Оборонно-промышленный комплекс россии. Доклад: Оборонно-промышленый комплекс

Введение..................................................................................................................3

1. Состав ОПК РФ..................................................................................................5

2. Законодательные основы..................................................................................6

3. Федеральные органы исполнительной власти в управлении оборонно-промышленным комплексом..............................................................................16

3.1. Министерство обороны РФ..........................................................................17

3.2. Министерство промышленности и энергетики РФ..................................19

3.2.1.Департамент оборонно-промышленного комплекса.............................19

3.2.2. Федеральное агентство по промышленности.........................................22

3.3. Федеральное космическое агентство..........................................................24

3.4. Федеральное агентство по атомной энергии.............................................25

3.5. Федеральное агентство по поставкам военной, специальной техники и материальных средств.........................................................................................28

3.6. Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ......................29

4. Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при председателе Совета Федерации.............................................................................................................39

Заключение...........................................................................................................44


Введение.

Одним из важнейших средств обеспечения национальной безопасности являются его вооруженные силы, в целом оборонно-промышленный комплекс. Национальная безопасность – одна из главных потребностей государства и общества – сегодня приобретает актуальнейшее значение для успешного осуществления его политических, социально-экономических и духовно-идеологических задач. Отсюда вытекает необходимость постоянного внимания со стороны государства к проблемам развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), разработке и производству вооружений и военной техники, необходимому уровню научно-технического и военно-технического потенциалов, обеспечивающих России роль великой державы мира. Необходимость такого понимания и реальных действий политического руководства страны обусловлено также действиями западных стран, и прежде всего США, стремящихся изменить баланс вооруженных сил в свою пользу, как на Западе, так и на южных границах России.

Разработкой основных направлений и перспектив развития оборонно-промышленного комплекса обязано заниматься государство. Оно призвано определять направления государственной оборонно-промышленной политики, необходимый уровень военно-технического потенциала страны с учетом складывающейся международной ситуации.

При этом важно учитывать исторический опыт создания и развития ОПК, накопленный в СССР и за последние 15 лет существования российского государства. Без учета позитивного и негативного в этом опыте невозможно определять стратегию развития оборонно-промышленного комплекса. Этим в значительной мере определяется актуальность избранной темы исследования, необходимость анализа проблем ОПК в государственной политике современной России. При этом важно учитывать и накопленный зарубежный опыт в этой сфере. Еще одним актуальным фактором, наряду с вышеназванными, является существенное повышение значимости в вооруженной борьбе и противостоянии государств информационной политики, внедрения и использования широкого спектра средств информационной войны как открытых, так и скрытых, не явных технологий. В результате сегодня критерии защищенности государств от военных угроз оказались не в полной мере соответствующими современным методам, способам и формам военного противоборства. Это, в свою очередь, вынуждает политическое руководство ведущих государств мира активизировать деятельность по совершенствованию и развитию своих оборонно-промышленных комплексов, решению их социально-экономических и политических проблем. Следует так же отметить такую особенность функционирования оборонно-промышленного комплекса, как стремление ряда международных террористических организаций использовать его передовые технологии, особенно средства массового поражения, в своих преступных целях. После 11 сентября 2001 г., трагических событий с захватами заложников (в Москве в октябре 2002 г., в Беслане в сентябре 2004 г.) стало окончательно ясно, что на смену «холодной войне» пришла война совершенно иного характера – война с международным терроризмом. Поэтому применение военной силы выступает одним из способов противодействия такому злу, как глобальное распространение террористических и экстремистских движений и групп.

Все эти объективные факторы обуславливают необходимость постоянного внимания государства к проблемам ОПК, а научную общественность – к анализу актуальных проблем политического и социально-экономического развития российского оборонно-промышленного комплекса, поиску путей повышения его эффективности.

Объектом исследования является оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации как важный инструмент обеспечения национальной безопасности государства.

Предмет исследования – система государственного управления российским оборонно-промышленным комплексом.


1. Состав ОПК РФ.

Сегодня оборонно-промышленный комплекс (далее - ОПК) России представляет собой многофункциональные научно-производственные отрасли промышленности, способные разрабатывать и производить современные виды и типы вооружений, военной и специальной техники (далее - ВВСТ), а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию. Его основу составляют стратегические предприятия и стратегические акционерные общества. Перечень этих предприятий и обществ утвержден Указом Президента Российской Федерации от 4августа 2004 года №1009 (с изменениями на 19 ноября 2007 года). В данном перечне числится более 1000 наименований, в том числе:

· федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

· открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

ОПК состоит из нескольких отраслей:

1. Авиационная промышленность.

2. Ракетно-космическая промышленность.

3. Промышленность боеприпасов и спецхимии.

4. Промышленность вооружений.

5. Радиопромышленнсоть.

6. Промышленность средств связи.

7. Электронная промышленность.

8. Судостроительная промышленность.

9. Межотраслевые структуры и предприятия.

2. Законодательные основы.

Основным законом, регулирующим основы существования и функционирования оборонно-промышленного комплекса РФ является Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об Обороне».

Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее - другие войска).

Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.

Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Сущность и структура ОПК. Значение ОПК для национальной экономики

Оборонно-промышленный комплекс РФ является частью экономики России и включает в себя органы государственного управления и власти, промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники. Как синонимы ОПК используются также термины “военная промышленность” и “оборонная промышленность”.

ОПК включает отрасли промышленности, которые определенно производят военную продукцию (например, артиллерию, ракеты, подводные лодки), а также отрасли, выпускающие гражданскую продукцию. В процессе разработки и выпуска вооружения и военной техники могут принимать участие предприятия различных отраслей, для большинства из которых такая работа может являться непрофильной. Таким образом, существует несколько определений ОПК, но все они сводятся к одному наиболее общему. Оборонно-промышленный комплекс – это совокупность научных, исследовательских, испытательных организаций и предприятий (заводов) промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ, т. е. производящих продукцию и услуги в интересах обороны для российских силовых структур и обеспечения поставок вооружения и военной техники (ВВТ) иностранным государствам в рамках военно-технического сотрудничества. Оборонно-промышленный комплекс объединяет крупные государственные и частные предприятия (концерны, консорциумы, тресты и т.п.), ассоциированные в своей деятельности с другими производителями военной продукции, научно-исследовательскими и испытательными организациями (институтами, университетами, лабораториями, полигонами), заказывающими учреждениями вооруженных сил и органами государственного управления.

Ядро оборонно-промышленного комплекса России сегодня объединяет более 1400 предприятий и организаций, основной деятельностью которых является разработка и производство ВВТ. Эти предприятия курируются федеральными властями либо непосредственно (для госпредприятий), либо опосредованно через реализацию единой государственной политики в области ОПК (для акционерных обществ). Производственные мощности, ранее использовавшиеся для выпуска вооружения и военной техники, с той или иной степенью эффективности переоснащаются на производство продукции двойного или чисто гражданского назначения. Так, в авиационной промышленности осуществляется выпуск газотурбинных установок и газоперекачивающих агрегатов, нефтепромыслового оборудования, металлорежущих станков с автоматизированными системами управления. В электронной промышленности производятся интегральные микросхемы, электровакуумные и полупроводниковые приборы, контрольно-измерительная аппаратура. Судостроительная промышленность выпускает противопожарные суда, буксиры, рыболовные судна (преимущественно на экспорт). На предприятиях ракетно-космической промышленности развивается производство медицинской аппаратуры и аппаратуры для многофункционального мониторинга окружающей среды.

В состав ОПК в зависимости от видов деятельности входят следующие основные объекты:

Научно-исследовательские организации, занимающиеся теоретическими разработками;

Конструкторские бюро (КБ), создающие опытные образцы оружия;

Испытательные лаборатории и полигоны, где происходит испытание оружия, только вышедшего из заводских стен;

Производственные предприятия, где осуществляется выпуск оружия.

Доля промышленных предприятий в оборонном комплексе составляет около 45%, остальные 55% приходятся на научные организации и научно-производственные объединения, занимающиеся разработкой и модернизацией ВВТ.

По своему отраслевому составу ОПК делится на несколько основных отраслей:

1. Производство ядерного оружия

2. Авиационная промышленность

3. Ракетно-космическая промышленность

4. Производство стрелкового и артиллерийского оружия

5. Военное судостроение

6. Бронетанковая промышленность

7. Радиоэлектронная промышленность.

В России сосредоточено 45% мировых мощностей по обогащению урана. С сокращением производства ядерных вооружений эти отрасли все более ориентируются на экспорт. Продукция этих предприятий идет как на гражданские АЭС, так и на производство ядерных боеприпасов и на промышленные реакторы. Авиапромышленный комплекс является доминирующим в структуре отечественного ОПК. На его долю приходится около 35% общей продукции оборонного комплекса. Ракетно-космическая промышленность – одна из наиболее наукоемких и технически сложных отраслей. Научно-исследовательские и конструкторские организации отрасли сосредоточены в значительной степени в Московском регионе. Военное судостроение трудно отделить от гражданского, поскольку до последнего времени большинство российских судоверфей работало на оборону. Самым крупным центром судостроения России является Санкт-Петербург, где находится около 40 предприятий этой отрасли. Радиоэлектронная продукция по сути представляет собой интеллектуальную основу современных средств вооружения и военной техники (ВВТ).

Особенностью ОПК России является размещение многих его предприятий в так называемых “закрытых” городах, которые до недавнего времени не упоминались зачастую даже на географических картах.

Необходимо создание общей концепции ОПК как сектора народного хозяйства, призванного одновременно и материально обеспечивать обороноспособность страны, и поднимать технологический уровень ее экономического развития, и приносить государству экспортные доходы. На данный момент в структуре собственности ВПК РФ преобладают акционерные общества (их доля составляет около 57%), причем на 28,2% предприятий оборонного комплекса какая-либо доля государства отсутствует. Так, по данным Счетной палаты, в российской авиапромышленности было акционировано более 230 предприятий, из которых государство сохранило за собой контрольный пакет лишь на семи, а более чем на 90 новых АО государство сегодня не владеет ни одной акцией. ОПК состоит из тех промышленных активов, которые обеспечивают ключевые элементы военной мощи и национальной безопасности: такие активы требуют особого внимания со стороны правительства. Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Рособоронэкспорт» было создано в 2000 г. как госпосредник по внешнеторговым операциям продукции военного назначения - только через него российские производители вооружения (за небольшим исключением) могут выходить на внешний рынок. Прежде всего, речь идет об экспорте как основе спроса на продукцию комплекса. Доля экспорта оборонной и граждан¬ской продукции ОПК в валовом промышленном выпуске составляет 42,6 % (2004 г.).

Численность занятых в оборонной промышленности составляет 23,5% от общей численности работающих по стране. Непосредственно ВВТ производят примерно 2 млн. человек. В наше время значительное число предприятий ВПК страдают от скрытой безработицы. Комплексно ухудшился и качественный состав рабочей силы. Таким образом, средний возраст работника является 43 года (а в НИИ и КБ – 45 лет). Около 16% от общего числа персонала составляет молодежь до 30 лет. Является высоким процент работающих женщин– 52% и пенсионеров – 11,5% (в НИИ и КБ – 12,5%).

Предприятия ВПК находятся по всей территории страны. Области с большой долей занятых на предприятиях ВПК составляют значительный потенциал массовой миграции работников в другие районы. Так. при достаточном инвестировании в производственную и жилищно-коммунальную сферу создается экономическая и социальная напряженность. Таким образом, в этих областях важно принимать во внимание локальные возможности для трудоустройства высвобождающихся из оборонных отраслей работников. Наиболее тяжелая ситуация в ВПК проявляется в обвальном падении объемов производства, финансовых трудностях, снижении технического уровня производства.

Итак, можно назвать важнейшие трудности в оборонной промышленности России, такие как: несовершенство управления, недостаток финансового обеспечения, не до конца непродуманная конверсия и значительная приватизацией предприятий.

Вполне естественно, что приватизация на предприятиях ВПК сопровождалась прекращением финансирования со стороны государства. Но новые собственники и трудовые коллективы не смогли должным образом инвестировать производство, и в особенности его оборонную часть. Вследствие, начался крупный по размерам и трудно контролируемый для государства процесс отхода предприятий от выпуска военной техники, суждение номенклатуры военной продукции, что практически не было сопровождено прогрессивной унификацией ВВТ. В последующие годы эта ситуация только ухудшалась..

Главная проблема ВПК, однако, заключается в скудном финансировании. Мизерное финансирование поставило научные и конструкторские организации ВПК в очень тяжелое положение, за которым следует потеря воспроизводственного потенциала, особенно по высокотехнологичным образцам ВВТ. Его восстановление потребует впоследствии существенно больших средств, чем его поддержание на текущем уровне.

Ухудшения финансового положения оборонных предприятий привело к резкому устареванию оборудования. На самом деле, недостаточный уровень капиталовложений в перевооружение техники функционирующих и мобилизационных мощностей ведут к их быстрому моральному и физическому старению, что в ближайшее время, несомненно, скажется на способности производить современное вооружение и военную технику. Широкое распространение и использование устаревших технологий характерно для экономики России. Их доля превышает 80% используемого технологического потенциала.

Продолжающееся сокращение численности занятых во многом обусловлено сравнительно невысоким уровнем заработной платы в оборонно-промышленном комплексе (при сохраняющейся на отдельных предприятиях задолженности по ее выплате).Средняя заработная плата работников промышленных предприятий ОПК в 2006 году, по предварительным данным, составила 9650 рублей против 11303 рублей среднемесячной начисленной зарплаты по стране в целом (ноябрь 2006 года).

Развитие и сохранение кадрового потенциала, повышение его качества, в том числе на основе использования системы профессиональной переподготовки и дополнительного профессионального образования, во многом обусловлены финансово-экономическим состоянием предприятий и организаций ОПК. Проблемы и задачи кадровой политики в оборонно-промышленном комплексе, подготовки (переподготовки) научных, инженерно-технических и рабочих кадров для оборонных предприятий и организаций были рассмотрены 2 ноября 2006 года на заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации. На указанном заседании были приняты решения по вопросам подготовки и сохранения кадров для организаций оборонных отраслей промышленности.

В соответствии с поручениями, принятыми на указанном заседании, в Минпромэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывается комплекс мер по обеспечению оборонных отраслей промышленности научными кадрами и специалистами.

Во исполнение поручения Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации Минобрнауки России при участии Минпромэнерго России подготовлено принятое 30 декабря 2006 года постановление Правительства Российской Федерации N 854 «О государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2007 - 2010 годы». По оперативной информации, прибыль промышленных предприятий ОПК за 11 месяцев превысила уровень 2005 года. Кредиторская задолженность за этот период увеличилась на 22,3.Кредиторская задолженность по платежам в бюджет составляет 5,6% от всей суммы кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность организаций ОПК перед государственными внебюджетными фондами составляет 3,2%.

Несмотря на позитивные сдвиги финансовое положение промышленных предприятий и научных организаций ОПК остается сложным. Предприятия по-прежнему испытывают недостаток в оборотных средствах. Низкий уровень рентабельности не позволяет инвестировать собственные средства на развитие производства. В 2006 году рост инвестиций в оборонно-промышленном комплексе за счет всех источников финансирования, по оценке, составил 105,6%. Доля собственных и привлеченных средств в общем объеме инвестиций оценивается, соответственно, на уровне 67% и 33%. Основной объем бюджетных средств (около 70%) направлен на приобретение нового оборудования.

По предварительной оценке, объем экспортных поставок продукции военного назначения в 2006 году остался практически на уровне 2005 года. В 2006 году увеличилась доля экспорта продукции авиационной промышленности при уменьшении доли поставок техники для ВМС. Основными странами-импортерами российского вооружения и военной техники по-прежнему остаются Китай, Индия, Алжир, Вьетнам, Йемен, Ливия, Республика Корея. В 2006 году наметилась тенденция к расширению экспорта за счет государств Центральной и Латинской Америки (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай).

В 2007 году, по оценкам, Россия останется среди лидеров стран-экспортеров вооружений (на втором месте после США). Объем экспорта гражданской продукции организациями ОПК в 2006 году оценивается на уровне 2005 года – около 700,0-725,0 млн долл.

Оборонно-промышленный комплекс России

1.1 Понятие и состав ОПК РФ

Сегодня оборонно-промышленный комплекс (далее - ОПК) России представляет собой многофункциональные научно-производственные отрасли промышленности, способные разрабатывать и производить современные виды и типы вооружений, военной и специальной техники (далее - ВВСТ), а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию. Его основу составляют стратегические предприятия и стратегические акционерные общества. Перечень этих предприятий и обществ утвержден Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года №1009 (с изменениями на 1 сентября 2014 года). В данном перечне числится более 1000 наименований, в том числе:

* федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

* открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

ОПК состоит из нескольких отраслей:

1. Авиационная промышленность.

2. Ракетно-космическая промышленность.

3. Промышленность боеприпасов и спецхимии.

4. Промышленность вооружений.

5. Радиопромышленнсоть.

6. Промышленность средств связи.

7. Электронная промышленность.

8. Судостроительная промышленность.

9. Межотраслевые структуры и предприятия.

Анализ эффективности комплексного применения мер помехозащиты для повышения устойчивости функционирования средств связи в условиях радиопротиводействия противника

Учитывая уровень технического оснащения, анализ сил и средств РЭБ будет проводиться для батальона разведки и РЭБ (Р и РЭБ) механизированной дивизии (мд) СВ. Батальон разведки и РЭБ мд США имеет в своем составе...

Поисковая группа

Поиск и задержание осуществляются розыскными нарядами, численность которых зависит от количества и направления движения разыскиваемых лиц и степени их опасности, вооружения, условий местности...

Проблемы осеннего призыва в Вооруженные Силы РФ 2011 года (на примере отдела военного комиссариата г. Санкт-Петербурга по Красносельскому району)

воинский призывная кампания Для того чтобы разобраться что и для чего существует призыв, по мнению автора, стоит привести значение некоторых воинских понятий...

Развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса

Военно-промышленный комплекс (ВПК) России - это мощная система предприятий, производящих боевую технику, вооружение и боеприпасы. Как синонимы ВПК используются также термины «военная промышленность» и «оборонная промышленность» ...

Разработка алгоритма действий органов местного самоуправления при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (на примере наводнения в г. Крымске Краснодарского края)

Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономический ущерб, разрушают все то, что создавалось годами...

Роль атомной (ядерной) бомбы в обеспечении мира и порядка на нашей планете

Прежде чем начать изучение строения атомной бомбы, необходимо разобраться в терминологии по данной проблеме. Итак, в научных кругах, существуют специальные термины, отображающие характеристики атомного оружия. Среди них...