Черты приспособленности к среде обитания птицы. Как птицы приспособлены к полету. Нервная система и органы чувств

Большинство представителей класса птиц освоили наземно-воздушную среду обитания. Приспособление птиц к полету обусловлено особенностями их внешнего и внутреннего строения. В данной статье рассмотрим эти аспекты более подробно.

Признаки приспособления птиц к полету

Основными признаками, позволяющими пернатым освоить воздушную среду являются:

Перьевой покров;

Видоизменение передних конечностей в крылья;

Теплокровность;

Легкий скелет;

Наличие специальной кости - киля;

Двойное дыхание;

Укороченный кишечник;

Отсутствие одного яичника у самок;

Хорошо развитая нервная система.

Эти особенности строения иллюстрируют, как птицы приспособлены к полету.

Строение скелета

С легкостью подниматься ввысь для птиц становится возможным, прежде всего, благодаря, легкому скелету. Он образован костями, внутри которых находятся воздухоносные полости. Основными отделами являются череп, позвоночник, пояса верхних и нижних конечностей и сами свободные конечности. Многие кости срастаются между собой, обеспечивая прочность всей "конструкции". Отличительной особенностью скелета пернатых является наличие киля. Это особая кость, к которой прикрепляются мышцы, приводящие в движение крылья. Она характерна только для птиц.

Покровы

Черты приспособления птиц к полету во многом связаны с особенностями покровов. Пернатые являются единственной группой животных, тело которых покрыто перьями. Их можно объединить в три группы. Первая носит название "контурные". Благодаря им тело птицы приобретает обтекаемую форму. В зависимости от расположения на теле и выполняемых функций контурные крылья бывают кроющие, маховые и рулевые. Они покрывают тело, образуя контуры крыльев и хвоста. Независимо от вида, каждое крыло состоит из центральной части - стержня, на большей части которого располагаются опахала, образованные бородками первого и второго порядка с крючками. Нижний оголенный участок пера называется очин.

Вторая группа представлена пуховыми перьями. Их бородки лишены крючков, поэтому опахала не сцеплены, а свободны. Третья разновидность - это пух. Характерной особенностью его строения являются пушистые бородки, которые расположены пучком на одном конце сильно укороченного очина.

На примере особенностей оперения легко рассмотреть, как птицы приспособились к полету. Оно обеспечивает терморегуляцию, определяет окраску, возможность передвижения в воздушном пространстве. Кстати, окрас птиц может служить как маскировкой от хищников, так и одной из форм проявления демонстративного поведения.

Теплокровность

Это приспособление птиц к полету является очень важным. Теплокровность подразумевает наличие постоянной температуры тела, не зависящей от окружающей среды. Ведь, как известно, с высотой температура воздуха значительно понижается. И если бы птицы были холоднокровными, как рыбы или земноводные, они просто бы замерзли во время полета. Такая черта присуща данной группе организмов благодаря прогрессивному строению кровеносной системы. Она представлена четырехкамерным сердцем и двумя кругами кровообращения. Поэтому венозная и не смешиваются, обмен газов и веществ происходит очень интенсивно.

Внешнее строение

Тело птиц подразделяется на следующие части: голову, подвижную шею, туловище, хвост и конечности. На голове расположены глаза, ноздри и клюв, покрытый роговыми чехлами. Отсутствие зубов делает череп еще более легким. Веки на глазах неподвижны, роговица увлажняется при помощи мигательных перепонок.

Основное приспособление птиц к полету,безусловно,заключается и в видоизменении верхних конечностей. Они преобразованы в крылья. Ноги - нижние конечности, часто покрыты роговыми чешуйками. Эта особенность строения осталась у птиц от их предков - пресмыкающихся животных. Когти, находящиеся на пальцах ног, помогают птицам удерживаться на опорной проверхности.

Внутреннее строение птиц

Приспособление птиц к полету отражается и в особенностях строения большинства внутренних органов.

Пищеварительная система представлена ротовой полостью, пищеводом, образующим расширение - зоб. В нем пища подвергается дополнительной ферментативной обработке, становится мягкой и быстрее переваривается. Далее пища поступает в желудок, состоящий из двух отделов: железистого и мускульного, а потом - в кишечник. Он открывается наружу клоакой. Кишечник птиц укорочен по сравнению с другими животными. Такое строение также делает их тело более легким. Непереваренные остатки пищи не задерживаются долго в кишечнике и могут выделяться через клоаку даже во время полета.

Адаптация птиц к полету прослеживается и в Благодаря ее развитию, животные обладают достаточно четким цветным зрением, позволяющим без труда ориентироваться в воздухе даже на достаточно большой высоте. Хорошо функционирует и слух. А благодаря развитому мозжечку, на высоком уровне находится и Птицы быстро реагируют во время приближающейся опасности или охоты.

Компактность - характерная черта половой системы. Семенники самцов небольшого размера, бобовидной формы. Они открывают свои протоки прямо в клоаку. У самок есть только один яичник. Такое строение делает вес птиц существенно меньше. Яйцеклетка из половой железы передвигается по яйцеводу, где и происходит процесс оплодотворения, яйцо покрывается оболочками и известковой скорлупой. Далее через клоаку выходит наружу.

Особенности дыхания

Приспособления птиц к полету касаются и Ведь для интенсивной работы мышечной системы необходимо непрерывное снабжение тканей и органов кислородом. Поэтому наряду с легочным дыханием у птиц есть дополнительные органы - воздушные мешки. Это дополнительные резервуары воздуха с достаточно большим объемом. Поэтому дыхание птиц еще называют двойным.

Приспособление птиц к среде обитания

Черты внешнего строения часто видоизменяются в зависимости от места обитания. Например, дятел, живущий в лесу, имеет острые когти. С их помощью он передвигается по веткам деревьев, опираясь на хвост с жесткими перьями. Клюв этой птицы похож на долото. Пользуясь им, а также при помощи длинного липкого языка он достает насекомых и личинок из коры, семена из шишек.

Птицы - обитатели водоемов, также имеют ряд важных приспособлений. Это короткие нижние конечности с плавательными перепонками, плотный перьевой покров, смазанный водоотталкивающим секретом особых желез. "Выйти сухим из воды" - эта поговорка, известная всем, появилась благодаря особенностям жизнедеятельности

Обитатели открытых пространств - степей и пустынь, имеют защитную окраску перьев, очень мощные ноги и отличное зрение.

Птицы побережья - мастера планирующего полета. Альбатросы, чайки и буревестники характеризуются наличием сильных и длинных крыльев. А вот хвост у них короткий. Все это позволяет прибрежным обитателям ловить рыбу прямо с воздуха.

Возможно ли увидеть добычу на расстоянии до тысячи метров? Для это не составляет большого труда. Сокол, ястреб, орел - яркие представители этой группы. Они имеют большой изогнутый клюв, которым хватают и разрывают пищу. А мощные острые когти не оставляют шансов на спасение. Хищники способны долго парить в воздухе благодаря очень широким крыльям. А те из них, которые охотятся ночью, дополнительно обладают острым зрением и идеальным слухом. Например, совы и филины.

Все ли птицы летают

Не все представители этого класса способны летать. Например, пингвины являются отличными пловцами, их верхние конечности видоизменены в ласты. Но летать эти птицы не умеют. У них есть киль, однако большой вес не позволяет им взмыть в воздух. А толстая жировая прослойка и густое оперение просто необходимы для жизни в суровых условиях севера.

Надотряд страусовых объединяет эму, киви, казуаров, нанду. У этих пернатых киль отсутствует. А неспособность к полету компенсируется быстрым бегом. Это умение спасает птиц в условиях равнинной Африки.

Подавляющее большинство современных птиц в совершенстве приспособлены к полету и среде обитания. Они живут в лесу, на водоемах и их побережьях, степях и пустынях.

Представители класса птиц поражают своим разнообразием, имеют важное значение в природе и жизни человека, а характерные черты строения обусловливают способность к полету.

Слайд 1

Текст слайда:

Презентация на тему
«Особенности внутреннего строения птиц. Черты приспособленности птицё к полёту»

Жаворонок полевой

Составитель –учитель биологии
Абрецова Татьяна Васильева

Слайд 2


Текст слайда:

Место птиц в системе живой природы

Царство: Животных

Тип: Хордовые

Класс: Птиц

Слайд 3


Текст слайда:

Способность передвигаться в воздухе, теплокровность и другие особенности строения и жизнедеятельности дали им возможность широко расселится на Земле.

Птицы – позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья.

Черный дрозд

Слайд 4


Текст слайда:

Природа подарила птицам уникальную одежду, которая

Природа подарила птицам уникальную Одежду-перьевой покров, который обогревает в холоди защищает и главное –это одежда для полёта

покровы

Слайд 5


Текст слайда:

Перья делают тело обтекаемым и обеспечивают полет. По своему назначению они делятся на полетные перья (маховые и рулевые) и кроющие (головы, тела, крыльев, хвоста). Когда птице холодно, она распушает оперение, уменьшая его теплопроводность. Когда птице жарко, она прижимает оперение, увеличивая его теплопроводность.

Слайд 6


Текст слайда:

скелет птицы

Скелет птицы лёгкий, поскольку кости полые
Известковые соли и прочные соединения костей
придают им прочность.
Лёгкость и прочность птичьих костей являются приспособлением птиц к полету.

Слайд 7


Текст слайда:

Слайд 8


Текст слайда:

Зорянка - малиновка

Любители быстрой еды

Процесс пищеварение протекает быстро. У маленьких птичек 8-10 мин.

Слайд 9


Текст слайда:

Строение пищеварительной системы

глотка

пищевод

желудок

кишечник

железистый

мускульный

тонкий

толстый

клоака

без зубов

Слайд 10


Текст слайда:

Самое эффективное дыхание

Кольцевой путь воздуха
Воздушные мешки

Слайд 11


Текст слайда:

Принцип двойного дыхания

трахея

бронхи

Воздушные мешки

лёгкие

Воздушные
мешки

трахея

лёгкие

Слайд 12


Текст слайда:

Сердце четырёхкамерное;
Два круга кровообращения;
Сердце сокращается с большой частотой

Ястреб-тетеревятник

Самое совершенное кровообращение

Слайд 13


Текст слайда:

Большой круг
кровообращения

Легочная артерия

Кровеносная система

Нижняя
полая
вена

Слайд 14


Текст слайда:

Выделительная система

Выделительная система у птиц состоит из
почки,
Мочеточника, мочевого пузыря нет.
Выделение осуществляется через клоаку

Как вы думаете с чем связано отсутствие мочевого пузыря?

Слайд 15


Текст слайда:

Высокоразвитая нервная
система

Большая синица

Значительное развитие головного мозга, объём в 10 раз больше чем у рептилий;
Могут обучаться;
Органы чувств: зрение, слух, обоняние

Слайд 16


Текст слайда:


Приведите примеры более сложного поведения.

Выберите из приведенного теста условный рефлекс:
1. Постройка гнезда
2. Поиск пищи
3. Прибегают на голос птичницы
4. Кормление птенцов.

Гнездование птиц,
- забота о потомстве,
- перелеты птиц,
- формирование условных рефлексов

У птиц более сложное поведение, чем у пресмыкающихся.
Приведите примеры сложного поведения птиц.

гнездование

забота о потомстве

перелеты птиц

формирование условных рефлексов

Выберите в тесте пример условного рефлекса:
1 добывание корма
2 постройка гнёзд
3 прибегают на голос птичницы
4 кочевки птиц

1) Двойное дыхание у птиц - это хитро. Попытаемся разобраться по схеме:

Легкие у птиц губчатые, они не могут расширяться-сжиматься, как наши. Эту работу (расширяться при вдохе и сжиматься при выдохе) у птиц выполняют воздушные мешки . При вдохе (синие стрелки) воздушные мешки расширяются, и туда заходит воздух. В мешки №2 заходит воздух, прошедший через легкие (насыщенный углекислым газом, "использованный"). В мешках №1 запасается чистый воздух. При выдохе (красные стрелки) мешки сжимаются. Использованный воздух из мешков №2 выдыхается сразу, а чистый воздух из мешков №1, прежде чем выйти наружу, проходит через легкие. Таким образом, и при вдохе, и при выдохе через легкие птицы проходит свежий воздух. Именно поэтому птичье дыхание называется «двойным». Кстати, обратите внимание: воздух через легкие птиц движется все время в одном и том же направлении, что облегчает организацию противотока. За счет двойного дыхания и противотока (получается «четверное дыхание») птицы получают гораздо больше кислорода, чем мы.

2) Для запасания кислорода летательные мышцы содержат много миоглобина .

3) Кровеносная система не отстает от дыхательной: в ней очень высокое давление и частота сердечных сокращений. (Среднее давление у птиц 133 мм рт. ст., а у млекопитающих - всего лишь 97 мм рт. ст. Зато пульс у полукилограммового млекопитающего будет около 250 раз в минуту, а у аналогичной птицы - всего лишь 180. Зато масса сердца птицы составляет в среднем 0,8% от массы тела, а у млекопитающего - всего лишь 0,6%. Короче, кровеносные системы птиц и зверей примерно равны; птицы виыгрывают за счет того, что их кровь содержит гораздо больше кислорода, см. п. 1.)

4) За счет отлично развитых кровеносной и дыхательной систем у птиц очень быстрый обмен веществ и высокая температура тела (у млекопитающих от 36 до 39 °С, а у птиц - от 40 до 42 °С). При высокой температуре быстрее идут все процессы жизнедеятельности, в том числе быстрее происходит сокращение мышц . Это позволяет птицам совершать бóльшую работу за единицу времени. Для не-любителей физики: работа, поделенная на время, называется мощность. Птицы более мощные , поэтому они могут летать.

5) Для получения большого количества энергии птицы едят намного больше , чем млекопитающие с такой же массой тела (на фоне птиц даже бурозубка, которой приходится питаться 80 раз в день, после еды - спать 10 минут, затем снова есть - не выглядит такой уж страдалицей). Чтобы хоть немного сэкономить, некоторые птицы (например, колибри), во время сна умешьшают температуру тела (гетеротермия ).

2. Аэродинамика

6) Обтекаемая форма тела. В частности, крупные мышцы, двигающие конечности, расположены на теле, а к конечностям идут сухожилия (поэтому птички такие тонконожки).

7) Пережевывание пищи происходит не в голове, а в желудке (с помощью камней). Облегчение тела получается вряд ли, но тяжелые жевательные приспособления хотя бы расположены в центре тела (центровка самолета).

3. Облегчение тела

8) Перья , образующие летательную поверхность крыльев, мертвые (аналоги наших волос). Им не нужны кровеносные сосуды, приносящие питание и кислород, поэтому перья очень легкие.

9) Легкий скелет наполнен воздухом (в костях находятся воздушные мешки из п.1). (В связи с этим у птиц нет красного костного мозга и эритроцитам приходится размножаться самим - для этого у них есть ядро.)

10) Уменьшено количество костей , особенно в крыльях и ногах.

11) Один яичник.

12) Нет слюнных желез.

13) Нет мочевого пузыря (это связано скорее с выделяемым продуктом обмена - мочевой кислотой, которая не ядовита, поэтому её не надо разбавлять).

4. Другие особенности скелета

14) Киль для прикрепления мощных летательных мышц (опускающих крыло).

15) Передние конечности превратились в крылья (что, не ожидали?), поэтому приходится ходить на двух ногах. Чтобы доставать до земли, большие птицы имеют длинную гибкую шею.

16) Поясничные позвонки для создания хорошей опоры срослись между собой, с крестцовыми и хвостовыми позвонками, а также с подвздошными костями.

5. Нервная система и органы чувств

17) Увеличен мозжечок для лучшей координации движений.

18) На высоте бесполезны обоняние и слух, поэтому они у птиц развиты так себе. Зато у них лучшее на земле зрение .

Многие пернатые освоили наземно-воздушную среду обитания. Приспособление птиц к полету стало возможным из-за многих изменений во внешнем виде и внутреннем строении.

Основные признаки приспособления птиц к полету

  1. Двойное дыхание.
  2. Летательные мышцы содержат большое количество миоглобина.
  3. Перьевой покров.
  4. Легкий скелет.
  5. Развита кровеносная система.
  6. Быстрый обмен веществ.
  7. Видоизменение передних конечностей в крыльях.
  8. Обтекаемая форма тела.
  9. Есть специальная кость — киля.
  10. Теплокровность.
  11. Один яичник.
  12. Уменьшено количество костей.
  13. Увеличен мозжечок.
  14. Хорошо развитая нервная система.

Как птицы приспособлены к полету?

У птиц легкие не имеют возможности расширяться или сжиматься, как у людей. Воздушные мешки выполняют всю эту работу. При вдохе и при выдохе через легкие птицы движется свежий воздух, который запасается в мешках. По этой причине дыхание у птиц называется «двойным». Чтобы запастись достаточным количеством кислорода, у птиц летательные мышцы содержат много миоглобина.

Внутреннее строение птицы схема

Птицы вынуждены много питаться, чтобы получать большое количество энергии. У них очень хорошо развита кровеносная и дыхательная система. Среднее давление пернатых составляет около 130 мм рт. ст., в то время, как у млекопитающих она всего — 95 мм рт. ст.

У птиц очень быстрый обмен веществ, температура тела достигает от 40 до 42 градусов. Высокая температура тела значительно влияет на все процессы жизнедеятельность, также сокращение мышц происходит в разы быстрее.

В большой мере, крупные мышцы, двигающие конечности, расположены на теле, а к ним уже идут сухожилия.

Птицы пережевывают свою еду в желудке, поэтому все жевательные процессы расположены внутри тела, что улучшает их аэродинамику.

Пернатые имеют перья, которым не нужны кровеносные сосуды, они слишком легкие и мягкие. Также помимо всего этого у птиц легкий скелет, который наполнен воздухом. А для лучшей координации движений был увеличен мозжечок.

Приспособление птиц к среде обитания

В зависимости от места обитания внешнее строение пернатых сильно видоизменено. К примеру, дятел имеет клюв, который похож на долото. Он использует его, чтобы доставать насекомых и личинок из коры деревьев. Вдобавок у него слишком длинный липкий язык и острые когти, которые позволяют ему выполнять все необходимые задачи для продолжения жизнедеятельности.

Птицы, которые живут в водоемах, тоже имеют некоторые изменения. У них есть короткие нижние конечности с плавательными перепонками и сплошной перьевой покров. Пернатые, обитающие в пустынях и степях обладают защитной окраской перьев, у них прекрасное зрение и сильные ноги.

Страусообразные птицы населяют Африку. Они не могут летать, так как у птиц недоразвиты крылья, однако хорошо развиты ноги. Птицы могут развивать скорость до 70 км/ч, их вес составляет 50-90 кг, а рост около 2,5-2,7 метров. Обитают страусообразные в саваннах, пустынях, степях.

  • Статья по теме —

Хищные птицы имеют большой изогнутый клюв, который используют для разрыва добычи на мелкие кусочки. Имея мощные острые когти, они цепляются в добычу, после чего наносят им смертоносные ранения или переносят пищу к себе в гнездо. Хищники могут долго парить в воздухе, у них отличное острое зрение и прекрасный слух.

Муниципальные казенное общеобразовательное учреждение « Богородская школа №8»

Методическая разработка урока:

«Особенности внутреннего строения птиц. Черты приспособленности птиц к полёту»

Выполнила: учитель биологии

С.В. Куликова

г. Богородск - 2017

Цели урока:

Изучить особенности внутреннего строения птиц связанные с полетом;

показать место птиц в системе живой природы;

учить видеть прекрасное в мире птиц, показать единение человека и природы.

Задачи урока:

Образовательные

Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц,

Об особенностях строения их внутренних органов в связи функциями, приспособленностью к полету.

Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.

Развивающие

Способствовать развитию логического мышления,

Умение сравнивать, анализировать,

Выделить причинно - следственные связи в природе.

Воспитывающие

Продолжить воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: изображение птиц,

использование презентации «Особенности строения птиц. Черты приспособленности птиц к полету».

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие: Птицы удивительные создания живой природы. Они - птицы один из важнейших природных компонентов, их роль значительна. Но птицы это и украшение природы. Войдя в лес или идя по полю, нас сопровождают голоса птиц

Вопрос - Как называется раздел зоологии, который изучает птиц? (орнитология)

К какому типу относятся птицы в царстве Животных? (Хордовые) слайд-2

На доске: Тип: Хордовые

Класс: Птицы

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с Классом «Птиц», с особенностями строения птиц в связи с приспособленностью птиц к полету.

Проблема урока : можно ли назвать птиц живыми летательными аппаратами?

Опрос пройденного материала

На предыдущем уроке мы познакомились некоторыми чертами приспособленности птиц полету. Слайды 3.4,5

Какие же это черты? (Покровы, скелет и мускулатура)

Дома вы должны были начать заполнять таблицу и занести черты приспособленности в таблицу.

Работа с таблицей

1.Тело птицы покрыто перьями.

Какое значение перьев? Учащиеся отвечают.

Природа подарила птицам универсальную одежду – перьевой покров , который их обогревает в холод, защищает от нападения и главное приспособлена эта одежда для полёта.

2. Какие особенности строения конечностей у птиц? Учащиеся отвечают.

Движение в воздухе осуществляется при помощи передних конечностей, преобразованных в крылья, и хвоста. Крылья служат как аэродинамическими поверхностями, удерживающими птицу в воздухе, так и источниками тяги для движения вперёд.

При полете, птица совершает крыльями ритмичные синхронные движения.

Вспомним! – какими должны быть птицы, чтобы подняться в воздух? Ответы учащихся.

    с одной стороны они должны быть легкими, чтобы подняться в воздух (сравнившим птицу с воздушным шариком, наполненным воздухом. Демонстрация воздушного шарика.

    с другой – очень сильными, как тяжелоатлеты (изображение спортсмена тяжелоатлета)

Вопрос – Что же позволяет птице одновременно быть легкой, как воздушный шарик и сильной как тяжелоатлет?

3. Какие особенности скелета? Ответы учащихся. (слайд 6)

Скелет птиц имеет свои особенности, и они тоже связаны с полётом.

Кости птицы очень легки, поскольку они полые . Некоторые кости имеют наполняемые воздухом полости, связанные с органами дыхания. Однако, несмотря на легкость, кости птицы весьма упруги и прочны. Эти качества совершенно необходимы, чтобы преодолеть все трудности полета.

Человек тоже научился летать. Но уже не с помощью крыльев, прикрепленных к телу. Человек ведь совершенно неприспособлен к полету, и чтобы исправить это положение, ему потребовалось придумать нечто более радикальное.

Что? (например = самолет)

Что же поднимает птицу в небо?

Что позволяет нам поднимать и опускать руки? Ответы учащихся - мышцы.

Учитель - Какие мышцы? Где они располагаются?

Мышцы крыла, грудные мышцы.

Учитель - Мышцы у птиц достигли высокого развития.

Вес грудных мышц человека, приводящих в движение плечи и руки, составляет всего один процент от общего веса его тела, тогда как у некоторых птиц этот показатель достигает 30 процентов от общего веса.

Вопрос, – Какие мышцы птиц- опускают крылья? Ответ учащихся - Грудные.

У птиц в скелете есть кость – киль, особый вырост грудины, позволяет увеличить площадь прикрепления грудных мышц, способствующих опусканию крыла птицы

Оценки за Д/З. (составление таблицы)– за составление всех граф таблицы –«5», если не полностью заполнена без 3 ей колонки – «4»,»3» и «2» на усмотрение учителя.

Объяснение нового материала

Ребята, как мы уже узнали, организм птиц отлично приспособлен для полёта. Это и перьевой покров, крылья, особенности скелета. Люди с давних пор тоже мечтали сделать крылья и летать как птицы. И находились умельцы, которые мастерили отличные конструкции крыльев… и летали? Ответ уч-ся, их предположения.

Значит, иметь крылья это ещё далеко не достаточно, чтобы летать.

Цель нашего урока: дальнейшее изучение внутреннего строения птиц. Узнать, какие-то есть ещё особенности строения и функционирования, которые помогают приспособиться птицам к полёту?

Физминутка.

Работа в тетради: запись темы урока

Тема «особенности внутреннего строения, черты приспособленности птиц к полету»:

Пищеварительная система : рассмотрим особенности строения и работы пищеварительной системы (слайды 7,8)

1.Ребята, посмотрите на изображения птиц. Почему у них не одинаковые клювы? С чем это связано? (с питанием) ответы уч-ся.

Особенность пищеварительной системы – пища переваривается очень быстро. Например, змея переваривает в течение 1-2 суток, мелкие совы мышь – за 3 часа. Сочные ягоды проходят, кишечник за 8-10 минут.

Отметим особенности строения пищеварительной системы? Слайд

Отделы рот нет зубов

пищевод - зоб - расширенный участок пищевода, где скапливается пища,

желудок железистый

мускульный - орган, в котором проглоченные камушки) размельчают его содержимое, тем самым, компенсируя отсутствие зубов.

кишечник тонкий

Вывод: Для компенсации энергозатрат во время полёта пищеварительная система адаптирована к быстрому процессу переваривания

Кровеносная система – в кровеносной системе произошли существенные изменения.

Кровеносная система - замкнутая, 2 круга кровообращения – большой и малый (показать). Слайд 10,11

Сколько камер в сердце у пресмыкающихся? Назовите отделы?

У птиц сердце камерное - 2 предсердия, 2 желудочка. Желудочек полностью разделен пополам перегородкой. Благодаря таким изменениям кровь по организму течет несмешанная. Что это даёт птице? ответ уч-ся

Какая кровь движется в большом круге кровообращении?

Кровь по телу движется артериальная. Какая кровь называется артериальной?

В малый круг поступает кровь -? Ответ уч-ся (Венозная).

Какая кровь называется венозной? ответ уч-ся

Какие функции кровеносной системы? Ответ уч-ся (Передвижение питательных веществ и снабжение организма кислородом).

В каком органе кровь отдаёт углекислый газ, а насыщается кислородом? Ответ уч-ся -Легком.

Скорость кровообращения у птиц чрезвычайно высока, Связана с высокой частотой сердечных сокращений. У снегиря 730 раз в минуту.

Вывод с уч-ся: благодаря появлению перегородки в желудочке, венозной и артериальной кровь не смешивается, и органы снабжаются кровью насыщенной кислородом. Происходит это очень быстро.

Дыхательная система . (Слайд 12,13) Использования пособия 1С лаборатории «Зачем мы дышим»

Рассмотрим строение и работу дыхательной системы.

Орган, где происходит газообмен – лёгкие . Воздух к ним попадает через ноздри гортань трахея бронхи, - это дыхательные трубочки – учитель демонстрирует схему строения дыхательной системы. Бронхи входят в легкие при этом они сильно ветвятся. Многие из них заканчиваются пузырьками, окутанные густой сетью капилляров.

Обмен веществ у птиц идёт очень быстро, с тела
. Для этого необходимо много кислорода. Поэтому в строение легких имеются особенности. От легких отходят воздушные мешки (демонстрация на слайде) , которые по объёму во много раз больше лёгких. При взмахе крыльев воздух заполняет лёгкие и воздушные мешки. Лёгкие устроены таким образом, что воздух проходит через них насквозь. При вдохе только 25 % наружного воздуха остаётся непосредственно в лёгких, а 75 % проходит через них и попадает в воздушные мешки. При выдохе воздух из воздушных мешков опять идёт через лёгкие, но уже наружу, образуя так называемое двойное дыхание.

Для лучшего понимания процесса дыхания демонстрируется фрагмент микрофильма лаборатории 1С «Зачем мы дышим» у уч-ся на компьютере. После просмотра ответить на вопросы. Что же такое дыхание? Зачем необходим кислород организму. Какое его значение? (Уч-ся начали изучать химию и знания о кислороде могут применить, и обосновать увиденное. Обобщением учителя.)

Вывод: Таким образом, лёгкие постоянно насыщаются кислородом, как во время вдоха, так и выдоха. Это двойное дыхание избавляет птиц от одышки: чем быстрее они летят, тем сильнее дышат. Повышают энергетику птицы в полете. Для работающих мышц и органов требуется много энергии. Воздушные мешки расположены в промежутках между органами, под кожей и даже внутри полых костей, уменьшая плотность птицы, делая её более легкой. Воздушные мешки так же защищают внутренние органы от перегревания в процессе полета.

Выделительная система: (слайд 14)бобовидные почки, образующиеся жидкие продукты распада стекают по мочеточникам в клоаку и вместе с испражнениями выводятся наружу. Мочевого пузыря у птиц нет. С чем это связано? (Облегчает птиц в полете)

Нервная система (слайд15) птиц хорошо развита, по сравнению с пресмыкающимися. Давайте отметим, какие отделы развиты лучше. (Мозжечок, передние полушария)

Как вы думаете почему? За что отвечает мозжечок? – мозжечок отвечает за координацию движений. Птицам в полете приходится много лавировать в поисках пищи, увертываться от хищников.

Большие полушария значительно больше,особенно зрительные доли мозга.

Органы чувств - Зрение у птиц очень хорошее, особенно у хищных птиц. Зрение цветное.

Хорошо развит слух. Обоняние у птиц развито хуже.

Большой мозг птиц свидетельствует об их высоком развитии: у них сложное поведение (перелёты, забота о потомстве и т.д.), они легко обучаются новому, запоминают. Слайд 16

Закрепление . (слайд19)Таким образом, мы узнали, что внутреннее строение птиц намного сложнее, чем у пресмыкающихся. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц говорят о приспособленности птиц к жизни в полете.

Вывод по уроку: Можно ли назвать птицу летательным аппаратом? Да. Птицы – совершенный летательный аппарат.

Птицы в совершенстве приспособлены к полету, и мы сегодня попытались это доказать.

Просмотр слайда 20. При дальнейшем изучении животных мы узнаем еще об одной группе летающих животных.

Слайд21 Рефлексия по уроку.

Выставление оценок за урок.

Дома §42, таблица.

Заполнить таблицу, начатую на предыдущем уроке. Укажите черты приспособления птиц к полёту.

На уроке можно использовать ЦОР – презентацию, микрофильм из учебного цифрового пособия 1С: Лаборатория «Зачем мы дышим»