Любит ли ваш ребенок читать. Все дети любят читать. Выбирайте сказки, интересные вашему малышу

Е сли вы считаете, что современные дети не любят читать, загляните в любой книжный магазин. От многообразия детских изданий у вас перехватит дух. А раз есть предложение, значит, есть и спрос. Так что читающий ребенок – не такое уж и редкое явление. Скорее, наоборот, все дети любят читать, но не все родители знают об этом. О том, как научить ребёнка любить книги, мы поговорили с психологом-консультантом сайта Школа Семи Гномов , автором развивающих книг для детей-дошкольников Дарьей Колдиной.

– Если в советском детстве, кроме книг, получить информацию было негде, то у современных малышей альтернативных источников информации более, чем достаточно. Так ли нужны современным малышам книги?

– В первую очередь нужно определиться, в чём мы видим предназначение книги. Книга для ребёнка – это не просто источник информации. Это эмоции, удовольствие, всестороннее развитие, новые знания, уроки воспитания. Можно ли всё это получить другим способом? Можно, но хорошо, когда есть разнообразие и выбор. Приведу аналогию с питанием. Составляя меню, мы исключаем жирные, острые и солёные блюда, не пичкаем ребёнка конфетами. Но и не кормим его одной только гречневой кашей, хоть она и очень полезна. Так же и с источниками знаний: они должны быть адекватными и дозированными.

Кстати, сомневаюсь, что советские дети много времени проводили за книгами, часть знаний они получали во время совместных дворовых игр, различных общественных мероприятий, культпоходов, в секциях и кружках по интересам и т.п.

– Получается, мы не так уж сильно отличаемся от наших детей? Значит, малышей из 21 века тоже можно научить любить книги?

– Конечно, можно. Более того, очень многие современные дети любят читать. Сейчас активно переиздаются старые советские книги, выпускаются новые современные. Так что родители без проблем смогут подобрать для своего ребёнка именно те книги, которые подойдут ему по возрасту, характеру и интересам.

– На любовь к книгам влияет очень много факторов: культура семьи, образец для подражания в виде читающих родителей, хорошая детская библиотека. К тому же, все дети разные. Одни спокойные и предпочитают тихие игры, другие не могут и минуты усидеть на месте. Одни лучше воспринимают информацию на слух, другие – через органы зрения. Естественно, что заинтересовать подвижного визуала намного сложнее, чем усидчивого ребёнка, всегда готового послушать что-то интересное. Но это не значит, что мы должны сидеть сложа руки и ждать, когда ребёнок «дозреет», ведь в детском саду и в школе ему волей-неволей придётся воспринимать информацию на слух. Подбирайте подходящий момент – ведь даже активный малыш устаёт и вполне может передохнуть с книгой в руках.

– Если родители задались целью научить ребёнка любить чтение, когда лучше начинать и можно ли упустить нужный момент?

– Некоторые мамы во время вынашивания малыша практикуют чтение вслух, чтобы их ещё не рождённый малыш привыкал к звучащей речи. Не все, конечно, с этим согласны, но, по мнению учёных, польза в этом есть, особенно если читать крохе ритмичную стихотворную речь. После появления на свет малыш растёт, развивается и постепенно знакомится с миром, в том числе и с книгами. Важно сделать это как можно раньше, ведь дети большие консерваторы, и если к чему-то не приучить их «с пелёнок», то потом это может восприниматься «в штыки».

Не редки случаи, когда ребёнок категорически отказывается слушать книгу: грызёт её, бросает, уползает… В таком случае можно развесить по квартире иллюстрации и подносить к ним ребёнка. Также полезно в течение дня рассказывать малышу потешки, пестушки, стихи, напевать песенки, как это делали наши мудрые прапрабабушки. И не обязательно читать малышу книгу от начала и до конца: просто переворачивайте странички и рассказывайте какое-нибудь одно стихотворение. Хорошо, если на помощь родителям придёт игрушка-сказочник, которая наполнит чтение особой эмоциональностью и выразительностью. С ребёнком более старшего возраста можно рассматривать и обсуждать иллюстрации, придумывать свои истории.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

Попробуйте отвести ребенка в библиотеку, её атмосфера может произвести сильное впечатление на кроху

– Есть ли универсальные правила, которые каждая мама может повесить на стенку и успешно двигаться к своей цели?

– Во-первых, родители сами должны быть заинтересованы в книгах, любить их. Во-вторых, нужно найти свой способ увлечь ребёнка миром литературы. Читайте книгу вслух себе или старшему брату (сестре), а малыш пусть играет рядом и слушает вполуха. Или попробуйте пересказать ребёнку какой-то фрагмент из книги, а потом предложите вместе узнать продолжение. Иногда полезно пойти от обратного, например, создать свою книгу. Если ваш ребёнок интересуется динозаврами, то можно вырезать из журналов иллюстрации динозавров, наклеить их на сшитые странички и добавить краткую информацию. Такая книга может быть дополнена открывающимися окошками, конвертиками, крутилками и т.д. Созданная самим ребёнком книга, несомненно, будет любимой.

– Если говорить о детях до года, когда у них должна появиться первая книга и какая? Какие книги нужны после года?

– Знакомство с образом книги можно начинать с книжек-игрушек. Они яркие, приятные на ощупь и на зуб и несут в себе двойную функцию: в них можно играть и их можно слушать. Маленьким детям очень нравится звучание мелодичных и ритмичных стихотворений А. Барто, С. Михалкова, В. Берестова, Е. Благининой.

После года можно начинать читать русские народные сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и др. Чуть позже – небольшие рассказы про животных и детей, например, В.Сутеева, Я.Тайц, С.Прокофьева. Для маленьких детей я написала книгу «Истории про меня» . Это короткие истории, читая которые мама будет подставлять имя своего малыша. А какой ребёнок откажется слушать книгу про самого себя? Незаменимы, как и прежде, стихотворные сказки К.Чуковского – «Доктор Айболит», «Тараканище», из современных можно порекомендовать Джулию Дональдсон «Улитка и Кит», «Груффало» и другие её книги. После двух лет интересы детей настолько сильно разнятся, что советовать что-либо очень сложно. Одни с удовольствием слушают «Карлсона», «Буратино», «Незнайку», а другие в тысячный раз требуют перечитать «Колобка» и «Теремок». Подборки книг для каждого возраста вы можете найти в нашей «Школе Семи Гномов».

– В каждой семье свои порядки и свои приоритеты. Но в любом случае, ежедневное совместное чтение может стать хорошим ритуалом и мостиком к диалогу между родителями и ребёнком. Многим детям нравится слушать книги на ночь, это даёт им возможность «оттянуть» время отхода ко сну.

– Можно ли заменить бумажные книги для ребенка на электронные? Ведь это так удобно для хранения - вместо огромного шкафа всего один планшет.

– На маленького ребёнка разрушительно действуют электромагнитные излучения, идущие от подобных носителей. Подсветка и блики экранов напрягают и портят зрение. Кроме того, малыш не получает дополнительных сенсорных впечатлений от соприкосновения с настоящей книгой: не чувствует её размеры, форму, гладкость обложки, шершавость страничек... Довольно затруднительно пролистнуть электронную книгу назад, обратившись к понравившейся картинке или моменту. А ведь многие дети любят усесться на пол, взять стопку книг и просто перелистывать их одну за другой.

– Как вы относитесь к наследию классических детских писателей? Должны ли их заменять современные авторы?

– Жизнь изменилась, ускорилась, и появилась потребность в получении более динамичной информации. Это мы, советские дети, могли терпеливо слушать рассуждения автора, в надежде рано или поздно наткнуться на его величество «событие». Современные же дети уже вряд ли оценят размеренные и спокойные произведения Бориса Житкова или Виталия Бианки. Им интереснее читать весёлые, короткие рассказы современных авторов. Но такие классики, как Николай Носов, Виктор Драгунский, Ирина Пивоварова, Юрий Сотник и другие, особенно с теми добрыми советскими иллюстрациями, до сих пор способны удивить современного юного читателя и навсегда оставить след в его душе. Книги учат, воспитывают, развивают – как классические, так и современные.

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!

Проведенные научные исследования в области развития речевой практики детей младшего и дошкольного возраста доказали важность раннего чтения вслух для детей. Согласно выводам, сделанным учеными, дети, которым читали книги с младенческого возраста, гораздо легче и раньше начинали процесс обучения чтению. Дело в том, что процесс обучения устной речи будет идти параллельно со знакомством с письменной речью: дети будут видеть, а со временем и различать буквы, они узнают, что такое алфавит и какой буквой обозначается тот или иной звук, и как из букв составляются слова. Любопытство маленьких детей будет стимулировать их к познанию нового и в дальнейшем поможет понять, что можно узнать из текста и как его нужно читать.

Итак, с чего начать?

Просто читайте

Не беспокойтесь о том, готов ли ваш малыш прослушать всю историю про Красную Шапочку или всего лишь одну или две странички из сказки, читайте столько, сколько он может слушать. Вы можете прочесть ему две страницы перед прогулкой и еще три после сна. Даже самый маленький отрывок, прочтенный вашему ребенку, сыграет огромную роль для будущего развития. Вы увидите, чем старше будет становиться ваш малыш, тем с большим интересом он будет слушать более длинные и сложные тексты.

Выбирайте сказки, интересные вашему малышу

Совсем не обязательно, что ваша дочь будет обожать сказки о принцессах, так же, как вы любили их в детстве. Обязательно учитывайте, что интересно вашему ребенку, когда выбираете книгу для чтения. И не стоит беспокоиться, если ваша дочка просит вас почитать про грузовики, а сын требует историй про Золушку, видимо, именно это интересно им в данный момент. Не забывайте о том, что вы прививаете им любовь к чтению, не ограничивайте круг их интересов.

Обсуждайте то, что прочитали

Вместе с тем, как растет интерес вашего ребенка к чтению, растет и количество его вопросов о книгах и о содержании. Не стоит раздражаться по этому поводу. Понимать то, о чем написано в книге - это основное умение, которое нужно приобрести каждому читателю. Наоборот, нужно поддерживать этот интерес: отвечайте на все вопросы и задавайте свои! Уверяем вас, что каждый раз вы будет слышать новые и новые рассуждения своего малыша, и он не раз удивит вас!

Будьте терпеливы

Часто случается, что дети противятся чтению. Иногда им не хочется спокойно сидеть и слушать, им может быть не интересно то, о чем вы читаете или они постоянно вас перебивают и говорят о своем. Относитесь к этому спокойно и продолжайте читать. Ваше терпение и спокойствие передастся ребенку и со временем он научится любить время, когда вы ему читаете, и сам будет просить вас почитать.

Будьте оптимистичны

Даже если ваш ребенок не любит чтение, старайтесь всячески его увлечь. Энтузиазм заразителен! И если вы сами с нетерпением ждете, когда сможете почитать свою любимую книгу, вскоре и ваш ребенок будет с нетерпением ждать, когда вы почитаете и ему. (Можно прибегнуть и к небольшой хитрости: как правило, дети не любят, когда мы начинаем укладывать их в постель, поэтому после напоминания о том, что пора ложиться спать, можете предложить вашему ребенку немного почитать перед сном. Поверьте, дети соглашаются на все, лишь бы не спать).

А стоит ли?

Вам может казаться, что вы тратите массу времени и усилий, но ваш ребенок все равно с неохотой слушает сказки и тогда вы задаете себе вопрос: а стоит ли так мучиться? Эксперты и родители со стажем отвечают однозначно: стоит!

Начинайте читать детям как можно раньше. Для грудничков покупайте картонные книжки, с крупными рисунками и буквами, затем читайте небольшие сказки, а дошкольникам можно читать уже длинные рассказы и смешные истории. Также можно обратить внимание на , которые загружаются на различного рода гаджеты, но все же лучше отдавать предпочтение традиционной книге. Чтение - это еще и общение с ребенком, вы станете ближе, научитесь лучше понимать друг друга и привьете вашему малышу любовь к миру книг.

Вас беспокоит, что ваш ребенок не любит читать, зато часами сидит за компьютерными играми или гипнотизирует телевизор? Естественно, как сознательного и любящего родителя, который хочет, чтобы его отпрыск рос всесторонне развитым и многогранным, вас это беспокоит! Но как же сделать так, чтобы ваше желание привить любовь к литературе реализовалось в вашем чаде?

Вспомните себя в его (ее) возрасте. Дети ведь во все времена дети, а ваш ребенок — это уменьшенная копия вас самих, только модифицированная — адаптированная под мир новых технологий.

В то время как вы бегали по двору с друзьями, играя в "казаки-разбойники", нынешние дети предпочитают бегать пассивно — сидя за компьютером. И с не меньшим увлечением играют в "Дум", "Сталкер" и т.д.

Вот именно из этой ситуации мы можем извлечь большую пользу, как бы странно это ни звучало!

Как правило, родители начинают беспокоиться о нечитабельности своих чад, когда тем исполняется около 12-13 лет — самый противоречивый возраст. Подросток начинает всеми силами сопротивляться идеям родителей и считает, что они как элемент безнадежно отсталый в своем прошлом не могут привнести в их жизнь ничего стоящего, да и вообще: "Ты ничего не понимаешь, сейчас все по-другому!"

А ведь вы тоже когда-то говорили так своим родителям. Вспомнили? Значит, поведение вашего ребенка не должно вам казаться недопустимым, и, сохраняя спокойствие и присутствие духа, приступаем к делу.

1. Самое первое и очень важное правило — никогда не заставляйте ребенка читать насильно! Не кричите и не упрекайте его.

2. Никогда не ставьте ему в пример его читающих друзей, а особенно не-друзей — это только укрепит в нем сопротивление!

3. Если ваш ребенок увлекается компьютерной игрой "Сталкер" (а очень мало кто из мальчиков остается равнодушным к этой популярной игре), купите книгу по мотивам этой игры.

Нет, нет, нет — не кривитесь сразу! Может, это художественное произведение и не соответствует вашему вкусу и представлению о высококультурном развитии вашего ребенка, но ведь мы только начинаем (надо же с чего-то начинать), и это всего лишь один из вариантов и далеко не самый худший.

4. Во время чтения старайтесь попадаться с книгой на глаза потенциальному читателю, чтобы он видел название книги — это вызовет в нем естественный интерес и поселит внутри него мысль о том, что вы не совсем отстали от жизни, и что с вами, возможно, есть о чем поговорить, помимо заданных уроков и опять рваных джинсов.

На вопрос "Чё эт ты вдруг "Сталкера" читаешь?" можно ответить, что это сейчас очень популярно, вот вас и потянуло "быть в теме".

Прочитав пару глав, можно ненавязчиво поинтересоваться у отпрыска: "А в игре тоже есть такой персонаж?", "А что такое артефакт "душа"?". Уверяю, что вам с готовностью дадут развернутый ответ во всех подробностях!

Зачитывайте вслух некоторые понравившиеся коротенькие отрывки и уточняйте, есть ли в игре такая сцена. Такой сцены там не будет, и вам выпадает шанс бросить в благодатную почву зерно любопытства, сказав: "Ну, естественно — в игру ж невозможно поместить все. Игра — это только один из вариантов истории, а историй разных много. Все не уместить". И снова погрузитесь в чтение.

5. Прочитав книгу, прокомментируйте свои впечатления и оставьте на видном месте — пусть мелькает перед глазами ребенка, стимулируя интерес!

6. Скорее всего, одной книгой вы не отделаетесь, и вам придется купить и прочитать еще вторую, третью, четвертую. Помним, воспитание — это работа, которую нужно выполнять добросовестно, если хотим получить в старости стакан воды.

7. Пример со "Сталкером", скорее, относится к родителям мальчиков, но есть и более универсальные книги, такие как "Гарри Поттер", "Властелин колец".

Сценарий тот же: читаем сами, зачитываем интересные моменты вслух, восхищаемся прочитанным, делимся впечатлениями с ребенком. Зачитывать желательно те моменты, которых нет в фильме — это побудит желание узнать остальные пропущенные события.

8. Желательно не покупать издание, где все тома включены в одну книгу. Таким количеством страниц можно смутить даже бывалого книголюба. Покупайте книги отдельными томами, и только когда ваш ребенок прочитает одну книгу, доставайте следующую. Перед покупкой стоит узнать, какой вариант перевода считается наиболее удачным. Тут и объяснять излишне — чем удачнее перевод, тем интереснее читать.

9. Можно устраивать литературные вечера. Предложите ребенку читать вслух по очереди. Расположитесь поуютнее, возьмите с собой лакомство и приступайте к чтению. Начинайте первым вы, а ваше чадо пусть пока послушает, проникнется — это поселит в его душе чувство уюта, покоя, интереса и, что немаловажно — поможет наладить ваши отношения.

Прочитав несколько глав (страниц), передайте книгу ребенку, и когда тот начнет неуверенно и робко, запинаясь, читать, вы будете внимательно слушать, а лицо ваше будет излучать заинтересованность. Не следует слишком напрягать начинающего книголюба. Если заметили, что ребенок устал, предложите свою очередь продолжить дальше. Если есть возможность, подключите к процессу как можно больше членов вашей семьи.

10. Помните, что предложенные книги — это просто варианты. Вы лучше знаете своих кровинушек и можете подстраиваться под их вкусы и пристрастия.

11. Когда первые робкие шаги уже сделаны и ваш ребенок больше не шарахается от вида книг, на его счету уже есть пара прочитанных, можете приступать к воспитанию у него литературного вкуса. Поскольку у вас уже сложились более-менее тесные отношения, можете ненавязчиво подвести его к мысли о том, что помимо фэнтези есть и другая, не менее интересная, литература.

12. Читаете "правильную" книгу, привлеките внимание ребенка — зачитывайте цитаты вслух, высказывая свои впечатления и мысли, приводите примеры из жизни, на которые натолкнула вас эта цитата, ваша задача — заинтересовать.

14. Не ждите быстрых результатов. Не злитесь, если ваши усилия оправдываются не сразу. Помните — капля камень точит.

15. Никогда не теряйте терпения, не заставляйте, действуйте аккуратно, постепенно, иначе рискуете потерять то доверие и расположение, которое вам уже удалось завоевать.

16. Когда ваш ребенок сам попросит вас порекомендовать ему какую-то книгу или сделает самостоятельный выбор, вот тогда можете праздновать победу, пить шампанское, трубить в горн, запускать салюты, бить в барабаны! Только все это внутри себя. Не стоит давать понять, что все это ваша заслуга. Пускай новообращенный книголюб гордится собственным успехом, а не вашим!

Помните, что процесс этот длительный. Чаще всего он занимает не дни, не недели, и даже не месяцы. Если после всех ваших усилий ваше чадо прочтет хотя бы одну книгу за год, считайте, что лед тронулся, господа присяжные!

Удачи вам, терпения, самообладания!

P.S. Все эти рекомендации — не просто набор слов и предложений. Все это было применено лично мною на практике и дало свои результаты. Когда моему сыну было лет 11, меня серьезно обеспокоила его абсолютная нелюбовь к чтению, в то время как я сама выросла в читающей семье.

Шаг за шагом я прошла через все то, что изложила выше. Сейчас моему сыну 19 лет, он читает много серьезных книг и получает лингвистическое образование. Многие книги он читает по моей рекомендации, что позволяет нам делиться впечатлениями и мнениями о прочитанном. Теперь он сам зачитывает мне особенно понравившиеся отрывки из книг и дает им свою оценку.

Дерзайте, и у вас все получится!

Комментировать статью "Ваш ребенок не любит читать? Я знаю, что делать!"

Мне кажется предложение в статье правильное. Но оно направлено больше не на привитие любви к чтению, а на нахождение общего языка со своим чадом, а без этого нет никакого общения. Это касается не только чтения, но и моды, поведения, отношения к учебе и т.д.. Ведь чтобы ребенок брал с Вас пример, нужно быть таким примером. У Жан-Поля Сартра (он по мимо всего прочего именитый педагог) спрашивали, как привить ребенку любовь к чтению, самое первое, что он сказал: - "...создать ребенку "книжную" атмосферу..." В доме все должны читать и с трепетом относиться к книгам. [ссылка-1]

2011-12-08 08.12.2011 21:28:23,

Это вообще не для кого рекомендация, ни для какого возраста не подходит. Пока ребенок не будет читать почти без запинок, уверенно и не робко, до тех пор ждать, что он вдруг проникнется чтением бесполезно. Это давно известно, т.к. невозможно следить за сюжетом интересной книги, если спотыкаешься на каждом слове и читаешь неуверенно. Ребенок перстает понимать, что читает и его усилия на чтение оказываются во сто крат сильнее, чем желание узнать продолжение.

2011-12-05 05.12.2011 16:16:23,

А мне что делать?? У нас все читают, в любую свободную минутку не телек включается, а книга берется (электронная, бумажная- не важно). Дочка сама почти научилась (к сентябрю явно будет почти бегло читать), младший (2 года) изображает, что читает. А старший-первоклассник НЕ ЧИТАЕТ категорически:(. Ничего. Ему НЕ ИНТЕРЕСНО. Сам так сказал. :(. И не слушает толком:(. Посидит-посидит и побредет в середине повествования. И всегда так было,сколько помню наш опыт чтения:(

2012-04-07 07.04.2012 02:34:15,

Формирование духовной культуры личности осуществляется через чтение.

Большую роль в формировании духовного, интеллектуального мира ребенка играет семейное чтение - оно обогащает и детей и их родителей, сближает всех членов семьи и с ранних лет прививает ребенку любовь к книге.

С целью привлечения внимания к семейному чтению в Городской детской библиотеке проведено анкетирование родителей читателей-дошкольников.

Да, ответили 99% респондентов

Нет, не очень, 1 % респондентов

2. Любимая книга ребенка? Ответы-71%

Стихи, сказки, загадки, рассказы, приключения

Буратино

Лагунов «Ромка, фомка и Артос»

Успенский «Вниз по волшебной реке»

А. Барто, С.Я. Маршак

Муха-цокотуха

Бармалей

Доктор Айболит

Колобок

Спящая красавица

Золушка

Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Энциклопедии для дошкольников,

Про животных

Журналы - трансформеры, тачки

Нет ответа 19%

3. Часто ли вы читаете ребенку вслух?

а) ежедневно, ответили 32%

б) от случая к случаю - 58%

в) редко - 10%

4. Есть ли у вас домашняя библиотека?

Да (небольшая, маленькая) - 92%

5.Как часто вы покупаете ребенку книги?

Часто - ответили 46%

Не часто - 41%,

другие варианты ответов - 13%

по просьбе ребенка

раз в месяц

раз в два месяца

берем в библиотеке

6. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Читать детям важно, потому что …

- чтение развивает 79%

мышление

внимание

усидчивость

фантазию

воображение

Ребенок получает новые знания, это полезно, важно, нужно для детей - 15%

Нет ответа- 6%

7. Как вы думаете, чем детский сад может помочь вам в приобщении ребенка к чтению?

Проведением познавательных уроков, занятий - 24%

Заинтересовывать новыми произведениями, которые затем можно будет прочитать дома с родителями - 35%

Проводить занятия, чтобы ребенок учился читать, как можно больше читать детям - 14%

Заинтересовать новыми формами обучения - 3%

Посещением библиотеки

Нет ответа, не знаю -24%

Таким образом, почти все родители (99%) ответили, что их дети любят книгу и чтение.

Они знают любимые книги своих детей, во многих семьях есть домашняя библиотека (хотя и небольшая).

Родители довольно часто покупают детям новые книги и журналы (46%), они понимают важность и значимость чтения для всестороннего развития ребенка и приобретения ими новых знаний (94%).

Родители очень заинтересованы, чтобы в детских садах проводились разнообразные занятия по приобщению детей к чтению, советуют больше читать детям и рассказывать о новых книгах, посещать библиотеку.

Но, в то же время, на вопрос о семейном чтении - как часто вы читаете ребенку вслух , только 32% родителей ответили, что читают ежедневно, остальные 68% с сожалением ответили - редко, от случая к случаю.

Из семьи уходит культура совместного чтения, а ведь маленькие дети жаждут общаться с родителями, вместе с мамой или папой читать интересные книги, познавать окружающий мир, радоваться или печалиться за любимых героев. Совместное чтение строит мощную связь между родителями и детьми.

Надеемся, подобное анкетирование поможет родителям задуматься о важности традиций семейного чтения, а библиотеки и дошкольные учреждения помогут в этой работе.