Sony rx1 примеры макро. Обзор камеры Sony Cyber-Shot DSC-RX1R II. Скорость серийной съёмки

Снизу по традиции находится отсек для батареи и карты памяти. Резьба штативного крепления размещается правее, но недостаточно далеко. В зависимости от конструкции штатива доступ к отсеку с картой памяти может быть заблокирован. Снизу также имеется системный динамик, скрытый под решеткой.

Объектив имеет отдельное кольцо для перевода в режим макро. По умолчанию он фокусируется с дистанции 30 см до бесконечности, а вот в макрорежиме фокусировка возможно с расстояния 20–35 см до объекта.

Экран и интерфейс

Трехдюймовый экран имеет разрешение 1 228 800 точек и выполнен по фирменной технологии WhiteMagic. Ее суть заключается в присутствии четырех цветовых точек на пиксель - красной, синей, зеленой и белой. Такой дисплей отличается повышенной яркостью и пониженным энергопотреблением. Это матрица с отличной цветопередачей, а также с широкими углами обзора. Съемка в солнечную погоду возможна без проблем. При прямом попадании лучей, правда, будет сложновато оценить правильность экспозиции, однако в этом может помочь гистограмма, которая выводится на экран по нажатию кнопки Disp.

Конечно, с профессиональной точки зрения это не равноценная замена видоискателю. Как вариант, можно воспользоваться внешним электронным или оптическим видоискателем, но лучше было бы перенять опыт Fujifilm и реализовать встроенный видоискатель. Экран не имеет сенсорного слоя, а задать точку фокусировки достаточно трудно, ведь никаких выделенных механических элементов для этого не предусмотрено. Кроме того, матрица дисплея имеет пластиковую защиту, хотя хорошим тоном было бы поставить здесь прочное стекло. Это даже удивительно, учитывая высокую стоимость камеры.

Меню Sony RX1 досталось в наследство от фотоаппаратов со сменной оптикой серии Alpha. Оно же было внедрено и для Sony RX100. Оно предельно просто организовано и не потребует долгого привыкания, хотя не обошлось и без промахов. Например, через быстрое меню невозможно переключить режимы съемки (RAW или JPEG). По краям дисплея выводятся как основные, так и второстепенные параметры съемки. При этом выглядят они ненавязчиво и почти не отвлекают от кадрирования.

Еще один забавный момент - в настройках можно изменять качество картинки на дисплее. Это ни на что не влияет в плане съемки и качества картинки. Видимо, камера отключает сглаживание шрифтов и предобработку изображения перед выводом на экран. Сколь-либо заметным образом снижение качества экрана не отражается даже на времени автономной работы. Так что спишем это на загадочность японской души.

Функциональные возможности

Здесь, конечно, сразу стоит поговорить о матрице. Это настоящий full frame с разрешением 24.3 мегапикселя. Такая же матрица (или, по меньшей мере технологически очень близкая) используется в профессиональной камере с полупрозрачным зеркалом SLT-A99. Есть информация, что матрица была специально доработана для использования в RX1, а шумовые характеристики на высоких значениях ISO выглядят лучше, чем у SLT-A99. Но сама Sony это никак не комментирует.

Светочувствительность сенсора регулируется в пределах 100-25600 единиц ISO, а при желании нижняя граница сдвигается вплоть до ISO 50. Это может быть особенно полезно при съемке с полностью открытой диафрагмой на ярком солнце. По непонятным причинам минимальная выдержка при F2.0 равна 1/2000 с. В отдельных случаях на помощь может прийти нейтральный фильтр, но его придется покупать отдельно.

Сам же сенсор заслуживает высших оценок по всем параметрам - чувствительности, шумам, динамическому диапазону. Такая крупная матрица позволяет реализовать как минимум двухкратное цифровое увеличение без существенной потери качества. В экстренном случае воспользоваться им не грех. В меню доступно лишь два формата кадра - 16:9 и 3:2. Ну а при съемке в RAW доступно только соотношение 3:2.

Компактный премиум-фотоаппарат Sony DSC-RX1R - это практичный выбор для путешественников и активных пользователей, который обеспечит владельца снимками профессионального качества и займет минимум места в багаже. Миниатюрная камера с классическим дизайном поместится в кармане куртки или дамской сумочке, чтобы всегда быть под рукой для съемки.

Уникальный пакет достижений

Фирменные разработки и оригинальные решения позволили добиться премиального качества съемки в разных жанрах:

  • профессиональный объектив Zeiss с фиксированным фокусом подойдет для репортажной и предметной съемки;
  • полноразмерная матрица 35 мм - небывалое решение для портативных камер, которое обеспечивает профессиональное качество снимков;
  • ультрабыстрый процессор Sony BIONZ позволяет снимать самые динамичные сцены без смазанных кадров и эффекта шлейфа;

Качество в каждой детали

Уже при первом прикосновении ощущается премиальный класс такой маленькой и производительной камеры. Рифленые регуляторы, ультраточная гравировка, плавность в работе объектива - ничто не помешает раскрыть творческий потенциал полностью. Магниевый корпус легче стального и прочнее алюминиевого, поэтому является оптимальным решением для компактного фотоаппарата, который всегда будет под рукой. Дизайн корпуса строго подчинен функциональности - здесь нет лишних деталей, а органы управления скомпонованы для максимального удобства работы с камерой.

Невероятное разрешение

В камере Sony DSC-RX1R отсутствует фильтр низких частот, который был использован в предыдущей модели. Благодаря такому решению фотографии отличаются очень высокой детализацией, необходимой как для просмотра и печати на большом формате, так и для цифровой обработки изображений. Фирменная технология объединяет 6 снимков в один, обеспечивая высокую четкость картинки при съемке на большой скорости или в плохих условиях освещенности.

Широкое поле для творчества

Для камеры Sony DSC-RX1R можно купить разнообразные аксессуары, которые облегчат работу с ней и дадут больше возможностей для реализации творческих идей. Мультиинтерфейсный разъем совместим с подключаемым электронным или оптическим видоискателем, внешним ЖК-дисплеем с козырьком от яркого света. Все это позволит выстроить композицию кадра максимально точно с минимальными усилиями.

Для видео

Несколько режимов для видеосъемки помогут выбрать оптимальное разрешение и добавить эффектов. Для просмотра на широком экране здесь предусмотрена запись с разрешением FullHD HD 1080, а для записи ролика с кинематографическим эффектом можно выбрать режим 24p. Отснятые записи можно посматривать напрямую с камеры - достаточно подключить через HDMI ноутбук или широкоэкранный телевизор.

Sony Cyber-shot DSC-RX1R II: У камеры есть Wi-Fi и NFC для беспроводной передачи данных.

Вам, наверняка, понравятся быстрый автофокус и отличное качество обработки. Правда, недолгое время автономной работы аккумулятора заставляет постоянно носить с собой запасную батарею.

Sony Cyber-shot DSC-RX1R II выглядит скромно как никакая другая камера класса люкс. Внешне она напоминает обычную компактную камеру. Но на высокое качество фотоаппарата указывает и магниевый корпус, весом около 500 грамм, с многочисленными кнопками прямого действия, двумя колесиками настройки, и сравнительно большой объектив.

Трудно поверить, что на самом деле скрывается внутри Sony Cyber-shot DSC-RX1R II: камера работает на полнокадровой матрице с разрешением 42 мегапикселя. Кто при этом вспомнил про топовую модель беззеркальной камеры Sony Alpha 7R II, тот совершенно прав - у Sony Cyber-shot DSC-RX1R II полноформатная матрица с таким же большим разрешением. Поэтому неудивительно, что благодаря такой матрице получаются классные снимки, хотя, возможно, некоторые ожидали большего.

Детализация как ни у какой другой камеры


Sony Cyber-shot DSC-RX1R II: 3-дюймовый экран с высокой резкостью, который можно повернуть на 100 градусов

Ровно 2132 пар линий на высоту изображения мы получим с Sony RX1R II при минимальной светочувствительности. Хорошая резкость краев изображения, благодаря которой камера гарантирует великолепные снимки с отличной детализацией. Даже повышение светочувствительности почти не влияет на качество снимков: до ISO 6400 (включительно) снимки получаются очень четкими.

Ну, хорошо, тепловой шум становится заметным при 100-процентном размере снимка, уже начиная с ISO 1600, особенно на фотографиях, сделанных в помещении. Но разрешение все равно остается великолепным. Кто готов к компромиссам, может попробовать рискнуть и посмотреть, какие результаты получатся при ISO 102800 (см. ниже).

Больше разрешения, чем может выдержать оптика?


Sony Cyber-shot DSC-RX1R II: нет встроенной выдвижной вспышки, осветить объект съемки можно только с помощью системной вспышки.

Но надо признать, что резкость по краю снимков, сделанных с помощью Sony Cyber-shot DSC-RX1R II, могла бы быть немного выше. Камера выдает на 90 пар линий на высоту изображения больше, чем модель-предшественница, у которой, к тому же, всего 24 мегапикселя. Напрашивается вывод, что оптика камеры по техническим характеристикам не дотягивает до уровня матрицы.

Хотя, в общем и целом, светосильный фикс-объектив 35мм/F2 оставляет очень хорошее впечатление. Его не портит и небольшая потеря резкости по краям кадра (меньше, чем 20%). Кажется, матрица способна выдать большее разрешение, чем потянет оптика. Плохо ли это? Вряд ли. Ибо фотографии и так представляют собой образец резкости и детализации.

Прибавьте к этому то, что благодаря 42 мегапикселям, у вас будут огромные возможности для последующего кадрирования. Чего нам не хватило в настройках этой камеры, это функции цифрового кадрирования непосредственно при съемке (цифрового изменения границ кадра), как, например, у Leica Q, которая еще во время съемки сохраняет изображение с указанием соответствующего фокусного расстояния. Ну, и раз уж мы начали загадывать желания, то Sony Cyber-shot DSC-RX1R II точно бы не повредили сенсорный экран и стабилизатор изображения.

F8, 1/4 с, ISO 50

F8, 1/30 с, ISO 400

F11, 1/60 с, ISO 1600

F11, 1/320 с, ISO 6400

F16, 1/640 с, ISO 25 600

F22, 1/1250s, ISO 102 400

Зато у камеры есть то, что можно назвать мировой новинкой: ­ электронный фильтр нижних частот. Работающий в трех режимах фильтр при нажатии соответствующей кнопки, подавляет так называемый эффект муара. При отключенном фильтре получаем максимальную резкость краев изображения на фотографиях и видео. Кстати о видео: из-за возможного сильного перегрева камеры фотоаппарат не поддерживает формат Ultra-HD.

Но с уверенностью можем утверждать, что разрешения Full-HD (60 кадров секунду), стереозвука и разъема для микрофона должно хватить для высококачественного видео. У Sony RX1R II есть специальный режим ускоренной съемки видео с частотой 120 кадров в секунду, но, правда, с разрешением только 720p.

Хорошая комплектация с небольшим количеством минусов

Для целевой аудитории, на которую рассчитана камера, все же интереснее будут возможности фотосъемки. И здесь мы не можем не упомянуть еще одну приятную техническую деталь камеры Sony RX1R II: с помощью маленького ползункового переключателя на задней панели можно выдвинуть электронный видоискатель.



Это немного напоминает родственные модели Sony RX100 III и RX100 IV. Видоискатель со стопроцентным покрытием поля кадра и высоким разрешением около 2,4 миллиона субпикселей к тому же немного больше, чем у родственных моделей. Особенно удобно то, что вам не придется выдвигать его вручную.



Нам очень понравился быстрый автофокус, который даже в условиях плохого освещения при создании моментальных снимков срабатывает довольно быстро. Серийная съемка со скоростью 5 кадров в секунду и 25 фотографиями в каждой серии ­ для полноформатной матрицы весьма неплохой результат.

    Описание Характеристики
  • Тест
  • Отзывы Статьи

Обзор компактной камеры Sony DSC-RX1 за 120 тысяч рублей

В начале лета 2012 г. Sony порадовала искушенных фотографов компактной камерой с качественным зум-объективом Carl Zeiss Vario-Sonnar и 1-дюймовой CMOS-матрицей (аналогичная применяется в беззеркалках Nikon 1). Но уже в сентябре компания повергла всех в настоящий (но по приятному поводу) шок, анонсировав первую в мире компактную камеру с полноформатной 24,3-мегапиксельной CMOS-матрицей. «Неужто полноформатная беззеркалка»? – ёкнуло сердце у фотографов-энтузиастов.

Sony DSC-RX1

Но, как оказалось, сменять оптику не позволяет - она оснащена жестковстроенным высококачественным и светосильным умеренным широкоугольником - Carl Zeiss Sonnar 35 мм/F2.0. Энтузиасты тут же отреагировали на фотографических форумах примерно так: «Ну ясно, Sony решила первой отметиться в новом классе фотокамер, а байонет под сменную оптику, наверное уже давно в работе, и скоро будет беззеркалка). Надеемся, насколько верны эти ожидания, мы узнаем, уже довольно скоро, а пока рассмотрим то, что уже есть - модель RX1 с несменным «фиксом».

Дизайн, эргономика и функционал

Начнем с дизайна в целом. Даже по первым фотографиям новинки было очевидно, что это продукт премиум-класса. Строгий черный корпус с плавными обводами и сдержанным полуматовым блеском сразу внушает уважение. Добавим, что с момента представления камерe уже успели отметить несколькими престижными премиями за дизайн и инновации. Когда RX1 впервые берешь в руки, металлический довольно увесистый корпус приятно холодит пальцы и ощущение техники класса High End усиливается.

Хотя резиновые накладки спереди и сзади на правом боку корпуса почти плоские, они позволяют надежно удерживать камеру одной рукой. Это пригодится непосредственно в процессе съемки, но для работы с настройками, особенно объектива, без поддержки второй руки не обойтись. Несмотря на то, что объектив выглядит массивным, а корпус камеры тонким, вся конструкция достаточно хорошо сбалансирована.

Органы управления Sony DSC-RX1

На верхней грани расположены два управляющих диска (селектор режимов съемки и ввода экспокоррекции) и две кнопки (функциональная С и спуска затвора). Последняя нажимается мягко и отчетливо, а дополнительно повысить плавность нажатия позволяет резьбовое отверстие для присоединения механического спускового тросика. Это простое ретро-приспособление позволит, например, поставить камеру на ровную поверхность и без всякой «шевеленки» сделать снимок с минимальной чувствительностью и длинной выдержкой (было успешно проверено на практике).

Селекторный диск по набору режимов съемки почти совпадает с установленным на флагманской зеркалке Sony Alpha SLT-A99. Кстати, она тоже оснащена 24,3-мегапиксельной матрицей (возможно той же самой, ведь эта камера появилась на рынке практически одновременно с RX1). На диск RX1, помимо типичных режимов Auto, P/A/S/M и Scene (выбор сюжентной программы) выведены отдельные позиции для съемки панорам, видеосъемки и трех пользовательских настроек. Диск экспокоррекции, в соответствии с уже сложившейся модой, расположен так, что его удобно крутить большим пальцем правой руки (чуть ниже с той же целью расположен еще один управляющий диск).

Кнопка C (видимо Custom) является перепрограммируемой: через главное меню ей можно назначить вызов одной из 26 настроек.


Прорезиненные бока Sony DSC-RX1 предотвратят выскальзывание

Кстати, то же самое можно сделать с кнопкой AEL и боковыми кнопками мультиселектора, расположенного на задней панели. По умолчанию в нем используется только верхняя кнопка DISP, которая служит для управления отображением информации на дисплее (пять вариантов: минимум информации, минимум + уровень горизонта, минимум + живая гистограмма, минимум + шкалы выдержек и диафрагмы, максимум). Еще одна весьма полезная кнопка - Fn - вызывает на экран меню быстрой настройки параметров съемки. Их иконки располагаются вдоль вертикальных сторон кадра. Эта кнопка также помогает войти в режим быстрой навигации (Quick Navy), где можно не только увидеть сразу все основные настройки камеры, но и прямо тут же их изменить. Он наиболее удобен при использовании внешнего электронного видоискателя (EVF) модели FDA-EV1MK (приобретается отдельно).

Отметим, что в камерах семейства NEX для подключения EVF предусмотрен аксессуарный порт, расположенный над ЖК-экраном. Но в RX1 инженеры, видимо, ради лаконизма дизайна, спрятали электрические контакты для сопряжения видоискателя и других аксессуаров прямо в разъем «горячий башмак». Через него можно подключать внешние вспышки (полностью совместимые HVL-F60M и кольцевые HVL-RL1, HVL-RLAM, через адаптер - ADP-MAA HVL-F20AM, HVL-F36AM, HVL-F42AM, HVL-F43AM, HVL-F56AM, HVL-F58AM, двухламповую HVL-MT24AM), синхроконтакты и кабели для студийного света, направленный микрофон ECM-CG50. Салазки «башмака», кроме того, позволяют использовать оптический видоискатель FDA-V1K и дополнительный упор для большого пальца TGA-1. Для полноты картины по аксессуарам упомянем металлическую (дорогущую) бленду для объектива LHP-1, циркулярный полярный, нейтральный и защитный фильтры с резьбой 49 мм, кожанный футляр, а также крепящийся в штативное гнездо кронштейн VCT-55LH и устанавливаемый в него выносной ЖК-экран CLM-V55.

Вернемся к конструктиву и функционалу камеры. Центральная кнопка мультиселектора запрограммирована на вызов режима следящей фокусировки. Цепляется за объект камера довольно уверенно, но, конечно, точность фокусировки и слежения за объектом зависят от интенсивности освещения и наличия контрастных деталей на объекте, выбранном фотографом. Ничего удивительного - автофокусировка в камере контрастного типа и ведет себя уверенно в основном при хорошем освещении. В сумерках или ночью ее скорости хватает лишь для неспешной пейзажной и архитектурной съемки, а также очень терпеливых моделей.

Дисплей Sony DSC-RX1 позволяет адекватно оценить качество сделанного снимка

Впрочем, разработчики камеры предусмотрели способ помощи автоматике при фокусировании в сложных условиях освещения или при наличии мешающих предметов на переднем плане. На передней панели корпуса есть небольшой диск переключения между тремя режимами фокусировки. Ручной (MF) использует кольцо фокусировки на объективе, автоматический (AF) - стандартно активируется кнопкой спуска. А вот третий режим (DMF), названный производителем «Прямая фокусировка», сочетает оба предыдущих способа. Например, кольцом на объективе можно навестись на удаленный объект (тем самым подсказав камере, на какой объект следует фокусироваться), а затем наполовину нажав кнопку спуска, «дошлифовать» фокусировку при помощи автоматики. Ничто не мешает применить обратный алгоритм: сперва выполнить предварительную автоматическую фокусировку, а затем уточнить ее вручную.

Для ручной фокусировки в RX1 предусмотрена очень удобная функция помощи MF Assist. Зону, по которой должна выполняться наводка на резкость, можно выбирать вручную, при помощи стрелок мультиселектора перемещая по экрану рамочку (есть такая возможность и при автофокусировке). Как только вы начинаете крутить кольцо ручной фокусировки, изображение в выбранной области экрана увеличивается в 5,9 раза, а если нажать центральную кнопку мультиселектора - в 11,7 раза. Через меню выбирается время, в течение которого отображается увеличенный фрагмент: 2 с, 5 с или неограниченно. Но вы не просто видите увеличенную картинку - она может быть снабжена очень удобной индикацией точности наводки на резкость. Контрастные границы подсвечиваются, тем ярче, чем точнее выполнена фокусировка. Причем через меню можно отрегулировать интенсивность свечения (3 градации), а также выбрать цвет подсветки: красный, желтый или белый. В отсутствие дорогого опционального EVF, функция MF Assist - особенно полезный способ ручной фокусировки для людей с ослабленным зрением.

Продолжая рассказ об эргономике камеры, отметим продуманное положение кнопки для мгновенного включения видеозаписи. Часто ее располагают под большим пальцем так, что легко включить режим видеосъемки непроизвольно. Но в RX1 она, во-первых, маленькая и утопленная в корпус, а во-вторых, сдвинута вправо и расположена на задней «грани» корпуса, то есть там, где обычно большой палец не располагается.

Съемка в помещении

Ночная уличная съемка

Съемка в помещении с помехами для автофокусировки

Дневная уличная съемка

Видеосъемка может выполняться в автоматическом режиме (при установке селекторного диска в позицию Auto) или с выбранными пользователем настройками (диск в положении «Видео»). Запись ведется либо в формате AVCHD (наивысшее качество - Full HD: 1920x1080@60p, 28 Мбит/с), либо в формате MPEG-4 (1440x1080, 12 Мбит/с), либо в VGA (640x480).

Набор интерфейсов Sony DSC-RX1

Еще одна характерная для камер Sony функция - съемка панорам. В RX1 для нее выделена позиция на селекторном диске. Предлагается достаточно много настроек: четыре направления съемки, вертикальное или горизонтальное положение камеры, выбор стандартного или широкоформатного размера. При быстром повороте камеры частота съемки отдельных кадров бывает недостаточной и тогда подвижных объекты (например, люди, автомобили) могут записаться в фрагментированном виде.

Последнее, на что обратим внимание при рассмотрении конструкции камеры - встроенная вспышка. Взесь она небольшая и «выкидная». т.е. поднимается над корпусом на складывающейся кронштейновой конструкции. Как оказалось в процессе тестирования, она практически не понадобилась, т.к. всегда находился режим, позволяющий снять сюжет с естественным освещением. Если же вспышка все-таки понадобится для репортажа, творческой или студийной съемки, то камера готова поддержать работу даже с профессиональным осветительным оборудованием (см. выше).

Лучше сфокусироваться поможет диск-переключатель на передней панели Sony DSC-RX1

Оптика

Теперь познакомимся поближе с украшением - объективом от Carl Zeiss. Его фиксированное фокусное расстояние (35 мм в эквиваленте) неспроста было самым распространенным во времена расцвета пленочных «мыльниц». Такой объектив является умеренно широкоугольным, что позволяет успешно фотографировать достаточно много типовых сюжетов. При умелом «кадрировании ногами» он годится для съемки пейзажей, архитектуры, натюрмортов, групп людей, ростовых и даже поясных портретов.

Всё сказанное относится к стандартному положению данного объектива, предназначеному для съемки с расстояния от 0,3 м до бесконечности. Но дело в том, что он оснащен дополнительным кольцом, при повороте которого внутри перемещается группа линз, переключая оптику на съемку крупным планом - от 0,2 до 0,35 м. Объектив достаточно светосильный (F2.0), размещенное на нем кольцо управления диафрагмой переключается с шагом в 1/3 ступени, обеспечивая высокую гибкость в управлении характером размытия заднего плана (бокэ).

Здесь уместно добавить, что оптическая схема Sonnar, примененная в данном «стекле», считается особенно художественной, т.е. создающей воздушный и мягкий рисунок при достаточно широко открытой диафрагме. В справедливости данного утверждения мы не раз убедились, рассматривая полученные снимки. Данная камера обладает функциями программной коррекции виньетирования, хроматических аберраций и дисторсий. Но для получения аутентичного (для «Зоннаров») характера изображения эти функции можно через меню отключить.

Объектив довольно хорошо держит встречный солнечный свет. Хотя блики и засветка и возникают, они касаются лишь небольшой области кадра вокруг Солнца, а в остальной его части сохраняется высокая контрастность. Яркие небольшие источники искуственного света оптику вообще «не смущает», и она рисует их в виде аккуратных кружков (с красивыми лучиками, если диафрагма достаточно сильно прикрыта). Хорошо передаются глубина пространства и объем сцены.

Практическая съемка

Общие впечатления от съемки камерой RX1 остались в основном положительные. Руки быстро подружились с нею, а ощущение дорогой добротной вещи не покидало весь период тестирования. Автору, много лет снимающему мануальной оптикой, очень комфортно и привычно было работать с кольцом переключения диафрагмы. Порадовало главное меню, построенное по правильному принципу «всё, что на одной закладке, помещается на одном экране». Такой подход ускоряет поиск нужных настроек.

Оптическая схема Sonnar давно славится своим художественным бокэ (размытием в зоне нерезкости)

f/2; 1/80 сек; ISO 640

f/2.8; 1/80 сек; ISO 1250

f/4; 1/80 сек; ISO 2500

f/5.6; 1/80 сек; ISO 5000

f/8; 1/50 сек; ISO 6400

f/11; 1/25 сек; ISO 6400

f/16; 1/13 сек; ISO 6400


ЖК-экран Xtra FineTFT обладает разрешением 1 229 000 точек - этого вполне достаточно для оценки детализации и попадания в резкость. Динамичная картинка отображается на экране плавно и не страдает от лагов даже при быстрых перемещениях камеры. Правда, нулевая настройка яркости не совсем точно отображает картину, и если не контролировать снимки по гистограмме, может возникнуть ощущение недодержки снимка и желание ввести положительную экспокоррекцию. И как ни хорош ЖК-экран, но даже в зимний солнечный день при стандартной настройке яркости он «слепнет», а при ее повышении, естественно, более быстро разрядится батарея. В такой ситуации особенно остро чувствуется потребность в видоискателе.

Объектив камеры хорошо справляется со встречным солнечным и искусственным светом


f/8; 1/200 сек; ISO 100

f/2.8; 1/80 сек; ISO 400



Практически бесшумный затвор RX1 позволяет не привлекать к себе внимания и не разрушать тонкую атмосферу снимка. Пожалуй, это первая камера, побывавшая у автора, в которой при срабатывании затвора даже прислушавшись, можно уловить лишь едва заметный шорох. Возможно, секрет кроется в том, что затвор лепестковый и вмонтирован прямо в объектив. Кстати, это может стать серьезным препятствием для трансформации данной модели в камеру со сменной оптикой, чего, без сомнения желают очень многие потенциальные покупатели. Ведь, как ни хорош 35-мм Carl Zeiss Sonnar, его возможности не могут перекрыть всех потребностей активно снимающего фотографа. Наверняка ему потребуется и сверхширокоугольная съемка, и репортажная с большого расстояния, да и портретная, между прочим. Выпустить специальную линейку объективов, конечно, можно, но об установке (через адаптеры) на такую «беззеркалку + беззатворку» объективов других производителей можно сразу забыть.

При использовании фунции DRO с настройкой Auto, как правило, все тона высококонтрастных сюжетов передаются без потерь


f/8; 1/800 сек; ISO 100

f/8; 1/400 сек; ISO 100

f/8; 1/400 сек; ISO 100

Для расширения динамического диапазона снимков в камере имеются функции DRO (Dynamic Range Optimizer) и HDR (High Dynamic Range). Первая полезна при съемке подвижных объектов, имеет пять градаций интенсивности плюс автокоррекцию. Функция HDR предлагает шесть вариантов настройки, отличающихся величиной сдвига экспозиции (от 1 до 6 EV) при съемке серии из трех кадров: недодержка и передержка с выбранным шагом, плюс нормальная экспозиция. Напомним, что эта функция дает хорошие результаты только при съемке статичных сюжетов.

После некоторых экспериментов с настройками функции DRO, было принято решение использовать ее постоянно с настройкой «Авто». Как оказалось, доверие автоматике себя оправдало, и даже в сценах с высоким контрастом программа-оптимизатор справлялась со своими обязанностями.

Благодаря полноформатной матрице камера способна сохранять детализацию снимков даже при высоких и очень высоких значениях


f/2.8; 1/80 сек; ISO 1600

f/4; 1/80 сек; ISO 3200

f/4; 1/125 сек; ISO 6400

f/4; 1/160 сек; ISO 8000

f/5.6; 1/100 сек; ISO 10000

f/5.6; 1/125 сек; ISO 12800

f/5.6; 1/160 сек; ISO 16000

f/5.6; 1/200 сек; ISO 20000

f/5.6; 1/250 сек; ISO25600

В зимний солнечный день как правило передавались все полутона, тени и света. Исключения в основном составляли ситуации, когда съемка велась на полностью открытой или на один-два щелчка прикрытой диафрагме. Здесь автоматике не хватало заявленного в характеристиках (для других условий съемки) значения выдержки 1/4000 с, отчего получались провалы в светах. Но в целом можно отметить очень достоверную передачу снега, даже в ситуации, когда на нем практически отсутствуют тени. Когда же сюжет изобиловал ими, они получались сочными и правильными по цвету.

С камерой RX1 cъемка в музее больше не является проблемой


f/2; 1/80 сек; ISO 500

f/4; 1/80 сек; ISO 2000

f/5.6; 1/80 сек; ISO 3200

f/8; 1/60 сек; ISO 6400

Заочно, если только ознакомиться с техническими характеристиками, можно сделать вывод, что камера имеет один существенный недостаток - у нее отсутствует режим оптической стабилизации изображения при фотосъемке. Однако на практике становится ясно, что и бех него вполне можно получать качественные снимки даже в сложных условиях освещения и ночью. Во-первых, большая светочувствительная матрица Exmor в паре с мощным процессором хорошо справляется со съемкой при слабом освещении и даже на высоких значениях ISO (вплоть до 6400) создает не слишком сильные шумы, которые встроенное ПО перед записью снимков в формате JPG довольно аккуратно устраняет, сохраняя даже мелкую детализацию. Впрочем, в тенях все же остаются размытые цветные пятна. Но если снимок сделан в формате RAW, то в продвинутом конвертере этот дефект эффективно устраняется, а весь цветной шум преобразуется в яркостный, похожий на мелкое пленочное зерно.

Пример горизонтальной панорамной съемки


f/7.1; 1/500 сек; ISO 100

Убедительная передача снега а) при отсутствии теней, б) при съемке крупным планом с спецположении объектива, в) при съемке крупным планом в стандартном положении объектива


f/4; 1/2500 сек; ISO 100

f/4; 1/3200 сек; ISO 100

f/4; 1/3200; ISO 100

Для съемки ночью без штатива у данной , как и у многих ее предшественниц, припасен особый режим, для краткости названный по-русски «Сумерки с рук». Суть его в том, что камера снимает серию кадров на высокой чувствительности, а затем усредняет информацию. При этом эффективно устраняется цифровой шум. Смаз картинки исключает достаточно короткая выдержка (в процессе тестирования она неизменно равнялась 1/80 с).

Ночная съемка в режиме «Сумерки с рук»


f/2.8; 1/80; ISO 1250

f/2.8; 1/80; ISO 2000

f/2.5; 1/80; ISO 2000

f/2.8; 1/80; ISO 2500

В случае с RX1 данный режим показывает очень достойные результаты. Единственный объективный минус - быстродвижущиеся объекты могут записаться с дефектами. Также можно придраться к тому, что страдают очень мелкие детали, но, как правило, для передачи атмосферы ночных снимков они не важны. Впрочем, для продвинутых фотографов альтернатива программе «Сумерки с рук» всегда есть - съемка в режимах приоритета диафрагмы или выдержки с высокой чувствительностью в формате RAW. Как уже сказано выше, он позволит получить на выходе мелкозернистое изображение, которое будет казаться заметно более детализированным.

Сравнение качества снимков при съемке в режиме приоритета диафрагмы изначально в JPG; в режиме приоритета диафрагмы, в RAW с конвертацией в Adobe Lightroom 4.4; в режиме «Сумерки с рук»


f/5.6; 1/60; ISO 6400

f/5.6; 1/50; ISO 6400

f/2.8; 1/80; ISO 2500

Выводы

Итак, после подробного знакомства и тестирования камеры у нас только укрепилось первое впечатление, - это очень качественно изготовленный, удобный и функционально насыщенный аппарат, который по многим позициям не уступает профессиональным зеркальным камерам. Однако RX1 лучше всего подойдет для путешествий, турпоездок и неспешной творческой работы. Контрастный метод автофокусировки и ограниченный диапазон коротких выдержек делают эту камеру ограниченно пригодной для репортажной и спортивной съемки, а несменный, пусть и высококлассный, объектив от Carl Zeiss ограничивает круг снимаемых сюжетов. Учитывая сегодняшнюю цену камеры на уровне профессиональных зеркалок, можно резюмировать, что она станет очень хорошим выбором для не испытывающих финансовых затруднений фотографов-энтузиастов, которым важен не только сам процесс съемки, но и имиджевая составляющая. Ведь за дизайн данной камере можно смело поставить твердую «пятерку с плюсом».

Сегодня я буду потрошить фотокамеру Sony RX1 , игрушку нашумевшую и не однозначную. За последние несколько месяцев камера прошла со мной несколько экспедиций (на восхождении на Казбек чуть не улетела в трещину) и теперь выглядит, как ветеран боев я могу выдать свой детальный вердикт… Итак, что мы имеем? Полнокадровая компакт-камера с несменной оптикой Carl Zeiss Sonar T* 35 / 2.0 и лепестковым затвором. Сенсор 24.3 Мп (CMOS, 36х24 мм), диапазон значений ISO 50-25,600 . Съемка в RAW / JPG (или оба). Затвор в диапазоне 30с - 1/4000. Значения диафрагмы f/2.0 - f/22.0. А еще 3" экран, макро-режим, видео (MPEG4 / AVCHD), встроенная вспышка и прочий корм для рыбок набор уже привычных стандартностей.


Комплект поставки

Черная (до минимализма) коробочка, внутри такой же аскетизм: камера, батарея к ней, USB-шнурок, Memory Stick Pro-HG Duo флешка на 8 Гб, пара тонких проспектов с картинками доступных аксессуаров и руководство пользователя. На всякий случай разбираю коробку на составляющие в поисках зарядника для батарей. Нету. В интернете подтверждают: таки нету! Господа, ну это же свинство - не вкладывать зарядник в стандартную поставку! Его, дескать, можно купить отдельно по каталогу, а заряжаться по USB-шнурку от компьютера. Нда. Судя по ценнику самой камеры, в комплектацию можно было включить половину этого самого каталога, еще и с доставкой.

Первые впечатления

Садху и две палочки

Цельный металлический корпус, хорошая балансировка. Камера удобно лежит в руке. В правой задней части корпуса резиновая вставка, чтобы камера на пол не выскользнула. Немного не хватает упора под большой палец (в списке опциональных аксессуаров есть Некая Мифическая Накладка, позволяющая улучшить хват одной рукой, но вживую она мне так и не попалась). Объектив несменный, но с широким (читай - удобным) диафрагменным кольцом. Каждое значение диафрагмы сопровождается щелчком и хорошо фиксируется. На объективе присутствует отдельный (фронтальный) переключатель из обычного режима съемки (30 см - бесконечность) в макро-режим (20-35 см).

У камеры большой и качественный экран. Навигация удобная, выполняется круговым кольцом-джойстиком. В верхней части камеры расположен разъем (ISO 518), куда можно подключить электронный видоискатель (отдельно заказывается по каталогу) или внешнюю вспышку. Внутренняя вспышка выскакивает по нажатию специальной кнопки, вызывая аллюзии с роботом из "Короткого замыкания". Колесо переключения режимов съемки не выступает за корпус, а значит не будет произвольно менять эти режимы при трении об одежду.

Отдельный респект за механическое колесо экспокоррекции - пожалуй, это самая большая радость от внешнего вида. Нет ничего хуже, чем выискивать в меню пункт поправки экспозиции - брр! Но где же отдельная кнопка быстрого управления ISO? Нету?! Только с третьего раза я ее нашел. Расположена в той же верхней части камеры и почему-то обозначена как "С". Я так и не понял, какова связь ISO и "C" и по началу решил, что в этом есть что-то глубоко японское. Руководство пользователя (RTFM) прояснило ситуацию: кнопка "С" (customizable) настраивается на любую из 27 функций (по умолчанию ISO). Как бы то ни было, комбинация "C" и джойстика меняет ISO достаточно оперативно.

Съемка

Я не сторонник синтетических тестов, но для любителей снимать кирпичные стены в разных видах, вношу и свой посильный вклад в кирпичное дело.

Кирпичная стена. Непал, Бхактапур, XXI век

ISO 800, f/4.0, 1/200; кадр в 1300 px живет .

И все же, что камера умеет? На самом деле, очень многое из того, что и "старшие" зеркальные собратья.

Экспо-замер . Матричный, центровзвешенный и точечный. Маленькая особенность: камера склонна недоэкспонировать кадры примерно на 2/3 стопа, а потому внимательно следите за гистограммой во время съемки.

Экспо-коррекция . За коррекцию отвечает механическое колесо, о чем приятно лишний раз упомянуть. Сдвиг коррекции +/- 3 стопа, минимальный шаг 1/3.

Автоматическое определение баланса белого . Я всегда снимаю в автоматическом балансе белого. Во-первых, автоматика ошибается редко, а во-вторых, баланс белого всегда можно подправить уже потом, сидя в кабинетной тиши за чашечкой кофе. В полевых условиях камера повела себя вполне достойно - отличий от топовых зеркалок не обнаружено.

Автофокусировка . Автофокус (25 точек) работает по принципу определения контрастных сцен. Фокусировка быстрая и точная - довели таки до ума электронику. Кроме того, для темных сцен добавлена фокусная LED-подсветка. Помимо автоматического, можно использовать точечный или следящий фокус, систему распознания лиц.

Брекетинг . Трехкадровый по эксповилке, шагом в 1/3 или в 2/3. При динамическом диапазоне современных сенсоров шаг в 1/3 не имеет практического смысла. Хочется иметь возможность повысить его с 2/3 до одного стопа.

Экран . LCD 3" экран, качественный, хотя и достаточно стандартный для современных камер. Встроенного оптического видоискателя нет, потому картинка идет на экран в режиме Live-view.

Гистограмма . Камера строит ее в реальном времени, показывая в правом нижнем углу экрана. В режиме просмотра отснятого материала, "перепаленные" области подчеркиваются мигающим черным. Единственный минус - невозможность включить режим показа "перепаленных" участков на большой картинке.

Виртуальный горизонт . Не знаю, зачем его сюда вставили (на экран уже выводится сетка по третям), но выглядит по-военному.

Оптика: Carl Zeiss

В камере используется несменный (!) объектив Carl Zeiss Sonar T* 35 мм, светосилой f/2.0. За высокое качество этого стекла производителю можно даже простить свинство с несменной оптикой. Резкий, пластичный, с малым виньетированием объектив. Хроматические аберрации я вообще не заметил.

Пример на диафрагме f/2.8

Товарищ садху - человек и пароход

ISO 800, f/2.8, 1/800; кадр в 1300 px живет .

Пара примеров на диафрагме f/10-11.0

Монах в медитации

ISO 1600, f/10.0, 1/800; кадр в 1300 px живет .

Вид на Госайкунд

ISO 100, f/11.0, 1/640; кадр в 1300 px живет .

Оптика: резкость в кадре

Чтобы не быть голословным, выставляю несколько кадров наших непальских садху, снятых RX1 в RAW. Кадры полные, без обрезки. Под каждым вырезанный участок в 100%. Обработка базовая, резкость Smart Sharp (radius 0.3, amount 30%). Две недели назад Sony выпустила версию RX1 с убранным АА-фильтром, призванную быть "еще резче", хотя и с риском возникновения муара. На мой взгляд, это уже перебор. "Базовой" резкости камеры вполне хватает.

1. Садху и зеркальце

ISO 400, f/2.8, 1/160; кадр в 1300 px живет .

Садху и зеркальце - 100% участок

2. Садху и трубка

ISO 800, f/2.8, 1/500; кадр в 1300 px живет .

Садху и трубка - 100% участок

3. Садху и вторая трубка

ISO 800, f/2.8, 1/500; кадр в 1300 px живет .

Садху и вторая трубка - 100% участок



Жизнь батарей

Камера живет на крохотных Li-ion аккумуляторах NP-BX1 емкостью 1240 mAh (3.6V, 4.5 Wh). Паспорт обещает 270 кадров на одном заряде, но это в некоем идеальном мире компании Sony. На самом деле ориентируйтесь на 180-200 кадров, да и то в благоприятных температурных условиях. Понятно, что у каждого свои предпочтения по съемке, но просто для статистики: выдвигаясь этой весной в Гималаи, где в течение десяти дней никакой зарядки не предвиделось, я купил одну запасную "оригинальную" батарею и шесть "левых", китайских. Китайские работали практически столько же по времени. Шести батарей мне хватило на девять дней непрерывной съемки. Ночью, само собой, все аккумуляторы ночевали в моем спальнике. На восхождение на Казбек со мной отправилось три полные батареи, финальный бросок на вершину отработала одна батарея (15 часов, 200 кадров).

Сенсор: ДД, детали в тенях

Полнокадровый, малошумный CMOS сенсор с хорошой цветопередачей и большим динамическим диапазоном (DXO-тесты уверяют, что ДД составляет 13 стопов - похоже на правду). Насколько мне известно, это чуть обрезанная версия сенсора из Sony A99. Некоторые источники уверяют, что в RX1 стоит 14-битный сенсор. После многих десятков обработанных кадров, рискну предположить, что нет там четырнадцати бит. Сенсор в целом неплохой, по субъективной пятибальной шкале - твердая четверка. Детали из теней тянутся хорошо, а вот с полутонами и "ореольностью" вокруг контрастных участков у него слабовато. Кому интересно, могу выложить RAW для анализа. Впрочем, я избалован D4 и D800.

Совсем мрачный, недоэкспонированный лес

На полтора стопа более веселый лес (из того же RAW)

ISO 100, f/8.0, 1/500; кадр в 1300 px живет .

Полный диапазон значений ISO

Выставляю серию рассветных кадров с Лангтанга (штатив, правильное экспонирование, без обработки) для анализа ISO (50-25,600). В каждом кадре 100% кроп-участок.

1. ISO 50

2. ISO 100

3. ISO 200

4. ISO 400

5. ISO 800

6. ISO 1600

7. ISO 3200

8. ISO 6400

9. ISO 12800

10. ISO 25600


Отдельно по высоким (6400+) значениям ISO

Наконец-то мы дожили до тех времен, когда диапазон значений 3200-6400 стал рабочим. Подниматься выше без необходимости я бы не стал, но под ЖЖ / Facebook потянет даже 12,800 с малым шумодавом.

Непальские музыканты над книгой

ISO 6400, f/2.0, 1/50

Музыканты над книгой (участок 100%)

Бабуля со свечой офигевает от ISO 12,800

ISO 12800, f/2.0, 1/60

Макро-съемка

Я не являюсь апологетом макро-съемки, но кому-то эта функция может пригодиться.

Цветочег

ISO 400, f/4.0, 1/320

Скорость затвора и съемки

Затвор в RX1 ограничен скоростью 1/4000. Пулю этой камерой вам не поймать, но затвор быстрее 1/2000 вообще редко когда требуется. По крайней мере, летящие брызги или движение крыльев RX1 "заморозит" без труда.

Мальчег унд голуби

ISO 1600, f/8.0, 1/1600; кадр в 1300 px живет .

Покадровая скорость съемки определяет, будет ли камера использоваться в реальных полевых условиях или превратится в пыльную "мыльничку" для редких выездов с семьей на природу… Паспортно RX1 предлагает скорость три кадра в секунду (3 fps). Субъективно, это тот скоростной минимум, который должен выполняться. Ниже серия из четырех последовательных кадров рыбной ловли в Непале. Съемка в RAW. Приемлемо. Нужен глиняный пулемет - берите Nikon D4.

Рыбаки в прицеле

ISO 200, f/9.0, 1/800

Панорамная съемка

Ну и маленькая ложка дегтя. Последние несколько лет у производителей стало модным выдавать аудитории различные варианты панорамной съемки. RX1 не исключение. Сразу скажу для оптимистов: все панорамы (не только в этой камере) сшиваются "на лету" в JPG. Я не встречал ни одного производителя, который мог бы похвастаться выдачей панорамы в RAW (мечты, мечты!). Бог с ним, с RAW. Пусть будет JPG. Но у меня три вопроса:
- почему ВСЕ параметры сшивки выставляются автоматически?
- почему для того, чтобы сделать вертикальную панораму, нужно выискивать эту опцию в глубинах меню?
- почему автоматика с маниакальным упорством пытается подогнать реальность под скорость затвора 1/500?

1. Рассвет на Лангтанге . Сумрачно, штативно. Медленно веду камеру по горизонтали, но автоматика все равно не справляется, выдавая вертикальные полосы.

ISO 3200, f/4.0, 1/500; кадр в 1300 px живет .

2. День на Лангтанге . Может быть дело в освещенности сцены? И снова та же картина.

ISO 100, f/8.0, 1/500; кадр в 1300 px живет .

3. Восхождение на Казбек . Вертикальная сшивка (нашлась-таки опция в меню) не спасает от deja vu c вертикальными полосами и фиксированной скоростью 1/500.

ISO 1600, f/4.0, 1/500

Выводы

В обзоре я специально не коснулся вопроса стоимости RX1 (2600$ в Америке и в полтора раза дороже в России). Зачастую, ценник не играет большой роли, но только если продукт по-настоящему революционен, лишен фатальных недостатков и предполагает развитие. С выпуском RX1, Sony породила настоящую бурю в форумах и на фотосайтах; основной упрек - несменная оптика, а главный посыл аудитории - досада. На сегодня конкурентов (в связке форм-фактор + полный кадр + высокие рабочие ISO) у RX1 нет; был реальный шанс взорвать рынок, а так - наличие несменного объектива превратило новинку в сугубо нишевый продукт. Да, стильный. Да, качественный и по картинке, и по сборке. Да, с прекрасной оптикой. Но - ориентированный только на 35 мм пленочную "классику". Из оправданий можно сказать лишь то, что на сенсоре у вас никогда не появится грязь:) Скорее всего RX1 - это рабочий прототип. Думаю, Sony нарабатывает технологический опыт, а мы стоим на пороге рождения нового байонета под некий будущий RX10.

Дополнение: По просьбе Экслера, скажу несколько слов по управлению: за удобство выставляю субъективные 8.5 из 10 (полбалла снял из вредности за слишком "утонченный" хват под правую руку). Главный плюс - они совместили в одном (правом верхнем) углу колесо экспокоррекции и кнопку переключения ISO, а я только ими "на лету" и пользуюсь (обычно снимаю в приоритете диафрагмы). Очень быстро и никакого ада с поиском в меню. Про кольцо диафрагмы на Zeiss-объективе я уже говорил. Еще по центральной кнопке джойстика мгновенно активируется следящий фокус (точечный, цепкий), по ней же и выключается. Удобно.

Достоинства
- "полный кадр" в компактном, качественном корпусе
- хорошая, резкая и светосильная оптика
- отличное качество и высокая скорость съемки
- удобные механические органы управления
- широкий динамический диапазон RAW

Недостатки
- несменная оптика
- малая жизнь батарей
- малый шаг AE-брекетинга
- бедная комплектация поставки
- очень слабая реализация панорамной съемки
- негуманный ценник