Инструкция: как внедрить систему бережливого производства в компании. Должностная инструкция по бережливому производству Должностная инструкция директора по бережливому производству

Надеюсь, мой личный опыт будет вам полезен.

История случилась около года тому назад. Ввиду структурных изменений в корпорации и непрерывно повышающейся энтропии во всех сферах и процессах, я решил сменить работу. За плечами накопился некий опыт работы в сфере обеспечения качества, производственном отделе и отделе совершенствования процессов (Lean Six Sigma и все, что с этим связано). В принципе достаточно, чтобы найти желаемую должность в любом из этих направлений.

Мне сразу приглянулась вакансия лин-менеджера на заводе, производящем комплектующие для авто. Сектор перспективный, возможность карьерного роста просматривается, завод наращивает производственные мощности… Не работа, а удовольствие.

Собеседование с директором оставило хорошее впечатление, после чего я действительно настроился принять предложение этой компании. Оставалась одна формальная деталь – еще одно собеседование. В матричной структуре у каждого сотрудника есть 2 начальника: непосредственный руководитель (директор завода) и функциональный – лин-менеджер из штаб-квартиры. Вот с ним-то и предстояло пройти второе собеседование.

На втором собеседовании меня спросили, в чем заключается основная роль лин-менеджера?

Когда вам задают столь спорные вопросы при приеме на работу, которую вы готовы принять, которую вы уже хотите, отвечать страшно. А что, если наши мнения или взгляды не совпадут? А что, если я неправильно отвечу? Работу-то я хочу, а правильного ответа нет.

Существуют уловки и приемы, помогающие “сгладить шероховатости” при ответе на подобные вопросы. Я не люблю, когда в разговоре со мной их применяют. И не люблю увиливать от ответа сам, а потому вначале сообщил, что ответ зависит от текущих и долгосрочных целей организации. После такого вступительного слова я открыто поделился своим видением задач, которые решает менеджер по бережливому производству.

Если дать человеку рыбу – он будет сыт один день. А если человека научить ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь. Можно решить проблему или внедрить проект на отдельном участке, и рабочие этого участка будут какое-то время работать с повышенной эффективностью. Можно научить рабочих решать проблемы или внедрять проекты, и они будут повышать эффективность всю жизнь.

Лин-менеджер может расклеивать напольную разметку, наводить порядок, сокращать время переналадки и разбираться в причинах низкого качества продукции. Этих задач хватит, чтобы трудоустроить одного человека. Лин-менеджер может сделать так, чтобы каждый сотрудник организации внедрял систему 5S на своем участке, сокращал время переналадки в своем процессе и разбирался в причинах низкого качества продукции. И этого хватит, чтобы продолжать трудоустраивать и нанимать новых сотрудников организации.

Уже после интервью я узнал, что мой оппонент придерживался другого мнения. Из письма-отказа следовало, что менеджер по бережливому производству должен фокусироваться только на процессах и внедрении изменений. Сроки, числа, рутина, выполнение...

Я действительно считаю, что следует фокусироваться на людях, и готов отстаивать свою точку зрения, но, поверьте, получить отказ с таким пояснением было обидно. Хотелку отобрали, невеждой обозвали… осадок остался надолго, но сейчас я понимаю, что это был, вероятно, лучший урок в моей жизни.

Что я ответил на этот вопрос на следующем собеседовании? О, нет. Я больше не дожидался этого вопроса – я задал его сам. Это позволяет мне понять, подходит ли мне предлагаемая работа? Соответствует ли моим ожиданиям?

Мой совет лин-менеджерам: не бойтесь спорных и неоднозначных вопросов на собеседованиях. Ваши ответы лучше собеседуют потенциального работодателя, чем вас. Вы можете не получить желаемую работу, зато сможете избежать нежелаемой – работы, которая не даст вам реализовать себя.


PS: не согласны с тем, что основная роль лин-менеджера в развитии людей? Что ж, дело хозяйское. Я и не утверждаю, что прав на 100%, но ничего более эффективного не вижу.

PPS: а какие у вас были интересные собеседования?

Основные принципы бережливого производства

Традиционно, к основным принципам бережливого производства относят:

  • Выявление потоков создания ценности для конкретного продукта;
  • Снабжение бесперебойного потока изготовления ценности продукта;
  • Предоставление потребителю доступа к продуктам.
  • Стремление к усовершенствованию.
  • Помимо данных принципов, выделяют и следующие:
  • Получение превосходного качества;
  • Гибкость;
  • Установление длительных отношений с потребителями. Это достигается при помощи разделения рисков, затрат, а также информации.

Замечание 1

Основной бережливого производства является работа по устранению потерь. Потери включают в себя определенное действие, которое направлено на потребление ресурсов. Важно отметить, что потери не создают ни какой ценности для потребителя.

Главными задачами бережливого производства являются:

  • Снижение затрат, к которым относятся и трудовые;
  • Уменьшение сроков создания продукции;
  • Уменьшение производственных и складских площадей;
  • Обеспечение поставки продукции заказчику;
  • Наибольшее качество при конкретной стоимости или наивысшая цена при конкретном качестве.

Инструкция специалиста по бережливому производству

Инструкция специалиста по бережливому производству включает в себя следующие основные положения:

  • Разработка и исполнение планов по введение системы бережливого производства на предприятии. Важно отметить, что начинать необходимо с нуля. Необходимо контролировать работу на каждом этапе работы. Основное требование для исполнения данной работы является проявление лидерских качеств. Мало верить, что включение бережливого производства на конкретном предприятии включает в себя огромный потенциал эффективности, нужно уметь убедить в этом каждого сотрудника, донести свои идеи до каждого, отстоять свою точку зрения, мотивировать работников;
  • Введение инструментов бережливого производства в производственной области;
  • Организация включения и обучения работников, нахождение обучающих программ и проведение обучения всех работников по инструментам бережливого производства. Помимо этого, сюда относится обучение теории и практики, мотивирование обмена опытом между каждыми сотрудниками и различными отделами. Все это порождает необходимость определенных знаний в сфере производственной педагогики;
  • Контроль над проектными рабочими группами в проектах по увеличению эффективности производства. В данной сфере специалисту необходимо обладать знаниями, которыми обладает менеджер проектов. Руководитель проекта занимается обеспечением того, чтобы каждый сотрудник проектной группы в своей работе работал согласно разработанной схеме действий;
  • Проведение консультаций для руководителей организаций, структурных подразделений, а также среди работников, которые занимаются исполнением проектов в своих подразделениях или применяющих Lean-инструменты. Знания, которые нужны для того, чтобы устранить ошибки в данной сфере, важны для эффективного решения различных проблем, а также отрицательных последствий;
  • Построение процессов, направленных на постоянные улучшения в производственной организации, нахождение наилучших практик в сфере внедрения различных проектов. Для этого основным является коммуникативность, поскольку тому, кто является ответственным за включение бережливого производства приходится довольно часто общаться;
  • Знания и навыки способов нахождения и отбора новых идей. Основные требования в данной сфере нужны для проведения обсуждений, в которых специалиста без применения способов модерации не смогут достичь определенных задач.

Основные принципы бережливого производства

Традиционно, к основным принципам бережливого производства относят:

  • Выявление потоков создания ценности для конкретного продукта;
  • Снабжение бесперебойного потока изготовления ценности продукта;
  • Предоставление потребителю доступа к продуктам.
  • Стремление к усовершенствованию.
  • Помимо данных принципов, выделяют и следующие:
  • Получение превосходного качества;
  • Гибкость;
  • Установление длительных отношений с потребителями. Это достигается при помощи разделения рисков, затрат, а также информации.

Замечание 1

Основной бережливого производства является работа по устранению потерь. Потери включают в себя определенное действие, которое направлено на потребление ресурсов. Важно отметить, что потери не создают ни какой ценности для потребителя.

Главными задачами бережливого производства являются:

  • Снижение затрат, к которым относятся и трудовые;
  • Уменьшение сроков создания продукции;
  • Уменьшение производственных и складских площадей;
  • Обеспечение поставки продукции заказчику;
  • Наибольшее качество при конкретной стоимости или наивысшая цена при конкретном качестве.

Инструкция специалиста по бережливому производству

Инструкция специалиста по бережливому производству включает в себя следующие основные положения:

  • Разработка и исполнение планов по введение системы бережливого производства на предприятии. Важно отметить, что начинать необходимо с нуля. Необходимо контролировать работу на каждом этапе работы. Основное требование для исполнения данной работы является проявление лидерских качеств. Мало верить, что включение бережливого производства на конкретном предприятии включает в себя огромный потенциал эффективности, нужно уметь убедить в этом каждого сотрудника, донести свои идеи до каждого, отстоять свою точку зрения, мотивировать работников;
  • Введение инструментов бережливого производства в производственной области;
  • Организация включения и обучения работников, нахождение обучающих программ и проведение обучения всех работников по инструментам бережливого производства. Помимо этого, сюда относится обучение теории и практики, мотивирование обмена опытом между каждыми сотрудниками и различными отделами. Все это порождает необходимость определенных знаний в сфере производственной педагогики;
  • Контроль над проектными рабочими группами в проектах по увеличению эффективности производства. В данной сфере специалисту необходимо обладать знаниями, которыми обладает менеджер проектов. Руководитель проекта занимается обеспечением того, чтобы каждый сотрудник проектной группы в своей работе работал согласно разработанной схеме действий;
  • Проведение консультаций для руководителей организаций, структурных подразделений, а также среди работников, которые занимаются исполнением проектов в своих подразделениях или применяющих Lean-инструменты. Знания, которые нужны для того, чтобы устранить ошибки в данной сфере, важны для эффективного решения различных проблем, а также отрицательных последствий;
  • Построение процессов, направленных на постоянные улучшения в производственной организации, нахождение наилучших практик в сфере внедрения различных проектов. Для этого основным является коммуникативность, поскольку тому, кто является ответственным за включение бережливого производства приходится довольно часто общаться;
  • Знания и навыки способов нахождения и отбора новых идей. Основные требования в данной сфере нужны для проведения обсуждений, в которых специалиста без применения способов модерации не смогут достичь определенных задач.