Этика спортсмена и его личностная культура. Что такое спортивная этика? Наука спортивная этика

«И думал Буткеев, мне челюсть кроша:

И жить хорошо, и жизнь хороша!…

Вот он ударил – раз, два, три –

И сам лишился сил, -

Мне руку поднял рефери,

Которой я не бил» Владимир Высоцкий. Песня о сентиментальном боксере

Поддержание физической формы является условием эффективной деятельности специалиста, залогом выносливости, преодоления перегрузок, стрессов, фактором профессионального долголетия. Для многих сегодня это связано также с регулярными занятиями спортом. Состоятельные люди, преуспевающие бизнесмены встают на горные лыжи, берут в руки теннисные ракетки, покупают яхты, велосипеды, собираются в спортивные команды – по футболу, бейсболу. Занятия спортом, участие в клубах теннисистов, гольф-клубах, восточных единоборств становится модным признаком истинного бизнесмена, отличает политиков новой волны. Поэтому не только для болельщиков, профессионалов в спорте, но и для новоявленных любителей становится актуальной спортивная этика.

Спортивная этика – достаточно сложное понятие, поскольку в разных видах спорта – разные правила игры и разные нормы отношений. И все-таки, хотя спорт и не традиционная профессия и часто является любительским, этические нормы в нем являются характерным примером главенства морали при явной конкуренции. Девиз спортивной борьбы – «Пусть победит сильнейший!». Он относится еще к эпохе зарождения греческих олимпиад.

В спорте моральные традиции почти этикетны. В значительной мере это обусловлено необходимостью баланса соперничества – сотрудничества. Приветствие соперника перед началом состязаний и по их окончании, строгое следование жеребьевке, уважение судей и ряд других правил - являются условием самого существования спорта. Популярность спорта, его зрелищность не в последнюю очередь обусловлены очевидностью соблюдения правил игры. В каждом виде спорта существуют свои правила и свои этические максимы. Их соблюдение гарантируется справедливым судейством. Здесь, где победителя определяют подчас с разницей в тысячные доли секунды, очень важны равные для всех условия, скрупулезное обеспечение постоянных параметров снарядов, поля, равных стартовых возможностей и пр.



Однако, иногда в спорте сочетается не только набор чисто физических приемов и правил, но и эстетическая выразительность. Как, например, в фигурном катании и в художественной гимнастике, акробатическом рок-н-ролле. Субъективность восприятия красоты движения может привести и приводит порой к злоупотреблениям, как это произошло недавно на Украине. Ряд судей, обвиненные в сговоре против одной из гимнасток, были дисквалифицированы за несправедливое судейство. На зимней олимпиаде 2002 года однажды выраженное сомнение в справедливости судейства в фигурном катании и выдача (беспрецедентная!!) второго комплекта золотых медалей привели к шквалу недовольства судейством и в этом, и в других видах спорта. Этика спорта базируется на уважении традиций и правил спортивного состязания. Она порицает делячество и принесение спортивных достижений в жертву высоким гонорарам.

В спортивной борьбе суровы правила равных шансов – наказания за прием допинга. Сегодня ведется дискуссия даже о запрете кофе для участников шахматных поединков.

В этой связи поучителен Кодекс спортивной этики, в котором разъясняется гуманистический смысл понятия «справедливая игра». Ведь человек (согласно, например, Хейзинге) вообще существо играющее. В понятиях «биржевой игрок», «политические игры», «игровые искусства» и многих других воплощены представления о близости спортивных и других жизненных игр.

КОДЕКС СПОРТИВНОЙ ЭТИКИ

СПРАВЕДЛИВАЯ ИГРА - ПУТЬ К ПОБЕДЕ (в сокращении)

ВВЕДЕНИЕ

1.Кодекс спортивной этики Совета Европы: «Справедливая игра - путь к победе» является заявлением о намерениях, принятым министрами Европы, ответственными за спорт.

2.В основные принципы Кодекса заложены соображения этического характера, направленные на соблюдение справедливой игры, и являются неотъемлемой частью, а не факультативными элементами, всей спортивной деятельности, спортивной политики, политики управления и применяются во всех сферах как рекреационной, так и спортивной деятельности.

3.Кодекс обеспечивает прочную этическую основу для борьбы с отрицательными проявлениями в современном обществе, которые подрывают традиционную основу спорта - основу, построенную на справедливой игре, товариществе и добровольном движении.

ЦЕЛЬ КОДЕКСА

4.Основной заботой и целью Кодекса является Справедливая игра в спорте для детей и юношества, имея в виду, что завтра они станут взрослыми участниками и спортивными звездами. Кодекс предназначается для учреждений и взрослых лиц, имеющих прямое или косвенное воздействие на привлечение молодежи к участию в спорте.

5.Кодекс включает в себя положение о ПРАВЕ детей и юношества участвовать и наслаждаться спортивной деятельностью, а также ОБЯЗАННОСТИ учреждений и взрослых лиц распространять правила Справедливой игры и обеспечивать уважение этих прав.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СПРАВЕДЛИВАЯ ИГРА»

6.В определение понятия «Справедливая игра» включено больше, чем простое следование правилам в спортивной деятельности: оно включает в себя понятие дружбы, уважения и почитания атмосферы, в которой осуществляется рекреационная или спортивная деятельность. Справедливая игра - это образ мышления, а не только поведения. Она исключает обман, применение допинга, насилие, оскорбления (физические и словесные), эксплуатацию, а также неравные возможности, чрезмерную коммерциализацию и коррупцию.

7.Справедливая игра - понятие положительное. Кодекс признает, что спорт является общественной и культурной деятельностью, которая, при соблюдении правил Справедливой игры, обогащает общество и укрепляет дружбу между народами. Спорт … как вид индивидуальной деятельности, которая, при ее справедливом проведении, предоставляет возможности самоусовершенствования, самовыражения и реализации личных достижений, приобретения навыков и демонстрации мастерства; социального взаимодействия, хорошего проведения свободного времени, здоровья и благополучия. Вовлечение в занятия спортом налагает ответственность на общество… и на работающих добровольно лидеров. В дополнение к этому ответственность за некоторые виды деятельности будет способствовать выработке правильного отношения к окружающей среде.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОЙ ИГРЫ

8.Кодекс признает… потенциальные выгоды для общества и отдельных лиц …Справедливой игры и обретения ею центрального места вместо занимаемого ранее периферийного. Кодекс признает, что Справедливая игра должна пользоваться самым высоким приоритетом у всех, кто непосредственно или косвенно оказывает влияние на спортивную деятельность детей и юношества. Эти приоритеты включают:

8.1.Правительства - на всех уровнях, а также …организации, работающие с правительством.

Учреждения, занимающиеся образованием, несут особую ответственность.

8.2.Спортивные организации … тренерские центры и институты, лица медицинской и фармакологической профессии и средства массовой информации.

Коммерческий сектор, включающий производителей спортивных товаров,…

8.3.Отдельные лица - включая родителей, педагогов, тренеров, судей, официальных лиц, руководителей спорта, администраторов, журналистов, врачей и фармацевтов, а также тех звезд в спорте, которые достигли славы и спортивного совершенства.

Кодекс соблюдается независимо от того, осуществляется ли деятельность на добровольной или профессиональной основе. Зрители на спортивных соревнованиях также несут ответственность за соблюдение Кодекса.

9.Каждый из указанных лиц и учреждений должен выполнять свою роль и нести ответственность. Данный Кодекс по этике адресуется им. Он будет эффективным только тогда, когда все, вовлеченные в спорт, готовы принять на себя ответственность, заложенную в Кодексе.

ПРАВИТЕЛЬСТВА

10.Правительства должны:

10.1.Поощрять внедрение высоких этических норм во все сферы общества, где осуществляется спортивная деятельность.

10.2.Поощрять и поддерживать организации и отдельных лиц, которые строго придерживаются этических принципов в своей работе в спорте.

10.3.Способствовать, чтобы в системе профессионального обучения оказывалась поддержка спортивной деятельности и правилам Справедливой игры как одной из центральных частей программы физического воспитания.

10.4.Поддерживать инициативы, направленные на внедрение Справедливой игры в спорте, и поощрять организации, которые рассматривают Справедливую игру в качестве приоритетной в своей работе.

10.5.Поощрять исследовательскую работу … направленную на улучшение … понимания … вопросов, связанных с вовлечением … в спорт, выявляющую случаи неправильного поведения, а также возможности по внедрению Справедливой игры

СПОРТИВНЫЕ И ОТНОСЯЩИЕСЯ К СПОРТУ ОРГАНИЗАЦИИ

11.Спортивные и относящиеся к спорту организации должны:

11.2.Обеспечивать, чтобы все решения в данном виде спорта принимались в соответствии с Кодексом этики, который отражает положения Европейского кодекса.

11.3.Повышать внимание к Справедливой игре в рамках своей сферы влияния посредством проведения различных кампаний, церемоний награждения, распространения материалов воспитательного характера и использования возможностей в процессе тренировок. … управлять этим процессом и оценивать его результаты.

11.4.Определить такие системы, которые бы вознаграждали за личные достижения в соблюдении Справедливой игры, помимо успешных выступлений в соревнованиях.

11.5.Обеспечивать помощь и поддержку средствам массовой информации с тем, чтобы они способствовали пропаганде хорошего поведения.

11.6… 11.7.Поддерживать изменения правил с тем, чтобы они соответствовали особенностям очень молодых и незрелых людей и акцентировали внимание скорее на Справедливую игру, чем на успешное выступление в соревнованиях.

11.8.Обеспечить меры предосторожности во избежание эксплуатации детей, особенно одаренных.

11.9.Обеспечить, чтобы все люди,…, которые несут ответственность за детей и молодежь, имели соответствующую квалификацию… особенно в части понимания биологических и физиологических изменений, происходящих в организме ребенка в период его созревания.

ОТДЕЛЬНЫЕ ЛИЦА

12.Отдельные лица должны:

12.1.Подавать хороший пример своим поведением с тем, чтобы дети и молодежь подражали им, а также ни в коем случае не поощрять и лично не проявлять и не прощать другим несправедливую игру, предпринимая соответствующее наказание в случае плохого поведения.

12.2.Обеспечить, чтобы их собственный уровень подготовки и квалификации соответствовали особенностям детей на различных стадиях их спортивной деятельности

12.3.Считать своей первейшей задачей заботу о здоровье, безопасности и благополучии ребенка или молодого спортсмена и обеспечить, чтобы эти требования не превалировали над репутацией школы, клуба, или тренера или родителя.

12.4.Способствовать тому, чтобы приобретенный детьми спортивный опыт приобщил их к занятиям физической деятельностью для укрепления здоровья в течение всей жизни.

12.5.Исключить подход к детям … как к маленьким взрослым, помнить о физиологических и биологических изменениях в их организме в период созревания и о влиянии этого на результаты их выступлений.

…12.7.Ставить в центр внимания удовольствие от выполняемой ими деятельности и никогда не оказывать давления на ребенка в отношении его выбора участвовать или не участвовать в той или иной деятельности.

12.8.Относиться одинаково как к одаренным, так и к менее одаренным детям, подчеркивать и поощрять личные достижения и спортивные навыки так же, как и успехи в соревнованиях.

12.9.Поощрять детей в изобретении ими новых игр с собственными правилами, а также желание брать ими на себя роль руководителя, тренера, судьи, а не только участника; определять самими детьми меры поощрения за Справедливую игру и лично нести ответственность за свои поступки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

13.Справедливая игра является неотъемлемым важным условием успешного развития спорта и вовлечения в спорт. Посредством Справедливой игры выигрывают все - от отдельных лиц до спортивных организаций и общества в целом. На всех нас лежит ответственность за распространение и соблюдение Справедливой игры.( httр://www.infosрort.ru/рress/sfa/1997N2/р62-63.htm)

Обучающихся по дисциплине (модулю): Б3.ДВ5.1, Б3.ДВ.5.2 Основы спортивной этики
Общие сведения

Перечень компетенций

Критерии и показатели оценивания компетенций


Знания:

  • сущность, функции морали, гуманистическое содержание учение о морали; природу моральных ценностей;

  • принципы педагогической морали и их проявление в деятельности педагога;

  • содержание этических категорий и специфику реализации их в сфере педагогического труда;

  • значение этических ценностей, роль социума в формировании этической направленности личности будущего специалиста;

  • основные категории спортивной этики и их отражение в условиях спортивной деятельности ;

  • этические требования, предъявляемые к нравственному облику педагога, учителя физической культуры;

  • нравственно-психологические особенности общения педагога с воспитанниками; пути преодоления стрессовых ситуаций в учебно-тренировочной деятельности;

  • роль чувств и эмоций в работе педагога, тренера;

  • современные профессионально-этические кодексы в сфере педагогического труда;

  • основные нормы и требования педагогической этики; виды этикета и этикетную проксемику;

  • речевой этикет и формулы речевого этикета в ситуациях общения; значимость этики в развитии эмоционально-чувственной сферы личности;

  • взаимосвязь воспитания и нравственного потенциала личности;

  • кодекс спортивной этики Фэйр Плэй.

Умения:

  • выделить основные задачи педагогической и спортивной этики;

  • раскрыть содержание той или иной нравственной проблемы;

  • использовать различные методы диагностики нравственной позиции и нравственных качеств личности;

  • оценивать и анализировать уровень нравственной воспитанности занимающихся физической культурой и спортом;

  • решать нравственно-этические ситуации;

  • использовать разнообразные методы и приемы формирования нравственного сознания и опыта нравственного поведения спортсменов различного возраста;

  • видеть причины внутренних конфликтов личности;

  • проводить экспресс-исследование по анализу и оценке фактов, пережитых в период школьного обучения и студенческой жизни, уметь их осмысливать;

  • иллюстрировать теоретические положения примерами, фактами из практики физической культуры и спорта;

  • совершенствовать этическую культуру;

  • проявлять этическую компетентность;

  • осмысливать и описывать личный опыт, передовой опыт ведущих педагогов и тренеров по проблеме взаимодействия в процессе нравственного воспитания;

  • разрабатывать программу личностного самосовершенствования, авторскую программу формирования профессионально-этической подготовки спортсменов.

Навыки:

  • владеть основами и принципами педагогического этикета, манеры поведения;

  • владеть нравственными ценностями современного спорта;

  • владеть нормами нравственности;

  • системой практических умений и навыков, обеспечивающих ценностные ориентиры в мире человеческого общения норм бытия.

Этапы формирования компетенций


Предмет и задачи этики. Структура и функции морали

Сущность деловой этики. Деловые качества педагога.

Особенности современной профессиональной этики

Специфика педагогической морали, ее основные принципы, категории

Педагогический такт и этикет

Нравственные аспекты спорта, его социальные функции

Принципы спортивной этики. Фэйр плэй – основа нравственности в спорте

Основные категории этики

Деловая этика

Система нравственных отношений в спортивной деятельности

Нравственные отношения в спортивной деятельности

Свобода выбора и моральная оценка поступков в спортивной деятельности

Нравственно-этические ситуации в спортивной деятельности

Проблема этики в современном олимпийском спорте

Эстетическое воспитание в спорте. Этическая и эстетическая культура тренера, учителя физической культуры

Нравственно-психологическая модель спортивного педагога

Основные категории спортивной этики. Добро и зло, справедливость, долг и ответственность, и их проявление в спортивной деятельности .

Честь и достоинство, совесть, смысл жизни и счастья и их проявление в спортивной деятельности

Шкала оценивания

«5»

Дан полный ответ на теоретический вопрос, умеет уяснить место и значение этики, его полифункциональность, демонстрирует совокупность этических понятий, структуру морали, функции морали, происхождение морали, проводит сравнительную характеристику морали, формирование моральных понятий, взглядов, чувств, убеждений, знает сущность категорий добра и зла, справедливости, долга и ответственности, чести и достоинства, совести, смысла жизни и счастья. Ответ изложен литературным языком, демонстрирует диалектическую взаимосвязь моральных функций и категорий этики.

«4»

Дан полный ответ на теоретический вопрос, умеет уяснить место и значение этики, его полифункциональность, демонстрирует совокупность этических понятий, структуру морали, функции морали, происхождение морали, проводит сравнительную характеристику морали, формирование моральных понятий, взглядов, чувств, убеждений, знает сущность категории добра и зла, справедливости, долга и ответственности, чести и достоинства, совести, смысла жизни и счастья. Ответ изложен литературным языком, демонстрирует диалектическую взаимосвязь моральных функций и категорий этики. Ответ изложен литературным языком. Могут быть допущены неточности в определении и характеристике отдельных этических категорий, но исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа .

«3»

Дан полный ответ на теоретический вопрос, умеет уяснить место и значение этики, его полифункциональность, демонстрирует совокупность этических понятий, структуру морали, функции морали, происхождение морали, проводит сравнительную характеристику морали, формирование моральных понятий, взглядов, чувств, убеждений, знает сущность категории добра и зла, справедливости, долга и ответственности, чести и достоинства, совести, смысла жизни и счастья. Ответ изложен литературным языком, демонстрирует диалектическую взаимосвязь моральных функций и категорий этики. Ответ изложен литературным языком. Могут быть допущены неточности в определении и характеристике отдельных этических категорий, но исправленные студентом с помощью преподавателя.

«2»

Дан полный ответ на теоретический вопрос, умеет уяснить место и значение этики, его полифункциональность, демонстрирует совокупность этических понятий, структуру морали, функции морали, происхождение морали, проводит сравнительную характеристику морали, формирование моральных понятий, взглядов, чувств, убеждений, знает сущность категории добра и зла, справедливости, долга и ответственности, чести и достоинства, совести, смысла жизни и счастья. Ответ изложен литературным языком. Ответ изложен литературным языком. Могут быть допущены 2-3 неточности в определении и характеристике отдельных этических категорий, которые студент затрудняется исправить самостоятельно.


Типовое контрольное задание

2. Прочесть нравственную ситуацию из книг, написанных спортсменами и тренерами по разным видам спорта и др. Провести анализ нравственной ситуации :

На 1-ом этапе работы - знакомство с содержанием ситуации, определяется ядро ситуации, т.е. основное противоречие.

На 2-ом этапе - анализ ситуации (определить требование, какие моральные качества проявлены в этих обстоятельствах, выбор формы поведения в сложных условиях, оценка их поступков.

На 3-ем этапе - принятие поведенческого решения, аргументировать свою точку зрения, давать объективную моральную оценку поступкам участников той или иной ситуации, предвидеть нравственные последствия.

Выводы.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

1. Написать причины конфликта в работе:

а) с младшими школьниками;

в) со старшеклассниками.

2. Какие необходимо правила этикета телефонного разговора вам знакомы? Ответьте на вопросы:

а) когда звонить по телефону считается неприличным?

б) существуют ли временные границы для телефонного звонка?

в) всегда ли нужны вежливые слова в телефонном разговоре ?

г) когда нельзя обойтись без звонка по телефону?

Напишите текст беседы с целью разъяснения ученикам о том, как необходимо сообщать информацию по телефону.

3. Напишите схему проведения этической беседы: «К нам пришел новый спортсмен».

а) с младшими школьниками;

б) со школьниками среднего возраста;

в) со старшеклассниками.


Вопросы к зачету

1. Сущность, функции морали, гуманистическое содержание учение о морали; природа моральных ценностей.

2. Принципы педагогической морали и их проявление в деятельности педагога.

4. Значение этических ценностей, роль социума в формировании этической направленности личности будущего специалиста.

6. Этические требования, предъявляемые к нравственному облику педагога, учителя физической культуры.

7. Нравственно-психологические особенности общения педагога с воспитанниками; пути преодоления стрессовых ситуаций в учебно-тренировочной деятельности.

8. Роль чувств и эмоций в работе педагога, тренера.

9. Современные профессионально-этические кодексы в сфере педагогического труда.

10. Основные нормы и требования педагогической этики; виды этикета и этикетная проксемика.

11. Речевой этикет и формулы речевого этикета в ситуациях общения .

12. Значимость этики в развитии эмоционально-чувственной сферы личности.

13. Взаимосвязь воспитания и нравственного потенциала личности.

15. Методы диагностики нравственной позиции и нравственных качеств личности.

16. Оценка и анализ уровня нравственной воспитанности занимающихся физической культурой и спортом.

17. Методы и приемы формирования нравственного сознания и опыта нравственного поведения спортсменов различного возраста.

18. Причины внутренних конфликтов личности.

19. Личный опыт, передовой опыт ведущих педагогов и тренеров по проблеме взаимодействия в процессе нравственного воспитания.
%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0 -> : Общие сведения
050100.62%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4.%D0%BE%D0%B1%D1%80.%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 -> Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
050100.62%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4.%D0%BE%D0%B1%D1%80.%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 -> Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
050100.62%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4.%D0%BE%D0%B1%D1%80.%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 -> Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
050100.62%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4.%D0%BE%D0%B1%D1%80.%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 -> Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
050100.62%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4.%D0%BE%D0%B1%D1%80.%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 -> Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): дв. 10. 2, дв. 11. 2 «Инновационные технологии обучения физической культуре в средней общеобразовательной школе»
050100.62%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4.%D0%BE%D0%B1%D1%80.%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 -> Тесты, эссе, рефераты Количество этапов формирования компетенций
050100.62%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4.%D0%BE%D0%B1%D1%80.%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 -> Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): в. 5 «Психология физического воспитания и спорта»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Место спорта в системе общественных ценностей. Характеристика спорта высоких достижений. Подготовка спортсменов массового спорта и спорта высоких достижений. Характерные признаки спорта. Особенности спортивной деятельности. Оценка показателей в спорте.

    реферат , добавлен 10.11.2016

    Общее понятие о воле. Классификация волевых качеств, их воспитания в процессе овладения физическими упражнениями, обучения спортивной технике и тактике. Интеллектуальная подготовка спортсменов. Характерные особенности волевых усилий, их значение в спорте.

    реферат , добавлен 06.01.2015

    История применения допинга в спорте и борьбы с ним. Применение допинга в различных видах спорта. Принцип действия допингов и последствия их применения. Организация, порядок проведения допинг-контроля. Санкции к спортсменам, уличенным в применении допинга.

    презентация , добавлен 25.12.2014

    Анализ проблемы эффективного использования исследований и методики психодиагностики спортсменов. Комплексное проведение практических исследований и оценка нового подхода к психодиагностическому обеспечению в спорте высших достижений методики "ПДМ-10".

    статья , добавлен 26.06.2011

    Особенности тренировочного процесса в яхтенном спорте. Возможности яхтенного спорта в социализации и реабилитации спортсменов с ограниченными возможностями. Анализ опыта психологического сопровождения учебно-тренировочных сборов спортсменов-яхтсменов.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2012

    Направления, задачи, формы и средства нравственного воспитания в спорте. Формирование нравственного поведения спортсменов. Нравственное воспитание учащихся средствами физической культуры. Нравственное воспитание спортсменов высокой квалификации.

    контрольная работа , добавлен 15.10.2013

    Предпосылки развития и направления совершенствования системы подготовки спортсменов. Характеристика соревновательной деятельности в спорте. Теория адаптации и закономерности ее формирования у спортсменов. Основные принципы спортивной подготовки.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2010

    Характеристика спортивной деятельности и ее влияние на организм. Особенности питания спортсменов как фактор укрепления и сохранения здоровья. Гигиена тренировки и соревнований. Проблемы медицинского контроля в спорте. Методы релаксации спортсменов.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2014

Принципы [ | ]

Принципы фейр-плей включают в себя:

  • Уважение к сопернику
  • Уважение к правилам и решениям судей - принимать все решения судей и оспаривать их корректно в отдельном порядке
  • Допинг и любое искусственное стимулирование не может быть использовано
  • Равные шансы - все спортсмены на старте соревнований могут одинаково рассчитывать на победу
  • Самоконтроль спортсмена - сдерживая свои эмоции, уметь адекватно воспринимать любой исход поединка

Данные принципы конституируют спортивное поведение и отрицают победу любой ценой .

Организация [ | ]

Движение фейр-плей в мировом масштабе возглавляет СИПСС - Международный совет по спортивной науке и физическому воспитанию (ICSSPE The International Council of Sport Science and Physical Education) основанный в 1958 году. Существует множество различных организаций, которые на всех уровнях поддерживают fair play.

При всех крупнейших национальных олимпийских комитетах и крупнейших мировых федерациях по отдельным видам спорта, таких как FIFA (UEFA), IAAF , FIVB и других, есть специальные подразделения, пропагандирующие и отстаивающие идеи фейр-плей .

Основные задачи организаций «фейр-плей» на всех уровнях:

История [ | ]

Происхождение понятия не связано со спортом, а скорее с этическими средневековыми понятиями, восходящими к правилам рыцарских поединков . Впервые словосочетание fair play используется у Шекспира в хронике «Король Джон» .

Современная трактовка понятия относится к становлению современного спорта, как состязания в рамках установленных правил в викторианской Англии XIX века. Тогда спорт был большей частью увлечением средних и высших сословных классов. Для них занятие спортом было скорее развлечением, не приносившим дохода. Тогда и сложился определённый екс джентльмена , для которого главным являлся процесс, а не результат .

Дальнейшее развитие понятия относится к развитию современного Олимпийского движения в конце XIX века. Гуманистические идеи, заложенные бароном Кубертеном , несли в современный спорт бескорыстное, чисто соревновательное, начало, способствующее развитию спортсмена и человека как гармоничной личности.

Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.

Современная трактовка [ | ]

К середине XX века проявилось диалектическое противостояние спорта и «честной игры». С одной стороны античное идеалистическое представление о спортсмене, совершенствующем себя как личность. С другой - циничный подход к спорту: победа любой ценой, используя обман, допинг и предвзятое судейство . Современное постиндустриальное общество всё реже ассоциирует спорт с игрой и развлечением. Наоборот, в общественном сознании спорт ассоциируется с бизнесом и политикой .

Спорт - это выражение ненависти друг к другу… Это последняя возможность, которую наша цивилизация предоставляет двум людям для физической агрессии. Спорт - наиболее близкая к войне область человеческой деятельности

Несмотря на глубокие противоречия идеи фейр-плей, большинство специалистов не видит ей альтернативы. Без свода этических законов спорт теряет свой смысл и привлекательность. Фейр-плей аксиологически оправдывает спорт, переводя его из потребительской сферы в область высших духовных ценностей человека .

Примеры [ | ]

Примером истинно спортивного поведения стал поступок капитана сборной СССР по футболу Игоря Нетто . В матче группового турнира чемпионата мира 1962 года сборная СССР встречалась со сборной Уругвая, и в одном из эпизодов советская команда забила гол, причём мяч влетел в ворота уругвайцев через дырку в сетке, сбоку от штанги. Сборная Уругвая выразила протест решению судьи засчитать гол, и в дело также вмешался Игорь Нетто, который показывал, что забитый советской командой мяч не должен быть засчитан. Судья после разговоров с уругвайцами и Нетто отменил взятие ворот. Однако команда СССР всё же выиграла этот матч .

Первым спортсменом, награждённым за честную игру, стал итальянский бобслеист Эудженио Монти , который несколько раз помогал выигрывать олимпийское золото своим соперникам, чиня их бобы и даже снимая детали со своего.

Культурное влияние [ | ]

Термин фейр-плей устойчиво вошёл во многие языки, давно уже не только как спортивное, но как научное и философское понятие. Часто используется в заголовках СМИ , политике и кинематографе.

  • Fairplay - название компьютерной технологии, разработанной компанией Apple Inc
  • Известный новостной сайт fairplay.co.uk
  • Фильм Fairplay (Франция, )

Спорт - это особый и своеобразный мир для личности. Поэтому спорт стал сейчас одной из главных сфер самореализации, самоутверждения человека в обществе. В условиях повышенных требований и точности выполнения, определенных двигательных или интеллектуальных операций, а также при выполнении сложных спортивных упражнений спортсмен прежде всего должен владеть собой. Чтобы научиться управлять собой, формировать качество самообладания, он должен контролировать свое поведение, замечать недостатки в нем, сознательно стремиться воспитывать в себе нужные морально волевые качества.

Спортивная этика является частью общей этики, в которой рассматриваются и отражаются профессиональные особенности морали, порожденной спецификой учебно-тренировочного процесса, своеобразием спортивной борьбы и сложностью взаимоотношений людей, причастных к спорту (Белорусова В.В. Воспитание в спорте. М. : Физкультура и спорт, 1974. С. 5-6).

Предмет спортивной этики - изучение содержания нравственности в условиях спортивной деятельности, проблемы нравственного воспитания спортсменов.

В спортивной этике можно выделить три основных структурных элемента: моральное сознание, нравственные отношения и моральная (нравственная) деятельность.

Моральное сознание - это осознание личностью представлений, идей, идеалов, суждений, норм нравственности, взаимоотношений, функционирующих в обществе. Это совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств, потребностей. На основе нравственных понятий, суждений и оценок формируются нравственные убеждения, которые в конечном счете и определяют поступки и поведение спортсмена. Нравственные убеждения, взгляды, привычки тесно связано с чувствами. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они продуманы, критически переработаны, подкрепляются нравственным опытом, применяются в спортивной практике (Белорусова В.В. , 1974; Момот Н.И., 1984; Белогородцева Э.И., Кожевникова Н.В., 2009 и др.).

Целостность нравственного сознания обеспечивается нравственными принципами и нормами, важнейшей из которых является ценностная ориентация. Под ценностной ориентацией подразумевают способность нравственного сознания в самых различных жизненных ситуациях направлять действия личности. Ценностная ориентация обеспечивает единство сознания и поведения, целенаправленность в моральном выборе, регулирует действия личности.

Нравственное воспитание спортсменов - это процесс освоения определенных нравственных (моральных) норм и правил поведения, взаимоотношений как в спортивной деятельности, так и вне ее. Одним из элементов нравственных взглядов личности является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как эти ценности воспринимаются другими людьми. Нормы морали - это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями; это основной элемент морального сознания.

Нравственные убеждения формируются в процессе обретения личностью нравственного опыта поведения. Особое внимание уделяется преодолению трудностей тренировки. С этой целью тренеры применяют метод упражнения и приучения. Упражнение - многократное повторение действий и поступков, в результате которого формируются нравственные привычки. Чтобы приучить спортсменов умению преодолевать трудности, тренеры проводят занятия в сложных условиях, например в лыжном спорте - бег на лыжах по пересеченной местности со сложным рельефом.

В методе приучения выделяют следующие группы: 1) приучение к преодолению трудностей тренировки; 2) приучение к действиям в коллективе; 3) приучение к дисциплине путем требований, распоряжений, приказаний; 4) приучение к самостоятельным действиям.

Нравственный идеал (от греч. idea - представление) - это представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом. Идеал - это идея, преобразованная в творческую энергию личности к будущему. Л.Н. Толстой писал: «Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет направления, а без направления нет жизни». Без цели в жизни, без представления о том, к чему надо стремиться, человек, как флюгер на крыше, будет крутиться на одном месте, не двигаясь ни в одном направлении. «Любой ветер не по душе моряку, если он не знает, куда ему плыть», - утверждал Монтень.

Нравственные отношения - это своего рода «скелет» нравов спорта, система норм и запретов, в которых отражается объективный, социальный интерес общества, спортивного коллектива и личности. Это ценностный «каркас» межличностных связей людей в процессе спортивной деятельности: занятия в трудных условиях, в единоборстве с соперником, различные виды соревнований, в коллективных действиях на спортивных состязаниях, ответственность перед коллективом и командой, имеющей как общественное, так и личное значение для спортсмена, формирующее положительный нравственный опыт (Романова А.В., Белогородцева Э.И., 1983 идр.). В этом педагогическом процессе, направленном на достижение высоких спортивных результатов, совершенствуются нравственные качества, чувства спортсмена.

Нравственная деятельность в области спорта - это реализуемая на деле мораль; это совокупность, система нравственных поступков, направленных на повышение нравственно-этической культуры. Многочисленные исследования по психологии и педагогике спорта показывают, что успех в спорте определяется дисциплинированностью, ответственностью, трудолюбием, самостоятельностью (Люке- вич В.П., 1989) идр. Специфика тренировочных занятий направлена на преодоление трудностей, побеждать свои слабости в трудные моменты соревнований, проявлять уверенность в себе, спокойствие (Горбунов Г.Д., 2006).

У спорта есть свои критерии, свои ступени спортивного успеха и спортивной иерархии. Однако спорт существует в обществе, является органическим его элементом, всегда выполнял и выполняет в обществе определенные функции.

Функция - это те действия системы, которые способствуют ее раскрытию и сохранению. Существуют следующие функции физической культуры и спорта". 1) социализирующая; 2) коммуникативная; 3) интегративная; 4) зрелищная; 5) воспитательная и образовательная; 6) ценностно-нормативная; 7) гедонистическая и катарсическая; 8) познавательно-творческая.

Социализирующая функция - это социализация людей, связанных с деятельностью в сфере физической культуры и спорта, приобретение ими определенного социального статуса, исполнение различных социальных ролей. «Спорт делает человека естественным, сглаживает то противоречие с природой, в которое мы все больше впадаем» (Лон- ский В.А., 1972).

Коммуникативная функция - это процесс общения, как духовного, так и физического, способствует формированию личности человека. Способность к общению - это профессиональное качество педагога. Он должен иметь высокую культуру: вести беседу, контролировать свои эмоции, слышать и слушать, понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать.

Коммуникативные умения педагога наиболее ярко проявляются в его педагогическом такте, в умении находить общий язык с детьми, избегать конфликтов в коллективе. В коммуникативных умениях большое место занимает эмоционально отзываться на переживания своих подопечных, формировать правильное отношение воспитанников к спортивному труду.

Т.Н. Москвина (2009) пишет: «С фигуристами я строю все свои взаимоотношения таким образом, чтобы спортсменам было приятно со мной работать. Вот мой принцип. Как тренеру, мне приходится направлять своих учеников к жизненным ценностям и приоритетным. Приходят к нам молодые, из разных семей с разным уровнем воспитания, образования. Поэтому, если мы хотим, чтобы они выходили на наш уровень образования, воспитания, человеческого понимания и общения, мы должны их подтягивать. Но я не показываю, что я выше их. Я стараюсь снизойти на их уровень и подтянуть их до своего. Советую им, не сюсюкая, потому что какими они станут спортсменами - еще неизвестно, а вот достойными людьми они должны быть в любом случае» (Москвина Т.Н. Работа - это мое хобби // Про лед и людей. М. : Ледовая симфония. 2009. № 12. С. 42-43).

Таким образом, спортсмены ценят у педагога профессиональные знания, оптимизм, самостоятельность суждений, инициативность, умение их понять и оказать помощь в трудную минуту. Их привлекает доброта, простота в общении, справедливость, искренность, доброжелательность, а пренебрежение этикетом, фамильярность, черствость могут испортить сложившиеся поначалу хорошие взаимоотношения.

Интегративная функция - это объединение людей в различные социальные группы (спортивный коллектив, группа туристов, клубы и др.). Важной стороной деятельности являются пропаганда достижений спорта, вовлечения ребят в регулярные занятия физической культурой и спортом.

Зрелищная функция - удовлетворение потребности людей в зрелищах. Зрелище - неадекватно-эмоциональное восприятие действия на специально организованном мероприятии под влиянием фактора публичности. Спортивное зрелище таит в себе колорит, в котором зафиксирован код многих его секретов. Мозаика спортивных зрелищ велика. Спортивный зритель жаждет эмоций и удовлетворения от зрелищ высокого мастерства спортсменов.

Воспитательная и образовательная функции - формирование личности, занимающейся физической культурой и спортом под руководством педагога, обучение и совершенствование двигательных умений и навыков. «Есть единственный путь к воспитанию обязательных для спортсмена черт характера, - говорил заслуженный тренер СССР Виктор Алексеевич Лонский, - это самостоятельность. Когда спортсмен выйдет в прыжковый сектор, ему придется вести борьбу самому: с соперником, с планкой, с секундами. Его ношу не сможет облегчить никто, он сам должен пронести ее до конца. И если он надеется не на себя, а на помощников, на их советы с трибун, он уже проиграл» (Лонский В.А. Что вам сказать про высоту? М.: Молодая гвардия, 1972. С. 50-78).

Заслуженный работник физической культуры России, заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук Т.Н. Москвина говорит: «Я счастлива и довольна, что все мои ученики получили образование и стали порядочными людьми. Они состоялись как личности! Ведь ученики - это твой дом, который ты строишь. Я всех своих учеников учила, начиная с Иры Воробьевой и Саши Власова..., стремиться к знаниям, знать английский язык или какой-то другой, так же сегодня учу Юко. Я настояла, чтобы Юко Кавагути поступила в университет. Просто в Японии и в западных странах не принято вмешиваться в дела своих учеников. Там тренер провел урок, получил деньги - и до свидания. И никого особо не волнует жизнь спортсмена вне катка - учится или нет, что делает дома, как его здоровье и т.д. А мы ее здесь всему учим» (Москвина Т.Н. Работа - это мое хобби // Про лед и людей. М.: Ледовая симфония. № 12. 2009. С. 46-47).

Ценностно-нормативная функция физическая культура и спорт несут в себе определенные социально-нравственные ценности:

  • 1) совершенствование телесной организации людей;
  • 2) укрепление здоровья;
  • 3) формирование человеческих отношений в процессе занятий физической культурой и спортом;
  • 4) соблюдение норм и правил спортивной этики и др.

Спорт стал лучшей моделью глубинного стремления человека стать первым, он соревнуется не только с другими, но и с самим собой. Это звенья одной цепи, ведущей к истинной цели - это самоутверждение, переживание чувства значимости, своей компетентности. Сама среда спортивной жизни, ее окружения является мощным фактором воздействия на психику человека, особенно в период его становления. Поэтому велика воспитательная роль спорта, если тренер в педагогической деятельности, опирается на два рельса: психологию и педагогику в целях реализации гедонистической и катарсической функций - получение удовольствия от занятий физическими упражнениями, снятия излишнего психического напряжения.

Познавательно-творческая функция - это изучение различных закономерностей (биологических, психологических, физиологических, педагогических, этических и др.), проявляющихся в процессе занятий физической культурой и спортом, раскрытие творческих возможностей человека. «Жемчужиной» легкоатлетических турниров всех рангов называют состязания прыгунов в высоту. Вспомните: Юрий Степанов и Чарльз Дюмас, Игорь Кашкаров и Роберт Шавкаладзе, Валерий Брумель и Джон Томас, Рустам Ахметов и Патрик Матцдорф. Имена покорителей высоты всегда символизировали невиданные возможности человека в физической культуре и спорте.