Приразломное месторождение нефти в печорском море. Новая нефть – новые условия добычи Приразломное нефтяное месторождение

В мире осталось не так много неизученных регионов. Одно из этих мест - Арктика. Изучение Арктики начали еще со времен Средневековья. Освоение региона продолжается и по сей день. Более 2/3 мировых арктических шельфовых нефтегазовых месторождений находится в российской шельфовой зоне. Не исключение и Приразломное в

История проекта

Приразломное месторождение геологи открыли в 1989 году. Смена политического режима и дефолт помешали разработке месторождения.

Только в 1993-м дочернее предприятие «Газпрома» - «Росшельф» - начало заниматься активным освоением Приразломного. До 1994 года была произведена геологическая разведка трех скважин. Уже в 1996-м предприятие подготовило экономико-техническое обоснование. В 1997-м утвердили план строительства стационарной платформы.

В 1998 году, когда проектирование платформы было в активной стадии, работы заморозили из-за экономического дефолта. Спустя 5 лет проект был скорректирован, и уже новая дочерняя компания «Газпрома» - «Севморнефтегаз» - возобновила строительство. Сроки установки платформы в течение долгого времени откладывались. Первый этап строительства завершили только в конце 2010-го. И только в конце 2013-го она начала полноценно функционировать.

Характеристики платформы

Регион, где находится Приразломное месторождение - Нефтеюганский район Ненецкого автономного округа. Платформа располагается в 60 км от материка.

Для освоения месторождения в открытом море была установлена специально спроектированная платформа, которая может работать в условиях низких температур, льдов, сильных порывов ветра и Глубина, на которой ведется нефтедобыча - 20 м. Платформа надежно закреплена на грунте моря с помощью балласта. Общий вес ее, включая балласт, составляет 500000 т. По плану платформа должна пробурить 36 скважин для того, чтобы обеспечить годовой объем нефтедобычи в 6,5 миллионов тонн.

Статус месторождения

Приразломное месторождение нефти по-настоящему уникальное, поскольку работы по добыче «черного золота» ведутся на нем с платформы даже зимой. Однако порядок государственной регистрации сооружения российским законодательством еще не разработан.

Согласно ФЗ №187, платформа - искусственное сооружение в материковой шельфовой зоне РФ. Арбитражный суд Московского округа в 2009 году принял решение о признании ее гидротехническим стационарным сооружением. Также в 2012 году «Приразломная» зарегистрирована как морское судно в судовом реестре России и приписана к порту г. Нарьян-Мар.

Управляющие компании

Приразломное нефтяное месторождение начало активно разрабатываться с 1992 г. Именно в этом году было создано специализированное предприятие «Росшельф». В учредительный состав вошло около 20 различных предприятий, некоторые из них занимались геологоразведкой Штокманского месторождения. В марте 1993-го ЗАО «Росшельф» получило лицензию на осуществление деятельности по поиску, добыче и оценке залежей нефти.

С 2001 года предприятия «Газпром» и «Роснефть» начали осваивать нефтегазовый бассейн Ямало-Ненецкого АО, в том числе и Приразломное месторождение. «Юганскнефтегаз» - дочерняя организация «Роснефти» - с 2006 года управляет насосной станцией платформы. В 2002-м предприятие «Севморнефтегаз» получило лицензию на использование залежей нефти Приразломного. В 2009 году «Роснефть» продала «Газпрому» все акции «Серморнефтегаза», и предприятие получило название «Газпромнефтьшельф». С 2014-го оно стало дочерним обществом «Газпромнефти».

Особенности хранения и транспортировки нефти

Резервуары для добытой нефти располагаются внизу платформы - в кессоне. Технология хранения сырья в нем называется «мокрой», поскольку вне зависимости от наполненности резервуара нефтью он всегда заполнен водой. Нефть поступает в резервуар с помощью механизма - диффузора. При наполнении баков вода вытесняется в систему балласта, которая проходит далее чистку. Затем воду используют для создания давления в нефтяных пластах.

Для отгрузки нефти в резервуар заливают воду из напорного хранилища. Нефть откачивается насосом с поверхности резервуара в отгрузочную систему. По мере откачивания балластная вода заполняет резервуар.

Транспортировка осуществляется с помощью челночных танкеров, которые бесконтактно швартуются к платформе.

Мероприятия по защите окружающей среды и экологические проблемы

Приразломное месторождение находится вблизи нескольких особо охраняемых природных территорий. Поэтому экологический аспект нефтедобычи как всегда актуален.

Несмотря на то что проект прошел ряд экспертиз, ущерб окружающей среде все же наносится. Для его минимизации проводится ряд мероприятий:

  • на водозаборных трубах устанавливаются устройства, которые позволяют почти на 80% сократить гибель морских животных;
  • работа факела в ночное время максимально снижается, чтобы избежать столкновений пролетающих мимо птиц с платформой.

Ни одно нефтяное месторождение в мире не застраховано от разливов сырья. Приразломное месторождение разрабатывается круглогодично, даже в период полярной ночи. ликвидировать быстро в арктической зоне практически невозможно - часть ее уходит под лед. Оборудование для ликвидации разлива находится практически в 1000 км от «Приразломной» в Мурманске. Транспортировка его к месту аварии затрудняется и метеоусловиями.

Приразломное месторождение представляет собой высокотехнологичный комплекс, где собраны самые передовые методы бурения, добычи, транспортировки нефти. Его освоение особенно важно для российской экономики.

Приразломное нефтяное месторождение – первый отечественный проект по освоению ресурсов Арктического шельфа.

Месторождение открыто в 1989 году и расположено на шельфе Печорского моря, в 60 км от берега (пос. Варандей). Глубина моря в районе месторождения составляет 19–20 м.

Извлекаемые запасы нефти Приразломного месторождения составляют 46,4 млн т, что позволяет достичь годового уровня добычи около 6 млн т.

Привлекательность
для разработки
-Наиболее подготовленное к разработке месторождение на Арктическом шельфе России
-Возможность подключения к эксплуатации прилегающих нефтегазоносных структур
-Небольшая глубина моря позволяет установить стационарное сооружение

Особенности освоения
-Высокие ледовые нагрузки на объекты добычи в Печорском море
-Неразвитая промышленная инфраструктура в регионе
-Отсутствие аналогов в мировой практике
-Транспортировка нефти в сложных природно-климатических условиях

Освоение Приразломного нефтяного месторождения – первый проект по добыче углеводородов на Арктическом шельфе России.
Начало добычи нефти на Приразломном месторождении положит начало освоению богатейших углеводородных запасов, сконцентрированных в российских акваториях Баренцева, Печорского и Карского морей.
Особые природно-географические условия в районе Приразломного месторождения потребовали применения принципиально новых, уникальных технологий. Так, для обеспечения круглогодичной эксплуатации платформы и транспорта нефти в условиях повышенных ледовых нагрузок и небольших глубин впервые в мировой практике были созданы специализированные челночные танкеры ледового класса дедвейтом 70 тыс. тонн.

http://www.sevmorneftegaz.ru/projects/pnm/index.html

Обустройство месторождения
Для освоения месторождения:
- строится многофункциональный комплекс на основе морской ледостойкой стационарной платформы;
- создается специализированная транспортная система вывоза нефти и снабжения;
- создается необходимая береговая инфраструктура;
- будет пробурено 36 наклонно-направленных скважин.
http://www.sevmorneftegaz.ru/projects/pnm/project/index.html

Платформа «Приразломная»
Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» – основной элемент обустройства Приразломного месторождения. В конструкции платформы «Приразломная» изначально заложена возможность приема нефти с других месторождений. Это позволит эффективно – без строительства аналогичных платформ – вовлечь в рентабельную разработку соседние месторождения, благодаря снижению удельных затрат на их обустройство.

Функции МЛСП
- бурение скважин;
- добыча нефти и газа;
- хранение нефти;
- прямая отгрузка нефти на танкеры.
- выработка тепловой и электрической энергии

Требования к МЛСП
- устойчивость к повышенным ледовым нагрузкам;
- круглогодичная эксплуатация, в т.ч. отгрузка нефти на танкер;
- автономная работа в течение 6 суток;
- возможность использования в последующих проектах.

Производительность
суточная добыча нефти - 22 тыс. т
суточная добыча газа - 1 млн.м3
суточная закачка воды - 32 тыс. т

Автономность
период отгрузки нефти в при максимальном уровне добычи - 6 сут
смена вахт - 15 сут
пополнение материалов - 60 сут

Состав платформы
Верхнее строение
масса 39 тыс.т.
включает в себя:
буровую вышку 1шт.
колодцы для скважин 40 шт.
системы отгрузки продукции мощностью 10 тыс.куб.м/час 2 шт.
Опорное основание/кессон
масса 79 тыс.т
габариты 126м * 126м
включает в себя:
14 танков для нефти общим объемом 113 тыс.м3
2 танка для воды общим объемом 28 тыс.м3
http://www.sevmorneftegaz.ru/projects/pnm/platform/index.html

Транспортно-технологическая система

Транспортировка нефти осуществляется в два этапа с использованием промежуточного плавучего нефтехранилища, уже установленного в незамерзающей бухте Кольского залива.

Транспортировка нефти от платформы до хранилища по маршруту протяженностью около 1100 км будет осуществляться челночными танкерами ледового класса. С нефтехранилища сырье будет отправляться на экспорт линейными танкерами дедвейтом 150-170 тыс.т.
http://www.sevmorneftegaz.ru/projects/pnm/TTS/index.html

Береговая инфраструктура
Реализация проекта освоения Приразломного месторождения предусматривает создание береговой инфраструктуры, а также использования специальной транспортно-технологической системы.
База снабжения и база производственного обслуживания ООО «Газфлот» в г. Мурманске.
обеспечение бурения эксплуатационных скважин, добычи и транспортировки нефти
разгрузка, хранение и перевалка грузов
снабжение грузами и имуществом МЛСП «Приразломная»
сервисные и ремонтные работы
Перевалочная база в районе п. Варандей
сбор и доставка персонала на платформу «Приразломная» вертолетами

Сказано новое слово в области отечественной нефтедобычи. Приразломное месторождение стало первой ласточкой в освоении морских подземных богатств Заполярья и Дальнего Востока. Это перспективное решение которое принесет нашей стране очень большую выгоду в экономическом плане и что намного ценнее, энергетическую независимость. Однако, Арктика накладывает свои ограничения на эксплуатацию этого месторождения.

Данной природной зоне присущи суровые атмосферные условия. Так, водная поверхность замерзает на 7 месяцев, толщина льда составляет около 2 м, температурный минимум может достигать -45 °С. Запасы нефти расположены в наиболее изученной части российской Арктики – на шельфовом продолжении Варандей-Адзьвинской литосферной плиты, где в начале 90-х был проведен подробный тектонический мониторинг с бурением четырех разведочных скважин.

Где находится

Месторождение находится в мелководной юго-восточной части Баренцева моря на расстоянии 320 км в северо-восточном направлении от административного центра Ненецкого АО Нарьян-Мара и 980 км от Мурманска. Оно открыто в 1989 году.

Оказалось, что обнаруженные залежи являются ответвлением обширного Тимано-Печорского нефтегазоносного бассейна, граница которого на юге доходит до Перми. Его осадочная порода состоит из палеозойских и мезозойских отложений.

В свое время они послужили исходным материалом для современных нефтяных и газовых образований. Разработка континентальных запасов стартовала в XVIII столетии (тогда на Ухте были обнаружен выход нефти на земную поверхность), однако до освоения Крайнего севера как нефтегазоносного региона руки дошли только через двести лет.

Основные характеристики месторождения

Глубина Северного Ледовитого океана здесь не превышает 19–20 метров, зато мощность Приразломного оценивается в 72 млн тонн нефти. Его строение выглядит как двухкупольная антиклинальная складка с северо-западным простиранием. Не исключено присутствие мелких разломов (горных нарушений), сопровождающих складочную ось.

В верхнем слое залегают глины, под ними располагаются нефтенасыщенные слои, которые разделены плотными породистыми перегородками. Месторождение содержит высококачественное сырье . Полезное ископаемое вмещает небольшое количество серы, имеет хорошие характеристики по плотности и вязкости, по результатам анализа напоминая марку Urals.

Новый сорт получил название арктической нефти ARCO (ArcticOil).

На основании принятой ОАО «Газпром» концепции работы компании на шельфе предполагается совместная разработка Приразломного и Долгинского нефтяных месторождений. Этот шаг является составной частью стратегии по комплексному обустройству месторождений Баренцева, и Охотского морей. Ее суть заключается в освоении ряда недалеко находящихся друг от друга месторождений.

Такой подход даст возможность снизить расходы, а также подготовит предпосылки для системной разработки морских месторождений. Большим плюсом в этом случае является полное отсутствие связанной с их эксплуатацией социальной инфраструктуры, хотя с учетом освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения ее объекты в дальнейшем возводить придется. Помимо прочего, потребуются вахтовый поселок перевалочной базы и отраслевой вертодром.

Сроки начала и окончания разработки месторождения

Промышленная разработка месторождения началась в декабре 2013 года. Именно тогда в хранилище технологического комплекса, где представлены передовые отраслевые достижения платформы «Приразломная», была закачана первая нефть. Период разработки рассчитан на 25 лет.

Особенности добычи на данном месторождении

Главным объектом хозяйственной деятельности на месторождении считается уже упомянутая морская нефтедобывающая платформа «Приразломная», с которой в настоящее время бурится до 40 наклонно направленных скважин длиной 7 тыс. м. Следует учитывать, что продуктивные горизонты залегают на глубине 2,3–2,7 км. Другие основные особенности применяемой технологии следующие.

Данный объект, созданный на ОАО ПО« Севмаш», обеспечит подготовку скважин, добычу, а также хранение и отправку нефти потребителям. Специфичность его конструкции состоит в устойчивом сопротивлении ледовым нагрузкам, практически полной автономности с круглогодичным функционированием. Она надежно удерживается на дне моря за счет собственной массы, которая составляет не менее 500 тыс. тонн.

Построены ледостойкие танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», транспортирующие нефть от платформы в пункты назначения челночным методом. Также для надежного обслуживания подразделений «Газпромнефтьшельфа» задействованы многоцелевые ледоколы «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев», «Венгери».

На «Приразломной» утечка и возможность взрыва маловероятны по той причине, что танки-хранилища с добытым сырьем располагаются внизу конструкции, а толстостенный кессон имеет двойное дно.

Плюс, при «мокром хранении» воздух в хранилища не поступает.
Перекачка нефти осуществляется комплексом прямой отгрузки. Два специальных приспособления гарантируют свободный проход судна к платформе даже в самой неблагоприятной обстановке. Чтобы избежать нефтяной утечки, оборудование снабжено аппаратурой аварийного остановки. Это позволяет прервать процесс за 7 секунд.

Технологическая идея «Приразломной» в дальнейшем предполагает способность накапливать жидкое полезное ископаемое, добытое поблизости. Это будет способствовать более продуктивному применению дорогостоящего оборудования и более рациональному обустройству добычных точек. Её емкости вмещают 110 тыс. кубометров нефти.

Компании, разрабатывающие месторождение, и численность персонала

Корпорация «Газпромнефть» является собственником ООО «Газпромнефтьшельф», которое монопольно владеет правом разрабатывать месторождение в Печорском море. Кроме представителей промышленно-финансовой группы «Газпром» в круг лиц, реализующих данный проект, входят топ-менеджеры «Совкомфлота» и «ФЕМКО». Обслуживающий персонал достигает 5 000 исполнителей: жилой блок рассчитан на 200 человек (1 вахта) плюс экипажи судов и аппарат управления.

Перспективы

В настоящий момент продолжается разбуривание месторождения российским подрядчиком «Газпромбурение». В 2015 году планируется пробурить 4 . Падение мировых цен на нефть никак не сказалось на ритме работы «Приразломной», и если все будет идти по намеченной программе, через 5 лет вложения в проект стоимостью 120 млрд рублей полностью окупятся. К 2018 году развитие добычи достигнет 4 млн тонн, к 2020-му – 5,5 млн тонн. Затем возможен пик объема среднегодовой добычи в 6,6 млн тонн, хотя сейчас такая задача не ставится. Следует сосредоточиться на научных исследованиях, чтобы определиться относительно корректировки дальнейшего режима функционирования объекта.

Вообще разведано 17 западноарктических месторождений, причем лишь 2 (Штокмановское и Приразломное) расцениваются как реальный потенциал на будущее. Всем другим специалисты отводят роль «попутчиков», да и то после того, как станут известны сведения, полученные в результате их детальной разведки, а также первые итоги разработки основных месторождений. Разработка арктического шельфа по капиталоемкости пока малопривлекательна, и из-за высокой себестоимости подготовительных операций выбор вариантов ограничен. А инвестиций, сопоставимых с годовым бюджетом некоторых стран, ждать не приходится; особенно после введения против РФ экономических санкций.

Влияние добычи нефти на экологию региона

В условиях морской добычи дополнительным осложнением при эксплуатации являются также повышенные экологические требования. В связи с этим на платформе используется ряд прогрессивных ноу-хау.

Ингибиторы, которых для технологического процесса требуется сравнительно немного. Данный метод пользуется популярностью у западных компаний благодаря своей безопасности.
Схема хранения и транспортировки шлама, которая изолирована и проста в эксплуатации. Соблюдается принцип «нулевого сброса», что исключает непосредственное удаление отходов в море. Они отправляются в отдельную, специально отведенную для этой цели скважину.

Тара, ртутные лампы, аккумуляторы вместе с возможными избытками шлама удаляются на берег.

Уникальные клапаны, специально изобретенные для данной платформы с учетом особенностей проведения операций в этом регионе. Так что риск аварийного фонтанного выброса минимизирован путем оснащения скважин двойной системой защиты.

Еще до официального пуска объекта Greenpeace организовывал протесты близ платформы «Приразломная». Особенно напряженная обстановка складывалась там в сентябре 2013-го: деятельность активистов создавала угрозу безопасности обслуживающего персонала. Впоследствии чрезвычайная ситуация путем силового давления и переговоров разрешилась, а на инициаторов акции было заведено уголовное дело. По заявлениям управляющей компании отрицательного влияния деятельности нефтяников на окружающую природную среду не наблюдается.

О техногенных происшествиях, связанных с работой упомянутой платформы, также до сих пор пока ничего не известно.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_

Салаватов Салават Юлаевич

Студент 4 курса, БашГУ Г.Уфа, РФ E-mail - [email protected]

ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРАЗЛОМНОГО НЕФТЯНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Аннотация

В данной статье в краткой форме описана геологическая составляющая шельфового Приразломного месторождения. Актуальность темы обусловлена тем, что месторождение на сегодняшний день является единственным действующим в России проектом по добыче углеводородов на шельфе Арктики.

Ключевые слова Месторождение, шельф, коллектор, пласт, горизонт.

Приразломное - уникальное для России в своем роде месторождение, находящееся за полярным кругом в акватории Печерского моря. Это единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата.

Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 55 км к северу от посёлка Варандей и в 320 км к северо-востоку от г. Нарьян-Мар (рис. 1).

Рисунок 1 - Расположение Приразломного месторождения на карте

Приразломное открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти. Нефть нового российского сорта получила название Arctic Oil (ARCO) и впервые была отгружена с Приразломного в апреле 2014 года. Относится к Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Глубина моря в районе месторождения составляет 19-20 метров.

Добыча ведется на морской ледостойкой нефтедобывающей платформе.

В тектоническом отношении месторождение расположено в юго-восточной части Печорского моря на продолжении Варандей-Адзьвинской структурной зоны. Залежи нефти приурочены к карбон-нижнепермским отложениям. Коллекторами являются кавернозно-пористые рифовые известняки. По нефтегеологическому районированию территория месторождение относится к Тимано-Печорскому бассейну.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х

Продуктивный горизонт, вскрытый четырьмя скважинами, представлен двумя карбонатными пластами-коллекторами различного генезиса. Верхний высокопористый пласт-коллектор, сложенный биокластическими известняками, перекрыт глинами кунгурского яруса, образующими региональную покрышку двумя маломощными (1-2 м) и непроницаемыми пластами, и разобщен на три пласта: Ia, Ib, Ic.

Нижний пласт-коллектор II представлен относительно плотными известняками карбона. Он слабо выражен в сейсмическом волновом поле из-за низких коллекторских свойств.

Продуктивный пласт I хорошо коррелируется между всеми скважинами. Пласт!а выделяется только в разрезе скв. 3 и 4, расположенных в центральной и юго-восточной частях структуры, и представлен переслаиванием высокопористых и низкопористых (до непроницаемых) известняков. Пласт был подвергнут палсоразмыву, в своде и на севере структуры (скв. 1,5) он отсутствует. На восточном крыле в скв. 4 сохранилась лишь его подошвенная часть. Наибольшая мощность пласта отмечается в скв. 3. Пласты Ib и Ic распространены на площади всего месторождения.

Общая мощность известняков продуктивного пласта I (по данным бурения и сейсморазведки) изменяется в пределах 43-85 м, эффективная - 42-85 м, для продуктивного пласта II (по данным бурения) соответственно 49,5-63,0 и 11,1-26,2 м.

Площадная невыдержанность эффективной мощности коллекторов пласта II при их низкой пористости (< 10 %) не позволяет рассматривать этот горизонт в качестве самостоятельного объекта разработки.

Основные запасы нефти приурочены к пласту I, распространенному на площади месторождения и характеризующемуся средней пористостью (15,6-21,7 %) и проницаемостью (0,05-0,4 мкм2). Его средняя нефтенасыщенность составляет 77-95 %.

Особенностями геологического строения месторождения являются:

Структурно-тектонический тип пластового резервуара (ловушки);

Хорошая выдержанность по площади мощности основного продуктивного пласта и его петрофизических свойств;

Приуроченность повышенных значений пористости и проницаемости коллекторов (и соответственно повышенной концентрации запасов) к центральной и южной частям месторождения;

Значительное развитие вертикальной трещиноватости, особенно в северной части месторождения;

Увеличение отношения вертикальной проницаемости к горизонтальной от центральной части месторождения к северной .

Список использованной литературы:

1. Никитин Б. А., Хведчук И. И. «Нефтяное месторождение Приразломное на Арктическом шельфе России». Геология нефти и газа, № 2. Москва 1997 г.

2. Шипилов Э. В. «Месторождения углеводородного сырья российского шельфа Арктики: геология и закономерности размещения». Вестник МГТУ, том 3, №2, 2000 г.

3. www.neftegaz.ru

© Салаватов С.Ю., 2017

Фархутдинова Дилара Рамилевна

студентка БашГУ, г. Уфа Е-mail: [email protected]

НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ Аннотация

По разведанным запасам нефти Россия входит в число ведущих нефтедобывающих стран мира. В ее

Оно расположено в юго-восточной части шельфа Печорского моря в 55 км к северу от пос. Варандей, в 320 км к северо-востоку от г. Нарьян-Мар (р. Печора) и в 980 км от Мурманска. Глубина моря в районе месторождения составляет 19-20 м, срок его разработки – 36 лет.


В настоящее время разработка Приразломного месторождения - первый российский проект по добыче углеводородов на шельфе Арктики. Впервые добыча углеводородов на арктическом шельфе ведется со стационарной платформы – морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная». Сегодня «Приразломную» можно с полным основанием считать настоящим символом успеха России в освоении самого северного региона планеты.


Район, в котором расположено месторождение, характеризуется сложными природно-климатическими условиями: ледяной покров окружает платформу в течение 7 месяцев с ноября по май, высота торосов достигает 2 метров, минимальная температура воздуха может опускаться до - 50 °С, а полярная ночь длится почти два месяца.

Добыча нефти на Приразломном месторождении началась в декабре 2013 года. В апреле 2014 года была отгружена первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic Oil). Команду на отгрузку дал президент России Владимир Путин. По итогам 2014 года потребителям Северо-западной Европы было отгружено более 300 тыс. тонн нефти.

В общей сложности проектом предусмотрен ввод в эксплуатацию 32 скважин. Все скважины на МЛСП «Приразломная» бурятся методом наклонно-направленного бурения, их протяженность составляет от 4 до 8 тыс. метров. При этом общая перспективная длина скважин Приразломного месторождения превысит 200 км.

Схема разработки месторождения