Оборудование для приготовления взрывчатых веществ. Способы утилизации взрывчатых веществ. Машины для магистральных перевозок компонентов ЭВВ

Под снаряжением боеприпасов понимают ряд последовательных операций по наполнению корпусов снарядов, мин, боевых частей реактивных снарядов и ракет, авиабомб и т.д. взрывчатыми веществами. Взрывчатые вещества производятся в порошкообразном виде. В боеприпасах ВВ представляют собой монолит и называются разрывным зарядом. Разрывной заряд изготовляется или непосредственно в камере боеприпаса, или изготовляется заранее, а затем в виде готовых шашек укладывается в камеру боеприпаса.

Наполнение корпусов боеприпасов взрывчатым веществом может производиться различными способами: заливкой , шнекованием , прессованием . Наполнение по первому способу производится заливкой расплавленного жидкого ВВ в корпус снаряда в один или несколько приемов в зависимости от размеров боеприпаса и конфигурации камеры. Чем больше калибр снаряда и отношение диаметра горловины камеры к ее наибольшему диаметру, тем в большее число приемов производится заливка. Качественный литой разрывной заряд должен иметь однородную мелкокристаллическую структуру (без пузырьков, раковин и трещин) и высокую плотность. Для получения однородной мелкокристаллической структуры разрывного заряда заливку ведут при наивыгоднейшем соотношении жидкой и кристаллической фаз в расплавленном ВВ. Последнее достигается так называемой шимозацией ВВ, т.е. энергичным перемешиванием расплавленного ВВ перед заливкой.

Перемешивание ускоряет охлаждение ВВ и начало процесса его кристаллизации, способствует образованию большого числа центров кристаллизации и, следовательно, препятствует появлению крупных кристаллов.

Мелкокристаллическая структура разрывного заряда обеспечивает ему высокую плотность, прочность и безопасность при выстреле, что очень важно, так как такой разрывной заряд может выдержать без разрушения напряжения, развивающиеся в нем под действием инерционных сил при выстреле.

Заряды крупнокристаллической структуры обладают малой прочностью и при выстреле могут разрушаться, что приводит к преждевременным разрывам снарядов в канале ствола орудия или на траектории вследствие воспламенения ВВ от трения при разрушении зарядов.

Чтобы предотвратить образование пузырей и раковин в заряде, жидкое ВВ в корпусе снаряда периодически перемешивают латунным прутом, что способствует удалению пузырьков воздуха.

Трещины в разрывном заряде не допускаются, так как при выстреле в местах расположения трещин возникает значительное трение между частицами заряда, способное вызвать воспламенение ВВ и преждевременный разрыв снаряда в канале ствола при выстреле.
Чтобы не было трещин в заряде, корпуса снарядов перед заливкой предварительно подогревают до температуры помещения, в котором производят заливку, и медленно охлаждают разрывной заряд. Различают кусковую, вибрационную и вакуумную заливки.

Сущность кусковой заливки заключается во введении в камеру боеприпаса вместе с жидким ВВ заранее приготовленных кусков твердого литого ВВ. Заливка кусковым способом обычно ведется следующим образом: вначале в камеру боеприпаса примерно на 1/3 ее объема заливают жидкий тротил, в который затем вводят, утрамбовывая деревянной палочкой, куски ВВ до тех пор, пока они не распределятся по всему объему жидкого ВВ. Этот процесс повторяется до полного заполнения объема камеры.

Кусковой способ ускоряет процесс наполнения корпусов боеприпасов примерно в 2–3 раза по сравнению с обычным способом заливки одним лишь жидким ВВ. Но вследствие неодинаковой плотности получаемой при этом отливки, а также из-за плохого спая кусков с застывшим ВВ данный способ используется лишь для наполнения взрыв-чатым веществом авиабомб, мин, ручных гранат и других видов боеприпасов, разрывных зарядов, которые не подвергаются значительным сотрясениям.

Вибрационная заливка является более совершенным методом сна-ряжения боеприпасов. Вибрационная заливка заключается в использовании явления вибрации для более качественного распределения и уплотнения кусков ВВ в камере боеприпаса и ускорении процесса наполнения камеры. Вибрации с определенной частотой подвергается корпус боеприпаса в процессе его наполнения с помощью специального устройства.

Вакуумная заливка преследует ту же цель, что и вибрационная. Для повышения качества заполнения корпуса и производительности труда перед заполнением ВВ камера боеприпаса вакуумируется.

Снаряжение шнекованием состоит в наполнении камер боеприпасов порошкообразным ВВ при помощи шнек-аппарата. Данный способ является высокопроизводительным и механизированным. Он применяется в основном для наполнения снарядов наземной артиллерии, а также авиабомб и мин. Шнекование не применяется для наполнения боеприпасов гексогеном и тринитротолуолом как в чистом виде, так и во флегматизированном, и в виде смесей их с другими веществами вследствие высокой чувствительности их к трению.

Прессование заключается в изготовлении шашек взрывчатого вещества в специальных матрицах (реже непосредственно в камере боеприпаса) путем одновременного уплотнения всей массы взрывчатого вещества пуансоном. Таким образом, разрывной заряд или его элементы изготовляются заранее, и наполнение камеры боеприпаса заключается во вставке готового разрывного заряда.

Метод образования заряда с изготовлением его непосредственно в камере боеприпаса называется нераздельным. Метод изготовления заряда вне камеры боеприпаса с последующим закреплением его в камере называется раздельным. Раздельный метод в зависимости от способа сборки и закрепления заряда в камере имеет две разновидности: раздельно-шашечный и раздельно-футлярный.

Раздельно-шашечный способ наполнения снарядов широко применяется у нас с начала Великой Отечественной войны и особенно со времени внедрения в валовое производство взрывчатого вещества, которым не могут наполнять корпуса боеприпасов ни способом заливки, ни способом шнекования. Раздельно-шашечный способ наполнения состоит во вставке заранее изготовленных прессованием или отливкой шашек ВВ в камеру корпуса снаряда на том или ином закрепителе (обычно на сплаве парафин–церезин 1:1). При большом числе шашек их склеивают шеллачно-канифольным лаком в сборки по несколько штук в каждой.

Последовательность выполнения операций наполнения снарядов раздельно-шашечным способом следующая. В камеру корпуса вводится определенное количество расплавленного сплава парафин–церезин и вставляется первая шашка (или сборка шашек); при этом количество сплава подбирается так, чтобы он полностью заполнял зазоры между поверхностями шашки (сборки шашек) и камеры. Таким же образом вставляются в камеру остальные шашки или сборки шашек. Затем на заряд кладутся картонные прокладки, и ввинчивается дно. Картонные прокладки заполняют зазор между зарядом и дном; они служат для поджатия заряда в корпусе снаряда, чтобы не допустить перемещения его при выстреле.

Раздельно-футлярный способ наполнения применяется главным образом для снаряжения бронебойных снарядов. Он отличается от раздельно-шашечного способа тем, что прессованные шашки ВВ вставляются вначале в футляр, а затем уже снаряженный футляр вставляется в камеру корпуса снаряда, где закрепляется на сплаве парафина с церезином. Количество сплава подбирается с таким расчетом, чтобы он полностью заполнял зазоры между шашками ВВ и внутренней поверхностью футляра, а также между поверхностью снаряженного футляра и камеры снаряда. Материалами для изготовления футляров могут быть алюминий, картон, пластмасса и др.

При обработке разрывного заряда предусматривается окончательная отделка заряда. При окончательной отделке снарядов наружная поверхность снарядов окрашивается, и на нее наносится отличительная маркировка. Окраска наружной поверхности снарядов приме-няется как антикоррозийное покрытие, а также служит средством распознавания снарядов по их боевому назначению и снаряжению. Готовые снаряды укупориваются.

Модульный мобильный пункт производства представляет собой скомпилированные технико-технологические наработки, которые были накоплены в процессе осуществления буровзрывных работ. Нельзя утверждать, что известные подобные комплексы, включая представленный, являются конечным решением всех задач, однако нисколько не сомневаемся в достигнутых показателях работы.

Первое на что обращаем внимание, это на практичность - баланс между:

Стоимостью (в дальнейшем сказывается на конечной цене выпускаемого продукта);

Легкости эксплуатации (нет необходимости в долгом обучении персонала и большом штате сотрудников);

Ремонтопригодность (максимальное использование недорогих компонентов при изготовлении оборудования);

Гибкость технологии при производстве продукта (нет жёсткой привязки к определенному сырью, так же возможно внесение конструктивных изменений вплоть до замены основного аппарата эмульгирования с динамического на статический).

Безопасность производства обеспечивается выполнением требований надзорных органов в плане конструкции оборудования, а так же электронной системой управления, контролирующей технологические процессы. При этом не забыт современный подход к эргономике и эстетическом виде. Применяемые компоненты, материалы и технологии производства гарантируют долгосрочную стабильную работу на протяжении всего срока службы оборудования и может осуществляться десятки лет.

Изготавливаемые смеси и растворы:

Эмульсионная матрица (требуемой вязкости от 15000 до 60000 сантипуаз (ограничение вязкости по условиям прокачиваемой эмульсии через зарядный шланг))

Водный раствор кислоты (ГГД-1 (подкислитель))

Водный раствор нитрита натрия (ГГД-2 (сенсибилизатор))

Водный раствор этиленгликоля (в зимний период (лубрикация зарядного шланга))

Краткая характеристика предлагаемого пункта приготовления и отличительные особенности:

1) Основным критерием производительности при производстве эмульсионной матрицы является скорость растворения аммиачной селитры и приготовление раствора окислителя.

В случае использования пара от паровой котельной с температурой 110 О С производительность по эмульсионной матрице составляет 2,5 тонн/час, в пересчете на общий объем производимой эмульсионной матрицы по году при 12-ти часовой односменной пятидневной рабочей неделе составит 7800 т/год

При температуре пара 140 О С производительность по эмульсионной матрице составит 5,0 тонн/час., в пересчете на общий объем производимой эмульсионной матрицы по году при 12-ти часовой односменной пятидневной рабочей неделе составит 15600 т/год. При круглосуточной работе и полной рабочей неделе производительность достигает 40000 тонн эмульсии в год.

Параллельно с изготовлением эмульсионной матрицы, в необходимом количестве приготавливаются компоненты, участвующие в приготовлении готового ЭВВ при заряжании скважин (газогенерирующая добавка, раствор для лубрикации и промывки зарядного шланга).

2) В качестве энергоносителя для получения пара на растворение аммиачной селитры, а так же обогрева бытовых и технологических помещений экономичнее использовать каменный уголь, отличающийся простотой в хранении, меньшей зависимости от изменения курса валют, высокой экономической отдаче на второй год эксплуатации пункта приготовления компонентов ЭВВ, сохранность общего объема угля, так как существует малая вероятность его хищения.

Для ориентирования в стоимости на энергоноситель для приготовления горячего раствора окислителя ниже по тексту приведена справочная информация.

3) Удельный расход воды на приготовление 1 тонны эмульсии составляет 0,25 м 3 , с учетом потерь на приготовление пара, технологических операций и приготовление водных растворов ГГД и лубрикации. При полной загрузке производства суточная потребность в воде составит 30 м 3 в сутки.

4) Установленная суммарная электрическая мощность 300 кВт.

5) Срок эксплуатации оборудования для приготовления эмульсии и модульной паровой котельной, при должном внимании со стороны эксплуатирующего персонала, составляет не менее 20 лет. Учитывая агрессивную среду внутри помещений МПП НК ЭВВ, всё технологическое ёмкостное оборудование, трубопроводы, внутренняя отделка и покрытия выполняются из нержавеющей стали, что гарантирует отсутствие необходимости производства косметических ремонтных работ на весь срок эксплуатации, легкость поддержания чистоты, а так же высокий эстетический фактор.

Компоновочное решение

мобильного пункта производства невзрывчатых компонентов

эмульсионных взрывчатых веществ.

Назначение: Мобильный пункт производства невзрывчатых компонентов эмульсионных взрывчатых веществ (далее по тексту МПП НК ЭВВ) спроектирован для осуществления полного цикла производства компонентов ЭВВ с последующей их загрузкой в смесительно-зарядные машины.

Суммарная установленная электрическая мощность электрооборудования оставляет 300 кВт.

Потребляемое количество пара от 0,6 до 1,7 тонн/час при температуре от 110 до 160 градусов Цельсия.

Мобильный пункт состоит из четырёх модулей на основе утеплённых 40-ка футовых морских контейнеров в которых располагается всё необходимое технологическое оборудование, а так же размещаются тепловые комнаты для разогрева эмульгатора, индустриального масла и этиленгликоля в зимний период времени:

    Модуль приготовления и хранения раствора окислителя

    Модуль разогрева компонентов и приготовления топливного раствора

    Модуль эмульгирования с отделением для электрических компонентов

  • Модуль разогрева компонентов и приготовления растворов ГГД-1, ГГД-2 и водного раствора лубрикации

АО «ГосНИИ«Кристалл» - ведущая организация России в области разработки и освоения производства новых видов промышленных взрывчатых веществ для горных взрывных работ.

Со времени основания в 1953 году исследования новых взрывчатых веществ и технологических процессов их производства были одним из важнейших звеньев работы института. В 80-е годы ОАО «ГосНИИ«Кристалл» возглавил и развернул исследования по отечественным ЭВВ, которые пришли на замену гранулотолу и другим тротилсодержащим материалам.

В настоящее время в России по технологии АО «ГосНИИ «Кристалл» эксплуатируется четырнадцать промышленных производств ЭВВ, на которых производится более 250 000 т/год ЭВВ (около 15% всего объема потребления ПВВ в России). Запущено производство ЭВВ на Украине, Таджикистане и планируются к созданию производства ЭВВ в Казахстане и Вьетнаме.

Технология и установка получения ЭВВ получила золотую медаль ВДНХ (1989), дипломы международных выставок IV форума «Высокие технологии 21 века» (Россия, 2003) и г. Ганновер (Германия, 2005). Лауреат конкурса «100 лучших товаров России» (2006).

АО «ГосНИИ«Кристалл» предлагает к поставке:

Базовая технологическая линия включает оборудование для осуществления приема, подготовки и переработки исходных компонентов в полуфабрикаты и загрузки их в смесительно-зарядную машину (СЗМ).

Оборудование предлагаемой установки размещается в стационарном варианте. Получения игданита производится в шнековом смесителе. Дизельное топливо дозировано подаются в смеситель. Топливо - плунжерным насосом-дозатором распыляется в смесителе через форсунку, расположенную непосредственно после приемного бункера селитры аммиачной.

Модульная установка представляет собой комплекс технологических аппаратов, объединенных в технологическую линию. Оборудования модуля заключено в каркас стандартного 40 футового контейнера, что обеспечивает удобство транспортировки, быстроту монтажа и демонтажа, сохранность оборудования.

В.Б. Иоффе, д.т.н., технический директор ЗАО «НИТРО СИБИРЬ»;

Л.А. Круглов, журналист

Группа компаний «НИТРО СИБИРЬ» – крупнейший на российском рынке производитель промышленных взрывчатых веществ и технологического оборудования для их производства и применения, признанный лидер отрасли в разработке и применении новых технологий буровзрывных работ.

Головная организация – ЗАО «НИТРО СИБИРЬ» была создана в 1990 г. В настоящее время в группу компаний входят более 20 предприятий, представленных во всех крупных горнодобывающих регионах России, а также в Финляндии, Монголии, Австралии. Ведется работа по реализации проектов в Северной Америке и Африке.

Сфера специализации компании охватывает:

  • производство промышленных ВВ;
  • проектирование, создание и эксплуатацию производственных комплексов по изготовлению промышленных ВВ;
  • разработку и создание технологического оборудования для применения промышленных ВВ, включая смесительнозарядную и доставочную технику;
  • ведение буровзрывных работ на основе оригинальной методологии расчета рациональных параметров БВР;
  • поставку сырья и запасных частей для производственных комплексов по изготовлению промышленных ВВ.

Производственные мощности Группы включают различные типы технологических линий: стационарные, мобильные, для выпуска патронированных и льющихся ЭВВ, ANFO и более 100 ед. смесительно-зарядной и доставочной техники. Общий объем произведенных промышленных взрывчатых веществ в 2013 г. превысил 323 тыс. т, что составило 1/3 от всех промышленных ВВ, произведенных на территории РФ. Объем выполненных буровзрывных работ в 2013 г. составил 100 млн м3 взорванной горной массы.

Без буровзрывных работ не может обойтись ни одно горнодобывающее предприятие, разрабатывающее полускальные и скальные горные породы и руды, а также каменные угли. С одной стороны, от высокого качества и надежности применяемых взрывчатых веществ (ВВ) зависит не только производительность, но и промышленная безопасность этих предприятий. С другой стороны, горно-геологические и горнотехнические условия различных предприятий предъявляют соответствующие специфические требования к ВВ.

Разработка промышленных ВВ, технологий их применения, оборудования для производства и доставки к местам использования – сложная и многогранная работа, и компаний, работающих в этой области, в России немного. Крупнейшей из них является Группа Компаний «НИТРО СИБИРЬ», объем производства ВВ которой только в 2013 г. превысил 323 тыс. т.

В состав ГК «Нитро Сибирь» входит 17 предприятий, расположенных в разных регионах России и в Финляндии, производящих промышленные ВВ и буровзрывные работы. В 2013 г. запущено производство патронированных эмульсионных взрывчатых веществ (ЭВВ) в Австралии на мощностях дочернего предприятия «НИТРО СИБИРЬ - Австралия» (г. Калгурли, Австралия).

Производство и номенклатура ЭВВ

Оригинальные рецептуры эмульсионных ВВ типа «Сибирит», принадлежащих на правах ноу-хау ЗАО «Нитро Сибирь», предусматривают возможность использования при их производстве как отечественного, так и импортного сырья и материалов.

«Сибирит-1000» и -1200 – промышленные ЭВВ 1 класса, изготавливаемые в смесительно-зарядных машинах типа МСЗ. Они предназначаются для заряжания механизированным способом взрывных скважин пород любой крепости и степени обводненности при производстве массовых взрывов в карьерах и в строительстве.

Патронированное ЭВВ «Сибирит ПСМ-7500» предназначено для применения на открытых горных работах в условиях, где затруднено применение механизированного заряжания, в скважинных зарядах при любой степени обводненности скважин, включая применение в породах и рудах, содержащих сульфиды.

Взрывчатые вещества семейства «Сибирит СМ» предназначены для взрывной отбойки методом скважинных зарядов на земной поверхности горных пород, не содержащих сульфиды, и с внутрискважинными водами с показателем кислотности рН более 4.

В семейство «Сибирит СМ» входят три марки, представляющие смесь «Сибирит-1200» и аммиачной селитры, омасленой нефтепродуктом при различном соотношении между ними. У «Сибирит СМ-7500», предназначенного для скважин любой степени обводненности, соотношение составляет 75/25; у «Сибирит СМ-5000», предназначенного для этих же целей, – 50/50 и у предназначенного для сухих и осушенных скважин «Сибирит СМ-2500» – 25/75. Патронированный «Сибирит-1200П» изготавливается в условиях стационарного производства и предназначен для применения на открытых горных работах во всех горно-геологических условиях и климатических регионах России в качестве скважинных зарядов при любой степени обводненности скважин, в т.ч. по породам, содержащим сульфиды. «Сибирит-2500 РЗ» изготавливается в процессе одновременного раздельного механизированного заряжания скважины с дневной поверхности «Сибирит-1200» и гранулитом НП или УП, или игданитом. Предназначен для взрывания сухих и слабообводненных (с высотой водяного столба до 3–4 м) взрывных скважин, в т.ч. по породам и рудам, содержащим сульфиды, если содержание пирита в них не превышает 30%, а показатель рН скважинной воды не ниже 4.0, во всех климатических регионах России.

«Сибирит-П» – вещество, предназначенное для применения в патронированном виде в качестве промежуточных детонаторов при инициировании детонации в скважинных зарядах при любой степени обводненности скважин, а также в качестве зарядов для вторичного дробления негабаритов.

Эмульсионные ВВ «Сибирит» отличаются высокой водоустойчивостью и химической совместимостью с горными породами, что позволяет их применять в любых горно-геологических условиях. Низкая чувствительность к механическим воздействиям позволяет полностью механизировать процессы их производства и заряжания при минимальном уровне воздействия на окружающую среду и здоровье человека при их изготовлении и применении. Крайне важен высокий уровень террористической защищенности ЭВВ, обусловленный разделением операций технологического процесса на стадии подготовки невзрывчатой эмульсии и изготовления из нее взрывчатого состава путем сенсибилизации (регулирования чувствительности компонента к инициирующему воздействию) в процессе завершающей стадии – заряжания скважин или шпуров.

Горняки отмечают высокую эффективность применения ЭВВ «Сибирит», в том числе по крепким породам, за счет высокого КПД взрывчатого превращения. Полнота выделения энергии стала результатом разработки рецептур на основе оригинальных эмульгаторов и применения специального оборудования для получения эмульсии с оптимальной дисперсностью и другими эксплуатационными характеристиками, а также для управления режимом ее сенсибилизации.

Так как для производства «Сибирит» используется доступное отечественное сырье, которое отличает меньшая ценовая зависимость от конъюнктуры сырьевого рынка.

Разработанный ЗАО «НИТРО СИБИРЬ» гибкий технологический процесс производства «Сибирит» основан на постоянном входном, пооперационном и выходном контроле и позволяет нейтрализовать нестабильность качественных показателей сырья отечественного производства и обеспечить производство ЭВВ с высокими эксплуатационными характеристиками и уровнем безопасности. Наряду с разрешением на применение на территории РФ, ЭВВ «Сибирит» сертифицированы для применения в странах Евросоюза.

Механизация зарядки скважин эмульсионными ВВ

Эмульсионные ВВ – опасный и сложный в доставке груз, не допускающий и не прощающий небрежности в обращении. Сами по себе компоненты ЭВВ (эмульсия и газогенерирующая добавка) – безопасны, но, смешавшись в процессе перевозки, могут натворить бед. В связи с этим их доставка осуществляется всегда в разных емкостях. Для этого созданы специальные смесительно-зарядные и доставочные машины.

На месте подготовки взрывных работ смесь готовится в процессе заряжания скважины полностью автоматически по заданной программе в зависимости от характеристики скважины и требований взрывников.

На всех стадиях процесса изготовления ЭВВ поддерживается необходимая температура смешиваемых компонентов. Поэтому блок емкостей оборудован теплоизоляцией, выполненной из негорючего теплоизоляционного материала, а шланги, по которым смесь подается в скважину, в зимнее время прогреваются горячей водой. Глубина скважин может достигать 65 м, а диаметр от 75 мм до 320 мм. По мере заполнения скважины смесью шланг автоматически извлекается из скважины со скоростью подъема уровня смеси. Чтобы смесь свободно протекала по шлангу, его постоянно увлажняют, и вода для этого тоже доставляется к скважине смесительно-зарядной машиной.

С целью уменьшения последствий аварийных ситуаций машины оборудуются независимой системой пожаротушения, эмульсионная емкость имеет выплавные люки и разрывную мембрану, автоматическая система управления не допускает выхода параметров технологического процесса за допустимые пределы.

Точность соблюдения пропорций компонентов не должна иметь отклонений более 1% (!). Компания «НИТРО СИБИРЬ» выпустила несколько десятков МСЗ на шасси автомобилей БЕЛАЗ, КАМАЗ, МАЗ, Scania, MAN, и потребность в них – велика!

Выпуск автомобилей для перевозки ВВ, СВ и заряжания скважин начался в 1996 г. с создания машины МСЗ-8 на шасси КрАЗ. Опыт, полученный во время ее эксплуатации, лег в основу разработки эксплуатационных и технических требований к конструкции машин и стал основой для разработки техники последующих поколений.

Затем последовала машина МСЗ-16 общей массой перевозимых компонентов 16 т. Конструкция позволяет «подкатывать» под неё как трёхосные, так и четырёхосные шасси КАМАЗ, MAN или Scania. В этом случае будет обеспечиваться соответствие полностью загруженного автомобиля нормам Правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Общая масса компонентов, перевозимых машиной МСЗ-15 – 15 т. Она способна транспортировать все виды невзрывчатых компонентов смесей «Сибирит» СМ-2500, -5000 и j2500РЗ (эмульсии «Сибирит-1000» или -1200, газогенерирующую добавку, аммиачную селитру и нефтепродукты), приготавливать ЭВВ и заряжать скважины на открытых горных разработках. Конструкция емкостей позволяет полностью использовать грузоподъемность шасси при различных соотношениях эмульсии и аммиачной селитры в емкостях, установленных на весовой системе, и изготавливать ЭВВ различного состава. Навесное оборудование может монтироваться на шасси КАМАЗ, МАЗ, Scania и полноприводном шасси MAN 6k6.

Машина смесительно-зарядная МСЗ-14МТ предназначена не только для транспортирования компонентов, но, при необходимости, для изготовления эмульсии и её перегрузки в смесительно-зарядные и доставочные автомобили. Машина также может изготавливать ЭВВ на месте заряжания скважин в карьерах. Машина позволяет автономно производить эмульсию «Сибирит» непосредственно на взрываемом блоке, в карьере и на другой площадке, отвечающей требованиям промышленной безопасности. Блок емкостей машины включает резервуары для раствора окислителя, масляной фазы, газогенерирующей добавки и для вспомогательных веществ, а также отсек для технологического оборудования. Из единичной загрузки компонентами в автоматическом режиме машина изготавливает 14 т эмульсии и заряжает скважины, причем процесс изготовления эмульсии не прерывается во время переезда от одной скважины к другой. Машина может базироваться на шасси автомобилей Scania 6k4 или MAN 6k4, 6k6, подготовленных для перевозки опасных грузов.

Используя весь накопленный опыт, в 2013 г. специалисты «НИТРО СИБИРЬ» создали и приступили к выпуску новой машины МСЗ-16 (6872) на шасси MAN TGS 8k4, которая заметно отличается от машин предыдущих поколений. В базовой комплектации шасси поставляется с 16-ступенчатой КПП фирмы ZF, которая обеспечивает высокие экономичность и ходовые качества машины. В ходе доработки шасси под комплекс МСЗ был разработан и установлен специальный надрамник, кронштейн запасного колеса, защита радиатора из стали толщиной 9 мм.

Машина может также выпускаться на базе полноприводных шасси повышенной проходимости MAN 6k6 или 8k8.

Конфигурация резервуара эмульсии обеспечивает минимальные остатки после её разгрузки. В нижней части блок резервуаров с обеих сторон оборудован нишами с технологическим оборудованием. Для снижения тепловых потерь наружные поверхности блока резервуаров покрыты теплоизоляцией.

Для особо суровых арктических условий эксплуатации машина МСЗ-16 (6872) комплектуется арктическим пакетом, специально разработанным компанией Toni Maurer GmbH & Co. (Германия).

МСЗ-16 (6872) – на шасси МАН 8k4 получила цепь заземления, автоматическую систему пожаротушения двигателя, боковую и заднюю защиту. Приводы исполнительных механизмов и агрегатов машины, включая шнек резервуара, – гидравлические.

Система автоматического дозирования (САД) обеспечивает включение, контроль и отключение технологического оборудования, автоматическое или ручное поддержание расхода компонентов в рамках заданных значений, отгрузку заданного количества ЭВВ в скважину, предотвращает возникновение опасных режимов работы машины. Управляется она с размещенной в кабине панели оператора, укомплектованной сенсорным дисплеем для ввода и вывода информации об основных параметрах работы оборудования с возможностью дублирования ручным режимом.

Машина компактнее и маневреннее предшественниц. Это крайне важно – ведь заряжать скважины приходится на ограниченных площадях. На новинке шланговый барабан с выдвижной стрелой переместили с задней площадки рамы в пространство за кабиной, перед емкостью с эмульсией, снабдили машину выносным пультом управления.

Всеми рабочими процессами управляет один водитель-оператор, раньше же экипаж МСЗ состоял из двух человек.

Система подачи в емкости эмульсии и ГГД в полевых условиях из цистерн машин-доставщиков позволяет эксплуатировать машину на больших (до 1500 км) удалениях от стационарных заводов. Максимальная скорость движения 85 км/ч ограничена в соответствии с требованиями правил ЕЭК ООН № 89 и позволяет эксплуатировать машину на федеральных дорогах общего пользования для доставки ВВ на любые расстояния.

Самая мощная машина МСЗ-20 базируется на двухосном шасси карьерного самосвала БЕЛАЗ грузоподъемностью не менее 30 т и предназначена для заряжания эмульсиями «Сибирит» обводненных скважин на открытых горных разработках, в т. ч. методом «под столб воды».

В качестве вспомогательного компонента для обеспечения работы смесительно-зарядного оборудования используется водяное орошение (ВО). При температуре окружающего воздуха ниже –5°С используется специальный раствор, а выше –5°С используется вода.

Машина МСЗ-16Гр на шасси автомобиля КАМАЗ-6540 или MAN 8k4, 8k8 предназначена для транспортирования компонентов ВВ типа «Гранулит» (гранулированной аммиачной селитры и нефтепродукта), приготовления из них ВВ и заряжания в автоматическом режиме скважин. Для загрузки аммиачной селитры из пластиковых контейнеров (бигбэгов) машина оборудована краном-манипулятором грузоподъемностью 900 кг. Бункеры для аммиачной селитры оборудованы весовыми системами.

Конструкция навесного оборудования и шасси обеспечивают соответствие машины полной грузоподъемностью 16 т правилам перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Машины для магистральных перевозок компонентов ЭВВ

Для повышения автономности работы машин семейства МСЗ в условиях крупных карьеров компания «НИТРО СИБИРЬ» разработала и выпускает серию полуприцеповцистерн для доставки и хранения на месте невзрывчатых компонентов ЭВВ типа «Сибирит».

В начале 2000-х годов было изготовлено несколько доставщиков МТ-20, на которых отрабатывались конструкторские и технологические принципы производства и эксплуатации оборудования, которое должно обеспечивать, поддерживать и строго контролировать условия хранения взрывчатых веществ в полевых условиях.

МТ-20 предназначена для транспортирования от завода до горного предприятия невзрывчатых компонентов «Сибирит»: эмульсии, газогенерирующей добавки и раствора водяного орошения или воды. Цистерна грузоподъемностью до 20 т изготовлена из нержавеющей стали и снабжена теплоизоляцией из минеральной ваты с кожухом из алюминиевого или стального листа с антикоррозийным покрытием изнутри и снаружи. Теплоизоляция толщиной до 100 мм обеспечивает изменение температуры эмульсии не более 15°С за 24 часа при температуре окружающего воздуха до –40°С. Загрузка эмульсии – самотеком, газогенерирующей добавки и воды – через патрубки, выгрузка, соответственно, насосом и сжатым воздухом.

Доставщик в составе автопоезда с тягачом МАЗ-642208 или КАМАЗ-54115 – допущен на дороги общего пользования, карьерные дороги, способен работать при температуре наружного воздуха до –40°С.

Сейчас на смену доставщикам первого поколения пришла модель полуприцепа-цистерны ADR 20-1, предназначенная для транспортирования невзрывчатых компонентов и последующей их перегрузки в смесительно-зарядные машины, работающие на горных предприятиях, удаленных от стационарного пункта на значительные расстояния. Грузоподъемность полуприцепа-цистерны достигает 27 т.

Емкость изготовленного из коррозионностойкого алюминия резервуара для эмульсии 20,0 м3; ГГД - 0,7–1,2 м3 и раствора водяного орошения – 1,2 м3. Благодаря применению легкого сплава снаряженная масса доставщика значительно снижена, грузоподъемность увеличена. Форма эмульсионного резервуара обеспечивает полную выгрузку находящейся в нем эмульсии самотеком.

Полуприцеп-цистерна ADR 20-3 предназначен для перевозки по автомобильным дорогам всех категорий нефтепродуктов и водных растворов солей: разбавленных растворов нитратов и нитритов в диапазоне температур окружающего воздуха от –40°С до +50°С. Теплоизоляция резервуаров толщиной 150 мм препятствует падению температуры перевозимых веществ более чем на 10°С за 8 час при температуре окружающего воздуха до –40°С. На технологических площадках необходимая температура поддерживается электрическими подогревателями с питанием от внешней электрической сети 380 В.

В трех отсеках цистерны из нержавеющей стали 12Х18Н10Т можно перевозить компоненты общей массой 22,5 т при полной массе доставщика 38 т.

Полуприцеп-цистерна оборудован площадкой обслуживания, складным поручнем, лестницей, тремя пеналами для шлангов, в которых находятся шланги соответствующих отсеков, электрическим обогревателем, донными и предохранительными клапанами, промывочным трубопроводом, загрузочными трубопроводами, трубопроводом подачи сжатого воздуха с редуктором давления в отсеки 3,5 м3 и 6,5 м3, тягово-сцепным устройством, соединителями трубопроводов.

Доставщик смонтирован на трехосном полуприцепе, оборудованном подъемным устройством передней оси, стояночным тормозом, опорным устройством, панелью переключателей подъемного устройства оси и стояночного тормоза, устройствами боковой и задней защиты, теплоизолированными шкафами для размещения выкачивающего насоса со сливными трубопроводами и щита управления.

Полуприцеп-цистерна ADR 17-1 предназначен для перевозки водного раствора нитрата аммония (аммиачной селитры) концентрацией 80–93% (по массе).

Для обеспечения максимальной безопасности транспортировки, погрузки и выгрузки компонентов конструкция доставщика полностью исключает их контакт с горючими веществами, восстановителями, кислотами, щелочами, кальцинированной содой, хлоридами, хлоратами, хроматами, нитратами, деревом, маслом и другими материалами и веществами.

Работоспособность полуприцепа-цистерны сохраняется в диапазоне температур окружающего воздуха от –40°С до +50°С, температура раствора нитрата аммония не должна снижаться более чем на 10°С за 8 час при температуре окружающего воздуха до –40°С. В отличие от доставщика ADR 20-3 в этой модели вместо электрического подогрева компонентов применена система жидкостного подогрева на базе дизельного подогревателя.

Модель ADR 17-1 – самая тяжелая во всем модельном ряду доставщиков: при массе перевозимого груза 21 т максимальная разрешенная масса комплекса достигает 46 тонн!

Объем взрывчатых веществ, используемых в горнорудной промышленности России, превышает 1,5 млн т в год. И доставлять их на рудники и в карьеры необходимо в любое время, чтобы ни на минуту не прерывалась технологическая цепь процессов и не пострадал ни один человек. Именно поэтому во главу угла при разработке машин, которые выпускает «НИТРО СИБИРЬ», поставлены их высокая надежность и безопасность.

Для погрузочно-разгрузочных работ в вагонах и внутрискладских помещениях отечественная промышленность выпускает меха­нические самоходные погрузчики.

Аккумуляторный погрузчик 4004 (рис. 26) грузоподъемностью 0,75 т выпускается серийно. Основные узлы погрузчика: корпус, передний ведущий мост, управляемый мост, грузоподъемный меха­низм, гидравлическая система механизма подъема и наклона теле­скопической рамы, рулевое управление, тормозная система, акку­муляторная батарея, электродвигатель движения и механизмы управления.

Передняя часть корпуса жестко крепится к ведущему мосту, а задняя часть опирается на задний управляемый мост через две рессоры. У заднего моста имеется съемный металлический ящик, в котором размещается аккумуляторная батарея 26ТЖН-300В с номинальным напряжением 30 В, питающая электродвигатель движения, насос, освещение и звуковой сигнал.

На погрузчиках 4004 применяются электродвигатели постоян­ного тока с обмотками постоянного возбуждения: для привода ходового механизма ДК-908Б и для привода грузоподъемника ДК-907А.

Колеса погрузчика снабжены массивными резиновыми шинами, обеспечивающими легкость его передвижения по полу с ровным и твердым покрытием.

В передней части кузова погрузчика располагается телескопи­ческая рама, состоящая из двух рам - неподвижной (наружной) и подвижной (внутренней). Неподвижная рама крепится шарнирно к кронштейнам корпуса над ведущими колесами. С внутрен­ней стороны неподвижной рамы вмонтирована подвижная рама,

Рис. 27. Работа вилок электропогрузчика

внутри которой имеются направляющие для каретки. Перемеще­ние каретки по направляющим внутри подвижной рамы, а внут­ренней рамы по направляющим наружной осуществляется с по­мощью специальных катков.

Каретка грузоподъемника предназначена для установки ви­лочного захвата или другого захватного приспособления, необхо­димых для выполнения пс^рузочно-разгрузочных работ. Подъем каретки выполняется с помощью гидравлического цилиндра и пластинчатых цепей, смонтированных на телескопической раме.

Включение и остановка погрузчика, а также переключение скоростей и перемены направления движения осуществляются с помощью контроллера КВ-28А и контактов.

Из приведенной технической характеристики видно, что по­грузчики 4004 достаточно маневренны, чтобы выполнять погрузочно-разгрузочные работы в вагонах и на автомобилях. С помощью электропогрузчиков 4004 можно выполнять почти полную погрузку и выгрузку ВВ из вагонов (3 - 7% ВМ необходимо разгружать или догружать вручную).

Для повышения маневренности электропогрузчиков 4004 необходимо, чтобы вилки их поворачивались в горизонтальной плоскоти (рис. 27). К грузовой каретке вилки укреплены шарнирно с таким расчетом, чтобы они поворачивались с помощью гидроцилиндров на 30-35° от продольной оси электропогрузчика в обе стороны. Это позволяет полностью механизировать все операции, снизанные с погрузкой ВМ в вагоны и выгрузки из них.

Механизация погрузочно-разгрузочных работ с помощью элек­тропогрузчиков 4004 в значительной степени зависит от совершен­ствования методов погрузки и выгрузки ВВ, а также от квалифи­кации механизаторов.

Электропогрузчики серии 612 и 614 предназначены для транс­портных работ на твердом и ровном дорожном покрытии во нзрывоопасных помещениях и наружных установках всех классов, в которых может оказаться взрывоопасная концентрация газов или паров с воздухом, относящихся к 1, 2 или 3 категориям и группам воспламеняемости А, Б и Г при относительной влажности окружающей среды не выше 80 % и температуре от -20° до +40 °С.

СМЕСИТЕЛЬНО-ЗАРЯДНАЯ ТЕХНИКА И МЕХАНИЗАЦИЯ ВЗРЫВНЫХ РАБОТ

Машины дли зарядки скважин простейшими взрывчатыми веществами серии МСЗ

Смесительно-зарядные машины серии МСЗ п редназначены для:

Транспортирования исходных компонентов (аммиачной селитры и дизельного топлива), приготовления взрывчатого вещества «Игданит» или Гранулит ПС-2 и заряжания скважин;

Заряжания скважин ВВ заводского приготовления, допущенными к применению Гоегортехнадзором России для механизированного заряжания.

Область их применения - зарядка сухих, или осушенных скважин в карьерах и на открытых горных разработках, для районов с температурой эксплуатации -45 - +45° С.

Несмотря на то, что машины этого класса эксплуатируются уже более 25лет, использование их является актуальным и до настоящего времени, учитывая их простоту конструкции, неприхотливость в эксплуатации и обслуживании.

Оснащение современными элементами гидропривода как отечественного, так и импортного производства (высокомоментными гидромоторами, гидрораспределителями с дискретным или пропорциональным регулированием, фильтрами тонкой очистки, тонкостью фильтрации до 10 мкн) позволяет снизить потребляемую мощность и увеличить ресурс двигателя внутреннего сгорания и коробки передач на 10%.

С момента выпуска первых машин изменились и требования безопасности к устройству и безопасной эксплуатации зарядных машин отражённые в требованиях:

Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ);

-«Едиными правилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом»;

-«Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»;

-«Правилами устройства зарядного, доставочного и смесительного оборудования, предназначенного для механизации взрывных работ» (ПБ 13-564-03);

-«Правилами безопасности при перевозке взрывчатых материалов автомобильным транспортом»;

-«Едиными правилами безопасности при взрывных работах»;

-«Правилами дорожного движения».

ОАО «Гормаш» выпускает машины серии МСЗ в течении более 5 лет и за этот период освоило весь модельный ряд на базе автомобилей отечественных и ближнего зарубежья для дорог общего пользования, и на базе карьерного автосамосвала БелАЗ, отвечающим всем вышеуказанным требованиям безопасности. Номенклатура выпускаемых смесительно-зарядных машин представлена в таблице 1.

Таблица - Технические харакгеристики выпускаемых машин серий МСЗ.

Наименование серий

Базовое шасси

Грузоподъёмность

по компонентам

Производитель­ность по ВВ, кг/мин.

Точность дозировки

Полная масса, не более, т.

Габариты, мм

Колёсная формула

l

КрАЗ-6322 КрАЗ-63221

БелАЗ-7540А, БелАЗ-7540В и другие г/п 30т.

оснащения дополнительными опциями:

Дополнительное навесное оборудование для ввода энергодобавок и по: вышения энергии взрыва;

Подогрев масла в гидросистеме в зимний период;

Антиблокировочная система тормозов (АБС);

Комплект оборудования для автономной системы пожаротушения;

-установка программируемого контроллера с адаптированной гидросистемой фирмы « S 1 MENS »;

Дополнительное оборудование для осушения скважин;

Оснащение спец. спидометром с датчиком, позволяющим ограничивать скорость движения автомобиля;

Дополнительный выносной пульт управления.

Рисунок 2 - Машина смесительно-зарядная МСЗ-В (на шасси КрАЗ-6322)

Рисунок 3 - Машина смесительно-зарядная МСЗ-25 (на шасси БелАЗ)

Конструкции всех машин, выпускаемых ОАО «Гормаш», согласованы с заводами-изготовителями базового шасси и обеспечивают устойчивость при движении в условиях карьера, оборудованы задним защитным устройством с изменяющимся положением для движения в карьерах, габаритными боковыми фонарями, совмещёнными со световозвращателями, аварийной кнопкой отключения оборудования, двухполюсным выключателем массы, предохранительными устройствами от перегрузки приводов, звуковой и световой сигнализацией заднего хода машины, обеспечивает поддержание заданного % соотношения компонентов ВВ или его регулировку, освещение рабочей зоны оператора-взрывника.

На ёмкости установлены складывающиеся перила высотой 1,0м

Отбор мощности возможен как штатными, установленными на шасси насосами НШ-50, так и дополнительно оснащёнными шестерёнчатыми или аксиально-поршневыми насосами. Использование высокомоментных гидромоторов импортного производства, при стоимости их на уровне или ниже отечественных аксиально-поршневых позволяет отказаться от применения в гидроприводах винтовых конвейеров планетарных редукторов, что сказывается на себестоимости изготовления и более компактного размещения оборудования.

Пульт управления, оснащённый электронным счётчиком, позволяет производить зарядку скважины в автоматическом и ручном режимах с выводом показаний на дисплей по количеству заряжаемого ВВ или по остатку в ёмкости и обеспечивает полный контроль за работой исполнительных механизмов.

Возможна установка:

Электронно-гидравлической системы управления на основе программируемого контролера, обеспечивающей, процесс зарядки в автоматическом

полуавтоматическом и ручном режиме с выводом информации на периферийные носители, архивирование;

Дополнительного бункера со шнеком для энергодобавок, что позволяет шачительно повысить энергетику взрыва и расширить номенклатуру применяемых ВВ.

В паспорте транспортного средства, передаваемого заказчику, имеются псе необходимые отметки ГИБДД о переоборудовании.

Таблица 2 - Эксплуатационные характеристики

ВСТАВИТЬ ТАБЛИЦУ

«Гранулит ПС-2» и «Игданит» являются взрывопожароопасными веществами. По степени опасности при обращении «Гранулит ПС-2», «Игданит» относятся к классу 1, подклассу 1.1 и 1.5 соответственно, группе совместимоети D. Пожаро - взрывоопасность определяется свойствами входящих в него компонентов.

Смесь АС и ДТ представляет опасность ТОЛЬКО В СЛУЧАЯХ:

    повышенной влажности, кислотности - особенно по серной кислоте;

    загрязненности АС веществами и материалами органического проис-мгждения, случайно попавшими в продукт: бумага (и другие целлюлозосо-держащие материалы), углеводы (крахмал, сахариды и глюкоза) - вследствие протекания экзотермической реакции их нитрования

    повышенного содержания серы и сернистых соединений в дизельном топливе.

Машины серии МСЗ оснащены герметичными загрузочными люками с решётками, исключающими попадание посторонних предметов и внешних осадков.

При случайном загорании основным средством тушения должна быть вода, подаваемая,в обильных количествах в очаг огня, так как растворение АС происходит с большим поглощением тепла и снижением температуры. С этой целью на МСЗ-25 установлены в утеплённом отсеке водяной бак ёмкостью 1м", насос высокого давления и пожарный рукав Л=10м. Кроме того предусмотрена подача воды в бункер селитры.

Машины, для дорог общего пользования, возможно также комплектовать ёмкостями для воды, но в силу их размеров объём их не превышает 350 -400 литров и подача воды без использования насоса под давлением не выше 1кгс/см 3

Для тушения загоревшегося «Гранулита» и «Игданита» предусматривается применять воду, и углекислотные огнетушители.

«Гранулит», «Игданит» электризуется, поэтому машина комплектуется штырём заземления, заземляющими цепями.

Требования безопасности при работе с ВВ заводского приготовления -в соответствии с утверждёнными регламентами на их применение.

Машины производства ОАО «Гормаш» эксплуатируются в различных регионах России: ОАО «Алданзолото» п. Куранах, республика Якутия; ОАО «Серебро - Территория» Магаданская область; ЗАО «ПВВ» Кемеровская область.

Указанные регионы отличаются суровыми климатическими условиями эксплуатации, поэтому здесь особенно высокие требования к эксплуатационным характеристикам зарядных машин, особые требования к применяемым покупным изделиям, к повышенной проходимости базовых шасси в условиях бездорожья, когда другие машины не пройдут. Этим требованиям отвечают машины МСЗ-В на базе Урал-4320, КрАЗ-6322, КрАЗ-63221.

Машины на шасси КрАЗ-65053, КрАЗ-65055, КамАЗ-6520, МАЗ-630305 отличаются повышенной грузоподъемностью и используются при большом пробеге по дорогам общего пользования.

Эмульсионные смесительно-зарядные машины

Производство эмульсионных взрывчатых веществ на горнорудных предприятиях России и стран СНГ находит все более широкое распространение.

Существенное удешевление взрывных работ, повышенная безопасность и экологическая чистота производства, отличная водоустойчивость, снижение до минимума выбросов вредных веществ в атмосферу и водоемы -всем этим и многими другими факторами обусловлен переход на эмульсионную взрывчатку.

Все крупнейшие горнообогатительные комбинаты обзаводятся собственными производственными мощностями ЭВВ. В этой связи растет потребность и„в поставочной смесительно-зарядной технике.

В 2005 г. ОАО «Гормаш» разработало техническую документацию и выпустило первую партию эмульсионных смесительно-зарядных машинЭСЗМ-12.

Машины ЭТОЙ серии предназначены для транспортировки исходных компонентов (эмульсия, ГГД), приготовления из указанных компонентов ЭВВ путем введения в эмульсию газогенерирующей добавки, обеспечивающей образование в эмульсии газовых пузырьков и заряжания полученным ВВ скважин, как сухих, так и полностью обводненных.

Все оборудование машины смонтировано на шасси автомобиля КрАЗ-65053-02, используемое в качестве транспортной базы, а также в качестве источника энергии для исполнительных механизмов.

Технические характеристики ЭСЗМ-12 представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Технические характеристики ЭСЗМ - 12

Наименование показателя

Значение физической величины или другие данные

1 Грузоподъемность (по компонентам ВВ и воде), т, не более

по эмульсии - по газогенерирующей добавке (ГГД) -по воде

2 Производительность по приготовлению и зарядке ВВ в зимнее время, л /мин, не менее

1 Допустимая максимальная масса машины, согласованная с заводом изготовителем шасси, кг, не более

4 Габаритные размеры, мм, не более длина

5 Тип шасси

КрАЗ-65053-02

На машине имеются:

Емкость для эмульсии;

Бак для ГГД;

Бак для воды;

Бак для масла гидросистемы.

Исходными компонентами для образования взрывчатого вещества являются эмульсия и ГГД.

Вода используется для смазки внутренней поверхности зарядного рукава и промывки трактов прохождения ВВ, а также в аварийных случаях для целей пожаротушения.

Бак для масла гидросистемы установлен за кабиной шасси. На баке установлен калорифер, предназначенный для охлаждения масла.

Заправка ГГД и водой производится в заливные горловины, выведенные из баков в верхнюю часть емкости эмульсии (сзади слева по ходу машины заливная горловина ГГД, а сзади справа по ходу машины заливная горловина воды и может осуществляться как на стационарных пунктах, так и в карьере с помощью доставочных машин.

Все действия по управлению и контролю за работой производятся с пульта управления, установленного с левой стороны машины по ходу движения.

Электрошкаф управления технологическим оборудованием расположен за кабиной шасси с правой стороны.

Привод механизмов машины осуществляется индивидуальными гидромоторами, гидроцилиндром. Источником энергии является двигатель шасси.

Нагнетаемая насосом рабочая жидкость поступает в гидросистему машины.

Эмульсионное взрывчатое вещество (готовый продукт) приготавливается из двух компонентов: эмульсия и газогенерирующая добавка (ГГД).

Эмульсия насосом-дозатором эмульсии закачивается из емкости эмульсии. Смешение эмульсии с ГГД начинается в насосе - дозаторе эмульсии, куда дозировано подаётся раствор ГГД насосом-дозатором ГГД. Сенсибилизация эмульсии начинается при смешении ее с раствором ГГД в статическом смесителе и заканчивается в заряжаемой скважине.

Насос-дозатор эмульсии подает смесь ВВ через шлангоизвлекатель в зарядный рукав. Нa входе в шлангоизвлекатель стоит водоподающее кольцо

с обратным клапаном, по которому поступающая вода смазывает стенки рукава (при необходимости), что способствует уменьшению сопротивления прохождения смеси ВВ по зарядному рукаву и, соответственно, снижению давления подачи.

Зарядный рукав разматывается и наматывается на барабан с приводом от гидромотора.

Давление масла в гидросистеме создается и поддерживается масляным насосом, приводимым в движение двигателем автомобиля через коробку отбора мощности, установленную на двухступенчатом редукторе-промопоры шасси. Распределение и регулирование расхода масла в магистралях гидромоторов (включение, выключение и изменение скорости гидромоторов) производится секционным гидрораспределителем с пропорциональным электрическим управлением, которое осуществляется от программируемого контроллера по определенному алгоритму и обратной связью с гидромоторами.

На трубопроводе эмульсии установлена предохранительная разрушающаяся мембрана, которая срабатывает при превышении давления в трубопроводе более 10 кг/см 3 .

Приборы автоматизированной системы управления (АСУ) монтируются на технологическом оборудовании. Питание АСУ осуществляется от бортовой сети шасси номинальным напряжением 24В постоянного тока. После включения АСУ технологическим оборудованием запускается программа диагностики. Через 2-3 секунды на дисплее высвечивается стартовый экран, с которого можно выбрать необходимый режим работы.

Особое внимание при разработке ЭСЗМ было уделено безопасности машин при эксплуатации.

В дополнение к штатным средствам пожаротушения предусмотрено:

    аварийное пожаротушение с использованием технологической воды машины при отключенных энергосистемах автомобиля; <

    наличие плавкой вставки в емкости эмульсии, предназначенной для свободного истечения эмульсии при повышении температуры на стенках емкости свыше 235° С;

    конструкция загрузочного люка эмульсии предусматривает разгерме-пгацию емкости при повышении внутри нее давления свыше 1 атм. и истечение эмульсии через верх.

ЭСЗМ оснащены задним защитным устройством для обеспечения эффективной защиты от попадания под машину при наезде сзади.

ЭСЗМ-12, предусмотрены для приготовления ЭВВ «Украинит» ПП2Б, где в качестве ГГД используется перекись водорода, что вызвало определенные трудности с выбором материала при изготовлении емкости ГГД и трубопроводов транспортировки из-за разложения перекиси водорода при контакте со многими материалами. Конструкторами завода эта проблема была успешно решена.

Первая партия ЭСЗМ-12 (Рис. 1) прошла приемочные испытания на рудниках ЗАО ППП «Кривбассвзрывиспытания» и получено разрешение на се постоянное промышленное применение

Рисунок 1 - Смесительно-зарядная машина ЭСЗМ-12

ЭСЗМ этой серии применяются и для других ЭВВ. Была разработана и изготовлена смесительно-зарядная машина ЭСЗМ-12Э, предназначенная для приготовления эмульсионного ВВ Эмулит «ПВВ-В».

Несмотря на внешнее сходство с ЭСЗМ-12 машина ЭСЗМ-12Э значительно отличается в конструктивном исполнении. Здесь применен винтовой насос производства немецкой фирмы «Нетч», что обусловлено большей длиной (50 м) зарядного рукава, позволяющего производить зарядку скважин в «два уступа». Изменены конструкции баков воды и ГГД, изменена конструкция статического смесителя, шлангоизвлекателя. ^

В настоящее время успешно завершены приемочные испытания смеси-тельно-зарядной машины ЭСЗМ-12Э (Рис. 2) в ЗАО «ПВВ» Кемеровской обл.

Рисунок 2- Смесительно-зарядная машина ЭСЗМ-12Э

Специалисты завода постоянно работают как над совершенствованием существующих зарядных машин, так и над созданием новых образцов заряд-

ной техники. Модельный ряд выпускаемых и разрабатываемых ОАО «Гор-маш» смесительно-зарядных машин представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Модельный ряд выпускаемых машин

Наименование показателя

Наименование машины

1 Грузоподъемность, т

2 Производительность, кг/мин

3 Тип шасси

Машины для зарядки многокомпонентными взрывчатыми веществами серии ТСЗМ

Сегодня выдвигаются на первый план проблемы удешевления взрыв­ных работ за счет перехода на относительно недорогие взрывчатые вещества (ВВ) без снижения качественных показателей. Так, например, исследования, проведенные в последние годы на карьерах России на необводненных блоках позволяет отказаться от применения наиболее распространенного (более дорогого, так как в последнее время стоимость тротила, основного компонента водоустойчивых ВВ, в России значительно возросла) ранее граммонита 79/21 в пользу дешевого бестротилового эмульсионного промышленного взрывча-з того вещества (ПВВ) типа гранэмит марки И-50, а на обводненных скважинах водоустойчивые ПВВ гранэмит марки И-30 (отечественная разработка), «гован» 60/40 (зарубежная разработка - за рубежом вот уже несколько десятилетий широко применяют водосодержащие ВВ - эмульсия «вода в масле»). Эмульсионные взрывчатые вещества обладают хорошими качественными характеристиками: высокими водоустойчивостью и плотностью; низкой чувствительностью к механическим и тепловым воздействиям.. Для их производства имеется доступное и дешевое сырье, ЭВВ отличается высокой безопасностью при изготовлении и использовании, экологической чистотой и низкой газовой вредностью при проведении взрывных работ. Такие характеристики обеспечивают гранэмитам благоприятную перспективу их применения в горном деле.

Экономический эффект складывается из относительно низкой стоимости ПВВ, полной механизации их приготовления, транспортирования, заря­жания на местах применения, повышение безопасности, высокого качества дробления пород.

По данным ОАО «Михайловский ГОК»- В 2006 г. планируется изготовить 36,5 тыс. т гранэмита,. что составит 95% от общего количества . Использование ЭВВ собственного приготовления позволило комбинату втрое сократить расходы на взрывчатые вещества. Проведение массовых взрывов в карьере с использованием ЭВВ позволяет существенно снизить количество вредных веществ, выделяемых при взрыве, в сравнении с ВВ промышленного изготовления.

Правильный кислородный баланс значительно уменьшает выброс вредных веществ в атмосферу за счет более полного сгорания ВВ - до водя­ного пара, азота и углекислого газа).

Транспортные смесительно-зарядные машины (ТСЗМ) составляют костяк комплекса машин для механизации взрывных работ и повышения их эффективности.

Транспортные смесительно-зарядные машины, по сути, представляют собой мобильные мини-заводы («завод на колесах») по приготовлению многокомпонентных промышленных эмульсионных взрывчатых веществ (ПВВ).

Каждый компонент в отдельности взрывобезопасен. Отличительной особенностью серии ТСЗМ является наличие автоматизированной системы управления технологическим процессом с возможностью работы в автоматическом, полуавтоматическом (наладочном) и ручном (аварийном) режимах работы. Схема технологических агрегатов транспортной смесительно-зарядной машины представлена на рисунке 1. Серия транспортно смесительно - зарядных машин разработанных и изготовляемых на ОАО «Гормаш» включает в себе машины на различных автомобильных шасси (БелАЗ г/п - 30т и 40т; КрАЗ, МАЗ) для приготовления ЭВВ (не содержат тротила) из четырех исходных компонентов (аммиачная селитра, дизельное топливо, эмульсия, газогенерирующая добавка - водный раствор нитрита натрия) - ЭВВ (гранэмит, эмулан), трех компонентов (аммиачная селитра, дизельное топливо, эмульсия «гован») - ЭВВ (тован). Вода во всех случаях используется в качестве смазки для облегчения транспортировки готового продукта после винтового насоса до скважины и мойки трактов прохождения компонентов и готового продуктa по окончании зарядки с последующей продувкой сжатым воздухом.

Машина для зарядки «сухих» (необводненных) скважин - ТСЗМ-ЗОПГ-А. Машины для зарядки обводненных скважин (ТСЗМ-11ПГ (рисунок 2), ТСЗМ-11Э (рисунок 3), ТСЗМ-20ПГ, ТСЗМ-30ПГ (рисунок 4), ТСЗМ-30).

В 2007 г. разработаны также смесительно-зарядные машины ТСЗМ-11 и ТСЗМ-30Э.

Технические характеристики машин серии ТСЗМ представлены в таблице

1 . Зарядка «сухих» (необводненных) скважин производится сверху в устье, а обводненных скважин снизу «под столб воды». Дозирование исходных компонентов в готовый продукт определяется строго определенным (постоянно контролируется программируемым контроллером) числом оборотов исполнительных органов - шнеков, насосов - дозаторов в минуту. Расход определяется количеством доставляемого шнеком, насосом за один оборот -уточняется практически для каждого конкретного исполнительного механизма в процессе калибрования при вводе в эксплуатацию и после ремонта (при необходимости).

Конструкция ТСЗМ в общем случае включает в себя:

- доработку шасси:

Доработка системы выпуска отработавших газов с выводом их вперед и вправо;

Установка отбора мощности для привода гидравлических насо-i он;

Установка лонжеронов для монтажа навесного оборудования машины;