И.Тургенев "Бежин луг":образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир. «Образы крестьянских детей в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг Другие сочинения по этому произведению

Урок литературы в 6в классе по ФГОС

И.С.Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков,

их портреты, рассказы, духовный мир.

Педагогические задачи: способствовать формированию представлений об И.С.Тургеневе как великом русском писателе, о жизненном и творческом пути Тургенева; помочь проникнуть в художественный мир писателя; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать, делать выводы.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; создавать презентацию и проводить защиту собственных иллюстраций;

ценностно-ориентационная сфера: давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить устный ответ с использованием цитирования.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная, групповая.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, выставка рисунков «Мы – художники-иллюстраторы рассказа «Бежин луг»»; эпиграф урока записан на доске: «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!» (В.Г.Белинский).

Интернет-ресурсы: к уроку литературы иллюстрации ФА.Ф.Пахомова к рассказу «Бежин луг» - режим доступа: http://www.literatura5.narod.ru/turgenev_paxomov.html

Основные понятия и термины: портрет в литературе.

Сценарий урока.

    Оргмомент. Постановка целей и задач урока.

    (Слайд № 1)Вступление в урок. Создание настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа «Бежин луг». Совместно с учителем трое учащихся разыгрывают стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»

Учитель: Летний вечер.

Ученик 1: За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

Ученик 2: Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

Ученик 3: По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

Учитель: И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

1: Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

2: Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

3: А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

Хором: И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Учитель: Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

    Определение темы и целей урока.

Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное ).

Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью ).

Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность ).

Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания).

3. Знакомство с темой урока. (слайд №2).

Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?

Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.

II. Изучение нового материала

1. Работа в группах.

У вас на столах лежит текст. Что это за текст? (описание, портрет )

А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)

Что можно узнать по портрету?

Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)

Тексты на листах А4

    Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой . (Федя).

    У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).

    Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки . (Илюша)

    Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя?

Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?

2. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков)

Вам дана таблица (приложение №2), которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Мое мнение о мальчике

Спасибо за ответы.

Вывод: (Слайд №3)Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.

Ребята, что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны )

В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры )

2. (Слайд №4)Инсценирование отрывка (со слов «Костя вздрогнул» до слов «Настало опять молчание»)

Как открылись вам мальчики в этом отрывке?

Обратимся к словам эпиграфа. Кого из мальчиков вы успели полюбить, кто вызвал наибольшую симпатию и интерес, почему?

Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?

Обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья )

3. (Слайд №5)Работа со словарем.

Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.

Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

Что же вы услышали из уст мальчишек?

Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали?

4. Сообщение учащегося «Иллюстрация А.Ф. Пахомова к рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»».

5. Презентация и защита собственных иллюстраций.

III. (Слайд №6)Итог урока. Рефлексия деятельности.

Какие выводы из нашего сегодняшнего разговора можно сделать? (высказывания уч-ся)

Что нового вы узнали на уроке?

Какую тему разговора вы хотели бы продолжить?

(В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером).

А теперь я хотела бы услышать, как вы оцениваете свою работу на уроке? (в группе и свою личную), заполните лист самооценки.

Моя самооценка и оценка работы группы

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Домашнее задание.

    Проанализируйте образ одного из мальчиков (на выбор) при помощи синквейна.

    Найти в тексте описания природы, подумать, какую роль они играют в рассказе.

Федя

Павлуша

Ваня

Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Держится сдержанно, немного снисходительно – положение обязывает. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку,чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. покровительственно относится к другим мальчикам. Федя покровительственно относится к другим мальчикам.

Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям.

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов.

Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.

Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвидЕнье, о Тришке, о голосе Васи.

Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились.

Ильюша - некрасивый, но опрятный мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, о выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.

Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня, о покойном барине Иване Ивановиче, о гаданье в родительскую субботу, о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать страшные истории.

Костя В описании Кости, мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален.

Костя пересказывает историю о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни.

Ваня Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей. Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. Ваня очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре.

Вы очень хорошо поработали, видно, что читали произведение, а вот внимательно или нет, мы сейчас узнаем. Сейчас мы поиграем в викторину «Кто быстрее и правильнее».

Короткий вопрос – быстрый ответ.

Что висело на голубеньком поясе пестрой ситцевой рубахи с жёлтой каемкой. (гребешок)

Клички собак, которые вдруг с лаем ринулись прочь от огня….(Серый, Жучка)

Кто был назван трусишкой? (Костя)

Отчего раскашлялся домовой? (от сырости)

Как звали слободского плотника? (Гаврила)

Зачем (с какой целью) пошёл раз Гаврила в лес? (по орехи)

Как звали брата Илюши, с которым ему пришлось в рольне заночевать? (Авдюшкой)

Назовите имя псаря, которого приказчик на почту отправил (Ермил)

Кто раз повстречал старого барина? (дедушка Трофимыч)

Имя, отчество покойного барина? (Иван Иваныч)

Кто лучше других знал сельские поверья? (Илюша)

Кто в прошлом году на паперть ходил? (баба Ульяна)

Где было также видать предвиденье небесное? (в Шаламове)

Лукавый, удивительный человек? (Тришка)

Откуда шел какой – то человек, такой мудреный, голова такая удивительная? (от Слободки)

Кого приняли за Тришку? /»Ой, Тришка идет!»/ (бочара Вавилу)

Откуда и куда шел Костя «сперва все нашим орешником, а потом лужком…» (из Каменной гряды в Шашкино)

Почему не кричит леший? (он немой)

Кто пошел к реке водицы зачерпнуть? /»водицы захотелось испить» (Павел)/

Кого звала мать: «Вернись, мой светик! Ох, вернись, мой соколик!» (Васю)

Как звали сестру Вани? (Анюшка)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

ПРОЕКТ по литературе:

Составление электронного альбома

«Словесные и живописные портреты русских крестьян»

(по рассказам из цикла «Записки охотника» И. С.Тургенева)

6 класс

2015-2016 учебный год

Иван Сергеевич Тургенев с детства любил природу родного края. Часто убегал он с одним из дворовых в глушь сада, который был для будущего писателя совершенно особым миром. «Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие травы заслоняли нас от всего остального мира», - писал он. Местные лесники и охотники рассказывали мальчику о жизни и повадках птиц, брали его с собой на охоту. Эта страсть и привела его в последующем к написанию знаменитых «Записок охотника», где Тургенев выступил как первоклассный художник-реалист.

В «Записках охотника» Тургенева - не только картины русской природы. Непритязательная обстановка крестьянской избы, хозяйственный двор у помещика, куры, копающиеся в навозе, лошади, обмахивающиеся хвостами, картинка конской ярмарки - вся эта проза обыденной жизни превращается у писателя в поэзию. Тургенев характеризует человека через окружающие его вещи, через обстановку домашнего быта, через описания природы.

В рассказе «Бирюк» автор описывает небольшую бедную избушку, в одном окошечке которой тускло светит огонек. А вот и описание самого дома: «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки». Общее впечатление о скромной жизни крестьянина усиливается стоящей на столе лучиной, которая едва горит, «печально вспыхивая и погасая». Девочка лет двенадцати сидит на крошечной скамейке, одной рукой качая люльку, привязанную к концу длинного шеста на самой середине комнаты, другой рукой поправляя гаснущую лучину. Сердце героя заныло, когда увидел он эту невеселую картину.

Хозяин хибарки, лесник Фома, по прозвищу Бирюк, исправно трудится на своей должности, стараясь честно заработать жалкие гроши, которых и хватает-то лишь на кусок хлеба. Бирюка за честность боялись все мужики в округе: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок, как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет ».

Хозяин и рад бы чем-нибудь попотчевать гостя «Самовар бы я вам поставил, - говорит лесник, - да чаю у меня нету...» Снова осмотревшись вокруг, гость испытал еще более удручающее чувство. « Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание», - рассказывает нам попавший в избу лесника барин. Девочка продолжала качать люльку, понурив свое печальное личико. Хозяйки у Бирюка не было: оставив ему маленького ребенка, она «с прохожим мещанином сбежала».

В рассказе «Бирюк» писатель затрагивает экономическую основу классовых отношений помещиков и крестьян. Однако главное зло он видит в рабском, бесправном положении крепостного крестьянина, в его личной зависимости от помещика. Крепостной гнет, насилие и издевательства рождали возмущение и протест в народной среде, мимо чего не мог пройти писатель-реалист Тургенев.

Голод и нищета толкают крестьян на воровство и различные ухищрения. Делал это и мужик, которого Бирюк поймал на рубке дерева. У него было «испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены... ». Мокрый, в лохмотьях, с растрепанной бородой, «с голодухи» вышел он в эту дождливую ночь в лес. Крайнее уныние звучит в голосе крестьянина, когда тот просит отпустить его: «Ей- богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь...

Разорены... Круто, во как приходится... Нужда, Фома Кузьмич, нужда как есть...» Затем, понимая безвыходность своего положения, бедняк уже в отчаянии говорит: «Все едино - пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби - один конец; что с голоду, что так - все едино. Пропадай все: жена, дети - околевай все...»

Конечно, Бирюк отпустил мужика. Как же ему не понять его? Ведь его собственная жизнь не намного лучше.

«Бежин луг»- рассказ из цикла «Записки охотника».
Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей. Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать. Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел - немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи. А у Илюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это - развлечение, детские забавы. Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.

В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета. Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте. В этих описаниях мы видим мастерство художника.

Рассказ И. С. Тургенева «Муму» знакомит нас со временем крепостничества, раскрывает всю жестокость и несправедливость отношения господ к крепостным.

Герасим - главный герой рассказа, простой дворник, но единственный из всех героев, кто вызывает в нашем сердце не только сочувствие и сопереживание, но и искреннее уважение.
С первых страниц рассказа мы узнаем, что Герасим «славный был мужик» , трудолюбивый, сильный, могучий. Богатырской была не только внешность Герасима, но и его душа, и именно это отличало его от окружающих. Глухонемой от рождения, этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и серьезным, отзывчивым и добросердечным.
Одинокое сердце Герасима было способно на трепетные и нежные чувства. Трогательно ухаживание этого работящего гиганта за робкой прачкой Татьяной, его нехитрые подарки ей. Стойко выносит он и понимание невозможности жениться на любимой девушке, потому что своенравная барыня выдает ее замуж за горького пьяницу. Так необходимые Герасиму любовь, верность, преданность он находит лишь в спасенной им от верной смерти собаке - Муму.

Как рад Герасим, что рядом с ним живет искренний и преданный друг!
Всю свою нежность и ласку отдает он собачке, платящей ему за хорошее отношение радостью и любовью. Но еще один удар постигает несчастного дворника: барыня велит избавиться от собаки. Верный своему долгу, Герасим сам берется выполнить настойчивое повеление барыни.

Но после смерти Муму его уже ничто не может удержать в господском доме. Никому не сказав ни слова, возвращается Герасим в родные места, к полям, сенокосу, незатейливой крестьянской жизни. Даже в тяжелых условиях своей подневольной жизни он сумел сохранить гордость и собственное достоинство, служа капризной и вздорной барыне, но не прислуживая ей.
Герасим протестует против одиночества, которое навязывала ему барыня, отняв у него любимую Татьяну и собачку Муму. После всех лишений он понял, что нужно бороться за своё счастье, за свою свободу.

(1)

Другая категория лиц, обрисованных Тургеневым в «Записках» — крестьяне, которые должны тянуть лямку крепостничества. В этом случае автор показал русскому обществу новый мир во всей его наготе, мир людей, на труде которых зиждилась могущественная Россия.

Типы мужиков, нарисованных автором, являются бедными, неопрятными, беспечными и ленивыми. Но как только они выбиваются из своего бедственного положения, они становятся трудолюбивыми хозяевами. Будучи недалеким и простоватым с виду, мужик на деле оказывается хитрым. Мужик флегматичен, но в то же время упрям, груб, а иногда и жесток. Если ему удается добиться более высокого положения, мужик нередко гордо и даже с презрением относится к меньшему брату, но к барину постоянно питает благоговение и всегда высказывает рабскую покорность. Правда, невежество и наклонность к пьянству доводят его до гибели, однако он равнодушен ко всему: к своему и чужому горю и даже к смерти. Но в мужике легко можно заметить и симпатичные стороны «скрытой добродетели», поэтому он возбуждает сочувствие, жалость.

Тургенев отлично понимал, почему так, а не иначе складывался характер мужика, а потому его произведение послужило ярым протестом против крепостного права, против деспотического отношения помещиков к крепостным, против ненормального положения крестьянина и, главным образом, против распространившегося мнения, что мужик не способен чувствовать, что он — не человек. Некоторые крестьяне добились сравнительно лучшего материального положения и сделались вполне зажиточными хозяевами. Это крестьяне-практики, такие как Хорь в рассказе «Хорь и Калиныч» и Николай Иванович, герой рассказа «Певцы».

О Хоре Тургенев отзывается следующим образом: «Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; он … обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и прочими властями; Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное, Хорь насквозь видел г-на Полутыкина … Калиныча любил и оказывал ему покровительство … говорил Хорь мало, посмеивался и разумел про себя … » Сам барин называет Хоря умным мужиком; и действительно, он оказываетcя дальновидным человеком. Хорь ясно сознает, что ему лучше быть вдали от барина и, благодаря своей находчивости и здравому смыслу, получает позволение поселиться в лесу, на болоте. Хорь вполне убежден, что барин мечтает исключительно о том, чтобы получить с него как можно больше оброку, и Хорь исправно вносит помещику по сто рублей в год. Промышляя «маслишком и дегтишком», Хорь скопил деньжонки, но на волю не выкупается из-за особых расчетов.

Он полагает, что ему выгоднее быть за барином, «попадешь совсем в вольные люди — тогда кто без бороды живет, тот и будет Хорю набольший». Следует заметить, что Хорь не любит высказывать своих мнений о свободе, и автор говорит про Хоря: «Крепок ты на язык и человек себе на уме». С презрением он смотрит на женщин, которые, по его мнению, должны быть постоянно в полной зависимости от мужчин. Отличительной чертой Хоря является его отношение к барину-помещику. Он как будто сознает несправедливость ненормальных отношений между барином и мужиком.

Так, Хорь спорит с Калинычем, доказывает ему, что барин должен дать Калинычу на сапоги, так как постоянно тот таскает его на охоту. К автору рассказа Хорь в разговоре относится как-то снисходительно-иронически. «А что, утебя своя вотчина есть?» — Есть. — «Что же, ты, батюшка, живешь в своей вотчине?» .; Живу. — «А большей, чай, ружьем пробавляешься?» — Признаться, да. — «Хорошо, батюшка, делаешь. Стреляй себе на здоровье тетеревов, да старосту меняй почаще». Вывод Хоря очень прост: барину живется очень легко на свете; ему делать нечего, так как за него другие делают; пусть себе забавляется.

Ярким типом практика-хозяина служит Николай Иванович, герой рассказа «Певцы». Тургенев говорит о нем, что «у него много здравого смысла; ему хорошо знаком и помещичий быт, и крестьянский, и мещанский. Он знает толк во всем, что важно или занимательно для русского человека: в лошадях и в скотине, в лесе, в кирпичах, в посуде, в красном товаре и в кожевенном, в песнях и в плясках». Николая Ивановича знают во всем околотке, как приветливого и добродушного хозяина, а потому в его кабаке всегда можно найти много гостей. Своими симпатичными чертами Николай Иванович снискал себе расположение окружающей среды и даже пользовался известным влиянием. Так, «его соседи уважают … он известного конокрада заставил возвратить лошадь, которую тот свел со двора у одного из его знакомых, образумил мужиков соседней деревни, не хотевших принять нового управляющего».

Однако из «Записок охотника» видно, что ничто не гарантировало практика-крестьянина от различных превратностей его зависимого положения. Примерам тому может служить Аким Семенов в рассказе «Постоялый двор». Он начал с извоза, разжился, завел постоялый двор, но страсть к бабам была главной причиной его несчастной судьбы. Будучи уже совершенно пожилым мужиком, Аким Семенов вдруг влюбился в молодую горничную барыни и женился на ней почти против ее воли. Жизнь четы течет мирно и спокойно, но неожиданно на Акима Семенова обрушивается несчастье, виновником которого является мелкий торговец Наум Иванович. Последнему удалось соблазнить жену Акима, а впоследствии этот негодяй на вытребованные от Авдотьи деньги Акима покупает его барыни постоялый двор, принадлежащий Акиму, причем купчая была написана на ее имя. Это обстоятельство производит удручающее впечатление на Акима, который весь теряется; его собственный постоялый двор, бывший в течение нескольких лет для него единственной доходной статьей, переходит во владение к чужому человеку на его собственные деньги. Кроме того, чужой человек покупает недвижимость не у него, а у его помещицы, которая бессовестно пользуется весьма сомнительным правом на имущество своих крепостных. Это горе окончательно свалило с ног Акима. От помещицы своей Аким ничего не может добиться, полагает, что он не в состоянии поправить беду.

С горя Аким два дня пьянствовал со случайно встретившимся ему дьячком Ефремом, отчаянным пьяницей. Под влиянием винных паров Аким решается отомстить новому владельцу и намерен поджечь двор, в который уже переселился Наум Иванович со своими работниками. Последний оказывается слишком дальновидным: он чутко спит и ловит Акима на месте преступления, причем тут же налицо оказывается тлеющая головня и кухонный нож. Акима сажают на ночь в подвал с намерением отвезти его на следующий день в город. Аким отрезвляется, и за ночь с ним происходит переворот: к Науму Ивановичу он уже не предъявляет претензии, но все обрушившиеся на него несчастья приписывает личным грехам, что и высказывает в следующих словах: «Лета мои старые, пора о душеньке своей подумать. Меня сам Господь вразумил. Вишь, я старый дурак, с молодой женой хотел в свое удовольствие пожить … Нет, брат-старик, ты сперва помолись да лбом оземь постучи, да потерпи, да попостись». Вот что говорил он Авдотье. И что же? Аким оставляет в покое Наума Ивановича и предается скитальческому образу жизни. «Везде, куда только стекаются богомольные русские люди, можно было увидеть его исхудавшее и постаревшее, но все еще благообразное лицо … Он казался совершенно спокойным и счастливым, и много говорили о его набожности и смиренномудрии те люди, которым удалось с ним беседовать».

Аким становится набожно-идеальным; он совершенно простил Наума Ивановича и Авдотью, которой он отдал все оставшееся имущество, и барыню. Другую категорию лиц составляют крестьяне-идеалисты, мечтатели, которые нисколько не заботятся об улучшении своего материального положения и вполне довольствуются тем, что имеют возможность жить и созерцать красоту Божьего мира. Сюда относятся два типа, нарисованных Тургеневым в «Записках»: Калиныч и Касьян с Красивой Мечи. Оба они поэтические натуры в русском народе. У Калиныча добродушный, ясный взор, вечно веселый и кроткий нрав; он — идеалист, романтик, совершенное дитя природы. Он людей не знает и никогда не узнает. Его благородная и нежная душа требует привязанности.

Он уважает и любит Хоря, а за барином ухаживает, как за ребенком. Чувство в нем пересиливает все прочие душевные силы. Он говорит с жаром обо всех предметах. Хозяйством Калиныч не занимается, так как его отвлекает охота с барином, к которому он относится с почтением и благоговением. Калиныч совершенно доволен своим положением, верит слепо, что все так должно быть и что все прекрасно. Ум Калиныча требует пищи; но образования он не получил, а на природу смотрит своеобразно. Он слепо верит разным явлениям природы, так как не у кого спросить об истинном их значении. Калиныч умеет заговаривать кровь, испуг, бешенство, выгонять червей; у него пчелы не мрут, у него рука легкая. Воли своей у Калиныча нет. Он чувствует себя хорошо под покровительством Хоря, к которому питает уважение и любовь. Так, «Калиныч вошел в избу с пучком полевой земляники в руках, которую он нарвал для своего друга, Хоря.

Старик радушно его приветствовал. Я с изумлением посмотрел на Калиныча: при знаюсь, я не ожидал таких непо зоологии: «У рыбы кровь холодная — рыба тварь немая. Она не боится, не веселится; рыба тварь бессловесная. Рыба не чувствует, в ней и кровь не живая». Всякую же лесную, полевую, речную, болотную, и луговую, и верховую, и низовую тварь убивать грех — пускай она живет на земле до своего предела». К человеку вообще Касьян не относится с особенным уважением, не потому, что «справедливости в человеке нет», но он верит и даже убежден, что имеется где-то блаженная страна, «где живет птица Гамаюн сладкогласная, и с деревьев лист ни зимой не сыплется, ни осенью, и яблоки растут золотые на серебряных ветках, и живет всяк человек в довольстве и справедливости». Дойти до этой страны Касьян никак не может, хоть много уж исходил, ища справедливости, как и «много других крестьян в лаптях ходят, по миру бродят, правды ищут». Касьян грамотен, хотя, понятно, необразован. При образовании он, вероятно, более страдал бы от своего положения. Он обучает грамоте свою дочь Аннушку. Но он немало огорчен и расстроен. В числе прочих крестьян и Касьяна внезапно переселили с родины на новое, чужое место. «Там», — говорит Касьян, — «у нас, на Красивой-то на Мечи, взойдешь ты на холм … и Господи, Боже мой а!. И реки-то, и луга-то, и лес!. А там церковь.А там опять пошли луга. Далеко видно, далече! Вот как далеко видно.Смотришь, смотришь! Ах ты право!. » Здесь же, в тесноте, оторванный от родного гнезда, Касьян совсем потерялся. Но, несмотря на все это, Касьян и философ, и поэт, и лекарь, и заговаривать умеет. Он знает свойство некоторых трав и лечит, но медицинские его убеждения имеют много общего с распространенной теорией самоисцеляющего действия природы. Так, он говорит: «Какая я лекарка, и кто может лечить? Это все от Бога. А есть … есть травы, цветы есть: помогают точно».

Из этих слов видно, что Касьян признает, что исцеление идет само собой, а человек может только способствовать ему или препятствовать, ставя его в те или иные условия. Если же человек не выздоравливает, то уж ничем нельзя помочь: Максиму-плотнику, например, нельзя было помочь, так как он был «не жилец на земле … Уж какому человеку не жить на земле, того и солнышко не греет, как другого, и хлебушек тому не впрок, — словно что его отзывает». К заговорам Касьян относится с большой осторожностью. «И помогают-то они, а грех», говорит он про нечистые травы: «и говорить о них грех. Еще с молитвой разве. Ну, конечно, есть и слова такие … А кто верует, спасется».

Так как у Касьяна не было возможности переменить свое положение, то он и затаил в себе душевные силы и живет больше в мечтательном мире, нежели в действительном, который его вовсе не удовлетворяет. Он мечтает очутиться в тех странах, где солнце светит приветливее, и «Богу человек видней, и поется то паднеи», где раздолье и Божья благодать, где каждый человек живет по справедливости и испытывает полное удовольствие. Таков Касьян, но и он — собственность хозяина-помещика. Т ретью группу составляют такие крестьяне, которых совершенно не коснулась цивилизация. Таков Бирюк. Плечистый, высокого роста, он обладает огромной физической силой. Мужики боятся его. Он не дает утащить вязанки хворосту.

В какую бы пору мужики ни пытались стащить что-нибудь, Бирюк всегда тут как тут, и его ничем нельзя подкупить. Бирюк не показывает себя жестоким по отношению к мужику: он только суров и строг. «Воровать никому не след», читает он нотацию пойманному на месте преступления мужику, хотя в глубине души, бесспорно, сочувствует бедняку, которого «нужда» и «голодуха» толкнули на воровство. Отпускает его Бирюк, однако не сразу. Он знает, что он тоже человек подневольный, и с него взыщут. Главная задача Тургенева при создании этих образов заключалась в том, чтобы доказать, что мужик такой же человек, как помещик или любой представитель высшего сословия, что он так же понимает и чувствует. Если этот мужик грязен, голоден, груб, невежественен; если этому обитателю деревни чужды более или менее понятия нравственности, эстетики и идеальной добродетели, то в этом виноват не он, а тот, кто не имея на то никакого права, завладел им, обратил его в свою собственность, внушил ему чувство рабской покорности и в то же время развил в нем разного рода недостатки и, как паук, сосет из него соки и благоденствует на счет его работы. Для примера, возьмем трагическую сцену из рассказа «Бирюк».

Тут мы встречаемся с ободранным голодным мужиком, которого крайняя нужда заставила отправиться в чужой лес за деревом для продажи, но вора поймал Бирюк. Из диалога между Бирюком и крестьянином слышим мы слова последнего: «Отпусти … с голодухи … отпусти … Приказчик разорил … не погуби. Ваш-то сам знаешь, заест, заест, во как … Отпусти, ей Богу, с голодухи … детки пищат, сам знаешь. Круто во как приходится … Лошаденку-то, хоть ее-то, один живот и есть …отпусти!» Какая тяжелая картина горького крестьянского житья встает перед нами во время этого разговора.

Каждый из них прав по-своему. Бирюк неумолим, так как ему нередко приходится выслушивать такие объяснения, но у Бирюка на все один ответ: воровать никому не след. Удивительно симпатичный тип крестьянской девушки представляет набросанный портрет Акулины в рассказе «Свидание». Акулина тяготится своим деревенским положением, хотя не видела другого, а только слышала от своего возлюбленного, камердинера барина Виктора Александровича, о чудесах Петербурга. «Общество, образование просто удивление», рассказывает он. Акулина слушает с пожирающим вниманием, слегка раскрыв губы, как ребенок, а он старается доказать, что она этого даже понять не в состоянии, но она возражает: «Отчего же, Виктор Александрович? Я поняла; я все поняла». Ужасно жаль становится эту славную, любящую и любознательную девушку, которая делается жертвой развращенного «образованного» городского лакея.

1 / 5. 1

Дата публикации: 2016-09-13

Краткое описание: ...

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область

Урок на тему:

«Рассказы И.С.Тургенева

«Записки охотника»

Защита индивидуального проекта»

Учитель русского языка и литературы

Курбатова Г.Н.

2016 год

Урок

РАССКАЗЫ И. С. ТУРГЕНЕВА «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА».
ЗАЩИТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления об И. С. Тургеневе как великом русском писателе, авторе «Записок охотника», мастере портрета, пейзажа, развитию интереса к художественному миру И. С. Тургенева, к художественному слову и предмету «Литература».

Тип урока: рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: иметь знания о творчестве И. С. Тургенева как авторе «Записок охотника»; давать характеристики литературных героев; уметь различать образ лирического героя и автора в лирике, создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка;

ценностно-ориентационная сфера: оценивать выразительное чтение одноклассников; формулировать собственное отношение к произведениям И. С. Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;

коммуникативная сфера: уметь строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения;

эстетическая сфера: определять роль изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: индивидуальная (презентация книжной выставки), групповая (презентация и защита проектов, демонстрация электронной презентации).

Интернет-ресурсы:

1. Бем, Елизавета Меркурьевна. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бём,_Елизавета_Меркурьевна

2. Дехтерев, Борис Александрович. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дехтерёв,_Борис_Александрович

3. Русская живопись. Русские художники. – Режим доступа: http://ruspainting.blogspot.ru/2011/01/blog-post_2901.html

Оборудование : плакат с названием урока; портрет И. С. Тургенева, обложка книги «Записки охотника» И. С. Тургенева (40  50); книжная выставка «Он прежде всего был художником...»; стенды «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”», «Три портрета (по рассказу “Бирюк”)»; компьютер.

Основные понятия и термины: крепостное право, сострадание, национальный характер.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Сегодня у нас царит атмосфера тургеневского праздника. Об этом говорит и оформление кабинета, и свежие буклеты на столах, и ваше приподнятое настроение. Тема сегодняшнего урока: «Рассказы И. С. Тургенева “Записки охотника”. Защита проектов». Проделана достаточно большая работа по подготовке к данному уроку. Прочитаны несколько рассказов из цикла «Записки охотника». Самостоятельно изучен теоретический материал, проведены репетиции, консультации учителя. Коллективно двумя проектными группами разработаны и выпущены буклеты. Сегодня состоится презентация и защита коллективных проектов по следующим темам: первая – «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч” и живописным полотнам русских художников)», вторая «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”)». Также мы познакомимся с материалами электронной презентации «Крестьянские образы в русской живописи и в поэзии Н. А. Некрасова и Ю. В. Жадовской» (индивидуальный проект). Оценивать работу двух коллективных проектов будет наше уважаемое жюри в составе группы учителей и учащихся из параллельного класса. Критерии оценки разработаны и внесены в карту оценивания коллективного проекта. (См. Ресурсный материал.)

Разрешите сказать несколько напутственных слов участникам: выступайте грамотно, аргументированно, эмоционально, показывая глубину знаний, эрудицию, выразительность речи. Пожелание членам жюри: стремитесь внимательно выслушать каждое выступление, задать свои вопросы, всесторонне оценить работу проектной группы. Удачи!

II. Практическая деятельность.

1. Презентация и защита проекта «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч” и живописным полотнам русских художников)», выполненного в форме буклета.

И в дымке розовой летая,

Заходит в душу доброта,

Так мысли грубые стирает

Земли святая красота.

Т. Жадова

План

1. Краткий пересказ рассказа «Хорь и Калиныч».

2. Устный рассказ «Какими я увидел образы крестьян в рассказе».

3. Инсценирование отрывка из рассказа со слов «На заре Федя разбудил меня» до слов «...Я не ожидал таких нежностей от мужика».

Действующие лица : Хорь, Калиныч, Полутыкин, невестка Хоря, сыновья Хоря.

4. Устный рассказ «Словесное описание Хоря».

5. Устный рассказ «Словесное описание Калиныча».

6. Сообщение «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”». (Наглядные материалы находятся на стенде «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”»).

7. Объяснение выбора эпиграфа к проекту.

8. Экспресс-опрос по рассказу «Хорь и Калиныч». (См. Ресурсный материал.)

Вопросы

1. Верста, как известно, старая мера длины. Чему равна верста? И далеко ли находится вотчина Полутыкина, до которой, по словам помещика, «верст сто»? (Верста равна 1,06 км. Следовательно, сто верст это 106 км.)

2. Кому принадлежат слова: «И хорошо, батюшка, делаешь: стреляй себе на здоровье тетеревов да старосту меняй почаще»? (Это Хорь дает совет господину Полутыкину.)

3. Кто кому дает такую характеристику: «Этому шалопаю грамота далась, у него и пчелы отродясь не мерли»? (Так Хорь говорит о Калиныче.)

4. О ком идет речь: «Водились за ним, правда, некоторые слабости: он, например, сватался за всех богатых невест в губернии...»? (Речь идет о калужском мелком помещике Полутыкине.)

5. Что удивило Полутыкина? «Я с изумлением поглядел на Калиныча: признаюсь, я не ожидал таких нежностей от мужика». (Полутыкин удивился тому, что Калиныч своему другу Хорю принес из леса пучок полевой земляники.)

2. Презентация и защита проекта «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”)», выполненного в форме буклета.

В страданьях сгорбилась Россия.

Без умудренной головы

В душе народ находит силы

Для состраданья и любви.

Т. Жадова

План проведения презентации (примерный)

1. Инсценирование отрывка из рассказа «Бирюк» со слов «Я ехал на охоту...» (начало рассказа) до слов: «Извольте сидеть!».

Действующие лица : охотник, лесник (обязательно в костюмах).

2. Краткий пересказ рассказа «Бирюк», начатый сразу после инсценирования следующими словами: «Вот так, на первый взгляд, незатейливо начинается повествование рассказа».

3. Устный рассказ «Какими я увидел образы крестьян в рассказе».

4. Словесный портрет героя на основе собственного рисунка: «Фома по прозвищу Бирюк», «Лесникова дочь», «Бедняк есть бедняк». (Используются материалы стенда «Три портрета».)

5. Объяснение выбора эпиграфа к проекту.

6. Проведение викторины по рассказу «Бирюк». (См. Ресурсный материал к уроку.)

Вопросы для защиты проекта (примерные):

1. Каково ваше общее впечатление от рассказа?

2. Продолжите ряд определений, характеризующих Бирюка как главного героя: гостеприимный, спокойный, «человек подневольный»...

3. Почему окрестные мужики Бирюка «боялись, как огня»?

4. Что заставило крестьянина в такую непогоду (дождь, гром) рубить дерево у Кобыльего Верху?

5. Как объяснить, что сначала мужик называет лесника по имени-отчеству Фома Кузьмич, а затем обрушивается с ругательствами: «азиат», «кровопийца», «душегубец окаянный», «зверь»?

6. За что охотник назвал Бирюка «славным малым»?

7. В чем вы видите современное звучание этого рассказа?

3. Демонстрация электронной презентации «Крестьянские образы в русской живописи и в поэзии Н. А. Некрасова».

Слайд 1. Название презентации: «Крестьянские образы в русской живописи и в поэзии Н. А. Некрасова и Ю. В. Жадовской».

Слайд 2. Портрет Н. А. Некрасова.

Подобно муравью, трудолюбив мужик.

Ни грубости их рук, ни лицам загорелым

Я больше не дивлюсь: я видеть их привык

В работах полевых чуть не по суткам целым.

Н. А. Некрасов

Портрет Ю. В. Жадовской.

Пройду своим путем, хоть горестно, но честно,

Любя свою страну, любя родной народ...

Ю. В. Жадовская

Слайд 3. Картина В. Серова «Мужичок с ноготок» (1896).

Однажды в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

Слайд 4. Картина В. Маковского «Игра в бабки» (1870).

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»

Слайд 5. Картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» (1872).

Унеси ты, ветер,

Тучу градовую,

Сбереги нам, Боже,

Ниву трудовую!..

Ю. В. Жадовская «Нива»

Слайд 6. Картина В. Г. Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866).

Как тут таланту вырасти,

Как ум тут развернешь,

Когда в нужде и сырости

И в холоде живешь!

Н. А. Некрасов «Жизнь и приключения Тихона Тростникова»

Слайд 7. Картина А. Г. Венецианова «На пашне. Весна» (1820-е).

Но люблю я, весна золотая,

Твой сплошной, чудно-смешанный шум;

Ты ликуешь, на миг не смолкая,

Как дитя, без заботы и дум.

Н. А. Некрасов

Слайд 8. Картина В. Е. Маковского «Свидание» (1883).

Нам домой скорей бы воротиться, –

Но зачем идем мы и туда?..

Сладко нам и дома не забыться

Встретит нас забота и нужда.

Н. А. Некрасов «Плач детей»

Слайд 9. Иллюстрация В. Серова «Матрена Тимофеевна» к поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1951).

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц...

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Слайд 10. Картина А. А. Пластова «Жатва».

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»

Слайд 11. Картина И. Н. Крамского «Полесовщик» (1874).

Мужик беды не меряет,

Со всякою справляется,

Какая ни приди.

Мужик трудясь, не думает,

Что силы надорвет.

Н. А. Некрасов

Слайд 12. Картина И. Н. Крамского «Крестьянин с уздечкой» (портрет Мины Моисеева) (1883).

Все-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

Н. А. Некрасов «Деревенские новости»

Слайд 13. Картина А. Степанова «Журавли летят» (1891).

Говорят – придет пора,

Будет легче человеку,

Много пользы и добра

Светит будущему веку.

Ю. В. Жадовская

4. Презентация книжной выставки «Он прежде всего был художником...».

5. Подведение итогов членами жюри. Вручение памятных призов.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Хочется поблагодарить всех за плодотворную работу. Защита коллективных проектов состоялась и прошла довольно успешно. Интересный материал был предложен в электронной презентации. Живо и по-своему оригинально была представлена книжная выставка. Мне думается, что имя И. С. Тургенева (мастера портрета, мастера пейзажа, наконец, мастера художественного слова) стало ближе, понятнее и роднее каждому из нас. В заключение хочу привести слова исследователя творчества И. С. Тургенева доктора филологических наук, профессора Ю. В. Лебедева, который справедливо утверждает: «“Записки охотника” – это не только и не столько книга о русском крестьянстве, сколько книга о русском национальном характере». Читайте книги И. С. Тургенева – великого русского писателя!

Домашнее задание.

1. Познакомиться со стихами Ф. И. Тютчева, вспомнить известные стихи автора.

2. Индивидуальное задание: подготовить книжную выставку, придумать к ней название.

3. Индивидуальное задание (готовят вместе 2 ученика): подготовить презентацию, посвященную жизни и творчеству Ф. И. Тютчева.

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Карта оценивания коллективного проекта
(по 10-балльной системе)

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Замечания, пожелания членов жюри

Председатель жюри _______________________

Члены жюри _____________________________

Экспресс-опрос по рассказу И. С. Тургенева
«Хорь и Калиныч»

1. Чем отличается орловский мужик от калужского? («Породой людей».)

2. Почему «для охотника в Калужской губернии лучше»? («В Орловской губернии последние леса и площадя исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет, в Калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки верст, и не перевелась еще благородная птица тетерев, водится добродушный дупель, и хлопотунья куропатка своим порывистым взлетом веселит и пугает стрелка и собаку».)

3. Что такое пенька? (Пенька – это грубое прядильное волокно из конопли.)

4. Сколько детей было у Хоря? (Шестеро.)

5. Где Хорь построил избу после пожара? (На болоте.)

6. На каком музыкальном инструменте играл Калиныч? (На балалайке.)

7. Как называется любимая песня Хоря? («Доля ты моя, доля!»)

8. «Крепок ты на язык и человек себе на уме». О ком идет речь? (О Хоре.)

9. Чье это портретное описание: «Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо»? (Калиныча.)

10. О ком идет речь? «Подсадить Астронома!» – воскликнул г-н Полутыкин. (О собаке г-на Полутыкина по кличке Астроном.)

11. Чья это портретная характеристика: «Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос»? (Хоря.)

12. Кому принадлежат слова: «А что мне жениться? Мне и так хорошо. На что мне жена? Лаяться с ней, что ли?» (Феде.)

13. Солнечную или дождливую погоду предсказал Калиныч по следующим приметам: «Утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет»? (Предсказал, что будет дождь.)

Викторина по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. Как звали дочь лесника? (Улитой.)

2. Какую картину увидел охотник в избе лесника, отчего «сердце его заныло»? (Он увидел по середине комнаты люльку, которую качала 12-летняя дочь лесника.)

3. Чей это портрет? «Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глазки». (Бирюка.)

4. Кому принадлежат слова: «И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет»? (Так окрестные мужики говорили о Бирюке.)

5. Как называли в Орловской губернии овраг? (Овраг называли верхом. Например, говорили: «Встретил у Кобыльева Верху».)

6. О ком речь? «Другой голос закричал жалобно, по-заячьи». (Речь о воре-бедняке.)

7. У Бирюка было двое детей. Что ответил лесник на вопрос охотника о хозяйке? (Лесник ответил, что «с прохожим мещанином сбежала».)

8. Кому принадлежат слова: «Даром господский хлеб есть не приходится»? (Бирюку.)

9. Какое освещение было в избе лесника? (Лучина.)

10. О ком просит Бирюка бедняк: «Ее-то... один живот и есть... отпусти»? (Бедняк просит о лошаденке – единственной кормилице.)

Сочинение

Дети - это будущее целого народа. Вот почему таким сочувствием, любовью и нежностью проникнуты образы крестьянских детей, ярко и тепло описанные в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Деловитые и серьезные, при всей своей детской непосредственности, ребята вызывают у нас не только улыбку, но и настоящее уважение. Умелые, ловкие, хозяйственные, они заняты ответственным делом - пасут лошадей. Ночное, костры, беседы в ожидании «картошек» - это вовсе не забава. Не раздумывая, бросился Павлуша за обеспокоенными собаками, думая, что на табун напали волки. Двенадцатилетний безоружный мальчик не испугался возможной схватки с голодным лесным хищником! Не струсил он и когда в одиночку пошел в темноту к речке, потому что «захотелось водицы испить». И это после страшных рассказов о нечистой силе!

В неспешных разговорах мальчиков, в рассказанных ими «байках» о леших, водяных и русалках раскрывается перед нами все богатство духовного мира простого русского человека. А сколько поэзии в их необычных сравнениях: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, - раздался вдруг детский голос Вани, - гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!» Портреты ребят нарисованы писателем с теплотой и нежностью: просто невозможно забыть «свежее личико» и «большие тихие глаза» семилетнего Вани, горевшее «смелой удалью и твердой решимостью» лицо Павла.

Другие сочинения по этому произведению

Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» Как объяснить почему рассказ называется «Бежин луг» О чем говорится в рассказе «Бежин луг» Человеческий и фантастический мир в рассказе Тургенева «Бежин луг» Крестьянский мир в рассказе Тургенева «Бежин луг» Картины природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Описание природы в контексте образов мальчиков в рассказе «Бежин луг» Деревенские мальчишки в рассказе Тургенева «Бежин луг»