Гностические профессии: список. Классификация профессий. Исчезающие профессии: названия Пересечение классов и целей

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Названия разных профессий.
Назначение разных профессий.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, летчик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, архитектор, тракторист, комбайнер, доярка, птичница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсестра.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисциплинированный;

ГЛАГОЛЫ: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пишет, сочиняет, летает, водит, возит, выдает, принимает, продает, считает, ухаживает, выращивает, кладет, устанавливает, поднимает, управляет, красит, копает, строгает, стеклит, сваривает, сеют, сажают, копают.

ОДИН - МНОГО.
Учитель — учителя — учителей.
Врач — врачи — врачей.
Продавец — продавцы — продавцов.
Пекарь — пекари — пекарей.
Фотограф — фотографы — фотографов.
Портной — портные — портных.
Доярка — доярки — доярок.
Почтальон — почтальоны — почтальонов.

НАЗОВИ ПО ОБРАЗЦУ (детям от 6 лет):
Он художник, а она — художница.
Он учитель, а она — ... .
Он писатель, а она — ... .
Он проводник, а она — ... .
Он певец, а она — ... .
Он переводчик, а она — ... .

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?
Учитель — учит читать, писать, считать.
Пожарный — тушит пожар.
Строитель — строит и ремонтирует дома.
Маляр-штукатур — красит, белит, штукатурит.
Фотограф — фотографирует.
Повар — ... .
Портной — ... .
Парикмахер — ... .
Библиотекарь — ... .
Врач — ... .
Писатель — ... .
Водитель — ... .
Тракторист — ... .
Доярка — ... .
Птичница — ... .

КОМУ ЧТО НАДО ДЛЯ РАБОТЫ?
Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди.
Врачу — лекарство, белый халат, градусник.
Художнику — ... .
Учителю — ... .
Портному — ... .
Маляру — ... .
Рыболову — ... .
Продавцу — ... .
Садовнику — ... .
Плотнику — ... .
Доярке — ... .
Трактористу — ... .

УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ (детям от 6 лет).
Кто носит багаж? (Носильщик.)
Кто сваривает трубы? (Сварщик.)
Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)
Кто работает на кране? (Крановщик.)
Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.)
Кто точит ножи? (Точильщик.)
Кто чинит часы? (Часовщик.)
Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)
Кто красит стены? (Маляр.)
Кто ухаживает за птицами? (Птичница).
Кто сочиняет музыку? (Композитор.)
Кто играет на рояле? (Пианист.)

ПУТАНИЦА.
Маляр шьет одежду.
Водитель управляет самолетом.
Парикмахер вяжет кофту.
Библиотекарь разносит почту.
Фотограф сочиняет музыку.
Тракторист шьет одежду.

ОПИШИ ПРОФЕССИЮ ПО ПЛАНУ:
Название профессии.
Какие инструменты нужны для работы по этой профессии.
Что делает человек этой профессии.

НАЗОВИ (детям от 6 лет):
Детского врача — ... (педиатр).
Зубного врача — ... (стоматолог).
Глазного врача — ... (окулист).
Врача, делающего операции, — ... (хирург).
Врача, лечащего нервы, — ... (невропатолог).
Помощник врача — ... (медицинская сестра).

Медицинскую одежду - ...(колпак, косынка, халат, перчатки).
Медицинские инструменты - ...(шприц, шпатель, пипетка, градусник, молоточек, пинцет).

Что такое профессия? (Дело, работа, занятие.)
Назовите профессии своих родителей.
Для чего нужны профессии?
Кем вы хотите стать, когда вырастете?
Для чего надо учиться профессиям? Где им обучаются?

Встаем мы очень рано, ведь наша забота —
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель.)

Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз — и помним вас. (Фотограф.)

С огнем бороться мы должны —
С водою мы напарники.
С нами будут не страшны
Газы вам угарные.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? — ... (Пожарные).

Скажи-ка, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар.)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).
Инструмент любой у места - и рубанок, и … (стамеска).

С огнем бороться мы должны.
Мы смелые работники.
C водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? - … (пожарники).

Я бы летчиком-пилотом
Непременно стать хотел,
Я тогда на самолете
До Москвы бы … (Долетел).

Бежит за иголкой торопливая нить
Я все что угодно могу себе… (сшить).

Не трудно самой мне заштопать носок
Карман починить, обметать… (поясок).

В нем пудов, наверно, тыща!
Тяжеленный… (молотище).

Я не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинками, со складками.
Уходят очень милые -
Веселые и гладкие.
Значит я надежный друг,
Электрический… (утюг).

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут
Золотых, стальных. Алмазных
Нет священней слова … (труд).

В небо синее пилот поднимает… (самолет).

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).

Рубанок в руки - работа другая:
Сучки, закорючки рубанком… (строгаем).

Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес механический… (насос).

Чтоб не мокли люди под дождем
Кровельщик железом покрывает… (дом).

Ходит кран подъемный - огромной высоты
Подает на крышу железные… (листы).

Летят опилки белые, летят из-под пилы:
Это плотник делает рамы и… (полы).

Надо хлеба нам купить иль подарок подарить -
Сумку мы с тобой берем и на улицу идем.
Мы проходим вдоль витрин и заходим в… (магазин).

Ну, а в этом магазине крендель, булки на витрине,
С отрубями хлеб лечебный. Магазин зовется… (хлебный).

Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).
Семь молодцов удалых косцов косы точили, траву... (косили).

На глазах у детворы крышу красят... (маляры).

Доски на гору везем, будем строить новый... (дом)
Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра).

Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра). Баруздин С.

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать).

Ир-ир-ир-мой папа...(командир).

Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос).

Не пила и не спала, грызла дерево... (пила).

Шьёт, зашивает и колется колко остроносая... (иголка).

В прошлой статье я перечислила . А сегодня хочу рассказать Вам о профессиях не только необычных, но и имеющих очень странные непонятные названия, по которым не сразу можно догадаться, в чем суть специальности. Надеюсь, Вам будет интересно! Итак, начнем:

1. Стрингер.

Звучит как часть женского белья. Но, на самом деле, стрингер - это корреспондент, которому приходится работать в зоне военных действий в экстремальных условиях.

2. Торседорос.

Торседорос

Человек, который крутит сигары.

3. Ремюор.

Специалист по ремюажу. Человек, который ежедневно переворачивает бутылки с вином так, чтобы осадок оседал на пробке.

Работа ремюора и дегоржера

4. Дегоржер.

Эта профессия также связана с изготовлением вина. Такой специалист должен уметь быстро откупорить бутылку, находящуюся горлышком вниз (которую уже перевернул ремюор), чтобы вышел углекислый газ и осадок, затем очень быстро бутылку перевернуть и закупорить обратно.

5. Пицейоло

Повар-специалист по пицце.

Пиццейоло

Продавец, специалист по винам.

7. Постижер.

Человек, изготавливающий парики из натуральных волос. На один парик уходит около месяца. Очень кропотливый труд.

Постижер

8. Отельер

Специалист, который общается с постояльцами отеля, рассказывает об отеле, предлагает дополнительные услуги, следит за техникой безопасности в отеле, планирует развитие отеля.

9. Вальвеолог.

Человек, занимающийся вопросами сохранения здоровья человека.

10. Аквизитор.

Звучит как инквизитор. Но, на самом деле, это обычный страховой работник.

11. Андеррайтер

Тоже страховой работник.

12. Футуролог

Как понятно из названия, это человек, прогнозирующий будущее.

Футуролог

13. Конфликтолог

Человек, который разрешает споры и конфликты.

14. Веб-садовник.

Это специалист, который поддерживает в порядке сайты. Следит за внешним видом сайта, обновляет его, убирает битые ссылки.

15. Этичный хакер.

В обязанность такого человека входит устраивать атаки на собственные сайты компании, в которой он работает, чтобы находить слабые места в системе.

16. Лайф-коуч.

Очень популярная сегодня профессия. Лайф-коуч - это консультант по различным жизненным вопросам и ситуациям. Лайф-коуч помогает сделать жизнь интереснее, насыщеннее и эффективнее.

Какие специальности уже навсегда ушли в историю, какие на грани исчезновения, а какие только зарождаются - об этом данная статья.

Почему некоторые профессии исчезают

В 21 веке общество развивается стремительно. При этом меняется облик поселений, возникают новые и быстро растут существующие города, рождается современный образ жизни. В огромных производственных цехах заменили человеческую рабочую силу автоматическими роботами, некоторые виды деятельности трансформировались до неузнаваемости по сравнению с прошлыми столетиями и даже с прошлыми десятилетиями, иные и вовсе уходят в небытие. В связи с этим появилось понятие "исчезающие профессии". О них мы подробно расскажем ниже.

Вместе с изменяющейся действительностью уходят в историю многие названия профессий. Некоторые просто трансформируют свое название в другое обозначение, но и есть и такие, которые совсем перестают существовать. Их представителей уже не встретишь на улице, информацию можно найти в исторических архивах, а увидеть - разве только в кино или театральной постановке.

Профессии, которых нет

Исчезающие профессии перестают быть актуальными. Из-за быстрого развития науки и технологического процесса некоторые специальности теряют востребованность. Машины заменяют человеческие руки и справляются практически со всеми ремеслами намного быстрее и эффективнее. Автоматизация многих процессов значительно удешевляет производство и одновременно увеличивает производительность любого процесса. Серьезными негативными последствиями этого становится потеря рабочих мест, рост безработицы, как следствие - обеднение населения и увеличение в мире. Поэтому сегодня государство много усилий прикладывает для того, чтобы каждый мог овладеть актуальной для нынешней действительности профессией. Для каждого важно учиться и получать навыки в тех областях, которые нужны человечеству.

Экскурсия в прошлое

Давайте вспомним старые профессии, которые утратили свою популярность и остались лишь на страницах истории. Названия некоторых из них известны, другие звучат чужеродно и совсем незнакомо.

ТОП профессий, которые перестали существовать:

  • Дагерротиписты . Они создавали первые портретные фотографии. Тогда не было фотоаппаратов, а были серебряные пластины, на которых создавались самые первые снимки. Им на смену пришли фотографы, которые щелкали на пленку. Но это совсем иной вид работы, следовательно, смело можно говорить о том, что дагерротиписты уже стали частью истории.
  • Трубочисты . Они регулярно выходили на поиски грязных дымоходов. Без их усилий и труда не обходилась ни одна семья. Современное поколение знает об этой специальности только благодаря мифам и сказкам, что дошли до наших дней. Трубочисты были в почете, поскольку труб и каминов предупреждала пожары.
  • Крысоловы . Наверняка многие и не слышали такие названия профессий. Но на самом деле это была очень важная и опасная должность, этих людей можно было сравнить с супергероями. Они спасали целые города от нашествия грызунов, которые являлись настоящими разносчиками грязи и болезней. Именно крысы принесли чуму, которая в 16 веке истребила половину Европы. Сегодня во многих странах строго следят за порядком, не допуская распространения нечистот и мусора. При необходимости регулярно чистят общественные зоны, используя сильные яды и другие средства борьбы с вредителями. В прошлом же десятки тысяч крыс уничтожалось вручную.

Продолжение списка

  • Камнеломы . Каторжный труд, во время которого умирали люди. Рабочие круглые сутки дробили горные породы, используемые для строительства. Теперь добычей камня занимается специализированная техника, управляемая человеком.
  • Фонарщики . Каждый вечер они выходили на работу с длинными палками, зажигали уличные фонари и поддерживали освещение в городе. Конечно, тяжело представить, что когда-то не существовало электричества.
  • Телефонистки . Они были еще совсем недавно, но сегодня, в "мире мобильного телефона", такие старые профессии перестали существовать. А когда-то, чтобы услышать желаемого абонента, необходимо было связаться с телефонисткой, которая перенаправляла сигнал в нужную точку.
  • Машинистки . Женщины во всех печатных учреждениях часами набирали тексты, стуча, как из пулемета, по клавишам печатной машинки. Трудно представить, что сегодня кто-то работает на этом устаревшем аппарате.
  • Счетчицы . На рабочем месте этих женщин были только счеты и бумага с ручкой для записей. В каждой компании у бухгалтера в подчинении сидела такая дама, умеющая за секунды подбить цифры на костяных счетах. Ведь еще несколько десятков лет назад не существовало калькулятора, и сложные вычисления делались именно на счетах. На работу принимались только женщины, так как они более ответственно подходили к ней и отличались особой усидчивостью.
  • Ямщик - извозчик, управлял конным экипажем. Но с появлением автомобиля люди перестали передвигаться в колясках и фаэтонах, почему и отпала нужда в этой специальности.
  • Профессия чистильщик обуви когда-то очень была востребована. Грязная обувь - это дурной тон, поэтому все высокопоставленные и просто аккуратные мужчины регулярно стояли у стульчиков, вокруг которых крутились молодые парнишки со щетками и гуталином.

Малоизвестные исчезнувшие профессии

В список исчезнувших профессий вошли те, которые на слуху у многих. А были еще и малоизвестные: бакенщики, балаголы, бондари, комашники.

В 15-18 веках была распространена должность целовальника. Эти люди в основном следили за пополнением казны, платой крестьянами подушного и оброка (чем не налоговая инспекция?), участвовали в судебных процессах и полицейском надзоре. При вступлении в должность они давали клятву в честности и целовали крест.

В строительстве не обходились без копачей, насыпалы, развозилы и плитового. Сегодня их труд выполняется экскаваторами, подъемными кранами и прочей техникой.

Существовали и многие другие специальности, без которых сложно было представить общество в прошлом.

Профессии, которые исчезают

Специалисты регулярно ведут учет и тех, которые на грани вымирания. Исчезающие профессии сегодня известны всем. Суперскоростной прогресс технологий и развитие интернета порождают новые рабочие места, но при этом приходится прощаться с привычными ремеслами.

Приведем примеры профессий, которые в ближайшее время перестанут существовать. Эти Однако в утешение многим можно сказать, что на смену старым приходят новые занятия, список которых постоянно обновляется.

Исчезающие профессии:

  • Фасовщик . Предприятия перестанут нуждаться в ручной упаковке, людей скоро заменят роботы. Машины не требуют выходных, им не нужны больничные, и они не спорят с начальством. Уже многие фирмы и фабрики переходят на полную автоматизацию производства.
  • Кондуктор . Современный общественный транспорт оборудуется турникетом. Он устанавливается перед входом. Чтобы воспользоваться автобусом, необходимо вставить карточку либо опустить нужную купюру. Получается, отпадает нужда в человеке, который отлавливает «зайцев» и продает проездные билетики.
  • Почтальон, кассир.
  • Библиотекарь.
  • Журналист . Их заменят многочисленные копирайтеры.
  • Оператор колл-центра.
  • Вахтер, консьерж, лифтер, официант.
  • Логист.
  • Шахтер.
  • Швея, ткач, гончар.
  • Бухгалтер, экономист.
  • Архитектор.

Сокращение списка деревенских мастеровых

Многие сельские профессии исчезают. Все меньше косарей, разнорабочих на полях, сборщиков фруктов, кузнецов и пастухов. Их труд выполняют комбайны, культиваторы, садовая техника. Лошадей в хозяйствах уже практически нет, поэтому для кузнецов нет работы. А коров все чаще можно увидеть только на крупных фермах, поэтому исчезают пастухи. Особенно ярко выражен процесс сокращения сельских процессов в экономически развитых капиталистических странах, тогда как в развивающихся государствах все еще востребован ручной труд на полях.

Простые и понятные специальности тесно переплетаются с миром высокотехнологичных технологий. Наука и электроника стремительно набирают обороты, и многие страны просто не успевают за прогрессом. Наверное, поэтому в некоторых уголках нашей страны существуют такие профессии, которые давно ушли в историю в Европе.

Одно из последствий распада СССР

Отдельно стоит отметить профессии СССР, которые перестали существовать с развалом страны.

Все учились и стремились занять свое место в номенклатуре партии. Даже самый незаурядный инструктор райкома КПСС - это звучало гордо и солидно. Не говоря уже о секретарях райкома и других. Ушли в никуда и пионервожатые, которые наставляли пионеров на путь истинный и организовывали их досуг. Многие профессии СССР исчезли одновременно вместе с самим Союзом Советских Социалистических Республик.

Косвенные последствия исчезновения многих профессий

Еще 50 лет назад карьера имела линейный характер, была выверена и стабильна. В молодости человек выбирал себе профессию по душе, получал соответствующее образование и в течение всей жизни занимался одним делом. Сегодня картина совсем иная. В век сверхскоростных технологий эта модель больше не работает. Человеку всю жизнь приходится учиться, осваивая новые, как правило, узкие специальности.

Высокая конкуренция, страх безработицы и постоянные умственные нагрузки - все это отрицательно сказывается на здоровье человека, его психике, порождая неврозы, депрессии и психические расстройства. Как следствие постоянной занятости - недостаточно внимания уделяется семье, детям, теряются простые человеческие связи. Это, в свою очередь, порождает детскую преступность, которая очень быстро перерастает во "взрослую".

Одним из последствий быстро изменяющейся реальности и исчезновения многих профессий становится рост безработицы, обнищание населения, падение рождаемости, что в цепной реакции порождает и социальную напряженность.

Вот такую "черную" взаимосвязь выстроило нью-йоркское аналитическое агентство.

Профессии будущего

На смену умирающим профессиям обязательно придут новые, отвечающие современным реалиям. Ежегодно ведущие учебные заведения проходят сертификацию, чтобы получить разрешение на обучение новым ремеслам. И связаны они непосредственно с роботами, нанотехнологиями и компьютерами.

Вот список специальностей, которые, вероятно, будут нужны в грядущем:

  • Кибердворник - будет наводить порядки на просторах интернета.
  • Городской смотритель - ответственный за озеленение города.
  • Мастер-печатник - специалист по 3D-печати.
  • Личный летописец - установит все ваши корни и создаст семейную летопись.
  • Специалист по микрофлоре.
  • Оператор дронов.

Сегодня это просто теоретические выводы. Но когда-то и космонавт считался фантастической профессией.

«Словарь»:

Слово-предмет Слово-действие Слово-признак:
hРабочий, строитель, сапожник; молоток, пила, топор, гвоздь, гайка, винт, лопата, грабли, отвёртка, лейка, метла, игла, нитка, ножницы, нож, расчёска, шприц, бинт, лекарство, градусник; труд, работа. * Маляр, сварщик, слесарь, электрик, спасатель, фотограф, художник, музыкант, поэт, писатель, актёр, мастер, профессия; рубанок, клещи, ключ, лом. Q Каменщик, инженер, кассир, экскурсовод, композитор, журналист, специалист; станок, компьютер. hСтроить , красить, пилить, рубить, чинить , ремонтировать , закручивать , отвинчивать , забивать, стараться, спасать, работать , трудиться. *Строгать, стеклить, сваривать, класть, разносить, выдавать, рисовать, исправлять, обучать , управлять, фотографировать. Q Сочинять, писать, изучать, обслуживать. hУмный , добрый , внимательный , трудный , нужный , необходимый , быстрый . *Умелый , знающий, догадливый, аккуратный , ловкий , полезный , известный, лучший . QТребовательный , трудолюбивый , терпеливый, настойчивый , опытный, образованный , наблюдательный. Наречия:Умело ,старательно ,внимательно , слаженно , точно, ровно , прямо , медленно

«Наблюдаем. Рассказываем»:

1. «Описываем». Описываемпрофессии по плану:

«Описываем». Описываеминструменты по плану:

2. «Кто/что? Что делает? Какой?». Составляем таблицу о профессиях со словами игры «Описываем».


«Кто/что? Что делает? Какой?». Составляем таблицу об инструментах со словами игры «Описываем».

«Играем»:

1. «Волшебные очки». Рассмотри сюжетную картину Г- 20 и назови…

2. «Слушай – выполняй». (ü) - пауза для обдумывания, повторения и выполнения команды.

3. «Комок» Расправляем «комок» с помощью:

i - ребра ладони двух рук, со стороны указательного пальчика (пальчики плотно прижаты друг к другу и неподвижны).

* - кончиков пальцев (пальчики плотно прижаты друг к другу и неподвижны).

Q - ребра ладони двух рук, со стороны мизинца (пальчики плотно прижаты друг к другу и неподвижны).


4. «Скажи наоборот».


5. «Скажи по-другому». Играем со всеми выделенными словами словаря.


6. «Подходит – не подходит, потому что…»

7. «Лишний, потому что…» (А-25)

i - Врач (1), шприц, градусник. * - Учитель, овощи (3), осень (2), овощной (1), овощевод.

Отвёртка, молоток, строитель (1). - Повар, воспитатель, школа (2), шофёр (3), лето (1).

Q - Утро (1), парикмахер (2), ножницы, расчёска, фен (3).

Овощевод (3), животновод, врач (2), село (1), доярка.

Отвёртка (3), грузовик, экскаватор, столяр (2), слесарный (1), самолёт (4).

8. «У меня – у нас – нет». (В-2)

i нож - ножи – ножей: * острый нож – острые ножи – острых ножей;

Q мой острый нож – наши острые ножи – наших острых ножей.


9. «Слово изменяй, на вопросы отвечай». Играем со словами:

i- пила, мастер; * - инструмент, профессия; Q - бухгалтер, обучение.

10. «Сосчитай-ка». (В-8)

i 1 мой врач, 2 моих врача, 3 моих врача 5 моих врачей.

1 моя швея, 2 мои швеи, 3 мои швеи, 4 мои швеи, 5 моих швей.

* - 1 знающий врач, 3 знающих врача, 5 знающих врачей.

1 молодая швея, 3 молодые швеи, 5 молодых швей.

Q - 1 мой знающий врач, 3 моих знающих врача, 5 моих знающих врачей.

1 молодая умелая швея, 3 молодые умелые швеи, 5 молодых умелых швей.


11. «Слова-родственники». (В-9).

Слова-корни: i - мастер, часы; * - профессия, ремонт; Q- библиотека, камень.


12. «Какой, ещё, самый». (В-1).

i Учитель молодой, а ученик самый….(молодой).

Лопата острая, а нож самый …(острый).

У ученика кисть широкая, а у маляра самая…(широкая).

* Учитель молодой, а студент ещё…(моложе).

Лопата острая, а ножницы ещё…(острее).

У ученика кисть широкая, а у художника ещё…(шире).

Q Учитель молодой, студент ещё…(моложе), а ученик самый….(молодой).

Лопата острая, ножницы ещё…(острее), а нож самый …(острый).

У ученика кисть широкая, у художника ещё…(шире), а у маляра самая…(широкая).

Путаница».

i Экскаватор управляет экскаваторщиком. * Моя папа работать шофёр.

Ножницами маляр красит стену. Лесник беречь животные и деревья в лес.

Q Мой тётя работать врач детский поликлиника в.

Я помогать папа делать кухонный мебель.

Распутай слова, убирав лишний слог: Мапаляр, учититель, шведая, шорофёр, подавар


14. . «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» + «Семья». (В- 5.1). Играем со словами словаря.

молоток пила сверло инструменты

папин папина папино папины


15. «Поём» Учим букву «Ш».


16. «К символу слово подбери».

Моделируем»

19. «Составляем» Играем по набору

20. «Загадываем». Играем со словами игры «Описываем».

«Сочиняем. Запоминаем»:


1. h Почтальон

Кто приносит нам газеты

И от бабушки приветы?

Их приносит почтальон.

С толстой сумкой ходит он.

(В. Степанов)

hЧтоб здоровыми мы были,

Звуки все произносили,

Кто заботится о нас?

Логопеды - это раз,

Массажисты, медсестра

И, конечно, доктора.

(Н. Нищева)

* Каменщик

В переулке дом растёт,

Стены каменщик кладёт.

С ним помощник – мастерок,

Мастерок – лопатка.

Будет дом построен в срок,

Прочной будет кладка.

(В.Степанов )


QВсё для всех

Каменщик строит жилища,

Платье - работа портного,

Но ведь портному работать

Негде без тёплого крова!

Каменщик был бы раздетым

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьёт, натачает?

Стало быть так и выходит:

Всё, что мы делаем нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно!

(Ю. Тувим)

2. hСтавят ловких две руки

Каблуки на башмаки,

И набойки на каблук -

Тоже дело этих рук

(сапожник)

hВесь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску лезу

И по мне все - тук да тук!

(гвоздь)

* Его приходу

Каждый рад,

Когда на кухне

(водопроводчик)

* Деловой, мастеровой,

Стульчик делал он со мной:

Ни минуты не молчал,

Всё стучал, стучал, стучал.

(молоток)

Q Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или уложу в кровать,

Или разрешу гулять.

(градусник)

Q На что не взглянет этот глаз-

Все картинки передаст.

(фотоаппарат)


3. h У станка он дни и ночи,

Всё умеет, он-…

(рабочий) (№13, с. 19)

hПисьма в дом приносит он,

Долгожданный...

(почтальон) (№13,21)

*Детских песенок куплеты

Сочиняют нам…

(поэты) (№13, с. 23)

* Сапогам хромым помощник,

Каблуки прибьёт...

(сапожник) (№13,23)

Q Почерком быстрым исписан весь лист-

Очерк в газету строчит...

(журналист) (№13, с. 23)

Q Сон и отдых позабыты,

Песню пишет...

(композитор) (№13,22)


4. Принесли новые ножницы в парикмахерскую. Ножницы были блестящие и красивые, и все старые инструменты парикмахера завидовали им и боялись, что их быстро сменят на эти ножницы. Но....

Оставил папа ящик с инструментами на кухне. Понравилось им там и решили они остаться на кухне навсегда. Так как инструменты без дела портятся, стали они искать себе работу…

5. 1. Рассмотри картину Г-20. Работай с ней по алгоритму.

2. h Назови ещё по 2 – 3 инструмента, подходящие к каждой профессии. * Как ты думаешь, есть ли только женские и только мужские профессии? Q Какая профессия самая важная?

3. Почему в народе говорят: h Дело мастера боится. * Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Q Работа мастера хвалит.

Тема 31. «День Победы»

«Словарь»:

Слова-предметы Слова-действия Слова-признаки:
hВойна ,мир ,победа ,армия;защитник , герой , враг , солдат, командир; награда, памятник, помощь . * Родина , праздник , салют, парад, наступление , сражение , поражение , поздравление, забота; воин , боец, ветеран, победитель; граница, крепость; медаль, орден; оружие, огонь, рана. Q Противник , предатель , шпион , доброволец, партизан; генерал, маршал, офицер; фронт, тыл; мужество , героизм, отвага, бесстрашие ; торжество , вечный огонь, Отечество, Отчизна . hВоевать , побеждать , защищать , помнить , поздравлять. * Наступать , сражаться , освобождать , завоёвывать , драться , награждать, благодарить. QЧтить (память), славить , гордиться , салютовать, желать. h Старый , страшный , смелый , сильный , военный . * Храбрый , боевой, раненый, вечный . Q Великий , отечественный, праздничный , торжественный, отважный , доблестный. Наречия:Радостно , бесстрашно , отчаянно, вечно

«Наблюдаем. Рассказываем»:

1. «Описываем». Беседуем о героизме и мужествезащитников Отечества в годы Великой Отечественной Войны и о событиях военных лет по плану:

2. «Кто? Что? Что делает? Какой?». Заполняем таблицу.

i - праздник, герой; * - салют, парад; Q крепость, партизан.

«Играем»:

1. «Выполняй, пожалуйста». (ü) - пауза для обдумывания, повторения, выполнения команды

2. «Каталочка». Пальцами левой руки катаем карандаш по кисти правой руки по 10-15 раз:

i - все пальцы по порядку, начиная с большого;

* - все пальцы по порядку от мизинца к большому, без остановок при смене движения;

Q - пальцы в очерёдности: 1, 3, 5, 4, 2.


3. «Скажи наоборот». Играем со всеми подчёркнутыми словами словаря.


4. «Скажи по-другому». Играем со всеми подчёркнутыми словами словаря.


5. «Подходит – не подходит, потому что…»

6. «Лишний, потому что…» (А-31)

i - Солдат (1), танк, самолёт. * - Вспоминать (2), дарить, награждать, танкист (1).

Салют (1), воин, офицер. - Смелый, отважный, офицерский (3), солдат (1), молодой (2).

Q - Ветеран (3), боевой (1), автомат, танк (4), пистолет, весна (2).

Стреляет (4), наступает, атакует, война (1), рисует (3), думает (2).


7. «У меня – у нас – нет». (В-2). Играем со словами словаря.

i ветеран – ветераны – ветеранов;

* знакомый ветеран – знакомые ветераны – знакомых ветеранов;

Q мой знакомый ветеран – наши знакомые ветераны – наших знакомых ветеранов.

8. «Слово изменяй, на вопросы отвечай». Играем со словами:

i- мир, армия; * - ветеран, орден; Q - торжество, победитель.

9. «Есть – было – будет» (В-4).

* цветы (рассада) (букет ветерану)

бой (наступление врага) (отступление врага)

Q победа (война) (праздник)

праздник (подготовка к празднику) (воспоминание о празднике)


10. «Сосчитай-ка» (В-8).

11. «Слова – родственники». (В-9).

i - победа, герой; * - бой, стрелять; Q- защита, война.


12. «Как – ещё». (В-1).

i, * , Q Бой длится долго, а война ещё…(дольше).

В мирное время защищать страну трудно, а во время войны ещё…(труднее).

Солдат целится быстро, а снайпер ещё…(быстрее).


Путаница».

i День Победы – важная праздник * Дедушка Петин воевать война на

Война приносить горе люди. Получать он награды много.

Q Мы смотреть парад ветераны День в Победы

Дарить ветераны дети цветы подарки и.


14. «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» + «Семья». (В-5.2). (со словами, подходящими по смыслу)

медаль орден поздравление награды

дедушкина дедушкин дедушкино дедушкины


Сложенные слова»

iдолго + ждать, орден + носить; *, Q военный + полевой, обязанность, море, воздух.

16. «Поём». Учим буквы «Й», «Е», «Ё», «Я», «Ю».


17. «К символу слово подбери». Символы – слово-предмет, слово-действие, слово-признак и символ предлогов

Моделируем»

20. «Составляем» . Играем по набору Ж - 9 с предлогами

i - над * - перед, с Q - с, к

Таблицы :

1. Солдат, танк, самолёт.

2. Салют, воин, офицер.

3. Вспоминать, дарить, награждать, танкист.

4. Смелый, отважный, офицерский, солдат, молодой.

5. Ветеран, боевой, автомат, танк, пистолет, весна.

6. Стреляет, наступает, атакует, война, рисует, думает.

7. Победитель, артиллерист, пограничник, танковый, парашют, май.

«Сочиняем. Запоминаем»:


1. hМой дедушка

На груди у дедушки -

Ордена, медали.

Их на фронте дедушке

За отвагу дали.

Приглашён мой дедушка

В гости в детский сад.

Принимает дедушка

Праздничный парад.

(Ю. Капотов)

* Победа

Победойкончиласьвойна,

Те годы позади.

Горят медали ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою,

А кто - за подвиг трудовой

В своём родном краю.

(С. Михалков)

QДевятое мая

Рады родители,

Дети и деды

Гордому празднику

Нашей Победы.

В день этот радостный

Мира и света

Солнцем весенним

Земля обогрета.

Праздничным утром

Никто не забыл

Цветы положить

У солдатских могил.

(Г. Виеру)


2 .hНе трактор, а с гусеницами,

Не крепость, а с башней,

Не ружьё, а с дулом.

(танк)

*Без плавников, среди глубин

Железный плавает дельфин.

(подводная лодка)

QВ чужую страну засылается он,

Все ваши секреты узнает...

(шпион)

3. h Все солдаты встали в ряд,

Начинается….

(парад).

* Много бед несёт она,

Злая, страшная…

(война).

QГрянул гром, весёлый гром,

Засверкало всё кругом!

Рвутся в небо неустанно

Разноцветныефонтаны,

Брызги света всюду льют!

Это праздничный...

(салют) (№8,244)


4. Слушал Петя рассказы дедушки-фронтовика о войне. И очень мечтал сам кого-нибудь спасать, защищать. Однажды, играя во дворе, увидел Петя плачущего малыша..

Прочитал Серёжа в книге, что служебные собаки помогали людям на войне. И вот на День рождения подарили Серёже щенка...

5. 1. Рассмотри картины Г-23 (23.1 – 23.3), выложи их по порядку. Работай с ними по алгоритму. Составь рассказ по ним.

2. h Как ты думаешь, какими были солдаты, победившие в войне?

* Что, на твой взгляд, нужно делать, чтобы стать хорошим защитником Родины?

Q Объясни выражение: «Миру-мир».

3. Почему так говорят: h Умелый боец – везде молодец! * Важна смелость, да нужна умелость.

Q Кто за правое дело стоит – тот всегда победит.