Что такое памфлет в литературе определение. Значение слова памфлет. Библиография на русском языке

Значение слова Памфлет по Ефремовой:
Памфлет - Художественно-публицистическое произведение сатирического - нередко полемического - характера, направленное против какого-л. политического или общественного явления или отдельного лица.

Значение слова Памфлет по Ожегову:
Памфлет - Злободневное острое, обычно небольшое сочинение обличительного, политического характера

Памфлет в Энциклопедическом словаре:
Памфлет - (англ. pamphlet) - злободневное публицистическое произведение,цель и пафос которого - конкретное гражданское, преимущественносоциально-политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается схудожественной сатирой. Памфлетность может проникать в различныехудожественные жанры (роман-памфлет; пьеса-памфлет).

Значение слова Памфлет по словарю Ушакова:
ПАМФЛЕТ , памфлета, м. (фр. pamphlet). Произведение (статья, брошюра и т. п.) злободневного характера, направленное против какого-н. лица, общественного или политического явления и т. п.

Значение слова Памфлет по словарю Даля:
Памфлет
м. англ. сильно нападающая на что, либо отстаивающая что статья, отпечатанная отдельной книжечкой, тетрадкой. Памфлетист, писатель ее.

Значение слова Памфлет по словарю Брокгауза и Ефрона:
Памфлет (англ., от palme-feuillet - листок, который держат в руке) - термин не вполне определенного содержания, обыкновенно обозначающей небольшое литературное произведение публицистического и чаще всего вызывающе-личного характера. Предмет П. - нападение на политический или общественный строй, в его характерных явлениях или в лице его выдающихся, всем известных представителей. В противоположность сатире, П. редко касается общего состояния нравов и не пользуется художественными обобщениями; объект его критики - определенные, реальные факты и люди; отвлеченная мораль сатиры сменяется в П. резко выраженным практическим взглядом на политическую жизнь страны. Ввиду того, что П. рассчитан не на избранных читателей, а на массу, изложение в нем общедоступно, горячо и сжато. Не предполагая в читателе никаких предварительных размышлений и сведений о данном вопросе, памфлетист обращается только к простому здравому смыслу. Он, однако, не рассчитывает на спокойное, объективное рассуждение публики; его цель - общественная сенсация, беспокойство, пробуждение недовольства. Произведение по преимуществу боевое, созданное в минуту и для целей политической борьбы, П. чаще всего чужд соображению беспристрастия и умеренности, не считает нужным щадить врага и следует правилу: на войне все средства хороши. Но П. резко отличается от пасквиля (см.) как своей основной целью, так и тем, что касается не личной жизни известного лица, а общественной стороны его деятельности. Краткость - настолько характерная, хотя и внешняя черта П., что произведение размерами больше брошюры уже не носит названия П. На незначительные размеры П. указывает также его немецкое название Flugschrift, т. е. летучий листок. В политической истории Запада П. занимает видное и своеобразное место; ему посвящали свое перо самые выдающиеся представители воинствующей литературы. Число их значительно умножилось бы, если бы стали известны авторы многих замечательных П., скрывшиеся, по понятным причинам, под анонимами и псевдонимами. Мощное развитие литература П. получает в эпоху Возрождения, когда так наз. инвективы были лучшим оружием в руках гуманистов, явившись также прототипом новой публицистики. Достаточно назвать такие образцы П. этого времени, как "Похвала глупости" Эразма Роттердамского и "Epistolae obscurorum virorum" позднее - "Lettres provinciales" Паскаля. К П. прибегали такие представители новых течений, как Петрарка, Поджио и Валла в Италии, Вимпфелинг, Пиркгеймер, Гуттен, Меланхтон и сам Лютер в Германии. В Англии литература П. развивается особенно в бурную эпоху XVII-XVIII ст., когда их писали Мильтон, Свифт, Даниель Дефо, Борк и анонимный автор знаменитых "Писем Юниуса". Вся политическая история Франции находит себе яркое выражение в богатейшей литературе П., от Рабле, Скалигера, Этьена Доле в эпоху Возрождения, "Менипповой сатиры" (см.), во время лиги, "мазаринад" во время фронды до "короля памфлетистов" Вольтера и публицистов революции - Сийеса, Камилла Демулена, Мирабо. Реставрация нашла своего памфлетиста в лице классика политического П. Поля-Луи Курье (по-русски "Сочинения", изд. Пантелеева СПб., 1897), монархия Луи Филиппа - в лице де Корменена, вторая империя и третья республика - в лице Рошфора. По истории франц. П. см. Leber, "Les Pamphlets de Fran çois I à Louis XIV" (Л., 1834). Классическая страна П. - Германия, где главным образом вследствие цензурного гнета, долго тяготевшего над повременной печатью, вопросы дня издавна обсуждались в отдельных летучих листках и брошюрах (Берне и "Молодая Германия"). В итал. литературе нового времени замечательны П. Джусти и Леопарди. В России, при отсутствии политической жизни, почти отсутствует литература памфлетов. Форма брошюры вообще у нас не популярна и сколько-нибудь влиятельные писатели редко прибегают к ней, предпочитая вести проповедь своих идей путем журнальных статей. Некоторые образцы подпольных П. XVIII в. см. в ст. П. П. Лыжина, "Два П. времен Анны Иоанновны" ("Изв. II отдел. Имп. акд. наук", 1858, VII). Ар. Г-д.

Определение слова «Памфлет» по БСЭ:
Памфлет (англ. pamphlet)
публицистическое произведение, непосредственная цель и пафос которого - конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение; обычно небольшое по объёму. Как жанр публицистики П.- «эпиграмматическое произведение»
(Ф. Энгельс) - обнажённо тенденциозен и предназначен для прямого воздействия на общественное мнение; его стиль отличается броской афористичностью, ораторскими интонациями, образностью характеристик, экспрессией (ему присущи как Ирония, сгущенная до Сарказма, так и патетика). Нарочито оскорбительный, карикатурно искажающий П. принято называть пасквилем.
П. как таковой появился в пору Позднего Возрождения, в эпоху Реформации (хотя близкие П. публицистические произведения создавались ещё в эпоху античности, например «Лжец...» Лукиана); широкий резонанс имели памфлеты М. Лютера, Эразма Роттердамского, Т. Мурнера. По мере усиления политической направленности религиозных коллизий П. насыщался социальным содержанием; таковы многочисленные образцы П. времён Английской революции 17 в. (Дж. Мильтон, Дж. Лилберн, Дж. Уинстэнли), а позже - памфлеты Д. Дефо и Дж. Свифта. В эпоху Просвещения П. (в первую очередь у Вольтера) стал сильным политическим оружием энциклопедистов, а затем деятелей Великой французской революции (знаменитый П. «Что такое третье сословие» Сьейеса).
Среди многочисленных образцов П. 19-20 вв. можно назвать «Памфлет о памфлетах» (1824) П. Л. Курье, «Менцель-французоед» (1837) Л. Берне, «Современные памфлеты» (1850) Т. Карлейля,
«Наполеон Малый» (1852) В. Гюго, «Я обвиняю» (1898) Э. Золя, антифашистские памфлеты Г. Манна и Э. Э. Киша, «Левацкий шик» (1971) Т. Уолфа и др.
В России авторами П. выступили А. Н. Радищев (отдельные главы «Путешествия из Петербурга в Москву», 1790), В. Г. Белинский («Письмо к Н. В. Гоголю», 1847), А. И. Герцен, Д. И. Писарев, народники, Л. Н. Толстой («Не могу молчать»).
Образцы П., обличающих противников социалистической идеологии, создали К. Маркс («Господин Фогт»), В. И. Ленин («Памяти графа Гейдена»), П. Лафарг, А. В. Луначарский и М. Горький.
Памфлетность выступает характерной чертой тех остросатирических, разоблачительных художественных произведений, которые обнажают и выдвигают на первый план идейно-политические установки автора, непосредственно подчиняющие пародийно-обличительному заданию всю образную структуру произведения (в таких случаях приняты обозначения «роман-П.», «пьеса-П.», «П.-очерк» и т. д.).
Таковы многие утопические (начиная с «Утопии» Т. Мора) и антиутопические романы (в том числе «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Прекрасный новый мир» О. Л. Хаксли),
«Помпадуры и помпадурши» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта, «Трест Д. Е.» И. Г. Эренбурга, очерки В. В. Маяковского «Моё открытие Америки» и его стихи о «советских помпадурах»,
роман «У нас это невозможно» (1935) С. Льюиса.
Лит.: Озмитель Е., Советская сатира. Семинарий, М.- Л., 1964; Бурлак Л., Публицистический роман, Саратов, 1970; Waugh A., The pamphlet library, v. 1-4, L., 1897-98.
В. А. Калашников.

Памфлет (англ. pamphlet), публицистическое произведение, непосредственная цель и пафос которого - конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение; обычно небольшое по объёму. Как жанр публицистики П.- «эпиграмматическое произведение» (Ф. Энгельс) - обнажённо тенденциозен и предназначен для прямого воздействия на общественное мнение; его стиль отличается броской афористичностью, ораторскими интонациями, образностью характеристик, экспрессией (ему присущи как ирония , сгущенная до сарказма , так и патетика). Нарочито оскорбительный, карикатурно искажающий П. принято называть пасквилем .

П. как таковой появился в пору Позднего Возрождения, в эпоху Реформации (хотя близкие П. публицистические произведения создавались ещё в эпоху античности, например «Лжец...» Лукиана); широкий резонанс имели памфлеты М. Лютера , Эразма Роттердамского , Т. Мурнера . По мере усиления политической направленности религиозных коллизий П. насыщался социальным содержанием; таковы многочисленные образцы П. времён Английской революции 17 в. (Дж. Мильтон , Дж. Лилберн , Дж. Уинстэнли ), а позже - памфлеты Д. Дефо и Дж. Свифта . В эпоху Просвещения П. (в первую очередь у Вольтера) стал сильным политическим оружием энциклопедистов , а затем деятелей Великой французской революции (знаменитый П. «Что такое третье сословие» Сьейеса). Среди многочисленных образцов П. 19-20 вв.(века) можно назвать «Памфлет о памфлетах» (1824) П. Л. Курье, «Менцель-французоед» (1837) Л. Берне, «Современные памфлеты» (1850) Т. Карлейля, «Наполеон Малый» (1852) В. Гюго, «Я обвиняю» (1898) Э. Золя, антифашистские памфлеты Г. Манна и Э. Э. Киша, «Левацкий шик» (1971) Т. Уолфа и др.

В России авторами П. выступили А. Н. Радищев (отдельные главы «Путешествия из Петербурга в Москву», 1790), В. Г. Белинский («Письмо к Н. В. Гоголю», 1847), А. И. Герцен, Д. И. Писарев, народники, Л. Н. Толстой («Не могу молчать»). Образцы П., обличающих противников социалистической идеологии, создали К. Маркс («Господин Фогт»), В. И. Ленин («Памяти графа Гейдена»), П. Лафарг, А. В. Луначарский и М. Горький.

Памфлетность выступает характерной чертой тех остросатирических, разоблачительных художественных произведений, которые обнажают и выдвигают на первый план идейно-политические установки автора, непосредственно подчиняющие пародийно-обличительному заданию всю образную структуру произведения (в таких случаях приняты обозначения «роман-П.», «пьеса-П.», «П.-очерк» и т. д.). Таковы многие утопические (начиная с «Утопии» Т. Мора) и антиутопические романы (в том числе «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Прекрасный новый мир» О. Л. Хаксли), «Помпадуры и помпадурши» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта, «Трест Д. Е.» И. Г. Эренбурга, очерки В. В. Маяковского «Моё открытие Америки» и его стихи о «советских помпадурах», роман «У нас это невозможно» (1935) С. Льюиса.

Лит.: Озмитель Е., Советская сатира. Семинарий, М.- Л., 1964; Бурлак Л., Публицистический роман, Саратов, 1970; Waugh A., The pamphlet library, v. 1-4, L., 1897-98.

В. А. Калашников.

(англ. pamphlet )

злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого - конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение

Культурология. Словарь-справочник

(англ. рamphlet ) – злободневное сатирическое произведение, цель которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение . Публицистичность нередко сочетается с художественными достоинствами.

Словарь лингвистических терминов

(англ. pamphlet) Один из жанров публицистического стиля, активно вбирающий в себя элементы художественного стиля: на стыке стилей появляются смешанные жанры, например: роман-П.;

злободневное публицистическое произведение, высмеивающее в резкой, обличительной форме известное в обществе лицо или явление общественной жизни.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(англ. pamphlet) - злободневное, преимущественно публицистического характера произведение, цель и пафос которого - конкретное, гражданственное, социально-политическое обличение.

Рб: роды и жанры литературы

Род: публицистические жанры

Эст: сатирическое

Асс: фельетон

Перс: Эразм Роттердамский, А. Радищев, Д. Свифт, А. Герцен, Вольтер, М. Салтыков-Щедрин, Марк Твен, М. Горький, А. Франс, И. Эренбург, О. Генри

* "Памфлет бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет ее конкретных, чаще всего влиятельных представителей. В качестве главных изобразительных средств в памфлете используется ирония , сарказм" (А.С. Сулейманов). *

Энциклопедический словарь

(англ. pamphlet), злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого - конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение . Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (роман-памфлет; пьеса-памфлет).

Словарь Ожегова

ПАМФЛЕ Т, а, м. Злободневное острое, обычно небольшое сочинение обличительного, политического характера.

| прил. памфлетный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

м.
Художественно-публицистическое произведение сатирического - нередко
полемического - характера, направленное против какого-л. политического или
общественного явления или отдельного лица.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(англ., от palme-feuillet - листок, который держат в руке) - термин не вполне определенного содержания, обыкновенно обозначающей небольшое литературное произведение публицистического и чаще всего вызывающе-личного характера. Предмет П. - нападение на политический или общественный строй, в его характерных явлениях или в лице его выдающихся, всем известных представителей. В противоположность сатире, П. редко касается общего состояния нравов и не пользуется художественными обобщениями; объект его критики - определенные, реальные факты и люди; отвлеченная мораль сатиры сменяется в П. резко выраженным практическим взглядом на политическую жизнь страны. Ввиду того, что П. рассчитан не на избранных читателей, а на массу, изложение в нем общедоступно, горячо и сжато. Не предполагая в читателе никаких предварительных размышлений и сведений о данном вопросе, памфлетист обращается только к простому здравому смыслу. Он, однако, не рассчитывает на спокойное, объективное рассуждение публики; его цель - общественная сенсация, беспокойство, пробуждение недовольства. Произведение по преимуществу боевое, созданное в минуту и для целей политической борьбы, П. чаще всего чужд соображению беспристрастия и умеренности, не считает нужным щадить врага и следует правилу: на войне все средства хороши. Но П. резко отличается от пасквиля (см.) как своей основной целью, так и тем, что касается не личной жизни известного лица, а общественной стороны его деятельности. Краткость - настолько характерная, хотя и внешняя черта П., что произведение размерами больше брошюры уже не носит названия П. На незначительные размеры П. указывает также его немецкое название Flugschrift, т. е. летучий листок. В политической истории Запада П. занимает видное и своеобразное место; ему посвящали свое перо самые выдающиеся представители воинствующей литературы. Число их значительно умножилось бы, если бы стали известны авторы многих замечательных П., скрывшиеся, по понятным причинам, под анонимами и псевдонимами. Мощное развитие литература П. получает в эпоху Возрождения, когда так наз. инвективы были лучшим оружием в руках гуманистов, явившись также прототипом новой публицистики. Достаточно назвать такие образцы П. этого времени, как "Похвала глупости" Эразма Роттердамского и "Epistolae obscurorum virorum" позднее - "Lettres provinciales" Паскаля. К П. прибегали такие представители новых течений, как Петрарка, Поджио и Валла в Италии, Вимпфелинг, Пиркгеймер, Гуттен, Меланхтон и сам Лютер в Германии. В Англии литература П. развивается особенно в бурную эпоху XVII-XVIII ст., когда их писали Мильтон, Свифт, Даниель Дефо, Борк и анонимный автор знаменитых "Писем Юниуса". Вся политическая история Франции находит себе яркое выражение в богатейшей литературе П., от Рабле, Скалигера, Этьена Доле в эпоху Возрождения, "Менипповой сатиры" (см.), во время лиги, "мазаринад" во время фронды до "короля памфлетистов" Вольтера и публицистов революции - Сийеса, Камилла Демулена, Мирабо. Реставрация нашла своего памфлетиста в лице классика политического П. Поля-Луи Курье (по-русски "Сочинения", изд. Пантелеева СПб., 1897), монархия Луи Филиппа - в лице де Корменена, вторая империя и третья республика - в лице Рошфора. По истории франц. П. см. Leber, "Les Pamphlets de Fran çois I à Louis XIV" (Л., 1834). Классическая страна П. - Германия, где главным образом вследствие цензурного гнета, долго тяготевшего над повременной печатью, вопросы дня издавна обсуждались в отдельных летучих листках и брошюрах (Берне и "Молодая Германия"). В итал. литературе нового времени замечательны П. Джусти и Леопарди. В России, при отсутствии политической жизни, почти отсутствует литература памфлетов. Форма брошюры вообще у нас не популярна и сколько-нибудь влиятельные писатели редко прибегают к ней, предпочитая вести проповедь своих идей путем журнальных статей. Некоторые образцы подпольных П. XVIII в. см. в ст. П. П. Лыжина, "Два П. времен Анны Иоанновны" ("Изв. II отдел. Имп. акд. наук", 1858, VII).

Ар. Г-д.

англ. ед. ч. - pamphlet, от "Pamphilius" - лат. назв. популярной в 12 в. комедии) - остро-полемическое, злободневное, обычно краткое, яркое по форме произведение, направленное против политич. строя в целом или отдельных его сторон, против той или иной обществ. группы, партии, правительства, отдельного лица или явления в обществ., политич. или культурной жизни. П. - один из видов письм. ист. источников, значение к-рого особенно велико для изучения истории обществ. и политич. мысли тех периодов, когда происходило обострение политич. борьбы, - именно в такие периоды П. получают широкое распространение. В них находит яркое выражение борьба политич. партий и направлений. Зародившись в условиях бурной политич. борьбы в античных городах-государствах (напр., "Филиппики" Демосфена), изредка встречаясь в период классич. ср.-вековья (напр., во время борьбы за инвеституру), П. как вид публицистики получил распространение с 15 и особенно с 16-17 вв. (термин "П." впервые употреблен в соч. англ. церк. деятеля Ричарда де Бери "Philobiblon", 1344). Распространению памфлетной лит-ры способствовало изобретение книгопечатания (сер. 15 в.). П., выходившие первоначально в виде листовок, "летучих листков" (нем. Flugbl?tter), были предшественниками газет, выполняя не только пропагандистские, но и информац. функции. К форме П. обращались мн. итал. гуманисты (Филельфо, Пьетро Аретино и др.). Значит. расцвета достигает памфлетная лит-ра в эпоху Реформации и Крест. войны 1524-25 в Германии ("Похвальное слово глупости" Эразма Роттердамского, памфлеты Гуттена, "Письма темных людей" и др.), в период Тридцатилетней войны 1618-48. Во Франции широкое распространение П. связано с т. н. религ. войнами 16 в. (П. монархомахов), с событиями Фронды (мазаринады). Блестящего расцвета памфлетная публицистика достигает в эпоху бурж. революций 17-18 вв. Во время англ. революции огромную роль сыграли памфлеты Мильтона, Лилберна, Уинстэнли; появлялись многочисл. анонимные П. (за 20 лет - с 1640 по 1660 - в Англии было выпущено св. 25 тыс. различных П.). Памфлеты Д. Дефо ("Чистокровный англичанин", 1701, "Кратчайший способ расправы с диссидентами", 1702, и др.), Свифта ("Сказки о бочке", 1704, "Письма суконщика", 1724) ярко отражают политич. и обществ. жизнь Англии нач. 18 в. Памфлеты Вольтера, Дидро, Гольбаха и др. франц. просветителей сыграли заметную роль в подготовке Великой франц. революции, а памфлеты Сийеса, Мирабо, К. Демулена, Марата и др. стоят в центре публицистики самой революции. В России близкие П. соч. впервые появляются в публицистике 16 в., отражающей религ.-политич. борьбу. Наибольшее развитие этот жанр приобрел в сфере вольной рус. прессы 2-й пол. 19 в., напр. памфлеты Герцена (термин "П." входит в рус. лит. яз. с 20-30-х гг. 19 в.). В 19-20 вв. П. часто переносятся на страницы газет и преим. являются оружием политич. борьбы радикальных бурж. элементов и мелкобурж. демократов (П. Поля Луи Курье, де Корменена, А. Рошфора во Франции, Л. Берне и Г. Гейне в Германии, П. в связи с "законами о бедных" и "хлебными законами" в Англии и др.) либо революц. пролетариата ("Шеллинг - философ во Христе..." Ф. Энгельса, "Господин Фогт" и др. памфлеты К. Маркса, "Пий IX в раю" и др. памфлеты П. Лафарга, "Пролетарская революция и ренегат Каутский" В. И. Ленина, "Русский царь", "Город желтого дьявола" и др. М. Горького). Яркие образцы сов. памфлетной лит-ры дали М. Кольцов, Я. Галан и др. публицисты. Большое обществ. звучание получили антифаш. П. Лит.: Библиотека политич. памфлетов. Франц. памфлеты XIX в., СПБ, 1906; (Davies М.), Critical history of pamphlets..., pt 1, L., 1715; Waugh A., The pamphlet library, v. 1-4, L., 1897-98; Hunt R. N. C., Some pamphlets of the revolt of the Netherlands against Spain, "The English Historical Review", 1929, v. 44, No 175; Leber C., De l´?tat r?el de la presse et des pamphlets, depuis Fran?ois I Jusqu´а Louis XIV..., P., 1834; Scheible J., Die fliegenden Bl?tter des 16. und 17. Jahrhunderts, Stuttg., 1850; Courier P. L., Pamphlet des pamphlets, P., 1824. Б. И. Рыськин. Москва.

Сегодня мы поговорим о слове "памфлет". Значение его будет подробно описано далее. Речь идет о разновидности художественно-публицистического произведения. Обычно он направлен против действующего политического строя либо отдельных его сторон.

Специфика

Памфлет - жанр, который часто противопоставлен определенной общественной группе, партии, правительству. Подобные произведения зачастую разоблачают отдельных представителей общества. Памфлет имеет схожее значение с художественной литературой, а его автор во многих случаях мало чем отличается от писателя. Первый пытается показать отдельную человеческую фигуру, а второй стремится разработать характер. Негативная направленность, характеризующая этот жанр, его установка в сторону отрицания, разоблачения, осмеяния, роднит его с сатирическими видами литературы. Здесь встречается полемика, а также ирония.

Отражение действительности

Чтобы в полной мере понять, что такое памфлет, следует помнить, что он имеет в виду конкретное лицо и определенные факты. В нем исключен вымысел. Художественная манера автора подобного произведения усложняется особенностями сатиры, а также различными видами гиперболизации и даже иронии. Итак, давайте еще раз попробуем наиболее полно и при этом в рамках одного определения ответить на вопрос, что такое памфлет. Речь идет о виде политически насыщенной, главным образом публицистической литературы, который близок по ряду признаков к сатире.

Памфлетность может присутствовать также в художественной литературе. В данном случае речь идет о введении в вымышленный сюжет произведения персонажа, который представляет портретную характеристику определенного лица, точное описание поведения или внешности. Отношение памфлета и литературы многоразлично. Определяется оно историческими условиями. Таким образом, памфлет обеспечивает взаимоотношения художественной литературы и публицистики. Их взаимопереходы происходят в определённых исторических условиях.

История

Если говорить о том, что такое памфлет, следует отметить, что это слово возникло в XIV в. Первоначально так называли непереплетённую брошюру без обложки. Как жанр это явление сложилось во времена Реформации. Присущие памфлету черты - полемическая направленность, злободневность, тенденциозность - сложились ещё в древние времена в речах, диатрибах и инвективах. Поговорим об этих явлениях немного подробнее.

Диатриба - это жанр который был создан философами-киниками в III в. до н. э. Речь идет о беседе на философские, в основном моральные темы. Она включала уничтожающую полемику, которая велась с воображаемым противником, и резкие нападки личного характера. Жанр диатрибы лёг впоследствии в основу будущей христианской проповеди.

Основа

Творчество киников, которые отрицали основные устои и ценности сообщества, имело выраженный сатирический подтекст. Своеобразную литературу создал киник по имени Менипп из Годары. Философско-сатирические диалоги этого автора обрамлены в фантастическое повествование. Такой подход позволял едко и остроумно высмеивать человеческие слабости и философские школы. Произведения Мениппа до наших дней не сохранились. Однако подражания и ссылки на эти труды многочисленны. Мениппову сатиру создавали писатели Марк Теренций Варрон и Лукиана.

Литературная сатира породила и памфлетно-публицистическое ответвление. В Риме обличительное начало проявилось в инвективе - поношении лица. Литературные формы этого явления многообразны: полемические речи и статьи, эпиграммы. Политическая составляющая в инвективе имеет характер очернительства определенного лица. Таково сочинение «Инвектива против Марка Туллия Цицерона» авторства Саллюстия. Эта работа старается уничтожить указанного там человека морально, как семьянина, политического деятеля, продажного защитника, ведущего незаконную деятельность в суде.

Цицерон ответил не менее оскорбительной и резкой инвективой. Такой жанр стал распространённой формой политической борьбы на территории Рима. Цицерон выпустил инвективу против Клодия. Она и подобные творения также стали фундаментом появления описываемого нами жанра.

Теперь вы знаете, что такое памфлет. Надеемся, эти знания вам пригодятся.