Выбор профессии. Произведение-размышление. Все работы хороши. Размышления о выборе профессии Мои размышления о выборе профессии

Выбор будущей профессии является одним из самых главных решений на нашем жизненном пути. Но выбрать себе дело, которое действительно приходилась бы по душе, приносило удовольствие, соответствующее характеру человека и его стремлением довольно непросто. Некоторые, проучившись в вузе пять или шесть лет со временем понимают, что выбрали себе не то дело, которое бы делало их счастливыми и материально обеспеченными. Поэтому к выбору будущей профессии нужно относиться очень и очень серьезно.

Например, я, достаточно долго раздумывая, уже сделала свой выбор и в будущем решила стать врачом. Наверное, большинство девушек с детства хотели стать врачом или учителем, однако это были детские мечты, а со временем менялись взгляды на жизнь и мечты о профессии врача исчезали. Но я решила стать врачом окончательно и бесповоротно.

Профессия врача — очень благородное и ответственное дело, поскольку от врача зависит здоровье, а иногда и жизни людей. Люди верят в то, что врач им обязательно поможет в любом случае и получив укол или иную помощь, они обязательно поправятся. Но для того, чтобы быть действительно настоящим врачом, нужно хорошо учиться, потому что от того, насколько хорошо я буду знать, что мне предстоит делать как врачу, будет зависеть результат моей помощи. Одна таблетка или один неправильно сделанный укол может разрушить не только мое будущее, но и веру людей в помощь врачей.

Профессия врача очень человечная, ибо помощь другим — это дело человека с благими намерениями и доброй душой. Выбрав свою будущую профессию, я постараюсь быть именно таким человеком.

Чтобы стать хорошим врачом, нужно не только иметь искреннюю и открытую душу, но и хорошо знать анатомию и биологию — основу медицины. Фундамент этих знаний нужно закладывать уже в школе, потому что на уроках биологии и анатомии мы делаем первые шаги в знакомстве с устройством и особенностями живых организмов, их функциями и значением тех или иных органов. Именно это и связывает школьные предметы с настоящей медицинской наукой.

Профессия врача станет на службу не только другим, а мне самой. Если заболеют мои родные, близкие, соседи или друзья, я всегда смогу им помочь.

Медицина во все времена была популярной сферой человеческой деятельности, поэтому неслучайно, что конкурсы на поступление в медицинские вузы традиционно велики. Это стимул, который вызывает у меня стремление хорошо учиться.

Что же так привлекает людей в этой профессии? По моему мнению, большинство врачей выбрали свою профессию все же не из каких-то корыстных побуждений, а прежде всего, за-за желание приносить людям добро. Именно этот мотив соответствует главной сущности медицины — гуманности, а истинный врач должен в любое время оказывать помощь больным людям. Но помогать людям не так то просто и легко. И я готова ради высокой цели преодолевать трудности и не боюсь того, что в будущем меня ждет рутина повседневной работы. Я планирую стать настоящим профессионалом и обязательно получать удовольствие от своей работы.

Еще одна причина, по которой я выбрала своей будущей профессией профессию врача, это возможность раскрыть свои таланты и воплотить в своей деятельности все свои стремления. Каждый из нас от своей природы наделен каким-то талантом. Медицина — это и ремесло, и наука, и искусство. Но если науку можно изучить, а ремесло получить благодаря опыту, то искусством медицину может сделать только талантливый человек. Кроме того, у меня есть желание попробовать свои силы и внести свой вклад в борьбу со смертельными болезнями. Ведь можно назвать много талантливых врачей, которые смогли победить болезни и изобрести лекарства от заболеваний, которые раньше считались неизлечимыми.

Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Ответ на вопрос «Кем быть?» – для меня существовал уже в раннем детстве. Ещё в детстве я играла в «учительницу», усадив вокруг себя кукол, разложив журналы, детские книжки. Я составляла рассказы, придумывала сказки, объясняла своим куклам-ученикам правила. Намного позже у меня появилась подружка Таня, которая была благодарным слушателем моих мини уроков, планов, размышлений.

Мне повезло в жизни: у меня были прекрасные учителя, отличные преподаватели, наставники в педагогическом институте. Я и мои одноклассники любили и уважали всех и каждого по-своему. О каждом учителе можно сказать, как о мастере педагогического труда, как о настоящем Учителе, Воспитателе.

«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» - эти слова Н.А. Некрасова как нельзя лучше говорят о моих учителях, о той роли, которую они сыграли в моем становлении как учителя, в выборе профессии. Нет, не профессии, а призвания – быть учителем.

Как я благодарна за прекрасные уроки по литературе своей учительнице Валентине Николаевне: яркие, эмоциональные, глубокие! С уважением вспоминаю учителя математики, талантливого педагога Нину Михеевну! Тактичная, грамотная, талантливая учительница физики и мой классный руководитель – Надежда Петровна! У меня, у ученицы в сердце сохранилась светлая и добрая память о людях, о моих учителях, которые отдали нам частичку своей души, имя этим людям – Учителя.

Быстро пролетели «чудесные школьные годы». Вот и выпускной бал, я на пороге выбора профессии, самостоятельной жизни. А выбора-то не было. Было твёрдое решение – буду учителем. А ведь могла бы стать строителем: об этом мечтали мои родители, были против моего выбора – стать учителем. Но нет, не предала заветной мечты.

Я сделала свой выбор – я учитель.

Так с 1 сентября 1979 года начался отсчёт моей педагогической работы. Перелистывая в памяти страницу за страницей книгу своей учительской биографии, хочу сказать, что ни разу не пожалела о выбранном пути. А на нём было много и хорошего, и не очень приятного. Почему не пожалела? Потому что всегда была твёрдо уверена: у каждого человека в жизни может быть только одно настоящее дело. И примером для меня были всегда мои школьные учителя.

Профессия учителя – одна из самых важных на свете, я так продолжаю считать до сих пор. Ведь такая профессия – не всем по плечу. Каждый день приходится решать новые задачи. А как же иначе? Ведь каждый ученик – это личность, индивидуальность, которая никогда не повторится! Понять личностные качества, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть дверцу в мир каждого ребенка, и только потом определить тот путь, по которому ты пойдёшь. Учитель – прекрасная профессия, но я бы сказала, что это не профессия, это призвание. Учителя – особые люди. Только задумайтесь над той безграничной, колоссальной ответственностью, которую несут на своих плечах они – учителя!

Я не работаю учителем, я – учитель. Мне нравится быть учителем.
И вот спустя столько лет я по-прежнему нахожусь в школе, стою в классе, но уже не в качестве ученика. Благодаря своим наставникам я поняла, что профессия должна быть связана с воспитанием подрастающего поколения. Ведь искусство педагога состоит в том, чтобы с высот своей жизненной мудрости, опыта проникать в самые далёкие галактики детского мира, глубоко и чутко понимать ребят.

А что значит для меня, быть учителем? Быть учителем – это не только возможность чему-то научить, но ещё и возможность каждый день общаться с детьми, открывая для себя новое, интересное, неопознанное. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение, думать о своих учениках, сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность, принимать решения вместе с ними, помогать советом, слушать их рассуждения. Ведь «учитель» – это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа – это призвание, это жизнь. Для меня быть учителем – это и значит жить. Так живу - 35 лет я учитель!

Люблю своих учеников: любознательных, пытливых, сомневающихся, задающих вопросы. Учу детей слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, даже если оно во многом отличается от своего собственного. Очень важно для меня воспитывать у ребят чуткое отношение к радостям и горестям людей. Общение со своими учениками я строю на доверии, стараюсь расположить их к себе. Я помню, уважаю своих учеников: талантливых, упорных, непоседливых, Учу детей сопереживать, уважать людей. Каждый человек – уникален и неповторим. Иногда за внешней неприметностью скрывается огромное разнообразие задатков и возможностей. Задача учителя - увидеть их.

Доброжелательность, оптимистичность, уважение, сопереживание – те качества, которыми просто обязан обладать учитель. Нахожусь в постоянном поиске и корректировке собственных действий.

Мне всю жизнь везёт на хороших людей: одноклассников, учителей, учеников, родителей, коллег. Тридцать пять лет связывает меня со школой.

Ученики, ученики, ученики… Каждому отдана частичка сердца и души, за каждым - судьба, за каждого болит учительское сердце. И чем становишься старше, тем больше понимаешь своё предназначение и как учителя и как человека.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ.

«Звезда наших странствий, гори не сгорай.

Мы ищем, мы ищем потерянный рай…»

Задумывались ли мы когда-нибудь как можно определить профессию учителя, какими качествами должен обладать человек, который рискнул посвятить себя этой благородной доле?

Давайте посмотрим, сравним, попробуем провести параллели, по-доброму порассуждаем на эту тему.

По тяжести труда профессию учителя можно, наверное, сравнить с трудом шахтера, или горнового доменной печи, так как воспитание детей наших стоит не только пота, но и крови.

По эмоциональному напряжению рабочий день учителя походит, пожалуй, на сумасшедший день главного диспетчера какого-нибудь сильно перегруженного международного аэропорта в тяжелых метеоусловиях (… то взлет, то посадка, то снег, то дожди…). Но опять же - такой диспетчер до зубов вооружен сложнейшей техникой, которая помогает в его работе, учитель же может полагаться только на самого себя.

По точности подхода к делу, ювелирности и индивидуальности работу учителя можно сравнить с тончайшей работой скальпеля нейрохирурга: небольшая неточность и исправить положение уже невозможно… Но у хирурга есть возможность сотни раз промоделировать ситуацию, до мельчайших подробностей проработать ее, а душу ребенка никакому моделированию подвергнуть нельзя. Учителю тысячи раз приходится искать все новые и новые подходы, молниеносно принимать стратегические и тактические решения, тонко подбирать ключики к умам и сердцам учеников.

Высокие цели, хотя и невыполнимые, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых.

Профессия учителя, как никакая другая, вобрала в себя искренность и сердечность, ибо не до конца искреннего, бессердечного человека дети просто не примут.

Как определить значимость профессии учителя? Скорее всего, как самую необходимую, самую важную, потому что все начинается с учителя. Педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать пороков и предрассудков.

Учитель – вершитель судьбы наших детей. Сколько Кулибиных и Ломоносовых, Пушкиных и Лермонтовых взрастили талант и мудрость, эрудиция и верность профессии, благородство и, если хотите, мужество, авторитет и интеллигентность учителя

И сколько может не состояться Менделеевых и Ахматовых, Гагариных и Булгаковых от одного только неверного слова, сказанного учителем, может быть в минуту отчаяния…

Поэтому миссию учителя на земле можно сравнить с миссией самого Иисуса Христа.

«Светить всегда, светить везде

До дней последних донца.

Светить! И никаких гвоздей…»

Так давайте же скажем огромное спасибо и низко поклонимся учителю за его самоотверженный труд, всегдашнюю готовность сделать все возможное и невозможное, за его благородные стремления и вечное горение души, за истинную любовь и бескорыстное сердце. Давайте будем просто любить, уважать и всегда понимать УЧИТЕЛЯ!

С началом учебного года, дорогие наши. Успехов вам и благополучия, удачи, счастья, любви и терпения!

| 78934

«Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». Конфуций.

Как вежливый человек, сначала представлюсь: Маргарита Бакина, мама троих детей, по образованию – психолог (закончила факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова), по актуальному роду занятий – сотрудник «Лаборатории Касперского», руководитель образовательного проекта Антивирусная Школа, предназначенного для студентов и школьников. Вот теперь вы почти все про меня знаете:)

Здесь, на страницах газеты «11 класс», я бы хотела поговорить об одной из самых важных в жизни вещей – о том, как выбирать профессию. Если заявленная тема вас волнует, если вы действительно хотите узнать не кто виноват, а что делать , то уделите прочтению этой статьи несколько минут своей жизни. Кто со мной? Я начинаю!

У каждого человека наступает возраст, когда на первый план выходят два самых важных вопроса. Один из них – любовь. Второй, не менее важный, – выбор профессии. В нашу жизнь врываются советы родных и близких, размышления о будущем, оценка вузов, тесты по профориентации и т. д. и т. п.

Мне в жизни очень повезло. Почти случайно я выбрала специальность, которая вот уже 20 лет мне безумно интересна. Моя деятельность, связанная с профориентацией и развитием молодых людей, и психологическое образование позволяют представить вполне обоснованную точку зрения на задачу выбора профессии.

Чтобы не быть голословной, привлеку в качестве соавторов этого размышления моих коллег, которые, также как и я, являются организаторами стратегически важного образовательного проекта «Лаборатории Касперского» для школьников и студентов – «Антивирусная школа». Наше подразделение уникально: у моих коллег-единомышленников горят глаза, мы приходим на работу как на праздник.

КАК ЭТО БЫВАЕТ?

Давайте «подсмотрим» за тем, как молодые люди определяются с делом всей жизни. Здесь есть два вектора - то, чего хочет молодой человек, и то, чего хотят родители. К сожалению, далеко не всегда эти векторы направлены в одну и ту же сторону.

Кругозор старшеклассников, как правило, еще не достаточно широк. Они выбирают «знакомые» профессии, которые как-то были представлены в их жизни: воспитатель детского сада, учитель, врач. Романтические стереотипы рождают мечту стать летчиком или космонавтом. И, конечно, за ориентир берутся профессии родителей, которые зачастую и сами хотят, чтобы дети пошли по их стопам.

Кроме того, когда молодые люди сталкиваются с вопросом «кем быть», то вспоминают о своих школьных оценках. Вряд ли старшеклассник с тройками по географии захочет стать новым Ермаком или Беллинсгаузеном. Помимо школы существуют дополнительные занятия (музыка, танцы, художественная школа, спортивные секции), которые тоже влияют на выбор.

И, наконец, к выпускным классам в сознании закрепляется мысль о том, что надо определяться с вузом и, как следствие, будущей профессией.

Чем озабочены родители. Взгляд родителей на будущую профессию родного чада скорректирован жизненным опытом. Все хотят, чтобы, повзрослев, ребенок зарабатывал себе на кусок хлеба, да еще с маслом, икоркой и бокалом шампанского впридачу. Также родители мечтают, чтобы их дети избегали стрессов и смогли надолго сохранить здоровье.

И, наконец, родителей заботит, смогут ли они оплатить обучение своих детей, потянут ли они такой вуз, который, фактически, гарантирует высокооплачиваемую и надежную работу. А ведь все эти факторы надо увязать с личными пристрастиями своего ребенка, с его талантами и вкусами. Причем речь идет только о тех талантах, которые известны родителю (вопрос на засыпку – как часто старшее поколение может разглядеть и понять чаяния своих отпрысков?). Есть еще один мотив, который достаточно часто вплетается в рассуждения родителей - собственные нереализованные амбиции: «ох, я так хотела быть балериной! Пусть хоть дочка…»..
Весь этот клубок мыслей, в котором путаются и дети, и родители, приводит к большому количеству различных решений, действий, инвестиций времени и денег.

Ступеньки в этой лесенке, ведущей на вершину успеха, выглядят примерно так:

В школе «у нас» видны способности, например, к математике и физике!

Вывод: видимо, технарь.

В какой профессии это может пригодиться?

О! Инженером может быть!

Где этой профессии обучают?

Кажется, лучше всего в вузе NNN !

Как там организовано последующее трудоустройство/куда потом можно устроиться на работу?...

Думая о справедливости подобной логики, у меня сразу возникает масса вопросов:

Кто сказал, что если учитель хвалит, то именно в этом предмете и есть смысл искать будущее?

Кто сказал, что «пятерки» в восьмом классе по физике означают, что именно в этой науке у человека и есть талант?

Что делать отличнику? Куда бежать?

Как решить – технарь или гуманитарий?

Означает ли, что троечник обречен на НЕобеспеченную жизнь?

Если математика, например, не приносила радости в школе, значит ли это, что она не способна стать любимой областью знаний в будущем?..

Да и вообще, каждая ступенька этой лестницы кажется мне отдельным этапом, а не единой дорогой на пути к успешному будущему. Предлагаю пойти другим путем. И начать – с конца.

РЕЦЕПТ ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ

Шаг 1.
Первое, что нужно осознать – работать вы будете всю жизнь . Каждый день, по 8 часов (минимум)… 40-50 лет! Устройтесь поудобнее, закройте глаза и поразмышляйте о том, какие действия лично ВАМ уже сейчас приносят радость и удовольствие, даже если они длятся долго? Лично я могу бесконечно общаться с людьми! Мне это в радость! Я от этого не устаю никогда. Лично, по телефону, по электронной почте, в аське, в социальных сетях и т. д.

А что можете бесконечно долго делать вы? ЧТО ЛИЧНО ВАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ, если отменить все наши «ДОЛЖЕН/ДОЛЖНА»? Тоже общаться с людьми? Решать сложные задачки? Разглядывать цветы? Соединять химические вещества, чтобы получить неожиданный эффект? Отвечать на вопросы – почему этот человек поступает именно так, а не иначе? Раскапывать информацию? Разбирать велосипед? Чинить старый видеомагнитофон? Слушать музыкальные новинки? Причесывать всех, кто готов подставить вам свою голову? Раскрашивать солдатиков? Придумывать новые фасоны одежды?..

Юрий Секин, 25 лет, бывший военный, технический специалист проекта «Антивирусная школа – новый источник IT-знаний», решающий все вопросы, связанные с сайтом av- school. ru:

«Выбор профессии – это очень важное решение в жизни каждого человека. Примерно треть вашей жизни будет отдано работе. А теперь представьте, что вы будете заниматься каким-либо делом, которое вам не нравится или, что еще хуже, вызывает отвращение.

Каждый будний день вы будете вставать с мыслью «Какой ужас, опять на работу!». Важно понимать, что работа должна быть по душе именно вам. Не маме, не папе, не дедушке с бабушкой, а именно ВАМ! Только в этом случае вы достигнете больших высот и, как следствие, желаемое денежное вознаграждение, а очередной рабочий день не будет нести негатив. Лично для меня самое главное на работе – это разнообразие задач. Мне интересно приходить на работу, так как каждый новый день несет что-то новое. Желаю и вам найти по-настоящему свою профессию».

Шаг 2.
Второе, что каждому из нас полезно было бы сделать – изучить себя и знать, какие у нас есть способности и возможности. Подумать, понаблюдать и сделать список, в который полезно было бы включить еще и то, чему мы хотим научиться. И тогда у нас постепенно начнет вырисовываться ответ на вопрос - а что я могу ? Когда мы делаем то, что у нас получается, мы горды собой, наша самооценка повышается, каждый следующий успех позволяет подниматься на следующую высоту. Мы ХОТИМ делать то, что у нас ПОЛУЧАЕТСЯ!

Шаг 3.
Третье – давайте оглядимся по сторонам и узнаем, в какой профессии лучше всего могут быть представлены наши «хочу» и «могу», поговорим с теми, кто уже работает по этой специальности. И после этого начнем поиски того учебного заведения, который даст нам необходимые формальные знания, профессиональную среду для развития!

Шаг 4.
Четвертое, почти самое главное, - давайте расскажем о своих размышлениях, поисках, желаниях и осознаниях тем людям, которые не меньше, а, возможно, даже больше нас самих озадачены нашим будущим – родителям! Не исключаю, что, подробно поговорив об этом с родителями, вы станете единой командой и достигнете наилучшего результата, соединив ваши «хочу», «могу» с родительским опытом, возможностями и желанием сделать «чтобы ребенок был счастлив». Вы, кстати, знаете, что большинства проблем и страданий можно избежать, если РАЗГОВАРИВАТЬ друг с другом?

Светлана Гулуа, бесценный член команды «Антивирусной школы», именно благодаря Светлане уже существует первая часть четырехтомного «Толкового словаря Лаборатории Касперского», автором которого можете стать и ВЫ:

Самое главное, что нужно понять и сделать для того, чтобы не промахнуться с выбором профессии - это уметь слушать и понимать себя. Лично для меня в работе самое главное – это улыбающиеся лица и технически прокачанные мозги, “моих маленьких любителей компьютеров”, к которым мы имеем прямое отношение.

Чтобы ходить на работу как на праздник, нужно заниматься делом, которое тебе интересно и в котором тебя ценят. Если неправильно выбрать себе дело - работа становится рутиной, единственным плюсом которой, может быть только заработок. Никогда не поздно осознать свою ошибку и начать всё сначала.

И вот теперь мне хотелось бы в нескольких словах сказать о том, что я часто вижу примеры, когда люди круто меняют свой путь и… получают новое образование, начинают новую деятельность, осваивают новые области знания. Недавно, встречаясь со взрослыми, состоявшимися людьми, своими однокурсниками, мы вдруг обнаружили, что большинству из нас хочется освоить что-то принципиально новое. Например, кандидату психологических наук страшно хочется научиться… программировать!

У Станислава Шевченко, руководителя отдела образования «Лаборатории Касперского» целых три высших образования: техническое, управленческое и психологическое! Каждое из них он получал тогда, когда появлялась необходимость в новых знаниях. И это наш руководитель, вдохновитель, капитан и друг, ведущий за собой всю команду!

Ежедневно и ежечасно общаясь со старшеклассниками и студентами в нашем проекте, одна из целей которого – подбор и подготовка кадров на ключевые позиции в «Лабораторию Касперского», мы делаем сразу несколько, на наш взгляд, полезных вещей:

Помогаем ребятам «узнать себя»;

Развиваем в участниках проекта новые качества, облегчающие путь к самореализации;

Знакомим с горестями-радостями технических профессий;

Создаем и поддерживаем среду, в которой есть возможность обрасти командой единомышленников, друзей и опытных наставников;

Даем новые технические знания в области информационных технологий и компьютерной безопасности, защищающие и укрепляющие в интернет пространстве пользователя ПК;

. «ведем за руку» к началу профессиональной жизни…

Мы, как организаторы проекта, знаем, что дело наше нужное, важное, успешное, и это дает нам новые силы и открывает для вас новые возможности! Смело ищите себя и свой путь! Смотрите на мир широко открытыми глазами! Учитесь рассказать о своих потребностях и корректно отстоять принципиальные для вас вещи! Главное – обдуманно двигайтесь вперед в СВОЕ будущее! И НЕ БОЙТЕСЬ ОШИБИТЬСЯ! Даже если вы ошибетесь, не бойтесь принять решение и найти новое дело, новую профессию, новое пространство, в котором вы снова обретете радость и блеск в глазах!

А еще у меня просьба ко всем читателям газеты «11 класс» – напишите мне о том, что Вы думаете по этому вопросу. Надеюсь, у нас будет еще возможность «поговорить» о важных и вещах, которые волнуют вас. Чтобы наши будущие материалы помогали решению жизнеопределяющих задач – нам нужен контакт с вами: ваши вопросы, ваши предложения, ваши отзывы и пожелания.

Детям часто задают традиционный вопрос: «кем ты хочешь быть, когда вырастешь»? Но в пять лет можно позволить себе и фантазию, и мечту, и грандиозные планы — все кажется осуществимым, а времени еще более чем достаточно. Лет в шестнадцать вдруг выясняется, что все в детстве, многие планы оказались неосуществимыми, а выбор строго регламентирован, ограничен и даже более того — его почти и нет. Но все не так печально, как принято думать в нынешние времена. Давайте попробуем развеять все возможные мифы о выборе профессии и построить более-менее понятный алгоритм выбора.

«Я — бездарность, у меня ни к чему нет способностей»

На самом деле бездарностей нет, есть те, кто занимается не своим делом. И если вы не хотите пополнить ряды таковых, постарайтесь сначала найти какие-то общие ориентиры. К примеру, вы — гуманитарий или технарь? А может, вам ближе естественные науки? Или вас тянет к искусству? Если вы поняли, например, что вы склонны к гуманитарным наукам и при этом интересуетесь искусством — выбирайте как можно более широкую тематику обучения — искусствоведение, философию, историю. Пока вы будете учиться и узнавать что-то новое, ваша собственная ниша сформируется, и вы либо выберете узкую специализацию, либо перейдете на другой, более конкретный факультет, либо впоследствии получите второе образование. А первое точно не будет лишним. Общая культура еще никому не мешала, как и корочка об окончании вуза. И жизнь никогда не стоит на месте: даже тот, кто уже давно выбрал профессию и работает, все равно периодически меняет направления работы, учится чему-то новому, повышает квалификацию. А порой и в смежные области.

Стоит ли думать, что выбор должен свершиться один раз и окончательно? И что все ваши способности уже раскрыты к семнадцати годам? Вряд ли. Скорее, это пожелание общества, родителей, тех, кому по тем или иным причинам удобна была бы предсказуемость вашего поведения, выбора, линейность вашего жизненного процесса. Но человек — существо, которое постоянно меняется. И вы не обязаны вечно быть верным выбору, который вы делаете в очень юном и еще мало осознанном возрасте.

«Этим не заработать»

Много зарабатывает тот, кто талантливо делает свое дело. А для этого нужно одно условие: дело надо любить. Если вы не любите его, вы никогда не подниметесь выше среднего уровня. И не важно, что вы делаете — рисуете макеты для книжных обложек или продаете оргтехнику. И даже если вы «всего лишь» ремонтируете обувь, по характеру и результату вашей работы будет заметно, любите вы ее или нет.

Если вы любите свое дело — вы всегда будете обеспечены. Причин тому масса — это и качество работы, которое в случае вашей заинтересованности возрастет в несколько раз по сравнению с теми, кто «просто работает», и психологический комфорт — ведь обращающиеся к вам люди будут чувствовать вашу любовь к работе и постараются поддерживать связь именно с вами, и работоспособность, которая в случае любимого дела всегда будет у вас высокой.

Деньги дает любовь к работе, а не ее престиж или мода. Напротив, нелюбимое дело, даже если оно модно и престижно, будет выкачивать из вас силы, нервы, раздражать, отпугивать клиентуру, снижать качество… И при этом треть жизни мы проводим именно на работе. Стоит ли пренебрегать любовью к выбранной профессии?

«Уже поздно»

Обычно такие вещи мне приходилось слышать от тех, кто искренне увлечен спортом, музыкой или танцами. Действительно, этим принято начинать заниматься с детства. Но не все так просто и однозначно. Вместо рассуждений я приведу примеры из реальной жизни.

Мой сокурсник по философскому факультету курсе на третьем нешуточно увлекся восточными единоборствами. Он начал серьезно заниматься, съездил в Китай на стажировку и до сих пор зарабатывает на жизнь именно этим, хотя параллельно закончил аспирантуру. И плохим тренером его не назовешь. Другой мой знакомый, имея в руках профессию юриста, поступил в музыкальный институт в тридцать лет. И сейчас весьма востребован как певец. А профессия адвоката всегда даст ему кусок хлеба в случае творческих застоев.

У каждого человека в этом мире есть своя ниша, ее надо просто грамотно нащупать. Не обязательно становиться лауреатом международных конкурсов или олимпийским чемпионом, достаточно найти свою аудиторию, свой контингент «потребителей». Рецепт прост: надо делать. Делать то, что нравится, учиться тому, что интересно. И искать свой круг, в котором ваши старания будут востребованы. А к каким высотам это приведет — вопрос только вашего таланта и трудоспособности. Если есть и то и другое — вы непременно найдете себя в том, что вам сейчас кажется «упущенным».

«У меня нет возможности»

Предположим, вас искренне тянет к юриспруденции. Но вот беда: у вас нет «блата» и , чтобы оплатить обучение в коммерческом вузе. Но это еще не значит, что все потеряно. Подойти к решению этой проблемы можно с другого конца: нужно заинтересовать в себе тех, кто поможет вам учиться: коммерческую структуру или государство. А заинтересовать можно только работой: в милиции — если вы больше надеетесь на государство, или в любой юридической конторе — если к государству нет доверия. В любом случае вы начнете с работы «на подхвате», но если проявите сообразительность, способности и интерес к специальности, вы можете надеяться на продвижение, включающее кредит на обучение. Преданные кадры нужны всегда любой структуре. И это на значит «пожизненная кабала». Часто контракт на обучение предполагает работу сотрудника на компанию в течение трех лет. Это не так уж и много. Потом вы, при желании, вольны сменить компанию.

Не стоит слишком сильно ломать свой характер под требования социума: если вы не слишком общительны, то профессия, требующая постоянного контакта с большим количеством людей — не для вас. И даже если вы стремитесь к славе, помните: она приходит независимо от степени вашей коммуникабельности.

Известный пианист Глен Гульд не раз признавался в своей замкнутости и необщительности. И он откровенно не любил выступать на публике. Но слава и признание его все равно догнали — в силу таланта и работоспособности.

Попытка подогнать себя под какой-то стандарт приведет только к неврозу, но никак не к успеху. Учитывайте ваши склонности и личные качества — например, не всегда и не везде нужны «заводилы». И если вы медлительны, но точны, вы можете стать незаменимым помощником любого руководителя. Если же вы — генератор идей, то не стоит рассчитывать, что вам удастся успешно проработать всю жизнь под чьим-то контролем: выбирайте творческую профессию, в которой вы будете сами выстраивать свой график работы. Или учитесь тому, что даст вам возможность организовать свое дело. Если у вас бурный темперамент — работа должна быть динамичной, неважно — физическая это динамика, или умственная. Если же вы не чувствуете в себе напора энергии — не стремитесь к ответственным постам и работе, в которой есть масса непредсказуемого: вы только зря измотаете себя. Людям с устойчивыми биоритмами тоже стоит прислушаться к себе: и жаворонкам и совам в наше время можно найти подходящую нишу. И если вы начинаете болеть от подъемов в семь утра — стоит подумать заранее, какая профессия обеспечила бы вам возможность жить по вашему собственному расписанию.

В заключение хочется сказать: в этом мире для каждого человека есть свое место. И чем меньше вы опираетесь на общепринятые мерки и шаблоны, чем глубже вы заглядываете в самого себя, чем больше вы себе доверяете — тем выше шанс это место найти. Неуверенность и стадные чувства погубили немало талантов.

Естественно, пока вы молоды, вы будете делать ошибки. Однако вопреки распространенному мнению, никто еще на чужих ошибках не научился.

И делать их в двадцать куда естественнее и понятнее, чем в сорок. Поиск — нормальное состояние молодого человека. И не надо бояться пробовать себя в разных областях, набираться опыта и на его основе решать, какой путь выбрать. Только так вы не будете жалеть о своем выборе.