Что такое цифровой фотоаппарат. Выбираем фотоаппарат: ситуация на рынке и почему нет смысла покупать мыльницу или зеркалку Виды зеркальных фотоаппаратов

Решение о приобретении новой камеры может быть сложной задачей, и не в последнюю очередь из-за большого количества доступных вариантов. Ведь многие не знают, какие бывают фотоаппараты и чем они отличаются. Поэтому перед покупкой пользователь должен ответить на ряд вопросов, которые помогут найти наиболее подходящий вариант.

Но прежде всего необходимо знать, какие бывают виды фотоаппаратов. Как правило, их классифицируют на компактные и зеркальные. К первому типу относятся также переходные бридж- и суперзум-камеры с большим диапазоном изменения фокусного расстояния и большим контролем над установками экспозиции. Объектив у них встроен в корпус и не может быть заменен.

Ко второму типу близки беззеркальные камеры, поскольку они позволяют фотографу работать в ручном, автоматическом и полуавтоматическом режимах подобно зеркальным фотоаппаратам. Объективы у них сменные.

Теперь остановимся на фотоаппаратах разных типов более подробно.

Компактные камеры начального уровня

Решая, какой фотоаппарат лучше для начинающего фотографа, необходимо обратить внимание на недорогие устройства небольшого размера, простые, без излишеств, идеальные для повседневной съемки. Часто они питаются от батареек АА, которые быстро теряют заряд и поэтому не очень экономичны. Лучшим решением является инвестирование в набор перезаряжаемых литий-ионных аккумуляторов и зарядное устройство. Это дороже, но такие батареи обеспечивают лучшее время автономной работы и могут использоваться снова и снова, снижая общую стоимость владения фотоаппаратом.

Большинство бюджетных компактов оборудуются объективами с 3-10-кратным оптическим зумом, который обычно соответствует 35-105 мм. Этот диапазон удобен для обычной съемки, хотя некоторые камеры немного его расширяют, предлагая сверхширокие или сверхдлинные фокусные расстояния. Камера с 28-мм объективом идеально подходит для групповых снимков и пейзажей, а с 140-150-мм - для захвата удаленных деталей. Какой фотоаппарат лучше для начинающего фотографа? Как правило, оптический зум более 8 крат имеется у компактов выше среднего уровня, поэтому такие модели стоят более близкого рассмотрения.

В последние годы между производителями фотоаппаратов происходит жесткая конкуренция в обеспечении бюджетных камер функциональными возможностями устройств высокого класса. За это время постепенно увеличились размеры ЖК-экранов. Стандартным в недорогих моделях является 2,7-дюймовый дисплей, и все чаще встречаются 3” варианты. Это напрямую не улучшает качество фотографий, но обеспечивает лучший обзор сцены и просмотр отснятого материала.

В настоящее время цифровые зеркальные камеры имеют самый широкий ассортимент аксессуаров. Независимо от того, какой профессиональный фотоаппарат выбран, помимо множества объективов, к нему можно подключить внешнюю вспышку. Многие модели снабжаются дополнительным захватом с батареями питания, который обеспечивает более длительное время автономной работы и облегчает съемки в портретной ориентации. Поскольку видеозапись в формате высокой четкости стала стандартной функцией, для записи стереозвука можно инвестировать во внешние микрофоны, а небольшая глубина поля зрения, предлагаемая более крупным датчиком, может пригодиться для творческой фотографии и съемки при слабом освещении.

Профессионалы советуют использовать зеркальные фотоаппараты для получения снимков максимального качества, съемки движущихся объектов и видеозаписи. Однако они стоят дорого и имеют большие размеры.

Какой фотоаппарат лучше для фотографа: вес и портативность

Пользователь должен быть реалистичным в отношении того, насколько серьезно он планирует заниматься фотографией.

Носить большую и массивную камеру тяжело и неудобно, и владельцы, которые не очень серьезно относятся к съемке, скорее всего, оставят ее дома и захотят приобрести что-то более подходящее. Это действительно важный фактор, поэтому перед покупкой нужно пойти в магазин, взять фотоаппарат и почувствовать его в своих руках просто для того, чтобы убедиться в том, что его вес и конструкция действительно удовлетворят потенциального покупателя.

Размеры и вес камеры не вполне пропорциональны качеству снимков, которые можно получить с ее помощью, поэтому думать, что больше - значит лучше, не стоит. Вообще, компактные фотоаппараты, как правило, лучше других приспособлены к ношению в кармане, в то время как зеркальные потребуют гораздо больших усилий. Беззеркальные модели, как правило, занимают среднее положение, но есть заметные исключения, которые своими размерами превышают некоторые DSLR.

Размер сенсора и пиксели

В цифровых камерах захват изображения происходит на т. н. датчике, который похож на кусочек электронной пленки. Крошечные элементы, называемые пикселями, на этом сенсоре регистрируют детали фотографируемого объекта.

Можно подумать, что чем больше пикселей использует сенсор, тем больше подробностей он сможет передать, и теоретически это верно. Но в реальной жизни это только часть правды. Большее количество пикселей не всегда означает лучшие снимки, так как конструкторам фотоаппаратов приходится балансировать между разрешением сенсора и тем, насколько малы должны быть пиксели, чтобы они могли поместиться на датчике.

Маленькие пиксели похожи на маленькие динамики - они немного «дребезжат». Какие бывают матрицы фотоаппарата? В целом в компактных камерах используются очень небольшие сенсоры изображения с очень маленькими пикселями. Цифровые зеркальные фотоаппараты оборудуются более крупными датчиками, поэтому пиксели у них больше.

При покупке зеркальной или беззеркальной камеры профессионалы советуют выбирать модель с разрешением от 12 до 50 Мп. Сенсоры компактных или суперзум-фотоаппаратов для получения изображений хорошего качества должны иметь от 10 до 14 Мп.

Зум и диапазон фокусных расстояний

Независимо от того, какой цифровой фотоаппарат выбран, у него будет определенный набор объективов или настроек масштабирования. Если это компактная камера, придется жить с тем, что она предлагает, поэтому необходимо убедиться, что она охватывает все диапазоны, которые планируется использовать.

Цифры на упаковке ничего не значат. «10-кратный зум» говорит лишь о том, что самая длинная настройка в 10 раз длиннее самой широкой. Поэтому нужно посмотреть через видоискатель, чтобы воочию убедиться в том, что именно эти настройки и цифры означают в реальной жизни.

Пользователи, которые подумывают о покупке камеры, должны найти время, чтобы увидеть, какие бывают объективы для зеркальных фотоаппаратов и беззеркальных моделей, и посмотреть, сколько они стоят. Не совсем хорошо, когда после покупки корпуса владелец обнаружит, что не может позволить себе именно ту длиннофокусную оптику, которую хотел приобрести.

Обзоры и отзывы: стоит ли им верить?

Сведения о фотоаппаратах можно почерпнуть в специальных обзорах, благо в оных недостатка на данный момент нет, их можно найти везде, поэтому перед покупкой лучше потратить немного времени и ознакомиться с основной информацией.

Позволило вести съёмку с моментальными выдержками , потребовавшими специального механизма для регулировки длительности воздействия света. Таким устройством стал фотозатвор , первые конструкции которого появились в 1853 году . Изобретение Оттомаром Аншютцем скоростного шторно-щелевого затвора привело к появлению репортёрских фотоаппаратов - пресс-камер , запущенных в массовое производство фирмой «Goerz » в 1888 году .

Появление желатиносеребряных фотобумаг , пригодных для проекционной печати , а также рост разрешающей способности фотоэмульсий запустили процесс миниатюризации фотоаппаратуры и появления её новых портативных разновидностей, таких как складные и дорожные камеры . Технологический прорыв осуществил в 1888 году Джордж Истмен , выпустивший первую бокс-камеру Kodak , заряженную рулонной фотоплёнкой на гибкой целлулоидной подложке . Изобретение положило начало любительской фотографии, избавив фотографа от необходимости проявлять фотоматериал и печатать снимки. Всё это делала компания Истмена, куда по почте отсылался фотоаппарат с отснятой плёнкой. Обратно фотолюбитель, заплатив 10 долларов, получал перезаряженную камеру, готовые негативы и контактные отпечатки с них . Одновременно с компактными появились многочисленные фотоаппараты для скрытной съёмки, в том числе встроенные в предметы одежды: галстуки, шляпы и дамские сумочки .

Развитие во второй половине XIX века технологий цветной фотографии , основанных на трёхцветной теории цветоощущения Максвелла , привело к распространению специализированных устройств, позволяющих осуществлять цветоделение различными способами. Наиболее простое решение заключалось в съёмке трёх цветоделённых изображений на общую фотопластинку через три объектива, закрытых светофильтрами основных цветов . Однако, расстояние между ними неизбежно приводило к параллаксу и, как следствие, цветным контурам на изображении близких предметов. Более совершенными оказались фотоаппараты с последовательной съёмкой через один объектив на удлинённую фотопластинку с автоматическим пошаговым смещением. Наиболее известны такие фотоаппараты конструкции Адольфа Мите , одним из которых пользовался Сергей Прокудин-Горский .

Камеры со сдвижной кассетой на три экспозиции годились только для съёмки неподвижных объектов и пейзажей из-за неизбежного временно́го параллакса . Всех недостатков были лишены трёхпластиночные фотоаппараты с внутренним цветоделением, позволявшие снимать в том числе движущиеся предметы через общий объектив в одну экспозицию. Изобретение автохромного процесса, и последующее распространение многослойных фотоматериалов позволили отказаться от сложной фотоаппаратуры, но тем не менее камеры с внутренним цветоделением с помощью полупрозрачных зеркал эксплуатировались в издательском бизнесе до середины 1950-х годов .

Одну из ключевых ролей в совершенствовании фотоаппаратуры сыграло становление аэрофотографии , получившей бурное развитие после Первой мировой войны . Большие скорости полёта требовали коротких выдержек, вынуждая компенсировать их высокой светосилой объективов . При этом, недопустимость геометрических искажений, особенно при фотограмметрии , вынуждала разрабатывать оптику с минимальной дисторсией . Многие конструкции фотозатворов и объективов, привычные в современной фотоаппаратуре, были разработаны специально для аэрофотоаппаратов, лишь потом найдя применение в камерах общего назначения. То же касается вспомогательных механизмов: например, автоматизированная перезарядка фотоаппарата впервые использована именно для аэрофотосъёмки.

Компактные фотоаппараты

Рулонные фотоматериалы позволили повысить оперативность съёмки и уменьшить размеры фотоаппарата, который, благодаря складной конструкции , теперь стало можно положить в жилетный карман. Огромную роль в формировании фотоаппаратуры сыграло параллельное развитие технологий кинематографа и совершенствование наиболее массовой 35-мм киноплёнки . Рост её информационной ёмкости привёл к появлению в начале 1920-х годов малоформатной фотоаппаратуры . Первыми в этом классе стали камеры «Симплекс Мульти» (1913 год, США) и «Ur Leica» (1914 год, Германия) .

В 1925 году началось серийное производство фотоаппарата «Leica I », ставшего образцом для подражаний и родоначальником самого многочисленного класса аппаратуры, популярного вплоть до появления цифровой фотографии . В 1932 году начат выпуск главного конкурента «Лейки» - фотоаппарата «Contax » этого же формата . Почти одновременно с появлением малоформатных фотоаппаратов в 1930 году в Германии начат выпуск одноразовых фотобаллонов, упростивших съёмку с импульсным освещением , и сделавших её безопасной . Результатом стало внедрение в затворы синхроконтакта , обеспечившего автоматическую синхронизацию и съёмку с фотовспышкой на моментальных выдержках.

Преимущества однообъективной схемы, такие как полное отсутствие параллакса и ограничений фокусных расстояний объективов, характерные для дальномерных фотоаппаратов , заставляли разработчиков совершенствовать конструкцию дальше. Результатом стало появление в 1959 году фотоаппарата «Nikon F » со 100 % отображением кадра и прыгающей диафрагмой . Сочетание приставного электропривода и длиннофокусных объективов , недоступных для дальномерной аппаратуры, быстро сделало этот фотоаппарат стандартом в фотожурналистике, особенно спортивной . В течение нескольких лет выпуск аналогичных фотоаппаратов был налажен большинством производителей фототехники .

Автоэкспозиция и автофокус

Результатом этих инноваций стала полная автоматизация установки экспозиционных параметров как в профессиональной, так и в любительской фотоаппаратуре. Дальнейшее совершенствование фотоаппаратов пошло по пути внедрения автофокуса . Первым серийным фотоаппаратом, оснащённым такой системой, стала компактная камера «Canon AF-35M», выпущенная в Японии в 1979 году . Через два года появился зеркальный «Pentax ME F » с заобъективным контрастным автофокусом . Аналогичной системой позднее оснащены фотоаппараты «Nikon F3 AF » и «Canon T80 » . Более совершенный фазовый автофокус, впервые реализованный в системе «Визитроник ТСЛ», нашёл массовое применение в 1985 году в фотоаппарате «Minolta 7000 ». Современный вид эта система приобрела после создания стандарта Canon EOS в 1987 году, где приводы фокусировки начали устанавливать в объективы, а датчик разместился под вспомогательным зеркалом в нижней части камеры. Все эти усовершенствования стали возможны, благодаря бурному развитию микроэлектроники , сделавшей фотоаппараты энергозависимыми.

Цифровые фотоаппараты

В результате сотрудничества компаний Nikon и Kodak в августе 1994 года была создана гибридная цифровая камера «Kodak DCS 410» на основе фотоаппарата Nikon F90 , съёмная задняя крышка которого заменялась цифровой приставкой с ПЗС-матрицей разрешением 1,5 мегапикселя . В марте 1998 года на рынке появился первый цифровой зеркальный фотоаппарат «Canon EOS D2000 » неразъёмной конструкции . Все эти образцы предназначались для фотослужб новостных информационных агентств и стоили от 15 до 30 тысяч долларов. Цена самых дешёвых камер, таких как Canon EOS D30 , выпущенного в 2000 году, превышала 2500 долларов, оставаясь неприемлемой для большинства фотографов .

Устройство и принцип действия

Простейший фотоаппарат представляет собой непрозрачную камеру, внутри которой закреплён плоский светоприёмник , в виде фотоматериала или фотоэлектрического преобразователя . Свет попадает на светоприёмник через отверстие в противоположной стенке: по такому принципу построена пинхол-камера . В более совершенных фотоаппаратах отверстие закрыто собирающей линзой или сложным многолинзовым объективом , который строит на поверхности светоприёмника действительное изображение объектов съёмки .

Классификация фотоаппаратов

Как классические, так и цифровые фотоаппараты делятся на две основные группы: общего назначения и специальные, предназначенные для специальных работ . Главным классифицирующим признаком любого фотоаппарата общего назначения считается размер кадрового окна, от которого зависит большинство остальных характеристик. По этому принципу фотоаппараты разделяются на крупноформатные , среднеформатные , малоформатные и миниатюрные, рассчитанные на неперфорированную 16-мм фотоплёнку и более мелкие фотоматериалы. К миниатюрным также относятся фотоаппараты Усовершенствованной фотосистемы . Для аэрофотоаппаратов принята другая классификация: малоформатными считаются камеры с размером кадра меньше, чем 18×18 сантиметров, а крупноформатными - больше. При совпадении с этим размером камера считается «нормальноформатной» .

    Вторым по значимости считается способ визирования и фокусировки, которые определяются типом видоискателя. Принято выделять простейшие , шкальные , дальномерные и зеркальные фотоаппараты . Последние, в свою очередь, делятся на однообъективные и двухобъективные . Отдельную группу составляют бокс-камеры с объективом типа фикс-фокус и форматные камеры прямого визирования с фокусировкой по съёмному матовому стеклу. Крупноформатная аппаратура делится на несколько категорий в зависимости от основного назначения: дорожные камеры , карданные камеры , пресс-камеры и т. д. Большинство этих типов имеют складную конструкцию и допускают подвижки объектива и кассетной части друг относительно друга.

    В цифровой аппаратуре от этой классификации осталось только определение среднеформатного фотоаппарата из-за особенностей этого класса фототехники. Все остальные разновидности классифицируются по другим признакам, главными из которых являются физический размер матрицы и тип видоискателя. Цифровые камеры появились, когда автофокус стал стандартной частью любого фотоаппарата, и могут обходиться без приспособлений для ручной фокусировки. Поэтому некоторые классы аппаратуры, такие как шкальные и двухобъективные зеркальные, не имеют цифровых аналогов. Простейшие цифровые камеры компактного класса оснащаются автофокусом или жёстковстроенным объективом, постоянно сфокусированным на гиперфокальное расстояние . То же относится к большинству камерафонов. К специальным фотоаппаратам относятся репродукционные, панорамные , аэрофотоаппараты , камеры для скрытной съёмки, флюорографии, стоматологии, фоторегистраторы и другие.

Что нужно знать о фотоаппарате для того, чтобы меньше совершать ошибок и чаще радоваться результатам или ключевой вопрос прогресса и его влияние на рост профессионального мастерства.

Еще несколько лет назад профессионалы снисходительно улыбались, слыша разговоры о цифровых фотокамерах. Сейчас всё изменилось, и цифровые зеркальные фотоаппараты перестали вызывать удивление и насмешки в профессиональных кругах. Буквально взрывной рост «цифровизации» фототехники затормозился, приблизившись к границе технологических и физических возможностей. Что еще важнее - возможности цифровой техники приблизились к границе разумных потребностей фотолюбителя. Функциональные и качественные характеристики цифровых фотокамер разных производителей сблизились вплотную и, наконец, цены стабилизировались в приемлемом потребительском коридоре. Что особенно важно, качество изображения формируемого профессиональными и некоторыми любительскими цифровыми аппаратами не уступает, а во многих случаях и превосходит плёночное. Да, плёнка жива и, возможно, будет жить еще долго, но прогресс остановить невозможно. Согласитесь, побеждает та технология, которая удобнее и дешевле. Поэтому, изучая фотоаппарат как основной инструмент фотографа, мы будем говорить, прежде всего, о цифровых фотокамерах. Каким фотоаппаратом снимать - плёночным, или цифровым каждый решает сам? Какую модель выбрать, с какими характеристиками, какого производителя тоже дело вкуса и личных предпочтений? Для эффективного обучения мастерству фотографии несущественно фотокамерой какого производителя вы пользуетесь.

Но! Хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги - намного удобнее и дешевле обучаться, имея цифровой фотоаппарат, и уж совсем жизненно необходимо, чтобы ваша камера имела возможность съемки в полуавтоматических и ручном режимах. Почему эти тезисы верны, вы поймете в процессе знакомства с материалом данной лекции.

Кратко об устройстве фотоаппарата и влиянии конструктивных элементов на результат.

1. ОБЪЕКТИВ

Объектив - устройство создающее изображение на светорегистрирующей плоскости.

Достаточно подробно мы уже рассмотрели этот вопрос в лекции, посвященной объективам, поэтому напомню и уточню только несколько важных пунктов:

разрешающая способность - важнейшая характеристика, определяющая максимально возможную четкость и резкость формируемого изображения. Зависит от качества материала, из которого выполнены линзы объектива, качества обработки поверхностей и точности самой оптической схемы. Нетрудно догадаться, что чем объектив лучше, тем он дороже.

светосила - упрощенно это отношение количества света пропущенного объективом в светорегистрирующую плоскость, к количеству света отраженного от фотографируемого объекта (в сторону объектива, естественно). Характеризуется светосила минимальным значением диафрагмы f (обратная величина, см. лекцию про объективы), лучшие объективы имеют значение f/1.2, у большинства объективов минимальное значение f/4.

аберрации (они же вносимые искажения) - чаще всего, выделяют две основных группы искажений влияющих на изображение:

Схема хроматической аберрации (1) и её уменьшение с помощью ахроматической линзы (2)

- геометрические аберрации - дисторсии, сферическая аберрация, кома и астигматизм. Самая заметная - дисторсия - искажение изображения прямых линий, зависит от взаиморасположения диафрагмы и линзы. В большинстве оптических систем удается скомпенсировать эти искажения и свести их практически к нулю.

Световой поток на рисунке, распространяется слева направо.

Результат в плоскости кадра:


Подушкообразная дисторсия


Бочкообразная дисторсия


Отсутствие дисторсии

Про сферическую аберрацию, кому и астигматизм, а также про дифракционную аберрацию, особенно пытливые студенты могут прочитать в справочной литературе.

Виньетирование - это не столько характеристика объектива, сколько эффект, связанный с объективом - затемнение изображения по краям кадра возникающее, частично, вследствие ограничения светового пучка диафрагмой, но наиболее сильно проявляющееся при использовании нескольких светофильтров на внешней оправе объектива.

автофокус - это уже характеристика системы фотоаппарат-объектив. Скорость и точность фокусировки в объективах с автофокусом зависит от используемого типа привода и качества системы автофокусировки в целом. Думаю, не нужно объяснять, на что и как это влияет. Сегодня, чаще всего используют ультразвуковой привод, позволяющий сделать этот процесс очень быстрым, плавным, бесшумным и точным. Трудности, как правило, возникают в случае низкой освещенности, для решения этой проблемы в некоторых фотоаппаратах используют систему подсветки автофокуса. При работе с фотоаппаратом без подсветки автофокуса, зачастую можно подсвечивать обычной лазерной указкой. В некоторых случаях эффективнее использовать ручной автофокус, если он конструктивно предусмотрен, конечно.
От качества объектива, как нетрудно догадаться, качество изображения зависит в первую очередь. Такие характеристики объектива как фокусное расстояние и ГРИП можно рассматривать как переменные или производные от других характеристик. Об этом мы подробно говорили в лекции посвященной объективам.

2. МАТРИЦА

Матрица - электронное устройство, расположенное в той самой светорегистрирующей плоскости, в которой объектив формирует изображение и, фактически регистрирующее это самое изображение.

Обычно размышления на тему цифровой фотокамеры начинаются с оценки разрешающей способности матрицы и других ее характеристик. Во многом это правильно. Упрощенно, матрица, она же сенсор, это аналого-цифровой преобразователь (АЦП преобразует аналоговый сигнал - количество света, в цифровой - электрический импульс) на основе кремниевого кристалла в котором сформирована плоскость (матрица) фотодиодов каждый из которых и есть пиксел. Все вместе эти элементы преобразуют световой поток падающий на плоскость в поток данных в виде совокупности электрических сигналов. Матрицы различаются по типу и размеру (подробно об этом в статье Салавата Фидаева). Не вдаваясь в технические подробности, можно отметить, что для получения фотоотпечатков удовлетворительного качества традиционного бытового формата 10×15 см достаточно 2-мегапиксельной матрицы (два миллиона светочувствительных элементов). Понятно, что тем, кто учится фото-мастерству, бытовой формат не интересен, а значит нужно более высокое разрешение. К счастью, большинство цифровых фотокамер уже давно перешагнули за пятимегапиксельный рубеж. Почему пять мегапикселей имели такое принципиальное значение? Потому что, в профессиональной фотографии, самый распространённый формат - это 20×30 см, размер стандартного листа (А4), и пяти мегапикселей как раз достаточно для получения качественного изображения такого формата. Итак, по пунктам.

разрешение - количество точек из которых формируется изображение. В общем виде, надеюсь, интуитивно понятная характеристика - чем разрешение выше, тем лучше.

динамический диапазон - фактически, качество точек - очень важный параметр матрицы, который характеризует способность аналого-цифрового преобразователя (сенсора), фиксировать и детализировать световую информацию в диапазоне от минимального количества света (темная часть изображения) до максимального (светлая часть изображения). Иначе говоря, способность качественно зафиксировать детали изображения одновременно в самой светлой и в самой темной частях снимка. Естественно, чем больше динамический диапазон, тем точнее и мягче изображение. Динамический диапазон определяется битностью представления данных. Для понимания того, что такое битность, приведу упрощенный пример. Один бит - одна позиция в двоичной системе счисления (использует компьютер), которая может принимать значения 0 или 1, то есть либо черный, либо белый. Два бита - две позиции по два значения - 2×2=4 всего четыре: черный, темно серый, светло серый, белый. Три бита - 2×2х2=8 - восемь уровней (ступеней) детализации от черного до белого; четыре бита - 2×2х2×2=16 - соответственно, шестнадцать уровней. И так далее. На сегодняшний день в большинстве систем фиксации, преобразования и отображения изображений используется восьмибитный диапазон, то есть 2 в восьмой степени, что соответствует 256 ступеням от абсолютно белого до совершенно черного. Это, конечно, существенно меньше, чем диапазон человеческого глаза, но для решения фото-задач в большинстве случаев достаточно. Подробнее мы это обсуждаем в лекции «Свет и освещение в фотографии».

физический размер матрицы и кроп-фактор - площадь которую занимают пикселы в столь важной для нас плоскости и пропорция отношения к стандартному размеру 24×36. Что здесь важно понять?

- размер пикселя - как нетрудно догадаться, если есть маленькая восьмимегапиксельная матрица и существенно большая, скажем, шестимегапиксельная, значит размеры пикселей у них отличаются. Влияет ли это на что-нибудь и как именно? Чем больше размер ячеек (фотодиодов) тем «глубже» и «чище» получается фотоизображение. Это обусловлено тем, что во-первых. светочувствительность пикселя и его точность как АЦП пропорциональна его площади и, во-вторых чем пиксели крупнее, тем меньше влияние тепловых шумов, неизбежно возникающих при работе и разогреве матрицы. Поэтому маленькие, много-мегапиксельные матрицы, чаще всего имитируют 8-битный диапазон, существенно экстраполируя зашумленные данные. Как вы понимаете, нет ничего удивительного в том, что фотографии, сделанные «цифромыльницами» с крошечными восьмимегапиксельными матрицами, такие шумные и нечёткие. Кроме того, такие матрицы гораздо чувствительнее к ошибкам экспозиции. Минимальная недодержка ведет к повышенному уровню шума в тенях, а при небольшой передержке, детали в светах «выжигаются».

- кроп-фактор или нет худа без добра . Кроп-фактор всего лишь, показывает насколько матрица по площади меньше стандартного узкопленочного формата (см. статью Салавата Фидаева). Что здесь важно понимать? Во-первых, использование малой светорегистрирующей площади позволяет делать светосильные объективы с большими фокусными расстояниями весьма небольшого размера. Эта возможность, в полной мере используется в цифрокомпактах и фотокамерах просьюмерского формата с суперзумами. Во-вторых, в цифрозеркалках со стандартной оптикой периферийная часть изображения «обрезается», а именно там, как вы помните основные искажения.

Еще есть такое понятие как тип матрицы, но в эти технологический дебри мы пока не будем углубляться. В качестве резюме хочется сказать, если технологический прорыв позволит создать достаточно маленькую десятимегапиксельную «холодную» (без тепловых шумов) матрицу с реальным динамическим диапазоном больше двенадцати, то фотоаппарат профессионального качества легко разместится в любом телефоне. Вопрос в том возможно ли это, когда ожидать такого чуда и будет ли это выгодно фотографической промышленности?

3. ПРОЦЕССОР

Процессор - устройство, преобразующее поток данных в изображение и управляющее всей системой.

Что такое процессор, сегодня, в общих чертах, представляет каждый. Что нужно знать фотографу о процессоре своего фотоаппарата? В общем, ничего особенного - это мозг фотоаппарата, который участвует в определении экспозиции, при необходимости оптимизируя экспопару (в полуавтоматических режимах и в сюжетных программах) занимается фокусировкой, в случае надобности распознавая лица в кадре и показывая, что именно он распознал. Кроме того, разбирается с чувствительностью, обеспечивает корректную работу органов управления - превращает указания фотографа в действующие параметры работы всей системы под названием цифровая фотокамера. Если темно, включает подсветку автофокуса и управляет вспышкой. И, наконец, самое главное - создает изображение из того потока безликих данных, который получает от матрицы. Ну а потом, конечно, преобразует изображение в указанный формат, с заданными параметрами сжатия в нужном цветовом пространстве. Ну и еще записывает снимок на карту памяти и выводит изображение на монитор. И наконец выходит в режим готовности к новому снимку. Да, совсем забыл, диафрагмой и выдержкой также, как и затвором, тоже управляет процессор, честно выполняя указания фотографа. Кстати, может и самостоятельно фотографировать, достаточно только поручить. Процессоры все разные и у них, бывают недостатки - некоторые долго соображают, другие мудрят с фокусировкой, третьи регулярно ошибаются в сложных световых условиях, а иные плохо справляются и с простым светом. Но самые большие недостатки любого процессора это неспособность выбрать место/время съемки и неумение выстроить кадр. Так что, коллеги, приходится фотографу быть умнее процессора и судя по всему это надолго, поскольку фотография процесс творческий.

Дополнение или еще раз спасибо процессору.

Часто вы задумываетесь над тем, что световой поток в помещении с лампами и свет на улице в солнечный день, имеют разную природу и состав - имеют разную «цветовую температуру». Те, кто снимал на пленку, наверняка получив отпечатки, удивлялись, почему с одной и той же пленки одни фотографии нормальные, другие в синеву, а третьи сильно желтят. Для правильной цветопередачи в разном освещении, выпускаются и используются разные пленки. В отличии от плёнки, процессор цифрового фотоаппарата может настраиваться оперативно на изменение спектрального состава светового потока, используя белый цвет, как стандарт, и обеспечивает естественную цветопередачу в самых разных условиях - это называется баланс белого. Он может подстраиваться автоматически, может быть выставлен принудительно по типу освещения: дневной свет, облачно, лампы накаливания, лампы дневного света и может выставляться вручную или настраиваться по белому листу. Подробнее о балансе белого и цветовой температуре в лекции «Свет и освещение в фотографии».

4. ДИСПЛЕЙ

Дисплей, главный подсказчик, учитель и... обманщик

Дисплей, он же монитор, не нуждается в долгом представлении, это экранчик на котором виден получившийся после съемки кадр. Он же позволяет заблаговременно видеть подобие того, что должно получиться после нажатия на спусковую кнопку и вносить необходимые поправки. Большинство цифровых зеркальных аппаратов, правда, не дают возможности наблюдения через дисплей, но позволяют просматривать изображение немедленно после экспозиции. Возможность увидеть результат в процессе фотосъемки, отбраковать неудачные кадры, переснять - для многих самая важная и, как нетрудно догадаться, для нас весьма учебно-методическая. Совершенно очевидно, что дисплей может иметь разный размер, разрешающую способность и яркость. Эти параметры не нуждаются в детальном описании в силу очевидности. Очень важно, что почти все современные камеры позволяют вывести на дисплей гистограмму, не нужно пренебрегать этой возможностью, она спасает от многих ошибок и в экспозиции и в построении кадра. Некоторые модели фотоаппаратов оснащаются поворотными или вращающимися дисплеями, что заметно повышает удобство работы - например можно точно кадрировать (прицеливаться) при съемке на вытянутых руках над головой, или снимать с уровня земли. Не возникло вопроса, почему дисплей, при всех его плюсах - обманщик? Думаю, нет, но на всякий случай поясню: в силу малого размера дисплей оставляет нашему сознанию слишком много места для игры воображения. Поэтому очень часто кадр, казавшийся на дисплее гениальным, на большом экране оказывается безнадежным.

5. ЭКСПОСИСТЕМА

Экспосистема - вполне интеллектуальная и весьма непростая система определения условий освещенности и баланса значений экспопары.

Я не буду вам рассказывать, как работает TTL-замер при полностью открытой диафрагме с использованием много-зонного кремниевого фотоэлемента о том, какие экспонометрические системы сегодня наиболее распространены или о том, в чем разница замеров падающего и отраженного света. Главное, что вы должны понимать это то, какие способы измерений принципиально используются в фотоаппаратах и как это влияет на фотосъемку.

Экспозамер . Встроенный экспонометр современного фотоаппарата может оценивать количество света отраженного от области съемки, как правило, несколькими способами. В разных моделях, разных производителей названия режимов и технология замеров могут довольно сильно различаться, но принцип везде один. Есть два базовых режима - точечный и интегральный. В первом случае оценивается освещенность небольшой точки, совпадающей, как правило, с точкой фокусировки (или несколькими точками), во втором - усредняется освещенность всего кадра или значительной его площади. Все остальные режимы будут вариациями между этими полярными случаями. Например: оценочный замер сопряженный с любой точкой автофокусировки, частичный замер 10% площади в центре кадра, центральный точечный замер 3-4% площади в центре кадра, центрально-взвешенный интегральный замер, интегральный замер с приоритетом зон в которых система распознала лица... Что из этого следует вы уже знаете или, наверняка, догадываетесь. Если вы фотографируете блондинку в темной одежде на темном фоне, а экспозамер производится по всей площади кадра, то получится отлично проработанный костюмчик с белым пятном вместо лица. Конечно у пятна, скорее всего, прорисуются брови, глаза и губы, но выдать такой портрет за высокий ключ на темном фоне будет непросто. Отсюда вывод - режим экспозамера нужно подбирать в соответствии со светотеневым характером кадра площадью и освещенностью его смысловых центров. Итак, вы определили и установили подходящий режим, теперь процессор знает, как правильно оценить общее количество света и, связав его с чувствительностью, рассчитать значение экспопары.

Экспопара - пара двух параметров: выдержки и диафрагмы. При помощи экспопары выставляется экспозиция. Очевидно, что одной и той же экспозиции соответствует довольно много экспопар, например 1/30 - f/8, 1/60 - f/5,6, 1/120 - f/4 и т. д. Дальше самое интересное - определение правильной экспопары. Тут без помощи фотографа не обойтись. Нужно задать (ввести, установить) режим отработки экспозиции: программный автоматический (Р), приоритет выдержки (S), приоритет диафрагмы (А), сюжетные программы (полный автомат, портрет, пейзаж, макро, спорт, ночной...). Еще иногда встречается автоматическая экспозиция с учетом глубины резкости и всегда - автоматическая экспозиция с участием собственной вспышки. Дальше, определив экспозицию и получив от фотографа дополнительную творческую информацию, фотоаппарат сам выбирает оптимальное соотношение диафрагма - выдержка. Понятно, что если в одних и тех же световых условиях снимать спортивный репортаж и пейзаж, то в первом случае нужно отдать приоритет выдержке сделав ее как можно короче, а диафрагма пусть подстраивается. Во втором случае наоборот - нужно закрыть посильнее диафрагму и пусть выдержка будет длинной, чувствительность минимальной, а штатив устойчивым. Замечали? Именно по солидному штативу видно серьезного пейзажиста! Как вы думаете, насколько точно фотоаппарат делает то, что нужно фотографу? Правильно думаете - весьма точно. Только весьма опытный фотограф может решить эту задачу точнее. Поэтому, во многих фотоаппаратах, есть еще ручной режим (M), в котором система только подсказывает корректность установки экспопараметров, а сами параметры выставляет фотограф. С экспопарой и режимами отработки экспозиции разобрались, но это не все - еще есть экспокоррекция которая совершенно необходима если процессор туповат или категорически не согласен с вашими творческими замыслами. Если, например, вам нужно недоэкспонировать или переэкспонировать кадр вы вводите соответствующую экспопоправку и процессор честно ее отрабатывает. Ну и, наконец, на случай когда трудности не только у процессора, но и у фотографа, есть автоматическая экспозиционная вилка, она же экспозиционный брэкетинг. Как правило, это серийная съемка по три кадра в диапазоне ±2 ступени (EV), с шагом 1/2 или 1/3 ступени.

Про экспозицию и экспопару можно подробно прочитать в дополнении к данной лекции «Экспозиция и экспонометрия».

6. КАРТЫ ПАМЯТИ И ФОРМАТЫ ХРАНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Флэш-карты . Цифровая память на съемный носителях - способ и место хранения отснятых фотографий. Сегодня, в профессиональной фотографии используются, в основном, четыре типа:
- CF - Compact Flash.
- SD - Secure Digital Card - к ним же относятся «вложенные» форматы MiniSD и MicroSD.
- Memory Stick - к ним же относятся Memory Stick Pro, Memory Stick Pro Duo, Memory Stick Micro M2.
- xD-Picture Cards

CF (Compact Flash) - самый старый и распространенный тип флэш-памяти. Современные CF карты отличаются высокой скоростью чтения/записи и большим объёмом до 32Гб. Цены на флэш-память сейчас настолько снизились, что не имеет смысла пользоваться CF картами прошлых поколений.

SD (Secure Digital) - меньше по размеру и быстрее, чем CF карты, но имеют несколько меньшую ёмкость. Архитектура SD теоретически допускает более высокие скорости передачи данных, чем CF, поэтому считается более перспективной.

Memory Stick - формат флэш-памяти разработанный и продвигаемый компанией Sony. Этим если не все, то многое сказано.

xD-Picture Cards - наименее распространенный и, потому все более дорогой, по сравнению с прочими тип флэш-памяти, а следовательно наименее конкурентоспособный.

Форматы изображения . Есть три основных формата:
- RAW - технический формат, набор данных полученных непосредственно с матрицы;
- TIFF - стандартный для многих компьютерных программ формат, в котором каждая точка имеет описание цветовых показателей;
- JPEG - тоже стандартный формат, фактически сжатый (архивированный) файл, без потери или с минимальной потерей информации.

TIFF - последовательное поточечное описание всего изображения, с указанием для каждой точки всего набора данных. Последнее время редко используется для фотосъёмки, поскольку, использование этого формата существенно замедляет работу фотоаппарата из-за большого объема передаваемых данных и в разы сокращает количество кадров умещающихся на карте памяти. Например, фото с максимальным разрешением, сделанное ЦФК с 12-мегапиксельной матрицей в формате TIFF при 8 битах на канал, будет иметь объем 28Mb, а в формате JPEG с максимальным качеством - около 2,0 Mb, а в RAW - 10 Mb. Именно поэтому многие производители в моделях, ориентированных на фотолюбителя, отказались от использования формата TIFF.

JPEG сжатое изображение, имеет существенные недостатки другого характера. Во-первых, даже в случае минимальной компрессии, качество изображения в формате JPEG ниже оригинального. Во-вторых, JPEG не поддерживает битность выше восьми, что, как мы уже отмечали, отрицательно сказывается на тональном диапазоне изображения. В-третьих, изображения в форматах TIFF и JPEG нельзя использовать в качестве доказательства достоверности, потому что они легко поддаются редактированию в графических приложениях.

RAW - наиболее часто используемый в профессиональной цифровой фотографии формат, лишенный недостатков, упомянутых выше. Что же это за формат и чем он хорош, и почему TIFF в разы больше по объему, а информации содержится больше в RAW-е? Есть два определения, не очень научных, но совместно хорошо объясняющих смысл этого формата. Первое - RAW это сырой файл, содержащий исходные данные, полученные с матрицы. Второе - RAW это исходный черно-белый TIFF - не совсем корректное, но помогающее понять суть формата определение. RAW это поточечное описание всего изображения без цветовой информации. Файлы в этом формате требуют конвертации в компьютере, но зато дают возможность корректировать экспозицию и баланс белого в широких пределах. Кроме того, в формате невозможен фотомонтаж. В последнее время появляется все больше просмотрщиков и конверторов упрощающих работу с RAW и делающих его все более привлекательным для фотолюбителей.

7. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

Управление фотоаппаратом. Кроме традиционных кнопок (клавиш, дисков) включения питания, спуска, управления трансфокатором (зумом) и режимами съемки, в цифровой камере есть специальные кнопки и клавиши для работы с меню. На экране дисплея отображаются режимы и параметры фотосъемки, а также различные дополнительные установки, которые можно менять в ходе работы и после съемки для просмотра и пересылки отснятого материала. Естественно, производители стараются сделать общение с фотоаппаратом удобным и интуитивно понятным, но удается им это по-разному.

Независимо от того, чем вы снимаете, этот материал необходимо освоить, если вы хотите добиться качественных результатов в фотографии. В любом виде фотографии, знание материальной базы и умение использовать её достоинства и недостатки лежит в основе предсказуемости результата.

_______________________

Эта статья будет посвящена профессиональным фотоаппаратам. Мы упомянем всего пять из них, и если вы думаете, что это очень узкая выборка, то смеем заверить: будут охвачены все самые знаковые модели рынка на 2017 год. Ведь профессиональных камер сегодня действительно не так уж и много.

Ху из ху, или Не каждому дано

Начинающие фотографы, продавцы в магазинах и даже некоторые журналисты в своих обзорах легко причисляют тот или иной фотоаппарат к профессиональным. При этом сами производители намного более скромны в оценках. Профессиональными они считают лишь топовые камеры. Как правило, это зеркальные фотокамеры, созданные для фотожурналистов. И мы согласны с таким распределением ролей. Тем не менее, чтобы не ограничивать наш обзор лишь парой-тройкой моделей, мы добавили в него камеры, которые хоть и не занимают топового положения в модельном ряду, но имеют узко очерченную специализацию и созданы именно для профессионального применения. Это вершина современного фотомира. Именно этими фотоаппаратами уже сегодня создаются самые интересные и дорогие фотографии, которые завтра вы увидите повсюду. Хотите себе такой же?..

Неубиваемые

Класс профессиональных репортажных зеркалок существует не один десяток лет. Сначала это были плёночные модели, затем на смену им пришла «цифра». Но основные особенности этого класса оставались неизменными из года в год. Речь идёт о самом высоком на момент создания камеры ресурсе затвора, надёжности, а также высокой скорости работы и совершенных матрицах для съёмки в сложных условиях освещения. Именно такими камерами снимают Чемпионаты мира по футболу и хоккею, Олимпийские игры (для быстрой передачи фото со спортивной арены у них даже есть Ethernet-разъём, что является обязательным техническим требованием). Именно с такими неубиваемыми «танками» репортёры едут в горячие точки планеты. Пыле- и влагозащита, металлический корпус, ресурс аккумулятора на тысячи кадров - по-другому в сложной профессиональной работе нельзя.

Особое внимание в этих моделях уделяется качеству изображения. Разрешения должно быть достаточно для печати сравнительно крупным масштабом (формат А2 - не проблема!), и при этом фотоаппарат должен иметь высокие рабочие значения светочувствительности, чтобы дать возможность фотографировать в любых условиях освещённости. Как правило, сенсоры этих камер уникальны и не устанавливаются в другие модели. Разрешение их невелико по современным меркам - около 20 мегапикселей. Формат кадра 24х36 мм.

Canon EOS-1D X Mark II

Canon в последние годы и даже десятилетия делит пальму первенства с Nikon в сегменте профессиональной фотосъёмки. Можно бесконечно спорить, какая из камер лучше, однозначного решения всё равно не будет. Поэтому мы расставили камеры по алфавиту.

Формально Nikon D5 чуть медленнее. Максимальная скорость «всего» 14 кадров в секунду. Но на практике эта разница не ощущается.

NIKON D5 / Nikon AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 400, F6.3, 1/1250 с, 200.0 мм экв.

Пролетающий над самой головой реактивный самолёт? Не проблема: камера успеет сделать не один десяток кадров, из которых ещё придётся долго выбирать самый удачный, потому что все они будут правильно сфокусированы и проэкспонированы.

NIKON D5 / Nikon AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/1250 с, 180.0 мм экв.

Этот фотоаппарат буквально создан для съёмки в любых условиях. Ночь не представляет никаких сложностей для него. Встроенной вспышки традиционно в таких моделях нет, да она часто и не нужна. После захода солнца, при скудном городском освещении, можно получать такие же качественные кадры, как днём. И без всякого штатива.

NIKON D5 / Nikon AF-S Zoom-Nikkor 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 25600, F8, 1/320 с, 24.0 мм экв.

Эта камера также умеет снимать 4K-видео (правда, используя для этого лишь центральную часть сенсора), имеет сенсорный интерфейс наравне с огромным количеством отдельных удобных кнопок. А всё для того, чтобы можно было менять все параметры хоть в полной темноте на ощупь. Одним словом, танк в мире фотографии.

NIKON D5 / Nikon AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II УСТАНОВКИ: ISO 800, F11, 1/400 с, 200.0 мм экв.

Sony ILCE-9

Быть на вершине вдвоём в условиях современного рынка - непозволительная роскошь. Поэтому в 2017 году топовый сегмент зеркалок решила потеснить компания Sony с новой беззеркальной моделью Sony ILCE-9 . Событие само по себе знаковое. Во-первых, Sony в этом сегменте фотоаппаратов никогда не делала. Во-вторых, беззеркалок такого высокого профессионального уровня мы ранее также не видели. И, наконец, характеристики новинки столь высоки, что по формальным показателям затыкают за пояс представителей зеркального сегмента. Sony Alpha 9 пока только анонсирована и не побывала у нас в Prophotos на глубоком тестировании, так что делать окончательные выводы о её превосходстве преждевременно. Но о выдающихся характеристиках всё же давайте поговорим.

В сердце изображения - принципиально новый полнокадровый сенсор с разрешением 24 мегапикселя. Он изготовлен по технологии с обратной засветкой, что расширяет возможности при съёмке в плохих условиях освещения. Но даже не это в нём главное. Сенсор имеет так называемую стэковую память, встроенную в тот же чип. Подобное решение мы ранее видели в смартфонах Sony Xperia XZs и XZ Premium и камерах семейства Sony DSC RX. Секрет в том, что такое решение значительно (до 20 крат) увеличивает скорость считывания данных с матрицы. А значит, появляется возможность работать с электронным затвором и снимать с высокой скоростью. Скорострельность тут до 20 кадров в секунду! Объём буфера составляет до 200 кадров в RAW. Характеристики вполне репортажные.

Матрица стабилизированная: оптический стабилизатор компенсирует смещения фотоаппарата по пяти осям и сохраняет работу даже со сторонней оптикой, установленной через переходники.

Но и это ещё не всё: в камере Sony Alpha 9 использовано множество высоких технологий. Это и качественная 4К-видеосъёмка, и сенсорный дисплей, и умный 4D-автофокус. Новинка получилась как минимум интересная. Топовые фотографы, использующие технику фотоагентств, массово и быстро на A9 не перейдут - привычке не изменить. Кому-то будет не хватать оптического видоискателя (хотя вместо него тут применён уникальный электронный с разрешением почти 4 мегапикселя), кому-то - парка оптики. Но своего покупателя A9 наверняка найдёт в других жанрах: от свадебного до профессионального трэвела. Возможно, свою роль сыграет и существенный выигрыш в весе. Беззеркалка значительно легче!

Когда качество в приоритете

В профессиональной цифровой фотографии всегда было два различных подхода к оценке качества снимков. Традиционно существовали жанры, требующие получения снимков в среднем или даже низком разрешении, но в экстремальных условиях. Для них и создаются фотоаппараты, о которых мы писали выше. Но есть сегмент, где высокое разрешение и точная цветопередача - главный элемент. Им в жертву могут быть принесены и скорость, и удобство, и вес, и размер фототехники. Такие камеры используются для пейзажной, рекламной, фэшн-съёмки. Причём если раньше речь шла о громоздких студийных «монстрах», то с недавних пор модели стали действительно компактными и даже иногда беззеркальными.

Hasselblad X1D-50c

При этом каждый отдельный пиксель также получается сравнительно большим, а это залог правильной цветопередачи, широкого динамического диапазона, отсутствия шума даже на сравнительно высоких ISO. Мы помним, что высокое качество здесь в приоритете!

Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.8, 1/125 с

Фотоаппарат получился очень «передовым» и потому во многом неоднозначным. В нём сочетаются многие, ранее несовместимые, особенности. Это самый компактный средний формат. Не бедный и продвинутый фотограф запросто может использовать его вместо обычной камеры для повседневных съёмок или путешествий, выйдя на принципиально новый уровень качества снимков. Здесь применяется почти полностью сенсорное управление - работать с Hasselblad X1D-50c легко и просто.

При этом сохранены чисто студийные преимущества системы. Например, центральный затвор объективов позволяет работать с любыми величинами выдержки синхронизации: от 60 до 1/2000 с. Съёмка на пленэре с мощным студийным светом - это стихия Хасселя.

Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/125 с

Практика работы с Hasselblad X1D-50c выявила ряд особенностей камеры, связанных с её неспешностью и нерасторопностью, особенно по сравнению с предыдущим сегментом профессиональных фотоаппаратов. Но за столь высокое качество изображения фотоаппарату можно всё простить. Профессиональный фотограф всегда должен точно понимать, зачем ему тот или иной инструмент.

Canon EOS 5DS

Нет, это не топовая зеркалка типа Canon EOS-1D X Mark II, её характеристики скромнее. Но она способна снимать практически в любых условиях, с быстрым автофокусом, скорострельностью и даже сравнительно высокой чувствительностью.

Canon EOS 5DS / Canon EF 16-35mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/10 с

Безусловно, в возможностях редактирования RAW фотоаппарат уступит среднеформатным решениям. Однако проигрыш в реальном разрешении будет не так уж и велик. Зато по скорости работы автофокуса, по серийной съёмке (до 5 кадров/с) и по ряду других параметров преимущество очевидно. Камера и оптика существенно дешевле среднего формата. Влагозащита, пусть и не такая, как у топовых моделей, здесь также реализована. А ресурс аккумулятора легко переваливает через полтысячи кадров.

Canon EOS 5DS / Canon EF 16-35mm f/4L IS USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/800 с

Важным плюсом будет также системность этой камеры: объективов Canon EF на рынке - сотни моделей! Не все из них идеально работают с 50-мегапиксельной матрицей, сэкономить на оптике не всегда удастся. Но всё же выбор её, включая специфические и редкие модели, просто огромен.

Canon EOS 5DS / Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5, 1/640 с

Это решение для тех фотографов, которые хотят заниматься коммерческой фотографией и продавать свои снимки в максимальном качестве, но при этом вынуждены работать в абсолютно разных условиях съёмки (вплоть до экстремальных) и без привязки к конкретному жанру.