приказом Росжелдора от 24 апреля 2009 года N 161 , изложив пункт 3.2 раздела 3 в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

4. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на начальника Административно-кадрового управления A.M.Беспалова.

Руководитель
Г.П.Петраков

Приложение N 1. Изменения, вносимые в регламент заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 2 по штатному расписанию)

Приложение N 1

железнодорожного транспорта
от 6 октября 2009 года N 414

3.2.1. Ведение вопросов деятельности высших и средних специальных учебных заведений, находящихся в ведении Агентства, подготовки специалистов нового уровня, отвечающих требованиям реформ.

3.2.2. Координация вопросов, связанных с реализацией программы структурной реформы железнодорожного транспорта и развитием рынка железнодорожных транспортных услуг.

3.2.3. Координация подготовки и реализации соглашений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии в сфере транспортного обслуживания регионов.

3.2.4. Обеспечение представления и защиты интересов Агентства в органах государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации совместно выработанной стратегии транспортного обслуживания регионов.

3.2.5. Курирование вопросов проведения административной реформы в Агентстве.

3.2.6. Координация мероприятий по противодействию коррупции в Агентстве.

3.2.7. Координация вопросов развития малого и среднего предпринимательства.

3.2.8. Организация освоения средств федерального бюджета в подведомственных государственных образовательных учреждениях.

3.2.9. Организация соблюдения финансовой дисциплины в подведомственных государственных образовательных учреждениях.

3.2.10. Курирование работы по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в координируемом и контролируемом управлении Агентства.

3.2.11. Организация безопасности учебных процессов.

3.2.12. Обеспечение работы в пределах своей компетенции по защите сведений, составляющих государственную тайну.

3.2.13. Осуществление иных полномочий, возложенных на него Регламентом Агентства , утвержденным .

3.2.14. Представление интересов Агентства в Правительственной комиссии по транспорту и связи.

3.2.15. Подписание исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб и заявлений о принесении протеста на решения судебных органов и иных документов по делам, по которым Агентство является истцом, ответчиком или третьим лицом.

3.2.16. Несение персональной ответственности за обеспечение деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в курируемом подразделении центрального аппарата и территориальных органах Агентства, в организациях, подведомственных Агентству:




3.2.17. Осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.2.18. Непосредственная координация и контроль деятельности:

Управления учебных заведений и правового обеспечения;

государственного учреждения культуры "Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации";

государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центральный дом детей железнодорожников";

подведомственных Агентству учреждений высшего и среднего профессионального образования."

Приложение N 2. Изменения, вносимые в регламент заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 3 по штатному расписанию)

Приложение N 2
к приказу Федерального агентства
железнодорожного транспорта
от 6 октября 2009 года N 414

"3.2. Перечень основных должностных обязанностей заместителя руководителя Агентства в соответствии с задачами и функциями, возложенными на Агентство:

3.2.1. Курирование вопросов финансово-экономической деятельности Агентства.

3.2.2. Организация работы по реализации полномочий по осуществлению функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, и выполнение возложенных на Агентство функций.

3.2.3. Координация деятельности структурных подразделений по подготовке предложений по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности подведомственных территориальных органов и других учреждений (распорядителей и получателей бюджетных средств).

3.2.4. Организация деятельности по формированию технико-экономических обоснований проектов федеральных, ведомственных целевых программ (подпрограмм), а также федеральных адресных инвестиционных программ развития железнодорожного комплекса и их финансирование.

3.2.5. Координация деятельности структурных подразделений и организация работы по разработке стратегии социально-экономического развития железнодорожного транспортного комплекса.

3.2.6. Организация работы комиссии по анализу эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий.

3.2.7. Организация работы полномочий собственника в отношении федерального имущества.

3.2.8. Координация работы по размещению заказов и заключению государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Агентства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

3.2.9. Ведение вопросов в области реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства, включая вопросы территориального планирования.

3.2.12. Обеспечение освоения средств федерального бюджета в подведомственных учреждениях и предприятиях.

3.2.13. Обеспечение соблюдения финансовой дисциплины в подведомственных учреждениях и предприятиях.

3.2.14. Курирование работы по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в координируемом и контролируемом управлении Агентства.

3.2.15. Обеспечение работы в пределах своей компетенции по защите сведений, составляющей государственную тайну.

3.2.16. Осуществление иных полномочий, возложенных на него Регламентом Агентства , утвержденным приказом от 5 апреля 2005 года N 11 .

3.2.17. Подписание исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб и заявлений о принесении протеста на решения судебных органов и иных документов по делам, по которым Агентство является истцом, ответчиком или третьим лицом.

3.2.18. Несение персональной ответственности за обеспечение деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в курируемом подразделении центрального аппарата и территориальных органах Агентства, в организациях, подведомственных Агентству:

проведения технической, технологической и экономической политики;

рационального использования средств, направляемых на реализацию поставленных задач и целей и решение социальных вопросов.

3.2.19. Осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.2.20. Непосредственная координация и контроль деятельности:

Управления экономики и финансов;

ФГУП "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта"."

Приложение N 3. Изменения, вносимые в регламент заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 4 по штатному расписанию)

Приложение N 3
к приказу Федерального агентства
железнодорожного транспорта
от 6 октября 2009 года N 414


"3.2. Перечень основных должностных обязанностей заместителя руководителя Агентства в соответствии с задачами и функциями, возложенными на Агентство:

3.2.1. Организация работы и ведение вопросов, связанных с созданием условий для устойчивой работы железнодорожного транспорта.

3.2.2. Ведение вопросов, связанных с определением приоритетных направлений и реализацией государственной научно-технической политики на железнодорожном транспорте, проведением научно-исследовательских, проектных и научно-технических работ по развитию и функционированию железнодорожного транспорта, а также с организацией разработки и реализацией инновационных проектов в области модернизации и развития железнодорожного транспорта.

3.2.3. Осуществление в рамках своей компетенции организации и контроля за выполнением федеральных и ведомственных целевых программ.

3.2.4. Организация работы по формированию планов НИОКР.

3.2.5. Курирование вопросов выполнения Агентством функций компетентного органа Российской Федерации по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.

3.2.6. Организация работы, связанная с установлением сроков ввода в действие графика движения пассажирских поездов на железнодорожном транспорте.

3.2.7. Координация вопросов организации пономерного учета железнодорожного подвижного состава и контейнеров.

3.2.8. Координация работы по составлению перечней железнодорожных станций, открытых для выполнения соответствующих операций, и выполняемых ими операций на основании заявок владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

3.2.9. Координация работы по открытию для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которым принадлежат указанные железнодорожные пути.

3.2.10. Организация работы по рассмотрению обращений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования по вопросам взаимодействия в единых технологических процессах работы железнодорожных путей необщего пользования и железнодорожных станций примыкания и выдаче заключений по ним.

3.2.11. Организация взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок.

3.2.12. Организация работы по открытию железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

3.2.13. Курирование вопросов, связанных с примыканием к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования.

3.2.14. Организация работы по временному прекращению погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, с немедленным извещением об этом в установленном порядке Министерства транспорта Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

3.2.15. Курирование вопросов, связанных с установлением сроков действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и грузобагажа, вызванным обстоятельствами непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными не зависящими от перевозчика и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельствами, препятствующими осуществлению перевозок, и уведомление об этом перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

3.2.16. Координация работы центрального органа Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

3.2.17. Организация и курирование деятельности территориальных органов Агентства в части своей компетенции.

3.2.18. Ведение вопросов, связанных с охраной грузов и объектов на железнодорожном транспорте, и других вопросов, связанных с функционированием ведомственной охраны.

3.2.19. Курирование работы по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в координируемом и контролируемом управлении Агентства.

3.2.20. Обеспечение работы в пределах своей компетенции по защите сведений, составляющих государственную тайну.

3.2.21. Возглавление работы по организации, координации и контролю разработки и выполнения мероприятий по предотвращению противоправных действий в отношении объектов железнодорожного транспорта, взаимодействие по этим вопросам с правоохранительными органами.

3.2.22. Возглавление работы постоянно действующей технической комиссии по защите государственной тайны Агентства.

3.2.23. Осуществление иных полномочий, возложенных на него Регламентом Агентства , утвержденным приказом от 5 апреля 2005 года N 11 .

3.2.24. Несение персональной ответственности за обеспечение деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в курируемом подразделении центрального аппарата и территориальных органах Агентства, в организациях, подведомственных Агентству:

проведения технической, технологической и экономической политики;

рационального использования средств, направляемых на реализацию поставленных задач и целей и решение социальных вопросов.

3.2.25. Осуществление иных полномочий, возложенных на него законодательством Российской Федерации.

3.2.26. Непосредственная координация и контроль деятельности:

Управления инфраструктуры и перевозок;

ГУ "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте";

ФГУП "Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии";

ФГУП "Профилактическая дезинфекция Федерального агентства железнодорожного транспорта".

3.2.27. Подписание исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб и заявлений о принесении протеста на решения судебных органов и иных документов по делам, по которым Агентство является истцом, ответчиком или третьим лицом."



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

О внесении изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности заместителей руководителя в центральном аппарате Федерального агентства железнодорожного транспорта

Название документа:
Номер документа: 414
Вид документа: Приказ Росжелдора
Принявший орган: Росжелдор
Статус: Действующий
Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 06 октября 2009
Дата начала действия: 06 октября 2009

Склярова Марина Евгеньевна , инспектор по кадрам
ГБУК ВО «Воронежский областной центр народного творчества»

Многие вопросы трудовых отношений: дополнительная работа, совмещение, привлечение к дисциплинарной ответственности за неисполнение своих трудовых обязанностей, изменение условий труда - зависят от того, как изначально закреплена трудовая функция работника в его должностной инструкции. Должностная инструкция - это локальный нормативный акт, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника, его ответственность. В общепринятой практике разрабатывается руководителем или его заместителем для своих подчиненных и согласовывается с юристами (юридическим отделом). Должностная инструкция составляется в трех экземпляров для каждого работника: один экземпляр храниться в отделе кадров; второй - у руководителя отдела (подразделения); третий - у работника.

Но в наше динамичное время может возникнуть потребность изменения положений должностной инструкции. Как это сделать правильно, соблюдая нормы законодательства и не нарушая прав работника? И в этом случае практика правоприменения не дает однозначного ответа. Одни работодатели подписывают с работником дополнительное соглашение к трудовому договору, другие сами разрабатывают новую должностную инструкцию и просто знакомят с ней работника. Так кто же прав?

Вопрос непраздный, так как анализируя тематику жалоб работников на сайте Роструда, можно увидеть, что около 10% из них составляют жалобы работников на нарушения их прав при изменении условий труда. Для начала обратимся к комментариям и ответам Роструда на жалобы работников, касающиеся порядка изменения должностных инструкций.

Роструд поясняет, поскольку порядок составления инструкции нормативно-правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает как его оформить и внести изменения. Однако возложение на работника дополнительных обязанностей должно быть согласованно с работником. Так ч. 1 ст. 72 Трудового кодекса РФ говорит, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Работодатель вправе осуществить изменение должностных обязанностей работника, если необходимость данных изменений вызвана причинами, связанными с изменением организационных или технологических условий труда. Но при этом работодатель не может менять трудовую функцию (должность) работника, т.е. изменение может осуществляться в рамках существующих трудовых обязанностей. Действия работодателя правомерны, если для изменения должностной инструкции у него есть вышеуказанные причины. И он уведомил работника о них и об изменении инструкции за два месяца (ч.2 ст. 74 ТК РФ).

Если изменение должностной инструкции повлечет изменение условий трудового договора, то работодатель не вправе в одностороннем порядке изменять трудовую функцию работника. Изменение трудовой функции работника при изменении условий трудового договора допускается только по письменному соглашению сторон трудового договора.

Роструд стоит на позиции, что утверждение должностных инструкций находится в компетенции работодателя. Поступая на работу, работник ознакамливается с должностной инструкцией и либо соглашается, либо не соглашается на соответствующие условия трудового договора. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а так же утверждаться как самостоятельный документ. Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того, как работник согласиться на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию. Если инструкция является приложением к трудовому договору, изменения в и должностную инструкцию вносятся путем подготовки дополнительного соглашения. Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимости изменения обязательных условий трудового договора, утверждается должностная инструкция в новой редакции, работник должен быть ознакомлен с ней письменно.

Позиция Роструда ясна: изменение должностной инструкции в одностороннем порядке работодателем возможно, если это не влечет за собой необходимости изменения обязательных условий трудового договора. А что является обязательными условиями трудового договора, и какие из них могут содержаться в должностной инструкции работника?

Вернемся еще раз к тому, что содержит в себе должностная инструкция. Как правило, должностная инструкция состоит из следующих разделов:

Общие положения;

Функции;

Должностные обязанности;

Права;

Ответственность;

Взаимоотношения (связи по должности);

Режим рабочего времени и времени отдыха;

Сроки подготовки служебных документов и т.д.

Мы можем наблюдать, что разные разделы должностной инструкции имеют разную юридическую природу. Так взаимоотношения (связи по должности) базируются на регламенте работы, принятом у работодателя. Режим рабочего времени и времени отдыха - на правилах внутреннего трудового распорядка. Как правило, данные документы в соответствии с абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель разрабатывает самостоятельно и обязательно знакомит работника с ними под роспись. Хотя в последнее время наблюдается тенденция в практике принимать данные локальные нормативные акты как часть коллективного договора между работодателем и работниками. То есть односторонность имеет тенденцию сменяться взаимным обсуждением и договоренностью.

Вместе с тем должностная инструкция содержит и положения совсем иной юридической природы. Это разделы, посвященные функциям и должностным обязанностям работника. Обратим внимание, что Трудовой кодекс РФ относит к содержанию трудового договора, его обязательным условиям. В трудовом договоре, наряду с другими условиями, указывается трудовая функция работника (ст. 57 ТК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 15 трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором. Принуждать его к другой работе - нарушать один из основополагающих принципов трудового законодательства, установленный ст. 4 ТК РФ.

На наш взгляд, разделы должностной инструкции, посвященные функциям и должностным обязанностям работника, относятся к обязательным условиям соглашения, заключаемого между работником и работодателем. Следовательно, порядок изменения данных положений должен включать согласие работника с этими изменениями. А вот положения должностной инструкции, касающиеся регламента работы, можно изменять в одностороннем порядке, просто ознакомив работника с новой редакцией.

По нашему мнению, необходимо более детально обсуждать вопрос порядка изменения должностной инструкции в научной среде. Несомненно, имеется социальный запрос на упорядочивание практики правоприменения данного вопроса со стороны главного регулятора правоотношений - Верховного суда.

Статья 29 Закона о государственной гражданской службе:

"1. В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

2. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения.

3. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

4. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона".

Служебный контракт является соглашением между представителем нанимателя и гражданином. Цель служебного контракта заключается в обеспечении удовлетворения публичных интересов. Поэтому контракт о прохождении государственной службы призван по большей части не определять индивидуальные условия прохождения государственной службы, а зафиксировать факт добровольного двухстороннего волеизъявления о ее прохождении. Гражданин при заключении контракта не оговаривает с представителем нанимателя условия, а реализует свое волеизъявление путем присоединения к уже существующим условиям.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона о государственной гражданской службе представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы. Вместе с тем, учитывая специфику профессиональной служебной деятельности, по объективным причинам условия такой деятельности могут измениться. Эти изменения, в свою очередь, потребуют изменения условий служебного контракта.

По общему правилу условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ч. 5 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе). Однако положения ст. 29 комментируемого Закона устанавливают уведомительный порядок согласования с гражданским служащим изменения условий служебного контракта.

Изменения существенных условий могут быть оформлены в виде дополнительного соглашения к служебному контракту. Если должностные обязанности включены в текст служебного контракта, они не могут быть изменены посредством дополнительного соглашения. В такой ситуации необходимо заключать новый служебный контракт с гражданским служащим, который содержал бы новый состав должностных обязанностей в качестве существенного условия.

В случае если обязанности гражданского служащего включены в должностной регламент подобной проблемы не возникнет, так как законодательного ограничения должностного регламента не установлено. Хотя спорным представляется сам факт включения должностного регламента в число существенных условий служебного контракта (п. 3 ч. 3 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе).

Гарантией своевременного информирования гражданского служащего об изменении существенных условий контракта является возложенная на представителя нанимателя обязанность уведомить гражданского служащего об изменении существенных условий контракта не менее чем за два месяца до их введения.

Представитель нанимателя наделен правом освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить со службы, если последний не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ч. 3 ст. 29).

Интерес представляет позиция Конституционного Суда РФ относительно допустимости изменения условий служебного контракта в одностороннем порядке. Приказом рязанской таможни от 28.04.2007 N 46-к прекращен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, заключенный с Н.Ю. Бабуриным, в связи с отказом государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта. Оценивая допустимость изменения существенных условий служебного контракта, Конституционный Суд РФ разъяснил, что изменение существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является исключением из общего правила, которое обусловлено объективной невозможностью сохранения ранее определенных условий контракта в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности. При этом федеральный законодатель предусмотрел специальные гарантии государственным гражданским служащим. В частности, государственному гражданскому служащему предоставлено право выразить свое согласие на замещение должности государственной гражданской службы и прохождение государственной гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе (ч. 3 ст. 29 Закона о государственной гражданской службе).

Часть 4 ст. 29 устанавливает последствия письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, путем ссылки на перечень оснований прекращения служебного контракта. Пунктом 7 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта является основанием увольнения с гражданской службы.

В отношении сотрудников таможенных органов Закон о службе в таможенных органах не устанавливает отдельной нормы, регулирующей изменение существенных условий служебного контракта. Напомним, что в комментируемом Федеральном законе отсутствует и перечень существенных условий служебного контракта.

Пунктом 5 ст. 10 комментируемого Закона установлена возможность заключения служебного контракта на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия. Однако учитывая, что в норме сформулирована возможность заключения нового контракта до истечения срока по соглашению сторон, вряд ли в этом случае речь идет об изменении существенных условий контракта.

Отметим также, что в перечень оснований для прекращения службы в таможенных органах изменение существенных условий служебного контракта не включено (ст. 48 Закона о службе в таможенных органах). Полагаем, что законодатель не ставил перед собой такую цель по следующим причинам. Во-первых, служебный контракт с сотрудником таможенного органа всегда заключается на определенный срок. Во-вторых, перечень включает такие основания, как проведение организационно-штатных мероприятий и перевод в другой государственный орган.

5.7. Изменение существенных условий служебного контракта

Трудовой кодекс предусматривает наличие в заключаемом между работодателем и работником условия, касающегося трудовой функции второго. Под этим подразумевают предусмотренную должностью работу согласно штатному расписанию, профессии со специальностью и указанием приобретенной квалификации и конкретного вида работы, которая работнику поручается.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для закрепления всех трудовых обязанностей, определяющих суть трудовой функции, работодателем традиционно используется .

Детали понятия

Трудовой кодекс не содержит прямого упоминания должностной инструкции, однако она относится к категории тех локальных нормативных актов, связанных с осуществляемой работником трудовой деятельностью и регулирующих трудовые отношения, которые должны непременно предоставляться работодателем при приеме на работу.

Понятие должностная инструкция применяется по отношению к внутреннему документу организационно-распорядительного характера, в котором указанны конкретные должностные обязанности сотрудника и соответствующие квалификационные требования.

Благодаря должностным инструкциям производится закрепление кадровой расстановки, распределение трудовых обязанностей между сотрудниками, благодаря чему обеспечивается контроль трудовой дисциплины и предотвращается возникновение претензий относительно различий в зарплате при одинаковых должностях.

Основным предназначением должностной инструкции является определение круга обязанностей, которые работник берет на себя, его прав и ответственности. В случае отсутствия такого документа работодателю становится значительно сложнее заставить сотрудника заниматься выполнением той или иной работы, а в случае необходимости - привлекать его к .

Когда это уместно и возможного

В случае изменения объема и особенностей должностных обязанностей сотрудника, например, вследствие внедрения новых технологий, перехода на новую модель управления и организации трудового процесса, возникает необходимость корректировать и должностную инструкцию.

Законодательством вопрос внесения изменений в должностную инструкцию не регулируется, в связи с чем предприятие само должно учесть все нюансы и закрепить основные моменты в локальном документе.

При этом изменения в данный документ должны вноситься с учетом способа его оформления (в качестве самостоятельного документа либо приложения к трудовому соглашению), а также характера вносимых изменений (касаются они обязательных условий трудового соглашения или нет).

Если должностная инструкция имеет вид приложения к трудовому договору, то изменения вносятся дополнительным соглашением к этому договору. Если она имеет формат отдельного документа, то либо подготавливается специальный документ с перечнем изменений, либо просто издается новая должностная инструкция.

В том случае, если корректировки имеют отношение к обязательным условиям трудового соглашения, законодательство предусматривает уведомление сотрудника о внесении изменений в должностную инструкцию и получение его согласия на то, чтобы трудовые отношения и далее продолжались на новых условиях.

Основные нюансы подготовки

Внесение изменений

Изменение трудовых обязанностей, возложенных на работника, непременно должно сопровождаться внесением изменений в должностную инструкцию. Все сотрудник должны быть в обязательном порядке уведомлены о нововведениях и должны дать на них согласие.

Измененные должностные инструкции распространяются и на только принятых на работу сотрудников, которые должны ознакомиться с ними до подписания трудового договора. Ставя под ним подпись, лица тем самым дают свое согласие на выполнение своих трудовых обязанностей в определенном объеме и конкретном содержании.

Изменение трудовой инструкции работодателем в одностороннем порядке возможно в том случае, если характер вносимых изменений на затрагивает основные условия трудового договора и не касается осуществляемой работником трудовой функции.

Уточнение, корректировка и переименование

Работодатель вправе уточнять и конкретизировать по своему усмотрению трудовые обязанности подчиненных, если при этом не изменяются их трудовые функции. В частности, если первоначально в должностной инструкции было указано, что сотрудник ведет бухучет в компании, а после уточнения было конкретизировано, что он занимается учетом расчетов с дебиторами и кредиторами, то это абсолютно правомерно.

Получается, что трудовая функция осталась прежней, но в то же время у работодателя появилась возможность предъявлять более конкретизированные требования к сотруднику и более четко обозначать круг его обязанностей.

Несколько по-другому рассматривается и воспринимается переименование должности, занимаемой работником. В частности, смена названия должности «бухгалтер-кассир» на «бухгалтер по кассовым операциям» не влечет за собой изменение должностных обязанностей, поэтому используемая ранее должностная инструкция может остаться без изменений.

Если же должность «бухгалтер» была преобразована в «бухгалтер-кассир», то это неизбежно оборачивается изменением трудовой функции сотрудника, поэтому без составления новой должностной инструкции не обойтись.

Если против воли

Сложная ситуация возникает, когда требуется уточнение должностной инструкции, но сотрудники не заинтересованы в том, чтобы их обязанности претерпели изменения. Традиционно считается, что изменение круга обязанностей, составляющих трудовую функцию работника, невозможно без его согласия.

Это полностью справедливо в том случае, когда все обязанности перечислены непосредственно в трудовом договоре. В таком случае корректировка обязанностей влечет за собой изменение трудового договора, на что непременно должен дать согласие работник.

Несколько иначе дело обстоит в ситуации, когда должностная инструкция представлена в виде отдельного локального нормативного акта. С юридической точки зрения изменения в нем не влекут изменения в трудовом договоре, что дает право устанавливать работодателю обязанности по своему усмотрению.

Порядок и случаи использования уведомления сотрудника о внесении изменений в должностную инструкцию

Необходимость во внесении изменений в должностную инструкцию может возникнуть:

  • когда претерпевают изменения должностные обязанности и правомочия;
  • когда сотрудник переводится на другую работу/должность без смены работодателя;
  • когда на работника, кроме его основных должностных обязанностей, возлагается еще и дополнительная работа по аналогичной или иной должности/профессии;
  • когда юридическое лицо претерпевает реорганизацию;
  • когда штатное расписание изменяется, сокращается штат либо вводится новая штатная единица;
  • когда вносятся определенные изменения в учредительные документы компании или ее департамента;
  • когда у сотрудника меняется фамилия (имя/отчество), если должностная инструкция является персональной и составлена под конкретного сотрудника.

Отечественное трудовое законодательство не указывает четко, каков должен быть порядок внесения в должностную инструкцию изменений. В связи с этим предприятия имеют право данный порядок определять самостоятельно, закрепив его соответствующим локальным документом.

При этом важно учитывать то, каким способом оформлен данный документ, в который планируется внесение изменений. Иными словами, принимается во внимание то, оформлена должностная инструкция в виде отдельного правового акта или же является просто приложением к трудовому договору.

Еще один значимый момент касается характера тех изменений, которые вносятся в инструкцию, то есть, будут ли они затрагивать обязательных условий трудового соглашения.

Когда должностная инструкция представлена в качестве приложения к трудовому договору, то есть является одной из его неотъемлемых составляющих, то все производимые изменения непременно будут оборачиваться прохождением процедуры модификации условий трудового соглашения. При этом характер осуществляемых изменений значения не имеет, и внесение их возможно исключительно с согласия самого работника.


Когда должностная инструкция - это обособленный документ, то все вносимые правки прямого отношения к условиям, прописанным в трудовом договоре, прямого отношения иметь не будут. Соответственно, трудовая функция не претерпевает изменений, и учет мнения сотрудника становится не обязательным условием.

Порядок действий предусматривается следующий:

  • подготовка новой редакции должностной инструкции;
  • утверждение ее посредством приказа руководства;
  • ознакомление сотрудника с новым документом и получение его подписи.

Например, если работнику поручается выполнение неких обязанностей, которые отвечают характеристикам его должности и не требуют наличия иной квалификации или специальности, то трудовая функция сотрудника будет оставаться неизменной, и работодатель не обязан заручаться его согласием.

Если должностная инструкция представлена обособленным документом, но при этом вносимые правки затрагивают обязательных условий трудового соглашения, то следует действовать таким образом:

  • получить у работника согласие на то, чтобы трудовые отношения продолжались на новых условиях;
  • произвести подготовку допсоглашения к трудовому договору;
  • издать приказ об утверждении новой редакции должностной инструкции;
  • предоставить работнику новый документ для ознакомления и подписи.

Таким образом, более целесообразным будет оформление должностных инструкций в виде обособленных документов. Так или иначе, рекомендуется все равно перед принятием решения ознакомлять сотрудников с вносимыми изменениями и уточнениями.

Подробный алгоритм

Любое изменение заранее согласованных в трудовом договоре условий работы, в том числе и об изменении должности, оформляется в таком же порядке, в котором заключался трудовой договор: в письменном виде с заверением подписями работника и работодателя. Название документа, фиксирующего изменение условий, законодательно не регламентировано: как правило, подписывается либо изменение к трудовому договору, либо дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении должности, образец которого будет представлен в приложении к настоящему материалу.

Что такое изменение должности

Изменением должности является перевод на другую должность, что влечет за собой постоянное или временное изменение трудовой функции сотрудника и (или) структурного подразделения, в котором работает сотрудник, при этом компания, в которой работает сотрудник, не изменяется (ст. 72.1 Трудового кодекса РФ).

Существует три вида переводов:

  • постоянное или временное изменение функционала сотрудника (работа по должности, профессии или специальности либо конкретная поручаемая работа);
  • изменение структурного подразделения (если оно было указано в трудовом договоре сотрудника, например, перевод в филиал или другой отдел);
  • перевод вместе с компанией на работу в другую местность (в другой населенный пункт).

Как оформить допсоглашение к трудовому договору

С инициативой внесения изменений в трудовой договор в части изменения должности может выступить как компания, так и сам сотрудник - в устном или письменном виде. В письменном виде, как правило, пишутся заявления - с указанием вносимого изменения, причин (обоснования), характера изменения и предполагаемых сроков. Так, например, сотрудник может заявить о необходимости перевести его на вышестоящую должность или должность с другим функционалом. В случае подачи заявления целесообразно его зарегистрировать, присвоить номер входящего документа.

После проведения переговоров и согласования вносимого условия готовится дополнительное соглашение к трудовому договору. Если работодатель не согласовал условие, а работник подавал письменное заявление, рекомендуется зафиксировать ответ также в письменном виде. Это может быть резолюция на заявлении либо отдельное письмо-ответ.
Период внесения изменений в договор не ограничен - это возможно в течение всего срока действия трудового договора.

Когда заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, оно становится неотъемлемой частью трудового договора, который оно изменило. Изменение условий этого документа будет возможно в том же порядке - путем подписания нового допсоглашения.

Какие документы необходимо оформить помимо допсоглашения об изменении должности

Факт изменения должности сотрудника фиксируется соответствующим приказом о переводе. Можно воспользоваться унифицированной формой № Т-5 (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004) или разработать свою форму, которая будет действовать в пределах организации.

Кроме того, также потребуется внести необходимые изменения в трудовую книжку сотрудника (на основании изданного приказа) и его личную карточку. С записью о переводе необходимо обязательно ознакомить и самого сотрудника под роспись в его личной карточке.

Образец дополнительного соглашения к трудовому договору об изменении должности