Программа практикума по проектной деятельности в библиотеке. Лучшие библиотечные проекты, или Во что играют библиотекари…. Примеры проектной деятельности библиотек

Технология создания библиотечного проекта

Проектное развитие культуры - базисный инструмент инновационной деятельности , позволяющей генерировать и претворять в жизнь свежие созидательные идеи, обеспечивающий реорганизацию и модернизацию учреждений культуры на реформаторской волне.

В современной трактовке проект – это поэтапная эффективная реализация задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.

Библиотечные проекты представляют собой социальные некоммерческие проекты в области обеспечения более полного и качественного доступа населения к информации. Библиотеки ведут проектную деятельность , как за счет собственных средств, так и путем привлечения дополнительного финансирования, источниками которого чаще всего являются органы местного самоуправления , грантовые организации и фонды.

Существуют различные классификации проектов , например:

- по масштабам :

Монопроекты (для одной библиотеки);

Мультипроекты (для нескольких библиотек или учреждений культуры);

Мегапроекты (для учреждений культуры какого-либо региона);

- по содержанию:

Научные;

Производственные;

Технологические;

Организационные;

Управленческие;

Творческие и др.

- по срокам решения проблемы и достижения желаемой цели :

Краткосрочные (проекты продолжительностью до 1 года)

Среднесрочные (программа от 1 года до 5 лет);

Долгосрочные (концепции от 5 до 10 лет и более).

Проектная работа традиционно состоит из четырех последовательных этапов :

1. Подготовка к проектированию

2. Разработка проекта

3. Реализация проекта

4. Завершение проекта

1. Подготовка к проектированию

Проектная работа начинается с рождения интересной идеи в процессе изучения региональной социально-культурной ситуации и творческого мышления работников библиотек. Идея должна быть реальной и конкретной, четкой и логичной, представлять интерес для населения , подкрепляться нормативно-правовой базой и соотноситься с миссией библиотеки. Больше шансов на реализацию имеют те идеи, в основу которых заложены инновации.

Проектная деятельность всегда направлена на разрешение какой-либо проблемной ситуации, поэтому следующим шагом является проведение предпроектного исследования , которое может быть осуществлено посредством наблюдения, эксперимента, опроса, анкетирования и т. п. Прогноз, полученный в ходе комплексного анализа, станет базой для разработки проекта, обоснования его целей и задач.

2. Разработка проекта

Данный этап включает планирование проекта и оформление проектной документации в виде заявки, состоящей из трех частей: титульного листа, содержание проекта и приложения.

На титульном листе необходимо представить всю основную информацию о проекте: название, авторов, адрес организации заявителя и срок исполнения и т. п.

В содержании проекта могут входить следующие разделы:

Краткое описание проекта – суть заявки, изложенной в сжатой форме (не более 5 предложений).

Введение – своего рода презентация проекта: история, миссия, достижения организации - соискателя, отличительные особенности, которые делают ее уникальной в областях деятельности, непосредственно связанных с проектом.

Постановка проблемы – описание проблемы, для решения которой создан проект, четкое и убедительное изложение доказательств по поводу необходимости осуществления проекта с указанием обстоятельств, побудивших авторов написать его, т. е. обоснование актуальности.

Цель результат решения проблемы. Раздел, в котором указывается цель, подразумевает описание работ, направленных на развитие, изменение, улучшение ситуации, помощь, поддержку чего-либо.

На основе поставленной цели следует определить задачи проекта , т. е. конкретные частные результаты, которые будут достигнуты в ходе его реализации. В проектах часто подлежат решению несколько групп задач. Обычно приоритетной задачей является создание новых продуктов и услуг, а дополнительной – их продвижение потребителям. При формулировании задач уместны глагольные формы: «создать», «объединить», «изменить», «улучшить» и т. п.

Методы – мероприятия, которые представляются необходимыми для решения поставленных задач. Для удобства восприятия сведения этого раздела желательно представить в виде плана-графика или таблицы с обязательным указанием дат проведения мероприятия и лиц, которые несут за них ответственность.

Уникальность – инновационный характер проекта. Соответственно этот раздел имеет место лишь при наличии такового.

Сведения о квалификации участников проекта . В списке исполнителей проекта необходимо указать следующие сведения о них:

Базовое образование;

Информацию об учебе на курсах повышения квалификации, тренингах, семинарах и т. п.;

Занимаемую должность и опыт работы;

Личностные качества.

Социальное партнерство . Одним из условий эффективности проектов принято считать стремление учреждений культуры к взаимодействию с другими подобными организациями, местной властью, некоммерческими организациями , СМИ. В этом разделе перечисляются реальные и потенциальные партнеры, а также условия взаимодействия с ними.

Бюджет проекта (смета расходов ) – здесь нужно учесть все статьи расходов и основные факторы, влияющие на их величину.

Бюджет состоит из трех частей: прямые расходы, непрямые расходы, оплата труда .

Прямые расходы включают аренду помещения, аренду и покупку оборудования; командировочные и транспортные расходы; прочие расходы (оплату семинаров, размножение печатного материала и т. д.).

Непрямые расходы – это расходы, не связанные с проектной деятельностью, но необходимые для полноценного функционирования организации и успешного выполнения ею задач: стоимость износа основных фондов, амортизация капитального оборудования, оплата труда административных работников и т. п.

Оплата труда – это раздел, где указывается сумма, минимальная по отношению к общему финансированию, и перечисляются все занятые в проекте работники. Обычно подобные сведения оформляются в виде таблицы, отображающей следующие позиции: количество персонала; месячный оклад; требуемая сумма; дотированная сумма. При этом нужно, чтобы размер оклада был сравним с окладами, применяемыми на практике; бюджет проекта соответствовал его описательной части; бюджетные статьи расходов были обоснованными, соответствовали реальным ценам и расценкам, учитывали уровень инфляции.

Нельзя упускать из виду, что каждый проект подразумевает собственный вклад организации – разработчика: труд добровольцев, оцененный в денежном эквиваленте; использование имеющиеся в наличии оргтехники (в данном случае собственным вкладом будут считаться расходы по ее амортизации; расходы на покупку программного обеспечения , которое уже установлено; расходы на аренду помещения коммунальные платежи и связь.

Ожидаемые результаты . В этом разделе нужно доказать, что работа по реализации проекта будет выполнена рационально и в срок; определить и перечислить ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в рамках реализации проекта.

На рис. 1. Показана структура основных разделов проектной заявки и даны вопросы, на которые необходимо ответить в каждом разделе

Рис. 1. Структура основных разделов проектной заявки

Приложения необходимы для иллюстрации материала.

ПРИМЕРЫ библиотечных проектов см. на сайте Библиотекарь Onlaine -http://new. *****/bgunb/biblonline/prof_pro. html

1. Аксенова «Медиа – people »: развитие социально активной личности, владеющей основами информационной культуры / // Справочник руководителя учреждения культуры.- 2012.-№2.- С.56-67.

2. Певец деревенского лада: [О проектах, связанных с писателей Нижегородской области , чьи имена носят библиотеки края]/ М. Болотова// Библиополе.- 2012.-№9.-С.13-17.

3. Проектное развитие:[Технология создания проекта] /Л. Боева //Библиополе. – 2010.-№3.- С.37-41.

4. Волонтёры спешат на помощь: [Из опыта работы по написанию социальных проектов]/ И. Ворочева //Библиотека.- 2008.-№7.-С.68-69.

5. «Сто вопросов к взрослому»: Создать позитивный настрой помогает…игра: [Проект библиотеки по привлечению к чтению «Герой нашего времени»]/ Е. Выборова //Библиотека. – 2012.-№10.-С. 24-27.

6. Пусть всегда будет книга!: [Проектная деятельность Липецкой областной детской библиотеки]/ Л. Дегтева //Библиополе. – 2012.-№10.-С.18-22.

7. Ильина шагов к успеху, или Что нужно сделать, чтобы получить грант/ //Справочник руководителя учреждения культуры.- 2012.-№2.- С.47-55.

8. Как рождаются проекты / Г. Ксенова // Библиотечное дело. – 2009.-№18.-С.13-14.

9. Новый проект на службе у горожан: [Монопроект «Библиотеки городу»] / Н. Малютина //Библиотека. – 2010.-№7.-С.27-31.

10. Рязанцева успеха проектной деятельности/ // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009.-№3. – С.36-48; №4. – С.46-59.

11. Общий друг семьи: [библиотечный проект «Радость семейного чтения»]/ Н. Сорокина // Библиополе. – 2012.-№4.-С.13-16.

12. Родина русского лесоводства: [Проектная деятельность районной библиотеки п. Ильинский Пермской области] / С. Трапезникова //Библиотека. – 2012.-№4.- С.48-50.

13. Манящая энергетика проекта: от привычного – к неожиданному: [О проектной деятельности библиотек]/ В. Штыхван //Библиотечное дело. – 2008.-№2.- С.32-33.

Программно–проектная деятельность библиотек в современных условиях рассматривается как эффективный механизм развития творческой активности библиотечного сообщества, совершенствования форм и методов социального партнерства и привлечения новых источников финансовых средств для развития библиотек.





В 2012 году по Федеральной целевой программе «Культура России 2012-2018 годы» получили поддержку развитие службы консервации для обеспечения сохранности редких и ценных документов Псковской областной универсальной научной библиотеки, создание портала виртуальной информационной социальной службы на базе ПОУНБ. Также продолжилось участие областной универсальной научной библиотеки, муниципальных библиотек региона в общероссийских корпоративных проектах и программах :

Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ по созданию "Сводного каталога библиотек России";

Национальной программе сохранения библиотечных фондов Российской Федерации по созданию Общероссийского свода книжных памятников;

в межрегиональных корпоративных проектах :

Ассоциации региональных библиотечных консорциумов "Межрегиональная аналитическая роспись статей";

Ассоциации региональных библиотечных консорциумов "Электронная доставка документов";

КОРБИС (Тверь и партнеры) по созданию корпоративной библиотечной системы;

ФГБУК "Российская государственная библиотека для молодежи" по созданию электронной библиотеки "Молодежь России";

ФГБУН "Российская книжная палата" "Издания регионов – информация для всей страны";

в региональных корпоративных проектах:

По созданию Регионального свода книжных памятников Псковской области;

По созданию Сводного каталога документов библиотек Псковской области;

По созданию Сводного каталога региональных периодических изданий.

По областной долгосрочной целевой программе «Культура Псковского региона в 2011-2015 годах» в 2012 году была оказана финансовая поддержка ряду библиотек региона, в том числе и на проведение крупных мероприятий; материально-техническое обеспечение; осуществление проектной деятельности. В рамках этой Программы прошли ежегодные традиционные межрегиональные фестивали по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском», книжный форум “Русский Запад”, конкурс «Библиотека года», осуществлен ремонт здания МБУ «Струго-Красненский районный культурный центр», 6 районов получили субсидии на пожарно-охранную сигнализацию для центральных районных библиотек. В прошедшем году Государственным Комитетом Псковской области по культуребыли поддержаны три библиотечных инновационных проекта (Псковской ОУНБ, ЦБС г. Пскова, Новоржевской ЦРБ).


Все муниципальные библиотеки региона принимают участие в реализации долгосрочных муниципальных целевых программ:

· по развитию сферы культуры в муниципальном образовании на 2011-2015гг.;

· по развитию физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

· по развитию культурно-познавательного туризма в районах;

· по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

· по патриотическому воспитанию молодого поколения;

· по организации отдыха и оздоровления детей муниципального образования;

· по укреплению пожарной безопасности в муниципальном образовании;

· экологические программы, «Старшее поколение» и другие.

В рамках реализации этих программ муниципальные библиотеки проводят тематические мероприятия, для проведения которых получают полную или частичную финансовую поддержку со стороны местных администраций.

В отчетном году библиотеками МАУК «Централизованная библиотечная система» города Пскова были реализованы мероприятия муниципальных целевых программ :

· «Патриотическое воспитание молодежи в городе Пскове на 2011-2013 годы». В перечень программных мероприятий вошли юношеские Кутузовские чтения, историко-краеведческие олимпиады.

· «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории муниципального образования «Город Псков» на 2011-2014 годы». В перечень программ вошли 7 библиотечных мероприятий.

· «Развитие сферы «Культура» в муниципальном образовании «Город Псков» на 2012 – 2014 годы». По программе в текущем году были профинансированы и реализованы мероприятия: по комплектованию книжных фондов; доплаты к заработной плате с начислениями пропорционально отработанному времени.

· «Совершенствование защиты населения и территории муниципального образования «Город Псков» от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах города Пскова на 2012-2014 годы». По этой Программе были выделены средства на обслуживание пожарной сигнализации в библиотеках МАУК «ЦБС» г. Пскова. Проводилась работа и по другим муниципальным программам.

Библиотеки города Великие Луки принимали участие в реализации 5 муниципальных целевых программ:

  • «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в муниципальном образовании «Город Великие Луки» на 2010–2014 годы»
  • «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в городе Великие Луки на 2010–2014 годы»
  • «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в городе Великие Луки на 2010–2012 годы»
  • «Профилактика правонарушений на территории города Великие Луки на 2011–2015 годы»
  • «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в городе Великие Луки на 2012–2014 годы». Мероприятия долгосрочных целевых программ в 2012 году профинансированы органами местного самоуправления г. Великие Луки и выполнены в полном объёме.

В Гдовском районе наиболее значимые библиотечные мероприятия тоже финансируются Администрацией района по целевым программам. В библиотеках Куньинского района в рамках муниципальной программы « Молодое поколение Куньинского района (2010- 2012 г.г.)»прошла Неделя юношеской книги «Книга – лучший друг!», декада по профилактике негативных явлений в молодежной среде «Во взрослую жизнь без вредных привычек!», правовой марафон для молодых «По лабиринтам законов и кодексов». По программе «Старшее поколение Куньинского района на 2012-2014г.г.» прошел цикл тематических программ к 70-летию освобождения Куньинского района и чествование активистов - лучших читателей старшего поколения. Мероприятия были профинансированы.

В Струго-Красненском районе по долгосрочной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан в Струго-Красненском районе (2011-2013 гг.)» ежегодно выделяются финансовые средства на книги. В Пушкиногорском районе в поддержку Государственной молодежной политики разработана комплексная Программа «Молодое поколение Пушкиногорского района» на 2011–2013 годы.В состав основных исполнителей данной программы вошла Пушикиногорская ЦРБ. Благодаря участию библиотеки в данной программе удалось издать типографским способом «Календарь знаменательных и памятных дат: Пушкиногорье от истоков до 1927 года».

К сожалению, не во всех районах осуществляется финансирование библиотечных мероприятий, проводимых в рамках целевых муниципальных программ. Районные программы приняты, включены в эти программы и библиотечные мероприятия, но порой бюджетным финансированием они фактически не подтверждены. Но, несмотря на это, библиотеки самостоятельно пытаются изыскать внебюджетные средства, чтобы провести запланированные в рамках этих программ тематические мероприятия.

Всего в прошедшем году муниципальными библиотеками Псковской области было реализовано 122 библиотечных программ и проектов по различным направлениям деятельности . Вот некоторые из них в ЦБС г. Пскова:

  • Историко-краеведческая библиотека им. И.И. Василёва реализует программу «Псковская земля в истории России» по сбору и популяризации краеведческих документов, проведению библиотечных акций, конференций, чтений, мероприятий, связанных с историей Пскова и Псковского края.
  • Новый проект «Познай свой край родной!» (сентябрь 2012 г.–декабрь 2013 г.) Проект призван дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом и настоящем Пскова и Псковского края, о людях, прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края. Основная цель проекта - информационная поддержка изучения краеведения в начальных классах в образовательных учреждениях города Пскова с использованием библиотечных ресурсов.

В библиотеках централизованной библиотечной системы города Великие Луки в 2012 году реализованы следующие интересные библиотечные программы:

  • «Чтение – мода вне времени» (см. подробнее в разделе «Продвижение книги и чтения»).

· «Я - Великолучанин». В рамках программы прошел цикл мероприятий, посвященных празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года, проводилсячас исторических сообщений «Наши земляки – участники Отечественной войны 1812 года», к годовщине освобождения города Великие Луки от фашистских захватчиков проведена тематическая экскурсия и книжная выставка «Героическая страница истории г. Великие Луки».

Приоритетом в проектно-программной деятельности библиотек региона, по-прежнему, остается работа по продвижению книги и чтения, лучших литературных произведений.

  • Так, в библиотеках Бежаницкого района были реализованы программы: «Чтение в семейном интерьере» (2009-2012гг.) (для детей) и «Современная проза и поэзия» (2005 - 2015гг.) Хотя эта программа никем не финансируется, библиотекари по ней работают и, как заявляют сами библиотекари, будут работать, пока существует библиотека.
  • В Невельском районе - программа «Чтение с пользой и увлечением» (2011-2013гг.) Цель программы: поддержка образования и самообразования.
  • Локнянская центральная районная библиотека принимала участие в проекте Культурно-досугового центра «Центр притяжения радости», который стал продолжением проекта 2011 года «Воскресенье у фонтана». На протяжении всего лета работал воскресный читальный зал под открытым небом. Каждый день работы читального зала имел определенную тематическую направленность. Лучшим читателям были вручены «Благодарственные письма» и дипломы в номинациях «Самый читающий читатель», «Читатель – эрудит», «Самый юный читатель».
  • Библиотеки Новосокольнического района работали по программам: «Мой дом – моя Россия » и « Чтение – мода вне времени» - по продвижению книги и чтения для воспитания гармоничного развития молодого поколения.

В библиотечных программах нашли отражение и актуальные вопросы сохранения к ультурных традиции Псковской земли:

Сельские библиотеки Псковского региона также работали по целевым программам:

  • В Великолукском районе – «Горжусь тобою, край Великолукский!» - к 85-летию Великолукского района. В сельских библиотеках состоялись ретро-вечера с чествованием заслуженных людей сельских поселений.

· Жижицкая сельская библиотека Куньинского района работала по программе «Без книги нам на свете не прожить» (по работе с молодежью).С помощью данной программы библиотека попыталась, целенаправленно приобщая к шедеврам русской и мировой классики, к опыту литературных героев, влиять на литературный вкус молодых читателей, становление гражданской позиции.

· Сельские библиотеки Новоржевского района также работали по следующим программам: «В здоровом теле - здоровый дух» (Вишлёвский сельский филиал); «Наше здоровье в наших руках» (Жадрицкий сельский филиал); «Люби и изучай свой край» и «Профессия каждая – самая важная» (Макаровский сельский филиал); «Я люблю наши псковские дали и преданья далёких веков» (Барутский сельский филиал).

· Библиотеки Себежского района работали по комплексной библиотечной программе «Первые шаги: выбираем профессию». Можно выделить такие мероприятия: единый день профориентации «Сделай свой выбор» (Бояриновская библиотека-филиал); день информации «Все работы хороши» (Идрицкая библиотека-филиал); презентация-обзор «Профессия нового времени» (Сосновоборская библиотека-филиал); пресс-час «Мир профессий» (Себежская ЦРБ); час периодики «Главный выбор на много лет» (Глембочинская библиотека-филиал).

  • Программы сельских библиотек Новосокольнического района: программа экологического воспитания Захаринской сельской библиотеки на 2011-2012г.г. «Путешествие в Эко-царство – природное государство»; программа по работе с семьей Раменской сельской библиотеки на 2012- 2013 г.г. «Семья – частица рода и народа»; «Люблю всё то, что называю одним широким словом – Русь» - программа Руновской сельской библиотеки по духовно-патриотическому краеведению, библиотека ведет сбор диалектов Руновской волости для создания «Словаря диалектных слов Руновщины».
  • Сельские библиотеки – филиалы Палкинского района в 2012 году работали по библиотечным программам: «Войди в лес другом», «Малая Родина совсем не мала», «Здесь край наших отцов», «История в лицах», «Библиотека – дом друзей», «Чтение – это модно, чтение – это престижно», «Молодежь в лабиринте времени», «Я – гражданин России», «Через книгу в мир здоровья».
  • Сельскими библиотеками Печорского района в 2012 году были разработаны внутрибиблиотечные программы: «Судьба природы в наших руках» - Киршинский филиал, «Сохрани землю, на которой ты живешь» - Изборский филиал, «Земля наш дом, где мы живем и дышим» - Круппский филиал, «Здоровый гражданин – здоровое общество» - Круппский филиал, «Во славу победы, во имя добра» - Круппский филиал, «Радость семейного чтения» - Круппский филиал, «Спешите делать добро» – Круппский филиал, «Моя православная Русь» - Круппский филиал, «Быть здоровым – это стильно» - Новоизборский филиал, «Мира не узнаешь, не зная края своего» - Новоизборский филиал, «Родники» (по патриотическому воспитанию) - Лавровский филиал, «Нравственно-духовные истоки русской национальной культуры» - Лавровский филиал.

Проводились библиотечные мероприятия по программам гражданско-патриотического воспитания .

  • В рамках программы «Я гражданин – я патриот» Локнянской центральной районной библиотеки прошли мероприятия из цикла «Забыть не имею права», посвященные подвигу народа в годы Великой Отечественной войны, и цикл мероприятий «Подвиг доблести и чести», посвященный Году истории и 200-летию Отечественной войны 1812 года.
  • В Миритиницкой сельской библиотеке Локнянского района с целью развития у пользователей библиотеки активной гражданской позиции и патриотизма была разработана и реализована программа «Моя Родина – Россия» , в рамках которой проведены такие мероприятия, как: праздник «Пусть всегда будет мир» к Дню защиты детей; урок мира «Россия – Родина моя»; викторина «Символика и ордена» и др.
  • Самолуковская сельская библиотека Локнянского района работала по программе «Люби и знай свой край» . Назначение программы – осознать связь времен и поколений. В рамках данной программы была проведена исследовательская работа по сбору и изучению местного фольклора. Весь материал систематизирован и собран в брошюру «Живое русское слово» . В дальнейшем планируется создание словаря устаревших слов Самолуковской волости «Словник».

В библиотеках Псковского региона реализуются библиотечные программы, направленные на поддержку старшего поколения . В рамках целевых программ в библиотеках региона проводились встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, обсуждения лучших произведений о войне, были организованы книжные выставки.

Большая работа проводится библиотеками по популяризации здорового образа жизни и занятий спортом . Так, в Локнянском районе была продолжена реализация программы «Здоровье – это здорово». В рамках этой программы разработан и реализован цикл мероприятий по профилактике наркомании по теме «Знать, чтобы предотвратить беду»; урок-предупреждение «Этот бесконечный кошмар»; выставка «Наркомания: проблемы и реальность»; День здоровья «Быть здоровым – престижно и модно»; познавательная игра «Спорт – это здоровье»; час интересного сообщения «Витаминная азбука»; обзор «Каковы еда и питье – таково и житье». В рамках программы «Библиотечная школа здоровья» в Старосокольнической сельской библиотеке–клубе Новосокольнического района создана библиошкола «Здоровый образ жизни». В Островском районе продолжается работа по программе «Библиотерапия», которая появилась в 2010 году, благодаря организованному на базе ГУЗ санаторий «Гороховое озеро» передвижному пункту выдачи литературы. Программа мероприятий МБУК «Пустошкинская центральная районная библиотека» по формированию здорового образа жизни среди населения «Остановить безумие» (2010-2012гг.) вошла в районную ведомственную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Пустошкинском районе».

В прошедшем году также творчески работали по экологическому просвещению населения библиотеки Гдовского, Бежаницкого, Локнянского, Новоржевского Палкниского, Печорского районов, г. Пскова и г. Великие Луки. Так, Гдовской районной библиотекой реализуется районная целевая экологическая программа «Природе — частичку себя». В районе и нтересно и познавательно прошла экологическая конференция «Чудо природы моей местности», в районной библиотеке о формлен стенд «Памятники природы мира»: Рамсарское водно-болотное угодье «Псковско-Чудская приозерная низменность» .

Муниципальные библиотеки Псковского региона принимают участие в международных проектах, разрабатывают свои программы, направленные на изучение культурного наследия зарубежных стран, культуры приграничья.

- Дедовичская центральная районная библиотека являлась участником конкурса проектов в рамках приграничного сотрудничества Эстония-Латвия-Россия.Название проекта: «Сохранить, чтобы не потерять». Цель проекта: создание центра культурно-исторического наследия в Дедовичском районе. Чернецовская сельская библиотека отправила заявку в Благотворительный фонд «Созидание» по программе «Читающая Россия» и получила поощрительный приз.

- Библиотеки Порховской ЦБС работают по программе «Знакомство с Германией». Цель программы: активизация интереса к истории и культурному наследию Германии; формирование позитивного отношения детей и юношества к общекультурной и страноведческой информации о Германии; продвижение творческого наследия писателей-сказочников братьев Гримм, популяризация книжных и информационных ресурсов библиотеки. В рамках программы в 2012 году для библиотек-филиалов объявлен конкурс «Карлик Нос, барон Мюнхаузен и другие», итоги которого будут подведены в мае 2013 года. Программа реализуется за счет собственных средств библиотеки. Программная деятельность библиотек позволяет осваивать наиболее перспективные направления, стать доступным центром общения для населения. Более подробно об этих программах и проектах, их результатах рассказывается в других разделах данного сборника. Библиотечным специалистам региона есть что показать, есть чему поучиться друг у друга. Работа библиотек области по программам позволяет им целенаправленно вести работу по различным направлениям во взаимодействии со всеми заинтересованными лицами и организациями – социальными партнерами.

Как показывает проведенный анализ, там, где городские и районные администрации выделяют средства на проведение библиотечных мероприятий, где районные библиотеки вдумчиво и творчески подходят к разработке библиотечных программ и проектов, то есть и реальные результаты. А у библиотекарей есть возможность проводить свои мероприятия, оказывать библиотечные услуги населению более качественно, с привлечением современных технологий и ресурсов.

Подготовила: Левченко Алла Леонидовна, заведующая сектором непрерывного образования и внешних связей отдела координации деятельности библиотек области ПОУНБ.

ОБЩЕБИБЛИОТЕЧНЫЕ ПРОГРАММЫ


«ЧИТАЙ, НОВОУРАЛЬСК!»

В последнее время наблюдается падение интереса к книге, печатному слову. Книга выходит из моды. Рыночные формы массовой культуры вытесняют книгу. Свое досуговое время люди чаще всего тратят не на чтение. Деловое чтение вытесняет чтение «для души».
В средствах массовой информации, в Интернет, на профессиональных встречах все чаще поднимается проблема снижения интереса к книгам и чтению, уменьшение числа читателей публичных библиотек.
Стимулирование чтения, возрождение и развитие интереса к книге среди всех слоев населения — насущная задача общества и в первую очередь библиотек, как учреждений культуры, непосредственно призванных популяризировать книгу.
Программа является обобщением работы структурных подразделений по привлечению к чтению и органично сочетается с рядом авторских программ, реализуемых в библиотеке:
Цели Программы:
Повышение статуса книги и продвижение чтения, привлечение к чтению и пользованию библиотеками жителей Новоуральска, повышение интеллектуального уровня и развитие читательского вкуса горожан, позиционирование чтения, как интересного, престижного занятия, приносящего радость и удовольствие

«БИБЛИОТЕКА БЕЗ ГРАНИЦ»
Программа по работе с людьми с ограниченными возможностями, пожилыми людьми и социально запущенными детьми


С момента своего открытия Центральная публичная библиотека стремится помочь людям с ограниченными возможностями расширить их кругозор, развить интеллект, раздвинуть круг общения.
Цели и задачи Программы

  • Формирование у людей с ограниченными возможностями положительного отношения к библиотеке и потребности пользоваться её услугами;
  • Помощь в социальной реабилитации;
  • Приобщение людей с ограниченными физическими возможностями и социально запущенных детей к чтению, содействие формированию культуры чтения, развитие творческих способностей, духовное обогащение;
  • Обеспечение читательских потребностей пожилых людей.

Перечень основных мероприятий Программы
Индивидуальное обслуживание людей с ограниченными физическими возможностями
Проведение массовых мероприятий
Информационное обеспечение участников деятельности

ЭКОЛОГИЯ


«МИР ВОКРУГ НАС»
Программа по экологии

Маленький ребенок еще неясно представляет себе, что такое природа, у него недостаточно жизненного опыта, не развито абстрактное мышление, мировоззрение.
И вместе с тем, он, часто сам нуждаясь в доброте и ласке, способен щедро и бескорыстно отдать свою доброту всем живым существам на Земле.
В собаке и птице, бабочке и цветке, он видит своих братьев.
Наша задача — помочь ребенку не только сохранить именно такое ощущение к природе, но и развить чувство красоты и добра, воспитать сочувствие и заботу в отношении к растениям и животным.
Программа состоит из нескольких блоков: «Мир людей»; «Царство животных», «Царство растений»; «Природные стихии»; «Писатели анималисты».
Встречи проходят с использованием видео и аудио материалов, оформлением книжных выставок, электронными презентациями.
Программа по экологии включает такие формы работы , как беседы-обсуждения; экологические путешествия; игры; викторины; конкурсы и пр.
Программа рассчитана на дошкольников подготовительных групп и учащихся 1-2 классов.
Срок реализации программы — 1 год.
Дополнительно учащимся предлагаются занятия в кружке «Природа и фантазия»

«Я ОТКРЫВАЮ МИР»
Программа по ознакомлению с окружающим миром учащихся 2-х классов

Программа призвана помочь учащимся в освоении школьного курса по окружающему миру.
Наши задачи - пробудить у ребят любопытство и жажду познания, а так же помочь воспитанию у них чувства сопричастности происходящим в мире явлениям, чувства ответственности за окружающий мир.
Мероприятия, которые проходят в форме устных журналов представляют окружающий мир во всем его многообразии и взаимосвязи, а привычные вещи и явления — с неожиданной стороны
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Зал делового чтения

ВАЛЕОЛОГИЯ

«ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ»
Программа по формированию навыков здорового образа жизни учащихся 3-5 классов

Программа призвана помочь школе в формировании у учащихся валеологических знаний и умении
Включает мероприятия, которые в занимательной форме помогут осознать необходимость беречь здоровье, раскроют основы здорового образа жизни, научат оценивать функциональное состояние организма.
Ребята узнают почему человека называют восьмым чудом света, почему нужно беречь зубы и как это делать правильно, откроют секреты скелета и зрения, узнают правду о пиве и сигарете, выяснят стоит ли считать компьютер другом.
Программа рассчитана на 1 учебный год и ориентирована на учащихся 3-5- классов
Зал делового чтения

ИСТОРИЯ. КРАЕВЕДЕНИЕ


«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
Программа патриотического просвещения

Цель программы — создание условий для воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям истории и культуры своего народа, равно как и духовному наследию всего человечества, формирование у детей устойчивой потребности черпать «новое — хорошо забытое старое из неиссякаемого источника народной культуры».
Программа состоит из двух блоков и рассчитана на два учебных года. Первый блок (программа первого года) предполагает знакомство учащихся с культурой России. Второй блок (программа второго года) концентрирует внимание на истории и культуре Урала — нашей малой родины. По желанию группа может выбрать любой блок и принимать участие в работе в течение одного года.
В программу включены мероприятия, которые могут быть проведены для разных возрастных категорий. Каждая беседа адаптирована для младших школьников и для учащихся 5-9 классов с учетом их возрастных особенностей и интеллектуального развития.
Зал делового чтения

«МОЯ РОДИНА — РОССИЯ»
Программа патриотического воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Цель программы — знакомство и приобщение детей к культуре и истории своей Родины, ее героическому прошлому и богатому наследию, воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей страны, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны и, как следствие, привитие любви к Родине, через любовь к своему краю, городу, семье.

Программа состоит из нескольких блоков:

  • «Мы — славяне» — знакомит детей с историей и культурой Древней Руси, ее славным прошлым;
  • «Россия современная» — открывает детям страницы истории современной России и ее недалекого прошлого, включает в себя беседы о периоде ВОВ, освоении космоса, внедрении новых технологий в нашу жизнь, в том числе знакомит с историей появления некоторых знаменитых изобретений;
  • «Моя малая Родина» — включает в себя беседы о родном крае, городе, их истории, о семье и ее традициях, а также в этом блоке представлены беседы-обзоры, позволяющие детям познакомиться с некоторыми народами, живущими на территории Урала.

Формы работы: беседы (в том числе с использованием возможностей электронной презентации), игровые программы, книжные выставки, книжные обзоры, викторины, беседы с элементами прикладного творчества, выставки творческих работ.
Отдел интеллектуального отдыха

«МОЙ КРАЙ»
Программа

«Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации».
И.В. Шахматова

Программа направлена на патриотическое воспитание подростков и молодежи через любовь к родному городу и краю.
Воспитание краеведением подразумевает не только изучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия.

Цель программы:

  • дать первичные знания по краеведению родного края, раскрыть роль Уральской земли в судьбах России;
  • воспитывать чувство патриотизма, уважение к своему историческому прошлому, к окружающему обществу;
  • развивать стремление к выработке собственных позиций на основе краеведческих знаний.

Материал систематизирован в два блока:

  • «Обрядовая культура»
    Разделы:
    • «Русские народные праздники» — Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала и др.
    • «Традиционная русская семья» — её обычаи и традиции
    • «Русские семейные обряды» — свадебные обряды, родильные обряды, похоронные обряды и др.
    • «Народный месяцеслов» — народные приметы, пословицы и поговорки, игры, гадания, обрядовые действия, связанные с временами года
    • «Обряды коренных жителей Урала»
  • «Мой мир»
    Разделы:
    • «Я и Люди» — на улице, во дворе, в школе тебя окружают люди, ты сталкиваешься с множеством людей разного возраста. По твоему отношению к окружающим судят о тебе как о человеке. Как научиться всему тому, что зовётся одним ёмким словом — человечность.
    • «Я и экология» — любить и охранять природу, пропагандировать здоровый образ жизни — учат наши мероприятия.
    • «Я и Отечество» — узнать о крае, где живём, познакомиться и принять участие в возрождении народных традиций, обычаев, ремёсел, сформировать национальное самосознание, лучшие черты национального характера, изучить историю и духовные ценности народа, узнать, чем живёт наша Родина.
    • «Я и мой род» — узнать о своей фамилии, роде, познакомится с известными родами Уральской земли.

«У КАЖДОГО СВОЙ ГОРОД НА ЗЕМЛЕ»
Программа краеведческого воспитания молодежи

Цели и задачи программы:

  • Воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.
  • Воспитание любви к дому, школе, городу, краю, Отечеству. Особое внимание программа уделяет воспитанию патриотизма.
  • Сохранение и популяризация объектов культурного наследия города, вовлечение широкого круга детей и молодежи в мероприятия по изучению родного края.
Материал систематизирован в три блока:
  • «Моя родина — Новоуральск»
    Задача: создание у детей образной картины своего города как части Уральского края.
  • «История становления и развития Новоуральска»
    Задача: показать историю развития Новоуральска в историко-краеведческом и социокультурном аспектах.
  • «Новоуралец — гражданин России»
    Задача: создать такую познавательную среду, которая позволила бы раскрыть перед детьми на примере жизненного пути выдающихся земляков прошлого и настоящего возможности самореализации и самосозидания человека.

«СМЕРТЬ — НЕ САМОЕ СТРАШНОЕ»
Цикл бесед о Холокосте

Осознаем ли мы в полной мере причину того, что убийство человека человеком вновь обрело такую гигантскую силу, как в годы второй мировой войны?
Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост — не чисто еврейский вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа.
Трагедия Холокоста — это не только часть всемирной истории, это разговор о проблемах современной цивилизации, об ее болезнях, об угрожающей ей опасности.
Изучение страшного прошлого, сохранение памяти о погибших — это одно из условий выживания современного человека.
Беседы рассчитаны на учащихся 8-11 классов
Центр краеведения

СТРАНОВЕДЕНИЕ


«КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ»
Страноведческий марафон

Страноведческий марафон — цикл мероприятий для учащихся учебных заведений города, включающий в себя тематические беседы и выставки, викторины, конкурсы на русском и иностранных языках. Программа Страноведческого марафона рассчитана на 3 года.
Цели и задачи:

  • Развивать интерес учащихся к изучению культурных традиций мира.
  • Способствовать расширению кругозора учащихся.
  • Научить пользоваться справочной литературой для получения дополнительной информации, в т. ч. используя нетрадиционные носители информации и географические карты.
  • Стимулировать мыслительно-поисковую деятельность участников марафона.
  • Заинтересовать участников в совершенствовании и/или изучении иностранного языка.
  • Познакомить участников марафона с фондом Отдела литературы на иностранных языках
Отдел литературы на иностранных языках

ФИЛОЛОГИЯ


«РУЧЕЙ ХРУСТАЛЬНЫЙ ЯЗЫКА РОДНОГО»
Программа по русскому языку и культуре речи

Цель программы - помощь в формировании языковой культуры учащихся.
Задачи : знакомство с историей родного языка, обогащение словарного запаса, раскрытие творческих возможностей детей.
В ходе занятий участникам будет прививаться осознание красоты, образности речи; умение чувствовать язык художественного произведения
Формы работы: беседы — обсуждения; беседы — игры; викторины и конкурсы; инсценировки.
Занятия проводятся 5 раз в течение учебного года, пятая игра — итоговая.
Возраст участников: учащиеся 2-4 классов; учащиеся 5-6 классов
Отдел интеллектуального отдыха

ЛИТЕРАТУРА

Цель программы - развивая интерес детей к истории литературы, к именам выдающихся литераторов, сформировать у ребят потребность систематической работы с книгой и обеспечить информационную поддержку школьного предмета, т. е. предоставить дополнительную возможность учащимся и учителям полнее удовлетворить свои образовательные потребности.
Программа определяет мероприятия, которые рассказывают об истории создания приключенческих и авантюрных романов, ставших классикой жанра, и об их авторах; помогают поднять интеллектуальный и общекультурный уровень школьников и развить их творческую и познавательную активность.
Основные задачи программы:

  • будить у детей эмоциональный резонанс на прочитанное, стимулировать образное видение, расширять сферу наблюдения за персонажами, проникать в мотивы их поведения, в их мысли и чувства, искать сочувствие в собственной душе и тем самым воздействовать нравственному саморазвитию личности;
  • познакомить детей с биографией писателя, его мироощущением, раскрыть основные мысли, вложенные им в произведение;
  • опираясь на интерес детей к жанру приключенческой литературы, сформировать у ребят потребность систематической работы с книгой.

Программа рассчитана на один учебный год и ориентирована на учащихся 5-7 классов
Зал делового чтения

«ЗДРАВСТВУЙ, КНИГА!»
Программа

Цель программы — активизировать чтение детей в группе и привлечь детей к пользованию библиотекой.
Задачи программы:

  • раскрыть творческие возможности ребенка как читателя; способствовать более углубленному восприятию прочитанного материала и развитию интеллектуальных способностей и мышления ребенка;
  • дать широкое представление о многообразии литературы и способствовать расширению кругозора детей;
  • повысить рейтинг книги в досуге школьников и стимулировать желание систематического общения с книгой;
  • формировать культуру чтения и навыки бережного обращения с книгой;
  • способствовать совместному творчеству детей и родителей.

Программа рассчитана на один учебный год.
Программа для учащихся 1 классов
Зал делового чтения

«PROЧТЕНИЕ»
Программа

Растить читателя — вовсе не то же самое, что учить читать. Можно еще до школы пробудить в ребенке читателя, не обучив его ни одной букве. К сожалению, не все родители готовы тратить время и силы, обучая своего ребенка умению читать книги — читать правильно, по-настоящему, вдумчиво, с наслаждением, а кто-то просто не знает, как правильно это сделать.
Цель программы - дать представление родителям о путях и методах приобщения детей младшего школьного возраста к книге и к чтению.
Программа рассчитана на один учебный год.
Программа ориентирована на родителей учащихся начальной школы. Каждая встреча рассчитана на 15-20 минут и проходит в рамках родительского собрания в школе.
Зал делового чтения

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА


«ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ С ИСКУССТВОМ»
Эстетическая программа по искусству для дошкольников и учащихся младших классов

  1. Дети в мире искусств
  2. Русское традиционное искусство
  3. Все обо всем

Тема «Ребенок и искусство» таит в себе много загадок и вопросов. Как, каким способом, наиболее естественным для ребенка, ввести его в таинственный мир, именуемый нами, взрослыми, Искусством.
Дети естественным образом любопытны. Они экспериментируют, исследуют мир, играя самым разнообразным материалом: краской, глиной, камешками, бумагой, звуком, словом... Любой предмет, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. И если в это время организовать игру, так или иначе связанную с искусством, в которой наряду со знакомыми ребенку предметами, появятся краски и звуки, картины и музыка, то он легко и естественно войдет в мир искусства, в мир прекрасный, но сложный.
Основные цели и задачи программы.

  • Ввести ребенка в мир образных представлений искусства.
  • Через синтез искусств (музыка, живопись, поэзия) привить любовь к классическому наследию.
  • Обогатить духовный мира ребенка, совершенствовать его нравственные начала.
  • Расширить кругозор детей.
  • Создавая ситуации, вызывающие эмоциональный отклик ребенка, способствовать возникновению чувства, побуждающего к творческому самовыражению в разных видах искусства.

Программа рассчитана на 1 год и ориентирована на дошкольников
Отдел искусств

«НАСЛЕДИЕ ВЕКОВ»
Программа

В условиях нового мышления и концепции единой мировой цивилизации интерес к культуре, истории, культуре русского народа в особенности, необычайно возрос. Парадоксально, но факт: русская культура остается у нас мало изученной.
XXI век подчеркнул особое значение исторических и культурных традиций, а также связь культуры и образования, которая в течение всей отечественной истории, была бесспорным нравственным основанием процесса воспитания.

Программа «Наследие веков» раскрывает историю, педагогику, культуру, обычаи и традиции, искусство тех или иных народов мира.

Мероприятия программы:

  • Обереги дома твоего
  • Семь чудес света: классика и «современность»
  • Русские книгоиздатели XVIII-XIX веков
  • История создания школьной формы
  • День Святого Валентина
  • Дед Мороз, Снегурочка и Новый год
  • Юморина 1 апреля
  • Русское искусство XVIII века
  • Русское искусство XIX века
  • День Устава Свердловской области
  • Двухуровневое образование России: бакалавриат и магистратура

«МУЗЫКА НА ВСЕ ВРЕМЕНА»
Программа эстетического воспитания

  • Музыкальные ступени«(для дошкольников и младших школьников
  • «Великая музыка великих времен» (средние и старшие классы)
  • «Звезды забытой эстрады» (для старшего поколения)
  • «Музыкальный калейдоскоп» (для старших классов и для взрослых)

Цель программы - эстетическое воспитание читателей, пропаганда музыкального искусства, воспитание музыкального вкуса широких масс населения.
Участники знакомятся с классическими и современными композиторами и исполнителями, приобретают новые музыкальные знания и впечатления.
Мероприятия программы проходят в виде бесед, литературно-музыкальных композиций, конкурсных программ. Обязательно использование аудио-видео материалов
Программа состоит из 4 тематических блоков.
Музыкальные ступени« для дошкольников и младших школьников; »Великая музыка великих времен«; «Музыкальный калейдоскоп» и «Звезды забытой эстрады» для учащихся средних и старших классов.
Занятия каждого блока рассчитаны на 1 учебный год.
Отдел искусств

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ


«Я И ЦЕЛЫЙ МИР»
Программа по культуре общения детей

Целью данной программы является обучение детей построению отношений с людьми основанных на вежливости и взаимопонимании. При достижении этой цели предполагается решение следующих задач:

  • помочь ребёнку осознать себя как личность.
  • через чтение выработать позитивный взгляд на мир, который поможет ему найти своё место среди других людей.
  • на примере анализа действий литературных героев побудить ребёнка анализировать свои и чужие поступки.
  • способствовать воспитанию у ребёнка навыков культурного поведения.

Программа предназначена для учащихся 1 — 4 классов. Рассчитана на один учебный год. Возможно проведение отдельных мероприятий по выбору.
Отдел интеллектуального отдыха

«ПУТЬ К УСПЕХУ»
Программа по формированию нравственных ценностей у учащихся 6-9 кл.

Человеку свойственно к чему-то стремиться. Удачная карьера, благосостояние, любовь, семья, дети, образование, отдых, творчество — это далеко не полный перечень наших житейских потребностей. Многие успешно достигают поставленных целей, но, к сожалению, это получается не у всех. Для того, чтобы помочь подросткам достичь гармонии с собой и с окружающим миром, стать успешными и счастливыми в жизни разработана программа по формированию нравственных ценностей, развитию у старшеклассников процесса самопознания, навыков самоанализа.
Цель программы:
Развитие у подростков навыков самостоятельно, по внутреннему своему побуждению, ставить перед собой важные жизненные цели и достигать их.
Задачи программы:

  1. Формировать позитивное отношение подростков к себе и к окружающему миру на основе понимания многообразия жизни.
  2. Способствовать осознанию подростками личностных особенностей, ценностных ориентаций, духовных потребностей.
  3. Поддерживать подростков в осознании и принятии на себя как настоящих, так и будущих социальных ролей, в том числе семейных.
Цикл бесед для подростков поможет:
  • уметь располагать к себе людей, вызывать их уважение и симпатию;
  • выходить с честью и достоинством из всевозможных сложных и конфликтных ситуаций;
  • успешно выстраивать межличностные отношения.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ


«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ»

Настоящая проверка знаний и умения самостоятельно работать с книгой, предстоит старшеклассникам, участвующим в «Интеллектуальных играх». Это командная игра, и от того, как слаженно и дружно будут работать все участники, зависит победа всей команды.
При определении тематики игр учитываются пожелания участников.
Периодичность игр: 4 встречи в учебный год.
Игры проходят в двух возрастных категориях: школьники 8-10 классов и студенты 1-2 курсов.
Отдел интеллектуального отдыха

«ВЕСЕЛАЯ ФАНТАЗИЯ»
творческая, развлекательно — познавательная программа для дошкольников и учащихся 1-4 классов

Программно-целевая деятельность библиотек МБУК БГО «БЦБС» способствует качественному изменению библиотечных услуг, развитию иннновационных форм и методов библиотечно-информационного обслуживания населения БГО, а также социальной востребованности библиотек и библиотечных ресурсов. Программное проектирование мобилизует силы на нестандартное решение многих аспектов библиотечной деятельности, увлекает специалистов и служит их профессиональному самоутверждению.

Цикл бесед «С открытым сердцем, с добрым словом» а ЦГБ им. В. Кина

В Центральной городской библиотеке им. В. Кина продолжает работать Центр духовного просвещения «Прозрение», получивший в 2011 году финансовую поддержку Фонда Преподобного Серафима Саровского. Работа Центра «Прозрение» направлена на продвижение лучших образцов духовно-нравственной литературы, возрождение духовности.

IV-й Всероссийский фестиваль русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба».

6-7 августа 2015 годастаринный город – крепость Борисоглебск, названный так в честь святых Бориса и Глеба, превратился в культурный центр, который собрал более ста самых талантливых творческих людей из разных регионов нашей страны, городов ближнего зарубежья (Минска и Луганска) и, конечно же, Воронежской области. Уже в четвертый раз Фестиваль объединил всю творческую интеллигенцию, для которой главная цель – это поддержка русской культуры, пропаганда православного мировоззрения и возрождение национального самосознания, воспитание патриотизма и любви к Отечеству, раскрытие новых творческих дарований и укрепление культурных связей между регионами России.

«Русское слово открывает миру Дагестан»

В 2014 году Борисоглебская центральная городская библиотека им. В. Кина приняла участие в конкурсе библиотечных проектов Международной программы чтения «Русское слово открывает миру Дагестан», объявленном Хасавюртовской центральной городской библиотекой им. Расула Гамзатова при поддержке Фонда «Русский мир».

Программа нацелена на восстановление и укрепление социальных связей между россиянами и гражданами государств ближнего зарубежья, воссоздание их исторической общности и единение в культурном пространстве.

Бал умников и умниц

21 мая 2014 года в ЦГБ им. В. Кина прошло заключительное мероприятие проекта «Информационно-исследовательское агентство «Эврика» - Бал умников и умниц, на который были приглашены победители и участники проекта – старшеклассники, студенты и преподаватели образовательных учреждений и начальник сектора культуры отдела культура, спорта и молодежной политики администрации Борисоглебского городского округа О.В. Загребина.

Проект «Мобильный информационный центр “Библионавигатор”»

С сентября 2013 года ЦГБ им. В. Кина участвует в создании модели межбиблиотечного взаимодействия мобильного информационного центра «Библионавигатор» Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина и муниципальных центральных библиотек районов области. Проект «Мобильный информационный центр “Библионавигатор”» был поддержан Фондом культурных инициатив М.Прохорова и направлен на систематическое информационное обеспечение студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников.

В рамках проекта «Информационно-исследовательское агентство «Эврика» прошел цикл познавательных интерактивных игр «Мы открываем тайны мира»

В марте 2014 года в рамках проекта ЦГБ им. В. Кина «Информационно-исследовательское агентство «Эврика» прошел цикл познавательных интерактивных игр «Мы открываем тайны мира», который включал:
-познавательную игру «От земли до неба» (о растениях и животных планеты);
- игру-путешествие «Земля неразгаданная» (по географии);
- историческую игру «Тайны древних цивилизаций».

Проект «Информационно-исследовательское Агентство «Эврика»

В апреле 2013 года ЦГБ им. В. Кина приняла участие в Открытом благотворительном конкурсе социокультурных проектов «Новая роль библиотек в образовании», представив проект «Информационно-исследовательское Агентство «Эврика». Цель проекта: создание на базе библиотеки условий для формирования и развития устойчивого интереса подростков и молодежи к научному познанию окружающего мира. Проект выиграл грант благотворительного Фонда М. Прохорова.

Программа «Информационный центр дополнительного экологического образования»

Губаревская сельская библиотека № 8 работает по программе «Информационный центр дополнительного экологического образования». Библиотека выиграла грант губернатора Воронежской области. Цель программы: разработка организационной и финансовой модели взаимодействия библиотеки и образовательных учреждений села, углубление творческого подхода в освоении учебных предметов экологической направленности.

Программа «Я познаю мир»

Городской библиотекой № 4 реализуется целевая программа «Я познаю мир». Она предназначена для работы с пользователями младшего и среднего школьного возраста и направлена на популяризацию литературы по различным отраслям знания, развитие у детей в процессе чтения научно-популярной литературы умений и навыков для дальнейшей успешной читательской деятельности.