Продвижение фонда в библиотеке. Продвижение чтения в библиотеках чувашской республики. Формы поддержки чтения

Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития – чтение

Д. С. Лихачёв

Библиотека… древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: непримиримую борьбу идей, пытливый научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний, развлечений и т.д.- до бесконечности. Вся жизнь вселенной сосредоточена в этом магическом кристалле, именуемом библиотека. Сегодняшний день ошеломляет нас лавиной информации. Как же освоить и усвоить эту информацию? Что надо сделать, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, обогатить его знаниями всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека? Библиотека должна стать центром руководства чтением читателей, особенно в юношеском возрасте. Как помочь читателю, особенно читателю - подростку найти ответ на возникший у него вопрос, опираясь на книгу? От библиотекаря требуется умение, используя разнообразные формы и методы общения с читателями, руководить процессом чтения, стремясь вызвать интерес у современного подростка к классике, с тем, чтобы пробудить в нем процесс самосознания, подтолкнуть его к выбору духовной модели поведения.

Чтение - индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему.

В последние годы ощущается необходимость повышения роли библиотек в воспитательном воздействии на подрастающее поколение, осознания влияния чтения на процесс социализации личности в любом возрасте. Особую тревогу вызывает чтение молодежи, как самой динамичной социальной группы и самой активной категории читателей, нуждающейся в знаниях. Отсюда возрастает роль современной библиотеки, которая всегда являлась одновременно хранилищем информации и основой для образования и культуры.

Для поддержки и развития чтения необходимо:

Активнее поддерживать инициативы и использовать опыт других библиотек в продвижении чтения, в первую очередь, среди детей и подростков;

Внедрять в практику современные формы и методы популяризации книги, направленные на повышение качества чтения;

Активно информировать специалистов, работающих с детьми и юношеством, о новинках отечественной и зарубежной литературы;

Активно популяризировать традиции семейного чтения;

Уделять повышенное внимание развитию литературного творчества детей, подростков, юношества и взрослых;

Разрабатывать и внедрять целевые комплексные программы и инновационные проекты по поддержке чтения, в том числе предполагающие внедрение и использование современных технологий;

Формировать в местном сообществе позитивный образ библиотеки, используя в этих целях современные PR-технологии.

Формы поддержки чтения:

2. Информационные формы: знаменательные литературные даты, пре­мии в области литературы, книги-юбиляры, писатели-юбиляры, мероприятия, посвященные чтению, обзоры новых книг, тематические подборки публика­ций, книг, видео и аудиорепортажи, встречи с участниками литературного и издательского процесса, анализ литературного сегмента Интернет.

3. Интерактивные формы: опросы, онлайн-викторины по творчеству автора (авторов), рейтинги книг и писателей, голосования.

Задачи:

Повысить интерес местного сообщества к национальной книге, чтению и библиотеке;

Возродить престиж чтения;

Приобщить молодое поколение к интерактивному диалогу, к чтению литературных текстов в сети Интернет и на электронных носителях;

Стимулировать инициативы и творчество читателей;

Содействовать укреплению положительного имиджа библиотеки в глазах общественности как информационно-культурного центра;

Сохранение традиций семейного чтения.

Основные направления популяризации чтения в библиотеках:

Популяризация классической литературы (как в рамках, так и за рамками учебных программ);

Знакомство с современной литературой;

Поддержка литературного творчества читателей;

Развитие досугового чтения периодических изданий;

Привлечение к чтению в библиотеке в целом.

3.Капыток, А. Бібліятэчная выстаўка – візітная картка бібліятэкі // Бібліятэчны свет. – 2011. - № 5. – с. 18 – 19.

4. Карзанова, А. Развитие инновационных форм выставочной деятельности // Бібліятэка прапануе. – 2012. - № 2. – с. 20 – 26.

5. Логинов, Б. Приоритет – компьютерные сети [информационные технологии] // Библиотека. – 2011. - № 4. – с. 14 – 15.

6. С библиотекой – в будущее: опыт работы информационно – образовательного мультимедийного центра ЦДБ им. А.П. Гайдара г. Борисова // Бібліятэка прапануе. – 2011. - № 4. – с. 26 – 28.

7. Смольская, Г. Книги дня [проект Жодинской центральной городской библиотеки по раскрытию фонда и пропаганде книг] // Бібліятэка прапануе. – 2011. - № 6. – с. 28 – 30.

8. Хилютич, И. Формы малые – результат ощутимый // Бібліятэка прапануе. – 2010. - № 10. – с. 34 – 36.

9. Хололова, Л. Найди свою книгу, осознай свою уникальность! // Бібліятэка прапануе. – 2012.. - № 2.. – с. 28 – 30.

10. Щелкова, И. Тематика одна – выставки разные // Библиотека. – 2011. - № 5. – с.17 – 23.

11. Чернова, Т. Организация библиотечного пространства // Бібліятэка прапануе. – 2012. - № 1. – с.2 – 7.

Экранизация произведений художественной литературы как способ продвижения чтения


В современном мире, люди живут в быстром темпе и не всегда находит­ся время для чтения. С проблемой не читающего социума столкнулись все стра­ны мира. Разработано множество педагогических, психологических, библиотечных, медийных и др. методов продвижения чтения.

Среди медийных методов наиболее действенным является экранизация художественных произведений.

Экранизация - постановка кинофильма по мотивам иного произведения искусства (чаще всего, по литературному произведению). Она интерпретирует языком кинематографа произведения другого жанра. Литературные произведе­ния являются основой экранных образов кино с первых дней его существова­ния, так одни из первых экранизаций — работы основоположников игрового кинематографа Жоржа Мельеса, Викторена Жассе, Луи Фейяда перенесшими на экран работы Дж. Свифта, Д. Дефо, И. В. Гете.

На протяжении почти всей истории кино и вплоть до настоящего времени среди искусствоведов и, в частности, киноведов широко распространенной была точка зрения, что экранизация есть своеобразный «перевод» с языка ли­тературы на язык кино.

Основываясь на истории кино можно выявить три вида экранизации:

1. Прямая экранизация (буквальное переложение) - экранизация, повторяющая книгу, дающая зрителю возможность еще раз, только уже в фор­мате кино соприкоснуться с первоисточником. Примерами такой экранизации могут служить кинофильмы «Гарри Поттер» Криса Коламбуса, «Собачье серд­це», многие европейские сериалы, снятые по классике (экранизации Ч. Диккен­са, В. Шекспира, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.), в которых скрупу­лезно, серия за серией, передается книга во всей ее красе, иной раз совершенно буквально, до всех диалогов и закадровых текстов.

Экранизации такого вида почти всегда являются добротными фильмами, которые приятно посмотреть. Иногда прямая экранизация создает шедевр. Так, например, фильм Леонида Бондарчука «Война и мир» стал чем-то большим, чем аккуратное, уютное и непритязательное переложение известного текста на экран.

2. Экранизация по мотивам. Ее цель - показать знакомое произведение в новом ракурсе. Часто подобная форма используется, когда книгу физически нельзя перенести на киноэкран буквально из-за несоответствия объемов, поли­тической интерпретации, или когда действие в книге замкнуто на внутренних переживаниях героя, которые трудно показать без преобразования в диалоги и события. Экранизация этого типа не строго соответствует первоисточнику, но передает главное, добавляя что-то новое. Таких экранизаций в истории кино подавляющее большинство.В качестве примера можно привести «Питера Пэна» Пи Джея Хогана (в котором сказка Дж. Барри осовременнилась и обрела новый контекст, став ин­тересной нынешним детям и подросткам) и большинство советских экраниза­ций детских книг: от «Мэри Поппинс, до свиданья!» до «Красной шапочки», которые часто являлись достойным переложением книги на киноязык.

3. Общая киноадаптация ставит целью создание на материале книги но­вого, самобытного кинопроизведения, которое взаимосвязано с первоисточни­ком и дополняет его. Удачные примеры - фильмы Тарковского («Солярис» и «Сталкер»), «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика. Это кино, в котором делается шаг вперед по сравнению с обычными экранизациями. Оно не просто переносит первоисточник на экран, но совершает открытия в сфере кино­культуры и киноязыка.

Любая экранизация, даже самая отдаленная от первоисточника, использу­ет идеи, материал, сюжеты, образы, атмосферу произведения. То есть берет ре­сурсы исходного текста и распоряжается ими. И потому справедливо, что имен­но по степени реализации этих ресурсов мы будем оценивать результат. Пере­фразируя А. Сент-Экзюпери, можно констатировать: «...экранизирующий в от­ветственности за то, что экранизирует».

На фоне «кризиса чтения», экранизация становится действующим способом поддержки и продвижения чтения. Премьера фильма «Обитаемый остров», снятого по одноименному роману братьев Стругацких, вызвала замет­ное увеличение спроса на книгу.

Далеко не все молодые люди любят читать - сейчас достаточно самых разнообразных занятий, увлечений - интернет, компьютерные игры, спорт, однако показать экранизацию действи­тельно важного и поучительного литературного произведения - значит донести идею автора не в текстовой, а в визуальной форме. Ведь смотреть фильмы, так или иначе, любят все.

Таким образом, литература и кино - разные виды искусства, у каждого из них свои средства передачи чувств, эмоций. Но при их правильном объедине­нии, мы имеем прекрасные экранизации. Книга и кино в этом случае дополня­ют друг друга, представляют собой единое целое.

В экранизации используются специальные средства передачи, и очень ча­сто фильм, представляет под другой точкой зрение знакомое произведение, обуславливая его повторное прочтение.

Книжная выставка как путь к читателю в информационном пространстве библиотеки


Существует несколько определений понятия "книжная выставка". Они опубликованы в "Справочнике библиотекаря", "Терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным профессиям", "Кратком справочнике библиотекаря". Все варианты приводятся в пособии Зборовской Н. В. "Выставочная деятельность публичных библиотек", но суть их в одном: книжная выставка - традиционная форма массовой работы библиотеки, самая популярная и актуальная, ориентированная с минимальными временными затратами на информирование пользователей о содержании библиотечных фондов, о новых поступлениях, а также направленная на пропаганду и рекламу лучших документов, раскрытие их содержания. Задачи - продвижение чтения, облегчение поиска необходимой информации, привлечение внимания к той или иной проблеме, тому или иному документу. По выставкам можно судить о стиле деятельности библиотеки - творческом либо формальном, об отношении к читателю.

Предлагаю вашему вниманию интересные, на мой взгляд, выставки, которые можно использовать в работе

Выставка-визитная карточка библиотеки

Выставка одной книги "Берёзовый алфавит"(городская библиотека №1)


Выставка-инсталляция "Книжный листопад"(городская библиотека №1)

Выставка-инсталляция "Литературный дом" (зал искусств)


Выставка-признание"На скрещении дорог и времён"(городская библиотека №7)




Выставка-вернисаж "Мама - чистейшей любви божество"(городская специализированная библиотека №5)

Выставка «Подвигу лежит дорога в вечность» (городская библиотека №1)

Выставка "Старонкі мінулага роднага краю" (детский отдел библиотеки)





Выставка "На арене библиоцирка" (детский отдел библиотеки)





Выставка-реклама "Ребятам о зверятах"(зал литературы на иностранных языках)





Выставка- парад «Ты – Победа. Ты превыше слов » (городская библиотека №2)

Выставка - напоминание "Без памяти нет совести" (центральная библиотека)

Выставка - инсталляция "Фронтовые поэты... Ваши жизни война рифмовала..." (центральная библиотека)




Выставка-инсталляция "И песня тоже воевала" (абонемент центральной библиотеки)

Выставка-панорама «Войны священные страницы» (городская библиотека №1)







Выставка-панорама «В книжной памяти мгновения войны» (городская библиотека №1)


Книжная выставка «31 книга, которую нужно прочитать до 31 года» (абонемент центральной библиотеки)



Библиотечные блоги выступают инструментом для продвижения библиотечных новостей, обмена опытом по продвижению книги и чтения, информирования о грядущих мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, привлечения новой аудитории.

Библиотеки формируют и повышают информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучая их компьютерной грамотности в библиотечных ресурсах и основам работы в сети Интернет. При многих библиотеках создаются Службы информационной культуры, работают бесплатные компьютерные курсы для различных слоев населения, на которых преподаются основы компьютерной и информационной грамотности. Эти курсы становятся очень востребованными, особенно у пожилых людей.

И, конечно, не следует забывать о фирменном стиле, который включает в себя разработку логотипа, бланков, визитных карточек, приглашений, грамот, дипломов для награждения читателей. Совокупность графических элементов, которые библиотеки используют на фирменных бланках-заказах, рекламных материалах, издательской продукции позволяет создать целостное представление о деятельности библиотеки, чтобы ее запоминали и узнавали как доброго и хорошего знакомого.

Культурно-досуговые программы – «Воскресенье в библиотеке», «Библионочь», «Библиотечная продленка».

Литературные брейн-ринги – «В кругу любимых книг», «Писатели нашего детства».

Комплексные формы продвижения книги и чтения – «День читательских удовольствий», «День с писателем», «День литературного гурмана», «Нескучная классика», «День читателя».

Круглый стол сложная форма, обогатившая себя новым содержанием:«Молодежь и книга: остались ли точки соприкосновения?», «Читать или не читать: в поисках компромисса».

Популярными формами в последние годы стали молодежные уличные флешмобы : «Любимая книга», «Минута чтения», «Как пройти в библиотеку?», «Открой свою книгу». Преимущество таких акций – в массовости, быстроте и красочности.

Продвижение книги и чтения в транспорте и местах отдыха –«Литературная беседка в парке», «Читающий бульвар», «Книжная аллея»,«Читай-дворик», литературные чтения «На ступеньках», «Летний читальный зал под открытым небом», «С книжкой на скамейке», «Книга в дорогу!»,«Читаем без остановки», «Читающий маршрут», «Литературный автобус» и др.

Программы летнего чтения – «Каникулы без книги – лето без солнца».

Мероприятия, направленные на возрождение семейных традиций чтени я: акции «Чтение в подарок маме», «Чтение с пеленок», «Первые книжки для нашей малышки» (в роддомах всем новорожденным оформляют читательский билет, а родителям вручаются наборы литературы, буклетов, памяток и списков); конкурс «Папа, мама, книга, я: вместе – книжная семья»; час размышления для родителей «Что читают наши дети?»; родительский час «Будет в семье лад, коль книге рад», семейный праздник «Возьмите книгу в круг семьи»; кружок семейного чтения «Почитай-ка»; вечер-встреча с книгой «Что читали мои родители»; викторина «Тема семьи в художественных произведениях»; комплексные формы «Бенефис семьи»,«День семейного чтения».

Яркие инновационные формы работы по продвижению книги привлекают молодежь. Поэтому специалисты библиотек в своей работе ищут новое формы, творчески подходят к проведению мероприятий для подрастающего поколения. Во всех библиотеках для юношества проводятся поэтические ринги, литературные дилижансы, досье, Дни новой книги, Дни литературных игр, Дни книг-именинников, книжное дефиле, литературные салоны, поэтические качели и т. д. Развивается буккроссинг.

Продвигая книгу и чтение, библиотекари постоянно изучают мнение читателей о литературе, выявляют их пристрастия и оценки, проводят опросы. Например, блиц-опросы «Десять книг, которые потрясли Вас»,«Какую роль играет чтение в Вашей жизни?», «В моей семье читают»; телефонные опросы о читательских пристрастиях , блиц-опросы с видеокамерой «Вы любите читать книги?»; анкетирования «Культура, чтение, библиотека глазами молодежи», «Библиотека моей мечты», «Ты и твоя библиотека», «Книга, чтение, библиотека в Вашей жизни»; мониторинг «Кто Вы, наш читатель?».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Преимущества выставок и их тематика: многопрофильные, отраслевые, специализированные. Значение выставок для экспонента. Цели экспозиционной деятельности фирмы и посетителей выставки. Принятие решения об экспозиционировании. Организация участия в выставке.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Основные функции выставок, их классификация по различным основаниям. Особенности оформления книжных выставок в библиотеке. Информационные технологии в выставочной работе. Стендовая выставка как форма организации выставочной деятельности в библиотеке.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2013

    Выставочная и ярмарочная деятельность как элемент связей с общественностью. Классификация и значение ярмарок и выставок для экспонентов и потребителей. Исследование особенностей организации и проведения выставок и ярмарок в производственных структурах.

    дипломная работа , добавлен 03.06.2012

    Определение аспектов подготовки, проведения и анализа выставочной деятельности. Основные характеристики и принципы организации выставочного стенда. Особенности набора персонала и работы с посетителями на выставке. Применение PR-акций на выставке.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2012

    Организация и проведение выставок. Место и время проведения, тематика и перечень товарных групп. Анализ рынка бетонной продукции и конкурентной выставочной среды. Элементы фирменного стиля выставки. Информационные материалы, условия и правила участия.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2009

    Ретроспектива выставочно-ярмарочной деятельности. Функции выставок в современном обществе. Определение экономической эффективности проведения мероприятий. Результат информационного воздействия. Понятийный аппарат современной выставочной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 27.01.2014

    Категориальные основы пиарологического анализа выставок. Развитие выставочной деятельности в России. Крупнейшие выставочные центры России. Сопоставительный анализ PR-сопровождения выставок Екатеринбурга, Краснодара, Москвы, Новосибирска, Челябинска.

    дипломная работа , добавлен 28.03.2012

Детские библиотеки в своей работе используют различные формы и методы работы, которые позволяют привлечь детей в библиотеку, повысить заинтересованность детей в книге и чтении.

Методы продвижения чтения - это способы и приемы, используемые в библиотеках, с помощью которых достигается формирование позитивного отношения к чтению у молодого поколения.

В настоящее время не существует единой классификации методов продвижения чтения, поэтому мы рассмотрели наиболее применяемые и эффективные, которые библиотеки используют в пропаганде чтения и книги.

Методы продвижения чтения, используемые в детских библиотеках можно сгруппировать следующим образом:

Интерактивные методы;

Метод чтения вслух

Визуальные методы

Игровые методы

Интерактивные методы. Название метода происходит от психологического термина «интеракция», что означает «взаимодействие». Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

«Интерактивный» означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо или чем-либо. Следовательно, интерактивные методы продвижения чтения в библиотеке - это методы, характеризующиеся двусторонним обменом информацией между библиотекарем и читателем. Основной целью библиотекаря в ходе диалога, является формирование у читателя позитивного отношения к книге и чтению.

Суть интерактивного метода заключается в том, что маленькие читатели не только должны быть включены в действие эмоционально, но и непосредственно участвовать в действии, неизбежно внося в него те или иные изменения, активно импровизируя. Ведь увиденное и услышанное человек запоминает на 50-60%, а то, в чем он принимал участие - на 90%38.

К интерактивным методам продвижения чтения относятся такие формы массовой работы библиотеки как: семинары-тренинги, конференции, конкурсы, дискуссионные клубы, различные массовые акции в поддержку чтения как «Флэш-моб», «Буккроссинг», «Библиотечная ночь», и др.

Игровые методы являются одним из действенных методов продвижения чтения в детских библиотеках. Суть игровых методов продвижения чтения - используя различные интересные формы игры, которые положительно влияют на приобщение к книге, сформировать устойчивую потребность в традиционном чтении.

Детские библиотеки используют в своей работе различные виды игры: дидактические литературные, игры-соревнования и комплексные программы, ролевые, познавательно-развлекательные игры.

Дидактические литературные игры - разновидность игр, созданных в целях обучения и воспитания детей средствами литературы. Они способствуют углублению восприятия прочитанного, формируют навыки самостоятельного чтения, и в целом - культуру чтения.

Игры соревнования и конкурсы требуют от участников общей эрудиции, внимания, отличной памяти, сообразительности, изобретательности, художественно-исполнительских способностей и много другого. В практике работы библиотек традиционно популярны литературные конкурсы и викторины39. Например, различные литературные викторины, конференции, утренники и вечера будут намного интереснее, если включить в них элементы игры. «Книжные конференции», «Премьера книги», «Литературный бой», «Литературный аукцион» - эти и многие другие мероприятия стали обычным явлением в работе библиотек по продвижению чтения и культурно-массовой работе.

В основе литературно-игровых программ и литературных конкурсов с элементами театрализации всегда лежит режиссерский сценарий. В процессе их подготовки и проведения используются приемы и методы, широко применяемые в социально-культурной деятельности.

Ролевая игра - это игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей.

Ролевые игры способствуют развитию воображения, фантазии детей.

В последнее десятилетие наблюдается своеобразный бум библиотечных мероприятий, в основе которых лежит игра. Многочисленные сценарии праздников, игр-путешествий, литературных вечеров и иных комплексных культурно-досуговых программ публикуются на страницах периодических изданий «Школьная библиотека», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Библиотека в школе», «Игровая библиотека» и др.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости широкого включения игровых методов продвижения чтения в процесс приобщения к чтению.

Чтение вслух развивает устную речь, помогает запомнить, как правильно произносить слова, где ставить смысловые ударения. Такой метод продвижения чтения как чтение вслух - развивает критическое мышление ребенка, умение логически мыслить, находить в тексте самое важное и интересное.

Для метода вслух характерны следующие приемы:

Выразительное чтение библиотекаря;

Обучение выразительному чтению читателя;

Комментированное чтение, чтобы облегчить восприятие произведения;

4. Беседа, в ходе которого читатель делится своими впечатлениями от прочитанного.

Метод чтения вслух используется в любой форме библиотечной работы с детьми: например, индивидуальное чтение ребенка на абонементе, когда работник библиотеки читает отрывок из книги, чтение вслух у выставки, в ходе мероприятия, в работе книжных клубов, на различных праздниках чтения вслух. Но в большинстве случаев чтение вслух - это «громкое чтение». Это форма библиотечной работы, которая включает не только чтение вслух, но и обсуждение прочитанного.

Библиотеки должны поддерживать и семейное чтение, чтобы сформировать у молодого поколения любовь к чтению. Для этого библиотеки организуют различные конкурсы, турниры, создают клубы чтения для читающих семей.

«Библиотерапия чтением» - это один из приемов метода чтения вслух.

Библиотерапия - это использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения. Сегодня многие детские библиотеки реализуют проекты с использованием различных видов библиотерапии.

Существуют различные проекты, где известные личности приходят в библиотеку и читают вслух для детей свои любимые произведения, знакомят детей с последними новинками детской литературы. С развитием и повсеместным внедрением компьютерных технологий стали популярны видеоролики с записями чтения вслух, интернет-проекты.

Итак, метод чтения вслух развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном, включает процедуры, помогающие читателю анализировать свое понимание содержания, заключенную в нем информацию.

В настоящее время визуальные методы продвижения чтения занимают особое место в практике библиотек, так как с развитием информационных технологий, визуальные образы имеют реальное воздействие на нынешнее поколение.

Мультимедийные средства во многом меняют подход библиотекарей к привлечению читателей к книге. Дети в силу своих возрастных особенностей большее предпочтение отдают визуальным методам, формам работы библиотек, которые носят наглядно-образный характер: традиционные и виртуальные выставки, театр в библиотеке, киноклубы, литературные гостиные с показом электронных презентаций и др.

Детскими библиотеками в целях популяризации чтения и книги создаются коллекции презентаций, буктрейлеров, продумываются современный и комфортный дизайн интерьера, составляются книжные инсталляции, организуются акции, мастер-классы и многое другое.

Многие библиотеки стараются интересно и удобно оформить свои сайты, так как именно с помощью сайта можно создать неповторимый, интересный образ библиотеки, которую детям захочется посетить.

В целях продвижения чтения и книги библиотеки устраивают различные творческие конкурсы, направленные на создание фото и видеопродукции. Например: конкурс буктрейлеров, рисунков, рекламных плакатов или видеотзыв о прочитанной книге. Дети с удовольствием участвуют в подобных конкурсах, так как им предоставляется возможность поделится своим творчеством, своими впечатлениями о прочитанных произведениях.

В практике библиотеке часто используется не один какой-то метод, а их сочетание.

Сегодня многие российские детские библиотеки стараются использовать, совмещать различные методы продвижения чтения в своей работе, чтобы помочь ребенку найти свой путь к книге и информации. Рассмотрим опыт библиотек России по продвижению чтения и книги.

Например, библиотечный проект Астраханской областной библиотеки «Чтение в подарок. Сотрудниками библиотеки была проведена акция «Дарите чтение».

Библиотекарями были подготовлены читательские воспоминания, отрывки из книг «33 несчастья» ЛемониСникета, «Воспитание взрослых» Григория Остера, серия книг Тамары Крюковой и т.д. Лучшие работы были изданы в виде книжных закладок, и подарены детям. Также проводились различные творческие конкурсы «Здорово читать», «Книга - мой друг».

Увлекателен и литературный проект Московской областной государственной детской библиотеки (МОГБ) «Путешествие Синего чемоданчика». Основной целью проекта является приобщение и развитие у детей навыков чтения и литературного вкуса через продвижение лучших современных российских и зарубежных книг.Особенность проекта заключается не только в отборе наиболее интересных книг, но и их чтении вслух, с последующим обсуждением прочитанного.

Существует определенная, четко отработанная схема наполнения «синего чемоданчика». Библиографы составляют список книг, опираясь на рекомендации экспертов - ведущих специалистов в области детского чтения, а также на результаты опросов читателей.Затем «Синий чемоданчик» едет в детские библиотеки Подмосковья и пребывает в каждой библиотеке два месяца. В первую очередь, «Синий чемоданчик» едет в те библиотеки, где имеются и эффективно действуют программы развития чтения, работают инициативные сотрудники с интересными идеями. По завершении программы библиотека, принимающая у себя «Чемоданчик», проводит анализ е? проведения, делая акцент на инициированных местными коллегами новых элементах, и предлагает свои варианты дальнейшего совершенствования проекта.

Аналогичный проект «Путешествие Синего чемоданчика в Красноярье» действует и в Красноярском крае.

Ряд библиотечных марафонов «Чтение для души» Ивановской областной детской библиотеки, «Иркутские писатели в гостях у читателей детских библиотек» Иркутской областной детской библиотеки призваны содействовать воспитанию юного читателя, популяризации и знакомству с новыми книгами, литературным творчеством одаренных детей.

В целях продвижения библиотеки, чтения и книги детские библиотеки постоянно ищут новые нестандартные способы и пути решения этой задачи. К примеру, Магаданская областная детская библиотека разработала комплексную программу по привлечению детей в библиотеку и поддержке чтения под названием «По ступенькам взросления».

Каждая ступенька соответствует определенному возрасту. Первая ступенька - дети от года до шести лет. Выделен специально оформленный зал, где проводятся различные выставки, функционирует «Родительский университет».

Вторая ступень - дети 6-7 лет. Для них был создан зал «Клепа», где они могут удовлетворить свои потребности в игре, развивать свои творческие способности через чтение, рисование, лепку.

Третья ступень - от 7 до 11. Дети этого возраста активно участвуют в работе «Театра книги». Последняя ступенька - дети от 12 до 17 лет. Для них работает клуб «Подросток», программа которого направлена на приобщение детей к чтению самых лучших произведений мировой литературы. Такая программа позволила библиотеке улучшить качество, длительность чтения детей, повысить читаемость и посещаемость в библиотеке.

Сегодня в библиотеках большой популярностью пользуются буктрейлеры.

Буктрейлер - это короткий видеоролик о книге. Основная его задача - рассказать о книге, заинтриговать и заинтересовать читателя. Это самый верный способ представить книгу миру, приоткрыв сюжет и показав героев и самые яркие фрагменты. В 2013 году впервые буктрейлер был показан в 2003 году на книжном фестивале в Лос-Анжелесе, он прош?л путь от модного мирового тренда до привычного рекламного хода западных книгоиздательств. Приведем пример проекта центральной городской детской библиотеки имени А.С. Пушкина г. Сарова «БиблиоВидеоСтудия». Проект был запущен в 2011 году.

В рамках проекта маленькие читатели совместно с библиотекарями придумывают рекламы-анонсы, мультимедийное оформление к мероприятиям, репортажи и видеоотчеты, интервью, опросы, поздравления, буктрейлеры и многое другое. Такая увлекательная и комбинированная форма работы очень привлекает детей. Участники проекта сначала обсуждают идеи будущего ролика. Далее следует совместное написание сценария, отбор реквизита, чтение необходимой литературы, репетиции, озвучивание. Эта работа позволяет объединить поколения малышей и подростков, привлечь их к чтению.

Детские библиотеки в целях продвижения чтения тесно взаимодействуют с такими социальными институтами, как семья и школа. В библиотеках работают различные Клубы семейного чтения, организуются Библиотечные дни, Классные чтения. Например, в Российской государственной библиотеке ежедневно около трехсот детей и подростков занимаются в рамках Библиотечного дня, посещая занятия 2 раза в месяц, и около семей по субботам занимаются в Клубе семейного чтения. Некоторые дети посещают не только занятия Библиотечного дня, но и по субботам вместе с родителями становятся также участниками занятий клуба семейного чтения.

Уникален опыт центральной городской детской библиотеки имени Гайдара в Москве (ЦГДБ им. Гайдара в Москве). Совместно с Фондом содействия гармонизации отношений животных и общества «Не просто собаки» библиотека успешно реализует проект «Сказки для собак». Проект направлен на создание и укрепление гармоничных взаимоотношений между животными и людьми, приобщение детей, в том числе «особых», к чтению и общению с четвероногими друзьями. Проводится в форме свободных чтений детских книг. Слушателями выступают собаки-питомцы Фонда.

Также в библиотеке с 2010 года появились 2 библио-робота, которые оснащены видеокамерой микрофоном и дисплеем. Управляет роботами сотрудница библиотеки, которая сидит в отдельном кабинете. Как и обычные библиотекари, роботы обслуживают читателей, проводят различные экскурсии, и принимают активное участие в массовых мероприятиях. Также следует отметить, что библио-роботы Чук и Гек очень полезны в работе с детьми с ограниченными возможностями. Каждый «особенный» ребенок с домашнего компьютера может управлять роботом, при этом достигается эффект полного присутствия. В перспективе, библиотекари с помощью библио-роботов планируют организовать виртуальные экскурсии через сайт библиотеки.

Отметим проект «Город читает детям» детской библиотеки г. Северодвинска (Архангельской область), в рамках которой сотрудники библиотеки читали детям сказки на ночь по телефону. Были подобраны специальные материалы, которые можно прочитать за 4-5 минут, и любой ребенок мог позвонить в библиотеку и послушать сказку на ночь.

Акция вызвала положительный отклик у детей и родителей.

Рассмотрим и проект республиканской детской библиотеки Чувашии по продвижению чтения с использованием современных технологий «Читающий город», в рамках которой было проведено 27 литературных встреч, в которых приняли участие более 400 человек. В ходе акции были показаны буктрейлеры, видеоролики, выставочные проекты, а также ФОТОПРОЕКТ «Книга в провинции».

Помимо проектов, акций, конкурсов, выставок детские библиотеки постоянно придумывают новые способы и методы продвижения чтения, так как интересы и увлечения детей меняются, и библиотеки должны быть готовы к изменениям и новым формам и методам работы.

Таким образом, сегодня в работе библиотек применяются различные методы продвижения чтения: метод чтения вслух, интерактивные, визуальные и игровые.

Интерактивный метод продвижения подразумевает взаимодействие библиотекаря и читателя, в ходе которого у читателя формируется читательская культура. Метод чтения вслух применяется для улучшения речевых и слуховых навыков детей. Визуальный метод - метод привлечения к чтению с использованием визуальных средств. С развитием мультимедийных технологий, визуальный метод продвижения особенно популярен в детских библиотеках. Игровые методы включены практически в любую форму работы библиотеки. Доказана эффективность игровых методов в формировании позитивного отношения к чтению у детей. Также рассмотрен опыт российских библиотек в продвижении чтения.

Итак, сегодня происходят значительные изменения в детском чтении. Меняется репертуар, длительность, культура чтения. Исследователи называют этот процесс «сменой модели чтения». Сегодня библиотечным обслуживанием занимаются 3633 специализированные детские библиотеки. В первой главе были рассмотрены основные цели и задачи современных детских библиотек, были выявлены основные проблемы с которыми сталкиваются детские библиотеки.

Детские библиотеки должны своевременно реагировать на изменения в детском чтении, так как главная задача библиотек - сформирование и развитие культуры чтения у подрастающего поколения. Для привлечения к чтению сегодня библиотеки стараются использовать различные методы и формы продвижения чтения. Были рассмотрены интерактивные, игровые, визуальные методы и метод чтения вслух. Интерактивный метод - метод продвижения чтения, подразумевающий взаимодействие библиотекаря с читателем, в ходе которого библиотекарь формирует позитивное отношение к книге.

Игровые методы широко используются в библиотеках, так как включение игры в процесс приобщения к книге дают существенные результаты. Визуальные методы продвижения чтения с развитием мультимедийных технологий обретают все большую популярность в детских библиотеках. Метод чтения вслух - развивает критическое мышление ребенка, умение логически мыслить, находить в тексте самое важное и интересное. В практике библиотек часто встречается не отдельное применение методов, а их совмещение. Также рассмотрели опыт продвижения чтения детских библиотек России. Сегодня библиотеки реализуют самые различные проекты, акции в поддержку чтения, проводят в своих стенах интерактивные занятия, конференции, выставки, и игровые программы.