Как написать экономическое обоснование проекта пример. ТЭО – что это такое и чем оно отличается от других похожих документов. Финансовая составляющая реализации проекта

Бытует распространенное заблуждение, согласно которому технико-экономическое обоснование есть не что иное, как сжатая разновидность бизнес-плана со значительно урезанным или отсутствующим разделом, посвящённым маркетингу. На самом деле это не соответствует действительности. Чем же тогда является технико-экономическое обоснование проекта? Пример в этой статье.

Суть термина

Технико-экономическое обоснование, или ТЭО, является печатным подтверждением технической состоятельности проекта и его целесообразности с экономической точки зрения. Такая формулировка видится логически законченной и понятной. ТЭО — это идея, отражённая на бумаге.

Для ясности можно привести и обозначение термина «бизнес-план». Бизнес-план — это детальный документ, содержащий следующие сведения: кто и с помощью каких инструментов будет реализовывать проект, в какой промежуток времени и на каких рынках будут затем представлены товары или услуги. В то же время ТЭО является составляющей бизнес-плана, так как претворению в жизнь всякого проекта предшествует его техническая и экономическая оценка. Другими словами, если ТЭО — это документ, в котором заключена то бизнес-план — это пошаговый план по его осуществлению.

Создавая технико-экономическое обоснование строительства предприятия, необходимо позаботиться о его содержании. Это будет основой проекта. В содержание ТЭО, как правило, включают следующие пункты: наименование, проектные цели, основные сведения о проекте, экономическое обоснование, дополнительные данные и приложения. При этом экономическое обоснование подкрепляется подпунктами, а именно: стоимостью осуществления проекта, вычислением ожидаемой прибыли, а также экономическими индексами эффективности.

Приведённое содержание технико-экономического обоснования производства является ориентировочным и включает только основные разделы. Если их недостаточно, то можно использовать и другие дополнительные, которые помогут в реализации проекта.

Название и цели

Название должно быть коротким, но информативным. Кроме того, зацепить инвестора поможет привлекательно сформулированное наименование технико-экономического обоснования проекта. Пример — «Центр точного приборостроения». Также лаконично следует изложить цель проекта. Основной задачей этих двух частей образца технико-экономического обоснования является произвести хорошее впечатление и заинтересовать инвестора. Слишком большое количество текста способно отбить желание читать проект.

Основная информация. Стоимость проекта

Удачным считается технико-экономическое обоснование проекта, пример которого включает виды деятельности компании, а также перечень производимой продукции. Кроме того, в основную информацию нужно внести описание производственных возможностей и планируемых объёмов изготовления. В разделе, посвящённом стоимости реализации, должен присутствовать список работ, которые потребуются для исполнения проекта, а также их стоимость.

Далее следует указать ожидаемый объём доходов и расходов при условии, что проектное предприятие будет работать при плановой загрузке. На основании этих данных и рассчитывается прибыль. Здесь необходимо отметить, что отдельным пунктом должны идти амортизационные отчисления. Зачастую этот показатель инвесторы расценивают в качестве одного из источников прибыли.

Грамотным является технико-экономическое обоснование проекта, пример которого включает основные показатели эффективности инвестирования. К их числу относятся сумма инвестиций, чистая прибыль за год, внутренняя норма доходности (IRR), (NPV), срок окупаемости проекта и BEP за год — точка безубыточности.

Дополнительная информация и приложения

В раздел дополнительной информации следует включить любые материалы, которые помогут усилить впечатление от проекта, и подчеркнут его положительные и выгодные стороны. Кроме того, такие сведения должны быть направлены на раскрытие основных задач проекта, а также подчёркивать его экономическую эффективность и пользу для инвестора. Дополнительная информация, к тому же соответствующе оформленная, добавит проекту веса и солидности. Кроме того, эти материалы не станут перегружать основные пункты ТЭО, так как выведены в отдельный раздел. Но в то же время следует подчеркнуть, что малополезной информации здесь места нет. Любые сведения и данные должны представлять собой ценность для инвестора.

В заключение хочется напомнить, что хорошим и грамотным примером технико-экономического обоснования можно назвать документ, который отличается лаконичностью и конкретикой. Из него должна быть однозначно понятна основная идея. Технико-экономическое обоснование не нуждается в подробном описании самого процесса реализации проекта, а призвано лишь привлечь внимание инвестора. А вот после достижения этой цели уже понадобится бизнес-план.

Экономическое обоснование является причиной, которая выступает побуждением для той или иной организации приступить к выполнению конкретного проекта. Это понятие включает в себя рассмотрение выгод, которые предприятие получит по результатам осуществления проекта. Кроме того, экономическое обоснование рассматривает различные альтернативы, а также анализирует проект с финансово-экономической точки зрения. Последнее позволяет оценить инвестиционную привлекательность проекта. Как написать экономическое обоснование? Пример - в этом материале.

Суть понятия

Экономическое обоснование напоминает тот анализ, который мы проводим, планируя какую-то серьезную покупку. Например, собственного автомобиля. Предположим, что на это приобретение мы можем выделить из семейного бюджета 35 тыс. американских долларов. Первым делом необходимо выяснить, какие именно автомобильные концерны производят автомобили интересующего нас класса. Потом мы определяемся с основными техническими характеристиками и согласовываем окончательную цену с компанией, которая реализует данную продукцию. Но и это ещё не всё. Как написать экономическое обоснование? Пример в вопросе выбора схемы оплаты.

В то же время может быть и другая ситуация, когда в первую очередь покупателя интересует общая сумма, которую придётся выложить за новый автомобиль. Особенно это актуально в ситуации, когда на окончательную цену влияет сумма процентов, если речь идёт о покупке в кредит. В таком случае целесообразно выбирать именно тот вариант, который предусматривает наименьшую процентную ставку. Ещё один путь — это поиск предложения с наименьшим ежемесячным платежом. Такое приобретение позволит растянуть выплаты на как можно большее время. При этом ежемесячная сумма такого платежа не будет сильно бить по карману. При осуществлении финансово-экономического обоснования внимание уделяется аналогичным аспектам.

Составляющие экономического обоснования

Не существует чётких правил документального оформления экономического обоснования. Главной его задачей, как и в случае с технико-экономическим обоснованием проекта, является определение материальных или нематериальных итогов его осуществления. Под материальными результатами подразумеваются те, которые можно измерить.

Ниже приведен перечень, дающий представление о тех материальных составляющих, которые имеют значение в процессе оформления финансово-экономического обоснования проекта. Будет кстати сказать, что не все из них нуждаются в обязательном документировании. Необходимость их фиксации на бумаге зависит от сложности проекта, стоимости и количества рисков для предприятия.

Материальные элементы экономического обоснования

Итак, к основным материальным компонентам экономического обоснования относятся экономия, уменьшение расходов, вероятность получения вспомогательного дохода, прирост принадлежащей предприятию доли рынка, удовлетворение потребителей и оценка потока денежных средств. Кроме материальных составляющих экономического обоснования, в нём должны присутствовать и нематериальные компоненты.

Нематериальные элементы экономического обоснования

В их числе могут оказаться вероятные, но не запланированные заранее затраты компании. Среди основных нематериальных элементов экономического обоснования можно выделить издержки переходного этапа, эксплуатационные затраты, трансформация бизнес-процессов, а также реорганизация, касающаяся сотрудников компании. Кроме того, к числу нематериальных составляющих экономического обоснования относятся повторяющиеся выгоды. Ещё как написать экономическое обоснование? Пример ниже.

Другие составляющие экономического обоснования

Следует подчеркнуть, что вместе с выгодами и оценкой потока денежных средств в ЭО необходимо уделить внимание альтернативным подходам и методам осуществления конкретного проекта на практике. Как написать экономическое обоснование? Пример в следующей ситуации.

Известно, что на рынке представлено большое количество производителей разных товаров. Однако каждый из них устанавливает свою цену для собственной продукции. Что выбрать? Вариант, который представляет собой готовое решение стоимостью 2 млн долларов США. Или альтернативное решение, которое предусматривает частичное приобретение у стороннего производителя и в какой-то мере использование своих ресурсов?

Собственно, аспекты именно такого характера зачастую приходится рассматривать при составлении экономического обоснования предприятия. Любой из предлагаемых вариантов должен включать перечисленные ранее материальные и нематериальные составляющие. В завершении экономического обоснования необходимо указать предложения и выводы. Кроме того, в него можно добавить дополнительные материалы.

Как писать технико-экономическое обоснование (ТЭО)? Да элементарно, достаточно всего лишь открыть ГОСТ 24.202-80 Система технической документации на АСУ. Требования к содержанию документа «», хоть он и не действует в РФ, а затем тупо и формально следовать тексту, поскольку какой-либо полноценной ему замены (скорее всего) не существует, но технико-экономические обоснования никто еще не отменял. Лучше уж так, чем гнать в качестве технико-экономического обоснования всяческую отсебятину. Редакция от 20.06.2018.

Как писать технико-экономическое обоснование (ТЭО)?

Создан 19.12.2016 13:08:53

Отсутствие полноценной замены многим переставшим действовать советским стандартам - это, мягко говоря, диверсия со стороны. Так, к примеру, ГОСТ 22352-77 Гарантии изготовителя. Установление и исчисление гарантийных сроков в стандартах и технических условиях. Общие положения, также утратил силу в РФ. Так что делать-то разработчикам, ведь гарантийные обязательства, как и технико-экономические обоснования, никто не отменял?! Только пользоваться утратившими силу, но без упоминаний о них непосредственно в текстах разрабатываемых документов .

Но вернемся к теме и откроем ГОСТ 24.202, начнем с общих положений. Согласно п. 1.1 ГОСТ 24.202-80 документ «Технико-экономическое обоснование создания АСУ» (ТЭО АСУ) предназначен для обоснования производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания или развития АСУ (далее - создания АСУ).

Таким образом, назначение документа становится более чем очевидным. Для конкретики имеет смысл обратиться к системам электронного документооборота, к которым относятся практически любые, будь то бухгалтерские, учета кадров и им подобные. Совершенно ясно, что бухгалтерия в классическом ее «бумажном» ее виде не слишком эффективна, - это когда тетеньки с толстенными задницами или дяденьки в нарукавниках носятся с, передавая их друг другу, заполняют кучу всяких журналов учета, совершая при этом массу и создавая полную организационную неразбериху.

Как указывалось нами в предыдущих статьях, любые организационные проблемы необходимо решать (техническим путем, путем автоматизации, снижая, тем самым, долю ручного труда), - в этом и состоит производственно-хозяйственная необходимость. Теперь о технико-экономической: любая грамотная и толковая автоматизация каких-либо деятельности всегда приводит к повышению экономической данной деятельности, за вычетом, разумеется, всевозможных затрат. Все просто.

Далее. Согласно п. 1.4 ГОСТ 24.202-80 для вновь проектируемых и строящихся исходные данные, необходимые для написания ТЭО АСУ, определяют на основе объектов-аналогов. Объекты-аналоги сейчас модно называть, их анализ необходим, поскольку всегда проще создавать что-либо не с нуля, а на основе уже имеющегося опыта, отечественного и (или) зарубежного.

И, наконец, не следует смущаться, что речь в ГОСТ 24.202-80 идет о технико-экономическом обосновании создания АСУ . АСУ - это просто один из подвидов, так что ТЭО на АСУ вполне применимо к любой АС.

О составе и содержании технико-экономического обоснования (ТЭО)

Согласно п. 2.1 ГОСТ 24.202-80 документ ТЭО АСУ должен содержать следующие разделы:

  • введение;
  • характеристика объекта и существующей системы управления;
  • , критерии и ограничения создания АСУ;
  • и создаваемой АСУ;
  • ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ;
  • выводы и предложения.

Что может быть неочевидным в этом требовании? Да все очевидно, надо просто создать перечисленные выше разделы, причем стилем 1-го уровня, если кто-то еще пользуется вордом. Стиль, кстати, разными стандартами определяется по-разному - и вот.

Основание для проведения работ (по разработке технико-экономического обоснования - ТЭО)

Основание для проведения работ (по разработке технико-экономического обоснования - ТЭО) - что тут писать? Основания для проведения работ могут быть разными: приказ при проведении, договор с заказчиком, документы, оперативно-техническая записка и еще много чего. Ненужное удалить.

Наименование организации-заказчика (технико-экономического обоснования - ТЭО)

Наименование организации-заказчика (технико-экономического обоснования - ТЭО) - если таковой имеется. Если разработка ведется инициативно, то заказчиком будет, скорее всего, высшее руководство предприятия-исполнителя (или руководство какого-то смежного подразделения того же предприятия).

Наименование организаций-участников работ (по разработке ТЭО)

Наименование организаций-участников работ (по разработке ТЭО) - могут быть и, всех их надо перечислить. Ну и тоже является организацией-участником.

Сроки начала и окончания работ (по разработке технико-экономического обоснования - ТЭО)

Источник - это либо заказчик, либо госбюджет, либо сам исполнитель - самофинансирование. Объемы финансирования обычно расписываются по стадиям и этапам выполнения работ (выполнил стадию или этап - получи кусок финансирования в определенном объеме), что, собственно, и составляет порядок финансирования.

Перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при проведении ТЭО - здесь приводится перечень стандартов и методических указаний. Для любых видов автоматизированных систем это будут ГОСТы 34-го комплекса и (в качестве методических указаний), а также.

О ссылочных стандартах

Ссылочные стандарты в ГОСТ 34.ххх и РД 50-34.698-90 далеко не всегда указываются явно. Так, к примеру, в подразделах «Требования к надежности» и «Требования безопасности» технического задания по ГОСТ 34.602 они не указаны, но подразделы эти должны разрабатываться согласно ГОСТ 27.ххх и ГОСТ 12.ххх соответственно. Но мужики-то не знают, а потому и спрашивают, а что в этих писать?!

Подраздел «Требования к качеству программных средств» должен разрабатываться согласно ГОСТ 28195, «Требования по диагностированию системы» - согласно ГОСТ 20911.

Иными словами, к любому разделу (подразделу и т.д.) технического задания может и должен быть «прикручен» соответствующий ссылочный стандарт или набор стандартов, но этого сделано не было изначально, а потом весь комплекс стандартов на автоматизированные системы с момента начала его действия так толком ни разу и не пересматривался (это со слов г-на). Это и понятно, 34-й комплекс стандартов датируется 89-90 годами прошлого века, когда перестроечный горбачевский бардак практически уже привел к развалу страны и всем стало не до стандартизации, выжить бы...


Характеристика объекта и существующей системы управления

Согласно п. 2.3 ГОСТ 24.202-80 раздел «Характеристика объекта и существующей системы управления» должен содержать:

  • общую характеристику объекта;
  • характеристику производственно-хозяйственной деятельности, организационной и объекта;
  • характеристику существующей системы управления и ее структурных с указанием распределения функций управления между элементами;
  • характеристику, используемых и средств управления;
  • перечень и характеристику недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.);
  • оценку производственных потерь, возникающих из-за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико-экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей);
  • характеристику готовности объекта к созданию АСУ.

Примечание - Для объектов с развиваемыми АСУ в разделе приводят характеристики автоматизированных и неавтоматизированных частей существующей системы управления.

Все также тупо и формально создаем соответствующие подразделы путем копирования, не забывая грамотно «просклонять и проспрягать» их.

Общая характеристика объекта

Общая характеристика объекта - в отношении общей характеристики объекта можно хоть Соловьёвым заливаться. Разумнее всего зайти на официальный сайт заказчика и срисовать оттуда раздел «О компании» или аналогичный по смыслу. Вот простой пример:

ООО «Газпром добыча где-то там» - мощная высокорентабельная компания, в сферу деятельности которой входит:

  • поиск и разведка новых залежей нефти и газа;
  • интенсификация действующих месторождений;
  • добыча газа, конденсата, нефти;
  • подготовка углеводородного сырья;
  • оказание услуг по подготовке сырья сторонних поставщиков;
  • транспорт газа, конденсата, нефти и продуктов их подготовки;
  • обеспечение области газом и жидким топливом;
  • обеспечение промышленной и экологической безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;
  • мониторинг окружающей среды.

ООО «Газпром добыча где-то там» выпускает высоколиквидную конкурентоспособную продукцию:

  • сухой газ;
  • сжиженный газ;
  • стабильный конденсат с нефтью;
  • широкую фракцию легких углеводородов;
  • пропан-бутан технический;
  • этан;
  • гелий (газообразный, жидкий);
  • одорант;
  • сера (жидкая, комовая, гранулированная);
  • жидкий кислород;
  • жидкий азот».

И в таком духе.

Характеристика производственно-хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта - с этим сложнее. Чтобы все перечисленное охарактеризовать, следует открыть материал и с особой пристальностью отнестись к этапам 1.1 и 2.1. Фактически это проведение предпроектного обследования, о котором было рассказано в статье.

Об организационно-хозяйственной деятельности в части ее текущего состояния вам расскажут неохотно и сбивчиво, но расскажут. Предположим, все про тот же документооборот. Про организационную структуру объекта - возможно, но на уровне организационно-штатной структуры организации, о вертикальных и горизонтальных связях между подразделениями.

А вот о производственной структуре могут и умолчать. При обследовании одной энергоснабжающей организации потребовалась информация о схеме прокладки подземных силовых кабельных сетей с привязкой к карте местности, но в информации этой было немедленно отказано, поскольку она попросту секретна. Пример, быть может, не слишком удачен, но суть отражает.

Характеристика существующей системы управления и ее структурных элементов с указанием распределения функций управления между элементами организационной структуры

Характеристика существующей системы управления и ее структурных элементов с указанием распределения функций управления между элементами организационной структуры - этот подраздел во многом повторяет предыдущий.

Характеристика функций управления, используемых методов и средств управления

Характеристика функций управления, используемых методов и средств управления - этот тоже, но просто на более детальном уровне. Все это расписывается по результатам проведения предпроектного обследования. Данный пункт и оба предыдущих - «три сапога - пара».

Перечень и характеристика недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.)

Перечень и характеристика недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.) - рассуждать об этих правильных вещах можно много и долго

О недостатках организации - кто помнит, во время о но надо было отстоять очередь за колбасой, пока продавец ее не взвесит и не объявит цену, затем, уже зная цену, отстоять очередь в кассу и пробить чек, а потом с чеком вернуться к прилавку и забрать свою колбасу. Или то, что творилось во всяких коммунальных организациях до введения «одного (единого) окна» - приходилось за каждой бумажкой занимать очередь в каждое отдельное окошко, а затем в другие, чтобы передать туда эту бумажку и получить другую.

В этом подразделе надо расписать всю ту дурь, которая имеет место быть в настоящее время, а уж критиковать все мы горазды

Отдельно об обеспечении информацией. При Союзе в мало-мальски серьезных организациях всегда присутствовали БНТИ - бюро. А то и отделы - ОНТИ. Чем они занимались: они рассылали руководителям подразделений бумажные карточки, содержащие по тематике подразделения или по конкретному его руководителя. Такое было не слишком эффективным, поскольку велся вручную по формальным признакам - , а не по смысловому содержанию - такое стало возможно сравнительно недавно с появлением мощных автоматизированных.

Оценка производственных потерь, возникающих из-за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико-экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей) - возьмем за пример очереди на кассы в «Шестерочках» или иных подобных заведениях. Народ офигевает и злится, когда из десяти касс работают две, многие просто бросают корзинки или тележки и уходят без покупок. Потери прямые - снижение объемов продаж и выручки, т.е. показателей экономических. И социальные тоже - злющий покупатель уходит с мыслью «Да чтоб я еще раз сюда поперся...». Теряется имидж организации и снижается «лояльность» покупателей.

Характеристика готовности объекта к созданию АСУ

Характеристика готовности объекта к созданию АСУ - должны быть какие-то изначальные предпосылки, упрощающие создание и внедрение АС на объекте. Если, к примеру, на объекте имеется локальная сеть, проводная или беспроводная, то объект БОЛЕЕ готов, а если нет, то МЕНЕЕ

Есть штат персонала, способного эксплуатировать АС - БОЛЕЕ готов, нет - МЕНЕЕ. Ну и так далее.

Цели, критерии и ограничения создания АСУ

Согласно п. 2.4 ГОСТ 24.202-80 раздел «Цели, критерии и ограничения создания АСУ» должен содержать:

  • формулировку производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических и критериев создания АСУ;
  • характеристику ограничений по созданию АСУ.

Примечание - Цели и критерии создания АСУ должны быть заданы в виде изменения соответствующих.

Формулировка производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических целей и критериев создания АСУ

Формулировка производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических целей и критериев создания АСУ - о целях заморачиваться не будем, дадим ссылку на одной из предыдущих статей, в нем все четко расписано и не имеет смысла повторяться. С критериями тоже все очевидно, это - Соотношение, характеризующее степень достижения и принимающее различные числовые в зависимости от используемых воздействий на или конкретных результатов деятельности [из п. 6 прил. 1 ГОСТ 34.003-90].

Характеристика ограничений по созданию АСУ

Характеристика ограничений по созданию АСУ - допустим, смета на банкет по случаю согласования и утверждения технико-экономического обоснования не должна превышать такой-то суммы. Чем не ограничение ? Т.е. снизиться с такой-то суммы до другой-то суммы - а это уже изменения значений соответствующих показателей .

Функции и задачи создаваемой АСУ в технико-экономическом обосновании (ТЭО)

Согласно п. 2.5 ГОСТ 24.202-80 раздел «Функции и задачи создаваемой АСУ» должен содержать:

  • обоснование выбора перечня функций и комплексов задач (задач) управления с указанием внедрения;
  • требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида;
  • дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ.

Продолжаем действовать в духе детализации, см.

Обоснование выбора перечня автоматизированных функций и комплексов задач (задач) управления с указанием очередности внедрения

Обоснование выбора перечня автоматизированных функций и комплексов задач (задач) управления с указанием очередности внедрения - здесь надо вернуться к подр. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта и нижележащим, в них все рассказано, что и где плохо, поэтому сразу становится понятным перечень всего того, что надо автоматизировать.

В части очередности внедрения, см. .

Требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида

Требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида - ничего нового, см. Перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при проведении ТЭО .

Дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ

Дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ - допустим, АС - . Можно смело добавлять что-нибудь о ее и мерах по соблюдению режима секретности, по.

Ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ

Согласно п. 2.6 ГОСТ 24.202-80 раздел «Ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ» должен содержать:

  • перечень основных источников экономической эффективности, получаемых в результате создания АСУ (в том числе - экономия производственных, улучшение, повышение производительности труда и т.д.) и оценку ожидаемых изменений основных технико-экономических и социальных показателей производственно-хозяйственной деятельности объекта (например показателей по номенклатуре и объемам производства, себестоимости продукции, рентабельности, отчислениям в фонды экономического стимулирования, уровню социального развития);
  • оценку ожидаемых затрат на создание АСУ с распределением их по очередям создания АСУ и по годам;
  • ожидаемые обобщающие показатели экономической эффективности АСУ.

Примечание - В разделе указывают только те показатели деятельности объекта, которые будут претерпевать изменения в результате создания АСУ.

Тут, наверное, комментарии излишни. Хотя...

Откроем подр. Оценка производственных потерь, возникающих из-за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико-экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей) . Насколько снижается товарооборот, если из десяти работают всего две кассы? Потери экономические? Безусловно! Это еще и истечение срока годности продуктов (с последующей их утилизацией), излишняя загрузка складских помещений - а они должны опустошаться достаточно шустро - товар должен разлетаться как можно быстрее.

Выводы и предложения

Согласно п. 2.7 ГОСТ 24.202-80 раздел «Выводы и предложения» должен состоять из следующих подразделов:

  • выводы о производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания АСУ;
  • предложения по совершенствованию организации и управления;
  • рекомендации по созданию АСУ.

Согласно п. 2.7.1 ГОСТ 24.202-80 подраздел «Выводы о производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания АСУ» должен содержать:

  • сопоставление ожидаемых результатов создания АСУ с заданными целями и критериями создания АСУ (по целевым показателям и нормативным требованиям);
  • принципиальное решение вопроса о создании АСУ (положительное или отрицательное).

Тоже все просто. Цели - улучшить что-то, а предполагаемые результаты - такие-то. В плюс уходим? Отлично! Принимаем положительное принципиальное решение вопроса о создании АС.

Согласно п. 2.7.2 ГОСТ 24.202-80 подраздел «Предложения по совершенствованию организации и управления» должен содержать предложения:

  • по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности;
  • по совершенствованию организационной и функциональной структур системы управления, методов управления, по развитию видов обеспечения АСУ и т.д.

Примечание - Предложения должны быть конкретными и отражать основные направления совершенствования организации и управления.

Все повторяется вновь и вновь - документы должны замыкаться сами на себя Предложения по:

  • по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности - см. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта ;
  • по совершенствованию организационной и функциональной структур системы управления, методов управления, по развитию видов обеспечения АСУ и т.д. - см. ту же ссылку.

Что надо сделать в рамках усовершенствования? Сократить очереди у касс, создать систему электронного документооборота, чтобы бухгалтеры не носились с бумажками и т.д.

Согласно п. 2.7.3 ГОСТ 24.202-80 подраздел «Рекомендации по созданию АСУ» должен содержать рекомендации:

  • по виду создаваемой АСУ, ее совместимости с другими АСУ и неавтоматизируемой частью существующей системы управления;
  • по организационной и функциональной структуре создаваемой АСУ;
  • по составу и характеристикам подсистем и видов обеспечения АСУ;
  • по организации использования имеющихся и приобретению дополнительных средств вычислительной техники;
  • по составу организаций-разработчиков, которые необходимо привлечь к созданию АСУ;
  • по рациональной организации разработки и внедрения АСУ;
  • по определению основных и дополнительных, внешних и внутренних источников и видов объемов финансирования и материального обеспечения разработок АСУ;
  • по обеспечению производственных условий создания АСУ;
  • другие рекомендации по созданию АСУ.

А вот тут комментарии уж точно излишни.

Приложение

к проекту федерального закона “...”

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона “О льготах на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”

Расчет финансовых затрат на введение дополнительных льгот, предусмотренных проектом федерального закона “О льготах на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”, проведен по каждой из четырех категорий обучающихся.

По данным Госкомстата России структура перевозок пассажиров транспортом общего пользования междугородного сообщения в 1995 году выглядит следующим образом:

железнодорожный транспорт - 28,9 %;

автомобильный транспорт - 65,8 %;

воздушный транспорт - 4,6 %;

морской транспорт - 0,2 %;

речной транспорт - 0,7 % .

При этом средние тарифы за одну поездку на каждом из видов междугородного транспорта составляют:

на железнодорожном транспорте - 126,0 тыс. рублей;

на автомобильном транспорте - 20,0 тыс. рублей;

на воздушном транспорте - 850,0 тыс. рублей;

на морском транспорте - 350,0 тыс. рублей;

на речном транспорте - 30,8 рублей.

Исходя из этого средняя стоимость одной поездки на одном из видов междугородного транспорта в 1996 году составит:

на железнодорожном транспорте - 36,41 тыс. рублей;

на автомобильном транспорте - 3,91 тыс. рублей;

на морском транспорте - 700 рублей;

на речном транспорте - 216 рублей.

Исчисленная таким образом средняя стоимость одной поездки на одном из видов междугородного транспорта в 1996 году составит 54,4 тыс. рублей.

Исходя из указанных расчетов затраты на реализацию проекта федерального закона “О льготах на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях” в случае его принятия выразятся в следующих суммах:

1. Для лиц, получающих образование по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего образования (21,52 млн. человек в 1995 году), предоставление права на оплату проезда на одном из видов междугородного транспорта один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации при условии оплаты в размере 50% от стоимости билета потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 1,17 трлн. рублей.

2. Для лиц, получающих образование по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях начального профессионального образования (1,59 млн. человек в 1995 году), предоставление права на оплату проезда на одном из видов междугородного транспорта один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации при условии оплаты в размере 50% от стоимости билета потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 86,55 млрд. рублей.

Предоставление указанной категории лиц права на оплату проезда в период с 1 октября по 15 мая на железнодорожном транспорте в пределах Российской Федерации при условии оплаты в размере 50% от стоимости билета с учетом того, что каждый обучающийся воспользуется данной льготой на проезд к месту назначения и обратно троекратно в учебном году (в дни весенних, осенних и зимних каникул), потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 173,81 млрд. рублей.

3. Иногородним лицам, получающим образование по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального образования (482 тысячи человек в 1995 году), предоставление права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте или на автомобильном (междугородном) транспорте при отсутствии железнодорожного сообщения один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 35,1 млрд. рублей.

4. Лицам, получающим образование по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего образования (1,7 млн. человек в 1995 году), предоставление права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации вместо существующей льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте в размере 50% от стоимости проезда потребует в 1997 году без учета инфляции дополнительных затрат в сумме 61,9 млрд. рублей.

5. Лицам, обучающимся в докторантуре в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях (2,19 тыс. человек в 1995 году), предоставление права на оплату проезда на одном из видов междугородного транспорта один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации при условии оплаты 50% от стоимости билета потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 119,0 млн. рублей.

Таким образом, полная сумма расходов федерального бюджета при введении вышеперечисленных льгот по оплате проезда на междугородном транспорте в пределах территории Российской Федерации составит в 1997 году без учета инфляции дополнительно к имеющейся 1,53 трлн. рублей.

Следует отметить, что оценка итогового результата проведена по верхней границе, поскольку не учитывает того факта, что примерно 30% обучающихся по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего образования согласно правилам перевозок пассажиров предоставляется право проезда на междугородном транспорте по детскому билету (детям до 10 лет - на железнодорожном и автомобильном транспорте, детям до 12 лет - на авиационном и водном транспорте).

Субъект права законодательной инициативы (подпись)

Что такое Технико-Экономическое Обоснование - ТЭО

Технико-экономическое обоснование или ТЭО проекта является, пожалуй, одним из важнейших документов при создании и развитии любой современной компании. Наиболее часто ТЭО проекта (или технико-экономическое обоснование проекта ) необходимо в том случае, если компания или предприятие собирается внедрить какую-то новую технологию, получить какие-либо средства на реализацию производственных целей.

Многие предприниматели путают понятия «Бизнес-план» и «ТЭО», полагая, что разработка ТЭО ничем не отличается от написания обычного бизнес-плана. На самом деле, составить ТЭО и написать бизнес-план - это несколько разные вещи, основное отличие заключается в том, что составление ТЭО не является настолько сложным и детально проработанным трудом как бизнес план.

Технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО проекта), как правило, посвящено только части общего бизнеса компании и, как следствие, не должно содержать разделы, описывающие весь бизнес в целом. То есть, в состав технико-экономического обоснования проекта включаются только те данные и расчеты которые будут описывать грядущие изменения в деятельности компании непосредственно связанные с данным проектом.

ТЭО , в отличие от бизнес-плана, не содержит подробностей в виде стратегии маркетингового продвижения, описания товаров или услуг, анализа рисков. Технико-экономическое обоснование составляется именно для того, чтобы можно было просчитать результаты нововведений, увидеть все возможные проблемы этого процесса.

Для чего нужно ТЭО

Чтобы наглядно увидеть ситуацию, складывающуюся на предприятии после каких-либо изменений в его работе (неважно, будь то количественных или качественных), как правило, разрабатывается Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. При составлении ТЭО проекта внимательно учитываются самые различные факторы, имеющие прямое или косвенное влияние на предприятие, а также все изменения финансовых показателей.

Грамотно составленное ТЭО позволяет увидеть насколько эффективны вложения в разработку новых или доработку старых видов деятельности предприятия, нужны ли предприятию слияния или поглощения, существует ли необходимость в кредитовании. Также технико-экономическое обоснование проекта поможет подобрать необходимое оборудование, выбрать и внедрить соответствующие технологии производства, правильно организовать деятельность предприятия.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО ) в обязательном порядке входит в пакет документов, которые подаются в банк для получения кредита. В данном случае ТЭО позволяет показать выгодность кредитования, повышение уровня деятельности в результате кредитования, а также гарантию возвращения кредита банку.

Как составить ТЭО

При разработке грамотного технико-экономического обоснования в ТЭО необходимо включить следующие положения:

  1. Резюме проекта
  2. Идея проекта. В чем заключается идея технико-экономического обоснования проекта, для чего оно нужно. План ТЭО проекта с пошаговым разъяснением.
  3. Обоснование. Почему предлагаются именно такие решения, причина выбора именно этого материала, вида деятельности или оборудования. В расчет ТЭО необходимо также включить все возможные расчетные риски.
  4. Расчеты потребностей для производства (финансовые, сырьевые, трудовые, энергетические). Необходимо подсчитать сколько средств потребуется на запуск данного проекта. Если вы составляете ТЭО для получения кредита, следует указать и все возможные источники дохода
  5. Экономическое обоснование (расчеты, которые показывают результат деятельности предприятия после изменений)
  6. Выводы и предложения (подведение итогов, заключение, оценка)

При этом, технико-экономическое обоснование (ТЭО проекта) может в дальнейшем служить основой для составления бизнес-плана, основным документом, который служит для принятия решений по поводу внедрения новых технологий или оборудования в производство предприятия.

Сергей Панкратов
10/2011