Тосканская колонна. Тосканский ордер. Смешанные ордера. Возникновение тосканского ордера как архитектурной формы

Тосканский ордер.

О применении тосканского ордера в древнеримской архитектуре можно судить лишь по чертежам и схемам Витрувия и других теоретиков искусства, так как ни единого здания с тосканским ордером того времени не сохранилось. Но этот факт не помешал ему получить широкое распространение в архитектуре последующих веков.

Многие теоретики искусства говорили о том, что тосканская колонна не что иное, как более простой вариант дорического ордера, несмотря на ее более позднее происхождение. Упростив дорический тип, древнеримским зодчим удалось добиться визуальной прочности внешних построек. Тосканская колонна стала олицетворять мощь и физическую силу, но из-за излишней простоты ее практически не использовали в строительстве храмов, предпочитая укреплять ею хозяйственные и военные постройки. Если здание состояло из нескольких этажей, то в большинстве случаев, первый этаж был тосканским.

Колонна имеет базу; капитель, дорийская по форме, дополняется перехватом (шейкой, выемкой). Антаблемент состоит из двух лежащих рядом деревянных балок. Фриза нет, а роль карниза выполняет сильно свешивающаяся в виде навеса крыша.Колонна тосканского ордера имеет высоту, равную 14 модулям или, что одно и тоже, 7 нижним диаметрам. Диаметр колонны, от низа к верху, изменяется по кривой энтазиса и возле капители уменьшается на 1/5 нижнего диаметра. Колонна гладкая и не имеет лепных элементов или каннелюр. За единицу измерения элементов ордеров принят модуль, который равняется половине диаметра колонны (радиусу). Модуль, в свою очередь, делится на строго определенное количество так называемых парт. Модуль тосканского и дорического ордеров делится на 12 парт (частей), а модуль ионического, коринфского и сложного ордеров делится на 18 парт.

Дорический ордер.

Греческая дорическая архитектура отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью. Дорический ордер наиболее полно выразил тектоническую основу греческого зодчества

Колонна развитого дорического ордера не имела базы и опиралась непосредственно на верхнюю ступень стереобата. Сужение(утонение) колонны кверху начиналось от стилобата, но не было равномерным: ствол имел припухлось – энтазис, максимум которой приходился приблизительно на 1/3 высоты колонны. Поверхность ствола колонны оживлялась вертикальными желобками – канелюрами, число которых чаще всего равнялось 20. Канелюры создавали игру света и тени, подчеркивая вертикальность колонны.

Капитель состояла из округлой подушки – эхина и лежавшей на ней квадратной плиты –абака (или абаки) и шейки(гипотрахелиона). Нижняя часть эхина украшалась врезанными профилированными поясками – ремешками,количество которых колебалось от 1 до 5. Капитль отделялась от ствола колонны горизонтальными углублениями (от 1 до 4), называемыми врезами гипотрахелиона.

Антамблемент дориеского ордера состоял всегда из трех элементов: архитрава, фриза и карниза.

Антаблимент дорического ордера состоял всегда из трех элементов: архитрава, фриза и карниза.

Дорический архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся на капители колонн. Сверху она завершалась небольшой полочкой – тенией. Над архитравом шел дорический фриз (триглифон), состоявший из триглифов и метоп. Трглифы имели форму вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников, поверхность которых совпадала с плоскостью архитрава. Триглиф имел вертикальные врезы: два полных вреза в средней части и два полувреза по краям.

Между триглифами размещались чуть вытянутые в длину плиты – метопы. Они были заглублены по отношению к плоскости триглифов и часто украшались рельефами. С нижней стороны третий под каждым триглифом имелась небольшая полочка – регула. Нижняя поверхность регулы была обработана шестью каплями(лат.-гутты).

На каждый интерколумний (расстояние между колоннами) приходилось по две метопы и два триглифа. Триглифы располагались над центрами каждой колонны и каждого интерколумния. Для того чтобы триглифный фриз получил метрически и тектоническии законченное решение, крайние триглифы сдвигались с оси крайней колонны на угол антамлимента. При этом ближайшая к углу метопа становилась длиннее остальных и нарушала метричность построения фриза. Таким образом, возникла «проблема углового триглифа». Сглаживанию разницы в длине угловых метоп способствовали:

Уменьшение крайних, а иногда и соседних с ними интерколумниев;

Ноклон угловой,а иногда и соседнех колонн к центру фасада, причем угловая колонна, принадлежавшая одновременно двум фасадам, наклонялась по биссектрисе угла стереобата.

Находившийся над фризом карниз – гейсон своей венчающей частью сильно выступал вперед, резко нависая над нижними элементами антаблемента. Основная часть карниза – выносная плита имела с нижней стороны уклон наружу, предохраняя нижние части сооружения от подтеков дождевой воды. По верху плиты тянулась сима – водосточный желоб, образуемый крайними черепицами кровли.

Нижняя поверхность карниза снабжена прямоугольными выступами – муталами, расположенными по одному над каждым триглифом и каждой метопой. На нижней стороне мутул имелись капители, расположенные в три ряда по шесть капитель в каждом.

Дорический храм имел удлиненную прямоугольную форму и был перекрыт двухскатной черепичной кровлей. Верхняя часть торцового фасада отделялась от основной его плоскости горизонтальным карнизом, наклонные края скатов были обработаны также в виде карнизов, образуя фронтон. Треугольное поле фронтона без обрамляющих его карнизов получило название тимпана.

Наклонные карнизы фронтона отличались от горизонтального наличием симы, которая завершалась у нижних углов фронтона водометами в виде львиных голов. Фронтоны храмов украшались скульптурой. На крыше по углам фронтонов ставились акротерии (скульптурные или орнаментальные украшения).

Ионический ордер.

Ионический ордер отличается от дорического легкостью пропорций, утонченностью форм, широким применением декора.

Ионическая колонна делилась на три части: базу, ствол, капитель. База состояла из чередующихся вогнутых и выпуклых элементов, образно выражавших усилие сжатия, которое она передавала на освоение храма. Ионическая база иногда не имела квадратной плиты(плинта). Выпуклые элементы –валы или торусы часто украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками-каннелюрами. Вогнутые элементы – скоции оставались гладкими.

Ионическая колонна стройнее дорической. Утонение ствола меньше,чем в дорическом ордере, энтазис чаще всего отсутствует. Канелюры (обычно их было 24) отделялись узкими полосками – дорожками. В плане канелюры представляли полуокружность или часть эллипса. Вверху и внизу они обычно имели полуциркульное завершение.

Ионическая капитель, в отличие от более однотипной дорической, встречаеться в большом количестве вариантов. Она состояла из абаки, подушки с валютами и эхина. Волюты –завитки подушки, образующие по бокам капители два вала, назывались балюстрами. Эхин ионической капители покрыт порезкой в виде ов или иоников. Вследствие того,что ионическая капитель имела резко отличавшиеся друг от друга стороны, для угловых колонн устанавливалась форма капители с диагональным расположением волюты.

Антаблимент основного малоазийского варианта ирнического ордера состоял из двух частей: архитрава и карниза. Небольшие горизонтальные уступы разделяли архитрав на три гладкие,чуть нависающие одна над другой полосы – фасции. Между архитравом и карнизом распологался пояс зубчиков или сухариков (лат. – дентикул ). Венчающая часть – сима украшалась богатой орнаментальной порезкой.

Второй вариант ионического ордера получил развитие в Аттике во 2-ой половине V в.до н.э. Он отличался,прежде всего, своим трехчастным антаблиментом, который состоял из архитрава, непрерывного фриза, украшенного рельефами, и карниза без зубчиков.

Пояс зубчиков и фриз до IV в. До н.э. не применялись одновременно в одном антаблименте.

Коринфский ордер.

Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривается лишь как более роскошный вариант ионийского ордера.

Витрувий в своих трактатах очень четко разделял два старших ордера между собой, называя дорический «мужским», ионический «женским». Коринфский же в силу своего необычного строения получил более сложное символическое значение, поскольку, согласно Витрувию, был призван «подражать девичьей стройности».

Коринфская капитель по форме напоминает чашу или корзину, обвитую двойным рядом листьев аканта. Тонкие стебли, плавно вырастающие из листьев, на углах сворачиваются в восемь небольших волют. Абака у коринфской капители имеют своеобразную форму с вогнутыми внутрь краями.

Коринфскому ордеру присущи богатая игра света и тени, живые органические формы в сочетании со стройными и изящными пропорциями колонны. Антаблемент коринфского ордера, состоящий из живописного архитрава, фриза и карниза также обычно отличается наличием огромного количества декоративных деталей, растительных и фигурных орнаментов.

Всесторонность коринфской капители, унаследованная от дорического ордера, а также пластичность и гибкость форм ионики, сделали коринфский ордер наиболее востребованным и в эллинистическую эпоху, и в период расцвета римской архитектуры, и в эпоху Возрождения.

Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Высота равна 20 модулям, диаметр составляет 1/10 часть высоты. Диаметр коринфской колонны изменяется по кривой, от низа к верху, точно так же, как и у колонны ионического ордера; на ее теле располагаются 24 каннелюры, отделенные друг от друга дорожками (или ремешками). Ордер состоит из пьедестала, стула, базы, базы колонны, канители антаблемента, карниза антаблемента, фриза и архитрава. Капитель коринфского ордера довольно сложная, и поэтому большая ее часть выполняется лепкой. Капитель имеет вазообразную форму и содержит астрагал. Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд имеет 8 малых листьев помещенных над астрагалом, верхний состоит из 8 больших листьев, расположенных в промежутках между листьями нижнего ряда под завитками. . Также капитель оформлена лилейками, завитками, цветками и т.д. За единицу измерения элементов ордеров принят модуль, который равняется половине диаметра колонны (радиусу). Модуль, в свою очередь, делится на строго определенное количество так называемых парт. Модуль тосканского и дорического ордеров делится на 12 парт (частей), а модуль ионического, коринфского и сложного ордеров делится на 18 парт.

Коринфский ордер можно смело назвать венцом древнегреческой ордерной системы. Вобрав в себя все самые лучшие качества дорического и ионического архитектурного ордера, в нем воплотились весь опыт и мастерство зодчих Древнего мира.

Композитный ордер

Композитный ордер - архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров - в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта.

У зодчих Древнего Рима, унаследовавших дорический, ионический и коринфский ордера стояла иная задача. Функцию опоры у них выполняли мощные стены, а не колонны, поэтому ордер чаще всего использовался исключительно в декоративных целях.

Конструкция триумфальной арки императора Септимия Севера, сооруженной в 203 году н.э., дает ясное представление о роли композитного ордера в древнеримской архитектуре. Наряду с лепными рельефами, капитель композитного ордера придавала пышность и помпезность общему облику строения.

Композитная колонна в трудах многих теоретиков архитектуры характеризуется как смешанная или сложная, поскольку совмещает в себе два древнегреческих ордера.

Палладио в своем трактате 1570 года детально изобразил композитный ордер. Как и Виньола он считал, что пропорционально композитная колонна полностью идентична коринфской, а вот ее капитель и антаблемент требует особого внимания и мастерства исполнения.

Постамент, база, капитель и различные детали композитного ордера на примере триумфальной арки Тита в Риме.

В пятнадцатом веке, когда каноны ордеров окончательно установились, именно композитный занял верхнюю позицию в иерархии.
Композитный ордер ближе всего по архитектурным особенностям строения к коринфскому, он перенял тонкость и легкость своего предшественника, причем по пропорциям тоже в точности повторяют его.

Но вместе с тем, в его капители всегда присутствуют ионические волюты, расположенные по диагонали, а также скульптурные композиции и различные детали, которых нет в коринфском. Обычно, любые пышные украшения капители могли использоваться только в композитном ордере, он являлся своеобразной квинтэссенцией изящества и роскоши в этом направлении архитектуры. Колоннами с подобным оформлением обычно венчали самые верхние этажи зданий.

Пропорции частей капители композитного ордера остаются точно такими же, как и в коринфском ордере. Отличие коринфской капители от капители сложного ордера в том, что в том месте, где расположены завитки и маленькие листья в коринфской капители, в капители сложного ордера расположены ионические волюты.

В антаблементе соотношения частей остаются такими же, как и в коринфском ордере, если не принимать во внимание незначительные изменения в общей композиции.

Пъедстал и база сложного ордера различаются лишь по композиции гуська и базы пьедестала. Это же относиться и к базе колонны.

Распространение композитного ордера было в основном ограничено пределами Италии, когда мастера эпохи Возрождения проявили пристальный интерес к этому античному искусству. Практически во всех постройках Рима, датированных пятнадцатым веком и более поздним временем, можно встретить композитный ордер: церкви, монастыри, палаццо – все эти памятники архитектуры изумляют своей изысканностью и в настоящее время.

Инструменты и материалы.

В процессе выполнения курсовой работы «Изучение архитектурных ордеров и выполнение их в чертеже» на каждом этапе используются определенные инструменты. Прежде всего, необходимы треугольники - пластмассовые, равнобедренные с углами 45°,45° и 90°, и с углами 30°, 60° и 90°. Чтобы проводить параллельные линии, нужна рейсшина и линейки. Карандаши простые НВ, Н, 2Н, 3Н, 4Н что соответствует обозначениям ТМ, Т, 2Т, 3Т, 4Т.

В геометрических построениях криволинейных элементов архитектурного объекта может понадобиться циркуль, а для точных измерений - измеритель. Эти инструменты должны быть хорошего качества, с точным совпадением концов игл у измерителя, и хорошо регулируемыми винтами держателей у циркуля.

Лекала служат для вычерчивания кривых линий. До обводки кривой по лекалу рекомендуется прочертить ее тонкой линией от руки на глаз, стараясь при этом придать кривой линии возможно более плавные очертания, лишь после этого подобрать лекало, соответствующее кривой того или иного ее участка. Участок лекала следует подбирать так, чтобы не менее трех-четырех соединяемых точек совпадало с контуром лекала. При продолжении кривой необходимо, чтобы с контуром лекала совпадали не только две-три следующие точки, но и одна-две предыдущие.

Резинки для работ используют мягкие, не повреждающие поверхностного слоя бумаги. Для удаления резинкой ненужной линии чертежа, чтобы не повредить рядом располагающуюся графическую информацию, рекомендуется использовать или самостоятельно изготовить трафареты из тонкого материала (бумаги, фотопленки). В трафарете должны быть узкие прорези для снятия линий и круглые или квадратные отверстия для удаления цифр и неверно нанесенных букв.

Бумага, на которой вычерчиваются архитектурные чертежи, должна быть очень хорошего качества.

Литература

1.Виньола. Правила пяти ордеров. –М.: Издательство Академии архитектуры, 1940. – 186 с.

2. Витрувий. Десять книг об архитектуре. –М.: Издательство Академии архитектуры, 1936. – 255 с.

3. Иконников А. В., Степанов Г. П. Основы архитектурной композиции. – М.: Искусство, 1971. – 223 с.

4. Михалковский И. Б. Теория классических архитектурных форм. –М.: Высшая школа, 1940. – 240 с.

5. Палладио. Четыре книги об архитектуре. –М.: Издательство академии архитектуры, 1936. – 142 с.

Приложение А.

Структура и основные части ордера.

Тосканский ордер

Описание. Тосканский ордер -- первоначально этрусский вариант греческого дорического ордера. Заимствованный позже зодчими античного Рима, оформился в самостоятельный ордер, который отличался от дорического более тяжёлыми пропорциями, гладким (без каннелюр) стволом колонны, развитой базой и более высокой капителью.(рис.11,12,13)

Коринфский ордер

Описание. Коримнфский омрдер -- один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.(рис.14,15,16) Витрувий сообщает, что этот ордер был изобретён скульптором Каллимахом во 2-й половине V века до н. э.

Композитный ордер


Сформировался в древнеримской архитектуре, которая восприняла греческие архитектурные формы. Представляет собой несколько усложненную версию коринфского. К привычной коринфской капители, состоящей из колокола с рядами листьев аканфа, добавляются ионические эхин и подушка с волютами, характерные для ионического ордера.(рис.17,18) Высота композитной колонны обычно равна десяти ее диаметрам в основании. Но если в Древней Греции ордер играл конструктивную роль, то в Риме он часто использовался в декоративных целях. Колонны не несли на себе нагрузку многоэтажных сооружений, а опорные функции выполняла стена. Значительную роль в архитектуре Древнего Рима играла арка, которая опиралась на массивные столбы или колонны. Только в аркадах сохранялась конструктивная роль колонны.

Список используемой литературы

· Блаватский В. Д. Архитектура античного мира -- М.: Всесоюзная Академия архитектуры, 1939.

Из всех римских ордеров тосканский является самым простым по отделке и самым тяжелым по пропорциям. Толщина колонны, или диаметр ее нижнего основания, составляет x h высоты. Нижняя треть стержня колонны представляет собой цилиндр, а выше она утоняется, и это утонение здесь выражено чувствительнее, чем в других ордерах; верхний диаметр на Vs часть меньше нижнего. Вычерчивание утоняющего стержня колонны делается так, как было указано выше, а стержень колонны заканчивается наверху астрагалом. Внизу колонна имеет базу, а наверху капитель. Высота базы равна 1 модулю; она состоит из двух ясно выраженных и равных по высоте частей. Нижнюю часть составляет квадратный в плане плинт, верхняя состоит из круглого.в плане вала; переходом от стержня колонны к валу базы служит играющая второстепенную роль полочка, сделанная из того же материала, что и стержень колонны, а потому переход от этой полочки к стержню колонны сделан при помощи выкружки. На табл. III указаны пропорции составных частей базы и способ их начертания.

Капитель высотой в 1 модуль состоит из трех частей одинаковой высоты (табл. IV). Первая снизу часть, шейка, составляет продолжение стержня колонны, вторая часть занята четвертным валом с полочкой, имеющей второстепенное значение, а верхняя часть капители?*- абак (штучный камень), который, как было указано выше, заканчивается наверху небольшим второстепенным профилем, в данном случае только полочкой, с переходом к ней посредством выкружки.

На приведенных таблицах база и капитель изображены не только в фасаде, но и в разрезе и плане. На плане базы первый заштрихованный круг изображает сечение стержня колонны, следующий, концентрический ему круг соответствует полочке, затем идет вид вала сверху и, наконец, квадратный плинт; второй квадрат на плане, самый большой, обозначает карниз пьедестала (вид сверху), на котором стоит колонна.

План капители изображается так, будто горизонтальная плоскость разреза прошла через шейку; все, что было ниже этой плоскости, отброшено, н оставлено лишь то, что находится выше этой плоскости, причем предполагается, что зритель смотрит на то, что осталось снизу вверх. Таким образом, на плане, кроме разрезанного круглого стержня, видны полочка, четвертной вал и абак капители с выступающей полочкой.

Антаблемент состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Аохитрав представляет собой гладкий камень, высотой 1 модуль, заканчивающийся наверху довольно крупной полочкой, согласно изложенному выше правилу о штучных камнях; эта полочка является второстепенной частью.

Так как все архитравы всегда заканчиваются наверху каким-нибудь профилем, хотя бы простой полочкой, мы считаем полезным выяснить необходимость такого устройства. Если бы архитрав не имел этого профиля, то плоскость его слилась бы с плоскостью фриза. С другой стороны, малейшая порча кромки камней, соприкасающихся между собой (архитрав и фриз), будет очень заметна, так как шов между этими камнями обозначится темной линией, расширяющейся в местах повреждения кромки. Благодаря выступающей у архитрава полочке, этот шов скрывается от глаз смотрящего снизу, и неизбежные в работе повреждения становятся незаметными. Если даже предположить, что верхняя кромка полочки случайно будет где-либо отколота, то это не будет особенно бросаться в глаза, так как кромка эта ярко освещена. Фриз в этом ордере остается совершенно гладким, а карниз представляет собой простейший пример карнизов вообще. Разделив высоту карниза на три равные части, обратимся прежде всего к самой существенной части карнизов-к слезнику.

Этрт штучный камень украшен наверху астрагалом, снизу же он имеет выемку, которая является -непременной принадлежностью каждого слезника. Но при этом нелишне заметить, что тосканский слезник обработан сложнее, чем слезники всех других ордеров. На фасаде это незаметно, а потому надо обратить внимание на разрез. На нижней поверхности слезника имеется выемка, очерченная окружности и вертикальной линией, а непосредственно рядом с этой выемкой имеется слегка выступающая полоска, ограниченная с внешней стороны очень малой окружности, ^ с внутренней - также вертикальной прямой. Рассматривая значение различных элементов профилей, мы указывали, что для поддерживающей части самым подходящим профилем является каблучок; в тосканском ордере эта именно форма и составляет поддерживающую часть. Мы указывали также, что самой элементарной и естественной формой венчающей части желоба служит четвертной вал. В данном случае эта именно форма и применена для венчающей части.

Антаблемент тосканского ордера изображен в разрезе и в плане, причем план дает вид антаблемента снизу вверх. В дальнейшем подобный вид мы не будем называть планом, так как для горизонтального разреза, рассматриваемого снизу вверх, существует другой специальный термин - софит или плафон.

Пьедестал имеет внизу базу, а наверху карниз. Основной формой базы пьедестала является плинт, над которым помещается второстепенный элемент-полочка, а основной формой карниза пьедестала служит каблучок, над которым также помещена небольшая полочка. Как база, так и карниз пьедестала имеют в высоту по 7г модуля.

Если тосканский ордер применен в аркаде или портике, то у простенков или пилонов делается внизу небольшой выступ, играющий роль цоколя, который имеет вид плинта, одинакового с плинтом базы пьедестала.

Архивольт и импост имеют одинаковую ширину (1 модуль) и одинаковые профили, состоящие из двух прямых частей различной ширины, из которых главная заканчивается полочкой с переходом к ней посредством выкружки. Если по известным данным или по размерам, которые рекомендует Виньола, построить тосканский портик без пьедестала, то окажется невозможным за недостатком места выполнить обрамление арки архивольтом шириной в 1 модуль; в таком случае архивольт не делается вовсе, а вместо импоста помещается простой, без всякой отделки профилями, камень-пояс, шириной в 1 модуль, едва выступающий из стены.

Хотя при вычерчивании тосканских деталей можно ограничиться размерами, не требующими разделения модуля на мелкие части, нужно сказать, что Виньола делит тосканский модуль на 12 парт и дает в партах размеры всех мельчайших профилей, входящих в состав ордера. Однако можно построить тосканские детали и не пользуясь партами.

Все ордера, вычерченные по тем простым и естественным размерам, которые приведены нами в настоящей книге, почти ничем не отличаются от образцов Виньолы: если иногда в размерах главных частей и получается разница, то лишь очень незначительная, выражающаяся в дробных частях парт. Но в тосканском ордере эта разница выражается несколько ощутительнее в размерах карниза. По нашим данным, три части тосканского карниза одинаковы по высоте, тогда как у Виньолы слезник значительно шире за счет поддерживающей и венчающей частей. Поэтому, если мы желаем приблизиться к образцам Виньолы, мы можем делать слезник тосканского ордера несколько (на-глаз) шире размеров, получающихся при нашем построении. Однако художественная критика относит к недостаткам тосканского ордера Виньолы именно слишком тяжелый слезник. Отступая от размеров Виньолы, мы тем самым исправляем указанный недостаток.

Составной частью искусства градостроения или «застывшей музыки», как часто называют зодчество, является Слово произошло от латинского выражения "ordo", что означает "строй, порядок". Это упорядоченная, доведенная до совершенства, опирающаяся на строгие расчеты и правила стоечно-балочная конструкция.

Возникновение тосканского ордера как архитектурной формы

Со времен древних средиземноморских цивилизаций до наших дней существуют 5 архитектурных ордеров. Были более поздние попытки создания французского и американского ордеров, но им не удалось стать вровень с классической пятеркой, представители которой отличаются друг от друга размерами и пропорциями, художественной трактовкой элементов, местом возникновения. Наряду с Элладой существовала Древняя Этрурия (современная Тоскана). Отсюда и название - ордер тосканский, но иногда его называют еще этрусским. Считается, что подарила миру три архитектурных типа - дорический, ионический и коринфский, а позднее возникли еще два - тосканский, или простой, и сложный, которые появились в Древнем Риме. Другие исследователи, например древнеримский архитектор и механик Витрувий, утверждают, что ордер тосканский представляет собой более древнюю, или архаичную, форму колонны дорического типа. Во всяком случае, об их родстве говорят определенная схожесть конструкций и планировок храмов, оба отличаются устойчивостью. Само второе название - «простой» - говорит о том, что ордер тосканский выделяется из всех своей незатейливостью и надежностью.

Пропорции и соотношения ордера

Что же представляет собой ордер вообще? Это представляющая собой комплекс, состоящий из пьедестала, колонны, несущих деталей и антаблемента - несомой части. Для всех пяти ордеров характерно данное построение, в каждом из которых все части соизмеримы между собой. Кроме того, существует деление на полный и неполный ордеры, в которых общая высота архитектурной конструкции состоит из 19 архитектурных обломов в первом случае и пяти - во втором. Распределяются они следующим образом:

Пьедесталу достаются 4 части общей длины;

Колонне достаются 12 частей;

Антаблементу, соответственно, три части.

Что касается неполного варианта, в котором отсутствует пьедестал, то распределение идет как четыре и одна часть. Интересны и составляющие самого антаблемента, который включает в себя три части: архитрав, фриз и карниз. Ордер тосканский отличается от своих собратьев еще и тем, что в его верхней несущей конструкции отсутствует фриз, средняя утопленная часть.

Особенности построения

Видимая внешняя простота полного варианта несколько обманчива. Эта архитектурная форма от цоколя до аттика насчитывает в себе 32 детали. Такие специфические понятия, как энтазис или утонение, модуль, парта, используются для того, чтобы рассчитать тосканский ордер, построение которого обосновано в труде «Об архитектуре» упомянутого выше Витрувия. И расчет, и построение отличаются сравнительной простотой, потому что все величины, применяемые для этого, кратны между собой. Так, модуль представляет собой радиус основания колонны, а ее высота насчитывает (у тосканского ордера) 7 диаметров, каждый из которых содержит 24 парты. На 1/3 высоты цилиндрическое тело колонны принимает коническую форму. Это и называется энтазисом.

Значение античных ордеров в архитектуре последующих времен

Все древнегреческие и древнеримские ордеры широко применялись в античной архитектуре. Ими отделывались фасады храмов и правительственных зданий, с их помощью возводились ротонды и открытые галереи. Собственно, только по ним и можно судить об архитектуре и декоративном искусстве древности. Затем на долгие времена интерес к ним был утерян и вновь стал проявляться в XV веке, в эпоху Возрождения. Не остались равнодушными к этим архитектурным формам барокко и классицизм. Одним словом, интерес к ним стал угасать лишь к концу XIX века. Тосканский ордер в архитектуре русского ампира занимал видное место. Многие православные храмы отделывались колоннами. Ярким представителем ампира в России был Карл Росси. И на улице его имени в Санкт-Петербурге, на фасадах других зданий Москвы, присутствуют архитектурные элементы времен Древней Греции и Рима. Они, по сложившейся традиции, символизируют величие духа и воинскую славу нации.

Колонна имеет базу; капитель, дорийская по форме, дополняется перехватом (шейкой, выемкой). Антаблемент состоит из двух лежащих рядом деревянных балок. Фриза нет, а роль карниза выполняет сильно свешивающаяся в виде навеса крыша. Вообще, по формам, это «архитравный» дорийский ордер с очень легкими пропорциями. Как на признак его дорийского происхождения можно еще указать на сходство между планами храмов тосканского ордера и древнейшими дорийскими планами.

Смешанные ордера

Рис. 229

Для завершения обзора мы считаем необходимым упомянуть о свободных сочетаниях ордеров, которыми пользовались древние, заимствуя их элементы у канонических типов.

Независимо от капителей смешанных форм, которые можно по желанию назвать ионийскими или коринфскими, в греческой архитектуре встречается ионийский и даже коринфский ордер, увенчанный дорийским фризом с триглифами.

Витрувий допускает применение триглифов в композициях коринфского ордера, и мы встречаемся с ними в азиатских памятниках эпохи упадка, в гробницах Петры. Что же касается применения триглифов в ионийском ордере, то уже в V в. мы находим этому пример в так называемом храме Эмпедокла в Селинунте (рисунок 230).

Такое же смешение мы наблюдаем и в гробнице Ферона в Акраганте, в одном из портиков Пергама и во многих памятниках Помпеи. При отсутствии триглифов в ионийском ордере колонны расставлены на равном расстоянии друг от друга; но с появлением триглифов последний промежуток между колоннами суживается (рисунок 188).

За пределами греческого мира ордера не только смешиваются, но часто являются носителями элементов, чуждых эллинскому искусству. По побережьям Сирии и Африки наряду с греческим влиянием продолжало удерживаться и финикийское, вследствие чего здесь греческие ордера усложняются примесью финикийских, т.е. египетских элементов. Впрочем, смешанные композиции подобного рода не лишены известного стиля изящества. Детали частей на рисунке 229 дают нам представление о некоторых из них.

A - представляет собой композицию, заимствованную из архитектуры африканского побережья – Медрасен, гробницы нумидийских царей. Остальные принадлежат архитектуре эпохи греческого влияния в Палестине; B – колонна в одном из входов в ограду Иерусалимского храма; C – антаблемент так называемой гробницы Авессалома. Фриз, расположенный в самом низу, взят из так называемой «Гробницы царей» в Иерусалиме.

На деталях A и C рисунка 229 отметим замену греческого карниза египетской выкружкой; B – капитель полуегипетской, полукоринфской формы. В «Гробнице царей» мулюры антаблемента ломаются под прямым углом, чтобы в виде наличника обойти вокруг портика.

Эти последние примеры достаточно ясно показывают, во что превращаются греческие ордера в странах, куда влияние Греции проникает лишь косвенными путями.

В греческих же колониях искусство сохранилось в такой же чистоте, как и в метрополии: там никогда не допускали примеси чуждых элементов. Оно видоизменилось лишь впоследствии, чтобы удовлетворить вкусам и потребностям Рима.

Глава «Тосканский ордер. Смешанные ордера» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L"Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.