Как жить по своим правилам, если близкие люди в тебя не верят. Писатель Нил Гейман: "Правда состоит в том, что личности меняют мир снова и снова" Что же такое Правда

Совершенно случайно я наткнулась на одну статью в сети. У статьи уже довольно большой срок годности. Можно даже сказать, что она с бородой, но именно сейчас оказалась как нельзя кстати. Думаю, это потому, что тема эта вечная — честность.

Честность и… персональный брендинг. Раньше брендинг был, в основном, корпоративным. А теперь личный брендинг иногда оказывается гораздо важнее, чем бренд компании. Как связаны между собой личный брендинг и честность? Напрямую. Потому что когда вы строите свой бренд, вы не можете быть честными людьми и оказываетесь в собственной же ловушке. И для того, чтобы оттуда выбраться, нужно снова начать говорить людям правду. Но правда состоит в том, что люди не очень-то и любят честность. И это касается как бизнес-мира, так и личного окружения. Что случится, если вы, вдруг, начнете честно отвечать на вопросы и рассказывать, как у вас на самом деле дела?

Кто из друзей лучше: тот, кто скажет правду, потому что ему его друг не безразличен, или тот, кто промолчит или скажется, что выбор спутницы жизни/работы/нового дома/галстука вполне даже ничего, лишь бы нравился? Как показала практика, лучше тот, кто поддакивает или разводит руками. А тот, кто честно отвечает на вопрос, в итоге оказывается врагом.

То же самое касается работы. Если вы строите свой личный бренд, то вы обязательно должны быть успешными: публиковать красивые фотографии с красивыми и успешными (а можно и с теми, и с теми по отдельности) людьми в красивых местах; давать комментарии в модных журналах; периодически звездить перед камерами и фотоаппаратами и радовать своих почитателей фотографиями в Instagram и Facebook. И никому совсем не интересно знать, даже вредно знать, что вы на самом деле терпеть не можете фотографироваться, что вам уже надоело давать комментарии, или что вы хотите держаться как можно дальше от тех, с кем постоянно мелькаете на фотографиях?

Но вы не можете этого сделать, потому что тогда вы потеряете уважение публики и своих клиентов. Вы потеряете собственный бренд и, как следствие, деньги. Но долго так тоже сложно выдержать, и рано или поздно у человека случается нервный срыв, потому что он постоянно лжет себе и окружающим.

Это как подписать контракт с какой-нибудь компанией — вы не можете говорить о ней плохо до тех пор, пока работаете с ней. Но как только срок контракта закончится (или вы сами разорвете его со всеми вытекающими последствиями), вы снова становитесь свободными и можете, наконец-то, высказывать свои реальные чувства к бренду, с которым работали. Но вот разорвать контракт с самим собой гораздо сложнее.

Что же будет, если вы вдруг начнете говорить всем правду? А будет очень весело! Поверьте, я знаю, о чем говорю;)

Люди перестанут разговаривать с вами

Если вы начали говорить правду, приготовьтесь к тому, что некоторые люди перестанут с вами разговаривать. Это могут быть члены вашей семьи, ваши друзья, ваши коллеги и ваши инвесторы. Приготовьтесь к тому, что ваше окружение кардинально изменится и это касается как реальных людей, так и ваших «друзей» в социальных сетях.

Когда говоришь правду, сложно кого-то не обидеть. Но также известно, что обижаются только те, кому это выгодно. Если человек сам честен с собой, его очень сложно обидеть. У него можно вызвать лишь недоумение своим поступком.

Люди могут подумать, что вы решили свести счеты с жизнью

Представьте себе, что будет, если вы начнете писать своей ленте только правду? Скорее всего, если день выдался тяжелый, каждый пост будет напоминать предсмертную записку или в нем будут явно читаться признаки маникально-депрессивного психоза .

Люди начнут думать, что вы сошли с ума

Читая ваши записи или общаясь лично с вами у многих начнет возникать вполне естественный вопрос:«Вы сошли с ума?!» Вполне возможно, что они начнут задавать этот вопрос вашим друзьям или близким и интересоваться вашим общим психическим состоянием. Кто-то может учтиво посоветовать хорошего психоаналитика.

Люди начнут пугаться

Люди начнут вешать на вас ярлыки. Кто-то скажет, что вы просто пытаетесь выделиться среди толпы и быть «не таким, как все» (городской сумасшедший или сумасшедший гений — кто станет разбираться?). Кто-то назовет выскочкой. Говорить правду — поведение не совсем естественное для современных Homo sapiens, и никто не любит, когда на корпоративном собрании кто-то встает и начинает говорить правду о том, что не так. Вообще мало кто любит, когда говорят правду о заведомо неудачных вещах.

Люди начнут находить вас забавным

После того, как окружающие привыкнут к вашим высказыванием, некоторые даже найдут вас забавным и люди начнут потихоньку возвращаться к вам. Им будет интересно, что на этот раз вычудит этот сумасшедший? И, что самое главное, они будут уверенны в 100% правдивости написанного или сказанного вами. Вы станете для них чуть ли не единственным источником новостей «без цензуры». Вы станете чем-то вроде сериала, от которого сложно оторваться, только круче.

После стадии привыкания и прикипания, люди начнут доверять вам. Потому что они будут точно знать, что вы скажете им правду, а не напоете на ушко красивые истории только для того, чтобы продать что-то. Они могут не любить вас, они могут даже опасаться вас, но за советом придут все равно. Вы можете стать чем-то вроде последней инстанции, царем Соломоном в своем поселении.

Вы станете свободным

И последняя, самая приятная стадия — вы станете свободными от своей золотой клетки собственного бренда и построите себе новый бренд, у которого не будет границ. Если раньше, вы не говорили, что вам действительно нравилось или что вы действительно думали по тому или иному поводу из-за того, что боялись кому-то не угодить или потерять друзей, то теперь вы смело сможете говорить то, что действительно думаете. Потому что рядом будут люди, которым вы нравитесь именно из-за своих личных предпочтений, а не потому, что вы соглашаетесь с ними только для того, чтобы угодить.

И вам обязательно станет легче, потому что теперь не нужно будет следить за тем, что вы написали, или за тем, что одели, или за тем, с кем вы теперь появляетесь на фотографиях. Вы — это вы. И рядом с вами те люди, которые любят вас, ценят вас и доверяют вам именно из-за этого.

Не стоит путать честность с откровенным хамством и грубостью. Эта свобода совсем не означает, что вы можете говорить гадости направо и налево. Эта свобода означает то, что теперь вы можете построить свой личный бренд на доверии, сделать самого себя только лучше и научиться нести ответственность за сказанное.

В сущности, потеря веса - это действительно «есть меньше, а двигаться больше». Вес теряется, только когда калорий расходуется больше, чем потребляется. Явление называется «создание дефицита калорий». Но на этом простая часть заканчивается.

Правда состоит в том, что фраза «ешьте меньше, а двигайтесь больше» - вредна

Доктор Спенсер Надольски, специализирующийся на лечении ожирения, резюмирует:

«Совет, который специалисты давали в течение многих лет, так и звучал: „Ешьте меньше, двигайтесь больше“. Однако он не работает. Да, вы действительно должны делать эти вещи, но говорить людям, чтобы они это делали, по сути, бесполезно. Потому что есть целый ряд сильных психологических и биологических факторов плюс влияние окружающей среды, которые будут работать против такого совета».

Правда состоит в том, что фраза «ешьте меньше, а двигайтесь больше» - вредна.

Человеческое тело представляет собой очень сложную систему механизмов, и хотя рассматривать его как некую машину весьма заманчиво, способ, которым тело регулирует своей вес, вовсе не сводится к примитивному противостоянию «калории внутрь - калории наружу».

Однако не стоит интерпретировать всё сказанное выше как «раз уж я не в состоянии это контролировать, то не стану и волноваться». Трудность потери веса не должна быть оправданием бездействия. Напротив, нужно использовать эту информацию, чтобы осознать все подводные камни этого процесса, преодолеть их и стать улучшенной версией самого себя.

Чрезмерная зависимость от силы воли

Фраза «Ешьте меньше, двигайтесь больше» означает, что фитнесс - это лишь вопрос силы воли, и надо просто приложить большие усилия для того, чтобы привести себя в форму. И если ничего не вышло - значит, вы просто не пытались это сделать.

Правда состоит в том, что, когда дело доходит до фитнесса, люди слишком полагаются на силу воли. Так что же происходит, когда мы полагаемся на силу воли? Чтобы разобраться в этом, воспользуемся тематическим исследованием экспертов по питанию Алана Арагона и Лу Шуле:

«Давайте для примера возьмём вымышленного персонажа по имени Дэн. Дэн, который весит 108 кг, решил, что пришло время перемен. Он покупает популярную книгу о похудении и решает соблюдать одну из изложенных там эталонных диет. Он не знает, что эталонная диета - это всего 1300 калорий в день, а это меньше половины того, что он съедает ежедневно. При этом он не хочет достичь какого-то определённого веса. Он просто хочет похудеть, и чем быстрее, тем лучше.

Когда вы сбрасываете вес, уровень лептина понижается, что приводит к усилению чувства голода и снижению уровня метаболизма

Сначала кажется, что килограммы исчезают довольно быстро, - Дэну удаётся сбросить 10 килограммов всего за шесть недель. Его жена шутит, что он теряет полкило каждый раз, когда принимает душ. Дэн начинает думать, что в следующем месяце его вес составит менее 80 килограммов. И это будет впервые с тех пор, когда он был первокурсником колледжа.

Но есть кое-что, чего Дэн не знает: его диета уже подвела его. Так как он всё время голоден, его стремление следовать правилам диеты слабеет день ото дня. И поскольку вес Дэна в течение всей его взрослой жизни не опускался ниже 80 килограммов, его метаболизм начинает сопротивляться. Уровень теплообразования, не связанный с физической активностью, уже понизился, а следом начал замедляться и метаболизм в периоды отдыха.

К тому моменту, когда Дэн наконец признает, что больше не соблюдает диету, часть веса к нему уже вернётся, и его тело будет продолжать работать над тем, чтобы вернуть все потерянные ранее килограммы плюс небольшой „довесок“. Вот что бывает, когда вы швыряете петарду в осиное гнездо гомеостаза».

В приведённом примере Дэн воюет со своим естественным гомеостазом, то есть со способностью своего тела сохранять энергетическое равновесие в течение длительного времени. Дэн не знает, что быстрая потеря веса ведёт к снижению уровня лептина - гормона, который регулирует массу тела.

Когда вы сбрасываете вес, уровень лептина понижается, что приводит к усилению чувства голода и снижению уровня метаболизма. Аналогично, когда вы много едите, ваш аппетит постепенно снижается. Действуя совместно, эти эффекты позволяют телу держать стабильный вес. Они же создают трудности при потере веса: ваше тело будет сопротивляться снижению веса, и это сопротивление будет прямо пропорционально вашим успехам в этом деле.

Наиболее агрессивные методики похудения позволяют быстро сбрасывать вес, однако добиться успеха с их помощью будет сложнее всего. Вы можете делать большие успехи в течение первых недель, но потом с каждым днём будет требоваться всё больше усилий, чтобы просто оставаться «в норме».

Дэн полагался именно на силу воли. Он пытался бороться с собственной природой, употребляя пищи меньше, а двигаясь больше. Но в поединке природы с волей природа всегда выходит победителем.

Петля положительной обратной связи

Успех приходит не от использования силы воли, а от создания устойчивой петли положительной обратной связи. Это своеобразная мотивационная машина, которая говорит: «Результаты, которых я добиваюсь, стоят гораздо больше, чем усилия, затрачиваемые на это». Когда речь идет о сохранении мотивации при выполнении намеченной фитнесс-программы, положительная обратная связь - единственная вещь, которая действительно важна.

Созданная Дэном в самом начале своей диеты петля положительной обратной связи была неустойчива. Постепенно он становился все более голодным, и худеть ему становилось всё труднее и труднее. И в этой точке обратная связь утратила свою стабильность. Никто не может всегда полагаться на силу воли. Сила воли - это лишь искра, которая заводит двигатель автомобиля, а не бензин, благодаря которому этот автомобиль едет.

«Результаты, которых я добиваюсь, стоят гораздо больше, чем усилия, затрачиваемые на это»

Вот почему всегда больно видеть, как люди, желающие похудеть, начинают делать бессмысленные вещи, к примеру сокращают потребление натрия или задаются целью бегать каждое утро. Разумеется, всё это выглядит как вполне здоровая деятельность, но во многом всё как раз наоборот.

Здесь уже говорилось о том, что когда речь заходит о потере веса, польза от упражнений в долгосрочной перспективе не слишком велика. А сидя на диете, состоящей из продуктов с пониженным содержанием натрия, вы просто получите уйму неудобств, а награда за это будет очень незначительна.

Деятельность, не дающая существенной отдачи, не может быть «здоровой» в долгосрочной перспективе, если она подразумевает использование силы воли.

Так что снижение потребления натрия, питание только «органической» пищей, «немного движения каждый день» и тому подобное на самом деле может лишь мешать нам вести здоровый образ жизни.

Ненавидите бег? Тогда не бегайте. Не хочется отказываться от пиццы? Тогда найдите способ включить её в свой рацион. Не нравятся салаты? Найдите другой способ употребления овощей.

Осознав, что «есть меньше, двигаться больше» - это не ответ, вы сможете понять, что фитнесс - это умение, а не талант, и станете развивать его именно как умение. А самое главное, вы сможете простить себя за всё то время, когда вы терпели неудачи и у вас не было мотивации для продолжения попыток.

Какой язык понятен всем славянам?

Какую ошибку при пользовании столовым ножом совершают почти все?

Почему женщины стали носить бюстгальтеры?

В Мировом океане плавает лично ваша тонна золота

В мировом океане растворено так много золота, что если бы нам удалось его добыть, то каждому человеку на Земле досталось бы по целой тонне. Но проблема как раз заключается в том, что любой известный нам способ добычи этого золота дороже, чем само золото. Пока не существует технологии делать это быстро и дёшево, так что если вы инженер или изобретатель - вот достойный вызов! Кстати, узнайте, кому принадлежит 11% всего золота в мире.

Кто такие «дети Луны»?

Удаление когтей у кошек - это ампутация пальцев

Какое сочетание цвета глаз и волос самое редкое в мире?

Что такое «ловушка нищеты»?

«Ловушкой нищеты» социологи называют ситуацию, когда дети, растущие в бедности, не могут по этой причине получить достойное образование, высокооплачиваемую профессию и достойную пенсию и вынуждены всю жизнь оставаться на социальном дне. Согласно последним данным Росстата, в России доля детей из малоимущих семей составляет 26% от общего числа: все они находятся под угрозой попадания в «ловушку бедности».

Слова эти принадлежат графу Бальдассаре Кастильоне (1478-1529), чей портрет кисти Рафаэля висит в Лувре напротив "Моны Лизы" Леонардо.

"Прямые и непосредственные неоплатонические формы быта
а) Может быть, наиболее ярким возрожденческим бытовым типом было то веселое и легкомысленное, углубленное и художественно красиво выраженное общежитие, о котором говорят нам документы Платоновской академии во Флоренции конца XV в. Здесь мы находим турниры, балы, карнавалы, торжественные въезды, праздничные пиры и вообще всякого рода прелести даже будничной жизни, летнего времяпрепровождения, дачной жизни, обмен цветами, стихами и мадригалами, непринужденность и изящество как в повседневной жизни, так и в науке, в красноречии и вообще в искусстве, переписку, прогулки, любовную дружбу, артистическое владение итальянским, греческим, латинским и другими языками, обожание красоты мысли и увлечение как религией, так и литературой всех времен и всех народов. Невозможно даже сказать, чего тут было больше, неоплатонизма или гуманизма, религии или свободомыслия, духовности или светскости, небесных восторгов или простейших, прелестнейших земных радостей, серьезности или легкомыслия. И среди всего этого подлинно возрожденческого быта Марсилио Фичино перевел на латинский язык всего Платона (1477), всего Плотина (1485), частично Дионисия Ареопагита, античных неоплатоников Порфирия, Ямвлиха и Прокла и других античных философов и писателей. Тут же он занимался и астрологией, демонологией и колдовством, за что не раз таскали его в инквизицию, от которой он, впрочем, сумел отвертеться. Но, собственно, инквизиция имела на то основания, поскольку Марсилио Фичино всерьез занимался астрологией. Кроме того, он был еще и католическим духовным лицом, совершавшим богослужения и наставлявшим верующих в их искании спасения души. И притом он был не просто духовным лицом. Он был еще и каноником (т.е. настоятелем кафедрального собора во Флоренции). А Пико делла Мирандола, второй по важности представитель Флорентийской академии, доказывал, что бог еще не совсем создал человека и что человек, чтобы быть настоящим человеком, кроме сотворения его богом, должен еще и сам себя сотворить. Мы не будем здесь говорить о поэтическом творчестве Платоновской академии. Об этом тоже нетрудно прочитать в общих руководствах по истории литературы. Но мы все-таки должны сказать, что творчество это было жизнеутверждающее, светское и веселое, ученое и юношески наивное, а если тут и была капля мистицизма, то она делала эту поэзию только еще более острой, еще более светской, еще более веселой и игривой. Насколько можно судить эстетика Платоновской академии во Флоренции в конце XV в. была одним из самых ярких, одним из самых последовательных и одни м из самых убедительных типов не только теоретической, но как раз именно практически-бытовой эстетики Ренессанса.

Б) В качестве другого и тоже основного примера чисто возрожденческого, притом по преимуществу платонического, быта может послужить трактат Бальдассаре Кастильоне "Придворный" (1514 - 1518), где рисуются все необходимые качества тогдашнего благовоспитанного человека: умение красиво драться на шпагах, изящно ездить на лошади, изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо говорить и даже изощренно ораторствовать, владеть музыкальными инструментами, никогда не быть искусственным, но всегда только простым и естественным, до мозга костей светским и в глубинах души верующим. А кончается этот трактат панегириком Амуру, подателю всех благ и всего довольства, включая душевное спасение, панегириком, конечно, в чисто платоновском стиле. И тут тоже не в меньшей сте пени, чем у флорентийцев, полное слияние неоплатонизма и гуманизма, религиозной веры (вместе с учением о спасении души) и абсолютно светского жизнеутверждения, а также чистейшей эстетики платонизма и всяких возможных украшений и достоинств земной, и прит ом блестяще земной, жизни.

В) Эти два самых ярких примера бытовой эстетики Ренессанса, т.е. флорентийская Платоновская академия и Бальдассаре Кастильоне, оба являются наилучшим подтверждением формулированного у нас выше тезиса о превращении в эпоху Ренессанса антично-средневековых ценностей из безоговорочно онтологических в самодовлеюще-эстетические. Не то чтобы здесь отрицалась античная космология. Наоборот, она здесь всячески превозносилась. И не то чтобы средневековая ортодоксия начисто отрицалась. Наоборот, она всячески призн авалась: многие возрожденческие эстетики, как мы знаем, были даже духовными лицами католической церкви. Нет, дело здесь вовсе не в безусловном отрицании антично-средневековых абсолютов, что будет происходить уже в послевозрожденческие века. Все дело здес ь в эстетическом любовании антично-средневековыми ценностями, в превращении своей собственной жизни в предмет эстетического любования. Только так и можно понять Марсилио Фичино и Бальдассаре Кастильоне. За 300 лет до Канта они проповедуют эту всеобщую эс тетическую предметность, но проповедуют ее покамест только как факт, как результат своей прямой и непосредственной художественной интуиции. Чтобы формулировать это эстетическое самодовление в достаточно точных категориях, до этого европейским мыслителям нужно было работать и размышлять еще три века."
А.Ф. Лосев "История эстетики"

«КНИГА О ПРИДВОРНОМ» («IL LIBRO DEL CORTEGIANO»)

Известная еще до публикации, «Книга о придворном» была отдана в печать сразу двум известным издателям: Мануцию в Венеции, где она вышла в апреле 1528 г., и Джунти во Флоренции, где она появилась несколькими месяцами позже. Издание основывалось на последней рукописи, которую Кастильоне из Испании передал Бембо И Рамузио. Внезапная смерть в Испании не позволила автору увидеть успех книги в Италии и в других странах Европы, в которых вскоре вышли многочисленные переводы (в 1534 г. на испанский язык, три года спустя – на французский, в 1561 г. – на английский и в 1593 г. на немецкий).

Диалогическая форма «Книги о придворном» опирается на образцы прозы Платона и Цицерона, ставших учителями для нескольких поколений гуманистов, и отвечает стремлению автора представить придворную среду в качестве типичной формы социальных отношений, или светского «времяпрепровождения» («intertenimento»), которое предстает в книге как «игра». Кроме того, отсутствие автора в числе собеседников (события якобы относятся к 1507 г., когда Кастильоне находился с дипломатической миссией в Англии при дворе короля Генриха VII) позволяет им участвовать в диалоге совершенно свободно.

«Книга о придворном» разделена на четыре части; в ней рассматривается проблематика, затрагивающая все этапы человеческой жизни и опыта (юности и старость, язык и оружие, образование, любовь), при этом используются все традиционные литературные формы (фацеция, монолог, новелла, трактат). Придворная «игра», необычная и вычурная, представлена с определенной долей иронии. Ужу во вступительной части, в которой Федерико Фрегозо предлагает разыграть придворное действо, проблема «придворной жизни» («cortigianeria») представляется как исторически новая и злободневная, решение ее должно быть ясным и однозначным. В первой книге Лудовико ди Каносса ведет речь о физических и моральных качествах идеального придворного, которые могут меняться под влиянием случая и превратностей судьбы. Во второй Федерико Фрегозо намеревается продемонстрировать, «in qual modo e maniera e tempo debba il cortegiano usar le sue bone condicioni, ed operar quelle cose che già s’è detto convenirsegli» (гл.VI), т.е речь идет о том, чтобы изложить способы и обстоятельства, при которых придворный должен подтвердить свои качества. В третьей книге Джулиано де Медичи представляет образ «дворцовой дамы» («donna di palazzo») и, наконец, в четвертой Оттавиано Фрегозо рассматривает сложный вопрос об отношениях придворного и князя (т.е. господина). Наконец, Пьетро Бембо завершает диалог страстным восхвалением любви как пути к божественному благу, - и в это время первые рассветные лучи застают врасплох собеседников, которые «не заметили, как пробежало время» (гл. LXXIII).

Таким образом, каждая их 4-х книг имеет свою тематику, однако ни в одной из частей разговор не идет в некоем раз и навсегда установленном русле. В каждой части есть пространные и не случайные отступления, придающие более живой характер всему тексту: в первой книге это тема языка, во второй Биббиена рассказывает несколько новелл и фацеций; в третьей приведены примеры женской честности и скромности; в четвертой восхваление красоты и любви завершает весь трактат.

"Когда граф Лодовико Каносса еще далеко не кончил перечислять качества хорошего придворного, Лодовико Пио замечает ему: "Не думаю, чтобы во всем мире возможно было найти сосуд такой обширный, чтобы он оказался способен вместить все вещи, какие вы хотите видеть в своем придворном". И чем дальше подвигается накопление этих вещей, тем больше увеличивается скептицизм. После того как граф и мессер Федериго Фрегозо перечисляют все качества, которыми должен обладать придворный, Джулиано Медичи говорит: "Придворный, которого создали своим красноречием граф и мессер Федериго, не существовал никогда и, вероятно, не может существовать". Но Кастильоне этому не верит. Он не боится перегрузить своего придворного такими качествами, которые трудно соединить в одном лице, ибо убежден, что такое соединение все-таки возможно. Какие же это качества?

Придворный должен быть благородного происхождения. Это первое и необходимое условие. И не только просто родовитым человеком, его "порода" (come si dice, un sangue) должна сказываться в его внешности: в осанке, в выражении лица, в изяществе. Главной профессией придворного должна быть профессия воина, но воин-придворный не должен быть грубым солдатом: он должен быть храбр с неприятелем, но сдержан, скромен, лишен хвастливости в обычное время. И противоположной крайностью не должен страдать придворный: в нем не должно быть изнеженности и женственных манер, которыми щеголяют некоторые. Одеваться он должен не с чрезмерной изысканностью - как большинство воспитанных людей, не более. Но нравиться и производить впечатление ему нужно; в нем должна быть красота; рост его не должен быть ни чрезмерно высок, ни чрезмерно мал: то и другое возбуждает смех. Он должен быть хорошо сложен и ловок во всех телесных упражнениях: должен отлично знать верховую езду, хорошо биться на копьях, на шпагах, на кинжалах и даже выступать на бое быков. В делах чести, раз вопрос не может разрешиться мирно, должен твердо идти до конца и не поступать так, как делают иные: выбирают оружие, которое не колет и не рубит. Должен быть искушен во всех видах телесных упражнений: хорошо бегать, прыгать, плавать, метать камни, играть в мяч.

Затем идут все более мирные требования. Придворному нужно любить все игры и удовольствия, которые подобают человеку хорошего общества: танцы, верховую езду и особенно охоту, настоящую забаву вельможи. Ему нужно уметь поддерживать разговор, шутить, быть остроумным. Во всем этом он должен стараться отличиться перед другими. Но двух вещей он не должен забывать никогда. Во-первых, быть изящным во всем - это непременное требование для того, кто хочет успеха. Кто изящен, тот имеет успех, chi ha la grazia, quello è grato. Кому природа не дала изящества, тот должен выработать его в себе воспитанием, подражанием. "Подобно тому как пчелка, летая по зеленым лугам, ищет цветы среди трав, так и наш придворный должен красть изящество у всякого, у кого оно есть". И если оно у него не врожденное, а выработанное, это не должно быть заметно. "Настоящее искусство то, которое не кажется искусством: quella esser vera arte ché non appare esser arte". Второе требование, чтобы была непринужденность , spezzatura, но непринужденность естественная и не переходящая в рисовку. Когда человек всячески старается показать, что он не думает о том, что делает, это значит, что он думает об этом чересчур много. Когда непринужденность переходит известные, средние границы, она становится аффектированной. Простота и естественность нужны во всем: в музыке, в живописи, в повседневном обиходе. "Иной не побыл и года вне дома, а, вернувшись, начинает говорить на романьольском диалекте, по-испански, по-французски и еще бог знает как, а это все происходит от желания показать, что он много знает".

Но этого мало. Придворный должен быть широко и многосторонне образованным человеком. "В литературе он должен быть образован более чем посредственно, по меньшей мере в тех науках, которые мы зовем гуманитарными (d"umanità); знать он должен не только латинский язык, но и греческий, ибо по-гречески божественно изложено много различных вещей. Должен он быть начитан в поэтах и не меньше в ораторах и историках, а сверх того искусен в писании прозой и стихами, больше всего на нашем родном итальянском volgare, что кроме удовольствия, которое принесет ему самому, доставит ему возможность занимать приятными беседами дам, которые обыкновенно любят эти вещи". Разумеется, придворному нужно знать еще и современные иностранные языки.

Когда возникает вопрос, соединима ли профессия воина, которая должна быть у придворного главной, с большим литературным образованием, оратор горячо отвечает: "Я должен упрекнуть французов, которые думают, что литературное образование вредит профессии воина. Я считаю, что никому так не идет быть литературно образованным, как воину. Я хочу, чтобы эти две сцепленные между собой (concatenate) и одна другую дополняющие профессии были и в нашем придворном".

Однако и это еще не все. Придворный должен уметь играть на нескольких инструментах и петь. "Потому что, если подумать хорошенько, никакой отдых от трудов, никакое лекарство для слабой души не может быть более благородным и приятным, чем музыка. Особенно при дворах, где музыка не только всякого заставляет забывать неприятности. Там ведь многое делается, чтобы доставить удовольствие дамам, а в их души, мягкие и нежные, легко проникает музыкальная гармония и наполняет их сладостью". Напрасно Гаспаро Паллавичино протестует против этого требования, говоря, что "музыка вместе со многими другими глупостями (con moite altre vanità) - дело женское", "придворному вовсе не нужно быть музыкантом". Он опять остается одинок в своем протесте. Несколько больше аргументов требуется, чтобы доказать, что придворному нужно уметь рисовать и писать красками. "Не удивляйтесь, - говорит оратор, - что я хочу и этого искусства, которое кажется, быть может, в настоящее время чересчур ремесленным (meccanica) и недостойным дворянина". И после неизбежных примеров древности идет длинное доказательство практической пользы умения рисовать, "особенно на войне", где нужно зарисовывать местность, реки, мосты, снимать планы. Потом выясняется ценность искусства для души.

Портрет "совершенного придворного", нарисованный Кастильоне, знаменует собой целый самостоятельный этап в эволюции индивидуализма. Все, что представлялось отдаленным, лишь теоретически мыслимым идеалом людям Кватроченто, теперь предъявляется как практическое требование."

(А.К. Дживелегов. "Очерки истории итальянского Возрождения". М. 1929.)

Композиция книги имеет эклектический характер и не отличается строгим единообразием, автор использует примеры из реальной жизни, не останавливаясь только на «теоретических» заявлениях. Придворный – это человек, принадлежащий к реальному и конкретному обществу, наделенный определенными качествами, присущими этому обществу. Таким образом, все сводится к понятию «разнообразия» (varietas), противостоящему изначальной установке «игры», в ходе которой необходимо было определить идеального придворного. Тем не менее, идеал сформулирован и его социально-политическая и культурная роль определена: свободное противостояние различных мнений в диалоге проливает свет на изначально запутанный и неясный вопрос. Однако художественная ценность «Книги о придворном» состоит именно в некой ее двойственности, она представляется одной из самых удачных интерпретаций общественной и культурной жизни в эпоху Возрождения, поскольку в ней отражаются скрытые конфликты и недостатки постоянно меняющегося общества.

Справка:

BALDASSAR CASTIGLIONE
(1478 - 1529)
Итальянский дипломат, деятель культуры, писатель. Родился в 6 декабря 1478 г. в Казатико, в окрестностях Мантуи, в знатной семье. Его мать, Луиджа-Алоизия (так он сам будет называть ее в письмах), была родственницей семейства Гонзага, синьоров Мантуи. Начальное гуманистическое обрзование Кастильоне получил в Милане, где учился рыцарскому искусству при дворе Лудовико Моро. В 1499 г. смерть отца вынуждает его вернуться в Мантую, где он начал участвовать в придворной жизни, - позднее она сыграет определяющую роль в его литературном творчестве. Он поступает на службу к герцогу Франческо Гонзага, по приказу которого будет выполнять различные дипломатические, политические и военные поручения. В 1504 г., по неизвестным причинам, он уезжает из Мантуи, и герцог на многие годы запретит ему возвращаться в город.

Кастильоне уезжает ко двору в Урбино, одному из самых центров культуры того времени, и проведет там девять лет, вначале на службе герцога Гвидубальдо да Монтефельтро, а затем у сменившего его Франческо Мариа делла Ровере, также выполняя разного рода военные и дипломатические миссии. В 1511 г. он участвует в осаде городка Мирандола, а годом позже – в завоевании Болоньи. В те же годы Кастильоне занимается литературным творчеством: пишет стихотворения на различную тематику, эклогу «Тирси» («Tirsi»), эпистолу «О жизни и деяниях Гвидубальдо герцога Урбинского» («De vita et gestis Guidubaldi Urbini ducis»). В 1513 г. занимается постановкой при Урбинском дворе комедии «Каландрия», написанной его другом Бернардо Довици да Биббиена, и начинает работу над своим главным литературным трудом – «Книгой о придворном» («Il libro del Cortegiano»), которая будет завершена только в 1527 г. В том же году герцог, чтобы отметить его заслуги при дворе, жалует ему титул графа Новеллары, небольшого городка вблизи Пезаро, и посылает постоянным послом к папскому двору в Рим.

В Риме Кастильоне бывает у самых знаменитых литераторов и художников своего времени, в числе которых Пьетро Бембо, уже упоминавшийся Бернардо Довици да Биббиена, Рафаэль, который становится близким другом писателя и запечатлевает его на одном из своих самых известных портретов.

В 1516 г. Кастильоне возвращается в Мантую, где герцог Гонзага снова берет его на службу. Женится на Ипполите Торелли, от которой у него будет трое детей, а в 1521 г., после смерти жены, принимает духовный сан, - возможно, из соображений карьеры, блестящие возможности которой ему предоставляла церковная среда.

Тем не менее, он остается на службе у Гонзага до 1524 г., когда папа Климент VII посылает его в качестве апостольского нунция ко двору императора Карла V в Мадрид. Это очень тонкий ход со стороны папского двора, поскольку отношения с императором очень натянуты, и от него папа ожидает положительных результатов. Однако дипломатической миссии оказывается недостаточно, чтобы избежать осады Рима (знаменитого «римского мешка») в 1527 г., после чего Кастильоне вместе с другими дипломатами, среди которых его соотечественник Франческо Гвиччардини, обвиняется в том, что содействовал поражению папских войск. Ему удается снять с себя все обвинения, но восстановить доверие папы уже невозможно. В Испании Кастильоне остается до своей внезапной смерти в Толедо 2 февраля 1529 г.

Малые произведения Кастильоне состоят из небольшого числа стихотворений на латыни и на вольгаре, написанных еще в молодости, эклоги «Тирси», хвалебного текста, написанного для рода Монтефельтро. Она может рассматриваться как один из первых образцов пасторальной драмы – именно того литературного жанра, который получит очень широкое распространение во второй половине 16 века и достигнет значительных результатов в творчестве Торквато Тассо.

Поэзия на вольгаре, несмотря на то что вызывала значительный интерес в 16 столетии, представляет собой достаточно успешные поэтические «опыты», в которых ощутимо значительное влияние петраркизма. Латинские стихотворения опираются на примеры античной поэзии, в их числе и знаменитая эпиграмма на смерть Рафаэля.

Печальная правда состоит в том, что люди, которые должны помогать тебе (подруга, друзья, родители) чаще всего не верят в твои сумасшедшие мечты. Они и поддерживать тебя не будут. По разным причинам, порой даже из самых лучших побуждений. Они боятся, что тебя настигнет провал, который сломит твою жизнь, а ведь ты рассчитывал на их доброе слово, поддержку, на их сопричастность к трудностям, которые непременно поджидают тебя на дороге самореализации - жизни по собственным правилам.

К примеру, ты хочешь уйти со своего насиженного места и начать зарабатывать на жизнь творчеством. Прагматичные родители не хотят даже слышать об этом, ведь они готовили тебя к адвокатуре, либо, на крайний случай, надеялись передать в твои руки свое дело. Но это твоя жизнь, потому совершать ошибки и выбирать свой путь должен только ты. Так вот, они слушают твою «гениальную» идею, но не находят в ней никакого рационального зерна. Думают, что ты спятил и жизнь свою спускаешь в унитаз.

Друзья не лучше - они часто, возможно несознательно, переносят твой возможный успех на реальный застой. Им не хочется разрывать дружеские связи, потому они и задают этот неприятный вопрос: «зачем тебе это?» Если твои друзья не кретины, то они спросят тебя: «и как ты собираешься это сделать?».
Подруга может симулировать интерес к твоим «многообещающим планам», но она, также может быть настроена скептически. И это несправедливо, когда человек, с которым ты разделяешь постель, не верит в твои таланты. Просто большинство предпочитает стабильность и предсказуемость, даже если она и будет пропитана давящей скукой. Стабильность, как ты знаешь, и создала человеческое общество.

Можно долго искать , но далеко не каждому под силу докопаться до истины. Возможно, твои близкие думают, что ты наивен и глуп, или они не хотят, чтобы ты впустую тратил время. Но знаешь что? Ты не должен ориентироваться на их мнение.

Тебе не нужно их одобрение

С самого раннего возраста, наша идентичность формируется за счет одобрения и признания от окружающих. Это начинается с наших родителей, друзей в школе и продолжается вплоть до смерти. Не заметил, что чем старше ты становишься, тем больше твое эго требует одобрения? Получается такой замкнутый порочный круг, который подрывает ясность мысли и привязывает нашу личность к чужому мнению.

Спроси себя: что делает мнение близких важнее собственного? И ты сразу ответишь на этот вопрос - ничего. Отчетность должна быть только перед самим собой и никем больше. Только подумай, что момент, когда ты решаешь сделать что-то уникальное для себя, жизни или мира, это тот же самый миг, когда ты лишаешься потребности в одобрении. Иначе, у тебя просто ничего не получится. А если ты, все-таки, делаешь что-то лишь ради похвалы, то игра не стоит свеч.

Почувствуй красоту мира

Ты когда-нибудь чувствовал, что мир - это такой большой мыльный пузырь, ? Еще немного и он лопнет, а ты свалишься вниз. Знакомо? Такое ощущение возникает, когда ты остаешься со своими желаниями один на один. И глупо ждать поддержки со стороны, ведь ты отдалился от центра, от любой «нормальности», которая может говорить тебе только о самых скучных вещах на планете. А, меж тем, мир вокруг нас настолько прекрасен и ужасен одновременно, что он не нуждается в спасительном руководстве к жизни, которое подходило бы одинаково для каждого. Такого руководства не придумает ни одна вычислительная машина, ни один гений и даже ни одно авторитарное правительство.

Красота живет в животных, в человечестве, в камнях и скалах, в области искусства и даже в бизнесе. Если ты ее ощущаешь, живешь ею, то тебе никогда не потребуются слова поддержки - ты и так понимаешь, что делаешь все правильно.

Возьми на себя ответственность

Так, ты понял, что мир наполнен красотой (только не становись хиппи!), а еще осознал, что тебя не нужно закидывать словами поддержки, чтобы у тебя «все получилось». Последний шаг - это осознание ответственности… перед самим собой.

Сомневающиеся увидят, что ты становишься немного сумасшедшим. Это грустно, но исправить такое отношение будет сложно, ведь они (друзья, подруги, родители) не могут видеть мир таким, каким видишь его ты. И они не виноваты - просто другие люди, вот и все.

Еще со времен каноничного «Человека-паука» все вбили себе в голову фразу, которая и сегодня остается живее прочих - «С большой силой приходит и большая ответственность». И это правда, но только ответственность надо прокачивать уже на ранних стадиях, чтобы ты мог сделать хороший такой рывок вверх. Никто не будет помогать тебе, хотя тебе так этого хочется. Но в этом и суть жизни по правилам, которые ты написал для себя сам. Ты должен учиться самостоятельности, верить в свои силы и понимать свои слабые стороны. Друзья, родители, девушки - они будут для тебя частью толпы, которая доверяет собственным глазам, но они не влияют на твои решения. И когда у тебя начнет получаться что-то крутое, то, со временем, окружающие тебя люди, начнут верить в твое дело.

Если бы что-то случилось, ты бы никогда не позвонил мне раньше, чем другим. Я никогда не была первым человеком в твоем списке близких людей. Моего присутствия в твоей жизни для тебя всегда было недостаточно. Я никогда не была тем человеком, который тебе был нужен. Я никогда не была для тебя первой среди всех.

Пожалуй, где-то в глубине души я осознавала, что ты никогда не любил меня так, как я любила тебя. Но мне просто не хотелось в это верить. Ну, а кто захочет думать о том, что без него легко обойдутся? Таким мыслям будешь сопротивляться, пока хватит сил.

И я пыталась. Но ты лишь отступился от меня.

Я отдала тебе всю себя. Я доверяла тебе. Я любила тебя. Без тебя у меня было пусто на душе. Без тебя я ощущала себя ущербной. И именно в этом, думаю, была проблема. Я не была собой без тебя, но тебе без меня было вполне удобно.

Помню всё, словно это было лишь вчера. Ты не борешься за меня. Ты равнодушно слушаешь, как я плачу. Ты ничего не говоришь. Ты закрываешься от света моей души. Ты не такой человек, каким я тебя считала. Ты отказываешься от нашего союза. Ты отказываешься от меня.

Это было нечестно с твоей стороны. Чертовски нечестно.

Всё, чего мне когда-либо хотелось, это чтобы ты позволял мне любить тебя. Всё, чего мне когда-либо хотелось, это находиться рядом с тобой. Чтобы ты не избегал меня. Чтобы ты не отказывался от меня.

Но ты всё бросил. Ты бросил всё, что могло быть таким чудесным. Ты бросил всё, что могло быть таким чертовски прекрасным. Ты ушел от любви, которая могла быть такой сильной и такой самоотверженной…

Я не обвиняю тебя в том, что всё так закончилось. Я не могу помочь тебе получить то, чего хочет твое сердце. Но я обвиняю тебя в том, что ты годами заставлял меня заблуждаться. Я обвиняю тебя в том, как именно ты покончил со всем этим. В том, что ты нанёс удар исподтишка. В том, что пропасть между нами становилась всё шире и шире. В том, что ты относился ко мне всё холоднее и холоднее.

Я никогда не предполагала, что ты сможешь равнодушно закрыть за собой дверь. Я никогда не предполагала, что в тебе хватит черствости заставить меня почувствовать себя выброшенной на свалку. Почувствовать себя настолько подавленной. И настолько забытой. Я никогда не ощущала себя такой, какая была тебе нужна. Но ты был мне нужен. Я никогда не была для тебя самым дорогим человеком. Но ты был для меня дороже всех.

Может быть, ты никогда и не любил меня так, как я любила тебя. Может быть, теперь, когда прошло столько времени, отыщется причина всему этому. Может быть, если ты отпустишь меня, я смогу вернуться к прежней себе. Может быть, всё получится, я приду на твою свадьбу и не захочу утопить свое горе в вине.

А может, это ты придешь ко мне на свадьбу. Может быть, встанешь с места, прежде чем я успею издать хоть звук. Может быть, ты скажешь мне что-то решительное. Может быть, ты будешь бороться за меня. Впервые в своей жизни. Может быть, однажды ты поставишь мои интересы на первое место.

И тогда, может быть, я стану для тебя первой среди всех. Может, в другой жизни. В другой вселенной. В другом мире…