Самые знаменитые фотографии XX века. Самые знаменитые фотографии XX века Выставку фотографий начала 20 века часть речи

Цикл цветных фотографий, отснятых в далеком 1911 году. Откуда сто лет назад взялся цвет? Как это было сделано? Ведь еще совсем недавно, лет 50-60 назад, цветное фото было не то чтобы экзотикой, но чрезвычайно редким!

алантливый химик, увлеченный фотограф, выпускник Петербургского технологического института, Сергей Прокудин-Горский к 1906 году публикует ряд статей, посвященных принципам цветной фотографии. В этот период он так усовершенствовал новый метод, обеспечивавший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог уже делать цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывает и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты три раза через три фильтра — красный, зеленый и синий. Получалось три черно-белых позитивных пластины.

Для последующего воспроизведения изображения он использовал трехсекционный диапроектор с синим, красным и зеленым светом. Все три изображения с трех пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Будучи к 1909 году уже известным фотографом и редактором журнала «Фотограф-любитель», Сергей Михайлович получил возможность осуществить свою давнюю мечту — составить фотолетопись Российской империи.

По рекомендации великого князя Михаила он излагает свой план Николаю II и получает самую горячую поддержку. На протяжении последующих нескольких лет правительство выделяло Прокудину-Горскому специально оснащенный железнодорожный вагон для поездок с целью фотографического документирования жизни империи.

За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран.

А самое главное — создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объему. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.

Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Прокудин-Горский сумел после смерти Николая II выехать сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов — стеклянные пластины в 20 ящиках.

В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина — в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее.

Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи Прокудина-Горского, и немецкую оккупацию Парижа.

В конце 40-х годов в США возник вопрос о публикации первого тома «Истории русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря. И о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю II некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5000 долларов. С тех пор пластины долгие годы хранились в Библиотеке Конгресса США.

Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить трехпластиночные фотоработы Прокудина-Горского на компьютере. И случилось почти чудо — казалось, потерянные навсегда образы ожили.

Есть вещи, в которые сложно поверить, но они были на самом деле. Мы в погоне за своим будущим не всегда оглядываемся назад. Наши предки творили невиданные чудеса, о которых знает далеко не каждый.


1910 год. На склоне холма около Артвина (территория современной Турции) Прокудину-Горскому позирует женщина в национальном армянском костюме.

Предлагаю восполнить огромный пробел и обратиться к временам начала 20 века. Именно тогда фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский при поддержке императора Николая II сделал фотообзор Российской Империи. Да какой!

Прокудин-Горский фотографировал местности, людей, архитектуру страны с использованием специальной камеры для фотографий собственной конструкции.

Эта чудо-камера умела делать из трех черно-белых фотоснимков три фотоснимка в синем, зеленом и красном каналах. После этого фотопластинки совмещались и получалось цветное изображение. Для этого надо было вставлять фотопластинки в три разных проектора и направлять их на экран.

Прокудин-Горский в начале 20 века делал цветные фотографии, причем с высоким качеством изображения.

Уверен, что вы сейчас смотрите на эти фотографии и думаете, что все это неправда, и что на самом деле это фотошоп или, на худой конец, современная подделка под старину. Трудно поверить, что фотографии сделаны еще до Первой мировой войны. Но это так.

При написании этого поста я пользовался материалами библиотеки Конгресса. Более подробно о работах Прокудина-Горского можете ознакомиться по адресу loc.gov/exhibits/empire.


1910 год. Касли, художественное литье. Из альбома «Виды Уральских гор, обзор промышленных районов, Российская империя».


1910 год. Женщина на реке Сим


1909 год. Часовня на месте, где был основан город Белозерск


1910 год. Грузия, вид на Тифлис (Тбилиси)


1910 год. Хорезм. Хан Российского протектората Исфандияр II Джурджи Бахадур


Увеличенное фото Исфандияра. Здесь ему 39 лет. Правил Хорезмом до момента своей смерти в 1918 году


1910 год. Берег реки Сим, мальчик-пастух


1910 год. Гидроэлектростанция в Иолотань Туркменистана. На фото генераторы переменного тока производства Венгрии, установленные внутри энергоблока электростанции


1910 год. Дагестанские женщины


1909 год. На фото Пинхус Карлинский, 84 лет от роду, руководитель Черниговского шлюза на 66 году службы


1910 год. Артвин (сейчас Турция)


Фотоальбом «Москва 1920-х», изданный в Германии, будет интересен не только любителям истории, но и людям, увлекающимся фотографией. Во-первых, снимки в нём собраны действительно уникальные, а во-вторых делали эти снимки иностранцы.

Снимки раннего СССР, сделанные фотографами-иностранцами, нередко бывают более интересными, чем фото отечественных, даже самых профессиональных фотографов. Скорее всего, дело в том, что вряд ли коренному жителю придёт в голову фотографировать самые обычные, казалось бы, городские кварталы или здания, тогда как иностранец обращает на них особое внимание и видит их, порой, с весьма неожиданного ракурса. Так было с фотографиями , тоже самое произошло и с фотоработами из выпущенного в Германии альбома «Москва 1920-х».

Идут годы, окружающая действительность меняется, но благодаря иностранным фотографам можно спустя годы увидеть детали старой Москвы, которые местные фотокорреспонденты не замечали. А возможно, они просто не представляли для наших фотографов серьезного интереса. В объектив же иностранцев тем временем попадали не только радостно-протокольные события, но и повседневная жизнь и быт советских людей.


Современные москвичи привыкли, что из-за водосбросов и гидроузлов лёд на Москве-реке не становится, а ведь всего каких-то 90 лет назад Лужники (кстати, название это дано по находящимся здесь заливным лугам) зимой превращались в огромное снежное пространство, по которому были разбросаны лишь редкие домишки. На фото видна проходящая по московской окружной железной дороге граница столицы, за которой в самой Москве возвышаются башни Новодевичьего монастыря. Уже тогда справа от монастыря белели новостройки (сегодня это конструктивистский квартал между выходами из метро «Спортивная»). Современный престижный столичный район Хамовников, а тогда - городская окраина за Садовым кольцом, из которой проходилось в центр добираться целых полчаса (!) на трамвае.


Стоит заметить, что до того, как были построены водохранилища, шлюзы и гидроузлы, уровень Москвы-реки в зависимости от сезона существенно менялся. Летом и зимой понижался настолько, что в отдельных местах реку можно было просто перейти пешком, зато весной река нередко выходила из берегов.


В шатре на первом плане установлен Александру II Освободителю. Памятник этот в народе прозвали кегельбаном за протяжённые галереи.


В 1918 году здесь проходил субботник, на котором энтузиасты из числа рабочих и демонтировали памятник монаршей особе. Именно на этот субботник и приезжал сам вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин, чтобы потаскать бревно. Об этом писали даже в детских книгах с яркими картинками. Правда, документальная хроника лоском не отличается.


Интересно рассматривать набережные трамвайные столбы и фонари. Это направление в городской стилистике наблюдалось ещё в 1930-х, но в послевоенное время совсем исчезло. И Москва, в отличие от европейских городов, где традиции не прерываются, окончательно изменила былому облику.


Все люди на дореволюционных фотографиях обязательно носят головные уборы. В те годы появляться с непокрытой головой - опростоволоситься - было просто неприлично. Примерно так же, как сегодня выйти в город в нижнем белье.


Эта фотография интересна в первую очередь тем, что башня на ней ещё беленая. Тогда и Кремль белили, поскольку по старой русской традиции некрашеное – значит непорядок. Красным Кремль стал с приходом большевиков.

До войны застроен был практически весь Васильевский спуск. Старый Московорецкий мост остался за кадром, он находится правее.


Некоторые берут на себя смелость утверждать, что в Москве, в отличие от европейских столиц, нет старого города. Но это не так. Старый город Москвы - это Кремль. Как и в любом европейском городе это и есть район в пределах крепостной стены. Доступ в Кремль был закрыт при Сталине. До этого ворота всех башен были открыты, и ходить можно было, где угодно – этакий проходной район.




А вот утерянное кремлевское сокровище - собор Спаса на Бору, известный с 1330 г. и снесенный в 1933 г. Храм на протяжении многих веков не раз перестраивался, но был при этом старейшей постройкой Москвы. Правда, это его не спасло от вандалов. По столице ходила легенда, что Сталин как-то проезжал мимо храма в автомобиле, увидел кучу дров, наваленных у его стен, и воскликнул: «Безобразие! Убрать!». Подчинённые не стали уточнять, что именно вызвало недовольство «отца народов», и храм был снесён.



Когда умер Ленин, на скорую руку на месте, где сегодня стоит мавзолей, был сооружён куб. Чуть позже в том же 1924 году вместо него установили ступенчатую пирамиду из дерева, а в 1930 году на её месте возвели известный на весь мир каменный мавзолей. Обратите внимание, особое умиление вызывает пальма на Красной площади.






А это Лубянка, одна из самых красивых площадей Москвы, к сожалению полностью уничтоженная. На фотографии – узкий проезд с Никольской улицы через Китай-городскую стену с башнями, рядом известная своими размерами огромная часовня Св.Пантелеймона. Особый интерес вызывают ровные дорожки, разрывающие брусчатку, которые были устроены для удобства пешеходов. Задний план украшает киоск Мосгорсправки, похожий на ракету.

Не сохранилась до нашего времени и Сухарева башня – ещё один шедевр петровской эпохи. Находилась башня на Сухаревской площади, ровно посредине Садового кольца.


Страстная площадь название своё получила по Страстному монастырю, уничтоженному в 1938 году. Памятник Пушкину, который стоял на Тверском бульваре, в 1950 году перенесли через улицу на место колокольни. На переднем плане тоже несохранившийся храм Дмитрия Солунского.


В 1920-е на Тверской площади вместо Юрия Долгорукого возвышался обелиск советской конституции, этакая статуя свободы по-советски.


Этот обелиск сделали, как говорится, на скорую руку, поэтому уже к концу 1930-х годов выглядел он весьма жалко. По Москве ходили шутки: «Почему у нас Свобода против Моссовета, потому что Моссовет против свободы». В результате циколпический монумент был демонтирован.


Справа - старообрядческий храм. Хотя это место узнать весьма тяжело, храм всё же сохранился и в наше время. Сегодня за ним возвышаются огромные стеклянные офисные корпуса, построенные на улице Лесной и на площади Белорусского вокзала. На переднем плане - грузовой извозчик «ломовик», и тут же рекламный автомобиль "Автопромторга".


Сегодня посредине Триумфальной площади расположен памятник Маяковскому. Сквера, который запечатлен на фото, нет уже давно, а здание бывшего цирка братьев Никитиных (второй Госцирк после цирка на Цветном бульваре) после войны было радикально перестроено. Сейчас в нём размещается театр Сатиры. О бывшем цирке напоминает только купол посредине серой коробки здания и круговая планировка помещений.




Уже вначале прошлого века Москва была мегаполисом, правда не таким гигантским, как сегодня, но общественного транспорта при этом было гораздо больше, чем в наши дни. Только на одной этой фотографии можно насчитать порядка десяти единиц наземного общественного транспорта, что для современных москвичей является просто фантастикой. При этом проезжая часть и пешеходные дорожки выделены при помощи разного покрытия.









Вообще-то рейтинги – вещь не благодарная и очень субъективная. Подводя лучших из лучших в рейтинговые списки, мы все равно пользуемся каким-то своим внутренним камертоном. Мы тоже решили сделать свой собственный рейтинговый список 10 величайших советских фотографов, по версии сайта .

Сразу отметим, что в списке будут присутствовать несколько фотографов, которые работали задолго до образования Союза Советов, однако, их влияние на развитие фотографии, как советской, так и мировой, настолько велико, что ни сказать о них было просто нельзя. И еще, учитывая субъективность данного списка, мы постарались отразить в нем ярчайших представителей в каждом отдельном фотографическом жанре.

Первое место нашего рейтинга, бесспорно, принадлежит . Это величайший деятель культуры и искусства. Его влияние на развитие советского искусства невозможно переоценить. Он сконцентрировал на себе все изобразительное искусство молодой страны советов – был и скульптором, и художником, и графическим дизайнером, и фотографом. Считается одним из основателей конструктивизма. Родченко – фигура универсальная и многогранная. Он стал действенным импульсом для развития фотографии и дизайна. Его приемами конструктивного построения фотографии пользуются, как канонами.

На второй позиции разместился русский фотограф начала 20-го века – Георгий Гойнинген-Гюне. Не смотря на то, что всю свою профессиональную жизнь и деятельность Георгий провел во Франции, Англии и США, но все-таки, по происхождению он русский. И в данном случае он служит примером, того, как выходцы из России добивались признания и успеха за рубежом. Георгий является одним из величайших модных фотографов 20-30-х годов. К 1925 году становиться главным фотографом французского Vogue. В 1935 – американского Harper `s Bazaar. В 1943 – выходят две его книги, после чего все его фотографическое внимание концентрируется на Голливудских знаменитостях.

Вклад Сергея Прокудин-Горского в развитие фотографического искусства – велик. Прокудин-Горский был химиком и фотографом, и занятие одни помогало усовершенствовать – второе. Вошел в историю, как первый экспериментатор, предложивший возможность создания цветной фотографии в России. Метод обретения фотографии цвета, которым пользовался Прокудин-Горский, был не нов. Его еще в 1855 году предложил Джеймс Максвелл, он включал в себя наложение трех негативов, где каждый пропускается через фильтр определенного цвета – красный, зеленый и синий. Три эти негатива накладываясь друг на друга, в проекции дают цветное изображение. Сегодня, благодаря Прокудину-Горскому у нас есть возможность увидеть Россию начала 20-го века в цвете.



Продолжает нашу десятку великих – советский военный фотограф, автор двух величайших, знаковых фотографии Великой отечественной войны – «Первый день войны» и «Знамя над Рейхстагом» – Евгений Халдей. Как военный фотограф, Халдей прошел всю Великую отечественную, и наиболее значимые его работы были сделаны в период с 1941 по 1946 года. Фотографии Халдея переполнены чувством исторической важности. Не секрет, что многие работы фотографа, в том числе и работа «Знамя над Рейхстагом» были постановочными. Халдей считал, что фотография должна максимально полно передать дух времени и события, потому, спешка была ни к чему. К созданию каждый работы автор подходил ответственно и основательно.


Продолжает наш список классик фотографической публицистики – Борис Игнатович. Игнатович был близким другом и соратником Александра Родченко, вместе с которым в конце 20-х годов организовал фотографическое объединение Группа «Октябрь». Это было время стремлений и поиска новых форм. Творческие люди, как правило, плодотворно занимались в нескольких направлениях одновременно. Вот и Игнатович – был и фотографом, и фотокорреспондентом, и документалистом в кино, и журналистом, и иллюстратором.



Далее следует величайший советский фотопортретист – . Наппельбаум вошел в историю фотографии, как непревзойденный студийный фотограф-портретист. Наппельбаум – мастер композиционного решения, удивительно и самобытно подходил к световой композиции, при которой, всё внимание зрителя аккумулируется на портретируемом. Как и в случае с , через студию которого прошли все зарубежные знаменитости 20 века, так и сквозь объектив Наппельбаума прошли величайшие представители страны советов, вплоть до Владимира Ильича Ленина. Наппельбаум пользовался огромной успехом и популярностью хорошего фотографа. Примечательно, что именно его пригласи сфотографировать место смерти великого русского поэта – Сергея Есенина.

Продолжает нашу десятку великих советских фотографов первый русский фотограф-пейзажист – Василий Сокорнов. Один из первых пейзажистов, который на фотоаппарат запечатлел красоту Русской природы, и в первую очередь Крыма, был художник, по образования, и фотограф, по призванию – Василий Сокорнов. Работы Сокорнова пользовались огромной популярностью уже при жизни фотографа. Так же как и работы , который всю свою жизнь фотографировал природу Виржинии, работы Сокорнова, в основной своей массе, посвящены Крыму. Они печатались в журналах и открытками разлетались по всей России. Сегодня считается, основным летописцем Крымской природы первых десятилетий 20-го века.

Основоположник Русской, советской публицистической, социальной фотографии – Максим Дмитриев, занимает восьмую позицию нашего рейтинга. Жизнь и творчество Дмитриева – это история невероятного взлета и такого же невероятного падения. Выходец из Тамбовской губернии, ученик церковно-приходской школы, к началу 1900-х годов, Дмитриев становиться ведущим фотографом Москвы. Основатель фотоателье, через которое проходят ведущие люди времени – Иван Бунин, Федр Шаляпин, Максим Горький. Но мы любим и помним Дмитриева за его летописные фотографии Поволжья. В них сосредоточена самобытная и жизнь и уклад России, умело подмеченный гениальным фотографом. Падением Дмитриева стал приход к власти большевиков и повсеместное раскулачивание. К началу 30-х годов, фотоателье художника была отобрано, вместе с более чем семью тысячами великолепных краеведческих фотографий.