Ледовый газовоз кристоф де маржери. Единственный в мире ледокольный газовоз. В жидкую фракцию

Первый в мире танкер-газовоз ледового класса прибыл в арктический порт Сабетта (расположен на западном берегу Обской губы Карского моря) в Ямало-Ненецком АО. Строительство судна компания Daewoo Shipbuilding Marine Engineering (DSME) завершила в Южной Корее в ноябре 2016 года. Меньше двух месяцев назад оно вышло из бельгийского порта Зебрюгге. 12 февраля танкер Christophe de Margerie (получил имя в честь гендиректора Total, погибшего в авиакатастрофе в 2014 году), заправленный тестовым объемом сжиженного природного газа (топливом для судна служит отпарной СПГ), вошел в Кольский залив, направляясь в Мурманск. Через два дня газовоз продолжил путь на восток, в Обскую губу, для испытаний в ледовых условиях. Судно вой­дет в тайм-чартер компании Yamal Trade.

По данным Росморпорта, это первый заход в порт Сабетта судов такого типа (длина - 299 метров, ширина - 50 метров, осадка - 11 метров): «Судно в течение месяца будет проходить ходовые и швартовные испытания у технологического причала. Также планируется выполнить раскантовку в ледовых условиях в ограниченном пространстве разворотного бассейна в акватории морского порта. Кроме того, будут отрабатываться технологические процессы погрузки-выгрузки сжиженного газа».

Christophe de Margerie - первый из пятнадцати танкеров-газовозов ледового класса Arc7 для проекта «Ямал СПГ». Вместимость - 172,6 тыс. кубометров. По данным Сов­комфлота, по мощности силовой установки, 45 МВт, газовоз сопоставим с атомным ледоколом. Танкер стал родоначальником нового типа судов - YAMALMAX, связанных с транспортировкой больших объемов газа в мелководной Обской губе.

СПГ будет доставляться из Сабетты в Азиатский регион Северным морским путем в летнюю навигацию. Это позволит значительно сократить сроки по сравнению с традиционными маршрутами, а также снизить расход топлива судами и уменьшить вредные выбросы в атмосферу. Каждое судно обойдется приблизительно в 350 млн долларов. График ввода производственных мощностей завода СПГ предусматривает поставку судов с 2017-го по 2021 год.

Напомним, ранее «Ямал СПГ» провел международный тендер с участием девяти ведущих судовладельцев, имеющих соответствующий опыт и квалифицированных в качестве операторов танкеров-газовозов. В результате конкурсного отбора победили: «Сов­комфлот» (Россия), Teekay (Канада) в партнерстве с CLNG (Китай), MOL (Япония) в партнерстве с CSLNG (Китай), Dynagas (Греция) в партнерстве с CLNG и Sinotrans (Китай). При этом реальным опытом круглогодичной эксплуатации челночных танкеров в условиях арктических и субарктических морей обладает только российская компания - в рамках проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное» и «Новопортовское».

Комплекс сжижения природного газа «Ямал СПГ» реализуется Новатэком в парт­нерстве с Total (20%), CNPC (20%) и Фондом Шелкового пути (9,9%). Завод будет построен на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения (доказанные и вероятные запасы газа - 927 млрд кубометров). Мощность завода - 16,5 млн тонн СПГ, общий объем инвестиций - 1,27 трлн рублей. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2017 год. Законтрактован практически весь объем - 96% будущего объема СПГ. В ноябре прошлого года глава Новатэка Леонид Михельсон пригласил российского президента Владимира Путина на первую заливку СПГ, которая состоится не позднее ноября 2017 года.

Вчера наш Президент принимал доклад с борта танкера-газовоза СПГ "Кристоф Де Маржери" об успешном приходе судна в только что построенный за полярным кругом порт Сабетта .

Под сплойером ссылки на посты блогеров писавших о появлении и строительстве этого порта:
Начало - http://yarepka.livejournal.com/10529.html
Порт Сабетта - http://zavodfoto.livejournal.com/4838728.html
Ямал СПГ - http://zavodfoto.livejournal.com/4827701.html

Многие СМИ осветили это событие. Я лишь добавлю немного слов и изображений описывающих события, предшествующие торжеству.

Немного обидно за родной атомный ледокольный флот - ни порта, ни газовоза в порту не было бы без помощи атомных ледоколов. Справедливости ради надо сказать, что и строительство новых атомных ледоколов не было бы, не будь этого грандиозного проекта - "Ямал СПГ" .

Итак:27 марта 2017 года в кординатах 73 гр. 3 мин. СШ, 72 гр. 44 мин. ВД, в точно обозначенное время - 22.00 Мск, ледокол "50 лет Победы" начал проводку газовоза "Кристоф Де Маржери" на юг от Карского моря вглубь Обской губы.

2.

Многих удивляет название. Посему объясню - Кристоф Де Маржери был президентом французкского концерна "Total" и трагически погиб в ночь с 20 на 21 октября 2014 в авиакатастрофе в московском аэропорту «Внуково», когда самолёт Dassault Falcon столкнулся с аэродромной снегоуборочной машиной.
20% проекта "Ямал СПГ" принадлежит концерну "Total". И во время санкционного бума, "Тоtal" под руководством Кристофа не отвернулся от этого проекта.
Отдавая дань уважения, было принято решение о наречении первого танкера из серии в 15 газовозов именем погибшего.
Про имена следующих танекров этого проекта я писал ранее -

Интересный факт - с появлением этой серии танкеров появилась и новая классификация типоразера - YAMALMAX
Попробую в картинках объяснить происхождение этого типоразмера.
Суда больших размеров строят, делят или приписывают по их габаритам к разным типам.
Такая классификация учитывает особенности района плавания, а именно глубины в проливах и акваториях портов, габариты шлюзов, условия навигации на искусственных каналах и внутренних водных путях. Собственно навигационная обстановка на океанских и морских путях и есть та причина, по которой размеры судов имеют четкие требования. (см. - Классификация размеров грузовых судов)
Так вот- порт Сабетта расположен на восточном побережье полуострова Ямал, путь к нему лежит по мелководному участку Обской губы, где глубины на фарватере были 9-10 метров.

а)

Газовзы для проекта "Ямал СПГ" имеют в грузу осадку 11,8 м. Для того, чтобы они могли пройти в порт, погрузиться и выйти на просторы океана, был прорыт канал шириной 290 м и длиной 26 морских миль (48 км). Он такой узкий, что на карте мелкого масштаба (а) его и не видно, посему ниже представляю карту рукотворного канала с контуром атомного ледокола, который имеет габариты скромнее газовоза, всего 160 м длиной, 30 м шириной. Но осадка у нас 11 м, поэтому мы тоже можем пересекать это мелководье лишь по каналу.
Этот канал и определил новый типоразмер - Yamalmax.

b)

Уже начало светать и мы, как раз втягиваемся с газовозом на канал.

3.

Ледокол сделал канал во льду, но идет сжатие. Большнство судов, которых мы водим, было бы зажато и остановилось. Но "Кристоф" имеет мощност 60 тыс. л.с и раздвигает разрушенный нами лёд, уверенно следуя за нами.

4.

5.

Последний поворот на строго прямой курс канала. Видно насколько газовоз шире ледокола (мы 30 м - газовоз - 50 м).
Это был первый, экспериментальный проход сложного по навигации и льду участка пути, поэтому был привлечен для подстраховки а/л "Вайгач".
Большие ледоколы типа "Арктика", к которым принадлежит а/л "50 лет Победы", не могут окалывать суда на канале. А у "Вайгача" осадка меньше, и он более вольготно ощущает себя на глубинах окружающих наш путь.
6.

Идем по каналу и тяжелым льдам.
7.

Но, последнее время дули благоприятные ветра, и на середине канал остался лишь молодой лёд, который "по зубам" не только такому гиганту. Посему "Вайгач" пошел на обгон, чтобы бежать на помощь другим нуждающимся в помощи ледокола.
8.

Мы тоже оставляем газовоз самостоятельно следовать в порт назначения. А сами бежим вперед. Но по дороге встречаемся с "Вайгачем" пересаживаем ему людей, передаем запчасти. (К сожалению не заснял этот процесс).
За это время "Кристоф Де Маржери" обогнал нас на счастье фотографу. Вторым помощником фотграфу оказалось Солнце, сделавшее небо голубым и подсвечивающее бока газовоза сквозь тучи.
Прошу прощения за нижепредставленную кучу - не мог удержаться и публикую много фотографий.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

А вот и порт Сабетта. Причал к которому предстоит швартоваться газовозу. Л/к "Москва" уже подготовил подходой канал, которым и мы воспользовались, чтобы полюбопытствовать.
16.

Торжественный момент - газовоз подходит к акватории порта.
17.

18.

Ледоколы стоят в сторонке и наблюдают за процессом.
19.

20.

21.

Газовоз медленно, величественно и осторожно проходит "ворота" порта. Это ледозащитные сооружения, защищающие порт от дрейфующих льдов Обской губы, а также и от течения реки.
Встречающие ледоколы грозными и протяжными гудками встречают того, ради которого и строился порт.

22.

Направляется к причалу.
23.

Все ближе
24.

и ближе.
25.

И вот он у причала - швартуется.
26.

Вечерело.
27.

А вот здесь немного видео с нашей

Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» (судовладелец ПАО «Совкомфлот») 17 августа 2017 года успешно завершил свой первый коммерческий рейс, доставив партию сжиженного природного газа (СПГ) по Северному морскому пути (СМП) из Норвегии в Южную Корею. Об этом сообщает пресс-служба Совкомфлота.

В ходе плавания судно установило новый рекорд преодоления СМП — 6,5 суток. При этом «Кристоф де Маржери» стал первым в мире торговым судном, которое смогло совершить переход по СМП без ледокольной проводки на всем протяжении этой трассы.

При переходе по СМП судно преодолело 2193 мили (3530 км) от мыса Желания на архипелаге Новая Земля до мыса Дежнева на Чукотке — крайней восточной материковой точки России. Точное время перехода составило 6 дней 12 часов 15 минут.

Во время рейса судно вновь подтвердило свою исключительную приспособленность для работы в высоких широтах. Средняя скорость движения во время перехода превышала 14 узлов — несмотря на то, что на отдельных участках газовоз был вынужден идти сквозь ледовые поля толщиной до 1,2 м. Отмечается, что общая продолжительность рейса из Хаммерфеста (Норвегия) в Порён (Южная Корея) с использованием Севморпути составила 22 дня, что почти на 30% меньше, чем потребовалось бы при переходе по традиционному южному маршруту через Суэцкий канал. Результаты рейса позволили в очередной раз подтвердить экономическую эффективность использования Севморпути для транзита крупнотоннажных судов.

«Кристоф де Маржери» — первый и пока единственный в мире ледокольный газовоз. Уникальное судно построено по заказу группы компаний «Совкомфлот» для круглогодичной транспортировки СПГ в рамках проекта «Ямал СПГ». Судно было принято в эксплуатацию 27 марта 2017 года после успешного завершения ледовых испытаний, которые проходили в Карском море и море Лаптевых.

Газовоз способен самостоятельно преодолевать лед толщиной до 2,1 м. Судно обладает ледовым классом Arc7 — самым высоким среди существующих транспортных судов. Мощность пропульсивной установки газовоза составляет 45 МВт, что сопоставимо с мощностью современного атомного ледокола. Высокую ледопроходимость и маневренность «Кристофу де Маржери» обеспечивают винторулевые колонки типа «Азипод», при этом он стал первым в мире судном высокого ледового класса, на котором установлено сразу три «Азипода».

Газовоз назван в честь Кристофа де Маржери, экс-руководителя концерна Total. Он сыграл ключевую роль в выработке инвестиционных решений и технологической схемы проекта «Ямал СПГ» и внес существенный вклад в развитие российско-французских экономических отношений в целом.

Группа компаний «Совкомфлот» (Группа СКФ) — крупнейшая судоходная компания России, одна из ведущих в мире компаний по морской транспортировке углеводородов, а также обслуживанию шельфовой разведки и добычи нефти и газа. Собственный и зафрахтованный флот включает 149 судов общим дедвейтом более 13,1 млн тонн. Половина судов обладает ледовым классом.

«Совкомфлот» участвует в обслуживании крупных нефтегазовых проектов в России и мире: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Новый Порт», «Ямал СПГ», Tangguh (Индонезия). Головной офис компании находится в Санкт-Петербурге, представительства расположены в Москве, Новороссийске, Мурманске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Лондоне, Лимасоле и Дубае.

Горячие новости из холодных краев. В арктический порт Сабетта следует пока единственный на планете в своем роде газовоз-ледокол, построенный южнокорейскими корабелами для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) с полуострова Ямал за рубеж. Всего танкерная флотилия будет насчитывать 15 таких судов. До пуска завода СПГ, за ходом возведения которого пристально наблюдают многие страны, остались считанные месяцы: готовность первой очереди предприятия составляет около 90 процентов.

Строительство завода по производству сжиженного газа "Ямал СПГ". Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости

Одного завода недостаточно, и с ним доля России в мировом экспорте СПГ будет незначительна, предупреждает известный геолог из Западной Сибири, гендиректор Сибирского научно-аналитического центра Анатолий Брехунцов. С трибуны Совфеда он убеждает законодателей в необходимости формирования национальной программы строительства в заполярной зоне ЯНАО сети крупных профильных производств. Потребуются триллионы рублей, но вложения, утверждают сторонники форсированной индустриализации оленьих территорий, принесут прибыль.

В жидкую фракцию

Чтобы понять значение СПГ в современной энергетике, сначала обратимся к парадоксальной, на первый взгляд, статистике. РФ, обладающая шестой частью мировых запасов летучего углеводорода, на второй позиции после Ирана. В США газа в недрах втрое меньше, чем у нас. Вместе с тем в России с начала века уровень его добычи остается почти неизменным, тогда как у государств-соперников существенно вырос. В целом - на триллион кубов. Соответственно РФ и экспорт не удалось нарастить.

По СПГ показатели откровенно удручающие: производим в год 14,6 миллиарда кубометров - менее пяти процентов мирового объема. Сегодня на внешнем рынке экспортер № 1 - Катар. Соединенные Штаты хотят обогнать его и уже видят себя в числе крупнейших партнеров Европы: в последнее время из Нового Света в Старый танкеры с ходовым товаром зачастили. По прогнозам экспертов международной консалтинговой компании, через 15-18 лет единоличным лидером станет Австралия, нарастив выпуск СПГ до 195 миллиардов кубометров, США могут дойти до 145, а Россия - всего до 55, увеличив свою долю приблизительно до семи процентов. Спрос на сжиженный газ, который удобно транспортировать через моря-океаны, а затем, на суше, возвращать в исходное состояние и пускать по трубам, растет как на дрожжах, конкуренция ужесточается. Кто замешкается - безнадежно отстанет.

Обладая потрясающими ресурсами, продаем мало. Обидно. Запасы сконцентрированы преимущественно в границах ЯНАО. По нашему мнению, здесь можно получать до 150 миллиардов кубических метров СПГ, - заявляет Анатолий Брехунцов.

РФ, обладающая шестой частью запасов природного газа на планете, производит в год лишь 14,6 миллиарда кубометров СПГ - менее пяти процентов мирового объема

По словам доктора геолого-минералогических наук, задел сформирован не без активного участия бюджетных капиталов. В Обской губе построен морской порт, для беспрепятственного прохода судов в мелководной акватории прорыт канал шириной около 500 метров. У поселка Сабетта принимает воздушные суда международный аэропорт. Вот-вот заработает завод-первенец. Подобных ему в регионе должно быть несколько, уверен ученый.

Проект на два триллиона

Впервые СПГ в промышленном масштабе научились получать еще в 1941-м в американском Кливленде. В РФ аналогичное производство запущено через 65 лет на юге Сахалина. От него до ненасытных азиатских потребителей рукой подать. Ямальский завод - у черта на куличках, среди снега и льдов. В чем экономическая привлекательность проекта? Его разработчики перечисляют следующие преимущества. Во-первых, газ под ногами. Месторождение богатое, долго не истощится, да и поблизости залежей предостаточно. Во-вторых, холод - союзник, резко снижает энергозатраты: ведь газ нужно охлаждать до минус 162 по Цельсию. В-третьих, рядом Северный морской путь (СМП). Лево руля - в Европу придешь, направо повернешь - в Азию. Потепление на руку: длительность навигации увеличилась. В-четвертых, предоставлены щедрые налоговые преференции.

Компания "Новатэк", инициатор географически беспрецедентного для отрасли проекта ценой 27 миллиардов долларов, не исключала, что столкнется со сложными техническими, технологическими задачами. Таковые периодически давали о себе знать. Но все их затмила проблема непредвиденная и крайне болезненная - потеря кредиторов после введения санкций. Американские и европейские банки, посулившие профинансировать две трети затрат, вышли из игры. Выручили выделенные в долг из Фонда национального благосостояния 150 миллиардов рублей. Увенчались успехом долгие переговоры с банкирами из Поднебесной. Кстати, без малого треть акций завода "Ямал СПГ" у национальной нефтегазовой корпорации CNPC и Фонда Шелкового Пути. И они, и держатель контрольного пакета "Новатэк", и французская Total (у нее 20 процентов) нацелены преимущественно на реализацию ямальского газа в КНР и другие страны АТР.

Ввод в эксплуатацию первой очереди все-таки пришлось сдвинуть на год - на 2017-й. Очередей, напомню, три. Каждая будет давать по 5,5 миллиона тонн.

Если все получится как задумано, то, наверное, те представители иностранного бизнеса, которые сейчас не без интереса наблюдают за ситуацией, просчитают варианты инвестиций в арктический регион. Северяне уже в ожидании старта строительства второго завода, идентичного по мощности. Его предполагают смонтировать на морских платформах близ Гыданского полуострова.

Пока мы не убедимся в эффективности транспортной логистики, говорить о следующих заводах рановато, - полагает кандидат технических наук Дмитрий Волосняк. - Помеха тут не расстояния. Обратим взор на другой край света - Австралию. Здешний климат, в отличие от арктического, приводит, по идее, к удорожанию производства СПГ, зато перевозка продукта по теплому океану относительно дешева. Наш, Ледовитый, нужно преодолевать.

Лево руля

Достраиваемый рядом с Сабеттой завод - это 650 тысяч тонн конструкций. Их, изготовленные преимущественно за рубежом, доставляли на место морями Ледовитого океана, но со стороны Северной Европы, Мурманска. По Севморпути к западу от Ямала грузовые корабли в сопровождении ледоходов курсируют часто - по сравнению с восточным отрезком. Упомянутый в начале текста газовоз (он назван в честь трагически погибшего в Москве главы Total Кристофа де Маржери) также шел в Россию дальней дорогой. От корейской верфи добрался до бельгийского Зебрюгге. Этот порт, кстати, станет перевалочной грузовой базой для "Ямал СПГ". Здесь в емкости танкера закачали тестовый объем газа, чтобы с ним экипаж проверил ходовые качества уже у побережья России.

Северяне уже в ожидании старта строительства второго завода, идентичного по мощности. Его предполагают смонтировать на морских платформах близ Гыданского полуострова

Параметры судна класса Arc7 впечатляют. Размером оно почти в три классических футбольных поля. Вместимость танков - 172 тысячи кубов. Эта махина, уверяют конструкторы, способна в 50-градусный мороз уверенно резать лед толщиной до 2,1 метра.

В акватории СМП на пилотном судне новой серии газовозов с говорящим названием "Ямалмакс" испытываются, в частности, элементы управления безаналоговой пропульсивной установки. Строительство "Кристофа де Маржери" профинансировал ВТБ по заказу "Совкомфлота". Оставшиеся 14 газовозов распределены между китайско-японским, китайско-греческим и китайско-канадским консорциумами судовладельцев, - комментирует ситуацию с формированием флотилии представитель "Совкомфлота" Георгий Попов.

Между тем на корейской верфи в январе был спущен на воду еще один газовоз. Исходя из сообщений информагентств, каждое судно обойдется приблизительно в 350 миллионов долларов.

В основном танкеры будут следовать из Сабетты в западном направлении. В восточном, через Берингов пролив, планировалось отправлять пятую часть произведенного СПГ - исключительно в летне-весеннюю навигацию. Для проходки зимой без постоянного сопровождения мощных атомных ледоходов не обойтись. А они в дефиците, отмечает замдиректора Института мерзлотоведения РАН, член научного совета академии по проблемам разработки месторождений нефти, газа и угля Михаил Григорьев. Даже Обская губа своенравна, порой труднопроходима. Не так давно атомоход почти трое суток вел караван судов сквозь коварные дрейфующие льды. И это на протяжении каких-то ста километров.

Обнадеживающие новости: достраивается ледокол "Арктика", в текущем году, как ожидается, он приступит к работе в акватории Сабетты. На верфях Балтийского завода заложены еще два атомохода - "Сибирь" и "Урал". Они универсалы - способны ходить даже по мелководью.

Первый в мире ледокольный танкер для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) Christophe de Margerie в четверг прибыл в порт Сабетта, сообщила пресс-служба «Совкомфлота», которому принадлежит газовоз. Он предназначен для перевозки газа с проекта «Ямал СПГ», который будет сжижать газ Южно-Тамбейского месторождения. Танкер назван в честь президента Total Кристофа де Маржери, который в октябре 2014 г. погиб вместе с экипажем своего бизнес-джета, столкнувшегося со снегоуборочной машиной во «Внуково». «Это очень символично, это будет закреплять наши отношения даже на таком духовном уровне», – сказал президент России Владимир Путин.

«По своим характеристикам газовоз не имеет мировых аналогов, ему присвоен ледовый класс Arc7. Он способен самостоятельно преодолевать лед толщиной до 2,1 м, его вместимость – 172 600 куб. м», – говорится в релизе «Совкомфлота». Это первый танкер нового типа судов – Yamalmax. Танкер сможет круглогодично следовать по Севморпути в западном от Сабетты направлении и на протяжении шести месяцев (с июля по декабрь) – в восточном, ранее летняя навигация в акватории Севморпути ограничивалась четырьмя месяцами и только в сопровождении ледокола.

Стоимость газовоза «Совкомфлот » не раскрывает. Но для его строительства компания брала кредит в $319 млн, и ранее его стоимость оценивалась в $340 млн. Всего для проекта «Ямал СПГ» заказано 15 таких танкеров, их суммарная оценка в 2014 г. была примерно $5,5 млрд.

«Топливом для танкера является отпарной СПГ, т. е. его груз, для фрахтователя судна, «Ямал СПГ», самый дешевый способ – использовать естественные испарения своего же груза», – сказал на церемонии встречи газовоза президент «Совкомфлота» Сергей Франк. Также на танкере могут использоваться традиционные виды топлива.

Завод «Ямал СПГ» строится тремя очередями с запуском в 2017, 2018 и 2019 гг., он сможет ежегодно выпускать 16,5 млн т СПГ и до 1,2 млн т газового конденсата. Первая линия завода будет введена в этом году, сказал председатель правления и крупнейший акционер «Новатэка» Леонид Михельсон. «По моим ожиданиям – до октября», – добавил президент Total Патрик Пуянне. СПГ с Ямала, по словам Михельсона, в этом году будет продаваться на спотовом рынке, в следующем – уже по долгосрочным контрактам.

«Ямал СПГ»

Проект строительства СПГ-завода
Акционеры – «Новатэк» (50,1%), Total (20%), CNPC (20%), Silk Road Fund (9,9%).
Разрабатывает Южно-Тамбейское месторождение газа с запасами 491 млрд куб. м в Ямало-Ненецком автономном округе

Остальные газовозы для проекта – тоже Yamalmax – еще строятся и будут вводиться в эксплуатацию постепенно до 2020 г., проект будут обслуживать также другие суда, более низкого ледового класса, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Все 15 газовозов построит корейская верфь Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, шесть из них – для канадской Teekay LNG, пять – для греческой Dynagas и три – для японской Mitsui OSK Lines. С этими компаниями «Ямал СПГ» подписал 45-летние контракты на транспортировку.