Двадцатый век - столетие неутихающих войн, гражданских и мировых, время стремительных процессов и изменений, век грандиозных свершений, но вместе с тем ужасающих событий. Это столетие принесло множество кровавых и жестоких баталий, в том числе и морских. Битва при Скагерраке, бой у Ла-Платы, Цусимское сражение и оборона Порт-Артура, бой в заливе Лейте, битва за Мидуэй - кажется, этот перечень можно продолжать бесконечно, как и список военных кораблей, созданных в это время.
С чего все началось
В начале XX века количество военных столкновений между мировыми державами увеличивалось в геометрической прогрессии, а это, в свою очередь, вело к тому, что качество их вооружения и численность их боевой техники также неумолимо росли, в частности, происходило активное улучшение строительства военных кораблей. Переломным моментом в развитии военного судопроизводства стало создание линкоров.
Что такое линкор?
Линкор (сокращенно от словосочетания «линейный корабль») - это такой класс военных бронированных кораблей, оснащенных тяжелыми артиллерийскими орудиями. Длина данных суден варьировалась от 150 до 280 метров, а их водоизмещение достигало 70 тонн. Созданные для уничтожения и истребления кораблей противника, линкоры являлись прямыми эволюционными последователями броненосцев. Прародителем класса линкоров стал английский корабль «Дредноут», появившийся на свет в 1906 году. «Дредноут» имел паротурбинную силовую установку, что обеспечивало ему по тем временам огромную скорость - 21 узел (переводя узлы в километры, мы можем сказать, что его скорость тогда достигала 39 км/ ч). Строительство «Дредноута» и использование его преимуществ на морских просторах существенно изменило положение дел в гонке морских вооружений и в сфере кораблестроения вообще. Так что вслед за англичанами одна за другой страны начали создавать линейные корабли с однокалиберными орудиями и модернизировать их, желая обогнать своих соперников. Корабли такого типа получили имя своего родоначальника - «дредноуты», а более улучшенные версии - «сверхдредноуты» и «супердредноуты».
История создания серии «Куин Элизабет»
Следующей ступенью в развитии мирового и военного кораблестроения стало создание британцами линейных кораблей класса Queen Elizabeth. В данной серии было спроектировано и представлено пять супердредноутов: «Малайя», «Вэлиант», «Бархэм», «Уорспайт» и головное судно - «Куин Элизабет», названное, как и сама серия, в честь английской королевы, владычицы морей, Елизаветы I. Своим появлением данные суда обязаны Уинстону Черчиллю, который, будучи первым лордом Адмиралтейства, со свойственным ему запалом и идеями настоял на иной проектировке этих линкоров и на их существенных видоизменениях, приказав снабдить данные корабли сверхтяжелыми боевыми орудиями. По слухам, США, Германия и Япония уже активно совершенствовали свои корабли, опережая Королевский флот Великобритании на несколько шагов вперед. Времени на тщательные испытания вооружений не было, так что сэру Уинстону Черчиллю ничего не оставалось, как пойти на риск и, взяв на себя ответственность, заложить серию кораблей, не дожидаясь проверки и испытания орудий. К счастью, риск был оправдан. В среднем на постройку таких линейных кораблей ушло 1 960 000 фунтов стерлингов.
Особенности серии
Линкор «Куин Элизабет» и ему подобные корабли, как уже говорилось ранее, отличались от своих предшественников и имели ряд особенностей. В первую очередь эти линкоры имели орудия с 15-дюймовым калибром - огромная мощь по тем временам. Во-вторых, супердредноуты этой серии стали первыми большим кораблями, работающими на нефтяном топливе, ранее линкоры такого размера работали лишь на пару. В-третьих, скорость линкоров класса «Куин Элизабет» достигала 24 узла (если переводить узлы в километры в час, то будет понятно, что скорость таких кораблей доходила до 45 км/ ч). Кроме того, эти корабли обладали самой большой метацентрической высотой во всем британском флоте, это отлично обеспечивало их остойчивость, помогало противостоять ударам волн и сильным порывам ветров.
Линкор «Куин Элизабет»: характеристики и описание
Головной корабль серии был заложен на Портсмутской военной верфи 12 октября 1912 года. Построенный в кратчайшие сроки, он был спущен на воду в октябре тринадцатого года и позднее достраивался уже на плаву. Начало Первой мировой войны также способствовало ускоренной достройке корабля, поэтому неудивительно, что в начале 1915 года линкор уже вошел в состав
Длина линкора «Куин Элизабет» - 183,41 м, ширина - 27,6 м, стандартное водоизмещение - 29 200 тонн. Бронирование этого корабля практически аналогично его предшественнику «Айрону Дюку», за исключением некоторых элементов, например, слой металлической брони по ватерлинии был увеличен, а вдоль главной палубы, наоборот, ослаблен. Вооружение супердредноута: 8 (381-мм), 16 противоминных установок (152 мм), 2 зенитные пушки (76 мм), 4 подводных однотрубных торпедных аппарата (533 мм). Для «Куин Элизабет» использовали турбины Парсонса и 24 котла фирмы «Бабкок и Уилкокс». Таким образом, мощность данного линкора достигала 75 000 лошадиных сил.
Дальнейшая судьба линкора
В 1915 году линкор «Куин Элизабет» был направлен в Дарданеллы, чтобы поддержать высадку десанта во время Галлиполийского сражения, в период этой миссии британский линкор перекидным огнем с третьего залпа потопил турецкий транспорт в мелководном заливе Нагара. Несмотря на высокую скорость и сверхтяжелые орудия, головное судно не смогло участвовать в крупнейшей битве Первой мировой войны - Ютландском сражении, однако в 1917 году оно стало флагманом адмирала Дэвида Битти, командующего Гранд-Флитом.
Вторая мировая война застала линкор «Куин Элизабет» в момент модернизации. До 1941 года корабль «Куин Элизабет» нес службу в составе британского Хоум-Флита. Но в декабре сорок первого года на стоянке в Александрии линейный корабль был тяжело поврежден итальянскими боевыми пловцами с помощью магнитных мин, что привело к образованию большой пробоины и затоплению многих отсеков. После ремонта линкор был отправлен в Индийский океан и с начала 1944 года стал флагманом Восточного флота, совершив несколько рейдов на острова Индонезии и Малайзии. В июле сорок пятого линкор Queen Elizabeth совершил свой последний военный поход, вышел в резерв в августе того же года и был продан на слом через пару лет после этого.
Комментарий специалиста CruClub
Queen Elizabeth - новый, современный лайнер.На данном корабле можно совершить путешествие по Северной Европе, а также Средиземноморью и при этом самым популярный порт отправления - Лондон (Саутгемптон). На корабле буквально все так или иначе связано с Британией. Интерьеры лайнера, декор, атмосфера создают ощущение британского города с его отличительными чертами и особенностями. Еще больше усиливают ощущения знаменитые чайные церемонии в 5 вечера, британская музыка, а также тематические развлечения и вечеринки. При этом, вы не встретите британского персонала на борту, а расплачиваться будете американской валютой.
Данный лайнер заслуживает 5* и идеально подойдет для тех, кто влюблен в Британию.
Осенью 2010 компания Cunard пополнила свой флотлайнером Queen Elizabeth .
На борту этого лайнера вы сможете ощутить очарование 1930-х годов. Украшением лайнера является трехэтажный лобби с торжественной лестницей, очаровательными балконами, а также cкульптурой высотой 5,6 метров.
Двухъярусная библиотека также является украшением этого корабля. Она выполнена в теплых тонах, с естественным освещением и невероятным стеклянным потолком.
Queens Room еще одно атмосферное место, в интерьере которого использовано много дорогих материалов, а обстановка создает впечатление, что вы перенеслись в другое место и время. Здесь можно наслаждаться послеобеденным чаем, а также вальсировать вечерами по искусно выложенному паркету.
На корабле:
- морской музей Cunardia
- интернет-центр
- конференц-центр
- 7 баров и кафе
- 3 основных ресторана
- детская программа
- спа и фитнесс центр
- сигарная комната
- клуб Commodore
- казино Empire
- ночной клуб
- библиотека
- бальный зал
- театр
- зимний сад
Питание:
В зависимости от забронированной Вами каюты за Вами будет закреплен столик в одном из трех ресторанов. Завтрак и обед в этих ресторанах сервируются с открытой сменой питания, ужин - в две смены. На борту несколько альтернативных ресторанов, предлагающих кухни народов мира (традиционная английская, итальянская, азиатская и другие кухни). К вашим услугам 24 - часовое обслуживание в каюте. Завтрак и обед сервируются также в ресторане со шведским столом.
Развлечения, спорт:
Концертный зал, сигарный клуб, множество баров, ночной клуб, казино, игровые автоматы, танцзал, СПА - центр (массаж, талассотерапия, сауна, оздоровительные программы), салон красоты, тренажерный зал, спортзал, зимний сад, бассейны, настольный теннис, библиотека, книжный магазин, лекционный центр, детский клуб, бутики.
Дата последней реновации корабля: ноябрь 2018.
В их проекте было много общего с кораблями типа «Айрон Дьюк», но в то же время содержался ряд важных нововведений, так что строительство линкоров типа «Куин Элизабет» следует рассматривать как один из поворотных моментов в истории военного судостроения.
Тип «Куин Элизабет» | |
---|---|
Queen Elizabeth class | |
линкор «Куин Элизабет» |
|
Проект | |
Страна | |
Операторы | |
Предшествующий тип | «Айрон Дюк » |
Последующий тип | «Ривендж » |
Годы в строю | 1914-1947 |
Запланировано | 6 |
Построено | 5 |
Отправлено на слом | 4 |
Потери | 1 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 29 200 тонн (стандартное) 33 020 тонн (полное) |
Длина | 183,41 м (между перпендикулярами) 197,03 м (наибольшая) |
Ширина | 27,6 м (наибольшая по ВЛ) |
Осадка | 9,35 м (при стандартном водоизмещении) 10,35 м (при полном водоизмещении) |
Бронирование | Главный пояс: 330-203 мм, в оконечностях: 152 мм (нос), 102 мм (корма) Верхний пояс: 152 мм Траверзы: цитадели: 152 мм (нос), 102 мм (корма) Противоторпедная переборка: 50,8 мм (25,4+25,4) Башни: 330 мм (лоб), 280 мм (бока), 108 мм (крыша) Барбеты: 254-178 мм (выше верхней палубы), 102-152 мм (ниже верхней палубы) Казематы: 152 мм Боевая рубка: 280 мм (стены), 76,2 мм (крыша), 102 мм (дальномерный пост), 152 мм (шахта), 102 мм (ниже верхней палубы) Пост управления торпедной стрельбой: 152 мм, 102 мм (выше верхней палубы) Кожухи дымовых труб: 38 мм Палубы: Палуба бака над казематами: 25,4 мм Верхняя палуба: 50,8-31,8 мм Главная (средняя) палуба над погребами: 31,8 мм Нижняя палуба: 25,4 мм Платформа (промежуточная палуба): в носу-25,4 мм, на концах 76,2 мм, над рулевым устройством: 76,2 мм |
Двигатели | 24 котла Бэбкок и Вилкокс («Куин Элизабет», «Вэлиант», «Малайя»), Yarrow («Бэрхем», «Уорспайт») 4 паровые турбины Парсонса прямого привода (Браун-Кёртис на «Бархэме») |
Мощность | 75 000 л. с. (форсированная) 56 000 л.с. (номинальная) |
Движитель | 4 винта фиксированного шага |
Скорость хода | 23 узла 24 узла максимально |
Дальность плавания | 5000 миль на 12 узлах |
Экипаж | 960-1250 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 8 (4 × 2) - 381-мм/42 орудий Mk I 16 × 1 - 152-мм/45 Mk XII |
Зенитная артиллерия | 2 (2 × 1) - 76,2-мм зенитные пушки |
Минно-торпедное вооружение | 4 однотрубных подводных 533-мм ТА |
Медиафайлы на Викискладе | |
История серии
Проектирование
После того как был выбран калибр главной артиллерии, настало время подготовить проект корабля-носителя данного вооружения. Первоначальный проект имел стандартную планировку: десять орудий в пяти башнях - по две в оконечностях линейно-возвышенно и одна в середине корабля, скорость около 21 узла, бортовая броня толщиной 330 мм. Расчёты показали, что масса 381-мм снаряда допускает возможность сокращения числа орудий до восьми, и даже в этом случае обеспечивается превосходство в залпе над «Айрон Дюком». Десять 343-мм орудий «Mk.V» давали вес бортового залпа 6350 кг, а восемь 381-мм орудий имели бортовой залп 6804 кг. В результате за счёт устранения средней башни сэкономленные вес и место позволяли установить дополнительные механизмы и котлы для получения более высокой скорости. В связи с этим была разработана новая тактическая концепция использования новых линкоров. Предполагалось создать из них быстроходное звено, которое будет в состоянии выполнить охват неприятельской колонны или своим мощным огнем резко усилить огневую мощь какой-то части флота, сосредоточив огонь на отдельном корабле или отдельной эскадре неприятеля. Для такого использования линкоров необходима скорость не менее 23 узлов, а лучше даже 25 узлов.
Конструкция
Размещение батареи противоминных орудий было безусловно слабым местом в проекте. Как и на «Айрон Дюке», они страдали тем же - в свежую погоду заливались водой. Кормовое орудие пришлось демонтировать.
Бронирование
Распределение брони аналогично «Айрон Дюку», где-то броневая защита новых линкоров была усовершенствована, в чём-то ослаблена. Толщина броневого пояса по ватерлинии увеличивалась с 305 до 330 мм, а вдоль главной палубы толщина брони уменьшалась с 203 до 152 мм. Все переборки имели 152-мм толщину, под барбетом башни «А» толщина переборки уменьшалась до 51 мм. Броня палубы местами уменьшалась до 6 мм, однако в общем была 95 мм в средней части корабля вместо 89 мм на «Айрон Дюке», а противоторпедные переборки, толщина которых увеличилась с 38 мм до 51 мм, проходили вдоль всего корпуса, но за ними не было угольных ям .
Вооружение
Основные баллистические данные британских орудий главного калибра | |||||
---|---|---|---|---|---|
Калибр (мм) | 305 | 305 | 343 | 343 | 381 |
Марка | X | XI | V(L) | V(H) | I |
Длина ствола (калибров) | 45 | 50 | 45 | 45 | 42 |
Вес орудия без замка (кг) | 57 708 | 66 700,4 | 76 198,4 | 76 198,4 | 98 704,4 |
Вес снаряда (кг) | 385,55 | 385,55 | 566,98 | 635,02 | 870,89 |
Вес заряда (кг) | 117 | 139,25 | 132,9 | 134,78 | 194,1 |
Начальная скорость снаряда (м/с) | 869,25 | 918,051 | 787 | 762,5 | 747,25 |
Бронепробиваемость снаряда (мм)
у дульного среза |
406 | 426 | 439 | 439 | 457 |
Скорость снаряда (м/с)
на дистанции 9140 м |
579,5 | 610 | 579,5 | 554,25 | 554,25 |
Энергия снаряда (кгс·м )
на дистанции 9140 м |
6 587 723 | 7 299 976 | 9 688 010 | 10 287 316 | 14 107 700 |
Бронепробиваемость снаряда (мм) на дистанции 9140 м |
259 | 284 | 320 | 318 | 356 |
Силовая установка
Силовая установка кораблей типа «Куин Элизабет» состояла из двух комплектов паровых турбин Парсонса или Кёртиса с прямой передачей на валы. Каждый комплект турбин состоял из турбин высокого давления переднего и заднего хода и турбин низкого давления переднего и заднего хода. Машинное отделение разделялось на три продольных отсека. Турбины низкого давления находились в среднем отсеке, а турбины высокого давления - во внешних. Они приводили во вращение четыре трёхлопастных винта из марганцовистой бронзы . Несмотря на заложенную в проекте скорость в 25 узлов, из-за строительного перевеса корабль имел увеличенную осадку и никогда не развивал больше 24 узлов из-за большего гидродинамического сопротивления. Без форсирования машин скорость составляла 23 узла.
Вспомогательные механизмы
Два турбогенератора мощностью 450 кВт и два турбогенератора по 200 кВт обеспечивали корабль электроэнергией с постоянным напряжением 200 . Система опреснения морской воды состояла из двух установок, имевших общую производительность 650 т в сутки.
Представители
Канадский Билль о Военно-морской помощи 1912 года (Borden’s Naval Aid Bill ) предполагал выделение средств на постройку трёх современных дредноутов (возможно Acadia , Quebec и Ontario ), которые, скорее всего, должны были бы стать ещё тремя кораблями этого типа, подобно спонсированной Федеративными Штатами Малайи «Малайе». Однако билль был отвергнут Сенатом Канады, в котором большинство мест имела оппозиционная Либеральная партия . Неизвестно, должны были бы эти корабли служить в Королевском флоте, как «Малайя » или линейный крейсер «Нью Зиленд », либо войти в состав Королевского Канадского флота.
Оценка проекта
«Нью-Йорк » |
«Куин Элизабет» |
«Айрон Дюк » |
«Дерфлингер » |
«Кёниг » |
|
---|---|---|---|---|---|
Год закладки | 1911 | 1912 | 1912 | 1912 | 1911 |
Год ввода в строй | 1914 | 1915 | 1914 | 1914 | 1914 |
Водоизмещение нормальное, т | 27 432 | 29 200 | 25 400 | 26 600 | 25 390 |
Полное, т | 28 820 | 33 020 | 30 032 | 31 200 | 29 200 |
Тип СУ | ПМ | ПТ | ПТ | ПТ | ПТ |
Мощность, л. с. | 28 100 | 56 000 | 29 000 | 63 000 | 31 000 |
Полная скорость, узл. | 21 | 23 | 21,25 | 26,5 | 21 |
Максимальная скорость, узл. | 21,13 | 24 | 21,5-22,0 | 25,5-26,5 | 21,2-21,3 |
Дальность, миль (на ходу, узл.) | 7684 (12) | 5000 (12) | 4500 (20) 8100 (12) |
5600 (14) | 6800 (12) |
Бронирование, мм | |||||
Пояс | 305 | 330 | 305 | 300 | 350 |
Палуба | 35-63 | 70-95 | 45-89 | 50-80 | 60-100 |
Башни | 356 | 330 | 279 | 270 | 300 |
Барбеты | 254 | 254 | 254 | 260 | 300 |
Рубка | 305 | 279 | 279 | 300 | 350 |
Схема размещения вооружения |
Приложение № 3. Хронология службы линкоров типа "Куин Элизабет"
"Куин Элизабет"
Февраль 1915 г. Переведен в Средиземное море.
С 25 февраля по 14 мая 1915 г. Флагман Восточно-Средиземноморского соединения. Принимает участие в Дарданелльской операции. В боях с турецкими фортами расход боезапаса составил 86 381-мми71 152-мм снарядов. Затем линкор был отозван. Причины этого неизвестны. Официальная версия - износ стволов орудий главного калибра, неофициальная - страх потери линкора.
Июнь 1916 г. Временный флагман 5-ой бригады линкоров.
9-70 сентября 1917 г. На "Куин Элизабет" поднят флаг американского адмирала Майо. Это событие было уникальным в жизни корабля да и всего Английского Королевского флота.
15 ноября 1918 г. На борту линкора немецкая делегация приняла условия интернирования, фактически капитуляции кораблей Флота Открытого моря.
21 ноября 1918 г. "Куин Элизабет" выводит в море Гранд Флит, навстречу сдавшемуся немецкому флоту. После "рандеву" проводит его в бухту Абеледи (остров Мэй).
Июль 1919 г - июль 1924 г (по другим данным, ноябрь 1924 г). Флагманский корабль Атлантического флота.
Июль 1924-1926 год. Флагманский корабль Средиземноморского флота.
Апрель 1926 г. Возвращение в Англию.
Декабрь 1940 г. Командование Королевского флота принимает решение о перебазировании корабля в Розайт, хотя работы еще не были закончены, так как были серьезные опасения, что линкор получит повреждения во время одного из налетов немецкой авиации и не сможет войти в состав действующего флота.
Январь- апрель 1941 г. "Куин Элизабет" в составе 2-й бригады флота Метрополии. Охота за немецкими рейдерами.
Конец апреля - начало мая 1941 г. Принято решение о переводе линкора на Средиземное море.
3-12 мая 1941 г. Операция "Тайгер". Проводка каравана через Средиземное море из Александрии в Гибралтар. В начале пути он состоял из 5 транспортов. Эскорт состоял из линейного крейсера "Ринаун", авианосца "Арк Ройял", 2-х легких крейсеров и 3-х эсминцев. В состав охранения были включены: линкор "Куин Элизабет", крейсера "Найад", "Глостер" и "Фиджи, 4 эсминца. 9 мая 1941 года рядом с бортом "Куин Элизабет" прошла торпеда. 12 мая все британские соединения прибыли в Гибралтар и Александрию. Потерян 1 транспорт.
Середина мая 1941 г. "Куин Элизабет" в составе соединения "А" вице-адмирала Придхэма Уиппела, в которое также входил линкор "Бархэм" и 5 эсминцев, патрулирует западнее Крита.
20 мая 1941 г. Высадка немецкого воздушного десанта на Крит. "Куин Элизабет" и остальные корабли соединения "А" принимают топливо в Александрии.
25 мая 1941 г. "Куин Элизабет" в составе эскадры вице-адмирала Придхэм Уиппела выходит в море. Вместе с ней в море вышли линкор "Бархэм", авианосец "Формидейбл" и 9 эсминцев.
26 мая 1941 г. Самолеты авианосца должны были бомбить аэродром в Скарпанто. Во время бомбардировки были уничтожены несколько немецких пикирующих бомбардировщиков. На отходе английские корабли атаковали самолеты "Люфтваффе". Пикировщики "Ю-87" повредили авианосец и эсминец "Нубиен"
27 мая 1941 г. Самолеты "Ю-87" повредили "Бархэм". "Куин Элизабет", единственный из тяжелых кораблей, повреждений не получил.
Лето-осень 1941 г. Служба в составе флота.
23-25 ноября 1941 г. Итальянцы проводят в Северную Африку несколько небольших конвоев. На перехват выходит Мальтийское ударное соединение "К". Затем, выполняя приказ премьер-министра У. Черчилля, в море выходят главные силы Средиземноморского флота, разделенные на два соединения: "А": линкоры "Куин Элизабет", "Бархэм" и "Вэлиант", 8 эсминцев. Соединение: "Б": 5 крейсеров и 4 эсминца.
6 декабря 1941 г. "Куин Элизабет" атакован подводной лодкой "U -79" (капитан-лейтенант Кауфманн).
Ночь с 13 на 14 декабря 1941 г. Итальянская подводная лодка "Шире" (капитан 2 ранга Боргезе) выпустила 3 человека-торпеды "Майеле". Им удалось заложить мины под линкорами "Куин Элизабет" и "Вэлиант" и норвежским танкером "Сегона". Взрыв прогремел под котельным отделением "В". На "Куин Элизабет" повреждено 11000 квадратных футов двойного дна, затоплены котельные отделения. Корабль стал на грунт. Повреждены были линкор "Вэлиант", танкер и находившийся у его борта эсминец "Джервис". Англичанам удалось скрыть от вражеской разведки факт повреждения кораблей.
Июль-декабрь 1943 г. Линкор в составе флота Метрополии. Прохождение курса боевой подготовки.
30 декабря 1943 г. Из Скапа-Флоу выходит 1-я бригада линкоров Восточного флота: "Куин Элизабет", "Вэлиант" и линейный крейсер "Ринаун". В районе Клайда рандеву с авианосцем "Илластриес". Соединение вышло в Индийский океан, по пути совершив заход на Мадагаскар.
Февраль-март 1944 г. Прохождение курса боевой подготовки.
21 марта 1944 г. Операция "Дипломат". Из Коломбо выходят корабли британского Восточного флота адмирала Соммервила. Линкоры "Куин Элизабет", "Вэлиант", линейный крейсер "Ринаун", авианосец "Илластриес", крейсера "Лондон", "Гамбия" (новозеландский) , "Цейлон" и "Кумберленд" и 11 эсминцев под английским, австралийским и голландским флагами.
Полдень 27 марта 1944 г. Рандеву с американским соединением TG 585 (авианосец "Саратога" и 3 эсминца). Место рандеву юго-западнее острова Кокос.
16 апреля 1944 г. Первый день операции "Кокпит", авианосного рейда на порт Сабанг, северо-восточное побережье острова Суматра. Британский Восточный флот вышел в море двумя соединениями в составе линкоров "Куин Элизабет", "Вэлиант" и др. кораблей.
6мая 1944г. Начало операции "Трансом" (авианосный рейд на Сурабаю, остров Ява). Британский Восточный флот выходит в море (линкоры "Куин Элизабет", "Вэлиант", "Ришелье" и др. корабли).
Июнь-июль 1944 г. Боевая подготовка.
25 июля 1944 г. С авианосцев "Илластриес" и "Викториес" стартовали 34 "Корсара", для атаки аэродромов в районе Сабанга. Флагманский линкор "Куин Элизабет" вел за собой "Вэлиант", "Ринаун" и "Ришелье". Был открыт огонь Главным калибром по вражескому порту. Расход боезапаса составил 294 381-мм, 134 203-мм, 324 152-мм, 500 127-мм, 123 102-мм снарядов. Голландский крейсер "Тромп" и 3 эсминца проникли в гавань.
27 июля 1944 г. Британский флот вернулся на базу. Август - сентябрь 1944 г. Служба в составе флота.
23 августа 1944г. Смена командования Восточным флотом, место адмирала Сомервиля занял победитель "Шарнхорста" адмирал Фрезер. Изменился и корабельный состав флота. В него вошли линкоры "Хоу", "Куин Элизабет", "Ришелье", линейный крейсер "Ринаун", авианосцы "Индомитебл", "Викториес", "Илластриес", 11 крейсеров и 36 эсминца.
Октябрь-ноябрь 1944 г. "Куин Элизабет" проходит ремонт на верфи в Дурбане.
22-23 ноября 1944г. Реорганизация британского Восточного флота. Он был разделен на два флота. Все новейшие корабли вошли в состав вновь сформированного Тихоокеанского флота. Командующим был назначен адмирал Фрезер. В состав британского Восточного флота вошли: линкор "Куин Элизабет", линейный крейсер "Ринаун", 5 эскортных авианосцев, 8 крейсеров, 24 эсминца. Еще один линкор Восточного флота "Ришелье" ремонтировался в Европе. Командование принял вице-адмирал Пауэр.
Декабрь 1944 г. Служба в составе флота.
7-6 января 1945 г. Операция "Мотодор". Англичане высаживают две бригады на остров Рамри. Артподготовку и поддержку десанта осуществляют линкоры "Куин Элизабет", крейсер "Феб", 2 эсминца и ряд малых кораблей. Воздушные операции проводили самолеты с эскортного авианосца "Эмир". Попытка 18 японских самолетов атаковать плацдарм была отбита.
Январь-апрель 1945 г. "Куин Элизабет" выполняет различные задания.
8 (по другим данным, 7) апреля 1945 г. Первый день операции "Санфиш", в море выходит соединение "TF -63", линкоры "Куин Элизабет", "Ришелье", тяжелые крейсера "Лондон" и "Кумберленд", эскортные авианосцы "Эмперор" и "Хедив", 4 эсминца.
27 апреля 1945 г. В рамках операции "Бишоп" корабли соединения "TF -63" (линкоры "Куин Элизабет", "Ришелье", эскортные авианосцы "Шах" и "Эмпресс", крейсера "Кумберленд", "Суффолк", "Цейлон" и "Тромп" и 5 эсминцев) обстреляли Порт Блейр.
10 мая 1945 г. Британские подводные лодки обнаружили японский тяжелый крейсер "Хагуро" и эсминец "Камикадзе". После получения этой информации сформировано соединение "TF -61" (линкоры "Куин Элизабет", "Ришелье" и др.).
75 моя 1945 г. Возвращение в базу.
Конец мая - начало июля 1945 г. Служба в составе флота.
12 июля 1945 г. В состав Восточного флота зачислен линкор "Родней". "Куин Элизабет" получает приказ о возвращении в Англию.
Август 1945 - март 1948 г. Используется в качестве плавказармы в Портсмуте, Розайте и Портленде.
"Уорспайт"
Конец марта - начало апреля 1915 г. Прохождение испытаний и курса боевой подготовки.
Апрель 1915 г. Прибыл в Скапа-Флоу и вошел в состав 5-й эскадры Гранд Флита.
31 мая 1916 г. Участвовал в Ютландском бою. Линкор израсходовал 259 снарядов, добился нескольких попаданий в немецкие линкоры и линейные крейсера. Сам получил 29 попаданий тяжелыми снарядами. Из них 15 280-мм и 305-мм. Потери экипажа 14 убитыми, 16 ранеными. Вечером получил приказ самостоятельно возвращаться на базу.
7 июня 1916 г. Во время возвращения на базу был атакован подводной лодкой "U -51". Две торпеды прошли мимо, корабль дал полный ход. Через 2 часа атакован подводной лодкой "U -66" которой с трудом удалось уйти от таранного удара.
Февраль 1918 г. Флагманский корабль 5-й эскадры линкоров.
Март - ноябрь 1918 г. Служба в составе флота.
1919 год - май 1921 г. "Уорспайт" в составе 2-й бригады линкоров Атлантического флота.
Апрель - май 1926 г. Подготовка и переход в Средиземное море.
Июль 1928 г. Посадка на мель в Эгейском море.
Август - декабрь 1928 г. Возвращение в Англию. Работы по устранению повреждений.
Январь 1929 г. Переход на Средиземное море.
Май 1930 г. Переведен в состав 2-й бригады линкоров Атлантического флота.
Март 1934г. Начало модернизации.
29 июня 1937 г. Официальное завершение работ. "Уорспайт" становится флагманом Средиземноморского флота.
Январь 1938 г. Прибытие в Средиземное море.
Конец октября 1939 г. На корабле получен приказ о переводе во флот Метрополии.
Ноябрь 1939г. Переход в Англию. Командование Королевского флота приняло решение использовать корабль в охранении конвоев из Галифакса.
Конец ноября 1939 г. Немецкие линейные корабли "Шарнхорст" и "Гнейзенау" вышли в море 23 ноября. Британское адмиралтейство направило линкор на патрулирование Датского пролива.
7 апреля 1940 г. Немецкая операция по оккупации Дании и Норвегии. Британский флот метрополии выходит в море, надеясь навязать бой немецкому флоту.
10 апреля 1940 г. "Уорспайт" и авианосец "Фьюриес" присоединяются к флоту Метрополии, который продолжает безрезультатный поиск у западного побережья Норвегии.
11 апреля 1940 г. Командующий флотом адмирал Форбс отпустил для пополнения запасов топлива все легкие крейсера и эсминцы. А сам возглавил линкоры "Родней", "Вэлиант", "Уорспайт", авианосец "Фьюриес", тяжелые крейсера "Йорк", "Бервик", "Девоншир" к Тронхейму. Самолеты-торпедоносцы с авианосца "Фьюриес" атаковали немецкие эсминцы в гавани, но безрезультатно. Главный объект атаки тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" ускользнул.
12 апреля 1940г. "Уорспайт" становится флагманом миноносного соединения. Они должны были уничтожить немецкие эсминцы в порту Нарвика и подготовить плацдарм для союзного десанта.
13 апреля 1940г. Второй бой у Нарвика. "Уорспайт" и эсминцы сопровождения уничтожают восемь немецких эсминцев. Линейный корабль уничтожает эсминцы "Эрих Келлнер" и "Эрих Гизе". Катапультированный самолет "Свордфиш" уничтожил немецкую подводную лодку "U -64" (капитан-лейтенант Шульц).
13 апреля -19 апреля 1940 г. "Уорспайт" поддерживает огнем союзные войска у Нарвика. Отряд морских пехотинцев корабля принимает участие в бою на суше.
14 апреля 1940 г. Линкор атакован подводной лодкой "U -47" (капитан-лейтенант Прин). Атака была безрезультатной, не сработали взрыватели немецких торпед.
24 апреля 1940 г. Соединение адмирала флота лорда Корка, в составе "Уорспайта", крейсера "Эффингем" (флагман) "Аурора", "Энтерпрайз" и 1 эсминца обстреливали немецкие войска на побережье.
Конец апреля - начало мая 1940 г. В Адмиралтействе приняли решение о возвращении "Уорспайт" на Средиземное море.
Вторая половина мая - начало июня 1940г. Служба в составе Средиземноморского флота.
11 июля 1940 г. Корабли Средиземноморского флота адмирала Каннингхема выходят в море. Это были линкоры "Уорспайт" (флагман), "Малайя", авианосец "Игл", 7-я бригада крейсеров ("Орион", "Нептун", "Сидней", "Ливерпуль", "Глостер", 1 старых легких крейсера "Каледон", "Калипсо", 8 эсминцев). Цель выхода - поиск на вражеских коммуникациях у ливийского побережья.
9 июля 1940 г. Бой у Калабрии (Пунто Стило). В первые же минуты этого боя "Уорспайт" добился попадания в линкор "Джулио Чезаре".
21 июля - 30 июля 1940 г. Главные силы Средиземноморского флота линкоры "Уорспайт", "Роял Соверен" и "Малайя" прикрывали конвойную операцию в Эгейском море.
16 августа 1940 г. В море выходят корабли Средиземноморского флота: линкоры "Уорспайт", "Малайя", "Раммилиес", тяжелый крейсер "Кент" и 12 эсминцев.
29 августа - 6 сентября 1940 г. "Уорспайт" принимал участие в операции по проводке пополнений для Средиземноморского флота и проводке конвоя на Мальту. В операции принимало участие также соединение "Н".
28 сентября - 3 октября 1940 г. Операция "МВ-5". Средиземноморский флот (линкоры "Уорспайт" и "Вэлиант", авианосец "Илластриес", крейсера "Йорк", "Орион", "Сидней", 11 эсминцев) выходит в море. Цель - прикрытие крейсеров "Ливерпуль" и "Глостер" с войсками, которые перевозились из Александрии на Мальту.
8-14 октября 1940 г. Британская операция "МВ-6", проводка конвоя на Мальту. Дальнее прикрытие осуществлял Средиземноморский флот (линкоры "Уорспайт", "Вэлиант", "Малайя", "Раммилиес", авианосцы "Игл", "Илластриес", крейсера "Йорк", "Глостер", "Ливерпуль", "Аякс", "Орион", "Сидней" и 16 эсминцев). Конвой благополучно дошел до Мальты.
25 ноября 1940г. В море выходят корабли Средиземноморского флота: линкоры "Уорспайт", "Вэлиант", крейсера "Аякс", "Орион", "Сидней" и эсминцы. Они прикрывают крейсера с войсками, идущие в Гибралтар.
Конец ноября - середина декабря 1940 г. Служба в составе флота.
20-22 декабря 1940 г. "Уорспайт" (флагман адмирала Кэнингхема), самостоятельно пошел на Мальту, где и находился до 22 декабря.
3 января 1941 г. Линкоры "Уорспайт", "Вэлиант", "Бархэм" и 7 эсминцев поддержали огнем войска, наступавшие на Бардию.
6января 1941 г. В море находится Мальтийский, Пирейский конвои и крейсера с войсками для Мальты. Из Александрии для их прикрытия выходят корабли соединения "А" (линкоры "Уорспайт" и "Вэлиант", авианосец "Илластриес" и 8 эсминцев).
10 января 1941 г. Эсминец охранения "Галлант" подорвался на мине, отбуксирован на Мальту. Впервые над Средиземным морем появилась немецкая авиация. Пикировщики "Ю-87" серьезно повредили авианосец. Одна из бомб попала в носовую часть линкора "Уорспайт", повреждения были незначительны.
Февраль - март 1941 г. Служба в составе флота.
27 марта 1941 г. Британская радиоразведка прочитала несколько итальянских и немецких радиограмм, в которых говорилось об операции итальянского флота в районе Крита. В море вышел британский Средиземноморский флот. Вскоре английская авиаразведка обнаружила вражеские корабли.
28 марта 1941 г. Бой у Матапана. С утра неравный бой между британскими крейсерами и частью сил, в том числе и линкором итальянского флота. Весь день итальянские корабли атаковались палубной и береговой авиацией англичан. Повреждены были "Витторио Венето" и крейсер "Пола". Незадолго до полуночи британские линкоры обнаружили итальянские корабли. "Уорспайт" дал два бортовых залпа по "Фиуме" и два по "Зара". Всего в этом бою итальянцы потеряли 3 тяжелых крейсера и два эсминца.
18 апреля 1941 г. Адмирал Каннингхем выводит в море линкоры "Уорспайт", "Бархэм", "Вэлиант", авианосец "Формидейбл", крейсера "Калькутта" и "Фед". Задачей стало сопровождение транспорта "Бреконшир" с грузом для Мальты.
Ночь с 20 на 21 апреля 1941 г. Обстрел Триполи. Разрушены баки с нефтью, повреждены 6 транспортов и эсминец.
Конец апреля - начало мая 1941 г. Служба в составе флота.
6-12 мая 1941 г. В рамках операций "Тайгер" в море выходит Средиземноморский флот: "Уорспайт", "Бархэм", "Вэлиант", крейсера 7-й бригады, крейсер-минзаг "Эбдиел", 19 эсминцев.
Середина мая 1941 г. Подготовка к отражению десанта на Крит.
20 мая 1941 г. Высадка воздушного десанта на остров Крит. Линкоры "Уорспайт", "Вэлиант", крейсер "Аякс", 8 эсминцев, сменило соединение "А".
22мая 1941 г. Налеты "Люфтваффе". "Уорспайт" получил попадание бомбой, сброшенной с "Me -109". Повреждения были серьезными. Уничтожены 152- и 102-мм орудия правого борта. Потери экипажа: 43 убитых, 69 раненых.
Ночь с 23 на 24 июня 1941 г. Рейд немецкой авиации на Александрию. Около борта "Уорспайт" взорвалась бомба, появилась течь.
25 июня -11 августа 1941 г. Переход на ремонт в США, через Тихий океан с посещением Гонолулу.
Январь -март 1942 г. "Уорспайт" зачислен в состав Восточного флота. Переход к новому месту базирования на Цейлоне, с посещением Австралии.
27марта 1942 г. Новым командующим британским Восточным флотом назначен адмирал Соммервил, он поднял свой флаг на "Уорспайте".
Апрель - конец июля 1942 г. "Уорспайт" охраняет конвои в Индийском океане.
1-10 августа 1942 г. Соединение "А" (британского Восточного флота): линкор "Уорспайт", авианосцы "Формидебл" и "Илластриес", 4 бригада крейсеров и эсминцы, - изображает подготовку лжедесанта на Андаманские острова. Цель - отвлечь японцев от американской высадки на Соломоновых островах.
Август-сентябрь 1942 г. Служба в составе флота.
4-18 февраля 1943 г. Сопровождение океанского конвоя "Памфлет". Перевозка 30000 человек, 9 австралийских дивизий из Северной Африки на родину.
Конец февраля - начало марта 1943 г. Служба в составе флота.
Март - начало мая 1943 г. Возвращение в Англию.
17-23 июня 1943 г. Английское соединение "Н": линкоры "Уорспайт", "Нельсон", "Родней", "Вэлиант", авианосец "Индомитебл", 14 английских, 2 французских, 1 польский и 1 греческий эсминец совершают переход из Скапа-Флоу в Гибралтар, потом в Оран.
24 июня - 5 июля 1943 г. "Уорспайт" стоит в Оране, а потом переходит в Александрию. Вместе с ним совершают межбазовый переход "Вэлиант", "Формидейбл", крейсера "Аврора", "Пенелопа" и 6 эсминцев.
7 июля 1943 г. "Уорспайт" с этими же кораблями выходит в море, для прикрытия конвоев с войсками. Фактически началась высадка в Сицилии.
Июль - август 1943 г. Служба в составе флота.
2 сентября 1943 г. В рамках операции "Бейтаун" (английская высадка в Калабрии), "Уорспайт" принимал участие в артиллерийской подготовке.
8 сентября 1943 г. Италия заключила перемирие с союзниками. Королевский итальянский флот пошел на Мальту. На переходе немецкая авиация потопила флагманский линейный корабль "Рома".
8 сентября 1943 г. Завершена подготовка к операции "Эвеланш" и высадке в заливе Салерно, "Уорспайт" находится в составе соединения "Н": линкоры "Нельсон", "Родней", "Вэлиант", авианосцы "Илластриес" и "Формидейбл".
Ночь с 8 на 9 сентября 1943 г. Немецкие самолеты-торпедоносцы атаковали вражеское соединение: торпеды прошли рядом с "Уорспайтом" и "Формидеблом.
10 сентября 1943 г. Для встречи итальянского флота было сформировано специальное соединение английского флота в составе линкоров "Уорспайт" и "Вэлиант".
14 сентября 1943 г. "Уорспайт" готовится к переходу в Англию. Но вскоре последовала отмена, линкор перешел к Салерно. Три немецкие дивизии начали контратаку и высадившиеся союзные войска оказались на грани гибели.
16 сентября 1943 г. "Уорспайт" продолжает поддерживать десант. Немецкая авиация атаковала линкоры. Во время налета применялись радиоуправляемые бомбы "FX -1400". Именно ими был потоплен итальянский линейный корабль "Рома". Одна бомба попала в "Уорспайт", вторая разорвалась у борта. Первая попала около трубы, прошла через весь корабль и разорвалась под ним. Размер пробоины составил от 20 до 14 футов. Затоплены были все котельные отделения. Вторая бомба взорвалась у борта, на уровне 5-го котельного отделения, которое было затоплено. Из-за повреждений вышла из строя башня "X ". Корабль получил крен в 5°, в корпус поступило 5000 тонн воды. Корабль лег в дрейф.
Ноябрь 1943 год. Буксировка в Гибралтар.
Март 1944 г. Переход в Англию.
Март - апрель 1944 г. Ремонт в Розайте. Не стали восстанавливать котельное отделение № 5 и башню "X ".
Май 1944 г. Прохождение курса боевой подготовки.
6 июня 1944г. Операция "Оверлорд": высадка западных союзников во Франции. "Уорспайт" вошел в состав соединения "D ", которое должно было оказывать артиллерийскую поддержку на участке высадки "Сворд". Корабельная артиллерия сделала очень много для обеспечения успеха высадки.
Ночь с 6 на 7 июня 1944 г. Немецкая 5-я флотилия миноносцев атаковала корабли соединения "D ". Торпеды прошли между "Уорспайтом" и "Рэмилиесом" и рядом со штабным кораблем "Ларгс", одна из торпед поразила норвежский эсминец "Свеннер", который вскоре затонул.
13 июня 1944 г. Линкор подорвался на мине и получил серьезные повреждение корпуса, механизмов и оборудования, гребной вал левого борта вышел из строя.
Июнь-август 1944г. Ремонте Розайте. Объем работ ограничен, были проведены те работы, которые позволили использовать "Уорспайт" только для обстрела побережья. Не были отремонтированы башня "X ". 1 котельное отделение, 1 вал. Скорость линкора была ограничена 15,2 узлами.
Сентябрь - ноябрь 1944 г. Служба в составе флота.
Апрель 1947г. Начата буксировка корабля из Портсмута к месту разборки.
"Бархэм"
С конца октября 1915 г. Флагман 5-й эскадры линкоров Гранд Флита.
Октябрь-ноябрь 1915 г. Рутинная служба.
31 мая -1 июня 1916 г. Флагманский корабль контрадмирала Эван-Томаса. Принимал участие в Ютландском бою. Израсходовал 337 381 -мм снарядов. В корабль попало 6 вражеских снарядов. Потери экипажа 26 убитых, 37 раненых.
Февраль -март 1917г. Модернизация в Крамари.
Февраль - ноябрь 1918 г. Служба в составе флота.
Апрель 1919г - октябрь 1924 г. "Бархэм" в составе 1-й эскадры линкоров Атлантического флота. Часто был флагманским кораблем этого соединения.
Конец октября 1924 г. Переход в Средиземное море.
Октябрь 1929 г. Завершение службы в Средиземноморском флоте. Переход в Англию.
Декабрь 1939 г. Переведен во флот Метрополии, зачислен в состав 2-й эскадры линкоров.
12 декабря 1939 г. Столкновение с эсминцем охранения "Дашесс". Эсминец затонул, это произошло в 9 милях от Малл оф Кента (точка с координатами: 55°22"N , 06°03"W ).
28 декабря 1939г. "Бархэм" торпедирован немецкой подводной лодкой "U -30" (капитан-лейтенант Лемп). Это произошло севернее Гебридских островов. Торпеда попала в левый борт между погребами боезапаса башен "А" и "В". В этом районе была разрушена система противоминной защиты. Появился дифферент на нос. 4 убитых, 2 раненых.
Январь - май 1940 г. Ремонт в Ливерпуле.
Июнь - август 1940 г. Корабль не принимает участия в боевых действиях.
31 августа 1940г. Подготовка к операции "Менейс" (высадка в Дакаре у реки Клайд). Охранение конвоя состояло из линкора "Бархэм", крейсеров "Девоншир", "Фиджи" и 5 эсминцев).
Середина октября 1940 г. Завершение подготовки к высадке в Дакаре.
23 сентября 1940г. Первый день операции "Менее". У порта появились линкоры "Бархэм" и "Резолюшн", авианосец "Арк Роял", тяжелые крейсера "Девоншир", "Кумберленд", "Австралие", легкий крейсер "Дэли", 10 эсминцев, транспорты с десантом. Им противостояли линкор "Ришелье", крейсера "Монткальм", "Жорж Лейг", 3 лидера, 1 эсминец, 6 шлюпов, 5 вспомогательных крейсеров, 3 подводные лодки.
23-24 сентября 1940 г. "Бархэм" обстреливал французские береговые батареи и торговые корабли в порту. Получил попадание 240-мм и 155-мм снарядами с береговых батарей. Повреждения оказались незначительными.
25 сентября 1940 г. Британские линкоры сражались с линкором "Ришелье". В "Бархэм" попал снаряд главного калибра с французского линкора (по другим данным, снаряд взорвался у борта).
Конец сентября - октябрь 1940 г. Служба в составе флота.
31 октября - 1 ноября 1940 г. Линкор "Бархэм", линейный крейсер "Ринаун" и 6 эсминцев проводят поиск "вишистких" судов у западного побережья Марокко.
Начало ноября 1940 г. В Адмиралтействе принято решение о переводе "Бархэма" в Средиземноморский флот.
7ноября 1940г. Операция "Коат". "Бархэм" в составе соединения "F " с крейсерами "Бервик" и "Глазго", 4 эсминцами выходит в море. Их прикрывает соединение "Н".
9 ноября 1940 г. Британские корабли были атакованы итальянской авиацией. Несколько бомб разорвалось рядом с "Бархэмом".
Конец ноября - начало декабря 1940 г. Служба в составе флота.
9-17 декабря 1940 г. "Бархэм" вместе с "Малайей", 1 крейсером, 7 эсминцами вошел в состав соединения "С" для обстрела итальянских позиций.
Конец декабря 1940 г. Служба в составе флота.
Конец января - март 1941 г. Линкор выполняет различные задачи.
26-29марта 1941 г. "Бархэм" в составе флота выходит в море. Англичанам удалось навязать итальянцам бой, вошедший в историю как бой у Матапана. "Бархэм" стрелял по крейсеру "Зара"и повредил эсминец "Альфери". Произвел 6 залпов из 381-мм и 7 залпов из 152-мм орудий.
Апрель 1941 г. Приказ премьер-министра Великобритании У. Черчилля о затоплении линкора на фарватере в Триполи. Командующий Средиземноморским флотом адмирал А. Канингхем сопротивлялся этому, доказывая неразумность этого решения. Ему удалось добиться решения об отмене этого приказа.
18 апреля 1941 г. Линейные силы Средиземноморского флота, в том числе и "Бархэм", обстреливали Триполи.
Конец апреля-начала мая 1941 г. Служба в составе флота.
Середина мая 1941 г. Развертывание британского флота для отражения десанта на Крит.
25мая 1941 г. "Бархэм" в составе эскадры контр-адмирала Придхем Уиппела выходит в море. Основа эскадры авианосец "Формидейбл".
27мая 1941 г. Самолет "Ю-86" повредил "Бархэм". В линкор попало несколько бомб. Попадание в башню "Y ", затоплены два отсека противоминной защиты. Вспыхнули пожары, которые очень быстро распространились по кораблю. Борьба с пожарами продолжалась два часа. Потери экипажа: 7 убитых, 6 раненых.
Июнь - июль 1941 г. Ремонт в Александрии, а затем в Дурбане.
Август - ноябрь 1941 г. Служба в составе флота.
Ноябрь 1941 г. Премьер-министр У. Черчилль приказал командующему Средиземноморским флотом вывести в море главные силы, для поддержки действия Мальтийского ударного соединения.
25 ноября 1941 г. Немецкая подводная лодка "U -331" (лейтенант фон Тисенхаузен) выпустила 4 торпеды в английские корабли. 3 из них попали в "Бархэм". Взрывы прогремели между трубой и башней "Y ". Вся внутрикорабельная связь вышла из строя. Корабль начал крениться. Через четыре минуты раздался сильный взрыв, причина которого неизвестна. Как редчайший случай в истории, вся агония корабля была снята на кинопленку. Потери экипажа составили 861 человек, в том числе командир капитан 1 ранга Кук. Были спасены командир 1-й бригады линкоров вице-адмирал Придхем Уиппел и 449 человек. Их подобрали эсминцы. "Бархэм" погиб у ливийского побережья в точке с координатами 32°34"N , 26°24"Е. "U -331" после атаки выскочила на поверхность, и ее едва не протаранил британский линкор, затем погрузилась и прошла предельную глубину, но ей повезло, она уцелела и вернулась на базу.
"Вэлиант"
Вторая половина февраля 1916 г. Прохождение испытаний и курса боевой подготовки.
3 марта 1916 г. "Вэлиант" прибыл в Скапа-Флоу и вошел в состав 5-й эскадры линкоров Гранд Флита.
Март - май 1916 г. Служба в составе флота
31 мая - 1 июня 1916 г. Линкор принимает участие в Ютландском бою. Расход боезапаса 288 снарядов главного калибра и 1 торпеда. Попаданий вражеских снарядов не имел.
Июнь - август 19]6 г. Служба в составе флота.
Сентябрь 1916 г. - ноябрь 1918 г. Служба в составе флота.
Ноябрь 1918 - начало 1919г. Служба в составе флота.
1919 год - ноябрь 1924 г. Корабль проходит службу в составе 1 -и бригады линкоров Атлантического флота.
Март 1932 г. В составе флота Метрополии.
30 ноября 1939 г. Линкор входит в состав флота. Декабрь 1939 г. "Вэлиант" отправляется в Вест Индию, для прохождения курса боевой подготовки.
Вторая половина октября 1939 г- начало января 1940г. Переход в Англию для охранения конвоев из Галифакса.
Январь - апрель 1940 г. Линкор охраняет трансатлантические конвои.
11 апреля 1940 г. Для атаки Тронхейма было сформировано соединение, в которое вошел и "Вэлиант" (см. "Уорспайт").
Середина апреля - май 1940 г. Служба в норвежских водах.
Начало июня 1940 г. После крушения Союзного фронта во Франции - начало эвакуации войск из Норвегии. "Вэлиант" прикрывал конвои с войсками.
Июнь 1940г. После того, как Франция подписала перемирие с державами Оси, положение англичан в Западном Средиземноморье резко ухудшилось. Было решено сформировать новое соединение с базой в Гибралтаре, оно получило обозначение соединение "Н". "Вэлиант" был зачислен в его состав.
23 июня 1940г. "Вэлиант", "Ризолюшн", крейсер "Энтерпрайз", 3 эсминца прибыли в Гибралтар. Там уже находился линейный крейсер "Худ", авианосец "Арк Роял" и 4 эсминца.
28 июня 1940 г. На Гибралтарский рейд прибыл крейсер "Аретуза" под флагом вице-адмирала Соммервила. Формирование соединения закончилось.
Конец июня - начало июля 1940 г. Выход на перехват линкора "Ришелье".
3 июля 1940г. Операция "Катапульта". Соединение "Н" (линейный крейсер "Худ", линкоры "Вэлиант" и "Резолюшн", авианосец "Арк Роял", крейсера "Аретуза" и "Энтерпрайз", 11 эсминцев, встретилось с французской эскадрой (3 линкора, 1 гидроавиатранспорт, 7 лидеров). После того, как переговоры зашли в тупик, англичане открыли огонь. Французский линкор "Бретань" взорвался, линкоры "Дюнкерк" и "Прованс" были тяжело повреждены, у лидера "Магадор" оторвана корма. Из порта удалось уйти линкору "Страсбург" и остальным лидерам. Французский флот потерял 1147 человек. Эта операция имела важное политическое значение, она показала, что Англия будет продолжать войну, даже в одиночестве. Вечером соединение вернулось на базу.
31 июля 1940 г. Первый день операции "Харри". В море выходит соединение "Н" в составе: линейный крейсер "Худ", линкор "Вэлиант", авианосцы "Арк Роял" и "Аргус", крейсера "Аретуза", "Дели" и "Энтерпрайз", 11 эсминцев.
2 августа 1940 г. 12 самолетов "Свордфиш" с "Арк Рояля" бомбили порт Кальяри на острове Сардинии.
4 августа 1940г. Британские корабли прибыли в Гибралтар. В этот же день корабли соединения "Н" начали возвращаться в Англию.
10августа 1940г. "Вэлиант" и "Аргус", охраняемые 8-й флотилией эсминцев, прибыли в Ливерпуль.
20-29 августа 1940 г. Линкор "Вэлиант", авианосец "Илластриес", крейсера ПВО "Калькутта" и "Ковентри" возвращаются в Гибралтар.
29 августа 1940 г. Вышеупомянутые корабли в рамках операции "Хэтс" начинают переход через все Средиземное море. Во время этой операции они получили наименование соединения "F ".
2 сентября 1940 г. Прибытие на Мальту. Соединение "F " расформировано. "Вэлиант" вошел в состав соединения "I " ("Уорспайт", "Илластриес", "Калькутта" и 7 эсминцев).
6 сентября 1940 г. Прибытие в Александрию. ""Вэлиант" зачислен в состав Средиземноморского флота.
15 сентября 1940 г. "Вэлиант", авианосец "Илластриес", крейсер "Кент", 9 эсминцев выходят в море.
Ночь с 16 на 17 сентября 1940 г. Самолеты с авианосца атаковали порт Бенгази. Во время налета были использованы торпеды и мины. От торпед погибли итальянский эсминец "Бореа" и два транспорта, на минах подорвался эсминец "Аквилоне".
17-19 сентября 1940 г. Возвращение на базу. На переходе линкор и авианосец были атакованы итальянской подводной лодкой "Коралло".
28 сентября - 30 октября 1940 г. Операция "МВ-5". Крейсера с войсками идут на Мальту. Их прикрывают Главные силы Средиземноморского флота, в том числе и "Вэлиант".
8-14 октября 1940 г. Линкор в составе Главных сил Средиземноморского флота прикрывает мальтийский конвой (операция "МВ-6").
24-29ноября 1940г. "Вэлиант" ВЫХОДИТЕ море, прикрывая переход кораблей из Александрии в Гибралтар.
3-8января 1941 г. "Вэлиант" обстреливает итальянские позиции у Бардии, поддерживая наступающие части британской армии.
7-13января 1941 г. Линкор участвует в операции "Эксесс", проводка нескольких конвоев. Впервые над Средиземным морем появилась немецкая авиация.
27-29 марта 1941 г. Линейный корабль участвовал в бою у мыса Матапан. Вел огонь по тяжелому крейсеру "Зара".
18-20 апреля 1941 г. "Вэлиант" в составе флота прикрывает транспорт "Брекнимр", идущий на Мальту.
21 (по другим данным, 22) апреля 1941 г. "Вэлиант" подорвался на мине, повреждения оказались незначительны.
13-21 мая 1941 г. Служба в составе флота. Развертывание британского флота для срыва немецкого десанта на Кипр.
22 мая 1941 г. "Вэлиант" в составе соединения "А-1". Весь день немецкая авиация атаковала английские корабли. Линкор получил попадания двумя бомбами, которые взорвались в кормовой части, повреждения оказались незначительными.
Конец мая- июль 1941 г. Ремонт в Александрии.
Июль - ноябрь 1941 г. Служба в составе флота.
18-19 декабря 1941 г. Стоянка в Александрии. В гавань проникли итальянские диверсанты, им удалось заложить мину под линкор. Повреждения были тяжелыми. Пробоина от 60 до 30 футов, в противоминной защите у башни "А", затоплены носовые погреба боезапаса.
Декабрь 1941 г. - май 1942 г. Ремонт в Александрии.
Май - июль 1942 г. Ремонт в Дурбане.
Август 1942 г - январь 1943 г. "Вэлиант" перешел в подчинение командованию в южной Атлантике. Большую часть этого времени он простоял во Фритауне.
Февраль - середина мая 1943 г. Ремонт в Англии.
Май - половина июня 1943 г. Линкор проходит курс боевой подготовки.
Середина июня - июль 1943 г. Переход в Средиземное море. Линкор в составе соединения "Н" выполняет несколько межбазовых переходов совместно с "Уорспайтом".
Июль 1943 г. "Вэлиант" в составе соединения патрулирует в Ионическом море.
Август 1943 г. Служба в составе флота.
2 сентября 1943 г. Линкор принимает участие в операции "Бейтаун" (высадка в Калабрии). Его орудия поддерживают наступление британских войск.
16 сентября 1943 ?. Поддержка артиллерийским огнем высадки десанта на итальянском побережье.
Октябрь 1943 г. Возвращение в Англию. Начало ремонта.
Декабрь 1943 г. Прохождение курса боевой подготовки.
30 декабря 1943 г - 30 января 1944 г. Переход к новому месту службы. Корабль зачислен в состав 1-й эскадры линкоров Восточного флота.
Февраль - март 1944 г. Служба в составе флота на театре.
3-15 апреля 1944 г. Служба в составе флота. 16-24 апреля 1944 г. Участие в операции "Кокпит" (авианосный рейд на Сабанг).
25 апреля - 5 мая 1944 г. Служба в составе флота. 6-27мая 1944 г. Участие в авианосном рейде на Сурабаи.
8 августа 1944 г. При постановке "Вэлианта" в плавдок в Тринкомали произошла авария. Док затонул. Во время чрезвычайного происшествия тяжелые повреждения получил и линкор.
Август - начало октября 1944 г. Ремонт на месте.
Октябрь 1944 г. Возвращение в Англию. Первоначально планировали, что "Вэлиант" проследует через Средиземное море.
Конец октября - декабрь 1944 г. Ремонт в Суэце.
Декабрь 1944 г - январь 1945 г. Возвращение в Англию вокруг Африки (линкор обогнул мыс Доброй Надежды).
Вторая половина 1945 г. После окончания войны продолжать работы на устаревшем линкоре не имело смысла. Было принято решение использовать "Вэлиант" в качестве плавказармы при учебном отряде кочегаров.
1950 год. Разделка на металл.
"Малайя"
20 октября 1913 г. Заложен на верфи "Армстронг" в Ньюкасле. (Деньги на строительство были выделены доминионом "Малайя").
Конец февраля 1916 г. Прибытие в Скапа-Флоу, вошел в состав 5-й эскадры линкоров Гранд Флита.
Март - май 1916 г. Служба в составе флота.
31 мая - 1 июня 1916 г. Участие в Ютландском сражении. Получил самые тяжелые повреждения из всех линкоров Гранд Флита. Расход 381-мм снарядов - 215. В корабль попало 8 крупнокалиберных немецких снарядов, затоплено ряд отсеков. На линкоре вспыхнули пожары. Потери экипажа: 63 убитыми, 33 ранеными.
22 ноября 1918 г. Столкновение с эсминцем "Пени". Конец ноября 1918 г - апрель 1919 г. Служба в составе флота.
Апрель 1919 г. Посещение Шербура, празднование победы над Германией.
Май 1919 г -1920 год. Служба в составе флота.
Середина 1920г. На "Малайе" в Германию прибыла Союзная комиссия по разоружению.
1921 год. Линкор уходит в большое плавание. Посетил Индию и одноименный доминион.
1921-1922 год. После возвращения из похода линкор зачислен в Атлантический флот.
Ноябрь 1922 г. Визит в Стамбул из-за политического кризиса в Турции.
Март 1929 г - 1930 год. Служба в Средиземноморском флоте.
1930-1934 годы. Служба в Атлантическом флоте и флоте Метрополии.
1934-1936 годы. Ремонт и модернизация.
1936-1939 годы. Служба в составе Средиземноморского флота.
6 октября 1939 г. На "Малайю" пришел приказ следовать в Индийский океан, через Суэцкий канал, и охранять судоходство от немецких рейдеров.
Октябрь - декабрь 1939 г. Патрулирование вместе с линкором "Рэмиллес" и авианосцем "Глориес" в Индийском океане.
Май 1940г. Возвращение в состав Средиземноморского флота. Некоторое время "Малайя" был его флагманом.
11-14 июня 1940 г. Первый боевой поход британского Средиземноморского флота. Цель - уничтожение итальянских торговых судов между Северной Африкой и Италией.
6-10 июля 1940 г. "Малайя" вместе с остальными кораблями британского Средиземноморского флота выходит в море. Английские корабли прикрывают мальтийский конвой. В это же время Главные силы итальянского флота осуществляют дальнее прикрытие конвоя в Северную Африку. Произошел бой, получивший название боя у Пунто-Стило Калабрии. "Малайя" принял активное участие в этом бою.
21-30 июля 1940 г. Проводка британских конвоев в порты Эгейского моря из Александрии и Порт-Саида. "Малайя" и остальные тяжелые боевые корабли Средиземноморского флота прикрывают конвой и патрулируют южнее и юго-западнее Крита.
16-18 августа 1940 г. "Малайя" вошел в состав соединения для обстрела итальянских портов Бардик и Форт Капуццо. Операция прошла успешно.
29августа - 6 сентября 1940г. "Малайя" принимает участие в операции по проводке мальтийского конвоя.
8-14 октября 1940 г. Проводка конвоя на Мальту. "Малайя" находится в составе Главных сил флота, осуществляющих дальнее прикрытие конвоя. Торговые суда благополучно прибыли на Мальту.
25-25 октября 1940 г. Из Александрии в греческие порты следует британский конвой. Для его прикрытия из состава Средиземноморского флота была выделена 2-я бригада (линкоры "Малайя", "Рэмилиес", авианосец "Игл").
29 октября - 4 ноября 1940 г. Служба в составе флота. 4-14 ноября 1940 г. Сложная операция английского флота. В море находилось несколько конвоев. Главные силы британского флота, в том числе и "Малайя", прикрывали их.
24-29 ноября 1940 г. Операция "Collar ". "Малайя" выходит в море в составе соединения "С", прикрывая переход кораблей соединения "Р" из Александрии в Гибралтар.
15-20 декабря 1940 г. "Малайя" и 3 эсминца находились в непосредственном охранении мальтийского конвоя "MW -2".
21 декабря 1940 г. "Малайя", три эсминца и два пустых транспорта прошли на запад Сицилийским проливом.
6 января 1941 г. В море выходит соединение "Н" в следующем составе: линкор "Малайя", линейный крейсер "Ринаун", авианосец "Арк Роял", крейсер "Шеффилд", 6 эсминцев. Цель выхода - прикрытие мальтийского конвоя.
31 января 1941 г. Соединение "Н" выходит в море, в том же составе, что и 6 января, но число эсминцев увеличили до 10.
8 февраля 1941 г. Итальянская авиаразведка обнаружила британские корабли. На перехват выходит итальянский флот (3 линкора, 3 тяжелых крейсера, 10 эсминцев).
9 февраля 1941 г. "Малайя", "Ринаун" и "Шеффилд" обстреляли Геную. Расход боеприпасов 273 381 -мм, 782 152-мми400 114-мм снарядов.
Середина февраля 1941 г. В Атлантике усилилась активность немецких тяжелых боевых кораблей. Линкор "Малайя" приступил к охранению океанских конвоев.
Середина февраля - начало марта 1941 г. В охранении конвоев.
7марта 1941 г. Линкор находился в охранении конвоя "SL -67". Кроме "Малайя", эскорт состоял из 2 эсминцев и корвета. Конвой был обнаружен немецкими линкорами "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Командующий немецкой эскадрой адмирал Лютьенс отказался от атаки, обнаружив "Малайю". Ушел в сторону и начал наводить на конвой подводные лодки, надеясь, что они атакуют линкор.
7-9 марта 1941 г. Конвой был атакован подводными лодками "U -105" и "U -124". Они потопили 5 транспортов. "Малайя" не пострадала.
20 марта 1941 г. "Малайя" находится в охранении конвоя "SL -68". В 250 милях к NWN от острова Кап Верде был торпедирован немецкой подводной лодкой "U -106" (капитан-лейтенант Оестен).
Конец марта 1941 г. Переход на Тринидад. После прибытия ремонт повреждений.
Апрель 1941 г. Переход в США.
Апрель -май 1941 г. Ремонт на военно-морской верфи в Нью-Йорке.
Июль - октябрь 1941 г. Служба в составе флота. "Малайя" не принимает участие в военных действиях.
Начало октября 1941 г. Линкор вернулся в состав соединения "Н".
10 ноября 1941 г. Соединение "Н" выходит в море для выполнения операции по доставке истребителей на Мальту. В операции были задействованы линкор "Малайя" и авианосцы "Аргус" и "Арк Роял".
12 ноября 1941 г. Немецкая подводная лодка "U -81" (капитан-лейтенант Гуггенбергер) добилась попадания 1 торпедой в "Арк Роял", который затонул на следующий день.
27 февраля 1942 г. Очередная операция соединения "Н" по доставке самолетов на Мальту. В море вышли линкор "Малайя", авианосцы "Аргус и "Игл", 1 крейсер и 9 эсминцев.
28 февраля 1942 г. Британские корабли вернулись в Гибралтар, не выполнив задачу из-за сильного шторма.
6марта 1942 г. Еще одна операция соединения "Н" по доставке истребителей "Спитфайр" на Мальту. В ней принимали участие линкор "Малайя", авианосцы "Аргус" и "Игл", 1 крейсер и 9 эсминцев.
Апрель 1942 г. Переход вокруг Африки в охранении конвоя с войсками 5-й пехотной дивизии, предназначенной для захвата французского острова Мадагаскар, после чего "Малайя" должен был войти в состав Восточного флота. Но командующий этим соединением отказался от линкора, мотивируя это малой дальностью плавания, а также неудовлетворительным состоянием его энергетической установки.
Конец апреля - июнь 1942 г. "Малайя" в распоряжении командования Северной Атлантики. В боевых действия не участвует.
Начало июня 1942 г. Линкор зачислен в состав соединения "Н".
12-16 июня 1942 г. Находится в составе сил прикрытия конвоя "Гарпун", так называемое соединение "X " (кроме линкора, в него вошли авианосцы "Аргус" и "Игл", 3 крейсера и 9 эсминцев).
Июль - август 1942 г. Корабль охраняет конвои с войсками между Кейптауном и Фритауном.
Сентябрь - октябрь 1942 г. Служба в составе флота.
Октябрь - ноябрь 1942 г. Ремонт и модернизация.
Начало ноября 1942 г. Зачислен в состав 2-й бригады линкоров флота Метрополии.
Ноябрь 1942 г - февраль 1943 г. Служба в составе флота. Линкор не принимает участие в боевых действиях.
Март - июль 1943 г. Служба в составе флота. "Малайя" не участвует в боевых действиях. Командование британского флота принимает решение о выводе корабля в резерв. Это было вызвано нехваткой личного состава и тем, что линкор не был модернизирован.
8 июля 1943 г. Демонстративный выход в море флота Метрополии для отвлечения внимания немецкого командования от Сицилии. В море вышли линкоры "Энсон", "Дьюк оф Йорк", "Малайя", авианосец "Фьюриес", 2 бригады крейсеров, 3 флотилии эсминцев, а также американское соединение из линкоров "Алабама" и "Саут Дакота", 2 тяжелых крейсеров и 5 эсминцев. Операция была неудачной - немецкая авиаразведка не обнаружила союзные корабли.
Июль - декабрь 1943 г. Служба в составе флота.
Март - май 1944 г. Корабль поставлен в ремонт.
Июль 1944 г. "Малайя" вернулась в состав флота, так как "Нельсон" и "Уорспайт" были повреждены, а десантные операции требовали поддержки тяжелой артиллерией.
Сентябрь 1944 г. Служба в составе флота. Корабль не участвует в боевых действиях.
Октябрь 1944 г. Выведен в резерв в Портсмуте. Использовался в качестве плавказармы.
Июнь 1947 г. Выставлен на продажу.
"Эджинкорт"
1913 год. Военно-морской верфи в Девонпорте выдан заказ на строительство шестого линкора типа "Куин Элизабет".
Вторая половина 1914 г. Работы не начаты, после начала первой мировой войны заказ аннулирован. Название было передано реквизированному линкору "Султан Осман I".
Линейные корабли типа “Куин Элизабет” - описание и краткое содержание, автор Михайлов Андрей, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки сайт
Поначалу в Великобритании многие были настроены против линкоров совершенно нового типа. Их строительство требовало больших затрат, к тому же после их постройки большая часть линейного флота самой мощной морской державы мира сразу же оказалась бы устаревшей.
Тем не менее решение было принято весьма быстро, особенно благодаря адмиралу Джону Фишеру, который всемерно заботился о том, чтобы какое-то другое государство не опередило Великобританию в любых новшествах, вводимых на флоте. В рекордные сроки был составлен проект и начато строительство линейного корабля «Дредноут» («Неустрашимый»). Этот корабль, спущенный на воду 10 февраля 1906 года, имел характеристики, присущие всем поздним линкорам, которые и стали называться «дредноутами». При водоизмещении 18000 т он, с помощью паровых турбин, развивал скорость хода 21 узел и обладал унифицированным вооружением из десяти 305-мм орудий. Для отражения атак миноносцев на малых дистанциях к ним были добавлены и 12- фунтовые орудия.