Как создать торговую марку? Секрет раскрыт! Как создать свой бренд одежды? Создание собственной торговой марки

Показать всё содержание

С каждым, даже не годом, а днем конкуренция становится все сильнее и сильнее. Появляются компании-гиганты, которые откусывают большой кусок пирога из клиентов под сливками.

Появляются мелкие конкуренты, которые тоже отщипывают десертной ложкой кусочек рынка.

Для того, чтобы не проиграть в этой гонке, есть более 5000+ способов маркетинга.

Но если Вы планируете идти долго и стабильно, то Вам пора заниматься не только фишками, но и более долгосрочными задачами. А именно, задуматься о том, как создать бренд из своей компании.

Если Вы думаете, что под словом “бренд” подразумевается процесс создания логотипа или , то Вы ошибаетесь.

Всё намного глобальнее, чем кажется. Также если Вы думаете, что бренд – это пафос и огромное количество денег на , спешу Вас разочаровать.

Зачастую этим грешат известные компании, которые агрессивно продвигают свой бренд в массы.

На самом деле под словом бренд скрывается гораздо больше: , ценности компании, ее узнаваемость среди потребителей и т.д..

Всё это часть того, почему клиент принимает решение о покупке именно у Вас.

И, как уже сказал, если Вы планируете заниматься бизнесом “в долгую”, то без создания собственного бренда никуда. Хотя в начале своего маркетингового пути я думал совсем иначе.

Оно мне надо?

Давайте сразу. Если Вы не хотите создавать свой бренд, то либо рынок Вас заставит это сделать, либо скинет со своей орбиты.

Естественно, Вы можете получать небольшие деньги от продаж и без бренда. Такая тоже имеет место быть.

Но если Вы посмотрите на крупных игроков, то среди них не найдёте ни одного, который работает без него.

У Вас уже есть компания, название и возможно даже логотип. Если Вы работаете достаточно давно, то имеется фирменный стиль, а может даже и .

Навскидку можно сказать, что у Вас есть созданный бренд. Ну что же, давайте проверим не на глазок, а всё по науке.

Прямо сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы ниже, чтобы оценить, кто из нас получает конфету за правоту в своих размышлениях:

  1. У Вашей компании есть миссия? Какова ?
  2. Вы знаете своих клиентов? Кто они? Как они относятся к Вашей компании?
  3. Какие преимущества есть у Вашей продукции и компании?
  4. Какое впечатление о Вас должно оставаться у клиентов?

Стоп! Тут встает вопрос: “Почему при оценке бренда упоминается миссия, ценности, клиенты, выгоды, а также впечатление?”.

Все вопросы какие-то философские, без конкретики, это правда. Потому что само понятие “бренд” в мире часто неправильно трактуют.

Для большинства предпринимателей это просто логотип и слоган, который везде рекламируется. Но на самом деле это гораздо шире.

Бренд – это ассоциации, представления, фантазии: и даже эмоции, которые возникают в голове потребителя при упоминании Вашей компании.

По факту, это всплывающая в голове абстракция, которая как раз и создается за счет логотипа, цветов, слоганов и прочего.

Что нужно для разработки бренда компании мы обсудим в следующей главе. Все-таки статья должна быть с четкими инструкциями, а не отрывочными знаниями.

Но перед этим я хочу Вас предупредить. Создать бренд компании – это лишь малая часть большой задачи, которая называется брендинг.

Брендинг – это работа над созданием и “раскруткой” бренда для создания и ассоциаций в умах потребителей.

Если у Вас получится сделать всё по феншую, то результат сделает из Вас короля медной горы. Риск будет оправдан списком плюсов, которые Вы получите, пройдя эту объёмную работу. Вот некоторые из них:

  1. Правильное восприятие Вашей компании;
  2. Повышенная узнаваемость среди конкурентов;
  3. Уменьшение просадок во время кризиса;
  4. Рост числа лояльных покупателей;
  5. Повышенная лояльность сотрудников.

Всё это ведёт не к мифическим выгодам, а к вполне измеримым, которые отразятся на лицевом счёте компании.

Поэтому процесс создания нужно начинать сейчас, хотя нет, начинать нужно было ещё вчера. И причина всего этого одна.

Дорога – длинною в жизнь

Плохая новость. Брендинг подразумевает довольно долгую последовательность действий по развитию компании.

Никто точно не знает что нужно для создания сильного бренда на века. Эта работа с размытыми границами. Единственное, что нам известно, что она происходит в 5 направлениях:

  • Бренд-позиционирование. Именно здесь зарождается бренд. Какое он будет занимать место и к чему будет идти компания. Вспомните знаменитого Стива Джобса и его компанию Apple.

    Если Вам проще, то можете разделить бренд на: продукт, место, цена и продвижение. Это если совсем грубо.

    А что делать-то?

    Важно понимать конкретный алгоритм создания, последовательность шагов и действий, которые приблизят Вас к сильному бренду.

    Мы с Вами рассмотрели направления, которые в целом описывают ситуацию. Сейчас каждый рассмотрим под микроскопом.

    И определим 11 шагов (все книги сводятся к ним), каждый из которых отвечает за одно из ранее изученных направлений.

    Большая идея

    То, для чего создается бренд и какой образ компании будет с его помощью продвигать.

    Ещё это можно назвать ключевым сообщением, которое Вы будете доносить до своих клиентов во всех своих коммуникациях.

    В нашем случае это “только комплексный подход (маркетинг, продажи и персонал) выведет компанию на стабильные и прогнозируемые продажи”.

    Пример 1: Компания обуви “Geox” транслирует идею здоровой обуви. Помимо того, что она сделана из качественных материалов, она сделана с учётом физиологических особенностей человека.

    И в этой борьбе правильно созданный бренд становится довольно неплохим подспорьем и оружием, который, пусть и в долгосрочной перспективе, но все же обеспечит компании рост и лояльность со стороны потребителей.

рассказали, как сделать свою марку одежды в России. Look At Me публикует транскрипцию мастер-класса.

Отечественная модная индустрия находится в опале. О ней любят говорить, проводят круглые столы, обсуждают, но на деле мало чего происходит. Есть даже миф, что этим заниматься неинтересно и невыгодно. Мы бы хотели развеять этот миф: заниматься этим не только интересно и выгодно, но можно это делать, не ущемляя собственного чувства стиля и вкуса.

Модная индустрия - это производство, пресса и магазины. Производство - это и дизайн, и изготовление ткани и пошив, и производство фурнитуры. Без прессы индустрия тоже не может существовать, потому что люди должны о вас узнавать. И без магазинов тоже, ведь продажи - это главное.


У каждой компании есть концепция. Раньше нам казалось, что это дурацкая штука, но потом мы поняли, для чего она нужна. Надо, чтобы каждый сотрудник понимал, что он делает и для чего. Поэтому мы сели и написали, про что наша марка Oh, my и что мы хотим сделать. А хотим мы сделать в России марку недорогого трикотажа, по всем параметрам соответствующую уровню стабильного европейского бренда. И ориентировать ее не только на российский рынок, но сделать узнаваемой и продаваемой во всем мировом фэшн-сообществе.

Надо понять, есть ли для вас ниша на рынке. В России, с одной стороны, полно люкса, а с другой - есть огромное количество розничных сетей, где редко встретишь что-то интересное. А между ними пустота. Конечно, есть хорошие бренды небанальной и при этом недорогой дизайнерской одежды, которую может купить каждый из нас. Но этих брендов не так много, чтобы они формировали какую-то тенденцию. Мы поняли, что на рынке дыра, и мы вполне можем начать ее заполнять.

Очень важно иметь слепую веру в себя. Потому что помимо каких-то объективных моментов бизнеса и работы есть магия, когда все как бы само собой срастается. Но бизнес-составляющая тоже очень важна, без расчета ничего не получится. То, что мы шьем, надо будет продать так, чтобы потом заново пошить и, может быть, даже заработать.

Предположим, что к сентябрю мы хотим запустить марку одежды. У нас три месяца, за которые, не имея ничего, кроме некоторого количества средств, мы вполне можем успеть. Временной план делится на этапы работы. Каждый этап - в свою очередь на пошаговый процесс на пути к готовым вещам.

Для начала мы просто лазили по интернету и собирали картинки, которые нам нравятся. Мы четко понимали, что хотим делать недорогой хороший трикотаж. Есть American Apparel, есть H&M, есть еще куча чего, а у нас своей марки такой нет. Собрав много картинок, мы определились, какие мы хотим делать вещи. У нас было несколько категорий вещей: майки, футболки, лонгсливы, водолазки и худи.

Определиться с моделями надо до 6 июня. До 11 июня - нарисовать эскизы. Параллельно надо заниматься поиском конструктора, который все это для вас будет делать, потому что вы конструировать не умеете. Конструктор - профессионал, и он в итоге поймет, чего вы хотите. Процесс конструкции, если коллекция небольшая и вещи более-менее похожие (например, 10 несложных платьев), занимает месяц. Конструктора можно нанять на стороне, а можно взять в штат.

Параллельно надо искать ткань и фурнитуру. Ткань в России купить негде. И хорошую фурнитуру тоже - так, чтобы было дешево. У нас есть магазины, есть склады, но то, что там продается, - дорого и не лучшего качества. Поэтому мы заказываем ткань в Прибалтике, что в итоге получается дешевле, чем покупать ее здесь. Найти все это несложно, если у вас есть Google и Yandex. Вы находите поставщика, он высылает вам образцы, а вы, уже походив по магазинам и складам у нас, понимаете, чего хотите. Вы можете купить футболку, отправить им и сказать: я хочу такую ткань, такие свойства, такой состав. Еще надо иметь в виду таможню. Зимой нам ткань шла два с половиной месяца. Но если все делать грамотно, найти хорошего посреднка, то будет недолго. Самим лучше этим не заниматься.

Параллельно надо искать производство. У нас в стране высокотехнологичного производства нет, зато возможностей сшить футболку из полотна - завались. В Петербурге этого делать не стоит - дорого. Но это можно сделать в Ленинградской области, где швея зарабатывает не 20 000 р., а 10 000 р., и себестоимость вещи получается очень невысокая. Производство тоже можно найти в интернете. Вот вы уже готовы отправить разработанные лекала на производство.

В это время начинается работа с прессой. Пусть вы еще не знаете точно, какая будет обработка у рукавов и ворот у футболки, вы должны уже точно понимать, кто ваша аудиория и в каких журналах вы хотите увидеть материалы о себе. Надо иметь в виду, что номер в среднем сдается за месяц, и если вы хотите попасть в печатное издание, то нужно месяца за два выслать пресс-релиз, на который бы журналисты обратили внимание, и съемку, чтобы они поняли, про что им предлагают написать. За этот месяц вы уже должны четко понимать, какая у вас есть ткань, вы берете 10 метров этой ткани, шьете из нее разработанные вами модели и снимаете их. У вас получаются красивые фотографии вещей еще до того, как эти вещи у вас есть на самом деле. И за два месяца, пока верстаются журналы, у вас уже есть что им отправить и что им сказать.

Пресс-релиз. Главная проблема большинства пресс-релизов - что вместо конкретной информации журналистам приходится читать, в каком прекрасном летящем образе вы будете гулять по городу. И таких сообщений у журналиста в ящике 50 штук, поэтому он их открывает и сразу закрывает. Пишите как есть: вы представляете из себя такую-то марку, она интересна благодаря тому-то и тому-то. На вас стоит обратить внимание, потому что это красиво и при этом дешево. Или такого никто до вас не делал. Адреса журналистов вы найдете, если подойдете к киоску и купите те журналы, которые вас интересуют. Пишите каждому журналисту отдельное письмо. Написали скопом - получили скопом ответ «нет». И главное: хороший пресс-релиз стоит столько же, сколько плохой, и хорошая съемка стоит столько же, сколько плохая. Надо это иметь в виду.


Когда вещи готовы, их надо отправить в магазин. Для этого к себестоимости вещи надо прибавить еще и вашу наценку. Это называется добавочная стоимость. Вот, например, платье: если к его стоимости вы прибавите 100 % и в магазине к нему прибавят еще 100 %, оно будет стоить 1 500 р. Но у вас платье такое крутое, что оно продастся и за 3 000 р. Значит, вы можете прибавить больше. У добавочной стоимости нет четкого коэффициента. Но на начальном этапе надо прибавлять побольше, так как у вас по ходу дела еще будет куча ошибок, косяков, задержек, и это все будет стоить денег. И пока у вас маленький оборот, эти ошибки нужно застраховать.

Используйте интернет. Не думайте про показ, он вам не принесет никакого результата, так как у нас нет индустрии. Зато если вы сделаете красивый сайт, эффект будет куда больше.

Придумывайте спецпроекты. Часто печатному изданию неинтересно публиковать у себя новость, про которую еще два месяца назад написали 150 комментариев на Look At Me. Поэтому можно придумывать всякие интересные вещи - например, лимитированную коллекцию, о которой никому не рассказывать, кроме редакторов печатных изданий.


Используйте все бесплатные возможности. Публикация - это инструмент продаж. Когда появилась марка Oh, my posh! , о ней написали целую страницу в «Афише», и все к нам приходили и спрашивали: «Сколько вы заплатили?» Вы не поверите, но такого понятия, как оплата публикации, для хорошего журнала не существует. Красивое видео и фотографии тоже можно снять бесплатно, и в этом нет ничего позорного.

Помогите магазину. Для магазина вы являетесь партнером, ему интересно вас продавать, на вас зарабатывать. Поэтому распечатайте прайс, подготовьте красивые лукбуки, это будет стоить вам 5 000 р., но это будет инструментом, который вам поможет лучше продаваться. Лукбук - это банально, хорошо сфотографированые на белом фоне вещи, где подписаны артикулы, состав, цвета и размеры.

Думайте о том, куда вы будете двигаться дальше. Если вы потратили на первоначальный проект свои деньги, то потом можно найти инвестора, который позволит вам выйти на новый этап. Вам уже будет с чем к нему пойти.

Как решить проблему кадрового дефицита, работать по принципу малых тиражей и выходить в регионы, Елена Фимина рассказала в интервью Контур.Журналу.

Идея

Мы с сестрой работаем в индустрии моды уже более 10 лет. В 2002 году в Челябинске открылся магазин испанского бренда Mango. Тогда ничего подобного в городе еще не существовало. На конкурсной основе мы устроились в Mango в качестве продавцов-консультатов и постепенно доросли до управляющего звена. За это время мы поняли, как строится модный бизнес, как создаются и продвигаются коллекции одежды, разобрались в тонкостях мерчендайзинга, работы шоу-рума и факторах, влияющих на успешные продажи. Поскольку сестра работала конкретно с испанцами, она познала все нюансы продвижения модной одежды.

Производством одежды я начала заниматься больше пяти лет назад. Сначала это было хобби, хотя я индивидуально обучалась со специалистами высокого уровня в области швейного производства, изучала технологию и тонкости конструирования, моделирования. Постепенно процесс меня затянул, и когда моя сестра родила двоих детей, они стали источником вдохновения для более серьезных работ и коллекций.

Однажды нам с сестрой пришла идея создать бренд детской одежды FiFi . Начинали мы со стартовой суммы 100 000 руб., но нам очень помог тот опыт в индустрии, который мы успели наработать. Первую коллекцию отшивали в домашних условиях, привлекая к работе швей-надомниц.

Фактически сразу мы определили, кто наш клиент: это прогрессивные мамы разных возрастов, которые разбираются в моде, знают тенденции, любят стильно и со вкусом одевать своих детей.

Инвестиции

Участие в конкурсе СКБ Контур « » - это первая наша попытка привлечь инвестиции на развитие бизнеса. Наш ролик увидел инвестор и предложил финансовую помощь. На тот момент мы отказались, так как нас не устроили условия, и решили развиваться собственными силами.

На региональном уровне мы участвовали в федеральной программе «Ты — предприниматель». Нашим проектом тоже заинтересовались, но мы поняли, что финансовую поддержку получить будет тяжело, так как эта программа больше образовательная.

Сейчас мы подали заявку на участие в конкурсе «Сделано в Челябинске» и ждем, когда с нами свяжутся его организаторы.

Детали производства и сложности

Производство одежды — это очень длительный и кропотливый процесс. Начинается все с возникновения идеи, мы определяем, что именно хотим сделать. Затем рисуются эскизы, на следующем этапе закупаются материалы. Далее работают конструкторы — они разрабатывают лекала. Во время конструирования модели вносится много изменений и что-то обязательно отбраковывается. Но и это еще не все.

Видя результат, мы начинаем обсуждать, как можно представить, презентовать готовую коллекцию. Выбираем дислокацию, приглашаем фотографов и создаем фотосессию с детьми-моделями.

Организовать в России производственный процесс очень сложно. Одна из самых острых проблем, с которой мы столкнулись, — это кадровый дефицит: в стране нет ни грамотных конструкторов, ни швей.

Конечно, есть специалисты, которым по 50-60 лет, но они уже не в строю, а молодых профессионалов найти практически невозможно. Приходится много времени и сил тратить на обучение, а от этого страдает эффективность.

В швейном производстве большую роль играет скорость выполнения той или иной работы. Например, чтобы запустить в массовый пошив детское платье, нужно посчитать, сколько времени необходимо на пошив одной модели — в минутах и секундах. Таким образом высчитывается, за сколько часов и дней будет отшита вся партия. И люди старой закалки просто не могут работать быстро. Но мы подключаем их к другой работе — конструированию, поскольку они грамотно делают лекала и продумывают эскизы с учетом тех тканей, которые нам доступны.

Решая проблему кадрового дефицита, мы привлекли к работе специалистов с кафедры легкой промышленности Южно-Уральского государственного университета. Мы пригласили к нам работать лучших из них, и сейчас они нас консультируют, а также обучают наших сотрудников. В настоящий момент в компании работает семь швей.

Еще одна проблема — ткани. Производство в России работает еле-еле, фабрики выполняют какие-то непонятные заказы на старом оборудовании — им приходится очень тяжело, люди работают за копейки. Но даже те фабрики, которые еще функционируют, не всегда выпускают то, что нам нужно. Например, в Екатеринбурге, работает комбинат, производящий шерсть. Тюмень производила аналогичные ткани, но, к сожалению, недавно завод закрылся. Что-то мы закупаем в России, но в основном, конечно, все везем из-за границы, чаще из Италии. Пока курс евро был более-менее устойчивым, проблем с закупками не возникало. Сейчас ситуация изменилась — мы стали осторожнее выбирать ткани: приходится просчитывать при составлении сметы, насколько доступны будут вещи для потребителя, хотя, конечно, нам бы хотелось закупать больше оригинальных и дорогих тканей.


Принцип малых тиражей

Мы выпускаем небольшие коллекции — по десять моделей. Коллекция выстраивается по принципу капсулы, где каждая вещь дополняет другую. Тем самым мы увеличиваем свой товарооборот, потому что люди любят покупать вещи комплектами. В то же время у нас есть модели, которые мы отшиваем постоянно. Как правило, это праздничный ассортимент, базовые модели, так называемые «коммерческие».

Когда коллекция выходит, в процессе мы можем дополнять ее, если видим, что спрос на вещи хороший. Хитом продаж остаются нарядные платья — они востребованы круглый сезон.

За время существования у бренда FiFi появились свои почитатели. Мы работаем над тем, чтобы их круг расширялся. Но мы не боремся за своего клиента — он сам нас находит.

В Челябинске при производстве у нас работает шоу-рум, куда наши клиенты могут прийти и примерить вещи. Два месяца назад бренд FiFi вышел на московский рынок: в столице открылся новый магазин «Детская полка», где среди вещей российских дизайнеров представлены и наши модели.

С целью продвижения бренда мы активно работаем с соцсетями Instagram, «ВКонтакте», а также развиваем свой виртуальный магазин на сайте «Ярмарка мастеров». По опыту могу сказать, что соцсети во многом эффективнее магазинов, потому что охватывают больше потенциальных потребителей — люди видят нашу продукцию из разных уголков страны и даже мира. Мы получаем заказы уже не только из России, но и из-за границы.

В ближайшие пять лет мы планируем запустить франчайзинговое направление, чтобы увеличивать количество точек сбыта для своего товара. Мы планируем отшивать одежду на производстве в Челябинске и договариваться с региональными магазинами о том, чтобы они представляли нашу марку. Такие магазины будут перед сезоном делать заказ на определенные модели по каталогу и получать необходимые объемы продукции.

Петербурженка Нелли Недре с детства мечтала работать дизайнером. Во время учёбы в институте она поняла, что ей неинтересно придумывать дорогую экстравагантную одежду, которую никто не сможет носить в повседневной жизни. Поработав дизайнером марки уличной одежды, год назад она решилась на создание своей компании и начала выпускать лаконичные вещи неброских цветов, которые вписываются в мировые модные тренды. Сейчас одежду Нелли продают в десяти магазинах, а месячный оборот компании превышает полмиллиона рублей.

Опыт работы

Нелли Недре

Основательница марки

В семь лет я объявила бабушке, что, когда вырасту, стану дизайнером. Тогда она подарила мне чемоданчик с фломастерами, и с тех пор я, как одержимая, начала придумывать и рисовать различные наряды. Окончив школу, не раздумывая, поступила на факультет дизайна одежды. Образование в институте стало для меня настоящей школой жизни: меня выгоняли каждые полгода, говорили, что я буду плохим дизайнером, что у меня никогда ничего не получится. При этом я с третьего курса начала делать полноценные коллекции, участвовала и побеждала с ними в международных конкурсах. Экспериментировала с формами, пробовала различные ткани, искала свой стиль. К пятому курсу я была полностью сформировавшимся дизайнером. Преподаватели в институте требовали, чтобы мы показывали свой потенциал, максимально используя свою фантазию, но я быстро переросла этот подход к одежде. Я поняла, что не хочу делать вещи, которые никто не носит, пусть они и выглядят интересно.

Понять это мне во многом помогла практика, которую я проходила у различных дизайнеров. До защиты диплома я успела поработать и в ателье, и в люксовом бренде, и в бренде уличной одежды, и даже контролировала производство в Китае. В целом прощупала всю почву, какую только можно. На последнем курсе мне предложил работу владелец питерской марки уличной одежды Trailhead. Опыт работы в его компании оказался бесценным. Это серьёзная марка с большим ассортиментом товаров, основатель которой уже двадцать лет работает с одеждой и прекрасно ориентируется в рынке - знает, что готов покупать российский потребитель. Он не делает ничего вычурного, работает только с базовыми формами и цветами. Я начинала как один из дизайнеров его бренда, и он мог сказать: «Нелли, что ты рисуешь! Кому нужна эта розовая пуговица сбоку, я же это никому не продам!»

В компании был экспериментальный цех, в котором мы отшивали образцы, отправляли их в магазины и, если понимали, что они хорошо идут, запускали большое производство в Китае. Я смогла очень многое попробовать в рамках Trailhead: развивала линию женской одежды, которой до меня почти не занимались, организовывала съёмки для лукбуков и интернет-магазина. В какой-то момент стало ясно: я знаю уже абсолютно всё, что нужно для открытия своего дела.



Свой бизнес

Я решила уйти из Trailhead, и в этот момент моя знакомая, дизайнер Ася Мальберштейн, предложила мне арендовать двенадцатиметровую комнатку под мастерскую. Она давно подталкивала меня к созданию своей марки, и я посчитала, что эта комната - хороший знак. Все свои деньги, где-то 100 тысяч рублей, я потратила на швейную машинку и закупку тканей для первой коллекции. Через три месяца я поняла, что этого недостаточно, и взяла 300 тысяч в кредит.

На эти деньги я наняла трёх человек, закупила дополнительное оборудование. Зарегистрировала название бренда, это стоило порядка 60 тысяч рублей. Меня отговаривали, считали, что это ненужные траты, но для меня эта мера защиты была очень важной. Я также сделала сайт, зарегистрировала ИП, получила разрешение на торговлю. Через год, когда у меня в штате работали пять человек, я арендовала помещение площадью 63 квадратных метра, где сейчас помещается и само производство, и шоу-рум, и офис.

Сейчас у меня в штате - менеджер, три швеи, конструктор и дизайнер. Для меня это золотое время компании, потому что пока поддерживать дружественную рабочую атмосферу не составляет большого труда, а каждый сотрудник чётко понимает, что и когда он должен делать. Когда в компании будет больше пятнадцати человек, сохранить прежние доверительные отношения со всеми сотрудниками будет очень сложно. Придётся привыкать к общению в формате «начальник - подчинённый». Все типичные проблемы работы с брендом я успела прорепетировать ещё в Trailhead, так что к стрессовым ситуациям была готова. Правда, пришлось развить в себе дополнительную степень жёсткости, без которой начальнику нельзя.



Работа с магазинами

Важно понимать, что я не начинала с нуля. Кроме опыта, у меня были хорошие связи с магазинами: с кем-то из владельцев мы дружили, с кем-то раньше сотрудничали. Поэтому я точно знала, где именно буду продавать свою первую коллекцию.

Первое время я продавала по 50 вещей в месяц. Сейчас мы в среднем продаём порядка 400 вещей в месяц на полмиллиона рублей. Сотрудничаем с десятью магазинами, разбросанными по городам России, самый крупный из них московский - Trends Brands в «Цветном». Сейчас, я уверена, количество магазинов, продвигающих русских дизайнеров, будет только увеличиваться.

Я не планировала открывать собственный офлайн-магазин: просто не было места. Однако получилось так, что люди, купив нашу одежду в других магазинах, начали заходить на сайт, писать нам напрямую. Так что я открыла шоу-рум, и сейчас он продаёт столько же, сколько все остальные точки. Наш интернет-магазин приносит нам ещё порядка 100 тысяч в месяц. Нам это выгодно, потому что в другие магазины мы поставляем одежду с пятидесятипроцентной скидкой, а у себя можем продавать по обычной розничной цене.

Накрутки в магазинах очень разные: в Санкт-Петербурге это где-то 100 %, то есть магазин у нас покупает вещь за 1 500 рублей, а продаёт за 3 тысячи. В Москве накрутка может достигать и 250 %.

Себестоимость производства зависит и от того, сколько на эту вещь тратит времени и сил швея. Если мы, допустим, изготовили экспериментальную модель платья, я спрашиваю у швеи, насколько ей было сложно с ним работать и сколько времени это у неё заняло. Если это было сложно и медленно, я исключаю эту модель из коллекции. Цену я определяю, исходя из того, что мне нужно платить своим сотрудникам нормальную зарплату и развивать бренд. Мне бы хотелось угодить покупателям, поставив минимальную цену, но работать в ноль я не согласна, моя работа стоит денег.



Создание коллекции

Система работы в крупном и локальном бренде во многом различна. Гиганты индустрии стараются предсказать тренды на несколько лет вперёд. У них есть специальные люди, которые ездят по миру и собирают информацию о тенденциях во всех возможных сферах: от искусства до новых технологий. Они учитывают и экономические предпосылки. Когда у тебя сразу производятся тысячи единиц одежды на заводе в Китае, ты очень рискуешь, приходится быть дотошным, экономить на нитках и пуговицах. Так как мы пока небольшая марка, мы не придерживаемся чёткой сезонности и готовим небольшие капсульные коллекции четыре-пять раз в год. На создание коллекции у меня уходит порядка двух месяцев.

Я всегда начинаю с того, что просматриваю для вдохновения 60 любимых сайтов и блогов об одежде, разбираюсь в том, что сейчас наиболее актуально. Собираю свой мудборд, в котором могут быть и произведения искусства, и отрывки из фильмов, и фотографии подруги, и музыка. На сайте Style.com за полгода до официального выхода выкладывают новые коллекции, я подмечаю детали, которые наиболее часто появляются у всех брендов. Подготовив базу для вдохновения, я закрываюсь на несколько дней в квартире и рисую. По моим рисункам конструктор делает пробные лекала, затем мы отшиваем первые образцы, меряем, дорабатываем. Когда коллекция готова, мы фотографируем её для лукбука, рассылаем по магазинам и ждём реакции. В коллекции может быть, например, девять моделей в четырёх цветах. Не обязательно, что каждая из этих 36 вещей будет произведена больше, чем в одном экземпляре.

Выбор вещей

Байеры магазинов обычно хорошо знают своих покупателей и понимают, что те будет готовы у них купить. Одни берут в основном базовые классические вещи, другие, наоборот, выбирают более экстравагантные модели. Сначала заказывают пробную партию, затем, ориентируясь на спрос, закупают что-то дополнительно. У нас нет склада, на котором мы храним вещи, потому что мы всегда отшиваем определённое количество под конкретный заказ.

Постепенно мы поняли, какие модели уходят лучше всего, поэтому выделили отдельную линию Gills Classic. Это вещи, которые пользуются постоянным спросом вне зависимости от сезона. Если присмотреться, у всех мировых брендов есть своя база моделей, которую они воспроизводят год от года. Пиджак Chanel, классический свитшот Carhartt, туфли-лодочки. Это проверенные вещи, к которым можно добавить карманчик или поменять ткань, но по сути они всегда одни и те же. Самая продаваемая модель adidas - это классический чёрный спортивный костюм «три полоски». Бренды всегда зарабатывают на самых простых, базовых вещах. То же касается цвета: чёрный и серый всегда идут на ура, особенно в России. Мой бренд также основан на универсальных вещах и монохромной палитре. Из тканей я для работы выбрала футер, потому что именно его я чувствую лучше всего.

У меня есть принцип: я никогда не буду делать просто красивую вещь, на которой не смогу заработать. Когда я придумываю красивую и простую модель, я смотрю на то, попадает ли она в тенденции, считаю себестоимость её производства и высчитываю, за сколько она будет продаваться в магазинах. Если я понимаю, что за такую цену её никто не купит, она сразу перестаёт мне нравиться и я от неё отказываюсь.

Фотографии: Яся Фогельгардт

Резкое падение покупательской способности населения в 2014 году привело россиян к необходимости пересмотра приоритетов – во главу угла становится конечная стоимость товара, которая, при должном качестве продукции, должна быть максимально низкой. Люди начинают совершать покупки более вдумчиво, объективно оценивать соотношение цена/качество разных товаров внутри товарной группы и делать выбор в пользу наиболее выгодных приобретений. Значение добавленной стоимости, имени бренда в FMCG сегменте сходит на нет. Сети вынуждены снижать наценку, теряя прибыль. Как сохранять прибыль и держаться на плаву? Об этом вы узнаете в материале коммерческого директора ГК «Внешторг» Антона Викторовича Паремского.

Тремя главными тенденциями рынка розничной торговли за последние 5 лет являются:

  1. Усиление власти покупателя
  2. Консолидация B2C рынка
  3. Усиление конкуренции среди поставщиков, ведущее к снижению наценки

Один из основных способов восстановить наценку и уйти от прямого ценового сравнения в условиях, когда все цены всех продавцов оказались в свободном доступе, и выигрышные позиции заняли те из них, кто способен предложить лучшую цену – вводить собственные торговые марки (СТМ) розничных сетей и непосредственных изготовителей продукции в основные товарные группы . Первыми тенденцию подхватили более крупные по объему и динамичные рынки Food и FMCG. Затем она пришла на рынок DIY и бытовой техники.

Стало очевидно, что держатель торговой марки (ТМ) – лишнее звено в товарной цепочке . Его можно исключить, работая с производителем напрямую или запустив свое производство. Сети начинают заводить собственные ТМ и формировать ассортиментное и ценовое предложение. И эта тенденция будет развиваться: сети будут заводить больше ТМ, а доля продаж СТМ – расти. При этом количество ТМ будет увеличиваться несущественно, а вот объемы реализации вырастут весьма значительно – минимум в 5-6 раз.

Не уступая по качеству товарам среднего ценового сегмента от держателей ТМ, товары под СТМ традиционно принадлежат к низшему ценовому сегменту. Это происходит потому, что товары данной категории размещаются напрямую на производствах, торговые марки сетей, не имея капитализации, не увеличивают стоимость товара.

Создание СТМ в сегменте DIY

Торговля товарами технически сложных групп позволяет зарабатывать больше за счет более высокой маржи. Именно сегмент DIY является в этом плане самым рентабельным, но и самым сложным.

Процесс создания СТМ для технических сложных товаров сопряжен с рядом рисков для сетей:

  • слабая динамика переключения предпочтений потребителя из-за высокого значения брендов в данной группе товаров
  • низкая оборачиваемость остатков
  • дополнительные затраты на обеспечение сервисного обслуживания товаров и содержание склада запасных частей
  • минимальное количество поставок для региональных сетей приводит к необходимости обеспечивать запас на полгода вперед (привоз 10-12 sku может обойтись сети в 100-150 000 долларов)

Эти риски ложатся на сети, создавая дополнительные затраты. Из-за этого значительно снижается привлекательность данной товарной группы. Даже региональные лидеры видят самостоятельное создание СТМ нерентабельным. Поэтому более рационально передавать процесс на аутсорс специализирующимся на этом компаниям. Их специалисты, как правило, являются экспертами в своих областях и хорошо знают рынок.

Стоит также учитывать, что большинство подобных компаний ограничивается обеспечением поставок товаров напрямую с фабрик Китая. Но важным этапом полноценной грамотной работы по созданию СТМ должна являться разработка ассортиментной матрицы в соответствии с актуальной ситуацией на рынке и уровнем конкуренции, результатами исследований статистики продаж и пожеланий партнеров. Каждая вводимая матрица должна быть разработана под конкретного клиента, подходить ему и быть строго персонализированной.

Поиск клиента

Сетей DIY не так много, можно набрать в любом поисковике «ТОП 10 DIY сетей» – и ключик у вас в кармане. Другое дело, как начать с ними работать, как убедить отдать этот процесс на аутсорсинг. На нас, прежде всего, работает репутация и богатый опыт каждого из членов нашей команды. Совокупный фонд оплаты труда специалистов, задействованных на разных этапах создания СТМ, составляет 1,5-2 млн. в месяц. Понятное дело, что далеко не для каждой компании будет целесообразно содержать такую команду в штате.

Поиск производителя и формирование матрицы

Территория России огромна и поделена на регионы и макрорегионы, а российский рынок инструмента весьма сегментирован и имеет особенности в зависимости от географической локации. В связи с этим, в различных областях преобладают разные торговые марки. Достаточно распространенной является ситуация, когда локальные дилеры задают направление развития всей товарной группы в том или ином регионе.

При работе с клиентом ключевыми факторами являются как общее видение рынка, так и ситуация в конкретной области. Для того, чтобы сделать поиск производителя максимально эффективным, необходимо осуществлять анализ товаров клиента и его конкурентов, и только после маркетингового анализа формировать матрицу, под которую будет подбираться конкретный производитель . Обычно выбор происходит, исходя из запросов клиента, с учетом трех ключевых факторов:

  1. Обстановка в регионе
  2. Политика самой сети
  3. Общие тенденции рынка

Количество производителей в Китае огромное, но конечное. 95% из них находятся в странах ЮВА, нам известны абсолютно все. Так как одним из важных параметров является качество товара и область его применения (бытовая, полупрофессиональная, профессиональная), то круг возможных производителей сужается. Как правило, есть определенный ассортимент, который можно предложить конкретному партнеру. Окончательное решение принимается уже по совокупности факторов цены и внешнего вида линейки.

Состав матрицы определяют три фактора:

  1. Бюджет
  2. Специализация сети
  3. Конкурентная среда

Основой практически любой матрицы являются позиции категории А (шуруповерт, перфоратор, лобзик), а вот насыщенность каждой категории, дополнительные товарные группы определяют параметры, перечисленные выше.

Маркетинг

При продвижении китайских производителей на территории России чаще всего основная составляющая маркетинговой стратегии исходит от самого производителя, так как у него есть четкое представление, в какой нише он работает. На рынке существует восемь различных сегментов инструмента, однако, нет ни одной линейки, которая работала бы во всех сегментах одновременно. Обычно самая широкая линейка затрагивает около трех-четырех сегментов.

  • ориентироваться на качество и на маркетинговые бюджеты поставщика
  • разрабатывать для каждого сегмента свою стратегию, поскольку стратегия, направленная на продвижение домашнего инструмента, будет отличаться от стратегии продвижения инструмента профессионального
  • направлять маркетинговые стратегии на таргетирование – отдавать предпочтение SMM каналам

Если работа ведется с готовым брендом китайского производителя, то основной посыл задается производителем. Ваша задача – адаптировать его под российского потребителя. Если торговая марка разрабатывается с нуля, то для каждого региона формируется уникальная айдентика . К примеру, партнеры из Карелии и Петрозаводска предпочитают скандинавскую, европейскую тематику, в то время как клиенты из Центральной России и с Урала тяготеют к русским названиям, зачастую апеллирующим к советскому прошлому – например, «ТехМаш».

При создании СТМ по заказу торговых сетей маркетинговая составляющая лежит на самом заказчике. Важно учитывать, что СТМ – это, как правило, low budget сегмент, где главным козырем является цена.

Участие в производственных процессах

Контроль производства является одним из главных приоритетов качества. Производство инструмента должно контролироваться абсолютно на всех стадиях. В идеале, при наличии возможности, для этих целей стоит создать штаб профессионалов прямо в Китае. В зависимости от величины проекта, контроль может вестись вплоть до обеспечения разработки уникального дизайна для конкретного клиента . На первоначальных этапах разрабатываются внешние элементы: нейминг, брендирование, фирменный стиль и упаковка, или предлагается готовое решение с максимальным брендированием. В дальнейшем контроль качества ведется на каждом этапе.

Дистрибуция

Чаще всего СТМ разрабатывается под определенную розничную сеть, которая размещает продукт у себя на полках и впоследствии несет ответственность за реализацию товара. Этот процесс также следует контролировать – давать рекомендации, которые гарантированно обеспечат высокие продажи. Размещение товара на видных местах, обучение и мотивация продавцов оказывают существенное влияние на успех марки.

СТМ под ключ

Основная задача ГК «Внешторг» – создание СТМ для крупных сетей и интернет-площадок, ориентированных на сотрудничество с каналами сбыта.

ГК «Внешторг» оказывает своим клиентам услугу создания СТМ под ключ в сегменте DIY, конкретно – в категории «электроинструмент». Сервис включает в себя элементы:

  1. Разработка матрицы и подбор производителя. Консолидация заказов с фабрик для получения лучшей цены
  2. Маркетинговая составляющая: нейминг, история и легенда, фирменный стиль, позиционирование на рынке
  3. Контроль производственных процессов и транспортировки товара до склада партнера

«Внешторг» отличается индивидуальным подходом к каждому клиенту. Мы подбираем производителей – лидеров своих сегментов по качеству, – и выводим их продукцию на российский рынок. И самое главное – оказываем услуги по разработке и продвижению СТМ.

Мы считаем, что клиент должен фокусироваться только непосредственно на продаже, поэтому такие моменты, как разработка и печать BTL-материалов, обучение продавцов, сервисное обслуживание мы также берем на себя.