Понятие о безупречном эксперименте его виды. Безупречный и хороший эксперимент. Этапы планирования эксперимента

  • Бодхи: «Типичные ошибки при выполнении социальных экспериментов».
  • Бодхи: «Цель проведения социальных экспериментов (СЭ)».
  • Глава 2.ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

    Если вы хотите экспериментально проверять, помогают ли музыкальные радиопередачи заучивать слова фран­цузского языка, вы легко сможете сделать это, повторив один из экспериментов, описанных в предыдущей главе. Скорее всего, вы спланируете свой эксперимент по об­разцу Джека Моцарта. Вы заранее определите оба ус­ловия независимой переменной, будете заниматься в одно и то же время дня и каждый этап эксперимента фиксировать документально. Вместо четырех фортепьян­ных пьес вы могли бы заучивать четыре списка слов сле­дующим образом: слушая радио, без радио, без радио, с радио. Иначе говоря, вы сможете применить ту же экспериментальную схему, что и Джек.

    Вполне возможно, что вам будут понятны некоторые-основания ваших собственных действий. Но что-то на­верняка останется неясным, и прежде всего - последо­вательность условий независимой переменной, т. е. сама экспериментальная схема. Вашей вины в этом нет, ведь экспериментальных схем вы еще не проходили. В на­стоящей главе этот недостаток будет устранен. Конечно, можно провести эксперимент и путем простого подража­ния образцу, но гораздо лучше понимать то, что вы де­лаете. Двух идентичных экспериментов не бывает, и сле­пое.копирование экспериментальной схемы часто приво­дит к затруднениям. Например, Иоко могла бы приме­нить в своем эксперименте регулярное чередование двух условий (сортов сока), как это делали в эксперименте с ткачихами (использование или не использование наушников). Но тогда она наверняка знала бы название тести­руемого сока, а "как раз этого она и старалась избежать, используя случайную последовательность. К тому же если вы не будете знать оснований различных планов и схем, вам трудно будет оценить качество эксперимен­тов, о которых вы будете читать. А, как вы помните, научить вас этому - одна из главных целей нашей книги.


    В данной главе мы сравним те планы, по которым

    Строились эксперименты в главе 1, с менее удачными планами проведения тех же экспериментов. Образцом для их сравнения будет «безупречный» эксперимент (который практически неосуществим). Анализ такого сюда позволит рассмотреть те основные идеи, которыми мы руководствуемся при создании и оценке эксперимен­тов. В процессе этого анализа мы введем в "наш сло­варь несколько новых терминов. В итоге мы определим, что безупречно и что нет ib тех трех экспериментальных схемах, которые использовались в главе 1. А эти схемы представляют три способа упорядочивания, или три вида последовательностей предъявления различных условий независимой переменной, применяемые в экспе­рименте с одним испытуемым.



    После изучения материала этой главы вы сможете компетентно и не подражая чужому эксперименту спланировать свой собственный. В конце главы нам будут.заданы вопросы по следующим темам:

    1. Степень приближения реального эксперимента к безупречному.

    2. Факторы, нарушающие внутреннюю валидность эксперимента.

    3.Систематические и несистематические источники нарушения внутренней валидности.

    4. Методы повышения внутренней валидности, спо­собы первичного контроля и экспериментальные схемы.

    5. Некоторые новые термины из словаря экспери­ментатора.

    ПРОСТО ПЛАНЫ И ПЛАНЫ БОЛЕЕ УДАЧНЫЕ

    Несомненно, первое условие проведения эксперимента - это его организация, наличие плана. Но не всякий план можно считать удачным. Предположим, что эксперимен­ты, описанные в главе1, проводились иначе, по сле­дующим планам.


    1. Пусть в первом эксперименте ткачиха вначале по сила наушники 13 недель, а затем 13 недель работала без них.

    2. Положим, Иоко решила использовать в своем эк­сперименте только по две банки каждого сорта сока, и весь эксперимент занял четыре дня вместо 36.

    3. Джек решил применять частичный метод заучива­ния к первым двум пьесам, а целостный - к двум сле­дующим.

    4. Или же, сохранив ту же последовательность мето­дов, Джек выбрал для эксперимента короткие вальсы,-а не более длинные пьесы, которые он разучивал обычно.

    Мы довольно ясно чувствуем, что по сравнению с ранее описанными экспериментами все эти планы - не­удачны. А если бы у нас был образец для сравнения, то мы совершенно точно могли бы сказать, почему имен­но первоначальные планы были лучше. Безупречный" эксперимент служит таким образцом. В следующем раз­деле мы подробно обсудим его, а затем посмотрим, как, он применяется для оценки наших экспериментов.

    БЕЗУПРЕЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

    Теперь у нас есть примеры удачно и неудачно сплани­рованных экспериментов. А можно ли и дальше усовер­шенствовать хорошо спланированный эксперимент? И можно ли сделать эксперимент абсолютно безупреч­ным? Ответ следующий: любой эксперимент можно улучшать до бесконечности, или - что то же самое - безупречный эксперимент провести нельзя. Реальные эксперименты совершенствуйся по мере приближения к безупречному.

    Если вы хотите экспериментально проверить гипотезу, можно провести эксперимент и путем простого подражания образцу, но гораздо лучше понимать то, что вы делаете. Двух идентичных экспериментов не бывает, и слепое копирование экспериментальной схемы часто приводит к затруднениям.

    Несомненно, первое условие проведения эксперимента – это его организация, наличие плана. Но не всякий план можно считать удачным. Довольно ясно, что по сравнению есть планы более удачные и есть планы менее удачные или совсем неудачные. Решая провести эксперимент, мы сталкиваемся с понятием экспериментальная схема . Экспериментальные схемы первых образцов исследования представляют собой три способа упорядочивания, или три вида последовательностей предъявления различных условий независимой переменной, применяемые в эксперименте с одним испытуемым. Образцом для их сравнения будет «безупречный» эксперимент какэталон (практически неосуществим).

    3.1. Понятие «безупречного» эксперимента

    Любой эксперимент можно улучшать до бесконечности, но безупречный эксперимент провести нельзя. Реальные эксперименты совершенствуются по мере приближения к безупречному эксперименту, который может быть представлен в трех видах: как идеальный эксперимент, бесконечный эксперимент, эксперимент полного соответствия.

    Идеальный эксперимент

    В идеальном эксперименте допускается изменение только независимой переменной (и, разумеется, зависимой переменной, которая принимает различные значения при разных условиях). Все прочее остается неизменным, и поэтому на зависимую переменную влияет только независимая перменная. Идеальный эксперимент невозможен. Однако сама идея является полезной, именно ею руководствуются при совершенствовании реальных экспериментов.

    Например, в идеальном (неосуществимом) эксперименте ткачиха должна была бы работать с наушниками и без них в одно и то же время! В этом случае разница в значениях зависимой переменной была бы обусловлена только независимой переменной, различием ее условий. Иначе говоря, все побочные обстоятельства, все другиепотенциальные переменные оставались бы на одном и том же неизменном уровне.

    Бесконечный эксперимент

    Чтобы усреднить не только изменчивость каждого из состояний независимой переменной, но и возможные колебания в состояниях самого испытуемого нужно продолжать эксперимент до бесконечности. Это и есть бесконечный эксперимент. Он не только невозможен, но и бессмыслен. Ведь общий смысл эксперимента заключается в том, чтобы на базе ограниченного количества данных делать выводы, имеющие более широкое приложение. Однако этот эксперимент также служит руководящей идеей.

    Бесконечный эксперимент имеет недостатки. Сам факт предъявления испытуемым одного из экспериментальных условий может сказываться (в период исследования) на их работе при другом условии. Поэтому полностью безупречными не являются ни идеальный, ни бесконечный эксперименты. К счастью, они имеют не только разные недостатки, но и разные преимущества и могут служить для оценки реальных экспериментов, весьма далеких от безупречного эксперимента.

    Эксперимент полного соответствия

    Если бы в неудачном варианте исследования Джек Моцарт заучивал вальсы вместо сонат, для исключения такого рода недостатков нужен эксперимент полного соответствия. Этот эксперимент также является бессмысленным, т. к. Джек должен был бы заучивать те же самые пьесы, которые он будет разучивать и после него. Но, один раз выучив пьесы невозможно учить их и после окончания эксперимента.

    Все три вида безупречного (почти) эксперимента нереальны. Полезны они как эксперименты «мысленные». Они подсказывают, что нужно делать для создания эффективного эксперимента. Идеальный и бесконечный эксперименты показывают, как избежать посторонних влияний и тем самым добиться большей уверенности в том, что экспериментальные результаты действительно отражают связь независимой и зависимой переменных. Эксперимент полного соответствия напоминает о необходимости контроля других важных переменных эксперимента, которые мы сохраняем неизменными.

    Понятие безупречного эксперимента ввел в психологию Роберт Готтсданкер. Психологи рассматривают безупречный эксперимент как образец, в котором воплощены все требования и ничто не угрожает достоверном заключения. Такая безупречная модель исследования в реальности недостижима. Однако это понятие способствует развитию и совершенствованию экспериментальных методов, избежанию возможных ошибок при проведении эксперимента.

    Р. Готтсданкер определил критерии идеального эксперимента: он должен быть идеальным, бесконечным и экспериментом полного соответствия.

    В идеальном эксперименте меняются только независимая и зависимая переменные, нет влияния на них внешних или дополнительных переменных. Разновидностью его чистый эксперимент, в котором исследователь оперирует только одной независимой переменной и ее полностью очищенными условиями.

    В бесконечном эксперименте число попыток и исследуемых создают возможность охвата всех источников вариативности переменных. Такой эксперимент может продолжаться бесконечно, поскольку существует возможность действия неизвестного фактора. Чтобы выяснить все побочные эффекты, которые искажают действие независимой переменной, исследователь должен продолжать исследования бесконечно и во времени, и по количеству попыток, поскольку всегда существует вероятность того, что в следующей пробе то может нарушить идеальность эксперимента.

    В эксперименте полного соответствия дополнительные переменные должны полностью соответствовать аналогам этих переменных в реальности. Экспериментальная ситуация полностью тождественной действительной реальной ситуации.

    Модель идеального эксперимента является недостижимым идеалом, к которому надо стремиться. Чем ближе реальный эксперимент этой модели, тем он является лучшим.

    Д. Кэмпбелл предлагает следующие критерии хорошего эксперимента:

    1. Хороший эксперимент определяет ясную временную последовательность: причина имеет во времени предшествовать эффекта.

    2. Влияние или влияния должны быть статистически связаны друг с другом. Если возможная причина и эффект не связаны (отсутствие ковариации), то одно явление не может быть причиной другого.

    3. Не должно быть альтернативных правдоподобных объяснений причин появления эффекта, то есть необходимо исключить влияние побочных переменных или как минимум контролировать их.

    4. Важно правильно обозначить причину и эффект в понятиях и терминах.

    Использование эксперимента в различных областях психологии имеет свою специфику. Психологические эксперименты направлены на исследование определенных проблем, а в различных отраслях психологии центральное место занимают свои специфические проблемы. Основные проблемы определяются любознательностью исследователя, его разносторонностью, воображением, а также тем, существуют возможности осуществления экспериментальных замыслов. Например, выдающийся психолог Джон Уотсон в своей книге "Бихевиоризм" (1924), выражая убежденность в своих идеях, предложил следующее: "Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них случайным образом, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом, даже нищим или вором независимо от данных, способностей, призвания или расы его предков ". Замысел такого эксперимента может поразить, однако, конечно, такое предложение слишком далеко заходит за пределы того, что большинство из нас считает приемлемым.

    Профессиональные требования к психологам нечетко определяют характер и содержание их исследовательской деятельности, преподавания и консультирования. В любых условиях, а не только в университете или научном учреждении, есть возможность для проведения исследований. Эксперимент возможен в школе, офисе, государственной или коммерческой организации, в повседневной жизни, на отдыхе.

    психология испытуемый эксперимент

    Человек и особенности его личности уже не одно столетие являются объектом интереса и изучения великих умов человечества. И с самого начала развития психологической науки и до наших дней люди сумели развить и существенно улучшить свои навыки в этом непростом, но захватывающем деле. Поэтому сейчас для получения достоверных данных в изучении особенностей психики человека и его личности люди пользуются большим количеством самых разных способов и методов исследования в психологии. И одним из методов, получивших наибольшую популярность и зарекомендовавших себя с самой практической стороны, является психологический эксперимент.

    Эксперимент в психологии - это определённый опыт, который проводится в специальных условиях, с целью получения психологических данных путём вмешательства исследователя в процесс деятельности испытуемого. Исследователем в процессе эксперимента может выступать и ученый-специалист, и простой обыватель.

    Основными характеристиками и особенностями эксперимента являются:

    • · Возможность изменения какой-либо переменной и создания новых условий для выявления новых закономерностей;
    • · Возможность выбрать точку отсчёта;
    • · Возможность неоднократного проведения;
    • · Возможность включать в состав эксперимента другие методы психологических исследований: тест, опрос, наблюдение и другие.

    Существует множество взглядов на дифференциацию экспериментальных методик и значительное число обозначающих их терминов. Если обобщить результаты в этой области, то совокупность основных разновидностей эксперимента можно представить в следующем виде:

    I. По действительности проведения и полноте процедуры

    • 1. Реальный (конкретный). Реальный (конкретный) эксперимент - это опыт, проводимый в действительности в конкретных экспериментальных условиях. Именно реальные исследования дают фактический материал, используемый как в практических, так и в теоретических целях. Результаты опыта справедливы для конкретных условий и популяций. Их перенос на более широкие условия носит вероятностный характер.
    • 2. Мысленный (абстрактный): Мысленный эксперимент - воображаемый опыт, невыполнимый в действительности. Иногда к этому разряду относят и мысленные манипуляции по поводу организации и проведения в будущем планируемого реального эксперимента . Но такое предварительное «проигрывание» в уме реального опыта - фактически его обязательный атрибут, реализуемый на подготовительных этапах исследования (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, планирование).
    • а) идеальный;
    • б) бесконечный;
    • в) безупречный.

    Идеальный эксперимент - это эксперимент, в котором на зависимую переменную отсутствуют любые влияния кроме одной независимой переменной. В реальности исключить дополнительные влияния множества привходящих факторов невозможно. Поэтому идеальный эксперимент в действительности неосуществим. На практике приближение реального опыта к идеальному реализуется путем контроля дополнительных переменных, изложенного при описании экспериментальной процедуры.

    Бесконечный эксперимент - эксперимент, охватывающий все возможные экспериментальные ситуации для всей исследуемой популяции (генеральной совокупности). В реальности множество таких ситуаций безгранично вследствие огромных, а зачастую и неизвестных, размеров генеральной совокупности и бесчисленного количества действующих на испытуемого факторов. Учет всего этого бесконечного множества ситуаций выполним только в фантазии исследователя. Вследствие своей безграничности (в разнообразии и во времени) такой эксперимент и получил название бесконечного. Практическая бессмысленность бесконечного эксперимента состоит в противоречии с одной из основных идей эмпирического исследования - перенос результатов, полученных на ограниченной выборке, на всю генеральную совокупность. Он нужен только как теоретическая модель.

    Безупречный - это эксперимент, сочетающий в себе черты и идеального, и бесконечного экспериментов. Как эталон исчерпывающего эксперимента, дает возможность оценить полноту и, соответственно, недостатки конкретного реального опыта.

    II. По цели эксперимента

    1. Исследовательский.

    Исследовательский эксперимент - это опыт, нацеленный на получение новых знаний об объекте и предмете изучения. Именно с этим видом опытов обычно ассоциируется понятие «научный эксперимент», поскольку главная цель науки - познание неизвестного. В то время как две другие разновидности эксперимента по критерию цели носят преимущественно прикладной характер, исследовательский эксперимент осуществляет в основном поисковую функцию.

    2. Диагностический (обследовательский).

    Диагностический (обследовательский) эксперимент - это опыт-задание, выполняемый испытуемым с целью обнаружения или измерения у него каких-либо качеств. Нового знания о предмете исследования (качестве личности) эти опыты не дают. Фактически это тестирование.

    3. Демонстрационный.

    Демонстрационный эксперимент - это опыт иллюстративного характера, сопровождающий познавательные или развлекательные мероприятия. Непосредственной целью подобных опытов является ознакомление аудитории либо с соответствующим экспериментальным методом, либо с получаемым в эксперименте эффектом. Наибольшее распространение демонстрационные опыты нашли в учебной практике. С их помощью обучающиеся осваивают исследовательские и диагностические приемы. Нередко ставится и дополнительная цель - заинтересовать учеников соответствующей областью знания.

    III. По уровню исследования

    1. Предварительный (разведывательный)

    Предварительный (разведывательный) эксперимент - это опыт, осуществляемый для уточнения проблемы и адекватной в ней ориентировки. С его помощью зондируются малоизвестные ситуации, уточняются гипотезы, выявляются и формулируются вопросы для дальнейших исследований. Исследования такого разведывательного характера часто называются пилотажными. На основании полученных в предварительных экспериментах данных решаются вопросы о необходимости и возможностях дальнейших исследований в этой области и организации основных экспериментов.

    2. Основной

    Основной эксперимент - это полномасштабное эмпирическое исследование, выполняемое с целью получения новых научных данных по интересующей экспериментатора проблеме. Полученный в итоге результат используется как в теоретических, так и в прикладных целях. Основному эксперименту могут предшествовать предварительные как разведывательного, так и ознакомительного характера.

    3. Контрольный.

    Контрольный эксперимент - это опыт, итоги которого сравниваются с результатами основного эксперимента. Необходимость в контроле может возникнуть по разным причинам. Например: 1) обнаружены ошибки в проведении основных опытов; 2) сомнения в точности выполнения процедуры; 3) сомнения в адекватности процедуры гипотезе; 4) появление новых научных данных, противоречащих полученным ранее; 5) стремление к дополнительным доказательствам справедливости принятой в основном эксперименте гипотезы и преобразованию ее в теорию; 6) стремление опровергнуть имеющиеся гипотезы или теории. Понятно, что по степени точности и надежности контрольные эксперименты не должны уступать основным.

    IV. По типу воздействия на испытуемого

    1. Внутренний.

    Внутренний эксперимент - это реальный эксперимент, где психические явления вызываются или изменяются непосредственно волевым усилием испытуемого, а не воздействием из внешнего мира. Экспериментирование производится в субъективном пространстве человека, где он играет роль и экспериментатора, и испытуемого. Внутреннее воздействие всегда включает в себя независимую переменную, а в идеале только ею и должно ограничиться. Это сближает внутренний эксперимент с мысленным идеальным.

    2. Внешний.

    Внешний эксперимент - обычный экспериментальный способ изучения психических явлений, когда их появление или изменение достигается за счет внешних воздействий на органы чувств испытуемого.

    V. По степени вмешательства экспериментаторов жизнедеятельность испытуемого (по типу экспериментальной ситуации)

    А. Классическая группировка

    1. Лабораторный (искусственный).

    Лабораторный (искусственный) эксперимент - это опыт, ставящийся в искусственно созданных условиях, позволяющих строго дозировать стимуляцию (независимые переменные) и контролировать прочие воздействия на испытуемого (дополнительные переменные), а также точно регистрировать его ответные реакции, включающие зависимые переменные. Испытуемый знает о своей роли в эксперименте, но его общий замысел ему обычно не известен.

    2. Естественный (полевой).

    Естественный (полевой) эксперимент - опыт, осуществляемый в обычных для испытуемого условиях с минимумом вмешательства в его жизнедеятельность со стороны экспериментатора. Предъявление независимой переменной как бы «вплетено» естественным образом в обычный ход его деятельности. В зависимости от вида выполняемой деятельности и соответствующей ситуации различают и виды естественного эксперимента: в условиях общения, трудовой, игровой, учебной, военной деятельности, в условиях быта и досуга. Специфический вид подобного типа экспериментов - следственный эксперимент, в котором искусственность процедуры сочетается с естественностью условий противоправных действий.

    3. Формирующий.

    Формирующий эксперимент - это метод активного воздействия на испытуемого, способствующий его психическому развитию и личностному росту. Главные сферы применения этого метода - педагогика, возрастная (в первую очередь, детская) и педагогическая психологии. Активное воздействие экспериментатора заключается главным образом в создании специальных условий и ситуаций, которые, во-первых, инициируют появление определенных психических функций и, во-вторых, позволяют целенаправленно их изменять и формировать. Первое характерно и для лабораторного, и для естественного эксперимента. Второе - специфика рассматриваемой формы эксперимента. Формирование психики и личностных свойств - процесс длительный. Поэтому формирующий эксперимент обычно осуществляется продолжительное время. И в этом отношении может быть отнесен к лонгитюдному исследованию.

    Б. Неординарная группировка:

    1. Эксперимент, дублирующий реальность.

    Эксперименты, дублирующие реальность, - это опыты, моделирующие конкретные ситуации реальной жизни, результаты которых имеют невысокий уровень обобщения. Их выводы приложимы к конкретным людям в условиях конкретной деятельности, поэтому их еще называют экспериментами полного соответствия. Эти опыты преследуют сугубо практические цели. Данный тип эксперимента близок к естественному типу по классической группировке.

    2. Эксперимент, улучшающий реальность.

    Эксперименты, улучшающие реальность, - это опыты, в которых изменению подвергаются только некоторые, подлежащие изучению переменные. Остальные переменные - стабильны. Этот тип схож с лабораторным экспериментом по общепринятой классификации.

    VI. По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную

    1. Спровоцированный эксперимент.

    Спровоцированный эксперимент - это опыт, в котором экспериментатор сам воздействует на независимую переменную. Изменения НП могут быть как количественными, так и качественными. И тогда наблюдаемые экспериментатором результаты (в виде реакций испытуемого) как бы им же и спровоцированы. Очевидно, что подавляющее большинство экспериментальных исследований относится именно к этому виду. П. Фресс не без оснований называет этот тип эксперимента «классическим».

    2. Эксперимент, на который ссылаются.

    Эксперимент, на который ссылаются, - это опыт, в котором изменение независимой переменной осуществляется без вмешательства экспериментатора. Сюда относятся изменения личности, мозговые повреждения, культурные различия и т.п. По мнению П. Фресса, эти случаи очень ценны, «так как экспериментатор не может вводить переменные, действие которых было бы медленным (система воспитания), и не имеет права экспериментировать на человеке, если его эксперимент может вызвать серьезные и необратимые физиологические или психологические нарушения» . Могут быть случаи, когда эксперимент по одним переменным - спровоцированный, а по другим - на который ссылаются.

    VII. По количеству независимых переменных

    1. Однофакторный (двумерный).

    Однофакторный (двумерный) эксперимент - это эксперимент с одной независимой и одной зависимой переменными. Поскольку имеется только один влияющий на ответы испытуемого фактор, постольку опыт и называется однофакторным или одноуровневым. А поскольку есть две измеряемые величины - НП и ЗП, постольку эксперимент называется двумерным или бивалентным. Выделение только двух переменных позволяет изучить психическое явление в «чистом» виде. Реализация такого варианта исследования осуществляется с помощью описанных выше процедур контроля дополнительных переменных и предъявления независимой переменной.

    2. Многофакторный (многомерный).

    Многофакторный (многомерный) эксперимент - это эксперимент с несколькими независимыми и обычно одной зависимой переменными. Не исключается и наличие нескольких зависимых переменных, но этот случай пока крайне редок в психологических исследованиях. Хотя, видимо, за ним будущее, так как реальные психические явления всегда представляют собой сложнейшую систему множества взаимодействующих факторов. К ним применимо распространенное в науке наименование «плохо организованных систем», которое как раз и подчеркивает множественность детерминации их проявления

    VIII. По числу испытуемых

    1. Индивидуальный.

    Индивидуальный эксперимент - опыт с одним испытуемым.

    2. Групповой.

    Опыт с несколькими испытуемыми одновременно. Их взаимовлияния могут быть как существенными, так и незначительными, могут учитываться экспериментатором или не учитываться. Если взаимовлияния испытуемых друг на друга обусловлены не только соприсутствием, но и совместной деятельностью, то возможно говорить о коллективном эксперименте.

    IX. По способу выявления связей между переменными (по процедуреварьирования экспериментальной ситуации)

    1. Интрапроцедурный (внутри).

    Интрапроцедурный эксперимент (лат. intra - внутри) - это эксперимент, в котором все экспериментальные ситуации (а в сущности, все значения независимой переменной) предъявляются одному и тому же контингенту испытуемых. Если испытуемый один, т.е. осуществляется индивидуальный опыт, то говорят об интра-индивидуальном эксперименте. Сравнение ответов этого испытуемого, полученных в разных ситуациях (для разных значений НП), и дает возможность выявить зависимости между переменными. Особенно удобен этот вариант при количественных изменениях НП для определения функциональных зависимостей.

    2. Интерпроцедурный (между).

    Интерпроцедурный эксперимент (лат. inter - между) - эксперимент, в котором разным контингентам испытуемых предъявляются одинаковые экспериментальные ситуации. Работа с каждым отдельным контингентом осуществляется либо в разных местах, либо в разное время, либо разными экспериментаторами, но по идентичным программам. Главная цель подобных опытов - выяснение индивидуальных или межгрупповых различий. Естественно, что первые выявляются в серии индивидуальных опытов, а вторые - групповых. И тогда в первом случае говорят об интериндивидуальном эксперименте, во-втором - об интергрупповом, или чаще межгрупповом эксперименте.

    3. Кросс-процедурный (пересечение).

    Кросс-процедурный эксперимент (англ. cross - пересекать) - это эксперимент, в котором разным контингентам испытуемых предъявляются неодинаковые ситуации. Если испытуемые работают поодиночке, то речь идет о кросс-индивидуальном эксперименте. Если же каждой ситуации соответствует определенная группа испытуемых, то это - кросс-групповой эксперимент, который иногда называют межгрупповым, что является терминологической неточностью. Межгрупповой - это синоним интер-, а не кросс-группового эксперимента. Указанная неточность проистекает либо из-за неадекватного перевода иностранных источников, либо из-за небрежного отношения к терминологии.

    X. По типу изменения независимой переменной

    1. Количественный.

    Количественный эксперимент - это опыт, в котором независимая переменная может уменьшаться или увеличиваться. Ряд ее возможных значений представляет собой континуум, т.е. непрерывную последовательность величин. Эти значения, как правило, могут выражаться численно, поскольку НП имеет единицы измерения. В зависимости от природы НП ее количественное представление может осуществляться различными способами. Например, временной интервал (длительность), дозировка, вес, концентрация, число элементов. Это физические показатели. Количественное выражение НП может реализовываться и через психологические показатели: как психофизические, так и психометрические.

    2. Качественный.

    Качественный эксперимент - это опыт, в котором независимая переменная не имеет количественных вариаций. Ее значения предстают только как различные качественные модификации. Примеры: половые различия популяций, модальностные различия сигналов и т.п. Предельный случай качественного представления НП - это ее наличие или отсутствие. Например: присутствие (отсутствие) помех.