Тарифы как инструменты регулирования рынка транспортных услуг. Маркетинг и рынок транспортных услуг

  • 4.1 Транспортный рынок, его особенности
  • 4.2 Сегментация транспортного рынка
  • 4.3 Спрос и предложение на транспорте
  • 4.4 Факторы, определяющие спрос на перевозку грузов и пассажиров
  • 4.5 Методы количественной оценки ёмкости рынка транспортных услуг

Транспортный рынок, его особенности

Транспорт является активным и непрерывным участником производственных и социальных процессов в обществе, важнейшей производственной инфраструктурой экономики. Вместе с тем транспорт выполняет определенные производственно-сбытовые функции, создавая и продавая на рынке собственную продукцию, которой является перевозка грузов и людей. Рынок - это механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов, позволяет им определять цены и количество товаров.

Поэтому исходя из целей экономического анализа, можно дать несколько определений транспортного рынка. С точки зрения экономической теории транспортный рынок можно определить как совокупность транспортных и нетранспортных предприятий (организаций) и физических лиц, которые взаимодействуют между собой, чтобы продавать и покупать транспортную продукцию.

С технической точки зрения транспортный рынок - это полигон транспортных коммуникаций, на которых действует совокупность транспортных предприятий одного или нескольких видов транспорта, реализующих транспортную продукцию и оказывающих транспортные услуги пользователям транспорта на определенной территории, исходя их своих техникоэкономических особенностей, возможностей и запросов потребителей.

Транспортный рынок как экономическую категорию можно определить как систему экономических, технологических и других связей, во-первых, между транспортом и его пользователями (клиентурой), а, во-вторых, между транспортными предприятиями разных видов транспорта. Основной формой связей первого типа является купля-продажа транспортных услуг, а второго - взаимодействие и конкуренция.

Пользователи транспорта - это его клиенты, грузоотправители, грузополучатели, экспедиторы, а также пассажиры.

Грузоотправитель - лицо или компания, которые передают грузы в ведение других лиц (экспедитора, перевозчика/оператора перевозки) для его доставки грузополучателю. Грузополучатель - лицо, имеющее право получать дос- тавленные грузы. Экспедитор - посредник, организующий перевозку грузов и/или предоставление сопутствующих услуг по поручению грузоотправителя.

Спрос на транспорте определяют платежеспособные потребности пользователей транспорта на транспортные услуги.

Предложение транспорта выражается через его провозную и пропускную способность на конкретном направлении за определенный период времени.

Характеристики транспортного рынка определяются ролью транспорта в экономике, а также особенностями процесса производства и реализации транспортной продукции. К ним можно отнести:

  • - всеобщий характер транспортного рынка. Поскольку транспорт относится к инфраструктурным отраслям экономики, то потребность в нём возникает как в сфере производства материальных благ, так и в сфере обращения в процессе доставки готовой продукции от производителя к потребителю. Транспорт также занимает существенную долю (10-18 %) в структуре фактического конечного потребления, потребительских расходов домохозяйств и платных услуг населению. Таким образом, как грузовой, так и пассажирский транспорт обеспечивают материальные условия функционирования всей системы «произ- водство-обращение-потребление»;
  • - отсутствие материально-вещественной формы транспортной продукции. Транспортная продукция производится и потребляется одновременно, поэтому её невозможно увидеть или осязать, у неё отсутствует форма, внешний вид. Её нельзя запасти впрок, она не имеет срока хранения. Качественные характеристики транспортной продукции непостоянны и изменяются в зависимости от времени, места и других факторов. Следовательно, реклама и маркетинг на транспорте требуют специфического подхода, отличного от рекламы и маркетинга промышленных и потребительских товаров;
  • - привязка перевозки к конкретному времени и месту , что часто делает её безальтернативной. Это существенно ограничивает как внутриотраслевую конкуренцию, например, между судоходными компаниями или железными дорогами, так и межотраслевую , т.е. между разными видами транспорта на транспортном рынке;
  • - необходимость государственного регулирования транспортного рынка.

Такая необходимость вызывается целым рядом обстоятельств. Во-

первых, транспорт - капиталоёмкая отрасль, поэтому роль государства, а также местных органов власти в финансировании строительства объектов транспортной инфраструктуры велика. Такие элементы транспортной системы, как транспортная сеть (железные и автомобильные дороги, гидротехнические сооружения на внутренних водных путях и др.) являются стратегическими объектами и являются государственной собственностью. Во-вторых, естественный монополизм ряда транспортных отраслей (например, железнодорожного транспорта), а также отдельных транспортных предприятий (например, речных портов) необходимо контролировать путем проведения государственной тарифной политики. В-третьих, функционирование транспорта связано не только с его важной ролью в экономике, но и со значительным ущербом для окружающей среды, населения и в целом для всего общества: вредные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, шум, уличные заторы, дорожно-транспортные происшествия с гибелью и увечьями людей и др. Требуется постоянное вмешательство государства, чтобы уменьшить эти негативные последствия от деятельности транспорта. В-четвертых, поддержание обороноспособности страны - важная государственная задача, в которой ключевая роль отводится транспорту. И, наконец, развитие экономики страны требует выработки государственной политики в сфере транспорта, разработки программных документов развития отдельных видов транспорта, в которых сформулированы цели и задачи, стоящие на данном этапе перед транспортной системой.

При этом государственное регулирование не может быть основано на чисто командных методах управления, а прежде всего предполагает применение экономических инструментов (налоги, тарифы, субсидии и др.) и правовых механизмов (лицензирование, сертификация и т.п.).

Транспортный рынок, где всего несколько производителей – продавцов транспортных услуг (видов транспорта) и большое количество их потребителей (покупателей) - этоолигопольный рынок .

Специфика транспорта России заключается в том, что в силу сложившихся геополитических условий во многих регионах какой-то один вид транспорта является монопольным , а другие виды его дополняют, в основном в конечных и начальных пунктах перемещения грузов и людей. Особенно это относится к восточной части России, занимающей более половины территории страны. Это нормальная естественная монополия. Наиболее эффективное использование видов транспорта в этом случае – их рациональное взаимодействие, что подтверждает мировой опыт.

Итак, главным в единстве транспортной системы является не столько вид собственности (хотя, разумеется, это обстоятельство существенно), сколько интересы потребителей, конечный результат деятельности этой системы в вещественно - натуральной форме, что соответствует маркетинговой, т.е. рыночной концепции нормального функционирования экономики. «Добиться успеха можно, лишь полностью удовлетворяя запросы потребителей», - гласит один из основных постулатов маркетинга.

В зависимости от складывающейся ситуации на транспортном рынке необходима и здоровая (естественная) конкуренция между видами транспорта и внутри одного вида, например между автомобильными фирмами и железными дорогами на параллельных направлениях. Адаптируясь к рыночным условиям, транспортные предприятия должны обеспечивать конкурентоспособность своей продукции – транспортных услуг. Именно по этому необходимо широкое внедрение менеджмента и маркетинга в организацию и планирование перевозок, в транспортное обслуживание клиентуры, и наибольшего успеха добиваются те предприятия и компании, которые обеспечивают своевременную доставку со всеми удобствами – «точно в срок» и «от двери до двери». А это наилучшим образом можно сделать при сочетании нескольких видов транспорта в рамках функционирования ЕТС страны и отдельных ее регионов. При этом речь идет не о возврате к централизации и администрированию, а об экономически выгодном как для клиентов, так и для транспорта взаимодействии различных элементов этой системы.

Но, если говорить о современном состоянии российского транспортного рынка, то в первую очередь следует отметитьчрезвычайно высокие затраты на транспортировку грузов. Это один из основных факторов неконкурентоспособности российских товаров, как на мировом, так и на внутреннем рынках. Действительно, транспортные расходы на единицу продукции в России в 6 раз выше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае при примерно одинаковых территориальных масштабах.

Основным видом транспорта в России остается железнодорожный, требующий не только расширения (так как плотность железнодорожных сетей недостаточна, и до сих пор некоторые районы страны выхода к железной дороге не имеют), но и коренной реконструкции. Состояние путей и износ подвижного состава таковы, что средняя скорость на российских железных дорогах в 4 раза ниже, чем в европейских государствах. Крайне низка и степень механизации погрузо-разгрузочных работ, что снижает производительность труда на транспорте и удорожает перевозку грузов.

Общей тенденцией для всех развитых стран в транспортировке грузов является переход от железнодорожного транспорта к автомобильному. В России такая тенденция пока невозможна, в основном, из-за неразвитости дорожной сети. Плотность автодорог в России в 40 раз меньше, чем в Европе и в 32 раза – чем в США (разница усугубляется несопоставимостью сравниваемых дорог по качеству). Даже если сделать поправку на то, что примерно 35% российской территории не затронуты хозяйственной деятельностью, то все равно указанные цифры достаточно четко показывают качественное соотношение инфраструктуры автомобильного транспорта в России и в развитых странах мира.

Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всеобщее средство труда, как одно из общих условий производства. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводственный транспорт. Перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда. Схема этих связей показана на рис. 1.

сфера производства сфера обращения сфера потребления

Рисунок 1.- Место транспорта в системе «производство – обращение – потребление»

1 – производство; 2 – экспедиция, хранение, погрузка; 3 – транспорт;

4 – хранение, выгрузка, экспедиция; 5 – потребление;

Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, который в ходе

исторического процесса общественного разделения труда выделился в самостоятельную сферу производства. Перевозки в процессе обращения в современных условиях выполняет в основном транспорт общего пользования – железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специальный транспорт (трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий, связывающие их с сетью магистральных путей сообщения). Эти виды транспорта вместе с системой складов являются материальной основой процесса обращения.

Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, «физически» реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой – он сам, как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок . Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 15 – 20%, достигая по некоторым грузам 45 – 50%.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СЕРВИСА

Сервис – это обслуживание.

Сервис включает в себя:

1. Социально - культурный сервис – для которого объектом является человек, а сфера удовлетворения его запросов есть комплекс бытовых и хозяйственных нужд.

2. Сервис техники – является выполнение мероприятий по содержанию каких либо технических объектов в их рабочих параметрах.

3. Технологический сервис – изменение параметров и характеристик первоначального вещества процессе переработки, производства, обработки и т. д. (относится к сырью).

РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

(РЫНОК КАК ОСНОВА ТРАНСПОРТНОГО СЕРВИСА)

Транспортный рынок – это сфера предоставления транспортных услуг по перемещению груза.

Роль рынка в том, что он ориентирует перевозчика на повышение «уровня» сервиса с целью добиться коммерческого успеха транспортного предприятия.

Объектом исследования транспортного рынка, являются процессы развития транспортного рынка.

Цель изучения транспортных рынков, выполнить ранжирования, выстраивая рынки в порядке убывания интересов перевозчика к этим рынкам в зависимости от условий реализации на них транспортных услуг.

К критериям ранжирования транспортных рынков относят:

1. Емкость рынка

2. Инвестиционная политика (финансирование с перспективой на несколько лет)

3. Стабильность правового режима на рынках граничащих с Российской Федерацией

4. Экспортно – импортное регулирование внешних экономических операций

5. Географическое положение

Классификация транспортных рынков:

1. По географическому признаку:

а). Внутренний (Российский)

б). Внешний (Международный)

в). Региональный

2. По видам сообщений:

а). Прямом

б). Местном

в). Не прямом смешанном

г). Прямом смешанном

д). Международном

3. По номенклатурным группам грузов

4. По признаку нуждаемости грузовладельцев железнодорожных перевозках

СТАТУС АГЕНТА ПЕРЕВОЗЧИКА И ГРУЗОВЛАДЕЛЬЦА

Отправитель груза и его собственник не всегда одно лицо, отправителем груза может быть третье лицо, действующее от владельца (хотя от своего лица).

При заключении договора от своего имени грузоотправитель будет через экспедитора или агента выступать в качестве отправителя по договору перевозки.

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

Под качеством грузовых перевозок, подразумевают полноту, скорость, своевременность или равномерность доставки и сохранность груза, безопасность перевозок, а так же комплексность, доступность и культуру обслуживания потребителей транспортных услуг.

Основными показателями качества являются:

1. Степень удовлетворения спроса грузовладельцев по объему перевозок ():

Фактический объем перевозок грузов;

Согласованный или плановый объем перевозок грузов;

2. Объем не вывезенных грузов:

Фактический объем перевозок;

Согласованный или плановый объем перевозок;

3. Степень ритмичности перевозок грузов ():

Фактическое количество поставок грузов;

Общее количество поставок грузов (по плану);

4. Показатель регулярности перевозок(),():

Максимальный объем перевозок грузов за определенный срок (месяц), в течение анализируемого периода (год);

Средний объем перевозок грузов за тот же срок;

5. Уровень выполнения установленных сроков доставки ():

Фактический объем перевозок грузов доставленных с соблюдением нормативных сроков доставки;

Общий объем перевозок анализируемых грузов;

6. Степень сохранности перевозимых грузов:

Общий объем перевозимых грузов;

Потери продукции при погрузке, выгрузке, транспортировке, кроме норм естественной убыли и косвенных причин;

7. Вес повреждений – устанавливает свойство транспортной услуги обеспечивать обеспечивать сохранность груза в течение времени перевозки и их пригодность к использованию по назначению после перевозки.

8. Перевозка грузов без продажи – свойство технических условий сохранять и количество мест груза, одинаково в начале и по завершению перевозки.

9. Обобщенный коэффициент качества грузовых перевозок ():

10. Надежность – распространяется на риски или уровни рисков, связанные с совместимостью системы доставки, имиджем, комплексностью, гибкостью, информативностью и доступностью.

11. Страхование – форма торговли финансовыми услугами, посредством которых одна из сторон защищает себя от ущерба который может возникнуть в результате точно оговоренных событий (осуществляется на риски которые можно считать в финансовом плане).

12. Совместимость – это степень синхронизации взаимодействия участников системы доставки.

Совместимость бывает:

а). Техническая – основана на взаимодействии технических средств (соответствие технических средств свойствам груза, соответствие технико– эксплуатационных параметров технических средств на местах их стыковки)

б). Технологическая – связана с технологией единства участников системы (рациональное использование подвижного состава, согласованный график подачи-уборки, единый технологический процесс)

в). Экономическая – это координация работы участников системы (правовая, экономическая, управленческая, финансовая)

Рынок как основа транспортного сервиса

Транспортный рынок – это сфера реализации транспортных услуг по перемещению пассажиров или материальных ценностей производственного или потребительского характера.

Развивая сервис, перевозчику необходимо владеть информацией о том, какие услуги и почему хотят использовать грузовладельцы, о ценах (тарифах), которые клиенты готовы заплатить, о том, в каких регионах потребность в перевозках определенного груза наиболее высокая, где перевозки могут принести наибольшую прибыль. На основе результатов исследования рынка определяются структура подвижного состава, какиежелезнодорожные линии и какое хозяйство перевозчика наиболее выгодно инвестировать для их развития, каким образом перевозчик должен организовать доставку груза, как надо проводить компанию по внедрению в практику новых форм обслуживания.

Не менее важным являются возможности снижения затрат на перевозку грузов и реализацию новых транспортных услуг, особенно те виды услуг и тех клиентов, которые принесут наибольшую отдачу.

Специфика деятельности транспортных предприятий различна. Поэтому соотношение, степень значимости для перевозчика каждого из элементов транспортного сервиса различны, более того, они постоянно меняются во времени в зависимости от изменения структуры производственных затрат, характера внутренней и внешней среды. Маркетинговые исследования, проведенные в Хабаровском крае, дают картину значимости показателей качества транспортного обслуживания (рис. 2).

Рис. 2. Оценка уровней значимости показателей транспортного обслуживания:

1 – стоимость перевозки; 2 – скорость доставки; 3 – сохранность; 4 – предоставление льгот и скидок; 5 – доставка по согласованному графику; 6 – информационные услуги; 7– перевозки «от двери до двери»

Наличие на рынке транспортных услуг большого числа независимо действующих предприятий, заинтересованных в перевозках, оказывает самое непосредственное влияние на развитие транспортного сервиса.
Сервис является не только средством привлечения грузовладельцев и населения, но и дает основание для расширения практики применения договорных цен.

Роль рынка в том, что он ориентирует перевозчика на повышение уровня сервиса с целью добиться коммерческого успеха транспортного предприятия. Повышение уровня сервиса в свою очередь дает:

– совершенствование организации перевозок и управления;

– реализацию высокого качество транспортного обслуживания пользователей;

– повышение доходности, прибыли и рентабельности перевозок;

– возможность перехода на новую систему планирования, изначально ориентирующую деятельность перевозчика на клиента, анализ его нужд, запросов и предпочтений, максимально чутко реагировать на изменения в составе клиентуры и реакцию на новые виды транспортных услуг;

– эффективное использование финансовых ресурсов для разработки и внедрения современных технологий и новых видов транспортных услуг.

Объектом исследования транспортного рынка являются процессы развития транспортного рынка. При этом исследуются структура, география рынка транспортных услуг, емкость, динамика перевозок, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски.

Цель изучения транспортных рынков – выполнить ранжирование, выстраивая региональные, национальные рынки, рынки зарубежных стран в порядке убывания интересов перевозчика к этим рынкам в зависимости от условий реализации на них транспортных услуг.

К общим критериям ранжирования транспортных рынков относятся:

· Емкость рынка – это реализуемый в регионе (стране) объем грузовых перевозок в течение одного года, т. е. отправление в тоннах и грузооборот в тонна-километрах. Емкость рынка рассчитывается на основе железнодорожной отчетности, национальной промышленности и внешнеторговой статистики.

· Инвестиционная политика. Предпочтение отдается тем рынкам, где проводится интенсивное (на ряд лет) финансирование развитиягрузообразующих отраслей, потребляющих определенные виды транспорта.

· Стабильность правового режима на рынках развивающихся стран и регионов, граничащих с РФ, при наличии соглашений об экономическом и транспортном сотрудничестве с РФ.

· Экспортно-импортное регулирование внешнеэкономических операций, учитывающее наиболее благоприятные режимы ввоза-вывоза товаров при минимуме тарифных и нетарифных ограничений.

· Географическое положение. В этом случае показатель удаленности рынка от пограничных станций или торговых портов РФ может оказать существенное влияние на транспортную составляющую в цене продукции и на выбор рынка для реализации товаров.

ТРАНСПОРТНЫЙ РЫНОК - совокупность различных видов транспорта и транспортных предприятий, взаимодействующих и конкурирующих друг с другом в процессе продажи и оказания транспортных услуг пользователям транспорта. Его можно характеризовать также как совокупность транспортных и нетранспортных предприятий и индивидуумов, взаимодействующих друг с другом, чтобы продавать и покупать транспортную продукцию (услугу). Виды транспорта и транспортные предприятия исходя из своих технико-экономических особенностей и возможностей могут по-разному и с различными качеством и стоимостью оказывать эти услуги, образуя тем самым конкурентный транспортный рынок. Основные конкуренты ж.-д. транспорта - автомобильный, а по дальним пассажирским перевозкам - воздушный транспорт.

Либерализация коммерческой деятельности промышленных и транспортных предприятий, повсеместное акционирование авиакомпаний, предприятий автомобильного транспорта, пароходств и портов, распад централизованной системы расчетов за грузовые перевозки всеми видами транспорта повлекли за собой возникновение конкурентной среды на транспортном рынке, на котором среди множества субъектов одними из основных являются экспедиторы и грузовладельцы.

Транспортный рынок с коммерческой и юридической точек зрения можно разделить на три уровня. На первом находятся покупатели транспортных услуг - грузоотправители, грузополучатели и грузовладельцы, то есть заказчики; на втором - экспедиторы, являющиеся посредниками в продаже транспортных услуг, но в то же время организующие и контролирующие полностью или частично технологическую цепь доставки грузов; на третьем - перевозчики (ж. д., пароходства, авиакомпании, автотранспортные фирмы и т. д.) и пункты выполнения операций, связанных с погрузкой, выгрузкой, передачей на другие виды транспорта, ремонтом подвижного состава, и другие организации, непосредственно оказывающие транспортные услуги.

Взаимоотношения по купле-продаже транспортных услуг, а также по их оказанию могут осуществляться непосредственно между субъектами первого и третьего уровней, минуя второй, как это было до начала рыночных реформ на транспорте. При наличии соответствующего договора с ж.-д. администрацией (или другим перевозчиком) конкретной страны экспедитором по ее сухопутной территории (или водным путям) может являться грузовладелец (например, экспедирование по территории Украины нефтепродуктов компаниями «Лиа-Ойл СА», «Индутек СПА», по территории Литвы - «Витол СА» и др.).

Экспедиторы могут выполнять часть функций перевозчиков, например, перевозку в транспортных единицах - вагонах, судах, автомобилях или контейнерах, погрузо-разгрузочные работы и хранение грузов в складских помещениях, арендуемых или являющихся их собственностью, и др. (перевозка нефтепродуктов в цистернах и танкерах компаниями «Русский мир», «SFAT», «Лукойл-Транс», «Бруквуд», ООО «Линкойл» и др.). Часто одно юридическое лицо осуществляет функции грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков (например, Новолипецкий металлургический комбинат продает свою продукцию после перевозки в собственных или арендованных вагонах). Грузовладельцу удобнее иметь дело с одним экспедитором на всех этапах (звеньях транспортной составляющей логистической цепи) перемещения товара от пункта отправления до пункта назначения (при перевозке всеми видами транспорта и прохождении через порты). В перспективе такие перевозки для предотвращения проволочек, связанных с переоформлением документов в пунктах передачи грузовых отправок с одного вида транспорта на другой, возможных хищений и т. д., будут осуществляться не только в съемных транспортных единицах (контейнерах, контрейлерах, рэйлтрейлерах, роудрейлерах и др.), но и по единому документу, а управление ими - из одного логистического диспетчерского центра.