Фольклорная игровая программа старинные забавы. Сценарий фольклорной игровой программы. Сценарий театрализованной игровой программы

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72

с углубленным изучением немецкого языка

Калининского района Санкт-Петербурга

Сценарий игровой программы

«По страницам русского фольклора…»

для учащихся 2 класса

учитель начальных классов,

Санкт-Петербург

2010-2011 учебный год

Пояснительная записка

Цель:


  • Развитие интереса учащихся к истории и культуре русского народа,

  • Формирование дружеских отношений в классе в процессе игрового взаимодействия.
Задачи:

  • Способствовать развитию познавательного интереса к устному народному творчеству,

  • Развивать смекалку, эрудицию и кругозор учащихся,

  • Вовлечь всех учащихся класса в игровое взаимодействие и способствовать формированию сплоченного классного коллектива,

  • Формировать игровую культуру учащихся: умение работать сообща (в парах, командах), согласовывать свои действия, умение порадоваться за победившую команду, поддержать тех, кто не стал победителем игры.

  • Вызвать положительные эмоции и радость от общения со сверстниками во время игры.
Условия и особенности реализации:

Данная игровая программа рассчитана на один класс (не более 30 человек). Для проведения отдельных игр требуется пространство для активного взаимодействия: целесообразно проводить в актовом зале или игровой комнате. Программа рассчитана на 30-40 минут. Чтобы проникнуться и почувствовать быт и культуру русского народа всем участникам предлагается придти в русских народных костюмах (или элементах костюма).

Оборудование:


  • Мультимедийное устройство и ноутбук,

  • Магнитофон или музыкальный центр,

  • Музыкальные записи народных мелодий,

  • Игровое поле для подсчета баллов,

  • Мяч,

  • Карточки с заданиями для ведущего,

  • Корзинка,

  • Маски-шапочки для игры «Теремок», теремок.
Ход игры:

Василиса Прекрасная: Девчонки и мальчишки!

Оставь на парте книжки!

Петрушка: Бегом, скорее, все сюда

У нас веселая игра!

Ведущий: - Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?

Давайте посмотрим, что они в корзинке с собой принесли?

Герои показывают, что в корзинке у них находятся карточки с загадками.
Василиса Прекрасная: А Вы любите загадки отгадывать?

Ведущий предлагает ребятам разделиться на две команды согласно эмблеме, которая прикреплена заранее каждому ребенку. После этого каждая команда по очереди вытягивает по одной загадке и отгадывает. За каждую верно отгаданную загадку команда получает балл. По итогам игры «Загадки» выставляется общее число баллов за этот конкурс в игровое поле.

Игра «ЗАГАДКИ»

Василиса Прекрасная

Петрушка:


  1. Слаще меда, мягче пуха.
Отдохни! – все шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить. (ЛЕНЬ)


  1. В каждой книжке и тетрадке
Можно встретить эти грядки. (СТРОЧКИ)

  1. Одной ручкой - всех встречает,
Другой ручкой – всех провожает. (ДВЕРЬ)

  1. Межи деревянные, а поля стеклянные. (ОКНО)

  2. Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает. (СВЕЧА)

  1. Из избы идут – пляшут,
А в избу идут – плачут. (ВЕДРА)

  1. У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит. (САМОВАР)


  1. Купили новенькое,
Такое кругленькое,

Качают в руках,

А оно все в дырах. (СИТО)


  1. Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько,

По полу скок-скок

И сел в уголок. (ВЕНИК)


  1. В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья! (ЗЕРНО)
Петрушка и Василиса раздирают последнюю одиннадцатую загадку, пытаясь завладеть ей.

Ведущий: Дорогие наши герои, разве можно так? Ребята, давайте рассудим ситуацию, ведь любой конфликт надо решать мудро! Где мы черпаем народную мудрость?
Игра «ПОСЛОВИЦЫ»

Ведущий выдает каждой команде разрезанные на две части пословицы и предлагает их соединить. Каждая правильно собранная пословица оценивается в один балл.


  1. Учись смолоду, пригодится в старости.

  2. Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.

  3. Где смелость, там и победа.

  4. Делаешь наспех – сделаешь на смех.

  5. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

  6. Учись доброму, худое на ум не пойдет.

  7. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

  8. Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее.

  9. Чем дальше в лес, тем больше дров.

  10. Умел ошибаться, умей и поправиться.

Ведущий вместе с детьми проверяют, правильно ли ребята составили пословицы. И на игровом поле устанавливают общее число правильно составленных пословиц.
Игра «БЛИЦ-ТУРНИР»

На экране появляются зашифрованные слова – названия видов устного народного творчества. Право ответа получает та команда, которая первая поднимет руку и назовет верное слово. За каждое правильно отгаданное слово команда получает балл.


  1. П. . . Ш. И (потешки)

  2. З А. . . . И (загадки)

  3. П. . .И (песни)

  4. Ч А. . . . . И (частушки)

  5. П. . . . . . ЦЫ (пословицы)

  6. С К. . . . . . . . . И (скороговорки)

  7. П. . . . . Р. И (поговорки)

  8. Б. Л. . И (былины)

  9. С К. . . И (сказки)

  10. С Ч. . . . . И (считалки)
Игра «СКАЗКИ»

Дети встают в круг, чередуясь с игроками другой команды. Игроки передают мяч по кругу, пока играет музыка. Когда музыка останавливается, мяч остается в руках одного ребенка. Ведущий говорит первое слово из названия русской народной сказки, а игрок договаривает. Если ответ правильный, команда получает балл.


  1. «Петушок и …» (бобовое зернышко)

  2. «У страха …» (глаза велики)

  3. «Лиса и …» (журавль)

  4. «Каша из …» (топора)

  5. «Гуси - …» (лебеди)

  6. «Король - …» (дроздобород)

  7. «Поп и …» (мужик)

  8. «Как мужик …» (гусей делил)

После этой игры ведется общий подсчет баллов и выявляется команда-победитель.

Чтобы все ребята почувствовали себя единым дружным и сплоченным коллективом, завершить игровую программу предлагается игрой, направленной на формирование доверительных отношений, взаимодействие со всеми одноклассниками.
Игра «ТЕРЕМОК»

Сюжет сказки переворачивается: мышка-норушка всем зверюшкам, просящим пристанище, отказывает, говоря: «Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!». Из класса выбираются герои сказки, которые произносят слова «Кто, кто в теремочке живет? Пустите меня к себе жить». Все остальные ребята обращаются к мышке-норушке «Дорогая мышка!» и приводят разнообразные аргументы в пользу персонажа. Только после этого мышка пускает их жить в свой теремок.
После игры, все участники игровой программы встают в круг. Ведущий благодарит всех и предлагает ответить на следующие вопросы:


  • Было ли Вам интересно?

  • Что понравилось больше всего?

  • Что Вы узнали нового?

  • Когда Вам было весело?

Список литературы


  1. «Школьные игры и конкурсы» №3-2008 год. Приложение к газете «Педсовет».

  2. «Сборник загадок» Пособие для учителя. Составитель М.Т.Карпенко. Москва, «Просвещение», 1988 год.

  3. Н.Е.Щуркова «Собранье пестрых дел», Смоленск, 1996 год.

  4. «Литературные чтения» 2 класс, часть1. Программа «Школа России», Москва, «Просвещение», 2010 год.

  5. «Стихи, рассказы, сказки…», под редакцией Г.П.Веселова, Москва, «Просвещение», 1985 год.

Фольклорная игровая программа

«Жили – были, хоровод водили»

Цель: расширить знания учащихся о традициях, русской народной культуре и прелести её обычаев.

Задачи:

1. Знакомство со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками.

2. Формирование интереса и уважения к традициям на Руси.

3. Активизацию интереса у учащихся к истокам и истории своего народа.

4. Воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование: мультимедийное оборудование

Ведущий . Богато народное творчество пословицами да загадками, сказками да потешками, песнями да прибаутками, играми да шутками. И мы будем тому свидетелями.

1. Собирайся народ!

Интересное вас ждет:

Много песен, много шуток

И веселых прибауток.

2. Открываются ворота,

Выходи кому охота!

Вбегают два скомороха – Фома да Ерема

Ф. Где тут масляный праздник?

Е. Не шути проказник! Вот он - праздник!

Вместе. Здравствуйте честной народ!

Фома и Ерема низко поклонились, колпаки свалились.

Ф. Колпаки надеваем.

Е. Снова начинаем.

Вместе. Здравствуйте честной народ!

Мы пришли к вам оба: Фома да Ерема.

Ф. На праздник посмотреть

Е. С вами поиграть – себя показать.

Вместе. Да потешки рассказать.

Звучит музыка, дети рассказывают потешки (начинают Фома да Ерема)

1. - Фома, что из леса не идешь? . 2. - Ерема, у тебя дома тепло?

Да медведя поймал! - Тепло, на печи в шубе согреется можно.

Так веди сюда!

Да он не идет.

Так сам иди

Да он меня не пускает.

3. - Федул, что губы надул? 4. - Сынок, сходи за водицей на речку!

Кафтан прожег. - Брюхо болит!

Можно зашить - Сынок, иди кашу есть!

Да иглы нет. - Что ж, раз мать велит – надо идти.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

5. Инсценировка «Уля и Филя»

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

Ф: Мать прислала лепешек – оладушек.

У: А где же они?

Ф: Я их под лавку положил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел.

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала сарафан.

У: А где же он?

Ф: Я его в печку положил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы его повесила

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала барана.

У: А где же он?

Ф: Я его повесил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала сестренку Настьюшку.

У: А где же она?

Ф: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала свинью.

У: А где же она?

Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.

У: Ах ты, Филя, простофиля!

А у нас…

Таракан дрова рубил, комар водушку носил,

В грязи ножки увязил.

Вошка парилася, да ударилася ненароком –

Правым боком: ребро вывихнула.

Клопы подымали, живот надорвали.

Не в том углу сидишь, не те песни поешь.

Так без запевалы и песня не поется.

Где песня льется, там легче живется.

Не спеть ли нам русскую песню «Бояре»?

Музыкальная игра «БОЯРЕ»

1. Мы вам спели от души, наши песни хороши

Хороши и шутки, шутки –прибаутки

Ведущий

Сяду рядышком на лавке

Вместе с вами посижу, загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу…

1. Кто приходит, кто уходит –

Все ее за ручку водят. (дверь)

2. Межи деревянные,

А поля стеклянные. (окна)

3. В избе – изба, на избе – труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ, а тушить не идет.. (печь)

4. В небо дыра, в землю дыра,

А в середине огонь, да вода. (самовар)

5. Собой не птица, петь не поет,

Кто к хозяину идет, она знать дает. (собака)

5. И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и вряд

В шапках молодцы стоят. (грибы)

Ведущая

Не зря в народе говорится: старинная пословица, не мимо молвится!

А сейчас мы посмотрим, знают ли дети пословицы.

Игра «Собери пословицу» (на доске «рассыпалась» пословица)

1. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!

2. Мала пчела, и та работает!

3. Труд человека кормит, а лень портит!

4. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож!

Ой, ребята, та-ра-ра,

На лугу стоит гора.

Выходи скорей играть,

Звонки песни распевать!

Игра «Ворон»

Русская народная прибаутка

Ведущий . Затей у нас большой запас

А для кого они? Для вас.

Песни петь или играть?

Ведущая: Мы и пели, и плясали,

А играть мы не играли.

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Собирайся детвора,

Ждёт вас русская игра!

А как нам выбрать ведущего? Правильно надо посчитаться. Какие считалочки вы знаете?

Игра «Лавочка - суковаточка»

Ведущий выбирается по считалке

Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки, луку полторы головки,

Да петрушки корешок, да капустный кочешок.

Потеснись – кА ты, капуста, от тебя в кастрюле густо!

Раз, два, три, огонь зажжем, кочерыжка, выйди вон!

Дети садятся на лавочку. Водящий прохаживает мимо, потом легонько ударяет по колену одного из сидящих. Чем внезапнее, неожиданнее этот удар, тем лучше. Водящему вместе с избранным игроком надо оббежать вокруг лавки, и занять освободившееся место. Кто не успел, исполняет частушку и становится водящим.

Ведущий : Раз, два, раз, два

И закончилась игра!

Игра «Колышки» («Я на камушке сижу»р. н. м.)

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Ай ли, ай люли, огород свой горожу.

Девочки-подружки, разбирайте колышки!

Девочки выбирают мальчиков и встают за ними, образуя круг.

Водящий ходит вокруг круга, подходит к любой паре.

Водящий : Кума, кума, продай колышки!

А что стоит?

Кочан капусты, веник да рубль денег.

Ну, по рукам, да в баню!

Ударяют по рукам и бегут в разные стороны. Кто прибежит первым, тот встает у «колышка». Проигравший становится водящим.

Ведущая. Так даже повелось на Руси: работали да частушки пели.

Частушки

Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, сыграем –

Попросите только нас!

Мы с веселой песней дружим,

И по русски говорим,

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим!

Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона.

Здесь по всюду нас встречает

Русская старина!

Старину мы уважаем,

Старину мы бережем.

О старинном русском крае

Песни звонкие поем!

Приезжайте в гости к нам,

Очень рады мы гостям!

Мы вас чаем угостим,

С нами в пляску пригласим!

Мы играли и плясали

Забавлялись, забавляли

А теперь настал черед песни

, Классное руководство

Цели и задачи классного часа (урока): привитие интереса к русскому народному творчеству и обычаям, традициям других народов;

  • мотивация школьников к изучению фольклора своей страны;
  • активизация досуга подростков, познавательной деятельности школьников.
  • Данная программа может послужить моделью для нетрадиционного урока литературы.

    Оборудование:

    • компьютер;
    • мультимедиапроектор;
    • жетоны с количеством очков;
    • секундомер.

    Предварительная работа:

    Классный руководитель (учитель) формирует команды из учащихся или одного класса, или разновозрастные. Участники знакомятся с правилами игры, выбирают капитана команды. Количество команд выбирает сам учитель.

    Правила игры:

    Путешествие происходит по шести станциям: “Музыкальная”, “Народные праздники”, “Народное искусство”, “Русская кухня”, “Быт русского народа”, “Пословицы”. Участники по очереди выбирают станцию и номер вопроса. На обсуждение предлагается 30 секунд, после этого даётся ответ. Если команда не отвечает, то возможность ответить получает другая команда.

    Описание классного часа (урока):

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть друг друга. Мы собрались здесь, чтобы поговорить об очень серьёзных вещах.

    На Руси издавна была в ходу пословица: “Делу время – потехе час”. Русский народ умел работать, защищать свою землю, но и умел хорошо веселиться и отдыхать.

    На сегодняшнем классном часе мы постараемся и всерьёз и в шутку поговорить о русском фольклоре.

    Итак, начинаем!

    Станция “Музыкальная”

    100 - Как называется русский трёхструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

    200 - Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

    300 - Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь)

    400 - Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)

    500 - Необычный музыкальный инструмент, похожий на дудочку, заимствованный у рогатого скота? (Рожок)

    Станция “Народные праздники”

    100 - На какой праздник особенно любили гадать девушки? (Святки)

    200 - Назовите самый короткий народный праздник (Ночь на Ивана Купалу)

    300 - Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник (Весна, зелёные святки)

    400 - Что представлял собой обряд “завивание бороды”? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

    500 - Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

    Станция “Народное искусство”

    100 - Какие три главных цвета имеет хохломская роспись? (Красный, жёлтый, золотой)

    200 - Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое она брала с собой на посиделки. Что это? (Прялка)

    300 - Когда мастера делали заготовку бересты? (В период сокодвижения)

    400 - Что такое колт? (Височная подвеска кокошника или шапки)

    500 - Какие самые популярные изделия русских умельцев из бересты и лыка? (Лукошко и лапти)

    Станция “Русская кухня”

    100 - Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб)

    200 - Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленицы. (Блины)

    300 - Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)

    400 - Что такое кулебяка? (Пирог с мясом или рыбой)

    500 - Какое блюдо солят трижды? (Пельмени)

    Станция “Быт русского народа”

    100 - Назовите самое распространённое на Руси осветительное устройство. (Лучина)

    200 - Какая обувь была самой распространённой в Древней Руси? (Лапти)

    300 - Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)

    400 - Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

    500 - Любимое узорчатое деревянное завершение крыши русской избы. (Конёк)

    Станция “Пословицы”

    (Участники должны подобрать к названной пословице русский аналог)

    100 - “Бежал от дождя, попал под ливень” (арабская пословица). (Из огня да в полымя)

    200 - “Тот не заблудится, кто спрашивает” (финская пословица). (Язык до Киева доведёт)

    300 - “Где нет фруктовых деревьев, свёкла сойдёт за апельсин” (иранская пословица). (На безрыбье и рак рыба)

    400 - “Всё хорошо в своё время” (английская пословица). (Делу время - потехе час)

    500 - “Пика не кладётся в мешок” (польская пословица). (Шила в мешке не утаишь)

    В конце игры подводятся итоги, определяется команда-победительница. Происходит награждение. Учителю важно поощрить отличившихся ребят, которые показали не только знание, но и заинтересованность в изучении русского фольклора.

    Татьяна Ронина
    Сценарий фольклорно-игровой программы «Яблочный спас - собрал у околицы нас» для детей разновозрастных групп (5–7 лет)

    Цель : Приобщение детей к русским , кубанским народным традициям.

    Задачи :

    Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас ".

    Создать радостную атмосферу праздника.

    Способствовать развитию двигательной активности детей .

    Развивать ловкость, смекалку.

    Вести здоровый образ жизни.

    Ход праздника.

    Звучат песни в исполнении Кубанского Казачьего хора.

    Кубанская Казачка 1 - Все! Все! Все!

    Все на праздник спешите скорей!

    Нет праздника Кубанского нашего щедрей!

    Дети в кубанских костюмах проходят и рассаживаются на скамейки.

    Кубанская Казачка 2 - Здравствуйте гости, дорогие, желанные! Милости просим! Есть такой праздник в августе – Яблочный Спас . Во время Спаса обязательно освещаются яблоки , а также другие фрукты, мёд и цветы. В Яблочный Спас обязательно соблюдается обычай угощать всех близких, знакомых, прохожих, яблоками , окроплёнными святой водой в храмах и церквях.

    Ребята, сегодня к нам в гости пришел настоятель ___

    Он поздравит вас с праздником и немного о нем расскажет.

    Вступительное слово священника. Краткий рассказ о празднике.

    Кубанская Казачка 2 - Ребятки, поможете нам отгадать загадки? Слушайте внимательно!

    1. Гуси-лебеди летели,

    Унести детей хотели .

    Что за дерево стояло

    И ребят от них скрывало? (яблоня )

    2. В саду на дереве растёт

    Красивый, вкусный, сочный плод

    Я подскажу на букву"Я"

    Он начинается друзья. (яблоко )

    3. Кто в доме-яблоке живёт

    Постепенно дом жуёт? (червяк)

    4. Белым цветёт

    Зелёным висит

    Красным падает. (яблоко )

    5. Кругло, да не арбуз,

    С хвостом, да не мышь. (яблоко )

    6. Круглое, румяное, я расту на ветке,

    Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко )

    Кубанская Казачка 2 - А сейчас красны девицы да добры молодцы выходите, и стихи свои про яблочки прочтите .

    Ребенок Маленькая яблонька

    У меня в саду.

    Белая-пребелая

    Вся стоит в цвету.

    Я надела платьице

    С белою каймой.

    Маленькая яблонька

    Подружись со мной.

    Ребенок - Яблочный Спас - золотая пора ,

    С яблонь в садах опадает листва.

    Ветки согнулись под тяжестью плода,

    Яблоки вкусные дарит природа.

    Ребенок - Желтые, красные и золотые,

    Яблоки сладкие и наливные .

    Яблоки дети с веток срывают.

    Радуйтесь, дети, пора урожая!

    Ребенок - Кушайте, дети, природы дары :

    Яблочки съели - к вам силы пришли!

    Кубанская Казачка 1 - Спас второй приходит в гости,

    Ну-ка, люди, не ленись,

    Встаньте, разомните кости,

    Руки поднимите ввысь,

    И во двор пора настала

    Яблонь собирать плоды ,

    Ну-ка, сколько нарожало?

    Будем кушать до весны.

    Приготовили свои ручки!

    Речь с движениями «Яблочко » .

    У дороги яблонька стоит . руки сплести над головой, пальцы разжаты

    На ветке яблочко висит . сложить запястья вместе

    Сильно ветку я потряс, руки над головой, потрясти кистями рук

    Вот и яблочко у нас . ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко

    В сладко яблочко вопьюсь соединить запястья, ладони развести)

    Ах, какой приятный вкус. большой палец вперед

    Кубанская Казачка 2 - Сегодня у всех без сомнения

    Должно быть хорошее настроение,

    Должны все в согласии жить-

    Друг друга любить и дружить!

    Приглашаю весь народ

    На веселый хоровод!

    Хоровод «Ой, сад во дворе» (кубанская народная песня) .

    дети за ведущей выполняют различные рисунки хоровода (улитка, выворачивание круга, прохождение в воротики) .

    Кубанская Казачка 1 - Славно, вместе танцевали!

    Не устали? Не устали!

    Дружно все в кружок вставайте,

    Яблочки передавайте !

    Игра р. н. «Бежит яблоко по кругу , прямо – прямо в руки другу»

    Дети под медленную музыку спокойно передают яблоко (можно 3- 4) по кругу, на быструю, веселую музыку ребенок у которого осталось яблоко скачет с ним по кругу.

    Кубанская Казачка 2 – Ребята, мы сегодня с вами отмечаем праздник – Яблочный Спас . Ну, а какой праздник без гостей. Вот и к нам спешат на праздник весёлые гости. Встречайте их!

    Появляется девочка Машенька и Медведь из сказки "Маша и медведь".

    Машенька - Здравствуйте, ребята! Я смотрю вы весело проводите время. А вы умеете варить варенье? Я Мишке уже сварила, давайте и вам сварю.

    Кубанская Казачка 2 – Свари, Машенька, пожалуйста!

    Исполняет песню «Про варенье»

    Медведь - Ох, и вкусное варенье сварила Машенька, я вообще очень люблю покушать! И сейчас мы с вами поиграем в игру «Съедобное – несъедобное» , если я беду называть предметы, которые нельзя съесть вы громко хлопайте в ладоши. Договорились?

    Игра на внимание «Яблоки и груши » На «неправильных» словах дети хлопают)

    Я люблю покушать яблоки и груши ,

    Суп и винегрет, тортик и омлет!

    Я люблю покушать яблоки и груши ,

    Кашу, сапоги, масло, пироги!

    Я люблю покушать яблоки и груши ,

    Блинчики, картошку, макароны, кошку!

    Я люблю покушать яблоки и груши ,

    Булочку, конфеты, кофточку, котлеты!

    Я люблю покушать яблоки и груши ,

    Кубики, варенье, бублики, печенье!

    Я люблю покушать яблоки и груши ,

    Шапочку, морковку, тапочки, веревку!

    Я люблю покушать яблоки и груши ,

    Палку, самолетик, книжку, вертолетик!

    Медведь – Молодцы, вы очень внимательные ребята! Дети, а вы не забыли, как наш праздник называется? Ну-ка, говорите! Вот и хорошо, вы знаете, что висят на ветках? А вот мои яблоки оказались в воде .

    Ребята, выловите яблоки из тазика и перенесите в корзину.

    Соревнование "Помоги Мишеньке достать яблочко "

    Дети поделены на две команды. В тазу с водой плавают яблочки . Дети по одному ложкой вылавливают яблоко из воды и несут его на ложке в корзинку своей команды. Чья команда принесёт больше яблок , та и выиграла.

    Медведь - Молодцы и с этим заданием справились! А для вас тоже насобирал полную корзину яблок ! (Показывает и «случайно» рассыпает на пол).

    Соревнование "Собираем урожай"

    Участвуют желающие дети среднего и старшего возраста. Яблоки (мячики с сухого бассейна) рассыпаны на полу. Участники должны собрать яблоки по цвету (красные, желтые, зеленые) в корзинки-обручи. Кто быстрее?

    Кубанская Казачка 1 - Песни пели, плясали, играли и конечно немножко устали.

    Приглашаем всех по старинному обычаю на «столование» . Яблочный Спас – можно пирогами и яблочками полакомиться .

    Ведущие вместе - Угощайтесь, угощайтесь и, конечно, не стесняйтесь!

    Праздник заканчивается веселой дискотекой под русскую и кубанскую народную музыку.

    Тема : Каравай (фольклорно-игровая программа)

    Цель : изучение фольклорного материала о хлебе.

    Предварительная подготовка : разучивание песен, стихов, повторение пословиц, поговорок о хлебе, поиск загадок.

    Зал празднично украшен: на стенах плакаты с пословицами и поговорками о хлебе: «Хлеб всему голова», «Хлеб - батюшка, вода - матушка», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «У кого хлебушко, у того и счастье», «Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной»; репродукции картин П. Венецианова о крестьянском труде: «Весна. На пашне», «Гумно» и др. На столах, покрытых рушниками, старинными скатертями, - всевозможная выпечка, сделанная учениками и родителями; в зале снопы ржи, пшеницы, овса, старинные орудия труда (можно ограничиться серпами из школьного музея).

    Приглашаются гости - родители, учителя, друзья.

    Ход мероприятия

    Звучит песня «Русское поле» (сл. И. Гофф, муз. Я. Френкеля). Музыка приглушается.

    Ведущий.

    Комковато, ноздревато,

    И губато, и горбато,

    И кисло, и пресно,

    И красно, и кругло,

    И легко, и мягко,

    И твердо и ломко,

    И черно, и бело,

    И всем людям мило.

    Такую загадку придумал русский народ о каравае - круглом хлебе. Издревле хлеб берегли, в честь него слагали гимны, говорили о нем, как о живом существе: хлеб - кормилец, хлеб - батюшка. Наши предки - восточные славяне - считали каравай символом плодородия, использовали его в различных обрядах. Приготовление каравая было связано со множеством торжественных действий особенных жрецов (даже и в XVI-XVII веках были специальные придворные - «каравайчата»); использовались обрядовые жернова для приготовления муки. По словам старинной песни, «сам Бог каравай месит»: люди просят Бога спуститься с неба, чтобы помочь им месить тесто и печь. Связь каравая с Богом отражается в его украинских названиях: дивень, дивний каравай.

    В свадебных обрядах каравай, разломленный на две половинки, воплощал жениха и невесту. Настоящий обрядовый каравай украшался изображением миррового дерева и фигурками птиц и животных.

    В старину каравай ржаного хлеба с солонкой соли подносили князьям и боярам, царям и помещикам. Русские князья и цари принимали хлеб-соль от покоренных областей, при проезде через города и селенья, при приеме различных депутаций. Побежденные города также подносили завоевателям хлеб-соль.

    «Хлеб-соль величай!» - наказывали праотцы. Святое отношение к хлебу является одним из главных достоинств русского человека, ведь чтобы вырастить хлеб, надо вложить много труда: вспахать землю, посадить семена, волноваться, хватит ли влаги или, наоборот, не будет ли она излишней. А потом приходила пора убирать налитые колосья. В старину говорили: «Зерно в колосу - торопись жать полосу», «Жатва - время дорогое, никому тут нет покою», «Пора, же, мати, жито жати, ох, и колосок налился. Колосок налился» - так поется в старинной песне.

    Как вы думаете, ребята, что такое «жито»? (Хлебные злаки: рожь, пшеница, ячмень, просо.)

    Первый сжатый сноп называли «именинником». С него начиналась осенняя Молотьба, его соломой кормили больную скотину, зерна первого ржаного снопа считались целебными для людей и птиц. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы.

    Ведущий. К Успению (28 августа) оканчивалась уборка ржи и посев озимого хлеба. Закончив жатву, женщины приговаривали: «Кто пахал - тому силку, а кто сеял - тому две, а кто жал - тому все».

    По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентами («завязывали бороду») и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Оставляя несколько несжатых колосьев, жнеи надеялись вернуть земле силу, потраченную ею на выращивание урожая. Чтобы усилить это действие, «бороду» украшали лентой, свивали в венок, пригибая его к земле, прикапывали.

    Ведущий. К Воздвиженью (27 сентября) последние снопы перевозили на гумно, говаривали: «Здвижение - хлеб с поля на гумно движется. А с Феклы-заревницы (7 октября) в специальных помещениях - овинах - начинали по утрам молотить с огнем, то есть овины натапливали и молотили хлеб. Первый овин называли «именинником». Для именинного овина варили молотильщикам кашу. «На заревницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок».

    На Астафия (3 октября) примечали: «Астафий-ветряк дует всяк». Если в этот день будет ветер с юга, значит, будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год. С Астафия-ветродуя работали ветряные мельницы. Сусеки крестьянских амбаров заполнялись мукой свежего помола. «Бела-белена по полю гуляла, домой пришла - в сусек легла».

    К хлебу всегда было уважительное отношение, но к первому караваю, испеченному из свежей муки, особенно благоговейное. Вся семья собиралась к трапезе. Резал каравай самый уважаемый в семье человек. Резал его стоя, ровными ломтиками, не спеша, прижимая к груди.

    Есть семьи, где и по сей день режут хлеб только стоя, перед едой его целуют. Многие сметают крошки со стола и кладут в рот в знак уважения к хлебу.

    В старину существовало много примет, поверий, обрядов и обычаев, связанных с хлебом, вот некоторые из них:

    Солнце закатилось - не начинай новой ковриги, а то хозяйство расстроится: а если уж в этот час разрезают хлеб, то горбушку не едят, а после ужина опять приставляют к начатой ковриге.

    Хлеб из рук выпадает - значит, гость торопится.

    Раздвоился вдруг хлеб в печи - к отлучке одного из членов семьи.

    Хлеб, испеченный в страстную пятницу, привязывали льняным шпагатом к притолоке, и этот «страстной» хлеб исправно не пускал в дом злых духов.

    В доме каждого моряка и рыбака висел хлебец, слепленный в виде кораблика; и пока он цел, никакая беда не грозила ушедшему в море.

    А сколько загадок, пословиц и поговорок у русского народа о хлебе и обо всем, что с ним связано! К сегодняшнему дню вы готовили пословицы, поговорки и загадки о хлебе.

    Объявляю конкурс: «Хлеб - всему голова».

    Дети, заранее разделившись на две команды - «Колосок» и «Зернышко», - по очереди называют пословицы, поговорки, загадывают друг другу загадки, кто больше.

    Ведущий. Пришла пора провести «Хлебную викторину». У меня в руках чаша. В ней листочки с вопросами. Я буду по очереди подходить то к одной команде, то к другой. Вы будете брать листочек, читать вопрос и отвечать. Если не сможете дать правильного ответа, на помощь к вам придут друзья и родители. Команда, давшая правильный ответ, получает жетон. В конце игры вы сможете обменять жетоны на пряники, сушки, булочки, коржики, кексы.

    «Хлебная викторина»

    Вопросы:

    1. Что такое хлеб? Каким хлеб бывает? (Растения, зерна которых употребляют в пищу, называют словом «хлеб», хлеб бывает на корню, в зернах, печеный.)

    2. Какой хлеб - черный или белый - считают русским национальным хлебом? (Черный - ржаной хлеб.)

    3. Как называется хлеб, которым угощают гостей? (Пирог. Слово «пир» первоначально означало праздничный хлеб», отсюда - «пирог».)

    4. Что такое сусек? (Ящик для ссыпки зерна, муки.)

    5. Продолжите поговорку «Не худо, что булка...» (с полпуда).

    6. Загадаю загадку, закину на грядку:

    Моя загадка в рост пойдет, калачом взойдет. (Зерно.)

    7. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины.)

    8. О чем эта загадка: «Из-под липова куста бьет метелица густа»? (Муку сеют.)

    9. Продолжите поговорку «Хлеба ни куска, так и в доме...» (тоска).

    10. В какой русской народной сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то пшеницу мять да таскать»? («Сивка-Бурка».)

    11. Что это за борозда? «Стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужики пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память». О ком идет речь? О чем? Подсказка: проложена борозда от Киева до самого Черного моря. («Никита Кожемяка», Никитина борозда.)

    12. Отгадайте загадку:

    Лежит мужичок в златом кафтане,

    Подпоясан, а не поясом;

    Не поднимешь, так и не встанет. (Сноп.)

    13. Вспомните русскую народную сказку: «Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами». «А как подал хлеб царю, царь сказал: “Вот это хлеб, только в праздники его есть”». Кто этот хлеб испек? (Василиса Премудрая. «Царевна-лягушка».)

    14. Вспомните, в какой русской народной сказке героиня думала, что наестся в гостях на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши? («Лиса и журавль».)

    15. Кто этот сказочный хлебороб? Он за один час морской песок вспахал, рожь посеял, урожай собрал и на всю дорогу хлеба напек. У него есть шесть братьев, которые умеют чудеса творить. (Симеон. «Семь Симеонов».)

    16. Кто не велел в русской сказке садиться на пенек и есть пирожок? (Маша. «Маша и медведь».)

    17. О чем загадка?

    Согнут в дугу —

    Летом на лугу,

    Зимой на крюку. (Серп).

    18. Почему пряник печатный? (На нем есть напечатанная картинка ши надпись.)

    19. Почему каравай так назван? (Каравай - это хлеб, испеченный в каравайнике, «коло» - колесо, круг; каравай- круглый.)

    Ведущий. А знаете ли вы, ребята, русскую игру «Каравай». Тогда поиграем.

    Выбирают «именинника». Ходят вокруг него, взявшись за руки, поют:

    Как на (имя) именины

    Испекли мы каравай.

    Вот такой вышины,

    (поднимают руки вверх)

    Вот такой ширины,

    (расширяют круг)

    Каравай, каравай,

    Кого любишь - выбирай!

    «Именинник».

    Я люблю, конечно, всех,

    А (имя) больше всех.

    Выбранный вновь «именинник» становится в центр круга, игра повторяется.

    Ведущий . Наши далекие предки - восточные славяне - почитали каравай не только как обрядовый круглый хлеб с украшениями, но и как мифологическое существо. Согласно сказаниям, каравай, вернувшийся с неба, видел там месяц и многое другое. Очевидно, что игра «Каравай, где бывал?», в которую играли дети в прошлые века, пришла из седой старины. Давайте же и мы познакомимся с этой игрой. Кто у нас будет «караваем»?

    Мы все хором у него спрашиваем:

    Каравай, где бывал?

    Каравай, что видал?

    «Каравай» должен ответить, что он был на небе, и сказать, что он там видел. Например:

    Я на небе бывал,

    Я месяц видал.

    Мы опять хором говорим ему:

    Каравай, каравай,

    Ты другого выбирай.

    На кого «каравай» покажет, тот и станет новым «караваем». Его опять спрашивают, где он бывал, что видал. «Каравай» отвечает, повторяться нельзя. Если «каравай» повторяется, мы должны ему хором сказать:

    Каравай, каравай,

    То неправда! Ай-ай-ай!

    «Каравай» выбирает взамен себя другого, а сам из игры выбывает.

    Игра проводится до тех пор, пока мы не назовем, все, что есть на небе. (Солнце, звезды, заря, тучи, облака, ветер, радуга...)

    Ведущий.

    «Хлеб наш насущный» - святые слова,

    Так говорили и деды, и прадеды.

    Он в нашей жизни всему голова -

    Сила великая хлебушку дадена.

    Надо беречь хлеб - щедрость Земли,

    Силу страны, дар великой природы.

    Д. Леднев

    Вот и заканчивается наш разговор о хлебе, о русском каравае. Остался один момент - «К чаю ароматному угощение знатное». Приглашайте, ребята, гостей к столу.

    Звучит песня «Пряники русские». Все пьют чай.