Должностная инструкция специалиста по вождению автомобиля. Должностная инструкция водителя легкового служебного автомобиля: основные положения, обязанности и рекомендации. Разработка должностной инструкции водителя


Конечно, универсального руководства к действию для водительской профессии не существует. Это и понятно ведь, например, обязанности шофера скорой будут кардинальным образом отличаться от обязанностей «офисного» шофера.

В данной статье подробно расскажем, какие вообще существуют категории предписаний, для водительской профессии и дадим краткую информацию по тому, какую трудовую ответственность они возлагают на работника (хотя должностная инструкция схожа со стандартной, описанной ).

Должностная инструкция водителя служебного легкового автомобиля

Служебное транспортное средство - это собственность организации (к примеру главного директора), с этим связаны следующие обязательства шофера:

  • Своевременность и быстрота подачи машины;
  • Содержание авто чистым (в том числе салоне) и в исправном состоянии;
  • Плавное и аккуратное вождение автомобиля.

В обязанности этой должности, входит своевременная заправка транспорта и осуществление своевременного техобслуживания.

Должностная инструкция водителя экспедитора

Данный документ, предписывает содержание транспорта в хорошем техническом состоянии. В обязательства экспедитора, входит прием товаров со складов и проверка его соответствия с документацией, проверка целостности упаковки, наблюдение и контроль погрузки и разгрузки товаров в автомобиль, контроль сохранности товаров, заполнение путевых листов, ведение отчета километража и расхода топлива, выполнение отдельных поручений руководителя.

Должностная инструкция водителя автобуса

Должностная инструкция водителя школьного автобуса, определяет соблюдение графика движения автобуса, утверждает обязательную проверку технического состояния транспорта перед выездом, установку опознавательных знаков «Перевозка детей», содержание автобуса в санитарном порядке и чистоте, осуществление подачи автобуса по первому требованию.

Должностная инструкция водителя грузового автомобиля

Данный документ предписывает своевременную заправку автомобиля топливом, каждый раз перед выездом проверку полного заполнения путевого листа, устранение возникших во время эксплуатации неисправностей, соблюдение правил дорожного движения. На случай серьезных поломок стоит ознакомиться со статьей про обязанности механика .


Руководство к действию шофера по перевозке опасных грузов, дополнительно предписывает запрещение уклонения от согласованного с ГАИ МВД РФ маршрута следования, превышение установленной скорости движения. Имеются индивидуальные положения, на случай возникновения какого-либо инцидента или поломки, которые можно прочесть в документе, перейдя по ссылке ниже.

Типовая должностная инструкция водителя

Данный документ, предписывает работать с различными механизмами автомобиля (в зависимости от специфики работы транспорта), проводить заправку транспортного средства топливом, смазочными материалами, охлаждающей жидкостью, подавать транспорт под разгрузку, погрузку и др.

Должностная инструкция водителя погрузчика

Данный документ предписывает вести бесперебойную работу грузозахватных механизмов и приспособлений погрузчика, следить за сохранностью сырья и продукции при таких работах, следить за своевременным выполнением техобслуживания, содержанием в чистоте мест, служащих для ремонта и стоянки погрузчиков.

Должностная инструкция водителя скорой медицинской помощи

Данный документ предписывает следовать указаниям фельдшера. Так же в его обязанности, входит поддержание должного техсостояния автомобиля, чистоты в салоне, обеспечение быстрого и своевременного выезда скорой медицинской помощи, содействие в погрузке, разгрузке, сопровождении пострадавших, содействие медицинским работникам в сопровождении психических больных, поддержание сохранности имущества и крепления бортовых медицинских приборов.

Должностная инструкция водителя администрации

Настоящий документ предписывает подчинение указаниям главы администрации, обеспечение своевременной подачи автомобиля, поддержание чистоты в салоне и кузове, проведение необходимого техобслуживания и ремонта, включение сигнализации, при любом выходе из автомобиля, обеспечение аккуратной, корректной и плавной езды.

Случаи, когда сотрудник компании, официально не являясь ее водителем, пользуется служебным автомобилем, сегодня нередки. Казалось бы, человек трудоустроен, работает на благо компании и, в силу разъездного характера работы, связанной с торговлей либо закупками, вынужден садиться за руль автомобиля, принадлежащего работодателю.

Для этого у него есть все необходимые документы: водительское удостоверение, страховой полис, свидетельство о госрегистрации ТС и даже приказ относительно передачи в пользование служебного авто. Почему бы не ездить? С правовой точки зрения, здесь все законно. А вот что касается доплаты за совмещение двух должностей? Может, стоит заглянуть в должностную инструкцию? А есть ли она в наличии? Давайте разбираться.

Доплата за совмещение

Доплата за совмещение: в каких случаях она имеет место и почему так важно иметь ДИ водителя? Необходимость, связанная с осуществлением доплаты работнику ввиду управления им служебным автомобилем, возникает в том случае, если ему действительно была поручена работа водителя, суть которой состояла в перевозке грузов либо людей.

Установить рассматриваемый факт можно, обратившись к содержанию трудового договора работника и его должностной инструкции, если таковая является частью данного договора (57-я и 68-я статьи ТК РФ). Если в указанных документах ничего не содержится об управлении автомобилем, а работник продолжает выполнять кроме своих основных обязанностей водительские, т. е. дополнительные, он вправе настаивать на доплате за совмещение (151-я статья ТК РФ).

Аналогичной точки зрения придерживаются и суды, которые могут подтвердить фактическое совмещение профессий с возникновением дальнейшего права работника на доплату.


Это возможно, если:

  • трудовой договор (основная должность работника) не предусматривает обязанностей, выполняемых в качестве дополнительных по должности, для которой в компании отведена отдельная штатная единица и, соответственно, должностная инструкция;
  • в действительности стороны пришли к соглашению относительно оплаты за совмещение, что подтверждается письменным заявлением работника, где он выражает отказ от исполнения отдельных обязанностей, либо письменным ходатайством руководителя, адресованным учредителю, об осуществлении доплаты работнику.

В противном случае, когда управление служебным авто не оказывает влияния на трудовую функцию и не меняет ее, необходимости в доплате не возникает.

В этом случае такое управление рассматривается в качестве одного из видов социальной гарантии для работника.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу о целесообразности составления должностной инструкции для водителя служебного автомобиля.

Без рассматриваемого документа не обойтись:

  • в случае возникновения разногласий и споров, связанных с исполнением обязанностей работника;
  • если должность менеджера по закупкам либо, к примеру, торгового представителя, не предполагает обязанностей водителя и наоборот;
  • если требуется подтверждение совмещения двух должностей и необходимости доплаты;
  • в штатном расписании предприятия предусмотрена отдельная должность водителя служебного автомобиля.

Какие должностные обязанности следует включить в инструкцию

В каждой отдельной компании должностные обязанности водителя, которому передано в управление служебное авто, могут отличаться.

Однако в целом они сводятся к следующему:

  • обеспечить профессиональное вождение легковым транспортным средством, сохранность здоровья и жизни пассажиров. Запрещено: делать обгоны впереди идущего автомобильного транспорта, применять без резкой необходимости звуковые сигналы;
  • исключить вероятность возникновения аварийной ситуации посредством поддержания безопасной дистанции и скорости движения;
  • ставить ТС на сигнализацию, блокировать двери, даже в случае краткосрочного отсутствия в нем;
  • поддерживать технически исправное состояние автомобиля и его безопасную эксплуатацию посредством своевременного прохождения технического обслуживания и осмотра в сервисном центре;
  • содержать салон ТС в чистоте, применяя соответствующие средства для ухода за поверхностями;
  • следовать всем распоряжениям руководителя, обеспечивая своевременную подачу ТС к месту требования;
  • осуществлять ежедневное ведение путевых листов с указанием маршрутов следования, расхода топлива и пройденного километража;
  • не допускать случаев, связанных с выполнением посторонних дел во время выполнения своих прямых обязанностей;
  • осторожно управлять автомобилем, сообщая своему руководителю обо всех возникающих подозрениях, касающихся вопросов безопасности, и предложениях о ее повышении;
  • не использовать ТС в личных целях, для подвоза людей либо грузов без наличия на то специального разрешения руководителя;
  • находиться на рабочем месте в салоне автомобиля либо в непосредственной близости от такового в установленные часы;
  • ставить в известность непосредственного руководителя в случае наличия плохого самочувствия, возникшего вследствие приема алкогольных напитков, а также средств, снижающих реакцию и внимание водителя (антидепрессантов, снотворных, психотропных средств, прочее).

Водителя автомобиля

Должностная инструкция водителя автомобиля составляется работником отдела кадров или лицом, отвечающим за охрану труда на предприятии. После согласования с непосредственным начальником служащего документ утверждается руководителем организации.

Должностная инструкция водителя автомобиля включает следующие разделы:

  1. Общие положения.
    В этой части инструкции указываются должность и подразделение сотрудника в соответствии со штатным расписанием, принятым на предприятии. Также необходимо прописать квалификационные требования и порядок замещения служащего в случае его отсутствия. Рекомендуем отразить в этом разделе подчиненность водителя для того, чтобы он знал, кто является его непосредственным руководителем.
  2. Функции и задачи.
    Здесь необходимо уточнить основные направления деятельности водителя. В частности, к ним могут относиться: управление автомобилем и обеспечение его своевременной подачи к месту назначения, а также слежение за технической исправностью транспортного средства.
  3. Должностные обязанности.
    Данный раздел включает перечень основных обязанностей, которые водитель должен выполнять в рамках своей деятельности. К таковым, как правило, относятся:
    • обеспечение технической исправности вверенного автомобиля;
    • своевременная подача транспортного средства;
    • слежение за внешним и внутренним состоянием машины, включая мойку/химчистку салона и т. д.
  4. Права.
    В данной части документа содержится комплекс прав, которым наделяется работник для качественного исполнения своих обязанностей. В частности, водитель может иметь право на следующее:
    • требовать от сотрудников предприятия, передвигающихся в закрепленном за ним автомобиле, соблюдения чистоты и порядка;
    • повышать свою квалификацию;
    • вносить руководству предложения об улучшении условия труда и т. д.
  5. Ответственность.
    В этом разделе должностной инструкции указывается на виды ответственности, к которым водитель может быть привлечен за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. В частности, речь может идти о:
    • материальной ответственности — за несохранность вверенного автомобиля, а также имущества, находящегося в нем;
    • административной ответственности — в случае нарушения правил дорожного движения;
    • уголовной ответственности — при совершении преступления (например, наезда на пешехода, который закончился смертью последнего).

Должностные обязанности водителя легкового служебного автомобиля

Легковой служебный автомобиль предназначен для перевозки конкретных должностных лиц или является собственностью предприятия. Поэтому мы рекомендуем дополнить текст должностной инструкции графиком водителя, который будет соответствовать расписанию перевозимого лица.

К должностным обязанностям водителя легкового служебного автомобиля относятся:

Не знаете свои права?

  • подача транспортного средства по первому требованию;
  • содержание машины в чистом виде (включая салон);
  • осуществление движения плавно и т. д.

Водитель также обязан своевременно заправлять машину и осуществлять ее техническое обслуживание.

Должностные обязанности водителя автобуса

Водитель автобуса, как правило, управляет вверенным ему транспортным средством согласно установленному маршруту и графику. Соответственно, он подчиняется указаниям диспетчеров, работающих на предприятии. Поэтому помимо ответственности за вверенный ему автобус он будет отвечать также за жизнь и здоровье перевозимых пассажиров. В связи с чем одной из главных обязанностей будет проверка транспортного средства перед выходом на рейс, в которую входят:

  • осмотр внешнего и внутреннего состояния автобуса;
  • проверка наличия огнетушителя, аптечки, знака аварийной остановки;
  • проверка исправности работы всех выходов, включая аварийный;
  • проверка состояния шин, зеркал и стекол.

Кроме того, водитель автобуса в обязательном порядке заполняет маршрутный лист и проходит проверку на наличие/отсутствие алкоголя в крови.

Зачастую некоторые организации требуют от шоферов находиться на работе в униформе. Поэтому водитель должен следить за тем, чтобы его одежда была опрятной и чистой.

Должностная инструкция водителя легкового автомобиля

Водитель легкового автомобиля, как правило, осуществляет перевозки сотрудников организации или работает в такси. В его должностные обязанности, на наш взгляд, должно быть включено следующее:

  • осмотр автомобиля перед началом работы и в случае выявления недостатков уведомление об этом вышестоящего руководителя;
  • слежение за внешней и внутренней чистотой автомобиля;
  • заполнение маршрутных листов перед началом поездки;
  • прохождение предрейсового медосмотра;
  • заправка автомобиля горюче-смазочными материалами.

Работодатель вправе включить в перечень должностных обязанностей водителя легкового автомобиля дополнительные направления деятельности.

Таким образом, должностная инструкция водителя должна содержать помимо общих прав и обязанностей, характерных для любой профессии, конкретные положения для водителей определенных автомобилей (например, грузовых, легковых и т. д.). Напоминаем, что внесение изменений в документ осуществляется только с согласия сотрудника; в противном случае они не будут иметь юридической силы.

Для водителя, работающего по найму. Отлична от типовой по объему и содержанию. Максимально соответствует производственной автотранспортной деятельности.

Инструкция утверждается руководителем субъекта автотранспортной деятельности.

Должностная инструкция водителя автомобиля.

1. Общие положения.

1.1. К управлению автомобилями допускаются лица, достигшие 18 – летнего возраста, имеющие действующее по срокам выдачи водительское удостоверение и медицинскую справку установленного образца.

1.2. Водитель один раз в год проходит обучение по 20 – часовой программе по вопросам безопасности дорожного движения. После обучения водитель сдает зачет на право самостоятельной работы на линии.

1.3. Водитель 1 раз в 2 года проходит медицинское освидетельствование и предъявляет медицинскую справку установленного образца о допуске его к управлению автотранспортными средствами.

1.4. Водитель в установленные законодательством сроки проходит профилактический медицинский осмотр на предмет соответствия его здоровья в условиях работы с вредными веществами и при неблагоприятных производственных факторах.

1.5. В установленных законодательством случаях водитель проходит стажировку, после которой комиссия дает заключение о допуске его к управлению автомобилем.

1.6. Водитель в вопросах технической и производственной (коммерческой) эксплуатации подчиняется начальнику отдела эксплуатации предприятия (начальнику автоколонны).

1.7. Во время ремонта автомобиля в гаражных условиях водитель подчиняется механику по ремонту автомобилей.

1.8. Водитель во время ремонта автомобиля может привлекаться к управлению других автомобилей вместо отсутствующих по разным причинам водителей этих (других) автомобилей.

1.9. Водитель должен знать и выполнять:

— правила технической эксплуатации автомобилей (заводские инструкции по эксплуатации);

— свою должностную инструкцию;

— правила дорожного движения;

— инструкции по технике безопасности и безопасности дорожного движения;

— перечень операций ежесменного технического обслуживания, технического обслуживания №1 и №2;

— порядок оформления путевых листов и товарно – транспортных накладных;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила перевозки грузов и людей;

— правила пожарной безопасности;

— схемы проезда автотранспортных средств по дорогам и улицам в условиях местных перевозок с учетом установки дорожных знаков.

1.10. Водителю запрещается самостоятельно производить переоборудование и изменение конструкции автотранспортного средства.

1.11. Водитель производит буксировку прицепов (полуприцепов) в соответствии с разрешающими отметками в водительском удостоверении.

1.12. Водитель в зависимости от своей квалификации устраняет на линии следующие неисправности АТС:

— водитель 3 класса – мелкие эксплуатационные, не требующие разборки механизмов;

— водитель 2 ого и 1 ого классов – эксплуатационные неисправности, требующие разборки механизмов;

1.13. Водителю устанавливается подготовительно – заключительное время:

а) подготовительное время – в летнее время (с 1 апреля по 31 октября) – в течение 15 минут и в зимнее время (ноябрь – март) – в течение 30 минут.

б) заключительное время – в летнее время – 3 минуты, в зимнее – 6 минут.

1.14. Водителю устанавливается время на проведение предрейсового медосмотра в течение 5 минут.

1.15. Начало рабочего дня водителя – в 8 00 , окончание – в 17 00 . Перерыв на питание и отдых с 12 00 до 12 45 .

1.16. Водитель может допускаться к сверхурочным работам в пределах предусмотренной законодательством продолжительности с учетом режимов работы при суммированном учете рабочего времени. При этом максимально допустимое время работы на линии, в т.ч. на управлении автомобилем, в отдельных случаях составляет:

а) при осуществлении междугородных перевозок:

— работа на линии – не более 12 часов, в т.ч. на управлении автомобилем – не более 10 часов (не более 2 х раз в неделю);

б) на перевозках для учреждений здравоохранения, коммунальных и аварийных служб, служб связи, на технологических перевозках, перевозки на легковых автомобилях при обслуживании органов власти и руководителей организаций:

— работа на линии – не более 12 часов, в т.ч. на управлении автомобилем – не более 9 часов (10 часов не более 2 х раз в неделю);

в) на других перевозках:

— работа на линии – не более 10 часов, в т.ч. на управлении автомобилем – не более 9 часов;

1.17. Водители на междугородных перевозках должны останавливаться на отдых продолжительностью 15 минут после первых 3 х часов непрерывного управления автомобилем, затем такой же отдых должен быть через каждые 2 часа управления автомобилем.

1.18. Водитель сохраняет на автомобиле (прицепе, полуприцепе) заводскую маркировку (таблички, выбитые номера и т.д.).

1.19. При уходе в отпуск, на больничный лист, в отгул и т.д. водитель сдает должностным лицам организации регистрационные документы на автомобиль, путевой лист, магнитную карту, остаток наличных денег, страховой полис и ключи от автомобиля.

1.20. Водитель содержит автомобиль в исправном состоянии, чистом виде, проводит ежедневное ТО, проводит (принимает участие) в проведении технических обслуживаний № 1 и № 2, сезонных технических обслуживаний.

1.21. Водитель обеспечивается по существующим нормам спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.

2. Обязанности водителя перед выездом на линию.

Водитель обязан:

2.1. Прибыть на работу не позднее 8-00 (пройти через проходную).

2.2. Сдать диспетчеру оформленный заказчиком и службой ОТК путевой лист и кассовые чеки АЗС на заправленное топливо за предшествующий рабочий день.

2.3. Предъявить диспетчеру водительское удостоверение, получить от него путевой лист, задание на выполнение работы и маршрут (расписание) движения, указание на заправку топлива в литрах. Получить в подотчет наличные деньги или магнитную карту для заправки топлива.

2.4. Пройти предрейсовый медосмотр.

2.5. Подготовить автомобиль к выезду, выполнив осмотр автомобиля; проверку действия тормозов и рулевого управления, приборов освещения и световой сигнализации, звукового сигнала, стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла и фар, системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции; проверку уровня масла в картере двигателя, уровня жидкости в гидроприводе тормозов и механизма выключения сцепления, в системе охлаждения;

выполнив в холодное время года прогрев двигателя заливкой в систему охлаждения горячей воды;

2.6. Предъявить автомобиль механику (контролеру) ОТК для проверки технического состояния, заполнения путевого листа (времени выезда, показаний спидометра) и получения его письменного разрешения на выезд с росписью в путевом листе.

2.8. Поставить свою подпись в путевом листе за принятие автомобиля к управлению.

2.9. Не выезжать на линию на автомобиле с неисправностями, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств; с неисправным и неопломбированным спидометровым оборудованием; в болезненном и утомленном состоянии, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

3. Обязанности водителя при работе на линии.

Водитель обязан:

3.1. Соблюдать правила дорожного движения.

3.2. Движение из гаража к «Заказчику» (нулевой пробег) осуществлять по маршруту, установленному диспетчером, или по наикратчайшему пути с соблюдением правил дорожного движения.

3.3. При прибытии к «Заказчику» предъявить ему путевой лист для занесения в него показаний спидометра и времени прибытия.

3.4. Во время работы соблюдать установленный диспетчером или «Заказчиком» маршрут движения автомобиля.

3.5. Не отклоняться от установленного маршрута движения.

3.6. Производить перевозку грузов и людей под руководством «Заказчика» с соблюдением правил техники безопасности, пожарной безопасности и правил дорожного движения.

3.7. При необходимости требовать от «Заказчика» выполнения правил размещения, крепления и укрытия груза во избежание его падения и создания помех для движения.

3.8. В течение смены производить внешний осмотр автомобиля, проверку состояния шин, крепления колес; при необходимости удалять предметы, застрявшие между сдоенными шинами; поддерживать чистоту световых приборов, стекол и номерных знаков.

3.9. Обеспечивать сохранность автомобиля (прицепа, полуприцепа) от угона на линии.

3.10. Исключить самопроизвольное движение оставленного без присмотра автотранспортного средства.

3.11. При возникновении неисправности на линии устранить ее; при невозможности справиться с неисправностью вызвать техническую помощь из организации.

3.12. В случае повреждения автомобиля без участия в ДТП доложить руководству предприятия, а при заезде в гараж предъявить повреждение механику (контролеру) ОТК.

3.13. При дорожно-транспортном происшествии выполнить все требования Правил дорожного движения.

Вызвать ГИБДД и представителя своей организации.

При отсутствии представителя организации самостоятельно произвести заполнение извещений о ДТП по правилам обязательного страхования гражданской ответственности.

3.14. После выполнения задания предъявить «Заказчику» путевой лист для занесения в него маршрута движения (если маршрут не был установлен диспетчером при выдаче путевого листа), показаний спидометра и времени убытия, подписи и печати (штампа) «Заказчика».

3.15. Движение от «Заказчика» в гараж после выполнения сменного задания осуществлять по маршруту, установленному диспетчером, или по наикратчайшему пути с соблюдением правил дорожного движения.

3.16. В случае возникновения пожара на АТС тушение производить штатным огнетушителем и другими подручными средствами. Если пожар не удается потушить своими средствами, срочно вызвать пожарную службу.

3.17. В случае невозврата с линии до 17 00 сообщить руководству организации причину задержки и свое местонахождение.

4. Обязанности водителя во время управления автомобилем (во время движения).

Водитель обязан:

4.1. Соблюдать правила дорожного движения.

4.2. Не отвлекаться от управления автомобилем.

4.3. Не пользоваться радиоприемником, магнитофоном и телефоном.

4.4. Не курить, не пить и не принимать пищу.

4.5. Принять правильную посадку (масса всего тела воспринимается сиденьем, руки и ноги полностью разгружены). Расположение рук на рулевом колесе строго симметричное: правая рука должна находиться в зоне часов от 1ч. 30 минут до 3 х часов, левая – от 9 до 10ч. 30 минут.

4.6. Внимательно наблюдать за обстановкой на дороге. При обнаружении опасности попытаться избежать столкновения 3 мя способами: затормозить; свернуть; увеличить скорость.

4.7. При неизбежности встречного столкновения попытаться перевести его в боковое или касательное.

4.8. Резко не тормозить, если это только не связано с необходимостью предотвращения ДТП.

4.9. Поддерживать необходимую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая бы позволила избежать столкновения.

4.10. Вести автомобиль со скоростью соответствующей конкретным условиям движения и соблюдения требований правил дорожного движения.

4.11. Для взаимодействия с другими участниками движения использовать свет фар, указатели поворотов, звуковой сигнал, стоп-сигналы, сигналы рукой.

5. Обязанности водителя при возвращении с линии.

Водитель обязан:

5.1. При возвращении с линии представить автомобиль механику (контролеру) ОТК для проверки технического состояния и составления при необходимости заявки на ремонт.

5.2. При возвращении с линии предъявить механику (контроллеру) ОТК путевой лист для занесения в него времени заезда и показаний спидометра, а также для росписи за приемку автомобиля.

5.3. Произвести постановку автомобиля на закрепленное место на территории организации, поставить автомобиль на стояночный тормоз, на уклоне подставить противооткатный упор.

5.4. Поддерживать порядок и чистоту в месте стоянки автомобиля.

5.5. Выключить массу, в холодное время года слить воду из системы охлаждения двигателя и отопления автомобиля.

5.6. Слить конденсат из водоотделителя, воздушных баллонов пневмопривода тормозов, отстой из топливных фильтров, топливного бака (у автомобилей с дизельными двигателями в холодное время года).

5.7. При постановке автомобиля на стоянку загасить автономные приборы отопления, расположенные в фургоне и работающие на твердом топливе.

5.8. При возврате с линии после 17 00 сдать автомобиль под охрану, предварительно выполнив все вышеуказанные операции.

6. Права.

Водитель имеет право:

6.1. Отказаться от выезда на линию, если техническое состояние управляемого им автомобиля не соответствует требованиям для обеспечения безопасности дорожного движения.

6.2. Требовать от руководства и ИТР предприятия, цеха постановки автомобиля на ТО-1, ТО-2 и СО согласно графика.

6.3. Вносить предложения руководству предприятия, цеха по вопросам улучшения условий труда.

6.4. На отдых в течение смены, междусменный и еженедельный отдых в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

6.5. На компенсацию затрат на прохождение периодического медицинского освидетельствования.

7. Ответственность.

7.1. Водитель автомобиля несет уголовную, административную, материальную и дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Водитель относится к категории технических исполнителей.
1.2. Водитель назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.
1.3. Водитель подчиняется непосредственно генеральному директору / руководителю структурного подразделения компании.
1.4. На время отсутствия водителя его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность водителя назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: права категории В, стаж вождения от 2 лет.
1.6. Водитель должен знать:
- Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение;
- основные технические характеристики и общее устройство автомобиля, назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобиля;
- правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии;
- признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;
- порядок проведения технического обслуживания автомобилей.
1.7. Водитель руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности водителя

Водитель выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Обеспечивает своевременную подачу автомобиля.
2.2. Обеспечивает технически исправное состояние закрепленного за водителем автомобиля.
2.3. Принимает меры по сохранности автомобиля и имущества, находящегося в нем: не оставляет автомобиль без присмотра, в обязательном порядке ставит автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона, блокирует во время движения и стоянки все двери автомобиля.
2.4. Осуществляет вождение автомобиля, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние самого автомобиля.
2.5. Следит за техническим состоянием автомобиля, выполняет самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации).
2.6. Своевременно проходит техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.
2.7. Содержит двигатель, кузов и салон автомобиля в чистоте, защищает их предназначенными для этого соответствующими средствами ухода за теми или иными поверхностями.
2.8. Не употребляет перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.
2.9. Перед выездом четко прорабатывает маршрут следования, согласовывает его со старшим группы и непосредственным руководителем.
2.10. Ведет путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива.
2.11. По окончании рабочего дня оставляет вверенный ему автомобиль на охраняемой стоянке/ гараже.
2.12. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

3. Права водителя

Водитель имеет право:
3.1. Требовать от пассажиров соблюдения Правил дорожного движения (пристегиваться ремнем безопасности, осуществлять посадку и высадку в разрешенных для этого местах и т.д.).
3.2. Получать информацию в объеме, необходимом для решения поставленных задач.
3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы, а также направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля.
3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности всех документов, образующихся в результате деятельности компании.
3.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

4. Ответственность водителя

Водитель несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.