География 11 африка. Экономическое положение Африки презентация к уроку по географии (11 класс) на тему. Изучение нового материала

АФРИКА ВИЗИТ

«Визитная карточка» региона

Учитель Кузнецов Н.К.

А́фрика А́фрика - второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным - с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга.

А́фрика - второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным - с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга.

Атлантический океан

Индийский океан

Африка- родина человечества Африка родина величайшей древней цивилизации Земли – Древнего Египта В Африке расположена самая большая пустыня мира - Сахара

В Африке протекает одна их самых длинных рек мира - Нил

Иордания

Средиземное море

Африка занимает 20% суши Земли (30,3 млн.км2), 56 государств (с островны-ми). – более 1 млрд. чел.

Южный Судан

(Джуба)-2011г

Регионы Африки
  • Сев. Африка
  • Северн. Африка
  • Западн. Африка
  • Центр. Африка
  • Восточн. Африка
  • Южная Африка
Африка до 1950-х

Задание. На контурную карту нанесите 10 любых страны Африки, получивших политическую независимость после второй мировой войны. Укажите дату получения независимости и страну-метрополию. Почему 1960 г называют годом Африки?

Год получения

независимости

Страна - метрополия

  • Ливия
  • Марокко
  • Тунис
  • Судан
  • Гвинея
  • Кот-д, Ивуар
  • Буркина-Фасо
  • Габон
  • Бенин
  • Камерун
  • Конго (ДРК)
  • Конго
  • Мавритания
  • Мадагаскар
  • Нигер
  • Нигерия
  • Сенегал
  • Сомали
  • Сьерра-Леоне
  • Танзания

Герм.Фр,ВБ

Герм.,ФР,ВБ

Германия

Год получения

независимости

Страна - метрополия

  • Алжир
  • Бурунди
  • Руанда
  • Уганда
  • Кения
  • Замбия
  • Малави
  • Гамбия
  • Ботсвана
  • Лесото
  • Маврикий
  • Свазиленд
  • Экв. Гвинея
  • Гвинея-Бисау
  • Мозамбик
  • Кабо-Верде
  • Сан-Томе
  • Коморские острова
  • Ангола
  • Сейшельские острова
  • Джибути
  • Зимбабве
  • Намибия
  • Эритрея

Герм. Бельг.

Герм. Бельг.

Португал.

Португал.

Португал.

Португал.

Португал.

Герм, ЮАР

Италия (с 1950 в составе Эфиопии)

Таблица. Страны Африки, получившие независимость после II мировой войны.

Освобождение от колонизации

Животный мир Африки

Растительный мир Африки

Богатства Африки

Богатства Африки- по запасам и добыче золота- 1 место в мире В настоящее время (2015) в ОПЕК входят 12 государств, из них 4 африканские: Алжир, Ливия, Нигерия, Ангола

Богатства Африки

Туризм в Африке

В деревне у пигмеев

В стране пирамид

Дайвинг в Красном море

Фотосафари в заповедниках

Домашнее задание
  • Тема 8, часть 1 до населения

Презентация на тему «Африка» - прекрасное пособие для показа на уроке географии в 10 - 11 классе. На учебном занятии предполагается общее знакомство с особенностями географического положения континента, овладение умением работать с различными картами. Тема урока раскрывается на 16 слайдах. Работу можно скачать бесплатно для всех, кто готовит тематическое занятие или собирается отвечать домашнее задание на следующем уроке или зачете, экзамене.

Мультимедийная разработка знакомит старшеклассников с африканским континентом. Дети узнают особенности климата и жизни людей в Африке. Африканский континент отличается знойным климатом. Часть земель занимают пустыни. В этой работе рассказывается о том, как находить географическое положение по данному плану. Старшеклассники испытают свои умения в определении координат, после чего будут использовать различные способы записи географических точек. На этом же уроке предлагается рассмотреть несколько видов карт, повторить определение меридианов, параллелей, экватора.

Выполняя практическую работу, школьники определят крайние точки материка, повторят климатические пояса, назовут все моря и океаны, омывающие Африку. Одинадцатиклассники самостоятельно отметят эти объекты на контурной карте.



Образование в Канаде – презентация Презентация рассказывает об особенностях системы образования в Канаде. Материал будет интересен тем, кто изучает страну на уроках географии в 10 - 11 классе или тем,...Страны Африки – презентация Презентация представляет проектную работу ученицы на тему «Страны Африки». Показ электронной разработки будет подходящим на уроке по географии в качестве дополнительного материала. Учащимся будет интересно...Население Африки – презентация Презентация знакомит учеников на уроке географии со сведениями о населении Африки, а также классифицирует познания о религиозном, расовом, языковом составе населения африканского континента. На первых...

Тема урока: Общая характеристика Африки. Учитель географии высшей квалификационной категории.

Цель урока:

обучающая –

    изучить общие черты ЭГП и ПГП стран Африки,

    выяснить историю развития стран Африки,

    оценить природно-ресурсный потенциал и уровень развития Африканского континента в целом и отдельных государств,

    составить характеристику населения Африки вед – изучить общие сведения и уровень развития Африканского континента;

развивающая

    развивать умение работать с картами и статистическими материалами,

    отрабатывать умение решать проблемные задачи,

    формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона,

    способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;

воспитывающая – воспитывать политическое мировоззрение у обучающихся, толерантность, интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала (технология «Создание проблемной ситуации»).

Оборудование: политическая карта мира, атлас, политическая карта Африки, презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока.

    Оргмомент.

Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут нашим девизом:

Кто же, если не мы?

Когда же, если не сейчас?

II. Актуализация знаний и определение темы урока.

Учитель: мы уже изучили 4 региона. Вспомните, какие?

(предполагаемый ответ: Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Северную Америку, Латинскую Америку.)

Учитель:

Впереди нас ожидает еще много интересного, еще не изучены 2 региона.

Я предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент, и вы сами поймете, изучением какого региона мы займемся на ближайших уроках (просмотр фрагмента)

Учитель:

1.Это регион, расположен к югу от Средиземного и Красного морей. С уникальной по красоте природой и уникальными видами животных.

2. По просторам региона протекает одна из величайших рек в мире. Даже сегодня, во время технического прогресса, она поражает своей красотой и величием.

3. Заснеженные вершины вулканов сияют своим великолепием прямо перед экватором.

4. Регион считают местом появления человека, здесь же нашли остатки по предположениям первого человека.

5. Центр работорговли и колониальной зависимости XV-XIX веков.

6. По сей день является самым отсталым регионом мира?

(мы будем изучать регион Африка).

Учитель: сформулируем тему урока (предполагаемый ответ: Общая характеристика Африки).

Итак, запишем в карте урока тему: «Общая характеристика Африки» (запись темы.)

III .ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 23, 24. Р/Т стр. все задания.

Дополнительное задание по желанию. Составить кроссворд по теме урока.

VI .ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

План урока.

1.ЭГПи ПГП Африки.

2.Природно-ресурсный потенциал региона.

3.Население.

4.Хозяйство региона - изучить самостоятельно

Учитель: Исходя из плана урока сформулируйте цели и задачи урока.

Цель: изучить экономико-географические особенности африканского региона.

Задачи:

1. Ознакомиться с особенностями ЭГП и ПГП Африки.

2. Дать оценку природно-ресурсному потенциалу региона.

3. Изучение населения и хозяйства региона.

ПРОЕКТОР ВЫКЛЮЧИТЬ

Задание№1.

Составьте визитную карточку Африки. Используя текст учебника § 23, карты атласа.

Площадь материка- S =_____________________________;

Имеет выход в моря и океаны___________________________________________________________

__________________________________________________________________

На территории региона____________________государств;

Монархии: 1. ________________________________________;

2.________________________________________;

3._________________________________________;

Остальные государства республики(какие?) _________________________.

По форме территориального устройства:

Унитарные государства-большинство.

Федеративные:

1._______________________________________;

2._______________________________________ ;

3.________________________________________;

4_________________________________________;

Задание №2 Карта урока.

Особенности ЭГП Африки . Учитель организует работу в парах.

Используя план, текст учебника § 23 и географические карты атласа, дайте оценку географического положения Африки. Ответы запишите в таблицу.

План:

1.Положение по отношению к соседним регионам.

2.Наличие или отсутствие выхода к морям и океанам.

3.Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

4.Положение по отношению к сырьевым базам, главным районам сбыта продукции.

5.Вывод о влиянии ЭГП на развитие региона.

Особенности ЭГП

Оценка для развития экономики

5.Вывод:

Дополнения учителя

Страны центральной части не имеют выхода к морю и находятся на расстоянии 1,5 тыс. км от берега, удалены от центров экономической мощи, таких в Африке 15 государств (приведите примеры) Чад, Замбия, Ботсвана и тд.

Особенности государственных границ - условны.

40% границ - не демаркированы

44% - по параллелям и меридианам

30% - по дугообразным и кривым линиям

26% - по естественным рубежам, совпадающим с этническими границами.

Если границы государств не сформированы, то часто возникают территориальные споры (1/5 всей территории является областью территориальных споров (Например, Эфиопия и Сомали, Марокко и Западная Сахара, Чад и Ливия)

Учитель: выделим положительные и отриц. черты, каких черт больше? Какой вывод можно сделать об ЭГП региона?

Предполагаемые ответы учащихся : в целом ЭГП Африки выгодное, способствует развитию хозяйства.

ПРОЕКТОР ВЫКЛЮЧИТЬ

Дополнение учителя.

В) ПГП: все государства Республики, исключение Свазиленд, Лесото, Марокко, республики в основном президентские. Однако под республиканской формой правления часто скрываются военные, диктаторские политические режимы.

Все унитарные государства, исключение составляют 4 государства (ЮАР, Федеративное государство Нигерия, Эфиопия, Коморские острова со столицей Морони).

Современная Африка представляет собой арену активной, межнациональной политической и экономической интеграции. Для решения проблем континента было создано несколько организаций:

Дополнительная информация в карте урока

АфБР - Африканский банк развития

ВАС - Восточноафриканское сообщество.

ЭКОЗАГ - экономическое сообщество западноафриканских государств

СОДРУЖЕСТВО, возглавляемое Великобританией

ОАЕ - организация Африканского единства, в которое входит 53 государства (образовано в 1963 году), оно преобразовано в 2002г. в Африканский Союз.

2.Следующая наша задача изучить природно-ресурсный потенциал региона.

Учитель: Рассказывает о минеральных ресурсах – дополнительная информация (слайды):

Африка исключительно богата полезными ископаемыми. Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, кобальта, алмазов, фосфоритов.

В Африке выделяют 7 основных горнодобывающих районов:

1. Алжиро-Ливийский;

2. Атласский;

3. Египетский;

4. Западно-Гвинейский;

5. Восточно-Гвинейский;

6. Медный пояс;

7. Южно-Африканский.

А теперь соотнесите политическую и экономическую карту и выделите три группы стран с разными запасами минеральных ресурсов.

Работу выполним в карте урока.

Задание №3

Используя карты атласа, проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:

Страны, богатые ресурсами разнообразного минерального сырья.

Страны, бедные минеральным сырьем.

Какими ещё ресурсами богата Африка? Перечислите.

Проверим. Названную страну отметьте магнитом на карте.

Сделаем вывод об обеспеченности минеральными ресурсами и запишем в таблицу своей карты урока. Вам на работу 3 минуты.

Проверим.

Какой можно сделать вывод об обеспеченности Африки различными ресурсами необходимыми для развития экономики?

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Учитель

Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона.

Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу; изучим население региона.

Объяснение учителя:

Э тнический состав отличается большой пестротой. Здесь выделяется более 300 этносов. В Северной Африке сложились крупные нации, но большинство находятся на уровне народностей: сохраняются и пережитки родоплеменного строя. Отсюда, этнополитические конфликты – в Судане, Кении, Демократической республике Конго, Нигерии, Анголе, зачастую приобретают характер геноцида.

Геноцид (запись в тетрадь) – истребление целых групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам.

Пример. В 1994г. между племенами тутси и хуту возник конфликт в густонаселённой Руанде. В результате погибло около 1 млн. человек, 2млн. – бежали в соседние страны.

В целом на Африку приходится половина всех беженцев. И такой вид миграций всегда приводит к вспышкам голода, эпидемий, увеличивают младенческую и общую смертность.

Наследием прошлого являются государственные языки – стран метрополий: в 11 странах английский, в 17 – французский, в 5- португальский.

Размещение населения: ср. плотность 34 чел/км2,это меньше, чем в Европе. Население размещено неравномерно (в долине Нила -1700 чел/км2, а в пустыне – 1)

Урбанизация по карте «Население» , крупные агломерации

В Тропической Африке: Бурунди – столица Бужумбуре -100% гор. нас.

Гвинея – столица Конакри – 81% гор. нас.

Главные черты урбанизации Африки: низкий показатель, но самые высокие в мире темпы урбанизации: население городов удваивается каждые 10 лет

Вывод : с демографическим взрывом в Африке связаны проблемы (экологические проблемы, избыток детей по отношению к трудоспособному населению, проблема занятости, проблема здоровья, «городской взрыв».

Но, несмотря на масштабы «городского взрыва», 2/3 африканцев еще живет в сельской местности.

Подведем итог : О чем свидетельствуют данные о населении Африки?

Учитель

Мы выяснили особенности населения региона.

Задание №4 Закрепление.

Вставьте вместо многоточий слова характеризующие особенности населения Африки.

Для населения Африки характерны:

Самые ……. …………………показатели и темпы воспроизводства,

Самая …………………..........доля детей,

Самый ……………………… этнический состав,

Самый ……………………… уровень урбанизации,

Самые …………………………темпы урбанизации,

Самый ……………………… уровень грамотности и продолжительности жизни в сравнении с другими регионами мира.

Проверим. Зачитаем ответы по цепочке.

Какой вывод можно сделать?

Какая главная причина отсталости региона?

Итог урока: -Какие цели и задачи мы с вами ставили в начале урока?

Как вы считаете мы их выполнили?

Рефлексия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Общие черты исторического развития (сообщение учащегося)

Исторический путь большей части африканских государств прошел через три этапа:

1) Европейская колонизация.

2) Национально-освободительные движения.

Колонизация африканских земель европейцами проходила по-разному в северной и южной части материка. Так, если Северная Африка без особых трудностей была полностью поделена между колонизаторами на протяжении XIX века, то завоевание южной и центральной части континента проходило медленнее и труднее. Причиной этому было полное отсутствие инфраструктуры на этих территориях, а также различные опасные тропические заболевания. Так или иначе, но к началу ХХ века в Африке было лишь два независимых государства: Эфиопия и Либерия (как колонии каторжников). Все остальные страны контролировались европейскими метрополиями: Францией, Италией, Германией, Португалией и Британией. Разные страны Африки по-разному переживали период деколонизации, который начался в 20-х годах и закончился уже в конце ХХ столетия. И если в Северной Африке национально-освободительные движения были более успешными, то в Южной - они носили характер отдельных ситуаций. Первой обрела независимость Ливия в 1951 году. А кульминационным для деколонизации континента стал 1961 год, который историки прозвали "годом Африки". В этом году целых 17 стран материка стали независимыми.

Последним государством, ставшим независимым, была Намибия, которая освободилась от Германии в 1990г.

Но еще позже. Эритрея в 1993г (с 1950г она была в составе Эфиопии)

Южный Судан в 2011г в результате референдума выделился из состава республики Судан.

Субрегионы

Африки

Урок географии в 11-ом классе.

МОУ СОШ №5 города Светлого Калининградской области



ЭГП Африки

  • Площадь 30,3 млн. км²
  • Протяжённость с севера на юг 8 тыс. км.
  • Протяжённость с запада на восток 7,5 тыс. км.
  • 53 страны
  • 15 государств не имеют выход к морям.
  • Марокко, Свазиленд, Лесото – монархии
  • ЮАР, Нигерия, Эфиопия, Каморские о-ва федеративные республики.

Минеральные ресурсы

4/5 мировых запасов хромитов

2/3 мировых запасов фосфоритов

3/5 мировых запасов титана

2/5 мировых запасов марганца

1/3 мировых запасов урана, меди, кобальта


Субрегионы

Африки

Северная Африка

Западная Африка

Центральная Африка

Восточная Африка

Южная Африка


Северная Африка

  • Страны Северной Африки относятся к наиболее развитым в экономическом отношении государствам материка.
  • Основу их хозяйства составляет промышленность.


Западная Африка

  • К субрегиону Западная Африка относят более двух десятков стран, выходящих к побережью Гвинейского залива и расположенных в западной, южной и центральной частях пустыни Сахара.
  • Западная Африка - одна из самых контрастных и нестабильных территорий в мире. Причина этого кроется в особенностях исторического развития, социально-экономических и культурных противоречиях, а также в значительной политической и этнической раздробленности.
  • В экономике стран субрегиона ведущая роль принадлежит сельскому плантационному хозяйству и горнодобывающей промышленности

Монокультурность сельского хозяйства Западной Африки .

  • Гана, Кот-д"Ивуар и Нигерия специализируются на выращивании какао-бобов ,
  • Сенегал, Нигерия и Гамбия - арахиса ,
  • Бенин, Того и Нигерия - пальмовых орехов и пальмового масла.
  • Главными продовольственными культурами, выращиваемыми для местного потребления, являются рис, сорго и просо, в меньшей степени кукуруза.


Центральная Африка

  • По уровню экономического развития большинство стран Центральной Африки существенно отстают от большинства стран мира.
  • Наиболее благоприятная экономическая ситуация сложилась в Габоне, Камеруне и отчасти в Конго, в первую очередь благодаря разработке месторождений нефти и газа.
  • В остальных странах региона отсутствует даже развитая горнодобывающая промышленность.
  • Добыча золота и алмазов, а также производство древесины, являющиеся главными источниками дохода большинства стран субрегиона, ведутся кустарным способом.
  • Только в ДРК сложилась современная цветная металлургия на базе местных месторождений меди и олова. Здесь создан полный цикл производства: от добычи до выплавки высококачественных металлов.

  • Важным биологическим ресурсом субрегиона являются леса. Ими занято более 50% территории Габона, Конго и ДРК.
  • Значителен гидроэнергопотенциал рек Конго, Шари и др.






Восточная Африка

  • По уровню развития страны субрегиона можно разделить на две группы: слаборазвитые, неблагополучные в экономическом отношении северные и среднеразвитые, с более устойчивой экономикой южные.
  • В целом из десяти беднейших стран мира пять находится в Восточной Африке.



Бушмены вели бродячий образ жизни и занимались охотой и собирательством. Традиционная пища - дичь, съедобные коренья, личинки муравьев

Жилище – это шалаш или навес из веток и травы. Жилище же современного бушмена - в недавнем прошлом армейская палатка





Южная Африка

  • В состав Южной Африки входит 5 независимых государств и несколько колоний - заморских департаментов Франции.
  • Самое крупное государство - Южно-Африканская Республика (1221 тыс. км²); самое маленькое - Свазиленд (17,4 км²).
  • Экономика в странах Южной Африки находится на более высоком уровне развития, чем в большинстве других стран, лежащих к югу от Сахары. Такое относительное экономическое благополучие обеспечивается огромным ресурсным потенциалом.
  • Южная Африка богата запасами минерального сырья. Здесь расположены крупные месторождения алмазов, золота, платины и редких металлов, урановых и железо-марганцевых руд, различных цветных металлов (меди, олова, цинка, свинца, вольфрама и др.).





Двойственность экономики ЮАР

Черты развитой страны

Черты развивающейся страны


Закрепление изученного

  • Какие факты свидетельствуют об экономической отсталости стран Африки?
  • В чем заключаются типичные черты отраслевой и территориальной структуры хозяйства африканских стран?
  • Что такое монотоварная специализация?
  • Где расположены главные промышленные районы этих стран?
  • Какие отрасли обрабатывающей промышленности получили в странах Африки наибольшее развитие?
  • Какой тип сельского хозяйства преобладает в этих странах?
  • По каким экспортным с/х культурам она занимает ведущее место в мировом производстве?
  • Можно ли говорить, что Африка имеет общую африканскую транспортную сеть?
  • Почему большинство железных дорог Африки имеет характер линий проникновения?

Объяснение нового материала.

Цель учитель конкретизирует знания учащихся по новой теме.

Учитель

В современном мире насчитывается более 200 государств. 54 из них расположены в регионе Африка. Африканские страны по размерам в большинстве своем крупнее европейских. Посмотрите в учебнике Визитную карточку стран:

Какое государство самое большое по площади? Судан.

Какая страна Африки самая большая по численности населения? (Нигерия)

Каковы страны Африки по форме территориального устройства?

Каковы страны по форме правления?

ЭГП (фронтальная работа)

Давайте составим характеристику ЭГП по плану, запишем в карту урока. Выделим «+» и «-» ЭГП.

Учитель зачитывает пункты плана

Учитель – Какой вывод можно сделать об ЭГП региона? Выслушивая мнения учеников, учитель конкретизирует ответы:

В целом ЭГП выгодное:

1)Близость к Зар. Европе и Азии

2)Положение на пересечении главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (Суэцкий канал)

3) Приморское положение большинства стран континента.

4) Близость к рынкам сырья и сбыта продукции

5)Возможность торговли со странами мира через два океана и Средиземное море, развитие морского транспорта

Но есть недостатки: 1) страны центральной части не имеют выхода к морю, удалены от центров экономической мощи,

2) границы государств не сформированы, часто возникают территориальные споры.

Дополнительная информация:

Для содействия укреплению сотрудничества африканских стран в 1963 г. была создана ОАЕ – Организация африканского единства. Штаб - квартира ОАЕ находилась в Аддис –Абебе. В 2002 г. ОАЕ преобразована в Африканский союз.

Чего больше «+» или «-» ЭГП? Какой сделаем вывод?

Учитель

Мы выяснили достоинства и недостатки ЭГП региона.

Следующая наша задача изучить природно-ресурсный потенциал региона.

Природно-ресурсный потенциал

Вспомните, какие группы ресурсов важны для развития экономики?

Минеральные

Земельные

Агроклиматические

Лесные

Водные

Выясним, какие есть вАфрике.

Учитель

Рассказывает о минеральных ресурсах – дополнительная информация (слайд):

Африка исключительно богата полезными ископаемыми. Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, кобальта, алмазов, фосфоритов.

В Африке выделяют 7 основных горнодобывающих районов:

1. Алжиро-Ливийский;

2. Атласский;

3. Египетский;

4. Западно-Гвинейский;

5. Восточно-Гвинейский;

6. Медный пояс;

7. Южно-Африканский.

А теперь соотнесите политическую и экономическую карту и выделите три группы стран с разными запасами минеральных ресурсов. Работу выполним в парах.

Проверим. Названную страну отметьте магнитом на карте.

Сделаем вывод об обеспеченности минеральными ресурсами и запишем в таблицу своей карты урока.

Учитель

организует работу в группах.

Какие еще виды ресурсов остались в таблице?

Разделимся на три группы:

1 ряд – земельные

2 ряд – агроклиматические

3 ряд – лесные

Выясните особенности этих ресурсов, данные занесите в таблицу. Можно воспользоваться картой и текстом учебника. Вам на работу 3 минуты.

Учитель

Проверим.

Какой можно сделать вывод об обеспеченности Африки различными ресурсами необходимыми для развития экономики?

Физкультминутка.

Учитель

Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона.

Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу; изучим население региона (работа в группах)

Выполните задания, воспользовавшись текстом и картами

1ряд Особенности воспроизводства населения.

2 ряд Структура населения

3 ряд Размещение населения

Вам на работу 3 минуты.

Подведем итог: О чем свидетельствуют данные о населении Африки?

Каков уровень экономического развития стран Африки?

Учитель

Мы выяснили особенности населения региона.

Следующая наша задача изучить историю региона. Прочитайте текст об истории Африки и напишите самостоятельно ответы на вопросы к тексту.

Проверим. Зачитаем ответы по цепочке. Какой вывод можно сделать?

Какая главная причина отсталости региона?