Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Литературно-музыкальная композиция «Юные герои войны. Литературно-музыкальная композиция «Детство, опаленное войной Литературно музыкальная композиция к юбилею пионерии

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

пгт Даровской Кировской области

Сценарий праздника, посвященного юбилею пионерской организации «Салют, Пионерия!»

Разработала

учитель русского языка

и литературы

Котельникова Е.И.

2012 год


Цель: привлечение внимания широкой общественности к детским общественным организациям, к детским объединениям и его истории. Задачи:
    отдать дань глубокого уважения, почтения и памяти всем поколениям организаторов пионерского движения; передать знания современным детям о том, как зарождалась и чем занималась пионерская организация школы в разные периоды жизни страны, и что составляло ее славу .

Под звуки марша вынос пионерского знамени. На сцене ведущие в красных галстуках.
1.Раньше всех нас утро разбудило, Заиграли тысячи лучей, И горнисты громко возвестили: «Здравствуй, пионерский юбилей»!
2.Пусть сильней трубят горнисты, Звонче барабаны бьют. Гостям, в этом зале собравшимся, ВСЕ: Наш пионерский салют!
3.Именно в нашей родной быстрине, Прозываемой новой эрой, Родилось и пошло по Советской стране: Пионер, пионер, пионерия.
4.Именно край Ильичевых заветов, Край весен, счастливого детства, Именно наша страна Советов – Родина пионерства.
5.Пионерская организация имени Владимира Ильича Ленина была создана 19 мая 1922 года. Сегодня, спустя уже 90 лет, в пионеры хоть и не принимают, но о тех временах не забыли.
6.Мы собрались в этом зале в преддверии юбилея, чтобы вспомнить то время, когда ребята ходили в пионерские походы, пели звонкие песни у пионерских костров, ходили строем, и многое, многое другое.
7.Иными словами, вспомнить яркое и незабываемое детство наших пап и мам, бабушек и дедушек.
8.Ровно 90 лет назад, в 1922 году, в Советском Союзе появились первые пионеры. Они жили интересами своей страны и своего народа, делили с ней все радости и тяготы жизни.
9. «Всегда будь готов!» - слова самой известной пионерской песни в Советском СОЮЗЕ знали все мальчишки и девчонки. Пожалуй, не было среди них того, кто не хотел бы носить это гордое звание «пионер». 1.Пионер - это надёжный товарищ, который уважает старших, заботится о младших и всегда поступает по совести и чести.
2.Пионерия! Пионерия! Чуть заслышу твой дружный шаг, Открываю окна и двери я, Чтобы ветер звенел в ушах, Чтобы сердце затрепетало И рванулось через порог… Пионерия! Ты начало Самых дальних наших дорог!
3.Первый пионерский отряд, насчитывающий 21 человек, в Даровском был создан в 1923 году. В основном это были мальчики, так как вступать в него девочкам не разрешали родители.
4.Злободневным вопросом начала 30-х годов была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В основном она была завершена к 1932 году. По этому случаю был большой праздник, пионеры занимали на нем почетное место.
5.Пионер – почетней званья нету. Мир и счастье мы несем по свету, Пионерским шагом мы шагаем, Новые маршруты открываем.
40 годы
6. В 40-е годы в школе около 300 пионеров. Несмотря на трудности этого времени, школа занимает 2 место по успеваемости в области.
7.Пионеры того времени много трудились, работали в колхозах, помогали семьям фронтовиков.
8.Во время Великой Отечественной войны ученики школы собрали 9 тыс.310 руб. на строительство танковой колонны «Смерть фашистским детоубийцам» и 4 тыс. 376 руб. в фонд помощи детям фронтовиков.
50 годы
9.В 50-е годы после объединения средней и семилетней школ дружина насчитывала 597 пионеров, это 19 пионерских отрядов.
1.На поля Нечерноземья Скоро выйдут наши звенья. Ждет земля заботы и ухода, Нащих рук сады и фермы ждут. Рады мы, когда в дела народа Ручейком вливается наш труд.
2.В 1958 году, готовясь к юбилею комсомола, пионеры школы вырастили тысячи цыплят, утят, сотни кроликов, ухаживали за посевами в колхозе. «Научился сам – научи товарища», - таков был девиз каждого пионера.
60 е годы
3.Знает каждый гражданин советский, Будь он молод или стар, Что на свете жил писатель детский Синеглазый богатырь Гайдар.
4.С юности, надев шинель солдата, Защищал он Родину свою, Был он лучшим другом вам, ребята. И за ваше счастье пал в бою.
5.Аркадий Петрович Гайдар погиб в октябре 1941 года, а в январе 1964 года пионерской дружине школы Котельничский совет юных пионеров присвоил имя Аркадия Петровича Гайдара.
6.2 раза в год лучшим пионерам дружины присваивается звание «Юный гайдаровец». Более 500 пионеров носят это почетное звание.
7. Мы растем здоровыми и сильными И готовы быть всегда в строю. Дружно, радостно трудиться И Отчизну защищать свою, - так рапортовали пионеры 70-х годов.
8.В 70 годы в традицию вошли проведение трудового десанта 2 октября, в канун Октябрьской революции, и ленинского субботника 22 апреля, в день рождения Ленина.
9.Пусть в море дел песчинкой стала Частица нашего труда – Из пионерского металла Спешат по рельсам поезда.
1.Так в течение одного учебного года пионерами школы было собрано 57 тонн металлолома, 14 т. макулатуры, 3 тонны еловых и сосновых веток, поставлено перед населением около 200 концертов.

80-е годы

Подведение итогов конкурсов, награждение победителей.
7. Труби, трубач, Бей, барабан веселый! От круч Днепра и до седых Карпат Сегодня рапортует Родине Советской пионерии отряд!
8. Земля отцов, страны советов! Тебе всей жизнью мы верны, Твоим весенним щедрым светом Дороги все озарены!
6.Стремись, придумывай, мечтой своей гори, Готовым будь в борьбу включиться смело, Но только лишних слов не говори А просто все, что можешь сделать – сделай!
ВЫНОС ЗНАМЕНИ.

Литература:

    Сценарии пионерских праздников прошлых лет; Школьная летопись
7

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Вместе со взрослыми сражались и дети. В суровые годы войны пионеры работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали цветной и чёрный металлолом, лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, зарабатывали и собирали средства для постройки танков и самолетов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ПИОНЕРЫ_ГЕРОИ»

08.05.2018 в 14.00.

Песню «Кино идет» исполняет 6 класс

Грозина И . : 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Вместе со взрослыми сражались и дети. В суровые годы войны пионеры работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали цветной и чёрный металлолом, лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, зарабатывали и собирали средства для постройки танков и самолетов.

Разгуляева Е.: Пионерские противопожарные посты и дружины обезвредили немало зажигательных бомб. Около 20 тысяч юных москвичей получили медаль “За оборону Москвы”. Медалью “За оборону Ленинграда” были награждены более 15 тысяч пионеров.

Грозина И. : Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть побольше, чем вам сегодня, те кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали, и пели.

(Звучит музыка Равеля, видеомонтаж к поэме Р. Рождественского «Реквием»)

Выступают - 10 и 11 классы

Р. Рождественский «Реквием»

Шульберг П. :

Вечная слава героям!
Вечная слава!
Вечная слава!
Вечная слава героям!
Слава героям!
Слава!!

…Но зачем она им, эта слава,-
мертвым?
Для чего она им, эта слава,-
павшим?
Все живое -
спасшим.
Себя -
не спасшим.
Для чего она им, эта слава,-
мертвым?..
Если молнии в тучах заплещутся жарко,
и огромное небо
от грома
оглохнет,
если крикнут все люди земного шара,-
ни один из погибших
даже не вздрогнет.
Знаю:
солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю:
песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца,
от имени жизни,
повторяю!
Вечная
Слава
Героям!..
Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно -
не мертвым!
Это надо -
живым!
Вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе…

мгновенная
смерть!

Хоботова В.:

Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала,
любовь обещала,
Родина.

Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?

Пламя ударило в небо!-
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я или Родина.

Самое лучшее и дорогое -
Родина.
Горе твое -
это наше горе,
Родина.

Правда твоя -
это наша правда,
Родина.
Слава твоя -
это наша слава,
Родина!

Кустова А.:

Плескалось багровое знамя,
горели багровые звезды,
слепая пурга
накрывала
багровый от крови закат,
и слышалась поступь дивизий,
великая поступь дивизий,
железная поступь дивизий,
точная
поступь солдат!

мы в бой поднимались
светло и сурово.
На наших знаменах начертано слово:
Победа!
Победа!!
Во имя Отчизны -
победа!
Во имя живущих -
победа!
Во имя грядущих -
победа!
Войну мы должны сокрушить.
И не было гордости выше,
и не было доблести выше -
ведь кроме
желания выжить
есть еще
мужество
жить!
Навстречу раскатам ревущего грома
мы в бой поднимались
светло и сурово.
На наших знаменах начертано слово
Победа!
Победа!!

Давыдов М.:

Черный камень,
черный камень,
что ж молчишь ты,
черный камень?

Разве ты хотел такого?
Разве ты мечтал когда-то
стать надгробьем
для могилы
Неизвестного солдата?
Разве камни виноваты
в том, что где-то под землею
слишком долго
спят солдаты?
Безымянные
солдаты.
Неизвестные
солдаты…

Время движется над ними…

Но когда-то,
но когда-то
кто-то в мире помнил имя
Неизвестного
солдата!

Макадзеоба.А.:

Ой, зачем ты, солнце красное,
все уходишь -
не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
сын,
не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
прилечу орлицей быстрою…
Отзовись,
моя кровиночка!
Маленький.
Единственный…

Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя.
Горюшко мое,-
где ж ты?
Не могу найти дороженьки,
чтоб заплакать над могилою…
Не хочу я
ничегошеньки -
только сына милого.
За лесами моя ластынька!
За горами - за громадами…
Если выплаканы
глазыньки -
сердцем плачут матери.
Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя.
Горюшко мое,-
где ж ты?

Кустова А.:

Слушайте!
Это мы говорим.
Мертвые.
Мы.
Слушайте!
Это мы говорим.
Оттуда.
Из тьмы.
Слушайте! Распахните глаза.
Слушайте до конца.
Это мы говорим,
мертвые.
Стучимся в ваши сердца…

Не пугайтесь!
Однажды мы вас потревожим во сне.
Над полями свои голоса пронесем в тишине.
Мы забыли, как пахнут цветы.
Как шумят тополя.
Мы и землю забыли.
Какой она стала, земля?
Как там птицы?
Поют на земле
без нас?
Как черешни?
Цветут на земле
без нас?
Как светлеет река?
И летят облака
над нами?
Без нас.

Мы забыли траву.
Мы забыли деревья давно.
Нам шагать по земле не дано.
Никогда не дано!
Никого не разбудит оркестра печальная медь…
Только самое страшное,-
даже страшнее, чем смерть:
знать,
что птицы поют на земле
без нас!
Что черешни цветут на земле
без нас!
Что светлеет река.
И летят облака
над нами.
Без нас.

Продолжается жизнь.
И опять начинается день.
Продолжается жизнь.
Приближается время дождей.
Нарастающий ветер колышет большие хлеба.
Это - ваша судьба.
Это - общая наша судьба…
Так же птицы поют на земле
без нас.
И черешни цветут на земле
без нас.
И светлеет река.
И летят облака
над нами.
Без нас…

Давыдов М.:

Помните!
Через века, через года,-
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда,-
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!

Люди!
Покуда сердца стучатся,-
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,-
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,-
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет,-
помните!

Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,-
о погибших
помните!

Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда,-
заклинаю,-
помните!

Бранкина Ю.:

Это песня о солнечном свете,
это песня о солнце в груди.
Это песня о юной планете,
у которой
все впереди!
Именем солнца, именем Родины
клятву даем.

то, что отцы не допели,-
мы допоем!
То, что отцы не построили,-
мы построим!

Устремленные к солнцу побеги,
вам до синих высот вырастать.
Мы -
рожденные песней победы -
начинаем
жить и мечтать!
Именем солнца, именем Родины
клятву даем.
Именем жизни клянемся павшим героям:
то, что отцы не допели,-
мы допоем!
То, что отцы не построили,-
мы построим!

Песню «Служить России» исполняет 3 класс

Танец «Так значит нам нужна одна Победа» исполняет 4 класс

Стихотворение К.М. Симонова «Родина» читает Сидорова К. 2 класс

Разгуляева Е.: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Грозина И.: Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Разгуляева Е .: Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Грозина И: Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

О Наде Богдановой рассказывает Рыжова Т.:

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой…

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки

6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь…
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

О Нине Куковеровой рассказывает Яикова Э

(рассказ сопровождается слайдами)

Свою войну с гитлеровцами она начала с распространения листовок в оккупированном врагами поселке. В ее листовках были правдивые сводки с фронтов, которые вселяли в людей веру в победу. Партизаны доверили Нине разведывательную работу. Она отлично справлялась со всеми заданиями. Гитлеровцы решили покончить с партизанами. В одну из деревень вошел карательный отряд. Но его точная численность и вооружение не были известны партизанам.

Нина вызвалась разведать силы врага. Она запомнила все: где и сколько часовых, где хранятся боеприпасы, сколько у карателей пулеметов. Эти сведения помогли партизанам разгромить врага.

Во время выполнения очередного задания Нину выдал предатель. Ее пытали. Не добившись от Нины ничего, фашисты расстреляли девочку. Нина Куковерова была посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

О Лене Голикове рассказывает Варваркин З.:

(рассказ сопровождается слайдами)

Он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде.

Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал.

Погиб Леня Голиков весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Грозина И.:

Звонкое имя – награда герою

Он вашим ровесником был

Узнайте о том, как любимец отряда

Бесстрашно в разведку ходил.

Узнайте о том, как летали с пути эшелоны,

Которые он подрывал.

Всем сердцем в победу грядущую верил,

В бою он отчаянным был.

Недаром однажды фашистcкого зверя

В чинах генеральских подбил.

Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.

Уснул у костра на земле

Не снилось ему, что о подвиге этом

Наутро узнают в Кремле.

Что будет герою Звезда золотая -

Награда за воинский труд.

Что люди, о подвиге славном мечтая,

На Лёньку равненье возьмут.

О Марате Казее рассказывает Усоян Д.:

(рассказ сопровождается слайдами)

Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Марат стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны.

В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, Марат попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона.

Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку… Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза.

О Зине Портновой рассказывает Рахубенко К.

(рассказ сопровождается слайдами)

Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали.

Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников.

Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В тот день было морозно и солнечно. На грязный двор вывели приговорённых к смерти. Зина не могла идти, босые почерневшие ноги ели двигались, застревая в снегу. Её поддерживал какой-то мужчина, сам измученный и полуживой, тоже приговорённый к расстрелу. Немцы ухмылялись и толкали заключённых стволами винтовок. Людей поставили к стене. Разрезала воздух сухая команда: «Огонь». Солдаты спустили курки. Ни руки, ни сердца не дрогнули. Убийства они совершали каждый день.

Люди у стены стояли спокойно. Кто-то закрыл глаза, кто-то шептал что-то посиневшими губами. Зина стояла из последних сил, высоко подняв голову. Она вдыхала холодный воздух, прощалась с миром. Пуля летела прямо в голову. Зина улыбнулась, кое-как сложив губы. Лицо её вдруг разгладилось. Оно стало таким же, как и раньше. Открытым, искренним, детским…

Это была последняя секунда её жизни. В эту секунду она поняла, что её страна обязательно победит. Разгромлены будут проклятые фашисты. Она поняла, что русский народ отомстит за неё, что вечно будет жить память о ней и её подвигах.

И будет снова мирное небо над родной землёй, будут счастливы люди. И всё это благодаря тем, кто боролся за светлое будущее ценой своей жизни, своего счастья. Да, благодаря Зине Портновой и таким же, как она, людям-героям….

О Вале Котик рассказывает Голованов Д

(рассказ сопровождается слайдами)

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию.

На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут обычный пацаненок, подросток.

Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Разгуляева Е.:

Мы вспомним о боях тех давних.

В них совершен был подвиг не один.

Вошёл в семью героев наших славных

Отважный мальчик Котик Валентин

Он, как при жизни, утверждает смело

“Бессмертна молодость, бессмертно наше дело”.

О Юте Бондаровской рассказывает Емельянова А.

(рассказ сопровождается слайдами)

Война застала Юту на каникулах у бабушки. Еще вчера она беззаботно играла с подружками, а сегодня обстоятельства потребовали от нее взяться за оружие. Юта была связной, а потом разведчицей в партизанском отряде, который действовал на Псковщине. Переодевшись мальчишкой-нищим, хрупкая девочка бродила по вражеским тылам, запоминая расположение боевой техники, постов охраны, штабов, узлов связи.

Взрослым никогда не удалось бы так ловко обманывать бдительность врага. В 1944 году в бою у эстонского хутора Юта Бондаровская пала смертью храбрых вместе со своими старшими товарищами. Юта посмертно награждена орденами Отечественной войны I степени и медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.

Грозина И.: Давайте почтим всех, кто сражался за Родину, минутой молчания

(Минута молчания сопровождается видеоклипом)

Яикова Э.

Сколько храбрых сердец молодых

Беззаветно служили народу.

Пионеры и тысячи их,

Кто погиб за страну и свободу.

Их могилы ты всюду найдешь

На дорогах минувших пожарищ.

Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь

До земли поклонись им, товарищ!

Песню «А закаты алые» исполняет 7 класс


Сценарий мероприятия «Пионеры – герои»

1. Ведущий

В суровые годы великих сражений
Советские люди планету спасли,
Но шрамы тяжелых военных ранений
Навеки остались на теле земли.

2 .Ведущий

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Вместе со взрослыми сражались и дети.

Герои Советского Союза: Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик

1. Ведущий

В пионерскую организацию принимали школьников в

возрасте от 9 до 14 лет. Вступавший в организацию,

на пионерской линейке давал Торжественное обещание

пионера. В Торжественном обещании были такие слова:

«…перед лицом своих товарищей торжественно обещаю:

горячо любить свою Родину…». Такое торжественное

обещание дали и пионеры-герои, и каждый на своём

пионерском сборе. И сдержали своё слово, храбро

защищая любимую Родину, борясь с фашистскими

захватчиками наравне со взрослыми.

2 . Ведущий

Представить бы их всех посмертно к ордену,

тех, что сказали твердо как один:

Мы можем жизнь отдать за нашу Родину,

А Родину за жизнь не отдадим!

1. Ведущий

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, да друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Песня «Дети войны»

2 . Ведущий

Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу,
Пионеры - и тысячи их,
Кто погиб за страну за свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг,
Где-то рядом пройдешь -
То сними свою шапку, товарищ!

1. Ведущий

Вспомним всех поимённо

Горем вспомним своим.

Это нужно не мёртвым,

Это надо – живым!

Выходит группа учащихся

2 . Ведущий

Солнечным ранним утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово “война”.

Чтоб дойти до тебя, 45-й

Сквозь лишения, боль и беду

Уходили из детства ребята

В сорок первом году...

Зина Портнова

1. Ведущий

Мы вспомним о болях тех давних.
В них совершен был подвиг не один.
Вошёл в семью героев наших славных
Отважный мальчик Котик Валентин
Он, как при жизни, утверждает смело
“Бессмертна молодость, бессмертно наше дело”.

Валя Котик

2 . Ведущий

Однажды, выполняя задание, Марат встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов.

Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов.

Марат Казей

1. Ведущий

Бесстрашное имя – награда герою
Он вашим ровесником был
Всем сердцем в победу грядущую верил,
В бою он отчаянным был.
Недаром однажды фашистcкого зверя
В чинах генеральских подбил.

Леня Голиков

Песня «Я хочу, чтобы не было больше войны»

2 . Ведущий

Когда над страной гроза прогремела,
Когда от пожаров земля пылала,
Рядом с отцами сражались смело
Ровесники наши в галстуках алых!

Группа ребят рассказывает о пионерах-героях

1. Ведущий

Жил в Ростове Витя Черевичкин,
В школе он отлично успевал
И в свободный час всегда обычно
Голубей любимых выпускал.

Рассказ о Вите Черевичкине

2 . Ведущий

Помним мы юных,

Горды их делами,

Память о них не сотрут года.

Все пионеры-герои с нами,

В нашем строю навсегда!

Песня «Все о той весне»

1 . Ведущий

Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.

2 . Ведущий

Юные герои! Сколько их было, боровшихся за свободу родной земли, отдавших за это жизнь. Разве про все расскажешь?
Свято берегите память о них, старайтесь быть похожими на них.

1 . Ведущий

А ведь для этих героев учрежден специальный день

8 февраля отмечается день юного героя-антифашиста, который был утвержден Ассамблеей ООН. В 1964 году юные интернационалисты Москвы написали обращение к детям всех стран считать 8 февраля традиционным днем памяти юных героев, погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери(1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля(1963), советских молодогвардейцев(1943) Олега Кошевого, Любови Шевцовой, Дмитрия Огурцова, Виктора Субботина, Семена Остапенко, растрелянных нацистами. Все они были убиты в разные годы, но в один день.

«Гаврош»

2 . Ведущий

Юные, безусые герои,
Перед вашим, вдруг ожившим строем,
Мы сегодня мысленно идем!
И в руках у нас не автоматы,
А цветы - весенний дар земли.
Той земли, которую когда - то
Защитили, сберегли солдаты,
чтоб весной на ней цветы цвели!

1 . Ведущий

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!

2 . Ведущий

Фашизм - это страшное зло. Чтобы победить его, нашему народу понадобилось 4 долгих года. И если на вашем пути встретится это зло, мы надеемся, что вы выберете верный путь и пойдёте правильной дорогой.

(Весёлый музыкальный фон) Ребята выбегают, кружатся в хороводе, игру прерывает тревожный звук (возможно радиосообщение Левитана о начале войны), дети замирают.

1 Шло детство, и спела клубника…

Нам день обещал тишину.

2 И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

3 Мы ждали гостей. Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слёз удержать не могла.

4 И болью огромного роста

Набат подымался, как крик.

5 И было нам детям непросто

Понять этот скорбный язык.

6 Война надвигалась столико.

Родной закручинился кров…

1 На блюдце забытом клубника

Сочилась как алая кровь… (разбавленная гуашь)

(звук самолёта и взрывов) Дети приседают, пригибаются к земле, закрывают головы, ползут за сцену.

Выходит по очереди другая группа детей.

Утро первого дня войны…

Девочка в руке держит рисунок, на котором изображен самолет.

Чёрные толстые самолёты… Они гудят низко…Над самой землёй.

Десятки самолётов. С крестами. Они закрыли небо, закрыли солнце. Ужас! Посыпались бомбы… Беспрерывно слышались взрывы. Я запомнил свои чувства, свой страх. Мы выскочили из дома, бежали куда-то по улицам… Мне казалось, что города уже нет, одни развалины. Дым. Огонь. Сначала горели отдельные дома, потом загорелся город. Животный страх!

Первые убитые…

Проснусь утром…Хочу вскочить, потом вспоминаю – война…и закрываю глаза. Когда она закончится? Война не скоро кончилась… Считают, четыре года. (Кричит) Четыре года стреляли… (с надрывом): А забывали - сколько?

___________________________________________________________________________

Мальчик (держит в руках рушник)

До этого я боялся только мышей. А тут сразу тысяча страхов….

Не так по моему детскому сознанию ударило слово «война», как напугало слово «самолёты». (звук)

«Самолёты!» - и мать нас сгребает с печи. А мы боимся с печи слезать, пока мать одного снимет, другой назад лезет. Нас – пятеро. И ещё – любимая кошка.

Нас расстреливают с птичьего полёта, кажется: это так низко, что нигде на земле не спасёшься. Мама нас, меньших, рушниками к себе привязывала, (показывает) а старшие сами бежали…

От этих огней…Моя душа работала и работала.. Мне никто не верит, даже мама не верила… Когда после войны стали вспоминать: «Ты не мог сам это запомнить, ты был маленький» Нет, я сам всё помню…Рвутся бомбы, а я цепляюсь за старшего брата: «Жить хочу! Жить хочу!» Боялся умереть, хотя что я мог тогда знать о смерти?

Мама отдала нам с братом последние две картошины, а сама только смотрела на нас. Я хотел ей оставить… маленький кусочек….И не смог.. Брат тоже не смог…(всхлипывает, вытирает слезы)

_________________________________________________________________________________

Мальчик. Я видел, что человек не может видеть…

Я видел, как солдат бежит и как будто спотыкается. Падает. Долго царапает землю, обнимает её…

Я видел, как гнали через деревню наших пленных. Длинные колонны. В рваных и обожженных шин[ е] лях. Там, где они ночью стояли, была обгрызена кора с деревьев…

Я видел, как ночью пошёл под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили по ним паровоз…

Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей. И бросали в огонь. В колодец. До нас с мамой очередь не дошла.

Я видел, как плакала соседская собака. Она сидела на золе хаты… Одна…

Я видел то, что человек не может видеть… А я был маленький…

У мамы осталось семеро детей на руках. Взрослые плачут – война, а мы не испугались. Мы часто играли «в войну», это слово нам было хорошо знакомо. Я удивлялась, почему мама всю ночь плачет, ходит с красными глазами. Только потом поняла.

Мы ели воду. В обед мама ставит на стол кастрюлю горячей воды. Мы разливаем её по мискам. Вечер. Ужин. На столе кастрюля горячей воды. Зимой и закрасить её нечем. Даже травы нет.

От голода брат съел угол печки. Мама брала последние вещи, на рынке меняла на картошку, кукурузу. Сварит мамалыги, разделит, а мы на кастрюлю поглядываем, просим: можно облизать?

Облизываем по очереди. А после нас ещё кошка лижет, она тоже ходила голодная. Не знаю, что ещё и ей оставалось в кастрюле. После нас там ни одной капельки. Даже запаха еды уже нет.

Всё время ждали наших…

_________________________________________________________________________________

Человек может есть всё

Я знаю, что человек может есть всё. Люди в Ленинграде ели даже землю. На базарах продавали землю с разбитых и сгоревших продовольственных складов. Особенно ценилась земля, на которую пролилось подсолнечное масло, или земля, пропитанная сгоревшим повидлом. Наша мама могла купить самую дешёвую землю, на которой стояли бочки с селёдкой, эта земля пахла только солью…

_______________________________________________________________________________________

«Собака, миленькая, прости…»

У меня была мечта – поймать воробья и съесть… Отвлечься от мыслей о еде ни у кого не хватало сил… Очень хотелось жить..

Я рассказываю о Ленинграде, где мы тогда жили. Убивали нас голодом, убивали 900 дней… Вы не представляете, каким длинным голодному человеку кажется день, час, минута… люди сходили с ума от голода. Мысль о том, что можно съесть кошку или собаку стала обыкновенной.

Я иду из булочной, получила дневной паёк- 125 грамм хлеба. Навстречу мне - собака. Обнюхивает, слышит запах хлеба. Я поняла – это наше спасение. Я приведу собаку домой…

Дала ей кусочек хлеба, и она за мной пошла. Вошли в подъезд. По ступенькам она поднималась за крохами хлеба. Я отдала ей его весь. Наша квартира на пятом этаже, хлеб кончился на четвёртом… Собака не идёт дальше. Смотрит на меня… Всё понимает… Я её обнимаю: «Собака, миленькая, прости… Собака, миленькая, прости…» Прошу её, упрашиваю. Очень хотелось жить.

В Ленинграде много памятников, но нет одного, который должен там стоять. Это – памятник блокадной собаке. Собака миленькая, прости…

__________________________________________________________________________________

Первой пришла эта девочка

Отец уже несколько лет воевал. Уже без него мне сшили первое платье за войну. Сшила его мама из портянок, они были белые, она их покрасила чернилами. Мне казалось, что я такая нарядная, такая красивая!

В школе впереди меня сидела девочка Аня. У неё погибли отец с матерью. Школа ей купила пальто, валенки и блестящие галоши. Учительница пришла и положила всё это ей на парту. А мы сидели притихшие, мы завидовали, потому что ни у кого из нас не было ни таких валенок, ни такого пальто. Кто-то из мальчишек толкнул Аню и сказал: «Повезло как!» Он упала на парту и заплакала. Плакала навзрыд все четыре урока.

Вернулся с фронта наш папа, все пришли смотреть на него. И на нас, потому что к нам вернулся папа. Первой пришла эта девочка…

____________________________________________________________________________________

Я долго ждал папку

В День Победы мне исполнилось 4 года… На улице кричали: «Ура! Победа!» Прибежал к маме в землянку: она плачет. Я не понимал, почему она не радуется в такой день.

Шёл дождь, я взял прутик и мерил лужи возле нашей землянки.

Что ты делаешь? – спрашивали меня.

Меряю - глубокая ли ямка? А то папка будет идти к нам и провалится.

Женщины плачут, и мама плачет. Я же не понимал, что это такое «пропал без вести».

Я долго ждал папку. Всю мою жизнь.

_____________________________________________________________________________________

Я научилась молиться... Часто вспоминаю, как в войну я научилась молиться...

Сказали - война, я, и это понятно, в пять лет не воображала никаких картин. Никаких страхов. Но от страха, именно от страха, уснула. И спала два дня. Два дня лежала, как кукла. Все думали, что я умерла. Мама плакала, а бабушка молилась. Она молилась два дня и две ночи.

Я открыла глаза, и первое, что помню - свет. Яркий-яркий свет, необычайно яркий. Мне от этого света стало больно. Слышу чей-то голос, узнаю: это моей бабушки голос. Бабушка стоит перед иконой и молится.

"Бабушка... Бабушка..." - позвала я ее. Она не оглянулась. Не поверила, что это я ее зову... Я уже проснулась... Открыла глаза...

Бабушка, - потом спрашивала я, - как ты молилась, когда я умирала?

Я просила, чтобы твоя душа вернулась.

Через год умерла наша бабушка. Я уже умела молиться. Я молилась и просила, чтобы ее душа вернулась. А она не вернулась...

В то воскресенье... Двадцать второго июня...

Пошли с братом за грибами. Уже возвращались домой, когда услышали громовой гул. Гул шел с неба... Подняли головы: над нами штук двенадцать-пятнадцать самолетов... Тут же мы увидели нашу маму, она бежала к нам - плачущая, растерянная,

Потом... Еще через несколько дней... Из деревни Кабаки прибежала мамина сестра - тетя Катя. Черная, страшная. Она рассказала, что в их деревню приехали немцы, собрали активистов и вывели за околицу, там расстреляли из пулеметов. Среди расстрелянных был и мамин брат, депутат сельского Совета. Старый коммунист.

До сих пор помню слова тети Кати:

Они ему разбили голову, и я руками мозги собирала... Они белые-белые...

Она жила у нас два дня. И все дни рассказывала... Повторяла... За эти два дня у нее побелела голова. И когда мама сидела рядом с тетей Катей, обнимала ее и плакала, я гладил ее по голове. Боялся.

Я боялся, что мама тоже станет белая...

_________________________________________________________________

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.
Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.
Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.

Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискарёвского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
(А. Молчанов)

Дети поочередно с разных концов кулис начинают выходить, натягивая черную нитку- колючую проволоку. Должно получиться подобие фото:

_____________________________________________________________________________________

Детская память… Полный вагон детей … Битком набитый…Никто нас не поил и не кормил… Первый раз остановились в Варшаве, какой-то старичок зашёл с полными карманами свёрнутых бумажек, на которых по-русски была написана молитва «Отче наш», и раздал каждому.

Привезли в концлагерь. Каждое утро стучал железный засов, входили офицер и красивая женщина, она по-русски говорила:

Кто хочет каши, быстро становитесь по двое в ряд.

Дети спотыкались, толкались, каши хотели все. Те, кого уводили кормить кашей, больше не возвращались…

_______________________________________________________________

Фашисты запрягали нас вместо лошадей, забирались в повозки, брали кнут и с громким хохотом погоняли. При этом кричали, чтоб мы пели на ходу. Они нас так и называли: «поющие лошади».

«Перед бараками стоял деревянный «козел» для порки. Экзекуции шли каждый день. За что охранники могли наказать? Даже за то, что им показалось, будто ты недостаточно быстро сдернул свою полосатую шапку, приблизившись к нему, или посмотрел слишком дерзко. Могли тебя тут же стукнуть рукояткой пистолета, или огреть хлыстом. Со мной не раз проделывали такую «забаву»: спускали на меня собаку, на пасть которой был надет намордник. Громадная собака сваливала меня с ног, катала по земле. Стоявшие вокруг охранники смеялись.

Стихотворение М. Джалиля

Они их собрали, Спокойно до боли,

Детишек и женщин... И выгнали в поле.

И яму себе Эти женщины рыли.

Фашисты стояли, Смотрели, шутили...

Затем возле ямы Поставили в ряд

Измученных женщин И хилых ребят.

Поднялся наверх Хищноносый майор,

На этих людей Посмотрел он в упор.

А день был дождливый, Касалися луга

Свинцовые тучи, Толкая друг друга.

Своими ушами Я слышал тогда,

Как реки рыдали, Как выла вода...

Кричали ручьи, Словно малые дети...

Я этого дня Не забуду до смерти.

И солнце сквозь тучи (Я видел всё это!),

Рыдая, ласкало детей Своим светом.

Как ветер ревел, Бессердечен и груб,

С корнями тот ветер Вдруг вывернул дуб.

Дуб рухнул огромный Со вздохом тяжелым.

И в ужасе дети Вцепились в подолы.

Но звук автомата Сумел вдруг прервать

Проклятье, что бросила Извергам мать!

У сына дрожали Ручонки и губки.

Он плакал в подол Ее выцветшей юбки.

Всю душу ее На куски разрывая,

Сын будто кричал, Уже всё понимая:

«Стреляют! Укрой! Не хочу умирать!»

Нагнувшись, взяла его На руки мать,

Прижала к груди: «Ну не бойся, сейчас

Не будет на свете, Мой маленький, нас,

Нет, больно не будет... Мгновенная смерть...

Закрой только глазки, Не надо смотреть.

А то палачи закопают живьем. Нет, лучше от пули

Мы вместе умрем». Он глазки закрыл,

Пуля в шею вошла... Вдруг молния

Два осветила ствола И лица упавших,

Белее, чем мел... И ветер вдруг взвизгнул,

И гром загремел. Пусть стонет земля,

Пусть рыдает крича; Как магма, слеза

Будет пусть горяча! Планета!

Живешь миллионы ты лет, Садам и озерам

Числа твоим нет. Но видела ль ты

Хоть единственный раз Позорнее случай,

Чем тот, что сейчас? Страна моя,

Правда на знамени алом! Омыто то знамя

Слезами немало. Огнями той правды

Громи палачей За детскую кровь

И за кровь матерей!

Песня «Дети войны» - солирует 1 человек, остальные по ходу песни начинают небольшими шажками подходить ближе к солирующему, затем по очереди выходя из «заточения» встают внизу под сценой и на сцене, зажигая свечи.

После песни все стоят на своих местах.

Ребенок:

Мы говорим о войне мало. Единственное, что у нас с сестрой оставалось от войны – покупали куклы.

Сестра знала, лучший подарок для меня – кукла. Росли наши дети – мы дарили им куклы. Мы дарили куклы всем нашим знакомым.

Первой не стало нашей мамы, потом папы, и мы ощутили, сразу почувствовали, что мы последние. У той черты. У того края… Мы – последние свидетели. И наше время кончается. Мы должны говорить. Наши слова – последние…

_______________________________________________________________________________

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведём с ними счёты потом!

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что бредёте войной наугад.

До свидания, девочки! Девочки!

Постарайтесь вернуться назад! (Б. Окуджава «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»).

Звучит 1 куплет песни «Огонёк» (автор слов М. Исаковский, композитор неизвестен).

1-ый чтец (мальчик).

И Кама, и Волга на битву сынов провожали,

И матери долго цветными платками махали.

Прощались невесты - косички девчоночьи мяли,

Впервые по-женски любимых своих целовали.

Гремели колеса, литые колеса гремели,

И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели

Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу…

И рвали те песни комбата отцовскую

Душу… (М. Гриезане. «Обелиски»).

Звучит (фоном) песня «Катюша» (автор слов М. Исаковский, композитор М. Блантер).

2-ой ведущий.

1941 год. Один из гитлеровских генералов так докладывал в ставку Гитлера о прорыве Брестского укрепрайона: «Русские, однако, оказались настолько хорошими солдатами, что не растерялись от неожиданного нападения. На отдельных позициях доходило до ожесточенных боев».

Звучит громко песня «Катюша» до конца 1-го куплета.

2-ой чтец (девочка).

Вокзал был тихим,

Маленьким и грустным.

Жевали с хрустом лошади овес.

Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,

И задрожали рельсы от колес.

И к полустанку выплыли теплушки.

Березы у перрона встали в строй.

И запоздало охнула частушка,

Наполненная болью и тоской:

Милый едет воевать,

Надел рубашку белую.

Я все время буду ждать,

Изменушки не сделаю.

И лопнуло мгновенно напряженье,

Хлестнуло в сердце жарким и тугим,

- Женя!

А как же мы… Себя побереги! -

А он пошел, уже солдат России,

К теплушкам, к погрустневшим землякам,

И сыновья с ним рядышком босые

По-взрослому шагали по бокам.

А женщина осталась небольшая, -

С нее печаль бы русскую писать!

Она в карманах суетливо шарит

И все платка не может отыскать.

И в толкотне ей удалось всмотреться -

Целует муж заплаканных ребят…

И сквозь поселок, словно через сердце,

Ушел состав в пылающий закат. (В. Соловьев. «Полустанок»).

Звучит припев песни «Эх, дороги» (автор слов Л. Ошанин, композитор А. Новиков).

1-ый ведущий.

Из письма Михаила Евдокимовича Ревы, жене. Письмо с фронта. «…Прошу тебя, Анна, не плакать. На мою долю выпало большое счастье - защищать город Ленина. Большего счастья не надо, только бы мы увиделись с тобой. Если надо будет отдать жизнь во имя поставленной командованием задачи, я отдам ее с гордостью. К вам в Донбасс движется банда Гитлера. Если ты не сможешь эвакуироваться, то поезжай к моим родным и делай хотя бы что-нибудь на пользу нашей армии. Береги нашего сына. Целую тебя и сына. Михаил».

3-ий чтец (мальчик).

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

4-ый чтец (мальчик).

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт.

Жди, когда уж надоест тем,

Кто вместе ждёт.

5-ый чтец (мальчик).

Жди меня, и я вернусь.

Не желай добра тем,

Кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня.

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино на помин души.

Жди, и с ними за одно выпить не спеши.

6-ой чтец (мальчик).

Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть скажет: «Повезло!»

Не понять не ждавшим им, как среди огня

Ожиданием своим ты спасла меня.

Как я выжил будем знать только мы с тобой.

Просто ты умела ждать как никто другой. (К. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»).

Звучит 1-ый куплет песни «В землянке» (автор слов А. Сурков, композитор К Листов).

2-ой ведущий.

Ленинград. Зима 1941-1942 гг. была на редкость суровой. Блокада. Только в декабре от голода умерло 53 тыс. человек. В январе –феврале еще больше. Несмотря на это, осажденный город, погруженный во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбежкам и артобстрелам, жил, работал, боролся. Вместе со взрослыми к станкам встали подростки. За этот период было изготовлено: 95 тыс.корпусов снарядов и мин.; 380 тыс. гранат; 435 тыс. взрывателей.

Люди были сплоченными, и эта сплоченность помогала жить. Из сводок того времени, публикуемых в газетах Осенью 1942 г. Сталинградскому, Донскому, Юго-Западному фронтам было отправлено: валенок - 41 тыс. пар; полушубков - 19 тыс.; стеганых фуфаек и шаровар - 112 тыс.; рукавиц и шерстяных носков - 52 тыс. пар; шапок-ушанок - 42 тыс.

1-ый ведущий.

Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести - даты. И за каждой - смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: «28 декабря 1941 года. Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта — Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая-дядя Леша. мама - 15 мая». А дальше - без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

1-ый чтец.

Победа! Как она досталась?

Каким путем вы к ней пришли?

И раны были, и усталость,

И шрамы на груди земли.

Броня во вмятинах глубоких,

И дали пройденных дорог,

И ордена на гимнастерках,

Где пот нещадно ткань прожег.

Могилы братские, в которых

Друзья погибшие лежат. (И. Дашков. «Победа»).

2-ой чтец.

Давно закончилась война,

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты, -

За Брест, Москву, за Сталинград

И за блокаду Ленинграда,

За Керчь, Одессу и Белград,

За все осколки от снарядов.

3-ий чтец.

А по ночам вам до сих пор

Бои под Бугом где-то снятся,

И «мессеры» строчат в упор,

И из ложбинки не подняться.

Зовет в атаку лейтенант,

Но тут же падает, сраженный…

А дома долго будут ждать,

Но лишь дождутся похоронной.

4-ый чтец.

В один и тот же день и час

На встречу вы к друзьям спешите,

Но с каждым годом меньше вас,

И нас за это вы простите,

Что не сумели вас сберечь,

Не залечили ваши раны.

И вот на место этих встреч

Приходят внуки ветеранов.

5-ый чтец.

Давно закончилась война.

Давно с войны пришли солдаты.

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

Вам всем, кто вынес ту войну -

В тылу иль на полях сражений, -

Принес победную весну, -

Поклон и память поколений. (С. Кочурова).

Звучит 1-ый куплет и припев песни «Одна победа» (автор слов и композитор Б. Окуджава).

6-ой чтец.

Помните!

Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди!

Покуда сердца стучат, - помните!

Какою ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них,

чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

чтобы тоже помнили! (Р. Рождественский «Реквием»)