Презентация формирование мотивации учебной деятельности у обучающихся. Презентация "Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития". Как изучить мотивацию учеников

Cлайд 1

Cлайд 2

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. *

Cлайд 3

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. *

Cлайд 4

Учебная деятельность - это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". *

Cлайд 5

МОТИВЫ учебно-познавательные социальные позиционные быть полезным обществу желание выполнить свой долг понимание необходимости учиться чувство ответственности овладение новыми знаниями интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний самостоятельное совершенствование способов добывания знаний рациональной организации собственного учебного труда определенную позицию в отношениях с окружающими оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе самоутверждение заслужить авторитет *

Cлайд 6

Учебно-познавательные мотивы прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса. *

Cлайд 7

Широкие социальные мотивы младших школьников выглядят как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и самоопределения (после школы продолжать учиться или работать, выбрав профессию). Тот факт, что ребенок осознает общественную значимость учения, создает личностную готовность к школе и положительные ожидания к ней как результат социальной установки. Эти мотивы выступают как понимаемые и связаны с далекими, отсроченными целями. К ним примыкают мотивы долга и ответственности, которые сначала не осознаются детьми, но реально действуют в форме добросовестного выполнения заданий учителя, стремления соответствовать всем его требованиям. Однако эти мотивы присущи далеко не всем детям, что связано с 1) неточным пониманием ответственности и безответственности в этом возрасте и с 2) некритичным отношением к себе и часто - завышенной самооценкой. *

Cлайд 8

Узколичные мотивы (позиционные) выступают в форме стремления получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или одобрение родителей, избежать наказания, получить награду (мотивы благополучия) или в форме желания выделиться среди сверстников, занять определенное положение в классе (престижные мотивы). *

Cлайд 9

Cлайд 10

МОТИВЫ внутренние внешние самостоятельной познавательной работе при оказании помощи взрослым Интерес к процессу деятельности интерес к результату деятельности стремление к саморазвитию развитию каких-либо своих качеств, способностей осуществляется в силу долга ради достижения определенного положения среди сверстников из-за давления родных, учителя *

Г. Розенфельд выделил несколько факторов мотивации учения: 1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету. 2. Обучение без личных интересов и выгод. 3. Обучение для социальной идентификации. 4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.


5. Обучение по принуждению или под давлением. 6. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах. 7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни. 8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.


Существует множество научно- исследовательских работ, связанных с выявлением компонентов мотивационной структуры в сфере обучения, с классификацией мотивов учения. И практически отсутствуют исследования о том, как эти мотивы соотносятся с блоками мотива и стадиями мотивационного процесса, с учётом возраста и пола учащихся, ситуации в семье, социального происхождения и др.


Типы мотивации учебной деятельности, связанной с результатами учения 1. Мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Имеются ввиду побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам


2. Мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах: 2а. Такая мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Это - наиболее ценная мотивация. Однако, если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.


2б. Эта форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. 3. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.).




Познавательные мотивы включают: 1. Широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявления этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене.


Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть: а) интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо б) интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо в) интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.


2) Учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;


3) Мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).


Социальные мотивы включают: 1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных.


2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе. Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей.


3) Мотивы социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявления: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.


А. К. Маркова описывает две группы психологических характеристик познавательных и социальных мотивов. 1. Содержательные мотивационные характеристики прямо связаны с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности. 2. Динамические характеристики характеризуют форму, динамику выражения этих мотивов.


Содержательными характеристиками мотивов являются следующие: 1) наличие личностного смысла учения для ученика; 2) наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка; 3) место мотива в общей структуре мотивации; 4) самостоятельность возникновения и проявления мотива; 5) уровень осознания мотива; 6) степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.


Динамические характеристики мотивов: 1. Устойчивость мотивов. Проявляется и в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам, и в том, что ученик не может не учиться. 2. Модальность мотивов их эмоциональная окраска. Психологи говорят об отрицательной и положительной мотивации учения. 3. Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т.д. Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом, и т.д.




Д/З Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Глава 13, п (Формирование мотивов учебной деятельности школьников). В параграфе выделены основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности. Приведите по 1 примеру на каждый фактор, используя свой собственные школьный опыт или материалы литературы или кино. Помните о необходимости обозначать перед примером, о каком факторе идёт речь, и аргументировать уместность примера.

Слайд 1-2 Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая побуждениями, целями, реакциями на успех и неудачу.

Слайд 3
Слово “мотивация” происходит от латинского глагола “movere”, двигать. Под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться”.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Слайд 4

Первый уровень – высокий (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Слайд 5

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Слайд 6

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Слайд 7

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Слайд 8

Пятый уровень – негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психические нарушения.

Слайд 9-10 Результаты диагностики

Слайд 11

Причины снижения интереса к учению или отрицательного отношения к нему :

    Пробелы в знаниях,

    Отсутствие приемов и навыков учебного труда

    Подростковый “гормональный взрыв” и нечетко сформированое чувство будущего.

    Отношение ученика к учителю, нарушение взаимоотношений (смысловые барьеры)

    Сниженная возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания у девочек 7-8-го класса.

    Личная значимость предмета

    Сильные внеучебные интересы

    Непонимание цели учения.

    Страх перед школой.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и многие родители учащихся.

Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, от стиля общения учителя с учениками.

Слайд 12

Высокий уровень мотивации значим для достижения успеха в учебе также, как и когнитивные способности ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Слайд 13

Школьники активнее занимаются если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные “ситуации успеха”.

Слайд 14

Учителю в своей работе необходимо учитывать то, что разные школьные возрасты сензитивны (чувствительны) для воспитания разных сторон мотивационной сферы и видов интереса.

Так, в младшем школьном возрасте преобладают познавательный мотив научиться и широкий социальный мотив занять новую позицию школьника .

В норме прослеживается следующая динамика мотивов учения младших школьников от 1-го к 3-му классу:

≡ Вначале при поступлении в школу идет преобладание интереса к внешней стороне пребывания в школе:

    сидение за партой

      к первым написанным буквам и цифрам

      к первым отметкам

    ≡ Позже появляется интерес к процессу, содержанию учения.

    ≡ В среднем школьном возрасте главную роль приобретает стремление получить желаемое место в коллективе сверстников,

    ≡ В старшем школьном возрасте доминируют зрелые познавательные мотивы самообразования, формируются социальные мотивы подготовки к выбору профессии, укрепляются мотивы включения в общественную практику.

    Слайд 15

    Познавательный интерес – это сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер. Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
    Внутренняя учебная мотивация (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). складывается из трех основных компонентов – это

    + ощущение самостоятельности процесса поиска знаний

    + ощущение свободы выбора

    + ощущение успешности (компетентности).

    Слайд 16

    Учащийся становится активным субъектом учебного процесса, от его поисково-исследовательской деятельности в первую очередь зависит результат. Это достигается за счет проблемного изложения материала, организации работы в микрогруппе путем мозгового штурма. В этом случае знания «добываются», открываются заново. Задача педагога задавать нестандартные вопросы, те, которые требуют анализа и раздумий.

    Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

    Слайд 17

    Слайд 18

    Такой стиль преподавания требует от учителя не только нестандартного мышления, но и лояльности по отношению к версиям и предположениям учеников. Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Негативные комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления, и самооценке.

    Важно поощрять детей, задающих вопросы. Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать.

    Слайд 19

    Ощущение свободы выбора

    Педагог, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», - тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. Учащемуся следует предоставлять право выбора - темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания

    Слайд 20

    Ощущение успешности (компетентности).

    Важный источник желания учиться - ощущение себя компетентным, ребенок, должен верить, что он может учиться, почувствовать себя успешным.

    Хороший уровень мотивации возникает тогда, когда школьники имеют возможность включиться в такие виды заданий, где они могут достичь успеха и, вместе с тем, где возникает ощущение вложенного труда, преодоления препятствий.

    Слайд 21

    Слайд 22

    Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели - получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.
    Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней положительной мотивации освоения знаний не произойдет. Это будет лишь видимость учебной деятельности.

    Слайд 23
    Таким образом, для успешного обучения важна мотивация. Она должна базироваться на положительном эмоциональном фоне, быть направленной на учение как предметную деятельность или на сам процесс обучения. Благоприятная социальная среда поддерживает познавательный интерес, что способствует формированию твердой внутренней установки на учение.

    Взрослым необходимо грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному ребенку его личную «кнопочку» это хороший шанс для поддержания учебной мотивации и для получения хорошего результата.

    Видеть результат своей работы – это лучшая мотивация.

    Слайд 24

    Необходимо содействовать развитию учебной мотивации через формирование: активной позиции школьника, положительного отношения к учению, познавательного интереса.

      Для формирования положительного отношения к учению:

      заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;

      создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

      опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;

      использовать интерес учеников к наглядности;

      целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, мо­нотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

    Психолог Ридингер Е.Н.

    Просмотр содержимого презентации
    «Мотивация учения »



    Не стыдно

    чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться.

    Сократ


    Слово “мотивация” происходит

    от латинского глагола “movere” , двигать.

    Под мотивом учения мы понимаем то,

    ради чего учится ребенок, что побуждает

    его учиться”.


    5 уровней учебной мотивации:

    Первый уровень – высокий

    (У таких детей есть

    познавательный мотив,

    стремление наиболее успешно

    выполнять все

    предъявляемые школьные требования).

    Ученики четко следуют

    всем указаниям учителя,

    добросовестны и ответственны,

    сильно переживают,

    если получают

    неудовлетворительные отметки


    Второй уровень – хорошая

    школьная мотивация.

    (Учащиеся успешно справляются

    с учебной деятельностью).

    Подобный уровень мотивации

    является средней нормой.


    Третий уровень – положительное

    отношение к школе,

    но школа привлекает

    таких детей внеучебной

    деятельностью. Такие

    дети достаточно благополучно

    чувствуют себя в школе,

    чтобы общаться с друзьями,

    с учителями. Им нравиться

    ощущать себя учениками,

    иметь красивый портфель,

    ручки, пенал, тетради.

    Познавательные мотивы у

    таких детей сформированы

    в меньшей степени, и учебный

    процесс их мало привлекает.


    Четвертый уровень – низкая

    школьная мотивация. Эти дети

    посещают школу неохотно,

    предпочитают пропускать занятия.

    На уроках часто занимаются

    посторонними делами, играми.

    Испытывают серьезные

    затруднения в учебной деятельности.


    Пятый уровень – негативное

    отношение к школе. Такие дети

    испытывают серьезные трудности

    в обучение: они не справляются

    с учебной деятельностью,

    испытывают проблемы в общении

    с одноклассниками, во взаимоотношениях

    с учителем. Школа нередко

    воспринимается ими как враждебная

    среда, пребывание в ней для них

    невыносимо. В других случаях ученики

    могут проявлять агрессию, отказываться

    выполнять задания, следовать тем или

    иным нормам и правилам. Часто у

    подобных школьников отмечаются

    нервно – психические нарушения.


    Результаты диагностики

    уровня мотивации и эмоционального отношения к учению

    учащихся


    Вывод: при переходе из младшего звена в среднее,

    из среднего в старшее - уровень учебной мотивации снижается


    Причины снижения интереса к учению

    1. Пробелы в знаниях,

    2. Отсутствие приемов и навыков учебного труда

    3. Подростковый “гормональный взрыв”

    и нечетко сформированное чувство будущего.

    4. Отношение ученика к учителю, нарушение

    взаимоотношений (смысловые барьеры)

    5 . Сниженная возрастная восприимчивость

    к учебной деятельности в связи

    с интенсивным биологическим процессом

    полового созревания у девочек 7-8-го класса.

    6. Личная значимость предмета

    7. Сильные внеучебные интересы

    8. Непонимание цели учения.

    9. Страх перед школой.


    Высокий уровень мотивации значим

    для достижения успеха в учебе также,

    как и когнитивные способности ученика

    Иногда менее способный ученик, но

    имеющий высокий уровень мотивации

    может достичь более высоких результатов

    в учебе, потому что стремится к этому

    и уделяет учению больше времени и

    внимания.

    В то же время у ученика

    недостаточно мотивированного

    успехи в учебе могут быть

    незначительными,

    даже, несмотря на

    его способности.


    Формирование положительной мотивации учения –

    не стихийный процесс,

    и рассчитывать здесь только на природные задатки детей

    было бы опрометчиво.

    Мотивы учения надо специально

    воспитывать, развивать, стимулировать.


    Динамика мотивов учения:

    При поступлении в школу идет преобладание

    интереса к внешней стороне пребывания в школе:

    сидение за партой ношение портфеля и т.д.

    труда: к первым написанным буквам и цифрам

    к первым отметкам

    Позже появляется интерес к процессу, содержанию учения.

    В среднем школьном возрасте главную роль приобретает

    стремление получить желаемое место в коллективе сверстников,

    В старшем школьном возрасте доминируют

    зрелые познавательные

    мотивы самообразования, формируются социальные мотивы

    подготовки к выбору профессии, укрепляются мотивы включения

    в общественную практику


    Внутренняя учебная мотивация

    Складывается

    из трех

    основных

    компонентов –

    это:

    + ощущение самостоятельности

    процесса поиска знаний

    + ощущение свободы выбора

    + ощущение успешности

    (компетентности).


    Вопросы, которые можно применять в самых разных

    учебных ситуациях

    Что случится, если…?

    Приведите пример…

    В чем сильные и слабые стороны?

    На что похоже…?

    Что мы уже знаем о…?

    Каким образом… можно

    использовать для…?

    Чем похожи … и…?

    Каким образом … влияет на …?

    Какой … является лучшим и

    почему?


    Когда такого рода вопросы ложатся

    в основу учебного процесса,

    к ребенку приходит понимание истинного

    назначения учения - научиться думать,

    применять знания на практике,

    ориентироваться в жизненных ситуациях.


    Важно!

    Поощрять детей, задающих

    вопросы. Особенно

    следует хвалить за хорошие

    вопросы, отражающие

    желание думать, больше

    узнавать.

    Критика ставит под сомнение

    компетентность ребенка

    и заставляет его прекращать

    усилия в данном направлении.


    Чем меньше будет фраз:

    «Вы должны, вам следует, вы обязаны…»

    и больше

    «Вы можете, у вас есть такие-то

    варианты, да, вы это верно подметили», -

    тем больше будет интерес детей к учебному

    процессу и тем выше их собственная

    инициатива и активность.


    Важный источник желания учиться - ощущение себя компетентным,

    ребенок, должен верить, что он может учиться,

    почувствовать себя успешным.


    Для поддержания положительного

    эмоционального климата на уроке учителю важно

    постоянно снимать отрицательные эмоции неуверенности,

    не создавать обстановку, когда ученики страшатся вызова к доске,

    стремиться снижать отрицательное влияние дефицита времени,

    стресса (во время контрольных, на экзамене), помех, усталости.

    Надо постоянно укреплять веру учащихся в свои силы

    (в сочетании с трезвой оценкой собственных возможностей),

    воспитывать адекватные критические установки

    учащихся на свою работу,

    каждому ученику и классу показывать перспективы,

    резервы их развития.


    Древняя мудрость гласит:

    Можно привести коня к водопою,

    но заставить его напиться нельзя.

    Да, можно усадить детей за парты,

    добиться идеальной дисциплины.

    Но без пробуждения интереса,

    без внутренней положительной мотивации освоения знаний не произойдет.

    Это будет лишь видимость учебной

    деятельности.


    Взрослым необходимо грамотно

    сочетать все возможные

    способы побуждения ребёнка

    к учебной активности,

    вовремя переходить от

    одного способа к другому,

    подбирая к каждому

    отдельному ребёнку его личную,

    индивидуальную «кнопочку»

    это хороший шанс для

    поддержания учебной

    мотивации и для получения

    хорошего результата.

    Видеть результат своей работы - это лучшая мотивация.


    Презентацию подготовила

    психолог Ридингер Е.Н.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Каждый учитель хочет, чтобы ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители. Но часто и учителя, и родители констатируют: «Не учится, не хочет учиться», «Мог бы заниматься, но нет желания». В этом случае встречаемся с тем, что у ученика нет сформированной потребности в знаниях, нет интереса к учению.

    3 слайд

    Описание слайда:

    В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования мотивацию к получению знай?

    4 слайд

    Описание слайда:

    Мы знаем: нельзя успешно учить, если ребенок относится к учению и знаниям равнодушно. Потому перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает. Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Следует различать понятия мотив и цель. Цель - это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

    8 слайд

    Описание слайда:

    мотивация, которая условно может быть названа отрицательной 1 Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам

    9 слайд

    Описание слайда:

    мотивация, имеющая положительный характер Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации Эта мотивация выступает в двух формах: 1форма. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика 2 форма. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.

    10 слайд

    Описание слайда:

    В процессе учения тип мотивации меняется На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др. Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации (стремлению к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Три кита учебной мотивации- это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности)

    12 слайд

    Описание слайда:

    КИТ 1 Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять - научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях. При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления. Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте - дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Техника «Проблемные вопросы» Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно - более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы - это навык, которому можно и нужно научиться. Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему? Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Техника «Знаю - не знаю - хочу узнать» Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации: От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту - и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ. + - ? Я это знал(а) Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знала Я хочу об этом знать больше

    15 слайд

    Описание слайда:

    Кит 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!») - Почему ты ходишь в школу? Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни - базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям - особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни. Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», - тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности - тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора - темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…

    16 слайд

    Описание слайда:

    КИТ 3 Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!» Третий важный источник желания учиться - ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех - понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.