План инновационной продукции по 223 фз. О размещении в еис планов закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств. Специфика закупочных процедур

В статье разберем, как и в какие сроки формировать план закупок по 223-ФЗ заказчикам, можно ли вносить изменения в опубликованный план, а также какие существуют особенности в планировании закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств.

  1. План закупки товаров, работ, услуг сроком не менее 1 года.
  2. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств сроком на 5-7 лет.

План закупки товаров, работ, услуг представляет собой информационную базу для всех лиц, заинтересованных в участии в закупках, проводимых заказчиком, поскольку содержит сведения о потребностях заказчика, ценах предполагаемых закупок и их сроках.

План закупки помогает спланировать участие в закупках, проводимых заказчиками. Грамотно сформированный план закупки способствует расширению числа участников закупок и, как следствие, эффективному расходованию средств.

Порядок формирования плана закупки, порядок и сроки размещения в ЕИС такого плана, требования к форме такого плана установлены Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 .

План должен содержать информацию о заказчике, порядковый номер закупки, минимально необходимые требования к объектам закупок, единицы измерения, сроки и планируемые сроки проведения закупки, сведения о НМЦК, сроки исполнения договора и другие сведения, определённые Законом № 223-ФЗ и Постановлением № 932.

В публикуемом заказчиком плане закупок предусматривается поквартальная или помесячная разбивка. Сроки и порядок подготовки плана закупки определяются Заказчиком самостоятельно, как правило, в Положении о закупке. В то же время следует учитывать, что размещение плана закупок (внесение изменений) в ЕИС должно быть произведено в течение 10 календарных дней с даты его утверждения (внесения изменений).

Размещение плана закупок в ЕИС осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Однако, не все закупки в обязательном порядке включаются в план закупок. Не включаются закупки:

  • составляющие государственную тайну;
  • по которым принято решение Правительства РФ;
  • потребность в которых возникает вследствие аварии, ЧС, обстоятельств непреодолимой силы.

Кроме того, в плане закупки могут не отражаться сведения о закупке товаров (работ, услуг) в случае, если их стоимость не превышает 100 000 рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., - сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 000 рублей.

Планирование осуществляется «попозиционное», отдельной строкой на каждую планируемую процедуру закупки. При заполнении позиций плана закупок прописывайте минимальные требования к объекту закупки, не просто отсылая к техническому заданию (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 30.05.2014 № Д28и-830). Это позволит отличить одну закупку со сходным предметом от другой, избегая жалоб участников.

Изменения плана закупок по 223-ФЗ

Зачастую заказчики сталкиваются с изменением потребности в проведении закупок или изменении стоимости планируемых к приобретению ТРУ более чем на 10%. В этом случае необходимо провести корректировку плана закупки и изменённый план закупки также разместить в ЕИС.

План закупки можно менять неограниченное количество раз. При этом основания для внесения изменений заказчик разрабатывает самостоятельно. При внесении изменений в план закупки в ЕИС необходимо будет разместить документ с перечнем внесенных изменений.

Если закупка осуществляется путём проведения конкурса или аукциона, изменения в план закупки вносятся в срок не позднее размещения в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений. Для других способов закупки такие ограничения законодательно не предусмотрены. Вместе с тем, целесообразно установить вне зависимости от способа закупки единые сроки и порядок формирования, корректировки плана закупки.

При формировании плана закупок у заказчика могут возникнуть практические вопросы. Например, нужно ли формировать план закупки, если все закупки планируется осуществлять до 100 000 рублей? Да, в любом случае необходимо сформировать оба плана, заполнив их нулевыми значениями (Письмо Минэкономразвития России от 22.05.2015 № ОГ-Д28-7458).

Или, если заказчик будет заключать долгосрочный договор, как правильно спланировать закупку? В этом случае сведения о таком договоре отражаются однократно, только в плане закупок того года, в котором состоится закупка, при этом в плане закупок должен быть отражён объём закупки на весь период договора.

Особое место в системе планирования закупок по Закону № 223-ФЗ занимает поддержка малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 определены квоты закупок у СМСП для определённой группы заказчиков:

Внимание! С 01.01.2018 вступят в силу поправки в постановление № 1352, которые увеличат квоты для осуществления «целевых» (организованных для данной категории участников) закупок у СМСП.

План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств

Помимо плана закупки на текущий финансовый год заказчики обязаны размещать в ЕИС на срок от 5 до 7 лет планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств. Критерии отнесения к инновационной, высокотехнологичной продукции определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности, а также Госкорпорацией «Росатом». Если заказчик планирует закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, сведения о них следует включить в оба плана.

В настоящее время ряд органов исполнительной власти утвердил такие критерии для использования при планировании закупок, связанных с деятельностью в регулируемых ими сферах (образование, наука, здравоохранение, транспорт и т.д.).

Закупки у СМП по 223-ФЗ

В отношении заказчиков, поименованных в Распоряжениях Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р и от 19.04.2016 № 717-р, соблюдение требований к закупкам у СМСП контролируется Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, а также органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими для этих целей организациями. В отношении таких заказчиков подлежат оценке соответствия проекты планов закупок, планов закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, а также проекты вносимых в такие планы изменений.

Мониторинг соответствия проводится в отношении утверждённых планов, внесённых в такие планы изменений, и в отношении годовых отчётов отдельных заказчиков в части .

Только те заказчики, которые подпадают под процедуры оценки и мониторинга формируют в планах закупок раздел об участии в закупках СМСП.

Штрафы за неразмещение плана закупок по 223-ФЗ

В заключении напомним об административной ответственности заказчика за неразмещение или нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупках, размещение которой предусмотрено Федеральным законом № 223-ФЗ. Так, в силу ч.5 ст. 7.32.3 КоАП РФ, неразмещения в ЕИС информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством, влечет наложение штрафа на должностных лиц — в размере от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 300 тысяч рублей.

Нарушение сроков размещения планов закупок также чревато штрафами — должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 2 до 5 тысяч рублей; юридические лица — от 10 до 30 тысяч рублей (ч.4 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

18 733 просмотра

План закупок по 223-ФЗ (закон «О закупках…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, далее — закон № 223-ФЗ) имеет определенные законодателем форму и содержание. Ниже мы расскажем, какими нормативными актами нужно пользоваться при составлении плана, как его заполнить и изменить в случае необходимости.

Планирование в соответствии с действующим законодательством: закон и постановление Правительства РФ

Деятельность по планированию закупок организациями, подпадающими под закон № 223-ФЗ, регламентируется следующими источниками:

  1. Основной закон № 223-ФЗ включает в себя лишь отсылочные нормы к подзаконным актам, которые содержат точные указания по форме плана закупок по 223-ФЗ и по правилам заполнения этой формы. Также в законе прописан порядок размещения плана в общедоступных информационных ресурсах.
  2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении…» от 17.09.2012 № 932 (далее — Постановление № 932) является регламентом, в соответствии с которым заказчики оформляют, размещают, изменяют документы планирования.

Кроме того, при разработке рассматриваемого нами акта заказчики обязаны пользоваться локальными нормативными источниками и положениями о закупках. Все эти документы в обязательном порядке размещаются в ЕИС (единой информационной системе по госзаказам).

План закупок по закону № 223-ФЗ

В соответствии с указанным выше постановлением Правительства план закупки по 223-ФЗ оформляется в электронном виде. Другими словами, сканированный документ или pdf-файл не допускается. Данное требование позволяет любому заинтересованному лицу делать копии на свои носители всего документа или любой его части. Кроме того, в силу п. 15-17 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908, публиковать план можно только с использованием программных средств ЕИС (структурированный вид плана), и факультативно допускается еще добавлять либо электронную, либо графическую версию рассматриваемого нами акта.

Формуляр законодательно установлен Правительством РФ и заполняется в соответствии с требованиями Постановления № 932. План на инновационные, лекарственные и высокотехнологичные контракты составляется с нюансами, оговоренными п. 2 Требований к форме, утвержденной Постановлением № 932.

План формируется не менее чем на один год (ч. 2 ст. 4 закона № 223-ФЗ). Ограничений максимального срока планирования не установлено. При этом документ должен быть разделен на месяцы или кварталы. Только для планов на инновационные, лекарственные и высокотехнологичные сделки установлены рамки: от 5 до 7 лет.

Не знаете свои права?

Корректировка (изменение) плана

Если в описываемый нами акт необходимо внести изменения (произвести корректировку), то заказчик обязан:

  1. Утвердить изменения, подписать их усиленной электронной подписью.
  2. Составить отдельно перечень изменений.
  3. Внести изменения в структурированный, электронный и графический виды плана в ЕИС в течение 10 дней с даты их принятия.
  4. Разместить перечень изменений.

Данная процедура осуществляется не позднее, чем будет опубликовано извещение о торгах (в форме конкурса или аукциона) и остальная сопутствующая информация (п. 9 Правил, утв. Постановлением № 932). Отметим, что в ЕИС обязательно остаются в свободном доступе все редакции измененного плана.

Пошаговая инструкция и образец заполнения

При заполнении бланка можно следовать следующим рекомендациям:

  1. Данные о наименовании, месте нахождения, ИНН, КПП берутся из ЕГРЮЛ. ОКАТО — по месту регистрации заказчика.
  2. Если срок контракта больше периода, на который разрабатывается план, то условия договора расписываются на всю его длительность.
  3. Все коды вписываются в соответствии с действующими классификаторами. В ОКВЭД обязательно указываются раздел и подраздел. В коде продукции — раздел и класс продукции. Используются только цифровые обозначения.
  4. При описании объекта сделки (графа 5) даются минимальные сведения, но в объеме, позволяющем идентифицировать объект от других похожих.
  5. Далее прописывается информация также по действующим классификаторам.
  6. Столбцы 11-17 заполняются теми данными, которые определяет заказчик самостоятельно.
  7. Следующий раздел разрабатывается только заказчиками, которые обязаны работать с субъектами среднего и малого предпринимательства.

Здесь вы можете ознакомиться с примером составления плана закупок по 223-ФЗ на 2018 год.

Таким образом, план закупок по 223-ФЗ отличается от аналогичного документа, заполняемого в соответствии с законом № 44-ФЗ. Требования к его форме и размещению установлены Правительством РФ. Однако субъекты, работающие по ФЗ № 223, во многом руководствуются собственными положениями о закупках. Так, в этих положениях могут содержаться некоторые особенности по порядку составления, публикации и изменения описанного в данной статье акта.

Регистрационный N 27584

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571) приказываю:

утвердить прилагаемые критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Министр Д. Мантуров

Критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции

I. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции

1. Потребительские свойства (в том числе функциональные характеристики) товара являются новыми и (или) превосходят потребительские свойства (в том числе функциональные характеристики) ранее производимых товаров.

2. При производстве товара используются впервые внедренные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

3. Потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами или, в отсутствие прямых аналогов, имеются качественно новые потребительские (функциональные) характеристики, в том числе повышающие конкурентоспособность товара, или новый способ применения товара, позволяющий расширить область его использования.

4. При производстве товара используются только новое или модернизированное технологическое оборудование, технологические процессы или технологии, ранее не применяемые при производстве данного товара, или новых материалов, позволяющие улучшить технико-экономические, конкурентоспособные, эргономические, потребительские и иные показатели производимого товара.

5. При выполнении работы и оказании услуги используются впервые внедренные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые ранее не использовались при выполнении аналогичных работ и оказании аналогичных услуг.

6. Выполнение работы и оказание услуги связано с изменениями в производственном процессе, использованием нового или модернизированного производственного оборудования и/или программного обеспечения, новых технологий.

7. Работа выполняется и оказывается услуга в области, в которой ранее аналогичная работа и услуга не применялись.

8. Работа и услуга являются новой, ранее не выполнявшейся и не оказывавшейся.

9. При использовании в производстве товара, выполнении работы, оказании услуги результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране.

10. При использовании в производстве товара, выполнении работы, оказании услуги новых научно-технических, конструктивных или (и) технологических решений.

II. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к высокотехнологичной продукции

11. Товар, работа, услуга соответственно изготавливается, выполняется и оказывается предприятиями наукоемких отраслей.

12. Товар, работа и услуга соответственно производится, выполняется и оказывается с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий.

13. Товар, работа, услуга соответственно производится, выполняется и оказывается с участием высококвалифицированного, специально подготовленного персонала.

Примечания:

Инновационной продукцией признается товар, работа и услуга при соответствии одному или нескольким критериям, указанным в пунктах 1-10.

Высокотехнологичной продукцией признается товар, работа и услуга при соответствии всем критериям, указанным в пунктах 11-13.

Постановление второй части четвертой статьи закона 223-ФЗ, заказчик обязан размещать свой план закупок в общедоступной информационной базе данных на срок не менее одного года.

План закупок по 223-фз товаров, относящихся к категориям инновационной продукции, лекарств и высокотехнологичного оборудования должен быть размещен в системе на сроки от 5-ти до 7-ми лет. Исходя из этого, возникает парадокс – заказчик обязан размещать информацию о закупках даже при их отсутствии. Говоря простым языком – пустой план.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Данные утверждения подтверждаются письмом от МЭР России от 22-го мая 2019-го года. На его основании, ежегодный план закупок по 223-фз должен размещаться в системе. Инновационная продукция, высокотехнологичное оборудование и лекарства должны быть отражены в системе в отдельном документе.

Для того чтобы ознакомиться с содержанием письма можно воспользоваться услугами интернет-порталов. Документ находится в свободном доступе, его может скачать любой желающий. Стоит отметить, что в письме также содержится пункт о сроках публикации на три года, согласно мнениям большинства специалистов это техническая ошибка, так как согласно закону размещение данных на указанный срок невозможно.

Формирование плана закупок, согласно постановлениям от 17-го сентября 2012-го года, должно осуществляться без отражения в содержании данных о произведенных закупках на сумму до 100 тысяч рублей.

Если же ежегодный финансовый оборот организации превышает отметку в пять миллиардов рублей, то она получает право не отражать в плане все закупки стоимость до пятисот тысяч рублей. То есть, если закупки были совершены, но их стоимость меньше указанных значений, то заказчик должен публиковать пустой план.

Основные положения

Когда и как его стоит менять

Нормативный акт 223-ФЗ дает возможность заказчикам изменять данные неограниченное количество раз. Однако эта процедура требует определенное обоснование. Корректировка данных просто так не осуществляется.

Как известно, закупочный план утверждается на один год. Если же он каким-то образом связан с лекарствами, инновационным оборудованием и технологиями, то срок публикации становится еще большим. Например, заказчик опубликовал свой план в 2019 году, соответственно он действует минимум до начала следующего года.

Внесение изменений в его содержание возможно лишь в следующих случаях:

  • возникает необходимость изменения сроков или способов приобретения конкретных товаров или услуг;
  • возникает потребность уточнения действия соглашения;
  • общая стоимость закупки изменяется в какую-либо сторону больше чем на десять процентов;
  • в случае необходимости приобретения каких-либо товаров, данные о которых отсутствуют в первоначальной версии плана.

Для того чтобы внести правки, необходимо выполнить два основных этапа:

  1. Внести изменениям и утвердить новую версию плана – данная процедура выполняется в том случае, если изначальный план закупок выполнен в электронном или графическом виде.
  2. Составить отдельный список правок. Данная обязанность возлагается на плечи уполномоченного лица. Список может быть выполнен в любой форме, но в электронном формате.

Достаточно интересно то, что положения закона не содержат конкретных правил и условий изменения плана закупок. В связи с этим, при внесении корректировок нужно руководствоваться положениями организации, документами заказчика и т.д. Если данная возможность отсутствует, то изменения вносят точно так же, как и составлялась первоначальная форма плана.

Ниже представленная пошаговая инструкция подробно описывает процесс внесения коррективов на официальном интернет-портале.

Порядок действий выглядит следующим образом:

  1. Необходимо зайти в личный кабинет пользователя с помощью .
  2. Далее нужно отправится в раздел «Реестр планов закупки».
  3. Далее выбирается пункт «Проект изменений».
  4. Нужно нажать на кнопку «Позиции плана закупки».
  5. Удалить требуемые позиции.
  6. В диалоговом окне «Сведения» необходимо указать причины внесения корректировок.
  7. В представленных графах, отмеченных символом звездочки, нужно выполнить заполнение в соответствии с вашими изменениями в плане закупок.
  8. В конце нужно нажать на клавишу с надписью «Завершить ввод данных».

Для того чтобы опубликовать новый план закупок, необходимо воспользоваться контекстным меню, где найти пункт «Публикация». Внести корректировки уже в измененную версию плана можно до его подтверждения с помощью электронной подписи. В дальнейшем для выполнения этой задачи придется создавать новый проект.

Нарушение каких-либо условий и правил, которые связаны с закупками, преследуется административной ответственностью. На нарушителя возлагается штраф, в исключительных случаях он также может быть дисквалифицирован. Сумма штрафа зависит от типа нарушения, она может значения от 2-ух до 300-от тысяч рублей.

Правила составления и размещения

Бланк формы плана закупок определяется субъектов самостоятельно. Однако это не говорит о том, что организация может пропустить стадию регламентирования снабженческого планирования.

Помимо этого, в локальных положениях формы 223-Фз могут присутствовать примеры плана закупок. В случае если деятельность организации противоречит созданными ей же составленным положениям, то это считается нарушением законодательства.

Исходя из этого, можно понять, что общий образец заполнения плана закупок должен быть максимально простым во избежание недоразумений в дальнейшем. В качестве исходных данных можно взять общедоступные планы закупок крупнейших корпораций нашего государства.

Для достижения максимальной удобности документа, нужно ориентироваться на следующие советы:

  • выполнить разбивку действий на кварталы (четыре пункта воспринимаются гораздо легче, чем двенадцать);
  • сопровождать каждое действие рядом требования и обязательств, а также перечислять документы, которые способны регулировать возможность приобретения качественного товара согласно заключенному договору;
  • обязательно указать метод проведения покупки (аукцион, конкурс прямая покупка и т.д.);
  • тип закупки (электронный формат или же нет).

У многих возникает вопрос: «нужен ли график и какие-то дополнительные сведения».

Помимо вышеописанных пунктов, в образце также может указываться следующая информация:

  • график проведения планируемых закупок;
  • тип операции и ее характер;
  • данные о ценовом запросе;
  • информация о количественном определении проводимой операции.

С точки зрения официальных данных, моментом размещения плана закупок в базе данных считается его публикация в общем доступе на официальном интернет-ресурсе закупок. На иных сервисах план может быть опубликован в любом виде, он не будет считаться официальным.

Перед публикацией в системе базы данных открытого доступа, план запланированного снабжения проходит ряд проверок.

Заказчик обязан предоставить администрации интернет-ресурса должен предоставить:

  • положения и документы, которые подтверждают закрепление плана с юридической точки зрения;
  • документы, которые утверждены должностным лицом организации-заказчика, обладающим данными полномочиями.

Правительство нашего государства после принятия 223-ФЗ поставила заказчиков в сложное положение. Они вынуждены заниматься формированием, а если точнее изменениями планов своих закупок, так как их нужно отражать в общей системе непосредственно после их принятия. База данных открытого доступа позволяет сделать торги государства максимально открытыми и доступными. Что достаточно важно, так как уровень коррупции в нашей стране очень высок.

Помимо этого, скорректированный план закупок должен быть обязательно утвержден владельцем компании или другим уполномоченным лицом, работающий в ней. Сегодня, подавляющее большинство закупок, так или иначе, связаны с государством, соответственно, изменений в планах организаций очень много, но если не заниматься размещением данных в системе, то возникновение ошибок и недочетов неминуемо.

Государственные закупки – это сложнейший механизм, в состав которого входят огромное количество различных компаний, организаций и т.д. Некорректная деятельность одного члена может нарушить стабильную работу всего процесса.

В связи с этим, перед тем как начинать торговать с государством, необходимо максимально полностью изучить принцип работы всей системы. В противном случае, вы получите с этого одни лишь убытки.

Варианты формирования

Формирование будущего плана закупок – это довольно-таки сложный процесс, который требует максимально точного определения потребностей всего предприятия.

В случае если цель автоматизации отделов и служб организации заключается не только в выполнении регламентированных законодательством процессов, но и построение полноценной и эффективной системы закупок, то стоит обратить внимание на методы проработки планирования.

Первым делом необходимо собрать данные об основных потребностях вашей компании.

Это можно сделать на основе определенных источников:

  • в соответствующих справочниках;
  • в информации учетных систем»
  • с помощью различных служебных записок;
  • на основании выполненных планов закупок.

Важно то, что после выбора метода формирования потребностей, его нужно отразить в документе о закупках и разместить эту информацию в ЕИС. Оба документы должны быть созданы в электронном формате.

Некоторые заказчики не знают ответ на вопрос: «когда необходимо размещать эти данные». Срок публикации обновленной информации не может превышать отметку в пятнадцать дней, со дня принятия изменений. В противном случае компания привлекается к административной ответственности.

Планирование

Приказ 223-ФЗ говорит о том, что заказчик обязан публиковать данные о своих планируемых закупках на официальном интернет-ресурсе. Данные публикуются в открытом доступе для каждого посетителя портала. Однако это происходит, только после окончательного утверждения плана закупок с помощью технологии электронной подписи.

В случае если стоимость будущих закупок не превышает отметку в 100 тысяч рублей (для организаций с ежегодным оборотом средств больше 5-ти миллиардов рублей, эта сумма составляет пятьсот тысяч), заказчик все равно обязан размещать данные. В этом случае необходимо публиковать нулевой план.


Согласно постановлению правительства Российской Федерации под номером 932, в процесс планирования закупок необходимо включать абсолютно все сведения о приобретаемых товарах, услугах и работах.

Существует одно исключения, его суть заключается в том, что в плане не могут отражаться сведения о товарах, в случае если они являются государственной тайной и при этом подтверждение данной информации присутствует в соответствующем извещении.

Что входит в план закупок по 223-ФЗ

С начала 2019-го года, исполнение закупок за счет следующих средств, должно в обязательном порядке отражаться в плане:

  • за счет грантов;
  • в качестве контрактного исполнителя;
  • за счет внебюджетных средств (доходы, полученные иным родом деятельности).

Помимо учреждений и организаций бюджетного типа, под данный закон попадают также:

  • муниципальные и унитарные организации;
  • автономные организации, созданные муниципальным образованием;
  • общества хозяйства и их дочерние предприятия, большая часть активов которых находится в собственности у муниципальных организаций.

Сроки публикации

В соответствии с положениями под номером 908, принятым правительством нашей страны 10-го сентября 2012-го года, публикация сведений о внесенных изменениях в активные планы закупок должна осуществляться в течение пятнадцати дней (включая праздники и выходные) после их утверждения.

Базовое определение понятия инноваций содержится в Федеральном законе от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»:

Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

То есть, это нечто новое, что ранее не использовалось. Само определение подразумевает, что продукт, являющийся инновацией сегодня, завтра уже ею не будет.

По логике вещей, все крупные государственные и коммерческие компании, подпадающие под 223-ФЗ, и без принуждения со стороны государства должны быть заинтересованы в инновационной продукции, потому что их использование влечет за собой снижение затрат, сокращение сроков производственного цикла, повышение конкурентоспособности продукции.

Однако государство отредактировало законодательство о закупках в части внедрения в оборот инновационной продукции.

Критерии инновационной продукции

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона 223-ФЗ критерии инновационной продукции должны быть установлены федеральными органами исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию. Эти критерии принимаются уже не для понимания, что такое инновации в целом, а для того чтобы заказчики могли соблюдать свои обязанности по планированию, созданию перечней и закупкам такой продукции.

На сегодняшний день девять органов исполнительной власти приняли такие критерии.

Сфера деятельности Реквизиты НА Примеры, устанавливаемых критериев в целях отнесения к инноватике
1. Энергетика Приказ Минэнерго России от 25.12.2015 № 1026 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Научно-техническая новизна
  • Высокий технический уровень
2. Транспорт Приказ Минтранса России от 25.08.2015 № 261 "Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
3. Сельское хозяйство Приказ Минсельхоза России от 18.08.2014 № 323 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Научно-техническая новизна
  • Внедрение товара, работы, услуги
  • Экономический эффект от реализации товаров, работ, услуг
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
4. Миграция Приказ ФМС России от 15.04.2014 № 330 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий Российской Федерации и техники в Российской Федерации
  • Научно-техническая новизна
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
5. Связь и массовые коммуникации Приказ Минкомсвязи России от 10.10.2013 № 286 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Научно-техническая новизна
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг
  • Наличие защиты патентных прав (если применимо)
6. Здравоохранение Приказ Минздрава России от 31.07.2013 № 514н "Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Научно-техническая новизна.
  • Внедрение товаров, работ, услуг.
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг.
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
7. Гражданская оборона и обеспечение пожарной безопасности Приказ МЧС России от 14.12.2012 № 768 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации
  • Научно-техническая новизна
  • Внедрение товаров, работ, услуг
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
  • Высокотехнологичность товаров, работ, услуг
8. Промышленность, внешняя и внутренняя торговля Приказ Минпромторга России от 01.11.2012 № 1618 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации"
  • Новые потребительские свойства товара
  • Использование только нового или модернизированного технологическое оборудования
  • Работа и услуга являются новой, ранее не выполнявшейся и не оказывавшейся
  • При использовании в производстве товара, выполнении работы, оказании услуги новых научно-технических, конструктивных или (и) технологических решений
9. Образование Приказ Минобра от 01.11.2012 №881
  • Научная новизна
  • Высокая технологичность
  • Внедрение в образовательный процесс

Перечень инновационной продукции

Перечень должны принимать размещать в структурированном виде одновременно с планом закупки только заказчики, определенные распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 475-р «О Перечне конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства».

При этом планировать закупки инновационной продукции должны абсолютно все заказчики по 223-ФЗ.

Заказчики из Перечня, утвержденного РП РФ 475, обязаны кроме перечня инновационной продукции принять положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.

Следует отметить, что в отношении этого перечня обязанности у заказчиков, включенных в РП РФ 475, возникают с 01.01.2017 (на основании п. 3 ПП РФ 1442).

Перечень инновационной продукции размещается в соответствии с ПП РФ 908. Конкретные заказчики, определенные Правительством РФ, размещают в структурированном виде в ЕИС перечень товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, с учетом:

а) положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;

б) включения наименований товаров, работ, услуг и соответствующего кода (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ) на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2).

Форма перечня не утверждена.

Пример Перечня инновационной продукции

Пример Положения о порядке и правилах внедрения инновационных решений

План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств

Планы предусмотрены самим 223-ФЗ. Они должны утверждаться сроком на 5 - 7 лет и размещаться в ЕИС всеми без исключения заказчиками, даже если они такие закупки осуществлять не собираются.

Письмо Минэкономразвития от 22.05.2015 N ОГ-Д28-7458:

«Таким образом, указанные нормы Закона N 223-ФЗ являются императивными и обязывают заказчиков размещать на официальном сайте два плана: ежегодный план закупок, а также план закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств»

Порядок заполнения и размещения.

1. Информация о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции должна отражаться в двух планах:

а) в плане закупки товаров (работ, услуг) (в соответствии с ПП РФ 932);

б) в плане закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств.

2. Сроки размещения.

Срок стандартный для всех планов - в течение 10 календарных дней с даты утверждения либо с даты утверждения внесенных изменений. Общий предельный срок - не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Пример плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств

Отдельные заказчики, прежде чем разместить план в ЕИС, должны подвергнуть его оценке и мониторингу, предусмотренным частью 1 статьи 5.1 закона 223-ФЗ:

Оценке соответствия требованиям законодательства, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, в порядке, определяемом Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, с использованием ЕИС подлежат проект плана закупки товаров, работ, услуг, проект плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, в случае, если они предусматривают изменение раздела об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, до утверждения таких планов, изменений, вносимых в такие планы, конкретными заказчиками, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Перечни заказчиков, чьи проекты планов закупки и планы закупки инновационной продукции должны проходить оценку и мониторинг:

1. Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2015 N 2258-р. Это те заказчики, которые должны проходить оценку и мониторинг в Корпорации МСП. В данном перечне 35 крупнейших заказчиков.

2. Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 N 717-р, согласно которому оценка и мониторинг проводятся органами субъектов РФ. Данный перечень значительно шире.

Порядок проведения мониторинга соответствия установлен Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 №1169.

Годовой объем закупки инновационной продукции

Порядок определения годового объема закупок инновационной продукции определен

Постановление Правительства РФ от 25.12.2015 N 1442 «О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации».

Годовой объем закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, который заказчики обязаны осуществить, определяется как увеличенный на 10 процентов совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции за год, предшествующий отчетному, и составляет не более чем 10 процентов совокупного годового стоимостного объема всех договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг за отчетный календарный год. При этом заказчики вправе осуществлять закупки инновационной и высокотехнологичной продукции в объеме, превышающем годовой объем, рассчитанный в соответствии с настоящим пунктом.

Пример расчета годового объема закупок инновационной продукции

Годовой объем закупки инновационной продукции у СМП

Кроме того, заказчики, которые обязаны закупать инновационную продукцию, должны часть этой продукции закупать у СМП.

Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» п. 5(2).

Годовой объем закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства, рассчитываемый на основании заключенных в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства, определяется как увеличенный на 5 процентов совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства за год, предшествующий отчетному, но не более чем 5 процентов совокупного годового стоимостного объема всех договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок товаров, работ, услуг за отчетный год.

Пример расчета годового объема закупок инновационной продукции у СМП

Отчет о закупках инновационной продукции

Требование к содержанию и форма отчета содержится в ПП РФ 1442. Отчет ежегодный и должен содержать количество заключенных договоров по закупкам инновационной продукции, их доля в общем объеме договоров, стоимостное выражение закупки инновационной продукции, общий процент увеличения по сравнению с предыдущим годом, закупки у СМП и т.д.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №475-р первый отчет должен быть размещен до 1 февраля 2017 года.

Специфика закупочных процедур

Учитывая тот факт, что в данном случае заказчики зачастую закупают нечто сложное, наукоемкое, целесообразно проводить многоэтапные процедуры, когда поданные на первом этапе предложения обсуждаются заказчиком с участниками, конкретизируются параметры закупаемой продукции, а также сроки. После этого участники подают второе, а иногда и третье предложение. Только тогда заказчик может сделать вывод о том, что предложенная продукция отвечает его потребностям.

Однако многоэтапные процедуры непопулярны в связи с тем, то сроки обычно не позволяют их проводить.

Второй инструмент, который стоит использовать в таких закупках, это предварительный квалификационный отбор.

Конкурсы с повышением компетенции заказчика . Как и двухэтапные конкурсы, позволяют заказчику составить окончательное представление о том, что может ему предложить рынок и конкретные участники для удовлетворения его производственных потребностей.

Зонтичные закупки. Предполагают по сути испытательный срок для подрядчика, который вышел на объект. Проблема: увеличение срока проведения работ.

Постквалификация. Предполагает оценку соответствия подрядчика требованиям заказчика уже после проведения закупки. Удобство процедуры состоит в том, что проверить нужно только участника, победившего в процедуре.

Особенности договоров на закупку инновационной продукции

Самая главная особенность состоит в том, что во многих таких договорах будут зашиты права на интеллектуальную собственность (ч. 4 ГК РФ). Необходимо обратить внимание на тех лиц, которые в договоре будут поименованы в качестве правообладателей, если предмет закупки является интеллектуальной собственностью. Патентообладателем может выступать и сам заказчик, если он финансирует эти работы и это предусмотрено договором.

Вторая категория - это объекты, охраняемые в силу факта создания . Это так называемые нетехнические изобретения (публикации, музыкальные произведения и т.д.). Заказчик в данном случае может приобрести только имущественные права.

Объекты, охраняемые в силу неизвестности третьим лицам и принятия специальных защитных мер по сохранению такой неизвестности (коммерческие тайны, ноу-хау и т.д.).

Ответственность

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 7.32.3. Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Ч.5. Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.