ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем. ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем Фипи егэ обществознание год

Вариант № 2353656

Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2017 по обществознанию.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Сотни тысячи выпускников будут сдавать ЕГЭ по обществознанию 2017 года . Как видим на подготовку остается не так уж много времени, и хотя этот предмет считается относительно легким, желательно начать прорабатывать задания уже сейчас. Отметим, что обществознание является наиболее популярным факультативным предметом, который чрезвычайно любят ученики. Кроме того, многие гуманитарные ВУЗы требуют наличие оценки за данную дисциплину в аттестате выпускника.

Чтобы ученики не расслаблялись в недрах Министерстве образования и науки, а также в Государственной Думе уже сейчас начали разрабатывать ряд нововведений, которые могут порядком изменить систему тестирования по обществознанию.

Изменения

Ниже перечисленные новшества пока можно расценивать как слухи и домыслы, но ведь так может случиться и уже в 2017 году они все будут задействованы в процедуре прохождения ЕГЭ по обществознанию.

  1. Обществознание — обязательный предмет. Данное предложение уже давно на устах у специалистов, приближенным к системе образования в России. Кроме этого предмета, обязательными могут стать история, физика и иностранный язык. Конечно, больше шансов у истории, ведь чиновники уже сейчас чрезвычайно обеспокоены тем, что не все ученики свободно владеют историей развития и становления их государства.
  2. Введение обширной устной части. Данное новшество пока лишь на стадии обсуждения. Парламентарии намерены сократить тестовую часть, а на ее место поставить устные блоки, которые ученик должен будет сдавать лично экзаменатору. Скажем больше, некоторые специалисты предлагают сделать этот экзамен устным.
  3. Предмет снимут с ЕГЭ. Да, такое предложение уже поступало на рассмотрение в Госдуму. Это спровоцировано тем, что с каждым годом становится меньше технических работников. Для того чтобы больше выпускников поступали в профильные ВУЗы на некоторое время, обществознание, возможно, исчезнет из списка предметов, вынесенных на ЕГЭ. Будем надеяться, что данное нововведение останется лишь на стадии разговоров.

Критерии оценивания

В 2017 году система оценки знаний выпускников не претерпит никаких изменений. За каждое выполненное задание, ученик получает определенное количество баллов, которые объединяются в единую сумму. Благодаря специально разработанной шкале, первичные , полученные учеником, трансформируются в тестовые. Именно по последним комиссия и решает, сдал выпускник экзамен или нет.

Структура ЕГЭ по обществознанию

Всего в экзамене по данному предмету предусмотрено 29 заданий, разделенных на два блока.

Задания 1-20 (блок 1) — вопросы или задачи, на которые необходимо дать короткие ответы одним словом или одной цифрой.

Задания 21-29 (блок 2) — каждый вопрос предполагает развернутый обоснованный ответ. Приветствуются примеры, аргументы и другие доказательства, способные сделать ответ широким и правильным.

Как правило, этот государственный экзамен проверяет знания по таким разделам:

  1. Человек и общество
  2. Право
  3. Экономика
  4. Политики
  5. Социальные отношения

Литература для подготовки

Чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию на “отлично” необходимо много времени проводить за книгами. Учитывая тот факт, что на экзамен выносится не один предмет, следует подбирать правильную литературу, дабы не тратить время на неподходящие пособия. Ниже представлен перечень учебников, которые непременно пригодятся во время подготовки к ЕГЭ.

Данная литература разработана специально для тех, кто хочет заранее подготовиться к экзамену. Некоторые пособия направлены на формирование правильные теоретических знаний. В них есть все разделы, которые выносятся на ЕГЭ. Примечательно, что вся информация представлена в кратком виде, акцентируя внимание на главные тезисы.

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию

Если вы хотите на время почувствовать, как это сдавать ЕГЭ по обществознанию, специалистами ФИПИ ежегодно обновляется демоверсия экзамена. Каждый одиннадцатиклассник может наглядно оценить сложность испытания, а также ознакомиться с приблизительными заданиями. Кроме того, ученики смогут получить баллы за прохождения демоверсии.

Такой подход позволяет подготовить выпускников к будущему и настроить его на положительный результат проверки знаний.

Стоит отметить, что демоверсия всего лишь приблизительная картина того, чего ожидать на реальном экзамене по обществознанию. Демонстрационная версия, как правило, включает в себя следующие пункты:

  • Инструкция с правилами заполнения бланков
  • Информация о блоках, которые входят в экзамен по обществознанию
  • Критерии оценивания знаний
  • Количество времени, отведенное для ученика на решение всех задач
  • Список литературы, которой можно пользоваться во время подготовки к испытанию
  • Правила поведения учеников во время сдачи ЕГЭ
  • Общее количество задач, во всех блоках ЕГЭ по обществознанию.

Выводы

Чтобы каждый ученик общеобразовательной школы смог чувствовать себя уверенно на экзамене по данному предмету необходимо начинать готовиться к нему уже сейчас. Способ подготовки зависит от возможностей и желания одиннадцатиклассника.

Кто-то обращается за помощью к репетиторам, кто-то решает прочесть профильную литературу и подготовиться к испытанию самостоятельно, кто-то, объединившись в группы, шаг за шагом повторяют и закрепляют пройденный материал. Не важно, какой из способов выберете вы, главное, чтобы он принес желаемый результат.

Видео новость

Итак, первое задание, как и раньше здесь необходимо вписать обществоведческий термин опираясь на указанные признаки и тематику таблицы. В данном примере речь идет о морали.

Задание 2 требует от нас выбрать слово, являющееся обобщающим, т.е. включающим в себя остальные термины. Для успешного выполнения данного задания необходимо всего лишь уметь правильно определить тему и вспомнить порядок изучения терминов, что куда входит. Правильным ответом на задание 2 будет слово доход, так как все остальные слова, это разновидности дохода.

3 Задание уже требует от нас убрать два неверных термина из представленных, т.е. убрать те слова, которые не относятся к заявленной теме, в данном случае, убрать слова, которые не относятся к теме политическое участие граждан. Неверные термины под цифрами 2 и 3, так как они относятся к экономической деятельности граждан.

Задание под номером 4 предлагает нам выбрать верные высказывания о человеке, т.е. те суждения, которые не противоречат обществоведческому курсу по теме человек. В данном случае выбираем правильные суждения под номерами 1,2,5. Суждение под номером два неверно по той причине, что моральные нормы не наследуются человеком, а приобретаются в процессе социализации. 3 суждение также неверно, ибо выражение социальной сущности служат поступки человека, его слова, но никак не физические способности основанные на генетической предрасположенности.


Задание 5 на мой взгляд весьма легкое. Все необходимые данные приведены уже в самом задании и нам остается только соотнести признаки с терминами. Для успешного выполнения этого задания достаточно обладать общими представлениями об обществе и человеке. Правильный ответ 32311

Задание под порядковым номером 6 схоже с заданием 4, только здесь речь идет об образовании. Если выпускник успешно закончил курс обществознания или обладает элементарными базовыми знаниями обществоведческого курса , то он без труда найдет верное решение. Правильные ответы в этом задании 3,4,5. Следует пояснить, что первое суждение не относится к какой либо тенденции образования, второе суждение относится к так называемой тенденции гуманитаризации образования, а шестое суждение относится к компьютеризации образовательного процесса.

Задание 7-10 посвящены экономике. 7 задание предлагает выбрать верные варианты суждений о рыночной экономической системе. Правильные суждения под номерами 2,4,5. Первое суждение неверно, так как централизованное планирование экономики относится к командно-административной экономической системе. Третье суждение можно отнести практически к любой экономической системе, так как проблема ограниченности экономических ресурсов - вечная проблема экономики.

Задание 8 схоже по своей структуре с заданием 5, только в экономической плоскости. Правильное соотношение выглядит следующим образом 12121.


9 задание - задание ситуативное, в котором описывается ситуация исходя из которой необходимо дать ответ на заданный вопрос в рамках экономического курса обществознания. Правильные ответы 1,4,6. Все остальные варианты не относятся к источникам финансирования бизнеса.

Задание 10 не требует от выпускника уж особо глубоких экономических познаний. Достаточно лишь элементарных представлений о том, что такое спрос и предложение, а также базовые знания математики, позволяющие правильно прочитать график. Итак, сперва обращаем внимание на то, изменилась линия спроса или предложения. Если изменился спрос, то речь идет о покупательской активности; линия предложения будет свидетельствовать нам об активности продавцов на рынке. В данном случае мы наблюдаем снижение предложения, то есть товара стало меньше на рынке и он упал в цене. Теперь остается выбрать те варианты ответа, которые могли бы поспособствовать такому развитию событий. Правильные ответы: 1,3. Варианты ответов под номерами 2,5 не подходят, так как они влияют на рынок спроса и к рынку предложения не имеют никакого отношения. Вариант 4 привел бы к увеличению цены на товар и следовательно не отражает сложившуюся ситуацию на рынке автомобилей.


Задание 11 посвящено теме социальная сфера в обществознании. Здесь также, как и в большинстве заданий теста, необходимо выбрать верные высказывания. Правильный ответ: 2,3,5.

Остальные задания остались без изменений и их подробный разбор Вы сможете посмотреть в статьях "Особенности обществознания" и "Особенности обществознания (продолжение)" , а также в других соответствующих на нашем сайте.

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2017 году единого государственного экзамена
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию, базовый и профильный уровни.

Результаты ЕГЭ по обществознанию признаются образовательными организациями высшего образования как результаты вступительных испытаний по обществознанию.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Основная цель экзамена - оценка качества подготовки выпускников образовательных организаций среднего общего образования по обществознанию.

Объектами проверки выступают умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Перечень проверяемых элементов содержания составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и частично профильный уровни).

Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности. Он нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки обучающихся по предмету в рамках стандартизированной проверки.

В основе модели экзаменационной работы - деятельностный подход, позволяющий осуществить многоаспектную проверку широкого спектра предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной жизни общества. Содержание экзаменационной работы отражает интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения различных областей обществознания.

Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предусматривают, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

К основным принципам отбора конкретных объектов проверки следует отнести:

  • включение в КИМ ЕГЭ дидактических единиц и основных умений, формируемых при изучении курса на базовом уровне, за исключением тех, которые определены в стандарте как изучаемые, но не подлежащие проверке в рамках итоговой аттестации, а также требований, соответствие которым не может быть выявлено с помощью используемого инструментария (проектная деятельность, устные презентации и т.п.);
  • равномерное представление в КИМ всех содержательных разделов курса с учетом степени их раскрытия в учебниках, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования в 2014-2015, 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах;
  • соблюдение баланса между формализуемыми элементами знаний и теми компонентами проверки, которые требуют свободно конструируемого ответа.

К основным принципам отбора моделей заданий и формирования структуры КИМ, помимо общих требований и подходов, можно отнести:

  • использование для проверки основных объектов заданий различных типов и уровней сложности, что позволяет экзаменующемуся более полно продемонстрировать свой уровень овладения данным компонентом содержания, умением, видом познавательной деятельности;
  • соблюдение в каждой части работы принципа постепенного перехода от заданий базового уровня к заданиям повышенного и высокого уровней.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, неадаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.

4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

Задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;

Задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;

Задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;

Задание на дифференциацию в социальной информации фактов, мнений и теоретических положений;

Задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются автоматически. Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.