Сравнение российского и американского флота. Кто сильнее: весь флот России против авианосца США. Дизель-электрические подводные лодки

Какой-либо повод для научного анализа здесь отсутствует. ВМФ России и ВМС США существуют раздельно друг от друга, в разных временных эпохах. Также, как флоты Первой и Второй мировой войны.

Статистические методы не работают. При многократном количественном разрыве, считать средний возраст корабельного состава не имеет смысла. Также, как и определять %-ое сооотношение новых и старых кораблей. В реальности, эти % будут выражаться различным числом кораблей для каждого из флотов. Слишком различным, чтобы относиться к такому расчету всерьез.

Феномен «средней температуры»

Достаточно исключить из расчетов “устаревшую технику” (корабли, построенные до 2001 г.), как выяснится неожиданное. За первые 15 лет наступившего века американские верфи передали флоту 36 эсминцев (включая, экспериментальный “Замволт” и бёркообразный “Финн” — еще официально не принятые в состав ВМС, но уже спущенные на воду и вышедшие на испытания).

Не менее серьезные результаты показала верфь “Дженерал Дайнэмикс Илектрик Боут”. В указанный период времени были введены в строй 12 многоцелевых атомных подлодок класса “Вирджиния” и одна АПЛ для специальных операций “Картер” (класса “Сивулф”).

Из крупных игроков — два атомных авианосца, “Рейган” и “Джордж Буш”. Еще один (“Форд”), признанный крупнейшим боевым кораблем в истории, был спущен на воду в 2013 г., этой осенью он пополнит боевой состав ВМС.

PCU (pre-comission unit — объект на стадии достройки) Джон Финн. Пройдет еще пара месяцев, и код PCU сменится на USS (Корабль Соединенных Штатов).

Из других авианесущих кораблей, были построены:
— вертолетоносец с неожиданным названием “Америка” (авиакрыло из 30 вертолетов, “Харриеров” и F-35).
— два универсальных десантных корабля класса “Уосп” (“Иводзима” и “Макин Айлэнд”, каждый вдвое крупнее Мистраля);
— экспедиционная плавбаза-вертолетоносец “Пуллер” (78 тыс. тонн).

Из экзотики — морская радарная база системы ПРО, получившая обозначение SBX.

Следующий пункт — шесть быстроходных боевых кораблей прибрежной зоны (LCS), дублирующих задачи сторожевиков, тральщиков и охотников за субмаринами.

Из других крупных единиц: 11 десантных кораблей типа “Сан Антонио” и два морских терминала для загоризонтной высадки бронетехники: “Гленн” и “Монфорд Поинт”.

В сумме — “бригада” из семидесяти кораблей океанской зоны средним возрастом меньше десяти лет. Вот вам и вся статистика.

Без учета “устаревших” кораблей, построенных в период 1980-90х гг. Самым старым действующим кораблем остается “Нимиц” (1975 г). Впрочем, возраст не так страшен для авианосущих кораблей. Их основное оружие непрерывно эволюционирует. За прошедшие 40 лет на палубе “Нимица” сменилось три поколения морской авиации (“Фантом” — F-14 — “суперхорнет”).

И снова о русской угрозе

В реальности все несколько иначе, чем на красивом трейлере российского флота. Успехи отечественных кораблестроителей, ожидаемо, оказались намного скромнее.

За прошедшие 15 лет российский флот получил многоцелевую атомную подлодку “Гепард” (пр. 971), многоцелевой атомоход “Северодвинск” (пр. 885) и три подводных ракетоносца стратегического назначения типа “Борей”.

Четыре дизель-электрические лодки пр. 636.3 (модернизированные “Варшавянки”). Тридцать лет назад такие “черные дыры” представляли смертельную угрозу, однако, в начале XXI века, баланс сил несколько изменился. Лодкам не хватает анаэробной СУ, без которой им не выжить в условиях современной ПЛО (вынуждены всплывать раз в 3-4 дня вместо двух-трех недель у зарубежных аналогов).

Из надводных единиц — пять фрегатов (“Горшков”, “Касатонов”, “Григорович”, “Эссен”, “Макаров”). Четверо их них еще официально не приняты в строй, но мы можем уверенно говорить о них, как о построенных кораблях. Основной фронт работ остался позади; три фрегата уже вышли на этап швартовых испытаний и ГСИ.

Корвет, эсминец и фрегат.
При желании, можно занести в этот список еще семь корветов пр. 20380 и 11611. Говорить о более мелких единицах — МАК и МРК не имеет смысла.

Что такое корвет или малый ракетный корабль?

В ночь на 7 октября 2015 года группировка кораблей Каспийской флотилии в составе ракетного корабля Дагестан и трёх малых ракетных кораблей проекта 21631 произвели групповой пуск 26-ти ракет 3М14 «Калибр-НК» по объектам Исламского государства в Сирии.

Залп малых кораблей Каспийской флотилии равен половине залпа эсминца “Арли Берк” (96 пусковых шахт). Дальнейшие комментарии излишни.

В отличие от кораблей меньших классов, эсминец еще способен поражать боеголовки баллистических ракет и сбивать спутники на низких околоземных орбитах. Не считая крупных гидроакустических станций, вертолетов и пр. оборудования военного назначения на его борту.

В этом смысле, боевая ценность “малюток” сильно преувеличена. Неужели кто-то всерьез решил приравнять МРК к эсминцам? Что ж, статистика все стерпит.

О техническом факторе вспоминать не любят вообще. Суровая истина состоит в том, что в составе ВМФ РФ, как и других флотов мира, в принципе, отсутствует техника, имеющаяся в распоряжении американских моряков.

Морская база ПРО, подводные ракетодромы, несущие в своих хребтах по 150 “Томагавков”, ракетно-артиллерийский эсминец и шестимегаваттный радар “Иджис”…

В своё время, пытаясь удержаться на пике прогресса, СССР генерировал множество свежих и уникальных контр-решений (сверхтяжелые ПКР, титановые подлодки, космическая система разведки “Легенда”). Современный ВМФ вынужден довольствоваться лишь теми из доступных технологий, реализация которых не требует больших затрат. В результате, получается то, чего и следовало ожидать.

Флот — это не только корабли. Это, в немалой степени, — морская авиация.

Потенциал морской авиации ВМФ России, несомненно, возрос с началом поставок палубных истребителей МиГ-29К (4 единицы) и истребителей берегового базирования Су-30СМ (8 единиц для авиации Черноморского флота).

На другой чаше весов — пять сотен F/E-18E и 18F “Супер Хорнет”, поставленных на палубы американских авианосцев с началом нового века.

Из других зарубежных инноваций — создание патрульного беспилотника “Тритон” (модифицированный для морских задач БПЛА “Глобал Хок”). 15-тонный аппарат c 40-метровым крылом и радаром кругового обзора, способный обследовать за сутки до 7 млн. кв. километров поверхности океана. Помимо РЛС с активной ФАР, в инструментарий дрона входит аппаратура радиотехнической разведки и комплекс оптических датчиков с лазерным дальнометром для визуального распознования целей. Новейшая история флота.

Эпилог. «Слон и моська»?

Любимое занятие наших “диванных экспертов” — заведомо бессмысленное сравнение потенциалов флотов России и США. Оно содержит не больше смысла, чем упоминания о “памперсах” и регулярные статьи об озабоченности американского командования в связи с “нарастающим отставанием в области морских вооружений от России и Китая”. Накопленный потенциал так велик, что американские адмиралы могут “не подниматься на мостик” до середины века.

В отличие от них, нам расслабляться противопоказано. Приведенная выше статистика отчетливо показывает, сколь эффективно идет перевооружение ВМФ России. И сколько еще предстоит сделать, чтобы выйти если не на равный (что невозможно ни по экономическим, ни по геополитическим соображениям), то на адекватный уровень по сравнению с “вероятным противником”. Притом, сразу объявлять такую армаду своим противником излишне опрометчиво. Лучше сделать все, чтобы ВМС США оставались союзником или, хотя бы, нейтралом.

Иначе, зачем рваться в битву, в которой невозможно победить?

«Скованные одной цепью»: БПК “Адмирал Пантелеев” и эсминец “Лассен”. Отработка дозаправки на ходу в море

Впрочем… Количественный и качественный уровень ВМФ России и США таков, что у них меньше шансов вступить друг с другом в бой, чем у кораблей периода Перовой и Второй мировой войны.

Из положительных моментов стоит признать, что сложившаяся ситуация не нова и имеет своё логичное объяснение географического характера. История англосаксов неразрывно связана с морем. У нас все совершенно иначе.

Положа руку на сердце — какие серьезные военные последствия имела Цусима? Японцы дошли до Москвы? Нет — вот и весь ответ. Так же, как и потеря части Севастополя во время Крымской войны и его повторная оккупация в годы ВОВ. Все это были совершенно незначительные, второстепенные неприятности для огромной сухопутной державы.


Современный военно-морского флот предназначен для выполнения трех основных задач: обеспечения стратегического сдерживания в виде одной из составляющих «ядерной триады», поддержки наземных войск в локальных конфликтах и выполнения «декоративных» функций, иначе называемых «демонстрацией флага». В отдельных случаях возможно :

Участие в международных операциях (разминирование Суэцкого канала или бухты Читтагонг);
- защита территориальных вод (вытеснение крейсера «Йорктаун»);

Поисково-спасательные операции (спасение экипажа «Альфа-Фокстрот 586» или поиск посадочных капсул космических аппаратов, приводнившихся в Индийском океане)

Специальные операции (уничтожение спутника USA-193 на низкой околоземной орбите или эскортирование танкеров в Персидском заливе во время Ирано-Иракской войны).

Исходя из вышесказанного, представляется любопытным узнать, как со своими задачами справляются два наиболее мощных флота в мире - Военно-морские силы США и Военно-морской флот Российской Федерации. И это отнюдь не нелепая шутка.
Российский флот по-прежнему является вторым по величине военным флотом, и, как ни странно, все еще способен выполнять поставленные задачи в ближней и дальней морской зоне.

Колоссальная разница в корабельном составе ВМФ России и ВМС США, обусловлена, в первую очередь, различием во взглядах на применение флота по обеим сторонам океана. Америка - преимущественно морская держава, отделенная от остального мира двумя глубокими «противотанковыми рвами» с соленой водой. Отсюда - очевидное стремление иметь мощный флот.

Во-вторых - об этом горят уже давно - мощь современных ВМС США избыточна. В свое время «Владычица морей» Великобритания ориентировалась на «Two power standard» - численное превосходство британского флота над двумя следующими по силе флотами. В настоящее время, американский флот имеет численное превосходство над всеми флотами мира вместе взятыми!

Но какое это имеет значение в век ядерного оружия? Прямой военный конфликт между развитыми державами грозит неминуемо перерасти в глобальную войну с уничтожением всей человеческой цивилизации. И какая разница, чем завершился бой между китайскими и американскими авианосцами, если ядерные боеголовки уже упали на Пекин и Вашингтон?
В то же время, для локальных войн сверхмощный ультрасовременный флот не требуется - «стрелять из пушки по воробьям» или «забивать гвозди микроскопом» - неистощимая народная фантазия уже давно подобрала определения для подобной ситуации. В существующем виде, ВМС США наносят больше ущерба самим Соединенным Штатам, чем их противникам.

Что касается России - мы исконно «сухопутная» держава. Нет ничего удивительного в том, что, несмотря на свои многочисленные подвиги и громкие слова во славу моряков, наш ВМФ практически всегда оставался на второстепенных ролях. Исход Отечественной войны 1812 года или Великой отечественной войны решался отнюдь не на морских просторах. Как следствие - ограниченное финансирование программ ВМФ (тем не менее, этого оказалось достаточно, чтобы иметь второй по величине флот в мире).

«Есть два типа кораблей - подлодки и мишени» - гласит морская мудрость. Подводная компонента - основа флота любого современного государства. Именно субмаринам доверена почетная должность «могильщиков Человечества» - невидимый и неуязвимый боевой корабль способен испепелить все живое на всем континенте. А эскадра ракетных подводных крейсеров стратегического назначения гарантированно уничтожит жизнь на планете Земля.

В составе ВМФ России находятся семь действующих РПКСН проектов 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин», а также один новый ракетоносец проекта 955 «Борей». Еще два ракетоносца находятся в ремонте. Два «Борея» - в постройке, в высокой степени готовности.

Подводная лодка - морская гроза
Под черной пилоткой стальные глаза


В составе ВМС США таких лодок 14 - легендарные стратегические ракетоносцы типа «Огайо». Опасный противник. Предельно скрытный, надежный, с боекомплектом из 24 ракет «Трайдент II».

И, тем не менее, … паритет! Незначительная разница в количестве субмарин уже не имеет значения: 16 выпущенных ракет с 667БРДМ или 24 выпущенные ракеты с подлодки «Огайо» - гарантированная смерть для всех.

Но чудес не бывает. По многоцелевым подлодкам ВМФ России в полном проигрыше: всего 26 многоцелевых АПЛ и подводных носителей крылатых ракет против 58 атомных субмарин ВМС США. На стороне американцев не только количество, но и качество : двенадцать лодок - новейшие АПЛ четвертого поколения типа «Вирджиния» и «Сивулф», по совокупности характеристик являющиеся лучшими в мире. Еще четыре американские лодки - конвертированные ракетоносцы типа «Огайо», несущие вместо баллистических «Трайдентов» крылатые ракеты «Томагавк» - всего 154 ракеты в 22 шахтах + 2 шлюзовые камеры для боевых пловцов. Аналогов такой техники у нас нет.



Главный калибр!


Врочем, не все так безнадежно - в составе ВМФ России имеются атомные лодки специального назначения - одиозный «Лошарик» и его носитель - БС-64 «Подмосковье». Проходит испытания новая АПЛ проекта 885 «Ясень».
Кроме того, у российских моряков есть своя «козырная карта» - 20 дизель-электрических подводных лодок, в отличии от Америки, где ДЭПЛ не строят уже полвека. А зря! «Дизелюха» - простое и дешевое средство для операций в прибрежных водах, кроме того, в силу ряда технических причин (отсутствия мощных насосов контуров реактора и т.д.) - она значительно тише атомной подлодки.

Вывод: могло быть и лучше. Новые «Ясени», модернизация титановых «Барракуд», новые разработки в области создания малых ДЭПЛ (проект «Лада»). С надеждой смотрим в будущее.

Переходим к печальному - надводная компонента ВМФ России просто посмешище на фоне ВМС США. Или это иллюзия?

Легенда о Неуловимом Джо. В составе ВМФ России один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Авианосец или авианесущий крейсер? В принципе, от классического авианосца, советско-российский ТАВКР отличается только тем, что он слабее.

У американцев десять авианосцев! Все, как один, атомные. Каждый - вдвое крупнее нашего «Кузнецова». И…
И … неуловимого Джо поймать нельзя, потому что он никому не нужен. С кем собрались воевать американские авианосцы в открытом океане? С чайками и альбатросами? Или с недостроенной индийской «Викрамадитьей»?
Объективно, никаких противников для «Нимица» в открытом океане нет. Пусть бороздит бесконечную водную гладь и тешит американское самолюбие - пока Госдолг США не достигнет 30 трлн. долл. и не случится коллапс экономики Соединенных Штатов.



Но рано или поздно «Нимиц» подойдет к вражескому берегу и … нападёт на солнечный Магадан? Для сугубо континентальной России из всего американского флота опасны лишь стратегические подлодки «Огайо».
Впрочем, в любом из локальных конфликтов, атомный суперавианосец «Нимиц» оказывается малополезен. Что, впрочем, понятно - мощь палубного авиакрыла «Нимица» просто ничтожна на фоне тысяч боевых самолетов и вертолетов ВВС США, раздиравших в клочья Ирак, Ливию и Югославию.

А вот еще достойные представители класса авианосных кораблей - 17 универсальных десантных вертолетоносцев/кораблей доков типов «Тарава», «Уосп», «Остин», «Сан-Антонио»… Как российский перспективный «Мистраль», только вдвое крупнее.
На первый взгляд, колоссальная наступательная сила!
Но есть один нюанс: пусть все 17 этих кораблей попробуют высадить десант (17 тысяч морских пехотинцев и 500 единиц бронетехники) где-нибудь на побережье Ирана. А лучше - Китая. Кровь будет литься рекой. Второй Дьепп обеспечен.

Примечание. Дьепп - десантная операция, проведенная в августе 1942 года. Через три часа после высадки половина из 6000 десантников были убиты или ранены, союзники побросали танки, снаряжение и в ужасе эвакуировались с побережья Франции.

Десантные операции с использованием малых сил практически всегда обречены на неудачу. И американцы это знают лучше нас - к войне с Ираком они готовились полгода, два месяца терзали противника с воздуха, сбросив на него 141 тыс. тонн взрывчатки, а потом через границу Ирака из Саудовской Аравии хлынула лавина из миллиона солдат и 7000 единиц бронетехники.



USS Essex (LHD-2) - универсальный десантный корабль типа "Уосп"


Ввиду вышесказанного, боевая ценность десантных «Уоспов» и «Сан-Антонио» не слишком велика - их бесполезно использовать против сколь-нибудь серьезных стран. А применять такую технику против папуасов - глупо и расточительно, гораздо проще высадить десант в столичном аэропорту какого-нибудь Зимбабве.

Но как же воюют американцы? Кто доставляет на чужие берега тысячи танков и сотни тысяч солдат? Ясно, кто - быстроходные транспорты Командования морских перевозок. Всего у американцев в наличие 115 таких судов. Формально, не относятся к военно-морскому флоту, но всегда ходят в плотном кольце охранения из эсминцев и фрегатов ВМС США - иначе одна вражеская торпеда пустит на дно дивизию американской армии.



Эскадра быстроходных транспортов Military Sealift Command. Каждый размером с авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов"


У ВМФ России таких кораблей, конечно, нет - зато есть Большие десантные корабли (БДК) Целых 19 единиц! Они старые, ржавые, медленные. Зато прекрасно справляются со своими функциями - продемонстрировать флаг и доставить в Сирию партию снаряжения и военной техники на глазах у всего возмущенного Западного мира. У БДК нет ни нормальной ПВО, ни крылатых ракет, - ничего, кроме примитивной артиллерии. Гарантия их безопасности - статус Российской Федерации, как ядерной державы. Попробуй тронь корабли под Андреевским флагом!
В реальный бой их гнать никто не собирается - там, где не может справиться 40 000-тонный «Уосп» нашему БДК (водоизмещение 4000 тонн) делать нечего.

Следующий важный момент - у ВМФ России на ходу всего 15 надводных кораблей дальней морской зоны: крейсеров, эсминцев, больших противолодочных кораблей. Из них лишь 4 могут обеспечить зональную ПВО эскадры в открытых морских районах - тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и три ракетный крейсера проекта 1164 - «Москва», «Варяг» и «Маршал Устинов».

В составе ВМС США таких кораблей 84, в том числе: 22 ракетных крейсера «Тикондерога» и 62 эсминца типа «Орли Берк».
Американские крейсера и эсминцы несут от 90 до 122 ячеек УВП Mk.41, в каждой из которых притаились крылатые «Томагавки», противолодочные ракетоторпеды ASROC или зенитные ракеты семейства «Стэндэрд», способные разить цели на дальности до 240 км и уничтожать объекты за пределами Земной атмосферы. Единая цифровая система управления оружием «Иджис» вкупе с современными радарами и универсальным вооружением делает «Тикондероги» и «Орли Берки» наиболее смертоносными из всех надводных кораблей ВМС США.



БПК "Адмирал Пантелеев" и USS Lassen (DDG-82)


15 против 84. Соотношение, конечно, позорное. При том, что последнего ровесника наших больших противолодочных кораблей - эсминец типа «Спрюэнс», американцы списали еще в 2006 году.

Но не стоит забывать, вероятность прямого военного конфликта между ВМС США и ВМФ России исчезающе мала - никто не хочет погибать в термоядерном аду. Следовательно, суперэсминцы «Орли Берк» могут лишь бессильно наблюдать за действиями наших кораблей. В крайнем случае - опасно маневрировать и атаковать ругательствами по радиосвязи.

В свое время, для нейтрализации суперкрейсера «Йорктаун» (тип «Тикондерога») оказалось достаточно маленького сторожевого корабля «Беззаветный» и его смелого командира кавторанга В. Богдашина - советский сторожевик проломил американцу левый борт, деформировал вертолетную площадку, снес пусковую установку ракет «Гарпун» и приготовился к повторному навалу. Повторения не потребовалось - «Йорктаун» поспешно покинул негостеприимные территориальные воды Советского Союза.

Кстати, о сторожевиках и фрегатах.

В составе ВМФ России 9 фрегатов, корветов и сторожевиков, не считая сотни малых артиллерийских, противолодочных и ракетных кораблей, ракетных катеров и морских тральщиков.
У ВМС США таких кораблей, разумеется, побольше: 22 пожилых фрегата типа «Оливер Хазард Перри» и три боевых корабля прибрежной зоны типа LCS.



LCS, во всех смыслах, вещь инновационная - ход 45-50 узлов, универсальное вооружение, просторная вертолетная площадка, современная электроника. Ожидается, что в этом году состав ВМС США пополнится четвертым кораблем этого типа. Всего в планах озвучена постройка 12 морских супермашин.

Что касается фрегатов «Перри», они сильно ослабли за последнее время. В 2003 году с них было полностью демонтировано ракетное вооружение. Ежегодно списываются по нескольку кораблей этого типа и к началу следующего десятилетия все «Перри» должны быть проданы союзникам или пущены на слом.

Еще один важный момент - морская базовая авиация.

На вооружении авиации ВМФ России находится порядка полусотни противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142 (будем реалистами - сколько из них в летном состоянии ?)
В составе ВМС США 17 эскадрилий противолодочных самолетов, самолетов морской радиоэлектронной разведки и самолетов-ретрансляторов, всего в количестве полутора сотен машин, без учета резерва и авиации Береговой охраны.
На вооружении стоят легендарные P-3 Orion, а также их специальная разведывательная модификация EP-3 Aries. В настоящее время на вооружение начали поступать новые реактивные противолодочные самолеты P-8 Poseidon.



P-3 Orion и P-8 Poseidon. Смена поколений



Дальний противолодочный самолет Ту-142 в сопровождении "Фантомов"


Даже в теории, морская базовая авиация ВМС США второе превосходит патрульную и противолодочную авиацию ВМФ России. И это, по настоящему, обидно. Не уверен насчет противолодочных способностей «Орионов» и «Посейдонов» (куда они смотрели, когда в Мексиканском заливе всплыла «Щука-Б»?), но в плане поисково-спасательных возможностей - у американцев они выше на порядок.
Когда все еще способные подняться в воздух Ил-38 неделю ищут и не могут найти плоты с места кораблекрушения или льдину с рыбаками - нет, ребята, так нельзя.

Выводы во всей этой истории будут противоречивы: с одной стороны, ВМФ России в его сегодняшнем состоянии, не способен вести сколько-нибудь серьезных боевых действий вдали от родных берегов. С другой стороны, Россия не собирается и не планирует воевать на другом конце света. Все наши современные интересы находятся в ближнем зарубежье, на Кавказе и в Средней Азии.

Демонстрация флага, участие в международных морских салонах и военно-морских учениях, доставка военной помощи дружественным режимам, гуманитарные операции, эвакуация российских граждан из зоны военных конфликтов, охрана территориальных вод Российской Федерации (там, где паковые льды не подходят близко к берегу), охота на пиратские фелюги- ВМФ России умеет делать все (или практически все), что должен делать флот в мирное время.



Российский флот на международных учениях
(на нижней иллюстрации - в голове второй колонны идет БПК пр. 1155)



Мощнейших ВМС, сухопутных войск и ВВС мира. Везде фигурируют виды вооруженных сил США, Китая и России.

По версии журнала, сильнейшими военно-морскими силами обладают США, Китай, Россия, Великобритания и Япония. Как отмечает автор статьи Кайл Мизоками , Россия занимает третье место потому, что основу ее нынешнего ВМФ до сих пор составляют советские корабли, а постройка новых и их принятие на вооружение идут довольно медленно.

В список лучших сухопутных войск вошли США, Китай, Индия, Россия и Великобритания. Издание предсказуемо считает самыми сильными американские СВ с численностью 535 тысяч человек. Пехота Народно-освободительной армии Китая, в свою очередь, может похвастаться численностью в 1,6 млн. военнослужащих. Индийские СВ с 1,12 млн. военнослужащих зажаты между традиционными конкурентами — Пакистаном и Китаем, им приходится постоянно доказывать свою способность защищать протяженные территориальные границы. Сухопутные войска ВС РФ в настоящее время получают новое современное вооружение — они достаточно хорошо оснащены и полностью механизированы, а главное — имеют солидный боевой опыт. Численность СВ РФ достигает 285 тысяч человек — половина армии США, говорится в статье. Автор материала также подчеркивает, что на вооружение российской армии скоро поступит универсальная боевая платформа «Армата», которая сможет выполнять функции танка, боевой машины пехоты и артиллерии.

В рейтинг лучших ВВС планеты National Interest включил только четыре страны — США, Россию, Китай и Японию. При этом Мизоками внес в список не только американские ВВС, но и авиацию флота и Корпуса морской пехоты. ВВС США насчитывают 5,6 тысяч самолетов, а ВМФ располагает авиапарком, в который входят 3,7 тысячи машин.

Как пишет NI, у России в состав ВКС входят 1500 боевых самолетов и 400 военных вертолетов. Несмотря на то, что авиапарке хватает старых МиГ-29, Су-27 и МиГ-31, российская авиация вступила в период устойчивой модернизации. Одним из примеров является Су-35, который сочетает в себе лучшие качества. Кроме того, российские военные в настоящее время работают над истребителем пятого поколения Т-50 и над новым стратегическим бомбардировщиком ПАК-ДА.

— Рейтинг NI сильнейших флотов мира предполагает, что в Китае в последнее время были стремительно реализованы программы по созданию и обновлению ВМС, которые в настоящее время оцениваются как силы, способные вести операции вдали от своих берегов и противостоять США, — говорит военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев . — Да, действительно — новые подводные и надводные корабли — эсминцы и фрегаты, строятся сериями. Китайский подводный флот вообще крупнейший в мире — в его составе более 70 дизельных и атомных подлодок.

Однако ВМФ РФ имеет превосходство по подводным лодкам в плане противокорабельных ракет большой дальности и совершенства баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), которые могут поразить любой участок земного шара. Кстати, по этому показателю американские БРПЛ «Trident-2 D5» с максимальной дальностью стрельбы с полной нагрузкой в 7800 км, которыми оснащены британские ПЛАРБ типа Vanguard, превосходят китайские ракеты. Кроме того, китайский авианосец «Ляонин» (советский «Варяг») сложно назвать полноценной боевой единицей — исходя из совокупности факторов, он может эффективно выполнять задачи только в прибрежных районах. А для ВМС Великобритании все-таки строятся два авианосца типа Queen Elizabeth.

— Здесь на второе место я бы поставил все-таки Россию — по боевым и техническим показателям, по возможности информационного обеспечения. На мой взгляд, в режиме реального времени сейчас могут воевать только США и Россия. Кроме того, по высокоточному оружию Китай отстает от России. Да, на вооружении Сухопутных войск НОАК состоят ракеты, которые могут оснащаться как ядерными, так и обычными боеголовками, но точность отечественных систем вооружения на порядок выше.

Численность армии — важный показатель, но далеко не главный, он компенсируется применением тактического ядерного оружия (ТЯО), которого у российской армии довольно много. Кроме того, обратим внимание на эффективность боевого применения сил и средств, способность вести боевые действия в разных условиях, а также — наличие боевого опыта. В этом плане, например, китайцы и индийцы уступают тем же британцам.

По рейтингу ВВС я, наверное, соглашусь с экспертом американского издания. Все-таки у ВВС НОАК, несмотря на огромный скачок вперед, есть проблемы с двигателестроением, с транспортной авиацией, топливозаправщиками, а также со стратегической авиацией, ведь китайские «стратеги» Н-6 — это копия советских Ту-16. Позиции Японии в этом «воздушном» рейтинге спорные: их ВВС технически хорошо оснащены, но по численности вряд ли могут претендовать на четвертое место.

«Cтратег» ВВС НОАК Xian HY-6 (Фото: ru.wikipedia.org)

— Без учета ядерного оружия список стран по силе ВМС составлен правильно, — полагает военный историк Александр Широкорад . — Но вообще по числу вымпелов самый большой флот у Китая, у которого очень много малых кораблей, находящихся в боевом составе. Что касается сухопутных войск, то по их численности, огневой мощи и ТЯО Россия находится на втором месте.

Но существует такое понятие Льва Николаевича Толстого как «дух в войсках». По этому показателю вперед я бы поставил японцев, китайцев и израильтян, а только потом русских (к слову, самая большая по численности армия мира — китайская — в основном все-таки состоит из контрактников, причем с большим конкурсом на место). Боевой дух американцев, несмотря на огромное количество конфликтов, в которых США участвовали все эти годы, оставляет желать лучшего. Они привыкли к тому, что на переднем крае воюют местные, как это было в Афганистане, а также к полному превосходству над противником в небе и на земле — в артиллерии. Конечно, у США есть мотивированные и сильные подразделения спецназа, но в общевойсковом бою этого мало. Правда, у Штатов есть Национальная гвардия — действующий резерв ВС США, который также привлекается к зарубежным операциям.

— На мой взгляд, в рейтинге ВМС первое место без вопросов должны занимать США, второе — Китай, третье — Япония, четвертое — Южная Корея и пятое — Россия, — считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . — Я беру в расчет именно флот как таковой, морская компонента стратегических ядерных сил — это отдельная история.

Формально российский флот можно поставить даже на второе место, но в силу географического положения страны наш ВМФ раскидан по нескольким театрам военных действий (ТВД), которые между собой вообще никак не соединяются. Между европейскими флотами теоретически возможен переход по внутренним водным путям кораблей малого водоизмещения, и то — именно теоретически. Кстати, ВМС Индии могут даже поспорить с флотом Южной Кореи (самые сильные надводные неавианосные корабли — это как раз южнокорейские эсминцы), но Великобритания здесь даже в десятку не входит. ВМС Великобритании уже давно не правят морями. Британские военные возможности в целом за последние годы существенно сократились. Но, в принципе, это нормальное состояние, которое укладывается в общеевропейский тренд всеобщего и полного разоружения.

«СП»: — По сухопутным войскам пятое место Великобритании в рейтинге NI также выглядит натянутым, если не брать отдельные подразделения спецназа…

— Я думаю, что сегодня английские сухопутные войска даже в тридцатку сильнейших не входят. На первом месте здесь США, второе и третье делят Россия и Китай, а на четвертом должна быть Индия. Пятое и шестое места я бы отдал Южной Кореи и КНДР, а седьмое — Израилю. Сухопутные войска Североатлантического альянса — это вообще мифическая вещь, в котором реальны только американские и турецкие войска.

Что касается ВВС, то второе-третье опять-таки делят РФ и Китай (по численности боевых самолетов ВВС НОАК занимают второе, но по качеству — третье), а четвертое — Индия. Причем здесь Япония — непонятно: основу ее авиапарка составляют F-15, и, наверное, ее можно поставить только в конец десятки. Индия, несмотря на часть устаревших самолетов и вывод их из боевого состава, имеет огромные ВВС, которые по численности, вероятно, превосходят даже ВКС РФ.

Истребители F-15 (Фото: Zuma/TASS)

Отмечу, что Северная и Южная Кореи по всем видам вооруженных сил должны находиться в десятке. Конечно, у КНДР достаточно специфичный флот — «москитный», тем не менее, его нельзя назвать слабым.

На фото изображена Авианосная ударная группа ВМС США, на данный момент это самый действенный в мире, после ядерного оружия, инструмент устрашения. Однажды, ещё будучи министром обороны США, Леон Эдвард Панетта, заявил: «Любой пятиклассник знает, что АУГ США не может уничтожить ни одна из существующих держав мира»

Постойте! А как же Россия! Лично мне всегда и везде говорили, что российская армия может расправиться с ВМФ США - как нибудь, но сможет. Более продвинутые в этом вопросе заявляли: ну со всем флотом может и нет, даже возможно и авианосное соединение - не одолеем, а вот одну АУГ точно сможем на дно отправить. Ну и совсем немногие все таки соглашались с американцами в их браваде.

Кстати, фото части авианосного соединения:

Давайте разберемся в этом вопросе (интересно ведь - правда).

Сразу скажу, что не буду перегружать пост, цифрами и перечислениями, можно будет получить все данные и ТТХ с разных источников. Так же не буду уточнять до бесконечности. Т.е. рассчитываю на некоторую начитанность посетителей в этом вопросе, остальные, если что-то непонятно в названиях либо терминах, свободно могут почерпнуть определения через поисковик.

Начинаем:

Типичная АУГ США, представляет собой группировку состоящую из:

Флагманский авианесущий корабль группировки с ядерной ГЭУ типа «Нимитц» (либо «Энтерпрайз») с базирующимся на нем полком палубной авиации (60-80 самолетов). По обычной практике авианосец, как и полк палубной авиации группировки, представляют собой отдельные воинские части морской авиации и находятся под командованием офицеров морской авиации в чине капитана первого ранга (U.S. Naval aviation Captain).

Дивизион ПВО группировки - 1-2 КР УРО типа «Тикондерога». В базовый комплекс вооружения дивизиона ракетных крейсеров входятПУ ЗРК «Standart» (SM-2, SM-3), и КР "Томагавк«морского базирования. Все ракетные крейсера типа «Тикондерога» оснащены морским комплексом управления оружием и ракетной стрельбы "Иджис«(AEGIS). Каждый из крейсеров дивизиона находится под командованием офицера ВМС США в чине капитана первого ранга (U.S. Navy Captain).

Дивизион ПЛО группировки - 3-4 ЭМ УРО типа «Арли Берк» с глубинными бомбами и торпедами для борьбы с ПЛ, а также (часть кораблей) с установками КР «Томагавк» на борту. Командиром дивизиона ПЛО является офицер ВМС в чине капитана первого ранга (U.S. Navy Captain), в то время как каждый из эсминцев дивизиона находится под командованием офицера ВМС США в чине капитана второго ранга (U.S. Navy Сommander).

Дивизион многоцелевых ПЛА - 1-2 ПЛ типа «Лос-Анджелес с торпедным вооружением и КР «Томагавк» (со стартом через ТА лодки) на борту с задачами как ПЛО группировки, так и ударов по береговым (надводным) целям.

Дивизион судов снабжения - 1-2 транспорта типа «Сэплай», транспорты для боеприпасов, танкеры, другие вспомогательные корабли

ОАП ВМС - до 60 самолетов авиации ВМС США, сведенных в ударные АЭ, АЭ ДРЛО, АЭ ПЛО, АЭ ВТС и др. ОАП ВМС является отдельной воинской частью авиации ВМС США. ОАП ВМС, также, как и АВМА, находится под командованием офицера авиации ВМС в чинекапитана первого ранга либо офицера авиации КМП США в чине полковника (USMC Сolonel).
Для справки:

Так что же мы можем противопоставить столь впечатляющей мощи. К сожалению у России нет ресурсов для того, чтобы тягаться с США на равных по количеству кораблей. По авианосцам преимущество США подавляющее, сейчас у американце 10 авианосцев, у нас один авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", который можно квалифицировать как легкий авианосец, но к сожалению фактически без самолетов. Су-33 в строю десять штук из планируемых двадцати пяти, которые уже хотят заменить на МиГ-29К. В 2013 году в дополнении к имеющимся «сушкам» добавили два МиГа. По кораблям сопровождения так же ситуация не лучшая.

Многие сейчас скажут, да что там авианосцы, у России много чего другого имеется для уничтожения АУГ. Согласен, в ситуации тотального превосходства в кораблях нужен асимметричный ответ. Так какой же он?

Вооруженные силы России видят его в ракетном вооружении, именно в противокорабельных ракетах. Т.е. в эффективной доставке обычного или ядерного заряда непосредственно к кораблям АУГ.

Сначала предлагаю ознакомиться с носителями ПКР:

1. Ракетный крейсер проекта 1164:

2. Подводная лодка проекта 949А «Антей»

3. Тяжелый ракетный крейсер проекта 1144

4. Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Обратите внимание, что на палубе «Кузнецова» находятся все самолеты, которые есть в наличии, хотя по плану он должен выглядеть не менее наполненным, чем американские авианосцы, хоть он и меньше - сравниваем:

Также существуют малые ракетные корабли, авиация и береговые ракетные комплексы.

Так как АУГ США имеет серьезную систему ПРО и ПВО, и естественно - мощный авиационный кулак, то главные характеристики для борьбы с ней и поражения, это дистанция обнаружения и возможной атаки.

Для того чтобы поразить состав АУГ: авиация, корабли или подводные лодки должны обеспечить своевременное обнаружение авианосной группы, классифицировать её, сблизиться на дистанцию ракетного удара, при этом сохранить боеспособность, и пустить ракеты, которые преодолев средства ПВО и РЭБ, должны уничтожить корабли в составе АУГ.

Рассмотрим вариант атаки АУГ надводными кораблями ВМФ России, в мировом океане:

К сожалению, возможности российских кораблей в вопросе обнаружения ограничиваются фактически пределами радиогоризонта, имеющиеся на борту кораблей вертолеты малопригодны для решения этой проблемы по причине малого числа этих машин и небольшого радиуса действия. Они могут эффективно использоваться только в интересах выдачи целеуказания ракетного оружия, но до этого надо ещё обнаружить противника.

Конечно, когда создавались ракетные крейсера, т.е. при советском военно-морском флоте, их деятельность должна была осуществляться при поддержки системы военно-морской разведки на океанском ТВД. Она опиралась на развитую систему радио-технической разведки, основу которой составляли наземные центры, расположенные не только на территории СССР, но и других государств. Имелась также эффективная космическая морская разведка, позволяющая обнаруживать и следить за корабельными соединениями вероятного противника, и выдавать целеуказание ракетному оружию практически по всей территории Мирового океана. У России в текущий момент времени всего этого - нет. В 2006 году начали реанимировать систему, но до окончания ещё очень и очень далеко.

Поэтому АУГ увидит наши корабли задолго до того, как сама будет обнаружена. Группировка постоянно обеспечивает контроль с воздуха на глубину до 800 км с помощью самолетов ДРЛО Grumman_E-2_Hawkeye, мы будем атакованы 48 самолетами, из который 25 будут нести ПРК ГАРПУН, а РЭБ будут обеспечивать почти 8 штук Boeing_EA-18_Growler.

Попалась мне недавно статья о военно-морских силах России и США, следует ее прочитать и подумать, зачем государству которое всегда декларирует правду, дружбу, любовь, сострадание, ДЕМОКРАТИЮ и МИР ВО ВСЕМ МИРЕ в конце концов, 11 авианосцев с экипажем в 5 тысяч человек в каждом. Я думаю, наверное, что бы эти великие чувства и концепции социального мироустройства тихо и мирно приняли другие страны мирового сообщества.

А как думаете Вы?

ВМФ США - 286 боевых кораблей, ВМФ РФ - 196.

Однако, сравнивать флоты США и РФ по количественным факторам - бессмысленно, так как со стороны РФ, предмет для сравнения цельно, качественно отсутствует, несмотря на красивый количественный фактор.

Оредний возраст кораблей ВМФ РФ превышает 25 лет, при этом они эксплуатировались в условиях тотального недофинансирования, сколь-нибудь серьезные модернизации не проводились, часто не было возможности провести плановые ремонты и обслуживание - тех.состояние и боеспособность флота РФ представить несложно. По этому параметру сравнение с ВМФ США невозможно. Комплексные учения и походы за последние два десятилетия можно пересчитать по пальцам одной руки. Параметр боевой подготовки так же совершенно не в пользу ВМФ РФ.

Смысл существования флота США - проекция силы в любую точку мира. Организационная структура, система базирование и вооружения - соответствуют этой задаче.

Смысл существования флота РФ, в том виде, как он есть сейчас - неясен.

Стратегический ядерный компонент:

Во флоте США, стратегическим компонентом является весь флот, в т.ч. и надводные корабли, и авианосцы, и даже потенциально переоборудуемые в ракетные платформы (корабли-арсеналы) гражданские контейнеровозы, лихтеры и танкеры, способные нести и применять сотни «Томагавков».

США - до половины ПЛАРБ постоянно находятся на боевых позициях, присутствие сил американского ВМФ во всех регионах, система базирования, развитые ВКС позволяют обеспечивать их снабжение информацией и прикрытие, а следовательно, и применение, в любой точке мира.

Для флота РФ, ПЛАРБ - слишком дорогая и уязвимая пусковая платформа, как компонент сил ядерного сдерживания - сам по себе, без развитого надводного прикрытия, не имел смысла уже 10 лет назад. В нынешних условиях способны только пулять от причальной стенки, и то, если хорошо прикрыты. «Гроза АУГ» «Курск» был показательно безнаказанно утоплен в собственных водах, находясь под прикрытием всего Северного Флота.

Надводный компонент:

Авианосцы США: представлены во всех классах.

РФ - единичный ТАКР с авиагруппой единичного же состава, самолеты поколения 4+ - в принципе, ударным «авианосным» не является, несмотря на букву «А» в названии класса корабля. Причина - авиагруппа - несколько построенных единиц! Як-41М\Як?141, Су-27К, Су-25ТК и МиГов авианосного варианта, напасть она не в состоянии, а защищать им уже нечего - проводка конвоев неактуальна - некуда, незачем, да и торговые суда в основном попилены еще в 90-х, выведены в оффшоры, проданы, ушли на металл.

Крейсера УРО США: представлены во всех классах. Характерный пример - крейсера типа «Тикондерога», при практически фрегатском водоизмещении чуть более 10 000 тонн - только универсальных пусковых установок, из них возможна стрельба от «Асрока» до «Томагавка» - 127 штук, это помимо комплекса ПКР «Гарпун» и ПВО-ПРО «Стандарт» - «Иджис». Аналогов в ВМФ РФ не имеется и не строится.

РФ - ТАРК и РКР - Полдесятка доживающих свой век ракетных крейсеров советского периода, построенные более четверти века назад, заложенные более 30 лет назад, спроектированные по решениям, концепциям и на платформах полувековой давности. Современные западные эсминцы УРО превосходят их по всем параметрам, стоят дешевле, в содержании несопоставимо дешевле, по БИУС, по классу систем, по артиллерии - превосходят на порядки.

Противолодочные корабли - советское наследие, могут эффективно бороться с ПЛ прошлых поколений. Актуальность - почти нулевая, задачи по сопровождению сегодня отсутствуют, а чужим ПЛ нет смысла прорываться к нашим ВМБ - рубежи пуска КР с ПЛ противника вынесены так далеко, и настолько контролируются флотом вероятного противника, что боевая работа российских противолодочников для срыва ракетного удара - вряд ли возможна. К тому же, несмотря на приличное количество, разбросанность их по четырем флотам, нигде, кроме Балтики, не позволяет создать плотную противолодочную завесу, да и там она не актуальна - кто в здравом уме попрется на ПЛА в Маркизову лужу?

Эсминцы - так же древнее советское наследие, ТТХ ниже существующих западных аналогов постройки середины 90-х, не говоря уже о современных. Интеллектуальные системы - доисторические, дальнобойность и точность артиллерии - проигрыш в разы, о сотне универсальных ракетных контейнеров - не идет и речи, об интеграции в единую боевую сеть - так же можно только мечтать, корабли почти неавтоматизированы, экипажи раздутые, содержание дорогое.

Фрегаты и корветы УРО - новейшие корветы РФ - очень сильный класс, не уступающий, и даже превосходящий западные аналоги, например, проект 20380 перебалансирован по огневой мощи и более чем универсален - в дополнение к традиционным специализированным комплексам вооружений, имеет УКСК (универсальный корабельный стрельбовый комплекс) на восемь мест, который может нести до 32 ракет различных типов в различных сочетаниях, БИУС «Сигма» построена по сетевому принципу, обеспечивает единое управление всеми средствами корабля, и одновременную работу по воздушным, морским, и подводным целям, несколько БИУС образуют общую сеть соединения. Планируется построить 20 единиц. Вот только заказано подобных кораблей - всего 5 единиц, на четыре возможных разнесенных ТВД, причем один из кораблей, вероятно, побил все рекорды по срокам строительства для своего класса - 7 лет. С фрегатами все несколько сложнее - наряду с современными, действительно универсальными и удачными кораблями проекта 22350, с непонятными целями строятся устаревшие по всем параметрам, кроме наличия одного комплекса «Клаб-Н», еще до спуска фрегаты проекта 11356, и совершенно необъяснимо строительство кораблей проекта 11540. Вероятно, очень захотелось использовать советский задел.

Сторожевые корабли - охрана границ, рыболовства, пограничный режим. Пока работают советские, замена на современные корветы и фрегаты - планируется в явно недостаточном количестве, см. выше.

Относительно сильный компонент - ракетные катера, так как по ПКР остался прекрасный советский задел, настолько мощный, что седые конструктора запенсионного возраста, уже практически не генерируя новых идей, до сих пор эффективно эксплуатируют его. Отсюда, так же сильный компонент - комплексы ПКР берегового базирование, в т.ч. мобильные.

Тяжелые ракетоносные платформы, корабли-арсеналы - отсутствуют во флоте РФ как класс, несмотря на разработанные и уже эксплуатируемые УКСК. С другой стороны, строить российские корабли подобного класса бессмысленно, так как ВМФ РФ не в силах организовать не только прикрытие таких кораблей в возможных позиционных районах, но, в отсутствие системы базирование, под вопросом даже их трансокеанский переход, например, в обстановке изоляции, сходной с имевшей место во время перехода II Тихоокеанской эскадры.

Морская авиация - несопоставимо, США, с авианосной авиацией ВМФ, с авианосной авиацией корпуса морской пехоты, и береговой патрульной- более 3800 самолетов.

Морская авиация берегового базирования РФ - сложно оценивать, вряд ситуация там сильно лучше, чем в ВВС.

ВТА, самолеты-заправщики, самолеты ДРЛО, самолеты РЭБ - несопоставимо, единичные экземпляры РФ против отлаженной работающей системы в США.

Морская пехота - сейчас добивается, судя по всему, ее постигнет судьба ВДВ, и бригад спецназа ГРУ. В отличие от американской, совершенно не располагает ни организацией корпусного уровня, ни собственной авианосной авиацией, ни компонентом ВКС, ни средствами класса EFV, способными стартовать за десятки километров от точки, не подвергая излишнему риску корабли носители, быстро достигать точки высадки, и выполнять огневые задачи в качестве легкой бронетехники, ни сотнями тысяч подготовленных профессиональных кадров, ни дистанционно управляемыми боевыми дронами типа «Крашер» или «Гладиатор».

Сильный компонент - десантные корабли, как количественно, так и качественно, на этом фоне непонятно, зачем покупать «Мистрали». С другой стороны, по причине отсутствия АУГ, невозможно их боевое применение, нереально прикрыть на переходе, во время высадки, и нечем обеспечить воздушное прикрытие и удары в ходе операции. Целесообразность их существование при отсутствии отечественных авианосцев как в строю, так и в строительстве - под сомнением. Выброшенные деньги.

Базирование - США - можно писать десятки, если не сотни диссертаций по системе базирования американского ВМФ.

РФ - полное отсутствие системы базирования в океанах, единственная договорная недо-база в Сирии - непонятного значения - Средиземное море закрыто Суэцем, Гибралтаром, а вход в него - Босфором с особым режимом прохода военными кораблями.

Информационное обеспечение - близко к нулевому, потеряны и зарубежные базы, типа Лурдеса и Камрань, и позиции. Спутниковые группировки - одна устаревшая и выработавшая все плановые ресурсы, и одна недоразвернутая - против нескольких работающих. Когда введено в эксплуатацию последнее «гидрографическое судно»?

Возможности развития:

Если в административно-командном тоталитарном СССР мощности судостроительных заводов были сопоставимы с американскими, а непревзойденная нигде в мире советская система образования позволяла быстро готовить обученные экипажи - то сегодня, в молодой демократической всего 20-летней Россиянии (так сказал Президент в новогоднем поздравлении), судостроение успело деградировать, квалифицированные рабочие кадры уничтожены, отечественное тяжелое судостроение уже отсутствует как класс, смежники ликвидированы, как категория, сколь-нибудь грамотные проектировщики и редкие инженеры, обученные частично выжившей профессурой советской школы, при первой же возможности сваливают на запад, да и на восток, а что касается подготовки кадров - из среднеобразованных ЕГЭ-тестеров, и высшеподготовленных юристов-менеджеров, массово производимых новой общностью - россиянским народом, априори невозможно готовить расчеты БЧ для сложных корабельных систем - через понимание не позволяет отсутствующее образование и функциональная неграмотность, а дрессировка - дело долгое, нудное, и неблагодарное - к тому же, любая серьезная модернизация нивелирует результаты предыдущей дрессировки. Основной костяк грамотных технических специалистов, непосредственно работающих на боевых постах - мичмана, находятся в плане на ликвидацию. Сержантская замена им предусмотрена, однако пока ее фактически нет.

Ситуация очень напоминает начало ХХ века - когда пяти процентов грамотного населения не хватало для укомплектования должностей, требующих технической грамотности.

Отличие ситуации в том, что тогда происходил рост, как промышленный, так и научный, а сейчас - все более ускоряющаяся деградация.

Отсюда, задача у флота может быть только одна - в мирное время - охрана исключительно прибрежных экономических интересов, в военное - противодесантная оборона первой линии, ценой однозначной собственной гибели, пока РВСН, сухопутные войска и авиация не раскачаются для отражения удара - это неопровержимо, любые другие задачи флот решать не в состоянии, противостоять флотам НАТО, или США, или Европы - или даже одной Турции - он не в силах, в случае потерь в затяжном конфликте - сегодня не могут быть восполняемы ни потери в кораблях, ни потери в людях, поэтому есть смысл строить в мирное время большое количество (десятки) кораблей классов корвет и фрегат, и скорейшим образом вывести из состава ВМФ всю бесполезную рухлядь, приспособленную только отвлекать на себя бюджетные средства.

Вконтакте